Носов огурцы сценарий

Сценарий

Сценарий по расссказу Н. Носова  «Огурцы»

Рассказчик 1: Один раз Павлик взял с собой Котьку на реку ловить рыбу. Но в этот день им не повезло: рыба совсем не клевала.

Рассказчик 2: Зато когда шли обратно, они забрались в  огород и набрали полные карманы огурцов. Сторож заметил их и засвистел в свисток. Они от него бежать.

(По дороге домой Павлик отдал свои огурцы Котьке. Котька пришёл домой радостный)

Котька: Мама, я тебе огурцов принёс!

Мама: Где ты их взял? 

Котька: На огороде.

Мама: Кто ж тебе позволил?

Котька: Никто, я сам нарвал.

Мама: Значит, украл?

Котька: Нет, не украл, а так просто… Павлик брал, а мне нельзя, что ли? Ну, я и взял.

(Котька начал вынимать огурцы из карманов)

Мама: Постой, постой! Не выгружай!  Сейчас же неси их обратно!

 Котька: Куда ж я их понесу? Они на грядке росли, а я сорвал. Всё равно они теперь уже расти не будут.

Мама: Ничего, отнесёшь и положишь на той же грядке, где сорвал.

Котька: Там сторож. Он нам свистел, а мы убежали.

Мама: Вот видишь, что делаете! А если б он поймал вас?

Котька: Он не догнал бы. Он уже старенький дедушка.

Мама: Ну как тебе не стыдно! Ведь дедушка за эти огурцы отвечает. Узнают, что огурцы пропали, скажут, что дедушка виноват. Хорошо будет?

(Мама стала совать огурцы обратно Котьке в карман)

Котька: Не пойду я! У дедушки ружьё. Он выстрелит и убьёт меня.

Мама: И пусть убьёт! Пусть лучше у меня совсем не будет сына, чем будет сын вор!

Котька: На дворе темно. Я боюсь.

Мама: А брать не боялся? Или неси огурцы, или совсем уходи из дому, ты мне не сын!

Рассказчик 1: Котька повернулся и медленно-медленно пошёл по улице. Он шёл и плакал. Ему было страшно.

Котька: Павлику хорошо!  Он мне свои огурцы отдал, а сам дома сидит. Ему небось не страшно!

Рассказчик 2: Вышел Котька из деревни и пошёл полем. От страха он не помнил, как добрался до огорода.

Сторож: Ты чего плачешь?

Котька: Дедушка, я принёс огурцы обратно.

Сторож: Какие огурцы?

 Котька: А которые мы с Павликом нарвали. Мама сказала, чтоб я отнёс обратно.

 Сторож: Это, значит, я вам свистел, а вы всё-таки огурцы-то стащили. Нехорошо!

Котька: Павлик брал, и я взял. Он мне и свои огурцы отдал.

Сторож: А ты на Павлика не смотри, сам понимать должен. Ну, больше не делай так. Давай огурцы и иди домой.

(Котька вытащил огурцы и положил их на грядку)

Сторож: Ну, все, что ли? 

Котька: Нет… одного не хватает…

Сторож: Почему не хватает, где же он?

Котька: Дедушка, я один огурец съел. Что теперь будет?

Сторож: Ну что ж будет? Ничего не будет. Съел, ну и съел. На здоровье.

Котька: А вам, дедушка, ничего не будет за то, что огурец пропал?

Сторож: Нет, за один огурец ничего не будет.

Котька: Дедушка, дедушка!

Сторож: Ну что ещё?

Котька: А этот вот огурец, что я съел, как будет считаться – украл я его или нет?

Сторож:  Ну чего там, пусть не украл.

Котька: А как же?

Сторож:  Ну, считай, что я тебе подарил его.

Котька: Спасибо, дедушка! Я пойду.

Рассказчик 1: Котька во весь дух помчался по полю и, уже не спеша, пошёл по деревне домой.

Рассказчик 2: На душе у него было радостно.

Конспект занятия по развитию речи

Цель: Знакомство детей с новыми веселыми произведениями Н.Носова.

Задачи:

Образовательные:

  • Углублять и расширять знания детей о творчестве Н.Н. Носова

Развивающие:

  • Развивать чувство юмора, творческое воображение;

  • Развивать память, внимание, воображение;

Воспитательные:

  • Прививать любовь к книгам.

Предварительная работа:

Размещение в «литературной гостиной» иллюстраций произведений Н.Носова, его портрет и книги.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, вы любите веселые рассказы?

Слайд 1

Воспитатель: Я очень люблю рассказы детского писателя Николая Носова.

СЛАЙД№2-3

Он написал много детских рассказов. Любимые сказки «Незнайка в солнечном городе», «Незнайка на луне».

Слайд 4

Николай рос в большой семье, были еще два брата и сестренка, а их папа был актером. Николаю очень нравились выступления отца, в семье даже думали, что он пойдет по стопам родителя. В детстве, Николая Носова мама и папа ласково называли его Кока. Николай решил научиться играть на скрипке, представляя себя музыкантом. Но, оказалось, что это не так-то просто, и Коля забросил скрипку. Увлекался он и фотографией, шахматами, игрой на мандолине, даже собак дрессировал. Мальчик не мечтал стать детским писателем.

Слайд №5

Писать рассказы Носов стал, когда у него уже подрастал сынишка. И писались эти занимательные истории именно для него. Просто нужно было сочинять что-то забавное для сынишки и его друзей — ребят из детского сада.

Слайд №6

А через много лет он был уже известным писателем и получил престижную государственную премию за свое творчество!

Эти рассказы стали невероятно популярны. Они печатались в детских журналах «Мурзилка», «Костер», «Затейники».

Рассказы и повести Николая Николаевича о реальной жизни ребят, в которой мы можем узнать себя, но и обстановку в которой живём. В них рассказывается о таких же, как вы непоседах и фантазерах – словом об обычных мальчиках и девочках. Например, однажды с племянником Николая Николаевича случилась такая история.

Мальчик гулял и увидел за овощной палаткой бочку с солёными огурцами. Что было дальше? В рассказе «Огурцы» дети взяли чужие овощи не из бочки, а с чужого огорода, а всё остальное описано в нём так, как было в жизни.

Физкультминутка.

Воспитатель:

Сейчас мы отдохнём, проведём веселую физкультминутку.

Раз – два – три – четыре – пять (руки согнули в локтях, поставили на стол и под счет загибаем пальцы)

Начинаем мы играть! (вращательные движения кулачками)

Все глаза свои закрыли (закрывают глаза руками)

И головки опустили, (опускают голову)

А когда откроем глазки (поднять голову, отвести руки)

Попадём в рассказы, сказки, (поднимают вверх руки)

Сказка даст нам отдохнуть (махи руками)

Отдохнем — и снова в путь! (отпускаем руки)

Воспитатель:

Садимся на места.

Я прочитаю Вам рассказ: «Огурцы».

Садитесь поудобнее, рассказ начинается. Чтение рассказа «Огурцы».

СЛАЙД №8

Один раз Павлик взял с собой Котьку на реку ловить рыбу.

Но в этот день им не повезло: рыба совсем не клевала. Зато когда шли обратно, они забрались в колхозный огород и набрали полные карманы огурцов. Колхозный сторож заметил их и засвистел в свисток. Они от него бежать. По дороге домой Павлик подумал, как бы ему дома не досталось за то, что он лазит по чужим огородам. И он отдал свои огурцы Котьке.

СЛАЙД № 9

Котька пришел домой радостный:

Мама, я тебе огурцов принес!

Мама посмотрела, а у него полные карманы огурцов, и за пазухой огурцы лежат, и в руках еще два больших огурца.

Где ты их взял? — говорит мама.

На огороде.

На каком огороде?

Там, у реки, на колхозном.

Кто ж тебе позволил?

Никто, я сам нарвал.

Значит, украл?

Нет, не украл, а так просто… Павлик брал, а мне нельзя, что ли? Ну, и я взял.

Котька начал вынимать огурцы из карманов.

Постой, постой! Не выгружай! — говорит мама,

Почему?

Сейчас же неси их обратно!

Куда ж я их понесу? Они на грядке росли, а я сорвал. Все равно они теперь уже расти не будут.

Ничего, отнесешь и положишь на той же грядке, где сорвал.

Ну, я их выброшу.

Нет, не выбросишь! Ты их не садил, не растил, не имеешь права и выбрасывать.

Котька стал плакать:

Там сторож. Он нам свистел, а мы убежали.

Вот видишь, что делаете! А если б он поймал вас?

Он не догнал бы. Он уже старенький дедушка.

Ну как тебе не стыдно! — говорит мама. — Ведь дедушка за эти огурцы отвечает. Узнают, что огурцы пропали, скажут, что дедушка виноват. Хорошо будет?

Мама стала совать огурцы обратно Котьке в карман. Котька плакал и кричал:

Не пойду я! У дедушки ружье. Он выстрелит и убьет меня.

И пусть убьет! Пусть лучше у меня совсем не будет сына, чем будет сын вор.

Ну, пойдем со мной, мамочка! На дворе темно. Я боюсь.

А брать не боялся?

Мама дала Котьке в руки два огурца, которые не поместились в карманах, и вывела его за дверь.

Или неси огурцы, или совсем уходи из дому, ты мне не сын!

Котька повернулся и медленно-медленно пошел по улице.

СЛАЙД №10

Уже было совсем темно.

«Брошу их тут, в канаву, а скажу, что отнес, — решил Котька и стал оглядываться вокруг.

Нет, отнесу: еще кто-нибудь увидит и дедушке из-за меня попадет».

Он шел по улице и плакал. Ему было страшно.

«Павлику хорошо! — думал Котька. — Он мне свои огурцы отдал, а сам дома сидит. Ему небось не страшно».

Вышел Котька из деревни и пошел полем. Вокруг не было ни души. От страха он не помнил, как добрался до огорода. Остановился возле шалаша, стоит и плачет все громче и громче.

Сторож услышал и подошел к нему.

Ты чего плачешь? — спрашивает.

Дедушка, я принес огурцы обратно.

Какие огурцы?

А которые мы с Павликом нарвали. Мама сказала, чтоб я отнес обратно.

Вот оно какое дело! — удивился сторож. — Это, значит, я вам свистел, а вы все-таки огурцы-то стащили. Нехорошо!

Павлик брал, и я взял. Он мне и свои огурцы отдал.

А ты на Павлика не смотри, сам понимать должен. Ну, больше не делай так. Давай огурцы и иди домой.

Котька вытащил огурцы и положил их на грядку.

СЛАЙД №11

Ну, все, что ли? — спросил старик.

Нет… одного не хватает, — ответил Котька и снова заплакал.

Почему не хватает, где же он?

Дедушка, я один огурец съел. Что теперь будет?

Ну что ж будет? Ничего не будет. Съел, ну и съел. На здоровье.

А вам, дедушка, ничего не будет за то, что огурец пропал?

Ишь ты какое дело! — усмехнулся дедушка. — Нет, за один огурец ничего не будет. Вот если б ты не принес остальных, тогда да, а так нет.

Котька побежал домой.

СЛАЙД № 12

Потом вдруг остановился и закричал издали:

Дедушка, дедушка!

Ну что еще?

А этот вот огурец, что я съел, как будет считаться — украл я его или нет?

Гм! — сказал дед. — Вот еще какая задача! Ну чего там, пусть не украл.

А как же?

Ну, считай, что я тебе подарил его.

Спасибо, дедушка! Я пойду.

Иди, иди, сынок.

Котька во весь дух помчался по полю, через овраг, по мостику через ручей и, уже не спеша, пошел по деревне домой. На душе у него было радостно.

Воспитатель: Ребята, вам понравился рассказ «Огурцы»? (ответы детей)

СЛАЙД № 13 Мы ценим все строки, оставшиеся нам от Николая Николаевича, каждую его сказку, рассказ и повесть.

6

Яковлева Галина Игоревна

учитель начальных классов

МБОУ «СШ № 35»

город Смоленск

Тема урока: Н. Носов «Огурцы»

Цели урока:

а) постичь художественную идею произведения (тайное всегда

становится явным); определить главную мысль произведения;

формировать начальные литературные представления и

читательские умения работы с текстом (умение разбираться в

эмоциональном настрое произведения, его героев, отношении автора к

персонажам; умение постигать смысл описанных фактов и изменение

эмоционального состояния героев; умение выражать к поступкам

героев свое отношение);

совершенствовать навык чтения в процессе многократного

возвращения к тексту (беглость, правильность, сознательность,

выразительность – умение передавать эмоциональный тон

персонажей);

б) развивать монологическую речь, воссоздающее воображение,

умение грамотно строить свои суждения; мыслительные процессы

(анализ – синтез, сравнение, обобщение);

в) воспитывать морально – этические качества (честность,

порядочность, умение признаться в содеянном и раскаяться).

Ход урока.

1. Мотивация

Ребята, мы начали изучать новый раздел нашего учебника «Тайное

всегда становится явным». Как вы понимаете эту фразу?

Какое произведение вы читали дома? Кто его автор?

Не было ли в вашей жизни таких событий?

К какому выводу вы прищли в результате?

Сегодня мы с вами будем читать еще одно произведение этого

раздела. Его написал один замечательный детский писатель, портрет

которого вы видите на доске.

Кто он? О ком и о чем он писал свои произведения?

Какие рассказы этого писателя вы знаете?

Вы любите произведения этого автора?

Итак, сегодня мы читаем рассказ Н. Н. Носова «Огурцы».

2. Подготовка к первичному восприятию.

Цель: создать эмоциональную атмосферу, настроить детей на

восприятие произведения.

Знаете ли вы, что Н. Н. Носов стал писателем…случайно! В школьные

годы он мечтал стать музыкантом, потом забросил скрипку и увлекся

химией, даже хотел стать ученымхимиком… Но выбрал профессию

режиссера. Почти двадцать лет своей жизни Николай Носов отдал кино. А

потом у него родился сынишка. Как и все малыши, он любил пошалить и

повеселиться, иногда безобразничал. Николай Николаевич Носов думал: как

же мне научить своего сынишку жить и поступать правильно, вырастить его

хорошим человеком? А однажды взял да и сочинил для сынишки и его

друзей дошкольников небольшие забавные рассказы. Ребята были в

восторге от рассказов и требовали придумать еще и еще.

Вопервых, равнодушно читать эти рассказы было нельзя. Невольно

возникал смех и веселое настроение.

Вовторых, герои Носова были такие же девчонки и мальчишки, как и

ребятишки. Они шалят и безобразничают, попадают в смешные и грустные

истории, их голова постоянно была занята неожиданными замыслами. Какие

то на радость им сбываются, другие с треском проваливаются. Набивая себе

шишки, они пробуют найти выход , пока не найдут допущенную ошибку.

Читая и слушая эти рассказы, не только насмеешься, но и обязательно

серьезно задумаешься о своей жизни, учебе, поступках: а добрый ли и

честный я, человечный и смелый ли?

Вот и сегодня нам предстоит задуматься над одним поступком

мальчика, который он совершил и понять, почему это с ним произошло и

правильно ли он поступил.

Давайте предположим, о чем пойдет речь в рассказе. Какова будет его

тема?

3. Первичное целостное восприятие.

Рассказ читает учитель.

4. Проверка первичного восприятия.

Цель: определить, общую эмоциональную направленность произведения или

состояния героя; выяснить, что дети увидели в тексте самостоятельно, а в

чем испытывают затруднения, что прошло мимо внимания; внести поправки

в ход урока.

Понравился ли вам рассказ? Подтвердились ли наши предположения?

Какова его тема?

Когда вы слушали, какие чувства у вас вызвал поступок мальчика?

А какие чувства испытывал сам мальчик?

5. Постановка учебной задачи.

Цель: пробудить в детях потребность в перечитывании и обдумывании

текста, увлечь аналитической работой.

Как вы думаете, почему же этот хороший мальчишка совершил

плохой поступок и действительно ли этот поступок плох? Правильно ли

поступила мама мальчика, заставив нести огурцы обратно? Ведь все равно

назад их посадить уже нельзя. И проще оставить их дома.

Чтобы найти ответ на этот вопрос, надо внимательно и вдумчиво

перечитать рассказ и внимательно отнестись к деталям.

6. Вторичное восприятие текста.

Цель: а) знакомство с персонажами; связями и причинами их поступков;

ориентировка в структуре и языке рассказа;

б) совершенствовать навык чтения в процессе

А) Чтобы понять смысл, надо читать правильно и бегло. В этом нам

помогут подготовительные упражнения к тексту (с.115).

Как понять? (словарная работа)

Колхоз, канава, шалаш,

Б) Перечитайте текст самостоятельно.

Определите главных героев и второстепенных персонажей. Определите

по словам автора как менялось душевное состояние Котьки. Возможно, в

тексте вы найдете причину поступков героев.

7. Анализ произведения.

Цель: формировать умения осмысливать, воссоздавать, воспроизводить

прочитанное; учить адекватно воспринимать те выразительные средства, с

которыми дети встречаются при чтении; воссоздавать в воображении

картины, изображенные писателем: определять задачу своего чтения.

Назовите главных героев: Котька, мама.

Какие второстепенные персонажи встретились? (Павлик друг

Котьки, сторож – старик).

Каков сюжет, основные события, происходящие в рассказе?

Давайте нарисуем словесные картины к каждому эпизоду. Это

поможет нам понять эмоциональное состояние каждого персонажа и

воссоздать в воображении картину происходящих в рассказе событий.

1 эпизод. Котька принес маме огурцы.

Какое настроение у мальчика? Подтвердите словами из текста.

Почему? (радуется огурцам, не осознавая своей вины он хотел принести

маме огурцы, порадовать ее запись на доске)

*Объекты рисования (что будем рисовать)

*Краски рисования (слова, с помощью которых будем рисовать)

*Представьте мысленно картину.

*Нарисуйте словами.

Как вы сейчас относитесь к Котьке? Что про него думаете? А к его

другу?

Как надо прочесть этот эпизод? Что должны понять наши слушатели?

Какая интонация, темп. ЧИТАЕМ.

2 эпизод. Мама ругает Котьку.

Как меняется настроение у мальчика? Подтвердите словами из текста.

Почему? (плачет от стыда, боиться расплаты запись на доске)

*Объекты рисования (что будем рисовать)

*Краски рисования (слова, с помощью которых будем рисовать)

*Представьте мысленно картину.

*Нарисуйте словами.

Как вы сейчас относитесь к Котьке? Что про него думаете? Права ли

мама? Как мама разговаривает с мальчиком? Почему?

Как надо прочесть этот эпизод? Что должны понять наши слушатели?

Какая интонация, темп? ЧИТАЕМ.

3 эпизод. Котька относит огурцы обратно.

Какое настроение у мальчика теперь? Подтвердите словами из текста.

Почему? (испытывает облегчение и даже радость от того, что сумел

загладить свою вину запись на доске).

*Объекты рисования (что будем рисовать)

*Краски рисования (слова, с помощью которых будем рисовать)

*Представьте мысленно картину.

*Нарисуйте словами.

Как вы сейчас относитесь к Котьке? Что про него думаете? Нравится

ли вам старик сторож? Почему? Как сторож разговаривает с мальчиком?

Почему он не стал его успокаивать, но и ругать не стал?

Как надо прочесть этот эпизод? Что должны понять наши слушатели?

Какая интонация, темп. ЧИТАЕМ.

Обратите внимание на глаголы, обозначающие как Котька ходит в

разных эпизодах: пришел, медленномедленно пошел, во весь дух помчался,

не спеша пошел по деревне. Почему в разных эпизодах употреблены разные

глаголы?

8. Синтез.

Цель: осознать художественную идею рассказа и тот путь, который привел к

этому осознанию.

Итак, какова позиция каждого персонажа в рассказе?

Как меняется точка зрения Котьки на свой поступок в течении

рассказа?

А какова авторская точка зрения на поступок Котьки?

Какова главная мысль произведения? (Тайное всегда становится

явным, чувство вины самое тяжелое чувство, а радость раскаяния и

прощения самое легкое и приятное чувство. Никогда не надо врать,

скрывать чтото. Лучше сразу во всем признаться, если совершил ошибку). А

людям надо быть великодушными к тем, кто признал свою ошибку.

Понравился ли вам рассказ?

ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ РАССКАЗА.

9. Домашнее задание.

Цель: побудить к перечитыванию рассказа под новым углом зрения.

Давайте разыграем этот рассказ в Радиотеатре, а для этого подготовьте

чтение по ролям, продумывая не только выразительное чтение, но и мимику,

жесты.

Примечание.

Оценивание производится сразу после чтения детьми отрывков. Дается

краткий анализ из работы и выставляется отметка.

Цели: Развитие у детей способности
полноценно воспринимать художественное
произведение, сопереживать героям, эмоционально
откликаться на прочитанное; развитие
скорочтения, освоение форм драматизации.

Задачи:

  • Формирование умения определять и анализировать
    композицию произведения;
  • Умение анализировать характер и поступки
    героев;
  • Умение составлять план рассказа.
  • Развивать умение сравнивать, обобщать, делать
    выводы;
  • Совершенствовать навыки выразительного чтения;
  • Воспитание нравственных качеств личности.

Оборудование:

  • Портрет писателя Н.Н. Носова
  • Выставка книг писателя
  • Набор карточек с названиями его произведений
  • Отрывки из произведений для чтецкой разминки
  • Карточки с пословицами, словами синонимами для
    тренировки многосложных слов из рассказа
  • “Толковый словарь русского языка” С.И. Ожегова
  • Кассеты с записью из мультфильма о Незнайке для
    физкультминутки

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель:

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.

– Ребята, сегодня я предлагаю провести наш урок
литературного чтения немного иначе, чем всегда.

Давайте отправимся с вами в театр, где вы
попробуете проявить себя в роли актёров.

Все уселись на свои места, настроились на
работу. С каким настроением вы пришли? Покажите
мне его при помощи “маленького человечка”.
Обозначьте своё настроение.

2. Проверка домашнего задания

– Давайте проверим, все ли готовы к нашему
путешествию. Посмотрим, как вы выполнили
домашнее задание.

– На прошлом уроке мы познакомились со
шведской сказкой “Принцесса-лгунья”

  • Найдите и прочитайте, за что принцесса
    полюбила пастуха.
  • Кто помог Перу? Каким образом? Почему?
  • Кто из героев сказки принадлежит чудесному
    миру?
  • Дома вы должны были нарисовать девушку-звезду,
    какой вы её себе представляете? (рис. на доске).
  • Какая идея этой сказки?
  • Какая пословица подходить больше всего к нашей
    сказке?
  1. Слово пуще стрелы разит.
  2. Лучше горькая, правда, чем сладкая ложь.
  3. “Кто вчера солгал, тому, и завтра не поверят”.
  • Прочитайте пословицу медленно.
  • Подумайте, о чём говориться в скороговорке
  • Проговорите пословицу несколько раз: сначала
    медленно, а затем всё быстрее и быстрее.
  • Произнесите пословицу несколько раз вслух в
    быстром темпе.
  • Кто без ошибок быстрее произнесёт пословицу.
  • Произнесите пословицу с разной интонацией:,
    выражая радость, грусть, удивление, гнев, страх, с
    ! , с ?. интонацией.
  • Произнесите пословицу, выделяя на каждое слово
    ударение.

3. Подготовка к восприятию текста

– Молодцы! Я вижу, все хорошо подготовились, и
мы можем отправляться в театр. Закройте все
глаза. Раз! Два! Три! Открываем глаза.

(На доске – рисунок театра.)

Вот мы и в театре. Теперь я для вас не учитель, а
главный режиссёр. А вы для меня – актёры. Сегодня
мы познакомимся с новым рассказом. Встречайте
главного актёра театра.

Коротышка озорной
В яркой шляпе голубой.
Неумейка и зазнайка
И зовут его…Незнайка.

(Звучит музыка, появляется сказочный
персонаж Незнайка.)

Незнайка: Здравствуйте, ребята! Вы
меня узнали? Я – Незнайка! А знаете ли вы, кто
придумал меня и всех моих друзей из Цветочного
города? Это писатель Николай Николаевич Носов. Но
он писал книги не только о нас – сказочных
человечках, но и о таких ребятах, как вы.

Ребята, книжки Н.Носова в библиотеке всегда
самые потрёпанные. Как вы думаете, почему?
Правильно, их читают, они никогда не залеживаются
на полках.

Незнайка: Ребята, а что вы знаете о
самом писателе Н.Н.Носове?

(Свободные высказывания детей.)

На доске портрет Н. Носова.

Биографические сведения о Н.Н.Носове.

Учитель: Н.Н. Носов говорил: “Стать писателем
мне захотелось потому, что у меня была интересная
жизнь и у меня было много о чём порассказать
людям”.

Ученица: Он много знал и обладал от природы
разнообразными талантами, и многое в жизни ему
пришлось испробовать. Ещё в юности ему случалось
быть землекопом и косарем, возчиком брёвен и
рабочим кирпичного завода, он увлекался химией и
фотографией, учился играть на скрипке и
мандолине, играл в шахматы, выпускал рукописный
журнал “Икс”. А потом поступил в Московский
институт кинематографии и стал работать в кино,
снимать разные учебные, научные и
мультипликационные фильмы.

Как и многие знаменитые писатели, Н.Н.Носов
сначала сочинял сказки и рассказы просто так –
для своего маленького сынишки. А потом один свой
рассказ “Затейники” он отнёс в журнал
“Мурзилка”. Это было в 1938 году.

Знакомство с выставкой книг Н.Н.Носова.

Учитель: Н.Н.Носов – автор таких
произведений как “Мишкина каша”, “Живая
шляпа”, “Фантазёры”. За этим рассказом
последовали другие. Посмотрите на нашу выставку
книг. Широкую известность принесли автору
повести о школьной жизни: “Весёлая семейка”,
“Дневник Коли Синицына”, “Витя Малеев в школе и
дома”, а также целая серия романов – сказок
“Приключения Незнайки и его друзей”, “Незнайка
в Солнечном городе”, “Незнайка на Луне”.
Персонажи этих книг полюбились не только нашим,
но и зарубежным ребятам. Их знают в Голландии,
Польше, Чехии, Словакии. Аргентине, Болгарии,
Индии, Франции, Вьетнаме, Румынии и даже в Японии.
Так что кто ещё не знаком с ними, отправляйтесь в
нашу библиотеку. Уверяю вас, вы не пожалеете.

Н.Н.Носов умер 31 год назад. Но все до настоящего
времени с удовольствием читают его произведения.

4. Физкультминутка

Незнайка: А сейчас объявляется
антракт. Давайте немного отдохнём.

5. Первичное чтение

– Угадайте название рассказа Н. Носова.

Я забрался в огород, зонт зелёный там растет.
Кто-то хитрый под зонтом отыскал тенистый дом.
Эй, ты кто? Ищу, зову, разгребаю я ботву.
Вот он! Вот он! Мой хитрец – вкусный, спелый
огурец!

А теперь я прочту вам рассказ Н.Н.Носова “
Огурцы” (Звучит фонограмма.)

– Кто главный герой этого произведения?

А сейчас для вас, как для начинающих актёров,
задание: отработать чтение “трудных” слов.

6. Подготовка к восприятию

(стр. 115 учебника.)

а) читай целыми словами.

место – поместил – поместились.

б) Читай первый раз плавно, по слогам, затем –
целыми словами.

о-гля-ды-вать-ся – оглядываться
о-ста-но-вил-ся – остановился

в) Читай внимательно.

Соврал – сорвал
Совать – соврать
Нарвали – наврали
Выпрошу – выброшу.

7. Чтение и анализ рассказа Н. Носова

– Хорошо. Теперь вы готовы к самостоятельному
чтению этого текста. Читать будете по “цепочке”.
Обратите внимание на знаки препинания в конце
предложений.

а) чтение учеником вслух до слов: “…Котька
начал вынимать огурцы из карманов”.

– Предположите, что могло произойти дальше с
Котькой?

(Ответы 1–2 учеников.)

– Озаглавьте эту часть. (Котька пришёл домой
радостный.)

б) Выразительное чтение учащихся до слов:
“Котька повернулся и медленно – медленно пошёл
по улице”.

Автор; мама; Котька:

Это I часть – вступление, из которого мы
узнали, в какой обстановке будет развиваться
действие.

– Что мы узнали о двух друзьях?

– Как вы относитесь к поступку Павлика?

– Какой Павлик? (Хитрый, неискренний – эти
слова вывешиваются на доске.)

– Каким вы представляете Котьку? (Глупый,
доверчивый.)

– Чему радовался Котька? – Какая у Котьки мама?
В чём проявляется её строгость? Справедливость?
Доброта? Настойчивость? В чём проявляется её
любовь к сыну?

– Озаглавьте эту часть. (Пусть лучше у меня не
будет сына.)

в) Чтение II части до слов: “ Котька
побежал домой…”

– Это Кульминация – наивысшая точка
развития сюжета, в которой конфликт максимально
обострён и требует немедленного разрешения. Что
думал Котька, когда шёл по улице? (Зачитать.)

– Какие чувства испытывал Котька? (Досаду,
печаль, тревогу, волнение, страх.)

– Какие черты характера проявились здесь у
Котьки?

– Каким изобразил его автор?

– Что ещё можно сказать о Котьке? (Доверчивый,
честный.)

– Каким был дедушка-сторож? (Честным,
трудолюбивым.)

– В чём вы почувствовали его строгость? (Зачитать:
“А ты на Павлика не смотри…”)

– В чём проявилась доброта дедушки? (Мудрый –
не кричал, не наказал.)

– Озаглавьте эту часть. (Встреча с дедушкой –
сторожем)

г) чтение III части учащимися вслух. (Развязка –
логическое заключение).

– Каким вы видите здесь Котьку? Какими словами
характеризуется отношение дедушки к Котьке? (“Сынок”.)

– Почему дедушка так обращается к мальчику?
Чему радовался Котька в конце рассказа?
Озаглавьте III часть рассказа. (Одобрение
дедушки.)

– Каким вы увидели мальчика? Понравился ли вам
герой рассказа? Почему?

– Найдите в этом рассказе предложение, в
котором выражена главная мысль. (“А ты на Павлика
не смотри, сам понимать должен”.) Сделайте вывод.

Вывод: Вот, что бывает с человеком,
когда он совершает необдуманный поступок.

– От чьёго имени ведётся рассказ?

Так как вы актёры, попробуйте проинсценировать
этот рассказ.

Озвучим эти картины.

Автор; Мама; Котька; Сторож.

Найдём интонацию чтения, исходя из содержания
текста и понимания поступка и характера героя
рассказа. С каким подтекстом звучать фразы мамы?

(Необходимо выразить возмущение, строгость.)

– Какую интонацию используем в репликах Котьки
на протяжении всего рассказа:

  • Радость
  • чувство удивления
  • досады
  • растерянности
  • плач

8. Проверка знания текста

На доске приготовлены листочки. Необходимо
последовательно их распределить.

  1. Котька пришёл домой радостным.
  2. Всё равно они уже расти не будут.
  3. Пусть лучше у меня не будет сына…
  4. Он шёл по улице и плакал. Ему было страшно.
  5. А ты на Павлика не смотри, сам…
  6. На душе у него было радостно.

(На доске запись этих предложений.)

– Молодцы! Справились!

Из трёх пословиц выберите одну, которая
выражает главную мысль этого произведения:

  • Стыдно сказать, а грех утаить.
  • Есть совесть, есть и стыд, а стыда нет, и совести
    нет.
  • Правда дороже золота.

В заключении урока хочу вас спросить, так
почему свой рассказ Н.Носов назвал “Огурцы”? (Огурцы
были испытанием для Котьки. Из всего
случившегося он вышел достойно.)

9. Подведение итогов

– Молодцы! Вы отлично справились. Сегодня на
уроке вы показали себя настоящими актёрами:
выразительно читали, работали над текстом,
инсценировали отрывок. Я думаю, когда вы
подрастёте, вас с удовольствием возьмут работать
в любой театр.

– Чью работу на уроке вы бы хотели отметить?

– Какую оценку поставите?

– С каким настроением вы заканчиваете урок?

– Покажите мне его при помощи “маленького
человечка”.

– На этом наше путешествие закончено. Всем
спасибо за урок.

10. Домашнее задание

стр. 115–119 “озвучить” иллюстрации к рассказу.

Оценка класса.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Нормативный метод изучения экономической теории предполагает различные сценарии
  • Нормальный сценарий на 23 февраля
  • Нормальный праздник есть сегодня
  • Нормальные люди сценарий
  • Ноябрьские праздники день матери