Образование право или обязанность правовой диалог сценарий

Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Ярцевская районная центральная библиотека» . Новости. Правовой диалог «Образование: право или обязанность»

24 октября в Ярцевской районной центральной библиотеке с учащимися 8 класса школы-гимназии прошёл правовой диалог «Образование: право или обязанность». Согласно статье 43 Конституции РФ «каждый имеет право на образование», однако в этой же статье пунктом ниже говорится, что «основное общее образование обязательно». Вот об этом и шла речь на мероприятии. Библиотекари разъяснили ребятам, что право на образование приобретается человеком естественным образом, по факту своего рождения, поскольку каждому человеку свойственно развиваться, накапливать опыт и получать новые знания, творить и передавать все накопленное им другим поколениям. Но человек не может отказаться от права на образование, поскольку основное общее образование сегодня в соответствии с российским законодательством является обязательным. Каждое право порождает обязанность. Живой диалог состоялся с учащимися при обсуждении статьи 43 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», посвященной обязанностям и ответственности обучающихся. Ребята узнали, что обучающиеся обязаны: добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять требования локальных нормативных актов организации, заботиться о сохранении и об укреплении своего здоровья, уважать честь и достоинство других обучающихся и работников организации, бережно относиться к имуществу организации. За неисполнение или нарушение требований организации к обучающимся могут быть применены меры дисциплинарного взыскания — замечание, выговор, отчисление из организации. Вместе с тем, обязанность по образованию своего ребенка лежит на родителях. Ребята привели примеры того, как родители помогают им в учебе. Как итог разговора прозвучали слова: я имею право на образование, но это и моя обязанность. 

             

Сценарий мероприятия на тему:

«Права, обязанности и ответственность подростков».

Цель: Формирование правовой грамотности воспитанников. Формировать умение по соблюдению и выполнению прав, обязанностей и ответственности за свои поступки.

Задачи:

  1. Знакомить с основными правами, обязанностями и видами несовершеннолетних посредством игры;

  2. Воспитывать толерантное отношение к окружающим;

  3. Уметь применять знание прав и обязанностей на практике.

  4. Помочь несовершеннолетним осознать, что нет прав без обязанностей, обязанностей без прав.

  5. Закрепить знания о правах, обязанностях, ответственности.

  6. Формировать уважительное отношение к правам других людей.

Оборудование: Плакат с расшифровкой аббревиатур «права», «обязанности». «ответственность»; Всеобщая декларация прав ребенка, конвенция о правах ребенка, ручки, листы с заданиями, буклеты с правами и обязанностями, ситуации виды наказаний.

Ход мероприятия.

1. Организационный момент

Добрый день!

Я рада видеть всех вас в этом зале. Я прошу вас разделиться на две команды, для этого выберите из этой коробки жетон. Выбравшие, красный жетон располагайтесь за первым столом, синий за вторым.

2.Сообщение темы занятия.

Сегодня наша встреча посвящена теме «Права, обязанности и ответственности несовершеннолетних». Вы познакомитесь с новыми понятиями и постараетесь вспомнить все, что уже знаете по этой теме.

Наше занятие мне хотелось бы начать строками стихотворения 10-летнего мальчика из г. Старый Оскол Давыдова Димы:

«Право выбора»

В нашем мире существует множество слов.

Есть свобода и совесть, права и любовь,

Есть желанья и чувства, надежды, мечты,

За которыми можем мы долго идти.

Есть дела, за которые благодарят,

Есть поступки, которые душу щемят.

Есть дороги по всем направленьям судьбы

Лишь тебе выбирать, по какой пойдёшь ты!

Только помни всегда! Заучи наизусть-

«Мир открыт для добра и искренних чувств».

  1. Работа по теме.

— Что такое Право?

Права – это правила, обеспечивающие защиту достоинства и свободы каждого отдельного человека.

Люди должны жить по правилам, которые заложены в обществе, определены обычаями, традициями, жизненным опытом многих поколений, тогда в этом обществе будут действовать принципы разума, справедливости, совести и порядка.

— Скажите, а кто, прежде всего, проявляет беспокойство о вас, пытается уберечь от неприятностей, создает все необходимое для вашего развития условия, защищает ваши интересы и права?

Конечно — же, в первую очередь взрослые, которые ежедневно находятся с вами. Это родители, классные руководители, воспитатели, психолог, социальный педагог. Но о детях так же заботятся общественные организации, которые главной своей задачей считают защиту детей. Наиболее авторитетной среди них является организация объединенных наций (ООН).

10 декабря 1948 года государствами, входящими в ООН, была подписана Всеобщая декларация прав человека (показ документа). Всеобщая декларация прав человека полезный и нужный документ, но в ней говорится о людях, ни слова о детях. А ведь именно дети нуждаются в особом внимании, заботе и защите. Именно поэтому 20 ноября 1989 года ООН приняла особый документ под названием «Конвенция о правах ребенка» (показ документа).

Конвенция – это международное соглашение. В нем говорится, что государства, подписавшие ее, взяли на себя обязательства заботится а вас, вашем здоровье, благополучии, образовании и всестороннем развитии.

 Какие права ребенка вызнаете?

Знакомство со статьями Конвенции о правах ребенка.

      В Конвенции 54 статьи, с некоторыми из них мы сейчас познакомимся, которые вы должны знать.

  • Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18 возраста

( статья 1).

  • Право на жизнь (статья 6).

  • Право на имя при рождении (статья 7), эти сведения записываются в специальном документе, который называется свидетельство о рождении. В этом документе записывают дату и год вашего рождения, где вы родились и кто ваши родители. А когда вам исполняется 14 лет, вы получаете другой документ.

— Как он называется?

  • Право на медицинскую помощь.

  • Право на образование (статья 28), поэтому вы должны пользоваться этим правом и хорошо учиться.

  • Право на отдых и досуг (статья 31), к сожалению, очень часто многие, зная свои права, пользуются только во благо своих интересов, не считаются с другими. Например, вы любите слушать громкую музыку. Но если вы мешаете кому- то читать книгу, или рядом находится больной, то вы нарушаете права на отдых другого человека. Вы можете пользоваться правами только тогда, когда не нарушаете права других. Вы обязаны уважать права других людей.

  • Право на индивидуальность.

  • Право свободно выражать свое мнение (статья13), ребенок может высказать вслух все, что думает. Только помните, прежде, чем что-то сказать или написать, нужно хорошо подумать.

  • Право на специальную охрану и защиту.

  • Право на заботу и воспитание родителями.

  • Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства.

  • Право на защиту своих прав и законных интересов родителями.

  • Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки.

  • Право на защиту от эксплуатации (статья 32), когда вас просят вынести мусор, это не принудительный труд, а посильная для вас помощь по хозяйству, самообслуживание. Дети с 14-16 лет имеют право работать в свободное от учебы время по 4 часа в день; с 16-18 лет имеют право работать в свободное от учебы время по 6 часов в день с согласия родителей или законных представителей.

  1. Работа по сюжету сказки.

Сейчас я предлагаю вам определить какие права главного героя сказки нарушены.

  1. Команда сказка «Буратино»;

  2. Команда сказка «Дюймовочка»;

Сейчас я вам предлагаю угадать сказочного персонажа, который нарушил права сказочных героев.

  1. Герой этой сказки содержится в неволе. Он потерял сестру, на его жизнь покушалась ведьма, нарушая его право на личную неприкосновенность и жизнь.

  1. Он имел право на свободное передвижение в пределах станы, свободу мысли и совести, право на защиту от посягательства на честь и репутацию, но, в итоге, лиса нарушила его право на личную неприкосновенность и жизнь.

  1. Этот герой многих русских сказок постоянно нарушал права других персонажей: покушался на их жизнь, содержал в рабстве, подвергал жестокому обращению, посягал на неприкосновенность жилища, вмешивался в личную жизнь других героев.

  1. Эта героиня русских сказок очень хитра и плутовата. Нарушая права других героев, она очень часто попадала сама в неприятные ситуации, в которых ее жизнь была в опасности.

  1. Ему очень не везло в жизни: сначала он был собственностью одного человека, затем стал сыном другого. Разбойники не раз нарушали личную неприкосновенность этого героя, право на жизнь и свободу, попытались завладеть его имуществом, а вот правом на образование он сам не воспользовался.

  1. Эта девушка имела право на брак, но ее разлучили с женихом. Поскольку она была очень красива, злая женщина нарушила ее право на жизнь и свободу, право на защиту от посягательств. Но настойчивость жениха привела сказку к счастливому концу.

  1. Она родилась в знатной семье, но старшие сестры жестоко с ней обращались, нарушали ее права, заставляли ее прислуживать им (т.е. рабство подневольный труд). Воспользовавшись своим правом на создание семьи, девушка была счастлива.

  1. Несмотря на то, что этот мальчик никому в жизни не сделал зла, его родители жестоко обошлись с ним, нарушив его право на семью и на неприкосновенность жилища. Оставшись один, он подвергся нападению, жестокому обращению, попал в рабство к людоеду.

  1. Этот герой русской народной сказки потерял жилище из-за одной коварной особы, претерпел унижения, и жестокое обращение пока самозванка не была выставлена из дома.

  1. В этой сказке маленькую героиню преследовали неудачи. Несмотря на свободное передвижение по лесу, свободу слова и мысли, она подвергалась дискриминации, на ее жизнь было совершенно покушение, а ее бабушка лишилась права на неприкосновенность жилища.

Скажите, пожалуйста, если вдруг кто-то нарушил ваши права, куда вы обратитесь?

Вы можете обратиться к родителям, психологу, администрации школы социальному педагогу. Молодцы ребята, вы все хорошо знаете свои права. Но еще нужно помнить о том, что человек имеет и обязанности.

5. Второй слово в нашей теме это обязанности.

— Что такое обязанности?

Обязанность – это круг действий, возложенных на кого-нибудь и безусловных для выполнения.

Вспомним высказывание известного политического деятеля К. Маркса

«Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав».

— Ребята, а какие обязанности есть у вас?

Главный закон нашей страны называется Конституцией Российской Федерации, вот в ней-то об обязанностях и написано. Зачитаем самые важные обязанности, которые внесены в конституцию РФ.

— соблюдать законы

— охранять природу

— защищать отечество

— заботится о родителях

— получить образование

Каждый из вас кроме прав имеет и обязанности, и с каждым годом, по мере вашего взросления их становится все больше и больше.

— Где могут быть записаны обязанности учеников? (показ Устав школы), так вот в уставе записаны

Обязанности школьника:

— добросовестно учиться, не пропускать занятия без уважительных причин

— беречь школьное имущество

— уважать учеников и работников школы

— выполнять устав школы

— выполнять правила внутреннего распорядка

        Главная ваша обязанность хорошо учиться, уважать права других людей. Помните золотое правило «Никогда не делай другим того, чего не пожелал бы себе» эти слова принадлежат древнему философу-мыслителю Китая Конфуцию.

        Сейчас мы посмотрим, как права каждого человека неразрывно связаны с определенными обязанностями. Какая обязанность вытекает из данных прав. Я зачитываю право, а вы по очереди называете обязанность.

  • Право на образование – каждый обязан учиться.

  • Уважение личного достоинства и защита своих прав – уважать достоинства других людей и их права.

  • На свободу выражения своих мыслей – уважать и прислушиваться к мнению других.

  • На заботу и уважение со стороны родителей – заботиться и уважать своих и чужих родителей.

  • На свои интересы и увлечения – уважать других за их увлечения.

  • Гордиться своей культурой и религией —  уважать культуру и религию других.

  • Право на ошибку – учиться избегать ошибок.

  • На чистую окружающую среду – не загрязнять окружающую среду.

  • Жить без насилия – не применять насилия к другим.

-Чем отличаются права и обязанности ?

Права нужно знать, а обязанности выполнять.

Сейчас каждая команда получит перечень прав и обязанностей, разделите их на две части.

Распредели в два столбика права и обязанности школьника:

  1. Получение бесплатного общего образования (Право)

  2. Получение дополнительных образовательных услуг (Право)

  3. Соблюдение Устава школы (Обязанность)

  4. Бережное отношение к школьному имуществу (Обязанность)

  5. Уважение человеческого достоинства (Право)

  6. Добросовестно учиться (Обязанность)

  7. Выполнение требований работников школы (Обязанность)

  8. Уважение чести обучающихся сотрудников школы (Обязанность)

  9. Выбор формы образования (Право)

  10. Носить школьную форму (Обязанность)

  11. Посещать мероприятия в школе (Право)

12. Не пропускать занятия без уважительных причин

    • Соблюдать ПДД и ППБ, а также технику безопасности

    • вести себя корректно на переменах и уроках

Как вы видите, обязанностей у человека всегда больше чем прав.

6. Невыполнение обязанностей человека влечет к ответственности за совершенные поступки.

— Что такое ответственность?

Ответственность – необходимость, обязанность отвечать за свои действия, поступки.

— Ребята, какие виды ответственности вы знаете?

1.Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: опоздание на работу, прогул без уважительной причины.

2.Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушения относятся: нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности. За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.

3.Гражданско–правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.

Административная ответственность – наказание за действия, запрещенные административным кодексом. Наступает с 16 лет (до этого возраста отвечают родители)

Перечень нарушений:

  • жестокое обращение с животными

  • повреждение транспортных средств

  • распитие спиртных напитков и появление в нетрезвом виде в общественных местах

  • нарушение правил дорожного движения

  • нарушение устава школы

  • мелкое хулиганство

Уголовное правонарушение, т.е. преступление, запрещенные законом действия (или бездействия). Такие преступления наносят вред личности, государству, обществу (убийства, кражи и т. д.

— Со скольки лет наступает уголовная ответственность?

4. Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок. (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство).

За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность наступает с 14 лет.

С 14 лет наступает уголовная ответственность за совершение следующих преступлений:

— убийство

— умышленное причинение тяжкого вреда здоровью

— похищение человека

— изнасилование

-кража, грабеж

— вымогательство

-терроризм

— заведомо ложное сообщение

-вандализм

-приведение в негодность транспортных средств

Виды наказаний назначаемым несовершеннолетним:

  • штраф;

  • лишение права заниматься определенной деятельностью;

  • обязательные работы;

  • исправительные работы;

  • ограничения свободы;

  • лишение свободы на определенный срок.

Дела на несовершеннолетних рассматриваются в суде и в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

К подросткам, впервые совершившим преступление, применяются меры воспитательного воздействия: предупреждение, передача под надзор, ограничение досуга и установление требований к поведению, возложение обязанностей загладить причиненный вред

Уголовная ответственность за все виды преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом, наступает с 16 лет. Следовательно, несовершеннолетний, которому исполнилось 16 лет, считается вполне созревшим, чтобы отвечать за преступления.

Задания для команд. 

1 Разбор ситуации:

1. Группа подростков сильно избили своего одноклассника, который написал про них в контакте не правду.

2.Рома и Петя ехали в автобусе, громко разговаривали, смеялись, нецензурно выражались, агрессивно реагировали на замечания окружающих.

3. Учащиеся 7 класса перед уроком физкультуры находились в раздевалке. После звонка все ушли в спортивный зал, а Дима задержался и похитил мобильный телефон у своего одноклассника. Какое преступление совершил подросток? С какого возраста наступает ответственность за это правонарушение?

4.Подростка задержали на улице в 23 часа 40 минут без сопровождения взрослых. Какое наказание ему грозит?

Наше мероприятие подошло к концу. Я хочу пожелать вам, чтобы никто не нарушал ваши права, и вы тоже, не нарушали права других.

Чтобы вы знали и выполняли свои обязанности. И чтобы вы совершали поступки, за которые вас только благодарили.

Правовая игра «Имею право».

Цель:

Знакомство воспитанников с неотъемлемыми правами, закрепленными в Конвенции о правах ребенка, привлечение внимания детей к проблемам соблюдения прав человека.

Задачи:

  • Повторить определение понятий «права» и «обязанности»
  • формировать систему правовых знаний;
  • способствовать воспитанию гражданской ответственности, уважения к социальным нормам, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РК;
  • развивать познавательный интерес, критическое мышление, нравственную и правовую культуру, способность к самоопределению и самореализации;
  • на примере жизненных ситуаций разобрать нарушение права человека;
  • помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав;
  • развивать навыки участия в дискуссии, умение излагать собственную позицию
  • формировать привычку давать правовую оценку своим поступкам.

Форма – познавательно игровой семейный час с объяснением материала, с его обсуждением и закреплением на конкретных ситуациях.

Оборудование:

  1. Техническое обеспечение: ПК, демонстрационный экран, проектор, колонки, интерактивная доска.
  2. Карточки, жетоны, интерактивная презентация, видеоролик.

Для команд:

  • чистые листы бумаги,
  • ручки, карандаши,
  • отдельные статьи Конвенции о правах ребенка,
  • карточки с заданиями.

Для проведения игры формируются 2 команды. Остальные участники игры составляют группу поддержки. За правильно выполненное задание, команда получает жетон.

Ход мероприятия.

На доске памятка «Важные правила». (слайд 2)

1. Чтобы права человека были защищены, недостаточно написать их на бумаге: надо,    чтобы человек хотел и умел их защищать.

2. Твои права действительны только в том случае, если ты не нарушаешь права других людей: если сегодня ты нарушаешь чьи-то  права, завтра обязательно найдется тот, кто пренебрежет твоими правами и нарушит их. Каждое право порождает обязанность: права без обязанностей приводят к беспределу, а обязанность без прав – к произволу.

1. Организационный момент.

Тема нашего семейного часа «Мои права и обязанности», поэтому мы должны рассмотреть с вами, что они означают и в чем состоит их отличие друг от друга?

2. Объяснение нового материала с использованием ответов на вопросы.

Давайте сначала разберем понятия «право» и «обязанность».

(слайд 3)

Право – это совокупность норм, с одной стороны, предоставляющих, а с другой стороны, ограничивающих внешнюю свободу лиц в их взаимных отношениях.  Истинность этого положения может быть подтверждена анализом всякого конкретного права.

— Что такое, например, право на жизнь?

Это означает, что человек свободен располагать своей жизнью, что никто из ближних не должен ему в этом препятствовать; оно означает, что человек свободен жить в мире внешнем и что все прочие люди должны уважать эту свобод.

— Теперь представим себе, что свобода лица, например, свобода человека ничем не ограничена, что нет никаких правил, ее  сдерживающих. Понятно, что при таком порядке вещей не может быть речи о праве. Если каждому человеку принадлежит безграничная свобода распоряжаться чужой жизнью, то это значит, что никто не имеет права на жизнь; если нет правила, ограничивающего его свободу захватывать все те вещи, которые он желает, отнимать их у соседей, то это значит, что ни у кого нет права собственности. Если нет никаких правил, ограничивающих мою свободу принуждать ближних к тем или другим действиям в мою пользу, если я могу бить, оскорблять и обращать их в орудия моей прихоти, то это значит, что никто не имеет никаких личных прав. Следовательно, где свобода отдельного лица не ограничена никакими правилами, никакими предписаниями, там нет вообще никакого права.

 (слайд 4)

Обязанность – это необходимость, предписывающая каждому человеку определенные вид и меру поведения, и ответственность за ненадлежащее его исполнение.

Обязанности устанавливаются как в целях осуществления интересов всего общества, государства, так и в интересах каждого отдельного гражданина.

Если права характеризуются содержащейся в них личной свободой, то наиболее существенное в обязанностях заключается в ответственности за исполнение предписаний закона, но права и обязанности едины, так как это единство обусловлено, прежде всего, сочетанием личных (частных) и общественных интересов.

— Ребята! В чем отличие прав и обязанностей?

Своими правами мы пользуемся по желанию, а обязанности мы обязаны выполнять.

3. Закрепление пройденного материала. Составление таблицы.

На первый взгляд, многие, возможно, удивятся, узнав, что наши повседневные поступки часто имеют правовую оценку.

1 задание. Составление таблицы (слайд 5)

Задание найти связь вашей повседневной жизни с правами человека. Первая команда заполняет первые 5 строк, а вторая – следующие 5 строк таблицы.

Что я делал(а) сегодня

Как это связано с правами человека

(какие права я реализовал)

1

Ночью спал

2

Завтракал, обедал

3

Смотрел телевизор

4

Сходил в школу

5

Лечил зубы

6

Право на всестороннее развитие

7

право на отдых и досуг

8

право на справедливое вознаграждение

9

право на свободу мирных собраний

10

право на свободу убеждений и на их свободное выражение

Ответы детей.

Что я делал(а) сегодня

Как это связано с правами человека

(какие права я реализовал)

1

Ночью спал

Право на отдых и здоровье

2

Завтракал, обедал

Право на заботу и воспитание родителями. Право на здоровье

3

Смотрел телевизор

Право на доступ к информации и СМИ

4

Сходил в школу        

Право на образование

5

Лечил зубы

Право на медицинскую помощь.

6

Посещал кружки и секции

Право на всестороннее развитие

7

Играл в компьютер

право на отдых и досуг

8

Хорошо ответил у доски и получил «отличную» оценку

право на справедливое вознаграждение

9

Встречался с друзьями

право на свободу мирных собраний

10

отвечал на уроке. Защищал свое мнение.

право на свободу убеждений и на их свободное выражение

Итак, мы с вами подробно разобрали права и обязанности, которые вы должны знать и выполнять. Но случается так, что про свои обязанности человек забывает, а, не зная своих прав, попадает в неприятные ситуации. Давайте закрепим изученный материал на конкретных примерах.

4.  Ситуационные задачи.

Вниманию воспитанников предлагаются различные ситуации. Дети обсуждают в группах и говорят свои ответы. Далее идет совместное обсуждение и правильный ответ.

Ситуация 1. (слайд 6)

На урок ученица пришла в неприличном виде: короткая юбка, блузка с глубоким вырезом, чрезмерное использование косметики. Учитель сделал замечание…

Вопрос. Как вы оцениваете данные действия? Нарушил ли учитель права на индивидуальность?

Правильный ответ:

Согласно Уставу школы, обязанность учащихся приходить в школьной форме, чистыми и опрятными, со сменной обувью. Учитель прав.

Ситуация 2. (слайд 7)

На улице шестнадцатилетние парни пристают к прохожим, нарушают общественный порядок и спокойствие.

Вопрос. Как вы оцениваете данные действия и можно ли этих подростков наказать?

Правильный ответ:

Да. Это расценивается как мелкое хулиганство. Нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное поведение по отношению к прохожим и другие действия, нарушающие порядок и спокойствие граждан – это мелкое хулиганство, и за него предусмотрен штраф, при повторном нарушении – постановка на учет в КДН.

Ситуация 3. (слайд 8)

Между одноклассниками Женей и Кириллом произошел спор, после которого мальчики подрались. В результате у Жени был сломан нос, а Кирилл получил удар в живот. Рядом находившийся Артем не остановил драку.

          Вопрос. Какие обязанности и права были нарушены?

Правильный ответ:

Обязанность пресекать проявление грубости и бестактности. Право на уважение человеческого достоинства.

          Ситуация 4. (слайд 9)

Марина завела дневник, в который записывала свои самые сокровенные мысли. Она его приносила в школу и держала в портфеле. И вот однажды одноклассники-мальчишки вытащили дневник, прочитали его и стали дразнить Марину.

Вопрос: Почему были не правы мальчики?

Правильный ответ:

Они нарушили право на неприкосновенность частной жизни,

личную тайну.

Ситуация 5. (слайд 10)

Мальчика Данилу воспитывает одна мама, которая часто не пускает его в школу. Заставляя его выполнять домашнюю работу во время уроков. Причем Данила все время с ней соглашается.  

Вопрос. Какое право было нарушено по отношению к Даниле?

Правильный ответ:

Право на образование и право не быть подвергнутым насилию. А Данила сам нарушил право: свободно выражать свои взгляды и обязанность: получить образование.

Ситуация 6. (слайд 11)

Несколько школьников залезли в гараж, но ничего не взяв и не сделав, ушли. Кто-то их видел и рассказал об этом в милиции.

Вопрос. Будут ли ребята наказаны?

Правильный ответ:

Наказания не последует: был добровольный отказ от преступления.

5. Игра.

ИГРА. «Я ИМЕЮ ПРАВО!»  (слайд 12)

Найдите все слова, которые «спрятались» в этом кроссворде. Слова могут быть изогнуты змейкой.

ж

и

О

б

р

о

в

а

И

З

Н

Ь

А

З

З

Н

Н

Д

И

У

Ж

Е

А

И

Х

И

М

В

А

Н

Б

Е

Ы

В

Я

С

У

И

О

Т

Д

И

Д

О

Г

Е

Х

У

Т

Д

Л

Ь

С

Т

Ы

О

О

У

А

Н

О

Ь

Д

Т

ж

и

О

б

р

о

в

а

И

З

Н

Ь

А

З

З

Н

Н

Д

И

У

Ж

Е

А

И

Х

И

М

В

А

Н

Б

Е

Ы

В

Я

С

У

И

О

Т

Д

И

Д

О

Г

Е

Х

У

Т

Д

Л

Ь

С

Т

Ы

О

О

У

А

Н

О

Ь

Д

Т

 Правильный ответ:

  1. Жизнь                      
  2. образование
  3. отдых                          
  4. досуг
  5. индивидуальность
  6. уважение        
  7. имя
  8. заботу

Ситуация 7.  (слайд 13)

Группа школьников пришла на прогулку в парк. Побегали, попрыгали, поели, поиграли, все разбросали, поломали и ушли.

Правильный ответ:

Обязанность сохранить окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Ситуация 8.  (слайд 14)

В кинотеатре идут фильмы о любви. А детям до 16 лет их смотреть нельзя.  

Вопрос. Нарушается ли право на получение информации?

Правильный ответ:

НЕТ. Данная информация может нанести нравственный вред детскому здоровью

Станция 10.   Задание для болельщиков:

придумайте пиктограмму, т.е. условный знак, рассказывающий о правах

1группа – право на развитие, учёбу,

2 группа – право на защиту,

3группа – право на семью.

– Расскажите о придуманных знаках (защита пиктограмм).

Игра. Я уважаю твое право…

Все стоят в кругу. Глядя соседу в глаза, надо сказать: «Я уважаю твое право на безопасность и не стану тебя бить». Собеседник кивает головой, благодарит и говорит своему соседу (игра идет по кругу):

«Я уважаю твое право на учебу и не стану отвлекать тебя на уроке…»

6. Просмотр и обсуждение видеоролика о реализации прав и обязанностей в нашей жизни.

7. Подведение итогов.

А теперь, давайте подведем итоги нашего соревнования.

(награждение победителей дипломами, участников – благодарностями; раздать памятку «Важные правили»)

Таким образом, каждый ребенок в соответствии с Конституцией РК и Конвенцией ООН о правах ребенка имеет право на их защиту, но у человека есть и обязанности, которые он должен выполнять. Без прав нет обязанностей, без обязанностей нет прав.

Теперь вы знаете все по данной теме, цель нашего урока достигнута. Так будьте вы законопослушными гражданами своего государства, послушными детьми своих родителей, послушными учениками своей школы!

Интеллектуально – правовая игра «Знай свои права, но не забывай обязанности». (слайд 1) Время проведения: 90 минут

Цель: сформировать осознание учащимися что нет прав без обязанностей и нет обязанностей без прав; развить познавательную деятельность учащихся; сформировать правовую культуру и правовое сознание детей ( слайд 2).

Задачи: формирование межличностных отношений с позиции уважения друг к другу и умения сотрудничать; закрепление знаний о правах и обязанностях человека и ребенка; дать возможность почувствовать себя гражданином своей страны.

Участники: ученики 5-ых классов – команда 5А -5 человек и ученики 6-ых классов – команда 6А- 5человек, 6Б — 5человек, 6В — 5 человек.

Форма проведения: мероприятие проводится в виде игры-соревнования между классами по правовым знаниям, игра состоит из 7 этапов. На каждом этапе команды набирают баллы, которые заносятся в маршрутный лист. Выигрывает та команда, которая набирает большее количество баллов. Выкрикивать, отвлекать и мешать другой команде запрещено. На решение каждого задания дается ограниченное время.

Оборудование: мультимедийная презентация, проектор, форматная бумага, ручки, грамоты для награждения.

Ход мероприятия.

Учитель: Добрый день, уважаемые зрители!

В первой половине XIX века немецкий педагог Адольф Дистервег сказал: «Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщится, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением».

Чтобы показать на сколько эти слова точны сегодня мы проведем игру между 5-6 классами и пусть дети продемонстрируют чего они достигли благодаря своим силам и действиям.

Представляю состав команд: команды 5-ых классов: ФИО. Название команд– ( слайд 3).

Команды 6-ых классов: ФИО. Название – ( слайд 4).

Позвольте представить наше многоуважаемое жюри: ФИО.

На столе у членов жюри находится маршрутный лист ( слайд 5), согласно которому мы будем следовать в ходе игры. В этом листе вы учитываете баллы на каждом этапе и в конце мы ждем вашего решения.

Итак, команды готовы, жюри тоже. Можем начинать.

I этап: Разминка

На экране вы видите слова, в которых перепутаны буквы. Ваша задача за 3 минуты составить верно эти слова ( слайд 6):

КЕОНВЦИНЯ ИЗЖЬН

ЗКАОН СКОНТУЦЯИНТ

ОРБАЗОАВЕНИ

Соотнесите термин и определение: (слайд 7) ( 3 минуты)

  1. Долг

А. возможность действовать без ограничений

  1. Свобода

Б. действия входящие в круг обязательных

  1. Права

В. Обязанность перед кем-либо

  1. Обязанности

Г. Возможность действовать и поступать каким – либо образом и пользоваться чем-либо

1

В

2

А

3

Г

4

Б

II. Угадай-ка. Определите о каких права и обязанностях идет речь в картинках ( на выполнение каждого задания отводится по 2 минуты.

Слайд 8

(право на образование)

Слайд 9

( право на отдых и досуг)

Слайд 10

( право на жилище)

Слайд 11

( обязанность соблюдать Отечество)

Слайд 12

(обязанность заботиться о детях)

Слайд 13

( обязанность заботиться о нетрудоспособных родителях)

Слайд 14

(обязанность охранять природу)

Слайд 15

( право на медицинскую помощь)

III. Угадай право в песне. ( на каждое задание по 3 минуты)

Песня мамонтенка ( право и жить и воспитываться в семье) (слайд 16)

Песня бременских музыкантов ( свобода передвижения и места жительства)(сл. 17)

Песня чунга – чанга ( право на отдых и досуг)(сл.18)

Песня учат в школе ( право на образование) (сл.19)

IV. Юный детектив: ( на выполнение каждого – 2 минуты)

Определите по описанию героя сказки:

  1. Он имел право на свободное передвижение в пределах станы, свободу мысли и совести, право на защиту от посягательства на честь и репутацию, но, в итоге, лиса нарушила его право на личную неприкосновенность и жизнь.(Колобок)(сл.20)

  1. Эта героиня русских сказок очень хитра и плутовата. Нарушая права других героев, она очень часто попадала сама в неприятные ситуации, в которых ее жизнь была в опасности. (Лиса)(сл.21)

  1. Она родилась в знатной семье, но старшие сестры жестоко с ней обращались, нарушали ее права, заставляли ее прислуживать им (т.е. рабство подневольный труд). Воспользовавшись своим правом на создание семьи, девушка была счастлива.(Золушка)(сл.22)

  1. Этот герой русской народной сказки потерял жилище из-за одной коварной особы, претерпел унижения, и жестокое обращение пока самозванка не была выставлена из дома.(Заюшкина избушка)(сл.23)

V. Юрисконсульт. По описанию правонарушения назовите сказку. ( – по 2 минуты)

  1. В какой сказке один долго-долго-долгожитель, не пользующийся успехом среди женщин, совершает похищение молодой и красивой девушки с целью вступления с ней в брак, а другой персонаж, не имеющий достаточного жизненного опыта, раскрывает секрет долголетия и возвращает себе законную жену? (Кощей Бессмертный)(сл.24)

  1. Героиня какой сказки, облаченная в дорогую, но не имеющую клейма, шубу, явилась в гости, да так и не захотела уйти оттуда — очень уж ей понравилась архитектура строения? К кому только не обращался хозяин о выселении гостьи, пока действия ее не были квалифицированны как незаконный захват жилища.( Гуси-лебеди)(сл.25)

  1. В какой сказке одна дама, воспользовавшись добрым поступком своего мужа, использует его для обогащения и продвижения по служебной лестнице, но впоследствии теряет все из-за непомерной тяги к стяжательству?(сказка о рыбаке и рыбке)(сл.26)

  1. В этой сказке добрая рябая птица уступила свою собственность (золотое изделие) пожелавшим разделить его на части, но не сумевшим это сделать. В итоге — богатство было уничтожено мелкой серой личностью.(курочка ряба)(сл.27)

VI. Вспомни и улыбнись. ( по 1 минуте)

Ответьте на вопросы:

  1. Этим паролем пользовались контрабандисты в фильме Л.Гайдая «Бриллиантовая рука» (Черт побери) (сл.28)

  2. Эту птицу народная молва частенько обвиняет в воровстве ювелирных изделий(Сорока) (сл.29)

  3. В финале этого фильма один из героев публично провозгласил «Да здравствует наш суд – самый гуманный суд в мире!»( Кавказская пленница)(сл. 30)

  4. Часть одежды вора, имеющая обыкновение поддаваться действию огня(Шапка)(сл.31)

VII. Повторим устав : (5 минут)

На форматных листах напишите права и обязанности школьника(возможные варианты)

Каждый школьник имеет право:

• получить качественное образование;

• получать дополнительную помощь со стороны учителя, если возникли трудности в освоении учебного предмета или занятия были пропущены по болезни;

• бесплатно пользоваться школьной библиотекой;

• получать отметки по учебным предметам исключительно в зависимости от своих знаний и умений;

• свободно выражать своё мнение;

• участвовать в управлении школой, вносить предложения, касающиеся школьной жизни.

Каждый школьник обязан:

• действовать на благо родной школы, заботиться о её чести, поддерживать её авторитет и традиции;

• строго соблюдать режим работы школы, посещать занятия в соответствии с расписанием, не опаздывать на уроки;

• добросовестно учиться, расширять свои знания, умения и навыки, систематически и вовремя выпол­нять домашние задания;

• в случае пропуска занятий предъявлять классному руководителю справку от врача или объяснительную записку от родителей;

• выполнять распоряжения и требования директора, администрации, учителей и других работников школы;

• относиться с уважением к работникам школы и другим ученикам, помогать младшим школьникам;

• предъявлять дневник по требованию учителя;

• записывать в дневник домашние задания по всем предметам;

• приносить на занятия все необходимые принадлежности: учебники, тетради, дневник, ручки, карандаши ит. п.;

• выглядеть чисто и опрятно, соблюдать требования школьной и личной гигиены, заботиться о соответствии своей одежды и внешнего вида строгому деловому стилю;

• заботиться о собственном здоровье и безопасности, о здоровье и безопасности других учащихся, соблюдать требования техники безопасности;

• обнаружив в школе или на пришкольном участке брошенную сумку (пакет, свёрток, коробку) или заметив незнакомого подозрительного человека, немедленно сообщить об этом учителю или другому работнику школы;

• беречь имущество школы, соблюдать чистоту и порядок в здании школы и на её территории;

• принимать участие в мероприятиях по благоустройству школы и её территории.

Учитель: Наше мероприятие подходит к концу, жюри подводит итоги. Я хочу поблагодарить всех, кто сегодня присутствовал на нашем мероприятии. Надеюсь, вы не зря уделили нам время. Кроме своих знаний и умений, наши дети хотели бы рассказать вам о своих желаниях и мечтах.

(дети рассказывают стихи каждый по 2 строчки)

КАЖДОМУ РЕБЕНКУ ПО МЕЧТЕ!  

Дети должны улыбаться!
Дети должны жить без боли!
Бегать, играть, баловаться!
И не узнать слова горе!

Каждому ребенку — по собаке!
Если очень просит — по сестренке!
Каждый день как праздник! И подарки! 
Покажите радугу ребенку!

Подарите ему маленькое чудо!
Просто так — не ждите дня рожденья!
Для ребенка ожидание трудно!
Разукрасьте рожицу вареньем!

Покажите, как красиво в парке,
Как живет любовь и мир в семье! 
Каждому ребенку по собаке!
Каждому ребенку по мечте!

ЧТОБЫ ВСЕ БЫЛИ ЗДОРОВЫ! 

Я мечтаю, чтобы все были здоровы!
И все мамы детям улыбались.
Чтобы дети жили только дома,
Во дворе играли и смеялись. 

Лучшие игрушки я отдам вам,
Если б вы меня об этом попросили.
Я хочу, чтоб улыбались мамы!
Я хочу, чтоб все здоровы были!

МЕЧТЫ

Каждый на свете о чем-то мечтает, 
Всем нам чего-то чуть-чуть не хватает.
Кто-то мечтает скорей подрасти,
Кто-то — смешного щенка завести.

Новую куклу ты хочешь иль книжку,
Может, мечтаешь понянчить братишку,
Может, к далеким уплыть островам,
Может, к высоким подняться горам.

Кто-то мечтает, чтоб все улыбались,
Вместе дружили и чаще встречались.
Знай, не бывает неважной мечты!
Верь и надейся, и к ней стремись ты!

Я же мечтаю, чтоб сбылись скорей

Все мечты честных и добрых детей!

***

Дети знают – взрослые все могут!

Даже палочку волшебную купить!

Подарите своему ребенку – ЧУДО!

Покажите, как прекрасно жить!

О МЕЧТЕ ГОЛУБОЙ ( читает учитель)

Мечту, что сбудется не скоро,
Зовут, известно, голубой – 
Как цвет заоблачного неба
Весенним утром над тобой. 

К ней долго надобно стремиться,
Трудясь, усиленно корпеть*…
Тогда МЕЧТЕ возможно сбыться,
Чтоб у тебя в ладошках петь!

Подводим итоги. Награждаем победителей, призеров. Благодарим за внимание.

Сценарий мероприятия «Юный друг закона»,

в рамках правового месячника.

Цель: формирование правовой культуры учащихся, развитие интереса к изучению правовых вопросов.

Задачи:

1. Обобщить знания учащихся о правах и обязанностях детей.

2. Показать детям единство прав и обязанностей, доказать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.

3. Воспитывать уважение к правам и обязанностям каждого человека.

4. Учить применять правовые знания в повседневной жизни.

Дата и время проведения: 21 апреля 2018г.

Контингент учащихся: 5-7 классы

Реквизит: карточки с названием команд, муз.сопровождение, пазлы, стихи для зрителей, сценарий сценки для зрителей, грамоты, дипломы.

Ход мероприятия

Дети заходят в зал, садятся по командам, зрители занимают свободные места, на экране презентация слайд №1. Звучит фоновая музыка.

Ведущий: Добрый день, дорогие ребята!

Дети: Здравствуйте!

Ведущий: Ребята, а вы знаете, как принято приветствовать друг друга в разных странах?

Вот, например, в Италии – принято горячо обниматься, давайте поприветствуем друг друга по-итальянски.

• в Бразилии – хлопать друг друга по плечу; Поприветствуйте друг друга по-бразильски,

• в Зимбабве – трутся спинами; 

• в Македонии – здороваются локтями; 

• в Никарагуа – приветствуют друг друга плечами; 

• у австралийских аборигенов принято тройное приветствие: а) хлопнуть по ладоням; б) подпрыгнуть; с) толкнуть бедром. 

Ведущий: Ребята, но мы с вами живем в какой стране? (ответы детей) А в России принято здороваться….(ответы детей)….. Правильно, пожимая друг другу руку. Давайте поздороваемся с вами, по-нашему, по-русски!

Дети: Здороваются.

Ведущий: Ну, вот мы и поздоровались и теперь можем начинать наше мероприятие, посвященное правовому месячнику «Подросток и закон», которое называется «Юный друг закона».

Слайд 2.

Давно и очень давно, еще в древние времена у людей возникла необходимость отстаивать свои права. Слайд 3.

Право древний человек отстаивал силой. Слайд 4.

Слабый не имел никаких прав, если не имел заступника, желающего отстоять его право на собственность и на жизнь. Слайд 5.

Все так-то быстро люди поняли, что сильным заступником может быть государство. Слайд 6.

Долгое время в истории человечества царил закон (Слайд 7)

«око за око, зуб за зуб». Но как только появилось государство, у слабых, обманутых и обиженных (слайд 8)

Появился могущественный заступник. Слайд 9.

После того, как в 1945 году закончилась вторая мировая война — самая жестокая и кровопролитная за всю историю человечества, (Слайд 10) 

Когда наступил мир, народы многих стран решили: нужно объединиться. Слайд 11.

Чтобы разногласия и противоречия заставляли людей не драться, а вступать в переговоры, чтобы конфликты можно было решать мирным путем. Именно с этой целью в октябре 1945 г. была создана (Слайд12)

Организация Объединенных Наций (ООН). В 1948 году государства, входящие в ООН подписали (Слайд13)

Всеобщую декларацию прав человека — документ, в котором пообещали друг другу и своим народам гражданские права и свободы: (Слайд 14) 

Равенство всех перед законом, личную неприкосновенность, свободу совести, возможность верить или не верить в Бога и многое другое.

Всеобщая декларация прав человека — нужный и полезный документ. Но в нем говорится о людях вообще — и ни слова о детях! А ведь дети нуждаются в особом внимании, в заботе и защите со стороны государства. Именно поэтому в 1989 году 20 ноября ООН приняла особый документ (Слайд 15)

Под названием «Конвенция о правах ребенка».

«Конвенция о правах ребенка» — это международное соглашение. Слайд 16.

В нем государства дают обязательство соблюдать права каждого ребенка. И наша страна тоже подписалась под этим документом, а значит — пообещала всему миру заботиться о своих маленьких гражданах. 

Ведущий: Ребята, а вы знаете свои права?

Дети: Ответы детей.

Ведущий: Вот сегодня мы с вами это и проверим. 

А для начала давайте познакомимся поближе. Сейчас вы разделены на команды, каждая из которых – детское объединение. Ребята, давайте представим всем участникам и гостям нашего мероприятия свои команды.

Конкурс «Приветствие» Слайд 17.

Представление команд.

Ведущий: Чтобы вас все видели и знали, я даю вам такие карточки, с вашим названием команды (раздала).

Ведущий: Команды представились, гости тоже, а сейчас переходим к представлению самых важных участников нашей программы – уважаемому жюри. Давайте поприветствуем их аплодисментами.

Ведущий: Ну что ж, вот мы и познакомились с участниками нашей программы. Теперь мы можем начинать соревноваться. 

На протяжении всего месяца, с 1 апреля по 30 апреля в нашей школе проходят мероприятия, посвященные правам и обязанностям детей. Давайте сейчас немного освежим свои знания и проведем конкурс под названием «Разминка».

ЗАДАНИЕ: «Разминка» Слайд 18.

Раздаются листы А5, на них команды пишут название и ответы.

Каждой команде за 1 минуту необходимо написать как можно больше слов, на тему «Права и обязанности детей».

Все ответы сдаются жюри. Сколько правильных ответов, столько баллов получает каждая команда.

Жюри подводит итоги.

Итак, 1 заданием выпало ….

Задание «Дерево знаний» Слайд 19, 20.

Вед: На презентации перед вами материал. Среди него вы должны определить права и обязанности детей. Первая команда записывает только права, вторая команда, только обязанности. По итогу вы должны получить два дерева: «Права» и «Обязанности». Та команда, которая безошибочно оформит дерево, получит 6 баллов, команда совершившая ошибку теряет по 1 баллу (за каждую ошибку). Жюри подсчитывает баллы.

Дерево «Прав»:

1. Иметь семью

4. Высказывать свои мысли

5. Жить

8. Иметь имя, фамилию, отчество

9. Получать бесплатное образование

11. Отдыхать и заниматься любимым творчеством

Дерево «Обязанностей»:

2. Помогать родителям 

3. Беречь школьное имущество

6. Соблюдать технику безопасности

7. Выполнять все требования учителя (педагога)

10. Сохранять природу и окружающую среду 

12. Уважать права других

Ведущий: А пока ребята выполняют задание, я предлагаю вам побыть артистами и инсценировать сценку. Есть желающие? Нужны 2 детей.

Раздаю листочки со словами.

СЦЕНКА №1.

Ученик: 

Если дети заболели

Плохо чувствуют себя

И у них бронхит, ангина,

Пневмония, скарлатина,

Слышен детский крик и плач

Вам поможет только…(врач) 

Стук в дверь входит ребенок в костюме доктора Айболита. 

Доктор Айболит: — Что случилось, кто болеет? Есть проблемы со здоровьем? Или зуб у вас болит? К вам всегда придет на помощь, добрый доктор Айболит!

Что такое? (трогает лбы, смотрит языки, ставит градусники)

Неужели ваши дети заболели)?

— Что ж, осмотром я доволен

Из ребят никто не болен

Чтоб здоровыми остаться

Нужно спортом заниматься.

На зарядку становись!

Дети встают и выполняют команды доктора: 

— Попрошу сидящих, встать

И команды выполнять

Все дышите, не дышите,

Вместе руки поднимите,

Превосходно. Опустите.

Наклонитесь, разогнитесь.

Встаньте прямо, улыбнитесь.

Доктор Айболит: 

— Каждый весел и здоров

И к занятиям готов.

Прощайте, ребята! Уходит. 

Ведущий: Ребята, какое право было раскрыто в этой сценке? «Ребенок имеет право на пользование услугами системы здравоохранения», бережно относится к своему здоровью. Так гласит закон.

Спасибо нашим артистам за отличное исполнение ролей. Я вижу, что все команды справились с заданием. И пока жюри подводит итоги, мы с вами проверим, как вы распределили права и обязанности.

Ведущий: а теперь следующий конкурс!

Задание «Пазлы»: Слайд 21.

Задание: Каждая команда получает свое задание, в котором записаны права детей, и должна к этим правам составить перечень обязанностей.

Команда 1:

А) Право: на бесплатное образование,

Обязанности: не пропускать занятия без уважительной причины, беречь школьное имущество, соблюдать устав учреждения, Уважение чести и достоинства обучающихся и сотрудников школы, добросовестно учиться, выполнять требования сотрудников школы (центра) и т.д.

Б) Право: воспитание в семейном окружении или быть на попечении тех, кто обеспечит им наилучший уход, на семью.

Обязанности: беречь свою семью, помогать маме, папе, чтобы семья не распалась, и не появлялись дети без родителей.

В) Право: Дети-инвалиды имеют право на особую заботу и обучение.

Обязанности: уважительно относиться к детям-инвалидам, помогать им в трудной ситуации. 

Г) Право: на отдых

Обязанности: отдыхать так, чтобы не мешать отдыхать другим; беречь и охранять природу, не мусорить, не загрязнять во время активного отдыха окружающую среду…

Команда 2:

А) Право: выражать свое мнение и собираться вместе с целью выражения своих взглядов.

Обязанности: уважать мнение других, слушаться родителей, соблюдать правила общественного объединения или сообщества.

Б) Право: на безопасные условия жизни, право не подвергаться жестокому или небрежному обращению.

Обязанности: помогать слабым, уважить других, уважать права каждого, сообщать о жестоком обращении в соответствующие органы.

В) Право: говорить на своем родном языке, исповедовать свою религию, соблюдать обряды своей культуры.

Обязанности: уважать права других, уважать каждого, не зависимо от религии.

Г) Право: на медицинский уход

Обязанности: соблюдать больничный режим, выполнять требования врача, родителей по лечению ребенка, уважать мед.персонал и их работу, проходить мед.осмотр.

Ведущий: А пока команды выполняют задания, мы со зрителями выполним задание «Зашифровщики». Слайд № 22-23.

Конкурс со зрителями «Зашифровщики»

Задание: Дайте название прав или обязанностей ребенка по картинке.

Картинка – младенец – право на жизнь.

Картинка – красный крест – на мед.помощь.

Картинка – сердце – право на любовь и заботу.

Журналы, книги – право на информацию.

«АБС» – на образование.

На пляже – право на отдых и досуг.

Домик – право на жилье, имущество и их неприкосновенность.

Акварель, листы, кисточки, краски – право заниматься творчеством.

Мяч, скакалка — право на здоровый образ жизни.

Семья – права иметь семью.

Ведущий: Команды закончили выполнять задание. Какое вы для себя уяснили правило?

— Правильно, человеческая жизнь невозможна без соблюдения прав и обязанностей. Каждому праву есть свои обязанности, которые необходимо выполнять, не нарушая права других. Давайте проверим правильность выполнения задания.

Ведущий: Еще немного информации…..

Слайд 24-28. 

Ведущий: а теперь следующее задание!

Конкурс. Ситуации. Слайд 29.

Задание: Каждой команде зачитывается ситуация. Вам необходимо дать правильный ответ и получить заслуженный 1 балл.

Ситуация 1.

Шестнадцатилетний подросток пришел устраиваться на работу. С ним составляют трудовой договор, назначают день выхода на работу. 

Вопрос. Имеет ли право несовершеннолетний трудоустроиться?

Ответ. Да. Несовершеннолетний, с 16 лет, может быть признан полностью дееспособным, если работает по трудовому договору или контракту. При этом родители ответственности за него не несут. Ст. 63 ТК. 

Ситуация 2.

Несколько школьников залезли в гараж, но ничего не взяв и не сделав, ушли. Кто-то их видел и рассказал об этом в милиции. 

Вопрос: Будут ли ребята наказаны?

Ответ: Наказания не последует: был добровольный отказ от преступления (ст. 31 УПК). 

Ведущий: Обсудим конкурс «Ситуации».

Спасибо большое, всем ребятам. На этом наша конкурсная программа подходит к концу. Мы просим членов жюри подвести итоги. А пока жюри подводит итоги, мы с вами почитаем стихи.

Ведущий: А пока команды разбирают ситуации, мы с вами почитаем стихи. Я приглашаю к себе 8 ребят, мальчиков и девочек. Выходят 8 детей и читают стихотворение «Наши права».
1. В своих правах мы все равны:
И взрослые и дети.
Все расы, веры, языки – 
Все люди на планете.
2. На любовь имеют право
Все ребята на Земле,
На заботу и на ласку,
Право жить в своей семье.
3. В дом без спроса к вам никто
Заходить не может.
Ваши вещи и добро
Брать не может тоже.
4. Сохранить своё здоровье – 
Право есть у нас такое.
Заболеть, когда случиться – 
Каждый вправе полечиться.
5. Если вдруг захочет кто-то
Запретить ходить вам в школу,
Знайте сразу – он не прав – 
Не дано таких им прав.
6. Никто не может вас пытать,
Делать больно, обижать.
Вы запомните одно –
Бить людей запрещено.
7. О правах своих послушал
И запомни крепко их.
Только знай, что очень нужно
Уважать права других.
8. Этих прав лишить не может
Вас никто и никогда.
Право каждое поможет
Быть счастливым вам всегда!

Ведущий: Молодцы, ребята! Отлично поработали.

Ведущий: Ребята, желаем всем вам успехов и творческих побед. Благодарим всех участников и гостей.

Ведущий: Наша программа подошла к концу. Слайд 51. 

Спасибо тем, кто принял участие в нашем правовом месячнике «Подросток и закон». А мы с вами прощаемся, до свиданья, до новых встреч!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Обряд первой борозды сценарий
  • Обряд новоселья на руси сценарий
  • Образец сценария мастер класса
  • Ноябрьский праздник 2022
  • Обряд лъэтеувэ сценарий на кабардинском языке