Новогодняя литературная гостиная сценарий

Цель: приобщение школьников к русской поэзии. Задачи: познакомить учащихся с произведениями о зиме поэтов и художников; создать представления о зиме на основе изученных произведений, а также на основе восприятия новых произведений искусства; развивать творческие способности учащихся; способствовать развитию у детей ассоциативного, образного мышления, фантазии через чтение стихотворений; воспитывать любовь к языку и родной природе; развивать чувство прекрасного, создать положительную мотивацию учения.

Цель: приобщение школьников к русской поэзии.

Задачи:

  • познакомить учащихся с произведениями о зиме поэтов и художников;
  • создать представления о зиме на основе изученных произведений, а также на основе восприятия новых произведений искусства;
  • развивать творческие способности учащихся; способствовать развитию у детей ассоциативного, образного мышления, фантазии через чтение стихотворений
  • воспитывать любовь к языку и родной природе; развивать чувство прекрасного, создать положительную мотивацию учения.

Оборудование: скатерть на столах, фотографии поэтов, свечи, книги со стихотворениями поэтов, репродукции картин, рисунки с отображением стихотворений, презентация.

Оформление литературной гостиной:

  • Парты составлены в три стола, покрытые скатертями. За столами сидят участники литературной гостиной.
  • Для зрителей и гостей расставляются стулья в несколько рядов в противоположной части класса.
  • На стенах – портреты поэтов.
  • На столах по углам класса – выставка поэтических сборников.

Вступительное слово учителя

— Здравствуйте, ребята и уважаемые гости!

У нас сегодня необычное занятие — литературная гостиная. Вы, наверное, уже обратили внимание на особое оформление нашего класса, ну и, конечно, на то, как мы с вами выглядим – по-праздничному. Дело в том, что предмет разговора у нас сегодня будет совершенно особый, и для него необходима соответствующая обстановка.

Чтобы выяснить тему сегодняшнего занятия мы проведем небольшую разминку. Я приготовила для вас сюрпризы, которые находятся в «волшебном» ящике. Сейчас от каждого стола ко мне подойдет один человек и достанет какой-нибудь предмет, вернется за стол, а вы все вместе поразмышляете, какие ассоциации у вас вызывает этот предмет. (снежинки, елка, снеговик, книжечка стихов, свеча ангела)

— Как вы думаете, что связывает все эти вещи? (зима, снег, рождество, новый год, поэзии).

Сегодня наша литературно-музыкальная гостиная посвящена Зимушке-зиме. Поэты написали много красивых стихотворений о зиме, композиторы сочинили к ним музыку, а художники написали картины.

Зима приходит неожиданно, без предупреждения, со всей своей красотой.

Чтец 1

И.З.Суриков «Зима»

Белый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.

И под утро снегом
Поле побелело,
Точно пеленою
Всё его одело.

Тёмный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно…

Божьи дни коротки,
Солнце светит мало,
Вот пришли морозцы —
И зима настала.

Труженик-крестьянин
Вытащил санишки,
Снеговые горы
Строят ребятишки.

Уж давно крестьянин
Ждал зимы и стужи,
И избу соломой
Он укрыл снаружи.

Чтобы в избу ветер
Не проник сквозь щели,
Не надули б снега
Вьюги и метели.

Он теперь покоен —
Всё кругом укрыто,
И ему не страшен
Злой мороз, сердитый.

Чтец 2

Ф.И.Тютчев

Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован,
Не мертвец и не живой —
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Лёгкой цепью пуховой…
Солнце зимнее ли мечет
На него свой луч косой —
В нём ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.

Учитель. Зима в стихах русских поэтов задумчива, манит великолепием, словно, сама королева зимнего царства и повелительница метелей и вьюг, оковывает и манит своей красотой и величеством. Природа затаилась и спит, спрятавшись под белоснежное покрывало, в то время, как зима освободила силы ветров и морозов, заковавшие весь природный мир в ледяные оковы, словно, строки зимних стихов, околдованные красотой и очарованием русской поэзии.

Зимние картины так красивы, так умиляют душу, что трудно их не заметить.

Как прекрасно зимнее утро.

Чтец 3

А.С.Пушкин «Зимнее утро»

Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —
А нынче… погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?
Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.

Учитель. А вечер манит своей таинственностью и грустью

Чтец 4

Зимний вечер

Михаил Исаковский

За окошком в белом поле –
Сумрак, ветер, снеговей…
Ты сидишь, наверно, в школе,
В светлой комнатке своей.
Зимний вечер коротая,
Наклонилась над столом:
То ли пишешь, то ль читаешь,
То ли думаешь о чем.
Кончен день – и в классах пусто,
В старом доме тишина,
И тебе немножко грустно,
Что сегодня ты одна.
Из-за ветра, из-за вьюги
Опустели все пути,
Не придут к тебе подруги
Вместе вечер провести.
Замела метель дорожки, –
Пробираться нелегко.
Но огонь в твоем окошке
Виден очень далеко.

Учитель. Зима… Холодно… Но ребятишки ждут зиму с нетерпением. И сколько радости, когда выпадает долгожданный снег!

Чтец 5

Стихотворение А.Фета

Мама! глянь-ка из окошка —
Знать, вчера недаром кошка
Умывала нос:
Грязи нет, весь двор одело,
Посветлело, побелело —
Видно, есть мороз.

Не колючий, светло-синий
По ветвям развешан иней —
Погляди хоть ты!
Словно кто-то тороватый
Свежей, белой, пухлой ватой
Все убрал кусты.

Уж теперь не будет спору:
За салазки, да и в гору
Весело бежать!
Правда, мама? Не откажешь,
А сама, наверно, скажешь:
«Ну, скорей гулять!»

Учитель. Конечно, каждый ребенок радуется снегу, а замечали ли вы, как прекрасна и неповторима каждая снежинка?

Она действительно завораживает, на падение снежинок можно смотреть, не отрываясь, забывая о суете вокруг. А какая в них гармония, какое совершенство формы!

Чтец 6

Снежинка

Константин Бальмонт

Светло-пушистая,
Снежинка белая,
Какая чистая,
Какая смелая!
Дорогой бурною
Легко проносится,
Не в высь лазурную,
На землю просится.
Лазурь чудесную
Она покинула,
Себя в безвестную
Страну низринула.
В лучах блистающих
Скользит, умелая,
Средь хлопьев тающих
Сохранно-белая.
Под ветром веющим
Дрожит, взметается,
На нем, лелеющем,
Светло качается.
Его качелями
Она утешена,
С его метелями
Крутится бешено.
Но вот кончается
Дорога дальняя,
Земли касается,
Звезда кристальная.
Лежит пушистая,
Снежинка смелая.
Какая чистая,
Какая белая!

Учитель. Когда станет совсем темно, небо кажется чёрным, усеянным словно золотыми искрами, а земля – тёмно-синею. Если поднимется луна, поле точно покрывается пеленой из голубоватого серебра. И какое наслаждение посидеть у камина, в кругу родных и близких. Удивительное зимнее занятие – смотреть из окна на заснеженные улицы и дома.

Любимая бабушка вяжет теплые носки и варежки, а внуки внимательно слушают бабушкины истории. Вот так и рождается сказка, лучшее время для которой – долгие зимние вечера.

Чтец 7

Фрагмент сказки Г.Х.Андерсена «Снежная королева».

За окном порхали снежинки; одна из них, самая большая, опустилась на край цветочного ящика. Снежинка росла, росла, пока, наконец, не превратилась в высокую женщину, закутанную в тончайшее белое покрывало; казалось, оно было соткано из миллионов снежных звездочек. Женщина эта, такая прекрасная и величественная, была вся изо льда, из ослепительного, сверкающего льда, — и все же живая; глаза ее сияли, как две ясные звезды, но в них не было ни тепла, ни покоя. Она склонилась к окну, кивнула мальчику и поманила его рукой. Мальчик испугался и спрыгнул со скамеечки, а мимо окна промелькнуло что-то, похожее на огромную птицу.

Учитель. Кто же рисует, неповторимые по своей красоте, узоры на наших окнах? Может и вправду снежная королева?

Чтец 8

М. Лесна-Раунио

Кто рисует так искусно,
Что за чудо-фантазеры,
Ледяной рисунок грустный:
Реки, рощи и озера?
Кто нанес орнамент сложный
На окно любой квартиры?
Это все один художник.
Это все его картины.
Порезвясь в широком поле,
И устав в лесу скитаться,
Дед Мороз от скуки, что ли,
В теплый дом решил забраться.
Но испуганные люди
Дверь держали на запоре,
И Морозко — будь что будет —
Сквозь окно полез к ним вскоре.
Но и там была преграда —
В окнах стекла были всюду,
И Морозко от досады
Навредить решился людям.
Он прикинул хитрым оком,
Кисти взял, белил, эмали —
И к утру все стекла окон
Света в дом не пропускали.

Учитель. Давным-давно наши с вами предки ждали зиму с нетерпением, чтобы отдохнуть от полевых работ, потому что зима – время года, когда можно дни проводить беззаботно, катаясь с гор на санках, играя в снежки.

Яркими словами в народе называли зимнее время, они будто пронизаны холодом и мраком: озлобень, заморозь, тянуча, лютовень, ледостав, рекостав…. Давайте узнаем, как в старину называли зимние месяцы наши предки, какие народные приметы связывали они с этими месяцами, кто нам расскажет?

(учащиеся сообщают о месяцах, приметах)

Учитель. В языческие времена сложились в представлении русских людей образы добрых и злых зимних богов, идолов, сил. И дни январские были святыми.

Чтец 9

Рассказ о святках.

Святки — основной зимний праздник на Руси. Святки, святые дни — две недели зимних праздников, начинавшиеся в Рождественский Сочельник (6 января) и продолжавшиеся до Крещения (19 января), всегда являлись основным зимним праздником на Руси. В Святки, никто не брался ни за какую работу, боясь несчастья. По поверьям, с началом Святок с того света возвращаются души умерших, начинаются потехи нечистой силы и ведьм, которые справляют шабаш и веселятся с нечистыми.

В святочный период проходил Коляда, который был у древних славян праздником народившегося солнца, днем рождения солнечного года. В ночь на Коляду жгли костры (зажигали древним способом священный огонь, который горел 12 дней) , вокруг плясали, с приговорками с гор скатывали горящее колесо. Молодежь, разодетая в новые рубахи, собравшись, в какой-либо избе, плясала, слушала сказки, перекидывалась загадками, а главное — рядилась.

Ряженье служит символом обновления природы.

Святки отмечались по всей России и считались молодежным праздником. Особенно яркими и веселыми, наполненными музыкой, пением, играми они были в деревнях северных и среднерусских губерний Европейской России, а также в Сибири. В западнорусских и южнорусских губерниях их празднование было.

Считали, что работающего в святки накажет Бог: у человека, который в святочные вечера плетет лапти, скот будет кривой, а у шьющего одежду — скот ослепнет. Тот же, кто занимается в святки изготовлением обручей, коромысел, полозьев для саней, не получит приплода скота. Взрослое население деревни на третий день после Рождества возвращалось к своим повседневным заботам и хлопотам, за исключением тех видов работ, которые, по народным представлениям, нельзя было совершать в Святки. Молодежь же полностью была освобождена от какой-либо трудовой деятельности и все время посвящала разнообразным развлечениям.

Молодежь собиралась на вечерки, все наряжались, пели песни, танцевали, одним словом, веселились.

А как непросто было девушке выбрать наряд покрасивее, чтобы была она царицей вечера.

Какое наслаждение испытываешь, когда после прогулки по морозцу, оказываешься в теплом помещении, где веселым треском трещит, затопленная печь…

Одной из ярких особенностей Святок как переходного периода являлись разного рода гадания. В каждой крестьянской семье или всей общиной накануне главных святочных праздников совершались гадания об урожае. Вечерами подблюдные гадания устраивали девушки. Нередко погадать с блюдом собирались все жители деревни, чтобы каждый мог узнать свою судьбу на будущий год. Девушки и, реже, парни на протяжении всех Святок в полночь совершали самые разнообразные гадания, в надежде понять, удастся ли им в новом году выйти замуж или жениться.

Святочные гадания — гадания у славянских народов, хронологически связанные с периодом зимних святок (с Рождественского сочельника по Крещение).

Наиболее благоприятным временем для гадания у восточных славян считались Рождественский, Васильевский и Крещенский вечера — переломные, наиболее опасные, пограничные периоды, когда святочная нечисть особенно сильна.

В отличие от гаданий в другие календарные периоды, гадания на Святки носили самостоятельный характер: они были изолированы от других обрядов, совершаемых в это время.

В святочных гаданиях присутствовали две основные темы: гадания об урожае и судьбе (своей и всей семьи) в наступающем году.

Гадания были одним из главных девичьих развлечений на Святки, так как многие девушки, ожидая замужества, хотели заглянуть в будущее и, хоть с помощью нечистой силы, узнать, кого судьба пошлёт ей в мужья, и какая жизнь ожидает её впереди с этим неведомым мужем.

О гаданиях этого календарного периода писали В. А. Жуковский в балладе «Светлана» и А. С. Пушкин в поэме «Евгений Онегин».

Чтец 10

СВЕТЛАНА

Жуковский В.А.

Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали;
Снег пололи; под окном
Слушали; кормили
Счетным курицу зерном;
Ярый воск топили;
В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой,
Серьги изумрудны;
Расстилали белый плат
И над чашей пели в лад
Песенки подблюдны.

Чтец 11

Некоторые способы гаданий

Гадание (с валенком) на «сторону», в какую выйдешь замуж

Это наиболее известный и распространённый вид гадания. Девушки поочередно бросают валенок (сапог, туфельку) на дорогу и по направлению «носка» валенка узнают сторону, в какую выйдут заму.

Гадание (со сжиганием нити) на быстроту и очерёдность выхода замуж

Оно заключается в том, что девушки отрезают нити одинаковой длины и поджигают их. У кого вперед догорит нитка, тот первый окажется замужем. Если нитка потухла сразу и меньше половины сгорело, то замуж не выйдешь.

Гадание с петухом (курицей)

В одну тарелку насыпается зерно (или кладутся деньги), в другую наливается вода, рядом кладется зеркало, иногда приносится курица. Петух, подошедший к зеркалу, символизирует красоту и нежность будущего жениха, подошедший к зерну или деньгам — его богатство, к воде — склонность к пьянству, если петух подходит к курице, значит, жених будет «бабником».

Гадание (на лай собаки) о возрасте жениха

После определенных действий участницы гадания прислушиваются к лаю собаки. «Хриплый» лай сулит старого жениха, а «звонкий» — молодого.

Гадание с кольцом на вызывание образа будущего жениха

В стакан с водой девушка бросает обручальное кольцо и вглядывается внутрь кольца, приговаривая слова: «Суженый мой, ряженый…».

Гадание с вызыванием сна про суженого.

Гадают в ночь с четверга на пятницу. Ложась спать, говорят: «Четверг со средой, вторник с понедельником, воскресенье с субботой. Пятница одна и я, молода, одна. Лежу я на Сионских горах, три ангела в головах: один видит. Другой скажет, третий судьбу укажет».

Гадают девушки. Если ложатся спать там, где раньше не приходилось, то перед сном говорят: «На новом месте, приснись жених невесте». Во сне увидишь своего жениха.

Гадание на картах

Перед сном кладут под подушку четырёх королей и говорят: «Кто мой суженый, кто мой ряженый, тот приснись мне во сне». Если приснится пиковый король — жених будет стариком и ревнивцем, король червонный означает молодого и богатого, крестовый — жди сватов от военного или бизнесмена, а бубновый — от желанного.

Оклик прохожих

Выходят в полночь на улицу и спрашиваете имя у первого встречного. Именно так будут звать суженого, точно так он будет красив и богат.

Подслушивание

Забираются под окно соседей и, слушают. Если у них выяснение отношений с битьем посуды, можно ждать «веселого» года. Если в доме тишина — и у вас год будет гармоничным.

Гадание на поленьях

Подходят к поленнице задом и на ощупь выбирают себе полено. Если оно ровное, гладкое, без сучков, супруг попадётся с идеальным характером. Если полено толстое и тяжелое — муж будет состоятельным. Если сучков много — в семье народится немало детей, а коли полено кривое — муж будет косой и хромой.

Театральное представление

Звучит подблюдная песня, девочки показывают пример гадания на кольцо и замужество.

Учитель. Скоро еще один из любимейших народных праздников, сохранивший свои основные черты праздника проводов зимы и встречи весны – МАСЛЕНИЦА.

Учитель. Убаюканная снежными ветрами, засыпает природа. Потрескивают от мороза деревья. Стынут, заволакиваются льдом речки, день ото дня растут искрометные сугробы – это зима со своим ледяным дыханием, с морозами, вьюгами, метелями.

Сколько радости, забавных развлечений, приносит зима ребятишкам: катание с ледяных горок, игры в снежки, сооружение из снега снеговика или снежной бабы, катание на коньках, кувыркание в пушистых сугробах.

Издавна вдохновляла русская зима и живописцев, открывая перед ними душу родной природы, её задумчивость, торжественный, таинственный, манящий мир.

Пушистые белые хлопья. Уютный скрип под ногами. Искрящийся снег отражает солнечный луч. Идеальная зима — милость природы. А уж коли не расщедрится, так искусство не подведет. Русские художники столетиями рисуют зиму.

Чтец 12

Рассказ о картине Сурикова

Зимние забавы запечатлены во многих картинах. Любили зимние пейзажи Юон, Шишкин, Саврасов. Мы расскажем о картине Василия Ивановича Сурикова «Взятие снежного городка».

Многие исследователи творчества Сурикова, да и он сам, связывают происхождение его необычайного дара с сибирскими впечатлениями детства и юности художника.

Василий Иванович Суриков родился в 1848 году в Красноярске. Семья принадлежала к старинному казачьему роду. Жизнь в Сибири сохраняла патриархальный уклад и жесткие нравы. Любимыми развлечениями сибиряков были кулачные бои и охота. С малых пор Суриков ходил с отцом на охоту и прекрасно стрелял, в юности любил участвовать в кулачных боях.

Живя зимой в Красноярске и участвуя в зимних развлечениях, Суриков увлекся мыслью написать «Взятие снежного городка», изобразив излюбленную сибирскую игру, которую художник наблюдал в юности: строили ледяную крепость, а всадник ломал стену и перескакивал через неё. Кто первый одолеет, тот и победитель.

В Сибири в последний день масленой недели часам к трем около снежного городка собиралась большая толпа нарядных празднично одетых людей. К этому времени деревенские умельцы уже соорудили из снега массивные стены с зубцами и ворота, верхняя перекладина которых украшалась снежными лепными фигурами людей и коней. У ворот вылепливались пушки, а позади ворот из снега делали праздничный стол со снежными бутылками и снежным угощением: блюда с пирогами…

Чтец 13

Играющие делились на защитников крепости и нападающих. Особый распорядитель объезжал на коне городок, произносил шуточные стихи, посвященные масленице. Неожиданно он прерывал свою речь и подавал знак бою. Осаждающие стремительно бросались на приступ, а защитники крепости не давали приблизиться всадникам к стене: пугали лошадей трещотками, стегали их хворостинами и метлами. Кони шарахались в стороны, люди кричали, смеялись …

Битва продолжалась до тех пор, пока какой-нибудь всадник, пробившись сквозь толпу, врывался в ворота городка. Победителя качали, купали в снегу, угощали вином. На картине художник написал кульмина­ционный момент, когда один из всадников пробился к снежным воротам. Его небольшая крепкая лошадка с раздутыми ноздрями и вытаращенными глазами на полном скаку грудью проламывает снежные ворота, а лихой всадник сильным ударом руки сшибает с перекладины снежного коня. За ним скачет второй всадник, третий…

Художнику хотелось передать своеобразие сибирской жизни, краски её зимы, удаль казачьей молодёжи. Как и всегда, близкие и знакомые ему люди позировали для картины. В кошеве – дорожных санях, на спинку которых накинут богатый ковёр с букетами, спиной к зрителю, в горностаевой перелинке сидит двоюродная племянница художника. С ней рядом в темной шубке, опустив руку на спинку саней, глядит на потеху, повернувшись в профиль, красноярская молодая красавица – попадья, в санях – брат художника, в других, слева – в собачьей дохе и с кнутом знакомый крестьянин. Победитель на коне, по одним сведениям, печник Дмитрий, по другим – торгошинский казак.

Всем интересно: и разудалым парням, и румяным (кровь с молоком! ) девушкам, и замужним женщинам, и степенным мужикам, и вертлявым ребятишкам. Позы живые, лица весёлые. Глаза брызжут смехом, лучатся улыбками. Народ одет нарядно. Узор ковра, празднично горящий своими цветами на солнце, вместе с самими сидящими в санях и великолепной зелёной дугой, составляют главное красочное пятно картины. Зимняя гамма цветов звучит в картине радостным перезвоном. Всё ярко, зримо, выпукло. В «Городке» зародилась совсем новая суриковская тема – тема широкой казацкой натуры, тема удали и силы, развернувшаяся в эпопеях позднейших полотен.

Учитель. Природа никогда не перестанет удивлять человека своими чудесами, и мы всегда будем верить в доброту природы,

Необыкновенная пора!

Вот сколько всего чудесного происходит в святочные дни. Зима — сказка, зима, будто сон. Зимушка дарит щедро нам свои прелести: краски, звуки, запахи, чувства, сказку, волшебную и неповторимую.

Чтец 14

Для чего нужны нам сказки?

Для чего нужны нам сказки?
Что в них ищет человек?
Может быть, добро и ласку.
Может быть, вчерашний снег.
В сказке радость побеждает,
Сказка учит нас любить.
В сказке звери оживают,
Начинают говорить.
В сказке все бывает честно:
И начало, и конец.
Смелый принц ведет принцессу
Непременно под венец.
Белоснежка и русалка,
Старый карлик, добрый гном –
Покидать нам сказку жалко,
Как уютный милый дом.
Так читайте сказки детям!
Научите их любить.
Может быть, на этом свете
Станет легче людям жить.

Учитель. В каждом человеке скрыт какой-нибудь талант, нужно только угадать, какой? В долгие зимние вечера можно послушать любимые мелодии. Слушаем ….(звучит музыкальный фрагмент).

Но скоро и этой прекрасной поре придет конец. Идет последний месяц зимы, чувствуется приближение весны…

Чтец 15.

Ф.И.Тютчев. «Зима недаром злится…»

Зима недаром злится,
Прошла её пора –
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
И всё засуетилось,
Всё нудит Зиму вон –
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.
Зима еще хлопочет
И на Весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит…
Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя…
Весне и горя мало:
Умылася в снегу
И лишь румяней стала
Наперекор врагу.

Звучит песня «Колыбельная» (в исполнении учениц – члена литературного кружка)

Рефлексия

Учитель. Наше путешествие по чудесным мирам чародейки-зимы подходит к концу. Надеюсь, что каждый из вас открыл для себя что-то новое и интересное.

— Вы сегодня читали стихи о зиме наизусть и делали это замечательно. Молодцы!

— Лирические стихотворения каких поэтов прозвучали сегодня?

— Вам понравилось читать стихи и слушать своих друзей?

Благодаря поэзии мы учимся лучше понимать, чувствовать и ценить неповторимую красоту русской природы. Выразите свои чувства и настроение в небольшом стихотворении Синквей (учащиеся составляют и зачитывают свои стихотворения).

Мы славно потрудились сегодня и получили удовольствие от воображаемой прогулки на природе. Но разве может природа существовать без деревьев? Конечно, нет! У нас есть зимнее дерево, но нам надо его оживить, разбудить своими листочками с настроением, которое вы изобразите на них. Приклейте их на наше дерево.

Итог

Кто-то из вас наделен поэтическим даром, кто-то другим, но совершенно особым. Мне хотелось бы вам пожелать никогда не стесняться своих способностей и всеми силами стараться их развивать.

А на память о нашей встрече я хотела бы подарить каждому из вас маленькие книжечки со стихами известных поэтов. А нашим гостям небольшие сладкие зимние подарки.Дети дарят поделки гостям.

Благодарю всех участников Литературной гостиной.

До новых встреч!!!

Новогодняя литературная гостиная по роману-сказке А. Жвалевского и Е. Пастернак «Правдивая история Деда Мороза»

Автор: 
Новоселова Татьяна Александровна

(Голосов: 85, Рейтинг: 4.39)

Комментарии: 2

Образовательная область: Сценарий мероприятия в рамках взаимодействия с родителями в ТДМ

Участники: ученики и родители 2 Б класса

Тема: «Новогодняя литературная гостиная по роману-сказке А. Жвалевского и Е. Пастернак «Правдивая история Деда Мороза»»

Основные цели:

  • в нетрадиционной форме познакомить детей с основными историческими событиями 20 века в нашей стране;
  • создавать условия для формирования у детей любви и гордости за свою родину;
  • создавать условия для развития межличностных отношений, контактности, доброжелательности между учащимися;
  • развивать семейное творчество, сотрудничество семьи и школы;
  • создавать атмосферу доверия и личностного успеха в совместной деятельности;
  • развивать творческие способности школьников, помогать в самовыражении каждому, формировать навыки общения в разных ситуациях.

Краткая аннотация к работе: литературная гостиная по книге А. В. Жвалевского и Е. Б. Пастернак «Правдивая история Деда Мороза» посвящена любимым праздникам детей и взрослых – Новому году и Рождеству. Но не только. «Подлинная история Деда Мороза» соединяет в себе волшебную сказку и рассказ о реальной истории России в ХХ веке. Она адресована детям 8 — 12 лет, тем, кто еще не расстался окончательно с верой в новогоднее чудо, но уже готов узнавать правду о жизни и истории своей страны.

Возврат к списку

Комментарии (чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться):

Цитировать
Имя


Наталья
, 14.06.2019 20:29:44

Работа очень интересна для классной деятельности.

Забайкальский край Красночикойский район МОУ «Черемховская СОШ» Моисеева Виктория Николаевна учитель русского языка и литературы

Сценарий новогоднего бала для старшеклассников в форме литературной гостиной.

Все девушки и юноши делятся на 2группы. Девушки из института благородных девиц, юноши – офицеры гвардейского полка. Готовятся соответствующие костюмы. Ведет бал хозяйка – Анна Павловна Шерер. (это может быть ученица 11 кл или как в нашем случае классный руководитель). К ней прибывают гости: супруги Дмухановские с дочерью, Хлестаков – чиновник из Петербурга, графиня Трухина, местные знаменитости: поэт и художник (ребята из класса, пишущие стихи и хорошо рисующие), Агафья Тихоновна – невеста и соискатели ее руки и сердца. Все участники – учащиеся старших классов, для которых и проводится елка.

Хозяйка бала:  Господа, сегодня я даю бал в честь празднования нового года. Сейчас стало модным давать балы. Говорят, даже Париж не идет в сравнение с Россией по количеству радушных домов, принимающих у себя знакомых и незнакомых людей. Принимать у себя гостей считается за честь. Вот и я сегодня жду гостей. (Слышится звон колокольчика) Кажется, кто-то уже идет.

Входят Дед Мороз и Снегурочка.

Дед Мороз: Здравствуй, хозяюшка, мир и веселье Вашему дому!

Снегурочка: Здравствуйте, графиня, А что у вас здесь начинается?

Хозяйка: Я даю новогодний бал, жду гостей.

Дед Мороз: А мы, кажется, первые?

Снегурочка: Конечно. Мы ведь добирались на почтовой тройке, которую нам любезно предоставил станционный смотритель.

Дед Мороз: Появляются гости, представьте их нам, хозяюшка.

Хозяйка представляет гостей друг другу и Деду Морозу со Снегурочкой.

Дед Мороз: Ну что ж, гости все знаменитые, вечер обещает быть интересным.

Снегурочка: Я с нетерпением жду его начала, сбывается моя мечта.

Хозяйка: Господа, мы начинаем Новогодний бал! (звучат фанфары) По традиции он открывается хороводом и песней «В лесу родилась елочка».

Дед Мороз и Снегурочка поздравляют всех с наступающим новым годом, гости отвечают им тем же в своей манере.

Дед Мороз: Как у вас хорошо, такая радушная, теплая атмосфера, боюсь не растаяла бы моя Снегурочка. Пора нам в путь отправляться, ведь у нас впереди новые встречи.

Снегурочка: Дедушка Мороз, разреши мне хоть одним глазком посмотреть танец, который откроет этот бал.

Дед Мороз: Ну что ж, побывать на балу и не увидеть этот танец было бы непростительно. Давай посмотрим.

(Ребята 9 кл танцуют танец «Бедный Моцарт») после танца дед Мороз со Снегурочкой прощаются с ребятами и уходят.

Хозяйка: Дамы и господа, я приглашаю вас посетить мою литературную гостиную. Вы наверняка заметили картины, которыми оформлены мои стены. Это творения нашего художника. Посмотрите, они великолепны!

Художник: Сударыня, я дарю эти картины Вам. Очень рад, что доставил удовольствие Вам и вашим гостям. И в свою очередь хочу представить, друзья, моего приятеля, поэта. Он прочтет вам свои стихи.

Поэт читает стихи.

Одна из дам: Мне кажется, что сочинять стихи не так уж трудно.

Другая дама: Да и что-то нарисовать, думаю, несложно.

Хозяйка бала: А это мы сейчас проверим. (Проводит конкурсы. 3 участника должны из набора слов составить стихи на новогоднюю тематику, 3 участника – нарисовать снеговика с закрытыми глазами.)

Звучит музыка, все танцуют, собирают разрезанные открытки и читают на них поздравления.

Хозяйка: Друзья, вы знаете, первую елку нарядили в Германии. Мартин Лютер, увидев мерцание звезд сквозь ветки ели, решил порадовать домашних такой же картиной и поставил в гостиной елку, украсив ее свечами.

Мария Антоновна (дочь городничего): А папенька в канун нового года побывал в Индии.

Дмухановский: Да, хоть там и нет снега, но очень интересно. Знаете, господа, какие там девушки!

Командир квардейцев: Расскажите, князь, это так интересно.

Дмухановский: Зачем же рассказывать, я вам сейчас покажу. Маэстро, музыку!

(11 кл танцуют индийский танец)

Хозяйка: На балу присутствует моя давняя подруга графиня Трухина. Душенька, говорят на ваших балах так весело, так интересно. Поделитесь секретом, как вам это удается?

Графиня: Я развлекаю своих гостей. Хотите, попробую и ваших развлечь?!

Хозяйка: Конечно, с большим удовольствием!

Графиня Трухина проводит конкурсы: Принцы и Золушки, Танец на газетах, Дело в шляпе.

Хозяйка: Наш бал продолжается. Следующий танец – король бала, вальс.

После вальса выходят Хлестаков и мать и дочь Дмухановские, идет сценка из «Ревизора» Н.Гоголя.

Хозяйка, будто прерывая сценку: Друзья, не забывайте, что вы на балу, свои семейный дела вы уладите дома. А наш праздник продолжается.

Агафья Тихоновна: Хочу обратиться к вам, госпожа Анна Павловна, помогите мне испытать некоторых молодых людей, посмотреть насколько они хороши.

Хозяйка: С удовольствием, а что нужно делать?

Агафья Тихоновна: Я все сделаю сама, вы лишь оцените их со стороны.

Агафья Тихоновна проводит конкурсы среди молодых людей: Послание, Найди даму по описанию, Перенеси даму через сугробы.

После конкурсов танец.

Хозяйка: Друзья, наш вечер подходит к концу. На прощание я приглашаю вас выпить по бокалу шампанского (газировка, сок или детское шампанское) и поздравить друг друга с наступающим новым годом. (Звучит музыка, тосты, поздравления) Хозяйка приглашает всех получить презент – новогодний подарок.

       Сценарий литературной гостиной

    «Здравствуй, гостья-зима! Просим милости к нам…»

Слова учителя: Здравствуйте, мы рады приветствовать вас на занятии кружка «Литературная гостиная».

Судя по убранству, речь пойдёт. в прочем, пусть прозвучит музыка и настроит нас на лирический лад.

Ведущий: Звучит вальс Георгия Васильевича Свиридова, которого не стало в январе 2001 года.

                         Снег идёт, густой – густой.

                         В ногу с ним, стопами теми

                         Или с той же быстротой,

                         Может быть, проходит время?.

                                              Писал Б. Пастернак.

Природа, которую так истово чувствовал Свиридов, тихо, по-русски простилась с ним неспешным кружением снежных хлопьев. Покой и движение, печаль и свет, сиюминутное и вечное всегда и навечно в свиридовской музыке.

Ведущий: Вальс «Метель»– музыка к кинофильму «Метель». Сегодня редко кто знает о непосредственном появлении вальса, и сам Свиридов, создавая «Метель», назвал это произведение музыкальными иллюстрациями к повести Пушкина. Вальс Свиридова «Метель» стал шедевром инструментальной музыки.

Ведущий: Зима! Вслушаемся в звучание самого слова. В нём слышится завывание метели, снегопад, смех ребятишек, катающихся с горки, встреча нового года.

Чародейкою-зимою она становится благодаря поэзии.

 Ведущий: Зима-волшебница для глаз, для разума, для сердца, для чувств!

Зима дарит щедро нам свои прелести: краски, звуки, запахи, чувства.

Природа никогда не перестанет удивлять человека своими чудесами, и мы всегда будем верить в доброту природы, как верил в нее поэт Сергей Островой.

Ведущий: Убаюканная снежными ветрами, засыпает природа. Потрескивают от мороза деревья. Стынут, заволакиваются льдом речки, день ото дня растут искрометные сугробы – значит, пришла зима со своим ледяным дыханием, с морозами, вьюгами, метелями.

И.Никитин: «Встреча зимы».

Ведущий: Редко кто из великих русских поэтов прошел мимо этой чудесной поры, когда чародейкою зимою, околдован лес стоит …

Эта знаменитая строчка из стихотворения Ф.И.Тютчева

Ведущий: Улеглась метель, тихо и славно в лесу. На краю опушки — хоровод разноряженных елочек, одна другой краше: в снеговых полушалках, искрящихся при лунном свете, в зеленых шубках с белой оторочкой. Отчетливо доносится перезвон прозрачных сосулек. И чудится, что вот-вот  покажется Дед- Мороз и Снегурочка, а за ними свита зверушек. А впрочем, зверушки и в правду побывали тут. Это след лося из стихотворения Николая Рубцова «Ах, кто не любит первый снег».

Ведущий: Ходит зимой по земле самый главный хозяин, который следит за порядком в лесах, полях, во всех своих владениях: имя ему Мороз-воевода из стихотворения Н.А.Некрасова «Не ветер бушует над бором…»

А в стихотворении Николая Рубцова «Январское», Мороз идет, снежком поскрипывая весело

Ведущий: Пушкин, используя олицетворение, смог оживить, очеловечить, одухотворить различные явления природы:

  1. «Встает заря во мгле холодной»…
  2. «Вот ветер тучи нагоняя, дохнул, завыл»…
  3. «Сквозь волнистые туманы пробирается луна»…
  4. «Буря мглою небо кроет»…

Ведущий: Какое наслаждение испытываешь, когда после прогулки по морозцу, оказываешься в теплом помещении, где веселым треском трещит, затоплена печь…

Ведущий: Зимушка-зима! Так ласково называли в русском народе самое суровое время года, стараясь магией слов «Зимушка», «Зимунья», «Зимонька» смягчить холода. В народном сознании издавна в зимнее время года представлялось в образе сказочного персонажа Мороза или Морозко — волшебного богатыря – кузнеца, который скрывает «железными» холодами реки…

Ведущий: Не случайно в русских сказках Мороз носит имена – трескун и Студенец. Живёт он в ледяных домах, глубоких колодцах, одаривая богатствами тех, кто умеет трудится, кто совестлив и энергичен по присловью: «Зима лодыря морозит».

Зима представлялась сном природы.

Ведущий: Яркими словами в народе называли зимнее время, они будто пронизаны холодом и мраком: озлобень, заморозь, тянуча, лютовень, ледостав, рекостав…

В языческие времена сложились в представлении русских людей образы добрых и злых зимних богов, идолов, сил.

Именем Карачун называли самое злое и тёмное время года – день зимнего солнцеворота. Не случайно в русском языке словом «карочун» обозначали «гибель, смерть».

Ведущий: Но были и добрые зимние божества. Это – Сварог, бог – кузнец, покровитель огня, ремёсел, искусств, семьи. Сварог представлялся воином в пурпурных одеждах, на белом коне с копьём в руке.

Ведущий: Вспомним ещё об одном языческом боге – коляде. Коляда был богом мира, он нёс людям дары, счастье. Считалось, что коляда приносит богатство. Магическая сила этого действия высоко ценилась в русском народе. Поэтому и сейчас колядки поют и играют в некоторых российских деревнях.

Ведущий: Коляда – коляда!

                   Соломенная борода!

                   Ты, хозяин – мужичок,

                   Открывай сундучок,

                   Подавай пятачок.

С Рождества – 7 января по Крещение – 19 января на Руси праздновались Святки.

Святки издревле считались колдовским, волшебным временем. По воззрению наших предков, в ночь на Рождество открываются, врата в вечную жизнь. Отсюда и святочные гадания о суженном – ряженном, о будущем муже.

Ведущий: Женитьба и замужество на Руси считалось дело очень важным и ответственным. Вспомним поговорку: «Трижды человек дивен бывает: рождается, женится и умирает».

Отрывок и баллады «Светлана» В.А.Жуковского.

Отрывок из романа в стихах «Евгений Онегин» А.С. Пушкина.

Ведущий: Людская молва и фантазия наделила зиму человеческими качествами: задорная, хлопотливая, проворная в работе.

А вот поэт Сергей Островой представил себе, что зима живёт у леса на опушке., а чем она целыми днями и ночами занимается нам расскажет

Ведущий: А Сергей Есенин когда-то, слушая вой ветра и метели, представил себе что «поёт зима, аукает: мохнатый лес баюкает».

Ведущий: Сколько радости, забавных развлечений, приносит зима ребятишкам: катание с ледяных горок, игры в снежки, сооружение из снега снеговика или снежной бабы, катание на коньках, кувыркание в пушистых сугробах.

Необыкновенная пора!

Песня «Кабы не было зимы».

Ведущий: Издавна вдохновляла русская зима и живописцев, открывая перед ними душу родной природы, её задумчивость, торжественный, таинственный, манящий мир.

Эту душу, мы чувствуем, глядя на замечательные пейзажи художников.

Предлагаем Вам посмотреть пейзажи Восточного Казахстана, смотря на них, ликует душа, гордится тем, что мы являемся частью такой первозданной, божественной природы, природа манит и притягивает к себе, так и хочется оказаться там побродить по лесу, подышать свежим воздухом.

Ведущий: На нашем вернисаже помещены рисунки и репродукции девочек, участниц литературной гостиной. В этих пейзажах они отрицали своё понимание зимы, и то настроение, которое навеяло на них это время года и поэзия.

                    Чудная картина,

                    Как ты мне родна

                    Белая равнина,

                    Полная луна,

                                        Свет небес высоких

                                         И блестящий снег,

                                         И саней далёких

                                         Одинокий бег.

                                                                    Сергей Есенин.

Всё – таки зима великолепное, волшебное время года!

                «Снег, да снег»         А. Блок.

Ведущий: Все мы, живя в Казахстане, очень любим и ценим ту природу, которая окружает нас с детства.

Поэт Алимбаев увидел, наблюдая за зимой, как она белою нитью по белому шёлку всю ночь вышивает узоры.

Ведущий: Казахстанский поэт Ануарбек Дуйсенбаев очень красиво сравнил клён с видавшим заправским чабаном.

Ведущий: Казахстан Родина великого Абая. Абай сокровищница национальной поэзии, который воспел красоту, величие Родины.

     Удивляет глаза белоснежность вершин,

     Рек текущих прозрачность и синева.

     Широта, необъятность, молчанье равнин

     И далёкого неба голубизна.

Мороз в воображении Абая – это седой дед.

Ведущий: Своё мастерство решила показать Зима в стихотворении Адырбека Сабыбекова.

Ведущий: В каждом человеке скрыт какой – нибудь талант, нужно только испытать свои способности и возможности.

Ведущий: Сегодня наше занятие мы закончили эстрадными песнями.

Для композиторов зима всегда являлась источником вдохновения при создании своих песен.

Ведущий: В песне Дианы Гурцкой метели поют песни, а в сердце рвутся холода, как символ разлуки.

Ведущий: Певица Жасмин поет о белой метели, которая разбудила в душе любовь. Метель сравнивается с невестой.

Ведущий: А Олегу Газманову хочется прокатиться на тройке белогривых коней, которые умчали бы его в поле.

Просмотр содержимого документа

«Сценарий литературной гостиной «Здравствуй, гостья — зима» »

Внеурочная деятельность (конкурсные работы)

Основное общее образование

Внеурочная деятельность

Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

В ходе мероприятия учащиеся знакомятся с историей празднования Рождества и рождественскими традициями в разных странах мира. Представленный праздничный сценарий способствует развитию у учащихся интереса и уважения к культуре и традициям разных народов мира, созданию атмосферы светлого праздника Рождества Христова. Мероприятие сопровождается демонстрацией презентации и слайд-шоу.

Цель: знакомство учащихся с историей Рождества.

Задачи:

  • познакомить учащихся с историей празднования Рождества и рождественскими традициями в разных странах мира;
  • развивать у учащихся интерес и уважение к культуре и традициям разных народов мира;
  • создать атмосферу светлого праздника Рождества Христова.

Участники: учащиеся 5–6 классов.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, колонки, экран, презентация «Традиции празднования Рождества в разных странах мира», слайд-шоу «Праздник светлый Рождество».

Ход мероприятия

1 ведущий читает стихотворение Татьяны Боковой «Рождество»:

Светлый праздник Рождества!
Нет счастливей торжества!
В ночь рождения Христова
Над землёй зажглась Звезда.
С той поры через столетья
Нам она, как солнце светит.
Согревает верой души,
Чтобы мир стал краше, лучше.
Дарит искры волшебства
Светлый праздник Рождества!
Мир приходит в каждый дом…
Поздравляем с Рождеством!

2 ведущий: Здравствуйте, дорогие гости! Мы рады приветствовать вас в нашей литературной гостиной.

3 ведущий: Ребята! Вы, конечно, все любите встречать Новый год, наряжать ёлку, получать подарки и веселиться. Оказывается, первые ёлки в России зажигались в честь светлого праздника Рождества. Рождество – это старинное русское слово, а означает оно «рождение». Кто же родился в этот день? Почему этот праздник так почитаем разными народами? Какие традиции празднования Рождества существуют в разных странах мира?

1 ведущий: Рождество – один из главных христианских церковных праздников, установленный в честь рождения Иисуса Христа, отмечающийся
православными верующими 7 января, а остальными верующими — 25 декабря.

И было чудо на земле,
И было чудо в небесах:
Как солнце, вспыхнула в лучах
Звезда в полночной мгле.
Она плыла над миром слез,
И свет ее сиял,
И бедным пастырям вещал,
Что родился Христос.
И в Вифлеем волхвы за ней
Дары свои несли,
И на соломе там нашли
Они Царя Царей.

Г. Галина

2 ведущий: Люди веселились и ликовали, узнав о рождении божественного Младенца Иисуса Христа, который вырастет и принесет людям счастье и радость.

3 ведущий: И в наши дни Рождество – это радостный праздник.

Рождество – это радостный Праздник
Добрых, светлых и искренних чувств!
Вместе с первой Звездой сердце сразу
Покидают печали и грусть.

Миг волшебный, Надежды на Счастье!
Миг рожденья для каждой души!
Веры в то, что и зло и ненастья
В день вчерашний навеки ушли.

В этот миг вспоминаем о близких,
О родных, о любимых друзьях.
Жизнь земная проносится быстро
В вечно суетных, хлопотных днях…

1 ведущий: А почему же ель была избрана деревом-символом Рождества? У входа в пещеру, где родился Иисус Христос, по преданию, росли три дерева: прекрасная стройная пальма, пахучая маслина и скромная зелёная ёлка. И пальма, и маслина поспешили принести младенцу свои дары: одна осенила его своими листьями, навевая прохладу, а с нежных ветвей другой пролился душистый елей, наполняя пещеру благоуханием.

2 ведущий: Лишь скромная ель не имела даров и потому не смела приблизиться к Божественному младенцу. Но ангел вознаградил бедную ель за то, что та не роптала. С темного неба, усеянного прекрасными сверкающими звездами, на мохнатые лапы ели стали скатываться одна за другой звездочки. И ель засияла, как огненное дерево, переливаясь золотом, искрами, длинными лучами звезд.

Лишь скромная елка печально стояла:
Она не имела даров,
И взоры людей не пленял красотою
Ее неизменный покров.
Увидел то ангел Господень
И елке с любовью сказал:
«Скромна ты, в печали не ропщешь,
За это от Бога награда тебе суждена».
Сказал он — и звездочки с неба
Скатились на елку одна за другой,
И вся засияла, и пальму с маслиной
Затмила своей красотой.

3 ведущий: Проснувшийся младенец в восторге протянул к ней свои ручки:

Младенец от яркого звездного света
Проснулся, па елку взглянул,
И личико вдруг озарилось улыбкой,
И ручки он к ней протянул.

Так скромная ель сделалась символом веселого Рождественского праздника, и каждый год она радует собой детей и взрослых.

А мы с той поры каждый год вспоминаем
И набожно чтим Рождество:
Ребенок ли, взрослый —
Все празднику рады,
И в каждой семье торжество.
Где дети — там елка, богаче, беднее,
Но вся в золотых огоньках.
И сколько веселья, и сколько восторга
В незлобивых детских сердцах!

1 ведущий: А сейчас давайте познакомимся с интересными традициями празднования Рождества в разных странах мира.

Демонстрируется презентация «Традиции празднования Рождества в разных странах мира». Слайд 1.

Немцы очень любят украшать свои дома на Рождество. Во многих домах есть специальные деревянные окошки с электрическими свечками, картинами. На двери немцы вешают венки из листьев, украшенных свечами, многие возле домов ставят ясли – маленькие модели яслей, в которых родился Иисус Христос. Германский Дед Мороз приносит подарки поздно вечером в канун Рождества, после того как все сходили на службу в церковь. Подарки находят под новогодней елкой. Самый важный человек в семье звонит в колокольчик и приглашает всех в комнату. Слайд 2.

2 ведущий: Итальянцы в конце уходящего года имеют обычай выбрасывать старую или ненужную мебель, причем выбрасывают они столы, стулья и шкафы прямо из окон. А маленькие итальянцы ждут подарков от женщины Деда Мороза, хотя и не совсем Снегурочки, которую зовут Ла Бефана. Слайд 3.

3 ведущий: На Рождество французы любят изображать само событие, поэтому повсюду в эти дни можно увидеть сцены рождения Христа: с яслями, агнцами и маленькими кукольными глиняными человечками, изображающими младенца. Эти фигурки французы называют «сантонс». А французские малыши знают, что рядом с Пэром-Ноэлем (местным Дедом Морозом) всегда находится бдительный Пэр-Фуэттар (Дед с розгами), который никого не бьет, а следит за хорошими и плохими поступками детей и влияет на то, какие подарки принесет Пэр-Ноэль. Слайд 4.

1 ведущий: В Великобритании более всего ценят традиции. Непременным атрибутом праздника является речь королевы, которую она произносит сразу после рождественского обеда. Перед тем, как собраться за праздничным столом, вся семья идет в церковь. Дети здесь заказывают подарки Father Christmas (буквально Отец Рождество). Ему надо написать письмо с перечислением желаемого и бросить его в камин. Дым из трубы доставит список желаний прямо по назначению. Слайд 5.

2 ведущий: США — многонациональная страна, поэтому можно увидеть различные способы празднования Рождества. Дети получают подарки утром. Им говорят, что ночью приходил Санта Клаус, он спустился по дымоходу и принес подарки. Для состоятельных американцев Рождество — это время благотворительности. Американского Деда Мороза зовут Санта-Клаус. Слайд 6.

3 ведущий: Какие обычаи празднования Рождества существуют в Финляндии? Оказывается, Санта-Клаус живет именно здесь, в снегах финской Лапландии. Решением ООН с 1984 года Лапландия официально провозглашена «Землей Деда Мороза». Как бы его ни называли — Санта-Клаусом, Дедом Морозом или по-фински Йоулупукки, — письмо любого жителя Земли, маленького или взрослого, дойдет до него по адресу: Финляндия, 96930, Полярный круг.

В Финляндии Рождество отмечается 25 декабря, елку принято приносить в дом не раньше 24 декабря. В день Рождества финны всей семьей утром украшает елку и дом, днем многие идут в храмы, а потом — в любимую каждым финном сауну. Вечером, чистые и отпаренные, все собираются за праздничным столом. Традиционное рождественское блюдо — запеченная ветчина. К ней подается морковная или рисовая каша с секретом. Тому, в чьей тарелке окажется один-единственный миндальный орешек, весь год будет везти абсолютно во всем. Слайд 7.

1 ведущий: В Швеции Рождество длится целый месяц: с 13 декабря по 13 января. И так вот уже тысячу лет… Подарков все ждут от рождественского гнома, немного похожего на «нашего» домового, который живет в подполье каждого шведского дома. Слайд 8.

2 ведущий: Кто попадает на Рождество в Китай, обращает внимание на «Деревья Света» — это аналоги елочки. Они украшены по-восточному яркими и изысканными фонариками, цветами, гирляндами. Эти же украшения китайские христиане используют в праздничном убранстве своих домов. Маленькие китайцы вывешивают на стены чулки, куда Дун Че Лао Рен (Дедушка Рождество) кладет свои рождественские дары. Слайд 9.

3 ведущий: В Японии основной фигурой праздника является бог Хотейошо. На Рождество японцы у своих домой развешивают на высоких шестах пучки соломы и поджигают их, чтобы отпугнуть злых духов. Слайд 10.

1 ведущий: В России в старые времена Рождество справляли раньше Нового года. Считалось, что всю рождественскую неделю надо сохранять изобилие на столе. Рождественским утром всей семьей полагалось посетить церковь. Вечером все собирались за столом, на который выставляли кутью (овсяный кисель). Во время ужина хозяин отворял дверь или окно и приглашал мороз (еще не Деда Мороза, а его «прадедушку» Мороза Васильевича) отведать кутьи, чтобы умилостивить его, и тогда заморозком весной не побьет яровой хлеб, капусту и огурцы.

Правило любого начала (как начнешь, так и пойдет) стала основой целого свода правил поведения в Новый год. Нельзя было в этот день делать тяжелую и грязную работу, отдавать долги, чтобы не делать этого весь год. Зато полагалось одеваться во все новое и даже многократно переодеваться, чтобы весь год быть с обновами. Вот такие интересные традиции празднования Рождества были у наших предков. Слайд 11.

2 ведущий: Дорогие гости! Поздравляем вас с Рождеством! Слайд 12.

В этот светлый праздник –
Праздник Рождества
Мы друг другу скажем
Теплые слова.
Тихо снег ложится:
За окном зима,
Чудо здесь свершится
И зажжет сердца.
Пусть улыбки ваши
В этот дивный день
Будут счастьем нашим
И подарком всем.
Льются звуки жизни,
Счастья и добра,
Озаряя мысли
Светом Рождества.

Демонстрация слайд-шоу «Праздник светлый Рождество».

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Новогодняя елка описание праздника
  • Новогодняя елка на воде сценарий
  • Новогодняя елка любимый праздник всех взрослых людей
  • Ноябрьские праздники когда будем отдыхать на
  • Новогодняя елка во дворе сценарий