Ночь антониони сценарий

Хорошие художественные фильмы Была раньше такая телевизионная передача Кинопанорама. Под музыкальную заставку на тему песни Мирей Матье Прости мне этот детский каприз в исполнении оркестра Поля Мария эта телепередача занималась рекламным презентованием для киноманов…

Хорошие художественные фильмы

KinopanoramaБыла раньше такая телевизионная передача «Кинопанорама». Под музыкальную заставку на тему песни Мирей Матье «Прости мне этот детский каприз» в исполнении оркестра Поля Мария эта телепередача занималась рекламным презентованием для киноманов отечественных и зарубежных фильмов.

А фильмы раньше, между прочим, были художественными. Почему были? — Ну, хотя бы потому, что в былые времена в телепрограммах и на киноафишах часто так и писали: «худ. фильм такой-то». А сейчас, я вот недавно полистал какую-то программку телепередач, больше не пишут. Символично.

Шутки шутками, но художественные вопросы в кино заботят публику не так сильно как хотелось бы. Например, фильм может быть очень философическим, но в том то и дело, что философичность художественность заменить не может. Поэтому, возможно, стоит отчасти поиграть в забытую «Кинопанораму» и презентовать к просмотру хорошее художественное кино? А заодно и поговорить про эту самую художественность.

Начнём, пожалуй, с фильма выдающегося итальянского режиссёра Микеланджело Антониони «Ночь» 1960-го года выпуска. (Кстати, «Кинопанорама» тоже родилась в начале 60-х годов.) Не имеет значения то, что этот фильм чёрно-белый и ему более 50-ти лет. Для художественных фильмов давность выхода значения не имеет. Художественное кино как вино — со временем приобретает только бОльшую ценность оно.

Чтобы посмотреть «Ночь» (пересмотреть), особой борьбы с «правообладателями» пока ещё не требуется — это не блокбастер какой-нибудь. На худой конец, «La Notte» можно отыскать на «Яндекс Видео». Хотя желательно иметь свою собственную копию — фильм заслуживает почётного места в домашней коллекции каждого киномана.

n1

Чёрно-белая эпоха

mikaНарод часто интересуется, откуда взялась повальная мода на чёрное в одежде? Ведь ещё до середины 19-го века, например чёрные фраки были совсем не популярны.

Эту моду на чёрное породила эпоха чёрно-белой фотографии и кино. Как только фотография стала более-менее массовой, прогрессивное человечество заметило, что получавшаяся на этих снимках чёрно-белая одежда обладает своим особым стилем и шармом. Не говоря уже о том, что актёры стали намеренно одевать чёрных тонов наряды, чтобы эффектнее выглядеть на чёрно-белом экране, что ещё более способствовало популярности чёрного.

Неудивительно, что именно в эпоху чёрно-белого кино появляется знаменитый фасон женской одежды под названием маленькое чёрное платье (англ. Little Black Dress). Считается, что этот, как говорят сейчас, концепт изобрела Коко Шанель в 20-х годах 20-го века. Это короткое до колен платье с овальным вырезом было на пике моды вплоть до середины 60-х годов — то есть практически до начала эпохи цветной фотографии.

В маленькое чёрное платье от Valentino, правда, немного более откравенное, чем классический вариант, будет одета и одна из центральных героинь фильма «Ночь», кстати, тоже с именем Валентина. Её играет Моника Витти, бывшая на тот момент не только актрисой, но и, так сказать, музой самого Антониони.

n2

Сам же антонионевский фильм «Ночь» — это не просто одна из вершин эпохи чёрно-белого кино. «Ночь» вообще трудно представить вне чёрно-белой эстетики, которая в этом фильме приобретает символическое значение. Даже блондинка Моника Витти здесь перекрашена в брюнетку. Джаз, как музыка чёрных, которая играется на ночной вечеринке или сумерки в душах главных героев — всё это органично вписано в формат чёрно-белой киноплёнки. И если, как сейчас модно, переделать «Ночь» в цветной формат, как это, например, сделали с «12 мгновений весны», то он полностью потеряет всю свою художественную силу.

Сюжет без точек

Антониони нельзя назвать представителем догматического итальянского неореализма — художественного направления в кинематографе, возникшем в послевоенной Италии в 40-е — 50-годы. И в то же время Антониони не является и преодолением неореализма, хотя героями его картин являются не простые люди, а представители верхушки буржуазного среднего класса. Он продолжает придерживаться многих неореалистических принципов, которые, по сути, продолжают традиции итальянского веризма 19-го века. Это стремление к простоте, лаконизму языка, к достоверности чувств; это избеганию спецэффектов и всего такого суперэффектного; это неприкрашенный показ жизни — например, продолжительные сцены болезни героев.

Фильм «Ночь» как раз и начинается со сцены в онкологической клинике. Главный герой фильма модный миланский писатель Джованни Понтано, которого играет безупречный Марчелло Мастроянни, вместе с женой Лидией приходят навестить их общего друга Томазо Горани. Томазо обречен, и ему уже мало помогает морфий.

n3

Здесь же далее по сюжету Джованни поджидает неприятная сцена домогательств одной из пациенток этой клиники. И неизвестно, как бы всё кончилось, если бы медсёстры не подоспели на помощь.

n4

И эта сцена с пациенткой клиники очень характерна для сюжетной канвы этого фильма. Как житейская драма, как драма отношений мужчины и женщины, фильм «Ночь» — казалось бы, просто замечательная возможность порезвиться и продемонстрировать свою проницательность и знание жизни. Сюжет «Ночи» действительно по-житейски прост: показаны сутки из жизни уже не совсем юной пары, которая переживает кризис своих брачных отношений. Также у Джованни Понтано ко всему и личный творческий кризис — он ничего не пишет, хотя ещё проходят презентации его книг. Этот кризис приводит к вполне понятному желанию разбить эту скуку семейных отношений каким-то любовным приключением на стороне, что Джованни и Лидия предпринимают на ночной вечеринке у местного промышленника.

n7

В общем «Ночь» чем-то похожа на рассказ Чехова «Дама с собачкой» в том смысле, что только ленивый здесь не соблазнился возможностью потоптаться над главными героями рассказа и не расставить все точки над «i» в их «неподобающем» поведении. Вот только Антониони расставить все точки в поведении своих героев возможности не даст. Сюжет антониониевских картин всегда таков, что он никогда не разрешается чем-то конкретным, и, разве что, можно только подбрасывать монетку в пользу того или иного сюжетного исхода. И как только в его фильме вы попытаетесь в какой-либо сюжетной коллизии поставить жирную точку, эта «точка усмехнётся и станет запятой».

Если говорить о сюжете «Ночи», то:

Нельзя уверенно предположить, что Джованни в сцене с больной девушкой обязательно соблазнился бы или не соблазнился представленным случаем, если бы медсестер не было. Может быть соблазнился, а может быть и нет.

Нельзя уверенно сказать, как будут развиваться отношения Джованни и Валентины в дальнейшем. Может быть угаснут, а может быть эти отношения получат новый импульс.

n5

Нельзя уверенно предсказать, примет ли Джованни предложение о «твёрдой зарплате» от промышленника-олигарха. Может быть примет, а может быть останется свободным интеллектуалом.

n6

И, наконец, нельзя уверенно утверждать, как сложится судьба брака Джованни и Лидии, вцепившихся в последних кадрах фильма друг в друга, как утопающие. Может быть их брак причалит к спокойной пристани, а может быть всё-таки пойдёт ко дну.

n8

Части пейзажа

Как у всякого художника, у Антониони есть свои секреты. Вряд ли ошибусь, если скажу, что один из главных секретов мастера является умение любоваться тем, чему обычный человек совсем не уделит внимания — например, каким-нибудь светофором на перекрёстке.

Наверное, не случайно Антониони для фильма выбирает пейзажи Милана — делового центра Италии — города, не отличающегося особой изысканностью архитектурного пейзажа. Например, у многочисленной армии русо туристо даже сложилось мнение, что в Милане и посмотреть не на что. Именно по таким неэффектным улицам Милана и будет в одиночестве бродить светлую часть суток главная героиня фильма Лидия, которую играет французская актриса Жанна Моро.

n9

Именно на женщинах это умение Антониони любоваться и раскрывается больше всего. Ведь и Моника Витти и Жанна Моро эффектной внешностью не обладали. Каждой из актрис в начале их карьеры пророчили неудачу из-за несоответствия стандартам кинематографической красоты. А вот Антониони сумел их разглядеть.

Говоря философически, любование всегда выражает себя в поиске ракурса, то есть наиболее выразительной точкой зрения на натуру в пространстве. Ракурсы той же Жанны Моро в пространстве улиц Милана в фильме Антониони будут иногда очень нестандартными.

n10

Но также эти ракурсы будут и «стандартными», как например любимый мужчинами ракурс «с тыла». В этом ракурсе Жанна Моро не раз будет показана в кинокартине.

n11

Разговоры и диалоги в фильме Антониони тоже являются скорее частью пейзажа, а не средством раскрытия характеров персонажей. Просто, раз люди между собой обмениваются какими-то репликами, то и показывать их тоже надо. Ниже пример светской беседы на вечеринке, участники которой пытаются поддеть писателя интеллектуала Понтано. Сама эта беседа по сюжету фильма никакого значения не имеет. Однако она интересна сама по себе, как пример типичной ни к чему не обязывающей «милой» светской болтовни.

Свинг

На первый взгляд, кажется что кинематограф — это такой синтез живописи и литературы, которая эту живопись оживляет и заставляет двигаться.

На самом деле кино ближе к музыке и танцу, так как тоже способно передавать текучесть времени, его ритм, его чуть ли не чувственное ощущение. Поэтому в авторском кино имеется очень такое ревнивое отношение к музыке, как к конкуренту. Музыка в авторском кино обычно используется очень ограниченно, чтобы она не отвлекала своей эмоциональностью от течения времени на киноэкране.

В фильмах Антониони музыка тоже очень скупо используется. Будут целые большие куски без какого-либо фонового музыкального сопровождения. А если музыка и появляется, то опять-таки как часть пейзажа — небольшой джаз-бэнд, свингующих на вечеринке для гостей.

n12

Правда, можно отметить интересную сцену, где этот пейзажный свинг незаметно превратится в фоновую музыку именно ради драматического эффекта, как это делается в классическом кино. Эта сцена завершения вечеринки, где иронически обыгрвывется многозначность свинга, который означает не только музыкальный ритмический рисунок, употребляемый в джазе, но и форму брачных отношений со сменой партнера. Можно с долей иронии сказать, что Джованни — Валентина, Роберто — Лидия — этот такие не очень удачливые свингеры.

n13

На прощальный диалог Лидии и Валентины постепенно накладывается «качающиеся» синкопы свингового ритма, и вот уже прощание Джованни и Лидии с Валентиной превращается в некое подобие свинг-танца. Воистину, «ерунда всё, в чём нет свинга»(«It Don’t Mean A Thing, If It Ain’t Got That Swing»). В кинолентах Антониони свинг таки есть.

Продолжаем. «Ночь» всегда представлялась мне самым в широком смысле человечным и вообще самым понятным из фильмов Микеланджело Антониони – если вспомнить, опять же, и редкую похвалу режиссера «Седьмой печати» в адрес коллеги-итальянца. И, хотя тягуче-медлительное «Приключение» с его внешне бессодержательными шатаниями героев совсем не кажется мне сложным, оно все-таки куда больше сбивает с толку, заставляя поднапрячься в раздумьях о том, зачем было придумывать и выстраивать такой странный и длинный сюжет, утопающий в ненужных и повторяющихся (как будто бы) эпизодах. «Ночь» же, несмотря на то, что она всего минут на двадцать короче предыдущей части, развивается куда более стремительно и увлекательно для зрителя, даже жалеющего, что все обрывается так быстро.

По крайней мере, у меня ощущение это возникло почти сразу, как только я понял, что финал близок – а вроде бы раньше кино это казалось не менее бесконечным, чем «Сладкая жизнь», о которой мы вспомним еще обязательно позже – данный факт же спишем на особенности авторского восприятия, склонного преувеличивать и разукрашивать то, что было некогда особенным дорогим и любимым для него. Хотя, может быть, «Ночь» – и правда, самое универсальное кино итальянского классика, склонного вообще-то к эстетству, которое способно не то чтобы затмить – но, пожалуй, несколько помешать адекватному восприятию того важного смысла, что в его фильмах всегда заложен. Впрочем, это снова лишь мои догадки, и за других мне говорить не хочется.

Так или иначе, «Ночь» (по крайней мере, в первой своей половине) – еще один шаг вверх и вперед, если вспомнить о той художественной лестнице, начало которой я положил в «старом» кино 50-ых (да и в предшествовавших ему двух десятилетиях тоже) – и по которой поднялись уже на одну ступеньку соответственно «Приключение» и «Крик» до него. Достаточно вспомнить хотя бы больничные сцены, в одной из которых писатель Джованни (герой Марчелло Мастроянни) оказывается заманенным странной пациенткой, набрасывающейся на него с какой-то дикой и одержимой животной страстью – и есть там несколько кадров, где оба они стоят возле чистой и белой стены, так что складывается ощущение, будто бы и вокруг – такая же белая и бесконечная пустота, пространство уже не мира реального, но какого-то условного, метафизического – чисто киношного, в общем. Ничего подобного (разве что прогулка Моники Витти перед глазеющими на нее хищно мужчинами) в «Приключении» не было – да и быть еще, наверное, не могло. Описанная сцена (родом будто бы из «Персоны» Бергмана) – детище уже абсолютной шестидесятнической свободы, не считающейся с повествовательными канонами прошлого, мешающими настоящему искусству. Хотя виртуозный адепт его Антониони не заигрывается слишком с такими вещами, уходя в чистые абстракции и напрочь забывая об истории.

А история тут очень проста. Брак уже упомянутого писателя Джованни давно нельзя назвать счастливым. Его богатая жена Лидия (Жанна Моро), когда-то очень любившая мужа, испытывает теперь лишь отчаяние и тоску, помышляя даже о самоубийстве, поскольку жить в мире, где больше не осталось самого главного и самого сближающего чувства на свете, она не видит никакого проку. Впрочем, это становится понятным не сразу, и поначалу мы видим лишь двух людей друг другу близких – но очевидно утративших живую связь родственных когда-то душ, превративших любовь в привычку и тягостное для обоих притворство, хотя куда чаще они просто молчат – что хорошо видно уже и из вступительной сцены посещения больного друга. Все прочие же связи их с внешним миром (несмотря на популярность Джованни) несущественны, случайны – либо оборваны за ненадобностью. Муж и жена почти никуда не выходят, и вечеринка в доме богатого промышленника – лишь повод сбежать и отвлечься – от себя и пустоты. В общем и целом, отношения главных героев – логическое продолжение истории Клаудии и Сандро из «Приключения». Любовь, мучительно зарождающаяся между людьми, не связанными узами брака – и любовь, переживающая период угасания и (окончательного ли?) умирания в нем.

Но, опять же, персонажи Антониони – вовсе не холодные статуи и не бездушные монстры. Покорное безразличие Джованни, с которым он отдается в объятия порока в той самой больничной сцене, сменяется потом тягостной неловкостью, пониманием того, что произошло какое-то мерзкое недоразумение, что он совершил нечто ненормальное – такое, чего в идеале совсем даже быть не должно. Хотя, конечно, от идеала ситуация супругов Понтано чрезвычайно далека. И якобы пораженная услышанным Лидия, в действительности, ничего не чувствует – притом что очень живо переживает болезнь и смерть того самого друга – единственного человека, что искренне верил в нее, заставляя чувствовать себя и умнее, и красивее, и лучше. Иными словами, сюжет «Ночи» – некое «state of marriage», состояние брака, если вспомнить одноименный мини-сериал Стивена Фрирза, решающего извечную проблему в ключе подчеркнуто комичном. Антониони же, вновь в отличие от Бергмана и его «Сцен из супружеской жизни», решает ее не столько в словах и исповедальных излияниях, сколько через сопоставление внутреннего мира человека и окружающей его обстановки, предстающей у режиссера, как и всегда, мрачноватой, а, скорее – попросту чужеродной. И об этом – почти вся первая половина фильма, в центре которой – прогулка по городу Лидии.

Уже с самых титров нас встречает его тревожная и холодная какофония, сопровождающаяся спуском вдоль темнеющего на фоне дня небоскреба, в окнах которого отражается каменный лабиринт бесчисленных современных построек. Такой ракурс, в совокупности с мелодией и звуками города, создает ощущение постороннего, как бы немного инопланетного взгляда, воспринимающего только внешнюю, лишенную всякого духа и человечности форму существования этого мира. И на фоне больших и огромных зданий – сияющих прозрачной новизной, серым однообразием тонов или окончательной заброшенностью – героиня порой совершенно теряется, кажется лишь маленькой точкой где-то внизу и в стороне – явно не в центре внимания. И, в соответствии с названием, воздействие темных, ночных красок становится ощутимым уже и в первой, «дневной» половине фильма. Утопающая в полутьме замкнутость супружеской квартиры, черный стеклянный блеск окон, черный же автомобиль главных героев, притом что все они – темноволосые, включая и любимицу режиссера, Монику Витти (чья роль здесь, правда, заметно уменьшена в сравнении с «Приключением» – хотя и все равно довольно существенна). И при этом – ослепительно белая форма дорожного постового, белая лестница больницы, белые жилые высотки. Перечислять все такого рода «противостоящие» друг другу детали было бы слишком долго. Факт тот, что здесь – еще более резкий и совершенно явно проступающий контраст двух основных цветов, которыми Антониони насыщает картинку еще не до предела – но уже близится к тому.

Хотя, пожалуй, переходы от одного эпизода этой прогулки к другому выглядят несколько искусственными из-за того, что все встречи и не самые обычные ситуации происходят с героиней Моро подряд. Впрочем, это – обыкновенная условность кино как такового, пытающегося выдать как бы концентрированную дозу реальности, с которой в самой этой реальности редко, а, скорее – и никогда в таком виде не столкнешься. В этом смысле хорошее кино всегда, с одной стороны, насыщеннее и интереснее, чем собственно жизнь, но, с другой – всегда и урезаннее, и удобнее для нашего восприятия за счет принципа обобщения, выявления существенного – и увеличивающего как лупа взгляда, которым и смотрит на вещи искусство. В любом случае, бесцельные блуждания Лидии – отстраненной и потерянной в тоске своей настолько, что даже маленький ребенок, плачущий где-то на пустом дворе, не вызывает у нее настоящего отклика – дают нам представления о душевном ее состоянии, которое мы без труда угадываем – несмотря на все попытки героини заинтересоваться запуском ракет или разговором с мужем, в которых ощущаются лишь притворная веселость и попытка закрыться от внутреннего внешним, необязательным, напускным, ненужным. И оттого мир, где запускают эти удивительные ракеты, дерутся и пересмеиваются о чем-то незнакомые и непонятные люди, все больше и сам становится непонятным, странным, в чем-то загадочным и притягательным – но все же явно посторонним тому действительно насущному и глубинному в человеке, что и глядит на все это, не находя себе места и не зная, что делать, что говорить – и как вообще в таком мире «быть».

Во второй же половине «Ночи» акцент немного смещается, и в центре объектива оказываются теперь не места – но почти исключительно и только люди. Чисто сюжетная картина светской вечеринки, демонстрация давно знакомых шалостей и развлечений аристократов, «скромное обаяние буржуазии», что будет блестяще высмеяно потом одним талантливым испанцем (и неоднократно) – все это, конечно, не может не напоминать нам «Сладкую жизнь», которую Антониони, почти наверняка, имеет в виду или хотя бы держит в подкорке, пока снимает эти сцены. Даже и герой Мастроянни словно наследует своему собрату по перу, превращаясь уже, правда, из суетливого журналиста в писателя, устраняющегося постепенно от жизни – но, так или иначе, испытывающего гнетущую тоску от всей этой богемной мишуры – что очень точно выражено им в своем же собственном иронично-абсурдном замечании: «Если бы не удовольствия, жизнь была бы выносима». Но в противовес веселой разнузданности Феллини режиссер «Крика» изображает все в лишь ему одному свойственном ракурсе – из-за чего и от всей этой внешней роскоши по-прежнему веет холодком «Приключения», и хочется не то что не радоваться и наслаждаться сладостью жизни, но отойти поскорее в сторонку – и где-нибудь по тихой утопиться.

Примерно с такими мыслями бродит повсюду и одинокая Лидия, вступающая даже в невинный флирт с одним из незнакомых гостей – и Антониони очень интересно подает их разговор через стекло автомобиля, за которым губы активно и улыбаясь двигаются, но слов, разумеется, не слышно – да и зачем они, спрашивается, нужны. Хотя именно через них выражаются отношения Джованни и Валентины – дочери богатого промышленника, сыгранной Моникой Витти. В ее многообещающей молодости, энтузиазме и свежести писатель прозревает, конечно, некий выход, спасение, надежду на новую жизнь. Увлекаясь очень быстро и легко отдаваясь этому влечению, он все ожидает того «большего», что они обязаны сказать друг другу – но сказано оно не будет. И не потому, что его нет или оно невозможно – но потому что люди в глазах Антониони превратились в духовных калек. Пусть даже отчаянно стремящихся и ищущих – но желанного прорыва не достигающих. «У меня не бывает больше вдохновения, остались только воспоминания». Таков итог духовных поисков Джованни, чувствующего себя опустошенным и не способным написать ни строчки. «Всякий раз, как я пытаюсь вступить с кем-то в контакт, любовь исчезает». Таково признание Валентины, ощущающей себя в чем-то ущербной – так что и вся ее проницательность, и весь ум, которыми восхищается писатель, помочь здесь никак не могут. Он пробует снова поцеловать девушку – но даже и это толком не выходит. «Бесполезно» – замечает она равнодушно.

Если же вернуться к эстетике, то можно заметить, что Антониони вновь визуально подчеркивает отчужденность героев через то положение, в которое он ставит их относительно друг друга. Так, персонаж, стоящий на первом плане, часто повернут затылком к тому или к тем, что стоят позади него – из-за чего они не видят и не подозревают, о чем в данный момент думает он и как на их слова реагирует – зато прекрасно видит или угадывает зритель. И даже при разговоре двоих, находящихся совсем рядом, оба нередко отворачиваются, склоняют голову или просто уходят вперед (чтобы занять ту первую позу), в чем выражаются внезапная растерянность и тупиковость, незнание того языка, на котором слова передаются не от ума к уму – но от одного страдающего сердца к другому. И самый наглядный в этом смысле эпизод – поездка на машине Джованни и Лидии, поочередно переводящих взгляд друг на друга и явно ощущающих потребность заговорить – но понимающих, что это не получится.

Тем не менее, финал «Ночи» сполна искупает весь холод, все отчаяние, всю кажущуюся невозможность поделиться и вынести на свет простую правду, выстроившую непреодолимую преграду между супругами, давно уже не понимающими друг друга. И старое письмо Джованни, которое зачитывает вслух Лидия – настоящий гимн любви, максимально чистое и глубокое переживание, вся трогательная красота, радость и восторг того чувства, которое, кажется, и не может не быть вечным и неизменным Абсолютом. Вот он – истинно бергмановский мотив, очищение и прозрение через поднятый со дна ужас, через ослепительное сияние той правды, перед которой оба стоят теперь, обескураженные и опустошенные – но, тем не менее, пробудившееся и, может быть, способные воскреснуть еще. В этом смысле Антониони вновь не дает нам ложной надежды, оставляя героев лишь лежать в объятиях – одинаково мучительных и долгожданных. The rest is silence.

«НОЧЬ» 1961

Александр_Люлюшин Дата: Пятница, 16.07.2010, 09:41 | Сообщение # 1

Группа: Администраторы

Статус: Offline

«НОЧЬ» (итал. La Notte) 1961, Италия-Франция, 115 минут
— третья часть «пенталогии отчуждения» («Крик»-«Приключение»-«Ночь»-«Затмение»-«Красная пустыня») великого итальянского режиссёра Микеланджело Антониони

Тончайшая психологическая драма о 24 часах из жизни супругов и их отношениях, зашедших в тупик. В центре повествования — безвольный писатель Джованни Понтано (Марчелло Мастроянни), не знающий, чего он хочет, и его супруга Лидия (Жанна Моро) – светская дама, понимающая пустоту своего существования, но не знающая, что ей с собой делать и надо ли ей что-либо делать вообще. Действие происходит на фоне светского приёма, длящегося всю ночь, где супругов ожидают новые знакомства и наблюдения, которые подтолкнут их к откровенному утреннему разговору после ночного ливня.

Съёмочная группа

Режиссёр: Микеланджело Антониони
Авторы сценария: Микеланджело Антониони, Эннио Флайяно, Тонино Гуэрра
Оператор: Джанни Ди Венанцо
Композитор: Джорджо Гаслини

В ролях

Марчелло Мастроянни — Джованни Понтано
Жанна Моро — Лидия
Моника Витти — Валентина Джерардини
Бернхард Вики — Томмазо Гарани
Рози Маццакурати — Рози
Мария Пиа Луци — пациентка в клинике
Винченцо Корбелла — синьор Джерардини
Джитт Магрини — синьора Джерардини

Награды

Берлинский кинофестиваль, 1961 год
Победитель: Золотой Медведь

Национальный синдикат киножурналистов Италии, 1961 год
Победитель: Лучший режиссёр
Победитель: Лучшая женская роль второго плана (Моника Витти)
Победитель: Лучшая музыка

Главная национальная кинопремия Финляндии «Юсси», 1961 год
Победитель: Лучшая иностранная актриса (Жанна Моро)

Смотрите фильм

http://vk.com/video16654766_163424699
http://vk.com/video16654766_160464452

 
Александр_Люлюшин Дата: Четверг, 25.10.2012, 19:03 | Сообщение # 2

Группа: Администраторы

Статус: Offline

27 октября 2012 года (суббота)
Киноклуб «Ностальгия» представляет
фильм №7 (299) сезона 2012-2013
«НОЧЬ»
режиссёр Микеланджело Антониони, Италия-Франция

***

О фильме «НОЧЬ» посетители сайта http://www.kinopoisk.ru

***

Мне хочется кричать Браво.

***

Фильм, после которого размышления гарантированы и который не может оставить равнодушным.

***

Фильм потряс меня до глубины души, хотя вряд ли я его понял в своём юном возрасте. Просмотр произвёл даже кое-какую революцию внутри меня. Может это состояние во мне пробудет недолго, но кое-что в своей жизни я уже наконец-то переиначил, вот только надолго ли?! Низкий поклон Антониони: «Ночь» — это величайший шедевр! Впечатление колоссальное!

***

Поистине гениальное кино. Несмотря на то, что в фильме отсутствует четко выстроенный сюжет, режиссеру удалось донести смысл повествования в полной мере. Антониони всегда интересовали темы одиночества, отрешенности людей друг от друга. За маской внешнего благополучия в его фильмах скрывается поедающая душу пустота. Это большое мастерство при помощью минимума диалогов суметь сказать многое.

***

Это самый красивый чёрно-белый фильм, что я когда-либо видел. Лёгкий полумрак, изящная тень Моники Витти, стоящей у окна — что может быть прекраснее? Кино доставляет ни с чем несравнимое эстетическое наслаждение, это подлинное произведение искусства.

***

Первая мысль после просмотра — невероятно поэтичное и глубокое кино. У Антониони получился очень грустный, наполненный символами фильм о том, что все в этом мире имеет конец, что вечной любви не бывает. Это иллюзия, как и дымка на горизонте, заставляющая думать, что дороги нигде не оборвутся. Да, жизнь имеет смысл, когда ты любишь. Но истинная любовь — это лишь определенное мгновение в человеческой жизни, которое подчинено времени…

***

И как это он уловил! Этот Микеланджело Антониони. Еще нигде не видел столь мрачно и меланхолично изображенные «сливки общества». Черно-белые цвета, черные фраки и женские платья, белые рубашки и огромная шахматная доска на весь пол, на котором шикарная Моника Витти в черном вечернем платье катает портсигар с бриллиантом. Несомненно, это только внешний антураж фильма, на фоне которого строится тонкая психологическая драма.

***

Фильм полон сокровенного: того, что мы обычно прячем от других, стараемся перебороть в себе, считая огласку столь личных и иногда непонятных даже самому себе мыслей лишней, ненужной и неудобной.

***

Одна из самых удачных картин Микеланджело Антониони — мрачный, медлительный, чёрно-белый шедевр, «Ночь» увлекает с первых же кадров. Да, здесь очень мало действия, это непривычно, но во всём этом фильме, в каждом эпизоде, в каждой сцене ощущается острота ума режиссёра-гения.

***

Можно называть «Ночь» скучным и нудным фильмом, но даже в этом случае нельзя не признать его художественную красоту и талант Антониони, который создал замкнутый мирок, от которого веет тоской и одиночеством. И нельзя не признать, что он актуален до сих пор, ведь все проблемы этого фильма никуда не делись, а только приумножились. И тут уже не поспоришь.

***

Фильмы Микеланджело Антониони отличаются своей утончённостью, стремлением выразить чувства и их развитие без помощи слов. В картинах выражается непередаваемое и от того такое правдивое мироощущение — говорится о непознаваемости мира («Фотоувеличение»), о душевном непостоянстве личности («Ночь»), о зыбких песках государства («Забриски Пойнт»).

***

Антониони, безусловно, режиссер гениальный. Да что там говорить, великий! Он был одним из первых режиссеров итальянского неореализма, наплевавших (простите за грубость) на сюжетные линии, сценарные изыски и прочее. Антониони выстраивает линию повествования, что лишь в конце начинаешь понимать, о чем хотел сказать режиссер.

Фильм «Ночь», как раз из такого плана. Он скорее разбит на эпизоды, чем представляет собой монолитное повествование (исключительно мое мнение). Хотя режиссер показывает нам лишь ОДИН день и ОДНУ ночь из жизни главных героев.

И здесь мы становимся свидетелями, когда чувства этой пары станут настолько тяжелы, что уже будет невозможно держать их в себе. И мы увидим ночь, которая разрешит все вопросы, недосказанности и претензии между супругами. Разрешит ли? Преодолима ли пропасть прожитых вместе лет?

Ответ каждый найдет свой, посмотрев восхитительный фильм, под названием «Ночь».

10 из 10

***

Величайший фильм за всю историю кино, один из лучших фильмов гения кинематографа Антониони — все эти эпитеты, прочитанные мной в различных издательствах и услышанные из уст любимых мною режиссеров заставили меня выйти из потока современного кинематографа и оглянуться на шедевры мирового кино. После просмотра фильма, пребывая в восторге от увиденного и чувственного удивляюсь, где же сейчас подобное кино? Кино, которое настолько тонко, точно и главное всеобъемлюще рассказало о чувствах мужчины и женщины, об их взглядах и поведении, о стилистике того времени, передало через экран кажется даже запах духов героев.

Поначалу казалось повествование слишком затянутым и думалось, что нужно более пристально вглядываться в детали и начинать серьезнее анализировать весь символизм моментов, сильнее самому раскручивать внутренний ритм картины, но вдруг к середине фильма чувства просто захлестнули и героев и меня, как зрителя, все моменты, которые раньше были непонятыми и казались пустыми приобрели значительный вес — мозаика вдруг сложилась в потрясающую глубокую картину с захватывающим чувственным сюжетом. Открылись все уголки характеров, все мысли и ожидания героев. Причем все это многообразие в лишь тонкой улыбке, в случайном взгляде, в интонации, в точном плане.

В современном кинематографе, кажется, очень редко, или вообще никогда не раскрываются с такой тонкостью мельчайшие чувства героев. Сейчас, возможно, больше философии и поиска места себя в мире, мира в себе, переживание глобальных проблем человечества а в кинематографе 60х многогранность чувств в каждом моменте сюжета, в каждой секунде мимики героев целая история жизни. Буду продолжать погружение в классику кинематографа — увлекательно и безумно красиво.

***

 
ИНТЕРНЕТ Дата: Суббота, 27.10.2012, 22:07 | Сообщение # 3

Группа: Администраторы

Статус: Offline

М. Антониони – тетралогия о «правде жизни»
«НОЧЬ»

Вторая часть тетралогии — «Ночь» (1961) — является не просто максимально концентрированным изложением антониониевской темы, но ее модуляцией. Герои «Приключения» переживают болезнь чувств, однако еще не утратили способности любить, сочувствовать, удивляться. Персонажи «Ночи» перешли в новую фазу — атрофии чувств.

История, рассказанная режиссером в этой ленте, мало отличается от его других сюжетов. Однако полифонизм, экстраординарная красота и утонченная форма поднимают этот фильм до поэтического творения. Сгущение переживаний, их переплетение и рассеивание создают кружевную ткань картины. …Джованни и Лидия предстают хорошей семейной парой с ровными взаимоуважительными отношениями: ни споров, ни интриг, ни обид. Однако за этой «глянцевой обложкой» — мертвая любовь, мертвый брак. В фильме доминирует «чистое описание» — камера фиксирует несущественные предметы, случайные лица, фрагменты пейзажа. Лидия и Джованни существуют параллельно, независимо от того, находятся они рядом или на большом расстоянии. Такое синхронное движение олицетворяет невозможность «пересечения» — встречи двух душ. Образ параллельной жизни обретает в фильме многогранную трактовку. Буквально — это модель взаимоотношения героев. Философски — экзистенциальное ощущение себя в мире. На уровне эстетики — стремление к симметрии в композициях кадров, в монтаже, в сопоставлении персонажей. Смысловое развитие образов определяется контрастностью, которая одновременно является структурообразующим и формообразующим элементом кинопроизведения. Белый полдень трансформируется в темный вечер, который замещается глухой чернотой ночи, и возвращается серым утром в финале. Это — не только отражение времени, но символ круговорота жизни. Модуляции черно-белого пронизывают картину насквозь: от контрастных костюмов, противопоставления типажей, через контрапункт света и тени до тончайших метаморфоз реальности и пульсации чувств. Освещение также подчеркивает диалектический характер образности, преображая личность в тень, а фон — в реальность. Подобные многочисленные вариации катализируют экзистенциальное напряжение. Жизнь ассоциируется с игрой в классики — блужданием по расчерченным квадратам. (Кстати, это один из центральных мотивов фильма). Кажется, определишь цель: достичь конкретного квадрата. Но по мере приближения он утрачивает свою притягательность, ибо, как заметил Ж.-П. Сартр, «исполнение желаний означает не их удовлетворение, а только необходимость странствия от мечты к мечте в постоянном поиске и тоске по лучшей жизни». В целом фильм «Ночь» — это сложная комбинация мотивов (не мотиваций!), метафор, аллегорий.

http://www.nradatvr.kiev.ua/i50/

 
ИНТЕРНЕТ Дата: Суббота, 27.10.2012, 22:07 | Сообщение # 4

Группа: Администраторы

Статус: Offline

НОЧЬ
Психологическая драма

Третья часть своеобразной пенталогии («Крик»-«Приключение»-«Ночь»-«Затмение»-«Красная пустыня») Микеланджело Антониони, которая была создана в конце 50-х — начале 60-х годов и прославила его как «певца некоммуникабельности». Также можно считать «Ночь» своеобразным творческим ответом Антониони на фильм «Сладкая жизнь» его коллеги и соотечественника Федерико Феллини (кстати, в создании сценариев обоих произведений участвовал писатель Эннио Флайяно). Ведь в них идёт речь о мире итальянской интеллектуальной элиты, только в данном случае проживающей не в Риме, а в центре «нового капитализма» — Милане, который стал как бы столицей «экономического чуда», случившегося в обществе немногим более десятилетия после второй мировой войны.

Не случайно и то, что успешного писателя Джованни Понтано, который уже устал не только от доставляющего ему скуку внешне респектабельного брака с Лидией, но вроде бы и от самой жизни (она превратилась в бесконечную нудную вечеринку, где даже не радуют кратковременные интрижки с другими женщинами), играет Марчелло Мастроянни. Прежде он воплотил в «Сладкой жизни» роль журналиста, пытавшегося, напротив, поспеть за быстро меняющейся действительностью.

Однако для режиссёра «Ночи» куда важнее душевные метания основной героини в исполнении французской звезды Жанны Моро, так как Лидия обострённее переживает незаметно, но неотвратимо происшедшее чуть ли не со всеми «затмение чувств». Ночь, которая была проведена ею на очередном светском рауте, становится временем горького прозрения не столько из-за осознания краха личной семейной жизни, а благодаря пониманию, что былые надежды и мечты оказались лишь призрачными иллюзиями, похожими на те сны, что исчезают на рассвете. И наступление нового дня приносит вместо радости бытия ощущение полного опустошения и мучительное переживание под утро своего рода «похмелья души», более губительного, нежели обычное состояние нетрезвого человека после продолжительной «ночной тусовки для избранных». В отличие от просветлённого (несмотря ни на что) финала «Сладкой жизни», конец «Ночи» кажется безысходным, и последний титр Fine звучит по-итальянски как не подлежащий обжалованию приговор.

Сергей Кудрявцев
http://www.kinopoisk.ru/level/3/review/898368/

 
Александр_Люлюшин Дата: Воскресенье, 28.10.2012, 23:02 | Сообщение # 5

Группа: Администраторы

Статус: Offline

О таком Кино следует писать не коротенькие отзывы, а внушительные трактаты с глубоким исследованием прелестей изобразительного языка и стоящими за ними философскими рассуждениями. Они, правда, не будут иметь ничего общего с философией, а только отразят суть бытия, скрытую для экранных героев за толстыми бетонными конструкциями и праздностью жизни. Микеланджело Антониони – величайший из великих – вводит нас в мир вещей, имеющих значение, и расставляет безмолвные многоточия, разговорчивей которых мало что можно представить себе в искусстве кинематографа. Именно они позволяют увидеть de facto незримое и ощутить «жизнь в клетке» для тех внешне успешных, для кого утро так и не наступит. То ли давно забытое, то ли так и недопережитое будет стучаться в туго закрытую дверь омертвевших душ, всё ещё оставаясь несбыточной и абсолютно призрачной надеждой. Свет и тень, полёт и падение, здравие и безумие, явь и иллюзия, словно играючи, будут продолжать существовать параллельно, освобождая из плена жизни лишь не отличающих спасительный морфий от дистиллированной воды. Другим же останется доживать свой век, купаясь в роскоши, отгораживаясь от всего естественного под фальшивой маской приличия и утопая в безбрежном сером пространстве, которому нет ни начала, ни конца.

 
  • Страница 1 из 1
  • 1

18 июня в 18-00

Петербургский интеллектуальный киноклуб  SAPAROV
Библиотека им. Б.Лавренева
представляют в программе
«Любимые фильмы Иосифа Бродского»
Кинопроект «Путешествие на край ночи»
К 90-летию со дня рождения Марчелло МАСТРОЯННИ
ночь -постер
Микеланджело АНТОНИОНИ

НОЧЬ | LA   NOTTE
1961

Главный приз Берлинского МКФ«Золотой медведь», приз 
«Давид ди Донателло» 
В главных ролях: Марчелло МАСТРОЯННИ, Жанна МОРО, Моника 
ВИТТИ, Бернхард ВИККИ
Авторы сценария: Тонино Гуэрра, Микеланджело Антониони, 
Эннио Флайано
 
       «НОЧЬ» - изысканно красивая  и неожиданная лента 
великого АНТОНИОНИ, не перестающая удивлять своей 
лаконичностью и выразительностью.
       Действие в фильме начинается вечером одного дня и 
заканчивается ранним утром другого. И можно только восхищаться 
тем, что режиссеру удалось, воспроизводя ограниченный отрезок 
времени, добиться такой эмоциональной насыщенности и 
символичности, которые соответствуют целой эпохе человеческой 
цивилизации.
    «НОЧЬ Микеланджело АНТОНИОНИ -  второй фильм из его 
прославленной  тетралогии, сумевшей с неведомой дотоле 
проникновенностью и магической осязаемостью передать 
мироощущение человека, обреченного на духовную разобщенность. 
     Начинается картина с того, что главный герой, модный 
писатель Джованни (его играет Марчелло МАСТРОЯННИ)  со своей 
женой Лидией (Жанна МОРО) навещают в клинике своего безнадежно 
больного друга  Томмазо. Нелишним будет упомянуть, что Томмазо 
играет  знаменитый Бернхард ВИККИ, который был, между прочим, 
не актером, а кинорежиссером, потрясшим российскую публику 
своим антивоенным фильмом «Мост».
      Пересказывать сюжет картины  дело безнадежное. Режиссер 
изъясняется не словами, а часто абсолютно бессловесными 
состояниями своих героев.
     Жанна МОРО, приезжавшая в Питер, призналась, что никогда 
ей не приходилось сниматься в кино столь мучительно трудно. 
«НОЧЬ» была снята практически за десяток ночей. АНТОНИОНИ  
требовал от актеров только одного – абсолютной достоверности 
физического существования в кадре. Но при этом сама-то 
изображаемая ситуация  была, в сущности,  фантасмагорией.
     Любимица АНТОНИОНИ – Моника ВИТТИ, сыгравшая в этой 
кинокартине дочь промышленника Гирардини, неожиданно предстает 
жгучей брюнеткой с  уклончивым и непостижимым характером… 
     «НОЧЬ» -  фильм -ноктюрн, мелодия которого одновременно 
незабываема и неуловима…
                                                    Мирсаид САПАРОВ   2003 г.

Слепые блуждают
ночью.
Ночью намного проще
перейти через площадь.

Слепые живут
наощупь,
трогая мир руками,
не зная света и тени
и ощущая камни:
из камня делают
стены.
За ними живут мужчины.
Женщины.
Дети.
Деньги.
Поэтому
несокрушимые
лучше обойти
стены.
А музыка -- в них
упрется.
Музыку поглотят камни.
И музыка
умрет в них,
захватанная руками.

Так, значит, слепым -- проще...
Слепой идет
через площадь.
                 Иосиф БРОДСКИЙ  1961-1963 г.


  Итак,  сверкает «НОЧЬ»!

Внезапная, озадачивающая,  и, увы, до сих пор малоизвестная в России, но, возможно, лучшая кинокартина гениального  Микеланджело АНТОНИОНИ.
Завораживающая и будоражащая своей гипнотической красотой  поэма о жизни во МРАКЕ НЕЛЮБВИ.
Простая, казалось бы, история оказывается кинометафорой человеческого существования. Недаром именно в антониониевской «НОЧИ» единожды в творчестве изощренного мастера играют легендарные Марчелло МАСТРОЯННИ и Жанна МОРО,  в восхитительном ансамбле с неподражаемой Моникой ВИТТИ.
                              Мирсаид Сапаров. 2014 г.

                                          Наша жизнь — в ночи без света.

                                                 Путешествие зимой. 
                                                В небесах, что тьмой одеты,
                                                 Путь прочесть мы тщимся свой.

                                                  Песня швейцарских гвардейцев, 1793 г.    
                                               

Наш адрес: Библиотека им Б.Лавренева, Наб.р.Карповки, д.28
(в двух шагах от метро «Петроградская»)    ВХОД  СВОБОДНЫЙ

ночь-13

ночь-5

ночь-80

ночь-21

ночь-2

ночь-7

      ночь-77

ночь-11

ночь--6

ночь-70

                               ночь-микель-анджело
                    Микеланджело БУОНАРОТТИ. НОЧЬ (1546)
                 Молчи, прошу, не смей меня будить.
                 О, в этот век преступный и постыдный
                 Не жить, не чувствовать — удел завидный.
                 Отрадно спать, отрадней камнем быть
                          Перевод Ф,ИТютчева (1855).

ночь-71

ночь-72

ночь-81

ночь-10

ночь-12

          Микеланджело АНТОНИОНИ на съемках фильма «НОЧЬ»

антониони2

                    антониони съемка

Микеланджело АНТОНИОНИ на бракосочетании Тонино ГУЭРРА и Лоры Яблочкиной. Ленинградский дворец  бракосочетаний. 1977 год.

          гуэрра-1977

?

LiveJournal

Log in

If this type of authorization does not work for you, convert your account using the link

December 18 2006, 22:43

Categories:

  • Общество
  • История
  • Знаменитости
  • Cancel

“НОЧЬ” (La notte)
Италия-Франция. 1960. 122 минуты.
Режиссёр Микеланджело Антониони (Michelangelo Antonioni)

Авторы сюжета и сценария Микеланджело Антониони (Michelangelo Antonioni), Эннио Флайяно (Ennio Flaiano), Тонино Гуэрра (Tonino Guerra) 
Оператор Джанни Ди Венанцо (Gianni Di Venanzo)
Художник Пьеро Дзуффи (Piero Zuffi)
Композитор Джорджо Гаслини (Giorgio Gaslini)
В ролях: Марчелло Мастроянни (Marcello Mastroianni), Жанна Моро (Jeanne Moreau), Моника Витти (Monica Vitti), Бернхард Викки (Bernhard Wicki), Рози Маццакурати (Rosy Mazzacurati), Гуидо Аймоне Марсан (Guido Ajmone Marsan), Винченцо Корбелла (Vincenzo Corbella), Гитт Магрини (Gitt Magrini), Уго Фортунати (Ugo Fortunati), Джорджо Негро (Giorgio Negro), Роберта Сперони (Roberta Speroni)
Премии: главный приз на МКФ в Западном Берлине в 1961 году, 3 “Серебряных ленты” по итогам 1961 года — за режиссуру, второплановую женскую роль (Моника Витти) и музыку, почётный диплом лучшей иностранной актрисе (Жанно Моро) в рамках церемонии вручения премий «Юсси» в Финляндии по итогам 1961 года
Посещаемость — 1,05 млн. зрителей во Франции
Оценка — 9 (из 10)

Психологическая драма

Третья часть своеобразной пенталогии (“Крик”-“Приключение”-“Ночь”-“Затмение”-“Красная пустыня”) Микеланджело Антониони, созданной в конце 50-х — начале 60-х годов и прославившей его как “певца некоммуникабельности”. Также можно считать “Ночь” своеобразным творческим ответом Антониони на фильм “Сладкая жизнь” его коллеги и соотечественника Федерико Феллини (кстати, в создании сценариев обоих произведений участвовал писатель Эннио Флайяно). Ведь в них идёт речь о мире итальянской интеллектуальной элиты, только в данном случае проживающей не в Риме, а в центре “нового капитализма” — Милане, который стал как бы столицей “экономического чуда”, случившегося в обществе немногим более десятилетия после войны. Не случайно и то, что успешного писателя Джованни Понтано, который уже устал не только от доставляющего ему скуку внешне респектабельного брака с Лидией, но вроде бы и от самой жизни — она превратилась в бесконечную нудную вечеринку, где не радуют и кратковременные интрижки с другими женщинами — играет Марчелло Мастроянни (он прежде воплотил в “Сладкой жизни” роль журналиста, пытавшегося, напротив, поспеть за быстро меняющейся действительностью).
Однако для режиссёра “Ночи” куда важнее душевные метания основной героини в исполнении французской звезды Жанны Моро, так как Лидия обострённее переживает незаметно, но неотвратимо происшедшее чуть ли не со всеми “затмение чувств”. Ночь, проведённая на очередном светском рауте, становится для неё временем горького прозрения не столько из-за осознания краха личной семейной жизни, а благодаря пониманию, что былые надежды и мечты оказались лишь призрачными иллюзиями, которые подобны тем снам, что исчезают на рассвете. И наступление нового дня приносит вместо радости бытия ощущение полного опустошения и мучительное переживание под утро своего рода “похмелья души”, более губительного, нежели обычное состояние нетрезвого человека после продолжительной “ночной тусовки для избранных”. В отличие от просветлённого (несмотря ни на что) финала “Сладкой жизни”, конец “Ночи” кажется безысходным, и последний титр Fine звучит по-итальянски как не подлежащий обжалованию приговор.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ноябрьские праздники до революции
  • Ночные ведьмы сценарий мероприятия
  • Ночной рейс сценарий
  • Ночной праздник на неве кустодиев описание
  • Ночной дозор сценарий лукьяненко