Ногайский народный праздник

Ногайцы - один из самых ярких народов Северного Кавказа. Их культура складывалась множество веков, а сегодня отражает гордый нрав и гостеприимство представителей этого этноса. Ногайцы неспроста гордятся своими обычаями.

Как считают историки, ногайцы стали единым народом после распада Золотой Орды, когда смогли создать собственное государство. И если немало племён исчезло в ходе долгой истории, то ногайский этнос выстоял и сохранил не только память о прошлом, но и свою богатую культуру.

В традициях ногайцев отражаются верования и образ жизни этих людей, их ценности и нравы. Этот народ Северного Кавказа свято хранит старинные обычаи, отмечает праздники, что насчитывают уже не одно столетие. Какие же они – ногайцы? Что можно увидеть на их торжествах? Каких ритуалов неизменно придерживаются?

Традиции гостеприимства

Ногайцы – один из самых гостеприимных и радушных народов мира. В прежние времена на их языке слова “друг” и “гость” не различались по произношению. Для ногайца действительно гость его дома – его соратник и друг.

Хозяин дома обязан был защитить человека, нашедшего приют в его жилище, от любого бедствия – даже от кровной мести. Поразительно, но даже в доме своего заклятого врага ногаец становился его другом – пусть даже на время, пока он пребывал в этих четырёх стенах. Хозяин должен был забыть прежние обиды и заботиться о своём госте.

Когда гости появляются на пороге, ногайцы спешат зарезать барашка или курицу – в зависимости от обеспеченности семейства. Если гость приезжал верхом, о его лошади также должен был позаботиться хозяин. Что интересно, ногайцы считают, что гостей нельзя расспрашивать о цели их визита, времени, что они планируют гостить. Сообщить об этом хозяину могут лишь они сами.

Верования и обряды ногайцев

В далёком прошлом ногайцы были язычниками, однако распространение ислама значительно изменило культуру этого народа. Сегодня большинство его представителей являются мусульманами ханафитского мазхаба.

Это направление появилось как правая школа суннитского толка в VIII веке, а позднее прочно закрепилась на ногайских землях. Особенность этого направления ислама состоит в строгой иерархии при вынесении какого-либо вердикта. Так, при решении важных вопросов отдаётся предпочтение мнению большинства.

Впрочем, в современных традициях ногайцев осталось немало языческих элементов. Так, к примеру, обычай вызова дождя. Поскольку большая часть народа проживает на землях с засушливым климатом, с древнейших времён этот ритуал являлся обязательным.

Ногайцы называют этот обряд Андир-шопай. В засушливый сезон женщины готовили особое чучело. Для этого брали лопату, к которой прибивали палку, что имитировала руки. Фигуру наряжали в женское платье, вывернутое наизнанку, на неё надевали платок.

После этого куклу носили по всем дворам аула. Девочки, исполнявшие ритуал, должны были петь песню, а всех прохожих щедро обливали водой, что брали с собой. Рядом с источником воды ногайцы совершают жертвоприношение, после чего устраивается всеобщая трапеза жителей аула.

Сегодня этот ритуал сохранился в отдалённых районах, где путешественники могут увидеть его практически в неизменном виде. В старину ногайцы верили, что подобный ритуал поможет привлечь дождь, задобрит духов-покровителей, что призовут облака и одарят землю живительным дождём.

Семейные традиции ногайцев

Вся жизнь человека предусматривает соблюдение определённых обрядов, однако наиболее необычные традиции ногайцев были связаны с рождением ребёнка. Считается, что тело новорожденного является “сырым”.

Чтобы оно скорее стало “твёрдым”, малыша сорок дней купают в чуть подсоленной воде. Важно, чтобы к сороковому дню своей жизни малыш был одет в рубашку, полежал в колыбели, а также был пострижен. Сбривание первых волос проводит дедушка.

В качестве благодарности ему дарят рубашку, а он преподносит маленькому внуку ценный подарок – барашка или бычка. Ногайцы считают первые волосы малыша “утробными”. Они верят, что если не сбрить их, ребёнок будет подвержен болезням и бедам.

Первая рубашка для малыша – не менее важный атрибут. Она считалась особым оберегом. Шили её из нательной рубахи старца или матери ребёнка. После того, как малыша наряжают в эту одежду, её снимают и продевают через дырку, сделанную в хлебе.

Затем этот продырявленный кусок вешают на шею собаке, а сельские дети гонят её по улице. Ногайцы верят, что она уносит вместе с хлебом всё плохое, что есть в младенце, все негативные качества, что могут проявиться.

Свадебные обряды

Праздником, наполненным старинными ритуалами и обычаями, остаётся ногайская свадьба. Ей предшествует долгий и сложный процесс подготовки, что содержит массу местных традиций. Непосредственно на торжестве можно увидеть несколько необычных обрядов.

Например, выкуп пельменей. Жених должен попробовать пельмени, сделанные тёщей, после чего платит за предоставленное угощение. Считается, что такой нехитрый обряд сближает две семьи, показывает серьёзность будущего супруга.

Даже в наши дни многие традиции ногайской свадьбы соответствуют тем, что были в далёком прошлом. Как и их предки, ногайцы могут позвать любого прохожего на своё торжество. При этом даже совершенно незнакомый человек будет принят как желанный гость, одарен вниманием и заботой.

Традиции ногайцев – отражение принципов и жизненных устоев этого народа. Поразительно, но за много столетий они почти не изменились, а скорее, дополнились отдельными современными моментами. Ногайцы по-прежнему остаются доброжелательными людьми, радушными хозяевами, что знают о правилах гостеприимства не понаслышке. Этот народ действительно достоин своих славных предков.

Последние кочевники Великой степи, крошечный народ, чья история тянется из глубины веков, народ, сохранивший традиционный уклад жизни, – все это о ногайцах.

Кто такие ногайцы

Ногайцы или ногайские татары, в Европе больше известные как мангыты – это один из малых коренных народов России. И слово «малый» здесь вовсе не преувеличение – современных ногайцев всего 100 тысяч человек.

Больше всего ногайцев живет на Северном Кавказе, где исконная культура древнего этноса переплелась с устоями горских народностей и традициями ислама.

Культура и традиции

Ногайцам одним из немногих удалось сохранить обычаи и традиции предков. Как и много столетий назад они отмечают те же праздники и проводят ритуалы, которые исполняли далекие предки времен Золотой Орды.

Не повлияло на обычаи этноса и принятие ислама – ногайцы являются правоверными мусульманами, но многие их ритуалы пришли из язычества.

Ритуалы в жизни ногайцев присутствуют с самого рождения. До 40 дня новорожденный ребенок, точнее его тело, считается «сырым». Чтобы оно стало «твердым», родители каждый день купают младенцев в соленой воде. А дедушки накануне заветной 40-дневной даты состригают малышам волосы.

К сороковому дню кроха должен успеть полежать в колыбели и быть одетым в рубашку, с пеленками к этому времени прощаются.

Рубашка вообще играет чуть ли не главную роль в жизни младенца, выступая и  амулетом, и защитником. Недаром шьют ее из нательной рубахи матери.

Есть у ногайцев и другой необычный ритуал. Чтобы ребенок вырос честным, добрым и со всех сторон положительным, ту самую рубашку снимают с  него и продевают через заранее проделанное отверстие в хлебе.

Дырявый хлеб вешают на веревку и надевают на шее собаки, после чего гоняют ее по улице. Люди верят, что вместе с хлебом из ребенка уходят все плохие качества и черты,

Нардуган

Один из главных праздников у многих народов. Нардуган – это день зимнего солнцестояния, когда световой день начинает прибывать.

Его отмечают 22 декабря, в этот день во всех домах готовили праздничные блюда. Начинался праздник рано утром с жертвоприношения. Мужчины должны были заколоть животное и принести его духам в благодарность за благополучие.

Затем начиналось пиршество, на котором обязаны присутствовать все члены семьи. Поев, жители сел выходили на улицу, встречались с соседями, устраивали игры, пляски и гулянья.

Новый год

Новый год ногайский народ отмечал и отмечает в марте. Весь день 20 марта женщины наводили порядок в доме и готовили, чтобы вечером собраться за праздничным столом и проводить старый год.

Согласно ногайским верованиям, каждый день мир рождается заново, но только раз в году происходит полное его обновление. Начало года считалось началом новой жизни и переходом на следующий ее этап. Поэтому празднество продолжалось утром 21 марта (Науруз-Байрам).

Обязательным элементом торжества является жертвоприношение. Поскольку Науруз – праздник мусульманский, то чаще всего жертвой выступает барашек.

После этого можно и самим отведать угощений. В Новый год люди ходят в гости, угощают соседей, обмениваются подарками и поздравляют друг друга.

Вызов дождя

Сохранился у ногайцев и еще один оригинальный обряд, берущий начало в языческие времена – это ритуал вызова дождя или Андир-шопай. Его и сегодня практикуют некоторые представители народа, живущие в степных районах.

Для начала из лопаты и прибитой к ней перекладины делают чучело. Наряжают его в вывернутое наизнанку женское платье, подвязывают платком и носят по улице от дома к дому, распевая ритуальную песню «Пусть дождь пойдет».

Важно пронести чучело через все дворы и закоулки села.

«Гостей» обливают водой, забрасывают зерном и одаривают хлебом, мясом и разными угощениями. Все подаренные продукты собираются вместе для общей ритуальной трапезы.

Обойдя все дворы, процессия собирается у колодца или другого источника воды, где под молитвы из Корана приносят в жертву ритуальное животное и просят Всевышнего послать дождь. Животное покупают заранее, скидываются всем аулом. Руководит обрядом мулла.

После жертвы все садятся за стол. Далее следуют очередные мольбы о дожде, после чего начинается неофициальная часть ритуала – жители обливают друг друга водой и бросают в воду деревянное чучело.

Ногайцы — тюркский народ Северного Кавказа. В мире проживает около 110 000 человек. Предками ногайцев являются кочевые средневековые монголоязычные и тюркские племена.

Первое государственное образование народа — Ногайская Орда сформировалось после распада последней из великих держав кочевников Золотой Орды. Ногайская Орда принимала важное участие в политических, торгово-посреднических делах с соседними государствами, собирала дань с казанских татар, некоторых сибирских племен, башкир. В начале 16 века могла выставлять около 300 000 воинов. Хорошая военная организация позволила Ногайской Орде с успехом защищать и отстаивать свои границы, оказывать помощь соседним ханствам, дружинникам, русскому государству. Экономическую, военную помощь ей оказывала Москва.

Где живут

Народ проживает на территории Северного Кавказа в Дагестане, Ногайском, Бабаюртовском, Кизлярском, Тарумовском районах, Махачкале, Кизляре, Ставропольском крае, Карачаево-Черкесии, Астраханской области, Чеченской Республике, Ханты-Мансийском, Ямало-Ненецком автономных округах. Небольшое количество ногайцев живет в Болгарии, Румынии, Казахстане, Узбекистане, на Украине.

Название

Этноним «ногайцы» связан с военно-политическим золотоордынским деятелем Ногаем, жившим в 13 веке. Он провел консолидацию своих сторонников из разных этнических групп протоногайцев, которые получили свое название по имени прародителя. Ногай обращал основное внимание на роды узо-печенежского, кипчако-половецкого, алано-асского круга, так как основная часть монголов перешла на сторону Токтая. Самое ранее появление этнонима «ногайцы» в золотооардынской эпохе приходится на 1436 год. Другие названия народа: ногаи, крымские степные татары, ногайские татары. Самоназвания: ногай, ногайлар.

Язык

Ногайский язык принадлежит к тюркской языковой группе алтайской языковой семьи. В результате широко географического расселения народа образовалось 3 диалекта:

  1. караногайский
  2. ногайский
  3. акногайский

Литературный ногайский создан на основе ногайского говора и караногайского диалекта. На нем издаются газеты, транслируются передачи на радио. Графическая основа ногайской письменности несколько раз изменялась. До 1298 года она была основана на арабском письме, с 1928 по 1938 — на основе латиницы, с 1938 и по настоящее время — на кириллице.

Религия

Основная часть ногайцев — мусульмане, исповедует ислам суннитского ханафитского толка. Ислам постепенно начал проникать на территории проживания ногайских предков в 10-11 веках. В 1312 году после официального введения ханом Узбеком ислама, в Золотой Орде началась массовая исламизация. До наших дней в народе сохранились в некоторой степени древние языческие верования о духах-хозяевах стихий. Вместе с исламом пришел образ духа джинна. Среди ногайцев Большой Ногайской Орды широко было распространено учение братства йасавийа (также ясавия). В других группах преобладало учение накшбандия.

Во времена Ногайской Орды народ очень трепетно относился к могилам видных людей, в основном это были правители. Захоронения представляли собой целые архитектурные сооружения, которые возводились над местом погребения.

У ногайцев было два вида мечетей:

  1. Открытые, в теплое время года их устраивали в степях кочевые ногайцы, которые зимой молились в юртах. Представляли собой расчищенные площадки, на которых собирались все верующие общины, совершали молитвы;
  2. Стационарные крытые, строились в оседлых аулах, местах зимовий.

Очень большой урон религиозной жизни народа нанесла советская власть. Все мечети были разрушены, основная часть мулл, кадиев, ахунов, имамов, эфенди, муэдзинов репрессирована. Те, кто остался жить на родине, были вынуждены прекратить свою деятельность. В начале 90-х 20 века в Ногайской степи осталось лишь 2-3 муллы. Малое количество ногайцев из старшего поколения совершало намаз, но так как мечетей не было, все проводилось индивидуально. Не существовало даже религиозного домашнего обучения. Народ старался соблюдать правила своей религии, не употребляли свинину, проводили обрезание. Последние несколько лет религиозная жизнь начала постепенно возобновляться. Ведется строительство мечетей, появились имамы, муэдзины, проводятся религиозные обряды. Ногайцы отмечают праздник мавлид — день рождение Пророка, главные мусульманские праздники — Курбан-байрам, Ураза-байрам. При мечетях открываются мектебы, медресе. Некоторые ногайцы исповедуют ислам шафиитского толка и ваххабизм.

Еда

В кухне народа раньше преобладали мясные и молочные блюда. Сегодня рацион ногайцев значительно обогатился за счет заимствования у соседних народов. Готовят из конины, ягнятины, делают различные колбасы. Из муки пекут лепешки, варят вид галушек инъкал, пельмени, жарят лукумы, пекут хворост, катламу. Из круп готовят вкусные, сытные каши, добавляют в них мясо. Используется кукурузная, пшеничная крупа, фасоль. С кашами принято подавать ногайский сыр ауырша. Супы в кухне занимают особое место, готовятся они с куриной лапшой, мясом, изделиями из теста. Популярны кисломолочные, сырные супы. Из сладостей самая популярная — соьк, готовят ее из пшена и сметаны. Другие лакомства ногайцев:

  • печеная тыква с изюмом, корицей;
  • запеканка из коровьего молозива с медом;
  • сладкий рис с мороженым и изюмом.

Главный национальный напиток — кумыс, помимо него пьют айран, хмельной напиток буза, медовый шербет, приготовленный по-особому ногайский чай. Сначала листья чая кипятят в воде, процеживают, добавляют сливки, домашнюю сметану, соль, черный перец. Напиток подают в пиалах с медом, маслом, сыром. Считается что у народа есть минимум пять видов чая.

На свадьбу готовят специальные блюда: вареная баранья грудинка, баурсакъ. Рожениц кормят куриным бульоном, шейкой птицы. На поминки обязательно готовят супы, блюда из мяса. Для гостей делают необычное блюдо «тузланган-кой баш» — вареную баранью голову, предварительно отмоченную в тузлуке.

Внешность

Одежда

Традиционная одежда ногайцев является этнокультурным историческим наследием народа, отличается неповторимой самобытностью, красотой. В основе костюма элементы одежды древних кочевников. Мужчины проводили большое количество времени верхом на лошади, что отразилось на одеже. Сапоги были с высокими голенищами, штаны широкого кроя, для удобной езды. Шепкены, капталы шили с запахом, открытой грудью.

Мужчины носили нательную рубаху (ишки коьйлек) до колен. Ее заправляли в шаровары, носили на выпуск. Сверху надевали куртку-безрукавку, обычно ее носили во время работы по хозяйству. В качестве верхней летней одежды надевали каптал. Некоторые народы называют его бешмет. Все мужчины, независимо от возраста, носили длинные капталы. Еще одной деталью верхней одежды был шепкен. В непогоду и жару носили бурку.

Важным атрибутом мужского костюма был поясной ремень «белбау» — узкий, с ременными подвесками, металлической пряжкой, пластинками с гравировками из золота и черни. Кушак — это не менее важная деталь костюма, представлял собой сложенную или скатанную полосу из шелка, длиной в 2 метра.

Причерноморские ногайцы носили три вида головного убора:

  • меховая шапка кулак боьрк;
  • шапка для сна ят боьрк;
  • обрядовая шапка аьдетли боьрк.

Еще носили кругловерхую шапку из шкуры барана, крытую сукном, иногда под нее надевали маленькую шапочку «аракшын». Из обуви носили чувяки, бапиш с кожаными чулками, подобие лаптей — ыдырык, сапоги из кожи вола, верблюда, коровы, с загнутым носом, кожаные сапоги на высоком каблуке, туфли, мягкую кожаную обувь, сафьяновые мягкие сапоги без каблука с калошами. Одежда мужчины дополнялась оружием савыт, воинскими доспехами. Кочевник был вооружен следующим:

  • лук со стрелами
  • меч
  • боевой топор
  • копье
  • красиво отделанный колчан для стрел
  • шлем
  • футляр для боевого лука с орнаментом

Женщины носили штаны, суженные у щиколоток, туникообразную рубаху, нательную рубаху, шелковый короткий кафтан, плотно облегающий фигуру, часто без рукавов, чтобы проще было работать. Носили распашное длинное платье, каптал, украшенный на груди 10 узорчатыми призматическими серебряными узорами. С верхней одеждой надевали передник, используемый при домашней работе. Женщины никогда не ходят с непокрытой головой. Традиционные головные уборы:

  • ока борк, покрывалась платком
  • шапочка из плотной ткани, отороченная мехом
  • шапочка кырым борк
  • кундыз борк
  • косынки

Жизнь

Издавна основным занятием народа было кочевое и отгонное животноводство, разводили лошадей, верблюдов, овец, крупный рогатый скот. Земледелие занимало незначительное место в жизни, выращивали овес, просо, пшеницу, занимались бахчеводством, садоводством, пчеловодством. Разводили домашнюю птицу: гусей, кур, уток. Охота и рыболовство являются древними занятиями ногайцев. На охоту ходили с ловчими обученными птицами: ястребами, соколами, беркутами, а также собаками.

Из ремесел развита обработка кожи, овчины, дерева, производили войлок, сукно, изготавливали бурки, головные уборы, сапоги, ковры-арбабаши. Из пуха гусей делали подушки, одеяла, перины, гусиное перо использовали для письма. Самые важные торговые пути Кавказа проходили именно через ногайские степи, среди которых Великий шелковый путь. Благодаря этому народ занимался торговлей и сбывал свои товары.

Жилище

В Черкесии ногайцы давно живут в домах. Дворы окружают плетневым, каменным забором, обмазанным глиной. Дом (уьй) строят из сырцовых кирпичей. Стены снаружи и внутри белят известью, мелом. Крышу в основном делают из черепицы. В жилище есть комната для гостей, помещение для приготовления пищи, где вся семья проводит основную часть времени. Все дома стоят к улице боком, у многих окна выходят только во двор. Вместо старинных очагов многие установили плиты. Раньше спали на глинобитных лежанках, покрытых кошмами. Встречаются они и сейчас у караногайцев. Сегодня убранство в домах современное. В аулах есть электричество, радио.

Кочевые ногайцы жили в кибитках. В центре жилища был очаг, вокруг него стелили кошмы для сидения. В глубине кибитки располагалось спальное место (тер). Справа от входа складывали вещи, домашнюю утварь, слева устанавливали изгородь, куда помещали молодняк. Сбрую и одежду развешивали на стены. У богатых ногайцев была кровать, на которой укладывали гостей. Кибиточное селение называлось «куп» и состояло из нескольких групп кибиток. В одном селении было 40-60 таких жилищ. Расставляли их по окружности, внутри круга между ними размещали скот. Раз в месяц народ менял свое место жительство, перевозя с собой жилища со всем имуществом.

Еще один тип жилища кочевых ногайцев, юрта, была двух типов: разборная (терме) и неразборная (отав). Остов жилища делали из деревянных складных решеток, скрепляли наверху купольными жердями из дерева, в центре они сходились в ободок. Сверху на него крепилось навершие решетчатого типа, которое служило окном и дымоходом. Дверь состояла из створок, открывавшихся наружу. Зимой ее утепляли кусками войлока. Каркас юрты снаружи обтягивали войлоком, внутри в зимний период утепляли циновкой, зажиточные использовали ковры. При плохой погоде дымоход закрывали куском войлока (серпик). На пол стелили войлок, ковры. Очаг располагался в центре жилища, на нем готовили пищу, обогревали юрту в холода. На очаге стоял треножник из железа — важный атрибут жизни кочевников. Богатые ногайцы покрывали юрту белым войлоком в несколько слоев, украшали красными лентами, тесьмой.

Стояли юрты ногайцев рядами, каждый ряд — выходцы из одной семьи. В самом центре стояла юрта старшего из родственников, он был главой всего квартала. Внутри жилища место женщины с восточной стороны, там же располагалась провизия, посуда, вещи. На северной стороне было почетное место, обложенное подушками. Здесь спал и сидел глава семьи. У ногайцев существовало многоженство, старшей всегда прислуживали остальные жены. Справа от мужа сидят мужчины, слева — все жены по старшинству.

Культура

Ногайские музыкальные инструменты:

  • домбра
  • кобыз
  • сыбызгы
  • дутар
  • карнай
  • кабал
  • даулбаз
  • зурнай

Фольклор народа состоит из различных жанров:

  • сказки
  • эпосы
  • поговорки
  • пословицы
  • загадки

Традиции

Раньше у народа существовала кровная месть, которая исчезла до революции. Родовая помощь заменилась на соседскую в 19 веке. До сих пор распространен обычай гостеприимства, ногайцы очень радушно встречают гостей, угощают самыми лучшими блюдами, спать укладывают на лучшем месте. Считается что, если в доме нет комнаты для гостей, это плохой дом. Первое, чем угощают гостя, это ногайский чай.

Важное место занимает рождение ребенка. Первые 40 дней после рождения младенца очень значимы, в этот период происходит этап его «очеловечивания». До 40-го дня ребенку дают имя, укладывают впервые в колыбель, сбривают волосы, снимают старую одежду, одевают в специальную рубашку (ийт коьйлек). Младенец, которому больше 40 дней называется «кыркынан шыккан бала».

Обряды, проводимые во время родов, открывают цикл жизни человека. К ним относятся:

  • обрезание пуповины;
  • захоронение последа;
  • обмывание новорожденного;
  • кормление;
  • наречение именем;
  • перерезание пут при вставании ребенка на ноги.

Тело младенца считается сырым, чтобы оно поскорее затвердело, 40 дней ребенка купают в подсоленной воде. Обряд сбривания волос должен проводить дедушка ребенка со стороны матери «нагаш атасы». Он не приходит сам, ему привозят новорожденного домой. Родители дарят мужчине рубашку, он преподносит ребенку в виде дара бычка или барана. Первые волосы называются карын шаш, что переводится как «утробные волосы». Ногайцы верят, если их не сбрить, ребенок будет постоянно болеть, у него будет дурной глаз, его проклятия будут сбываться. Сбритые волосы мальчика заворачивают в платочек или кусок ткани, привязывают к хвосту лошади. Это сделает ребенка сильным, быстрым, выносливым как лошадь. Волосы девочки хранят дома в сундуке, чтобы она была хранительницей домашнего очага, трудолюбивой, хозяйственной. В народе про мальчиков, которые не оправдывают ожидания, говорят: «Его утробные волосы дома оставили наверно».

Первая рубашка ребенка называется «собачья», шьется из подола нательной рубахи свекра матери новорожденного или почтенного старца, чтобы младенец принял их мудрость, был долгожителем. Во время проведения обряда снятия старой рубашки пекут три хлеба, с отверстиями посередине. Один дают собаке, остальные детям. Первую рубашку снимают и продевают через отверстие в хлебе, который привязывается собаке на шею. Дети гоняют ее, чтобы она унесла все плохое в младенце. Детей после обряда угощают сладостями, чаем. У ногайцев считается неприличным ругать, ласкать, кормить детей на людях, особенно при старших родственниках.

Ежегодно перед Пасхой, в пятницу, дети идут на высокий холм Майтобе, на праздник Тепреш. В это день красят яйца, скатывают их с горки. Яйца у народа ассоциируются с новой жизнью, источником мироздания, широко применяются по сей день как символ плодородия.

Свадьба — важное событие у народа. Жену для парня выбирал семейный совет во главе с отцом. Мнение у жениха никто не спрашивал, все вопросы решали старшие братья, мужчины по отцовской линии. Избранницу выбирали очень тщательно, оценивали материальный статус, внешность, воспитание, хозяйственность.

Когда невеста выбрана, проводится сватовство. В дом приезжают мужчины во главе с почтенным старцем, знающим все традиции, обряды. Даже если жених семье и девушке на нравился, принимали его всегда с почестями. Сразу ответ давать не принято, сваты должны прийти еще один-два раза. В это время семья невесты узнает о женихе, оценивает его. Если родители согласны, они дают ответ, назначают день свадьбы, размер калыма. Примечательно, что дату свадьбы назначают с помощью астрологов. Калым у ногайцев большой, помимо него жених должен еще заплатить сверху деньгами. По причине отсутствия больших средств, иногда невесту воруют, чтобы ее родня снизила размер калыма.

Невеста вместе с матерью готовят приданое, шьют одежду для членов своей будущей семьи. Времени и сил на это уходит немало. После помолвки проводят малую свадьбу, во время которой жених передает калым, невеста дарит подарки родне мужа. Гостей угощают, невеста прощается со своим девичьим нарядом — красным платком. Ей уже приготовлен свадебный наряд, белый платок, который она носит после замужества. Перед свадьбой невеста приходила в дом будущих родственников, что означало приглашение на торжество.

Свадьба проводится осенью или весной. На торжестве не только пьют и едят, устраивают скачки, различные состязания, танцы. Молодожены танцуют свой первый танец — лезгинку. Гости во время танца дарят молодым подарки, деньги. Это считается первым капиталом их новой семьи, заработанным совместно.

Сабантуй, или по-ногайски – Сабантой («Праздник плуга»), — ежегодный праздник весны и полевых работ у тюркских и соседних с ними народов от юга России до Сибири и Средней Азии. В Дагестане его традиционно празднует только одна из титульных наций –ногайцы. Но у дагестанских ногайцев была многолетняя пауза в соблюдении этой традиции, которую они вновь возрождают.

Организовать праздник решили местные активисты и фермеры, полагаясь на собственные силы и средства. Празднование Сабантоя намечалось на утро 20 апреля на поляне возле села Кунбатар Ногайского район. Но последние штрихи в подготовке национального мероприятия завершались накануне до позднего вечера.

Недавно забытое

Приехали мы к месту предстоящего праздника вечером 19 апреля. По пути увидели 10-метровую арку увешанную поздравительным баннером по случаю Сабантоя с приветственным обращением на русском и ногайском языках.

«Мы решили сделать арку при въезде к месту праздника. Закончили работу два дня назад», — рассказывает Рустам Адильгереев – сельский депутат, лидер районного общественного движения и один из организаторов праздника. В своём районе он известен как общественник и патриот своего народа, которому не раз приходилось переходить дорогу власти районного, а иногда и республиканского уровня. Но он выстоял. Не без народной поддержки. Поэтому, когда зашла речь о проведении такого масштабного мероприятия, ему поверили и доверились в организации праздника ногайцы не только района, но и остальной России.

— Сколько ушло времени на строительство такой арки?

— Два месяца.

— А сколько готовились к этому празднику?

— Почти три месяца.

Вечером было холодно, температура опустилась до 5 градусов, но молодые ребята продолжали доделывать сцену. В поле стояли и три юрты, где организаторы и волонтёры время от времени собирались, чтобы обсудить план работ. Эти юрты вряд ли можно назвать новоделом, они, действительно, были из дерева плетеной конструкции, а замыкал свод потолка конструкции шанырак — характерный элемент юрты тюркских народов. «Шанрак – это ещё один из самых распространённых символов у нас и вообще у тюркских народов. Он даже изображён на флаге Киргизии», — пояснил один из организаторов по имени Зелимхан. Укрыта конструкция плотной тканью с традиционными узорами, а изнутри юрта была обвешана овчинными коврами.

Кроме сцены и юрт на поле построили две крытые площадки в качестве столовой и прилавков для продавцов, были размечены ипподром и спортивные площадки. Скачки обещали стать, пожалуй, главным представлением на этом празднике.

На ночёвку остановились у вышеупомянутого Рустама. Кроме нас у него дома ночевали и гости из Ставропольского края. Это были туркмены из Туркменского района по фамилии Исаевы. Приехали они не одни, а со своими лошадьми — будут участвовать в скачках. Кроме них в Ногайский район приехали ещё несколько конных команд из Туркменского района Ставрополья. Вечером мы вышли во двор к их лошадям, соответственно и разговор зашёл о преданных друзьях человека. Омар, так зовут молодого туркмена, что приехал с отцом на Сабантой, по ходу разговора рассказал и о знакомстве с ногайцами.

— Мы, туркмены и ногайцы, живущие в Ставропольском крае, поддерживаем связь друг с другом, мы и живём по соседству с ногайцами.

— Наверное, и разговариваете между собой, не переходя на русский.

— Да, большую часть их речи мы понимаем.

— А на ногайском Сабантое вы впервые?

— Нет, не первый раз. Мы даже третий год участвуем в скачках на Сабантое, но до этого мы ездили к ставропольским ногайцам в Нефтекумский район, участвуем и в скачках в Казахстане. В Дагестане мы участвуем впервые, но с Рустамом наши семьи дружат уже давно.

Как рассказал Рустам, массовое празднование Сабантоя по типу народных гуляний и спортивных состязаний регионального уровня не было в Ногайской степи Дагестана и Ставропольского края очень давно.

«В последний раз мы отмечали Сабантой больше 20 лет назад, в 90-е, но в последние годы Сабантой стали отмечать наши соседи из Нефтекумского района Ставропольского края. В этот раз мы решили и у нас возродить эту традицию, как полагается: со скачками, традиционными играми и спортивными состязаниями», — рассказал Адильгереев.

Праздник Степи

Наутро 20 апреля поле возле села Кунбатар стало оживать. Волонтёры и участники праздника стали потихоньку собираться и разбирать необходимые вещи. Позади столовой несколько мужчин начали уже колоть дрова, а другие копать ямы, но о ямах позже. Ещё до прихода всех гостей позади столовой разожгли костры и поставили полуметровые казаны. Началось приготовление плова.

На другом конце поляны юрты стали обставлять экспонатами ногайской материальной культуры. Это коврики с вышитыми на них родовыми символами, которые по-ногайски называют «тамга» и синей волчицей – тотемное животное в фольклоре ногайского народа. Детская люлька, кувшины, элементы одежды, головные уборы стали украшением юрт. Женщины, что наряжали одну из юрт, повесили на стену юрты и принесенные из домов домбры — традиционные для ногайцев и их степных соседей музыкальные двухструнные инструменты. Некоторые из домбр были явно старинными, «это наша семейная реликвия, на ней играл мой отец и дед», — рассказывает одна из женщин.

На поле стали собираться и всадники с ногайскими национальными флагами, двухметровыми копьями и в национальных кожанно-меховых одеждах. Нет, это были не участники запланированных скачек, они готовились к другому представлению. Среди всадников был и Рустам Адильгереев. Мы разговорились с одним из всадников, который объяснил задумку.

— Мы выступим перед гостями в самом начале праздника.

— В роли кого?

— Мы будем в роли 40 батыров.

— А это кто?

— 40 батыров – это эпос о сорока богатырях (батырах) из нашей истории. Они жили в разное время, но все они стали известны как герои и защитники своего народа. В эпосе описаны их жизнь и их подвиги. Мы же сыграем сценическую роль сорока батыров в начале праздника.

На часах уже 10 утра, на поляне народу всё больше. На место празднования съехались гости со всех ногайских сёл Дагестана, Чечни и Ставропольского края, а также представители ногайцев из Карачаево-Черкессии, Москвы и северных регионов России. На праздник приехали и туркмены из Ставропольского края. До начала официальной части мероприятия осталось совсем немного, но многие гости для начала поднимаются на курган с тремя флагштоками посреди поля.

На кургане перед флагштоками российского, дагестанского и ногайского флагов остановились и два старожила. Перед тем как спуститься на поляну они прочитали дуа. Мы подошли к ним познакомиться. Это были Бейтула-хаджи и Хусейн-хаджи.

Если по внешности Бейтулы-хаджи было однозначно понятно, что перед нами ногаец, то Хусейн-хаджи заметно отличался от традиционного типажа. Так и оказалось в действительности. Бейтула – житель ногайского села Кунбатар, а Хусейн – житель соседнего с Кунбатаром даргинского села Шумлелик. Местные даргинцы переселились в Ногайский район ещё в советские годы больше 50 лет назад. Как старожил, Хусейн успел освоить язык ногайцев и в беседе с нами признался, что предпочитает говорить с ногайцами на их языке.

Незабытая ценность

Перед сценой стали рассаживаться гости, а позади сцены к представлению готовились ведущие и танцевальные ансамбли. Наконец, со сцены объявляют о начале праздника, а на встречу к сцене двинулась колонна всадников. Под известную современную, но исполненную в традиционном стиле ногайскую песню «Домбыра», ставшую уже народной песней, всадники приблизились к сцене.

Перед гостями на коне выступил Рустам Адильгереев, чьё выступление можно назвать и поздравительным и идейно знаковым. Помимо приветствия гостей и поздравления с праздником Сабантой, Адильгереев обращается с приветствием к ногайцам Ставропольского края, ногайцам и близкородственным народам в Астраханской области, ногайцам Карачаево-Черкессии и Крыма. Отдельно Рустам упомянул ногайцев Турции и диаспору турецких ногайцев в Германии. Исторически сложилось так, что ногайцы Предкавказья и Крымского ханства переселялись в Османскую империю и Турцию с восемнадцатого по двадцатый век и на сегодня именно в Турции, а не в России проживает наибольшее число ногайцев. Об этом ногайцы России не забывают, и после распада СССР они восстановили связь со своими соплеменниками в Турции.

После приветственной части программы 40 батыров ускакали, а ведущий объявил о первом музыкальном выступлении. Кроме развлекательной программы на сцене выступали с речью глава села Кунбатар, глава Ногайского района, а также старожилы и почётные жители района.

Выступая уже со сцены, Рустам Адильгереев отметил, что организаторы Сабантоя денежно отметили многодетную семью Шериевых, последнего ветерана ВОВ в Ногайском районе Шамсутдина Шувакова 1922 года рождения и школьную учительницу ногайского языка, написавшую народный гимн села Кунбатар Лизу Махмудовну. Рустам в своём выступлении пояснил, что этим они отметили три вещи, которые всегда должны почитаться в ногайском народе: уважение к прошлому и почитание старших, любовь к родному языку и своему народу и наконец, семейные традиции и забота о будущем.

Глава села Кунбатар Алимурза Бариев в своём выступлении отметил, что Сабантой символизирует собой праздник весны и полевых работ, а также является культурной ценностью ногайского народа, через который в народе поддерживается единство, любовь к спорту, знание истории и ценность труда.

Глава Ногайского района Мухтарбий Аджеков в своём выступлении сделал объявление, что на этот год запланирована газификация села Кунбатар, а также обновление в селе электросетей и создание парковой территории.

На сцене выступила с поздравлениями и председатель дагестанской общественной организации татарской национальной культуры «Туган тел» («Родной язык» – прим. РИА «Дербент») Эльмира Кадырова.

«Это большое событие, направленное на сохранение традиций ногайского народа. Этот праздник уходит своими корнями в седую древность и несёт основную мысль праздника плуга выражающая любовь к земле, к труду. Праздник имеет более 1000-летнюю историю и давно перешёл национальные границы», — отметила Кадырова.

Татарские гости из Махачкалы напомнили, что праздник Сабантуй ежегодно празднуется и татарскими общинами по всей России, но он никогда не отмечался татарами Дагестана. Сабантуй планировали провести в 2018-м году в Махачкале, но по многим причинам Сабантуй не состоялся. Следующий Сабантуй татарская община хочет провести уже с ногайцами Дагестана.

К полудню гостей начали угощать горячим обедом. Тем временем, выкопанные со вчерашнего дня двойные ямы стали кострами, где второй подкоп ямы служил обдувом огня.

Так полевая кухня готовила угли для национального ногайского блюда – куралей. Куралей — запеченная в закрытой яме баранина. Смазанная и промаринованная в соусе из сметаны, домашнего йогурта, пряностей и других авторских ингридиентов баранина подвешивается над углями. После яму накрывают, например, медным листом и плотно засыпают землёй. Земля не пропускает тепло углей, и мясо запекается в течение нескольких часов. Стоит ли удивляться, что это блюдо гости ждали наряду со скачками?

После обеда у ипподрома стала собираться первая команда жокеев. Всего в конных скачках были заявлены 6 заездов разных дистанций, от 10 до 15 жокеев в каждом. На скачки приехали участвовать чеченцы, туркмены и русские из Ставропольского края и, конечно, сами ногайские коневоды. Призовой фонд составлял 300 тысяч рублей. Лошади в ногайской культуре имеют традиционное большое значение, поэтому было не удивительно, что большинство мужчин собралось понаблюдать за скачками.

Список победителей также стал разнородным, это были команды из Чечни, села Кунбатар, Туркменского района Ставрополья и другие. По признаниям конников со стажем, дебют скачек в Кунбатаре на удивление прошёл на высоком уровне.

Но скачки были не единственным конным спортом на Сабантое. После скачек на отдельной площадке прошла и конная борьба, по-ногайски называемая «баьтыр куьрес» (батыр кюрес). Цель участника конной борьбы стабильно в упор держаться к сопернику, чтобы скинуть его с лошади, либо пересесть на лошадь соперника, что тоже засчитывается победой.

Кроме конных состязаний на Сабантое прошли состязания по перетягиванию каната. А ещё прошёл любительский турнир борьбы на поясах, называемый по-ногайски «ак билек». В нём приняли участие борцы со всех сёл Ногайского района, в том числе и из даргинского Шумлелика.

С более широкой аудиторией была игра подарков, вывешенных на 10-метровой трубе. Участник должен был попробовать заползти вверх по трубе и сорвать заветный пакет с сюрпризом. А для большего интереса к игре, желающему сначала должно повезти со жребием для участия.

Для гостей были ещё площадки по другим национальным силовым единоборствам, а также стрельба из лука.
Всего на Сабантое было около 1000 человек, как и рассчитывали организаторы. К 17 часам празднование подошло к концу, гости стали разъезжаться. Подводя итоги мероприятия, организаторы и приглашенные гости были довольны уровнем его проведения. Теперь организаторы рассчитывают, что в следующем году в Дагестане найдутся те, кто примет эстафету Кунбатара. Мероприятие прошло с размахом, но на деньги местных фермеров и при поддержке ногайских общин из других регионов России, поэтому такое мероприятие требует вложений не только труда.

О сложностях организации и грузе ответственности мы разговорились с Рустамом после Сабантоя.

— А чего не хватало на празднике?

— Я думаю, мы сделали всё, что нужно было. Спортивные состязания проведены на любительском уровне, но это потому, что наши национальные виды спорта почти забыты. Но Сабантой — это хороший повод для практики.

От властей мы почти ничего не просили, но было бы хорошо, если на следующий Сабантой в районе отремонтируют дороги и газифицируют сёла. Это тот минимум, который мы ждём от властей.

Республиканские власти хотели провести Сабантуй в Махачкале, как знак налаживания связей с Татарстаном. А тем временем мы тоже отмечаем этот праздник, Сабантой – это праздник всего северного Дагестана. Мы будем только рады, если республиканские власти захотят провести Сабантой на должном уровне там, где их празднуют «на народном уровне», и, как положено, — на открытом поле.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ноябрьские праздники начнутся раньше
  • Ногайские народные праздники
  • Ноябрьские праздники название праздника
  • Новруз праздник весны
  • Ноябрьские праздники на байкале