Образ пленительный образ прекрасный сценарий

Образ пленительный, образ прекрасный

Образ пленительный, образ прекрасный

(Женский образ в русской живописи и поэзии XYIII-XXвв.)

 Сценарий тематического вечера

К мероприятию подготовлена презентация репродукций картин с музыкальным или голосовым сопровождением: «Портрет А. П. Струйской» Ф. С. Рокотова; «Портрет М. И. Лопухиной» В. Л. Боровиковского; «Всадница» К. П. Брюллова; «Царевна – Лебедь» М. А. Врубеля; «Ожидание» К. А. Васильева.

На экране видео звучит песня Н. Заболоцкого «Признание» исполняет  А. Малинин 

«… что есть — красота,

И почему ее обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота

Или огонь, мерцающий в сосуде?»

Библиотекарь: Сегодняшняя наша встреча посвящена прекрасным женским образам в искусстве, литературе, музыке. Когда-то Федор Достоевский сказал, что «красотой спасется мир». Все великие люди относились к женской красоте как большому достоянию. Иностранцы, оказавшиеся в Петербурге 19 века, поражались созвездию красавиц, которые украшали своим присутствием императорских двор. 

Их портреты написаны выдающимися художниками — Элизабет Виже-Лебрен, Д. Доу, В. Гау, П. Соколовым, Александром и Карлом Брюлловыми, К. Робертсон, Ф. Винтерхальтером, К. Маковским, Т. Неффом и другими.

Из века в век женщины неизменно вдохновляли поэтов, музыкантов, художников на создание величайших произведений искусства.

Каждая эпоха на протяжении тысячелетий рождает свой образ прекрасного, свой тип женской красоты. Из глубин веков до нас дошли восхитительные лики Нефертити и Клеопатры, запечатлённые в камне художниками своего времени. Ничуть не уступают им в пленительности дамы, появившиеся на свет намного позже двух знаменитых египтянок. Многие из них становились музами и объектами преклонения мужчин-творцов, современников и потомков.

Чтец: 

От века женщина полна

Таинственности, и не скрою,

Что в силу этого она

Обожествляется порою.

Таинственность в её глазах

И в стати, что подобна скрипке,

Таинственность в её слезах,

Таинственность в её улыбке.

                 (Расул Гамзатов «Таинственность», отрывок)

Библиотекарь: В каждой женщине таится загадка – секрет красоты, женственности, обаяния. Какие же тайны воплощены выдающимися русскими художниками различных эпох в женском образе? Какой идеал женской красоты и гармонии воспевали поэты? Я попытаюсь ответить на эти вопросы.

В русской живописи немало гениальных произведений, в центре которых женщина с её сложным духовным миром. В ряду прославленных мастеров второй половины XYIII в. Одно из первых мест занимает Фёдор Степанович Рокотов.

Каждый портрет Рокотова – это, прежде всего чувство, воплощённое в краске. Особой одухотворённости образов художник достиг в женских портретах. Необычайно пленителен образ юной А.П. Струйской (1772) Из неопределенного дымчатого фона мягко выступает нежное, обаятельное лицо прекрасной молодой женщины, взор которой, живой и трепетный, таит в себе некую печаль. Этот загадочный взгляд выразительных карих глаз и легкая таинственная полуулыбка свидетельствуют об изменчивой сложности душевного мира этой удивительной женщины, Рокотов создал образ необычайно женственный, полный очарования и непостижимый до конца. Художник почти не обращает внимания на детали одежды. Он пишет обобщенно и легко, создавая прелестную гамму жемчужно-серых, перламутровых тонов. Судьба Струйской была не очень удачной. Красотой своей она поражала всех, но, рано выйдя за богатого самодура Струйского, в браке была несчастлива, хотя и прожила долгую жизнь.

Любуясь портретом А.П. Струйской, поэт Николай Алексеевич Заболоцкий (1903-58) написал проникновенное стихотворение «Портрет» (1953г.)

На экране видео «Женские портреты Ф. Рокотова» — Стихотворене Н. Заболоцкого «Портрет» 

Чтец: 

Любите живопись, поэты!

Лишь ей, единственной, дано

Души изменчивой приметы

Переносить на полотно.

Ты помнишь, как из тьмы былого,

Едва закутана в атлас,

С портрета Рокотова снова

Смотрела Струйская на нас?

Её глаза – как два тумана,

Полуулыбка, полуплач,

Её глаза – как два обмана,

Покрыты мглою неудач.

Соединенье двух загадок,

Полувосторг, полуиспуг,

Безумной нежности припадок,

Предвосхищенье смертных мук.

Когда потемки наступают

И приближается гроза,

Со дна души моей мерцают

Её прекрасные глаза.

                        (Заболоцкий Н.А., Портрет. 1953г.)

Библиотекарь: Кого же ещё можно назвать, вспоминая блестящих портретистов XYIII столетия?

Совсем иная творческая индивидуальность выступает в произведениях талантливейшего живописца рубежа XYIII-XIX вв. Владимира Лукича Боровиковского, который приумножил славу русских портретистов. Он создал прекрасную галерею женских образов. Героини его полотен непосредственны и своенравны; художник стремится передать и характер, и настроение натуры, сосредоточивает внимание на лицах, создаёт одухотворённые поэтические образы.

На экране видео Владимир Боровиковский «Портрет Лопухиной» 

Признанным шедевром Боровиковского является портрет Марии Ивановны Лопухиной (1897). Художник воплотил здесь своё представление о женской прелести – удивительной, почти неземной, но, увы, недолговечной… Лопухина скончалась в возрасте 22-х лет. Но здесь, на портрете, ничто не омрачает её прекрасных черт – мы видим гармоничного человека в расцвете сил.

Более века назад этот портрет увидел у своих знакомых поэт Яков Петрович Полонский. Он долго стоял в задумчивости перед небольшим холстом: «Какое чудо – живопись! Все давным-давно забыли бы эту прекрасную Лопухину, если бы не кисть живописца…» Поэт посвятил этому портрету такие строки:

Чтец:

Она давно прошла, и нет уже тех глаз,

И той улыбки нет, что молча выражали

Страданье – тень любви,

                           и мысли – тень печали.

Но красоту её Боровиковский спас.

Так часть души её от нас не улетела,

И будет этот взгляд, и эта прелесть тела

К ней равнодушное потомство привлекать,

Уча его любить, страдать, прощать, молчать.

                           (Полонский Я.П. «К портрету». 1885г.)

Библиотекарь: Ну, а если бы мы не знали, кто изображен на портрете, разве бы эта картина меньше нравилась нам? Наверное, не меньше. Нас будет вечно волновать этот портрет, потому что талантливый художник создал образ печальной и светлой красоты, чистой и нежной души.

На экране картина-портрет «Всадница» К.П. Брюллова

Что за дама!? Пожалуй, это самый известный портрет кисти Карла Павловича Брюллова (1799-1852) «Всадница». Выдающегося мастера русского классицизма первой половины XIXв. Перед нами воспитанницы графини Самойловой — Джованина и Амацилия Пачини. Это парадный портрет-картина: молодая красавица Джованина в виде амазонки осадила коня перед верандой дома, ей навстречу выбежали собаки и маленькая девочка, с восхищением и обожанием смотрит она на сестру. Портрет как бы наполнен движениями и звуками: собаки лают, кажется, еще слышно эхо топота детских ног в гулких коридорах палаццо. Конь горяч, но сама всадница спокойно восседает на его широкой спине. С большим мастерством Брюллов пишет развевающийся изумрудный газовый шарф всадницы на фоне темной зелени парка — зеленое на зеленом. Протрет проникнут радостным чувством восхищения перед праздничным богатством и разнообразием жизни. 

Все персонажи картины – и сама всадница, Джованина Пачини, и девочка, её сестра Амацилия, — написаны в полный рост. В образе девочки с сияющими глазами выбежавшей на террасу, художник передал светлую поэзию детства – живой и ясный взгляд на мир. Но в центре картины, конечно же, портрет очаровательной юной женщины, которой художник явно любуется и восхищается. Она легка, изящна, грациозна, воздушна. Ей посвящено стихотворение Вс. Рождественского«Всадница», написанное в 70-е годы.

Чтец: 

Ловя восторженные взгляды,

Вуаль небрежно отклоня,

Она, царица кавалькады,

Уздою вздёрнула коня.

И вот строптиво и сердито

В сверканье бляшек и колец

Взметнул точёные копыта

Гнедой атласный жеребец.

Он весь – строфа стихотворенья,

Дань романтической мечты,

Сдержал порыв и нетерпенье,

Смирённый властью красоты.

Великий праздник светотени –

Брюлловской кисти полотно,

В нём всё условно, как на сцене,

И тайной прелести полно.

                               (Вс. Рождественский, Отрывок)

Библиотекарь: Художник воспевает полноту и радость бытия с увлечённостью человека, влюблённого в красоту мира.

На рубеже веков был создан ещё один пленительный образ. В 1900 г. живописцем Михаилом Александровичем Врубелем (1856-1910) была написана картина-портрет «Царевна-Лебедь».

На экране портрет «Царевны-Лебедь» М.А. Врубеля

Художник наиболее склонный к театрализации образов, фантасмагории и мистицизму. Его живопись кажется таинственным эзотерическим откровением в красках. Он стремился воплотить красоту и узреть её внутреннюю тайную, приоткрыть завесу загадки самой сути прекрасного.

М.А. Врубель избирает весьма оригинальную и уникальную в своём роде манеру письма. Он пишет не формами, не объёмами, а дробящимися мелкими плоскостями, подобными мозаике, мерцающей во мраке…

Он часто создавал портреты своей жены Надежды Ивановны Забелы-Врубель, играющей в театральных постановках, в образах различных персонажей – то она предстаёт в образе Гретель, то в образе Царевны-Лебедь из оперы Н.А. Римского-Корсакова по мотивам сказки о Царе Салтане и обладающей хрустальным голосом дивной красоты. Существует мнение, что навеянное художнику вдохновение после услышанной оперной партии Царевны-Лебедь в исполнении певицы Н.И. Забела (1860-1913) способствовало появлению одноимённой картины «Царевна-Лебедь».

Давайте послушаем арию «Царевны-Лебедь» в исполнении Клары Кадинской.

Звучит отрывок из оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». Ария «Царевны-Лебедь» в исполнении Клары Кадинской

На экране фото Забелы в образе «Царевны-Лебедь»

Сохранились фотографии Забелы в роли царевны, по которым видно, что художник достаточно далеко ушёл от натуры при создании своего произведения.

Однако, никаких прямых связей со сценической трактовкой «Царя Салтана» в картине нет, и сама царевна даже не похожа на Н.И. Забелу — совсем другое лицо. Вероятнее всего, Врубель придумал лик Царевны, в котором отдаленно отразились и слились черты и его жены, и дочери когда-то любимой им женщины, а может быть, и еще чьи-то.

На экране портрет «Царевны-Лебедь» М.А.Врубеля

Конечно, Врубель писал не просто портрет. Не живую женщину из плоти и крови писал художник, а фантастическое существо, для которого морская пучина — дом родной. Царевна с полотна Врубеля таинственна и загадочна, лицо её печально. Изображена Царевна-Лебедь на фоне спускающихся над морем сумерек, узкой полоски заката на горизонте и далёкого города (фоном послужили декорации к спектаклю — город Леденец, выполненные художником).

«Но картина — не костюмированный портрет артистки, это чарующий миф о высшей красоте, о тайне её проявления в мире. В эстетике символизма лебедь олицетворяет вдохновение, которое может и возвысить душу, и привести её к познанию тёмных, таинственных сторон жизни. Художник наделяет свой образ демоническими чертами. Царевна-Лебедь — существо двойственной природы, она олицетворяет две стихии — тёмную, холодную водную и одновременно устремленную ввысь воздушную, небесную. Художник пытается уловить момент превращения девы в птицу, чудесную метаморфозу форм, словно тающих в последних лучах заката. Он передаёт ускользающее движение уходящей царевны. Изображение кажется бесплотным призрачным видением».

Красота врубелевской Царевны-Лебеди рождена морской стихией, она как-бы соткана из закатных лучей, игры волн, блеска камней, шума прибоя. На ее неживом лице игра цветов — от иссиня-черного моря до розово-багряной зари — подобна переливу тонов на фарфоре. Только глаза живут на этом лице, и в них безмерная грусть. Шелестят под ветром крылья, сверкают дорогие каменья в ее головном уборе, затягивает, манит прощальный взгляд. В этом взгляде тоска по земному облику, по земной любви и радости.  

Тонкой поэзией отмечен образ тоскующей и зовущей царевны-птицы. Покорённая любовью царевича Гвидона, Лебедь расстаётся со своей колыбелью, с любимыми волнами холодного моря: она должна принять облик земного человека. И тяжко ей и больно, и радостно это превращение. В прекрасных неземных очах её живут страх, тоска, любовь и покорность судьбе. Образ создан «редкостными по красоте, истинно сказочными красками», как говорили современники.

Конечно, это не пушкинская «Царевна-Лебедь», и не из оперы Римского-Корсакова. Там она дневная, светлая. Царевич Гвидон спасает ее от злого коршуна и женится на ней, и все устраивается к общему счастью. На картине Врубеля загадочная птица с ликом девы едва ли станет женой человека, и благополучия не обещает ее томный прощальный взор, ее жест руки, предостерегающий, призывающий к молчанию. Царевна не приближается, она уплывает во тьму.

Настроение картины тревожно-печальное. Так написано трепещуще-перламутровое, с отблесками солнца оперение Лебеди, что мы слышим этот шелест, этот трепет, слышим холодные ровные удары прибоя о берег, усиливающие ощущение безнадежности и грусти. Еще миг — и потухнет полоска зари, исчезнет красота царевны, только взмахнет крыльями большая белая птица и скроется в волнах…

Картину «Царевна-Лебедь» особенно любил А. Блок. Репродукция с нее всегда висела в его кабинете в Шахматове. Ею навеяно большое стихотворение с подзаголовком «Врубелю». Стихи не иллюстрируют картину Врубеля, они навеяны различными ассоциациями, возникшими от картины…

Чтец: 

Дали слепы, дни безгневны,

Сомкнуты уста

В непробудном сне царевны,

Синева пуста…

Будут вёсны в вечной смене

И падений гнет.

Вихрь, исполненный видений, —

Голубиный лет…

Что мгновенные бессилья?

Время — легкий дым…

Мы опять расплещем крылья,

Снова отлетим!

И опять в безумной смене

Рассекая твердь,

Встретим новый вихрь видений,

Встретим жизнь и смерть!

Библиотекарь: Прекрасные женские образы создавались русскими художниками и в XX веке. Мы остановимся лишь на одной картине. Жизнь её автора трагически оборвалась в годы творческого расцвета. Это Константин Алексеевич Васильев (1942-76). Его творчество – это мир преданий и легенд, древних былин и сказок. Его художественное наследие составляет около 400 живописных полотен и рисунков. Воспевая свою особую Русь, художник создал необыкновенно одухотворенные образы.

Незабываемый образ запечатлён в картине «Ожидание». У морозного окна со свечою в руке стоит девушка. Огромные глаза наполнены тревогой. Кого ждет она? Любимого человека? А может сама судьба подходит к дверям? Охватывает тревожное предчувствие, готовность принять свою судьбу, а может быть, — и вступить с нею в спор.

Вот и прошла перед нами целая галерея женских образов, созданных художниками трёх столетий. Прекрасные женщины, олицетворяющие стремление творцов к красоте и душевной гармонии.

Чтец: 

Ты – женщина, ты – книга между книг,

Ты – свёрнутый, запечатленный свиток,

В его строках и дум и слов избыток,

В его листах безумен каждый миг.

Ты – женщина, ты – ведьмовский напиток!

Он жжёт огнём, едва в уста проник;

Но пьющий пламя подавляет крик

И славословит бешено средь пыток.

Ты – женщина, и этим ты права.

От века убрана короной звёздной,

Ты в наших безднах образ божества!

Мы для тебя влечём ярем железный,

Тебе мы служим, тверди гор дробя,

И молимся от века на тебя!

                      (Брюсов В.Я., «Женщине» 1899г.)

Библиотекарь: Хочется, чтобы все женские лица были вечно прекрасны и всегда озарены духовным светом, чтобы они по-прежнему вдохновляли поэтов и художников на создание неповторимых полотен.

Литература:

  1. Евангулова О.С. Портретная живопись в России второй половины XYIII в. / О.С.Евангулова, А.А.Карев. – М.: Изд-во МГУ, 1994. – 200 с.
  2. Дружинин С.Н. О русской и советской живописи / С.Н.Дружинин. – Л.: Художник РСФСР, 1987. – 232 с., ил.
  3. Заболоцкий Н. Лирика / Н.Заболоцкий. – М.: АСТ: АСТ Москва: Транзиткнига, 2006. – 428 с.
  4. Полонский Я.П. Стихотворения. Поэмы / Я.П.Полонский. – М.: Правда, 1986. – 480 с.
  5. Сто великих художников. – М.: Вече, 2004. – 480 с.
  6. Суздалев П.К. Врубель. Музыка. Театр / П.К.Суздалев. – М.: Изобраз. Искусство, 1983. – 368 с., ил.
  7. Чудное мгновенье. Любовная лирика русских поэтов. Кн.2. – М.: Худож. лит., 1988. – 431 с. (Классики и современники. Поэтич. Б-ка)

Сценарий подготовила Семченко М.А.

Предложите, как улучшить StudyLib

(Для жалоб на нарушения авторских прав, используйте

другую форму
)

Ваш е-мэйл

Заполните, если хотите получить ответ

Оцените наш проект

1

2

3

4

5

Демидович Наталья Аркадьевна
учитель русского языка и литературы
ГУ «Борасинская средняя школа-сад» Бескарагайский район ВКО

ОБОРУДОВАНИЕ:
Репродукция картин:
«Портрет А.П.Струйской» Ф.С.Рокотова; «Портрет М.И.Лопухиной» В.Л.Боровиковского; «Всадница» К.П.Брюллова; «Неизвестная» И.Н.Крамского; «Царевна – Лебедь» М.А.Врубеля; «Дама на веранде» В.Э.Борисова — Мусатова; «Дама в голубом» К.А.Сомова; «Ожидание» К.А.Васильева; плакат с эпиграфом: «…Прелести твоей секрет.Разгадке жизни равносилен» (Б.Пастернак).

Музыкальное сопровождение:
Франческо да Милано. Сюита для лютни; В.Галилеи. Сюита для лютни; М.Равель. Танцевальный вальс; Н.А.Римский – Корсаков. Ария Царевны – Лебеди из оперы «Сказка о царе Салтане»; П.И.Чайковский. Сентиментальный вальс.

ЦЕЛИ:
1.Показать как с помощью звука, цвета и слова возможно отразить величие и красоту русской женщины.
2.Стимулировать развитие творческих способностей учащихся.
3.Воспитывать чувство восхищения прекрасным.
4.Развивать умение различать эмоциональное содержание музыкальных произведений.
5.Показать неразрывную связь литературы, живописи и музыки.

ЭПИГРАФ
«Прелести твоей секрет.
Разгадке жизни равносилен»
Б.Пастернак

ХОД УРОКА.
(звучит «Сюита для лютни» Франческо да Милано.)
Вступительное слово учителя литературы:
Из века в век женщины неизменно вдохновляли поэтов, музыкантов, художников на создание величайших произведений искусства. Сегодня наш литературный вернисаж посвящен пленительным женским образам. В каждой из женщин таится загадка – секрет красоты, женственности, обаяния.
I чтец:
Все в ней гармония, все диво,
Все выше мира и страстей;
Она покоится стыдливо
В красе торжественной своей;
Куда бы ты ни поспешал,
Хоть на любовное свидание,
Какое б в сердце не питал
Ты сокровенное мечтанье, —
Но, встретясь с ней, смущенный ты
Вдруг остановишься невольно,
Благоговея богомольно
Перед святыней красоты.
А.С.Пушкин. Красавица. 1832
Какие же тайны воплощены выдающимися русскими художниками различных эпох в женские образы?
Какой идеал женской красоты и гармонии воспевали поэты?
Мы попытаемся ответить на эти вопросы. И нам помогут гости вернисажа – знатоки русской живописи и поэзии.
Художник: В русской живописи немало гениальных произведений, в центре которых женщина с ее сложным духовным миром.
Как вы полагаете, с какой картины следует начать поэтический вернисаж?
Безусловно, это будет картина, написанная в XVIIIв., поскольку именно в эпоху классицизма портрет стал играть ведущую роль в живописи. В этом жанре русские художники достигли высокого уровня и по праву заняли место среди крупных портретистов эпохи.
В ряду прославленных мастеров второй половины XVIIIв. Одно из первых мест занимает Федор Степанович Рокотов.
РОКОТОВ Федор Степанович (1735 – 1808) – живописец. Использовал приемы западноевропейского парадного портрета середины XVIIIв.
(Звучит «Сюита для лютни» В.Галилеи. На сцену выходит Гость(1).)
ГОСТЬ(1): Каждый портрет Рокотова – это, прежде всего, чувство, воплощенное в краски. Никакое описание не в силах передать скольжение света по гладкой, как бы эмалевой поверхности, красоту и движение цвета, то холодно мерцающего в глубине, то прорывающегося приглушенным жаром; едва уловимые переходы одного полутона в другой; затягивающий сумрак фона, из которого, словно наплывом, выходят к нам бледные лица.

Особой одухотворенности образов художник достиг в женских портретах. Необычайно пленителен образ юной А.П.Струйской (1722), взор которой, живой и трепетный, таит в себе некую печаль.
Этот загадочный взгляд выразительных карих глаз и легкая таинственная улыбка свидетельствуют об изменчивой сложности душевного мира этой удивительной женщины: Рокотов создал образ необычайно женственный, полный очарования и непостижимый до конца.
Художница: Рокотов славится как изумительно тонкий колорист. На основе одного ведущего цвета – зеленовато-серого – художник создает целую гамму жемчужных полутонов. Добавление как бы задымленного красного не разрушает, а, напротив, подчеркивает красоту и единство целого.
Учитель литературы: Любуясь портретом А.П.Струйской, поэт Николай Алексеевич Заболоцкий (1903 – 58) написал проникновенное стихотворение «Портрет» (1953).
II чтец:
Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.
Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?
Ее глаза – как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза – как два обмана,
Покрыты мглою неудач.
Соединение двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук.
Когда потомки наступают
И приближается гроза,
Со дна души моей мерцают
Ее прекрасные глаза.
Портрет. 1953
Учитель литературы: Кого же еще можно назвать, вспоминая блестящих портретистов XVIII столетия?
Художник: Совсем иная творческая индивидуальность выступает в произведениях талантливейшего живописца рубежа XVIII – XIX вв. Владимира Лукича Боровиковского, который преумножил славу русских портретистов.
БОРОВИКОВСКИЙ Владимир Лукич (1757 – 1825) – художник – портретист. В его художественной системе нашли отражение идеи сентиментализма, особенно проявившиеся в женских портретах второй половины 1890-х годов.
В среду русских живописцев Боровиковский вошел уже сложившимся мастером, успевшим завоевать на родной Украине известность иконописца.
В русском искусстве он явился выразителем особенного художественного направления – сентиментализма. Боровиковский создал прекрасную галерею женских образов.
Героини его полотен непосредственны и своенравны; художник стремится передать и характер, и настроение натуры.
ГОСТЬ(2): Боровиковский не стремится к разнообразию композиционных приемов, его портреты, как правило, — полуфигуры, опирающиеся на постамент, изображенные на фоне паркового ландшафта.
Варьируя это решение, художник сосредотачивает внимание на лицах, создает одухотворенные поэтические образы.
(Звучит «Танцевальный вальс» М.Равеля)
Признанный шедевром Боровиковского является портрет Марии Ивановны Лопухиной (1897).

Художник воплотил здесь свое представление о женской прелести – удивительной, почти неземной, но, увы, недолговечной…Лопухина скончалась в возрасте 22 лет.

Но здесь, на портрете, ничто не омрачает ее прекрасных черт – мы видим гармоничного человека в расцвете сил.

Художница: В соответствии с замыслом родилось цветовое решение: голубые, сиреневые, жемчужно – белые, золотистые тона – нет ни единого резкого акцента.
Пытаясь показать незримые нити, связывающие человека и природу, Боровиковский прибегает к перекличке цветов: голубой пояс – голубые васильки, сиреневая шаль – сиреневая роза.
Художник избегает угловатых форм, предпочитая плавные, закругленные линии.
Ритмы спокойны; контурам фигуры соответствуют изгибы крон деревьев, колосьев, васильков, роза наклонена в ту же сторону, что и голова девушки.

ГОСТЬ(2): В портрете Лопухиной – словно печаль неизбежного расставания…Мягкий свет, проникающий в густую сень деревьев, встречается со светом, который излучает эта доверчивая и все же будто сторонящаяся нас юная красавица.
Учитель литературы: Более века назад этот портрет увидел у своих знакомых поэт Яков Петрович Полонский.
ПОЛОНСКИЙ Яков Петрович (1819 – 98) – литератор, автор лирических стихотворений, многие из которых положены на музыку и стали популярными «цыганскими» романсами («Гадалка», «Мой костер в тумане светит…» и др.)
Он долго стоял в задумчивости перед небольшим холстом: «Какое чудо – живопись! Все давным-давно забыли бы эту прекрасную Лопухину, если бы не кисть живописца…». Поэт посвятил этому портрету такие строки .
III чтец:
Она давно прошла, и нет уже тех глаз,
И той улыбки нет, что молча выражали
Страданье – тень любви, и мысли – тень печали.
Но красоту ее Боровиковский спас.
Так часть души ее от нас не улетела,
И будет этот взгляд и эта прелесть тела
К ней равнодушное потомство привлекать,
Уча его любить, страдать, прощать, молчать.
К портрету. 1885.
Учитель литературы: Ну, а если бы мы не знали, кто изображен на портрете, разве бы эта картина меньше нравилась нам? Наверное, не меньше. Нас будет вечно волновать этот портрет, потому что талантливый художник создал образ печальной и светлой красоты, чистой и нежной души.
Художник: Знаем мы, и что за дама изображена на знаменитой картине «Всадница» выдающегося мастера русского классицизма первой половины XIXв.- Карла Павловича Брюллова (1799 – 1852).
ГОСТЬ(3): Брюллов гениально сочетал в своем творчестве классические каноны с романтическими веяниями. В русском искусстве он явился родоначальником портрета в движении. Иногда Брюллов писал с натуры только голову, все остальное рождалось в его воображении. Свободно импровизируя, художник изображал людей на охоте, в лодке, на великосветском балу, создавая порой сложную многофигурную картину. Плодом такой импровизации явился всем известный портрет девушки на коне – «Всадница» (1832). Главный эффект этого блистательного полотна создается благодаря контрасту в изображении разгоряченного, вздыбившегося животного и уверенной, грациозной фигуры юной женщины, сдерживающей горячащегося коня.

Художница: Все персонажи картины – и сама всадница, Джованина Пачини, и девочка, ее сестра Амалиция, — написаны в полный рост. В образе девочки с сияющими глазами, выбежавшей на террасу, художник передал светлую поэзию детства – живой и ясный взгляд на мир. Но в центре картины, конечно же, портрет очаровательной юной женщины, который художник явно любуется и восхищается. Она легка, изящна, грациозна, воздушна.
Учитель литературы: Ей посвящено стихотворение В.А.Рождественского «Всадница», написанное в 70-е годы.
IV чтец:
Ловя восторженные взгляды,
Вуаль небрежно отклоняя,
Она, царица кавалькады,
Уздою вздернула коня.
И вот строптиво и сердито
В сверканье бляшек и колец
Взметнул точеные копыта
Гнедой атласный жеребец.
Он весь – строфа стихотворенья,
Дань романтической мечты,
Сдержал порыв и нетерпенье,
Смиренный властью красоты.
Великий праздник светотени –
Брюлловской кисти полотно,
В нем все условно, как на сцене,
И тайной прелести полно.
Не все ль равно, кто был моделью
Для амазонки прежних лет,
Кому польстил, с какою целью
Волшебно созданный портрет.
Пусть переливчато струится
Отважной всадницы атлас,
А эта юность вечно длится
И веет свежестью на нас!
1970-е годы.
Художник: Художник воспевает полноту и радость бытия с увлеченностью человека, влюбленного в красоту мира. Вздыбившийся конь, бегущая навстречу всаднице девочка, блики солнца на затененных дорожках парка – все вносит в картину порыв, взволнованное движение, так отличающее эту композицию от парадных портретов предшествующей поры.
Учитель литературы: Современники писали об этом портрете: «Сколько помним, мы до сих пор не видели конного портрета, задуманного и исполненного с таким искусством. В лошади… находятся поистине удивительные линии ракурса: поразительно поставленная и нарисованная, она движется, красуется; а сидящая на ней девушка – это летящий ангел».
Художница: Если первая половина XIXв. была временем романтиков и мечтателей, то во второй половине в русское искусство пришли реалисты. Тон русской живописи этой эпохи задавало Товарищество передвижных художественных выставок, признанным лидером которого был Иван Николаевич Крамской.
Крамской Иван Николаевич (1837-87) – живописец, художественный критик, идейный вождь демократического движения в русском искусстве 1860-80-х гг. один из создателей и идеологов ТПХВ (общества передвижников). Создал ряд картин, стоящих на грани портрета и тематической картины, в которых раскрывал сложные душевные движения, характеры и судьбы.Среди многочисленных портретов сановников, художников, писателей, крестьян, которые всю жизнь создавал Крамской, особняком стоит загадочная «Неизвестная»(1883).
(Звучит «Сюита для лютни» Ф.да Милано)
ГОСТЬ(4): На первый взгляд этот портрет дамы действительно мало вяжется с представлениями о творчестве художника – демократа.
По зимнему Невскому в открытом экипаже едет молодая женщина. Сбоку остается Аничков мост, покрытый снегом. Улица тает в дымке. Очевидно, почувствовав чей-то пристальный взор, женщина чуть повернула голову в сторону тротуара, и это дает возможность хорошо рассмотреть ее лицо – насколько красивое, настолько же и холодное. Мы с удовольствием смотрим на гордую красавицу, восхищаясь мастерством Крамского. Дама на картине одета «со всей роскошью моды». Пушистое светлое страусовое перо и светлый шелк, которым подбита бархатная шапочка, оттеняют свежее смуглое лицо. Синий бархатный костюм, украшенный мехом, лентами, хорошо гармонирует с золотистого цвета кожаной обивкой экипажа.
Художник: Ни в одном портрете Крамской не уделял столько внимания аксессуарам. Темная перчатка, плотно охватывающая руку, тонкая и мягкая, написана с какой-то особенной теплотой; мягкие, плавные линии фигуры полны грации и изящества. В ее снисходительном или надменном взоре улавливается и едва приметная, затаенная грусть.
Учитель литературы: При взгляде на это лицо вспоминается стихотворение Владимира Владимировича Набокова «Встреча»
НАБОКОВ Владимир Владимирович (1899-1977) – выдающийся прозаик (« Приглашение на казнь», 1935-36; «Дар», 1937; «Лолита», 1955); автор лирических стихотворений; литературовед (перевод на англ.яз. и комментарий к «Евгению Онегину»; статьи о русских писателях).
V чтец:
Тоска и тайна, и услада…
Как бы из зыбкой черноты
Медлительного маскарада
На смутный мост явилась ты.
И под каштаны, вдоль канала
Прошла ты, искоса маня;
И что душа в тебе узнала,
Чем волновала ты меня?
Иль в нежности твоей минутной,
В минутном повороте плеч
Переживал я очерк смутный
Других – неповторимых – встреч?
Я ничего не знаю. Странно
Трепещет стих, и в нем – стрела…
Быть может, необманной, жданной
Ты, безымянная была?
Тоска, и тайна, и услада,
И словно дальняя мольба…
Еще душе скитаться надо.
Но если ты – моя судьба…
1923
Учитель литературы: Кто она, «Неизвестная» Крамского? Светская дама? Актриса? С кого писал художник эту женщину? Может, красавица – плод воображения живописца? Некоторые критики искали литературный аналог этого образа: называли Анну Каренину… Неясность происхождения «Неизвестной» повела к взаимоисключающим толкованиям картины. Но это не интригующая недосказанность «светской хроники»: героиня Крамского — не та таинственная незнакомка, которая, как писал один из современников, назавтра раскроет свое инкогнито, появившись в ложе Михайловского театра. «Неизвестная» как бы воплощает возможность присутствия идеала в жизни и одновременно его непостижимость. Если и далее следовать исторической хронологии, то нам непременно надо остановиться на периоде, который в истории называется очень сухо и лаконично – рубеж XIX – XX вв.
Художница: А в искусстве – это целая эпоха: взлет русской поэзии, успехи в области живописи, музыки, театра. Эта эпоха получила название – Серебряный век русской культуры. Остановимся на творчестве трех замечательных художников этого периода. На рубеже XIX – XX вв. в мировом искусстве ведущим художественным стилем стал модерн. Он провозгласил Красоту основополагающим принципом искусства и жизни. Выразителем идей модернизма в живописи было художественное объединение «Мир искусства», созданное по инициативе критика, театрального деяния С.П.Дягилева (1872-1929) и художника А.Н.Бенуа (1870-1960). Одним из самых значительных художников «Мира искусства» был Константин Андреевич Сомов (1869-1939).
СОМОВ Константин Андреевич (1869-1939) – живописец и график, один из основателей журнала «Мир искусства». Создавал в своих произведениях вымышленный «мир прошлого», населенный кукольными персонажами. Автор портрета А.А.Блока (1907), картин: «Дама в голубом» (1897-1900), «Вечер» (1900- 02), «Арлекин и дама» (1912).
ГОСТЬ (5): Этот художник создал особый мир, в котором органически сливаются реальность и вымысел, правда и воображение…
(Звучит «Сюита для лютни» В.Галилеи.)
Одна из лучших работ Сомова – ставшая хрестоматийной «Дама в голубом» (1897 – 1900).
Можно смело утверждать, что этот портрет художницы Елизаветы Мартыновой – идеал женственности, еще один облик Прекрасной Дамы. В работе Сомова отразилась тревога, характерная для рубежа веков: что принесет новое столетие? Какие перемены грядут?
Портрет поражает необычным сочетанием старины и современности, мечты и реальности. Реальны древние деревья парка, старинное платье, стилизованный облик «пушкинской» барышни – «с печальной думою в очах, с французской книжкою в руках». Признаки идеального – болезненная хрупкость, щемящая тоска во взгляде, скорбная линия плотно сжатых губ. Не пройдет и пяти лет после написания портрета, — Елизавета Мартынова скончается от туберкулеза.
Художник: В портрете Сомова искусственное причудливо переплелось с подлинным, игра с серьезностью, а живой человек выглядит беспомощным и покинутым…
Художник поэтизирует страдания и болезнь, изощренную сложность и надлом человеческой души.
Учитель литературы: Этой картине созвучно стихотворение Федора Кузьмича Сологуба (1863 – 1927), одного из самых противоречивых поэтов Серебряного века.
VI чтец:
Ты печально мерцала
Между ярких подруг
И одна не вступала
В их пленительный круг.
Незаметная людям,
Ты открылась лишь мне,
И встречаться мы будем
В голубой тишине.
И, молчанье ночи
Навсегда полюбя,
Я бессонные очи
Устремлю на тебя.
Ты без слов мне расскажешь,
Чем и как ты живешь,
И тоску мою свяжешь,
И печали сожжешь.
«Ты печально мерцала…» 1897

Учитель литературы: На рубеже веков был создан еще один пленительный женский образ. В 1900 г. Художником Михаилом Александровичем Врубелем (1856 – 1910), предтечей символизма в русской живописи, была написана «Царевна – Лебедь».
Художница: В конце века Врубель приезжает в Москву и начинает писать декорации к операм Н.А.Римского — Корсакова (1844 — 1908), которые ставились в домашнем театре Саввы Ивановича Мамонтова (1841 – 1918). Музыка сливалась с особым художественным видением Врубеля, жила и звучала в нем.
( Звучит ария Царевны – Лебеди из оперы Н.А.Римского – Корсакова «Сказка о царе Салтане».)
ГОСТЬ(6): И тогда в жизни живописца совершилось чудо: он услышал дивной красоты хрустальный голос…Певица Надежда Ивановна Забела (1868 – 1913) отныне становится его музой – вдохновительницей. С ее оперной партией связано появление картины. Тонкой поэзией отмечен образ тоскующей и зовущей царевны-птицы. Картина передает плавные движения, перелив и мерцание красок. Нежно розовеют на крыльях блики догорающего заката, синеет рябь на серых водах, тускло светятся и переливаются изумруды, рубины, сапфиры и жемчуга на серебристом кокошнике с кружевной фатой. В сиреневых сумерках совершается великое таинство.
Учитель литературы: Покоренная любовью царевича Гвидона, Лебедь расстается со своей колыбелью, с любимыми волнами холодного моря: она должна принять облик земного человека. И тяжко ей, и больно, и радостно это превращение.
В прекрасных неземных очах ее живут страх, тоска, любовь и покорность судьбе. Образ создан «редкостными по красоте, истинно сказочными красками», как говорили современники. У поэта-философа Владимира Сергеевича Соловьева (1853 – 1900) есть стихотворение, необыкновенно созвучное этому полотну.
VII чтец:
Вся в лазури сегодня явилась
Предо мною царица моя, —
Сердце сладким восторгом забилось,
И в лучах восходящего дня
Тихим светом душа засветилась,
А вдали, догорая, дымилось
Злое пламя земного огня.
«Вся в лазури сегодня явилась…» 1875.

(Звучит «Сентиментальный вальс» П.И.Чайковского.)
Художник: Имена Брюллова или Врубеля многим знакомы с детства. Имя автора этой картины назовет далеко не каждый. Портрет «Дамы на веранде» написан Виктором Эльпидифоровичем Борисовым — Мусатовым (1870-1905). Судьба наделила его талантом, редкостным по чистоте и проникновенности. Сознательно отказался художник от реалистического изображения действительности.
Его картины – большие декоративные панно, проникнутые тоской, одиночеством, предчувствием смерти, полные завораживающей музыки.
VIII чтец:
Из раздумий призрачно-зыбких,
Пелены загадочных снов,
Возникает, как голос скрипки,
Образ дамы лиловых тонов,
Лишь только глаза опустишь,
Он в то же мгновенье растает,
Лиловым облаком станет
Фея печали и грусти.
ГОСТЬ(6): Изящная молодая женщина сидит на веранде. Платье облегает стройный стан. Причудливые серые тени на платье, серовато-дымчатый отблеск, падающий на печальное лицо и обнаженные плечи, — все это подчеркивает призрачность, нереальность образа. Балюстрада веранды лиловых тонов. Даже куст цветов за спиной женщины – с голубовато-серыми листьями, и роза, зажатая в лежащей на коленях руке, — не алая, не белая, а розовато-серая. За балюстрадой угадывается залитый солнцем сад. Но в женской фигуре ощущается полная отчужденность от всего светлого и радостного: словно сама фея печали и одиночества предстала перед нами.
Учитель литературы: Образ Дамы – мечты, Дамы – грезы необычайно созвучен женскому образу, созданному Иннокентием Федоровичем Анненским в стихотворении «Минута».
IX чтец:
Узорные ткани так зыбки,
Горячая пыль так бела, —
Не надо ни слов, ни улыбки:
Останься такой, как была;
Останься неясной, тоскливой,
Осеннего утра бледней
Под этой поникшею ивой,
На сетчатом фоне теней…
Минута — и ветер, метнувшись,
В узорах развеет листы,
Минута – и сердце, проснувшись,
Увидит, что это – не ты…
Побудь же без слов, без улыбки,
Побудь точно призрак, пока
Узорные ткани так зыбки
И белая пыль так чутка…
1910-11гг.
Художница: Прекрасные женские образы создавались русскими художниками и в XX веке. Мы остановимся лишь на одной картине. Жизнь ее автора трагически оборвалась в годы творческого расцвета. Это Константин Алексеевич Васильев (1942-76). Его творчество – это мир преданий и легенд, древних былин и сказок. Воспевая свою особенную Русь, художник создал необыкновенно одухотворенные образы. «Душа его тосковала по древним корням и истокам славянства», — заметил живописец Илья Сергеевич Глазунов.
ГОСТЬ(7): Незабываемый образ запечатлен на картине «Ожидание».
У морозного окна со свечою в руке стоит девушка. Интересна композиция полотна: деревянная рама окна создает иллюзию «картины в картине», а морозный узор, обрамляющий голову героини, делает ее похожей на сказочную птицу Сирин. Огромные глаза наполнены тревогой. Кого ждет она? Любимого человека? А может, сама судьба подходит к дверям? Зрителя охватывает тревожное предчувствие, ощущение надвигающейся беды. Но в глазах героини читается и решимость, готовность принять свою судьбу, а может быть, — и вступить с нею в спор.
Учитель литературы: Вспоминаются строки Елизаветы Юрьевны Кузьминой-Караваевой (1891-1945).
X чтец:
Какой бы ни было ценой,
Я слово вещее добуду,
Приближусь к огненному чуду,
Верну навеки мой покой.
Пусть давит плечи темный грех,
Пусть нет прощения земного, —
Я жду таинственного зова,
Который прозвучит для всех.
«Какой бы ни было ценой…» 1916.
Художник: Перед нами прошла целая галерея женских образов, созданных художниками трех столетий. Прекрасные женщины, олицетворяющие стремление творцов к красоте и душевной гармонии.
I чтец:
Ты – женщина, ты – книга между книг,
Ты – свернутый запечатленный свиток;
В его строках и дум и слов избыток,
В его листках безумен каждый миг.
II чтец:
Ты – женщина, ты – ведьмовский напиток!
Он жжет огнем, едва в уста проник;
Но пьющий пламя подавляет крик
И славословит бешено средь пыток.
III чтец:
Ты – женщина, и этим ты права.
От века убрана короной звездной,
Ты — в наших безднах образ божества!
Мы для тебя влечем ярем железный,
Тебе мы служим, тверди гор дробя,
И молимся – от века – на тебя!
В.Я.Брюсов. Женщине. 1899.
Учитель литературы: Хочется, чтобы все женские лица были вечно прекрасны и всегда озарены духовным светом, чтобы они по-прежнему вдохновляли поэтов и художников на создание неповторимых полотен.

ЛИТЕРАТУРА
1. Алексеева Т.В. Боровиковский и русская культура на рубеже XVIII – XIX веков. – М., 1975.
2. Алпатов М.В. Этюды по истории русского искусства: В 2-х т. – М.,1976.
3. Набоков В.В. Как я люблю тебя. – М.: Центр – 100, 1994.
4. Гершензон – Чегодаева Н.М. Д.Г.Левицкий. – М., 1964.
5. Гимн любви: В 3-х т. Т.1.Лирика русских поэтов. – М., 1991.
6. Дмитриева Н.А. М.А.Врубель. – М., 1984.
7. Иван Николаевич Крамской: Альбом репродукций. – М., 1956
8. История русского искусства: В 2-х т./Под ред. М.М.Раковой и др. – М., 1979-1981.
9. Лапшина Н.Ф. С.Рокотов. – М., 1959.
10. Пружак И.К. Сомов. – М., 1972.
11. Ракова М.М. Брюллов – портретист. – М., 1956.
12. Серебряный век: Петербургская поэзия конца XIX – начала XX века./Сост. М.Ф.Пьяных. — Л., 1992.
13. Три века русской поэзии. – М., 1989.

История возникновения праздника

Историю возникновения праздника можно взять за основу вступительной информационной части мероприятия. Оказывается, многие приглашённые на подобные вечера ни разу не слышали о немецкой коммунистке Кларе Цеткин. А ведь она выступала на форуме в Копенгагене с отчётом и призывом учредить Международный женский день.

История праздника

Познавательный час может включить в себя и другие версии добавления даты 8 марта к «красным» дням календаря. Гостям торжества будет интересно послушать о забастовке работниц текстильной фабрики во времена СССР, узнать подробности легенды об иудейской царице и познакомиться ещё с одним известным именем революционерки Александры Коллонтай.

Красивое название мероприятия

Капитан Врунгель говорил: «Как вы судно назовёте, так оно и поплывёт». Поэтому очень важно подобрать красивое наименование мероприятию. Название выставки к 8 Марта в библиотеке может быть строчкой из какого-нибудь стихотворения.

Выступление детей

  1. Праздник весны и пленительной нежности.
  2. Образ пленительный, образ прекрасный.
  3. Ярче всех бриллиантов мира.
  4. Светлый праздник — мамин день.
  5. Есть в марте день особый.
  6. Книга мудрости о женщине.
  7. Восславим имя матери родной.
  8. Есть женщины в русских селеньях.
  9. О, женщина… ведь нет тебя прекрасней.
  10. Пусть всегда будет мама.

Работникам библиотеки предстоит не только интересно назвать познавательно-развлекательную вечеринку, но и соответствующее оформить концертный зал. Причём совсем необязательно тратить крупные суммы на подготовку, декорации вполне можно изготовить своими руками. Букеты, воздушные шары и красочные стенгазеты — варианты, которые в первую очередь приходят на ум. Но можно не ограничиваться стандартными идеями, а проявить немного фантазии, тогда библиотечный зал заиграет новыми красками.

Объёмные буквы, гирлянды из гофробумаги, цветы из воздушных шаров, драпировки из органзы — среди всех идей следует выбрать именно те, что представится возможным реализовать.

Конкурс «Умелая хозяюшка»

Каждая женщина умелица и хозяюшка, и как выбрать лучшую, может определить только честное состязание, которое можно устроить именно на 8 Марта с голосованием и призами, за лучшее приготовленное блюдо (какое-то одно), к примеру, сладкий тортик к чаю станет прекрасным дополнением корпоративного празднования. В таком конкурсе, каждая женщина сможет раскрыть свой творческий потенциал и продемонстрировать коллегам и сослуживцам, что даже строгий бухгалтер или придирчивый директор (то же должна участвовать) может быть нежной и заботливой женщиной. А уж мужчинам остается, как всегда самое «сложное» — выбрать лучшую, среди лучших путем неподкупного и прозрачного голосования. Независимо от того кто победит в конкурсе «Хозяюшка», каждая участница должна получить букет цветов и приз-подарок.

Формы проведения вечера

Первый книжный зал был открыт аж в XXV веке до нашей эры, праздник 8 Марта в России отмечают уже около ста лет. Приведённые параметры указывают на то, что открытые вечера по поводу Международного женского дня и других знаменательных дат проводились в библиотеках бесчисленное количество раз. Поэтому современных библиотекарей накануне любого торжества волнует важный вопрос: в какой форме провести мероприятие, чтобы это было оригинально и необычно? Текст сценария можно составлять, опираясь на список вероятных форм мероприятия:

Праздничная программа

  • творческая встреча;
  • поэтический вечер;
  • выставка работ декоративно-прикладного искусства;
  • фотовыставка;
  • праздничная игровая программа;
  • состязание на самое оригинальное поздравление;
  • историческая композиция;
  • конкурс информационно-поздравительных стендов;
  • познавательная беседа;
  • литературно-музыкальная гостиная;
  • торжественная презентация;
  • активный отдых со спортивными конкурсами;
  • мастер-класс по изготовлению поздравительной открытки.

Содержимое подбирается в зависимости от тематики. На вернисаже могут присутствовать рисунки детей или картины талантливых художниц, а также поделки, выполненные своими руками, или художественные плакаты. Поэтический вечер включает в себя декламацию знаменитых авторов или стихотворений собственного сочинения.

К мастер-классу следует готовиться заранее: подобрать и распечатать схемы или выкройки, приобрести необходимый материал и инструменты, позаботиться о рабочих местах. Также важно учитывать возрастной фактор: темы, которые интересны аудитории средних лет, могут быть не оценены школьниками.

Окончить вечер можно праздничным чаепитием или шведским столом со сладким угощением. Так и мероприятие получит логическое завершение, и обстановка перейдёт в более дружескую.

Конкурсная игровая программа, посвящена Международному женскому дню 8 марта в параллели 4-ых классов «Весенняя смехотворина»

. Цель:

создание радостного, праздничного настроения.
Задачи:
— формировать у детей потребности в приобретении знаний и навыков,необходимых для жизни; — развивать мышление, память, воображение, ловкость, уверенность в себе; — воспитывать целеустремлённость, умение работать в команде. — Поздравить девочек с праздником 8 марта.
Оборудование:
сборные картинки принцесс (пазлы), сборные пословицы (карточки), сетки сказочного кроссворда, две бельевые веревки, 6 прищепок, 6 вырезанных картинок платьев, кулинарные загадки, музыкальное сопровождение, ручки.
Место проведения:
школьный кабинет.
Участники:
учащиеся 4-ых классов.

Ход праздника:

Ведущий: Сегодня день весенний, На улице капель Встречает звоном праздник – Счастливый мамин день. Мы от души всех женщин Сегодня поздравляем, И девочек-красавиц На конкурс приглашаем. Подарим вам сегодня: Веселье, шутки, смех, Не прячьтесь, не грустите, Вас ждет большой успех. Спешите – начинаем, Фанфары пусть гремят. На сцену приглашаем Достойнейших ребят. (
Багрова Е.В.
) Литературно – музыкальное поздравление с Международным женским днем 8 марта от ребят 4 «А» класса

1.Шагает по Планете красавица – весна, Рассвет и пробуждение земле несет она. Весною расцветают и ландыш, и сирень, Девчонки расцветают в весенний Женский день. 2.Мы в день 8 марта Весну – красну встречаем, И всех девчонок в классе Сегодня поздравляем! 3.В нашем классе все мальчишки Очень постарались, Чтобы девочки сегодня Только улыбались! 4. Чтоб с улыбкою весенней Подружиться вы смогли И в хорошем настроении День сегодня провели. 5. В небе солнышко прекрасное, Птички весело поют. Вам они желают радости И привет весенний шлют! 6. Мы сегодня все нарядные, Щеки пламенем горят. Поздравлять вас с женским праздником Собрались, как на парад! 7. Все рубашки отутюжены, Все отглажены штаны. Обошли сегодня лужи мы И не стали драться. 8. Вверх ногами не ходили мы, Не валялись на полу, Друг на друга не садились мы И не пачкались в мелу. 9. Мы девчонок поздравляем С самым светлым в мире днем. С первым цветиком под снегом, С первым радостным ручьем! 10. Пусть болезни и невзгоды Вас обходят стороной, Пусть в любую непогоду Поют птицы, как весной. 11. Пусть вам солнышко сияет, Пусть в душе цветет сирень! От души вас поздравляем В самый светлый в мире день. 12. С днем улыбок и веселья! С ясным, теплым днем весенним! С вашим праздником почетным С женским днем Международным! 13. С праздником женским мы вас поздравляем! Счастья, успехов, здоровья желаем! Дарим цветы и песни поем. Хором: С Международным женским днем!
Звучит «Веселая песенка» Александра Ермолова

Выглянуло солнышко Из-за серых туч, Золотистым зёрнышком Прыгнул первый луч. Скачет по полям, с небом пополам, Песенку весёлую напевает нам. Скачет по полям, с небом пополам, Песенку весёлую напевает нам.

И от этой песенки Тает тишина, И с ручьями весело Прыгает весна.
Скачет по полям, с небом пополам, Песенку весёлую напевает нам. Скачет по полям, с небом пополам, Песенку весёлую напевает нам.
Разбудили песенку Тёплые лучи, И на ветках весело Прыгают грачи.
Скачут по полям, с небом пополам, Песенку веселую напевают нам. Скачут по полям, с небом пополам, Песенку веселую напевают нам.
В песенку задорную Просто влюблена, Прыгает огромная Детская страна.
Скачет по полям, с небом пополам, Песенку весёлую напевает нам. Скачет по полям, с небом пополам, Песенку весёлую напевает нам.
Скачет по полям, с небом пополам, Песенку весёлую напевает нам. Ля-ля-ля-ля-ля, ля-ля-ля-ля-ля. И под эту песенку кружится земля.

«Школьные страдания» от мальчиков 4 «Б» класса

1.Мы сейчас у вас попросим Чуточку внимания, Про девчонок мы исполним Школьные страдания. 2.Мы ребята удалые, Ходим все в четвертый класс, И девчонки деловые обучаются у нас. 3. У девчат ума палата, Все хватают на лету, А мы бедные ребята – Нам учить невмоготу. 4. У девчонок есть косички — Что за искушение! Если дернешь по привычке – Просишь извинения! 5. У девчонок любопытство – Это просто мания: Ничего от них не скроешь – Что за наказание! 6. С ними шутки очень плохи – Слишком длинный язычок: Стоит только зацепить их, Попадешься на крючок! 7. Все девчонки симпатичны, Все, как розочки цветут. Стоит только заглядеться, Они мигом засмеют! 8. Все домашние заданья У девчат всегда на «пять», А у нас одна забота – Как бы мячик погонять. 9. От девчонок мы страдаем, От чего не пострадать? Но зато всегда мы можем Что-нибудь у них списать! 10. По секрету всему свету Скажем на прощание: Без девчонок жизни нету! Вот и все страдания! Конкурсная игровая программа для учащихся

(собравшиеся делятся на две команды – по классам, главные действующие лица – девочки, мальчики принимают участие в конкурсах для болельщиков)
1. Конкурс «Собери принцессу»
Каждой команде дается разрезанная картинка с изображением сказочной принцессы, надо из частей пазла сложить принцессу и назвать ее имя. Выигрывает та команда, которая быстрее и правильнее справится с заданием. Максимальное количество баллов – 2.

2. Конкурс «Собери пословицу»

Каждой команде даются части пословиц (начало и конец), надо восстановить пословицу, найти правильное начало и конец. Выигрывает та команда, которая правильно выполнит задание. Максимальное количество баллов – 5 (одна пословица – один бал).

3. Конкурс «Путешествие в сказку»

Каждой команде дается кроссворд, надо разгадать кроссворд, вспомнив героев литературных произведений. Задание дается на время, выигрывает та команда, которая за отведенное время ответит правильно на большее количество вопросов. Максимальное количество баллов – 7 (по числу вопросов).

По горизонтали: 1. Имя принца, Одеттой любимого, Из «Озера Лебединого». 2. Из бутылки наш герой, Старик с волшебной бородой. 3. Он веселый человечек, Выросший в Италии, Там, где зреют апельсины И лимоны, и маслины, Фиги и так далее. 4. Девочка милая Утешением стариков была, Да растаяла В жарком пламени костерка. 5. Очень простой вопрос — Девочки Элли любимый пес. 6. Эта девочка настолько мала, Что могла спрятаться в чаше цветка. 7. Гусь — путешественник и друг неплохой, Взявший мальчика Нильса с собой. По вертикали:

имя девочки необычайной, обронившей башмачок хрустальный.
Ответы:
1. Зигфрид. 2. Хоттабыч. 3. Чиполлино. 4. Снегурочка. 5. Тотошка. 6. Дюймовочка. 7. Мартин.
4. Музыкальная пауза
Участвуют все собравшиеся. Надо «подготовиться к участию в Международном музыкальном фестивале» и исполнить песню на незнакомом языке на мотив известной песенки, заменив в словах все гласные буквы на одну и ту же:

Жили у бабуси Два веселых гуся – Один серый, другой белый – Два веселых гуся. поем на букву – Э –

Жэлэ э бэбэсэ Двэ вэсэлэх гэсэ – Эдэн сэрэй, дрэгэй бэлэй – Двэ вэсэлэх гэсэ.
поем на букву – У-
Жулу у бубусу Дву вусулух гусу – Удун суруй, другуй булуй – Дву вусулух гусу.
поем на букву – А –
Жала а бабаса Два васалах гаса – Адан сарай, драгай балай – Два васалах гаса.

5. Конкурс «Веселый кулинар»

Каждой команде по очереди читается кулинарная загадка, выигрывает та команда, которая правильно разгадает все загадки. Максимальное количество баллов – 12.

1.Что на сковородку наливают, да вчетверо сгибают? (Блины) 2.Маленькое, сдобное, Колесо съедобное. Я один тебя не съем, Разделю ребятам всем. (Калач) 3. Дяденька смеется, На нем шубонька трясется. (Кисель) 4.Сидит барыня в ложке, Свесив ножки. (Лапша) 5.Очень любят дети Холодок в пакете. Холодок, холодок, Дай лизнуть тебя разок! (Мороженое) 6. Бел, как снег, в чести у всех. В рот попал — там и пропал. (Сахар) 7. В воде родится, а воды боится. (Соль) 8. Это кушанье для всех Мама сварит на обед. И половник тут как тут – Разольет в тарелки … (Суп) 9. Я пузырюсь и пыхчу, Жить в квашне я не хочу, Надоела мне квашня, Посадите в печь меня. (Тесто) 10. Рос сперва на воле в поле. Летом цвел и колосился, А когда обмолотили, Он в зерно вдруг превратился. Из зерна – в муку и тесто, В магазине занял место. (Хлеб) 11. Может и разбиться, Может и свариться! А захочет — в птицу Может превратиться. (Яйцо) 12. Хлеба мягкого кусок, Сверху колбаса, чеснок. Сам он просится к нам в рот, Аппетитный… (бутерброд) 13. Пчелки летом потрудились, Чтоб зимой мы угостились. Открывай пошире рот, Ешь душистый, сладкий… (мед) 14. Из крупы ее сварили, Посолили, подсластили. Эй, ну где же ложка наша?! Так вкусна на завтрак… (каша) 15.Лук, капуста и картошка, Разных овощей немножко. Ты в кастрюле их ищи. Это суп с названьем… (щи) 16.Подготовим место, Раскатаем тесто. Вот повидло, вот творог. Мы хотим испечь… (пирог) 17. Сахаристая рубашка, Сверху — яркая бумажка. Сладкоежки любят это. Что за лакомство? (Конфета) 18. Сделан он из молока, Но тверды его бока. В нем так много разных дыр. Догадались? Это… (сыр) 19. Не окрошка и не супчик. Свекла в нем, морковь, огурчик. Подают нам на обед С постным маслом… (винегрет) 20. Что за белые крупинки? Не зерно и не снежинки. Скисло молоко — и в срок Получили мы… (творог) 21. Догадайтесь, кто такая? Белоснежная, густая. Сливки взбили утром рано, Чтоб была у нас… (сметана) 22. Сварит бабушка из ягод Что-то вкусненькое на год. Ах, какое объеденье — Ароматное… (варенье) 23. Что за белая водица С фермы к нам в бидонах мчится? Мы ответ нашли легко — Это просто… (молоко) 24.Завернули эту плитку В серебристую простынку. Скушать плитку каждый рад. Что же это? (Шоколад) 6. Конкурс «Большая стирка»

Два болельщики от каждой команды натягивают бельевую веревку, три болельщика держат по прищепке, на столах разложены платья (картинки). Участники команд должны добежать до стола, взять платье, добежать до болельщика, взять прищепку. Вернуться к веревочке и повесить на нее платье. Побеждает та команда, которая быстрее справится со стиркой. Максимальное количество баллов – 3.

Подведение итогов конкурсов.
Вручение подарков.
Все ребята молодцы, Веселились от души. Показали ум, сноровку, Выступали смело, ловко, Дружба нас объединила, Ведь в единстве наша сила. До свидания, не грустите, Новой встречи с нами ждите!

Международный женский день — праздник, отмечаемый ежегодно 8 марта в ряде стран как «женский день». Международный женский день ежегодно отмечается ООН.

  • «Мамы всякие нужны. Мамы всякие важны!» (Творческие встречи)

  • «Портрет любимой Мамочки» (Выставка детского творчества)

  • «Открытка для любимых мам» (Праздничный концерт)

  • «С праздником мимозы!» (Концертные программы)

  • «Весны очарование» (конкурс стихов)

  • «Весна. Девчонки. Позитив» (фотовыставка)

  • «Весенние фантазии» (Творческое мероприятие)

  • «Поговори со мною, мама» (конкурс стихотворений)

  • «Самым милым и любимым» (выставка работ художественного творчества)

  • «Праздник весны, цветов и любви» (Праздничная программа)

  • «Мисс Весна» (конкурс школьной красоты)

  • «Образ пленительный, образ прекрасный» (выставка-вернисаж)

  • «Весенний букет» (Праздничная игровая программа)

  • «Весенняя капель» (конкурс стихотворений)

  • «Женский силуэт на фоне истории» (книжная выставка, обзор)

  • «Ярче всех бриллиантов мира…» (Фотовыставка о маме)

  • «Мы славим женщину» (конкурс стихотворений)

  • «Число восьмое — не простое!» (книжная выставка, обзор)

  • «Нет тебя прекрасней!» (Выставка детских рисунков)

  • «Мимоза» (конкурс рисонков-цветов)

  • «Мама, мамочка ты одна такая — любимая и родная» (книжная выставка, обзор)

  • «Моя мама — рукодельница» (Выставка-конкурс)

  • «Светлый праздник — мамин день» (стол просмотра, обзор)

  • «Бабушкины руки» (Выставка поделок)

  • «Весенний переполох» (конкурс на самое оригинальное поздравление)

  • «Галерея знаменитых россиянок» (историческая композиция)

  • «С праздником Весны, милые женщины!» (акция)

  • «Мисс Весна» (конкурс школьной красоты)

  • «Есть в марте день особый» (конкурс сочинений о маме)

  • «Книга мудрости о женщине» (Оформление информационных стендов)

  • «Ах, какая женщина!» (конкурс песен)

  • «Подари улыбку маме» (конкурс, посвященный Дню 8 Марта, на лучший рисунок)

  • Мы славим руки матери родной» (Классные часы)

  • «Весна пришла»

  • «Первая женщина в космосе» (час интересных сообщений)

  • «Подари улыбку маме» (конкурс, посвященный Дню 8 Марта, на лучший рисунок)

  • «Есть женщины в русских селеньях» (Выставка)

  • «Звёздные девушки»

  • «При солнышке тепло, при мамочке добро» (празднично-развлекательная программа)

  • «Букет для любимой» (Конкурс информационно — поздравительных плакатов)

  • «А ну,ка , девушки!» (девичьи конкурсы)

  • «Новые Золушки, или путь в принцессы» (конкурсно-игровая программа)

  • «Девичьи секреты» (конкурс весенних загадок)

  • «Матушка, голубушка. Солнышко мое!» (утренник)

  • «Весенняя краса»

  • «В марте есть такой денек» (литературный праздник)

  • «Звездные девушки»

  • «Весенние улыбки» (Праздничный концерт)

  • «А, ну-ка, девочки» (конкурс между девочками)

  • «А ну-ка, девочки, а ну-ка, бабушки!» (семейный конкурс)

  • «От всей души»

  • «8 Марта — день Чудес» (школьный праздник)

  • «Мы кому букет подарим?» (игра – шоу)

  • «Праздник 23/8»

  • «8 Марта для Царевны – Несмеяны» (праздничный концерт)

  • «Весенний букет»

  • «Для девчонок озорных, милых, добрых, дорогих!» (конкурсная программа)

  • «Весенняя капель»

  • «Бал принцесс» (школьный бал)

  • «Мамин день -8 марта»

  • «Февромарт»

  • «Весенняя мозаика»

  • «Весеннее настроение»

  • «Праздник красоты и радости»

  • «Лучшая из женщин»

  • «Мамина улыбка»

  • «Между нами девочками»

  • «Для Вас, любимые!»

  • «За милых дам»

  • «Весенние улыбки»

  • «В честь прекрасных дам»

  • «Крылья весны»

  • «Ох, уж это 8 марта» (познавательная беседа о празднике)

  • «Праздник бабушек и мам» (праздничный концерт)

  • «Супер мамы, супер дети» (внеклассное занятие)

  • «Весенний праздник – 8 марта» (праздник)

  • «Вперёд, девчонки» (классный час)

  • «О, женщина… ведь нет тебя прекрасней!» (концерт для педагогов)

  • «Очарование – 2018» (Интеллектуально-развлекательная программа)

  • «Веселый девичник» (шоу-программа)

  • «Пусть всегда будет мама» (КВН)

  • «Юная хозяюшка» (конкурс для девочек)

  • «В этот день, весной согретый, все цветы, улыбки – вам!» (праздник)

  • «Поговорим о наших мамах» (беседа)

  • «Самые обаятельные и привлекательные» (самые обаятельные и привлекательные)

  • «На балу у Золушки» (весенний конкурс красоты)

  • «Ох, девчонки, девчонки! Не стойте в сторонке!» (праздничные конкурсы)

  • «С весенним праздником, мама!» (концерт для мам)

  • «Милашки – очаровашки» (праздник для малышей)

  • «О, сколько же открытий чудных нам имя женское сулит…» (беседа о женских именах и их значениях)

  • «Мисс Весна» (конкурсная программа)

  • «Мы славим женщину России» (поэтический вечер)

  • «Все на земле от материнских рук, мы перед матерью в вечном долгу» (литературно-музыкальная композиция)

  • «Мы славим руки матери своей» (праздничная презентация)

  • «Милые! Родные! Ненаглядные!» (праздничный концерт)

  • «Чудесный день 8 Марта» (литературно-музыкальная гостиная)

  • «8 Марта- день радости и красоты» (детский утренник)

  • «С любовью к маме и бабушке» (досуговая программа)

  • «А март — это песня! А март — это сказка!» (развлекательная программа)

  • «Загляни в мамины глаза» (внеклассное мероприятие)

  • Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Образ парня на праздник
  • Образ народных праздников
  • Образ на праздник подростку
  • Образ на праздник осенью
  • Образ ведьмы на праздник