Незадолго до праздника разбор словосочетания

Нужно распределить по группам (согласование, управление, примыкание) словосочетания

Нужно распределить по группам (согласование, управление, примыкание) словосочетания

одиннадцатый от конца, работавший в течении недели, красный от смущения, информация для размышления, кто то из гостей, какое то недоразумение, прибыл вовремя, свидание наедине, каждый из нас, что — нибудь интересное, желание нравиться, серебряный ключ, крайне неприятный, тридцать пятый вопрос, посмотрев неприветливо, вернутся с дискотеки, говорить улыбаясь, мечтать о чем — то, почерневший от пыли.

Незадолго до праздника, очень близко.

Вопрос Нужно распределить по группам (согласование, управление, примыкание) словосочетанияодиннадцатый от конца, работавший в течении недели, красный от смущения, информация для размышления, кто то из гостей?, расположенный на этой странице сайта, относится к
категории Русский язык и соответствует программе для 5 — 9 классов. Если
ответ не удовлетворяет в полной мере, найдите с помощью автоматического поиска
похожие вопросы, из этой же категории, или сформулируйте вопрос по-своему.
Для этого ключевые фразы введите в строку поиска, нажав на кнопку,
расположенную вверху страницы. Воспользуйтесь также подсказками посетителей,
оставившими комментарии под вопросом.

  1. Общие правила разбора

    1. Что необходимо знать для правильного выполнения синтаксического разбора?
    2. Типичные ошибки при синтаксическом разборе:
  2. Синтаксический разбор словосочетания

    1. План разбора
    2. Образец разбора
    3. Типы словосочетаний по главному слову
    4. Виды подчинительной связи в словосочетании

Общие правила разбора

Синтаксический разбор это анализ единиц синтаксиса, то есть словосочетания и предложения. При таком разборе выявляется строение данных синтаксических единиц, их типы, средства связи, которые в них используются.

Синтаксический разбор позволяет обобщить и систематизировать все имеющиеся сведения о словосочетании и предложении, помогает увидеть структуру синтаксических единиц, правила их построения, а значит, правильно расставлять знаки препинания, строить собственные высказывания без грамматических ошибок.

Для каждой синтаксической единицы: словосочетания, простого предложения, сложного предложения – выполняется отдельный вариант разбора.

Что необходимо знать для правильного выполнения синтаксического разбора?

  1. Распознавать различные виды и средства синтаксической связи.
  2. Знать характеристики словосочетаний и классификацию предложений, признаки и способы выражения всех членов предложения.
  3. Чётко различать двусоставные, виды односоставных и неполные предложения.
  4. Знать разновидности осложнённых предложений
  5. Знать классификацию сложносочинённых, сложноподчинённых и бессоюзных предложений.
  6. Распознавать средства связи в сложном предложении.

Типичные ошибки при синтаксическом разборе:

  1. Неправильное выделение словосочетания из состава предложения.
  2. Неверная характеристика типа сказуемого.
  3. Смешение частей речи и членов предложения.
  4. Неправильное определение видов односоставных предложений.
  5. Неразличение неполных и односоставных предложений.
  6. Смешение понятий простого и сложного предложения.
  7. Ошибки в характеристике способов осложнения простого предложения.
  8. Неверная характеристика типов сложного предложения.
  9. Неразличение союзов и союзных слов.

Среди заданий ЕГЭ есть задания на определение вида подчинительной связи в словосочетании, вида связи в сложном предложении, поэтому умение делать синтаксический разбор является очень важным в подготовке к ЕГЭ.

Синтаксический разбор словосочетания

Словосочетание это сочетание двух или более самостоятельных слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически. Слова в словосочетании связаны подчинительной связью, что означает наличие главного и зависимого слова (мы задаём вопрос от главного к зависимому). Средствами связи слов в словосочетании являются предлоги и окончания.

Примеры:

Сидел у моря, бежит по берегу, ласковым прибоем.

Словосочетание является «материалом», из которого строятся предложения.

Также можете прочитать про синтаксический разбор простого предложения и общий план с примерами разбора сложных предложений.

План разбора

  1. Выписать словосочетание из предложения.
  2. Поставить вопрос и определить главное и зависимое слово.
  3. Установить, какими частями речи являются главное и зависимое слова.
  4. Назвать тип словосочетания по главному слову.
  5. Определить вид подчинительной связи.

Образец разбора

В маленькой избушке мирно жила старушка с внучкой.

Синтаксический разбор словосочетанийВ избушке (какой?) маленькой.

  • существительное + прилагательное;
  • именное;
  • согласование.

(главное и зависимое слово согласуются в роде, числе и падеже: женский род, единственное число, предложный падеж; при изменении главного слова изменяется и зависимое: избушку маленькую, избушек маленьких и т. д.).

Жила (где? в чём?) в избушке.

  • глагол + предлог + существительное в предложном падеже;
  • глагольное;
  • управление.

(главное слово управляет зависимым, при изменении главного зависимое остаётся в том же падеже – в нашем случае в предложном, жил в избушке, жили в избушке, живёт в избушке и т. д.).

Жила (с кем?) с внучкой.

  • глагол + предлог + существительное в творительном падеже;
  • глагольное;
  • управление.

Жила (как?) мирно.

  • глагол + наречие;
  • глагольное;
  • примыкание.

(зависимое слово является неизменяемой частью речи, поэтому примыкает к главному, то есть присоединяется только по смыслу).

Типы словосочетаний по главному слову

Именное, когда в роли главного слова выступают следующие части речи:

Имя существительное, которое может распространяться:

  • прилагательным  (интересная книга, медленный танец, осенние листья);
  • существительным  (стакан молока, искры от костра, скульптура из дерева);
  • местоимением (моя комната, ваши слова, свой дом):
  • порядковым числительным (пятый класс, восьмое марта, двенадцатую ночь):
  • наречием (прогулка пешком, экскурсия верхом, движение напролом);
  • неопределённой формой глагола (мечта уехать, надежда выздороветь, желание помочь);
  • причастием (растущее дерево, спиленный тополь, улыбающийся ребёнок).

Имя прилагательное, способное распространяться:

  • именем существительным (бледный от болезни, красный от смеха, смуглый от загара);
  • местоимением (важный для всех, известный каждому, любимый нами);
  • наречием (очень весёлый, слишком откровенный, довольно старый);
  • неопределённой формой глагола (готов помочь, должен сказать).

Имя числительное с зависимым словом:

  • именем существительным (первый в строю, двое из ларца, один дома);
  • причастием (двое из вошедших, один из провожающих, первый попавшийся);
  • местоимением (трое из нас, первый из вас, два среди всех);
  • числительным (первый из восьми, четыре из пяти, один из ста);
  • наречием (второй справа, первый впереди, двое слева).

Местоимение с зависимым словом:

  • прилагательным (что-нибудь интересное, кто-то известный, нечто красивое);
  • причастием (кто-то кричащий, нечто волнующее, что-то грохочущее);
  • существительным (кто-то из учеников);
  • местоимением (каждый из них, всякий из вас).

Глагольное

Словосочетание с главным словом глаголом, который может иметь в качестве зависимых слов:

  • существительное (купить молока, сесть в поезд);
  • местоимение (узнать обо всём, рассказать ему);
  • наречие (громко петь, весело смеяться);
  • неопределённую форму глагола (просил написать, хочет увидеть);
  • деепричастие (ушёл не оглядываясь, рассказывал сидя).

Глагольными также являются словосочетания с главным словом, выраженным особыми формами глагола – причастием и деепричастием (потемневшие от гнева, надеясь на победу).

Наречное

Словосочетание с главным словом наречием, которое способно распространяться:

  • существительным (незадолго до отправления, поблизости от поезда);
  • местоимением (далеко от меня, близко от нас);
  • другим наречием (слишком мало, очень тяжело).

Виды подчинительной связи в словосочетании

  1. Согласование – уподобление зависимого слова главному в общих для них грамматических категориях.

    Примеры:

    жёлтая краска (согласование в роде, числе и падеже), яркие звёзды – (согласование в числе и падеже).

  2. Управление – постановка зависимого слова в определённом падеже (без предлога или с предлогом).

    Примеры:

     

    вязала свитер, вязала из ниток, вязала с удовольствием, вязала спицами.

  3. Примыкание – присоединение интонационно и порядком слов при неизменяемом зависимом слове.

    Примеры:

    говорил улыбаясь, очень громко.

Важно! Не являются словосочетаниями!

  • грамматическая основа предложения (я возмутился);
  • сочетание знаменательного и служебного слов (около дома);
  • однородные члены (лёд и вода);
  • сложные формы будущего времени и сравнительной степени (буду искать, более мощный);
  • фразеологизмы (водить за нос, спустя рукава).

Умение вычленять из предложения словосочетания, правильно ставить вопросы от главного слова к зависимому поможет при выполнении синтаксического разбора предложения.

Что такое синтаксический разбор словосочетания? Как делается?

Содержание:

Словосочетание — начальная единица синтаксиса как верхнего яруса языковой системы. Структура его — объединение двух знаменательных слов на основе подчинительной связи. Лексически она выражена вопросом от главного члена к зависимому, грамматически — наличием или отсутствием предлога и изменением окончания.

Лучший юмористический канал: анекдоты, приколы, юмор и куча ржачных видео

Как делается синтаксический разбор словосочетания?

Синтаксический разбор словосочетания подразумевает следующие шаги:

  1. Выделить конструкцию из предложения
  2. Указать главное и зависимое слова, их частеречную принадлежность
  3. Определить тип
  4. Назвать вид подчинительной связи

Как правильно разобрать словосочетание?

Разбор словосочетания начинается с выделения его в предложении. Для этого надо помнить, какие структуры не относятся к словосочетаниям: это грамматическая основа — подлежащее и сказуемое; однородные члены, так как они равноправные единицы; сочетание слова и предлога; фразеологизмы; составные грамматические формы, например, сложное будущее время глагола или степени сравнения (более быстрый).

Синтаксический разбор словосочетания, примеры которого встречаются в школьной практике, предполагает письменное обозначение его строения, то есть из слов какой морфологической принадлежности оно состоит.

  • Например, лунный свет — прил. + сущ., бежал по дороге — глагол + существительное.

Что такое синтаксический разбор словосочетания в пункте 3 плана разбора — рассмотрим подробнее. В зависимости от морфологических характеристик главного слова выделяются три типа конструкций:

  1. Именные — с главным элементом именем существительным (лист березы), прилагательным (белый от страха), числительным (пять человек) и местоимением (кто-то из присутствующих)
  2. Глагольные — в них вопрос ставится от глагола к другим частям речи: пойду погулять, читать роман, поступить по справедливости
  3. Наречные — центральным словом является наречие: глупо до смешного, близко от трассы

Узнаем, как разобрать словосочетание в зависимости от типа подчинительной связи: согласование, управление, примыкание. У каждого из них есть свои признаки и средства отличия.

Какие виды существуют? Какие между ними сходства и какие между ними различия?

Грамматически связь между словами оформляется изменением или неизменением зависимой части. Поэтому грамматический разбор словосочетания связан с характеристиками подчинения. Рассмотрим их:

  • Согласование — тип подчинительной связи, при которой зависимое слово встает в ту же форму рода, числа, падежа, что и главное. Отвечает на вопрос: какой? При изменении главного подчиняющееся слово приобретает те же характеристики: красный мак (оба слова—в ед.ч., м.р., Им.п.) — красному маку (ед.ч., м.р., Дат.п.) Согласуются: прилагательные, полные причастия, порядковые числительные, местоимения, отвечающие на вопрос: какой?
  • Управление — зависимая языковая единица стоит в одной и той же падежной форме, отвечает на падежный вопрос и не меняется вслед за центральным словом: иду по улице, идем по улице. При этом в другом сочетании форма изменится: восхищаюсь улицей, строят на улице и т. д. Становятся управляемыми: существительные, местоимения, указывающие на лицо или предмет.
  • Примыкание — грамматическая связь только по смыслу, так как в роли подчиненного слова выступает неизменяемая часть речи: наречие (очень испугался), деепричастие (читаю склонившись), инфинитив (мечта поступить), сравнительная степень наречия (решает быстрее), притяжательные местоимения его, ее, их (его вопрос).

Примеры разбора словосочетания различаются по наполнению. В школьной практике указываются основные характеристики этой конструкции. Синтаксический разбор словосочетания обязательно включает указание модели и морфологической принадлежности, типа подчинительной связи.

Приведем пример синтаксического разбора глагольного словосочетания отвечать на вопрос:

  1. Глагол в инфинитиве + существительное; связь выражена предлогом и нулевым окончанием
  2. Глагольное
  3. Управление, зависимая часть — существительное среднего рода в ед. ч., Вин. падеже

При углубленном изучении русского языка содержание того, что значит синтаксический разбор словосочетания, расширяется. Например, выделяются категории свободных и связанных единиц. Последними называются словосочетания, играющие роль одного члена предложения. Например, выполняя синтаксический разбор словосочетания множество слов в предложении Множество слов русского языка имеют синонимы — укажем, что оно несвободное.

Как сделать синтаксический разбор словосочетания, если требуется указать смысловые отношения между его частями? Назовем три типа отношений:

  1. определительные (значение признака)
    • смешной клоун, яркие цветы, агрессивная толпа
  2. объектные (связь действия и предмета)
    • убирать посуду, лечить людей, прочитавший роман
  3. обстоятельственные (характеристика действия)
    • смотреть пристально, далеко уехать, сделать назло

Вопрос, как делать синтаксический разбор словосочетания, связан с обязательным учетом его семантики и типа взаимоотношений между компонентами.

Синтаксический разбор. Образец разбора словосочетания

Общие правила разбора

Синтаксический разбор позволяет обобщить и систематизировать все имеющиеся сведения о словосочетании и предложении, помогает увидеть структуру синтаксических единиц, правила их построения, а значит, правильно расставлять знаки препинания, строить собственные высказывания без грамматических ошибок.

Для каждой синтаксической единицы: словосочетания, простого предложения, сложного предложения – выполняется отдельный вариант разбора.

Что необходимо знать для правильного выполнения синтаксического разбора?

  1. Распознавать различные виды и средства синтаксической связи.
  2. Знать характеристики словосочетаний и классификацию предложений, признаки и способы выражения всех членов предложения.
  3. Чётко различать двусоставные, виды односоставных и неполные предложения.
  4. Знать разновидности осложнённых предложений
  5. Знать классификацию сложносочинённых, сложноподчинённых и бессоюзных предложений.
  6. Распознавать средства связи в сложном предложении.

Типичные ошибки при синтаксическом разборе:

  1. Неправильное выделение словосочетания из состава предложения.
  2. Неверная характеристика типа сказуемого.
  3. Смешение частей речи и членов предложения.
  4. Неправильное определение видов односоставных предложений.
  5. Неразличение неполных и односоставных предложений.
  6. Смешение понятий простого и сложного предложения.
  7. Ошибки в характеристике способов осложнения простого предложения.
  8. Неверная характеристика типов сложного предложения.
  9. Неразличение союзов и союзных слов.

Среди заданий ЕГЭ есть задания на определение вида подчинительной связи в словосочетании, вида связи в сложном предложении, поэтому умение делать синтаксический разбор является очень важным в подготовке к ЕГЭ.

Синтаксический разбор словосочетания

Словосочетание является «материалом», из которого строятся предложения.

План разбора

  1. Выписать словосочетание из предложения.
  2. Поставить вопрос и определить главное и зависимое слово.
  3. Установить, какими частями речи являются главное и зависимое слова.
  4. Назвать тип словосочетания по главному слову.
  5. Определить вид подчинительной связи.

Образец разбора

В избушке (какой?) маленькой.

  • существительное + прилагательное;
  • именное;
  • согласование.

(главное и зависимое слово согласуются в роде, числе и падеже: женский род, единственное число, предложный падеж; при изменении главного слова изменяется и зависимое: избушку маленькую, избушек маленьких и т. д.).

  • глагол + предлог + существительное в предложном падеже;
  • глагольное;
  • управление.

(главное слово управляет зависимым, при изменении главного зависимое остаётся в том же падеже – в нашем случае в предложном, жил в избушке, жили в избушке, живёт в избушке и т. д.).

  • глагол + предлог + существительное в творительном падеже;
  • глагольное;
  • управление.

(зависимое слово является неизменяемой частью речи, поэтому примыкает к главному, то есть присоединяется только по смыслу).

Типы словосочетаний по главному слову

Имя существительное, которое может распространяться:

  • прилагательным (интересная книга, медленный танец, осенние листья);
  • существительным (стакан молока, искры от костра, скульптура из дерева);
  • местоимением (моя комната, ваши слова, свой дом):
  • порядковым числительным (пятый класс, восьмое марта, двенадцатую ночь):
  • наречием (прогулка пешком, экскурсия верхом, движение напролом);
  • неопределённой формой глагола (мечта уехать, надежда выздороветь, желание помочь);
  • причастием (растущее дерево, спиленный тополь, улыбающийся ребёнок).

Имя прилагательное, способное распространяться:

  • именем существительным (бледный от болезни, красный от смеха, смуглый от загара);
  • местоимением (важный для всех, известный каждому, любимый нами);
  • наречием (очень весёлый, слишком откровенный, довольно старый);
  • неопределённой формой глагола (готов помочь, должен сказать).

Имя числительное с зависимым словом:

  • именем существительным (первый в строю, двое из ларца, один дома);
  • причастием (двое из вошедших, один из провожающих, первый попавшийся);
  • местоимением (трое из нас, первый из вас, два среди всех);
  • числительным (первый из восьми, четыре из пяти, один из ста);
  • наречием (второй справа, первый впереди, двое слева).

Местоимение с зависимым словом:

  • прилагательным (что-нибудь интересное, кто-то известный, нечто красивое);
  • причастием (кто-то кричащий,нечто волнующее, что-то грохочущее);
  • существительным (кто-то из учеников);
  • местоимением (каждый из них, всякий из вас).
  • существительное (купить молока, сесть в поезд);
  • местоимение (узнать обо всём, рассказать ему);
  • наречие (громко петь, весело смеяться);
  • неопределённую форму глагола (просил написать, хочет увидеть);
  • деепричастие (ушёл не оглядываясь, рассказывал сидя).

Глагольными также являются словосочетания с главным словом, выраженным особыми формами глагола – причастием и деепричастием (потемневшие от гнева, надеясь на победу).

  • существительным (незадолго до отправления, поблизости от поезда);
  • местоимением (далеко от меня, близко от нас);
  • другим наречием (слишком мало, очень тяжело).

Виды подчинительной связи в словосочетании

  1. Согласование – уподобление зависимого слова главному в общих для них грамматических категориях.
  • грамматическая основа предложения (я возмутился);
  • сочетание знаменательного и служебного слов (около дома);
  • однородные члены (лёд и вода);
  • сложные формы будущего времени и сравнительной степени (буду искать, более мощный);
  • фразеологизмы (водить за нос, спустя рукава).

Умение вычленять из предложения словосочетания, правильно ставить вопросы от главного слова к зависимому поможет при выполнении синтаксического разбора предложения.

Ольга! Спасибо огромное за такой подробный разбор сложного предложения. Завела папку для сына, мы на пару разбирались с вашими рекомендациями, распечатали и вложили в папку. Она у нас особая: сын воспринимает только те правила, над которыми работал сам, а не слушал от учителя. Справочные сайты нам не подходят — они либо слишком сухие, либо слишком адаптированные под ленивый школьный ум:). У вас — тот же урок, но самостоятельного изучения. Сын горд, что переварил все, что вы здесь дали)). Удачи вам, будем вашими читателями.

Решил проверить, что же я помню со времён школьной скамьи? Да, должен признаться, что-то да позабыл, но с вашей подробной статьёй всё себе вновь напомнил. Спасибо большое. Теперь, если дети будут обращаться ко мне за помощью с домашним заданием, смогу им и помочь, и объяснить. Ещё не раз буду обращаться к вашему сайту, к вашим статьям.

Спасибо, Михаил. Очень рада, что сайт Вам помог.

Огромное спасибо за Ваш труд и готовность делиться своими открытиями. Неоценимый материал для себя нашла в разделе «Работа с одаренными детьми»

Рада, что Вам что-то пригодилось. Удачи в работе!

Ольга Анатольевна, помогите, пожалуйста, правильно выделить словосочетания из предложения:

Лесная мышь свила гнездо из травинок и стебельков.
Свила (из чего?) из травинок или Гнездо (из чего?) из стебельков.

Спасибо.

Свила (что?) гнездо, гнездо (какое?) из травинок; во втором словосочетании зависимое слово является несогласованным определением.

Сайт достаточно молодой и только начинает развиваться. Поэтому буду благодарна, если вы выскажете свое мнение. Полезным ли оказался ваш визит сюда? Если не нашли нужного материала, поделитесь, учту в дальнейшей работе.

Уважаемая Ольга Анатольевна! Большое вам …

Простым и понятным языком очень доступно …

Нет, не безличное, это двусоставное пред …

Рада помочь, пользуйтесь, желаю успеха!

Отличный материал. Наглядно и почти исче …

Здравствуйте, уважаемый гость! Я рада приветствовать вас на своем сайте. Надеюсь, что Вы сможете здесь найти для себя интересный и полезный материал. Если есть предложения или вопросы, пишите, буду рада общению, обмену идеями.

С ув. Ольга Дьяченко.

Все материалы на сайте защищены авторским правом. При копировании или использовании обязательна активная ссылка на источник с оригиналом статьи.

На сайте используются авторские картинки, а также фото, взятые из открытых источников. Если какое-то изображение используется мной с нарушением Ваших авторских прав, прошу сообщить об этом по обратной связи, проблема будет устранена.

Разбор простого и сложного словосочетания

План синтаксического разбора словосочетания:

  1. Выделить словосочетание из предложения.
  2. Найти главное и зависимое слова, указать, какими частями речи они выражены, поставить вопрос от главного слова к зависимому.
  3. Определить тип словосочетания (глагольное, именное или наречное).
  4. Определить способ подчинительной связи (согласование, управление, примыкание) и указать, чем она выражена (окончанием зависимого слова, окончанием и предлогом, только по смыслу).

Вид связи можно определить по вопросу:

какой? чей? (кроме неизменяемых притяж. мест. его, ее, их) – согласование;

падежные вопросы косвенных падежей: кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чем? (в словосочетаниях могут встречаться различные предлоги, которые являются формальным признаком управления) – управление;

где? куда? когда? откуда? почему? зачем? как? — примыкание.

  1. Определить смысловые отношения между главным и зависимым словом (определительные, объектные, обстоятельственные).

Словосочетание — это сочетание двух (или более) самостоятельных слов, связанных между собой подчинительной связью по смыслу и грамматически: читать книгу, теплый день.

Словосочетания называют предметы, действия, признаки и т.д., но более точно, более конкретно, чем слова: читать — читать вслух, ручка — шариковая ручка, быстро — очень быстро.

Словосочетание состоит из главного и зависимого слова.

Слово, которое называет предмет, признак, действие и т.д., называется главным.

Слово, которое поясняет, распространяет главное, называется зависимым.

От главного слова к зависимому можно задать вопрос.

Главное слово при разборе словосочетания принято отмечать крестиком.

Не являются словосочетаниями следующие сочетания слов:

1. Сочетание подлежащего и сказуемого, так как это предложение: Магазин закрыт; День жаркий; Поезд прибывает.

2. Ряд однородных членов предложения, так как они связаны сочинительной связью (т.е. равноправны): книги, газеты, журналы; лёгкий, но тёплый; то дождь, то снег.

3. Сочетание служебного слова со знаменательным, так как это словоформа: около дома (около — предлог), тоже пришёл (тоже — союз), словно во сне (словно — частица).

4. Составные формы слов: буду заниматься, более интересный, самый умный.

5. Фразеологические обороты, так как в них слова утрачивают своё лексическое значение, их можно заменить одним словом-синонимом: бить баклуши (= бездельничать), водить за нос (= обманывать).

Слова в словосочетании связаны по смыслу и грамматически:
Смысловая связь слов в словосочетании устанавливается по вопросам, которые ставятся от главного слова к зависимому:

Грамматическая связь слов в словосочетании выражается с помощью окончания или окончания и предлога:

— ×——————↓ ×———————↓
рабочее (какое?) место, рассказать (о чём?) о поездке.

Виды словосочетаний

А. В зависимости от того, какой частью речи выражено главное слово, словосочетания делятся на три группы:

  1. Именными словосочетаниями называются такие, в которых главное слово выражено:

существительным : майский день, разбитая ваза, седьмой дом, наш двор, капли дождя, желание понять, езда верхом;

прилагательным : полезный детям, интересный для меня, абсолютно неизвестный, способный простить;

числительным : три товарища, пятеро из нас;

местоимением : что-нибудь важное, что-то невероятное, некоторые из них.

  1. Глагольными называются словосочетания, в которых главное слово выражено

глаголом : выйти на улицу, говорить правду, умножить на пять, громко смеяться, идти подпрыгивая;

причастием : сообщивший родным, подъехавший к пристани, беседующий с друзьями, громкоговорящий;

деепричастием : читая газету, остерегаясь простуды, прося помощи, предложив вернуться.

  1. Наречными называются словосочетания, в которых главное слово выражено

наречием: весьма удачно, по-прежнему интересно, налево от дома, незадолго до рассвета, где-нибудь во дворе.

Б. По характеру смысловых отношений выделяются три группы словосочетаний (по аналогии с второстепенными членами предложения):

  1. Определительные словосочетания обозначают предмет и его признак:глубокая река, весёлое настроение, лесные цветы.
  2. Объектные словосочетания указывают на действие и предмет, на который оно переходит: подметать пол, написавший записку, копая колодец, положить на стол, чтение книги.
  3. Обстоятельственные словосочетания указывают на действие и его признак: хорошо выспаться, говорить тихо, высоко подпрыгнуть.

В. По количеству компонентов выделяются две группы словосочетаний:

  1. Простые словосочетания состоят из двух знаменательных слов: заниматься спортом, новый ученик, рассматривать фотографии.
  2. Сложные словосочетания состоят из трёх и более знаменательных слов и образуются в результате распространения слова целым словосочетанием или распространением словосочетания другим словом: выполнение домашнего задания (слово выполнение распространено словосочетанием домашнее задание), новый ежемесячный журнал (словосочетание ежемесячный журнал распространено словом новый); читать книгу — читать интересную книгу — читать очень интересную книгу — долго читать очень интересную книгу.

Г. По степени спаянности компонентов:

  1. Синтаксически свободные словосочетания— результат свободного объединения двух самостоятельных слов, каждое из которых обладает полноценным лексическим значением. В таких словосочетаниях главное слово является главным и грамматически, и по смыслу, а зависимое уточняет значение главного в том или ином отношении. Каждый из компонентов свободного словосочетания в предложении является отдельным членом предложения. Свободные словосочетания легко разлагаются на составные части: контрольная работа, задачник по математике, работать круглосуточно.
  2. Синтаксически несвободные (цельные) словосочетания— это соединение слов, в котором грамматически зависимое слово является главным по смыслу, а грамматически главное слово является недостаточным с точки зрения семантики (информации). Синтаксически несвободные словосочетания не разлагаются на составные части. В предложении синтаксически цельные словосочетания являются одним членом предложения: два дома, несколько студентов, мало времени.

Модели несвободных (цельных) словосочетаний:

  1. Количественно-именные словосочетания. В них главное слово обозначает количество (число, объём, размер), но не имеет предметного значения, а зависимое — слово с предметным значением в родительном падеже: три карандаша, двое ребят, столько людей, много машин, множество книг.
  2. Словосочетания со значением избирательности.
    В них главное слово — местоимение или числительное, зависимое — существительное или местоимение в родительном падеже с предлогом «из»:один из нас, каждый из присутствующих, некоторые из учеников, кто-то из ребят.
  3. Словосочетания с метафорическим значением. Главное слово употреблено в переносном значении и называет то, на что похож предмет, зависимое слово — прямое название предмета:серп месяца, шапка кудрей, зеркало реки, пламень уст (С. Есенин), листьев медь (С. Есенин), костёр рябины (С. Есенин).
  4. Словосочетания со значением неопределённости. Главное слово — неопределённое местоимение, зависимое — согласуемое прилагательное, причастие: что-то неприятное, кто-то незнакомый, некто сидящий.
  5. Словосочетания со значением совместности. Такие словосочетания называют равноправных участников совместного действия. Главное слово — существительное или местоимение в именительном падеже, зависимое — существительное в творительном падеже с предлогом «с»: брат с сестрой, Коля с товарищем, мы с приятелем. Словосочетания, построенные по такой модели, являются цельными только в роли подлежащего и только в том случае, если сказуемое стоит во множественном числе: мама с дочкой готовили обед; Николай с Денисом ходили в лес.Если подлежащее стоит в единственном числе, словосочетание является свободным:отец с сыном пошёл в зоопарк (подлежащее — отец, с сыном — дополнение).
  6. Контекстуально-цельные словосочетания. Цельность их возникает только в контексте предложения или сложного словосочетания:умный человек сумеет разобраться в этом;девушка с голубыми глазами, человек высокого роста.
  7. Словосочетания в составных сказуемых, включающие в себя вспомогательные глаголы, глаголы-связки или другие вспомогательные компоненты: Он начал рассказывать о приключениях в джунглях Амазонки; Мы хотим вам помочь; Она выглядела усталой.

источники:

http://olgadyachenko.ru/sintaksicheskij-razbor-slovosochetanij.html

http://grammatika-rus.ru/glavnaya/sintaksicheskij-razbor/razbor-slovosochetaniya/

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Незадолго до праздника вид словосочетания
  • Незадолго до праздника вид подчинительной связи
  • Незабываемые новогодние праздники
  • Незабываемая атмосфера праздника
  • Незабудка символ праздника день матери