Незадолго до праздника вид подчинительной связи

Работа по теме: РУССК 3 2009_10. Глава: Несвободные сочетания. ВУЗ: ЮФУ.

Несвободные сочетания

В
зависимости от степени спаянности слов,
образующих словосочетание, различаются
свободные
и несвободные
(цельные) словосочетания.

В
синтаксически свободных
словосочетаниях

главное и зависимое слово равноправно
и достаточно полно проявляют своё
лексическое значение, свободно сочетаются
друг с другом. Каждый компонент таких
словосочетаний является самостоятельным
членом предложения.

В
несвободных
словосочетаниях

главное слово лексически ослаблено, а
основную смысловую нагрузку несёт
зависимое слово. В предложении такие
словосочетания выступают как один член
предложения, так как грамматически
главное слово необходимо, чтобы
обеспечить связь в предложении, а
зависимое слово в таком словосочетании
обеспечивает смысловую цельность.
Например, в предложении Навстречу
нам вышла девушка
с
голубыми глазами

главное слово выделенного словосочетания
глазами,
но без зависимого слова этого словосочетания
голубыми
предложение бессмысленно, следовательно,
выделенное словосочетание является
несвободным.

Наиболее
употребительны следующие виды несвободных
словосочетаний:


количественно-именные сочетания, в
качестве главного слова выступают
числительные или существительные со
значением меры, совокупности, объёма и
пр.: три
дня, сотни дорог
,
ряд
вопросов
,
часть
книг
,
много
лет,
литр
молока
;


словосочетания, образуемые существительными
с отвлечённым значением типа вид,
дело, род, вещь
:
виды
услуг, род деятельности, стоящее дело;


сочетания с выделительным значением
(один
из нас, кто-нибудь из старших);


определительные сочетания:
говорить
громким
голосом
;
Собачка

английской породы
залаяла
и побежала навстречу;


сочетания связки (глагола или краткого
прилагательного) и инфинитива: Она
хочет
остаться

здесь – кто ей
может
запретить
;
Я
рад
нашей
встрече;
Дерзкая мысль
сделаться
писателем

поминутно приходила мне в голову;


словосочетания с общим значением
совместности, в схему которых входит
предлог с:
нам
с матерью

дали комнату;
брат
с сестрой

остались дома.

Названия,
термины, фразеологизмы и другие устойчивые
сочетания также являются несвободными
и выступают в роли одного члена
предложения: Отец
работал на
железной
дороге
;
Судно потерпело крушение в
Бискайском
заливе
;
Не слыхал, чтобы такие
стреляные
воробьи
,
такие
тёртые
калачи

исправлялись; Поезд
сделал
остановку

(= остановился); Наша команда
одержала
победу

(=победила).

Виды подчинительной связи

В
подчинительном словосочетании зависимое
слово подчиняется главному по способу
согласования,
управле­ния

или примыкания.

  • Согласование
    – вид
    подчинительной связи, при которой
    зависимое слово согласуется с главным
    в роде, числе и падеже, при постановке
    главного слова в какую-либо другую
    форму зависимое также меняет форму:
    глубокий
    снег – глубокого снега
    ;
    красавица
    дочка – красавицей дочкой.

ГЛАВНОЕ СЛОВО

ЗАВИСИМОЕ СЛОВО

имя
существительное (любое слово в значении
существительного): яркий
свет

ваше
будущее

  1. имя
    прилагательное: дальние
    страны,
    дальних
    стран;

  2. порядковое
    числительное: третий
    сын,
    третьим
    сыном;

  3. числительное
    один;
    количественное и собирательное
    числительное (в косвенных падежах):
    двумя
    часами, о
    троих
    братьях;

  4. местоимение:
    твой
    дом,
    весь
    город, к
    тому
    берегу;
    каждому
    слову,
    который
    год;

  5. причастие:
    мечтающая
    о счастье девушка;

  6. существительное
    (согласованное приложение): сестрой-ябедой

В
предложении слова, согласующиеся с
главным словом, являются согласованными
определениями.

В
предложении, как правило, зависимое
слово-определение стоит перед главным.

Согласованное
определение, выраженное существительным,
называется приложением.

  • Управление
    – вид
    подчинительной связи, при которой
    зависимое слово в словосочетании
    ставится в определенной падежной форме,
    той, которую требует главное слово:
    нарезать
    (что?) хлеб

    – глагол требует от существительного
    формы винительного падежа; любовь
    (к чему?) к родине

    – главное существительное требует от
    зависимого формы дательного падежа с
    предлогом.

Главными
словами
в
словосочетаниях с этим видом связи
могут быть все знаменательные части
речи.

Зависимыми
при управлении могут быть части речи,
изменяемые по падежам:

ГЛАВНОЕ СЛОВО

ЗАВИСИМОЕ СЛОВО

Все самостоятельные
части речи:

Части речи,
изменяющиеся по падежам

глаголы
любоваться
природой,

причастия
читающий
книгу,

деепричастия
глядя
на ребенка

существительное
(и другие части речи в значении
существительного)
отрезали
(от чего?)
от
куска
(Род.
п.)

местоимения
увидел
(кого?)
кое-кого
(В. п.)

числительные
прибавить
(к чему?)
к
двум
(Д.
п.)

наречия
далеко
до вас

существительные
приезд
отца

Местоимения
мы
с братом поссорились

прилагательные
похожий
на мячик;
доволен
сыном

числительные
два
дерева,
трое
друзей

В
предложениях
управляемые слова бывают дополнениями
(Я прочитал
книгу),
обстоятельствами (Брат
положил нож
на
стол
),
несогласованными определениями (опушка
леса)
и именной частью составного сказуемого.

Управление
может быть беспредложным
(се­ять
хлопок, помогать другу)

и предложным
(се­ять без удобрений, помогать в
беде).

В
сочетаниях количественного
или собирательного числительного в
именительном

совпадающим с ним винительном) падеже
и существительного

главным словом является числительное,
существительное стоит в форме родительного
падежа, тип связи – управление: пять
тетрадей, два окна, четыре студентки,
двадцать три тигра, трое приятелей.

В
остальных падежах главным словом
становится существительное, зависимым
– числительное, тип связи – согласование
(согласуется с существительным в падеже):
В пяти
тетрадях

стояли оценки; присмотрись
к
этим
двум
окнам
;
встретить
четырёх
студенток
;
описание
двадцати
трёх тигров
,
забыл
о
троих приятелях
.

  • Примыкание
    – вид подчинительной, при которой
    подчинённость главному слову носит
    лишь смысловой характер, т.е. от главного
    слова к зависимому можно задать
    какой-либо вопрос (жил
    (как?)
    весело).

Зависимыми
при примыкании могут быть только
неизменяемые знаменательные слова или
формы, не обладающие способностью
согласования (не изменяющиеся по родам,
числам и падежам):

  • наречия
    (ездил
    верхом);

  • глаголы
    в форме инфинитива (Желание
    победить
    овладело им
    );

  • деепричастие
    (Он шел не
    оглядываясь
    );

  • неизменяемые
    прилагательные (цвет
    хаки,
    юбка
    беж);

  • прилагательные
    в сравнительной степени (чай
    покрепче);

  • притяжательные
    местоимения его,
    её, их

    (его
    дочь).

  • существительные
    – несогласованные приложения
    газете
    «Известия»,
    городом
    Рио-де-Жанейро)

Внимание!
Притяжательные местоимения 1-го и 2-го
лица мой,
твой, ваш, наш

связываются с главным словом по способу
согласования, то есть изменяются по
родам, числам и падежам: моя
книга, твоему отцу, в нашем дворе, в ваших
письмах, наша школа
.
Притяжательные местоимения 3-го лица
его, её, их
являются неизменяемыми по числам родам
и падежам: её
книга, её учебник, её письма, в её глазах,
их стремление,
поэтому
связаны с главным словом по способу
примыкания.

Как определить
вид связи?

вершины
Кавказа

Чтобы
определить вид связи в словосочетании,
необходимо:


найти главное и зависимое слово:
вершины
(чего?) Кавказа
,
зависимое слово – Кавказа;


выяснить, какой частью речи является
зависимое
слово
:
Кавказа
– существительное в форме родительного
падежа.

Зависимое
слово – падежная форма, вероятно, вид
связи – управление. Проверим наше
предположение. Если это действительно
управление, при изменении форм главного
слова зависимое останется в том же
падеже: вершины
Кавказа,
вершинами
Кавказа,
вершин
Кавказа.
Падеж зависимого слова остался
неизменным, следовательно, вид связи
управление.

лишних
проблем

Находим
главное и зависимое слово: проблем
(каких?) лишних.

Зависимое
слово – лишних,
прилагательное в форме множественного
числа родительного падежа.

Вероятно,
тип связи – согласование.

Не
забывайте, что при согласовании очень
часто зависимое слово предшествует
главному!

Проверим
предположение. Если это действительно
согласование, то при изменении главного
слова зависимое будет повторять его
форму: проблем
(каких?) лишних, проблемы (какие?)
лишние, проблемами (какими?) лишними.

Зависимое слово полностью повторяет
форму главного. Это действительно
согласование.

сестра-врач

Это
также согласование,
в этом случае решающим признаком
является то, что зависимое слово
повторяет при изменении формы главного
слова (падеж и число): сестре-врачу,
сестрой-врачом.

приехать
издалека

Находим
главное и зависимое слово: приехать
(откуда?) издалека
.
Зависимое слово – наречие, неизменяемая
часть речи. Следовательно, вид связи
примыкание.

желание
работать

Находим
главное и зависимое слово: желание
(какое?) работать. Для зависимого слова
работать
не характерны
такие признаки, как род, падеж или
число. Следовательно, вид связи –
примыкание.

Упражнение
185.
Укажите номера предложений, в которых
выделенные слова образуют словосочетание.

  1. Небо
    стало зав_лакиват(?)ся (не)то
    тучами, (не)то туманом
    .

  2. От
    природы дано
    человеку

    всё живое любить и жалеть.

  3. Мало(по)малу
    западный ветер
    стал затихать
    .

  4. Кругом
    подножия кумира безумец бедный обошёл.

  5. По
    мере приближения

    к водоразделу лес становился глуше.

  6. Ветер
    по морю гуляет и кораблик
    подгоняет
    .

  7. Сте(н,нн)ые
    часы пробили
    оди(н,нн)адцать
    ,
    когда Владимир положил письма в к_рман.

  8. В
    детстве всё было другим и в тысячу раз
    более
    загадочным
    .

  9. Эта
    тоска у него вылилась в мечту
    купить
    себе
    усад_бку.

  10. (В)течени_
    следующ_й недел_
    я не видел Зинаиды.

  11. Ерофей
    усмехнулся и утвердительно
    кивнул

    головой.

  12. Дыш_т
    утро
    в окошко
    твоё.

  13. Рад_вал
    сердце редкий обоз, к_р_ван
    или
    одинокий путник.

  14. Теперь
    я буду
    обращаться

    к вам за советом и помощью.

  15. Пускай
    она поплачет!

Упражнение 186.
Укажите,
к какой части речи относятся главное и
зависимое слово в следую­щих
словосочетаниях. Определите вид связи.

некоторые
вопросы

теория
перевода

многие черты

весь день

стремление
преодолеть

тридцать
третий пункт

интересовать
читателя

интересный
переводчику

чей-то перевод

его талант

освободиться от
забот

свободный
от забот

увидеть кого-нибудь

далеко от родных

исполненный
вовремя

главная
авеню

двумя руками

две руки

параллельно
с изучением

сгоревший дотла

начинающийся
процесс

одна строка

наперекор стихии

смелый
в решениях

решать смело

пятый
по счету

фактически
выполненный

новая
знаменитость

подняться на
вершину

большая
радость

долго спорить

встретить
чужого

разговориться
кстати

пойти дальше

свои обязанности

добиться
успеха

учиться рисовать

бегло читать

заячьи следы

повернуть
налево

кофе
по-турецки

незадолго
до праздника

очень неожиданно

каждый
из присутствую­щих

шагать
с винтовкой

весьма
занимательный

ждать терпеливо

любитель
природы

туск­неющая
на глазах

всеми
любимый

уважаемый врач

увлекающаяся
натура

какого-то
незнакомца

сверкая на снегу

говорить
заикаясь

говорить
с запинкой

жить вдалеке

слишком
далеко

поехал учиться

легкий
дымок

очень стараться

пахнуть
дымком

умытой листвой

кто-то из гостей

Упражнение
187.
Запишите
номера словосочетаний с указанным видом
связи.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

1. Определите вид подчинительной связи слов в словосочетаниях а) согласование б) управление в) примыкание 1?

Русский язык | 10 — 11 классы

1. Определите вид подчинительной связи слов в словосочетаниях а) согласование б) управление в) примыкание 1.

Нелегкая судьба 2.

Замереть от восхищения 4.

Очень обаятельный 5.

Свинцовыми тучами 6.

Мечты о будущем 7.

Сказать назло 10.

Любой из нас 11.

Прибыть вовремя 12.

Умение слушать 13.

Говорить улыбаясь 14.

Заслуга поколения 15.

Военное положение 16.

Побледнеть от волнения 17.

Пожелтевших листьях 18.

По — детски наивно 19.

Сапоги из замши 20.

Краснея от смущения 21.

Тост за здоровье 22.

Посмотрев неприветливо 23.

Почерневший от времени 24.

Мечтать о чем — то 25.

Прибыть вовремя 26.

Поездка в Америку 27.

Глубокое кресло 28.

Звонить ежедневно 29.

Очень любопытный 32.

Остаться навсегда 33.

Постукивать карандашом 34.

Просмотревший бегло 35.

Очень близко 36.

С первого взгляда 37.

Свидание наедине 38.

Что — нибудь интересное 39.

Мучиться от безделья.

СОГЛАСОВАНИЕ, УПРАВЛЕНИЕ, ПРИМЫКАНИЕ ?

СОГЛАСОВАНИЕ, УПРАВЛЕНИЕ, ПРИМЫКАНИЕ .

Определите, ПОЖАЛУЙСТА, способ подчинительной связи словосочетания : «его ответ».

Посмотрите на эти словосочетания и напиши какой у них тип связи : примыкание, согласование, управление?

Посмотрите на эти словосочетания и напиши какой у них тип связи : примыкание, согласование, управление.

1) Желание нравиться 2) Серебряный ключ 3) Крайне неприятный 4) Очень близко 5)Посмотрев неприветливо 6) Вернуться с дискотеки.

Очень надо?

Распределить словосочетания по типу связи : 1) Управление 2) Согласование 3) Примыкание.

Словосочетания : Одиннадцатый от конца, работавший в течении недели, красный от смущения, информация для размышления, кто — то из гостей, какое — то недоразумение, прибыл вовремя, свидание наедине, незадолго до праздника, желание нравиться, серебряный ключ, крайне неприятный, очень близко, посмотрев неприветливо, вернуться с дискотеки, тридцать пятый вопрос, говорить улыбаясь, мечтать о чем — то, почерневший от пыли.

Распределите словосочетания на 3 группы : 1Именные 2Глагольные 3НаречныеОдиннадцатый от конца, работавший в течении недели, красный от смущения, информация для размышления, кто — то из гостей, какое -?

Распределите словосочетания на 3 группы : 1Именные 2Глагольные 3Наречные

Одиннадцатый от конца, работавший в течении недели, красный от смущения, информация для размышления, кто — то из гостей, какое — то недоразумение, прибыл вовремя, свидание наедине, краснея от смущения, каждый из нас, что нибудь интересное, не за долго до праздника, желание нравиться, серебренный ключ, крайне неприятный, очень близко, посмотрев неприветливо, вернуться с дискотеки, тридцать пятый вопрос, говорить улыбаясь, мечтать о чём то, почерневший от пыли.

Помогите определить способы связи?

Помогите определить способы связи.

: ) ___________________________________ — одиннадцатый от конца — работавший в течение недели — красный от смущения — информация для размышления — кто — то из гостей — какое — то недоразумение — прибыл вовремя — свидание наедине — красная от смущения — каждый из нас — что — нибудь интересное — незадолго до праздника — желание нравиться — серебряный клч — крайне неприятный — очень близко — посмотрев неприветливо — вернуться с дискотеки — тридцать пятый вопрос — говорить улыбаясь — мечтать о чем — то — почерневший от пыли ___________________________________ Сделайте то, что сможете, пожалуйста.

Укажите вид подчинительной связи в словосочетании ЗАПОМИНАЛАСЬ МЕЛОДИЧЕСКИ ?

Укажите вид подчинительной связи в словосочетании ЗАПОМИНАЛАСЬ МЕЛОДИЧЕСКИ ?

Управление, согласование или примыкание?

Определите вид связи?

Определите вид связи.

Нашего присутствия, приостановить движение, прибыть вовремя.

1. Определите вид подчинительной связи слов в словосочетаниях а) согласование б) управление в) примыкание 1) нелегкая судьба 2) медный ковш 3) замереть от восхищения 4) очень обаятельный 5)свинцовыми ?

1. Определите вид подчинительной связи слов в словосочетаниях а) согласование б) управление в) примыкание 1) нелегкая судьба 2) медный ковш 3) замереть от восхищения 4) очень обаятельный 5)свинцовыми тучами 6) мечты о будущем 7) стоять молча 8) шестой полк 9) сказать назло 10) любой из нас 11) прибыть вовремя 12) умение слушать 13) говорить улыбаясь 14) заслуга поколения 15) военное положение 16) побледнеть от волнения 17) пожелтевших листьев 18) по — детски наивно 19) сапоги из замши 20) краснея от смущения.

1. Определите вид подчинительной связи слов в словосочетаниях : 1?

1. Определите вид подчинительной связи слов в словосочетаниях : 1.

Посмотрев приветливо 2.

Почерневший от времени 3.

Прибыть вовремя 4.

Глубокое кресло 5.

Звонит ежедневно 6.

Очень любопытный 9.

Остаться навсегда 10.

Постукивает карандашом 11.

Просмотревший бегло 12.

Очень близко 13.

С первого взгляда 14.

Свидание наедине 15.

Мучиться от безделья 2.

Выпишите из предложения одно слвосочетание со связью примыкание, одно словосчетмние со свясзью управление, одно словосочентание со связью примыкание : В старом парке громко играл духовой оркестр.

БОЛЬШОЕ СПАСИБО ЗА ПОМОЩЬ.

Определить виды словосочетаний?

Определить виды словосочетаний.

Именные, глагольные или наречные Одиннадцатый от конца, работавший в течение недели, красный от смущения, информация для размышления, кто — то из гостей, какое — то недоразумение, прибыл во время, свидание наедине, краснея от смущения, каждый из нас, что — нибудь интересное, незадолго до праздника, желание нравиться, серебряный ключ, крайне неприятный, очень близко, посмотрев неприветливо, вернуться с дискотеки, тридцать пятый вопрос, говорить улыбаясь, мечтать о чем — то, почерневший от пыли.

Перед вами страница с вопросом 1. Определите вид подчинительной связи слов в словосочетаниях а) согласование б) управление в) примыкание 1?, который относится к категории Русский язык. Уровень сложности соответствует учебной программе для учащихся 10 — 11 классов. Здесь вы найдете не только правильный ответ, но и сможете ознакомиться с вариантами пользователей, а также обсудить тему и выбрать подходящую версию. Если среди найденных ответов не окажется варианта, полностью раскрывающего тему, воспользуйтесь «умным поиском», который откроет все похожие ответы, или создайте собственный вопрос, нажав кнопку в верхней части страницы.

Источник

Помогите определить способы связи?

Русский язык | 5 — 9 классы

Помогите определить способы связи.

: ) ___________________________________ — одиннадцатый от конца — работавший в течение недели — красный от смущения — информация для размышления — кто — то из гостей — какое — то недоразумение — прибыл вовремя — свидание наедине — красная от смущения — каждый из нас — что — нибудь интересное — незадолго до праздника — желание нравиться — серебряный клч — крайне неприятный — очень близко — посмотрев неприветливо — вернуться с дискотеки — тридцать пятый вопрос — говорить улыбаясь — мечтать о чем — то — почерневший от пыли ___________________________________ Сделайте то, что сможете, пожалуйста.

Одиннадцатый от конца — согласование — работавший в течение недели — — красный от смущения — управление — информация для размышления — управление — кто — то из гостей — упр.

— какое — то недоразумение — согласование — прибыл вовремя — примыкание — свидание наедине — согласование — красная от смущения — управление — каждый из нас — упр.

— что — нибудь интересное — согл — незадолго до праздника — — желание нравиться — примыкание — серебряный клч — согл.

— крайне неприятный — очень близко — посмотрев неприветливо — примык.

— вернуться с дискотеки — управление — тридцать пятый вопрос — согласование — говорить улыбаясь — примыкание — мечтать о чем — то — управление — почерневший от пыли — управление.

Работавший(в)течени?

Недели, прибыл(во)время, свидание (на)едине, (не)задолго до праздника, крайне (не)приятный, посмотрев (не)приветливо, Нужно вставить буквы и написать как слова пишутся слитно или раздельно те слова которые в скобках.

Посмотрите на эти словосочетания и напиши какой у них тип связи : примыкание, согласование, управление?

Посмотрите на эти словосочетания и напиши какой у них тип связи : примыкание, согласование, управление.

1) Желание нравиться 2) Серебряный ключ 3) Крайне неприятный 4) Очень близко 5)Посмотрев неприветливо 6) Вернуться с дискотеки.

1. Определите вид подчинительной связи слов в словосочетаниях а) согласование б) управление в) примыкание 1?

1. Определите вид подчинительной связи слов в словосочетаниях а) согласование б) управление в) примыкание 1.

Нелегкая судьба 2.

Замереть от восхищения 4.

Очень обаятельный 5.

Свинцовыми тучами 6.

Мечты о будущем 7.

Сказать назло 10.

Любой из нас 11.

Прибыть вовремя 12.

Умение слушать 13.

Говорить улыбаясь 14.

Заслуга поколения 15.

Военное положение 16.

Побледнеть от волнения 17.

Пожелтевших листьях 18.

По — детски наивно 19.

Сапоги из замши 20.

Краснея от смущения 21.

Тост за здоровье 22.

Посмотрев неприветливо 23.

Почерневший от времени 24.

Мечтать о чем — то 25.

Прибыть вовремя 26.

Поездка в Америку 27.

Глубокое кресло 28.

Звонить ежедневно 29.

Очень любопытный 32.

Остаться навсегда 33.

Постукивать карандашом 34.

Просмотревший бегло 35.

Очень близко 36.

С первого взгляда 37.

Свидание наедине 38.

Что — нибудь интересное 39.

Мучиться от безделья.

Очень надо?

Распределить словосочетания по типу связи : 1) Управление 2) Согласование 3) Примыкание.

Словосочетания : Одиннадцатый от конца, работавший в течении недели, красный от смущения, информация для размышления, кто — то из гостей, какое — то недоразумение, прибыл вовремя, свидание наедине, незадолго до праздника, желание нравиться, серебряный ключ, крайне неприятный, очень близко, посмотрев неприветливо, вернуться с дискотеки, тридцать пятый вопрос, говорить улыбаясь, мечтать о чем — то, почерневший от пыли.

Надо распределить на три групы?

Надо распределить на три групы.

Надо распределить на три групы.

Именные, глагольные, наречные.

Оди(н, нн)адцатый от конца, работавший (в)течени_ недел_, красный от смущения, информац_я для размышления, кто(то) из гостей, какое(то) (не)доразумение, прибыл (во)время, св_дание (на)ед_не, кр_снея от смущения, каждый из нас, что(нибудь) интересное, (не)з_долго до праз_ника, ж_лание нравиться, серебр_(н, нн)ый ключ(?

), крайне (не)пр_ятный, очень бли_ко, посмотрев (не)пр_ветливо, вернут(?

)ся с диск_тек_, тридцать пятый в_прос, говорить улыбаясь, м_чтать о чём(то), поч_рневший от пыли.

Распределите словосочетания на 3 группы : 1Именные 2Глагольные 3НаречныеОдиннадцатый от конца, работавший в течении недели, красный от смущения, информация для размышления, кто — то из гостей, какое -?

Распределите словосочетания на 3 группы : 1Именные 2Глагольные 3Наречные

Одиннадцатый от конца, работавший в течении недели, красный от смущения, информация для размышления, кто — то из гостей, какое — то недоразумение, прибыл вовремя, свидание наедине, краснея от смущения, каждый из нас, что нибудь интересное, не за долго до праздника, желание нравиться, серебренный ключ, крайне неприятный, очень близко, посмотрев неприветливо, вернуться с дискотеки, тридцать пятый вопрос, говорить улыбаясь, мечтать о чём то, почерневший от пыли.

Красный на конце какой вид связи?

Красный на конце какой вид связи.

Одиннадцатый от конца ?

Одиннадцатый от конца .

Определите тип подчинительной связи.

1. Определите вид подчинительной связи слов в словосочетаниях : 1?

1. Определите вид подчинительной связи слов в словосочетаниях : 1.

Посмотрев приветливо 2.

Почерневший от времени 3.

Прибыть вовремя 4.

Глубокое кресло 5.

Звонит ежедневно 6.

Очень любопытный 9.

Остаться навсегда 10.

Постукивает карандашом 11.

Просмотревший бегло 12.

Очень близко 13.

С первого взгляда 14.

Свидание наедине 15.

Мучиться от безделья 2.

Выпишите из предложения одно слвосочетание со связью примыкание, одно словосчетмние со свясзью управление, одно словосочентание со связью примыкание : В старом парке громко играл духовой оркестр.

БОЛЬШОЕ СПАСИБО ЗА ПОМОЩЬ.

Определить виды словосочетаний?

Определить виды словосочетаний.

Именные, глагольные или наречные Одиннадцатый от конца, работавший в течение недели, красный от смущения, информация для размышления, кто — то из гостей, какое — то недоразумение, прибыл во время, свидание наедине, краснея от смущения, каждый из нас, что — нибудь интересное, незадолго до праздника, желание нравиться, серебряный ключ, крайне неприятный, очень близко, посмотрев неприветливо, вернуться с дискотеки, тридцать пятый вопрос, говорить улыбаясь, мечтать о чем — то, почерневший от пыли.

На этой странице находится ответ на вопрос Помогите определить способы связи?, из категории Русский язык, соответствующий программе для 5 — 9 классов. Чтобы посмотреть другие ответы воспользуйтесь «умным поиском»: с помощью ключевых слов подберите похожие вопросы и ответы в категории Русский язык. Ответ, полностью соответствующий критериям вашего поиска, можно найти с помощью простого интерфейса: нажмите кнопку вверху страницы и сформулируйте вопрос иначе. Обратите внимание на варианты ответов других пользователей, которые можно не только просмотреть, но и прокомментировать.

Источник

Рассмотрим виды словосочетаний в зависимости от типа подчинительной связи, соединяющей слова в словосочетание. Приведем примеры словосочетаний с разными видами связи.

В русском языке слова связаны в словосочетание согласованием, управлением и примыканием.

Виды словосочетаний

Как и слово, словосочетание называет предмет (рубашка в полоску), признак (очень красивый), действие (бежать быстро) и др. Но в отличие от слова словосочетания называют более конкретное понятие:

  • дом — кирпичный дом;
  • строгий — крайне строгий;
  • кричать — кричать громко.

Между словами, чтобы они объединились в словосочетание, должна существовать подчинительная связь или связь по смыслу. В зависимости от этого в русском синтаксисе различают три вида словосочетаний: со связью согласования, управления или примыкания.

Таблица с примерами

Виды подчинительной связи в словосочетании

Согласование


Определение

Согласование — вид подчинительной связи, при которой зависимое слово принимает грамматические формы главного слова.

Согласование

При подчинительной связи согласования оба слова, и главное, и зависимое, полностью совпадают в роде, числе и падеже. Делаем вывод, что при таком виде подчинительной связи оба слова являются изменяемыми.

В русском языке обычно согласуются существительные с прилагательными, причастиями, порядковыми числительными, с местоимениями-прилагательными, местоимения с существительными.

Примеры

  • желтые листья
  • пожелтевшие страницы
  • третий звонок
  • моя сумка
  • чистая столовая
  • передовой рабочий
  • загорелый отдыхающий
  • диван-кровать.

Управление


Определение

Управление — вид подчинительной связи, при которой зависимое слово употребляется в том косвенном падеже, которого требует главное слово.

Управление

Примеры

  • писать (что?) книгу;
  • щелкать (чем?) зубами;
  • три (чего?) гриба;
  • улыбаться (чему?) солнцу.

В зависимости от того, какими частями речи выражены главное и зависимое слово, различаем виды словосочетаний со связью управления:

  • глагол + существительное (заказать фотографу, посмотреть фильм, встретить маму);
  • прилагательное + местоимение (никому не нужный);
  • существительное + существительное (директор школы, покраска забора);
  • наречие + существительное (грустно до слез);
  • числительное + существительное (двое ребят, три медведя);
  • деепричастие + существительное, местоимение (благодаря хозяйку, улыбаясь мне).

Примыкание


Определение

Примыкание — вид подчинительной связи, при которой неизменяемое зависимое слово присоединяется к главному только по смыслу.

Примыкание

В таком словосочетании главным является то, которое может принимать разные грамматические формы:

читать быстро — читаю быстро, читаешь быстро и т. д.

При примыкании главное слово не требует от зависимого определённых грамматических форм. В качестве зависимого слова выступают неизменяемые части речи и их формы:

инфинитив, наречие, деепричастие, неизменяемые прилагательные, форма сравнительной степени прилагательного.

Примеры

  • наука наблюдать
  • позволил высказаться
  • намерен отдохнуть
  • читать быстро
  • поворот направо
  • стриженная по-мальчишески
  • спартански строгий
  • разговаривал улыбаясь
  • летел кувырком
  • пойду бегом
  • взгляд искоса
  • прыгать выше
  • чуть севернее
  • краска индиго
  • цвет хаки
  • час пик.

Между словами, связанными связью примыкания, невозможен падежный вопрос. Если главное слово, как и зависимое, является неизменяемым, то главным является то, которое в предложении может употребляться в роли самостоятельного члена предложения.

Собака залаяла очень громко.

В сочетании «очень громко» слово «громко» является главным, потому что можно сказать:

Собака залаяла громко.

Невозможно сказать:

Собака залаяла очень.

При примыкании связь слов выражается порядком слов и интонационно.



Видео «Виды подчинительной связи в словосочетании»

Тест

Средняя оценка: 4.8.
Проголосовало: 257

В рус­ском язы­ке сло­ва свя­за­ны в сло­во­со­че­та­ние согла­со­ва­ни­ем, управ­ле­ни­ем и при­мы­ка­ни­ем.

Виды словосочетаний

Между сло­ва­ми, что­бы они ста­ли сло­во­со­че­та­ни­ем, долж­на суще­ство­вать под­чи­ни­тель­ная связь или связь по смыс­лу. В зави­си­мо­сти от это­го в рус­ском син­так­си­се раз­ли­ча­ют три вида сло­во­со­че­та­ний: со свя­зью согла­со­ва­ния, управ­ле­ния или при­мы­ка­ния.

Таблица с примерами

Виды подчинительной связи в словосочетании

Согласование

ОпределениеСогласование — вид под­чи­ни­тель­ной свя­зи, при кото­рой зави­си­мое сло­во при­ни­ма­ет грам­ма­ти­че­ские фор­мы глав­но­го сло­ва.

Согласование

При такой свя­зи оба сло­ва, и глав­ное, и зави­си­мое, пол­но­стью сов­па­да­ют в роде, чис­ле и паде­же. Делаем вывод, что оба сло­ва явля­ют­ся изме­ня­е­мы­ми.

Обычно согла­су­ют­ся суще­стви­тель­ные с при­ла­га­тель­ны­ми, при­ча­сти­я­ми, поряд­ко­вы­ми чис­ли­тель­ны­ми, с местоимениями-прилагательными, место­име­ния с суще­стви­тель­ны­ми.

Примеры

  • жел­тые листья
  • пожел­тев­шие стра­ни­цы,
  • тре­тий зво­нок
  • моя сум­ка
  • чистая сто­ло­вая
  • пере­до­вой рабо­чий
  • заго­ре­лый отды­ха­ю­щий
  • диван-кровать.

Управление

ОпределениеУправление — вид под­чи­ни­тель­ной свя­зи, при кото­рой зави­си­мое сло­во упо­треб­ля­ет­ся в том кос­вен­ном паде­же, кото­ро­го тре­бу­ет глав­ное сло­во.

Управление

Примеры

  • писать (что?) кни­гу,
  • щел­кать (чем?) зуба­ми,
  • три (чего?) гри­ба,
  • улы­бать­ся (чему?) солн­цу.

В зави­си­мо­сти от того, каки­ми частя­ми речи выра­же­ны глав­ное и зави­си­мое сло­во, раз­ли­ча­ем виды сло­во­со­че­та­ний со свя­зью управ­ле­ния:

  • гла­гол + суще­стви­тель­ное (зака­зать фото­гра­фу, посмот­реть фильм, встре­тить маму),
  • при­ла­га­тель­ное + место­име­ние (нико­му не нуж­ный),
  • суще­стви­тель­ное + суще­стви­тель­ное (дирек­тор шко­лы, покрас­ка забо­ра),
  • наре­чие + суще­стви­тель­ное (груст­но до слез),
  • чис­ли­тель­ное + суще­стви­тель­ное (двое ребят, три мед­ве­дя),
  • дее­при­ча­стие + суще­стви­тель­ное, место­име­ние (бла­го­да­ря хозяй­ку, улы­ба­ясь мне).

Примыкание

ОпределениеПримыкание — вид под­чи­ни­тель­ной свя­зи, при кото­рой неиз­ме­ня­е­мое зави­си­мое сло­во при­со­еди­ня­ет­ся к глав­но­му толь­ко по смыс­лу.

Примыкание

В каче­стве зави­си­мо­го сло­ва высту­па­ют неиз­ме­ня­е­мые части речи и их фор­мы:

инфи­ни­тив, наре­чие, дее­при­ча­стие, неиз­ме­ня­е­мые при­ла­га­тель­ные, фор­ма срав­ни­тель­ной сте­пе­ни при­ла­га­тель­но­го.

Примеры

  • нау­ка наблю­дать
  • поз­во­лил выска­зать­ся
  • наме­рен отдох­нуть
  • читать быст­ро
  • пово­рот напра­во
  • стри­жен­ная по-мальчишески
  • спар­тан­ски стро­гий
  • раз­го­ва­ри­вал улы­ба­ясь
  • летел кувыр­ком
  • пой­ду бегом
  • взгляд иско­са
  • пры­гать выше
  • чуть север­нее
  • крас­ка инди­го
  • цвет хаки
  • час пик.

Между сло­ва­ми, свя­зан­ны­ми свя­зью при­мы­ка­ния, невоз­мо­жен падеж­ный вопрос.

Дополнительный мате­ри­алСмотрите ещё при­ме­ры сло­во­со­че­та­ний со свя­зью согла­со­ва­ния, управ­ле­ния, при­мы­ка­ния.

Видеоурок «Виды подчинительной связи в словосочетании»

( 5 оценок, среднее 2.8 из 5 )

ПРЕДСТАВЛЯЕМ КНИГУ

Словосочетание

Глава из учебника под редакцией
Г.Г. Граник «Русский язык. 8 класс»

§ 1. Виды связи в словосочетании

Вспоминаем прошлое и делаем новые шаги на пути
познания.

Задание

1. Объясните, по какому признаку словосочетания
разделены на три группы. Проверьте, нет ли ошибок
в группировке.

Школьная олимпиада,
первый ученик,
уроки риторики,
классическая гимназия,
занимательная лингвистика.

Выучить параграф,
стоять впереди,
выйти из-за парты,
кабинет информатики,
факультатив по химии.

Читать вслух,
сделать точь-в-точь,
обдумывая задание,
желание понять,
шел не торопясь.

2. В словах с непроверяемыми гласными
подчеркните ошибкоопасные места. Выберите три
самых трудных, с вашей точки зрения, слова и
составьте с ними предложения.

Словосочетаниеэто сочетание двух или
нескольких самостоятельных слов, связанных
между собой грамматически и по смыслу.

Словосочетание служит для того, чтобы называть
предметы, их действия и признаки более точно, чем
слово. Сравните, например, слово дом и
словосочетания деревянный дом,
двенадцатиэтажный дом, мой дом, дом из кирпича
и
т.п.

В словосочетании выделяется главное и
зависимое слово: ошибка (какая?) незамеченная,
указывать (на что?) на недостатки, бежал (как?)
быстро.

Существует три вида подчинительной связи в
словосочетании: согласование, управление,
примыкание.

Согласование – это подчинительная связь,
при которой главное и зависимое слово стоят в
одном роде, числе и падеже: весеннее солнце,
забавный котенок, на этой остановке
или только
в числе и падеже: первые уроки, забавных котят,
т.е. согласуются. С изменением формы главного
слова изменяется и форма зависимого: весеннее
солнце, весеннего солнца, о весеннем солнце.


Управление – это подчинительная связь, при
которой главное слово управляет падежной формой
зависимого слова: решать (что?) задачу, интересоваться
(чем?) искусством. С изменением формы
главного слова зависимое сохраняет свою форму: интересуешься
искусством, интересующийся искусством,
интересуясь искусством.


Примыкание – вид подчинительной связи, при
которой зависимое неизменяемое слово (наречие,
деепричастие, неопределенная форма глагола)
связывается с главным только по смыслу,
примыкает к нему: читать вслух, яйцо всмятку,
говорил улыбаясь, забыл позвонить.

NB! Запомните!
Не являются словосочетаниями:

1) сочетание сказуемого и подлежащего: идет
дождь
, четверть кончается;

2) однородные члены предложения: газеты и
журналы
; светит, но не греет;

3) существительное (или заменяющее его слово) с
предлогом: возле дома, в течение года, около
него
;

4) сложные формы будущего времени и
сравнительной степени: буду учиться, будешь
тренироваться, более глубокий, самый хороший;

5) идиомы: вставлять палки в колеса, гонять
лодыря
, засучив рукава.

Чтобы вам было легче распознавать виды связи в
словосочетании, составим самоинструкцию.

Самоинструкция

Виды связи в словосочетании

1. Определяю, является ли
зависимое слово неизменяемой частью речи
да нет
Определяю, стоит ли зависимое
слово в падежной форме
2. Определяю, изменяется ли
зависимое слово при изменении главного
да да нет
Вывод: управление Вывод: согласование Вывод: управление
нет    
Вывод: примыкание    

Задание

Каким видом связи соединены слова в
словосочетании, если известен только один
признак? Имейте в виду: в двух случаях задача
имеет не одно решение.

1) Главное и зависимое слово играют в эстонскую
игру “Делай, как я”; 2) зависимое слово выражено
наречием; 3) между главным и зависимым словом
стоит предлог; 4) главное слово, подобно
регулировщику на перекрестке, управляет
движением транспорта; 5) главное слово – глагол.

Задание

1. Запишите словосочетания, группируя их по
видам подчинительной связи и подчеркивая
орфограммы.

Отчаянный поступок, ответил раздраженно, в
клокочущем потоке, тяжело дышащего, спрячьте
письмо, в течении реки, подстричься по-новому, по
новому учебнику, программа вечера, программное
произведение, впоследствии решить, вследствие
необдуманного решения, прикованный к скале, идти
на компромисс, бескомпромиссный человек,
решившись на поступок, говорил рисуясь,
преодолевая препятствие, растущий организм,
стелющийся над рекой, раскаленный докрасна.

2. Диктант. Подготовьтесь к записи этих
словосочетаний под диктовку.

Задание

Заполните таблицу.

 

Согласоувание

Управление

Примыкание

Главное слово выражено      
Зависимое слово выражено      

В копилку слов: программа, программный,
компромисс, бескомпромиссный.

1. В зависимости от того, какой частью
речи выражено главное слово, словосочетания
делятся на именные, глагольные и наречные.

В именных словосочетаниях главное слово
выражено именем существительным (теплый день,
желание учиться
), прилагательным (очень
любознательный, бледный от страха
) или
числительным (три товарища, двое наверху). К глагольным
относятся словосочетания с глаголами,
причастиями и деепричастиями в роли главного
слова (читать книгу, покрасневший от смущения,
вспоминая о прошлом
). Это самая большая группа
среди словосочетаний. У наречных
словосочетаний главным словом является наречие (очень
весело, незадолго до отъезда
).

2. Кроме свободных словосочетаний, выделяют
еще цельные словосочетания: пять книг,
большинство учеников, один из нас, мы с мамой,
девушка с голубыми глазами
и т.п.

Цельные словосочетания выступают в
предложении как один член предложения: Сережа
(ведь нельзя сказать “молчал
пять”
). Помните об этом, выполняя разбор по
членам предложения.

Задание

1. Выпишите только цельные словосочетания.
Укажите, какие из них имеют значение количества (три
друга
), избирательности (один из нас),
совместимости (мы с Тамарой), портретной
детали (мальчишка с ярко-рыжей копной волос).
Для остальных словосочетаний назовите вид по
главному слову (именное, глагольное или
наречное).

Тридцать восемь попугаев, много машин, встретив
друга, Иванов с Петровым, не сдержавший слез, три
толстяка, яблоки с грушами, девушки со смеющимися
лицами, давно известный, человек невысокого
роста, каждый из сотрудников, подписаться на
журнал, мама с папой, что-нибудь из вещей, ложки с
вилками, спасая ребенка, мы с приятелем, малыш с
карими глазами, свидание наедине, двадцать два
ученика.

2. Составьте предложения с 3–4 цельными
словосочетаниями. Укажите, в роли какого члена
предложения они выступают.

Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, почему намерения
осуществляются
, а мечты сбываются? Почему
кого-то можно привести в восторг, привести в
ярость, в гнев
или в уныние, но никак не привести
в ликование?

Еще несколько примеров. Человек, с детства
владеющий родным языком, никогда не назовет
здоровье тяжелым, а болезнь – крепкой; не
спутает обороты потерять терпение и утратить
спокойствие
. Во всех этих случаях мы учитываем
особенности лексической сочетаемости слов,
т. е. их способности соединяться друг с другом.
Многие ошибки в нашей речи объясняются
нарушением правил лексической сочетаемости.
Например: коричневые волосы (или глаза),
ужасно красивая
(или страшно красивая).
Правда, смешные сочетания? (Говорят карие глаза
и каштановые волосы, очень приятная или необыкновенно
красивая.
)

Задание

1. В данных словосочетаниях нарушены нормы
лексической сочетаемости слов. Запишите
словосочетания, исправив ошибки.

Дешевые цены, предпринять меры, заслужил
известность, неослабная помощь, не играет
значения, скоропостижный отъезд, увеличить
уровень, оказать заботу.

2. Придумайте предложения с устойчивыми
словосочетаниями играть роль, иметь значение.

Задание

Говоря о множестве различных животных, мы
используем разные существительные, например: табун
лошадей, стадо коров
. А как надо сказать, когда
речь идет об овцах, собаках, воронах, рыбах,
пчелах?

Задание


1. Перед вами две группы слов: в первой –
слова, которые являются в словосочетании
главными, во второй – зависимыми. Соедините
слова в словосочетания.

1) Пакет, плитка, вязанка, тюбик, пачка, пучок,
банка, палочка, щепотка, горсть.

2) Варенье, орехи, молоко, шоколад, дрова, дрожжи,
печенье, морковь, зубная паста, соль.

2. Каким общим смыслом объединены все эти
словосочетания?

Задание

1. Наберите на клавиатуре компьютера следующие
словосочетания.

Беспокоиться за ребенка, уверенность в будущее,
приехать с Москвы, заведующий больницы, памятник
Пушкина, отличать буквы и звуки, по окончанию
школы, отзыв на сочинение, уделять внимание на
физику, оплатить за проезд, удивляться
поведением, тревожиться о родных, указать о
недостатках, удостоить наградой.

2. Какие словосочетания были подчеркнуты на
экране зеленым цветом? О чем это говорит?
Прочитайте комментарий к этим примерам, данный в
диалоговом окне “Грамматическое пояснение”.
Все ли ошибки исправила программа
“Правописание” (раздел “Грамматика”)? Сделайте
вывод о том, можно ли во всем полагаться на
компьютерные программы проверки орфографии и
грамматики.

3. Запишите все словосочетания правильно, в
соответствии с нормами литературного языка.

Задание

1. Близкие по значению глаголы нередко требуют
от существительных разных падежей, например: различать
(что и что?) звуки и буквы, но: отличать (что
от чего?) звуки от букв. Соедините слова в
словосочетания, ставя зависимое слово в нужной
форме. Укажите падеж существительного.

1) Предостеречь, предупредить (опасность);
2) удивляться, поражаться (поступок); 3)
сосредоточить внимание, обратить внимание
(главное); 4) превосходство, преимущество
(противник); 5) потерпеть поражение, проиграть
(чемпион); 6) уплатить, оплатить (проезд); 7)
опираться, базироваться (результаты); 8)
командующий, командир (полк); 9) отчитывать,
упрекать (недобросовестность); 10) презирать,
пренебрегать (опасность).

2. В словах с приставками пред— и пре
подчеркните ошибкоопасные места.

В копилку слов: презирать, пренебрегать,
превосходство, преимущество.

§ 2. Синтаксический разбор
словосочетания

Порядок разбора словосочетания

1. Выделить словосочетание из предложения.

2. Найти главное и зависимое слово; указать,
какими частями речи они выражены; составить
схему строения словосочетания.

3. Назвать тип словосочетания по главному слову
(глагольное, именное, наречное).

4. Определить вид подчинительной связи
(согласование, управление, примыкание).

Образец письменного разбора

И снится чудный сон Татьяне. (А. Пушкин)

1) Чудный сон – прил. + сущ., именное, согл.;

2) снится Татьяне – глаг. + сущ., глагольное,
упр.

Задание

1. Прочитайте предложение.

Морозна ночь, всё небо ясно;
Светил небесных дивный хор
Течет так тихо, так согласно… (А. Пушкин)

Увидели ли вы эту картину на своем мысленном
экране?

2. В каком значении употребляется слово хор?
Подберите синонимы к прилагательному дивный.

3. Выделите в предложении грамматические
основы, после этого сделайте синтаксический
разбор всех словосочетаний.

Задание

В классе выполняли синтаксический разбор
словосочетаний. Проверьте, нет ли ошибок в
следующей работе.

Хороводы звезд чудными узорами сплетались на
далеком небосводе. (М. Лермонтов)


Хороводы звезд – сущ. + сущ., именное, согл.;

чудными узорами – прил. + сущ., именное,
согл.;

сплетались на небосводе – глаг. + сущ.,
глагольное, упр.;

сплетались узорами – глаг. + нар., прим.

Задание

1. Прочитайте отрывок из романа А.С. Пушкина
“Евгений Онегин”. Пусть поработает ваше
воображение.

Был вечер. Небо меркло. Воды
Струились тихо. Жук жужжал.
Уж расходились хороводы;
Уж за рекой, дымясь, пылал
Огонь рыбачий. В поле чистом,
Луны при свете серебристом
В свои мечты погружена,
Татьяна долго шла одна.

2. Выпишите по три словосочетания с разными
видами связи. Сделайте синтаксический разбор
любых двух словосочетаний.

3. В каком значении употреблено слово хороводы?
А какое значение имеет это же слово у
М.Лермонтова (см. предыдущее задание)?

Задание

1. Спишите словосочетания, раскрывая скобки и
распределяя в разные группы словосочетания по
видам связи. Для словосочетаний со связью
согласование укажите, в чем согласуются главное
и зависимое слово.

В зимн(е,и)м серебре, проснувшись рано, по
утре(н,нн)ему снегу, снег почуя, кобылку бурую,
мягко устла(н,нн)ые, веселым треском, бл(и,е)стя на
солнце, (не)терпеливого коня, бразды пушистые,
плетется рысью, бл(и,е)стательным ковром,
(на)встречу северной Авроры.

2. В каких пушкинских строчках встречаются эти
словосочетания? Постарайтесь вспомнить названия
произведений и сами строки.

3. В каком словосочетании по сравнению с
пушкинским временем изменилась норма
управления?

4. Как называется стилистический прием, при
котором в словосочетании или предложении
нарушается обычный порядок слов? Приведите
примеры.

Задание


1. Вспоминаем орфографию. Спишите,
вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.
Дополните каждый ряд 3–4 своими примерами.

1) Зимн.. куртку, вьющ..ся зелень, ранн.. весной,
прежн… подругу, в проснувш..ся лесу, о трепещущ..
пламени, в поздн.. ночь, о моросящ.. дожде, нетающ..
снегом…

2) Написал на обложк.. тетрад.., присутствовать на
открыти.. выставк.., подъехал к башн.. крепост..,
подошел к крыльцу сторожк.., письмо из Астрахан..
для Наталь..

3) (По) весеннему небу, щебечут (по) весеннему,
беспокоишься (по) прежнему, (по) прежнему пути,
веял жаркий (по) летнему день…

4) Коротко стриже..ые, стриже..ый мальчик, пече..ый
картофель, пече..ый в золе, моще..ый плиткой,
моще..ые улицы…

2. Определите, какие слова в словосочетаниях из
четвертого ряда являются главными, а какие
зависимыми; укажите виды связи. С причастными
оборотами составьте предложения.

3. На основании этого задания сделайте вывод о
том, какие орфографические и пунктуационные
правила связаны с умением выделять
словосочетания из предложения.

§ 3. Словосочетание и прогноз

Способность смотреть вперед – замечательное
свойство человека. Вы знаете, что для обозначения
этой удивительной способности создан целый ряд
слов: предвидение, предвосхищение,
предугадывание, предчувствие, прогнозирование
и
др. Но чаще всего мы употребляем слово прогноз
(вспомните выражение прогноз погоды). Так,
читая предложение, которое начинается словом те,
мы предугадываем, что скоро последует которые.
Услышав слова для того, мы ожидаем чтобы.
Подобные те, для того, там, когда дают нам
возможность предвосхитить в какой-то степени и
мысль, и выражающую эту мысль синтаксическую
конструкцию. Увидев первые слова в предложении Когда
мальчишки, бросив…
, мы сразу же догадываемся,
что, когда мальчишки, бросив что-то одно, занялись
чем-то другим, произошло что-то третье. В
некоторых случаях по уже прочитанным словам
можно совершенно точно предсказать следующие.
Даже маленькие дети, услышав незаконченные
пушкинские строки: “Зимы ждала, ждала природа.
Снег выпал только…”, безошибочно заканчивают:
“в январе”.

Но чаще всего мы прогнозируем формы слов и
синтаксические конструкции. Рассмотрим, как
работает прогноз, когда создается
словосочетание. Для этого проанализируем
несколько примеров.

Возьмем словосочетание со связью согласование.
Если в нем есть слово зеленая, то оно
обязательно предскажет, что будет и главное
слово, выраженное существительным в форме
именительного падежа, единственного числа,
женского рода, например: лампа, или кофта,
или дыня, или букашка… А увидев слово трепещущих,
мы тут же догадываемся, что где-то рядом появится
существительное родительного или винительного
падежа множественного числа: крыльев, или бабочек,
или птиц

Если главное слово обозначить латинской буквой
А, а зависимое – буквой В, их
взаимоотношения можно представить формулой А
<— В,
то есть зависимое слово предсказывает
главное
(конечно, если оно стоит первым в
словосочетании). А предсказывает ли главное
слово зависимое? Конечно, нет. Потому что у
главного слова не обязательно будет зависимое,
которое его характеризует. Значит, в связи
согласование зависимое слово предсказывает
главное, но не наоборот.

А теперь рассмотрим синтаксическую связь управление.
Здесь зависимое слово всегда предсказывает
главное, а главное – зависимое. Проверим это.
Переходный глагол читаю требует, чтобы при
нем было существительное (или
местоимение-существительное) в винительном
падеже: читаю (что?) книгу, письмо… Точно
так же, услышав или прочитав слово книгу, мы
ждем глагол читаю, или дай, или купит и
т. п. Иными словами, не может быть слуги без
хозяина, а хозяина без слуги: зависимое слово
предсказывает главное, и наоборот
. Правда, в
конкретном предложении прогноз не всегда
сбывается. Так, при глаголе играть могут быть
самые разные зависимые слова: играть (на чем?)
на пианино, играть (
с кем?) с братом, играть (во
что?) в шахматы и т.д. Какие из этих связей,
зависимостей, реализуются в конкретном
предложении, мы не знаем.

Такие же взаимоотношения существуют между
главным и зависимым словом в словосочетаниях со
связью примыкание. Возьмем глагол читать.
Читать можно (как?) хорошо, бегло, вслух и
т. п. Наречие обозначает признак действия,
поэтому мы почти всегда ждем, что рядом с
наречием появится глагол, который это действие
обозначает. Однако в конкретном предложении это
ожидание может и не сбыться. Зависимого слова
может или вообще не оказаться, или будет только
одно из нескольких предсказываемых.

Теперь на основании сделанных наблюдений
составим таблицу.

Согласование Управление Примыкание

А <—
зависимое слово предсказывает главное, но не
наоборот

А <—> В
зависимое слово предсказывает главное, и
наоборот

А <—> В
зависимое слово предсказывает главное, и
наоборот

Однако прогноз не всегда
сбывается в конкретном словосочетании или
предложении

Попробуем свои силы в прогнозировании.

Задание

Известно, что зависимым словом в
словосочетании является одно из следующих слов: кирпичного,
школу, аккуратно, последней, поспешно, часов, о
фильме, профессиональным.

Попробуйте предсказать главное слово.
Определите виды связи в словосочетаниях.

Вот так: спелую – зависимым словом является
прилагательное в форме ед. ч., ж. р., В. п. Значит,
главным словом будет существительное в такой же
форме, обозначающее предмет. Это связь
согласование.

Задание

Предскажите смысл и вид связи в словосочетании,
если в нем будет одно из следующих слов.

1) Наотрез, 2) претворить, 3) отъявленный,
4) беспрекословно, 5) рассудить.

Задание

“Соберите” предложение из “рассыпавшихся”
слов. Имейте в виду: это задание также связано с
прогнозированием.

Давайте “соберем” предложение, которое
“рассыпалось” на такие словоформы: благоухала,
ранним, на, белая, только что, утром, сад, нежно,
распустившаяся, весь, летним, роза
.

Сначала проделаем эту работу вместе.

Благоухала – это глагол в форме прошедшего
времени, единственного числа, женского рода. В
предложении он должен быть сказуемым и связан с
подлежащим – существительным женского рода,
единственного числа, именительного падежа. Такое
существительное есть – роза. Получилась
грамматическая основа – благоухала роза. Следующее
слово – ранним. Это прилагательное в форме
творительного падежа, единственного числа,
мужского или среднего рода. Оно предсказывает,
что в предложении должно быть существительное с
такими же грамматическими признаками. Находим
его – утром. К этому же существительному
относится и прилагательное летним.
Получилось сложное словосочетание ранним
летним утром

Дальше продолжайте сами. Запишите получившееся
предложение и разберите его по членам.

Задание

Предложение записано столбиком, по одному
слову. Сдвигая постепенно “движок” (лист чистой
бумаги или линейку), выскажите свои
предположения о дальнейшем содержании и
структуре предложения, а также о расстановке
знаков препинания.

Вот так:

жеманный

кот

на печке

сидя…

Жеманный – прилагательное в форме
именительного падежа единственного числа
мужского рода является зависимым словом в
словосочетании; жду главного слова с такими же
грамматическими признаками. Это слово кот, получилось
словосочетание жеманный кот. Жду сказуемое. На
печке
– предложно-падежная форма, которая
должна быть связана с глаголом-сказуемым или
деепричастием. Сидя – деепричастие, вместе с
зависимым словом на печке образует
словосочетание на печке сидя, получился
деепричастный оборот; если дальше не будет
других зависимых слов, то его надо выделить с
обеих сторон запятыми…

Дальше продолжайте сами.

Мурлыча

лапкой

рыльце

мыл.

(А. Пушкин)

Задание

Сделайте пошаговую запись следующих
предложений, прогнозируя их дальнейшее
содержание, структуру и расставляя знаки
препинания. (Действуя так же, как в предыдущем
задании, запишите…)

1) Пёс

поднялся

на задние

лапы

а

передние

опустил

на плечи

своему

хозяину.

2) Это

были

крестьянские

ребятишки

из соседней

деревни

которые

стерегли

табун.

(И. Тургенев)

Задание

1. Многие прилагательные “притягивают” к себе
строго определенные существительные. Подберите
к каждому прилагательному соответствующее
существительное. Запишите получившиеся
словосочетания.

Перочинный …, грецкий …, окладистая …, карие …,
кромешная …, ветвистое …, курносый …, високосный
…, эксклюзивное* …, проливной …, черствый … .

2. В каких случаях задача имеет единственное
решение, а в каких – два или даже три?

Задание

1. Существительные и прилагательные даны
вперемешку. Постройте из них словосочетания,
ориентируясь не только на грамматические формы
слов, но и на смысл.

Окончательная, дружба, беспросветная, радость,
крепкое, веселье, безудержное, нужда, страдание,
невыносимое, влияние, беспробудный, бурная,
победа, благотворное, жалость, безмерная,
здоровье, безмерное, сон.

2. Каким общим смыслом объединены эти
словосочетания?

3. Найдите слова с приставками второй группы,
т.е. на -з(-с), обозначьте их.

Н.А. БОРИСЕНКО,
г. Королев

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Незабываемые новогодние праздники
  • Незабываемая атмосфера праздника
  • Незабудка символ праздника день матери
  • Недостаток метода потребительского сценария
  • Не удалось найти файл сценария c windows run vbs