Ноябрьский праздник ссср

7 ноября советские люди отмечали, бесспорно, главный праздник Советского Союза — День Великой Октябрьской социалистической революции. Идеологическая основа была проста – праздновали день рождения нового государства рабочих и крестьян. И конечно, каждый школьник знал, почему День Октябрьской революции отмечается в начале ноября.

7 ноября советские люди отмечали, бесспорно, главный праздник Советского Союза — День Великой Октябрьской социалистической революции. Идеологическая основа была проста – праздновали день рождения нового государства рабочих и крестьян. И конечно, каждый школьник знал, почему День Октябрьской революции отмечается в начале ноября.

Ежегодно 7 ноября парады шли по главным площадям городов страны. За ними следовали и демонстрации трудящихся. На трибуны выходили первые лица региона, принимавшие парад и приветствовавшие трудящихся, а также студентов и школьников, которые маршировали с флагами, плакатами и транспарантами в руках…
1940 год


1955 год, Воронеж


1958 год


1987 год


День седьмого ноября –
Красный день календаря.
Посмотри в свое окно:
Все на улице красно!
1972 год, г. Кунгур


Главные торжества проходили, конечно же, на Красной площади. Но свои парады и демонстрации были в каждом областном или краевом центре СССР.
Демонстрация 7 ноября 1977 года в Воронеже (серия фото из архива Эрхарда Ройтера, студента ВГУ в 1974-79 гг,)


1967 год, 50 лет советской власти


1989 год


Гражданам Страны Советов полагалось по этому поводу два выходных дня: 7 и 8 ноября: так постановил Президиум ЦИК СССР в 1927 году, в честь первой десятилетней годовщины революции.


После официальной части переходили к праздничному застолью. Каждая хозяйка приберегала что-то из дефицитного (в зависимости от года) к такому моменту: баночку икры или венгерского горошка, крабов или просто майонеза. Собирались гости, звучали тосты, а затем песни и танцы, насколько позволяла площадь квартир и комнат.


Друзьям и родственникам было принято отправлять к 7 ноября поздравительные открытки. Среди выпускавшихся огромными тиражами почтовых картонок встречались и настоящие шедевры!


Просто удивительно, насколько разные сюжеты для этих открыток удавалось найти и изобразить художникам! И надписи тоже радуют разнообразием…


Последний военный парад на Красной площади Москвы в ознаменование годовщины Октябрьской революции состоялся в 1990 году. С 1992 года в России 8 ноября стало рабочим днем. С 1996 года вместо Годовщины Великой Октябрьской социалистической революции решено отмечать День согласия и примирения. А в 2005 году в российском календаре появляется новый праздник — День народного единства, который отмечается 4 ноября, и 7-е тоже перестает быть выходным днем.

Как проходили ноябрьские праздники в СССР

6 лет назад · 31991 просмотров

7 ноября советские люди отмечали, бесспорно, главный праздник Советского Союза — День Великой Октябрьской социалистической революции. Идеологическая основа была проста – праздновали день рождения нового государства рабочих и крестьян. И конечно, каждый школьник знал, почему День Октябрьской революции отмечается в начале ноября.

Как проходили ноябрьские праздники в СССР

Источник:

Ежегодно 7 ноября парады шли по главным площадям городов страны. За ними следовали и демонстрации трудящихся. На трибуны выходили первые лица региона, принимавшие парад и приветствовавшие трудящихся, а также студентов и школьников, которые маршировали с флагами, плакатами и транспарантами в руках…

1940 год

1940 год

Источник:

1955 год, Воронеж

1955 год, Воронеж

Источник:

1958 год

1958 год

Источник:

Как проходили ноябрьские праздники в СССР

Источник:

1987 год

1987 год

Источник:

Как проходили ноябрьские праздники в СССР

Источник:

День седьмого ноября –
Красный день календаря.
Посмотри в свое окно:
Все на улице красно!

1972 год, г. Кунгур

1972 год, г. Кунгур

Источник:

Как проходили ноябрьские праздники в СССР

Источник:

Как проходили ноябрьские праздники в СССР

Источник:

Как проходили ноябрьские праздники в СССР

Источник:

Как проходили ноябрьские праздники в СССР

Источник:

Главные торжества проходили, конечно же, на Красной площади. Но свои парады и демонстрации были в каждом областном или краевом центре СССР.

Демонстрация 7 ноября 1977 года в Воронеже (серия фото из архива Эрхарда Ройтера, студента ВГУ в 1974-79 гг,)

Демонстрация 7 ноября 1977 года в Воронеже (серия фото из архива Эрхарда Ройтера, студента ВГУ в 1974-79 гг,)

Источник:

Как проходили ноябрьские праздники в СССР

Источник:

Как проходили ноябрьские праздники в СССР

Источник:

Как проходили ноябрьские праздники в СССР

Источник:

Как проходили ноябрьские праздники в СССР

Источник:

Как проходили ноябрьские праздники в СССР

Источник:

Как проходили ноябрьские праздники в СССР

Источник:

Как проходили ноябрьские праздники в СССР

Источник:

Как проходили ноябрьские праздники в СССР

Источник:

1967 год, 50 лет советской власти

1967 год, 50 лет советской власти

Источник:

Как проходили ноябрьские праздники в СССР

Источник:

Как проходили ноябрьские праздники в СССР

Источник:

Как проходили ноябрьские праздники в СССР

Источник:

1989 год

1989 год

Источник:

Как проходили ноябрьские праздники в СССР

Источник:

Как проходили ноябрьские праздники в СССР

Источник:

Гражданам Страны Советов полагалось по этому поводу два выходных дня: 7 и 8 ноября: так постановил Президиум ЦИК СССР в 1927 году, в честь первой десятилетней годовщины революции.

Как проходили ноябрьские праздники в СССР

Источник:

После официальной части переходили к праздничному застолью. Каждая хозяйка приберегала что-то из дефицитного (в зависимости от года) к такому моменту: баночку икры или венгерского горошка, крабов или просто майонеза. Собирались гости, звучали тосты, а затем песни и танцы, насколько позволяла площадь квартир и комнат.

Как проходили ноябрьские праздники в СССР

Источник:

Как проходили ноябрьские праздники в СССР

Источник:

Как проходили ноябрьские праздники в СССР

Источник:

Друзьям и родственникам было принято отправлять к 7 ноября поздравительные открытки. Среди выпускавшихся огромными тиражами почтовых картонок встречались и настоящие шедевры!

Как проходили ноябрьские праздники в СССР

Источник:

Как проходили ноябрьские праздники в СССР

Источник:

Как проходили ноябрьские праздники в СССР

Источник:

Как проходили ноябрьские праздники в СССР

Источник:

Как проходили ноябрьские праздники в СССР

Источник:

Как проходили ноябрьские праздники в СССР

Источник:

Как проходили ноябрьские праздники в СССР

Источник:

Как проходили ноябрьские праздники в СССР

Источник:

Как проходили ноябрьские праздники в СССР

Источник:

Как проходили ноябрьские праздники в СССР

Источник:

Как проходили ноябрьские праздники в СССР

Источник:

Как проходили ноябрьские праздники в СССР

Источник:

Просто удивительно, насколько разные сюжеты для этих открыток удавалось найти и изобразить художникам! И надписи тоже радуют разнообразием…

Как проходили ноябрьские праздники в СССР

Источник:

Как проходили ноябрьские праздники в СССР

Источник:

Как проходили ноябрьские праздники в СССР

Источник:

Как проходили ноябрьские праздники в СССР

Источник:

Как проходили ноябрьские праздники в СССР

Источник:

Как проходили ноябрьские праздники в СССР

Источник:

Как проходили ноябрьские праздники в СССР

Источник:

Как проходили ноябрьские праздники в СССР

Источник:

Как проходили ноябрьские праздники в СССР

Источник:

Последний военный парад на Красной площади Москвы в ознаменование годовщины Октябрьской революции состоялся в 1990 году. С 1992 года в России 8 ноября стало рабочим днем. С 1996 года вместо Годовщины Великой Октябрьской социалистической революции решено отмечать День согласия и примирения. А в 2005 году в российском календаре появляется новый праздник — День народного единства, который отмечается 4 ноября, и 7-е тоже перестает быть выходным днем.

Источник:

Инициативу учредить 4 ноября День народного единства выдвинул в сентябре 2004 года Межрелигиозный Совет России Её поддержали патриарх Московский и Всея Руси Алексий II, а потом и партия «Единая Росси» в лице Валерия Николаевича Богомолова, тогдашнего заместителя руководителя думской фракции.

А что, собственно, мы празднуем?

Валерий Богомолов говорил в интервью РИА «Новости», что «в 1612 году Россия освободилась от польских захватчиков, закончились „времена смуты“».

Святейший выразился не менее точно: «Этот день напоминает нам, как в 1612 году россияне разных вер и национальностей преодолели разделение, превозмогли грозного недруга и привели страну к стабильному гражданскому миру».

В пояснении к проекту закона написано: «4 ноября 1612 г. воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплочённости всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе».

А ещё 4 ноября Русская Православная церковь отмечает день Казанской иконы во имя Божьей Матери.

К сожалению, если с Казанской Богоматерью всё понятно, то три вышеприведённых высказывания, включая официальную формулировку, страдают некоторыми неточностями.

Давайте разбираться.

Откуда что взялось. Начало.

Чтобы избавиться от польских интервентов, надо было их сперва к нам как-то заполучить. А заполучили мы этот сомнительный бонус в годы Смутного времени.

Смута – это далеко не только поляки. С поляками, а точнее, с Речью Посполитой (это важная оговорка, запомним её), Русь/Московия/Россия «бодалась» давно – за право стать главной русской державой, то есть собственно Россией – и, в общем, на равных. Поляки, точнее, и поляки тоже (да и вообще их тогда «литвой» по-русски звали, если уж на то пошло) были нормальным «партнёром по политическому процессу» и большой проблемы сами по себе не представляли. Настоящей Большой Проблемой они стали из-за огромного комплекса внутренних противоречий внутри самого Московского царства: от экономики до политики и климатических сдвигов.

Началось всё с того, что малолетний сын Ивана IV Грозного Дмитрий Иоаннович, погиб в Угличе. История сия, произошедшая 15 (25) мая 1591 года, по сей день остаётся крайне мутной. Факт в том, что восьмилетний царевич умер, породив двадцать два года чудовищного нестроения в стране.

В 1598 году скончался старший наследник Грозного – царь Фёдор Иоаннович. Детей мужеского пола после него не осталось, что положило конец семивековой династии Рюриковичей по прямой линии.

Царский трон занял могущественный временщик Борис Годунов. Не являясь Рюриковичем, он принялся активно упрочивать собственное положение массовыми политическими репрессиями, что не добавило «мира божия» в стране.

А.К. Толстой в шутку писал:

Борис же, царский шурин, Не в шутку был умён, Брюнет, лицом недурен, И сел на царский трон. При нём пошло всё гладко, Не стало прежних зол, Чуть-чуть было порядка В земле он не завёл.

Однако порядка Годунов действительно завести не смог. До порядка было куда дальше, чем в последние годы царствования Ивана Грозного. Усугубилось положение по причине, от человеческой воли не зависящей: «вулканическая зима» 1601 года, вызванная извержением перуанского Уайнапутина, породила Великий голод, длившийся три года.

В состоянии крайней политической нестабильности голод был фактором крайнего риска. Ничего удивительного, что в Речи Посполитой объявился Самозванец, выдававший себя за чудом выжившего царевича Дмитрия.

Польские магнаты Юрий Мнишек, Адам и Казимир Вишневецкие, Лев Сапега обеспечили поддержку самозванца королём Сигизмундом III. Началась «частная» война, окончившаяся свержением и смертью Годунова и воцарением Лжедмитрия, чьё имя стало синонимом гражданской войны на многие века. Правление Самозванца лишь усугубило внутренние противоречия в стране. Наёмники и покровители из Речи Посполитой стали дополнительным фактором дестабилизации, преследуя в чужом государстве собственные корыстные интересы.

В итоге народ не выдержал. В 1606 году Лжедмитрия убили, а новый царь Василий Шуйский (тоже «немного Рюрикович»), сослал большинство его польских «друзей» в ссылки и заточения.

Но ничего не закончилось.

Откуда что взялось. Продолжение

В 1607 году объявился новый самозванец – Лжедмитрий II. Вокруг него собрались вполне значительные силы. Ему удалось взять под контроль большую часть страны и осадить Москву, встав лагерем в Тушине. «Тушинский вор» оказался для народа ещё страшнее первого издания Лжедмитрия. Тяжесть реквизиций, прямые грабежи и бесчинства тушинцев обрушились на истерзанное государство.

Точкой сопротивления стал Новгород, где собирались войска М.В. Скопина-Шуйского. Собственно северные дворяне и бояре, стрельцы, а также все недовольные политикой «Тушинского вора», стекались под его знамёна. Весомой гирей на весах оказался корпус Якоба Делагарди – шведские солдаты, переданные Скопину-Шуйскому по договору с королём Карлом IX Вазой.

Блестящие победы русско-шведского войска крайне обеспокоили Сигизмунда III – врага Швеции. Он решился на прямую интервенцию, вторгся на территорию России, взяв в блокаду Смоленск – давнее яблоко раздора между Москвой и Польшей (точнее, Речью Посполитой). Лжедмитрий II сбежал в Калугу, и в стране образовались три точки политического фокуса: Смоленск с Сигизмундом III, Москва с Василием Шуйским, Калуга с тушинцами.

Однако великий военачальник Скопин-Шуйский умер, наёмники Делагарди взбунтовались из-за невыплаты жалования, и корпус польского гетмана Станислава Жолкевского разбил правительственную армию 24 июня 1610 года при Клушино. Результаты были плачевные. Остатки разбитого войска устремились к Москве, где началось восстание. Василий IV Шуйский был свергнут. На столицу пошли воска тушинцев из Калуги и Речи Посполитой – из Можайска.

Последним удалось занять Москву под предлогом обороны столицы от Самозванца. Началось вынужденное сближение России и Речи Посполитой, что оказалось поводом для разрыва русско-шведского договора. Недавний союзник Делагарди захватил Новгород. В Москве же номинальная власть боярской думы фактически была узурпирована ставленником Речи Посполитой Александром Корвином-Гонсевским.

Сигизмунд III, осаждая неприступный Смоленск, вёл переговоры о принятии в Москве своего сына – Владислава. В августе 1610 года было достигнуто соглашение: королевич Владислав становится русским царём при условии принятия православия. Польско-литовские войска должны покинуть пределы страны, восстановив территориальный статус-кво. Однако Сигизмунд фактически саботировал договор, намереваясь взять всю полноту власти в разваливающемся государстве.

Развязка

Реакция оказалась неизбежной. Значительная часть страны, осознав угрозу прямого завоевания, отказалась подчиняться «прелживому договору». В Рязани и Пронске поднялась волна восстания под руководством Прокопия Ляпунова, вылившееся в Первое Ополчение, которое блокировало интервентов в Москве.

Однако ни финансовых, ни военных средств, ни подлинного авторитета вожди ополчения не имели. Более того, не было между ними и внутреннего единства. Поставить точку в военном противостоянии они не могли, ограничившись пассивным «сидением» под Москвой. Летом 1611 года после беспрецедентно долгой осады пал Смоленск. В рядах Первого ополчения началось брожение – его ряды покинул Иван Заруцкий.

К осени 1611 года в Нижнем Новгороде Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский собрали Второе ополчение – на совсем иных основаниях. Понимая всю важность экономического базиса и политического единства, в первую очередь они стабилизировали собственную финансовую систему, административный аппарат, систему налогообложения, ведя при этом активную пропаганду.

Заняв Ярославль, Ополчение инициировало создание Совета всея земли – временного правительства своего времени. Летом 1612 года Второе ополчение набрало такую мощь, что смогло выступить на Москву. 20 августа ополченцы перехватили корпус гетмана Яна Ходевича, который двигался на помощь польско-литовскому гарнизону с припасами и снаряжением.

Последовало невероятно напряжённое сражение, длившееся с 22 до 24 августа (по старому стилю – это важно). Корпус Ходкевича был наголову разгромлен соединёнными силами Первого и Второго ополчений. В военных действиях наступил перелом. Сигизмунд III не имел возможностей активно оперировать в глубине русской территории. Гарнизон интервентов в Москве был обречён.

Начались затяжные переговоры, перемежавшиеся стычками разной степени интенсивности. После одной из таких вылазок войска ополченцев смогли ворваться внутрь обвода стен Китай города. Польско-литовский контингент отступил в Кремль. 22 октября по старому стилю часть Москвы оказалась в руках освободителей. 26 октября «кремлёвские сидельцы» подписали договор о капитуляции.

Ну а в 1613 году Земский собор выбрал первого царя из династии Романовых – Михаила Федоровича.

Такова канва событий, известная всем со школьной скамьи.

И что же?

А вот что.

Хронология как она есть

26 января 1918 года случился известный Декрет Совета Народных Комиссаров «о введении в Российской республике западноевропейского календаря». Попросту говоря, мы перешли на новый григорианский стиль. И теперь даже вполне образованные люди регулярно путаются в датах.

Напомним пунктирно хронологию тех событий, о которых сейчас идёт речь – заодно переведя их в новый стиль.

24 июля (3 августа по новому стилю) – передовые силы Второго Ополчения выходят к Москве.

20 (30) августа – главные силы князя Пожарского у Москвы.

22-24 августа (1-3 сентября) – сражение и победа над корпусом Ходкевича.

22 октября (1 ноября) – захват Китай-города.

26 октября (5 ноября) – договор о капитуляции польско-литовского гарнизона Кремля.

27 октября (6 ноября) – выход гарнизона.

1 (11) ноября – вступление земской армии в Кремль.

На этой шкале хронологии выделяются две ключевые точки. Первая: 24 августа (3 сентября) – разгром корпуса Ходкевича, без которого вся остальная история могла повернуться несколько иначе. Штурм мощнейший укреплений Москвы, который обороняет сытый и обеспеченный боеприпасом гарнизон, Второму ополчению мог оказаться не по зубам. Вторая точка: 1 (11) ноября – вступление в Кремль, сердце земли Русской, где находится все Приказы, царские регалии, Успенский собор – главный собор страны.

Захват Китай-города при всём уважении к доблести земского войска – это промежуточный эпизод. В самом деле, мы же не празднуем День Победы 25 апреля, когда 6-й гвардейский мехкорпус соединился с 328-й дивизией на реке Хафель, замкнув кольцо блокады вокруг гитлеровского Берлина? Мы не празднуем его даже 2 мая, когда сдался Рейхстаг. Мы отчего-то празднуем его 9 мая, в день вступления в силу акта о безоговорочной капитуляции Германии.

Так отчего захват подступов к Кремлю при том, что сам Кремль оставался в руках врага, является какой-то особо знаковой датой?

Кстати, как легко убедиться, дата вычислена с элементарной арифметической ошибкой: Китай-город пал не 4, а 1 ноября. Почему? А потому что при пересчёте чисел старого стиля в новый для датировки событий XVII столетия надо прибавлять 10 дней. В XVIII веке разница составляет 11, в XIX – 12, а в XX – 13 дней. Эта нехитрая формула общеизвестна и не является секретом.

Что же происходило 4 ноября? Ровным счётом ничего. Читайте любые источники: русские, польские – любые. Жирным курсивом: 4 ноября, т.е., 25 октября по Юлианскому календарю, в Москве не случилось ничего значимого.

Ну, разве что на следующий день, 5 ноября (по новому стилю), гарнизон интервентов в Кремле подписал капитуляцию. Но фактическое воплощение эта капитуляция обрела 11 ноября (по тому же новому стилю), когда Кремль был занят нашими войсками.

Так почему и откуда взялась такая странная и неочевидная дата – 4 ноября?

Всё просто: это современный праздник иконы Божьей Матери Казанской – именно 4 ноября Русская Православная церковь его празднует. И учреждён он был 29 сентября 1649 года окружной грамотой  царя Алексея Михайловича как день повсеместного почитания Казанской иконы.

Князя Дмитрия Пожарского сопровождала Казанская икона Богоматери в его триумфальном походе на Москву. Через одиннадцать лет после взятия столицы он рассказал об обете, якобы данном 22 октября 1612 года: посвятить Богородице новый храм в Москве, если его предприятие окончится успехом. И в 1636 году храм был построен и освящён. А 22 октября 1648 года у юного царя Алексея Михайловича родился первенец – Дмитрий, что однозначно было воспринято за особый знак благорасположения Богородицы, явленной в чудотворной иконе Казанской. Поэтому, государь с полным основанием повелел учредить второй праздничный день в честь Казанской иконы (первый – день обретения её в 1579 году).

Легко видеть, что само событие является чисто религиозным, не имеющим отношения к политической истории. Легко видеть, что даже это, чисто религиозное событие датировано в новом стиле с ошибкой: Русская православная церковь живёт по юлианскому календарю, автоматически прибавляя к нему 13 дней для вычисления дат в прошлом. Но для Церкви такая датировка имеет внутреннее значение и логику.

Отсюда – и арифметическая ошибка в датировке светского государственного праздника.

Чем всё не закончилось

Но как же обстоят дела с внутренним наполнением праздника?

Ведь это важно – важнее каких-то там мелких смещений датировки.

И даже важнее того, что в конкретный день 4 ноября мы празднуем Событие, Которого Не Было. В конце концов, празднуем же ровно с тем же отсутствием формальных оснований День защитника Отечества 23 февраля – и ничего, всем понятный смысл аннулирует бюрократические неловкости.

Итак, взятие Китай-города или Кремля, в какой бы день оно ни случилось, – оно несёт в себе официально приписанное празднику содержание? Давайте смотреть, что нам говорит про это наука история.

Первое. Досадно, но ни сам факт сбора Второго ополчения, ни даже его блестящая победа под Москвой не означали не только межэтнического единения страны, но и даже собственно великорусского единения перед лицом интервентов. Объективный интерес народа (всех народов России) в консолидации и национальном освобождении – да, его отражало именно прогрессивное движение Минина и Пожарского.

Но! Между наличием объективных интересов и их всеобщим осознанием лежит пропасть!

Давайте поглядим на «единение», которое на деле царило в стране в тяжелейшие месяцы 1611-1612 годов.

Казань и Астрахань Второе ополчение не поддержали. В войске Пожарского было не более двадцати татарских служилых мурз. Всё нижнее Поволжье освободительной борьбы не поддержало. Рязанская земля приняла раскольника Первого ополчения Ивана Мартыновича Заруцкого. Более того, Заруцкий отказался признавать даже решение Земского собора 1613 года, что результирвалось мощнейшим восстанием, которое удалось подавить только в 1614 году. Служилые люди из оккупированного шведами Новгорода вовсе не стремились массово примкнуть к земской армии, хотя имели для этого все возможности – граница интервентами никак не контролировалась.

Второе. Собственно Смута в 1612 году не закончилась. Ни 4 ноября, ни 5 ноября, ни даже в 1613 году, после восстановления царского престола. Россия продолжала тяжелейшую войну со Швецией и Речью Посполитой. Только крайне невыгодный Столбовской мир 1617 года устранил угрозу с Севера (заодно лишив Россию выхода к Балтийским волнам  на целый век). Деулинское перемирие 1618 года прекратило войну с Польшей (оставив в лапах интервентов Смоленск).

Третье. Опять про национальности и их единение. Мы обычно принимаем крайне упрощённую формулу «польские захватчики». Но это перенесение крайне враждебных отношений Польши и России в будущие времена на куда более ранний период. В числе интервентов выходцев из Польши было не так много. Думаю, не ошибусь, сказав, что меньшинство.

Если с наёмниками из Германии, Франции, Чехии вопросов не возникает – это были обычные «псы войны», хищники, сражавшиеся за деньги и ради грабежа (чем и занимались). Но нельзя забывать о тех людях, которые являлись выходцами из земель Великого княжества Литовского. Многие из них принадлежали к русскому этносу и даже были православными.

Ноябрьская перекличка

Так что теперь – ничего сегодня вообще не праздновать?

Нет, это глупо.

Во-первых, глупо отказываться от выходного.

Во-вторых, содержание в этом празднике на самом деле есть. Особенно – если рассматривать его в паре с другим праздником, расположившемся в календаре по соседству.

Тем более, что совершенно очевидно: при учреждении праздника 4 ноября явно имелась в виду и соседняя дата.

Эта дата – 7 ноября, День Октябрьской революции. Праздник, поначалу, при Ельцине ещё, кустарно переименованный в «день примирения и согласия», а в 2004-м – просто заменённый Днём народного единства. И понятно, что мыслилось 4 ноября как идеологическая альтернатива. Чтобы, значит, искоренить заразу Красного Октября из нашей истории навсегда. Ради такого дела – кто ж будет заморачиваться с точностью датировок и обоснований? Главное – чтоб «вместо» и примерно в те дни, в которые народ привык к шествиям и застольям. Авось не заметят.

Да, действительно, содержание 4 ноября от такой «приблизительности» до сих пор остаётся не понятым широкими народными массами. Да и актуальное содержание 7 ноября, между нами говоря – тоже.

И таки да — глубинное историко-культурное значение день 4 ноября действительно имеет. Причём гораздо более глубокое, чем просто «изгнание интервентов из Москвы». Но это более глубинное значение государственные начальники и рядовые граждане ни в жисть не смогут объяснить друг другу, пока сами себе его не объяснят.

…На самом деле мудрая и ироничная русская история опять посмеялась над своими переписчиками-ниспровергателями. Две ноябрьских даты (то есть октябрьских, если по старому стилю) она не зря разместила настолько рядышком. Ну вот буквально пальцем показывает.

Оба этих ноябрьских дня — есть контрапункты двух русских Смут. Да, ни освобождение Кремля в 1612-м, ни низложение «белого» Временного правительства в 1917-м Смуту не исчерпали. Но и ополченцы Минина и Пожарского, и красногвардейцы Ленина сделали в эти дни одно и то же важное дело: привели в исполнение приговор русской истории в отношении самого источника Смуты.

Причём, по странному совпадению, источник Смуты всё время кроется не в «роковом стечении обстоятельств», не в «русском бунте, бессмысленном и беспощадном» и не в «коварных происках заграничных недругов», а в банальном и логичном предательстве политического класса. Банальном — потому что не впервой, логичном — потому что никакого другого политического алгоритма, кроме национального предательства, тяга к клановой выгоде и «общечеловеческим ценностям» не предполагает, будь то «семибоярщина» XVII века, будь то национальная олигархия на пару с аристократией и генералитетом ХХ века.

А из национального предательства политического класса со всей неизбежностью следует демонтаж российского государства, Смута, национальная катастрофа. В этом пейзаже русское общество чувствует себя крайне неуютно — и приводит приговор в исполнение любыми подручными средствами.

Это первый актуальный урок одного ноября, разнесённого по времени на 300 лет.

Между этими ноябрями есть и пара важных различий.

После ноября 1612-го выход из Смуты выдался мирным и исчерпался демократическим, не побоимся этого слова, учреждением новой монархии — то есть легитимной государственной власти (хотя и не сразу). После ноября 1917-го Смута продолжила сопротивление, и выход из неё вылился в кровавую Гражданскую войну.

Лидерами ноября 1612-го были, по современной терминологии, ярко выраженные государственнические, национально-ориентированные силы. А вот лидеры Октября 1917-го придерживались, скажем так, прямо противоположной политической идеологии, официально декларируя своей целью окончательное разрушение русского государства — и с этой точки зрения большевики, строго говоря, мало чем отличались от низвергнутых ими же противников.

И? В какой степени русскую историю интересовали намерения действующих лиц?

А ни в какой.

В конечном итоге и ополченцы Минина и Пожарского, и большевики Ленина оба раза спасли на краю (а то и за краем) пропасти и впоследствии восстановили русское государство краше прежнего — независимо от каких бы то ни было первоначальных намерений и деклараций. Россия первых Романовых методично собрала русские земли и вышла на имперскую орбиту. А порождённая большевиками и обогащённая инновационными социальными моделями Красная империя выдвинулась в мировые лидеры и до сих пор остаётся вершиной нашей цивилизации.

То есть — до следующего взлёта.

Потому что такова воля русской истории — воля к живучести, самоценности и суверенитету российской цивилизации и её государства, воля к исполнению исторической миссии, на них возложенной. И против этой воли не попрёшь.

И это второй актуальный урок одного ноября, разнесённого по времени на 300 лет.

Юга.ру вспоминают историю десятилетних юбилеев Октябрьской революции в России и СССР, а вместе с ней — эволюцию государства.

В наши дни из некогда всенародного праздника 7 ноября превратилось в маргинальный митинг в разгар рабочего дня, от которого вздыхают даже пришедшие на него пенсионеры. И, чтобы лучше разобраться в этом превращении, нужно вспомнить, каким празднование Красного Октября было раньше.

7 ноября 2018 года в краснодарском сквере Вишняковском прошел митинг, посвященный 101-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции.

Середина рабочего дня, всего несколько десятков участников (большинство из которых — люди нового пенсионного возраста), отдаленный от центра города сквер — еще до своего начала митинг памяти выглядел весьма блекло на фоне самого вспоминаемого события — одного из наиболее громких за всю политическую историю ХХ века.

Выступления ораторов на митинге сделало его немного красочнее, только эта красочность хорошо подошла бы разве для какого-нибудь трагикомического гэга. Выступающие вспоминали революцию, но постоянно подчеркивали недопустимость незаконных методов политической борьбы, критиковали нынешнюю власть и правительство Медведева, но ни разу не называли фамилию Путина (это выкриками подчеркивали некоторые участники митинга). На митинге не выступал ни один рабочий, но почему-то выступал предприниматель.

  • Митинг в Вишняковском сквере  Краснодара © Фото Елены Синеок, Юга.ру

    Митинг в Вишняковском сквере Краснодара © Фото Елены Синеок, Юга.ру

Говорить о нелепостях и абсурде того митинга можно было бы еще долго, но очевидно, что это не очередной провал организаторов из КПРФ (кстати, большинство флагов на митинге принадлежало другим «красным» — «Левому фронту» и Революционной рабочей партии), а симптом. Ноябрьские праздники — давно не праздники, а митинг 7 ноября похож на повинность, скучную и необязательную.

Каким празднование Красного Октября было раньше?

Юбилей революции как зеркало и ритуал

Празднование любой революции всегда двусмысленно. Сама по себе революция — это разрыв исторического процесса, претензия на уничтожение старого мира, постановка под вопрос или перезагрузка государственности. Праздничная годовщина революции обладает практически диаметрально противоположной логикой. Юбилейное торжество отсчитывает ровную поступь исторического процесса, своими ритуалами цементирует государственность, превращает прошлое в политический ресурс.

Другими словами, революционный праздник всегда в той или иной степени предает революцию. Власть берет в заложники память о революции, подчиняя ее сложившейся конъюнктуре. Тем самым юбилейные торжества — это всегда зеркала, в которых отражаются болевые точки политического режима.   

Каждый юбилей Октябрьской революции был частью уникального исторического контекста. Через юбилейные ритуалы Красного Октября (или через их отсутствие) можно увидеть, как менялся политический режим, чему он придавал ключевое значение, а какие исторические детали предпочитал игнорировать и не замечать. 

  • Празднование годовщины Октябрьской революции, 7 ноября 1927 года © Кадр из видео канала History VA на youtube.com

    Празднование годовщины Октябрьской революции, 7 ноября 1927 года © Кадр из видео канала History VA на youtube.com

1927: становление канона Октября

Исторический бэкграундДесятилетие, прошедшее от свержения Временного правительства до первого юбилея Октябрьской революции, включило себя множество важнейших событий для истории страны: Гражданская война, создание первого в мире социалистического государства, объединение четырех республик в СССР, смерть Ленина, обострение внутрипартийной борьбы, которая в итоге приведет к установлению единоличной власти Сталина.

Читайте также:

  • 1917 на Кубани: все самые важные события революционного года
  • «Защитить от волны анархии». Как работала казачья власть на Кубани между двумя революциями 1917 года

После захвата власти в стране большевики берут власть и над временем, календарем. В начале 1918 года страна перешла на григорианский календарь, бесследно стерев первые тринадцать дней февраля. Также большевики отменили девять православных праздников и добавили несколько революционных: 22 января (день памяти Кровавого воскресенья 1905 года), 12 марта (свержение самодержавия), 18 марта (День Парижской коммуны), 1 мая (День интернационала) и 7 ноября (Октябрьская революция).

Годовщину Октября начинают праздновать уже с 1918 года. На трехлетие революции под руководством театрального режиссера Николая Евреинова происходит масштабная инсценировка взятия Зимнего дворца, в которой участвовали 10 тысяч человек, включая солдат и матросов действующей Красной армии, военную технику и крейсер «Аврора». В начале двадцатых годов во всю мощь в стране бушует поддерживаемое государством авангардное искусство, цель которого состоит в трансформации социальных отношений.

Во время празднования десятилетнего юбилея революции подходит к концу внутрипартийная борьба за власть, начавшаяся после отхода от политической деятельности и последующей в 1924 году смерти Владимира Ленина. Фактически единоличная власть переходит к Иосифу Сталину, который в 1926 году сместил с ключевых постов своих конкурентов — Льва Троцкого, Льва Каменева и Григория Зиновьева.

  • Празднование годовщины Октябрьской революции, 7 ноября 1927 года © Кадр из видео канала History VA на youtube.com

    Празднование годовщины Октябрьской революции, 7 ноября 1927 года © Кадр из видео канала History VA на youtube.com

Особенности юбилея

  • За год до юбилея создана Центральная праздничная комиссия по подготовке и проведению празднования 10-летия Октябрьской революции. Комиссию возглавил Михаил Калинин, в нее вошли крупнейшие партийные деятели. Архитектура, хореография и тематика праздников везде были одинаковыми, Центральный комитет утверждал политические лозунги для праздников по всей стране.
  • В разработанном комиссией документе революция получила официальное название «Великая Октябрьская социалистическая революция». Десятилетний путь страны расценивался как путь построения нового мира и избавления от оков имперской тюрьмы. Лейтмотивом юбилея была не только триумфальная победа большевиков, но и сама победа нового мира над старым.
  • В демонстрации 7 ноября в Москве участвовало около миллиона человек, по Красной площади прошли колонны военных с духовым оркестром и рабочих. Вместо театральных инсценировок начала 1920-х годов приходит канон ритуализированного и централизованного парада. На смену изображению спонтанного жизнетворчества масс — церемонии, отражающие мощь страны, дисциплину и иерархию.
  • Параллельно с официальной демонстрацией 7 ноября в Москве и Ленинграде прошла демонстрация троцкистов — участников левой «объединенной оппозиции». Демонстранты были разогнаны, вскоре прошли аресты. Троцкого и Зиновьева, возглавлявших демонстрации в Москве и Ленинграде соответственно, на ноябрьском пленуме исключили из партии.
  • К юбилею революции вышла книга Емельяна Ярославского «Партия большевиков в 1917 году», рассказывающая историю Октября и большевиков со сталинистской позиции. Эта книга была своеобразным ответом на программные очерки политических конкурентов Сталина — Зиновьева («Ленинизм») и Троцкого («Уроки Октября»), в которых большевики подвергались критике.
  • 7 ноября состоялся премьерный показ фильма «Октябрь» Сергея Эйзенштейна, во многом сформировавшего кинематографический образ Октябрьской революции. Помимо «Октября» в юбилейный год вышли еще несколько фильмов о революционных событиях — «Конец Санкт-Петербурга» Всеволода Пудовкина, «Октябрьская Москва» Бориса Барнета и «Великий путь» Эсфира Шуба.
  • Официальным выходным стало и 8 ноября. До этого праздничным днем было только 7 ноября.

1937: сталинизация Октября и реабилитация великодержавности

Исторический бэкграунд

Следующее десятилетие также ознаменовалась кардинальными переменами в жизни страны. В политике это касалось в первую очередь цементирования единоличной власти Сталина, «чисток партийных рядов» и ликвидации всех внутрипартийных оппозиций. Сталинская доктрина «усиления классовой борьбы по мере завершения строительства социализма» привела к массовым репрессиям, пик которых пришелся на 1937—1938 годы, время так называемого Большого террора, «ежовщины». «Жить стало лучше, жить стало веселей».

Порождением этих драматических трансформаций становится культ Сталина, его фигура идеологически превращается во «второго Ленина», лучшего ученика вождя и его единственного верного наследника. Вместе с этим бывшие соратники Сталина, после смерти Ленина боровшиеся с ним за власть, постепенно демонизируются и исключаются из истории революционных событий.

  • Иосиф Сталин на праздновании годовщины Октябрьской революции, 7 ноября 1937 года © Кадр из видео канала History VA на youtube.com

    Иосиф Сталин на праздновании годовщины Октябрьской революции, 7 ноября 1937 года © Кадр из видео канала History VA на youtube.com

Уходит из обихода теория мировой революции, связанная в первую очередь с именем опального Троцкого. Вместо нее формируется проект советского патриотизма, который вносит серьезные коррективы в идеологию государства.

Главное событие в экономике — «великий перелом», выраженный в переходе от НЭПа к пятилеткам и массовой индустриализации. В стране были запущены десятки крупных предприятий, фактически создана промышленность и новая экономика. Аграрная страна превращалась в индустриальную державу.

В искусстве на смену послереволюционному авангарду приходит соцреализм. Деятели художественного авангарда подвергаются гонениям как создатели «формалистического» и «антинародного» искусства. Неразрывно связанная с авангардным искусством тема революции как обновления жизни приручается соцреализмом и выступает лишь в качестве фундамента новой советской власти.

Особенности юбилея

  • Комиссия по подготовке праздника была создана за два года до юбилейных торжеств, однако ее работа столкнулась с множеством трудностей. Подготовка к юбилею шла в атмосфере масштабных репрессий, которые сказывались и на составе комиссий. Не единожды приходилось менять состав праздничных комиссий, дабы закрыть бреши, оставшиеся после ареста разоблаченных «врагов народа». Постоянная ротация кадров существенно осложняла работу комиссий.
  • Проблемой для подготовки праздника стала и изменчивость канона «правильных партийцев». Из списков возвеличиваемых персон приходилось постоянно вычеркивать новых «врагов народа». Лучше всего это крушение советского партийного Олимпа передают воспоминания малограмотного крестьянина тех времен: «В шестом и седьмом классе мы видим портреты Сталина и его ближайших соратников Блюхера и Егорова. Мы учим наизусть их биографии и повторяем снова и снова. Потом проходит две недели, и нам говорят, что эти люди — враги народа. Нам не говорят точно, что они сделали, они просто прикрепляют к ним ярлык и говорят нам, что это враги, которые поддерживали связи с иностранными агентами. Теперь даже четырнадцати- и пятнадцатилетние начинают гадать, как ближайшие соратники Сталина, бывшие с ним рядом двадцать лет, вдруг стали врагами народа».
  • Вместо концепции победы нового мира над старым появляется концепция советского патриотизма. Исторический процесс теперь не разрывается, революция — это просто новый этап великой русской истории и истории народов СССР. По причине постоянных партийных чисток тема Октября становится неудобным прошлым из-за наличия в нем «врагов народа», которых трудно вписать в новую идеологическую модель.
  • В связи с этим на авансцену выводятся фигуры из «великого российского прошлого», которые до этого были малоактуальны для советских торжеств. В 1937 году масштабно празднуется столетие со дня смерти Пушкина, его канонизируют как «величайшего русского поэта». Во время празднования юбилея революции идет апелляция к Петру Великому, Ивану Грозному, Александру Невскому как к предшественникам Сталина, происходит реабилитация исторической преемственности. Революция подарила прежде всего не новый мир, а сильное государство и сильного вождя, чем страна славилась и раньше. В советском патриотизме все меньше просматривается идея классового освобождения, он приобретает оттенок великодержавности, который направлен на легитимацию власти Сталина.
  • Идея мировой революции отодвинута на периферию. Это связано как с внутрипартийной борьбой, в которой проиграл Троцкий, с чьим именем эта идея ассоциировалась в первую очередь, так и с зарождающимся советским патриотизмом. Мировой пролетариат уже получил свое «отечество», которому он обязан хранить верность и продолжать защищать его от капиталистических хищников.
  • Один из главных мотивов юбилейных торжеств — празднование индустриальной мощи и экономических достижений. Для иллюстрации успехов советского государства выпустили сборник, в котором сравнивались 1937 и 1913 годы. Цифры демонстрировали впечатляющий прорыв: всего за два с небольшим десятилетия из «отсталой крестьянской страны» СССР стал сильной индустриальной державой.
  • Формируется культ Сталина и канонизируется образ Ленина. Ленин — фактически святой, не живой человек, а ангел Октябрьской революции. Он становится высшим моральным авторитетом. Сталин в этом идеологическом конструкте играет роль его правой руки в Октябрьском восстании и просто верного товарища, к которому вождь не раз обращался за советом. Именно так показаны Сталин и Ленин в фильме Михаила Ромма «Ленин в Октябре», который был снят специально к 20-й годовщине Октября.
  • Празднование годовщины Октябрьской революции, Москва, 7 ноября 1937 года © Кадр из видео канала History VA на youtube.com

    Празднование годовщины Октябрьской революции, Москва, 7 ноября 1937 года © Кадр из видео канала History VA на youtube.com

1947: Октябрь в тени войны

Исторический бэкграунд

Жестокая эпоха военных лет оставила глубочайшие шрамы на теле страны. Великая победа над военной машиной вермахта досталась ценой разрушений и людских потерь, масштабы которых до сих пор приводят в ужас.

Война и ее последствия затмевают собой Красный Октябрь. В послевоенное время ключевой темой советской пропаганды становится патриотизм, борьба с Западом и культ Сталина — верховного главнокомандующего. На этом фоне проходит и «новый курс» по отношению к церковному вопросу. За первые послевоенные годы были открыты сотни храмов.

Особенности юбилея

  • Для празднования юбилея революции впервые не создали традиционной комиссии. На фоне этого факта красноречиво выглядит тщательная подготовка и организация праздника, посвященного 800-летию Москвы, который прошел в сентябре 1957 года. Юбилей революции перестает быть главным праздником страны.
  • Октябрь вместо прежней самодостаточности теперь рассматривается в контексте Великой Отечественной войны. Победу советских войск объясняли наследием Октября, главным достижением советской власти объявляют советский патриотизм, благодаря которому удалось победить нацистов. Патриотическое содержание актуализирует содержание юбилея в том числе и для верующих, по отношению к которым в послевоенные годы был задан новый курс.
  • Антизападные настроения меняют канон восприятия Октября. Революция теперь воспринимается как событие, которое спасло Россию от иностранной интервенции и порабощения капиталистическим Западом. Революционно-интернационалистский аспект полностью исчезает из октябрьского канона, теперь он носит державно-патриотический характер.
  • Победа в войне интенсифицирует линию исторической преемственности строителей государства и великих военачальников, которые ведут к строителю великого государства и «спасителю страны» в военные годы Сталину. Все более активно возрождаются образы и темы, относящиеся к дореволюционной российской эпохе, причем с упором на их общенародное, а не классовое значение. Во время празднования 800-летия Москвы возлагают памятник князю Юрию Долгорукому.
  • Празднование годовщины Октябрьской революции, Рига, 7 ноября 1947 © Фото wikimedia.org (Public Domain)

    Празднование годовщины Октябрьской революции, Рига, 7 ноября 1947 © Фото wikimedia.org (Public Domain)

1957: революционный энтузиазм «оттепели»

Исторический бэкграунд

Общую атмосферу эпохе задал последовавший после смерти Сталина и ХХ съезда КПСС курс на десталинизацию, начало так называемой хрущевской оттепели. Этот курс включал в себя развенчание культа Сталина, осуждение репрессий 30-х годов, ослабление тоталитарной власти и ограниченную либерализацию политической и общественной жизни.

Масштабные потери военного времени существенно изменили демографический ландшафт страны. К концу 1950-х годов только десять процентов населения страны были старше шестидесяти лет, а люди в возрасте до 30 лет составляли более половины советских граждан. Это накладывало свой отпечаток на эпоху. Утопические устремления начинали проглядывать из сталинского тумана, для молодого поколения, со свойственным ему энтузиазмом, возвращение к теме Красного Октября было весьма актуально.

Особенности юбилея

  • Летом 1957 года в Москве прошел Всемирный фестиваль молодежи. После десятков лет, в течение которых страна была закрыта для иностранцев, Москву посетили около 34 тысяч человек из 131 страны мира. После антизападной пропаганды времен Сталина проведение подобного фестиваля демонстрировало беспрецедентную для страны открытость.
  • Развенчание культа Сталина усиливало идеализацию образа Ленина. «Скромный» и «гуманный» Ленин противопоставлялся Сталину с его культом личности. Ленин — не только вождь Революции, но и «самый человечный человек».
  • Вместе со сталинской эпохой ушло и большинство особенностей юбилея прошлого десятилетия, акцент в них меняется на противоположный. На смену государственно-патриотическому характеру празднования Октября снова приходит романтический пафос, оживляющий революционный миф; исторический фокус направлен на тему классовой борьбы, а не на решение общенародных задач; энтузиазм времен оттепели снова актуализирует романтику мировой революции и интернационализм.
  • Великая Отечественная война продолжает рассматриваться как одна из важнейших побед советского общества, как проверка революционного строя на прочность. Однако по сравнению со сталинской эпохой советская власть признает и заслуги союзников в победе над нацизмом — США и Великобритании.

1967: символическое слияние Победы и Октября

Исторический бэкграунд

Раннебрежневская эпоха по большей части наследует оттепельные процессы, но они продолжаются уже лишь инерционно. Также начинается процесс вялотекущей ресталинизации, который пока практически не отражается в официальной идеологии, за исключением упоминания роли Сталина в победе над нацистской Германией.

Важнейшим нововведением того времени стало объявление в 1965 году Дня Победы нерабочим днем. 9 Мая наряду с 7 Ноября стали главными праздниками страны.

  • Празднование годовщины Октябрьской революции, Москва, 7 ноября 1967 года © Кадр из видео канала History VA на youtube.com

    Празднование годовщины Октябрьской революции, Москва, 7 ноября 1967 года © Кадр из видео канала History VA на youtube.com

Особенности юбилея

  • Происходит символическое слияние юбилея революции и Дня Победы. 8 мая 1967 года был зажжен Вечный огонь на Могиле Неизвестного Солдата у Кремлевской стены. Огонь для него взят из переносного газового факела, зажженного от Вечного огня на Марсовом поле — памятника борцам Октябрьской революции.
  • Значительную роль в юбилейных торжествах играла демонстрация возросшей технической мощи СССР. Накануне 50-летней годовщины Октября сдана в эксплуатацию Братская ГЭС; завершилось сооружение первой очереди крупнейшего в мире газопровода Средняя Азия — Центр; в Москве построили самую высокую в мире телебашню — Останкинскую; советская станция «Венера-4» впервые в истории осуществила посадку на поверхность Венеры.
  • Фигура Сталина снова не присутствует в революционном мифе об Октябре. В беспрецедентно украшенных к 50-летию революции Москве и Ленинграде (решение о разработке плана праздничного оформления Москвы приняли еще в 1962 году) образ Сталина не упоминается. В театре «Современник» Олег Ефремов ставит пьесу Михаила Шатрова «Большевики». Смысловым ядром постановки стала иллюстрация чистоты и правильности идей Ленина, а также очернение и извращение ленинских заветов Сталиным. В 1967 году из СССР эмигрирует дочь Сталина Светлана Аллилуева.
  • Юбилей отмечают не только в социалистическом блоке, появляется все больше новых политических течений, поддерживающих Красный Октябрь, но критикующих Советский Союз. Эти силы в историографии принято называть «новыми левыми». К ним относят и представителей зарождающейся контркультуры, и множество троцкистских и анархистских организаций на Западе. Под влиянием и с участием «новых левых» в 1968 году по всему миру пройдут массовые протесты — так называемая молодежная революция. Крупнейшие протестные акции состоятся во Франции. Идейные лидеры французского 1968-го — движение Ситуационистского интернационала — так описывали советскую систему: «Бюрократический лжесоциализм является самой грандиозной маскировкой старого мира, основанного на иерархии и отчужденном труде».

1977: летаргия Октября в эпоху застоя

Исторический бэкграунд

Уже сам термин, описывающий это время — период застоя, — резко противопоставлен революции. Романтика обновления мира не вписывалась в летаргическую эпоху.

Главными политическими событиями десятилетия стали подавление советскими войсками Пражской весны, ползучая ресталинизация, а также борьба с политическим и художественным инакомыслием. Все это вместе со стагнацией советской экономики и спадом модернизационных мощностей не оставляло следов от былого оттепельного энтузиазма.

  • Празднование годовщины Октябрьской революции, Москва, 7 ноября 1977 года © Фото Szilas, wikimedia.org (Public Domain)

    Празднование годовщины Октябрьской революции, Москва, 7 ноября 1977 года © Фото Szilas, wikimedia.org (Public Domain)

Особенности юбилея

  • Власти все больше времени уделяют мифу о войне, Красный Октябрь перестает быть главным праздником для страны, уступая первенство Парадам Победы. В это время формируется идеологическая и институциональная инфраструктура мифа о войне: все более масштабными становятся празднования Дня Победы, сооружаются памятники и мемориальные комплексы, военная тема используется в советских ритуалах.
  • Празднование юбилея революции содержательно все больше приобретает ритуально-формальный характер, сотканный из идеологических клише и безжизненных пропагандистских трюизмов. Рефрен популярной песни, звучащей во время юбилейных торжеств — «И Ленин такой молодой, и юный Октябрь впереди!» — резко контрастирует с летаргически-пенсионерской советской властью. Красный Октябрь не узнает себя в зеркале геронтократии партноменклатуры. Сами демонстрации и юбилейные даты — по сути, уже народные гулянья, а не ритуальная поддержка партийных лозунгов и решений.
  • К очередному юбилею революции отчетливо прослеживается тенденция к реабилитации Сталина. В военных мемуарах, которые тщательно идеологически редактировались в брежневскую эпоху, Сталин предстает мудрым руководителем, компетентным военачальником, — большой и сложной личностью, не свободной от недостатков, но обладавшей массой достоинств.
  • К концу 1970-х в массовом сознании возобладало ощущение упадка, все чаще слышатся голоса о том, что советский проект зашел в тупик. Эпоха модернизационного порыва сменилась эпохой застоя, для которой характерен распад проекта будущего. Стагнация советской экономики и снижение уровня жизни населения способствуют эскалации кризиса.
  • Празднование годовщины Октябрьской революции, Москва, 7 ноября 1977 © Фото Szilas, wikimedia.org (Public Domain)

    Празднование годовщины Октябрьской революции, Москва, 7 ноября 1977 © Фото Szilas, wikimedia.org (Public Domain)

1987: перестройка: революция продолжается?

Исторический бэкграунд

После смертей трех генсеков за промежуток в 2,5 года к власти приходит Михаил Горбачев. Длительная эпоха застоя закончилась, Горбачев начинает коренные преобразования в социально-политической сфере. В юбилейный 1987 год в СССР была запущена политики гласности, открывшая собой новую и, как оказалось, финальную стадию в развитии государства — перестройку.

Советское общество переживало небывалую демократизацию. Спадал градус цензуры, практически прекратились преследования инакомыслящих, шел активный процесс реабилитации жертв репрессий. Также налаживались отношения с Западом, иллюстрацией чему стало в том числе и то, что с новым 1986 годом советских граждан поздравлял президент США Рональд Рейган.

  • Демонстрация в честь Октябрьской революции, Краснодар, 7 ноября 1989 года © Фото myekaterinodar.ru

    Демонстрация в честь Октябрьской революции, Краснодар, 7 ноября 1989 года © Фото myekaterinodar.ru

Особенности юбилея

  • Михаил Горбачев выступает с докладом «Октябрь и перестройка: революция продолжается», посвященным 70-летию революции. Для реформирующегося советского государства юбилей Октября был важным поводом для демонстрации преемственности к революции — один из главных мифов страны, обладающих строго положительными коннотациями. Апелляция к фигуре Ленина, являющейся символом Октября, была важна для противопоставления догматике предыдущих десятилетий. Власть утверждает: перестройка — это законный ребенок Октября, который продолжит великое дело революции, не предаст его, как бастарды вроде эпохи Сталина и застоя. 
  • Одним из ключевых принципов политики гласности становится отказ от контроля над советской историей, что приводит к тиражированию информации о ее «темных страницах». Массовые репрессии сталинских времен становятся предметом общественной дискуссии, в 1987 году создаются историко-просветительское общество «Мемориал» и комиссия Политбюро ЦК КПСС по реабилитации жертв репрессий.
  • Это неизбежно приводит к осуждению личности Иосифа Сталина. В юбилейном докладе Горбачев так высказывается о нем: «Грубые политические ошибки, произвол, допущенные им и его окружением, за которые наш народ заплатил великую цену и которые имели тяжелые последствия для жизни нашего общества».
  • Наряду с Октябрем власть теперь выделяет и Февральскую революцию, которую Горбачев называет «первой победоносной народной революцией». В своем юбилейном докладе он рассказывает, что Февраль был уникальной и упущенной возможностью «мирного перехода власти в руки трудящихся». Усиление позитивной оценки февральских событий связано и с новым буржуазно-либеральным вектором перестройки. Февраль был и революцией, которую необходимо продолжать, но также он не обладал ярко выраженным антибуржуазным духом, как это было в случае Октября. Власть ненавязчиво подводит население к мысли о том, что не все «буржуазное» плохо.
  • Празднование годовщины Октябрьской революции, Москва, 7 ноября 1987 года © Кадр из видео канала «Библиотека Дульдурга» на youtube.com

    Празднование годовщины Октябрьской революции, Москва, 7 ноября 1987 года © Кадр из видео канала «Библиотека Дульдурга» на youtube.com

1997: Октябрь как национальная катастрофа

Исторический бэкграунд

События августа 1991 года привели к тому, что КПСС потеряла власть и была запрещена. 7 ноября официальных мероприятий по случаю годовщины революции не проводилось. В декабре государство СССР прекратило свое существование.

Девяностые годы стали для России эпохой беспрецедентной свободы слова. В стране появились партийная борьба и независимые СМИ, которые могли открыто критиковать власть и государственный курс.  

С 1992 года в России 8 ноября стало рабочим днем. Тем не менее годовщину Октября продолжали праздновать. Хотя развитие нового российского государства уже шло по пути капитализма и рыночных реформ, значительная часть населения ностальгировала по советскому прошлому. А экономические кризисы девяностых лишь увеличивали число противников нового капиталистического пути страны, делая все более реальным приход к власти коммунистов. Важнейшими для этого политического периода стали президентские выборы 1996 года, в которых Борис Ельцин обошел лидера КПРФ Геннадия Зюганова во втором туре голосования. 

Особенности юбилея

  • Демонизация Октября новой властью. Теперь Октябрь считается национальной катастрофой, эпохальной исторической ошибкой, которая свернула Россию с правильного пути. Революция сломала процесс либеральной демократизации в стране, стала чудовищным насилием, погрузившим страну в мрак и хаос. Примечательно, что, согласно данным социологическим опросов, почти половина населения России в 1999 году придерживалась диаметрально противоположной точки зрения — что Октябрь дал толчок развитию страны.
  • Идеализация дореволюционной эпохи, появление мифа о «России, которую мы потеряли». Миф получил концептуальное воплощение в одноименном фильме Станислава Говорухина. Революционеру-разрушителю Ленину противопоставлялась фигура реформатора Петра Столыпина — твердого политика, способного противостоять беспорядкам. Представление о Российской империи как отсталой аграрной стране объявлялось мифом советской пропаганды.  Сам автор-режиссер в фильме задается вопросом: «Как так случилось, почему Господь отнял у людей разум, как можно было разграбить и уничтожить такую богатую страну?»
  • Вслед за демонизацией Октября идет его постепенное вытеснение из исторического сознания. С 1995 года 7 Ноября празднуется в том числе и как День воинской славы — в честь проведения военного парада на Красной площади в 1941 году. А сама Великая Отечественная война становится главным историческим мифом.
  • 80-й юбилей революции первый не праздновавшийся официально в России. Тем не менее сама дата не перестала быть праздничной. После победы на выборах в 1996 году Ельцин переименовывает праздник Октябрьской революции в День примирения и согласия.
  • Митинг КПРФ в Сочи © Нина Зотина, ЮГА.ру

    Митинг КПРФ в Сочи © Нина Зотина, ЮГА.ру

2007: великодержавная стабильность

Исторический бэкграунд

После бурных девяностых годов в стране наступает эпоха «стабильности», связанная прежде всего с именем нового президента — Владимира Путина, преемника Бориса Ельцина. Благодаря высокой цене на нефть население страны постепенно справлялось с последствиями экономических коллапсов девяностых годов.

Вместе с этим экономическая стабильность превратилась в почву для монополизации политической власти. В начале нулевых происходят закрытие независимых федеральных телеканалов, усиление цензуры и скандальный арест Михаила Ходорковского, спонсировавшего оппозиционеров.

Из-под декораций демократического режима все яснее проглядывается новая великодержавная идеология власти: главными ценностями становятся политическая стабильность и консолидация общества вокруг президента.

Особенности юбилея

  • Начиная с 2005 года 7 ноября перестает быть выходным днем. Вместо Дня согласия и примирения обществу предложили новый праздник — День народного единства, 4 ноября. Содержательно праздник отсылает к событиям начала XVII века, предшествовавшим воцарению династии Романовых: исторический круг закольцевался. По данным опросов общественного мнения, большинство россиян (63%) отрицательно отнеслись к отмене празднования 7 Ноября.
  • День народного единства становится прежде всего праздником националистических сил, которые проводят в этот день «Русские марши». Для многих россиян смысл праздника так и остался не разгадан. В 2009 году больше половины населения не смогли сказать, какой праздник страна отмечает 4 ноября.
  • Демонизация Октября продолжается, однако вместе с этим трагедией объявляется распад Советского Союза. В 2005 году Владимир Путин назвал крушение СССР «крупнейшей геополитической катастрофой века». Главная ценность режима — стабильность и нерушимость государства, революция — это худшее, что может случиться.
  • В год 90-й годовщины Октября происходит начало масштабной конфронтации России с Западом. Так называемая мюнхенская речь Владимира Путина, по мнению многих аналитиков, стала отправной точкой новой холодной войны.
  • С подачи власти происходит усиление роли церкви в жизни общества. Идет активное строительство и восстановление храмов, появляются пилотные проекты внедрения в школьную программу курса «Основ православной культуры». Октябрьская революция в этом контексте предстает как однозначно негативное событие.

2017: тихий юбилей

Исторический бэкграунд

Итогом двух президентских сроков Владимира Путина стала полная зачистка политического поля в стране. Все системные политические силы потеряли независимость, а новый президент — ставленник Путина Дмитрий Медведев, увеличивший срок полномочий следующего президента с четырех до шести лет.

В конце 2011 года, за несколько месяцев до конца президентского срока Медведева, в России началось массовое протестное движение, которое продолжилось и после инаугурации Путина на третий президентский срок. На улицы городов выходили сотни тысяч человек с антиправительственными и антипутинскими лозунгами. В итоге властям удалось практически бескровно подавить протестные выступления, после чего было принято множество запретительных мер и законов.

Отношения между Россией и Западом вступили в одну из наиболее тяжелых фаз из-за присоединения к России Крыма. Санкции западных стран, падение курса рубля привели страну к глубокому экономическому кризису.

  • Митинг КПРФ в честь празднования Октябрьской революции, Москва, 7 ноября 2018 года © Фото wikimedia.org (Public Domain)

    Митинг КПРФ в честь празднования Октябрьской революции, Москва, 7 ноября 2018 года © Фото wikimedia.org (Public Domain)

Особенности юбилея

  • Организацией мероприятий, посвященных юбилею революции, занималось Российское историческое общество. Примечательно, что его глава Сергей Нарышкин — также директор службы внешней разведки страны.
  • Главная идея юбилейного года — примирение. Цитата из послания Путина Федеральному собранию от 2016 года: «Недопустимо тащить раскол, злобу, обиды и ожесточение прошлого в нашу сегодняшнюю жизнь. В собственных политических и других интересах спекулировать на трагедиях, которые коснулись практически каждой семьи в России».
  • Владимир Путин дистанцировался от мероприятий, посвященных юбилею революции. Мероприятия проходили без широкой огласки и не привлекли большого внимания публики.
  • В Кремле никаких мероприятий к юбилею революции не проводилось. «А в связи с чем это нужно праздновать?» — так прокомментировал отсутствие праздничных мероприятий пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Обрядовое происхождение праздников
  • Образы на новогодний праздник
  • Обрядово календарные праздники
  • Образцы сценариев мероприятий
  • Обрядовая культура моего села сценарий