Ногбон осетинский праздник

Ногбон (букв, «новый день»), отмечается по традиции 13-14 января. Этот всенародный праздник осетин соответствовал дню зимнего солнцестояния. В прежние времена говорили: «Бон куыд даргъгæнгæ цæуы, нæ цард дæр афтæ даргъгæнгæ цæуæд» (Да удлинится жизнь наша так же, как удлиняется день).

Ногбон (букв, «новый день»), отмечается по традиции 13-14 января. Этот всенародный праздник осетин соответствовал дню зимнего солнцестояния. В прежние времена говорили: «Бон куыд даргъгæнгæ цæуы, нæ цард дæр афтæ даргъгæнгæ цæуæд» (Да удлинится жизнь наша так же, как удлиняется день).

В предпраздничный день женщины с утра начинали хлопотать по хозяйству. Возле очага ставили колоду (Ногбоны къодах) и пекли пироги в ее честь, чтобы в течение наступившего года в доме не переводились дрова и пища.

Среди праздничных блюд самым важным считался большой круглый пирог, олицетворяющий солнце, — ӕртхурон. Во время выпечки в него клали монету. Потом пирог делили на несколько частей по числу членов семьи. Считалось, что того, кому достанется кусок с монетой, в новом году ждет счастливое событие. К этому пирогу полагалось печь маленькие пирожки-стражники. Их называли «детки» (лæппынтæ). Хозяйки, конечно, готовили и традиционные пироги, и полукруглые, а также различные обрядовые фигурные хлеба в честь многочисленных осетинских святых.

Праздничные пироги посвящали также орудиям труда и семенам, которые должны были дать хороший урожай. Выпечку начиняли солодом и относили в сарай, где хранилось хозяйское добро. Здесь произносили молитву в честь небесных покровителей.

Чтобы оградить домочадцев и скот от воздействия темных сил, на дверях рисовали маслом крестики, развешивали колючки репейника и шиповника над порогами, клали их на мешки с мукой и зерном.

Праздничный стол в этот вечер всегда отличался разнообразием блюд: считалось, что если на Ногбон накрыт богатый стол, то весь год пройдет под знаком изобилия.

Во время застолья глава семьи произносил традиционную молитву в честь всех дзуаров, почитаемых в Осетии.

После этого старшие члены семьи совершали шествие к своей главной семейной святыне — бусине желаний (цыкурайы фæрдыг). Хранили ее всегда в углу женской половины дома. В этот день ее доставали из шкатулки и мыли в молоке. Затем меняли в шкатулке шелковую ткань и вату и помещали туда бусину. Это делал глава семьи. Незамужним девушкам запрещалось притрагиваться к ней.

Отец семейства просил, чтобы бусина принесла домочадцам в новом году благополучие и счастье. Надо отметить, что голыми руками бусину не трогали — только через шелковую ткань.

На Ногбон посещали также и хлев, где благословляли домашних животных; скотину кормили кусками пирогов.

Осетины верили, что в новогоднюю ночь по небу несутся небожители (зæдтæ) и сеют среди людей счастье и богатство. Поэтому ближе к ночи в корыто насыпали муку, надеясь, что ангелы оставят на ней следы в знак своего благоволения.

Также существовало поверье, что на Ногбон открывается дверь неба (арвы дуар байгом). Счастливчик, лицезревший это явление, мог рассчитывать, что его желания обязательно сбудутся.

Уже глубокой ночью устраивали стрельбу по мифическим драконам (мæйхортæ — пожиратели луны), а празднование Ногбон продолжалось до самого рассвета.

Наутро раньше всех в доме вставал один из молодых членов семьи и отправлялся к источнику за водой, которой потом сбрызгивал стены и пол жилища. Этой же водой умывался глава семьи, после чего выходил во двор и возвращался с горстью сена (либо с папахой или тулупом). Встав у очага, мужчина произносил: «Мæ къухы цал хъæмпыхалы ис (мæ кæрцы цал хъуыны ис), уал хорзæхы нæ уæд ног азы!» (Да будет в этом доме в новом году столько радостных событий, сколько в моей руке соломинок (сколько ворсинок в папахе или тулупе!). Затем он бросал сено в огонь со словами: «Пусть сгорят нечистые силы, как горит эта солома!». Члены семьи надевали новые наряды, расстилали чистую постель.

У домов разводили утренние костры (Ногбоны æртытæ), возле которых собирались и веселились соседи. Существовало поверье, что в пламени новогоднего костра сгорают беды и невзгоды уходящего года.

Гость, первым переступивший порог дома в первый день нового года, рассыпал на пол зерна кукурузы или пшеницы, желая хозяевам столько счастья, сколько зерен рассыпано на полу. В ответ ему преподносили сладости. Жители сельских районов Осетии и сегодня совершают этот обряд именно так. В городах чайте всего вместо зерен рассыпают конфеты и деньги.

Вечером ряженая молодежь ходила по дворам с песнями и танцами. Хозяева угощали их маленькими сдобными булочками в виде фигурок животных или людей (басылтæ). Так завершался один из самых любимых осетинами праздников.

По материалам книги Руслана Туаева «Обычаи осетин»

Наверх

Новый год — праздник, который отмечают все народы. Как и многие народы, они с одинаковой радостью принимают Новый год и по новому, и по старому стилю.

Отмечать Новый год 1 января — традиция позднего времени, настоящим Новым годом осетины в своем большинстве считают именно Новый год по старому стилю — «Ног Бон». Именно ночь с 13 на 14 января считается временем таинств и чудес. Завершение годового круга и его открытие в новом календарном году для осетин — это ритуал возрождения и продолжения жизни.

Для того, чтобы обезопасить свой дом от воздействия злых сил, у входа в дом над дверью вешались колючки. Колючки вешали также в кладовой, т. е. в месте, где хранились продукты, из которых потом готовили ритуальную пищу. Во все возможные места втыкали острые железные вещи, например, гвозди. Обводили острым ножом круг у входа в дом.
Каждый, кто исполняет народную традицию, пробует именно новогоднюю традиционную трапезу, обеспечивает себе в Новом году достойное, обновленное продолжение жизни, удачу. Из ритуальной пищи обязательным было печь пирог «Артхурон». Он посвящался солнцу и выпекался в форме солнечного диска. Предназначался только для членов семьи. Разрезали его на утро после наступления Нового года по старому стилю, кусками по количеству членов семьи.
И сегодня еще в пирог запекают монету: тот, кому она попадется, будет считаться материально обеспеченным в наступившем году.

Обычной же новогодней пищей можно и нужно было угощать всех, и чем больше, тем лучше. Прежде всего, это особые три ритуальных пирога, которые начинялись сыром, заранее приготовленным к новому году. Заранее надо было приготовить и масло, которым сдабривались пироги. Сам стол должен был быть изобильным. Обязательным на нем было мясо, приготовленное на огне (шашлык). Смысл был в том, что огонь обладает сакральными свойствами, и выступал в данном случае как некий осветитель трапезы. В Южной Осетии обязательно на столе должно было быть мясо свинины.

Новый год — семейный праздник, но многие приглашают соседей, родственников, друзей — встречать праздник в кругу близких гораздо веселее. Старший, ведущий стола, возносит молитву Богу и просит, чтобы все беды и невзгоды остались в старом году, а все, что было в нем хорошего, перешло в Новый год. В 12 часов, когда наступает Новый год, старший вновь возносит молитву, просит, чтобы Новый год принес всем новые блага, поручает семью и сидящих Богу и всем Его святым.

Застолье должно было быть веселым, оптимистичным, говорить надо было только о хорошем. Какой бы не был предыдущий год, нельзя было о нем плохо отзываться. В Новый год надо было вступать без долгов и освободившись от всех обещаний, и вообще всего негативного. Даже одеться надо было во что-то новое. Особым должно было быть поведение. Оно должно было быть освещено исключительно добрыми, положительными действиями. Новый год — это праздник доброго, благородного начала. С каким сердцем и настроением его встретишь, так и пройдет весь год, считали наши предки.

Хозяйки к Новому году пекли фигурные пироги в форме полумесяца (мæй). Новолуние, по мнению осетин, считалось счастливым знаком. Пекли также фигурные изделия в форме различных животных — «басылта».

Молодежь в новогоднюю ночь устраивала веселый обход с песнями, играми — «берката». Принято было и гадать в новогоднюю ночь. Последние сутки в уходящем году были насыщены ритуальными действиями, имеющими конкретную цель.

Еще одной особенностью считался приход первого гостя на утро нового года. Все желали, чтобы порог дома переступил человек, считавшийся обладателем «хорошей ноги». Это мог быть пожилой мужчина или мальчик, почти никогда женщина.

По суевериям народа, под Новый год по земле гуляет злой дух, который причиняет людям недоброе, поэтому ставили колючки шиповника и репейника над порогом в потолке хлева.

Согласно поверью осетин, в новогоднюю ночь небо мгновенно разверзается. При этом непременно сбудется пожелание того, кто успеет тут же попросить о самом необходимом.

Ночь с 14 на 15 января известна под названием «Фыссæн æхсæв». В эту ночь выпекались три небольших, начиненных солью пирожка. Съев два, а третий, положив под подушку, девушка ложится спать. Ночью начинает мучать жажда, и тот, кто подаст ночью во сне воду, может стать будущим супругом.

Большое место в традициях и быту осетин до настоящего времени занимает празднование Старого Нового года — «Ног бон». Приходясь на середину зимы, «Ног бон» одновременно и завершает, и начинает год. Как и «Цыппурс», эта дата относится к семейным праздникам. Оба праздника приурочены ко времени зимнего солнцеворота, к периоду «возрождения» солнца.

Самой священной и чудесной считается ночь накануне Старого Нового года, с которой увязываются многочисленные обряды и традиции. Наиболее торжественной и ритуальной частью праздника являются вечер и ночь на Новый год. Очень большое значение придавали осетины обновлению огня в очаге. Обряды, связанные с новогодним костром, восходят к глубокой архаике. В их основе лежит очистительное и жизненное значение огня, а также идея, что в костре истлевает старый год со всем плохим, что в нем накопилось. Огонь, зажженный новыми бревнами, был очень важен и символичен: он должен был пылать в течение целого года, принося в семью благополучие и изобилие.

Бревна вырубали ранней весной. Их заготовка сопровождалась обрядами. Они должны были быть из твердой породы (бук, дуб, фруктовые деревья), чтобы они горели медленно и долго. Бревна торжественно вносились в хæдзар (дом). Разжигал очаг старший из мужчин. Осетины верили, что чем сильнее горит пламя, тем плодороднее будет грядущий год. Считалось дурным предзнаменованием, если обновленный огонь угасал, в особенности в новогоднюю ночь.

Немаловажное значение придавалось и искрам от огня: чем они ярче и обильнее искрились, тем более очистительными свойствами обладал огонь. Нанося удары по горящему полену, осетины приговаривали: «Столько счастья, сколько благих дел». В огонь бросали и хворост. И когда он с треском вспыхивал, присутствующие восклицали: «Пусть так сгорят наши враги и все те, кто не желает нам добра. Столько счастья, сколько искр!».

Значительное место в новогоднем празднике осетин занимают многочисленные ритуальные пироги и фигурные лепешки. Фигурки изображают божества, духов или другие почитаемые предметы, третьи изображают людей, животных и различные предметы, призванные обеспечить благополучие, счастье и изобилие.

«Хозяйки готовят из пшеничной муки лепешки в виде фигур людей, животных и разных предметов. Большая именуется «деда», а другие — «лæппынтæ», некоторые из них носят название различных земледельческих орудий. Ими угощают тех членов семьи, которым предстоит пахота.
Готовят также лепешки с сыром, под названием «басылтæ», а также большой пирог, называемый «æртхурон». Этот пирог выпекался исключительно для членов семьи, без посторонних», — пишет Уарзиати Вилен.

Слово Æртхурон буквально означает «огонь солнечный/огонь — дитя солнца». Он имеет форму диска с лучами, расходящимися от центра. В архаические времена четко осознавалась прямая связь между важнейшим празднеством этого цикла — зимним солнцеворотом и главным ритуальным кушаньем.

Любопытно, что эта выпечка начинялась сложной по составу массой. Обильно добавляли в пирог сыр, жир, яйца, отварные зерна злаков. По словам знатоков народного быта, этот пирог был очень сытным. Тем более, что на каждого члена семьи приходился один большой кусок, который по ритуалу надлежало съесть. Магический характер предполагал каждому домочадцу успеха в новом году, что достигалось поеданием части общего пирога. С этой целью в начинку добавлялись своеобразные символы будущего счастья — монетка, пучок шерсти, кусочек ткани и др.

При этом монета означает счастье, деньги, шерсть — богатство скотом, хлебные зерна — урожай хлебов и т.д. К выпечке æртхурон женщина должна относиться с большой осторожностью и ответственностью. Пока выпекается æртхурон, хозяйка не имеет права разговаривать ни с кем. По приготовлении пирога старший в доме три раза молится: ночью, рано утром, а затем во время утренней трапезы. Этим пирогом семья как бы давала символическую клятву жить в дружбе, быть в таком единстве, как æртхурон. Прежде чем делить его на части, старший должен повернуть его три раза в правую сторону (т. е. по направлению солнца). После этого он делил его на равные части — по числу членов семьи.

Согласно поверью, в новогоднюю ночь небо мгновенно разверзается. При этом непременно сбудется пожелание того, кто это увидит и успеет тут же попросить о самом необходимом при двух условиях: если загадано одно пожелание и если проситель не будет грешным.

Новогодний стол богато накрывается. Изобилие блюд расценивается как залог благополучия и богатства семьи, залог обилия пищи в течение всего года. Этот праздник проводится во взаимных посещениях, угощениях, играх и веселье.
Бытует примета, что в первый день нового года первый гость приносит счастье или несчастье в наступившем году. Гость переступает порог с наилучшими пожеланиями. Хозяева замечают, кто был у них первым гостем и если в течение года случается удача или несчастье, приписывают то и другое его приходу. Взаимные посещения и угощения продолжаются несколько дней подряд.

В этот вечер совершаются обрядовые действия аграрного, защитно-магического характера. По суевериям, в ночь под Новый год по земле гуляет злой дух, и чтобы оградить семью и домашний скот от него, на всех дверях жилища и хозяйственных построек делаются крестики маслом, ставятся колючки шиповника и репейника над порогами в «хæдзар», в хлев. Такую же магическую силу имеют острые железные предметы, которые втыкаются в стены хлева. В обрядах отразилось суеверное отношение осетин к окружающему миру, стремление обезопасить скот от болезней и падежа, от нечистой силы.

За столом старший в семье произносит молитву, в которой высказывает разные пожелания для грядущего года и благодарит святых и ангелов за прошедший год, каков бы он ни был для семьи. При этом не следует забывать ничего, так как существует убеждение, согласно которому в начале Нового года распределяется всякое добро на весь будущий год и если что пропустишь в молитве, будешь лишен его.

По окончании трапезы старшие члены семьи совершали ритуальные шествия в кладовую или в женский угол жилища, где хранилась и старательно оберегалась святая из святых — цыкурайы фæрдыг (буквально — бусинка, исполняющая желания), которую хранили в шкатулке. Не каждая семья имела счастье обладать подобной бусиной. И к тому же не все бусы были одинаково ценны. Наиболее ценной и действенной считалась бусинка, которую якобы роняли сцепившиеся друг с другом змеи. Лишь старший в семье имел доступ к ней и то — один раз в году. Под Новый год он извлекал ларец с бусиной и показывал ее членам семьи. По имевшимся на поверхности бусы оттенкам он предсказывал, каким будет наступающий год для членов семьи, для хозяйства и т. д.

Газета «Южная Осетия». (Подготовлено по книгам Л. Чибирова «Народный земледельческий календарь осетин» и В. Уарзиати «Праздничный мир осетин»).

Если вам доведётся побывать в Осетии зимой, постарайтесь спланировать свою поездку таким образом, чтобы увидеть зимние национальные праздники осетин. Конечно, не все из них, но хотя бы один. Вам наверняка запомнится это красочное действо, в котором перемешаны христианские и языческие традиции.

Каждый их христианских народов в своих традиционных праздниках оставил что-то из далёкого дохристианского периода. У осетин, являющихся преимущественно православными и мусульманами, языческие верования сохранились особенно сильно, ими пронизаны все религиозные праздники. Некоторые из почитаемых дат вообще имеют исключительно дохристианские корни.

Национальные праздники, отмечаемые в Осетии зимой

Осетины любят праздновать! Особенно много ярких праздников в тёплое время года, когда суровые горы освобождаются от снега, можно много и легко передвигаться, ходить в гости к соседям. Но и зимний календарь не обеднён праздниками. Вот их названия:

  • Цыппурс;
  • Карчыты Асхав;
  • Ног Аж;
  • Артгананта;
  • Доныскафан;
  • Бынаты Хыцауы Ахсав;
  • Хайраджыты Ахсав;
  • Ногбон;
  • Дыгуры Уастырджи;
  • Нафы Дзуара;
  • Комахсан.

Праздник цыппурс

Отмечается за семь дней до Нового года. В сущности, он приурочен ко дню зимнего солнцестояния (22 декабря), когда день начинает увеличиваться, «поворачивая» Солнце к лету. Праздник символизирует надежду на возрождение новой жизни, на всё лучшее.

Вечером в день Цыпурс, после заката солнца, осетины жгут большие костры, в которых происходит символическое уничтожение всего плохого. Каждый норовит разжечь огонь побольше. Накрываются богатые столы с национальными яствами и выпивкой. Среди блюд обязательно должны быть три особых пирога — уалибах.

Наступает всеобщее веселье. Молодёжь танцует, поёт, прыгает через костёр, а люди постарше проводят время в беседах и коротких молитвах. Один из членов семьи обходил хозяйство, кормил скотину.

Утром было важно, чтобы в дом пришёл кто-то из «удачливых людей». Вновь разжигаются костры, люди расходятся по гостям, поздравляя друг друга.

Карчыты Асхав

Этот праздник сейчас начал забываться, хотя раньше был важным для сельской местности. Он связан с культом домашнего скота. Отмечался в один из последних дней уходящего года. В этот день нельзя было выпускать на улицу кур и домашних животных, а также ходить в гости. Вечером накрывался вкусный стол для семьи.

Ног Аж

Это привычный всем Новый год. Конечно, сейчас его празднование приобрело «светские» черты, обычные для всей страны. Так же ставят наряженную ёлку и накрывают праздничный стол.

Но есть и свои отличия! В 12 часов кто-то из уважаемых старших обязательно произносит особую молитву, обращение к Богу, вверяя себя и свою семью его воле.

День Артгананта

Отмечается в первую субботу пришедшего года и только в тех семьях, которые в прошедшем году потеряли кого-то из близких. Смысл этого дня — подарить умершему тепло и память живых. Для этого у дома разжигают костёр и, подкидывая поленья, желают усопшему «царства света». Ближе к обеду возле костра накрывают поминальный стол с яствами.

В некоторых ущельях Осетии этот день называют Баданта. Дело в том, что национальные праздники осетин имеют свои особенности в отдельных регионах. Баданта отмечают не в первую субботу, а по прошествии семи дней после новогоднего праздника.

Праздник Доныскафан

Его ещё называют праздником черпания воды. Он практически совпадает с православным Рождеством, так как отмечается на шестой день после Нового года.

Для праздника изготавливались специальные булочки — басырга, которые выпекались ещё в Новый год. Утром (чем раньше, тем лучше) кто-то из молодых женщин семьи брал басыргу и шёл за водой к речке. В колодец или полынью бросались кусочки булочек, и набиралась вода. Одновременно молодая женщина произносила молитву, обращение к духам воды (русалкам).

Принесенная в дом вода считалась особой, ею кропили жилище, одежду, этой водой умывалась вся семья. При этом женщина, доставившая в дом воду, должна была хранить молчание. Эта вода является аналогом крещенской воды у христиан.

Бынаты Хицауы Ахсав

Праздник посвящён духу — покровителю осетинского жилища. Отмечается в ночь на среду, в первую неделю наступившего года. В старину в честь духа обязательно резали барана или козлёнка, сейчас нередко обходятся петухом. Важно, чтобы части жертвы оставались целыми (тушку нельзя дробить).

За богато накрытым столом семья молилась покровителю жилища, просила его снисхождения и покровительства. Посторонних людей при этом угощать было нельзя.

Хайраджыты Ахсав

Интересно, что этот праздник является как бы зеркальным отражением предыдущего, они похожи в своих внешних проявлениях. Только если
Бынаты Хицауы — добрый дух жилища, то Хайраджыты — его противоположность, по-нашему чёрт. Этот праздник так и называют — ночь чёрта. Тоже к полуночи накрывают стол с зарезанным петухом, и так же угощение нельзя давать посторонним людям.

Остатки зарезанного животного (кровь, перья, внутренности) обязательно собирают в один сосуд и закапывают, чтобы их не нашли ни собаки, ни птицы. Перед тем, как садиться за стол, вся семья выходила на улицу. Считалось, что в это время за столом пирует сам чёрт.

Праздник Ногбон

Полный аналог нашего Старого Нового года. С расчетом каждая семья разжигает костёр, который нужно обойти несколько раз, исполняя особую песню «Сой-сой». На праздничном столе обязательно присутствует круглый пирог — артхурон, являющийся символом Солнца. Угощать этим пирогом чужих людей нельзя, остальными блюдами можно.

Дыгуры Уастырджи

Праздник отмечают только осетины Дигорского ущелья, в день 15 января. Веселье длится целую неделю, посвящается божеству Уастырджи. Как правило, в жертву приносят ягнёнка или барана, все дни много веселятся, поют и танцуют, наведываются в гости к соседям, молят Уастырджи о благополучии.

Праздник Нафы Дзуара

Он связан с Ногбоном. Если последний пришёлся на новолуние, то Нафы будет отмечаться в следующее новолуние, а если на четвёртую фазу Луны — то через месяц. В посёлке назначаются две семьи, «ответственные» за праздник. Они режут жертвенный скот и пекут особый пирог — гуыдын. Обильные пиры перемежаются с молитвами божеству Нафы.

Комахсан

Как правило, приходится на второе воскресенье февраля, хотя вообще-то дата приурочена к новолунию. Это не один праздник, а особый праздничный период, длящийся две недели, и немного напоминающий Масленицу.

В первую неделю едят много мяса, а во вторую — ограничиваются молочной пищей и пирогами.

На этом зимние национальные праздники осетин заканчиваются. Как видим, они несут в себе отчётливый отпечаток язычества, и в последнее время отмечаются всё меньше. Ведь эти праздники рассчитаны на сельскую жизнь, когда осетины всецело зависели от сил природы, состояния своего домашнего хозяйства. Сейчас некоторые из праздников являются хорошим поводом привлечь туристов или просто отдохнуть от приевшегося быта.

Читайте также:

Интересные факты про Хэллоуин: праздник всех святых

Великая Китайская стена: интересные факты из истории и современности

Iriston.com
www.iriston.com

Цæйут æфсымæртау раттæм нæ къухтæ, абон кæрæдзимæ, Иры лæппутæ!

Iriston.com — история и культура Осетии

Кто не помнит прошлого, у того нет будущего.

 

Хроника военных действий в Южной Осетии и аналитические материалы

Публикации по истории Осетии и осетин

Перечень осетинских фамилий, некоторые сведения о них

Перечень населенных пунктов Осетии, краткая информация о них и фамилиях, в них проживавших

Сборник материалов по традициям и обычаям осетин

Наиболее полное на сегодняшний день собрание рецептов осетинской кухни

В данном разделе размещаются книги на разные темы

Коста Хетагуров «Осетинскя лира», по книге, изданной во Владикавказе (Орджоникидзе) в 1974 году.

Перечень дружественных сайтов и сайтов, схожих по тематике.

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru

Индекс цитирования

Опубл. 15.06.2008 | прочитано 19159 раз |  Комментарии (0)    

Автор: Tabol Вернуться на начальную страницу Tabol

 

НОГ АЗ  

Цыппурсы мæйы фыццæгæмы адæм фæбæрæг кæнынц Ног азы фыццаг бон. Уый дунейы адæмтæн куыд æхсызгон, куыд уарзон бæрæгбон у, ахæм уарзон æмæ æхсызгон бæрæгбон у ирон адæмæн дæр. Сæхи йæм цæттæ кæнын райдайынц рагацау. Фынгыл æрæвæрынц алы нозтытæ, алы хæринæгтæ, алы дыргътæ, се ‘хсæн – æртæ чъирийы, физонæг. Сывæллæттæ кæмæ ис, уыдон саразынц заз бæлас, сфæлгонц æй кæнынц рæсугъд, æрттиваг хъазæнтæ æмæ цырæгътæй. 

Ног аз у бинонты бæрæгбон, фæлæ бирæтæ уыцы æхсæв æрбахонынц сæ сыхæгты, сæ хæстæджыты. Ног азы бадт вæййы хъæлдзæг, фæкафынц, фæзарынц, фæхудынц. Хистæр скувы, цæмæй бинонтæн, сыхбæстæн, ирон адæмæн, æппæт дунейы дзыллæтæн дæр сæ фыдбылызтæ, сæ низтæ зæронд азы баззайой, зæронд азы хорз дзинадæй цы уыд, уыдон та Ног азмæ рахизой. 

Ног аз куы ралæууы, уæд фынджы хистæр ногæй æртæ чъирийы скувы, цæмæй Ног аз ног хæрзтæ æрхæсса, бинонтæ æмæ, фынджы алыварс чи бады, уыдоны бафæдзæхсы Хуыцау æмæ йе сконд зæдтыл. 

Бадт ахæссы фæсæмбисæхсæвмæ, иу куывд иннæйы фæивы. Алы хæдзарæй дæр цины зæлтæ æмæ цырæгъты рухс тынтæ æддæмæ фæивылынц. 

 

Новый год  

1 января люди планеты отмечают первый день Нового года. Этот праздник так же любим осетинами, как и другими народами. Готовиться к нему начинают задолго до самого праздника. На стол ставят различные напитки, всевозможные яства, фрукты, обязательно три пирога, физонæг. Семьи, в которых есть дети, устраивают елку, украшая ее новогодними игрушками. 

Новый год – семейный праздник, но многие приглашают соседей, родственников, друзей – встречать праздник в кругу близких гораздо веселее. 

Старший, ведущий стол, возносит молитву Богу и просит, чтобы все беды и невзгоды остались в старом году, а все, что было в нем хорошего, перешло в Новый год. 

В 12 часов, когда наступает Новый год, старший вновь возносит молитву, просит, чтобы Новый год принес всем новые блага, поручает семью и сидящих Богу и всем Его святым. 

Застолье длится до утра, один тост следует за другим, люди желают друг другу счастья и здоровья. Из каждого дома слышатся музыка, веселые шутки и смех. 

 

ÆРТГÆНÆНТÆ  

Ног азы фæстæ фыццаг сабаты ног мæрдджынтæ райсом раджы сæ кæрты дуармæ арт скæнынц. Сыхæгтæй чи куыд раздæр сысты, афтæ арты цурмæ бацæуы. Артмæ сугтæ чи бахæссы, ахæмтæ дæр вæййы, уый мардæн удыбæстæ уыдзæн, зæгъгæ. Хистæр, арты цур чи уа, уыдонæн раарфæ кæны, абонæй фæстæмæ ацы кæрты дуармæ бирæ азты ахæм арт куыд нæуал фенæм, Хуыцау уый саккаг кæнæд, зиан рухсаг уæд, йæ зынджы хай макæд ахуыссæд, зæгъгæ. 

Аходæнафон куы свæййы, уæд мæрдджынтæ, цы хæрд æмæ нозт сцæттæ кодтой, уыдон рахæссынц, хистæр сæ ныххæлар кæны, æмæ дзы саходынц. 

Æртгæнæнты бæрæгбон амоны уый, æмæ ралæууыд тъæнджы мæй: уыдзæни уазал рæстæджытæ æмæ, хæдзарæй цы бинойнаг фæхъуыд, уый макæд суазал уæд, мæнæ йæ арты хай, æмæ, йæ алыварс чи ис, уыдоны куыд тавы, уыдоны куыд хъарм кæны, уый дæр афтæ тавæд, афтæ хъарм кæнæд. 

 

Разведение костра  

В первую субботу после Нового года рано утром семьи, потерявшие в течение года близких, разжигают перед домом костры. Соседи подходят к костру, бросают в него принесенные с собой поленья, говорят покойнику «рухсаг», высказывают пожелание, чтобы отныне долгие годы перед этим домом не разжигали таких костров. 

Часов в 9-10 у костра накрывается небольшой поминальный стол. Прежде чем отведать приготовленные яства, их посвящают покойному. 

Смысл праздника Артгананта заключается в том, что наступил самый холодный месяц зимы, и ушедший в мир иной должен получить свою долю тепла; костер, разожженный в память о нем, должен греть его так же, как греет собравшихся вокруг него. 

 

БАДÆНТÆ  

Ног азæй къуыри куы рацæуы, уæд къуырисæрæхсæв ног мæрдджынтæ фæкæнынц Бадæнтæ. Кусарт акæнынц, сцæттæ кæнынц нозт, алыхуызон хæринæгтæ, адджинæгтæ, дыргътæ, халсартæ. 

Раздæр-иу Бадæнтæм зианæн йæхи номыл балхæдтой фынг, бандон, графин. Мардæн цы дзаумæттæ баззад, уыдоны-иу истытæ, зæгъæм, хъæмп кæнæ хос бакодтой æмæ-иу æй стъолы кæрон бандоныл сбадын кодтой. Марды æгъдау куыд амыдта, уымæ гæсгæ хуыцаубоны куы баизæр вæййы, уæд марды уд йæ хæдзармæ æртæхы æмæ æхсæв-бонмæ адæммæ фæкæсы: куыд цæрынц, цы ми кæнынц, кæй нал и, ууыл куыд тыхсынц… Куы æрбарухс вæййы, уæд та, дам, йе ‘нусон бынатмæ атæхы. 

Хистæр нæлгоймæгтæ бацæуынц, сойын цырæгътæ ссудзынц, Бадæнтæм нозтæй, хойрагæй, адджинагæй, дыргъæй мардæн цы сцæттæ кодтой, уыдон ныххæлар кæнынц. Сылгоймæгтæ фæкæуынц, фæхъарæг кæнынц. 

Лæггæ, сыхы, хъæуы цы ног зиантæ æрцыд, уыдоныл къордтæ-къордтæй фæзилынц, семæ бахæссынц сойын цырæгътæ æмæ сæ ссудзынц, рухсаг фæзæгъынц. 

Раздæр хи бинонтæ, хæрзхæстæджытæ нæлгоймаджы мардæн Бадæнты кодтой æлæм. Æлæмтæ кодтой Зазхæссæнты дæр. Уыцы зианæн Бадæнты (Зазхæссæнты) уал æмæ уал æлæмы скодтой, зæгъгæ, уый кадджын уыди. Рог, рæсугъд хъилыл-иу фидар цыллæ бæхсныгæй сарæзтой хызы хуызæн, бæхсныджы хæлттыл алыхуызон адджинæгтæ æмæ дыргътæ ауыгъд. Уыйбæрц адджинæгтæ æмæ дыргътæ-иу ыл уыд, æмæ-иу зæу-зæу кодтæ Ныр дæр ма арæх фæзæгъынц: ацы бæлас афтæ зад у, æмæ раст æлæмы хуызæн у. Æлæм дæр-иу ныххæлар кодтой. Кæд-иу иу уыд, уæд иу барæг, кæд цалдæр æлæмы уыдысты, уæд та-иу сæ цалдæр барæджы хъæуы уынггы ахастой, барæй-иу сæ ныууыгътой, æмæ-иу сывæллæттæ сæ фæстæ згъордтой, æлæмæй цы адджинæгтæ æмæ дыргътæ хауд, уыдон уыгътой. Барджытæ-иу æлæмты уæлмæрдтæм бахастой, бæхтæй-иу æрхызтысты æмæ ма-иу сыл цы баззад, уыдон æртыдтой, уым-иу сæ сывæллæттæн байуæрстой, æлæмы хъилтæ та-иу ингæныл цырты цур сæвæрдтой. 

Бадæнæхсæвы раздæры æгъдæуттæй ныр дæр бирæтæ кæнынц адæм. Кусарт, фынджыдзаг. Къордтæ-къордтæй фæцæуынц æмæ цырæгътæ ссудзынц. Сылгоймæгтæ ацæуынц уæлмæрдтæм, семæ ахæссынц хойраг, адджинæгтæ, дыргътæ, нозт æмæ хæрд, фæкæуынц, семæ цы хæринæгтæ ахæссынц, уыдон ныххæлар кæнынц, стæй дзы саходынц. 

 

Буквально «сидение, бдение»  

Поминки для усопших в течение года – отмечают через неделю после Нового года в ночь с воскресенья на понедельник. Закалывают жертвенное животное, готовят выпивку, различные кушанья, сладости, покупают фрукты и овощи. 

Раньше на Баданта покупали стол, стул, графин, которые посвящали покойнику. Набивали соломой одежду покойного и сажали за стол: якобы душа покойного прилетела домой и всю ночь наблюдает за людьми: что они делают, как живут, как реагируют на то, что его нет среди них… На рассвете душа вновь возвращалась в царство мертвых к Барастыру. 

На Баданта мужчины среднего и старшего возраста зажигают свечи, посвящая покойному все, что выставлено на поминальном столе, женщины плачут, вспоминая покойного. 

Мужчины группами обходят дома, где в течение года кто-то умер, зажигают принесенные с собой свечи и говорят покойному «рухсаг». 

Раньше, если умирал мужчина, семья, близкие родственники делали ему «Æлæм». Алам делали и на Зазхассан. Было очень престижно, если покойному делали несколько аламов. До сих пор говорят: «Это дерево подобно аламу», т. е. на нем так же много плодов, как на аламе сладостей. Алам так же посвящали покойному. Несколько всадников (в зависимости от количества аламов) везли их на кладбище. За всадниками бежали дети, подбирая упавшие сладости. На кладбище с аламов снимали оставшиеся сладости и раздавали детям, а аламы оставляли на могиле. 

Этот обычай сохранился и до наших дней. И сегодня на Баданта делают «кусарт», накрывают поминальный стол, мужчины обходят дома, где в течение года случились похороны, и зажигают свечи. Женщины идут на кладбище и посвящают покойному принесенные с собой яства. 

 

ДОНЫСКЪÆФÆН  

Ног азæй æхсæз боны фæстæдæр ирон адæм бæрæг кодтой Доныскъæфæн. Ног азы-иу скодтой бирæ алыхуызон басылтæ æмæ-иу сæ Доныскъæфæн бонмæ нывæрдтой. Райсомраджы-иу ног чындз, хæдзары ног чындз нæй, уæд чызджытæй, кæнæ сылгоймæгтæй исчи басылтæ райста æмæ донмæ ацыд. Цас раздæр ацыдаид, цас раздæр æрбахастаид дон, уыйас хуыздæр. Aдæммæ афтæ каст: Доныскъæфæнты дон чи раздæр æрбахæсса, уыцы бинонтæ амондджындæр уыдзысты, уыдоны Хуыцауы хорзæх уыдзæн. 

Дондзау-иу скуывта, Хуыцау æмæ зæдтыл-иу бинонты бафæдзæхстæ Куывта æмæ, йемæ цы басылтæ рахаста, уыдоны сæртæ уылæнтæм æппæрстæ кæмдæр цæрынц доны чызджытæ æмæ сын барст фæуæнт, аз-азы дæргъы сын сæ бинонтæн æххуыс кæнæнт, хъуаг куыд ницæмæй æййафой. 

Дондзау донмæ цæугæйæ æмæ фæстæмæ здæхгæйæ дæр ницы дзырдтæ Донæй-иу хæдзары пъол, къултæ æмæ къуымтæ бапырх кодтæ Уыцы донæй-иу скодтой кувинæгтæ, сæхи дæр æхсадтой уыцы донæй. Иу ран-иу дзы ныккодтой, æфтыдтой йæм æмæ йæ азы дæргъы хардз кодтой. 

Доныскъæфæнты цы дон хастой, уый уыд æппæты сыгъдæгдæр кувынæн. Уый уыд удтæ сыгъдæггæнæг дон. Æмæ алы бинонтæ дæр архайдтой, цæмæй уыцы æвæджиауы донæй хæдзарыл тагъддæр сæмбæла, фылдæр фæлæууæ. 

 

Праздник черпания воды  

Праздник черпания воды справляли через 6 дней после Нового года (см. Доныскъæфæн). Рано утром молодая невестка или кто-либо из молодых женщин брали заготовленные с Нового года «басылтæ» и отправлялись за водой. Чем раньше они это делали, тем лучше. Существовало поверье, что семью, которая в Доныскафан раньше наберет воды, ждет Божья благодать. 

Женщины, пришедшие за водой, бросали в воду басылта и молились: «Да будут угодны эти басылта русалкам и да помогут они нашим семьям, чтобы мы ни в чем не знали недостатка». 

Шедшие за водой женщины должны были молчать. Принесенной водой обрызгивали пол, стены, углы, умывались ею, заготавливали ее впрок. 

С этой водой возносили молитвы Богу. Считалось, что она очищает души, и поэтому каждая семья считала долгом раньше пойти за водой и принести ее в достаточном количестве, чтобы хватило надолго. 

 

БЫНАТЫ ХИЦАУЫ ÆХСÆВ  

Ацы бæрæгбон фæкæнынц тъæнджы мæйы фыццаг кæнæ дыккаг къуырийы æртыццæг æхсæв. Ирон адæмы уырнындзинадмæ гæсгæ, алы хæдзар, алы бинонтæн дæр ис йæхи бардуаг (кæс Бынаты хицау). Æмæ цæмæй дæ бынаты амондджынæй, æнæнизæй, æнæфыдбылызæй цæрай, уый тыххæй йыл дæхи бафæдзæхс, дæ кæстæрты тыххæй йæм батабу кæн. Ирон адæм ын циндзинады алы фынгыл дæр арынц йæ ном, лæгъстæ йын кæнынц, цæмæй сæ йæ хорзæх уæ. 

Раздæр-иу Бынаты Хицауы æхсæвмæ снывонд кодтой кусæрттаг: сæгъ кæнæ фыс, ныр арæхдæр аргæвдынц карк кæнæ уасæг. Нывондаг кусарт кæнæ маргъ фыхтой афтæ, йæ уæнгтæ æнæхъæнæй куыд баззадаиккой. Куы-иу сфыхт, уæд-иу дзидза сивыры кæнæ æндæр исты кæхцмæ систой, истæмæй-иу æй æрæмбæрзтой, чъиритæ, нозт йæ цуры, æмæ-иу бинонты хистæр скуывтæ: 

«О Бынаты Хицау, дæ хорзæх нæ уæд! Рæдийын нæ ма бауадз, фыдæхæй нæ бахиз. Адæймагæй, бæхæй, фосæй – нæ сæртæ де уазæг уæнт. Hæ зæрдæбын куывд нын фехъус, нывондæй, хойрагæй, нозтæй дын цы сцæттæ кодтам, уыдон дын барст уæнт. Нæ фæстаг фиддон дын ма фæуæнт…» 

Бынаты Хицауы æхсæвы бæрæгбонмæ цы сцæттæ кæнынц, уыдонæй æцæгæлонæн хæрыны бар нæй. 

(кæс Бынаты Хицауы куывд) 

 

Праздник покровителя жилища  

Праздник покровителя жилища справляется в первую неделю Нового года в ночь со вторника на среду. По осетинскому поверью, у каждого жилища, у каждой семьи есть свой покровитель, и чтобы семья жила в счастье и достатке, нужно заручиться его покровительством (см. Бынаты хицау). За каждым праздничным или свадебным столом осетины возносят ему молитву. 

В старину наши предки приносили ему в жертву козленка или барана, сейчас режут курицу или петуха. Птицу или жертвенное животное разделывали так, чтобы части оставались целыми. Мясо ставилось на стол вместе с пирогами и выпивкой, и глава дома возносил молитву: «О Бынаты Хицау, да будет нам твоя благодать! Не дай нам ошибиться и огради нас от несчастий. Домочадцы наши и живность наша да будут под твоим покровительством. Услышь наши искренние молитвы и да будет тебе угодно все, что мы приготовили. Да не станет это нашим последним даром тебе…» 

Приготовленным на праздник Бынаты Хицау не полагалось угощать посторонних людей. 

 

ХÆЙРÆДЖЫТЫ ÆХСÆВ  

Кæддæр, дам, адæм æмæ хæйрæджытæ иумæ цардысты, сæ ныхас кæрæдзиуыл бадт, фæлæ иурæстæджы фæныхмæ сты, æмæ кæд Уастырджи хæйрæджыты фесæфта, уæддæр сæ адæм тарстысты æмæ сын сæрмагондæй сæ ном ардтой (кæс Хæйрæг, Хæйрæджыты æхсæв). 

Йæ фадат кæмæн амыдта, уый æргæвста сæгъ. Сæгъ, дам, хæйрæджыты сфæлдыст у æмæ уый адджындæрæн исынц. Чи та-иу аргæвста фыс, уасæг кæнæ карк. Цы-иу аргæвстой, уымæн-иу йæ туг рауагътой иу ранмæ æмæ-иу æй арф баныгæдтой, кæнæ-иу æй цæугæдоны ауагътой, куыдз кæнæ дзы гæды куыд нæ фæхъæстæ уыдаид, афтæ. 

Æмбисæхсæв-иу хæдзары бинонтæ чысылæй-стырæй кæртмæ рацыдысты. Афтæ дзырдтой, зæгъгæ, дам, уыцы рæстæг хæйрæджытæ хæдзары февзæрынц, ацаходынц кувинæгтæй æмæ æрбайсæфынц. 

Иуцасдæр-иу хæдзары бинонтæ кæрты алæууыдысты, стæй-иу мидæмæ хæдзармæ бацыдысты. 

Бынаты Хицауы æмæ Хæйрæджыты æхсæвы бæрæгбæттæ дзурынц ууыл, æмæ алы хæдзар, алы бынатæн дæр ис йæхи хæрзаудæг бардуаг æмæ хæйрæджы хай. Бынаты Хицауы бардуагмæ батабу кæн, цæмæй дæ хæдзар, дæ бынат амондджын уа, йæ хорзæх уа бынаты. Дæ бынат бафæдзæхс хæйрæджытыл, цæмæй йæм хæстæг ма цæуой, хæдзарæн фыдбылыз ма хæссой. 

Хæйрæджыты æхсæв ныр дæр бирæтæ бæрæг кæнынц. Аргæвдынц карк. Цы хæринаг конд æрцæуы, уымæй хъуамæ бинонтæ йеддæмæ мачи фæхъæстæ уа, науæд, дам, уый хæйрæгæн фæхъыг уыдзæн æмæ сын сæ кувинæгтæ нæ айсдзæн. 

 

Ночь чертей  

Говорят, что когда-то люди и черти жили вместе, но потом между ними завелась вражда. Уастырджи изгнал чертей, но люди все равно их боялись и, чтобы расположить к себе, отмечали «ночь чертей» (см. Хæйрæг, Хæйрæджыты æхсæв). 

На Хайраджыты ахсав принято было закалывать козленка, ибо существовало предание, что коз создали черти и поэтому такую жертву им приятнее будет получить, но могли заколоть и барашка, зарезать курицу или петуха – в зависимости от достатка. 

Кровь жертвенного животного или птицы сливали в какой-нибудь сосуд и закапывали или топили в реке, чтобы кошка или собака не притронулись к ней. То же самое делали с костями и шкурой или перьями. 

Стол накрывали в полночь. Когда все было готово, хозяева – от мала до велика – выходили во двор, чтобы дать чертям возможность попировать. Через некоторое время они возвращались и садились за стол. 

Праздники Бынаты Хицау и Хайраджыты ахсав свидетельствуют, что у каждого жилища и каждой семьи есть свой покровитель и свой черт (хæйрæджы хай). Помолись Бынаты Хицау, чтобы дом и семья пребывали в достатке и счастье. Поручи свой дом чертям, чтобы они не подходили к нему близко, не приносили несчастий. 

Хайраджыты ахсав отмечают и в наши дни. Режут обычно курицу или петуха. Приготовленной на этот праздник пищей нельзя угощать посторонних людей, ее должны есть только домочадцы, иначе можно вызвать гнев чертей. 

 

НОГБОН  

Ирон адæмы уарзондæр бæрæгбæттæй иу у Ногбон. Куы мæйы дыууадæсæм, куы æртындæсæм, куы цыппæрдæсæм бонмæ æрцæуы. 

Ногбон баст у хурхæтæнимæ. Хистæртæ-иу хуымæтæджы не скуывтой: «Бон куыд даргъдæр кæны, афтæ адаргъдæр уæнт нæ цард, нæ амонд». Ногбоны-иу адæм дзырдтой: «Рæстæг ног цардырдæм акъул». Бон æрбацъæхтæ, уæд-иу алы хæдзар дæр йæ размæ арт скодтæ Фæсивæд арт скæнынмæ сæхи рагæй цæттæ кодтой. Уæдæ кæй арт стырдæр уыдзæн? Уæдæ кæй арт тынгдæр ныррухс кæндзæн? Хъæу-иу ныррухс, дæсгай æмæ дæсгай æртытæ арвы хъæбысмæ сæхи ивæзтой. Хистæрæй-кæстæрæй-иу арты алыварс сæмбырд сты, фæсивæд «сой-сой» хъæргæнгæ æртытыл зылдысты. Арт-иу сыгъд куы фæци, уæд-иу хистæртæй исчи загътæ ацы арт куыд басыгъд, афтæ басудзæнт нæ фыдбылызтæ дæр, афтæ фесæфæнт не знæгтæ. 

Ногбоны фынгмæ бинонтæ сæхи рагæй цæттæ кодтой. Фынг цас бæркадджындæр уа, уыйас хуыздæр, уыйас бæркадджындæр уыдзæн æнæхъæн аз дæр. Бæрæтбоны фынгыл сæйраг бынат ахста æртхурон – дынджыр дзаджджын гуыдын. Уымæй хъуамæ бинонтæй алчидæр бахордтаид, искæмæн дæттын дзы не ‘мбæлд. 

Изæры-иу бинонтæ Ногбоны фынгмæ æрæмбырд сты, æмæ-иу хистæр нæлгоймаг фæкуывта, фæарфæтæ кодта, бинонтæй-иу алкæй дæр бафæдзæхста Хуыцау æмæ йе сконд зæдтыл, аз-азы дæргъы амондджын куыд уой, æнæмаст, æнæфыдбылыз, зæрдæрухсæй куыд цæрой. 

Ногбоны сæрмагондæй æртыгай чъиритæ кодтой Сафайæн, Сæрызæдæн, Бынаты Хицауæн, къутутæн, фосæн. 

Бинонтæй хуыздæр къах, амондджындæр къах кæмæн уыд, уый-иу скъæтты фосыл æрзылд. 

Ногбон æхсæв хъæлдзæг бæрæгбон у. Фæсивæд-иу сæуæлæ, куыд ничи сæ базыдтаид, афтæ алы дарæс скодтой æмæ хæдзæрттыл зылдысты заргæйæ: «Хæдзаронтæ, хæдзаронтæ! Уæ лæг саг куыд амара, уæ ус тыр куыд ныййара, уæ басылы къух мæн куыд фæуа». 

Бинонтæ-иу Ногбон бирæ фæбадтысты, райсомæй-иу сæ раздæр æддæмæ чи ахызт, уый æрбацыд лыстытæ, хъæмп, кæнæ хоры нæмгуытимæ æмæ-иу сæ хæдзары къуымты бапырх кодта, уал æмæ уал хорзы хæдзарыл æрцæуæд, зæгъгæ. 

Ногбон æхсæв-иу сылгоймæгтæ хыссæйæ скодтой басылтæ: адæмы, фосы, сырдты хуызæттæ æмæ-иу сæ сфыхтой. Хæдзармæ арфæтæ кæнынмæ чи цыд, уыдонæн-иу дзы радтой. 

Цыкурайы фæрдыг кæмæ уыд, уыдон-иу æй Ногбон æхсæв систой æмæ йæм кастысты, сæхи йыл фæдзæхстой, табу йын кодтой. 

 

Новый год по старому стилю  

Ногбон – один из любимых осетинами праздников – приходится на 12-14 января. 

Ногбон связан с солнцестоянием, – не зря наши предки молились: «Да удлинится наша жизнь так же, как удлиняется день». 

На рассвете каждая семья разжигала перед домом костер. Каждому хотелось, чтобы его костер был больше, ярче горел, и поэтому село ярко освещалось, языки пламени тянулись к небу. Люди собирались вокруг костров, молодежь с песней «Сой-сой» обходила костры. Глядя, как догорает огонь, высказывали пожелание, чтобы несчастья и козни врагов сгорели вместе с ним. 

К новогоднему столу начинали готовиться заранее. Считалось, что чем обильнее стол, тем богаче будет наступающий год. Почетное место на столе занимал артхурон – большой пирог, олицетворяющий солнце. Этого пирога должны были отведать все домочадцы, угощать им посторонних не полагалось. 

За новогодним столом глава семьи произносил молитву, поручая каждого члена семьи Богу и созданным Им дзуарам (см. Дзуар), просил, чтобы они были счастливы на протяжении всего года. 

На Новый год пекли пироги в честь Сафа, Сæрызæд, Бынаты хицау, покровителя закромов и скота. 

Наиболее удачливый из семьи обходил хлева. 

Новый год – веселый праздник. Ряженая молодежь с песней «Пусть ваш мужчина оленя убьет, жена сына родит, а рука вашего басыла мне достанется» обходила дома, устраивая веселые представления. 

Сидели долго. Утром первый гость, переступивший порог дома, рассыпал по полу горсть зерен кукурузы, пшеницы, охапку соломы с пожеланием этому очагу стольких же удач, сколько зерен на полу. 

На Новый год женщины пекли басылта и одаривали ими гостей. 

Обладатели цыкурайы фардыг – бусины желанийдоставали свое сокровище и просили у него благополучия и защиты. 

 

ДЫГУРЫ УАСТЫРДЖИ  

Алы аз дæр тъæнджы мæйы фынддæсæмы Дыгургомы æмæ Дыгуры хъæуты цæрджытæ бæрæг кодтой Дыгуры Уастырджийы бон. Бæрæгбон ныр дæр бирæ адæм кæнынц. 

Бæрæгбон-иу ахаста къуыри. Кувæндоны-иу скодтой иумæйаг куывд, фæлæ уымæй уæлдай алы хæдзар дæр кодта кусарт – нæл фыс кæнæ уæрыкк. Æмæ куывтой, сæ бинонты, адæмы фæдзæхстой Уастырджийыл, æнæниз, æнæмаст куыд уой, цæмæй хорз аз скæна, сæ фос æнæфыдбылыз уой, адæм царды хорздзинæдтæй хайджын уой. 

 

Уастырджи Дигорского ущелья  

Каждый год 15 января жители Дигорского ущелья и дигорских сел отмечали праздник Дыгуры Уастырджи. Многие отмечают его и по сей день. 

Праздник длился неделю. Отмечали его в святилище, но помимо этого каждая семья приносила жертву, закалывая барана или ягненка. Молились, поручая свои семьи Уастырджи, просили у него здоровья и благополучия, удачного года. 

 

ФАЦБАДÆН  

Ацы бæрæгбон ма хонынц Фæстинон бадæнтæ дæр. Тынгдæр æй кæнынц Дыгуры. Фылдæр хатт æрцæуы Hог азы æртыккаг хуыцауæхсæвмæ. 

Фацбадæны-иу хъæутæм дæр æмæ хъæутæй дæр фондз боны дæргъы уазæгуаты ничи цыд. Бæрæгбон-иу хъæуы кæй æрæййæфта, уымæн рацæуыны бар уыди æрмæстдæр цыппæрæмы. 

Цыппар боны дæргъы-иу алы хæдзары дæр уыд кувинæгтæ, фæндзæм бон-иу сарæзтой хъæугуывд æмæ-иу Идауæги кувæндоны бын сæхи бафæдзæхстой Хуыцау æмæ иннæ зæдтыл, фæминас-иу кодтой, фæзарыдысты, фæкафыдысты-иу. 

Фацбадæн ахæм карз бæрæгбон уыд, адæм ын ахæм стыр аргъ кодтой, æмæ-иу уыцы бонты исчи куы амард, уæд æй нæ ныгæдтой, нæ йæм æвнæлдтой. 

Фацбадæны адæм куывтой Идауæгмæ. Уый у, адæмы рын æмæ емынæйæ чи хызта, суанг мæрдтæй дæр адæмы фæстæмæ чи здæхта, ахæм бардуаг. 

 

Фацбадан  

– или как его еще называют – Фастинон баданта – отмечают в основном в Дигорском ущелье. Приходится он на третью неделю Нового года, с субботы на воскресенье. 

В Фацбадан в течение 5 дней нельзя было ходить в гости в соседние села. Если праздник кого-то заставал в чужом селе, то вернуться домой он мог только в четверг, все остальные дни приходилось пировать с жителями села. 

В течение четырех дней каждая семья праздновала у себя дома, на пятый день устраивали коллективный «куывд» в святилище Идауаги , поручая себя Богу и другим дзуарам (см. Дзуар). После вознесения молитв устраивали танцы, пели. Однако, несмотря на веселье, существовали очень жесткие правила проведения праздникæ если, например, кто- то умирал в эти дни, его не хоронили, ждали, когда завершится праздник. 


Реклама:

© Iriston.com 2004

Ossetoans.com
OsGenocid
ALANNEWS
jaszokegyesulete.hu

mahdug.ru
iudzinad.ru

Архив публикаций
  Ноября 2022
» От Кавказа до Волги
  Августа 2022
» Кавказцы глазами русских: говорят архивные документы…
  Марта 2022
» К вопросу о заселении Фиагдонской котловины, по данным фамильных и народных преданий
» О новых именах в истории царственного дома средневековой Алании
  Февраля 2022
» К ВОПРОСУ ОБ УДЕЛЬНЫХ ВЛАДЕТЕЛЯХ УАЛЛАГКОМА ПО ФАМИЛЬНЫМ, НАРОДНЫМ ПРЕДАНИЯМ И АРХИВНЫМ МАТЕРИАЛАМ
  Декабря 2021
» Осетинская религия; религия осетин (Ирон дин)
  Мая 2021
» Иверская (Моздокская) икона Божией Матери
  Мая 2020
» Соотношение понятий Æгъдау, религия (дин), вера во внутриосетинской дискуссии
  Июля 2019
» Открытое обращение представителей осетинских религиозных организаций
  Августа 2017
» Обращение по установке памятника Пипо Гурциеву.
  Июня 2017
» Межконфессиональный диалог в РСО-Алании состояние проблемы
  Мая 2017
» Рекомендации 2-го круглого стола на тему «Традиционные осетинские религиозные верования и убеждения: состояние, проблемы и перспективы»
» Пути формирования информационной среды в сфере осетинской традиционной религии
» Проблемы организации научной разработки отдельных насущных вопросов традиционных верований осетин
  Мая 2016
» ПРОИСХОЖДЕНИЕ РУССКОГО ГОСУДАРСТВА
» НАРОДНАЯ РЕЛИГИЯ ОСЕТИН
» ОСЕТИНЫ
  Мая 2015
» Обращение к Главе муниципального образования и руководителям фракций
» Чындзӕхсӕвы ӕгъдӕуттӕ
» Во имя мира!
» Танец… на грани кровопролития
» Почти 5000 граммов свинца на один гектар земли!!!
  Марта 2015
» Патриоту Алании
  Мая 2014
» Что мы едим, или «пищевой терроризм»
  Апреля 2014
» ЭКОЛОГИ БЬЮТ ТРЕВОГУ

В ночь с 13 на 14 января в России, СНГ и некоторых других странах отметят Новый год по старому стилю. На Старый Новый год в Осетии хозяйки пекут “артхурон”, традиционные три пирога, фигурки из теста – “басылтæ”, а молодежь разводит костер. Именно эти атрибуты символизируют наступление праздника. В преддверии Ногбон в дом приходят “хæдзаронтæ” – ряженые, которые за колядки получают сладости.

Пирог, посвященный солнцу и символизирующий светило, – обязательное блюдо на праздничном столе. Белла Короева готовит его каждый год и только в Ногбон. Такова традиция. Несмотря на то, что выглядит он как обычный осетинский пирог, имеет свою уникальную особенность.

С помощью пирога можно предугадать, каким будет предстоящий год. Традиционно вместе с начинкой в “артхурон” кладут и разные символы благополучия. Например, монетку. Того, кому она попадется, ждет успех и богатство.

Готовят “артхурон” только для членов семьи, разрезая так, чтобы каждому досталось по кусочку. Хозяйка дома говорит, рецепт простой. Нужно лишь дрожжевое тесто, осетинский сыр и, пожалуй, самый важный ингредиент – чувство, с которым готовишь.

Вместе с “артхурон” традиционно на стол ставят три осетинских пирога. А еще готовят фигурки из теста.

В преддверии Старого Нового года в каждый дом приходят “хæдзаронтæ”– осетинские ряженые. Одеваются в костюмы разных персонажей, поздравляют хозяев дома, принимают угощения. Празднуя Ногбон, каждая семья разжигает костер. Принято считать, что в нем сгорает и все плохое, что было в прошлом году. Огонь словно дарит надежду на светлое будущее. Издавна люди ходили вокруг него и просили принести счастье в дом.

Алан Багаев, старший научный сотрудник отдела этнологии СОИГСИ им. В.И. Абаева: “Обычно просили, чтобы в новом году у них появился новый член семьи, то есть родился новый ребенок, желательно мальчик. И чтобы их скот тоже приносил приплод. Считалось, что чем ярче горит огонь, тем счастливее будет жизнь. Чем больше искр из него вылетает, для этого палкой били по огню, чтобы искры разлетались, чтобы нечистая сила погибала. Вот сколько искр вылетает, столько чтобы счастья пришло в дом”.

Для жителей Осетии Ногбон – один из любимых праздников. Встречают его сохраняя лучшие традиции и передавая их из поколения в поколение.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ноябрьские праздники нгту
  • Ногайский народный праздник
  • Ноябрьские праздники начнутся раньше
  • Ногайские народные праздники
  • Ноябрьские праздники название праздника