Ноябрьские праздники когда были раньше

Статьи о российской истории. …На самом деле мудрая и ироничная русская история опять посмеялась над своими переписчиками-ниспровергателями. Две ноябрьских даты (то есть октябрьских, если по старому стилю) она не зря разместила настолько рядышком. Ну вот буквально пальцем показыв. Информация о Федеральном портале Истории России. Российское военно-историческое общество. Мы знаем правду.

Инициативу учредить 4 ноября День народного единства выдвинул в сентябре 2004 года Межрелигиозный Совет России Её поддержали патриарх Московский и Всея Руси Алексий II, а потом и партия «Единая Росси» в лице Валерия Николаевича Богомолова, тогдашнего заместителя руководителя думской фракции.

А что, собственно, мы празднуем?

Валерий Богомолов говорил в интервью РИА «Новости», что «в 1612 году Россия освободилась от польских захватчиков, закончились „времена смуты“».

Святейший выразился не менее точно: «Этот день напоминает нам, как в 1612 году россияне разных вер и национальностей преодолели разделение, превозмогли грозного недруга и привели страну к стабильному гражданскому миру».

В пояснении к проекту закона написано: «4 ноября 1612 г. воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплочённости всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе».

А ещё 4 ноября Русская Православная церковь отмечает день Казанской иконы во имя Божьей Матери.

К сожалению, если с Казанской Богоматерью всё понятно, то три вышеприведённых высказывания, включая официальную формулировку, страдают некоторыми неточностями.

Давайте разбираться.

Откуда что взялось. Начало.

Чтобы избавиться от польских интервентов, надо было их сперва к нам как-то заполучить. А заполучили мы этот сомнительный бонус в годы Смутного времени.

Смута – это далеко не только поляки. С поляками, а точнее, с Речью Посполитой (это важная оговорка, запомним её), Русь/Московия/Россия «бодалась» давно – за право стать главной русской державой, то есть собственно Россией – и, в общем, на равных. Поляки, точнее, и поляки тоже (да и вообще их тогда «литвой» по-русски звали, если уж на то пошло) были нормальным «партнёром по политическому процессу» и большой проблемы сами по себе не представляли. Настоящей Большой Проблемой они стали из-за огромного комплекса внутренних противоречий внутри самого Московского царства: от экономики до политики и климатических сдвигов.

Началось всё с того, что малолетний сын Ивана IV Грозного Дмитрий Иоаннович, погиб в Угличе. История сия, произошедшая 15 (25) мая 1591 года, по сей день остаётся крайне мутной. Факт в том, что восьмилетний царевич умер, породив двадцать два года чудовищного нестроения в стране.

В 1598 году скончался старший наследник Грозного – царь Фёдор Иоаннович. Детей мужеского пола после него не осталось, что положило конец семивековой династии Рюриковичей по прямой линии.

Царский трон занял могущественный временщик Борис Годунов. Не являясь Рюриковичем, он принялся активно упрочивать собственное положение массовыми политическими репрессиями, что не добавило «мира божия» в стране.

А.К. Толстой в шутку писал:

Борис же, царский шурин, Не в шутку был умён, Брюнет, лицом недурен, И сел на царский трон. При нём пошло всё гладко, Не стало прежних зол, Чуть-чуть было порядка В земле он не завёл.

Однако порядка Годунов действительно завести не смог. До порядка было куда дальше, чем в последние годы царствования Ивана Грозного. Усугубилось положение по причине, от человеческой воли не зависящей: «вулканическая зима» 1601 года, вызванная извержением перуанского Уайнапутина, породила Великий голод, длившийся три года.

В состоянии крайней политической нестабильности голод был фактором крайнего риска. Ничего удивительного, что в Речи Посполитой объявился Самозванец, выдававший себя за чудом выжившего царевича Дмитрия.

Польские магнаты Юрий Мнишек, Адам и Казимир Вишневецкие, Лев Сапега обеспечили поддержку самозванца королём Сигизмундом III. Началась «частная» война, окончившаяся свержением и смертью Годунова и воцарением Лжедмитрия, чьё имя стало синонимом гражданской войны на многие века. Правление Самозванца лишь усугубило внутренние противоречия в стране. Наёмники и покровители из Речи Посполитой стали дополнительным фактором дестабилизации, преследуя в чужом государстве собственные корыстные интересы.

В итоге народ не выдержал. В 1606 году Лжедмитрия убили, а новый царь Василий Шуйский (тоже «немного Рюрикович»), сослал большинство его польских «друзей» в ссылки и заточения.

Но ничего не закончилось.

Откуда что взялось. Продолжение

В 1607 году объявился новый самозванец – Лжедмитрий II. Вокруг него собрались вполне значительные силы. Ему удалось взять под контроль большую часть страны и осадить Москву, встав лагерем в Тушине. «Тушинский вор» оказался для народа ещё страшнее первого издания Лжедмитрия. Тяжесть реквизиций, прямые грабежи и бесчинства тушинцев обрушились на истерзанное государство.

Точкой сопротивления стал Новгород, где собирались войска М.В. Скопина-Шуйского. Собственно северные дворяне и бояре, стрельцы, а также все недовольные политикой «Тушинского вора», стекались под его знамёна. Весомой гирей на весах оказался корпус Якоба Делагарди – шведские солдаты, переданные Скопину-Шуйскому по договору с королём Карлом IX Вазой.

Блестящие победы русско-шведского войска крайне обеспокоили Сигизмунда III – врага Швеции. Он решился на прямую интервенцию, вторгся на территорию России, взяв в блокаду Смоленск – давнее яблоко раздора между Москвой и Польшей (точнее, Речью Посполитой). Лжедмитрий II сбежал в Калугу, и в стране образовались три точки политического фокуса: Смоленск с Сигизмундом III, Москва с Василием Шуйским, Калуга с тушинцами.

Однако великий военачальник Скопин-Шуйский умер, наёмники Делагарди взбунтовались из-за невыплаты жалования, и корпус польского гетмана Станислава Жолкевского разбил правительственную армию 24 июня 1610 года при Клушино. Результаты были плачевные. Остатки разбитого войска устремились к Москве, где началось восстание. Василий IV Шуйский был свергнут. На столицу пошли воска тушинцев из Калуги и Речи Посполитой – из Можайска.

Последним удалось занять Москву под предлогом обороны столицы от Самозванца. Началось вынужденное сближение России и Речи Посполитой, что оказалось поводом для разрыва русско-шведского договора. Недавний союзник Делагарди захватил Новгород. В Москве же номинальная власть боярской думы фактически была узурпирована ставленником Речи Посполитой Александром Корвином-Гонсевским.

Сигизмунд III, осаждая неприступный Смоленск, вёл переговоры о принятии в Москве своего сына – Владислава. В августе 1610 года было достигнуто соглашение: королевич Владислав становится русским царём при условии принятия православия. Польско-литовские войска должны покинуть пределы страны, восстановив территориальный статус-кво. Однако Сигизмунд фактически саботировал договор, намереваясь взять всю полноту власти в разваливающемся государстве.

Развязка

Реакция оказалась неизбежной. Значительная часть страны, осознав угрозу прямого завоевания, отказалась подчиняться «прелживому договору». В Рязани и Пронске поднялась волна восстания под руководством Прокопия Ляпунова, вылившееся в Первое Ополчение, которое блокировало интервентов в Москве.

Однако ни финансовых, ни военных средств, ни подлинного авторитета вожди ополчения не имели. Более того, не было между ними и внутреннего единства. Поставить точку в военном противостоянии они не могли, ограничившись пассивным «сидением» под Москвой. Летом 1611 года после беспрецедентно долгой осады пал Смоленск. В рядах Первого ополчения началось брожение – его ряды покинул Иван Заруцкий.

К осени 1611 года в Нижнем Новгороде Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский собрали Второе ополчение – на совсем иных основаниях. Понимая всю важность экономического базиса и политического единства, в первую очередь они стабилизировали собственную финансовую систему, административный аппарат, систему налогообложения, ведя при этом активную пропаганду.

Заняв Ярославль, Ополчение инициировало создание Совета всея земли – временного правительства своего времени. Летом 1612 года Второе ополчение набрало такую мощь, что смогло выступить на Москву. 20 августа ополченцы перехватили корпус гетмана Яна Ходевича, который двигался на помощь польско-литовскому гарнизону с припасами и снаряжением.

Последовало невероятно напряжённое сражение, длившееся с 22 до 24 августа (по старому стилю – это важно). Корпус Ходкевича был наголову разгромлен соединёнными силами Первого и Второго ополчений. В военных действиях наступил перелом. Сигизмунд III не имел возможностей активно оперировать в глубине русской территории. Гарнизон интервентов в Москве был обречён.

Начались затяжные переговоры, перемежавшиеся стычками разной степени интенсивности. После одной из таких вылазок войска ополченцев смогли ворваться внутрь обвода стен Китай города. Польско-литовский контингент отступил в Кремль. 22 октября по старому стилю часть Москвы оказалась в руках освободителей. 26 октября «кремлёвские сидельцы» подписали договор о капитуляции.

Ну а в 1613 году Земский собор выбрал первого царя из династии Романовых – Михаила Федоровича.

Такова канва событий, известная всем со школьной скамьи.

И что же?

А вот что.

Хронология как она есть

26 января 1918 года случился известный Декрет Совета Народных Комиссаров «о введении в Российской республике западноевропейского календаря». Попросту говоря, мы перешли на новый григорианский стиль. И теперь даже вполне образованные люди регулярно путаются в датах.

Напомним пунктирно хронологию тех событий, о которых сейчас идёт речь – заодно переведя их в новый стиль.

24 июля (3 августа по новому стилю) – передовые силы Второго Ополчения выходят к Москве.

20 (30) августа – главные силы князя Пожарского у Москвы.

22-24 августа (1-3 сентября) – сражение и победа над корпусом Ходкевича.

22 октября (1 ноября) – захват Китай-города.

26 октября (5 ноября) – договор о капитуляции польско-литовского гарнизона Кремля.

27 октября (6 ноября) – выход гарнизона.

1 (11) ноября – вступление земской армии в Кремль.

На этой шкале хронологии выделяются две ключевые точки. Первая: 24 августа (3 сентября) – разгром корпуса Ходкевича, без которого вся остальная история могла повернуться несколько иначе. Штурм мощнейший укреплений Москвы, который обороняет сытый и обеспеченный боеприпасом гарнизон, Второму ополчению мог оказаться не по зубам. Вторая точка: 1 (11) ноября – вступление в Кремль, сердце земли Русской, где находится все Приказы, царские регалии, Успенский собор – главный собор страны.

Захват Китай-города при всём уважении к доблести земского войска – это промежуточный эпизод. В самом деле, мы же не празднуем День Победы 25 апреля, когда 6-й гвардейский мехкорпус соединился с 328-й дивизией на реке Хафель, замкнув кольцо блокады вокруг гитлеровского Берлина? Мы не празднуем его даже 2 мая, когда сдался Рейхстаг. Мы отчего-то празднуем его 9 мая, в день вступления в силу акта о безоговорочной капитуляции Германии.

Так отчего захват подступов к Кремлю при том, что сам Кремль оставался в руках врага, является какой-то особо знаковой датой?

Кстати, как легко убедиться, дата вычислена с элементарной арифметической ошибкой: Китай-город пал не 4, а 1 ноября. Почему? А потому что при пересчёте чисел старого стиля в новый для датировки событий XVII столетия надо прибавлять 10 дней. В XVIII веке разница составляет 11, в XIX – 12, а в XX – 13 дней. Эта нехитрая формула общеизвестна и не является секретом.

Что же происходило 4 ноября? Ровным счётом ничего. Читайте любые источники: русские, польские – любые. Жирным курсивом: 4 ноября, т.е., 25 октября по Юлианскому календарю, в Москве не случилось ничего значимого.

Ну, разве что на следующий день, 5 ноября (по новому стилю), гарнизон интервентов в Кремле подписал капитуляцию. Но фактическое воплощение эта капитуляция обрела 11 ноября (по тому же новому стилю), когда Кремль был занят нашими войсками.

Так почему и откуда взялась такая странная и неочевидная дата – 4 ноября?

Всё просто: это современный праздник иконы Божьей Матери Казанской – именно 4 ноября Русская Православная церковь его празднует. И учреждён он был 29 сентября 1649 года окружной грамотой  царя Алексея Михайловича как день повсеместного почитания Казанской иконы.

Князя Дмитрия Пожарского сопровождала Казанская икона Богоматери в его триумфальном походе на Москву. Через одиннадцать лет после взятия столицы он рассказал об обете, якобы данном 22 октября 1612 года: посвятить Богородице новый храм в Москве, если его предприятие окончится успехом. И в 1636 году храм был построен и освящён. А 22 октября 1648 года у юного царя Алексея Михайловича родился первенец – Дмитрий, что однозначно было воспринято за особый знак благорасположения Богородицы, явленной в чудотворной иконе Казанской. Поэтому, государь с полным основанием повелел учредить второй праздничный день в честь Казанской иконы (первый – день обретения её в 1579 году).

Легко видеть, что само событие является чисто религиозным, не имеющим отношения к политической истории. Легко видеть, что даже это, чисто религиозное событие датировано в новом стиле с ошибкой: Русская православная церковь живёт по юлианскому календарю, автоматически прибавляя к нему 13 дней для вычисления дат в прошлом. Но для Церкви такая датировка имеет внутреннее значение и логику.

Отсюда – и арифметическая ошибка в датировке светского государственного праздника.

Чем всё не закончилось

Но как же обстоят дела с внутренним наполнением праздника?

Ведь это важно – важнее каких-то там мелких смещений датировки.

И даже важнее того, что в конкретный день 4 ноября мы празднуем Событие, Которого Не Было. В конце концов, празднуем же ровно с тем же отсутствием формальных оснований День защитника Отечества 23 февраля – и ничего, всем понятный смысл аннулирует бюрократические неловкости.

Итак, взятие Китай-города или Кремля, в какой бы день оно ни случилось, – оно несёт в себе официально приписанное празднику содержание? Давайте смотреть, что нам говорит про это наука история.

Первое. Досадно, но ни сам факт сбора Второго ополчения, ни даже его блестящая победа под Москвой не означали не только межэтнического единения страны, но и даже собственно великорусского единения перед лицом интервентов. Объективный интерес народа (всех народов России) в консолидации и национальном освобождении – да, его отражало именно прогрессивное движение Минина и Пожарского.

Но! Между наличием объективных интересов и их всеобщим осознанием лежит пропасть!

Давайте поглядим на «единение», которое на деле царило в стране в тяжелейшие месяцы 1611-1612 годов.

Казань и Астрахань Второе ополчение не поддержали. В войске Пожарского было не более двадцати татарских служилых мурз. Всё нижнее Поволжье освободительной борьбы не поддержало. Рязанская земля приняла раскольника Первого ополчения Ивана Мартыновича Заруцкого. Более того, Заруцкий отказался признавать даже решение Земского собора 1613 года, что результирвалось мощнейшим восстанием, которое удалось подавить только в 1614 году. Служилые люди из оккупированного шведами Новгорода вовсе не стремились массово примкнуть к земской армии, хотя имели для этого все возможности – граница интервентами никак не контролировалась.

Второе. Собственно Смута в 1612 году не закончилась. Ни 4 ноября, ни 5 ноября, ни даже в 1613 году, после восстановления царского престола. Россия продолжала тяжелейшую войну со Швецией и Речью Посполитой. Только крайне невыгодный Столбовской мир 1617 года устранил угрозу с Севера (заодно лишив Россию выхода к Балтийским волнам  на целый век). Деулинское перемирие 1618 года прекратило войну с Польшей (оставив в лапах интервентов Смоленск).

Третье. Опять про национальности и их единение. Мы обычно принимаем крайне упрощённую формулу «польские захватчики». Но это перенесение крайне враждебных отношений Польши и России в будущие времена на куда более ранний период. В числе интервентов выходцев из Польши было не так много. Думаю, не ошибусь, сказав, что меньшинство.

Если с наёмниками из Германии, Франции, Чехии вопросов не возникает – это были обычные «псы войны», хищники, сражавшиеся за деньги и ради грабежа (чем и занимались). Но нельзя забывать о тех людях, которые являлись выходцами из земель Великого княжества Литовского. Многие из них принадлежали к русскому этносу и даже были православными.

Ноябрьская перекличка

Так что теперь – ничего сегодня вообще не праздновать?

Нет, это глупо.

Во-первых, глупо отказываться от выходного.

Во-вторых, содержание в этом празднике на самом деле есть. Особенно – если рассматривать его в паре с другим праздником, расположившемся в календаре по соседству.

Тем более, что совершенно очевидно: при учреждении праздника 4 ноября явно имелась в виду и соседняя дата.

Эта дата – 7 ноября, День Октябрьской революции. Праздник, поначалу, при Ельцине ещё, кустарно переименованный в «день примирения и согласия», а в 2004-м – просто заменённый Днём народного единства. И понятно, что мыслилось 4 ноября как идеологическая альтернатива. Чтобы, значит, искоренить заразу Красного Октября из нашей истории навсегда. Ради такого дела – кто ж будет заморачиваться с точностью датировок и обоснований? Главное – чтоб «вместо» и примерно в те дни, в которые народ привык к шествиям и застольям. Авось не заметят.

Да, действительно, содержание 4 ноября от такой «приблизительности» до сих пор остаётся не понятым широкими народными массами. Да и актуальное содержание 7 ноября, между нами говоря – тоже.

И таки да — глубинное историко-культурное значение день 4 ноября действительно имеет. Причём гораздо более глубокое, чем просто «изгнание интервентов из Москвы». Но это более глубинное значение государственные начальники и рядовые граждане ни в жисть не смогут объяснить друг другу, пока сами себе его не объяснят.

…На самом деле мудрая и ироничная русская история опять посмеялась над своими переписчиками-ниспровергателями. Две ноябрьских даты (то есть октябрьских, если по старому стилю) она не зря разместила настолько рядышком. Ну вот буквально пальцем показывает.

Оба этих ноябрьских дня — есть контрапункты двух русских Смут. Да, ни освобождение Кремля в 1612-м, ни низложение «белого» Временного правительства в 1917-м Смуту не исчерпали. Но и ополченцы Минина и Пожарского, и красногвардейцы Ленина сделали в эти дни одно и то же важное дело: привели в исполнение приговор русской истории в отношении самого источника Смуты.

Причём, по странному совпадению, источник Смуты всё время кроется не в «роковом стечении обстоятельств», не в «русском бунте, бессмысленном и беспощадном» и не в «коварных происках заграничных недругов», а в банальном и логичном предательстве политического класса. Банальном — потому что не впервой, логичном — потому что никакого другого политического алгоритма, кроме национального предательства, тяга к клановой выгоде и «общечеловеческим ценностям» не предполагает, будь то «семибоярщина» XVII века, будь то национальная олигархия на пару с аристократией и генералитетом ХХ века.

А из национального предательства политического класса со всей неизбежностью следует демонтаж российского государства, Смута, национальная катастрофа. В этом пейзаже русское общество чувствует себя крайне неуютно — и приводит приговор в исполнение любыми подручными средствами.

Это первый актуальный урок одного ноября, разнесённого по времени на 300 лет.

Между этими ноябрями есть и пара важных различий.

После ноября 1612-го выход из Смуты выдался мирным и исчерпался демократическим, не побоимся этого слова, учреждением новой монархии — то есть легитимной государственной власти (хотя и не сразу). После ноября 1917-го Смута продолжила сопротивление, и выход из неё вылился в кровавую Гражданскую войну.

Лидерами ноября 1612-го были, по современной терминологии, ярко выраженные государственнические, национально-ориентированные силы. А вот лидеры Октября 1917-го придерживались, скажем так, прямо противоположной политической идеологии, официально декларируя своей целью окончательное разрушение русского государства — и с этой точки зрения большевики, строго говоря, мало чем отличались от низвергнутых ими же противников.

И? В какой степени русскую историю интересовали намерения действующих лиц?

А ни в какой.

В конечном итоге и ополченцы Минина и Пожарского, и большевики Ленина оба раза спасли на краю (а то и за краем) пропасти и впоследствии восстановили русское государство краше прежнего — независимо от каких бы то ни было первоначальных намерений и деклараций. Россия первых Романовых методично собрала русские земли и вышла на имперскую орбиту. А порождённая большевиками и обогащённая инновационными социальными моделями Красная империя выдвинулась в мировые лидеры и до сих пор остаётся вершиной нашей цивилизации.

То есть — до следующего взлёта.

Потому что такова воля русской истории — воля к живучести, самоценности и суверенитету российской цивилизации и её государства, воля к исполнению исторической миссии, на них возложенной. И против этой воли не попрёшь.

И это второй актуальный урок одного ноября, разнесённого по времени на 300 лет.

7 ноября советские люди отмечали, бесспорно, главный праздник Советского Союза — День Великой Октябрьской социалистической революции. Идеологическая основа была проста – праздновали день рождения нового государства рабочих и крестьян. И конечно, каждый школьник знал, почему День Октябрьской революции отмечается в начале ноября.

Ежегодно 7 ноября парады шли по главным площадям городов страны. За ними следовали и демонстрации трудящихся. На трибуны выходили первые лица региона, принимавшие парад и приветствовавшие трудящихся, а также студентов и школьников, которые маршировали с флагами, плакатами и транспарантами в руках…
1940 год


1955 год, Воронеж


1958 год


1987 год


День седьмого ноября –
Красный день календаря.
Посмотри в свое окно:
Все на улице красно!
1972 год, г. Кунгур


Главные торжества проходили, конечно же, на Красной площади. Но свои парады и демонстрации были в каждом областном или краевом центре СССР.
Демонстрация 7 ноября 1977 года в Воронеже (серия фото из архива Эрхарда Ройтера, студента ВГУ в 1974-79 гг,)


1967 год, 50 лет советской власти


1989 год


Гражданам Страны Советов полагалось по этому поводу два выходных дня: 7 и 8 ноября: так постановил Президиум ЦИК СССР в 1927 году, в честь первой десятилетней годовщины революции.


После официальной части переходили к праздничному застолью. Каждая хозяйка приберегала что-то из дефицитного (в зависимости от года) к такому моменту: баночку икры или венгерского горошка, крабов или просто майонеза. Собирались гости, звучали тосты, а затем песни и танцы, насколько позволяла площадь квартир и комнат.


Друзьям и родственникам было принято отправлять к 7 ноября поздравительные открытки. Среди выпускавшихся огромными тиражами почтовых картонок встречались и настоящие шедевры!


Просто удивительно, насколько разные сюжеты для этих открыток удавалось найти и изобразить художникам! И надписи тоже радуют разнообразием…


Последний военный парад на Красной площади Москвы в ознаменование годовщины Октябрьской революции состоялся в 1990 году. С 1992 года в России 8 ноября стало рабочим днем. С 1996 года вместо Годовщины Великой Октябрьской социалистической революции решено отмечать День согласия и примирения. А в 2005 году в российском календаре появляется новый праздник — День народного единства, который отмечается 4 ноября, и 7-е тоже перестает быть выходным днем.

В Музее Б.Н. Ельцина 4 и 5 ноября рассказали об предыстории Дня народного единства, которому предшествовал День согласия и примирения, появившийся 4 ноября 1996 года во многом благодаря стремлению первого российского президента Бориса Ельцина сформировать общественный консенсус.

В частности, 4 ноября прошла «полная версия» на тему «День согласия и примирения», которую провёл руководитель Архива Президентского центра Б.Н. Ельцина Дмитрий Пушмин, а 5 ноября тему развил научный сотрудник Музея Бориса Ельцина Евгений Емельянов, который провел экспресс-экскурсию на тему «За единую Россию».

01/03

Полная версия. День согласия и примирения

В ходе «полной версии», состоявшейся около витрины с историей одного экспоната, Дмитрий Пушмин напомнил слушателям о том, как российское общество мучительно искало консолидирующую идею, благодаря которой социум мог бы двигаться вперед и развиваться.

– Усилия для достижения национального примирения и согласия прилагали и первый российский президент Борис Ельцин, и Администрация президента Российской Федерации, – рассказал руководитель Архива Президентского центра Б.Н. Ельцина Дмитрий Пушмин. – Это было необходимо для того, чтобы мы перестали делить друг друга на красных и белых, победителей и проигравших, а каким-то образом, прибегая к компромиссам и не забывая о принципах Конституции, искали пути для движения вперед. Особую актуальность это приобрело после 1993 года, разгона Съезда народных депутатов и Верховного Совета. Таким образом, 28 апреля 1994 года был принят договор об общественном согласии, в подписании которого приняли участие представители фактически всего политического спектра.

Далее Дмитрий Пушмин рассказал о выступлении Бориса Ельцина на Ассамблее гражданского согласия 28 апреля 1994 года.

– «У нас разные убеждения и взгляды на то, какой должна быть Россия, – процитировал выступление Бориса Ельцина Дмитрий Пушмин. – Но есть одна самая важная цель, которая сумела объединить нас, – обеспечение в России гражданского мира, что самое важное сегодня. Сменились несколько поколений людей, почти не осталось тех, кто пережили трагедию Гражданской войны. Но все это время примирения не было, а значит, в нашем народе и государстве оставалась глубокая рана. Нам выпал исторический шанс начать процесс примирения и восстановления согласия в нашей стране. Сделать это будет нелегко. Противостояние живет в наших душах».

01/03

Полная версия. День согласия и примирения

В 1996 году, после того, как президент РФ Борис Ельцин перенес операцию на сердце, он издал Указ от 07.11.1996 №1537, представленный в витрине «Истории одного экспоната» Музея Бориса Ельцина. Как отметил Дмитрий Пушмин, не все конструктивно восприняли идею инициировать 7 ноября вместо Дня Октябрьской социалистической революции празднование акта гражданского примирения. Были люди, которые относились к идее консолидации общества негативно; были и те, кто восприняли ее с одобрением. Общество нуждалось в выработке примирительной позиции по отношению прежде всего к поворотным датам, когда страна стояла на грани гражданской войны, то есть к 1917 и к 1993 годам. Эта позиция, как уточнил спикер, не предполагала соглашательства или забвения, а означала понимание.

Указ Президента от 7 ноября 1996 года № 1537 «О Дне согласия и примирения»

– В 1997 году Ельцин издал «Указ о возведении памятника россиянам, погибшим в годы Гражданской войны», который не сооружен до сих пор, – напомнил Дмитрий Пушмин хронологию. – Этот и другие документы есть в нашей коллекции и составляют одну из главных ее частей. Далее, в 1994 году был подписан договор об общественном согласии, проведена Ассамблея гражданского согласия. Спустя год появилась еще одна памятная дата: федеральный закон от 13. 03. 1995 года № 32-ФЗ «О днях воинской славы и памятных датах России», согласно которому, 4 ноября стал считаться днем освобождения Москвы от польско-литовских интервентов.

Федеральный закон от 13 марта 1995 года № 32-ФЗ «О днях воинской славы (победных днях) России»

01/05

Полная версия. День согласия и примирения

Дмитрий Пушмин напомнил также о разнице между григорианским и юлианским календарями, которая составляет 13 дней.

– Датой освобождения Российской империи от иноземцев считалось 22 октября, – отметил Дмитрий Пушмин и привел в качестве примера цитату из «Нового летописца». – В 2004 году фракция «Единая Россия» и президент Российской Федерации выступили с инициативой перенести праздник с 7 на 4 ноября и дать ему новое название – День народного единства. Также в 2004 году общество достигло и символического согласия.

Кроме того, Дмитрий Пушмин привел в качестве иллюстрации опрос ВЦИОМ, фиксирующий отношение людей к празднику по состоянию на 1999 год.

– Многие люди, вне зависимости от возраста, профессии и образования, считали праздник 7 ноября днем Октябрьской социалистической революции, что же касается нового праздника 4 ноября, то он «прижился» в календаре, при этом доля людей, которые его признают, растет, – сказал Дмитрий Пушмин. – В 2016 году ВЦИОМ провел опрос, в ходе которого был задан вопрос, есть ли в России народное единство. По результатам опроса, 12 процентов респондентов затруднились ответить, 44 процента сказали, что народное единство, скорее, есть, чем нет; а 44 – сочли, что, вероятнее всего, единство в обществе отсутствует в принципе.

В финале встречи Дмитрий Пушмин продемонстрировал на планшете видеозапись с обращением, произнесенным Борисом Ельциным.

5 ноября прошла «полная версия» Евгения Емельянова «За единую Россию», в ходе которой Емельянов рассказал о плакате «За единую Россию» времен Гражданской войны.

Полная версия. «За единую Россию»

– Лозунг «За единую Россию» в годы Гражданской войны означал борьбу за территориальную целостность страны, – пояснил Евгений Емельянов. – Сама идея единой и неделимой России появилась в XIX веке и была связана с обострением противоречий на окраинах империи. Тогда одним из основных вопросов был польский вопрос. В XVIII веке Польское государство прекратило свое существование, его территория была поделена между Россией, Австрией и Пруссией. При этом к России отошли территории Западной Украины и Белоруссии, которые в то время считались западнорусскими землями, а украинцы и белорусы – частями большого триединого русского народа. Поляки не смирились с потерей независимости и неоднократно восставали. Очередное польское восстание началось 1863 году, его участники боролись за воссоединение единой Польши в масштабах Речи Посполитой. Как и предыдущие, это восстание потерпело поражение. После подавления польского восстания 1863 года киевский историк Михаил Юзефович, противник польского и украинского национальных движений, выступил с инициативой установки в Киеве памятника гетману Богдану Хмельницкому, чье имя олицетворяло единство западно-русских земель и России. Большая часть замысла осталась нереализованной.

После подавления восстания 1863 года польский вопрос надолго ушел с политической сцены российской империи. Одновременно социалисты выступили за превращение России в федерацию самоуправляемых областей.

– Страну охватили забастовки и демонстрации, началась волна террористических актов, вспыхнули восстания на флоте, – продолжил Евгений Емельянов. – В этой ситуации правительство пошло на реформы. В 1906 году была издана новая редакция основных государственных законов Российской империи, ставшая фактически первой российской Конституцией. Первая статья документа гласила, что российское государство едино и неделимо. Началось формирование либеральных монархических партий.

01/06

Полная версия. «За единую Россию»

Далее Емельянов подробно рассказал о позиции разных политических партий.

– Идея единой и неделимой России объединяла всех лидеров белого движения и стала главной позитивной идеей белогвардейцев, – отметил Евгений Емельянов. – Ее сторонниками были Деникин, Юденич и адмирал Колчак. Наиболее последовательную поддержку идее единой и неделимой России оказал генерал Деникин, возглавлявший Добровольческую армию, которая в 1919 году стала частью вооруженных сил юга России.

К слову, название «Единая Россия», как рассказал Емельянов, получил и самый мощный бронепоезд армии Деникина, который сыграл большую роль при штурме Царицына.

– Тогда же одним из художников, скрывавшимся под псевдонимом В.З., был создан плакат «За единую Россию», фрагмент которого мы видим в нашей экспозиции, – продолжил Евгений Емельянов. – Нижняя часть, скрывавшая имя художника, была обрезана. На плакате был изображен богатырь, который борется со злобным драконом большевизма. Использование змееборческих мотивов восходит к религии и фольклору, а также образу святого Георгия Победоносца. Обозначение Москвы как сердца России дословно повторяло пассаж из московской директивы Деникина. Однако Деникинское наступление на Москву потерпело полный провал. В ноябре 1919 Красная армия перешла в контрнаступление, вооруженные силы Юга России отступили в сторону юга, Дона и Кубани. В ноябре 1920 года остатки Деникинской армии с большими потерями эвакуировались из Новороссийска в Крым. В апреле того же года после новороссийской катастрофы генерал Деникин подал в отставку, передал командование армией Врангелю и отбыл в эмиграцию. Белогвардейцы на юге России во главе с Врангелем пробыли в Крыму до осени 1920 года. Но силы были неравны, в ноябре 1920 года Красная армия прорвала остатки врангелевской армии на перекопском перешейке и овладела Крымом, оставшиеся ее части эвакуировались в Стамбул. Последние белые правительства были ликвидированы в 1920–1922 годах. Деникинское наступление на Москву провалилось. У поражения Белой армии было много причин, но одной из них стала неспособность лидеров белых армий к компромиссам с национальными движениями. В 1991 году слова «советская» и «социалистическая» исчезли из названия России, и РСФСР превратилась в Российскую Федерацию. Вообще же государство является единым и прочным, когда в нем учитываются интересы всех его граждан, – подытожил Евгений Емельянов.

Ближайшая «полная версия» будет посвящена «Чайке» и ЗИЛу — автомобилях, на которых ездил Борис Ельцин.

Все мероприятия Музея Б.Н. Ельцина — в разделе «Афиша».

https://ria.ru/20131107/974209222.html

Выходные и праздники, которые мы потеряли

Выходные и праздники, которые мы потеряли — РИА Новости, 07.11.2013

Выходные и праздники, которые мы потеряли

7 ноября в России отмечается памятная дата — День Октябрьской революции 1917 года.

2013-11-07T11:45

2013-11-07T11:45

2013-11-07T11:48

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn21.img.ria.ru/images/sharing/article/974209222.jpg?1917841381383810499

ссср

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2013

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

справки, ссср, влксм

11:45 07.11.2013 (обновлено: 11:48 07.11.2013)

Выходные и праздники, которые мы потеряли

7 ноября в России отмечается памятная дата — День Октябрьской революции 1917 года.

Если бы на календаре был не 2013 год, а, допустим, 1983-й, то 7 ноября россияне не пошли бы на работу. Впрочем, дома остаться смогли бы тоже не все.

Прежде чем заняться своими делами, некоторым пришлось бы отправиться на митинг с флагами и транспарантами, славящими руководящую роль партии и величие Октябрьской революции.

Празднование дня годовщины Октябрьской революции 7 ноября было установлено 16 сентября 1918 года по предложению Якова Свердлова. Этому празднику придавали столь большое значение, что в первые советские годы даже поступали предложения начинать отсчет нового года с 7 ноября. Со 2 декабря 1918 года «День Пролетарской революции» 7 ноября был установлен Советом народных комиссаров как праздничный выходной день.

В 1927 году в честь 10-летия революции, народу были «подарен» дополнительный праздничный день — 8 ноября. Второй выходной день 8 ноября праздновался до 1992 года. Указом от 7 ноября 1996 года президент России Борис Ельцин дал годовщине Октябрьской революции новое имя — День согласия и примирения, а вступивший в силу с 1 января 2005 года федеральный закон «О внесении изменений в статью 112 Трудового кодекса Российской Федерации» упразднил выходные праздничные дни 7 ноября — годовщину Октябрьской революции.

Среди первых советских праздников, установленных советской властью с 1918 года, был 1 мая. Этот день был закреплен в Кодексе законов о труде и назывался День Интернационала. В 1928 году Дней Интернационала стало два — 1 и 2 мая. В 1970 году первомайские праздники назвали Днями международной солидарности трудящихся, а в 1992 году переименовали в Праздник весны и труда, снизив тем самым его политический градус. Двенадцать лет назад 2 мая стало рабочим днем, Праздником весны и труда остался только один день — 1 мая.

Опять таки, если бы на календаре был не 2013-й и даже не 1983-й, а 1993-й год, то до его конца россиян ждал бы еще один дополнительный выходной — 12 декабря, День Конституции РФ. Этот день был выходным в течение 12 лет — с 1993 года до 2005 года. А ранее, до распада Советского Союза, нерабочим днем являлся День Конституции СССР 7 октября. Этот день праздновался в 1977-1991 годах в период действия Конституции СССР.

Вместе с Советским Союзом исчезли еще два праздника — День пионерии и День рождения комсомола. Они не были выходными, но и рабочими в полном смысле этого слова для пионерских и комсомольских освобожденных работников эти дни тоже не были.

19 мая, в День пионерии устраивались различного рода сборы, концерты, награждения, пионерские парады; если позволяла погода, школьники и пионервожатые отправлялись в походы. В школах проводились «Ленинские уроки», подводились итоги в соревновании между звеньями, отрядами и дружинами в успеваемости, в сборе металлолома, макулатуры и т. п. Вечером пионерские работники организовывали для школьников и менее формальные гуляния с традиционным «пионерским костром».

29 октября, День рождения комсомола, был праздником для тех, кому «за 14». Формально комсомольский возраст заканчивался в 28 лет, но среди сотрудников многочисленных обкомов, райкомов и горкомов было много тех, кто перешагнул этот рубеж. 29 октября комсомольские работники, как правило, проводили выездные мероприятия, во время которых не только отчитывались о своих успехах, но и эти самые успехи отмечали. Кстати, традицию собираться и вспоминать «былое» многие бойцы комсомольского фронты сохранили и после того, как в сентября 1991 года XXII Чрезвычайный съезд ВЛКСМ объявил историческую роль комсомола исчерпанной и распустил организацию.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Как проходили ноябрьские праздники в СССР

Автор:

05 ноября 2016 12:22

7 ноября советские люди отмечали, бесспорно, главный праздник Советского Союза — День Великой Октябрьской социалистической революции. Идеологическая основа была проста – праздновали день рождения нового государства рабочих и крестьян. И конечно, каждый школьник знал, почему День Октябрьской революции отмечается в начале ноября.

Как проходили ноябрьские праздники в СССР

Источник:

Ежегодно 7 ноября парады шли по главным площадям городов страны. За ними следовали и демонстрации трудящихся. На трибуны выходили первые лица региона, принимавшие парад и приветствовавшие трудящихся, а также студентов и школьников, которые маршировали с флагами, плакатами и транспарантами в руках…

1940 год

1940 год

Источник:

1955 год, Воронеж

1955 год, Воронеж

Источник:

1958 год

1958 год

Источник:

Как проходили ноябрьские праздники в СССР

Источник:

1987 год

1987 год

Источник:

Как проходили ноябрьские праздники в СССР

Источник:

День седьмого ноября –
Красный день календаря.
Посмотри в свое окно:
Все на улице красно!

1972 год, г. Кунгур

1972 год, г. Кунгур

Источник:

Как проходили ноябрьские праздники в СССР

Источник:

Как проходили ноябрьские праздники в СССР

Источник:

Как проходили ноябрьские праздники в СССР

Источник:

Как проходили ноябрьские праздники в СССР

Источник:

Главные торжества проходили, конечно же, на Красной площади. Но свои парады и демонстрации были в каждом областном или краевом центре СССР.

Демонстрация 7 ноября 1977 года в Воронеже (серия фото из архива Эрхарда Ройтера, студента ВГУ в 1974-79 гг,)

Демонстрация 7 ноября 1977 года в Воронеже (серия фото из архива Эрхарда Ройтера, студента ВГУ в 1974-79 гг,)

Источник:

Как проходили ноябрьские праздники в СССР

Источник:

Как проходили ноябрьские праздники в СССР

Источник:

Как проходили ноябрьские праздники в СССР

Источник:

Как проходили ноябрьские праздники в СССР

Источник:

Как проходили ноябрьские праздники в СССР

Источник:

Как проходили ноябрьские праздники в СССР

Источник:

Как проходили ноябрьские праздники в СССР

Источник:

Как проходили ноябрьские праздники в СССР

Источник:

1967 год, 50 лет советской власти

1967 год, 50 лет советской власти

Источник:

Как проходили ноябрьские праздники в СССР

Источник:

Как проходили ноябрьские праздники в СССР

Источник:

Как проходили ноябрьские праздники в СССР

Источник:

1989 год

1989 год

Источник:

Как проходили ноябрьские праздники в СССР

Источник:

Как проходили ноябрьские праздники в СССР

Источник:

Гражданам Страны Советов полагалось по этому поводу два выходных дня: 7 и 8 ноября: так постановил Президиум ЦИК СССР в 1927 году, в честь первой десятилетней годовщины революции.

Как проходили ноябрьские праздники в СССР

Источник:

После официальной части переходили к праздничному застолью. Каждая хозяйка приберегала что-то из дефицитного (в зависимости от года) к такому моменту: баночку икры или венгерского горошка, крабов или просто майонеза. Собирались гости, звучали тосты, а затем песни и танцы, насколько позволяла площадь квартир и комнат.

Как проходили ноябрьские праздники в СССР

Источник:

Как проходили ноябрьские праздники в СССР

Источник:

Как проходили ноябрьские праздники в СССР

Источник:

Друзьям и родственникам было принято отправлять к 7 ноября поздравительные открытки. Среди выпускавшихся огромными тиражами почтовых картонок встречались и настоящие шедевры!

Как проходили ноябрьские праздники в СССР

Источник:

Как проходили ноябрьские праздники в СССР

Источник:

Как проходили ноябрьские праздники в СССР

Источник:

Как проходили ноябрьские праздники в СССР

Источник:

Как проходили ноябрьские праздники в СССР

Источник:

Как проходили ноябрьские праздники в СССР

Источник:

Как проходили ноябрьские праздники в СССР

Источник:

Как проходили ноябрьские праздники в СССР

Источник:

Как проходили ноябрьские праздники в СССР

Источник:

Как проходили ноябрьские праздники в СССР

Источник:

Как проходили ноябрьские праздники в СССР

Источник:

Как проходили ноябрьские праздники в СССР

Источник:

Просто удивительно, насколько разные сюжеты для этих открыток удавалось найти и изобразить художникам! И надписи тоже радуют разнообразием…

Как проходили ноябрьские праздники в СССР

Источник:

Как проходили ноябрьские праздники в СССР

Источник:

Как проходили ноябрьские праздники в СССР

Источник:

Как проходили ноябрьские праздники в СССР

Источник:

Как проходили ноябрьские праздники в СССР

Источник:

Как проходили ноябрьские праздники в СССР

Источник:

Как проходили ноябрьские праздники в СССР

Источник:

Как проходили ноябрьские праздники в СССР

Источник:

Как проходили ноябрьские праздники в СССР

Источник:

Последний военный парад на Красной площади Москвы в ознаменование годовщины Октябрьской революции состоялся в 1990 году. С 1992 года в России 8 ноября стало рабочим днем. С 1996 года вместо Годовщины Великой Октябрьской социалистической революции решено отмечать День согласия и примирения. А в 2005 году в российском календаре появляется новый праздник — День народного единства, который отмечается 4 ноября, и 7-е тоже перестает быть выходным днем.

Источник:

Ссылки по теме:

Новости партнёров

реклама

Реставрацию памятника Минину и Пожарскому в Москве завершили к празднику

Поделиться

4 ноября в России ежегодно отмечается День народного единства. Праздник был учрежден в 2004 году, но до сих пор не все знают, что именно отмечается в этот день.

Что произошло 4 ноября и почему это важная дата для нашей страны? Мы собрали несколько фактов об истории Дня народного единства.

Что произошло в этот день?

4 ноября (22 октября по старому стилю) 1612 года народное ополчение во главе с земским старостой Кузьмой Мининым и князем Дмитрием Пожарским освободило Москву от польских интервентов. Тем самым был положен конец Смутному времени — периоду в истории России от смерти Ивана Грозного до того, как престол занял Михаил Федорович Романов — первый из царской династии.

В период смуты Россия переживала тяжелый кризис: государство практически распалось, а борьбу за трон, кроме истинных наследников, вели самозванцы, которые довели страну до состояния гражданской войны, а позже втянули ее в русско-польскую войну. День освобождения от польских захватчиков, когда народное ополчение взяло штурмом Китай-город, и празднуется каждый год 4 ноября.

Свое название День народного единства получил благодаря тому, что история народного ополчения — это яркий пример того, на что способны россияне, объединившиеся для общей цели.

Наряду с российским флагом символом Дня народного единства стали образы Минина и Пожарского. Их роль в освобождении Москвы нельзя недооценить.

Нижегородский земский староста Кузьма Минин создал народное ополчение, призвав москвичей дать отпор врагу. На его зов собралось огромное по тем временам войско — более 10 тысяч человек. Воеводой был избран новгородский князь Дмитрий Пожарский, а Минин стал его помощником и казначеем.

В 1818 году по указу императора Александра I на Красной площади был установлен памятник «Гражданину Минину и князю Пожарскому» работы скульптора Ивана Мартоса. С 2020 года памятник реставрировали, и сейчас, наконец, его снова можно увидеть.

Фото: Дмитрий Толстошеев / MSK1.RU

Поделиться

В 1613 году царь Михаил Федорович постановил праздновать 4 ноября День очищения Москвы от польских интервентов. В 1649 году по указу царя Алексея Михайловича дата была объявлена церковно-государственным праздником — в этот день также чествуют икону Казанской Божией матери.

В советские годы 4 ноября не отмечалось и не было выходным. Праздничным днем считалось 7 ноября — День Великой Октябрьской социалистической революции.

В 1996 году праздник переименовали в День примирения и согласия. В сентябре 2004 года Межрелигиозный совет России предложил сделать 4 ноября праздничным днем и отмечать его как День народного единства. Госдума поддержала инициативу. Этот день стал выходным вместо 7 ноября, который получил статус памятной даты.

В России 4 ноября 2023 года отмечается День народного единства. Праздник является одним из самых молодых в новейшей истории РФ, его справляют с 2005 года, однако история знаменательной даты начинается с XVII века, с освобождения Москвы от польских войск. Об истории, традициях и значении Дня народного единства читайте в материале «Известий».

Выходные в ноябре 2023: как отдыхаем

День народного единства — государственный праздник. Такой статус подразумевает в том числе предоставление дополнительного выходного гражданам.

В 2023 году знаменательный день приходится на субботу. По этой причине отдыхать россияне будут еще и в понедельник. Получится три выходных подряд — с 4 по 6 ноября включительно. На работу и учебу — во вторник, 7 ноября.

День народного единства 2023: история праздника

Знаменательный день связан с окончанием Смутного времени на Руси после освобождения Москвы народным ополчением под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского от польско-литовских интервентов 4 ноября 1612 года. Годовщина подвига русских воинов ежегодно отмечалась до событий 1917 года. Октябрьская революция и ее последствия вычеркнули праздник из календаря.

На постсоветском пространстве в течении 86 лет существовал выходной день по случаю годовщины Октябрьской революции 1917 года. Он приходился на 7 ноября. К старым традициям вернулись в 2004 году, когда Госдума приняла поправки в закон «О днях воинской славы», учредив День народного единства. Выходной день перенесли на 4 ноября. Праздник установлен указом президента РФ Владимира Путина.

День народного единства в 2023: традиции праздника 4 ноября

Основная цель знаменательной даты — объединить всех жителей России вне зависимости от социального статуса, религиозных взглядов или национальной принадлежности. В этот день организовываются массовые мероприятия с салютами и фейерверками на центральных площадях российских городов.

В ходе торжества политические партии устраивают праздничные митинги и шествия в память о погибших при освобождении Москвы воинах. Также проходят ярмарки ремесел, праздничные выставки, развлекательные программы для граждан всех возрастов. Организуются благотворительные акции, проводится сбор вещей, игрушек и средств для детских домов и интернатов. Можно встретить и пункты бесплатной раздачи угощений и напитков. К вечеру на площадях начинаются концерты с участием артистов эстрады и танцевальных коллективов.

В Москве празднования знаменательного дня традиционно начинаются с шествий по городу и возложений цветов к памятнику Минину и Пожарскому. На Красной площади президент выступает с торжественной речью, представляет к государственным наградам отличившихся граждан.

Особое значение Дню народного единства придают в Нижнем Новгороде — родном городе Кузьмы Минина и месте начала пути ополчения. В 2005 году на площади Народного единства был установлен памятник Минину и Пожарскому, являющийся уменьшенной копией московского монумента.

Подробнее в материале «Известий» — история главного праздника Российской державы.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Новогодняя ночь семейный праздник
  • Новогодняя ностальгия сценарий
  • Новогодняя мозаика сценарий
  • Новогодняя литературная гостиная сценарий
  • Новогодняя кутерьма сценарий