Новогодний праздник у евреев

Новый год!.. Тот ли новый год? Откуда произошел нееврейский праздник нового года и его обычаи?

Откуда произошел праздник Нового года?

Приехавшие в Израиль эмигранты из Союза, кроме всех других отличий своей «новой жизни» не могли не заметить, что Новым Годом здесь называют Рош А-Шана. Празднуется он осенью, и кроме каких-то бабушкиных рассказов больших эмоций у большинства новоприбывших не вызывал.

А вот тот самый, привычный, «родной» и любимый Новый Год не отмечается, а 1-е января в Израиле является самым обычным рабочим днем, если не выпадает на субботу. Особо «продвинутые» не религиозные израильтяне отмечают что-то смурное под названием «Сильвестр».

На новый год все ждут подарков

Ну а где же хороводы вокруг елки, дружные крики: «Елочка, зажгись!», запах хвои и мандаринов?! Где все, что так твердо отпечаталось в памяти?!

Для моего поколения (родившихся в Советском Союзе в конце шестидесятых — начале семидесятых), замученного «красными днями календаря», Новый Год был праздником особенным, практически единственным без субботников и демонстраций, семейным, личным, и даже интимным.

Праздновали по разному. Кто-то в компании с друзьями, а кто-то в семейном кругу. Выпивали шампанское под бой Кремлевских Курантов из телевизора и начиналось застолье. Ну а потом кто-то выпивал еще традиционные «сто грамм» и усаживался смотреть «Голубой огонек», а другие вставали из-за стола и в часика два выходили на улицу… Шли гулять по ночному городу, мимо елок, установленных на всех площадях. Там можно было повеселится, потанцевать, поводить хороводы, встретить знакомых. Некоторые так и гуляли до утра.

Как в общем всем людям свойственно ждать от жизни счастья, ждали чего-то особенного. И все надеялись на чудо… А собственно больше особенно не на что было надеяться…

До чего ж мы суеверные! В приметы верили сплошь и рядом. А уж в новогодние — особенно. Ой сколько же их было! Главная — «как новый год встретишь, так его и проведешь», но еще и рассчитаться с долгами (что часто было непросто), примерить обновки, дарить подарки… Главное, чтобы желание, загаданное под бой Курантов, исполнилось…

Но вот прошло время, и начались потихоньку перемены. И вот из в начале процветающего социализмом, а потом и из разваливающегося на глазах Советского Союза один за одним евреи поехали!

За последние пятнадцать-двадцать лет в Израиль, США и Германию на постоянное место жительства уехали тысячи и тысячи евреев. Годы ушли на то, чтобы освоиться на новом месте, но «русские» (как этих евреев, то есть нас с Вами, теперь называют) оказались достаточно сильны, чтобы сохранить привычки «той страны».

В Израиле раньше Новый Год, по европейскому календарю, вообще не отмечали. Но уже в конце восьмидесятых Израиль увидел целые очереди спешащих купить фрукты, «Советское шампанское», икру и продукты для знаменитого «оливье».

А сейчас там перед этим праздником целая индустрия работает. Уже в конце ноября искусственные елки и игрушки начинают продавать. Привозят и настоящие хвойные деревья, но уже перед 1-м января.

Ставят ёлки, вешают игрушки, накрывают столы, а ближе к полуночи включают российские телеканалы. Все так же «русские» израильтяне пьют «традиционный» бокал шампанского под бой Курантов, но теперь с помощью кабельного телевидения. Все так просто, как-будто никуда не уезжали. И веселятся вовсю. Только погода вот не совсем новогодняя…

Но если и в Израиле никто не препятствует «русским» отмечать «их смену лет», то что уже говорить про другие страны…

В Америке с Курантами посложнее. Когда они в Москве бьют, все еще или на работе или в дороге оттуда. Но праздновать можно не спеша, ведь в стране, построенной на традициях протестантского христианства и терпимости ко всем религиям, 1-е января — выходной. «Старые традиции» и здесь в силе, бой Курантов и Огонек можно посмотреть в записи по русским каналам кабельного или спутникового телевидения. А кроме этого, и к местным традициям приобщиться можно: например, понаблюдать как ровно в полночь вдребезги разобьется хрустальный шар в Нью Йоркском Таймс Сквер.

Ну а если у кого-то есть немного лишних денег, то можно отпраздновать и в ресторане. Резервирование мест в многочисленных русских ресторанах и ночных клубах начинается задолго до праздничного сезона, потому как потом свободных мест не будет. Шампанское рекой, еда — какую пожелаешь, и танцы всю ночь, чтобы лишь под утро прийти домой уставшими, но довольными.

В Германии, на родине лютеранского протестантства, новогодний праздник также называют «Сильвестр» и празднуют шумно. Неотъемлемая часть новогоднего празднества — фейерверки и всякие производящие как можно больше шума прибамбасы. Проводят праздник с семьей или с друзьями, чтя все те же «старые традиции», или как многие из местного населения — просто на улице. Ближе к полуночи к центру города, на площадь к городской ратуше с часами, стягиваются толпы, «вооруженные» бутылками шампанского и бокалами. С первым боем часов небо озаряет грандиозный фейерверк, грохот которого сливается с шумом вылетающих пробок и шипением пены. Народ пьет зачастую прямо из горла, а потом, по местной традиции, бьют бутылки об асфальт или булыжник.

Очевидно, что совсем не случайно и в Израиле и в Германии 1-е января называется одинаково. С другой стороны в некоторых еврейских общинах это день траура. Как же так! А где же солидарность со «всем цивилизованным человечеством»?

Ни для кого не секрет, что по преданию Йешу (Иисус) родился 25-го декабря, а 1-го января (как водится у евреев — на 8-ой день) ему было сделано обрезание и он получил свое имя.

Эта дата и является началом летоисчисления принятого Григорианского календаря. Но, оказывается, празднование Нового Года в этот день началось намного раньше, когда Йешу, как говорится, еще и в проекте не было!

В 46 до н.э., римский император, Юлиус Цезарь (100-44 до н.э.), установил новый календарь, назвав его своим собственным именем (Юлианский календарь) и 1-е января — в качестве «Новогоднего Дня». Цикл Юлианского календаря состоит из трех 365-дневных лет, за которыми следует 366-дневный високосный год. Все месяцы календаря и поныне называются именами римских божков, кроме августа, который переименовал в свою честь император Октавианус Августус (63 до н.э. — 14 н.э.), считавший себя богом.

Январь носит имя римского бога Януса (того самого двуликого), который считался богом дверей и ворот, и одно лицо этого идола смотрело вперед (как бы в будущее), а другое назад (в прошлое). Цезарь считал, что это месяц, будет хорошей «дверью» года.

А отпраздновал Цезарь свой 1-ый Новый год, подавлением еврейского восстания в Галилее. Свидетели говорили, что кровь текла по улицам.

А в это время в Риме язычники праздновали Новый год, устраивая ритуальные пьяные оргии в их храмах, т. к. верили что таким образом они смогут подняться до уровня богов, по их мнению создавших Мир из хаоса.

С распространением христианства, дата языческого празднества была сохранена в христианском календаре. Когда при императоре Константине Римская империя приняла христианство (313—315 н. э.) и стала «Священной», мать императора, Елена, настояла на сохранении традиции празднования нового года римских идолопоклонников.

21 марта 325 года н. э. под руководством новоиспеченного римского папы Сильвестра I (304—335 н.э.), того самого, чье имя носит день, был созван Никейский Совет. Именно на этом заседании и были приняты постановления, благодаря которым христианство лишилось множества черт, присущих иудаизму: вместо субботы выходным днем установили воскресенье, разрешили и узаконили поклонение иконам и т.д.

Еще за год до создания Никейского Совета, папа Сильвестр убедил императора Константина запретить евреям под страхом смерти проживание в Иерусалиме.

Полагается, что Сильвестр I умер 31-ого декабря. Спустя несколько лет он был причислен к «лику святых». Именно в честь него 31 декабря и было установлено «Днем Святого Сильвестра», — днем, которому в будущем суждено было стать днем погромов и кровопролития для европейского еврейства.

В течении Средневекового и Пост-средневекового периодов, ночь с 31 декабря на 1-е января для евреев Европы была самой опасной ночью в году. В головах христиан просто не укладывалось, что те самые евреи, которые не приняли Иисуса, не признали в нем пророка, живут рядом с ними, не говоря уже о том, что в этот день их «идолу» было сделано обрезание. Этот день в истории еврейского народа полон всевозможных трагических событий и проявлений антисемитизма: сожжения книг и синагог, публичные пытки и сожжения на кострах, погромы и просто убийства.

Существует мнение, что традиция устраивать новогодние фейерверки исходит именно от зарев тех пожаров…

В средние века в календарях большей части христианской Европы существовало два Новых Года. Кроме всем известной даты, связанной с рождением и обрезанием Иисуса существовал еще один день начала года — 25-е марта — «День Возвещения» — день, когда по преданию, ангел Габриэль известил Марию, о том, что она забеременела от бога и родит сына.

В 1582 году, Римский папа Григорий XIII (так же известный как «Уго Бонкомпаньи», 1502—1585), оставил традиционный Юлианский календарь. Был установлен новый календарь, названный впоследствии Григорианским и отличающийся от Юлианского календаря тем, что последний год столетия не является високосным (если только он не делится точно на 400, т. е. 1600, 2000, и т. д., но не делится на 4000) и Новый год начинается с 1-ого января, даты, установленной ранними язычниками в месяце Януса — январе. Теперь эта дата была официально узаконена.

Вот еще несколько законов принятых тем же Григорием XIII. В Новогодний День 1577 он установил декретом, что все евреи Рима, под страхом смертной казни, должны внимательно слушать обязательную проповедь о необходимости перехода в христианство, которую давали в римских синагогах после молитвы в пятницу вечером христианские священники, которые специально для этого туда приходили. А через год, а Новогодний День 1578, он подписал закон, о налоге, который евреи были обязаны заплатить на поддержку «Дома Преобразования» — места перевода евреев в христианство. Ну а под Новый Год 1581, он приказывал, чтобы войска папы римского конфисковали всю священную литературу римской еврейской общины. Тысячи евреев были убиты во время этой кампании. Зарева костров сожженных книг в очередной раз осветили новогоднее небо.

Как известно, Новый Год в Россию привез царь Петр I в 1700 году, вместе с новогодней елкой, заимствованной Мартином Лютером у язычников (см. ниже).

После Октябрьского переворота 1917 года большевики объявили празднование Нового Года буржуазным и религиозным пережитком. Долгие годы Новый год был запрещен вместе с елками, Дедами Морозами и прочими атрибутами и не праздновался. И только с 1 января 1937 года, во многом благодаря партийному деятелю П. Постышеву, празднование Нового Года в СССР было официально разрешено спец-распоряжением партии и правительства, но без религиозной обрядности, — как чисто светский праздник. Но все равно 1-е января оставалось рабочим днем, потому как Новый год был объявлен детским праздником. Первое число стало выходным днем, только в 1947 году, после денежной реформы.

По всей видимости, не случайно реабилитация Нового Года оказалась самой удачной выдумкой Иосифа Сталина. Новый год действительно был в СССР единственным идеологически «ненагруженным» праздником, праздником для всех. И именно таким он и запечатлелся в памяти всех послевоенных поколений.

Специально сделав праздник «ненагруженным», советские партийные руководители легко добились того, что он быстро потерял всякую окраску (и религиозную, и идеологическую — может быть даже вопреки чьему-то желанию) и превратился в день (точнее ночь) пустого веселья.

Так что же все-таки празднуется? «День Святого Сильвестра» — день памяти римского папы? Дата «смены года» и память о картонных корзиночках с вложенной запиской «Спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство»? Или реки еврейской крови и зарева сожженных синагог? А может это просто погружение в беспредельную бездумность оргий римских идолопоклонников?..

В каждом человеке живет что-то такое, что заставляет наших людей держаться того, к чему они привыкли, соблюдать обычаи и традиции, даже осознавая, что большую часть из этих «традиций» они сами же и придумали. Новый Год, наверное, наилучшее тому доказательство.

Бывшие советские евреи, оказавшись в демократических странах по всему миру, продолжают судорожно цепляться за праздник, который к евреям не просто никакого отношения не имеет, а тащит за собой длинный шлейф трагедий на протяжении всей истории Еврейского народа. Заменив духовные ценности своего народа любовью к ценностям европейской культуры, на благодатной почве демократических стран, где 1-е января — выходной — или стыдливо именуется «Сильвестром», они с головой погружаются в пустоту безудержного веселья, в новые надежды и ожидание новогодних чудес.

Только чуда не будет, а как раз именно ожидание этого чуда часто приводит к тому, что заканчивается праздник разочарованием…

Поскольку в действительности ничего в этом Мире не случайно, то наверное, и тот факт, что Ханука предшествует тому самому нееврейскому Новому году, совсем не случаен. А что такое Ханука, в чем ее суть? Само слово «Ханука» означает «обновление», а праздник является Праздником Света, памятью о Чуде горения масла в Меноре Иерусалимского Храма.

История новогодней елочки

В лесу родилась елочка, в лесу она росла…

Как часто, проходя по Нью Йоркским улицам, видишь в витринах магазинов и в фойе больших зданий новогоднюю елку, сверкающую огнями, и стоящую рядом электрическую ханукию, зачастую — довольно больших размеров. Сперва зрелище множества огней завораживает глаза. Но слегка поразмыслив, понимаешь: что-то здесь не так, что-то лишнее…

Особенно, если наблюдаешь подобную картину в доме, где живет еврейская семья, то все-таки думаешь, что лишняя елка. Но у семьи этой ее не отобрать! Для них она «дань традиции», отблеск детства (особенно это касается выходцев из бывшего Советского Союза), не имеющая никакого смысла, кроме празднования окончания одного календарного года и начала следующего.

Так откуда-же ты взялась в нашей жизни «зеленая красавица»? Какой «традиции» отдают дань те, кто украшают тебя?

Нам кажется, что новогодняя елка была всегда, и всегда она была такой, ну или… почти такой как сейчас. На самом деле свой сегодняшний вид елка приобрела сравнительно недавно, и совсем она не похожа на то, что было в начале. Лишь слегка покопавшись в истории, вдруг с ужасом начинаешь осознавать, что эта самая елка не что иное, как священное дерево идолопоклонников, адаптированное христианами, — было взято на вооружение большевистской пропагандой для «мягкого» промывания мозгов.

Давайте попытаемся распутать эту длинную цепь метаморфоз…

Язычники с древних времен поклонялись деревьям как идолам, совершали жертвоприношения в священных рощах. Древние греки, египтяне, римляне и китайцы превозносили вечнозеленые деревья и венки из их ветвей, германские и кельтские племена предпочитали дуб, славяне — березу. Тяжким грехом у язычников считалось повредить дерево в священной роще: в некоторых германских племенах за сдирание коры с таких деревьев карали сдиранием кожи.

Среди главных языческих праздников у этих народов были 22 декабря (день зимнего солнцестояния) и 25 декабря (день наиболее раннего захода солнца) несомненно связанные с поклонением солнцу и культом деревьев, единственно зеленых в эту пору года.

Как известно, ранние христиане с целью привлечения как можно большего числа последователей часто перенимали ритуалы язычников, видоизменяя и адаптируя их, придавая им иной смысл, чтобы заполучить больше последователей. С распространением христианства священные рощи и деревья вырубались, но на месте древних культов возникло поклонение майскому и рождественскому деревьям.

До сегодняшнего дня широко распространен обычай католиков и протестантских христиан вывешивать на дверях венки из еловых или сосновых веток на дверях своих домов.

О том, где и кем была заведена «рождественская елка», существует несколько версий. Одна из них предоставляет эту честь лично Мартину Лютеру (основателю Лютеранской христианской церкви). Легенда гласит, что он шел однажды по улице в звездную зимнюю ночь и был поражен зрелищем яркой звезды, словно опустившейся на верхушку занесенной снегом елки.

В современном виде рождественское дерево появилось в Германии в средние века. Елку ставили в домах накануне рождества, украшали яблоками, вешали на нее вафли. Между прочим, свечи на елке стали зажигать только с середины 17-го века. Сначала она была развлечением для богатых, но потом, как водится, распространилась повсеместно, а вскоре перешагнула границы Германии. Украшения тоже менялись. Когда христианские миссионеры познакомили с праздником Рождества японцев и китайцев, те научили европейцев делать специальные бумажные игрушки. Потом появились игрушки из папье-маше. Тогда же появился ангелочек венчающий елку. Но тон задавали все-таки немцы — это они изобрели прозрачные стеклянные шары, светящиеся в темноте благодаря фосфоресцирущим краскам.

Так елка язычников стала неотъемлемой частью христианского рождества и нового года.

1699 год был отпразднован в России дважды. Сначала 1 сентября Петр I отметил наступление 5460 года от сотворения мира (обратите внимание, порядковый номер совпадает с еврейским), а 20 декабря — издал указ о праздновании 1 января Нового года, — 1700 года от рождения Йешу (Иисуса).

Но, видимо уж, Россия такая страна, в которой все как в зазеркалье переворачивается с ног на голову. Все, казалось, было бы хорошо, если бы не Первая мировая. В 1914 году в Саратове была устроена елка для пленных германских солдат, лежавших в местном госпитале, что крайне не понравилось некоторым патриотам, в прессе развернулась бурная протестующая кампания. В 1916 году Синод русской православной церкви запретил рождественскую елку как «вражескую немецкую затею».

Ну а вскоре грянула и Октябрьская революция. Придя к власти, большевики развязали борьбу против религии, которая велась абсолютно и бескомпромиссно. Цель коммунистических правителей состояла в том, чтобы сломать любые традиции, связанные с религией.

Как известно, в конце 19-го — начале 20-го веков начался отход евреев Центральной и Восточной Европы от соблюдения традиции. Поначалу это происходило под влиянием перемен образа жизни в Европе и «свобод», полученных еврейским населением, когда такие страны как Франция, Германия, Голландия и др. признали евреев своими полноправными гражданами. Эта свобода создала почву для распространения движения Аскала («Просвещение»), превратившего изучение Торы из источника принципов жизни и традиций в академические рассуждения о «философских идеях Великого Учения», и призывающего к «уходу из общинного гетто в Большой Мир». Чуть позже к этому добавилось увлечение идеями социализма.

Не секрет, что в первом большевистском правительстве было достаточно много евреев. Все они настолько стеснялись своего еврейского происхождения, что спрятались за псевдонимами. Но это совсем не мешало им заняться преобразованием этого самого «Большого Мира».

Рассказывают, что к пламенному революционеру, первому главнокомандующему Красной Армии Льву Троцкому (настоящая фамилия Бронштейн) в 1920 обратился главный раввин Москвы, Яаков Мазе с прoсьбой использовать армию для защиты евреев от начавшихся повсеместно погромов. Троцкий ответил: «О чем Вы говорите! Посмотрите вокруг — всемирная революция грядет! Скоро не будет границ, и весь мир будет говорить на одном языке! А Вам, реббе, уже пора сдавать самого себя в музей! Почему Вы обращаетесь ко мне? Я — не еврей! Я — интернационалист!» На что рав Мазе ответил: «В этом-то и трагедия. Революции делают Троцкие, а расплачиваются за это Бронштейны».

При партии большевиков была создана так называемая Еврейская секция (Евсекция), организация, состоящая из молодых евреев-коммунистов, чьей задачей было выявлялять евреев, тайком изучающих Тору и соблюдающих Еврейский закон. Многие из этих молодых людей еще всего несколько лет назад учились в ешивах и прекрасно справлялись со своей задачей, зная основные положения закона своего народа. «Религиозных мракобесов» клеймили позором, выгоняли с работы, позднее стали сажать в тюрьмы, психушки, и т.д.

Таким образом для евреев, попавших под колесо Советской власти, процесс отхода от многовековой традиции своего народа приобрел просто гигантские масштабы.

Придя к власти, большевики негласно продлили решение Синода о запрете елки. Но пролетарская борьба с предрассудками не смогла искоренить «влечение к зелени» в русском народе. Чувствуя свое поражение перед пережившей все елкой, Сталин предпочел ее разрешить, использовав «лесную гостью» для коммунистической пропаганды.

28 декабря 1935 года в «Правде» появилась статья П. П. Постышева «Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку!» Петр I, заметьте, дал подданным на подготовку 11 дней, Сталин — только 3. Рекомендации «Правды» были исполнены молниеносно. Елка теперь стала напоминать кремлевскую башню, и звезда на верхушке — пятиконечная, с серпом и молотом. Елка очень быстро проникла повсюду — в дома, кинотеатры, клубы… Так елка получила новое название — теперь она стала «новогодней», скрывая свое «религиозное происхождение».

Елка оказалась живучей в суровом Советском климате. В противовес Первомаю и Дню Революции, Новый год стал единственным Советским праздником, не связанным с политикой, подверженным наименьшему давлению пропаганды. Во всяком случае так казалось. А елка быстро и глубоко укоренилась в быту.

Жить в ситуации, когда существует негласная квота на прием евреев в институты и на работу, еврей — первый на очереди на увольнение и т.д., было, мягко говоря, не просто. Оторванные от традиции, подавленные натиском антисемитизма со стороны государственных органов и населения, всеобщим презрением ко всему еврейскому, большинство советских евреев перестали соблюдать еврейский закон, сторониться традиций и стесняться самих себя. Что уже там говорить об воспитании детей на еврейской системе ценностей и традиции. Упаси Б-г что бы дети говорили на идиш! Должны быть как все, даже лучше чем все, чтобы не показывали пальцем! Так выросло несколько поколений «евреев по паспорту», оторванных от корней своего народа.

Новый год стал самым веселым и любимым из Советских праздников, наиболее популярным среди всего населения — включая евреев. Духовная пустота от выброшенных «на помойку истории» многовековых традиций не могла долго оставаться не заполненной. Новый Год и елка быстро заполнили часть освободившегося пространства, а новогодние подарки заменили детям «Ханука Гэлт».

Но вот «железный занавес» пал, и советские евреи разъехались буквально по всему миру. В свободном мире, где нет тоталитарного «пресса» и «5-ой графы» в паспорте, люди объединяются в группы по национально-религиозному принципу. Тут-то и возникает вопрос «русского еврея» — кто я: русский я, или я еврей.

Да и времена изменились! Развал советской власти дал возможность религии выйти из подполья. Даже члены современного Российского правительства ходят в церковь, и это показывают по телевидению. Что уже говорить про американского президента, говорящего о Б-ге на мемориальной церемонии о жертвах 11 сентября 2001.

Все это заставляет задуматься: что для нас означает «новогодняя елка» язычников и христиан, запомнившаяся нам в версии советской пропаганды? Есть в ней глубокий смысл, или это просто так: загадал желание с боем часов… а через несколько дней от этого и памяти не осталось?..

Можно часто услышать от представителей старшего поколения выходцев из Советского Союза, что они обладают некой системой моральных и духовных ценностей, не связанной ни с какой религией. Но стоит лишь начать разбираться, о чем идет речь, как вдруг открывается, что всем высоким моральным принципам их научили родители, а тех, в свою очередь, их родители… и так эти корни уходят далеко в поколения, — еврейские поколения. Эти корни связывают нас с тем, что было у Еврейского народа до этих самых трех-четырех поколений, выросших в атмосфере нигилизма и атеизма.

Ну а что же мы — те, кто покинул Страну Советов детьми или молодыми людьми? Ведь сейчас и у нас уже растут дети! Стиль жизни родителей и их система ценностей являются основой для взгядов на жизнь их детей, в том числе формируя отношение к религии.

Если новогодняя елка будет неотъемлемой частью жизни родителей, то какое же влияние это окажет на детей? И не имеет значения, назовут ли они ее истинным названием: Christmas Tree (рождественская елка), или непонятной «новогодней»!

Но ведь Christmas (рождество) является праздником религиозным! Не просто каким-то там, о одним из главных христианских праздников, празднующим рождение Йешу (Иисуса) — главного христианского идола!

Так что-же получается? Хозяин дома считает себя евреем, а христианский символ в доме поставил?

А что с детьми? Что усвоят они с елочкой посреди дома? Не подтолкнет ли это их (не дай Б-г) к религии, где с елочкой все в порядке…

В Иудаизме, каждый праздник имеет глубокий внутренний смысл и образовательное значение. Мы празднуем Еврейские праздники прежде всего для того, чтобы понять, как реальные события нашего прошлого могут помочь нам в сегодняшней, опять-таки, реальной жизни и быть источником нашего духовного роста. И, конечно, не скажешь, что праздники эти скучны: окунувшись в их веселье еврейских праздников — маскарад в Пурим (в первую очередь — для взрослых, а не для детей!), зажигание ханукальных свечей и игру в дрэйдел, хороводы в Симхас Тору или поиск афикомана в Песах, — можно легко это почуствовать…

Пророк Еремия (Йеремиягу) предостерегает: «Не учитесь от путей других народов и не пугайтесь знаков на небесах, как народы эти испуганы ими. Обычаи этих народов ничего не стоят; рубят они деревья в лесу, и мастер обрабатывает их долотом. Они украшают их серебром и золотом; они закрепляют их молотком и гвоздями, так что бы они не шатались… И нет в них никакого проку» (Иеремия 10:2—5).

Содержание:

  1. Рош ха-Шана – что это
  2. Продолжительность праздника
  3. Как евреи празднуют Новый год
  4. Праздничный стол
  5. Что нельзя есть

Еврейский Новый год очень отличается от обычного, который на Западе отмечают в ночь на 1 января. У иудеев этот праздник – не столько повод для веселого застолья, сколько возможность для духовного обновления, покаяния, общения со Всевышним. Хотя в этот день на столе не встретить привычных мандаринов и оливье, у евреев есть свои обычаи и обряды, связанные с подготовкой и празднованием, а также блюда, без которых невозможно представить застолье в этот день.

Рош ха-Шана – что это

Название праздника на иврите буквально означает «голова года». Встречают его не зимой, а в первый и второй день месяца тишрей, который выпадает всегда на осенние месяцы: чаще на сентябрь, реже – на октябрь. Дата у праздника плавающая, и какого числа отмечать Рош ха-Шана, подскажет лунно-солнечный календарь, принятый у евреев.

Традиция праздновать начало года осенью тесно связана с циклами сельского хозяйства. В древности в сентябре–октябре люди, жившие на Ближнем Востоке, собирали новый урожай. Начинался новый цикл: короткий отдых земли, сев, рост и жатва. Сбор урожая издревле сопровождался празднествами.

Но иудейская религиозная традиция связывает Новый год с иными событиями. Считается, что именно в этот день Бог создал мир и первых людей – Адама и Еву. То есть Рош ха-Шана – это фактически день сотворения мира. Но не только. Другое ключевое событие этого дня – грехопадение, когда Адам и Ева отведали плод с Древа познания и были за это изгнаны из рая.

Таким образом Рош ха-Шана стал днем не только начала мира, но и суда, кары Господней, расплаты за прегрешения. Каждый год в это время Бог судит мир, решает, кому сколько отпущено времени. А еще считается, что в этот день на небесах распределяют доход каждого еврея в предстоящем году.

Почему же тогда Новый год у евреев считается праздником, если по сути это Судный день? Они верят, что Господь к ним милостив и желает добра каждому своему созданию. Так что Рош а-Шана (другой вариант написания названия праздника) – это возможность вознестись над собой, стать лучше. Это время покаяния и молитвы, надежды на исправление ошибок и духовное развитие в будущем.

Другие события, которые произошли на Рош ха-Шана:

  1. Ной (Ноах) покинул свой ковчег после всемирного потопа.
  2. Сара (жена Авраама) зачала.
  3. Бог остановил принесение Исаака в жертву своим отцом.
  4. Был положен конец рабскому труду евреев в Египте.

Продолжительность праздника

Верующие считают, что искренняя молитва способна достичь Господа и склонить чашу весов в пользу грешника. Поэтому с Рош ха-Шана начинаются так называемые «дни трепета», или «грозные дни» [ямИм нораИм]. Этот период продолжается десять дней и заканчивается другим очень значимым для иудеев праздником, который называется Йом-Кипур (в пер. «день искупления», «день всепрощения»).

Талмуд гласит, что именно в этот день Бог выносит окончательное решение по каждому иудею. А зависит оно в том числе и от того, насколько верующий раскаялся. В Йом-Кипур принято соблюдать пост и обязательно посещать синагогу.

Но сам Рош ха-Шана длится, как было отмечено, два дня. К примеру, в 2022 году Рош ха-Шана начнется вечером 25 сентября, в воскресенье, а закончится вечером 27 сентября. Интересно, что в древности продолжительность праздника изначально составляла один день. Причина, почему сейчас праздник двухдневный, – календарь евреев, опирающийся на солнечные и лунные циклы и не имеющий фиксированных дат.

Раввины ежегодно утверждали новую дату для празднества. Но информация из Иерусалима не всегда успевала достичь отдаленных уголков страны, ведь ни компьютеров, ни интернета еще не было. В результате некоторые евреи не могли начать отмечать вовремя, потому что не знали, что уже пора. И решено было сделать праздник двухдневным, чтобы точно все успели подготовиться и отпраздновать, как положено.

Как евреи празднуют Новый год

Рассмотрим подробнее, как проходит подготовка к Рош ха-Шана и как евреи отмечают одно из главных событий года.

Подготовка к празднику

Готовиться люди начинают в течение предыдущего месяца. Для начала нужно составить праздничное меню, приобрести ингредиенты. Закупаться стоит заранее: в израильских магазинах огромные очереди перед Новым годом по еврейскому календарю. Также стоит сделать дома большую уборку, чтобы чистота царила не только в мыслях, но и в жилище.

Другая часть подготовки к празднику касается духовной сферы. Стоит вспомнить свои прегрешения, несдержанные обещания, обиды, нанесенные другим людям. Перед Рош ха-Шана желательно помириться с теми, с кем вы враждовали, троекратно попросить прощения у тех, кого обидели.

Расторжение обетов

Отдельно нужно сказать о еще одном ключевом этапе подготовки к еврейскому Новому году – расторжении обетов. Каждый человек в течение года дает какие-то обещания себе и ближним. Но не всегда их удается исполнить: мешают разные обстоятельства, от забывчивости до физической невозможности совершить обещанное. А возможно, обещание было дано в состоянии гнева, и когда гнев прошел, человек пожалел о своих словах. Невыполненный обет ложится грехом на его совесть.

Чтобы снять с себя грех, полагается обратиться за помощью и расторгнуть обеты. Просьбу освободить от обетов необходимо высказать трем другим евреям. Желательно, чтобы среди них был хотя бы один знаток Торы.

Выбранным людям человек говорит, что раскаивается во всех несовершенных обетах, сообщает о причинах, помешавших ему, и просит его освободить. И его слушатели произносят фразу «Отпускается тебе». После этого человек считается свободным от греха невыполненных обещаний. Впредь он должен быть осмотрительнее, взвешивать каждое слово, прежде чем его произнести вслух.

На иврите такое аннулирование клятв называется [атарат недарим]. Обычно атарат недарим совершают только мужчины и юноши старше 12,5 лет. Но некоторые мужья могут сделать это за своих жен.

Трубление в шофар

Важнейшая часть Рош ха-Шана в Израиле – это трубление в [шофАр], то есть в рог. В древности люди использовали сигнал рога для сообщения о значимых событиях: об отправлении на войну, о приближающемся Шаббате. Таким же способом вызывали на собрание жителей общины. По преданию, звуки шофара обрушили стены города Иерихон, когда к нему подошли евреи после сорока лет скитаний в пустыне. И выражение «иерихонская труба» отсылает именно к этому инструменту.

Шофар обычно изготавливают из полого рога барана или горного козла, реже – газели или антилопы. Рога быков или коров для этих целей не используют. Форма шофара разная: от простого и короткого инструмента до длинного с несколькими изгибами.

Звуки, извлекаемые из рога, тоже разнообразны и включают:

  • трубление [ткиА]: переход от низкой ноты к верхней;
  • тремоло [шварИм]: быстрое чередование двух нот;
  • «тревогу» [труА]: череда низких отрывистых звуков;
  • «большое трубление» [ткиА гдолА]: финальное длительное трубление на верхней ноте.

В синагогах в шофар трубят в течение всего месяца элуль, предшествующего Новому году у евреев. Звук напоминает о грядущем Судном дне, призывает к покаянию, обращению помыслами к Всевышнему.

Ташлих

Еще одна традиция Рош-а-Шана называется ташлих, и этот очистительный обряд тоже имеет большое значение для верующих. Его совершают непосредственно в первый день наступившего года. Для совершения обряда нужно прийти к берегу любого водоема: реки, озера, моря. Затем человек буквально вытряхивает над водой полы своей одежды, произнося при этом тексты покаянных молитв. Встречается также вариант, что во время чтения молитв нужно бросать в воду хлебные крошки для рыб.

Обряд ташлих зародился в примерно в XIV в. среди немецких евреев. Впервые упомянувший его автор Иаков Меллн ссылается на сцену с жертвоприношением Исаака. Когда Авраам вел своего сына, чтобы принести его в жертву, Сатана хотел ему помешать и превратился в речной поток, перекрывший им дорогу. Но Авраам и его сын вошли воду и стали молиться, и Сатана отступил.

Другие авторы тоже предлагают свои объяснения обряда. Например, польский раввин Моше Иссерлес говорил, что морские воды видели сотворение мира. А значит, в Новый год, то есть годовщину сотворения мира, следует бросать в море хлеб.

Поздравления

Не обходится праздник и без поздравлений, самое частое из которых – [шанА товА], то есть пожелание хорошего года. Также евреи желают друг другу удачи, благополучия, счастья, исполнения желаний и добрых вестей. В эти дни принято дарить подарки и проводить время с друзьями и близкими.

Праздничный стол

Что за праздник Рош а-Шана без богатого застолья? У евреев тоже есть традиционные новогодние угощения, которые подают в этот день. Каждое имеет свое значение и символизм, и употреблять конкретные продукты считается доброй приметой на предстоящий год.

Трапеза проходит в веселой атмосфере, за столом собирается вся семья. Особое внимание уделяют пожилым или больным родственникам. Перед началом приема пищи произносят [кидУш], или благословение, над вином или виноградным соком. Затем совершают омовение рук и переходят к трапезе.

Гранат

Это непременный атрибут любого праздничного стола на Рош ха-Шана. Этот плод – один из символов Израиля, как, к примеру, менора. На иврите гранат называется [римОн]. Он символизирует плодородие и процветание, а поспевает как раз к Новому году. Внутри граната – множество маленьких зернышек. Это символ единства израильского народа. Помимо граната на стол подают и другие фрукты, поспевшие к празднику.

Мед

На новогоднем столе обязательно можно увидеть мед. Отведать его в праздник Рош ха-Шана – это благоприятная примета, надежда на то, что и весь предстоящий год будет сладким и приятным, как мед. Традиционно в Новый год принято опускать в мед кусочки яблок. Многие евреи готовят медовый пирог с добавлением пряностей: гвоздики, корицы, душистого перца.

С медом полагается употреблять и еще одно традиционное угощение – еврейский праздничный хлеб [хАла]. Это символ манны небесной. Готовят халу разной формы, наиболее частая – в виде плетеной косички из теста.

Рыба

Далее на праздничный стол подают рыбу. У евреев она символизирует изобилие, достаток и плодородие. Важный момент: рыба обязательно должна быть с головой, иногда даже подают отдельно голову. Почему? Вспомним, что Рош ха-Шана в переводе – «голова года». Вот и рыба должна обязательно остаться с головой, символизируя благополучный предстоящий год.

Готовить ее можно по-разному, самый популярный способ – фарширование, или гефильте фиш. Интересно, что существует вариант и для вегетарианцев: крекеры в виде рыбок.

Морковь

Следующая часть новогоднего угощения – морковь. Причем подают этот корнеплод обычно нарезанным кружочками, как символ монет. Считается, что употребление в праздник такой моркови приведет к финансово успешному году и удаче в делах. А еще из нее часто готовят цимес – один из основных еврейских десертов. Долгое время он был единственным сладким блюдом, доступным беднякам.

Финики

Название этого плода на иврите – [тамар], что похоже на другое слово [там], означающее «конец». Употребление фиников на Рош ха-Шана – это выражение надежды, что всем врагам, завистникам и недоброжелателям придет конец. Еще одна причина включить финики в праздничное меню в том, что это один из семи плодов, упоминаемых в Торе. Некоторые вместо фиников употребляют чеснок.

Что нельзя есть

Есть и некоторые продукты, употреблять которые на Новый год нежелательно. В первую очередь это горькие или острые блюда. Евреи верят: поешь такое – и год тоже будет горьким, тяжелым, полным испытаний. Также не рекомендуют на Новый год есть орехи [эгОз].

Итак, Новый год, или Рош ха-Шана, – одно из главных событий года у евреев. Это день, когда каждый отвечает перед Всевышним за свои поступки, молится о прощении, проводит время в покаянии. Одновременно это повод стать лучше и праведнее, а также приятно провести время в кругу близких за праздничным столом. Главные новогодние традиции евреев – трубление в шофар, расторжение обетов и ташлих, а традиционные блюда – яблоки в меду, гранат, рыба и хала.

Этот праздник имеет мало чего общего с привычным для нас пониманием Нового года. Никакого шампанского и мандаринов, никаких фейерверков и вообще ни малейшего намека на безудержное веселье. Рош ха-Шана – это время переосмысления прожитого, покаяния и надежды на будущее.

Почему еврейский Новый год отмечается осенью

Рош ха-Шана приходится на начало месяца тишрей – седьмого месяца еврейского календаря. Календарь этот лунно-солнечный, а значит, и еврейские праздники являются подвижными относительно календаря гражданского.

Первым месяцем считается весенний месяц авив, называемый также нисан. Он приходится на март-апрель григорианского календаря. 

Соответственно, седьмой месяц тишрей выпадает на сентябрь-октябрь. Евреи считают, что Бог сотворил мир именно в седьмой месяц. Поэтому с него и ведется летоисчисление.

Фото: Дмитрий Коробейников/РИА Новости

С этим праздником связано сотворение первых людей, вкушение запретного плода, окончание Всемирного потопа, чудесное спасение Исаака во время жертвоприношения и другие важные события библейской истории. 

Значение еврейского Нового года

Рош ха-Шана – это не только день сотворения мира, но и день суда. То есть, в день рождения мира Бог судит этот мир. Главная задача человека в эти праздничные дни – вспомнить обо всем, что случилось за год, прислушаться к голосу совести, признаться себе во всех своих недобрых поступках и искренне в них раскаяться. 

Праздником Рош ха-Шана начинаются 10 дней молитв и раскаяния, называемые «Дни трепета». Их кульминацией становится следующий праздник – Йом-Кипур – день примирения. Считается, что в начале этого периода Бог восседает на престоле справедливого судьи и внимательно оценивает поступки всех людей. Но затем Бог «пересаживается» на престол милосердия и дает людям еще один шанс исправиться.

Перед Богом в это время открыты три книги. В первой записаны имена праведников, чьи добрые дела перевешивают злые. Вторая книга содержит имена грешников, тех, кто чаще совершал недобрые поступки. И, наконец, в третьей книге, той, что лежит посередине, записаны имена большинства людей. Они не праведники, но и не отпетые грешники. Чаши их весов с добрыми и злыми поступками находятся, так сказать, в равновесии. Именно у этих людей есть шанс исправить свою участь искренним покаянием. 

Таким образом, еврейский Новый год – это и начало человеческой истории, и Божий суд, и возможность обновить отношения с Богом, совершить «перезагрузку». 

Традиции еврейского Нового года

Фото: East News

Самым ярким событием праздника является трубление в шофар – бараний рог. Это действо глубоко символично. Звук шофара призывает верующих на Божий суд. Но бараний рог напоминает и о том агнце, которого Авраам принес в жертву вместо своего сына Исаака. Это символизирует готовность каждого верующего к самопожертвованию. 

Существуют и другие толкования этого обычая. Считается, что звуки шофара достигают небес и сбивают с толку сатану, который в этот момент докладывает Богу обо всех человеческих грехах. Обвинителя оглушают трубные звуки и он не может прочесть весь свой обличительный список.

На протяжении двух праздничных дней евреи ходят в синагогу, чтобы молиться и слушать священные звуки шофара, взывающего к человеческой совести. В эти дни решается, каким будет следующий год для каждого члена общины. Кого-то ждет удача и почет, а кого-то горе и болезни. 

Существует еще один обряд, связанный с еврейским Новым годом. Он называется ташлих и символизирует избавление от грехов уходящего года. Верующие собираются на берегу какого-либо водоема, читают молитвы и вытряхивают в воду крошки из карманов, как бы скармливая свои грехи рыбам. 

Какие угощения подаются на еврейский Новый год

Традиционным фруктом, связанным с еврейским Новым годом считается гранат. Но в регионах, где гранаты не росли, их заменяли яблоками. Частью трапезы непременно является мед, чтобы наступающий год был сладким. Пожелание сладкого года является частью традиционного новогоднего поздравления. 

Фото: pixabay.com

Часто на стол подается рыба, и непременно с головой, чтобы, как принято говорить, «быть в глове, а не в хвосте». Тем более и само название праздника Рош ха-Шана буквально значит «голова года». Подают также нарезанную кружками морковь, напоминающую золотые монеты, потому что в судьбоносные дни Нового года определяется и материальное благосостояние человека на будущий год. Обязательно присутствует на празничном столе круглый, в форме венка, хлеб хала. Такая форма является символом цикличности времени. 

Категорически запрещено вкушать горькую и кислую пищу, чтобы наступающий год не принес горести и беды. Не принято есть орехи, потому что числовое значение слова «орех» на иврите равно числовому значению слова «грех». А о грехе в это время упоминать нельзя ни в коем случае. 

https://sputnik-georgia.ru/20220924/kak-prazdnuyut-rosh-a-shana-2022-traditsii-i-obychai-evreyskogo-novogo-goda-270733057.html

Как празднуют Рош а-Шана 2022: традиции и обычаи еврейского Нового года

Как празднуют Рош а-Шана 2022: традиции и обычаи еврейского Нового года

Еврейский Новый год или Рош а-Шана, по иудейскому календарю наступает в первый день месяца Тишрей – в 2022 году он выпадает на 26 сентября, но, как и все… 24.09.2022, Sputnik Грузия

2022-09-24T16:31+0400

2022-09-24T16:31+0400

2022-09-24T19:55+0400

справки

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn1.img.sputnik-georgia.com/img/23554/30/235543099_0:160:3073:1888_1920x0_80_0_0_762025a451e277b5eccf372880726d30.jpg

Именно в Рош а-Шана (Рош ха-Шана, Рош хашана), что означает «голова года», определяются судьбы и события на следующие 12 месяцев.Как празднуют Рош а-Шана – о традициях и обычаях еврейского Нового года, читайте в Sputnik Грузия.Еврейский Новый годРош а-Шана символизирует шестой день сотворения мира. В этот день Бог создал первого человека – Адама, и впоследствии изгнал его из Рая за нарушение запрета.С тех пор Бог творит суд над человечеством и определяет судьбу каждого на предстоящий год именно первого числа месяца Тишрей.Впервые упоминается еврейский Новый год в Устной Торе, где торжество называют Йом Труа (Праздник труб). Это связано с заветом Рош а-Шана – издавать трубный звук. По древней еврейской традиции в синагогах в новогодние дни трубят в ритуальный духовой музыкальный инструмент из бараньего рога – шофар, звуки которого призывают верующих на суд Божий и, переосмыслив свои поступки, покаяться.Евреи верят, что именно в Рош а-Шана на небесах решается, кому жить в достатке, а кому – в лишениях или умереть. Поэтому в месяц Элул, предшествующий еврейскому Новому году по традиции отчитываются в совершенных деяниях и просят прощение.В синагогах читают особые покаянные молитвы до наступления Нового года, чтобы подготовиться к Рош а-Шана – периоду раскаяния и духовного возрождения.В то же время вера в то, что Господь желает своим детям лишь добра, превращает Новый год в настоящий праздник. Исправить приговор, вынесенный Всевышним в Рош а-Шана, можно в течение первых 10 дней еврейского Нового года. Поэтому евреи в эти дни по традиции желают друг другу «хорошего приговора».Завершает 10-дневный период покаяния пост – Йом Киппур или еврейский Судный день, который отмечают 10 числа месяца Тишрей. В 2022-м он выпадает на 5 октября.Традиции и обычаиЕврейский Новый год по традиции наступает с момента, когда хозяйка, хранительница очага, зажигает свечи. Затем глава семьи проводит кидуш – еврейский обряд освящения над бокалом вина, и все присутствующие, по обычаю, желают друг другу быть вписанными в «Книгу жизни» и начинают праздновать.В Рош а-Шана по традиции кушают особый набор продуктов – «симаним», что означает знаки, символизирующие добро и изобилие. Каждый из этих продуктов, по еврейскому обычаю, служит пожеланием – просьбой к Богу начать Новый год с добрых примет.Завершают праздничное застолье, по обычаю, благословением – евреи благодарят Всевышнего за еду, город Иерусалим, землю Израиля и все хорошее, что получают от Него ежедневно.Торжественная служба проходит в синагоге первого Тишрея утром. По традиции в это время трубят в шофар. В рог не трубят, если Рош а-Шана выпадает на «Шаббат» (субботу), ибо игра на музыкальных инструментах входит в перечень запрещенной «работы».В первые два дня еврейского Нового года, по обычаю, можно готовить только еду, любая другая работа в эти дни запрещена.Евреи в Рош а-Шана во второй половине дня, по обычаю, идут к водоему и бросают в воду хлебные крошки, символически скармливая рыбам свои грехи.Приветствовать друг друга в еврейский Новый год принято фразами – «Шана Това» (Хорошего вам года) или «Лешана това, тикатев ветехатем» (Дай Бог, чтобы в Книге жизни вы были записаны на счастливый год, и чтобы эта запись была скреплена печатью).В Рош а-Шана, по обычаю, дарят друг другу подарки, а тем, кто живет далеко, отправляют открытки и посылки.Материал подготовлен на основе открытых источников

Sputnik Грузия

media@sputniknews.com

+74956456601

MIA „Rosiya Segodnya“

2022

Лиза Офман

https://cdnn1.img.sputnik-georgia.com/img/07e5/0c/1e/263272839_640:0:1920:1280_100x100_80_0_0_3a0d94f6864c09173f620a2f8ad1c265.jpg

Лиза Офман

https://cdnn1.img.sputnik-georgia.com/img/07e5/0c/1e/263272839_640:0:1920:1280_100x100_80_0_0_3a0d94f6864c09173f620a2f8ad1c265.jpg

Новости

ru_GE

Sputnik Грузия

media@sputniknews.com

+74956456601

MIA „Rosiya Segodnya“

https://cdnn1.img.sputnik-georgia.com/img/23554/30/235543099_170:0:2901:2048_1920x0_80_0_0_c7de7f81fe341856eae7006d741865dd.jpg

Sputnik Грузия

media@sputniknews.com

+74956456601

MIA „Rosiya Segodnya“

Лиза Офман

https://cdnn1.img.sputnik-georgia.com/img/07e5/0c/1e/263272839_640:0:1920:1280_100x100_80_0_0_3a0d94f6864c09173f620a2f8ad1c265.jpg

справки

16:31 24.09.2022 (обновлено: 19:55 24.09.2022)

Подписаться на

НовостиTelegram

Еврейский Новый год или Рош а-Шана, по иудейскому календарю наступает в первый день месяца Тишрей – в 2022 году он выпадает на 26 сентября, но, как и все еврейские праздники, начинают праздновать накануне с заходом солнца

Именно в Рош а-Шана (Рош ха-Шана, Рош хашана), что означает «голова года», определяются судьбы и события на следующие 12 месяцев.

Как празднуют Рош а-Шана – о традициях и обычаях еврейского Нового года, читайте в Sputnik Грузия.

Еврейский Новый год

Рош а-Шана символизирует шестой день сотворения мира. В этот день Бог создал первого человека – Адама, и впоследствии изгнал его из Рая за нарушение запрета.

С тех пор Бог творит суд над человечеством и определяет судьбу каждого на предстоящий год именно первого числа месяца Тишрей.

Впервые упоминается еврейский Новый год в Устной Торе, где торжество называют Йом Труа (Праздник труб). Это связано с заветом Рош а-Шана – издавать трубный звук. По древней еврейской традиции в синагогах в новогодние дни трубят в ритуальный духовой музыкальный инструмент из бараньего рога – шофар, звуки которого призывают верующих на суд Божий и, переосмыслив свои поступки, покаяться.

Евреи верят, что именно в Рош а-Шана на небесах решается, кому жить в достатке, а кому – в лишениях или умереть. Поэтому в месяц Элул, предшествующий еврейскому Новому году по традиции отчитываются в совершенных деяниях и просят прощение.

В синагогах читают особые покаянные молитвы до наступления Нового года, чтобы подготовиться к Рош а-Шана – периоду раскаяния и духовного возрождения.

В то же время вера в то, что Господь желает своим детям лишь добра, превращает Новый год в настоящий праздник. Исправить приговор, вынесенный Всевышним в Рош а-Шана, можно в течение первых 10 дней еврейского Нового года. Поэтому евреи в эти дни по традиции желают друг другу «хорошего приговора».

Завершает 10-дневный период покаяния пост – Йом Киппур или еврейский Судный день, который отмечают 10 числа месяца Тишрей. В 2022-м он выпадает на 5 октября.

Традиции и обычаи

Еврейский Новый год по традиции наступает с момента, когда хозяйка, хранительница очага, зажигает свечи. Затем глава семьи проводит кидуш – еврейский обряд освящения над бокалом вина, и все присутствующие, по обычаю, желают друг другу быть вписанными в «Книгу жизни» и начинают праздновать.

В Рош а-Шана по традиции кушают особый набор продуктов – «симаним», что означает знаки, символизирующие добро и изобилие. Каждый из этих продуктов, по еврейскому обычаю, служит пожеланием – просьбой к Богу начать Новый год с добрых примет.

Завершают праздничное застолье, по обычаю, благословением – евреи благодарят Всевышнего за еду, город Иерусалим, землю Израиля и все хорошее, что получают от Него ежедневно.

Торжественная служба проходит в синагоге первого Тишрея утром. По традиции в это время трубят в шофар. В рог не трубят, если Рош а-Шана выпадает на «Шаббат» (субботу), ибо игра на музыкальных инструментах входит в перечень запрещенной «работы».

В первые два дня еврейского Нового года, по обычаю, можно готовить только еду, любая другая работа в эти дни запрещена.

Евреи в Рош а-Шана во второй половине дня, по обычаю, идут к водоему и бросают в воду хлебные крошки, символически скармливая рыбам свои грехи.

Приветствовать друг друга в еврейский Новый год принято фразами – «Шана Това» (Хорошего вам года) или «Лешана това, тикатев ветехатем» (Дай Бог, чтобы в Книге жизни вы были записаны на счастливый год, и чтобы эта запись была скреплена печатью).

В Рош а-Шана, по обычаю, дарят друг другу подарки, а тем, кто живет далеко, отправляют открытки и посылки.

Материал подготовлен на основе открытых источников

https://ria.ru/20220925/rosh_kha-shana-1818934935.html

Рош ха-Шана (Еврейский Новый год)

Рош ха-Шана (Еврейский Новый год) — РИА Новости, 25.09.2022

Рош ха-Шана (Еврейский Новый год)

Рош ха-Шана (Рош хашана, Рош а-Шана) — праздник, отмечающий начало года в еврейском календаре. Относится к числу наиболее важных иудейских праздников и связан… РИА Новости, 25.09.2022

2022-09-25T01:34

2022-09-25T01:34

2022-09-25T01:34

справки

рош ха-шана

евреи

федерация еврейских общин россии

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/09/01/1748133808_0:160:3072:1888_1920x0_80_0_0_dc0c8a651c29aef879e28d15055b309b.jpg

Рош ха-Шана (Рош хашана, Рош а-Шана) — праздник, отмечающий начало года в еврейском календаре. Относится к числу наиболее важных иудейских праздников и связан со многими символическими обрядами.Новый год, или Рош ха-Шана, что в переводе с иврита означает «голова года», начинается в первый день месяца тишрей (по лунному иудейскому календарю), который по светскому календарю приходится обычно на сентябрь или октябрь. Рош ха-Шана празднуется в течение двух дней – первых двух дней месяца тишрей, – но эти два дня считаются одним длинным праздником, который носит название «йома арихата» (длинный день). В 2022 году его празднование начинается вечером 25 сентября, а завершается вечером 27 сентября. Формально в светском календаре Рош ха-Шана в 2022 году выпадает на 26 и 27 сентября, однако по еврейской традиции празднование начинается накануне главного дня – вечером 25 сентября. С Рош ха-Шана начинается новый виток еврейского календаря и отмечается день зарождения Вселенной. В дни, предшествующие празднику, принято больше времени уделять изучению Торы (священное писание в иудаизме) и читать специальные молитвы раскаянья (слихот). Согласно традиции, десять дней, от начала Рош ха-Шана до Йом-Кипура (Судного дня) – время, когда Бог судит весь мир и выносит приговор: кому – жить, а кому – умереть. Это время называют «Страшными днями» или «Днями трепета». В это время евреям предписано проанализировать свои поступки за весь предшествующий год и раскаяться в грехах. В эти дни принято просить у ближних прощение за нанесенные обиды и желать друг другу быть вписанными в «Книгу жизни», куда Всевышний записывает имена праведных, которым суждено прожить следующий год. Поэтому Рош ха-Шана – это не праздник в обычном смысле этого слова. Праздничный стол и нарядные одежды выражают не радость, а надежду на милосердие Всевышнего. Атмосфера Рош ха-Шана лишена даже намека на праздность. В эти два дня принято как можно меньше спать и как можно больше времени уделять молитве. Самым эмоциональным моментом Рош ха-Шана является обряд трубления в шофар – специальный инструмент, изготовленный из бараньего рога. В шофар трубят в синагоге во время утренней молитвы, сто раз в каждый из двух дней праздника. По традиции шофар должен издавать три различных звука: долгий, протяжный; напоминающий призывный сигнал; короткий отрывистый. Звуки шофара призывают человека к раскаянию. «Трубный глас» слушают стоя. Согласно традиции, каждый еврей обязан в Рош ха-Шана услышать звук шофара, причем «вживую», а не в записи и не посредством электронных носителей. В канун первого дня праздника и в ночь второго дня зажигают праздничные свечи. В основном выполнение этой заповеди возложено на женщину – хозяйку дома; она зажигает свечи за всех членов семьи. Если женщина не может зажечь свечи, за нее это делает муж или кто-то другой. Мужчина, живущий один, также обязан зажигать свечи, и делает это сам. Принято зажигать как минимум две свечи. Некоторые женщины добавляют по одной свече на каждого из своих детей. В канун первого дня свечи зажигают за 18 минут до заката солнца. Но если праздник не выпал на субботу и свечи не были зажжены до захода солнца, то можно зажечь их и позднее (до начала праздничной трапезы). Причем новый огонь создавать в праздник нельзя – запрещено пользоваться спичками, зажигалками, но зажечь от уже горящего можно. В каждый из двух вечеров праздника и в каждый из двух его дней устраивается праздничная трапеза, начинающаяся произнесением благословения на хлеб. На этих застольях собирают всю семью, даже дальние родственники. Как и во все праздники, каждая из трапез предваряется кидушем – благословением праздника, произносимым над бокалом вина или виноградного сока. Время вечернего кидуша – от выхода на небе звезд и до рассвета. Время дневного кидуша – днем, после молитвы и до заката. Во время вечерней трапезы, первой трапезы Рош ха-Шана, принято есть сладкое и не есть горькое, кислое и острое, а также орехи.Все блюда вечерней трапезы символизируют изобилие, которое ожидают в наступающем году. На стол подается рыба – символ плодородия; голова (баранья или рыбная) – знак первенства; морковь, порезанная кружочками, – по форме и цвету она напоминает золотые монеты и символизирует богатство; круглая сладкая хала с изюмом – чтобы год принес здоровье; гранат; блюда из любых других плодов, названия которых на иврите ассоциируются с добрыми событиями. В начале трапезы все съедают по куску халы, а затем кусочек яблока, предварительно обмакнув его в мед, чтобы год был сладким и счастливым. В первый день Рош ха-Шана после дневной молитвы, но до захода солнца, совершают обычай, называемый ташлих («сбрасывание грехов»). Верующие собираются возле реки или другого водоема, в котором водится рыба, произносят молитву покаяния и просят Всевышнего отбросить в пучины морские все их грехи. Во время чтения молитвы они в воду производят символическое «стряхивание» с одежд совершенных прегрешений или вытряхивают карманы. В праздничные дни все дарят друг другу подарки, отправляют открытки и посылки тем, кто живет далеко.Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2022

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/09/01/1748133808_171:0:2902:2048_1920x0_80_0_0_05286796c6f541d84059855aaebc5b0d.jpg

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

справки, рош ха-шана, евреи, федерация еврейских общин россии

Справки, Рош Ха-Шана, евреи, Федерация еврейских общин России

Рош ха-Шана (Еврейский Новый год)

Рош ха-Шана (Рош хашана, Рош а-Шана) — праздник, отмечающий начало года в еврейском календаре. Относится к числу наиболее важных иудейских праздников и связан со многими символическими обрядами.

Новый год, или Рош ха-Шана, что в переводе с иврита означает «голова года», начинается в первый день месяца тишрей (по лунному иудейскому календарю), который по светскому календарю приходится обычно на сентябрь или октябрь.

Рош ха-Шана празднуется в течение двух дней – первых двух дней месяца тишрей, – но эти два дня считаются одним длинным праздником, который носит название «йома арихата» (длинный день).

В 2022 году его празднование начинается вечером 25 сентября, а завершается вечером 27 сентября. Формально в светском календаре Рош ха-Шана в 2022 году выпадает на 26 и 27 сентября, однако по еврейской традиции празднование начинается накануне главного дня – вечером 25 сентября.

С Рош ха-Шана начинается новый виток еврейского календаря и отмечается день зарождения Вселенной. В дни, предшествующие празднику, принято больше времени уделять изучению Торы (священное писание в иудаизме) и читать специальные молитвы раскаянья (слихот).

Согласно традиции, десять дней, от начала Рош ха-Шана до Йом-Кипура (Судного дня) – время, когда Бог судит весь мир и выносит приговор: кому – жить, а кому – умереть. Это время называют «Страшными днями» или «Днями трепета». В это время евреям предписано проанализировать свои поступки за весь предшествующий год и раскаяться в грехах. В эти дни принято просить у ближних прощение за нанесенные обиды и желать друг другу быть вписанными в «Книгу жизни», куда Всевышний записывает имена праведных, которым суждено прожить следующий год.

Поэтому Рош ха-Шана – это не праздник в обычном смысле этого слова. Праздничный стол и нарядные одежды выражают не радость, а надежду на милосердие Всевышнего. Атмосфера Рош ха-Шана лишена даже намека на праздность. В эти два дня принято как можно меньше спать и как можно больше времени уделять молитве.

Самым эмоциональным моментом Рош ха-Шана является обряд трубления в шофар – специальный инструмент, изготовленный из бараньего рога. В шофар трубят в синагоге во время утренней молитвы, сто раз в каждый из двух дней праздника. По традиции шофар должен издавать три различных звука: долгий, протяжный; напоминающий призывный сигнал; короткий отрывистый. Звуки шофара призывают человека к раскаянию. «Трубный глас» слушают стоя. Согласно традиции, каждый еврей обязан в Рош ха-Шана услышать звук шофара, причем «вживую», а не в записи и не посредством электронных носителей.

В канун первого дня праздника и в ночь второго дня зажигают праздничные свечи. В основном выполнение этой заповеди возложено на женщину – хозяйку дома; она зажигает свечи за всех членов семьи. Если женщина не может зажечь свечи, за нее это делает муж или кто-то другой. Мужчина, живущий один, также обязан зажигать свечи, и делает это сам. Принято зажигать как минимум две свечи. Некоторые женщины добавляют по одной свече на каждого из своих детей.

В канун первого дня свечи зажигают за 18 минут до заката солнца. Но если праздник не выпал на субботу и свечи не были зажжены до захода солнца, то можно зажечь их и позднее (до начала праздничной трапезы). Причем новый огонь создавать в праздник нельзя – запрещено пользоваться спичками, зажигалками, но зажечь от уже горящего можно.

В каждый из двух вечеров праздника и в каждый из двух его дней устраивается праздничная трапеза, начинающаяся произнесением благословения на хлеб. На этих застольях собирают всю семью, даже дальние родственники.

Как и во все праздники, каждая из трапез предваряется кидушем – благословением праздника, произносимым над бокалом вина или виноградного сока. Время вечернего кидуша – от выхода на небе звезд и до рассвета. Время дневного кидуша – днем, после молитвы и до заката.

Во время вечерней трапезы, первой трапезы Рош ха-Шана, принято есть сладкое и не есть горькое, кислое и острое, а также орехи.

Все блюда вечерней трапезы символизируют изобилие, которое ожидают в наступающем году. На стол подается рыба – символ плодородия; голова (баранья или рыбная) – знак первенства; морковь, порезанная кружочками, – по форме и цвету она напоминает золотые монеты и символизирует богатство; круглая сладкая хала с изюмом – чтобы год принес здоровье; гранат; блюда из любых других плодов, названия которых на иврите ассоциируются с добрыми событиями. В начале трапезы все съедают по куску халы, а затем кусочек яблока, предварительно обмакнув его в мед, чтобы год был сладким и счастливым.

В первый день Рош ха-Шана после дневной молитвы, но до захода солнца, совершают обычай, называемый ташлих («сбрасывание грехов»). Верующие собираются возле реки или другого водоема, в котором водится рыба, произносят молитву покаяния и просят Всевышнего отбросить в пучины морские все их грехи. Во время чтения молитвы они в воду производят символическое «стряхивание» с одежд совершенных прегрешений или вытряхивают карманы.

В праздничные дни все дарят друг другу подарки, отправляют открытки и посылки тем, кто живет далеко.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Новогодний праздник со стариком хоттабычем
  • Новогодний сценарий питер пэн
  • Новогодний праздник со снежной королевой
  • Новогодний сценарий пираты карибского моря
  • Новогодний праздник со смешариками