Сценарий по расссказу Н. Носова «Огурцы»
Рассказчик 1: Один раз Павлик взял с собой Котьку на реку ловить рыбу. Но в этот день им не повезло: рыба совсем не клевала.
Рассказчик 2: Зато когда шли обратно, они забрались в огород и набрали полные карманы огурцов. Сторож заметил их и засвистел в свисток. Они от него бежать.
(По дороге домой Павлик отдал свои огурцы Котьке. Котька пришёл домой радостный)
Котька: Мама, я тебе огурцов принёс!
Мама: Где ты их взял?
Котька: На огороде.
Мама: Кто ж тебе позволил?
Котька: Никто, я сам нарвал.
Мама: Значит, украл?
Котька: Нет, не украл, а так просто… Павлик брал, а мне нельзя, что ли? Ну, я и взял.
(Котька начал вынимать огурцы из карманов)
Мама: Постой, постой! Не выгружай! Сейчас же неси их обратно!
Котька: Куда ж я их понесу? Они на грядке росли, а я сорвал. Всё равно они теперь уже расти не будут.
Мама: Ничего, отнесёшь и положишь на той же грядке, где сорвал.
Котька: Там сторож. Он нам свистел, а мы убежали.
Мама: Вот видишь, что делаете! А если б он поймал вас?
Котька: Он не догнал бы. Он уже старенький дедушка.
Мама: Ну как тебе не стыдно! Ведь дедушка за эти огурцы отвечает. Узнают, что огурцы пропали, скажут, что дедушка виноват. Хорошо будет?
(Мама стала совать огурцы обратно Котьке в карман)
Котька: Не пойду я! У дедушки ружьё. Он выстрелит и убьёт меня.
Мама: И пусть убьёт! Пусть лучше у меня совсем не будет сына, чем будет сын вор!
Котька: На дворе темно. Я боюсь.
Мама: А брать не боялся? Или неси огурцы, или совсем уходи из дому, ты мне не сын!
Рассказчик 1: Котька повернулся и медленно-медленно пошёл по улице. Он шёл и плакал. Ему было страшно.
Котька: Павлику хорошо! Он мне свои огурцы отдал, а сам дома сидит. Ему небось не страшно!
Рассказчик 2: Вышел Котька из деревни и пошёл полем. От страха он не помнил, как добрался до огорода.
Сторож: Ты чего плачешь?
Котька: Дедушка, я принёс огурцы обратно.
Сторож: Какие огурцы?
Котька: А которые мы с Павликом нарвали. Мама сказала, чтоб я отнёс обратно.
Сторож: Это, значит, я вам свистел, а вы всё-таки огурцы-то стащили. Нехорошо!
Котька: Павлик брал, и я взял. Он мне и свои огурцы отдал.
Сторож: А ты на Павлика не смотри, сам понимать должен. Ну, больше не делай так. Давай огурцы и иди домой.
(Котька вытащил огурцы и положил их на грядку)
Сторож: Ну, все, что ли?
Котька: Нет… одного не хватает…
Сторож: Почему не хватает, где же он?
Котька: Дедушка, я один огурец съел. Что теперь будет?
Сторож: Ну что ж будет? Ничего не будет. Съел, ну и съел. На здоровье.
Котька: А вам, дедушка, ничего не будет за то, что огурец пропал?
Сторож: Нет, за один огурец ничего не будет.
Котька: Дедушка, дедушка!
Сторож: Ну что ещё?
Котька: А этот вот огурец, что я съел, как будет считаться – украл я его или нет?
Сторож: Ну чего там, пусть не украл.
Котька: А как же?
Сторож: Ну, считай, что я тебе подарил его.
Котька: Спасибо, дедушка! Я пойду.
Рассказчик 1: Котька во весь дух помчался по полю и, уже не спеша, пошёл по деревне домой.
Рассказчик 2: На душе у него было радостно.
Конспект занятия по развитию речи
Цель: Знакомство детей с новыми веселыми произведениями Н.Носова.
Задачи:
Образовательные:
-
Углублять и расширять знания детей о творчестве Н.Н. Носова
Развивающие:
-
Развивать чувство юмора, творческое воображение;
-
Развивать память, внимание, воображение;
Воспитательные:
-
Прививать любовь к книгам.
Предварительная работа:
Размещение в «литературной гостиной» иллюстраций произведений Н.Носова, его портрет и книги.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, вы любите веселые рассказы?
Слайд 1
Воспитатель: Я очень люблю рассказы детского писателя Николая Носова.
СЛАЙД№2-3
Он написал много детских рассказов. Любимые сказки «Незнайка в солнечном городе», «Незнайка на луне».
Слайд 4
Николай рос в большой семье, были еще два брата и сестренка, а их папа был актером. Николаю очень нравились выступления отца, в семье даже думали, что он пойдет по стопам родителя. В детстве, Николая Носова мама и папа ласково называли его Кока. Николай решил научиться играть на скрипке, представляя себя музыкантом. Но, оказалось, что это не так-то просто, и Коля забросил скрипку. Увлекался он и фотографией, шахматами, игрой на мандолине, даже собак дрессировал. Мальчик не мечтал стать детским писателем.
Слайд №5
Писать рассказы Носов стал, когда у него уже подрастал сынишка. И писались эти занимательные истории именно для него. Просто нужно было сочинять что-то забавное для сынишки и его друзей — ребят из детского сада.
Слайд №6
А через много лет он был уже известным писателем и получил престижную государственную премию за свое творчество!
Эти рассказы стали невероятно популярны. Они печатались в детских журналах «Мурзилка», «Костер», «Затейники».
Рассказы и повести Николая Николаевича о реальной жизни ребят, в которой мы можем узнать себя, но и обстановку в которой живём. В них рассказывается о таких же, как вы непоседах и фантазерах – словом об обычных мальчиках и девочках. Например, однажды с племянником Николая Николаевича случилась такая история.
Мальчик гулял и увидел за овощной палаткой бочку с солёными огурцами. Что было дальше? В рассказе «Огурцы» дети взяли чужие овощи не из бочки, а с чужого огорода, а всё остальное описано в нём так, как было в жизни.
Физкультминутка.
Воспитатель:
Сейчас мы отдохнём, проведём веселую физкультминутку.
Раз – два – три – четыре – пять (руки согнули в локтях, поставили на стол и под счет загибаем пальцы)
Начинаем мы играть! (вращательные движения кулачками)
Все глаза свои закрыли (закрывают глаза руками)
И головки опустили, (опускают голову)
А когда откроем глазки (поднять голову, отвести руки)
Попадём в рассказы, сказки, (поднимают вверх руки)
Сказка даст нам отдохнуть (махи руками)
Отдохнем — и снова в путь! (отпускаем руки)
Воспитатель:
Садимся на места.
Я прочитаю Вам рассказ: «Огурцы».
Садитесь поудобнее, рассказ начинается. Чтение рассказа «Огурцы».
СЛАЙД №8
Один раз Павлик взял с собой Котьку на реку ловить рыбу.
Но в этот день им не повезло: рыба совсем не клевала. Зато когда шли обратно, они забрались в колхозный огород и набрали полные карманы огурцов. Колхозный сторож заметил их и засвистел в свисток. Они от него бежать. По дороге домой Павлик подумал, как бы ему дома не досталось за то, что он лазит по чужим огородам. И он отдал свои огурцы Котьке.
СЛАЙД № 9
Котька пришел домой радостный:
— Мама, я тебе огурцов принес!
Мама посмотрела, а у него полные карманы огурцов, и за пазухой огурцы лежат, и в руках еще два больших огурца.
— Где ты их взял? — говорит мама.
— На огороде.
— На каком огороде?
— Там, у реки, на колхозном.
— Кто ж тебе позволил?
— Никто, я сам нарвал.
— Значит, украл?
— Нет, не украл, а так просто… Павлик брал, а мне нельзя, что ли? Ну, и я взял.
Котька начал вынимать огурцы из карманов.
— Постой, постой! Не выгружай! — говорит мама,
— Почему?
— Сейчас же неси их обратно!
— Куда ж я их понесу? Они на грядке росли, а я сорвал. Все равно они теперь уже расти не будут.
— Ничего, отнесешь и положишь на той же грядке, где сорвал.
— Ну, я их выброшу.
— Нет, не выбросишь! Ты их не садил, не растил, не имеешь права и выбрасывать.
Котька стал плакать:
— Там сторож. Он нам свистел, а мы убежали.
— Вот видишь, что делаете! А если б он поймал вас?
— Он не догнал бы. Он уже старенький дедушка.
— Ну как тебе не стыдно! — говорит мама. — Ведь дедушка за эти огурцы отвечает. Узнают, что огурцы пропали, скажут, что дедушка виноват. Хорошо будет?
Мама стала совать огурцы обратно Котьке в карман. Котька плакал и кричал:
— Не пойду я! У дедушки ружье. Он выстрелит и убьет меня.
— И пусть убьет! Пусть лучше у меня совсем не будет сына, чем будет сын вор.
— Ну, пойдем со мной, мамочка! На дворе темно. Я боюсь.
— А брать не боялся?
Мама дала Котьке в руки два огурца, которые не поместились в карманах, и вывела его за дверь.
— Или неси огурцы, или совсем уходи из дому, ты мне не сын!
Котька повернулся и медленно-медленно пошел по улице.
СЛАЙД №10
Уже было совсем темно.
«Брошу их тут, в канаву, а скажу, что отнес, — решил Котька и стал оглядываться вокруг.
— Нет, отнесу: еще кто-нибудь увидит и дедушке из-за меня попадет».
Он шел по улице и плакал. Ему было страшно.
«Павлику хорошо! — думал Котька. — Он мне свои огурцы отдал, а сам дома сидит. Ему небось не страшно».
Вышел Котька из деревни и пошел полем. Вокруг не было ни души. От страха он не помнил, как добрался до огорода. Остановился возле шалаша, стоит и плачет все громче и громче.
Сторож услышал и подошел к нему.
— Ты чего плачешь? — спрашивает.
— Дедушка, я принес огурцы обратно.
— Какие огурцы?
— А которые мы с Павликом нарвали. Мама сказала, чтоб я отнес обратно.
— Вот оно какое дело! — удивился сторож. — Это, значит, я вам свистел, а вы все-таки огурцы-то стащили. Нехорошо!
— Павлик брал, и я взял. Он мне и свои огурцы отдал.
— А ты на Павлика не смотри, сам понимать должен. Ну, больше не делай так. Давай огурцы и иди домой.
Котька вытащил огурцы и положил их на грядку.
СЛАЙД №11
— Ну, все, что ли? — спросил старик.
— Нет… одного не хватает, — ответил Котька и снова заплакал.
— Почему не хватает, где же он?
— Дедушка, я один огурец съел. Что теперь будет?
— Ну что ж будет? Ничего не будет. Съел, ну и съел. На здоровье.
— А вам, дедушка, ничего не будет за то, что огурец пропал?
— Ишь ты какое дело! — усмехнулся дедушка. — Нет, за один огурец ничего не будет. Вот если б ты не принес остальных, тогда да, а так нет.
Котька побежал домой.
СЛАЙД № 12
Потом вдруг остановился и закричал издали:
— Дедушка, дедушка!
— Ну что еще?
— А этот вот огурец, что я съел, как будет считаться — украл я его или нет?
— Гм! — сказал дед. — Вот еще какая задача! Ну чего там, пусть не украл.
— А как же?
— Ну, считай, что я тебе подарил его.
— Спасибо, дедушка! Я пойду.
— Иди, иди, сынок.
Котька во весь дух помчался по полю, через овраг, по мостику через ручей и, уже не спеша, пошел по деревне домой. На душе у него было радостно.
Воспитатель: Ребята, вам понравился рассказ «Огурцы»? (ответы детей)
СЛАЙД № 13 Мы ценим все строки, оставшиеся нам от Николая Николаевича, каждую его сказку, рассказ и повесть.
6
Яковлева Галина Игоревна
учитель начальных классов
МБОУ «СШ № 35»
город Смоленск
Тема урока: Н. Носов «Огурцы»
Цели урока:
а) — постичь художественную идею произведения (тайное всегда
становится явным); определить главную мысль произведения;
—формировать начальные литературные представления и
читательские умения работы с текстом (умение разбираться в
эмоциональном настрое произведения, его героев, отношении автора к
персонажам; умение постигать смысл описанных фактов и изменение
эмоционального состояния героев; умение выражать к поступкам
героев свое отношение);
—совершенствовать навык чтения в процессе многократного
возвращения к тексту (беглость, правильность, сознательность,
выразительность – умение передавать эмоциональный тон
персонажей);
б) развивать монологическую речь, воссоздающее воображение,
умение грамотно строить свои суждения; мыслительные процессы
(анализ – синтез, сравнение, обобщение);
в) воспитывать морально – этические качества (честность,
порядочность, умение признаться в содеянном и раскаяться).
Ход урока.
1. Мотивация
— Ребята, мы начали изучать новый раздел нашего учебника «Тайное
всегда становится явным». Как вы понимаете эту фразу?
— Какое произведение вы читали дома? Кто его автор?
— Не было ли в вашей жизни таких событий?
— К какому выводу вы прищли в результате?
— Сегодня мы с вами будем читать еще одно произведение этого
раздела. Его написал один замечательный детский писатель, портрет
которого вы видите на доске.
— Кто он? О ком и о чем он писал свои произведения?
— Какие рассказы этого писателя вы знаете?
— Вы любите произведения этого автора?
Итак, сегодня мы читаем рассказ Н. Н. Носова «Огурцы».
2. Подготовка к первичному восприятию.
Цель: создать эмоциональную атмосферу, настроить детей на
восприятие произведения.
Знаете ли вы, что Н. Н. Носов стал писателем…случайно! В школьные
годы он мечтал стать музыкантом, потом забросил скрипку и увлекся
химией, даже хотел стать ученым—химиком… Но выбрал профессию
режиссера. Почти двадцать лет своей жизни Николай Носов отдал кино. А
потом у него родился сынишка. Как и все малыши, он любил пошалить и
повеселиться, иногда безобразничал. Николай Николаевич Носов думал: как
же мне научить своего сынишку жить и поступать правильно, вырастить его
хорошим человеком? А однажды взял да и сочинил для сынишки и его
друзей — дошкольников небольшие забавные рассказы. Ребята были в
восторге от рассказов и требовали придумать еще и еще.
Во—первых, равнодушно читать эти рассказы было нельзя. Невольно
возникал смех и веселое настроение.
Во—вторых, герои Носова были такие же девчонки и мальчишки, как и
ребятишки. Они шалят и безобразничают, попадают в смешные и грустные
истории, их голова постоянно была занята неожиданными замыслами. Какие—
то на радость им сбываются, другие с треском проваливаются. Набивая себе
шишки, они пробуют найти выход , пока не найдут допущенную ошибку.
Читая и слушая эти рассказы, не только насмеешься, но и обязательно
серьезно задумаешься о своей жизни, учебе, поступках: а добрый ли и
честный я, человечный и смелый ли?
Вот и сегодня нам предстоит задуматься над одним поступком
мальчика, который он совершил и понять, почему это с ним произошло и
правильно ли он поступил.
Давайте предположим, о чем пойдет речь в рассказе. Какова будет его
тема?
3. Первичное целостное восприятие.
Рассказ читает учитель.
4. Проверка первичного восприятия.
Цель: определить, общую эмоциональную направленность произведения или
состояния героя; выяснить, что дети увидели в тексте самостоятельно, а в
чем испытывают затруднения, что прошло мимо внимания; внести поправки
в ход урока.
—Понравился ли вам рассказ? Подтвердились ли наши предположения?
— Какова его тема?
—Когда вы слушали, какие чувства у вас вызвал поступок мальчика?
—А какие чувства испытывал сам мальчик?
5. Постановка учебной задачи.
Цель: пробудить в детях потребность в перечитывании и обдумывании
текста, увлечь аналитической работой.
— Как вы думаете, почему же этот хороший мальчишка совершил
плохой поступок и действительно ли этот поступок плох? Правильно ли
поступила мама мальчика, заставив нести огурцы обратно? Ведь все равно
назад их посадить уже нельзя. И проще оставить их дома.
—Чтобы найти ответ на этот вопрос, надо внимательно и вдумчиво
перечитать рассказ и внимательно отнестись к деталям.
6. Вторичное восприятие текста.
Цель: а) знакомство с персонажами; связями и причинами их поступков;
ориентировка в структуре и языке рассказа;
б) совершенствовать навык чтения в процессе
А) Чтобы понять смысл, надо читать правильно и бегло. В этом нам
помогут подготовительные упражнения к тексту (с.115).
Как понять? (словарная работа)
Колхоз, канава, шалаш,
Б) Перечитайте текст самостоятельно.
Определите главных героев и второстепенных персонажей. Определите
по словам автора как менялось душевное состояние Котьки. Возможно, в
тексте вы найдете причину поступков героев.
7. Анализ произведения.
Цель: формировать умения осмысливать, воссоздавать, воспроизводить
прочитанное; учить адекватно воспринимать те выразительные средства, с
которыми дети встречаются при чтении; воссоздавать в воображении
картины, изображенные писателем: определять задачу своего чтения.
— Назовите главных героев: Котька, мама.
— Какие второстепенные персонажи встретились? (Павлик – друг
Котьки, сторож – старик).
— Каков сюжет, основные события, происходящие в рассказе?
— Давайте нарисуем словесные картины к каждому эпизоду. Это
поможет нам понять эмоциональное состояние каждого персонажа и
воссоздать в воображении картину происходящих в рассказе событий.
1 эпизод. Котька принес маме огурцы.
— Какое настроение у мальчика? Подтвердите словами из текста.
Почему? (радуется огурцам, не осознавая своей вины – он хотел принести
маме огурцы, порадовать ее – запись на доске)
*Объекты рисования (что будем рисовать)
*Краски рисования (слова, с помощью которых будем рисовать)
*Представьте мысленно картину.
*Нарисуйте словами.
— Как вы сейчас относитесь к Котьке? Что про него думаете? А к его
другу?
Как надо прочесть этот эпизод? Что должны понять наши слушатели?
Какая интонация, темп. ЧИТАЕМ.
2 эпизод. Мама ругает Котьку.
— Как меняется настроение у мальчика? Подтвердите словами из текста.
Почему? (плачет от стыда, боиться расплаты – запись на доске)
*Объекты рисования (что будем рисовать)
*Краски рисования (слова, с помощью которых будем рисовать)
*Представьте мысленно картину.
*Нарисуйте словами.
— Как вы сейчас относитесь к Котьке? Что про него думаете? Права ли
мама? Как мама разговаривает с мальчиком? Почему?
Как надо прочесть этот эпизод? Что должны понять наши слушатели?
Какая интонация, темп? ЧИТАЕМ.
3 эпизод. Котька относит огурцы обратно.
— Какое настроение у мальчика теперь? Подтвердите словами из текста.
Почему? (испытывает облегчение и даже радость от того, что сумел
загладить свою вину – запись на доске).
*Объекты рисования (что будем рисовать)
*Краски рисования (слова, с помощью которых будем рисовать)
*Представьте мысленно картину.
*Нарисуйте словами.
— Как вы сейчас относитесь к Котьке? Что про него думаете? Нравится
ли вам старик – сторож? Почему? Как сторож разговаривает с мальчиком?
Почему он не стал его успокаивать, но и ругать не стал?
Как надо прочесть этот эпизод? Что должны понять наши слушатели?
Какая интонация, темп. ЧИТАЕМ.
—Обратите внимание на глаголы, обозначающие как Котька ходит в
разных эпизодах: пришел, медленно—медленно пошел, во весь дух помчался,
не спеша пошел по деревне. Почему в разных эпизодах употреблены разные
глаголы?
8. Синтез.
Цель: осознать художественную идею рассказа и тот путь, который привел к
этому осознанию.
Итак, какова позиция каждого персонажа в рассказе?
—Как меняется точка зрения Котьки на свой поступок в течении
рассказа?
—А какова авторская точка зрения на поступок Котьки?
—Какова главная мысль произведения? (Тайное всегда становится
явным, чувство вины – самое тяжелое чувство, а радость раскаяния и
прощения – самое легкое и приятное чувство. Никогда не надо врать,
скрывать что—то. Лучше сразу во всем признаться, если совершил ошибку). А
людям надо быть великодушными к тем, кто признал свою ошибку.
Понравился ли вам рассказ?
—ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ РАССКАЗА.
9. Домашнее задание.
Цель: побудить к перечитыванию рассказа под новым углом зрения.
Давайте разыграем этот рассказ в Радиотеатре, а для этого подготовьте
чтение по ролям, продумывая не только выразительное чтение, но и мимику,
жесты.
Примечание.
Оценивание производится сразу после чтения детьми отрывков. Дается
краткий анализ из работы и выставляется отметка.
Цели: Развитие у детей способности
полноценно воспринимать художественное
произведение, сопереживать героям, эмоционально
откликаться на прочитанное; развитие
скорочтения, освоение форм драматизации.
Задачи:
- Формирование умения определять и анализировать
композицию произведения; - Умение анализировать характер и поступки
героев; - Умение составлять план рассказа.
- Развивать умение сравнивать, обобщать, делать
выводы; - Совершенствовать навыки выразительного чтения;
- Воспитание нравственных качеств личности.
Оборудование:
- Портрет писателя Н.Н. Носова
- Выставка книг писателя
- Набор карточек с названиями его произведений
- Отрывки из произведений для чтецкой разминки
- Карточки с пословицами, словами синонимами для
тренировки многосложных слов из рассказа - “Толковый словарь русского языка” С.И. Ожегова
- Кассеты с записью из мультфильма о Незнайке для
физкультминутки
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель:
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
– Ребята, сегодня я предлагаю провести наш урок
литературного чтения немного иначе, чем всегда.
Давайте отправимся с вами в театр, где вы
попробуете проявить себя в роли актёров.
Все уселись на свои места, настроились на
работу. С каким настроением вы пришли? Покажите
мне его при помощи “маленького человечка”.
Обозначьте своё настроение.
2. Проверка домашнего задания
– Давайте проверим, все ли готовы к нашему
путешествию. Посмотрим, как вы выполнили
домашнее задание.
– На прошлом уроке мы познакомились со
шведской сказкой “Принцесса-лгунья”
- Найдите и прочитайте, за что принцесса
полюбила пастуха. - Кто помог Перу? Каким образом? Почему?
- Кто из героев сказки принадлежит чудесному
миру? - Дома вы должны были нарисовать девушку-звезду,
какой вы её себе представляете? (рис. на доске). - Какая идея этой сказки?
- Какая пословица подходить больше всего к нашей
сказке?
- Слово пуще стрелы разит.
- Лучше горькая, правда, чем сладкая ложь.
- “Кто вчера солгал, тому, и завтра не поверят”.
- Прочитайте пословицу медленно.
- Подумайте, о чём говориться в скороговорке
- Проговорите пословицу несколько раз: сначала
медленно, а затем всё быстрее и быстрее. - Произнесите пословицу несколько раз вслух в
быстром темпе. - Кто без ошибок быстрее произнесёт пословицу.
- Произнесите пословицу с разной интонацией:,
выражая радость, грусть, удивление, гнев, страх, с
! , с ?. интонацией. - Произнесите пословицу, выделяя на каждое слово
ударение.
3. Подготовка к восприятию текста
– Молодцы! Я вижу, все хорошо подготовились, и
мы можем отправляться в театр. Закройте все
глаза. Раз! Два! Три! Открываем глаза.
(На доске – рисунок театра.)
Вот мы и в театре. Теперь я для вас не учитель, а
главный режиссёр. А вы для меня – актёры. Сегодня
мы познакомимся с новым рассказом. Встречайте
главного актёра театра.
Коротышка озорной
В яркой шляпе голубой.
Неумейка и зазнайка
И зовут его…Незнайка.
(Звучит музыка, появляется сказочный
персонаж Незнайка.)
Незнайка: Здравствуйте, ребята! Вы
меня узнали? Я – Незнайка! А знаете ли вы, кто
придумал меня и всех моих друзей из Цветочного
города? Это писатель Николай Николаевич Носов. Но
он писал книги не только о нас – сказочных
человечках, но и о таких ребятах, как вы.
Ребята, книжки Н.Носова в библиотеке всегда
самые потрёпанные. Как вы думаете, почему?
Правильно, их читают, они никогда не залеживаются
на полках.
Незнайка: Ребята, а что вы знаете о
самом писателе Н.Н.Носове?
(Свободные высказывания детей.)
На доске портрет Н. Носова.
Биографические сведения о Н.Н.Носове.
Учитель: Н.Н. Носов говорил: “Стать писателем
мне захотелось потому, что у меня была интересная
жизнь и у меня было много о чём порассказать
людям”.
Ученица: Он много знал и обладал от природы
разнообразными талантами, и многое в жизни ему
пришлось испробовать. Ещё в юности ему случалось
быть землекопом и косарем, возчиком брёвен и
рабочим кирпичного завода, он увлекался химией и
фотографией, учился играть на скрипке и
мандолине, играл в шахматы, выпускал рукописный
журнал “Икс”. А потом поступил в Московский
институт кинематографии и стал работать в кино,
снимать разные учебные, научные и
мультипликационные фильмы.
Как и многие знаменитые писатели, Н.Н.Носов
сначала сочинял сказки и рассказы просто так –
для своего маленького сынишки. А потом один свой
рассказ “Затейники” он отнёс в журнал
“Мурзилка”. Это было в 1938 году.
Знакомство с выставкой книг Н.Н.Носова.
Учитель: Н.Н.Носов – автор таких
произведений как “Мишкина каша”, “Живая
шляпа”, “Фантазёры”. За этим рассказом
последовали другие. Посмотрите на нашу выставку
книг. Широкую известность принесли автору
повести о школьной жизни: “Весёлая семейка”,
“Дневник Коли Синицына”, “Витя Малеев в школе и
дома”, а также целая серия романов – сказок
“Приключения Незнайки и его друзей”, “Незнайка
в Солнечном городе”, “Незнайка на Луне”.
Персонажи этих книг полюбились не только нашим,
но и зарубежным ребятам. Их знают в Голландии,
Польше, Чехии, Словакии. Аргентине, Болгарии,
Индии, Франции, Вьетнаме, Румынии и даже в Японии.
Так что кто ещё не знаком с ними, отправляйтесь в
нашу библиотеку. Уверяю вас, вы не пожалеете.
Н.Н.Носов умер 31 год назад. Но все до настоящего
времени с удовольствием читают его произведения.
4. Физкультминутка
Незнайка: А сейчас объявляется
антракт. Давайте немного отдохнём.
5. Первичное чтение
– Угадайте название рассказа Н. Носова.
Я забрался в огород, зонт зелёный там растет.
Кто-то хитрый под зонтом отыскал тенистый дом.
Эй, ты кто? Ищу, зову, разгребаю я ботву.
Вот он! Вот он! Мой хитрец – вкусный, спелый
огурец!
А теперь я прочту вам рассказ Н.Н.Носова “
Огурцы” (Звучит фонограмма.)
– Кто главный герой этого произведения?
А сейчас для вас, как для начинающих актёров,
задание: отработать чтение “трудных” слов.
6. Подготовка к восприятию
(стр. 115 учебника.)
а) читай целыми словами.
место – поместил – поместились.
б) Читай первый раз плавно, по слогам, затем –
целыми словами.
о-гля-ды-вать-ся – оглядываться
о-ста-но-вил-ся – остановился
в) Читай внимательно.
Соврал – сорвал
Совать – соврать
Нарвали – наврали
Выпрошу – выброшу.
7. Чтение и анализ рассказа Н. Носова
– Хорошо. Теперь вы готовы к самостоятельному
чтению этого текста. Читать будете по “цепочке”.
Обратите внимание на знаки препинания в конце
предложений.
а) чтение учеником вслух до слов: “…Котька
начал вынимать огурцы из карманов”.
– Предположите, что могло произойти дальше с
Котькой?
(Ответы 1–2 учеников.)
– Озаглавьте эту часть. (Котька пришёл домой
радостный.)
б) Выразительное чтение учащихся до слов:
“Котька повернулся и медленно – медленно пошёл
по улице”.
Автор; мама; Котька:
Это I часть – вступление, из которого мы
узнали, в какой обстановке будет развиваться
действие.
– Что мы узнали о двух друзьях?
– Как вы относитесь к поступку Павлика?
– Какой Павлик? (Хитрый, неискренний – эти
слова вывешиваются на доске.)
– Каким вы представляете Котьку? (Глупый,
доверчивый.)
– Чему радовался Котька? – Какая у Котьки мама?
В чём проявляется её строгость? Справедливость?
Доброта? Настойчивость? В чём проявляется её
любовь к сыну?
– Озаглавьте эту часть. (Пусть лучше у меня не
будет сына.)
в) Чтение II части до слов: “ Котька
побежал домой…”
– Это Кульминация – наивысшая точка
развития сюжета, в которой конфликт максимально
обострён и требует немедленного разрешения. Что
думал Котька, когда шёл по улице? (Зачитать.)
– Какие чувства испытывал Котька? (Досаду,
печаль, тревогу, волнение, страх.)
– Какие черты характера проявились здесь у
Котьки?
– Каким изобразил его автор?
– Что ещё можно сказать о Котьке? (Доверчивый,
честный.)
– Каким был дедушка-сторож? (Честным,
трудолюбивым.)
– В чём вы почувствовали его строгость? (Зачитать:
“А ты на Павлика не смотри…”)
– В чём проявилась доброта дедушки? (Мудрый –
не кричал, не наказал.)
– Озаглавьте эту часть. (Встреча с дедушкой –
сторожем)
г) чтение III части учащимися вслух. (Развязка –
логическое заключение).
– Каким вы видите здесь Котьку? Какими словами
характеризуется отношение дедушки к Котьке? (“Сынок”.)
– Почему дедушка так обращается к мальчику?
Чему радовался Котька в конце рассказа?
Озаглавьте III часть рассказа. (Одобрение
дедушки.)
– Каким вы увидели мальчика? Понравился ли вам
герой рассказа? Почему?
– Найдите в этом рассказе предложение, в
котором выражена главная мысль. (“А ты на Павлика
не смотри, сам понимать должен”.) Сделайте вывод.
Вывод: Вот, что бывает с человеком,
когда он совершает необдуманный поступок.
– От чьёго имени ведётся рассказ?
Так как вы актёры, попробуйте проинсценировать
этот рассказ.
Озвучим эти картины.
Автор; Мама; Котька; Сторож.
Найдём интонацию чтения, исходя из содержания
текста и понимания поступка и характера героя
рассказа. С каким подтекстом звучать фразы мамы?
(Необходимо выразить возмущение, строгость.)
– Какую интонацию используем в репликах Котьки
на протяжении всего рассказа:
- Радость
- чувство удивления
- досады
- растерянности
- плач
8. Проверка знания текста
На доске приготовлены листочки. Необходимо
последовательно их распределить.
- Котька пришёл домой радостным.
- Всё равно они уже расти не будут.
- Пусть лучше у меня не будет сына…
- Он шёл по улице и плакал. Ему было страшно.
- А ты на Павлика не смотри, сам…
- На душе у него было радостно.
(На доске запись этих предложений.)
– Молодцы! Справились!
Из трёх пословиц выберите одну, которая
выражает главную мысль этого произведения:
- Стыдно сказать, а грех утаить.
- Есть совесть, есть и стыд, а стыда нет, и совести
нет. - Правда дороже золота.
В заключении урока хочу вас спросить, так
почему свой рассказ Н.Носов назвал “Огурцы”? (Огурцы
были испытанием для Котьки. Из всего
случившегося он вышел достойно.)
9. Подведение итогов
– Молодцы! Вы отлично справились. Сегодня на
уроке вы показали себя настоящими актёрами:
выразительно читали, работали над текстом,
инсценировали отрывок. Я думаю, когда вы
подрастёте, вас с удовольствием возьмут работать
в любой театр.
– Чью работу на уроке вы бы хотели отметить?
– Какую оценку поставите?
– С каким настроением вы заканчиваете урок?
– Покажите мне его при помощи “маленького
человечка”.
– На этом наше путешествие закончено. Всем
спасибо за урок.
10. Домашнее задание
стр. 115–119 “озвучить” иллюстрации к рассказу.
Оценка класса.