Ночь перед рождеством история праздника

Днем усиленного приготовления к празднику Рождества Христова считается Рождественский сочельник - канун великого праздника, который наступает 7 января для православных христиан. Согласно евангельскому преданию, когда римский император Август, правивший Иудеей, объявил перепись населения и каждый…

ночь перед рождеством, рождество, святки,

  • Днем усиленного приготовления к празднику Рождества Христова считается Рождественский сочельник — канун великого праздника, который наступает 7 января для православных христиан.

  • Согласно евангельскому преданию, когда римский император Август, правивший Иудеей, объявил перепись населения и каждый должен был записаться именно там, откуда был родом, — праведный Иосиф отправился с обрученной ему Пресвятой Девой Марией в свой родной город Вифлеем. В гостинице не оказалось свободных мест, поэтому Иосиф и Мария нашли приют в пещере, куда загоняли домашних животных (на древнеславянском — вертеп). В этом вертепе и родился Спаситель. Младенца Богородица положила в ясли. Первыми поклониться воплотившемуся Богу пришли пастухи, извещенные Ангелом. Вслед за ними пришли волхвы (восточные мудрецы-язычники), узнавшие о свершившемся чуде по появлению на небе необычной звезды. Эта звезда привела волхвов к месту Рождения Иисуса и потому именуется Вифлеемской.

ночь перед рождеством, рождество, святки,

  • У православных христиан принято Сочельник — ночь перед Рождеством — проводить в храме за молитвами. Готовясь к рождественским праздникам, на Руси строго соблюдали одно важное правило — тщательно убирали дом. Ну, может, не так основательно, как к Пасхе, но все-таки скоблили полы, натирали до блеска кастрюли-сковородки, чистили столовое серебро. Дома и церкви на Рождество украшают елями и хвойными ветвями, символизирующими вечную жизнь, а традиция наряжать рождественскую ель связана с образом райского дерева, изобилующего плодами.Традиционные рождественские цвета — красный и зеленый, и в создании праздничного настроения можно опираться именно на них. Излюбленная символика праздника — ангелочки, ослики, ясли с младенцем, вифлеемская звезда. У католиков принято вешать на стены и двери рождественские венки из соломы и веток хвои, у нас больше прижились елочные букеты. В убранстве дома должны присутствовать свечи. Они придают особый уют и очарование всей атмосфере новогоднего праздника, символизируя Солнце, а рождественские свечи — свет Христа. На Руси к Новому году и к Рождеству делали особые толстые свечи, которые зажигались с вечера и горели до исхода следующего дня.

  • Хотя Рождество и сугубо семейный праздник, большим грехом считается отказать в угощении случайно оказавшимся рядом обездоленным людям. Конечно, звать их за домашний стол, может, и не стоит, но ведь нетрудно отнести несколько пирожков и горсть конфет к ближайшей церкви. Или раздать соседским ребятишкам по шоколадке — тоже не в тягость. Особенно пожилым родственникам, стоит позвонить и поинтересоваться здоровьем. Традиционно на Рождество подносили съедобные подарки, причем не только в православном, но и в католическом мире: годятся и самодельные конфеты, и баночки с вареньями-соленьями, и торты. Из несъедобного годятся любые игрушки и сувениры, зимние аксессуары вроде варежек или шарфов и другие мелочи.

  • 40-дневный Рождественский пост (28.11-6.01), усиленная молитва приближали православных людей к великому торжеству. По строгим правилам до первой звезды верующим рекомендовано отказываться от пищи. Лишь при появлении первой звезды — символа звезды Вифлеемской — можно отведать сочиво (постное блюдо, которое чаще всего готовится из пшеницы или риса с медом и фруктами). Отсюда и название этого дня – сочельник. Сочивом называли не только кашу и всякую постную пищу, а также сок; или, как говорили раньше, «молоко» разных семян: маковое, конопляное, подсолнечное, горчичное, ореховое, миндальное и другие. Этим «молоком» приправляли каши во время 40-дневного Филиппового поста перед Рождеством и в рождественский сочельник.

  • Поскольку 7 января заканчивается пост и разговеться следует видимо с размахом. На рождественском столе непременно в изобилии должно быть мясо, рыба, вино и сладости. Традиционные блюда к этому празднику — холодец, пельмени, запеченный поросенок с хреном, щи из кислой капусты, пирожки с мясом, рисом или повидлом. Перед торжественным обедом раньше подавали «жирную кутью» — рассыпчатую рисовую или пшеничную кашу с изюмом и медом, политую растопленным сливочным маслом.

  • Говорят, что в рождественскую ночь надо обязательно надеть что-то новенькое, а если такового нет, то хотя бы один предмет белого цвета. Кроме того, известно, что сразу после Рождества наступают Святки, когда можно наряжаться во всякие карнавальные костюмы.

  • До первой звезды в Сочельник обычно сидят в тишине и думают. К счастью, зимой первая звезда на небе появляется довольно рано, примерно в половине шестого вечера. Потом надо сесть за стол, выпить-закусить и по-хорошему идти на улицу — петь песни, играть в снежки и кататься на санках. Приветствуются огненные забавы типа салютов и фейерверков и обход соседей с целью позвать повеселиться вместе.

  • В церквях в вечерние часы шла торжественная служба, а те, кто не пошел на богослужение, готовились к восходу звезды дома. К этому времени все члены семьи одевались по-праздничному и собирались вместе, стол был накрыт белоснежной скатертью, сервирован лучшей посудой, приборами, заставлен традиционными блюдами. Блюд насчитывалось 13, к столу должно было садиться четное количество человек. В случае, когда собиралось нечетное количество, подавался один свободный прибор. Под скатертью на всей поверхности стола разостлано было сено, символизирующее то сено, на котором в яслях лежал новорожденный Христос. Стол украшался ветками ели, свечами, ленточками. В центре стола находилась композиция из веток ели, свечи и прочих рождественских атрибутов. В углу комнаты или в ее центре устанавливали любовно украшенную елочку, под нее клали подарок каждому присутствующему. В крестьянских семьях в ожидании звезды все вместе читали молитву, старшие рассказывали детям о рождении Христа, о волхвах, дары приносящих.

ночь перед рождеством, рождество, святки, ангелы

  • Появления первой звезды ждали с нетерпением дети, их радостное сообщение о ее появлении было сигналом для начала трапезы. Трапеза начиналась с общей молитвы, затем самый почитаемый член семьи женского пола (как правило, хозяйка дома) поздравлял всех с праздником. У католиков обряд начинался с обмена облаткой — символом хлеба, богатства и благополучия. Хозяйка дома сначала делилась облаткой с мужем, затем с сыновьями по старшинству, потом с дочерьми тоже по старшинству, с внуками и всеми остальными. Обряд этот заканчивался, когда все присутствующие обменялись облаткой, пожелав друг другу счастливого Рождества, прощая все обиды. Это был момент всеобщего примирения.

  • В сочельник у православных варили кутью, у католиков — бигилию. Варили кутью из пшеницы, гороха, риса, обдирного ячменя. Приправляли медом, маковым, конопляным, подсолнечным или другим постным маслом. Зерно было символом воскресающей жизни, а мед или сладкая приправа означали сладость благ будущей блаженной жизни. Рождественскую кутью готовили постной. Но на второй день Рождества готовили «Бабину кашу», или «бабкину кутью». Такую кашу в древности обычно приносили в числе даров в дом, где появился новорожденный. В отличие от рождественской постной кутьи «бабкину кашу» готовили «богатой».

  • Порядок приема пищи регламентировался строгими правилами: сначала подавались закуски (селедка, рыба, салаты), затем красный (слегка подогретый) борщ, грибной или рыбный суп. К борщу, грибному супу подавались ушки или пирожки с грибами, а у православных сочни — жареные на конопляном масле мучные лепешки. Под конец трапезы на стол подавались сладкие блюда: рулет с маком, пряники, медовики, клюквенный кисель, компот из сухофруктов, яблоки, орехи.

  • За столом каждый должен был отведать все приготовленные блюда. Не допускалось проявление своих индивидуальных вкусов. Такое требование — хороший воспитательный момент для детей. Трапеза была безалкогольной. Все блюда были постными, жареными и заправленными растительным маслом, без мясной основы, без молока и сметаны. Не подавались горячие блюда, чтобы хозяйка постоянно находилась за столом.

  • Во время трапезы велась непринужденная беседа только о добрых делах. Несмотря на то, что это был сугубо семейный праздник, считалось необходимым пригласить к столу одиноких знакомых, соседей (независимо от их вероисповедания). За стол усаживался каждый случайный гость, в том числе и нищий. Существовало поверье, что в этот день в виде нищего может предстать Бог. Вообще все религиозные праздничные традиции были направлены на укрепление гуманизма, доброжелательного отношения друг к другу и к окружающей среде. В сочельник хозяин поздравлял с праздником домашних животных, выносилось угощение и бездомным животным (на крыльцо, за порог выставлялась миска с едой).

  • Потом начиналась самая веселая часть сочельника — раздача подарков. При наличии в доме детей один из домочадцев переодевался в Деда Мороза — Святого Николая. Он же и приносил подарки в мешке. Раздавая их, высказывал пожелания, согласно необходимым требованиям, предъявляемым к получающему. Для детей это был хороший воспитательный момент, в отношении к взрослым он был окрашен долей шутки. Вообще большинство традций и обрядов Рождества было направлено на воспитание у детей самодисциплины, внимания к присутствующим, соблюдения и участия в ритуальной стороне, терпения, выдержки. Это был один из немногих случаев, когда дети садились за стол вместе со взрослыми. А что касается подарков, это был хороший обычай дарить их друг другу, притом ценились подарки, приготовленные своими руками. Они нарядно оформлялись цветной бумагой, веточками ели, ленточками. Содержание подарков должно было быть сюрпризом. Все было овеяно таинственностью и поднимало настроение. Подарки тут же разворачивались, радость и благодарность хозяйке и друг другу переполняли сердца всех.

  • Именно в эту ночь перед Рождеством, по народным поверьям, господствуют две силы: добра и зла. К какой человек примыкал, та и творила с ним чудеса. Одна зазывала колядовать и прославлять рождение Христа за праздничным столом, а другая собирала на шабаш ведьм.Вечером по дервням ходила по домам коляда (калитка) — переодетые парни в вывороченных шубах и со звериными масками на лицах. Величали хозяев, не жалея щедрых слов. Приметы: «Если на Сочельник снежная погода — будет урожай на хлеб». Считалось, что в этот день, последний перед Рождеством, снегопад — верный признак процветания хозяйства в новом году. А если в этот день мороз — в семье будет совет да любовь. Разумеется, эти приметы и предубеждения всего лишь «эхо» языческих празднований и традиций, не имеющие отношения к сути великого христианского праздника.

  • Праздник Рождества, по учению Церкви, символизирует примирение человека с Богом. Это один из дней, когда с наибольшей глубиной и радостью мы переживаем встречу с Богом. Рождество предвозвещает искупительный подвиг Христа и обновление человеческой природы, пораженной грехопадением прародителей.

ночь перед рождеством, рождество, святки,

Традиции празднования православного Рождества в странах мира

У народов Европы дни рождественских торжеств совпадали с двенадцатидневным циклом языческих празднеств, посвященных зимнему солнцестоянию, знаменовавшему начало новой жизни и обновление природы (сатурналий у романских народов, зимние святки – у русских, коляда – у украинцев и т.д.). Поэтому в разных странах праздник Рождества впитывал в себя многие обряды и обычаи этих празднеств. К ним относятся колядки – костюмированные шествия со звездой и песнопениями, вечерняя трапеза в сочельник, состоящая из 12 постных блюд. Украина

В Украине празднование Рождества начинается на Свят вечер – 6 января. Вечерняя трапеза накануне Рождества сопровождается многими традициями и обрядами. Накануне Рождества церковь предписывала строгий пост – целый предрождественский день верующим нельзя было есть и пить. Ужин на Свят вечер был для них первой трапезой в этот день – им и заканчивался 40-дневный предрождественский пост. За стол можно было садиться с появлением на небе первой звезды, в память о Вифлеемской звезде, возвестившей пастухам о рождении Христа.

Главными блюдами на украинский Святой вечер являются «кутя – пшеничная или рисовая каша с медом, маком и изюмом, и узвар – компот из сухофруктов. Всего на столе в Свят вечер должно быть 12 постных блюд, среди которых в старину готовили постный борщ с грибами, горох, капустник, рыбные блюда, вареники с капустой, кашу гречневую, голубцы с рисом, постные блины, грибы, пироги.

В первый день Рождества – 7 января, в гости почти не ходили. Только женатые дети (с невесткой или зятем) должны были посетить после обеда своих родителей, говорили, что везут «деду ужин». Издавна в Украине на Рождество колядовали – пели колядки. Колядки – величальные обрядовые песни зимнего цикла – популярны и в современной Украине.

Также среди молодежи распространены рождественские гадания. В Украине считается, что именно в «святые» дни можно наиболее точно предсказать будущее. Поэтому девушки пользуются моментом и стараются предугадать свою судьбу.

В Беларуси, как и в Украине, православное Рождество отмечается как государственный праздник. Рождественский сочельник или Навечерие Рождества Христова отмечают 6 января. Название «сочельник» происходит от особой пищи, предписываемой на этот день церковным уставом – сочива: размоченных и разваренных зерен пшеницы или риса, чаще с медом, а также бобов, гороха и овощей.

Согласно традиции, ужин в сочельник щедрый, но постный, состоящий из 12 блюд в честь двенадцати апостолов. В этот день по приходу из храма после утреннего богослужения верующие воздерживаются от принятия пищи до появления на небе первой звезды, которая символизирует звезду, взошедшую над Вифлеемом в момент рождения Христа.

В ночь с 6 на 7 января в православных храмах совершаются рождественские богослужения. Традиционно с дохристианских времени в Беларуси 6-7 января – Первая Коляда – конец шестидневного поста, начало праздничных дней и вечеров. Этот праздник всем известен под названием «Большая кутья», который отмечался в честь зимнего солнцестояния (24 декабря по старому стилю).

Вторая кутья (Щедрая или Богатая Кутья) отмечалась через неделю в предвестие Нового года 31 декабря по старому стилю. Третья Кутья завершала праздники Коляды 6-го января по старому стилю. Россия

Похоже празднование Рождества и в России. Рожеству предшествует Сочельник. По монастырскому уставу в этот день полагалось на трапезе вкушать только сочиво – вареную пшеницу (или рис) с медом. От этого блюда и происходит название праздника.

В день накануне Рождества пищу и питье нельзя было употреблять до первой звезды. Как только звезда появлялась на небе, начинался предпраздничный ужин. Стол застилали чистой скатертью, ели в торжественном и строгом молчании. По давней традиции на рождественском столе должно быть непременно 12 блюд.

На Святки в России испокон веков было принято рядиться, устраивать веселые игры, ходить по домам, будить спящих, поздравлять всех встречных с поворотом солнца на лето, а позже, после принятия христианства, с Рождеством, шутить, петь песни. Заканчивались колядки всеобщей потехой, катанием с горок, общим пиром.

В Армении Рождество празднуют 6 января, в этот же день отмечают и Крещение Христово. Подготовка к Рождеству начинается вечером 5 января, когда служится Литургия Сочельника. В этот день верующие зажигают свечу в церкви и несут ее домой, для освещения дома и подготовки к празднику Рождества Христова. На следующий день, 6 января, утром служится рождественская литургия. Далее осуществляют праздник крещения Христа с церемонией освящения воды.

Традиционно на Рождество в Армении на стол подаются рисовый плов с изюмом, рыба и красное вино.

В Грузии на Рождество верующие совершают крестный ход «Алило» в соответствии с традицией, имеющей многовековую историю. Главными действующими лицами праздничного шествия являются «несущие благую весть». Они одеты в белые одежды и песнопениями оповещают всех прохожих о рождении Спасителя.

В Сербии и Черногории Рождественский сочельник, 6 января, называется в «Баднидан». Среди религиозных праздников он занимает почетное второе место после Пасхи, а вот среди семейных праздников Рождество для сербов на первом месте. Рождество Христово в Черногории (так называемый Божич) – праздник родителей и детей.

В этот день до восхода солнца глава семьи и его старший сын выстрелом из ружья перед домом объявляют о походе в лес за «бадняком». Бадняк – это полено срубленного молодого дуба, которое должна обязательно иметь во время рождественских праздников в своем доме каждая сербская семья. Полено выбирается такого размера и веса, чтобы глава семьи сам, на своих плечах смог принести его в дом. По традиции, оно должно гореть в семейном очаге в течение всех трех дней праздника.

Оставшиеся в доме члены семьи на рассвете разжигают огонь и начинают жарить на вертеле специально откармливавшегося к Рождеству поросенка – «печеницу», женщины готовят рождественский пирог, торты и другие блюда.

В ночь перед Рождеством ужин должен быть постным. На рассвете звонят колокола храмов, люди надевают праздничную одежду и идут в церковь на Рождественскую литургию. После службы в дом берется просфора. Все приветствуют друг друга словами: «Христос родился!», а в ответ слышат: «Воистину родился!» Это приветствие соблюдается вплоть до праздника Богоявления (19 января).

Все члены семьи в ожидании рождественского обеда угощаются горячей ракией и сухими фруктами. Затем хозяин выносит на стол печеницу. Печеница должна принести в дом здоровье и благополучие. Из блюд к столу подаются квашеная капуста, тушенная капуста с копченым свиным мясом, пирог с каймаком, «пребранац» – вареная фасоль с растительным маслом и луком и т. д.

Кульминация празднования Рождества – преломление «погачи» – домашнего рождественского плоского пирога из пресного теста. Хозяйка утром замешивает тесто для пирога и кладет в него золотую или серебряную монетку.

Хозяин отрезает левую часть печеницы, достает из нее сердце и раздает его по кусочкам всем членам семьи, которые сразу его поедают. Перед началом обеда хозяин дома зажигает свечу, которая стоит на столе, или кадило и обносит ими иконы и всех присутствующих, а ребятишки обносят кадило по всему дому. Затем все поют праздничный тропарь или «Отче наш».

После приходит время разламывать погачу. Ее сначала вертят по кругу, затем делают надрез в виде креста и в полученный разрез наливают вино, только после этого она разламывается. Каждый получает по куску пирога, и тот, в чьем куске оказалась монетка, будет, как считается, счастлив целый год.

В городах, где нет открытых очагов, печей и бадняка, на рынках и на улицах продаются перед праздником небольшие «букеты» из дубовых веток, обвязанные пучком соломы.

В Албании заметный процент населения в стране исповедует православный тип христианства, поэтому Рождество отмечается достаточно широко. Присутствуют все характерные для праздника атрибуты – елка, подарки, застолья. Праздник отмечается 7 января.

Греческое Рождество (Кристоугенна) также впитало в себя популярные суеверия и народные поверья. В канун Рождества распространены колядки. Греческие детишки идут от дома к дому и поют песни, возвещающие приход Спасителя.

Рождество в Греции отмечается в кругу семьи, главная часть праздника – обильный стол. По православной традиции празднику Рождества предшествует пост продолжительностью несколько недель.

Греция – одна из немногих стран, где существуют свои зловредные рождественские духи. По поверью, калликанцарос, зловредные эльфы с неприятной внешностью, в течение 12 дней после Рождества приносят в дом хаос. Защиту от духов дарует горящий ладан или небольшое подношение. Также во многих семьях небольшой деревянный крест украшают базиликом и окунают в плоскую чашу с водой. По поверью, вода становится святой после этой процедуры, и тогда ее разбрызгивают по углам дома, чтобы отпугнуть злых духов.

Святки (7-19 января). Что за дни такие? Святки всегда являлись основным зимним праздником на Руси. В Святки, все 12 дней, никто не брался ни за какую работу, боясь несчастья. Традиционно Святки делились на две части — «святые вечера» (от Рождества до Васильева вечера 7-14 января) и «страшные вечера» (с ночи под Новый год и до Крещения Господня 14-19 января).
Ночь перед Рождеством. Разгул нечисти. Именно в ночь перед Рождеством, по народным поверьям, господствуют две силы: добра и зла. К какой человек примыкал, та и творила с ним чудеса.
Видео Счастливого Рождества!
Ночь перед Рождеством. Лучшие рождественские истории. Нет ни одного более радостного праздника, чем Рождество, когда любой человек ожидает, что в его жизни тоже произойдет чудо, сбудутся самые невероятные мечты! Праздника, подарившего людям надежду и спасение! Тема Рождества не осталась без внимания в русской литературе, и сложилась целая традиция рождественских и святочных рассказов. Это рассказы, которые хорошо читать в январский зимний вечер, укрывшись теплым одеялом и заварив чашечку горячего шоколада. Прекрасно вдохновляет перед Рождеством и настраивает на Особый Рождественский Дух. Душевные рассказы :)

Сочельник: что это за праздник

Предпразднество Христова Рождества — особый день в жизни христианина.

День накануне праздника Рождества Христова называется сочельником. Что такое сочельник, в чем смысл этого праздника и как христиане должны отмечать этот день?

Сочельник — что это за праздник? Каковы его традиции? Обо всём, что связано с Сочельником, Вы сможете узнать, прочитав нашу статью.

Рождественский Сочельник

Собственно говоря, сочельник — это не совсем праздник. Церковное название этого дня: «предпразднество Рождества Христова». Получается, что сочельник предваряет один из главных христианских праздников, служит, образно говоря, дверью в празднование Рождества Христова.

Слово «сочельник» берет свое название от сочива, основного блюда этого дня. Впрочем, устав допускает приготовление вместо сочива кутии. Как сочиво, так и кутья готовятся из вареных или пропаренных зерен злаковых культур и приправляются медом.

рождественский сочельник традиции

Кстати, если следовать уставу, сочиво и кутья являются праздничным, хотя и и постным блюдом сочельника, но этим не ограничивается стол в сочельник. По уставу есть в этот день полагается лишь один раз, после вечернего богослужения, но растительное масло и вино допускаются к употреблению. Нельзя есть лишь скоромную пищу и рыбу. Впрочем, это монастырский устав, строгость воздержания в миру следует согласовывать с приходским священником или же духовником.

Предпразднество Христова Рождества — особый день в жизни христианина. Богослужение в храме полностью посвящено наступающему празднику. Оно отличается по своему чину как от будничных служб, так и от чина богослужения в сам день Рождества Христова. Завершается богослужение пением тропаря Рождества. Можно обратить внимание на то, что богослужебные песнопения, посвященные Рождеству Христову, звучат в храме задолго до наступления самого праздника. Так Церковь готовит своих чад к наступающему торжеству.

Сочельник традиции

Сочельник: традиции

Существует много разных традиций празднования сочельника. В некоторых местностях уже с вечера начинают поздравлять друзей и знакомых с Рождеством Христовым, в других местах этот день проводят в кругу семьи за особой трапезой с кутьей или сочивом. Главное — выделить день, предшествующий великому христианскому празднику, подготовиться к радостному событию воспоминания Рождения Богочеловека Христа. В сочельник, как и в сам день Рождества Христова желательно подготовиться к причащению Святых Христовых Таин, заранее исповедаться и, если священник благословит причаститься, соединиться со Христом, причастившись Его Божественных Тела и Крови.

Сочельником также называют день, предшествующий празднику Богоявления — Крещения Господня. Время между Рождеством Христовым и навечерием Богоявления — крещенским сочельником называют святками. В эти дни нет поста, в храмах поются рождественские песнопения а христиане поздравляют друг друга с радостным событием прихода в мир Спасителя — Рождеством Христовым.

Читайте также:

  • Победить самого себя: Апостол в Крещенский сочельник
  • Рождественский сочельник и Рождество Христово

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

  • Рож­де­ствен­ский сочель­ник в Кален­даре
  • Кре­щен­ский сочель­ник в Кален­даре
  • Заметки в Сочель­ник о неко­то­рых тра­ди­циях В. Кут­ко­вой
  • Как про­ве­сти рож­де­ствен­ский сочель­ник
  • Когда окан­чи­вать пост в Рож­де­ствен­ский сочель­ник? архиеп. Авер­кий (Таушев)
  • Для чего в наве­че­рие Рож­де­ства Хри­стова учре­жден сочель­ник? свт. Фила­рет (Дроз­дов)

Соче́льник (наве­че­рие) – день нака­нуне празд­ника Рож­де­ства Хри­стова (Рож­де­ствен­ский сочель­ник) или Бого­яв­ле­ния (Кре­щен­ский сочель­ник).
Про­ис­хо­дит от слова «сочиво» – раз­мо­чен­ные в воде зерна пше­ницы, ржи, овса, по тра­ди­ции блюдо, вку­ша­е­мое в этот день).
Это день стро­гого поста.

sochelnik - Сочельник

В сочель­ник слу­жатся цар­ские часы и совер­ша­ется Литур­гия св. Васи­лия Вели­кого. Если сочель­ник при­дется в суб­боту или вос­кре­се­ние, то цар­ские часы совер­ша­ются в пят­ницу, а в сочель­ник бывает Литур­гия св. Иоанна Зла­то­уста. Литур­гия св. Васи­лия Вели­кого слу­жится в сам день празд­ника.

Сколько у нас навечерий/сочельников и когда они празд­ну­ются?

Хотя в бук­валь­ном смысле слово «наве­че­рие» озна­чает канун или вче­раш­ний день по отно­ше­нию к празд­нику, в цер­ков­ной тра­ди­ции этот термин при­ме­ня­ется только к двум празд­ни­кам: Рож­де­ству Хри­стову и Бого­яв­ле­нию. Кануны осталь­ных празд­ни­ков назы­ва­ются просто пред­праздн­ствами. Это раз­ли­чие обу­слов­лено двумя при­чи­нами:

  1. Осталь­ные празд­ники имеют один день пред­праздн­ства, потому при­выч­ный термин «пред­праздн­ство» одно­вре­менно обо­зна­чает канун празд­ника. Напри­мер, когда мы гово­рим «Пред­праздн­ство Пре­об­ра­же­ния Гос­подня, сразу понятно, что речь идет о 5 (18) авгу­ста. Однако у Рож­де­ства Хри­стова и Бого­яв­ле­ния несколько дней пред­праздн­ства, потому для обо­зна­че­ния дня непо­сред­ственно перед празд­ни­ком нужен особый термин. Как раз таким тер­ми­ном явля­ется «наве­че­рие».
  2. В наве­че­рия Рож­де­ства Хри­стова и Бого­яв­ле­ния совер­ша­ется бого­слу­же­ние по осо­бому, уни­каль­ному чину (см. ниже). Потому термин «наве­че­рие» может отно­ситься не только к дню, но и к цер­ков­ному бого­слу­же­нию этого дня.

Таким обра­зом, в Пра­во­слав­ной Церкви два наве­че­рия: 6 января (24 декабря по ста­рому стилю) – наве­че­рие Рож­де­ства Хри­стова и 18 января (старый стиль – 5 января) – наве­че­рие Бого­яв­ле­ния.

Оба наве­че­рия еще назы­ва­ются «сочель­ни­ками» по при­чине упо­треб­ле­ния «сочива» на вечер­ней тра­пезе. Правда, ука­за­ние о вку­ше­нии сочива в Типи­коне дается только для наве­че­рия Рож­де­ства Хри­стова и только для того более ред­кого вари­анта, когда наве­че­рие слу­ча­ется в суб­боту или неделю. Однако это част­ное ука­за­ние стало при­чи­ной того, что в оби­ходе оба дня (6 и 18 января) назы­ва­ются «сочель­ни­ками».

Еще раз сле­дует отме­тить: устав­ное назва­ние обоих дней – «наве­че­рия», «сочель­ни­ками» же они назы­ва­ются в быту и в лите­ра­туре.

Древ­ность поста в наве­че­рия Рож­де­ства Хри­стова и Бого­яв­ле­ния.

В Древ­ней Церкви в III веке празд­но­вали сов­ме­щен­ный празд­ник Бого­яв­ле­ния 6 января – соеди­не­ние вос­по­ми­на­ний Рож­де­ства Хри­стова и Кре­ще­ния Гос­подня. В связи с этим возник и кре­щен­ский сочель­ник 5 января как пост­ный день, в кото­рый литур­гия совер­ша­лась после полу­дня и соот­вет­ственно тра­пеза была только вече­ром. Таким обра­зом, кре­щен­ский сочель­ник – древ­ней­ший одно­днев­ный пост.

Впо­след­ствии в IV – VI вв. (в разных Помест­ных Церк­вах по-раз­ному) про­изо­шло раз­де­ле­ние празд­ни­ков, и Рож­де­ство Хри­стово было пере­не­сено на 25 декабря. Потому появился еще и рож­де­ствен­ский сочель­ник 24 декабря по ана­ло­гии с постом 5 января.

О бого­слу­же­ниях в сочель­ник.

Для обоих сочель­ни­ков харак­те­рен особый устав бого­слу­же­ния; при этом пра­вила Устава оди­на­ковы для обоих празд­ни­ков и един­ствен­ным отли­чием явля­ется совер­ше­ние в наве­че­рие Бого­яв­ле­ния вели­кого освя­ще­ния воды в конце литур­гии по заам­вон­ной молитве.

Бого­слу­же­ние совер­ша­ется по одному из двух вари­ан­тов в зави­си­мо­сти от дня, в кото­рый слу­чится наве­че­рие:

Вари­ант I. Сочель­ник в поне­дель­ник – пят­ницу (будний день). Службы: вели­кие часы, изоб­ра­зи­тельны, вечерню с литур­гией свя­ти­теля Васи­лия Вели­кого (в наве­че­рие Бого­яв­ле­ния добав­ля­ется вели­кое освя­ще­ние воды).

Вари­ант II. Сочель­ник в суб­боту или вос­кре­се­нье: службы из преды­ду­щего вари­анта рас­пре­де­ля­ются по трем дням:

· вели­кие часы и изоб­ра­зи­тельны пере­но­сятся на пят­ницу и в эту пят­ницу отме­ня­ется литур­гия;
· в само наве­че­рие совер­ша­ется литур­гия свя­ти­теля Иоанна Зла­то­уста и потом отдельно от нее вели­кая вечерня (в наве­че­рие Бого­яв­ле­ния после вели­кой вечерни добав­ля­ется вели­кое освя­ще­ние воды).
· в сам празд­ник служим литур­гию свя­ти­теля Васи­лия Вели­кого (после нее – еще раз вели­кое освя­ще­ние воды, если это – празд­ник Бого­яв­ле­ния).

Заме­тим, что по Уставу литур­гия в соеди­не­нии в вечер­ней в 1‑м вари­анте и вели­кая вечерня после литур­гии во 2‑м вари­анте должны совер­шаться после полу­дня, однако в нашей прак­тике все ука­зан­ные выше службы сочель­ника совер­ша­ются утром.

Инте­рес­ный момент: в кон­крет­ном году или службы обоих празд­ни­ков совер­ша­ются по вари­анту I, или службы одного празд­ника совер­ша­ются по вари­анту I, тогда как дру­гого – по вари­анту II. Не бывает такого, чтобы по вари­анту II в кон­крет­ном году совер­ша­лись службы в наве­че­рия обоих празд­ни­ков.

Наве­че­рие как день стро­гого поста.

Многие знают, что сочель­ник (и Рож­де­ствен­ский, и Кре­щен­ский) – день стро­гого поста. Однако в чем кон­кретно состоит пост сочель­ника? Для ответа на этот вопрос нужно раз­ли­чать пост в древ­нем пони­ма­нии и в совре­мен­ном зна­че­нии этого слова. В древ­но­сти пост – полный отказ от пищи в тече­ние дня до вечера; в таких слу­чаях един­ствен­ной тра­пе­зой был ужин (тогда как сейчас мы под «постом» пони­маем только огра­ни­че­ние на вку­ше­ние пищи живот­ного про­ис­хож­де­ния). Когда наве­че­рие назы­ва­ется днем стро­гого поста, име­ется в виду пост в первом, древ­нем пони­ма­нии.

Пра­вила о посте и тра­пезе в Сочель­ник свя­заны с бого­слу­же­ни­ями и с обо­зна­чен­ными выше двумя вари­ан­тами.

В вари­анте I наве­че­рие Рож­де­ства Хри­стова счи­та­ется днем стро­гого поста, причем стро­гость поста здесь не в каче­стве пищи, а в коли­че­стве ее при­е­мов. Так как здесь вечерня в соеди­не­нии с литур­гией совер­ша­ется после полу­дня, то и пола­га­ется только одна тра­пеза в день – ужин. При этом ужин с упо­треб­ле­нием «елея и вина» — то есть сред­няя сте­пень поста. Таким обра­зом, стро­гий поста сочель­ника пред­по­ла­гает не упо­треб­ле­ние в тече­ние дня только «хлеба и воды» (как многие могут поду­мать, увидев выра­же­ние «стро­гий пост»), а нали­чие только одной тра­пезы с «вином и елеем».

В вари­анте II допус­ка­ется две тра­пезы и потому Типи­кон гово­рит, что «пост не бывает». Это нужно пони­мать не в нашем вос­при­я­тии поста как воз­дер­жа­ния от ско­ром­ной пищи, а в более древ­нем и изна­чаль­ном зна­че­нии тер­мина – нет воз­дер­жа­ния от пищи до вечера. Утром совер­ша­ется литур­гия и после нее пола­га­ется скром­ный, сим­во­ли­че­ский обед. После полу­дня совер­ша­ется вечерня, после нее – более плот­ный ужин с вином и елеем.

В нашей прак­тике все службы наве­че­рия совер­ша­ются утром, потому после окон­ча­ния такой службы вполне допу­стима нор­маль­ная пост­ная тра­пеза. Одно­значно можно ска­зать: те, кто участ­во­вал в бого­слу­же­нии, после его окон­ча­ния вполне имеют право поку­шать днем, так как уча­стие в литур­гии пред­по­ла­гает тра­пезу после нее. Что же каса­ется тех, кто не был в храме утром в наве­че­рие Рож­де­ства Хри­стова, то вопрос о посте для них оста­ется откры­тым: они могут и поку­шать после окон­ча­ния днев­ного бого­слу­же­ния в храме, но могут в каче­стве доб­ро­воль­ного подвига и ком­пен­са­ции за про­пу­щен­ное бого­слу­же­ние дождаться вечера.

«До первой звезды». Многие цер­ков­ные и не вполне воцер­ко­в­лен­ные люди зна­комы с утвер­жде­нием, что в сочель­ник нельзя есть до «первой звезды». На самом деле такая харак­те­ри­стика спра­вед­лива частично. Как отме­чено выше, в случае сочель­ника в сед­мич­ный день един­ствен­ная тра­пеза по Уставу – ужин, кото­рый пола­га­ется после вечерни в соеди­не­нии с литур­гией свя­ти­теля Васи­лия Вели­кого. Эта служба по Типи­кону начи­на­ется «в 7‑м часу дня», то есть при­мерно в 13.00 по нашему вре­мени; в таком случае закон­чится она около 17.00. Учи­ты­вая, что это – зимнее время, когда тем­неет рано, вполне велика веро­ят­ность, что на небе в это время уже будут видны звезды. Таким обра­зом, устав­ное время тра­пезы при­мерно сов­па­дает с появ­ле­нием услов­ной «первой звезды». Однако важно понять, что сам факт появ­ле­ния «первой звезды» нико­гда не рас­смат­ри­вался Цер­ко­вью как «инди­ка­тор» раз­ре­ше­ния поста Сочель­ника!

О тра­пезе в сочель­ник.

При­ве­дем ука­за­ния Типи­кона о пище в сочель­ники.

Рож­де­ствен­ский сочель­ник:

  • в сед­мич­ный день: ужин — «ядим варе­ние со елеем, рыбы же не ядим. Вино же пием, бла­го­да­ряще Бога».
  • в суб­боту или вос­кре­се­нье: днев­ная тра­пеза – «сне­даем по уломку хлеба, и от вина вку­шаем мало» (очень скром­ная, чисто сим­во­ли­че­ская), ужин – «входим в тра­пезу и ядим совер­шенно: рыбы же не ядим, но со дре­вя­но­мас­лием, и сочиво обва­рено, или кутию с медом: испи­ваем же и вина в славу Божию».

Кре­щен­ский сочель­ник:

  • в сед­мич­ный день: только ужин, отдель­ных ука­за­ний нет, дается отсылка к наве­че­рию Рож­де­ства Хри­стова.
  • в суб­боту или вос­кре­се­нье: днев­ная тра­пеза – «по отпу­ще­нии же литур­гии ядим укрухи, и пием по единой чаши вина», ужин – «совер­шенно же ядим по отпу­сте вечерни, со елеем».

Как видно, ука­за­ние отно­си­тельно «сочива» дается только в одном случае, более редком – ужин после вели­кой вечерни Рож­де­ства Хри­стова, когда она совер­ша­ется в суб­боту или вос­кре­се­нье. В осталь­ных слу­чаях гово­рится об обыч­ной пост­ной тра­пезе с «вином и елеем». Таким обра­зом, необя­за­тельно есть только сочиво, можно при­го­то­вить и другие пост­ные куша­нья. При этом типи­кон пре­ду­пре­ждает: «сыра же и яиц и рыб ника­коже дерз­нем кос­ну­тися».

В наше время многие элек­трон­ные ресурсы гово­рят о тра­ди­ции при­го­тов­ле­ния в сочель­ник 12 пост­ных блюд. Подоб­ная псев­до­т­ра­ди­ция прин­ци­пи­ально не соот­вет­ствует цер­ков­ному Уставу! Важно пом­нить, что особые пра­вила насчет поста в этот день пред­по­ла­гают огра­ни­че­ния в коли­че­стве пост­ной пищи, потому тра­пеза должна быть стан­дарт­ной, не изоби­лу­ю­щей пост­ными яст­вами.

Тра­ди­ции

Нет нужды гово­рить о гада­ниях и прочих псев­до­на­род­ных и нецер­ков­ных обы­чаях, кото­рые прак­ти­ку­ются неве­же­ствен­ными людьми и свя­зы­ва­ются с сочель­ни­ками. Отме­тим только нор­маль­ные обычаи, кото­рые можно счи­тать при­ем­ле­мыми для пра­во­слав­ных хри­стиан.

  1. Уборка дома. Есть вполне нор­маль­ная тра­ди­ция в сочель­ник уби­рать дом и гото­вить его к встрече празд­ника. В этом смысле «сочель­ник» можно упо­до­бить Вели­кому Чет­вергу, когда при­нято гото­вить храмы и дома к празд­нику Пасхи. Впро­чем, необя­за­тельно гене­раль­ную уборку при­вя­зы­вать к сочель­нику, можно ее сде­лать забла­го­вре­менно, учи­ты­вая, что в сочель­ник лучше прийти в храм и при­нять уча­стие в бого­слу­же­нии (тем более что службы сочель­ника про­дол­жи­тель­ные и уто­ми­тель­ные).
  2. При­го­тов­ле­ние «сочива» или кутьи. Сочиво — раз­мо­чен­ные в воде зерна пше­ницы, ржи, овса; на прак­тике многие варят кашу из цель­ных зерен ука­зан­ных куль­тур или из риса. Эту кашу сдаб­ри­вают медом, добав­ляют орехи и изюм. Хотя буква Устава пред­пи­сы­вает кушать сочиво только в случае наве­че­рия Рож­де­ства Хри­стова в суб­боту или неделю, в реаль­но­сти его можно гото­вить во всех слу­чаях. Впро­чем, при жела­нии необя­за­тельно есть именно кутью, можно при­го­то­вить другую пост­ную еду, о чем скажем далее.
  3. Посе­ще­ние своих крест­ных и уго­ще­ние их кутьей. В Рож­де­ствен­ский сочель­ник есть вполне достой­ный обычай: веру­ю­щие уго­щают кутьей своих вос­при­ем­ни­ков. Сама по себе тра­ди­ция посе­тить крест­ную или крест­ного и поздра­вить его с насту­па­ю­щим празд­ни­ком тро­га­тельна и кра­сива, хотя в реаль­но­сти такая воз­мож­ность име­ется неча­сто.

***

архи­епи­скоп Авер­кий (Таушев)

По народ­ному обычаю, при­ня­тому у нас в России, пища не вку­ша­ется в Рож­де­ствен­ский сочель­ник до звезды, а в Кре­щен­ский сочель­ник до освя­ще­ния воды. Но если Бого­слу­же­ние совер­ша­ется пол­но­стью всё, без всяких про­пус­ков и в поло­жен­ное по уставу время, то оно и кон­ча­ется в Рож­де­ствен­ский сочель­ник как раз при­бли­зи­тельно ко вре­мени появ­ле­ния первой звезды на небе, а равным обра­зом и освя­ще­ние воды в Кре­щен­ский сочель­ник окан­чи­ва­ется ко вре­мени наступ­ле­ния вечера, когда и вку­ша­ется пища. Ведь по уставу Боже­ствен­ная литур­гия, соеди­ня­е­мая с вечер­ней, после кото­рой про­ис­хо­дит «слав­ле­ние празд­ника» (пение тро­паря и кондака празд­ника), в Рож­де­ствен­ский сочель­ник должна начи­наться «при часе 7‑м дне», то есть по нашему – около 1 часу дня, а в Кре­щен­ский сочель­ник – «при часе 5 дне», то есть около 11 часов дня. В при­ход­ской прак­тике это не всегда легко осу­ще­ствимо, да и Бого­слу­же­ние совер­ша­ется не всегда пол­но­стью, как поло­жено, а потому и окан­чи­ва­ется оно зна­чи­тельно раньше наступ­ле­ния вечера.

В России 6 и 18 января наступают дни, предшествующие двум важным для верующих праздникам — Рождеству и Крещению. Эти дни называют сочельником. Как правильно подготовиться к ним, что такое Святки и можно ли гадать в это время — в материале «Ленты.ру».

Когда празднуется сочельник?

В России традиционно празднуются два сочельника — Рождественский и Крещенский. Рождественский сочельник приходится на 6 января — канун Рождества Христова. Крещенский сочельник (или канун Богоявления) — на 18 января.

На службе в церкви Архангела Михаила в селе Ермаковка Омской области, 6 января 2022 года

На службе в церкви Архангела Михаила в селе Ермаковка Омской области, 6 января 2022 года

Фото: Alexey Malgavko / Reuters

Считается, что празднование Рождества в январе — это отличительная черта именно православной традиции, однако это не совсем так. Вместе с Русской Православной Церковью Рождество в ночь на 7 января празднуется в Грузинской, Иерусалимской, Польской и Сербской Православных Церквях. Остальные Поместные Православные Церкви (например, Румынская, Болгарская, Элладская) празднуют Рождество 25 декабря — так же, как и католики.

Эта разница возникла из-за календарей. С 45 года до нашей эры использовался юлианский календарь, введенный Гаем Юлием Цезарем. Такое летоисчисление считается традиционным — по нему в году 365 дней и небольшой остаток, который раз в четыре года выливается в високосный год.

После многолетнего использования такого календаря европейские математики пришли к выводу, что високосного года не хватает, чтобы целиком закрыть календарный цикл — за каждые 128 лет по таким расчетам будет накапливаться дополнительный день, который никак не учитывался. Поэтому Папа Римский Григорий XII в 1582 году добавил в юлианский календарь правку, по которой в октябре этого года за 4-м числом сразу шло 15-е — так предполагалось исправить несовпадение дат.

Однако из-за раскола церкви 1504 года календарь Папы приняла только католическая и зарождающаяся протестантская церковь (западная часть), а православие (восточная часть) сочла реформу хулой и продолжила пользоваться староюлианским календарем. Разница между двумя календарными системами со временем только растет — к XXI веку она составляет 14 дней. Отсюда и возникла разница между датами Рождества.

Россия перешла на использование григорианского календаря в 1918 году, но Русская православная церковь с этим не согласилась и продолжила вести летоисчисление по юлианскому. При этом некоторые церкви, например, Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Элладская, Албанская и Православная церковь в Америке в начале XX века перешли на новоюлианский календарь, который совпадает с григорианским до 2800 года.

Что происходит между Рождеством и Крещением?

Период между сочельниками называется Святки Святки. Несмотря на то что церковь выступает против гаданий, считая их обращением к злым духам, многие люди в течение Святок все равно проводят обряды, чтобы узнать свою судьбу.

Считается, что гадания в ночь на 7 января самые сильные. На Руси людей больше всего волновал урожай, а юные девушки часто пытались таким образом узнать, встретят ли они суженого. Сегодня наиболее интересными остаются именно гадания на любовь

Например, в ночь перед Рождеством девушки могли погадать на суженого при помощи зеркал. Для этого пару зеркал ставили друг напротив друга, а между ними зажигали свечу. Затем гадающая девушка садилась перед одним из зеркал и внимательно смотрела в него — когда пламя свечи в отражении начинало «расплываться», она могла увидеть образ суженного. Однако считалось, что, если не соблюдать осторожность, из зеркала может появиться некая злая сущность, которая похищает девушек в потусторонний мир.

В ночь на Крещение девушки гадали на суженого при помощи иголок. Две иглы натирались любым жиром, чтобы вся их поверхность стала скользкой. После этого их опускали в сосуд с обычной водой и задавали вопрос о нужном человеке. Толкование основывалось на том, как повели себя иголки: если они шли на дно, это сулило неприятность, если сошлись вместе — можно было рассчитывать на искренние и теплые отношения, а вот если разошлись — девушки понимали, что отношения закончатся и им можно даже не тратить свое время.

В Екатеринбурге во время святочного гадания с валенком

В Екатеринбурге во время святочного гадания с валенком

Фото: Донат Сорокин / ТАСС

Конечно, это не все существующие способы гаданий — их значительно больше. Однако какой бы вы ни выбрали, надо помнить, что у них есть определенные правила: например, в помещении, где проходит гадание, должно быть максимально тихо, чтобы ничто не мешало сконцентрироваться на вопросе. Для этого нужно полностью выключить свет. Гореть могут только свечи. Кроме того, гадающий должен снять нательный крест и все украшения, которые опоясывают человека или завязаны на нем — кольца, браслеты. Некоторые еще распускают волосы и снимают обувь.

Еще в Святки колядуют — поют праздничные песни ради подарков и угощений от слушателей. Раньше для этого мероприятия люди наряжались в праздничные костюмы из шкур животных. Кто-нибудь один обязательно должен был нарядиться в козу. Не впускать колядующих в дом считалось дурной приметой. В более крупных населенных пунктах и городах в Коляду проводились ярмарки, а богатые люди отмечали праздники в своем кругу на пышных приемах. После принятия христианства церковь попыталась запретить колядование, так как это поклонение языческим богам, однако традицию искоренить не удалось. Однако сегодня Коляду празднуют с меньшим размахом, особенно в крупных населенных пунктах, а колядуют чаще всего только дети.

Откуда пошло название «сочельник» и что оно означает?

Этимология слова «сочельник» до конца не ясна. Принято считать, что слово «сочельник» происходит от слова «сочиво» — так называют традиционное для этого праздника постное блюдо из зерен риса или пшеницы, которое едят с медом или сахаром. Часто в него добавляют мак, орехи или фрукты. При этом по сути сочиво — это то же самое, что и кутья, однако кутью готовят еще и в другие дни — например, на поминки или в Родительскую субботу.

По другой версии, сочиво делалось из бобовых — фасоли, гороха или чечевицы, и сами растения носили такое же название. Некоторые историки и лингвисты предполагают, что сочельник мог получить свое название от сочней — лепешек, которые было принято печь накануне Рождества.

Как правильно подготовиться к сочельникам и провести их?

Сочельник является последним днем Рождественского строгого 40-дневного поста. По одной из русских пословиц, «Сытое брюхо к молитве глухо», поэтому строгий пост готовит людей к радости праздника.

Изначально считалось, что вкушать сочиво в этот день можно только после появления на небе первой звезды. После утренней и вечерней Литургии в храмах выносится свеча и священники поют перед ней тропарь Иисусу Христу. Свеча знаменует Вифлеемскую звезду, которая возвестила миру о рождении Иисуса Христа — многие верующие не употребляют пищу именно до этого момента.

В кафедральном соборном храме Христа Спасителя в Москве во время Божественной литургии с чином великого освящения воды

В кафедральном соборном храме Христа Спасителя в Москве во время Божественной литургии с чином великого освящения воды

Фото: Сергей Пятаков / РИА Новости

Кроме того, церковь не запрещает есть сочиво днем после утренней литургии. Епископ Иона объясняет, что полное воздержание от пищи и воды составляет шесть часов до времени причастия на вечернем богослужении, однако это нигде строго не прописано. По его словам, правильно будет не есть где-то после 21 часа, если вы собираетесь причащаться на ночной Рождественской службе.

Протоиерей Александр Ильяшенко пояснил, что людям с различными заболеваниями следует соблюдать пост так, чтобы это соответствовало приему лекарств или предписанию врачей.

Речь идет не о том, чтобы немощного человека уложить в больницу, а в том, чтобы укрепить человека духовно. Болезнь — это уже тяжелый пост и подвиг. И здесь человек должен стараться определить меру поста по своим силам. Любую вещь можно довести до абсурда. Например, представьте себе, что священник, который придет причастить умирающего человека, станет спрашивать, когда человек последний раз ел

На сайте православного Церковного календаря также говорится, что необходимо подкрепить физические силы, потому что верующим предстоит еще Рождественское богослужение, после которого можно вкушать праздничную пищу. Однако если не есть до этого момента, то можно получить проблемы со здоровьем, поэтому стоит следовать общепринятым правилам.

Кроме сочива после первой звезды в пищу употребляют еще 12 блюд, которые олицетворяют 12 апостолов. Обычно это запеченная рыба, салаты и рагу из овощей, грибной суп, постный борщ, пампушки, пирожки, вареники, голубцы с грибами, соленья. А вот алкоголь в Сочельник употреблять нельзя — традиционно в этот день пьют узвар из сухофруктов и меда.

Кроме поста есть и другие традиции сочельника. Например, многие семьи к Рождеству устанавливают и наряжают елки. По одной из версий, именно еловые ветви использовали, чтобы скрыть вход в пещеру, где находился новорожденный Христос. Отсюда также пошла традиция вешать на входную дверь украшенный еловый венок.

Во время рождественского богослужения в Вознесенском кафедральном соборе в Новосибирске

Во время рождественского богослужения в Вознесенском кафедральном соборе в Новосибирске

Фото: Александр Кряжев / РИА Новости

На богослужениях в Рождественский сочельник читаются пророчества, предсказавшие рождение Спасителя, а также «царские часы». Они называются так потому, что в России на них всегда присутствовали цари. Все песнопения, звучащие на службе, готовят верующих к принятию тайны Рождества Христова. Также в этот день, как и в Крещенский сочельник, совершается литургия Василия Великого.

В день праздника, как и в Рождественский пост, нельзя венчаться, так как устав Церкви гласит, что таинство венчания не совершают во время Великого, Петрова, Успенского и Рождественского постов. Насчет росписи четких правил нет, поэтому ЗАГС посетить можно, а венчание отложить на потом.

Запрет на совершение таинства также совпадает и с теми днями, когда церковь не благословляет интимные отношения между супругами — во время постов, накануне постных дней и перед большими праздниками. Однако среди православных христиан ходят споры, можно ли беременеть в Рождественский пост и будет ли это зачатие греховным. При этом считать, что такой ребенок будет нежеланен господу — суеверие, так как он такое же дитя, которое достойно спасения, считают в церкви.

На Руси существовали и народные традиции — например, под запретом было все, что может принести несчастье или смерть. Из-за этого нельзя было пользоваться острыми предметами, ходить на охоту и резать скотину, шить, заниматься готовкой и уборкой. Рождественский пирог тоже нельзя было резать заранее, потому что ножи в Сочельник запрещены. Сегодня насчет уборки нет таких строгих правил, и в Рождественский сочельник верующие иногда наводят порядок в жилищах перед светлым праздником. Считается, что это помогает очистить дом от негатива

Пост держат и в день перед Крещением, однако и в этом случае священнослужители советуют ориентироваться на личные потребности организма, исходя из своих ощущений. Они уточняют, что если этот вопрос сильно беспокоит, то стоит обратиться к духовнику за благословлением.

Утром в Крещенский Сочельник после богослужения начинается освящение воды, которое продолжается в Крещение, 19 января, после литургии.

Крещенскую воду надо пить весь год натощак в небольших количествах, думая о светлом. Ругаться и предаваться негативным эмоциям в такие моменты запрещено.

Важно посетить все богослужения или хотя бы большую их часть, а также принять участие в литургии и таинстве евхаристии.

Приблизительное время чтения: 3 мин.


print

Сочельник, или, как его еще называют, Навечерие Рождества Христова – это день накануне праздника, по-своему очень радостный.

Он известен традицией подавать к столу специальное постное блюдо – сочиво. Собственно, поэтому день и имеет такое название. Сочельник бывает дважды в году – в канун Рождества и в канун Крещения. Связано это с тем, что раньше два этих праздника отмечали в один день.

Рождественский сочельник – высшая ступень на пути к празднику. В этот день установлен особенно строгий пост. Если соблюдать его по всем правилам, то принимать пищу можно только раз – после Вечерни, когда на середину храма будет вынесена зажженная свеча. Она символизирует Вифлеемскую звезду. Обычай не есть до первой звезды может быть связан именно с этой звездой — свечой. Раньше это богослужение совершалось днем накануне Рождества.  Сейчас Вечерня сочельник служится, как правило, утром 6-ого января вместе с литургией.

Правда, у этого обычая есть и другое, вполне житейское объяснение: зимой рано темнеет, и обед-ужин предполагается, когда первая звезда уже взошла. Люди, которые чтят церковный устав, и сегодня стараются придерживаться этой традиции. А те, кому такая строгость не по силам, просто ограничивают свой дневной рацион ради ожидания Рождества.

Бытует поверье, что в ночь под Рождество, а потом и на Святках, то есть вплоть до праздника Крещения, можно гадать. Якобы в это время все тайны будущего становятся известны. Обычай этот уходит корнями в языческие времена. Стоит ли говорить, что к реальному событию Рождества он не имеет никакого отношения? Конечно, всем нам хочется чуда, особенно в новогодне-рождественские дни. И кажется, что стоит заглянуть за реальную грань бытия – и сразу же узнаешь что-то важное о своей жизни. Однако Церковь не раз высказывалась против гаданий. Христиане не случайно выражают свое религиозное чувство не словом «знание», а словом «вера». Вера предполагает полную свободу в духовной жизни. А гадание такую свободу нарушает, ведь люди пытаются «взять за шиворот» духовный мир и вытрясти из него нужную информацию, сделать ее предметом знания, а не веры. С точки зрения психологии, гадания тоже неприемлемы. Человек попадает в зависимость от того, что он видит на звездном небе, в кофейной гуще или на картах. Его как бы программируют на определенные действия и поступки. Подсознательно он начинает стремиться именно к тому, что ему «предписано», и, таким образом, тоже лишается свободы действий и возможности маневрировать. Как следствие, человек как будто лишается и ответственности за свои действия – ведь он, так сказать, следовал указаниям. Однако это иллюзия: отвечать-то все равно придется, и если действия окажутся ошибочными – то отвечать по всей строгости. Все это может вылиться в серьезную проблему.

Сочельник

Потому Церковь и запрещает гадания. Ведь Бог только там, где свобода. Это выразилось в том, что Он родился не в римском императорском дворце, не в палатах царя Ирода. Он появился на свет в пещере, где в непогоду прячут животных. Его Рождество не сопровождалось громом и молниями. Бог никому не хотел доказывать, что Иисус – Тот Самый Божий Сын, Которого все ждут. Он предоставил человеческому сердцу свободу выбора: поверить в Рождество или нет.

Итак, до Рождества Христова остались считанные часы. Впереди самое строгое время поста. Но не стоит относиться к этому трагически. Есть в Евангелии замечательные слова – «всегда радуйтесь». Они относятся ко всему, что делает человек, даже к посту. В противном случае ни пост, ни Сочельник просто не имеют смысла.

Смотрите также:

Что такое Сочельник

Рецепты Рождественского сочельника

Церковь и магия: почему христиане не гадают на Рождество

На заставке фрагмент фото flickr.com/vainsan

В России 6 января наступает день, предшествующий важному для верующих празднику — Рождеству. Этот день называют Сочельником. Как правильно подготовиться к нему, что такое Святки и можно ли гадать в это время?

Утром 6 января как можно больше времени уделите уборке. Обязательно выметайте пыль из каждого угла, протрите окна, двери и выбросите мусор. Не забывайте, что порядок нужно навести в каждой комнате, чтобы на весь год избавить себя от бед и несчастий.

Главной религиозной традицией считается визит в церковь. После завершения трапезы вся семья должна отправиться в церковь и побывать на Рождественском богослужении. Вы можете помолиться за себя и своих близких, поставить свечи за упокой усопших и за здоровье живых.

В Сочельник принято заниматься благотворительностью, и неважно, переведете вы свои деньги в какой-либо фонд или просто накормите бедных. Ваша щедрость и добрые дела обернутся для вас пользой.

В Сочельник желательно не употреблять крепких спиртных напитков. Считалось, что вечером 6 января трапеза должны быть исключительно безалкогольной, но многие все равно подавали на стол красное вино и угощали им своих гостей. Пьянство и неподобающее поведение в любые религиозные события категорически запрещено.

Период между Рождественским и Крещенским сочельниками называется Святки. Несмотря на то что церковь выступает против гаданий, считая их обращением к злым духам, многие люди в течение Святок все равно проводят обряды, чтобы узнать свою судьбу.

Считается, что гадания в ночь на 7 января самые сильные. На Руси людей больше всего волновал урожай, а юные девушки часто пытались таким образом узнать, встретят ли они суженого. Сегодня наиболее интересными остаются именно гадания на любовь.

Например, в ночь перед Рождеством девушки могли погадать на суженого при помощи зеркал. Для этого пару зеркал ставили друг напротив друга, а между ними зажигали свечу. Затем гадающая девушка садилась перед одним из зеркал и внимательно смотрела в него — когда пламя свечи в отражении начинало «расплываться», она могла увидеть образ суженного.

Самый главный обычай Сочельника связан с употреблением пищи. До появления первой звезды ни один верующий есть не должен. Когда-то появление Вифлеемской звезды возвестило о рождении Иисуса Христа, именно поэтому запрет на трапезу существует по сей день. С давних времен хозяйки подают в качестве угощений 6 января холодец, мясные блюда и грибы.

Самая весёлая часть Сочельника начиналась именно после ужина. С этого момента люди устраивали шумные гулянья, но самым главным развлечением было колядование. Девушки и юноши надевали наряды и выбирали самого главного — Берёзу. Они ходили по улице, пели песни и показывали представление тем, кто выходил по их просьбе. К ним мог присоединиться любой желающий, а таких обычно было очень много.

Первое, что вы должны попробовать перед праздничным ужином, это мёд. Таким образом вы привлечете в свою жизнь счастье и удачу.

Кстати, в день праздника, как и в Рождественский пост, нельзя венчаться, так как устав Церкви гласит, что таинство венчания не совершают во время Великого, Петрова, Успенского и Рождественского постов. Насчет росписи чётких правил нет, поэтому ЗАГС посетить можно, а венчание лучше отложить на потом.

Культура.РФ

Культура.РФ

КАК В СТАРИНУ
ОТМЕЧАЛИ РОЖДЕСТВО?

КАК В СТАРИНУ
ОТМЕЧАЛИ РОЖДЕСТВО?

Для привлечения достатка важно было встречать Рождество в новой одежде, а специальные обряды в хлеву и во дворе должны были обеспечить богатый урожай и приплод скота.

Христианский праздник Рождества Христова в восприятии славян соединился с древним праздником возрождения солнца, который также приходился на конец декабря — начало января: время, когда начинает увеличиваться световой день.

По старому стилю Рождество отмечали 25 декабря, 1 января праздновали Новый год (сегодня это старый Новый год), а 6 января — Крещение. Эти праздники составляли единый цикл — Святки. Дни с 25 декабря по 1 января называли Святыми вечерами, а 1 января начинались Страшные вечера, которые длились до Крещения.

Но начинался праздничный цикл еще 24 декабря, в cочельник. Существует две версии происхождения такого названия: по одной — «cочельник» происходит от слова «сочень», названия хлебной лепешки; по другой — от «сочива», рисового или ячменного взвара с медом.

Сочельник был последним днем Рождественского поста и считался особенно строгим: нельзя было есть «до первой звезды». Семья весь день готовилась к празднику в трудах и молитвах и лишь в сумерках усаживалась за постную трапезу. Основными блюдами были рождественский хлеб (сочень), сочиво и рисовая каша — кутья. Обязательно подавали орехи, мед, сухофрукты, напитки из ягод. Хозяйки готовили нечетное количество блюд либо ровно 12 — по числу месяцев в году.

С языческих времен сохранилась традиция приглашать к рождественской трапезе души предков. Семья либо ставила на стол приборы по количеству умерших, либо откладывала для покойных немного от каждого блюда в отдельную миску, которую оставляли на ночь. В этот же вечер обходили дома родственников с угощением, что символизировало единение всего рода за общей трапезой. Затем шли на ночную службу в церковь. Люди верили, что ровно в полночь на Рождество небо открывается и Господь слышит всякую просьбу.

В России, в отличие от других славянских стран, гадать и колядовать в сочельник было не принято — эти обряды обычно совершали в святочные вечера. А накануне Рождества принимали лишь славильщиков, которые ходили по дворам с «вестью о рождении Христа» — духовными текстами и песнями. Основным угощением для них был ритуальный хлеб.

После 1918 года, когда в России был принят григорианский календарь, православные праздники Рождества Христова и Крещения Господня стали отмечаться 7 и 19 января соответственно. Новый год в качестве светского праздника перешел на 1 января по новому стилю и выпал из святочного цикла.

Христианский праздник Рождества Христова в восприятии славян соединился с древним праздником возрождения солнца, который также приходился на конец декабря — начало января: время, когда начинает увеличиваться световой день.

По старому стилю Рождество отмечали 25 декабря, 1 января праздновали Новый год (сегодня это старый Новый год), а 6 января — Крещение. Эти праздники составляли единый цикл — Святки. Дни с 25 декабря по 1 января называли Святыми вечерами, а 1 января начинались Страшные вечера, которые длились до Крещения.

Но начинался праздничный цикл еще 24 декабря, в cочельник. Существует две версии происхождения такого названия: по одной — «cочельник» происходит от слова «сочень», названия хлебной лепешки; по другой — от «сочива», рисового или ячменного взвара с медом.

Сочельник был последним днем Рождественского поста и считался особенно строгим: нельзя было есть «до первой звезды». Семья весь день готовилась к празднику в трудах и молитвах и лишь в сумерках усаживалась за постную трапезу. Основными блюдами были рождественский хлеб (сочень), сочиво и рисовая каша — кутья. Обязательно подавали орехи, мед, сухофрукты, напитки из ягод. Хозяйки готовили нечетное количество блюд либо ровно 12 — по числу месяцев в году.

С языческих времен сохранилась традиция приглашать к рождественской трапезе души предков. Семья либо ставила на стол приборы по количеству умерших, либо откладывала для покойных немного от каждого блюда в отдельную миску, которую оставляли на ночь. В этот же вечер обходили дома родственников с угощением, что символизировало единение всего рода за общей трапезой. Затем шли на ночную службу в церковь. Люди верили, что ровно в полночь на Рождество небо открывается и Господь слышит всякую просьбу.

В России, в отличие от других славянских стран, гадать и колядовать в сочельник было не принято — эти обряды обычно совершали в святочные вечера. А накануне Рождества принимали лишь славильщиков, которые ходили по дворам с «вестью о рождении Христа» — духовными текстами и песнями. Основным угощением для них был ритуальный хлеб.

После 1918 года, когда в России был принят григорианский календарь, православные праздники Рождества Христова и Крещения Господня стали отмечаться 7 и 19 января соответственно. Новый год в качестве светского праздника перешел на 1 января по новому стилю и выпал из святочного цикла.

Юлия Петрова. Сочельник. 2015

Частное собрание

Федот Сычков. Христославы (Дети старой деревни). 1935

Мордовский республиканский музей изобразительных искусств имени С.Д. Эрьзи, Саранск, Республика Мордовия

Александр Моравов. Рождественская елка. 1921

Тверская областная картинная галерея, Тверь

Александр Горбик. Ночь перед Рождеством. 2012

Частное собрание

Анатолий Коробкин. Перед Рождеством. 2011

Частное собрание

Виктор Лукьянов. Рождество. 2001

Частное собрание

Ольга Романова. Рождество Христово у великой княгини Ольги Александровны с портретом Александра III. 1950

Частное собрание

Сергей Ходоренко-Затонский. Рождественская ночь. 2014

Частное собрание

Юрий Кручинкин. Рождество. 2017

Частное собрание

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ночь перед праздником ивана купала
  • Ночь огня праздник
  • Ночь огней праздник
  • Ночь небесного сварога праздник когда
  • Ночь небесного сварога праздник дата