Новогодние праздники на древней руси

В России дата начала года менялась несколько раз, пока Пётр I не утвердил её окончательный вариант.

Зимнее солнцестояние — начало славянского года

Традиционные общества, главным занятием для которых было земледелие, имели совершенно другое представление о времени, нежели в нашу эпоху. Более того, древние славяне жили не по солнечному календарю, как мы, а по лунному, что налагает существенные отличия в измерении времени.

Славяне – прежде всего, земледельческое племя.

Славяне-земледельцы. Источник: Pinterest

Зимние месяцы в северных широтах, на которых расселились славянские племена, характеризуются кратковременным появлением солнца и долгим тёмным временем суток. Понятно, что в такие дни крестьяне чаще всего сидели дома, занимались ремеслом и не могли работать в поле. Для наших предков зимнее солнцестояние, сутки, во время которых наблюдается самая длинная ночь, становилось поворотным пунктом в году.

До сих пор учёные спорят, когда же славяне отмечали Новый год: кроме январской гипотезы существуют предположения и о том, что отсчёт для наших предков начинался весной, с началом сельскохозяйственных работ. Точного ответа на этот вопрос, скорее всего, уже не будет. Ясно одно — конец декабря и начало января для дохристианской общины имел примерно такое же значение, как, например, известный праздник Ивана Купала. И многие традиции, имевшие и до сих пор имеющие место быть у россиян, берут своё начало ещё с языческих времён.

Нечистая сила: способы новогодней борьбы

В переводе на современный календарь новогодние празднества у древних славян проходили с 25 декабря по 6 января, а на первое число приходилась кульминация. Все 12 дней в центре поселения согревал тела и души жителей священный огонь в честь верховного божества. Присутствие костра в общине можно сравнить с нынешней наряженной ёлкой, пришедшей в Россию с принятием христианства.

Огонь — обязательный атрибут крупных праздников у древних славян.

Огонь — обязательный атрибут крупных праздников у древних славян. Источник: Pinterest

Особое место в обрядах дохристианских славян занимали святки, также длившиеся 12 дней. Их смысл немного поменялся с принятием на Руси христианства. Яркий пример можно увидеть в известном произведении Николая Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки». Переходный период конца декабря — начала января соотносился у славян с повышенной активностью нечистой силы. Граница между земным и потусторонним мирами стиралась, и жители деревни предпринимали значительные усилия, чтобы предохранить свой дом от пагубного влияния нечисти.

Обереги размещались в бане или прихожей, которые считались «воротами» в потусторонний мир. Всё хозяйство обходили вместе с «магическими вещами», чаще всего вениками или помелом, дабы защитить дом и скот от разгула нечистой силы. После этого скот выпускали на улицу, предварительно разместив во дворе кормушки. Пока животные трапезничали, хозяева обходили их по кругу три раза, после чего перебрасывали через них топор крест-накрест. Сохранение домашнего скота в сохранности — основа жизни общины, поэтому их безопасности уделялось повышенное внимание.

Домовой — один из известнейших представителей «нечистой силы».

Домовой — один из самых известных представителей нечистой силы. Источник: Wikimedia Commons

Новогодние гадания

Неотъемлемой частью новогоднего праздника были гадания. Человек всегда стремится узнать о своём будущем, о том, что ждёт его в новом году. А кто, как не нечистая сила, выходящая в наш мир в Новый год, может помочь в этом?

Взрослые члены общины гадали по передвижению их скота или кур. В толковании знамений, безусловно, помогали волхвы — жрецы славянской языческой религии. Гадали, опять же, в местах, считавшихся пограничными между мирами. Особенно подходили огороды и перекрёстки.

Святочные гадания.

Святочные гадания. Источник: Pinterest

Многие языческие традиции не дожили до наших дней. Исключение составляет гадание на суженого, о чём можно найти многочисленные упоминания в художественной литературе. В древности это считалось очень опасным мероприятием — любое, даже малейшее, нарушение правил, могло привести к смерти человека. На суженого гадали обычно дома, ночью, в тёмной комнате. Нечистая сила после выполнения всех нужных условий являлась молодой девушке в виде молодого человека, с которым её должна была связать судьба.

Ряженые

Ещё одной традицией, сохранившейся на долгое время и после принятия христианства, было ряжение. Эти игры были достоянием холостой деревенской молодёжи и носили иногда эротический характер — безусловно, в обрядовом смысле этого слова.

Молодые люди чаще всего наряжались в стариков и старух, встречались и зооморфные образы. Молодёжь пугала стариков, вламывалась к ним в дом, устраивала хаос и, довольная, уходила восвояси. После принятия христианства официальная церковь стремилась ограничить эти «бесовские» развлечения. Особенное раздражение у церковных иерархов вызывало переодевание женщин в мужчин и наоборот.

Ряженые.

Ряженые. Источник: Pinterest

Проводилось множество игр, связанных с ряжением. Например, два человека составляли собой «кобылку», на которую садился третий, и вся эта процессия с криком и шумом перемещалась по поселению. Парни также переодевались в быка, который гулял по деревне и пугал девиц, пока кто-то не «оглушал» его горшком.

Новый год 1 января: долгая дорога к современности

С принятием в Древней Руси христианства на эти территории распространилась новая, гражданская, дата Нового года — 1 марта. Долгое время, вплоть до 14-го века, «народный» и «церковный» праздник сосуществовали.

В 1348 году православная церковь перенесла начало года на 1 сентября, согласно решению Никейского собора. Это, однако, не соответствовало устоявшемуся земледельческому календарю: если 1 марта ещё как-то можно было объяснить стартом работ в полях, то новая дата вызывала вопросы. Противоречие сохранялось, пока Иван III, политика которого заключалась в унификации жизни в стремительно расширявшемся государстве, окончательно не установил единую дату праздника.

Почти два века подданные Московского царства отмечали Новый год 1 сентября, пока в 1700 году Пётр I не вернулся к языческому календарю. Российская империя встречала год уже в привычном для современного человека режиме — 1 января. И именно тогда распространяется в России всеми любимая ёлка как главный атрибут праздника.

Празднование Нового года на Русской земле относится к глубокой седой старине. Здесь перекликаются и накладываются языческие и христианские традиции, смешения гражданского и церковного календарей.
В языческие времена у восточных славян Новый год начинался весной — первого марта, когда пробуждалась природа и начинались весенние полевые работы. С кормилицей-землёй была тесно связана жизнь древнего человека, поэтому новый год и приходился на весеннюю пору. Новый год славяне отмечали на масленицу, где-то 20-го числа во время первого весеннего равноденствия.

Как праздновали Новый год на Руси, фото № 1

Главный зимний праздник наших предков носил названия Коляды. Он отмечался в день зимнего солнцеворота и длился с 25 декабря по 6 января. Зимние солнцестояние, как и весеннее равноденствие, славяне связывали с очередным пробуждением природы и поворотом к весне. Коляду отмечали 12 дней. Это число считалось сакральным и использовалось старцами — жрецами в период новогодних празднеств. До нас дошло предание о том, что в это время 12 языческих жрецов руководили ритуальными действиями. Они гадали о будущем урожае по 12 снопам, пользовались водой из 12 колодцев для подблюдных гаданий, 12 дней горел священный огонь в период празднования Коляды. 26 декабря прибавлялся световой день, и по представлению древних славян нарождалось новое солнце. Символически солнце представляло особое полено — Бадняк, который зажигали на Коляду. Считалось, что в это время там, в пламени, зарождается новое солнце, дающее всем жизнь и благополучие.

Как праздновали Новый год на Руси, фото № 2
Одна из главных частей праздника Коляды — новогодние песни и колядование. Из восхвалений Коляды они постепенно превратились в форму своеобразных поздравлений и шуточных песен. Накануне праздника славяне украшали свои дома еловыми и сосновыми ветками, позже стали ёлки, которые должными были, по древним поверьям, своими колючими и острыми иглами отгонять злых духов и не пустить их в дом.

Как праздновали Новый год на Руси, фото № 3

Добрые зимние духи славян Морок, Трескун и Морозко сковывали реки льдом, приносили метели и насылали лютые морозы. Чтобы они не очень расходились, приходилось их задабривать разными способами. Обычно на окна выставляли подарки духам: кисель, кутью и блины. С годами эти дары стали отдавать ряженым, которые ходили по деревни с песнями, шутками и плясками.
У Коляды был ещё и брат-близнец Овсень, который появился на свет чуть позже и потому считался младшим. Обеих братьев отмечали в один и тот же сезон — зимой. Сначала праздновали Коляду, затем по деревням ходили «овсенщики», славившие Овсеня. В древности Овсень почитался на Руси как божество, зажигающее солнечное колесо и несущее свет всему миру. Чествовали Овсеня 1 марта на Новый год, поэтому он считался весенним богом. Верили, что Овсень приезжает на большом коне и привозит с собой Новый год.

Как праздновали Новый год на Руси, фото № 4

Праздновали Овсеня как зимой, так и весной, согласно древнему славянскому календарю. Обычно встречали Овсеня кашей, которую хозяйки варили накануне ночью. Приносили из амбара крупу и начинали топить печь. По традиции нельзя было касаться крупы, пока не истопится печь. Во время приготовления каши необходимо было шептать заклинания на будущий урожай. Затем кланялись горшку с кашей и ставили в печку. Потом начинали гадать — если каша вылезла из горшка или горшок лопнул, значит, в дом могла прийти беда. А если каша удалась — значит Овсень остался доволен хозяевами, и надо ждать удачи и радости в доме.
С принятием христианства на Руси новый год начал отмечаться 1 сентября. Этот день считался Новолетием, так как согласно Библии Бог сотворил мир именно в сентябре. Сентябрьский Новый год на Руси встречали благоговейно и чинно. Богатые люди на праздник стремились приехать в Москву, где устраивались пышные торжества. В храмах проходила торжественная служба, повсюду звенели колокола. Вечером перед новогодней ночью все собирались в доме главы семейства. Гостей угощали мёдом, винами пивом и медовухой.
С приходом к власти Петра Первого в России грянули перемены. Не обошли они и календарь. В декабре 1699 года император Петр Первый издаёт указ о том, что с 1 января 1700 года Новый год в России будет отмечаться 1 января. Петр повелел «учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, елевых и можжевеловых», потешаться с огнем — разжигание новогодних костров, учинять стрельбу и гуляния. Царским указом предписывалось поздравлять друг друга с праздником. И теперь гражданский новый год праздновали в начале января, а церковный новый год остался прежним — 1 сентября.

Как праздновали Новый год на Руси, фото № 5
Праздник Нового года имел свой народный аналог — Васильев вечер, который чествовали в ночь на 1 января. Это был церковный праздник, посвященный дню памяти святого Василия Великого. Вечером устраивали пышный пир, где главным блюдом был жареный поросенок. Он считался символом плодородия, плодовитости домашнего скота и обилия в будущем году. На стол ставили всё лучшее, что было заготовлено в доме — сытные пироги, блины, кутью. В изобилии была водка, медовуха, пиво. Принято было надевать новую неношеную одежду, чтобы весь следующий год хорошо одеваться. В этот день нельзя было давать в долг деньги, а вот получать их считалось хорошей приметой, которая сулила прибыль и достаток.

Как праздновали Новый год на Руси, фото № 6

Как праздновали Новый год на Руси, фото № 7

В наши дни Новый год — любимый праздник всех людей. С ним связывают свои надежды и желания, этот праздник не носит никакой идеологической нагрузки. Он просто добрый, веселый и радостный.

С Новым годом!

В публикации использованы материалы из интернета и статьи Олега Полонского.

Тема новогодних праздников — одна из самых любимых во всём мире. Взрослые и дети с надеждой и верой в светлое будущее ждут заветного боя курантов. Несмотря на общий восторг и благоговение, каждый отдельно взятый народ по-разному проводит предновогодние и праздничные дни. Свои традиции, навеянные прошлым и продиктованные настоящим, имеются и у славянского народа. Мы, объединённые богатой историей, языческими корнями и высокой духовностью, не всегда знаем, корни обычаев.

славянские традиции

История Нового года у славян

Традиция отмечать пришествие нового года пришла от Древних римлян. Новаторы во главе с Юлием Цезарем начали отмечать переход старого года к новому именно 1 января ещё в 46 году до нашей эры. Как и сам месяц, так и праздник были посвящены богу Янусу, покровителю всего обновлённого, символу симбиоза уходящего и грядущего.

Славяне отмечали переход к новому году сначала 1 марта, когда, после затяжной зимы, природа обновлялась и возрождалась. Позже праздник переместился на 1 сентября, под влиянием Византийских традиций и как способ воздаяния за богатый урожай. 20 декабря 1699 года царь Пётр I издал указ, согласно которому праздник Нового года перешёл на 1 января, как и в европейских державах. Отошли на задний план жертвоприношения, дары богам и прочие языческие детали. На смену им появилась нарядная ёлка, подарки, шумные празднования и гулянья. Но, не смотря на европеизацию, некоторые детали рождественско-новогодних святок крепко отпечатались в привычках потомков славян.

Добрый дедушка с большим мешком

Пожалуй, главный символ Нового года — Дед Мороз. Мы так привыкли к тому, что добрый дедушка приходит к каждому в дом и за стишок дарит подарки послушным деткам. Даже некоторые взрослые, воодушевлённые надеждой на чудо, пишут письма и ждут звона бубенцов на упряжке лошадей.

История этого образа уходит вглубь веков. Ещё у древних славян был дух, который приносил в деревни холода и снег. Отсюда и сказания про Морозко, который, к слову, также одаривал добрых и честных людей, если им случалось встретиться. Дары не обязательно были материальными. Лучшим подарком для земледельцев, коими и были большинство славянских селян, становился урожай. А на эту особенность отлично наслаивалась примета: “Чем холоднее и злее зима, тем больше уродит земля”. Духа приглашали в дом, особенно в дни Святок. Излюбленные нами блины и кутья раньше служили исключительно как угощение для седого дедушки, которого обязательно нужно было задобрить.

После прихода советской власти многие традиции Руси и Царской России были упразднены и объявлены вне закона. Это коснулось и образа духа холодов и снежно белой чистоты. Только в 1935 году, после указа советских секретарей, в дома вернулся Новый год и вместе с ним Дед Мороз.

Образ быстро нашёл свою популярность и аудиторию, персонаж обрастал деталями и особенностями. Так, рядом с Дедушкой появилась Снегурочка. Писатели, режиссёры и художники весьма часто использовали образ юной красавицы и помощницы добряка. А ведь корни Снегурочки не самые добрые. Это также относится к языческим чертам славян. Чтобы задобрить духа леса и холодов, ему часто приносили в жертву девственниц, привязывая их к дереву в чаще леса в самый лютый мороз. Девушки замерзали и принимали вид заснеженных призрачных силуэтов. С приходом цивилизованности и христианства на Русь эта традиция ушла в небытие. Но, как и многие другие детали, образ красивой юной девушки рядом с духом холодов остался. Со временем он сгладился и превратился в гуманный, тёплый образ сперва дочки, а после – внучки Деда Мороза.

Подарки под подушкой от Святого

Другой мужской персонаж зимних праздников у многих славян – Святой Николай. Каждый год, 19 декабря, детишки просыпаются рано утром и с воодушевлением заглядывают под подушку в поисках гостинцев. Существует поверье, что послушным деткам Святой Николай приносит сладости, а непослушным – лозину.

Традиционно день памяти Николая Чудотворца отмечался во вполне рождественских традициях. Хозяева наводили порядок в доме и во дворе, варили пиво и узвар, пели песни и устраивали масштабные гулянья. На территориях, приближённых к Австрии и Чехии, было принято устраивать ряженые прогулки, схожие с рождественскими колядками. Главный в группе молодой человек наряжался Святым Николаем, остальные – в нарядные костюмы. Все вместе они ходили по дворам и угощали деток сладостями и фруктами. Образ Чудотворца был отличным помощником для влюблённых юношей – через наряженного Николая они передавали подарки своим любимым девушкам.

Святочные гулянья

Святки, как отдельный эпизод новогодних традиций, уже настолько привычен и смешан с современными идеалами, что мало кто помнит, с чего всё начиналось. Издревле период между Рождеством и Крещением отмечали в сопровождении гаданий и больших гуляний. Празднично наряженные люди заходили в любой дом, шутили, пели песни и поздравляли хозяев с праздниками. Во время Святок молодёжь позволяла себе расслабиться и пуститься в разгул. Песни и танцы были эмоциональными и порой даже содержали элементы пошлого и грубого. Но в этот период на такие шалости даже церковь закрывала глаза – гулянья считались важным ритуалом и традицией для засидевшегося в холодах народа.

Святковые гуляния

Святочные гулянья

Танцы, песни, обмен новостями и сказаниями — важные детали коммуникации. От этих привычек пошла традиция, когда Дед Мороз просит детей читать стихи, танцевать, петь или демонстрировать свои таланты за подарок.

Добрий вечір тобі, пане господарю!

Все мы с детства знаем наизусть строчки «Щедрик-ведрик» и осознаём предназначение зёрен пшеницы. Щедровки, колядки и посевание – очаровательная и максимально атмосферная традиция зимних праздников.

Видео — современный колядки

Щедруют обычно вечером перед Рождеством, 6 января. Ещё со времён Киевской Руси группы молодых людей ходили по домам и пели традиционные песни, желая хозяевам дома богатства, процветания, хорошего урожая и благополучия. Также, в текстах описывались библейские мотивы – истории о рождении Христа, о его благословении и прочих деталях Святого писания. Долгое время щедровки были традиционным песнями, которые служили для призыва весны. Поэтому до сих пор в некоторых текстах можно услышать слова о ласточках и кукушках.

Колядовать принято на Старый Новый год, 13 января. Традиции колядок весьма похожи на щедровки – молодые люди ходят по домам, воспевают Христа и желают благополучия хозяевам. Предыстория колядок уходит в Древнюю Русь. 25 декабря отмечали Коляду – день, когда на смену старого Солнца приходит новое. Песнями-колядками язычные славяне отпугивали злых духов, жаждущих съесть новое Солнце. Колядки были также призваны рассказать всем окружающим о том, что на небе взошло новое светило. Именно отсюда и появились в строчках слова о солнце, звёздах. Позже, когда на территорию Руси пришло византийское христианство, традиции Святого писания надёжно вошли в обряды язычников. А наряды колядующих стали более христианскими и каноничными. Неизменной осталась только традиция желать добра и благополучия. А вместо восхождения нового Солнца гости пели о рождении Христа.

посевание

колядки

Посевание завершает эту торжественную праздничную делегацию на следующий после колядок день. Утром 14 января мужчины и парни ходят по домам в сопровождении песен и стихотворных пожеланий благополучия, засевают или попросту засыпают дворы и дома зёрнами пшеницы или ячменя. Этот символ не изменил своего значения – таким образом якобы засевается новый урожай. Это должно стать прообразом благополучия и богатства в будущем году.

Суженый-ряженый?

Пожалуй, самым волшебным и загадочным моментом рождественско-новогодних праздников являются гадания. Невзирая на возрастающий уровень атеизма и скептицизма в мире, девушки продолжают гадать на суженого и пытаются узнать будущее. Мистификация гаданий имеет длинную историю. Всё достаточно просто – считается, что в момент окончания года все двери открываются, чтобы старые духи ушли и освободили место новым. И именно в этот момент поднимается таинственный занавес между нашим и потусторонним мирами. К тому же, на рубеже прошлого и грядущего годов можно с лёгкостью узнать своё будущее.

Видео — традиции святочных гаданий

Видов гаданий существует масса. Начиная от самой известной попытки встретить суженного в рождественское утро, попросту выйдя на улицу и спросив имя у первого встречного мужчины. Ещё наши пра-пра-прабабушки верили, что именно это имя и будет носить ваш будущий супруг.
В ночь перед Рождеством девушки выливают олово или воск. Для этого в таз наливается вода. Настроившись на «астрал», девушка капает воском с освещённой свечки на гладь воды. А после пытается разобрать образы, которые застыли на холодной поверхности. Значение символов давно канонично и однозначно, поэтому в толковании можно воспользоваться опытом предков.

Другой, более старинный вариант гадания – принести в дом петуха. Выложить на столе кусочек хлеба, горстку золы, уголёк, немного крупы и ножницы, поставив рядом мисочку с водой. Затем понаблюдать за птицей – на что она обратит своё внимание. Если на золу, то муж будет табачником, если на хлеб или крупу – то ухажёр будет богат, если на ножницы – пророчит выйти вам замуж за портного. Если петуху вздумается попить воды, то муж будет в путах зелёного змея, а если клюнет ножницы – девушка вовсе не выйдет замуж.

Много и долго ещё можно говорить о новогодних и рождественских традициях. Но, пожалуй, самым главным и важным образом этих праздников является доброта и всепрощение. Люди издревле желали друг другу благополучия, богатства и счастья. А в Новом году стремились забыть всё плохое и продолжить всё хорошее. Это единственное, к чему стоит стремиться!

Наступление Нового года в ночь с 31 декабря на 1 января ввел с 1699 года российский император Петр I. До того, согласно историческим хроникам, с датой празднования главного зимнего праздника был полный разнобой. Древние славяне-землепашцы начинали работы на полях после зимы с 1 марта. И именно этот день считали началом нового года. По другим источникам, его отмечали 22 марта — в день весеннего равноденствия. Для многих предков-язычников, считавших своим божеством злобного морозного деда Трескуна (Карачуна), Новый год начинался в декабре на «зимний солнцеворот» — самый короткий день в году и один из самых холодных дней зимы.

К слову, в канун Нового года Русь отмечала Васильев день. В IV веке архиепископ Василий Кесарийский почитался как великий богослов. А на Руси его стали называть Василием-свинятником, не имея под этим ничего дурного. На Новый год было принято готовить из свинины множество блюд. Считалось, что благодаря этому Василий, покровитель свиней, непременно улучшит поголовье этих важных в хозяйстве животных. Вот и потчевали гостей, ходивших по домам, пирогами со свининой, вареными свиными ногами… А чтобы получить хороший урожай, совершали обряд «обсевания» — рассыпали по дому яровую пшеницу, читали специальную молитву, а потом хозяйка собирала зерна и хранила до весны — времени сева.

В 988 году, после введения князем Владимиром Святославичем христианства на Русь пришел византийский календарь, празднование Нового года было перенесено на 1 сентября. Время, когда урожай собран, работы завершены, можно начинать новый жизненный цикл. И довольно долго параллельно существовали два праздника: по-старому — весной и по-новому — осенью. Разногласия продолжались до ХV века, тогда указом царя Ивана III официальной датой празднования Нового года на Руси стало 1 сентября и для церкви, и для мирских людей.

И так было до 20 декабря 1700 года, когда Петр I подписал свой указ, по которому празднование Нового года перенеслось на 1 января. Молодой царь внедрял европейские обычаи,  так что 1 января 1700 года по его велению дома были украшены сосновыми, еловыми и можжевеловыми ветвями по образцам, выставленным в Гостином дворе — так, как это исстари делали в Голландии. Царь счел 1700-й — началом нового столетия.

В исторических документах зафиксировано, что в ночь с 31 декабря 1699 года на 1 января 1700-го на Красной площади был устроен грандиозный фейерверк, пушечные и ружейные салюты, москвичам было велено стрелять из мушкетов и пускать ракеты возле своих домов. Бояре и служивые люди были облачены в венгерские кафтаны, а женщины — в нарядные иноземные платья.

Отметили новый праздник, как говорится, на полную катушку. Торжества продолжались вплоть до 6 января и окончились крестным ходом на Иордань. Вопреки старинному обычаю, Петр I не шел за духовенством в богатом облачении, а стоял на берегу Москвы-реки в мундире в окружении Преображенского и Семеновского полков, одетых в зеленые кафтаны и камзолы с золотыми пуговицами и позументом.

С тех пор празднование Нового года проводилось постоянно, из Германии в дома пришел обычай украшать игрушками елки в домах. А к ХХ веку в России появился новогодний волшебник Дед Мороз, прообразом которого принято считать сразу нескольких персонажей: языческого колдуна Карачуна (Трескуна), Святого Николая Чудотворца, немецкого волшебника «старого Рупрехта» и сказочного русского персонажа Морозко.

В начале ХХ века Россия переживала очень тяжелые времена. В 1914 году, во время Первой Мировой войны, власти запретили новогодние торжества, чтобы не повторять традиции праздника, перенятые у немцев, воюющих на другой стороне. После 1917-го Новый год то возвращали, то запрещали, в 1929 году 1 января и вовсе сделали рабочим днем. Однако в 1930-х главный зимний праздник все же был в СССР реабилитирован.

А вот Старый Новый год в России впервые отметили 14 января 1919 года. В 1918 году по решению Совета Народных Комиссаров был утвержден «Декрет о введении в Российской республике западно-европейского календаря». Связано это было с тем, что европейские страны давно жили по григорианскому календарю, названному так в честь Папой Римского Григория XIII, а Россия — по юлианскому (от имени Юлия Цезаря). С тех пор у русских людей установился обычай праздновать Старый Новый год в ночь с 13 на 14 января, и тем самым отмечать любимый зимний праздник еще раз.

Рождество Христово берет начало с самого Крещения Руси князем Владимиром в 988 году. Испокон веков Рождество считалось праздником милосердия и доброты, призывавшим заботиться о немощных и нуждающихся. В праздничные дни, начинавшиеся 7 января по григорианскому календарю, в русских городах устраивались благотворительные аукционы и балы, организовывались праздничные столы с «государевыми» пирожками, кренделями и графинчиками с «горькой» для нищего люда, дарились подарки больным и сиротам. А в морозные зимние деньки от Рождества до Крещения (19 января), именуемые святками, праздничная трапеза чередовалось с бурным весельем. Устраивали катания с гор на санях и ледянках, игры в снежки, кулачные драки, колядки. Название этой древнерусской забавы происходит от имени языческого божка пиршеств и мира Коляды.

Колядовать на Древней Руси любили и молодежь, и старики. Вечерами, облачаясь в звериные шкуры или смешные наряды, толпа отравлялась по домам за угощениями и деньгами. Самые скупые хозяева пытались отделаться от навязчивых визитеров парой баранок или конфет, за что получали от остроязычных весельчаков недобрые пожелания — в новом году заполучить «на двор чертей, а в огород — червей» или собрать урожай пшеницы «сплошь с пустыми колосками». А чтобы гости забрали страшные слова, их приходилось одаривать щедро.

В рождественские дни на улицах городов можно было видеть и дрессированных медведей, которые ходили на задних лапах, играли на гуслях и танцевали, а после представления обходили зрителей с шапкой и подолгу стояли возле тех, кто скупился на заслуженную награду.

Особое место в эти дни занимали святочные гадания. Как и сейчас, девушки мечтали заполучить завидного жениха. «Хочу суженого — красавца писаного и щеголя, кудри длинные, сапожки высокие сафьяновые, рубаха красная, кушак золотой», — говорили они старинный заговор.

В дни святок молодые девушки часто гадали «на суженого», разложив на полу у печки пшеничные зерна. В дом приносили черного петуха. Считалось, что если петушок склюет все зерна, то жених наверняка вскоре объявится. А если «вещая» птица от угощения откажется, то суженого в Новом году ждать не стоит.Особой популярностью пользовались и гадания воском. Растопленный воск наливали в таз с водой, а затем рассматривали получившиеся фигурки. Если виднелось сердечко, то это считалось знаком к грядущим «амурным делам». Вилы означали ссору, медальон — богатство, а бублик — безденежье.

Главными блюдами на рождественском столе на Руси являлись деликатесы из свинины: зажаренный поросенок, фаршированная свиная голова, жареное мясо кусками, холодец, заливное. Помимо свиных блюд, на праздничный стол подавались и другие блюда из птицы, дичи, баранины и рыбы. Мелко нарезанное мясо варили в горшках вместе с традиционной полужидкой кашей. Также традиционными угощениями являлись ватрушки, калачи, пироги, колобки, кулебяки, курники, расстегаи и тд. Выбор десертов был более скромным: рождественский стол обычно украшали фрукты, пастила, пряники, хворост, печенье и мед.

Гонения на Новый год в начале ХХ века коснулись и Рождества. Сначала были запрещены рождественские елки, а потом и Дед Мороз. В конце 1920-х был издан указ, в котором говорилось: «В день нового года и дни всех религиозных праздников (бывших особых дней отдыха) работа производится на общих основаниях». Тогда 1 января 1929 года стал обычным рабочим днем, а празднование Рождества и вовсе стало вне закона.

Лишь спустя шесть лет, в 1935 году, курс внутренней политики по отношению к праздникам был изменен, Новый год был признан светским праздником, а Рождество оставлено церкви, отделенной от государства. Статус выходного дня Рождество получило лишь в 1991 году, уже после развала СССР.

День отсчета нового года в России переносился дважды. До XV века его встречали в марте, затем в сентябре, а в 1699 году Петр I «назначил» празднование на 1 января. Русский Новый год – праздник, вобравший в себя обычаи язычества, христианства и европейского просвещения. 20 декабря 1699 года вышел указ императора Петра I «О праздновании Нового года», в одночасье перебросивший всю страну на три месяца вперед – привыкшие к сентябрьской встрече нового года россияне 1700 год должны были встречать уже 1 января.

До конца XV века завершением годичного цикла на Руси считалась весна (такие же представления до сих пор бытуют в некоторых странах Средней Азии). До принятия православия праздник этот был связан исключительно с языческими поверьями. Славянское язычество, как известно, было тесно переплетено с культом плодородия, поэтому новый год встречали тогда, когда земля пробуждается от зимнего сна – в марте, с первым весенним равноденствием.

Ему во время зимнего солнцеворота предшествовали 12-дневные «Коляды», от которых до наших дней дошла традиция «ряжеными» ходить по домам и петь песни, разбрасывая у порога зерно.  И сегодня во многих отдаленных уголках России и СНГ «ряженым» принято отдавать блины и кутью, а в древности эти блюда выставляли на окна, чтобы задобрить духов.

С принятием православия обрядовая сторона встречи нового года, конечно, изменилась. Православная церковь долгое время не придавала ему большого значения, но в 1495 году добралась и до этого праздника – он был официально назначен на 1 сентября. В этот день в Кремле проводились церемонии «О начатии нового лета», «На летопровождение» или «Действо многолетнего здоровья».

Празднование открывали патриарх и царь на соборной площади московского Кремля, их шествие сопровождалось колокольным звоном. С конца XVII века царь и свита выходили к народу в самых нарядных одеждах, то же было велено делать и боярам. Выбор пал на сентябрь, поскольку считалось, что именно в сентябре Бог сотворил мир. За исключением торжественной церковной службы, Новый год отмечали как любой другой праздник – с гостями, песнями, плясками и угощением. Назывался он тогда иначе – «Первый день во году».

Традиция сохранялась почти 200 лет, после чего в жизнь русского народа ворвался вихрь перемен по имени Петр Алексеевич Романов. Как известно, молодой император почти сразу после восхождения на престол начал жесткие реформы, направленные на искоренение старых традиций. Попутешествовав по Европе, он вдохновился голландской манерой отмечать Новый год. Кроме того, вышагивать в расшитом золотом облачении по соборной площади ему совсем не хотелось – хотелось того веселья, что он видел за границей.

20 декабря 1699 года (по старому летоисчислению это был 7208 год), на пороге нового столетия, император издал указ, гласивший: «…Волохи, молдавы, сербы, долматы, болгары, и самые его великого государя подданные черкасы и все греки, от которых вера наша православная принята, все те народы согласно лета свои счисляют от Рождества Христова в восьмой день спустя, то есть, генваря с 1 числа, а не от создания мира, за многую рознь и считание в тех летах, и ныне от Рождества Христова доходит 1699 год, а будущего генваря с 1 числа настает новый 1700 год, купно и новый столетний век; и для того доброго и полезного дела указал впредь лета счислять в приказах, и во всяких делах и крепостях писать с нынешнего генваря с 1 числа от Рождества Христова 1700 года».

Указ был длинным и очень подробным. В нем оговаривалось, что всем следует в эти дни украшать дома еловыми, сосновыми и можжевеловыми ветвями и не снимать украшений до 7 января. Знатным и просто состоятельным гражданам велено было в полночь палить из пушек на дворах, стрелять в воздух из ружей и мушкетов, а на Красной площади был устроен грандиозный фейерверк.

На улицах император распорядился жечь костры из дров, хвороста и смолы и поддерживать огонь в течение всей праздничной недели. К 1700 году почти все европейские страны уже перешли на григорианский календарь, поэтому Россия стала праздновать Новый год на 11 дней позже, чем Европа.

1 сентября осталось церковным праздником, но после петровской реформы как-то отошло на второй план. В последний раз чин летопроводства был совершен 1 сентября 1699 года в присутствии Петра, который сидел на кремлевской соборной площади на престоле в царской одежде, принимал от патриарха благословение и поздравлял народ с новым годом, как делал его дед. После этого с благолепным осенним празднованием было покончено – волей Петра традиции просвещенной Европы слились с языческой природой, от которой остались обряды дикого веселья.

6 января первые в российской истории «прозападные» торжества окончились в Москве крестным ходом на Иордань. Вопреки старинному обычаю, царь не шел за духовенством в богатом облачении, а стоял на берегу Москвы-реки в мундире в окружении Преображенского и Семеновского полков, одетых в зеленые кафтаны и камзолы с золотыми пуговицами и позументом.

Бояре и служилые тоже не избежали императорского внимания – их обязали облачиться в венгерские кафтаны и жен своих одеть в иностранные платья. Для всех это была настоящая мука – рушился веками установленный уклад, а новые правила выглядели неудобными и устрашающими. Такой способ встречи Нового года повторялся каждую зиму, и постепенно все же прижились и новогодние елки, и полуночные пушечные залпы, и маскарады.

В канун старого Нового года у славян отмечают народный праздник – Щедрый вечер. В России вечер перед старым Новым годом называют Васильевым, так как в этот день церковь отмечает память Василия Великого. Другое название — богатый свят-вечер. Вечером 13 января все хозяйки готовят вторую или щедрую кутью, которую, в отличие от постной, заправляют мясом и салом. По традиции миску с кутьей ставят в угол, где стоят иконы.

На щедрый вечер хозяйки готовили к столу самые лучшие и вкусные яства. Главным блюдом на праздничном столе считался жареный поросенок – символ плодовитости скота и плодородия земли. В народе это пора считается временем разгула нечистой силы. В этот вечер после заката солнца и до самой полуночи ходят девочки подростки и щедруют, отгоняя своими песнями всю нечисть и желая хозяевам счастья, здоровья и удачи в новом году.

На рассвете 14 января молодые парни шли посевать зерном к крестным, близким родственникам, знакомым. По народным поверьям, на старый Новый год первым в дом должен был зайти мужчина – считалось, что это принесет счастье в дом на весь будущий год. Посевальщики поздравляли всех с новым годом и желали богатства и изобилия специальными присказками. В ответ хозяева одаривали их пирогами, конфетами и другими сладостями. Считалось, что деньги давать посевальщикам нельзя – с ними можно отдать благополучие в доме.

В некоторых селеньях до сих пор сохранился такой обряд: в ночь под старый Новый год сжигают свою старую одежду и сразу же одевают новую. Это символизирует начало новой, лучшей жизни. Чтобы оградить в новом году свой дом от всех бед, 14 января надо с тремя зажженными свечами обойти все комнаты по часовой стрелки и при этом креститься. Также утром 14 января надо взять топор и несильно постучать им по порогу, говоря” жизнь, здоровье, хлеб”.

В народных поверьях с праздником старого Нового года связано немало примет.
• Не следует в этот день произносить слово “тринадцать”.
• 14 января нельзя считать мелочь, иначе весь год будете лить слезы.
• На старый Новый год и в Васильев вечер нельзя ничего давать в долг, иначе весь год в долгах проведешь.
• Также приметы гласят, что если 14 января вынести мусор, то и счастье из дома вынесешь.
• Если ночь на Старый Новый год тихая и ясная, год будет счастливый и удачный.
• Если 14 января взойдет яркое солнце, год будет богатым и урожайным.
• Если иней укроет все деревья, будет хороший урожай зерновых.
• С какой стороны на Старый Новый год небо покрыто облаками, оттуда и счастье будет.
• Если выпадет снег на Старый Новый год, значит, следующий год будет счастливым.

История праздника Новый год и новогодние традиции

Многие из нас задаются вопросом – как встретить Новый год? Несмотря на то, что праздник считается домашним, тысячи и тысячи россиян покинут страну в новогодние каникулы и разлетятся по миру – кто куда, думая тем самым получить больше впечатлений и максимально ярко отметить Новый год.

Сегодня мы не будем рассматривать варианты, и предлагать свои сценарии, еще рано, до Нового года далеко и Mylitta обязательно предложит сценарии праздника и оригинальные идеи для подарков. А сегодня всмотримся в историю и традиции праздника.

Как праздновали Новый год на Руси
Новогодние традиции складывались на протяжении столетий, поэтому сегодня, находясь в раздумьях относительно того, как встретить Новый Год, мы можем вспомнить историю праздника и заимствовать идеи, которые присутствовали на празднике у наших предков.

В Древней Руси празднование Нового Года подразделялось на два периода — святые вечера и страшные вечера. Вечера до первого января считались святыми, после первого января — страшными. Наши предки верили, что первые дни Нового года нечистая сила приобретает особое могущество, творит бесчинства, наносит всем вред. Чтобы как-то оградиться от злых сил, над дверями и окнами ставили знак в виде креста. Поэтому Новый год вызывал не столько радость, сколько душевный трепет. «Праздники усе страшные», — говорили крестьяне. В такие вечера боялись не то, что в гости пойти — нос из избы высунуть.

Потом нашим предкам видимо надоело отмечать Новый год зимой. Они стали справлять его 1 марта. Правда, многие высказывали недовольство и пытались параллельно с весенним Новым годом отмечать и зимний — в январе, ведь чем больше праздников, тем жизнь веселей! Только мартовский Новый год продержался недолго. Вскоре начало года перенесли на 1 сентября. По одной из версий, это связано с решением православной церкви, ведь сентябрь — очень важный месяц для верующих. Вот и решили, что лучшего времени года для того, чтобы отмечать праздник, не найти.

Новогодние традиции на Руси и история праздника Новый год

Лишь с XVIII века Новый год перенесли на 1 января. Царь Пётр I своими указами велел ввести летоисчисление от Рождества Христова, а год с 1 января. Он повелевал Новый год отмечать торжественным молебном, колокольным звоном, грохотом выстрелов и фейерверками, «…детей забавлять, мордобоя не учинять». Особо оговаривалось, что все должны друг друга поздравлять с праздником, дарить подарки — до этого времени подарки не были обязательным атрибутом Нового года.

Новогодний фейерверк

Народ и бояре не стали спорить с Царем по поводу празднования Нового года.

Люди начали усердней готовиться к этому празднику, украшать дома зелеными ветвями. И главное стали дарить друг другу новогодние подарки. Кстати, когда Пётр I отмечал со своими придворными Новый год, он и о народе не забывал — выставлял перед дворцом разные кушанья и чаны с пивом и вином.

Новогодняя елка

Новогодняя елка
Праздничная елка была преимущественно детской забавой. Выбрав крепкую красивую ель, обвешивали ее детскими игрушками, водили вокруг елки хороводы. Разрешалось даже залезать на елку с целью доставать желанные игрушки и сладости. После того, как празднество заканчивалось, оставшиеся игрушки снимали с елки и раздавали детям.

Позже украшение елки стало более изысканным, появились определенные правила украшения елки. Верхушку венчает «Вифлеемская звезда». Шары (прежде это были яблоки) олицетворяют тот запретный плод, который вкусили наши прародители Адам и Ева. Всевозможные фигурные пряники и печенье, сменившие обязательные во времена средневековья вафли, напоминают о пресных хлебцах, употребляемых при обряде причастия. Со временем все упростилось, на еловых ветках стали развешивать разноцветные игрушки, фонарики, корзинки. А потом пришла мода на игрушки из папье-маше, фарфора, тисненого картона, стекляруса и приклеенного бисера, прозрачного и матового стекла.

Неудивительно, что праздник сразу полюбился детям. Одновременно с детской радостью игрушкам и сладостям, взрослые тоже радовали друг друга – делали разные подарки, попутно делали мелкие презенты слугам, гувернанткам и беднякам. Поэтому многие с нетерпением ждали празднования Нового года, ведь этот праздник стал самым веселым и радостным для всех, от самых маленьких, до убеленных сединами старцев.

Традиционный русский стол на Новый год

Стол на Новый Год
Вершиной праздничного гулянья, долгожданным лакомством считался пирог. Это отзвук того, что хлеб был главным блюдом и источником всей жизни.

Перед новогодним ужином насыпали на стол семена ржи, пшеницы, овса. Потом стол покрывали чистой скатертью.

Еще у русских, украинцев и белорусов важным новогодним блюдом была сладкая каша-кутья, блины. Кашу варили из цельных зёрен, нескольких видов злаков. Считалось — будет обильная трапеза на Новый год, значит, будет дому полная чаша весь год.

Помимо этого, из теста лепили и выпекали фигурки домашних животных – коз, коров, телят, лошадей. Потом, когда в дом приходили колядовать, гостей одаривали этими фигурками и другими сладостями.

Некоторые обычаи и поверья
Обычно перед Новым годом старались отдавать все долги, прощали все обиды, те, кто были в ссоре, обязаны были помириться, поэтому просили друг у друга прощения.

Люди старались войти в Новый год во всем новом, для чего в праздник надевали новое платье, новую обувь. Люди верили, что это будет способствовать росту благосостояния.

Важным был и первый день Нового года. Уделялось внимание, как пройдет этот день. Ведь от этого зависел весь предстоящий год.

Новогодние традиции на Руси и история праздника Новый год

Новый год — самый любимый праздник россиян — наши предки отмечали сначала весной, потом осенью, а затем зимой, но по старому стилю. Общей приметой этих торжеств считалась такая: как встретишь Новый год, так его и проведёшь. Поэтому всегда старались и стол богатый накрыть, и от души повеселиться. О том, как именно отмечали зимние праздники в старину, «АиФ-Черноземье» узнал у доцента кафедры русской литературы XX и XXI веков, теории литературы и фольклора ВГУ Татьяны Пуховой.

Ждали первую звезду

Анастасия Ходыкина, «АиФ-Черноземье»: Татьяна Фёдоровна, до Нового года осталось всего ничего, россияне закупают подарки близким, наряжают в своих домах ёлки. А чем бы занимались наши предки в это время?


Татьяна Пухова родилась в 1956 году в Воронеже. Окончила филфак Воронежского государственного пединститута. С 1986 года — организатор ежегодных фольклорных студенческих экспедиций по сёлам Воронежской области. По инициативе Пуховой в 2006 году в ВГУ был открыт Музей народной культуры и этнографии.

Татьяна Пухова: Ещё в начале ХХ века в предновогодние дни готовились к Святкам. Хозяйки варили обрядовую еду — сочиво, в южных районах её называли «кутья». Это хорошо разваренная каша из цельного зерна пшеницы с добавлением мёда и сухих ягод. Сейчас же кутью варят из риса, добавляют изюм, мёд или сахар.

В Рождественский сочельник, 24 декабря, полагалось ждать первую звезду, и только потом разрешалось приступать к обрядовой пище. После этого начинались Колядки. Группы детей, молодёжи и пожилых — все по отдельности — ходили по дворам со звездой на шесте, её обычно делали из бумаги, с блёстками и украшениями, и исполняли колядки и овсени. В южных районах, где жили в основном украинцы, их еще называли щедровки. Все эти песни начинались с обращения к хозяевам: «Коляда пришла накануне Рождества!» Затем колядующие хвалили владельца дома, отмечали, что он добрый, хороший и богатый, что у него есть всё, но нужно, чтобы было ещё лучше. Затем желали такого урожая, «чтобы из одного зерна можно было целый пирог испечь»!

Скупиться было не принято: считалось, что богатые дары станут залогом благополучия семьи в наступающем году. К тому же если колядующим подарки казались слишком скромными, они угрожали: «Кто не даст пирога — мы корову за рога!» И могли даже похулиганить во дворе, например, сломать ворота.

А во многих сёлах ещё и «славили Христа»: исполняли тексты с христианским содержанием, так называемые «христославия», в которых упоминались Христос, Дева Мария, святые Василий и Илья.

Ольга Поречная: «Коза - главный персонаж зимних гуляний на курщине».

 Гадали и «грели умерших»

— Что такое Коляда и откуда появились ряженые?

— Вообще Колядой древние славяне называли новое солнце. Это языческий праздник — первый день зимнего солнцеворота. В этот день славяне зажигали колесо и спускали его с горы, приговаривая: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло». Люди радовались, что тёмным дням приходит конец, грядут солнечные дни, пусть и не скоро. Но это время считалось опасным, ведь солнце пока молодое, а тьма, или нечистая сила, буйствует вовсю — свирепствуют морозы, вьюги… Этому явлению люди стремились как-то противостоять и даже отпугнуть нечисть. Потому и пытались выглядеть и вести себя необычно.

Так, мужчины одевались в женскую одежду, женщины — в мужскую, дети наряжались во взрослое, в вывернутые наиз­нанку шубы. Раскрашивали лицо тем, что было под рукой — натирались сажей, делали свёклой либо морковью румянец, из картошки вырезали и вставляли «зубы». Иногда делали маски из коры дерева, вырезая в ней дырочки для глаз и рта. Двери избы, где проходили святочные посиделки, вдруг раскрывались, и туда вбегали люди с песнями, шумом и закатывали колесо — символ солнца.

А ещё на Святки, продолжавшиеся две недели, гадали. В слободе Осетровка Богучарского уезда (ныне Воронежская область) разновидностью гаданий было подслушивание имени жениха, в селе Пузево Бобровского уезда практиковалось гадание с зеркалом.

В эти дни также поминали своих усопших, родственники разжигали около двора или в огороде ритуальные костры из соломы. Стояли сильные морозы, и люди, беспокоясь о предках, старались их таким образом обогреть.

На Новый год был обычай со срезанного осенью последнего снопа собирать зёрна, приходить в дом и исполнять «посевания»: «Сею, сею, посеваю, с Новым годом поздравляю!» Зёрнышками обсыпали хозяев, печку, и это было пожеланием хорошего урожая. Заканчивались Святки шестого января, 19-го — по новому стилю, праздником Крещения Господня, тогда окунались в прорубь.

Петровские традиции

— Когда в Черноземье пришла традиция наряжать ёлку и встречать Деда Мороза?

— Отмечу, что самый первый Новый год наши предки отмечали весной. Тогда ещё не было особой идеологии, крестьяне занимались работой в поле. Забота о новом урожае начинается в начале весны, поэтому и Новый год был связан с началом подготовительных посевных работ. Следы того праздника мы видим в Масленице. Не случайно на Масленицу полагалось обильно питаться, ведь как встретишь Новый год, таким и весь следующий год будет. Правда, с принятием христианства весенний Новый год стал сырным. А в 1492 году, когда пала Византия, дату празднования Нового года перенесли на 1 сентября. Год для крестьян стал начинаться наоборот — завершением полевых работ, вот и всенародного размаха «осенний Новый год» не получил.

Большинство традиций современного праздника заложил Пётр I: своим указом он повелел перенести празднование Нового года на 1 января. Наступивший 1700 год встречали уже по новому летоисчислению — правда, на несколько дней позже, чем в Европе. Тогда же появились длинные новогодние каникулы.

Так что новогодний вечер, каким мы его знаем — с украшенной ёлкой, снегом и боем курантов, — традиция не такая уж давняя! Кстати, Дед Мороз изначально был грозным языческим духом, и среди славянских богов можно найти много его прообразов: это и Зимник, отвечающий за трескучий мороз, и суровый Карачун. В дохристианские времена Дед Мороз не приносил подарков — наоборот, ему жертвовали дары. Колядующий, наряженный страшнее всех, звался Дедом и не произносил ни слова. Возможно, этот персонаж и стал прототипом современного Деда Мороза.

Русский Новый год совпал с европейским только в 1918 году, когда ввели «новый стиль». И сейчас Новый год выпадает на православный пост, который стараются выдерживать верующие, хотя, надо признать, в этот день церковь дозволяет послабления. А вот прежние традиционные обряды фактически утратили ритуальный смысл и часто воспринимаются просто как развлечение. Но вот на 10-й этаж новостройки, где я живу, иногда заходят колядующие ребятишки, и я всегда к этим дням готовлю небольшие подарки.

Смотрите также:

  • История в игрушках. О том, как ёлочные украшения отражали действительность →
  • «Открывайте ворота!» Откуда пошел обычай колядовать под Рождество? →
  • Топ-10 мест для встречи Нового Года в Воронеже →

Новый Год в древней Руси

8 лет назад · 11082 просмотров

Новый Год в Российском государстве получил запутанную и сложную историю. Новый Год нашего времени – это результат синтеза различных языческих праздников и календарной путаницы.

Отмечать праздник в нынешнем его виде в России начали с указом Петра Великого в 1699 году, он постановил праздновать Новый Год по-европейски – 1 января.
Петр повелел «…учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, елевых и можжевеловых…», потешаться с огнем – разжигание новогодних костров, учинять стрельбу и гуляния. Царским указом приказывалось и поздравлять друг друга с праздником.

Новый Год в древней Руси

Новый Год в древней Руси

Васильев вечер

Официальный Новый Год имел народный аналог – праздник Васильев вечер — отмечавшийся также в ночь на 1 января. Праздник этот был церковным — день памяти Василия Великого.

Праздник отмечался обильным пиром. Главным блюдом был жареный поросёнок – символ плодородия, плодовитости домашнего скота и обилия в будущем году. В Васильев вечер на стол ставили всё лучшее, что было заготовлено в доме: пышные пироги, сытные блины, колбасу, кутью. В обилии пили пиво, медовуху, водку. Также было принято одевать самую хорошую, неношеную одежду — чтобы весь грядущий год также хорошо одеваться. В этот день старались не давать никому денег, чтобы в течении года не испытывать недостатка в них, а получать деньги было хорошей приметой, это сулило прибыльный год.

Новый Год в древней Руси

Сентябрьский новый год

До этого в Христианской Руси новый год тоже был, он отмечался 1 сентября. Люди верили, что Бог сотворил мир именно в сентябре. С приказом Петра в народе появилась традиция праздновать Новый Год дважды —1 сентября, как привыкли, а потом 31 декабря, по приказу реформатора. Осенний Новый Год Русь позаимствовала из Византии, когда в 988 году было принято Христианство.

Сентябрьский Новый год на Руси встречали чинно и торжественно. Богатые люди на праздник стремились приехать в Москву, в столице устраивались пышные торжества. Вечером перед новогодней ночью все члены одного семейства обязательно собирались в дом старшего в роду – главы семейства. Гостей угощали мёдом, заморскими винами пивом или медовухой. В полночь в крупных городах звучал выстрел вестовой пушки, возвещавшей начало Нового года, в церквях и храмах били колокола. Вообще, празднование Нового Года в Христианской Руси мало отличается от празднований нашего времени.

Новый Год в древней Руси

Языческий новый год древних славян

Иначе выглядит языческий Новый Год древних славян. Следы дохристианских праздников остались в новогоднем торжестве, однако, полностью восстановить языческий Новый Год проблемно. Ведь по-новогоднему в языческой Руси выглядели несколько праздников. Кроме этого различные традиции были у разных славянских племен. По-разному назывались праздники и имена ритуальных персонажей.

В древности восточные славяне отмечали Новый Год в соответствии с природным циклом — весной. Год начинался в марте — первом весеннем месяце – время, когда природа просыпается, начинается новый период в жизни животных и растений, новый сельскохозяйственный цикл. Славянским Новым Годом была Масленица, она отмечалась в марте, в районе 20-го числа. Это было время новой луны перед весенним равноденствием.

Новый Год в древней Руси

Коляда – праздник зимнего солнцеворота

С нашим Новым Годом соотносятся зимние праздники древних славян. Главный зимний праздник – это Коляда — праздник зимнего солнцеворота. Коляду справляли с 25 декабря по 6 января. В дальнейшем отголоски этого праздника слились с Новым Годом и Рождеством. Зимнее солнцестояние, как и весеннее равноденствие, ассоциировалось с новым жизненным и годовым циклом. Коляду отмечали 12 дней. Число 12 вообще было сакральным, и использовалось именно в новогодней обрядности. Сохранились предания о 12 старцах-жрецах, которые руководили ритуалом. По 12 снопам гадали о будущем урожае, воду из 12 колодцев использовали для подблюдных гаданий. 12 дней горел священный огонь на Коляду.

26 декабря нарождалось новое Солнце. Его символично представляло особое полено — Бадняк. Бадняк зажигали на Коляду и оттого зарождалось в новом цикле Светило.

Особая часть праздника — Колядки – новогодние песни. Изначально это были восхваления Коляды, а позже превратились в форму поздравлений и шуточных песен. В дальнейшем черты колядок перешли в святочные праздники.

В зимние праздники древние славяне, как и мы украшали дома еловыми и сосновыми ветками. Хвойные деревья должны были колючими и острыми иглами отгонять злых духов, чтобы те не испортили праздник.

Был у древних славян и зимний дух – Морок, Трескун, Морозко – он насылал лютые морозы, сковывал реки льдом. Сурового духа задабривали – выставляли подарки на окно: блины, кутью и кисель. В традиции колядок это превратилось в угощение для ряженых, они помимо прочего носили символику зимнего духа.

Ночь на 1 января у некоторых славянских народов северо-западной Руси носила название Жирной кутьи или Щедрухи, в этот день было принято щедро угощвать друг друга самыми вкусными и жирными яствами.

Новый Год в древней Руси

Авсель

Среди зимних славянских праздников упоминается Авсень — это и ритуальный персонаж и особое праздничное время — стык декабря и января, символизирующий начало годового цикла. По некоторым поверьям Авсень приезжает на огромном коне и везет с собой Новый Год. Авсень восходит к глубочайшей древности. Поэтому и он встречается и в зимних и в весенних новогодних обрядах. По некоторым преданиям, Авсень зажигал солнечное колесо и знаменовал начало года. Встречали этот персонаж кашей. Хозяйки варили кашу ночью. Приносили из амбара крупу и затапливали печь. Крупы нельзя было касаться, пока печь не истопится. В процессе приготовления каши, следовало шептать заклинания на будущий урожай. Горшок с кашей с поклоном отправляли в печь. По этой каше гадали. Если она вылезла из горшка или сам горшок лопнул – дому грозила большая беда. Если каша удалась, значит Авсень доволен хозяевами и пошлет им в новом году всяческие блага.

Даже те разрозненные сведения, которые мы можем найти в легендах и отголосках обрядов, показывают нам, что Новый Год был в Древней Руси логичным и гармоничным праздником, праздником нового солнца, новой жизни.

Источник:

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Новогодние праздники период
  • Новогодние праздники на белом море
  • Новогодние праздники на банном
  • Новогодние праздники на базах отдыха челябинской области
  • Новогодние праздники отменяются