Нод главные праздники россии

 Цель: Познакомить детей с праздниками России ( от древних славян до наших дней).Задачи: ·        Расширить знания детей об обычаях и традициях русского народа.

ГБДОУ детский сад №74 Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Конспект к презентации

по проекту « Моя Россия»

« Традиции и праздники России»

                                                                Воспитатель: Васяк А.А

Цель: Познакомить детей с праздниками России ( от древних славян до наших дней).

Задачи:

  • Расширить знания детей об обычаях и традициях русского народа.
  • Развивать кругозор детей.
  • Воспитывать познавательный интерес к истории своей страны.
  • Формировать эмоциональную отзывчивость к русским праздникам и обычаям.
  • Воспитывать уважение к семейным и народным традициям.

Воспитатель: Дети, вы любите праздники? А какой праздник у вас любимый?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Праздники любят все! И взрослые и дети. В такие дни все друг друга поздравляют, дарят подарки, на столе стоят угощения. А на улице народные гуляния, салюты вечером. Мы привыкли, что праздники это пора отдыха и забав. Но когда-то было все иначе…

          Раньше не было таких праздников как День Рождения, Первомай, «маминого дня», 8 марта, даже Нового года. Новый год стали отмечать 300 лет назад, а День Рождение – 150 лет назад.

          Самые первые подарки люди дарили не друг другу, а богам и все праздники люди посвящали богам. Человек был слаб и беззащитен перед грозными стихиями природы( грозы, стужи, громадных зверей). Все, чего он боялся, он почитал. Человек обожествлял солнце, гром, дождь, реки. Наши предки верили во множество богов, они были язычниками. Что мог подарить человек в давние времена?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Самые первые подарки, которые делал человек богам, это были танцы и песни. Сам танец был похож на что-то магическое. Например « Охотничий танец». Люди пытались задобрить богов танцем.

          У наших предков-славян любимым богом был Бог Солнца.( солнце летнее, осеннее, зимнее, весеннее). У него были разные имена. Ярило, Коляда, Даждьбог.

          Самые первые праздники, дошедшие до наших дней – это Святки, Масленица, Купало.

          Святки. Раньше этот праздник отмечали в честь древнего славянского бога Святовита, бога вечного света жизни. А сейчас ( с принятием Христианства) это святые дни от Рождества до Крещения. В это время гадали, эта традиция сохранилась. Церковь к Святкам относится не однозначно. Молодежь в эти святочные дни переодевалась в разных зверей и шли колядовать – ходили по домам, пели песни, посвященные рождению Христа. Хозяева одаривали колядующих оладьями, орехами, деньгами. Молодежь веселилась и играла.

          Масленица. Тоже праздник дошедший от древних славян до наших дней. Это веселый праздник. В это время древние славяне жгли костры, пекли лепешки, катались с гор. Так наши предки с радостью провожали зиму. Торжество длилось целую неделю. А последний день происходило торжественное сжигание Масленицы – большой соломенной куклы в женском платье. Зачем же ее сжигали?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Дело в том, что у Масленицы было и другое имя, которое наши предки боялись говорить вслух. Ведь не все боги были добрыми и опасным богам давали другие имена. Думали, что на придуманные имена они не отзываются и люди будут в безопасности. Масленица – это безопасное имя злой Моры-Морены – образа лютой зимы и стужи. А веселье от того и происходило, что бог Ярило победил злую Морену. Пришедшую весну тоже надо было задобрить, поэтому пекли лепешки-солнышки, со временем их заменят блины-прообраз солнца. В эту же пору совершали очистительные обряды, за долгую зиму развелось много нечисти, чтобы ее победить, наши предки мыли свои хаты, собирали мусор, сжигали его, верили, что огонь и дым отгонит нечисть. Какие вы помните дни Масленицы, их названия?

Дети: ответы детей.

Купало.

Воспитатель: Купало – главный летний праздник славян. Это самый длинный день и самая короткая ночь. Ночь на Ивану Купалу считается колдовской порой. С принятием Христианства, этот праздник переименовали, он получил имя библейского Иоанна Крестителя. Древние славяне верили, что в эту ночь деревья и животные разговаривают на человеческом языке, а травы наполняются волшебной силой. В купальскую ночь происходит чудо: расцветает Жар-цвет – волшебный цветок папоротника. Тому., кто найдет этот цветок и сумеет сорвать, откроются все тайные клады и будет служить вся нечистая сила. В эту ночь солнце поворачивается на зиму и на радостях вся нечистая сила(лешие, водяные, русалки) проказят, а ведьмы с воплями летят на Лысую гору, чтобы посовещаться как навредить людям. В эту ночь наши предки обходили поля и заговаривали их от нечистой силы и порчи. Но это не мешало им веселиться: парни и девушки прыгали через костры, водили хороводы, купались. Вода и огонь очищали от нечисти.

          Были и другие праздники. Например, Перунов день. Перун – бог грозы. Гром его голос, ветры-дыхание, молнии-стрелы, радуга-боевой лук. Этот бог был грозен, но и милостлив. Как вы думаете , почему?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Он оживлял дождями землю, но мог и покарать молнией. Перунов день был особым, мужским воинским праздником. На какой наш праздник похож этот древний праздник?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: и вот на Руси приняли Христианство это новая вера в одного бога. Как же у нас появилась новая вера? Киевский князь Владимир Красное Солнышко крестился сам, а потом крестил всю Русь. Со старыми богами Владимир поступал сурово: Перуна приказал бросить в Днепр( река), а люди бежали за ним и плакали. Со временем новая вера укрепилась в сердцах людей. Появились новые праздники, христианские, которые переплелись со старыми древнерусскими.

         Рождество.  Стал любимым праздником на Руси, в этот день родился младенец Христос. До Рождества шел 40-ка дневный пост, а последний день поста – Сочельник, в этот день пекли сочни, убирались в доме, пекли хлеб, ходили в баню, шили новую одежду. Девушки и парни ходили с рождественской звездой, которую делали из бумаги и освещали свечами, пели песни, славили Христа. В этот день ходил вертепщик и разыгрывал сценку о рождении Христа. Вертеп – кукольный дом с 2-мя, 3-мя этажами.

        Новый год.  Самый любимый, самый волшебный праздник. Это время ожидания чуда, встречи с дедом Морозом. Раньше Новый год отмечали в марте, потом 1 сентября, а потом Петр ! издал указ « О праздновании Нового года», повелев отмечать его 1 января. Эта традиция сохранилась и по сей день.Обычай ставить елку и украшать ее пришел к нам из Германии. Эта традиция полюбилась. Первыми игрушками были яблоки и орехи. Позже появилась профессия стеклодув и появились первые стеклянные елочные игрушки. Одно время делали игрушки из ваты. Я очень люблю эти игрушки. Сейчас, каких только нет елочных игрушек! Игрушки отражают историю своей страны, ее события. Очень приятная ежегодная традиция наряжать елку всей семьей! А у вас в семье какие новогодние традиции? Как вы готовитесь к встрече Нового года?

Дети: ответы детей.

Пасха.

Воспитатель:  Пасха-самый светлый праздник! В этот день ожил, воскрес из мертвых Иисус Христос. Вечером перед Пасхой все идут в Храм на службу – всеношное бдение.(«бдить» -быть внимательным) В эту ночь происходит Крестный ход, с заженными свечами и пением, за священником все ходят вокруг Храма. После службы все идут домой и «христуются»-обмениваются поцелуями и крашенными яйцами. В этот день заканчивается пост и можно есть, что захочешь . К этому дню делают Пасху творожную и пекут куличи. А как вы отмечаете Пасху?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Много появилось христианских праздников: Благовещенье, Вознесение, Троица, Преображение, Успение Богородицы, Рождение Богородицы, Крещение Господня. Кто-нибудь хочет рассказать про какой-нибудь праздник и как вы его отмечаете?( например день рождения).

Дети: ответы детей.

Тема: «Государственные праздники и важнейшие события в жизни России»

Цель: познакомить с государственными праздниками, отмечаемыми в нашей стране; с историей их возникновения.

Задачи:

  • Рассказать школьникам о значении праздников с целью формирования у них гражданственности и патриотизма;

  • Развивать кругозор, мышление, речь, словарный запас школьника.

Ход мероприятия

  1. Организационный момент.

  2. Основная часть.

Воспитатель:

Мы любимых праздников с нетерпеньем ждём.

Нам приносят праздники радость в каждый дом.

С песни начинается праздничный денёк,

В сердце зажигается тёплый огонёк.

Жалко, что кончаются праздничные дни,

Но не забываются никогда они.

Вы любите праздники? Какие праздники вы знаете? (ответы детей). Праздники бывают семейные, церковные и государственные, которые празднует вся страна. Сегодня я предлагаю вам перелистать календарь и вспомнить эти праздники. Открываем календарь, начинается январь. Какой праздник в январе? (ответы детей).

Воспитатель: Ребята, а всегда ли новый год праздновали 1 января? Начало празднования нового года следует искать в глубокой древности. Так у древних народов новый год обыкновенно совпадал с началом возрождения природы и в основном был приурочен к марту месяцу.

Предположительно, первоначально на Руси Новый год отмечался в день весеннего равноденствия 22 марта. Масленицу и Новый год отмечали в один день. Зиму прогнали — значит, наступил новый год.

Вместе с христианством на Руси (988 г. — Крещение Руси) появилось новое летоисчисление — от сотворения мира, так и новый европейский календарь — Юлианский, с закрепленным названием месяцев. Началом нового года стало считаться 1 марта.

По одной версии в конце 15 века, а по другой в 1348 году православная церковь перенесла начало года на 1 сентября. Реформа системы календаря проводилась на Руси без учета трудовой жизни народа, без установления связи с сельскохозяйственными работами. В ветхозаветной церкви месяц сентябрь праздновался ежегодно, в ознаменование покоя от всех житейских забот.

Таким образом, новый год стали вести с первого сентября. В 1699 году Петр I издал указ, согласно которому началом года стали считать 1 января. Это было сделано по примеру всех христианских народов, живших не по юлианскому, а по григорианскому календарю. Пётр 1 издал указ об украшении домов еловыми или можжевеловыми ветками. С 1 января 1700 года народные новогодние забавы и веселья получили свое признание, а празднование Нового года стало носить светский (не церковный) характер. В знак всенародного праздника палили из пушек, а вечером, в темном небе вспыхивали разноцветные невиданные прежде огни фейерверка. Люди веселились, пели, танцевали, поздравляли друг друга и дарили новогодние подарки.

Воспитатель: Перевернём календарь — месяц февраль.

Дуют ветры в феврале.

Воют в трубах громко,

Змейкой мчится по земле

Лёгкая позёмка.

Над кремлёвскою стеной –

Самолётов звенья.

Слава армии родной

В день её рожденья!

В 1918 году впервые советские войска одержали победу под Нарвой и Псковом. Праздник имел другое название: День советской армии и  военно-морского флота. С 1992г. он стал называться Днём защитника Отечества.

Воспитатель: На календаре — март.  

В марте есть такой денёк

С цифрой, словно кренделёк.

Кто из вас, ребята, знает

Цифра что обозначает?

Дети хором скажут нам:

«Это праздник наших мам!» (хором)

В давние времена женщины не имели никаких прав. В 1910году Клара Цеткин выступила в защиту женщин и с тех пор женщины имеют равные с мужчинами права. А 8 марта мы празднуем  Международный женский день.

Воспитатель:

Следующий месяц – апрель.  

В космической ракете с названием «Восток»

Он первым на планете подняться к звёздам смог.

Поёт об  этом песни весенняя капель:

Навеки будут вместе Гагарин и апрель. 

Что это за праздник?

Воспитатель: На календаре Июнь. 12 июня День России, или же День принятия Декларации о государственном суверенитете России, как именовался этот праздник до 2002 года, — это один из самых «молодых» государственных праздников в стране.

12 июня 2001 года, выступая в Кремле на торжественном приеме по случаю Дня принятия Декларации о государственном суверенитете России, Президент РФ В.В. Путин сказал, что «С этого документа начался отсчет нашей новой истории. Истории демократического государства, основанного на гражданских свободах и верховенстве закона. А его главный смысл — это успех, достаток и благополучие граждан».

В 1994 году первый Президент России Борис Ельцин своим Указом придает 12 июня государственное значение — День принятия декларации о государственном суверенитете России.

Воспитатель: На нашем праздничном календаре сентябрь.

 Быстро лето пролетело,

 Наступил учебный год,

 Но и осень нам немало

 Дней хороших принесёт.

Воспитатель: 4 Ноября – День народного единства. Праздник 4 ноября многие воспринимают как новый праздник. Отмечаем его с 2005 г. Самое главное, что это не вновь придуманный праздник, а восстановленный праздник. У него очень древняя история. Перенесемся на 400 лет назад, в начало 17 века.

Тогда на Руси началось страшное время, которое называлось Смутой.  Не было царя, не соблюдались законы. Этим воспользовались враги (поляки), захотели захватить нашу страну, сделать ее частью своего государства. Весь народ во главе с К. Мининым и Д. Пожарским поднялся на защиту Родины.

Воспитатель: Каждый из нас от рождения и до конца своей жизни несет в своем сердце любовь к матери. Мама для любого из нас – это святыня, хранительница семейного очага. Именно поэтому во всех уголках мира принято отмечать День матери. День матери отмечают с 1998 года по указу первого президента России Б.Н. Ельцина в последнее воскресенье ноября. В этот день принято поздравлять своих мам.

Воспитатель: Подумайте, что такое законы? (это правила, которые устанавливает государство). Для чего они издаются? (их должны выполнять все граждане нашей страны, независимо от того, какому народу они принадлежат). Законы бывают разные, но главный (основной) закон нашей страны — Конституция. Ныне действующая Конституция была принята 12 декабря 1993 года. С тех пор этот день является государственным праздником нашей страны. За это время в нее не внеслась ни одна поправка, а это более 20 лет.

Живу в России, россиянин – я!

Я это сознаю, горжусь я этим!

Россия – это Родина моя!

Она милее мне всех стран на свете!

В России небо голубее, зеленей трава,

Здесь солнышко теплее греет!

У человека Родина всегда одна.

Поэтому и дорожим  мы ею!

3. Итог занятия. Рефлексия.

Воспитатель: Мы перелистали календарь, вспомнили все главные праздники.

— Что вам особенно запомнилось?

— О каком празднике вы услышали впервые?

Конспект НОД по познавательному развитию.
Тема: Традиции Россиян
(русские народные праздники на Руси)

Автор: Скорикова Алла Васильевна

Организация: КЧГУ им. У. Д. Алиева

Населенный пункт: Карачаево-Черкесская Республика, Зеленчукский р–н, Кардоникская

Задачи:

познавательное развитие. познакомить с традиционными русскими народными праздниками; учить делиться впечатлениями с окружающими, используя художественные средства выразительности; Обогащение и конкретизация знаний о народных праздниках и их особенностях.

речевое развитие Содействовать развитию активного словаря, умений формулировать суждения, высказывать, выражать субъективно – ценностное отношение к народным праздникам;

социально – коммуникативное развитие прививать любовь к традиционным праздникам; развивать понимание народных праздников; воспитывать доброту.

Материалы и оборудование: физическая карта, аудиосопровождение (колокольный звон) мультимедийный проект (картины «Гуляния на Масленицу», «Рождественские праздники»)

Предварительная работа: Заучивание стихов, колядок, песен, развлечения: «Пришла коляда – отворяй ворота», «Масленица». Беседы о русских народных праздниках. Рассматривание картин.

Ход деятельности:

Тихо звучит музыка.

Восп. Посмотрите на географическую карту России, что вы видите? (моря, океаны, горы, реки, города и т. п.)

А вот эта какая страна? (Россия)

Восп. Да, это Россия, страна, где мы живём. Наша страна огромна, есть здесь океаны и моря, реки и озёра, горы и леса (показывает на карте эти географические места, объекты)

-Как называют людей, которые живут в России? (Россияне, русские)

Давным-давно, с давних времён, русские люди всегда почитали праздники, но праздновали их иначе, не как мы, современные люди. Наши предки умели и любили веселиться.

-Ребята, а вы любите праздники? А почему?

-А какие вы знаете русские народные праздники? (Рождество Христово, Крещение, Масленицу. Пасху, Троицу)

-Молодцы, вы знаете много праздников, которые известны со времён наших предков.

-А кто такие предки? (россияне, люди которые жили до нас, наши бабушки и дедушки, папы и мамы)

-Ребята, а вы хотите узнать, как наши предки — россияне, праздновали праздники? (Хотим)

Давайте отправимся с вами на экскурсию в прошлое. Садитесь на ковёр, закройте глаза, мы отправляемся в путешествие по прошлому.

Звучит музыка. В это время на экране появляются картины: Храм, с другой стороны — русская изба, берёза. Сцены из жизни русского народа. (см. приложение)

Обычно все праздничные дни начинались с торжественной службы в церкви, а продолжались на улице, в поле, на лужайках. Под музыку балалайки, гармошки — водили хороводы, пели, плясали, затевали игры. Люди наряжались в самые лучшие праздничные одежды, по- особому готовили праздничное угощение. Нищим, бедным дарили подарки, бесплатно кормили. Повсюду был слышен праздничный звон колоколов. Все праздники на Руси разделялись на великие, средние и малые.

Итак, русский народный праздник – РОЖДЕСТВО. Этот праздник отмечался каждый год в одни и те же числа. Рождество Христово – это празднование рождения Иисуса Христа. С 7 января по 19 января. Эти дни называли — Святки

-Что вы знаете об этом празднике? (ответы детей)

Этот праздник был одним из самых известных и любимых. Пожалуй, нет другого праздника, который бы отличался таким обилием обычаев, обрядов, примет. Две недели православный народ ходили по домам, славили Христа, колядовали, пели песни, загадывали загадки, угощались, играли в игры. Игры выбирались спокойные, без бега. На улицах жгли костры, чтобы прибавилось света и тепла. Пекли из теста фигурки животных и птиц, дарили их друг другу.

У нас с вами было развлечение: «Пришла коляда — отворяй ворота», где пели колядки, играли в русские народные игры. Сейчас мы с вами поиграем в русскую народную игру «Колечко» (см. приложение)

На экране появляется картина «Народные гуляния на Масленицу» (см. приложение)

-Как вы думайте, какой это праздник?

С давних времён Масленица – самый весёлый предвесенний праздник. Отмечают его в конце зимы и празднуют целую неделю. Все веселятся, радуются, что прошла зима и наступает весна. — Что вы знаете о Масленице? (пекут блины, катаются с горки и т. д.) Воспитатель читает: «Душа ль ты, моя Масленица, Сахарные твои уста, сладкая твоя речь. Приезжай ко мне в гости на широкий двор На горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться».

После таких слов выезжала Масленица и начиналось веселье. Гуляли люди всю неделю, каждый день имел своё название. Понедельник — «встреча», девушки и парни распевали песни, делали соломенное чучело и ходили с ним по деревне. Вторник — «заигрыш», в этот день устраивали поездки на лошадях, катания с ледяных гор. Среда-«лакомка», в этот день лакомились блинами. Четверг –«широкая Масленица», в этот день гуляли с утра до вечера, пели частушки, плясали, водили хороводы. Пятница –«тёщины вечера». Суббота – «посиделки», в эти дни ходили по родне угощались блинами. Воскресенье –«прощёный день», проводы Зимы, в этот день сжигали чучело «Зимы». Накануне первого дня Масленицы хозяйки начинали печь блины. Традиционный блин был не просто куском зажаренного теста, а символом солнца красного. Первый блин отдавали бедным людям.

Сейчас мы с вами споём русскую народную песенку «Блины» обработка А. Абрамова (см. приложение)

После Масленицы, начинался Великий пост. Во время которого нельзя было есть блины, мясо, масло, молоко, сыр, пироги, а ели постную пищу: грибы, овощи, орехи. Пост длился до Пасхи.

-А какой вы ещё знаете русский народный праздник?

Самым великим и любимым праздником была Пасха. Этот праздник всегда отмечался торжественно и весело.

Стихотворение А. Майкова читает ребёнок «Христос воскрес! Повсюду благовест гудит Из всех церквей народ валит, Заря глядит уже с небес… Христос воскрес! Христос воскрес!» (благовест, то есть благая весть)

В пасхальную ночь в церковь шли все, дома оставались только маленькие дети да старики. Около церквей зажигались костры, цветные фонарики. В церкви проходила Пасхальная служба.

Ребёнок читает:

Мы вспоминаем на Пасху Заповедь Господа вновь: Согласие, мир и ласку И к нашим близким любовь!

Вернувшись из церкви ранним утром, люди целовались – христосовались – и обменивались крашеными яйцами. Красное яйцо — символ Пасхи. Целое искусство создали люди по раскрашиванию яиц.

Выставка яиц (см. приложение)

-Подойдите к выставке. Рассматривание раскрашенных яиц.

Делали яйца из стекла, дерева, хрусталя, фарфора, кости, глины, шили и расшивали жемчугом и бисером. В кондитерских продавались шоколадные и сахарные яйца. На Пасху яичками обменивались, дарили родным и близким. С яйцами проводились разные игры.

А зачем это нужно делать? А затем, чтобы только добро и свет приставали к нашим душам, а всё плохое в этот день отстало. Всю Пасхальную неделю звучал колокольный звон.

Звучит колокольный звон (аудиозапись)

Кто хотел, мог забраться на колокольню и позвонить. На площадях устанавливались карусели, устраивались состязания. Люди ходили друг к другу в гости, и вся неделя проходила в радостных встречах. Вот так наши предки праздновали свои праздники.

Рефлексия:

-О каких праздниках мы сегодня говорили?

— Какой праздник вам нравится больше? Почему?

В России проживают люди других национальностей. Об их традиционных праздниках мы поговорим в следующий раз.

Звучит русская народная мелодия.

Восп. Я иду, иду, самовар в руках несу. Самовар в руках несу, прибаутки пою. Как для вас, мои друзья, Наварила, напекла девяносто два блина, Два корыта киселя, пятьдесят пирогов — Не найти едоков!

Вы хозяюшку потешьте – пирогов моих поешьте. Не красна изба углами, а красна пирогами (выносит угощение)

Чаепитие, на которое приглашаются сотрудники детского сада.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Игра «Колечко»

Ребята выбирают ведущего с помощью русской народной считалки: Катилась торба с высокого горба, В этой торбе хлеб, соль, пшеница, С кем ты хочешь поделиться? Говори поскорей не задерживай Добрых и честных людей.

Потом водящий зажимает в ладошках, сложенных лодочкой, колечко. Дети сидят на стульях или стоят в кругу, также сложив руки лодочкой. Ведущий обходит всех, оставив колечко у кого – то одного. Затем он выкликивает: «Колечко, колечко, выйди на крылечко!», и ребёнок с колечком выбегает к нему. Затем ведущий и выбранный им напарник загадывают слово – либо предмет окружающей обстановки, либо какое – то явление природы, либо название сказки. Они предлагают играющим отгадать задуманное.

Русская народная песня «Блины» обработка А. Абрамова

Мы давно блинов не ели, Мы блиночков захотели. Ой, блины, блины, блины, Вы блиночки мои!

Моя старшая сестрица Печь блины – то мастерица Ой блины, блины, блины, Вы блиночки мои!

На поднос она кладёт И сама к столу несёт Ой, блины, блины, блины, Вы блиночки мои!

Гости, будьте все здоровы, Вот блины наши готовы Ой, блины, блины, блины, Вы блиночки мои!

Приложения:

  1. file0.docx.. 20,1 КБ

Опубликовано: 01.02.2022

Тема: «Государственные праздники: воспитание патриотических чувств посредством ознакомления детей с общественно значимыми событиями».Тема: «Государственные праздники: воспитание патриотических чувств посредством ознакомления детей с общественно значимыми событиями».

Нынешние дети растут в эпоху, разительно отличающуюся от времени их родителей: другие ценности, идеалы, правила. Изменилось отношение людей к Родине. В наши дни воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста значимая задача.

Дошкольный возраст – это пора интенсивного становления личности ребенка. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру.

Скачать конспект

Стержнем всего воспитания должен быть патриотизм, который призван способствовать формированию у ребенка активной социальной позиции участника и созидателя общественной жизни, проявлению чувства гордости за свою Родину, за достижение страны, в которой живет, готовность к любым подвигам во имя Отечества, желание стать его защитником и созидателем.

В детском саду на протяжении ряда лет реализуются задачи патриотического воспитания подрастающего поколения. Происходит это как в ходе непосредственной образовательной деятельности, так и в других видах детской деятельности. Используются при этом различные формы, методы и приёмы.

Работа по патриотическому воспитанию детей через ознакомление с государственными праздниками должна носить комплексный характер. Воспитание патриотических чувств у дошкольников – непрерывный, систематический процесс, начинающийся с раннего детства (воспитывают родители), продолжающийся в системе.

Государственные праздники и символы России утверждены уже достаточно давно – в 2000 году. Они стали привычны, понятны, прочно вошли в нашу повседневную жизнь. Однако задача привития «чувства гордости, глубокого уважения и почитания праздников и символов государства Российской Федерации, другой российской символики и исторических святынь Отечества» по-прежнему остаётся актуальной. В последнее время многое в российском обществе было переосмыслено, представления о государственной символике страны стали более глубокими. Овладение теоретическими основами поможет педагогам в процессе работы с детьми и их родителями грамотно использовать термины и понятия, отвечать на возникающие вопросы, избежать методических ошибок при проведении занятий. При ознакомление с государственными праздниками можно использовать различные формы, методы и приёмы работы.

23 февраля (слайд № 1)

23 февраля в нашей стране очень важный государственный праздник. Это День защитника Отечества. Поэтому перед нами стоит задача как можно доступней, более развёрнуто познакомить детей с этим праздником. Форма работы может быть различной. На занятиях окружающего мира знакомим с праздником: это беседы о родах войск (у каждого рода войск есть своя форма, своя техника, условия службы и т.п.), дидактические игры и игровые упражнения: «Военные профессии», беседы о различной боевой технике на тему «Спецмашины», «Наши защитники в мирные дни» (слайды № 2, 3, 4, 5, 6, 7). По этой тематике можно разучить песни, например «Самолёт», «Наша Родина сильна», «С добрым утром», стихотворения, рассказы: А. Барто «На заставе», Н. Некрасова «Наша армия родная», В. Косовицкий «Будущий мужчина» т. д. Сделать на занятие аппликации — подарки для пап и дедушек, нарисовать рисунки.

Организовать сюжетно – ролевые игры, например «Пограничник», «Лётчики на аэродроме».

Провести праздничный досуг, на который пригласить пап и дедушек.

9 мая – День победы (слайд № 8, 9)

9 мая – День победы – самый главный праздник в нашей стране. В этот день весь российский народ чтит память павших героев. Все считают своим долгом принести цветы к могилам неизвестных солдат и мемориалам. Формы работы с деть могут быть различными:

Беседа «Город в блокаде», «Города – герои», «Балаково в Великую Отечественную войну».

Организовать конкурс стихов «Салют победы» между подготовительными к школе группами.

Провести конкурс рисунков, поделок сделанных совместно с родителями. Этим самым мы проделываем работу по взаимодействию с родителями. Провести сюжетно–ролевую игру «Смена караула», «Пограничники». Организовать торжественный утренник посвящённый Великой Отечественной войне.

Организовать экскурсию к обелиску, чтобы отдать дань глубокого уважения тем, кто погиб за свободу народа и возложить живые цветы как символ бессмертия их подвига. В этот день все поют фронтовые песни и чествуют ветеранов. В определённый час по всей стране наступает минута молчания (слайд № 10, 11).

12 июня – День России (слайд № 12, 13).

День России — это один из самых «молодых» государственных праздников в нашей стране. А появился этот праздник 12 июня 1990 года. Это означало, что Россия стала отдельным, самостоятельным государством.

12 июня – День России, день рождения Российской Федерации – свободного, самостоятельного государства. Это – главный праздник нашей страны.

При ознакомление с праздником можно использовать различные формы работы.

Это могут быть беседы, что во главе нашего государства стоит Президент.

Дать информацию энциклопедического характера о гербе. Что символизирует изображение, почему именно такой герб нашей страны.

На музыкальном занятие знакомятся с текстом гимна нашей страны, наизусть дети выучат его уже в начальной школе. С помощью педагога и музыкального работника дети определяют характер музыки гимна как величавой, торжественной.

Объяснить детям, что как правило, гимн звучит во время вступления в должность президента, руководителей органов государственной власти, при подъёме государственного флага и других официальных церемоний.

Когда звучит гимн, присутствующие должны стоять, а мужчинам следует снять головные уборы. Если при этом происходит поднятие флага, присутствующим нужно повернуться к нему лицом.

Также можно сделать детям самодельные пазлы герба, которые ребята будут складывать.

Провести дидактические игры: «Найди герб России», «Герб Саратовской области», «Составь свой герб».

Нарисовать рисунки, сделать поделки.

День рождения Российского флага (слайд № 14, 15).

Ежегодно 22 августа в России отмечается День Государственного флага. Российской Федерации — это особый и сравнительно молодой праздник.

При ознакомление с праздником перед нами стоят задачи:

  • Воспитывать эстетическое отношение к цветам российского флага.
  • Формировать элементарные представления о происхождении знамен.
  • Продолжать знакомить с символическим значением флага России; воспитывать любовь и уважение к своей Родине, гордость за свою страну, свой народ.

Рассказать детям что раньше, когда наша страна еще называлась СССР, у нее был красный флаг, в верхнем углу которого были изображены звезда, серп и молот. Затем появилось новое государство, появился новый Государственный флаг. Флаг Росси представляет собой прямоугольное полотнище из трёх равновеликих горизонтальных полос: белой, синей и красной.

Расшифровка цветов гласит: белый символизирует благородство и откровенность, синий цвет – верность, честность, безупречность и целомудрие, а красный цвет – мужество, смелость, великодушие и любовь

В детском саду в ходе предварительной работы на группах можно создавать центры патриотического воспитания, где представлены Государственный герб, флаг, гимн, портрет Президента России, Премьера- министра.

С детьми провести обсуждение, где можно увидеть флаг России (на государственных зданиях, на военных парадах, на кораблях, самолетах и т. д.)

Также ознакомление происходит через дидактические и сюжетно-ролевые игры такие как «Флаг России», «Узнай наш флаг», «Собери флаг России», «Выложи флаг».

4 ноября – День народного единства (слайд № 15).

Как известно, 4 ноября отмечают 2 великих праздника, которые связаны с одним событием — освобождением Москвы от польского владычества. Очень важно объяснить детям, что же это за праздник такой и чем он так важен для народа.

Можно пересказать вкратце исторические события, как жилось в те времена (XVI-XVII столетия) людям на Руси, через какие испытания пришлось пройти каждому жителю земель русских. Также показать иллюстрации, более детально расскажет, как все происходило в то тяжелое время.

Беседы о разных народах и национальностях России, о национальных костюмах и традициях, о праздниках разных народов (слайд № 16, 17).

Провести сюжетно – ролевую игру «Праздник разных народов». Дидактические игры «Назови правильно», «Укрась поднос», «Найди лишнее», «Собери матрёшку».

Дать детям понять, что россияне — это единая нация, у которой есть общее историческое прошлое и корни; что без единства нельзя построить крепкое и могущественное государство.

Можно также нарисовать, слепить, сделать коллективную работу по аппликации.

12 декабря – День Конституции РФ (слайд № 18, 19, 20).

Перед воспитателем стоят следующие задачи:

Формировать представления о том, что Конституция РФ является основным законом государства, который необходимо соблюдать.

Познакомить детей с некоторыми правами обязанностями людей.

Развивать познавательный интерес к своей стране, ее законам.

Воспитывать стремление знать и соблюдать законы Российской Федерации. Активизировать знания детей о своей Родине, ее символике и гимне.

Использовать рассказ воспитателя о Дне Конституции РФ. Что в Конституции РФ записаны наши права, свободы и обязанности. По конституции нашей страны мы имеем право на жизнь, имеем право выбирать профессию, имеем право на отдых, жилье и медицинскую помощь. Все люди равны перед законом. И каждого из нас защищает государство. Через милицию и суд. В Конституции прописаны права ребёнка записаны: право на жизнь, право жить и воспитываться в семье, право на всестороннее развитие. В группе сделать уголок, который будет называться «Государственные праздники»

В подготовительной группе работу по ознакомлению с государственными праздниками систематизировать, включив детей и родителей в игру «Новостная лента». Лента из трех цветов это белый, синий, красный. Лента размещается на стене, на которую прикрепляются картинки, иллюстрации, фотографии, символизирующие государственный праздник. Каждый раз, перед государственным праздником дать 2 – 3 детям домашнее задание на тему предстоящего праздника. Ребята дома у родителей расспрашивают про праздник, приносят вырезки, записи, фотографии, и утром в беседе дети рассказывают и показывают то, что подготовили. Затем всё, что есть по этому празднику прикрепляется к «Новостной ленте».

< Предыдущая   Следующая >

Занятие по ознакомлению с окружающим миром

«Народные праздники на Руси»

( старшая группа)

подготовила воспитатель старшей группы

МБДОУ «Ровеньский детский сад «Радуга»: Зубова С.Д.

Цель: развитие ценностного отношения к родной культуре.

Задачи: образовательные – формировать представление о праздниках на Руси (Покрова, Рождество, Масленица, Сорок святых) об обычаях и традициях нашего народа, познакомить с русскими традициями праздников, истории появления;

Развивающие – развивать познавательный интерес детей к истории и традициям своего народа, развивать речь детей, совершенствовать навыки связного высказывания;

Воспитательные — прививать любовь и интерес к традициям и обычаям русского народа, приобщая к истокам духовной культуры.

Ход занятия.

В.: Ребята, в какой стране мы живем?

Д.: в России.

В.: А как называют людей, которые живут в России?

Д.: Россияне, русские.

В.: Раньше Россию называли Русь, вот от этого слова Русь и стали называть     на  Руси русский народ. Очень  давно жили наши с вами предки – это кто?

Д.: Прабабушки , прадедушки.

В.: Русский народ жил своим трудом: они пахали землю, шили одежду, шапки, вязали платки, валяли валенки, делали украшения, игрушки из глины, вырезали деревянную посуду, матрешек.

Кто очень хорошо выполнял свою работу, называли мастерами своего дела. Своё мастерство они показывали на ярмарках, продавая свои изделия. На ярмарках мастера обменивались опытом.

(Предлагаю рассмотреть выставку народных изделий.)

В.: Наш русский народ очень любил русские народные сказки. А какие  русские народные сказки знаете вы, ребята?

Д.: Дети называют знакомые им сказки.

В.: А ещё наш народ очень любил праздники, поэтому они слагали песни, частушки, прибаутки. Ребята, а вы любите праздники?

Д.: Да!

В.: Наш русский народ всегда почитал праздники и праздновали их по  особенному – водили хороводы, затевали игры, пекли вкусные пироги и угощали всех гостей. Сегодня, ребята, мы отправимся с вами в путешествие народных праздников. Давайте вспомним Какие русские народные праздники знаете вы? Я буду показывать вам картинки, а вы будете называть праздник.

t1610986179aa.gif

Русский народный  праздник Покров. А что это за праздник Покров? В какое время года этот праздник.

Д.: Высказывают свои версии.

В.: С наступлением холодов девушки и женщину одевали на голову платок. Земля покрывалась

снегом – снежным покрытием, как покрывалом. Этот праздник так называется потому, что  в этот день всегда выпадает  первый снег, как покрывалом белым покрывает землю. Это означает, что  скоро придет матушка-зима. В праздник Покрова русский народ устраивал известны в народе Покровские ярмарки. Там товару всякого видимо-невидимо. Красивые платки, разноцветные шали всегда радовали покупателей. Посмотрите какие красивые шали. А сейчас мы с вами поиграем в игру, в которую играла молодежь в этот праздник. Игра называется «Облупа» (Дети встают в круг и закрывают глаза. Водящий выводит в круг ребенка и закрывает его шалью. Дети открывают глаза и угадывают кто спрятан под шалью. Кого отгадали, тот и становится водящим. Игра повторяется 2-3 раза)

В. Путешествие наше продолжается. (ВОЕТ ВЕТЕР, МЕТЕЛЬ) В какое время года мы с вами ребята попали.

Д.: Зима.

В.: Какие вы знаете зимние праздники:

Д. ответы детей. t1610986179ab.gif

В.: Правильно Рождество. Рождество в нашей стране празднуют 7 января.

В этот день родился Иисус Христос – Спаситель Мира. Ночь накануне Рождества

6 января считается волшебной. Если загадать желание, то оно обязательно сбудется. Только желание должно быть обязательно добрым, потому что доброте и любви ко всем людям учит нас Иисус Христос. В эти дни принято ходить в гости к родителям, а также крестникам к крестным. Люди обмениваются подарками, ведут беседы за богато накрытым столом. А вечера принято проводить дома, у вертепа и наряженной елочки, вести приятные беседы, читать детям сказки, рассказывать им о том, как отмечают рождество в других странах, и, конечно же, попивать горячий чай. Рождественские народные гулянья во многом напоминают веселье в Масленицу. Только вместо блинов людей угощают праздничной коврижкой, а вместо того, чтобы водить хороводы, поют колядки. КОЛЯДКИ – специальные песни с пожеланиями богатого урожая, здоровья, согласия в семье. Мало, кто знает сейчас эти песни. Я предлагаю вам, вспомнить несколько колядок, они нам ещё пригодятся.

Сеем, сеем, посеваем,

С Рождеством вас поздравляем!

— Открывайте сундучки,

Доставайте пятачки!

— Открывайте крынки,

Подавайте полтинники!

Коляда! Коляда!

Подавай пирога.

Сеем, сеем, посеваем,

С новым годом поздравляем!

Счастье будет вам горой!

Урожая воз большой!

Колядующие разбрасывали по дому овес, пшеницу, желая богатства, плодородия. А хозяева одаривали, угощали гостей.

В. : Молодцы ребята. А сейчас какое время года? И какие весенние праздники вы знаете?

Д.: ответы детей.

t1610986179ac.gif

В.: Правильно Масленница. Конец зимы. Дни становятся длинными и светлыми, небо — голубым, а солнце — ярким. В это время на Руси устраивались народные гулянья. Назывался этот праздник — Масленица. Веселый и разгульный, длился он целую неделю: ярмарки, уличные игры, выступления ряженых, пляски, песни. В народе недаром его величали широкой Масленицей. Главное угощение праздника — это блины, древний языческий символ возврата к людям солнца и тепла. Главная участница Масленицы — большая соломенная кукла по имени Масленица. Ее наряжали в платье, наголову повязывали платок, а ноги обували в лапти. Куклу усаживали на сани и везли в гору с песнями. Веселье продолжалось до вечера, а в заключение всех затей «провожают Масленицу» — сжигают чучело, изображающее Масленицу. Масленица, прощай! А на тот год приезжай! Масленица, воротись! В новый год покажись! Прощай, Масленица! Прощай, красная! Это были проводы Масленицы. В поле раскладывали костер из соломы и сжигали куклу с песнями. Пепел разбрасывали пополю, чтобы наследующий год собрать богатый урожай. В прощенное воскресенье ходили друг к другу мириться и просили прощения, если обидели раньше. Говорили: «Прости меня, пожалуйста». «Бог тебя простит», — отвечали на это. Потом целовались и не вспоминали об обидах. Но если даже не было ссор и обид, все равно говорили:»Прости меня». Даже когда встречали незнакомого человека, просили у него прощения. Так заканчивалась Масленица.

Игра «Плетень»

Всех участников делят на две команды и выстраивают в две шеренги друг напротив друга.
Участники заплетают «плетень» – берутся за руки через одного, перекрестно.
Участники первой команды шагают навстречу другой команде, которая в это время стоит на месте, и говорят: «Машу все мы поздравляем и здоровья ей желаем!». Вторую половину фразы они говорят, шагая назад. То же делает потом другая команда. Затем все выстраиваются в затылок и идут за ведущим, который старается идти так, чтобы все запутались. Как только ведущий хлопает в ладоши, обе команды становятся на свои места и снова заплетаются в «плетень».
Обычно после этого появляются «лишние» руки.

t1610986179ad.gif

Игра-развлечение «Ручеек»

Эту игру знали и любили еще наши прабабушки и прадедушки, и дошла она до нас почти в неизмененном виде. В ней нет необходимости быть сильным, ловким или быстрым. Эта игра иного рода — эмоциональная, она создает настроение, веселое и жизнерадостное. Правила просты. Играющие встают друг за другом парами, обычно мальчик и девочка, юноша и девушка, берутся за руки и держат их высоко над головой. Из сцепленных рук получается длинный коридор. Игрок, кому пара не досталась, идет к «истоку» ручейка и, проходя под сцепленными руками, ищет себе пару. Взявшись за руки, новая пара пробирается в конец коридора, а тот, чью пару разбили, идет в начало «ручейка». И проходя под сцепленными руками, уводит с собой того, кто ему симпатичен. Так «ручеек» движется — чем больше участников, тем веселее игра, особенно весело проводить под музыку.
Ни один праздник в старые времена не обходился у молодых людей без этой игры. Тут вам и борьба за любимую, и ревность, и испытание чувств, и волшебное прикосновение к руке избранной. Игра замечательная, мудрая и крайне многозначительная.

t1610986179ae.gif

В: Мы продолжаем разговор о традициях и праздниках русского народа. Хотите узнать о еще об одном старинном русском празднике, об угощении, которое готовилось в этот праздник. Посмотрите, пожалуйста, на доску (изображение — жаворонок).

t1610986179af.gif

Как называется эта птица? (ответы детей). А ведь это не просто птица-это память о погибших воинах.  В марте есть народный христианский праздник, посвященный жаворонку.  22 марта — « Сороки».  Почему Сороки? (Демонстрация иллюстраций: воины Древней Руси). Очень- очень давно, один из военачальников приказал отряду из 40 храбрых воинов принести в жертву богам одного из них. Воины отказались это сделать и  тогда всех воинов убили. А своих солдат – защитников всегда любил народ, и стали верить люди в то, что не погибли 40 воинов дружины, а превратились в жаворонков. В этот день — 22 марта вспоминают всех погибших воинов.
А хозяйки пекли особые постные булочки – «жаворонков», с распростертыми крылышками, как будто летящих, да еще с хохолками. Постное угощение раздавали детям.

t1610986179ag.gif

Как и на всех русских праздниках на Сороки дети водили хороводы, играли в игры.

В:А сейчас мы с вами поиграем в новую игру, которая называется «Жаворонок».

В небе жаворонок пел,

Колокольчиком звенел.

Порезвился в тишине,

Спрятал песенку в траве.

Тот, кто песенку найдёт,

Будет весел целый год.

Потом играющие закрывают глаза.«Жаворонок» выбегает за круг и звенит в колокольчик. Затем осторожно кладёт его за чьей-либо спиной. Тот, кто догадается, у кого за спиной лежит колокольчик, становится «жаворонком».

t1610986179ah.gif

Итог.

В.:Ребята, а теперь расскажите мне, почему этот праздник называют «Сороки-Жаворонки»? Что символизирует жаворонок?  Что пекли хозяйки в честь этого праздника? Какие традиции люди соблюдают в этот праздник? Что вы узнали из легенды, которую я вам рассказала?

Вид проекта: Познавательный, краткосрочный.

Участники проекта: дети средней группы «Солнышко», воспитатель, родители.

Проблема: Многие дети не знают современные российские праздники.

Актуальность

Сегодня заводим о праздниках речь:
Традиции славные надо беречь!
Праздников много, они очень разные —
Отмечены в календаре цифрами красными.

Цель проекта: Формирование у детей представления о праздниках России 21 века.

Задачи проекта:

  • Расширить знания детей о праздниках России, о ее символике: флаг, герб, гимн.
  • Познакомить с главным городом (столицей) России – Москвой!
  • Развивать самостоятельное мышление, речь, внимание память,
  • Воспитывать любовь и чувство гордости за свою Родину.

Подготовительный этап

  • Подобрать слайды, картины, записи к занятиям и беседам по теме проекта.
  • Подобрать детскую литературу по теме проекта.
  • Подготовить материал по изобразительной деятельности.

Основной этап

Первый день:

  1. Беседа «Праздники родной страны»,
  2. Дидактическая игра «Герб России»
  3. Чтение художественной литературы: Читаем русские народные сказки
  4. Подвижная игра «Пятнашки»
  5. Консультация для родителей «Роль родителей в воспитании патриотизма»

Второй день:

  1. Беседа о Российском флаге. «День Государственного флага Российской Федерации»
  2. Чтение художественной литературы: К.Паустовский «Моя Родина»
  3. Аппликация: Тема: «Флаг России»
  4. Сюжетно-ролевая игра «Путешествие на поезде по стране»
  5. Дидактическая игра «Флаг России»

Третий день:

  1. Беседа о главных праздниках России. «День независимости России» «День согласия и примирения» «День конституции России»
  2. Дидактическая игра: «Русские матрешки»
  3. Нетрадиционное рисование ватными палочками: Тема: «Русская березка»
  4. Чтение художественной литературы: «Пословицы, поговорки, загадки о России!»

Четвертый день.

  1. Беседа о малой Родине, поселке Емельяново. Знакомство с ближайшим профессиональным праздником «День полиции»
  2. Слушание музыки, Дети поют о Родине. Прослушивание гимна России.

Заключительный этап:

  1. Рисование: Изготовление открытки к дню полиции. Коллективная работа «Поздравляем с днем полиции» Организация выставки детских рисунков по теме «Русская березка»
  2. Организация выставки детских работ (аппликация) по теме «Флаг России»

Вывод: Реализация проекта позволяет повысить интерес детей к праздникам своей страны, способствует формированию патриотизма у дошкольников, что впоследствии ляжет в основу личности взрослого человека, гражданина своей Родины. (Коллективная работа «Поздравление с днем полиции» передана в полицию Емельяновского района.)

Конспект занятия по нетрадиционному рисованию в средней группе по теме «Русская березка поздней осенью»

Загадка:

Стоит Алёнка, платок зелёный,
Тонкий стан, белый сарафан. (Берёза)

Беседа:

Рассматриваем иллюстрацию с изображением берёзы.

— Как в любое время года мы можем узнать берёзу? (Белый ствол только у берёзы.)

— Как в народе называют берёзку? (Русская, белоствольная, кудрявая, нарядная, золотая, ненаглядная.)

— О белоствольной красавице сложено немало стихов и песен.

Слушание русской народной песни «Во поле берёза стояла».

— Многие талантливые художники — пейзажисты запечатлели берёзу на своих картинах. По-своему хороша она в разные времена года! На картинах художников берёзки прямые, стройные, белоствольные. Наша красавица — берёзка умеет предсказывать погоду. Послушайте приметы:

  • Если из берёзы весной течет много сока — к дождливому лету.
  • Если осенью листья берёзы начнут желтеть с верхушки — весна будет ранняя.

Цель:

Задачи:

Образовательные:

  • учить детей рисовать берёзу поздней осенью, передавать в рисунке строение дерева соотношение частей по величине и их расположение относительно друг друга;
  • расширять словарный запас детей.
  • упражнять детей в нетрадиционной технике рисования (рисование ватными палочками);

Развивающие:

  • развивать чувство композиции;
  • развивать мелкую моторику пальцев рук;

Воспитывающие:

  • воспитывать эмоциональную отзывчивость, любовь к природе .
  • воспитывать любознательность, художественный вкус;

Предварительная работа:

  • рассматривание березы,
  • чтение стихотворения С.Есенина «Белая береза»

Материал к занятию:

  • иллюстрации с изображением березок известных художников.
  • 1-2 альбомного листа на каждого ребенка, краски акварельные, салфетки, баночки с водой, ватные палочки для нетрадиционной техники рисования;

Ход занятия

Воспитатель: Из всех деревьев русского леса всех милее мне наша березка. Стройные белые стволы покрыты белой тонкой берестой. Посмотрите ребята на березу, полюбуйтесь ею. Как ласково можно назвать берёзу? (берёзка, берёзонька, берёзушка) А кто мне скажет, как в любое время года мы можем узнать березку? (Ответы детей)

Воспитатель: правильно ребята, по белому стволу дерева. Значит берёзка, какая? (белоствольная) А кто скажет, какие у березки листочки в разное время года? (Ответы детей)

Физминутка

Мы берёзку посадили,
Мы водой её полили,
И берёзка подросла,
К солнцу ветки подняла,
А потом их наклонила
И ребят благодарила.

(дети рассаживаются за столы)

Воспитатель: много мы сегодня узнали о нашей русской красавице, которую поэты воспевают в стихах, художники в картинах. А давайте сейчас нарисуем нашу березку. Я вам предлагаю нарисовать березку поздней осенью. Посмотрите какие берёзки нарисовала я. (Рассматривание образцов, строения дерева) Давайте вспомним с чего начинают рисовать дерево. (ответы детей) Дерево начинаем рисовать со ствола (показ способов рисования), сверху вниз. Внизу ствол толстый, вверху тонкий. Какого цвета ствол у берёзки? Затем рисуем ветки (показ ребёнка) начинаем снизу – сначала длинные, наверху короткие. А теперь надо нарисовать крону у берёзки. У зимнего дерева листьев нет, поэтому мы рисуем одни веточки. Обмакиваем ватную палочку в краску и, рисуем веточки.

Итог занятия: чем вы сегодня занимались? Что нового вы сегодня узнали? Понравилось ли вам наше занятие? Чем? (ответы детей) Молодцы ребята, всем спасибо!

Беседа о праздниках «Главные праздники России»

Что такое праздник?
Праздник — день особый, яркий:
Угощение, подарки,
Флаги, музыка, парад,
Фейерверк и маскарад.
Для весёлой детворы —
Разноцветные шары,
Песни, танцы, шутки, смех!
Праздник — лучший день для всех!

Посмотрите на картинки и назовите знакомые праздники.

Какие бывают праздники?
Праздники бывают самые различные:
Шумные, весёлые, даже необычные.
Детские и взрослые, добрые и славные.

Все мы любим праздники. Взрослые и дети ждут их с нетерпением. У каждого человека бывают свои знаменательные дни: день рождения, именины. Есть праздники религиозные. Это Рождество, Крещение, Пасха, Троица и многие другие. У людей разных профессий есть свои особые праздники, например, День полиции, День космонавтики, День строителя. У тех, кто учится, тоже есть свой праздник — 1 сентября, День знаний.

А бывают праздники для России — главные.

Это праздники самые важные, их отмечает вся наша страна. Обычно эти праздничные дни бывают выходными. Такие праздники называют государственными. К ним относятся следующие праздники: День народного единства, День Конституции Российской Федерации, Новый год, День защитника Отечества, Международный женский день, Праздник весны и труда, День Победы, День России, День Государственного флага Российской Федерации. И мы с вами должны все эти праздники помнить и гордится своей Родиной!

Беседа «День государственного флага России»

Среди множества государств на Земле есть одна очень большая и красивая страна — наша Родина-Россия. Послушайте, как замечательно писал о ней поэт М.В.Исаковский.

Поезжай за моря-океаны,
Надо всею землёй пролети:
Есть на свете различные страны,
Но такой, как у нас, не найти.
Глубоки наши светлые воды,
Широка и привольна земля.
И гремят, не смолкая, заводы,
И шумят, расцветая, поля.

Воспитатель: Как называется страна, в которой мы живём?

Дети: Россия.

Воспитатель: Россия страна необыкновенная, когда на Дальнем Востоке встаёт солнце, начинается утро, на Западе ещё вечер. На Юге тепло и цветут сады, а на Севере трещат морозы и лежит снег. Каждая область России замечательна своей природой, своей народной культурой, художественными промыслами, трудом и достижениями людей.

Воспитатель: Скажите, пожалуйста, а как называют жителей нашей страны — России?

Дети: Россияне.

Воспитатель: В России живут люди разных национальностей — русские, чуваши, татары, башкиры, якуты. Все они и мы с вами — россияне, мы граждане России, нас много, мы разные, но у нас у всех одна Родина. Это нас объединяет.

Воспитатель: У каждой страны есть свой флаг, в нашей стране — России — тоже есть государственный флаг показ флага России )
Какие цвета вы видите на флаге?

Дети: белый, синий, красный.

Белый цвет говорит нам о белоствольных берёзах, русская белоснежная зима, белые ромашки на лугу, летние белые облака, цветущие яблони, черёмуха.

Синий цвет на флаге – это синева неба, рек, морей, озёр.

Красный цвет — это цвет огня, солнца, краски осени, цветы, ягоды, это цвет тепла и радости.

Флаг наш красивый, яркий. В праздники и другие торжественные дни улицы сёл и городов украшают флагами. У нашего флага есть свой праздник «День Российского флага» Мы отмечаем его 22 августа.

Беседа «Моя малая Родина»

Цель: развитие чувства патриотизма и любви к своей Родине.

Ход беседы

Много мам живет на свете,
Всей душой их любят дети,
Только мама есть одна,
Всех дороже мне она!
Кто она? Отвечу я:
Родная мамочка моя!

Вопрос: Какая мамочка? – Родная!

Давайте повторим нежно и ласково: — родная мамочка.

А как вы понимаете значение слова родная?

Пояснение воспитателя:

Родная – значит, дорогая, близкая, любимая, милая.

Вопрос: А кого или что мы еще можем назвать родным?

Ответы детей: папа, брат, сестра, дядя, дом, детский сад, страна, поселок.

Обобщение: Место, где все родное и близкое по – другому можно назвать своей Родиной.

У каждого из нас есть большая Родина и малая Родина. Большая Родина – это наша большая страна. А как она называется? (Россия)

А есть еще малая Родина — это тот уголок России, где мы родились, где живут наши родители и друзья, где находится наш родной дом, детский сад, город. А как наш поселок называется? (Емельяново)

Вот поселок Емельяново и есть наша малая Родина.

Воспитатель читает стихотворение: «Малая Родина»

Малая Родина
Островок земли,
Под окном смородина,
Сирени расцвели.
Яблонька кудрявая.
А под ней скамья
Ласковая, малая
Родина моя!

Давайте посмотрим любимые родные места нашего поселка. (демонстрация фото с картинками поселка Емельяново)

Дети узнают, называют родные места: родной детский сад, Дом культуры, Спорткомплекс.

Мы будем беречь и заботиться, то наша Родина будет с каждым годом все краше и милее.

Можно закончить наш сегодняшний разговор мудрыми словами пословицы: «Нет земли краше, чем Родина наша». Берегите и любите свою Родину: большую и малую.

См. продолжение статьи

Конспект НОД по познавательному развитию для детей подготовительной группы «Праздники в нашей жизни».

Цель: закрепить представления детей о праздниках, отметить значение праздников в жизни людей.

Задачи: научить выделять праздники разной направленности (профессиональные, национальные, сезонные, международные, государственные, семейные.

Познакомить с новогодними традициями России.

Побуждать рассказывать о подготовке к Новому году в семье.

Учить детей отвечать на вопросы, развивать связное рассказывание.

Материалы и оборудование. Фотографии и картинки, иллюстрирующие праздники разной направленности.

Ход занятия. Воспитатель предлагает детям поговорить о праздниках в нашей жизни.

-«Все любят праздники. А за что?»

-«Зачем нужны праздники людям? Назовите конкретные праздники.»

Педагог напоминает детям, что праздники бывают разные: праздники семьи, праздники страны. Уточняет понятие «праздники страны» на примере профессиональных дней «День учителя», «День строителя». Обсудить, почему в нашей стране введены такие праздники. Потому, что наш народ трудолюбивый, он всегда почитал труд людей. Профессиональные праздники-это проявление уважения, благодарности людям разных профессий, которые делают нашу жизнь лучше.

-«Какие профессиональные праздники вы знаете?»(Ответы детей).

Воспитатель рассказывает о народных праздниках: «В древние времена основное население нашей страны занималось сельским хозяйством. Труд крестьянина очень тяжёлый. Результат труда зависел не только от усилий людей, но и от природы. Поэтому в народе отмечалось много праздников, связанных с разными временами года (Масленица, Рождество, Спиридон-поворот, Спиридон-солнцеворот и др.) Так, например, в Древней Руси встреча Нового года приурочивалась к началу весны и активной работы на земле, а подарки дарили Деду Морозу, чтобы он стал добрее. Но со временем он подобрел и стал сам приносить подарки людям. Сейчас в России Новый год отмечают в ночь с 31 декабря на 1 января. Главная красавица в доме-елка, которую украшают самыми яркими и блестящими игрушками. А в старину елку украшали различными сладостями: орехами в блестящих обертках, конфетами и даже овощами. На ветках тогда горели восковые свечи, а сегодня на елке у нас горят электрические гирлянды. Новый год-это обязательно подарки, это новогодний стол, за которым собирается вся семья, где все друг другу желают счастья и удачи в новом году.

-«А как в ваших семьях готовятся к встрече Нового года, существуют ли свои новогодние традиции?»(Высказывания детей).

Праздники бывают не только семейные, народные, профессиональные. Бывают праздники разных народов. Их так и называют-международные праздники. (День Земли, Международный женский день и др.). А вот Новый год является одновременно и семейным праздником, и государственным, и международным. Почему? (Высказывания детей).

Воспитатель подводит итоги занятия и желает детям хорошего настроения на всех предстоящих праздниках.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ногти на вечерний праздник
  • Ноябрьские праздники польша
  • Ноябрьские праздники перенос выходных
  • Ногти балерина дизайн на праздник
  • Ноглики праздник народов севера