Обрезание господне праздник икона

Обрезание Господне

Празднование еже по плоти Обрезания Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа совершается 14 января (1 января по старому стилю) в память о том, что по ветхозаветной традиции на восьмой день после Своего Рожества Богомладенец был обрезан. При этом ему было наречено имя, возвещенное архангелом Гавриилом Деве Марии и Ангелом святому праведному Иосифу Обручнику — Исус.

Содержание:

  • Обрезание Господне. История праздника
  • Почитание праздника Обрезание Господне
  • Тропарь, кондак и канон празднику
  • Обрезание Господне. Иконы

Обрезание Господне. История праздника

Во исполнение и завершение ветхозаветного закона на восьмой день после Своего Рожества Господь наш Исус Христос принял обрезание (Лев. 12, 3; Быт. 17, 12). В память этого Церковью установлен праздник Обрезания Господня. На восьмой день своего Божественного Рожества от Девы Марии Он был отнесен родителями на место, где иудеи совершали обрезание, и был обрезан. В этот же день Ему было наречено имя — Исус, которое возвестил архангел Гавриил Деве Марии (Лк. 1, 31). Символическое значение данного праздника выражено в каноне Обрезанию так: «Будущую непрестанную осмаго века жизнь изображает, в ню же Владыка обрезася плотию». Принятием плотского обрезания Господь завершил это законное исполнение: вместо обрезания нам преподано крещение водою и духом (Ин. 3, 5 6).


Библиотека Русской веры
Воспоминание Обрезания Господа нашего Исуса Христа. Великие Минеи Четьи 

Читать онлайн в оригинале


Почитание праздника Обрезание Господне

Свидетельства о праздновании Обрезания Господня в Восточной Церкви относятся к IV веку.  Согласно толкованию Отцов Церкви, Господь принял обрезание, тем самым показывая, как людям следует неукоснительно исполнять Божественные заповеди: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф. 5:17). Праздник Обрезания Господня напоминает христианам, что они вступили в Новый Завет с Богом и «обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым» (Кол. 2:11).

Тропарь, кондак и канон празднику

Тропарь, глас 1.

И$же на пrт0лэ nгнезрaчнэм в8 вhшнихъ сэдsи, со nц7eмъ безначaльнымъ, и3 б9eственымъ твои1м д¦омъ. бlговоли1въ же роди1тисz пл0тію, t дв7ы неискусомyжныz ї©е. сегw2 рaди њбрёзасz ћко чlкъ nсмоднeвенъ. слaва пребlг0му твоемY совёту, слaва бlгоутр0бію твоемY, слaва є4же къ нaмъ крaйнему сошeствію твоемY є3ди1не чlколю1бче.
 

Кондак, глас 3.

И$же всsческихъ гDь, њбрёзаніе пріє1млетъ. и3 человёческаz прегрэшeніz, ћко бlгъ потреблsетъ, дає1тъ спасeніе днeсь мjру. рaдуетжесz в8 вhшнихъ, и3 зижди1телевъ с™ль и3 денни1ца, б9eственыи таи1нникъ Хrт0въ васи1лій3.


Библиотека Русской веры
Канон Обрезанию Господню 

Читать онлайн


Обрезание Господне. Иконы

Иконописные изображения Обрезания Господня встречаются довольно редко.

Обрезание Господне. Из праздничного чина. Середина — третья четверть XVII в. Музей им. Андрея Рублева

Среди фресок внутренней росписи древних храмов можно увидеть Обрезание Господне. На фресках, как правило, изображена Богородица с Младенцем на руках, Иосиф-Обручник и старец, готовящийся совершить обряд. Во время богослужения в праздник Обрезания Господня в центре храма на аналой кладется икона святителя Василия Великого, память которого совершается в этот же день.

Обрезание Господне. Современная икона

Обрезание в качестве обряда посвящения Божеству существовало у многих народов, в том числе и у египтян. В еврейском понимании кровь священна, так как «кровь есть душа», кровь, текущая из органа, дающего жизнь, означает посвящение Богу жизни, принятой как дар. У израильтян этот обряд стал знаменовать вступление в союз-завет Авраама и избранного народа с Богом и должен был напоминать народу о вытекающих из этого обязательствах.

Православная Церковь отмечает 14 января праздник Обрезания Господня. Во всех храмах в этот день пройдут праздничные богослужения.

Евангельское предание гласит, что на восьмой день после Рождения Иисус Христос, по ветхозаветному закону, прошел обряд обрезания. Обряд был установлен для всех младенцев мужского пола в знак завета Бога с праотцом Авраамом и его потомками.

При совершении этого обряда Божественному Младенцу было дано имя Иисус (Спаситель), произнесенное архангелом Гавриилом еще в день Благовещения Деве Марии.

По толкованию отцов Церкви, Бог-Сын принял обрезание, чтобы показать людям пример неукоснительного исполнения Божественных установлений, и чтобы никто впоследствии не мог усомниться в том, что Он был истинным Человеком, а не носителем призрачной плоти, как учили некоторые еретики.

В Новом Завете обряд обрезания уступил место таинству Крещения, прообразом которого он и являлся.

Свидетельства о праздновании Обрезания Господня в Восточной Церкви восходят к IV веку.

Праздник Обрезания Господня продолжается один день и соединяется с празднованием памяти святого Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской, отчего в народе он известен под именем Васильева дня.

ИЗ БОГОСЛУЖЕБНЫХ ПЕСНОПЕНИЙ
в современном русском переводе

Тропарь Обрезанию, глас 1:
Ты, Иисус, сидящий в небесах на огневидном престоле с Безначальным Отцом и Божественным Твоим Духом, благоволил родиться на земле от Девы, не познавшей мужа, Матери Твоей; поэтому и был обрезан, как человек, на восьмой день. Слава всемилостивой воле Твоей, слава промышлению Твоему, слава снисхождению Твоему, Единый Человеколюбец!

Кондак Обрезанию и Святителю, глас 3:
Господь всех (всего) терпит обрезание и, будучи Благодетелем, обрезывает человеческие прегрешения, дарует сегодня спасение миру; радуется же на Небесах и божественный таинник (греч. мист.) Христа Василий, светоносный иерарх [нашего] Создателя.

Тропарь Святителю, глас 1:
Проповедь твоя прошла по всей земле, принявшей твое слово, которым ты изложил достойные Бога истины веры (догматы), разъяснил природу всего существующего, улучшил (украсил) человеческие нравы. Ты, царственное священство, преподобный отец наш [Василий], моли Христа Бога даровать нам великую милость.

Кондак Святителю, глас 4:
О, преподобный Василий! Открывающий небесные тайны, наделяющий всех людей неотъемлемым сокровищем и запечатлевающий его своим учением, – ты стал непоколебимым основанием Церкви.
Величание Обрезанию: Прославляем Тебя, Христос, Податель Жизни, и почитаем пречистой Твоей Плоти законное обрезание.

Величание Святителю:
Прославляем тебя, Святитель, отец наш Василий, и почитаем святую твою память, ибо ты молишься за нас Христу – нашему Богу.

14 января в России отмечается православный праздник, который называется Обрезание Господне. В канун торжества в каждом храме проводятся Таинства и службы, и проходят народные гуляния.

Содержание статьи

  1. Праздник Обрезания Господня в 2023 году — 14 января
  2. История и смысл праздника в христианстве
  3. Икона Обрезание Господне
  4. Молитвы

    1. Тропарь Обрезанию, глас 1
    2. Кондак Обрезанию и Святителю, глас 3
    3. Тропарь Святителю, глас 1
    4. Величание
    5. Задостойник
  5. Как празднуют
  6. Приметы православного Праздника
  7. Что можно и что нельзя делать в этот праздник

Праздник Обрезания Господня в 2023 году — 14 января

Гуляние справляется 14 числа первого месяца года. Праздник проводится в честь памяти о Богомладенце Христе, который был обрезан по иудейским традициям по закону Господа. Архангел Гавриил предрёк ему имя Иисус, которое стало знамением великого служения Сына Божьего Спасителя.


Служение его заключалось во взятии грехов мира на себя и очистить их через пролитие Своей Крови на Кресте. Сам Иисус в очищении не нуждался, поскольку являлся Сыном Божиим и Истинным Богом, воплощенным в человеческом теле. Он Сам принял со смирением грешные людские души и Сам о себе говорил, что пришел в мир не как нарушитель, но как исполнитель воли Божьей.

Немалый смысл имеет праздник Обрезание Господне, хотя он и не является двунадесятым. Он проходит незаметно, теряясь на фоне двух главных празднеств: Рождество Христово и Крещения, и длится лишь один день. Многие могут даже не знать о его существовании, хотя он и относится к категории Господских праздников, в которых торжественно воспеваются главные события жизни Иисуса Христа в человеческом облике.

В календарях богослужения праздник Обрезания Господня утвержден в 4 веке. Он идет следом за Рождеством Христовым и является именинами Иисуса. Празднество служит не столько напоминанием о событиях жизни Господа, сколько примером, демонстрирующим важность соблюдения Божественных указов, смысл которых не только в даровании благословения, но и в обретении вечной жизни души. Иисус исполнял Закон Ветхий с начала своего появления на свет. Обрезание – священное действие, которое было обязательным к исполнению первым у евреев. Это было необходимо для того, чтобы установить Новый Закон.

Был ли Иисус действительно обрезанным согласно иудейским обычаям или же оно было «нерукотворным» в виде отречения от грехов? Мнения разнятся. Имеются данные о 18 храмах, где находится плоть. Крайняя плоть Отца Нашего Иисуса Христа считается христианской реликвией, которая наделена божественными качествами, но факт её существования не подтвержден.

Чтобы понять, почему такое необычное событие приобрело торжественный характер в христианском мире, необходимо обратиться к истории праздника.

История и смысл праздника в христианстве

Что представляет собой обрезание? Циркумцизия, или обрезание является одной из самых древних операций. Его осуществляют, руководствуясь различными целями. Самой распространённой является идея о том, что обрезание делают из эстетических побуждений, а также это позволяет уменьшить вероятность получить опасную инфекцию. Бытует мнение, что обрезание делалось из гигиенических соображений.

У древних народов значение обрезания трактовалось по-разному. Где-то обряд символизировал вступление мальчика во взрослую жизнь и давал ему право жениться, где-то же являлся подобием жертвоприношения плоти злому Богу. Обрезание в Библии имеет исключительно религиозный характер. «Обрезанный» иудей считался Божьим, а «необрезанный» причислялся к язычникам и отвергался обществом. Обрезание служило платой за родительское непослушание.

В древности, по еврейским традициям, операция проводилась не в период половой зрелости, а делалось восьмидневному младенцу как символ связи Бога и святого Авраама. Смысл обрезания состоял в наречении имени младенцу после медицинских манипуляций. Это событие посвящало ребенка Богу, делало его «Божьим», поскольку было сродни современному действу крещения.

В канун Праздника принято читать книгу Бытия. В ней говорится, как Бог явился к Святому Аврааму и сказал ему, что тот будет прародителем великого народа. Авраам подчинился слову Божьему и свершил обряд обрезания. У него родился первенец. С тех пор и зародилась традиция обрезания.

В то время набирало оборот такое учение, как докетизм. Его сторонники считали, что Христос никогда не существовал. Для верующих и неверующих описание обрезания Спасителя в тексте Священного писания является главным подтверждением, что Христос действительно не сверхъестественная сущность и не вымышленный образ, а был живой, из плоти и крови.

Обрезание сменилось на обряд Крещения и отныне оно считается «нерукотворным» или «духовным», отделяющим от человека грехи, пороки, похоть и губительные привычки. У православных обрезание плоти было отменено Апостольским собором 49 года. Апостол Павел считал, что главным является не физическое, а внутреннее. Именно поэтому обрезание должно происходить внутри, как очищение духовной сущности христиан от «грязи». Этот обряд делал человека участником Нового Завета.

Икона Обрезание Господне

Каждое важное событие жизненного пути Господа Иисуса Христа было запечатлено как праздничная дата в календаре богослужения или образ на иконах. В честь Обрезания Господа было написано несколько икон, на которых изображен этот обряд.


Различающихся версий икон, посвященных событию Обрезания не так много. Обычно икона содержит в себе следующие образы:

  • событие происходит в интерьере/помещении храма;
  • персонажи находятся на специальном возвышении;
  • Действующие лица: Дева Мария (Богоматерь), старец Иосиф (Обручник), Младенец;
  • Иисус, священнослужители, церковные помощники.

Чаще всего младенца держит на руках священнослужитель, но встречаются варианты, где Христа Спасителя держит Богоматерь.

Мария и Иосиф всегда стоят рядом друг с другом, преклонив головы. Обычно их изображают с левой стороны. Рядом с ними располагаются церковные помощники. Один из них преклоняет колени, держа в руках блюдо для жертвоприношений. От головы Иисуса исходит яркое свечение, называемое нимбом. Первосвященник в торжественных ризах (обрядовая одежда), склонившись над Спасителем, совершает процедуру обрезания крайней плоти.

Молитвы

Хоть и праздник Обрезания Господня окружают два торжественных гуляния – Крещение и Рождество, его значение от этого не преуменьшается.

После ночного богослужения принято читать праздничные молитвы, которые посвящены обретению Господа своего имени.

Тропарь Обрезанию, глас 1

Ты, Иисус, сидящий в небесах на огневидном престоле с Безначальным Отцом и Божественным Твоим Духом, благоволил родиться на земле от Девы, не познавшей мужа, Матери Твоей; поэтому и был обрезан, как человек, на восьмой день. Слава всемилостивой воле Твоей, слава промышлению Твоему, слава снисхождению Твоему, Единый Человеколюбец!

Кондак Обрезанию и Святителю, глас 3

Господь всех (всего) терпит обрезание и, будучи Благодетелем, обрезывает человеческие прегрешения, дарует сегодня спасение миру; радуется же на Небесах и божественный таинник (греч. мист.) Христа Василий, светоносный иерарх [нашего] Создателя.

Тропарь Святителю, глас 1

Проповедь твоя прошла по всей земле, принявшей твое слово, которым ты изложил достойные Бога истины веры (догматы), разъяснил природу всего существующего, улучшил (украсил) человеческие нравы. Ты, царственное священство, преподобный отец наш [Василий], моли Христа Бога даровать нам великую милость.

Величание

Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем пречистыя плоти Твоея законное обрезание.

Задостойник

О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь, Ангельский собор и человеческий род, освященный храме и раю словесный, девственная похвало, из Неяже Бог воплотися и младенец бысть, прежде век сый Бог наш: ложесна бо Твоя престол сотвори и чрево Твое пространнее небес содела. О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь, слава Тебе.

Как празднуют

Праздник Обрезания Господня связан с событием, когда Иисус обрёл своё имя. В народе торжество носит название Васильев Вечер (в честь богослова Василия Великого). В этот день друг на друга накладываются два церковных праздника и дата этих празднеств совпала.

В канун Именин Иисуса существовала традиция ходить друг к другу в гости с угощениями и посеванием, которое проводят для обеспечения хорошего урожая в новом году. По сей день в некоторых местах эта традиция еще существует. Нужно было гулять под окнами, петь песни и читать стихотворения – «щедровки». За них угощали сладостями и конфетами в знак благодарности. Считалось, что заговоры, сделанные в канун Обрезания, имели наибольшую силу.

Приметы православного Праздника

В давние времена народ подмечал различные приметы, связанные с погодой. Существовали и суеверия, связанные с днем Обрезания Господня. С их помощью люди наблюдали различные изменения и делали прогнозы на будущий год:

  • Если в канун торжества было солнечное утро, то будет большой урожай ягод и фруктов.
  • Наличие инея на деревьях говорило о богатом урожае зерновых культур.
  • Если днем шел снег, то весь год будет преследовать удача.
  • Большое количество звезд в канун праздника, означает большой урожай.
  • Гололёд – удастся уродиться овощам.
  • Сильный ветер к урожаю орехов и ягод.

Что можно и что нельзя делать в этот праздник

В празднование Обрезания, как и при любом другом православном торжестве, действует ряд ограничений. Некоторые из них схожи с запретами Старого Нового Года.

  • В этот православный праздник категорически запрещается давать кому-то взаймы. Запрещены все дела, связанные с финансами. Например, нельзя считать деньги или покупать недвижимость. Всё это, по поверьям, принесет несчастье и в будущем возможна потеря крупной суммы, либо чего-то из собственности. Или же обречение на себя большого долга.
  • Нельзя выносить что-то из дома. Даже мусор. Суеверные люди считают, что так из дома уносится благополучие и счастье.
  • То же самое будет, если в праздничный день приготовить блюда из рыбы или птицы. На праздничном столе должна быть только свинина.
  • Строго – настрого запрещается мыть полы, протирать пыль, убираться во дворе, работать по дому или заниматься ремонтом.
  • Рукоделие тоже накладывается запретом.

В праздник нужно обязательно посетить храм.

  • В праздничный день нельзя ругаться, спорить, скандалить, завидовать, злиться и материться. Нельзя даже думать о чем-то или о ком-то плохо. Это торжество нужно провести в спокойствии и доброжелательности. Считается, что 14 января человек, отказавший в помощи близкому, столкнется с большим несчастьем в новом году.
  • Нельзя проходить и мимо уличных попрошаек. Ни в коем случае нельзя игнорировать просьбы от родных. То же самое касается тех, кто просит прощения в этот день. Нужно смягчить свое сердце и принять извинения от просящего. Господь учил прощать, будь то ближний или заклятый враг.

Если не нарушать все эти запреты, то год обещает быть счастливым и удачным.

Церковь рекомендует посвятить этот торжественный день Богу и своим родным. Но если у человека нет возможности не работать в праздник, то за грех это считаться не будет.

14 января — день, известный большинству жителей России под названием «старого Нового года» на самом деле соединяет два православных празднования. Одно из них посвящено свт. Василию Великому, другое – Евангельскому событию Обрезания Господня.

Что отмечают

Про День святого Василия мы написали статью: «Все про Васильев вечер, или Эстремальные приемы встречи старого Нового года».

Обрезание Господне. Сверху образ свт. Василия Великого, память которого празднуется 14 января

Обрезание Господне. Сверху образ свт. Василия Великого, память которого тоже празднуется 14 января

Здесь расскажем о духовном значении праздника Обрезания Господня, также отмечаемого 14 января, о котором знают знают далеко не все.

По статусу этот день – из числа так называемых Господских праздников. Именование означает, что воспоминаются события земной жизни Христа. Однако, в отличие от многих других таких праздников, этот не относится к числу двенадцати «великих», то есть наиболее значительных и торжественных.

Празднование всегда приходится на 8 день после Рождества Христова.

Библейское событие в честь, которого установлен праздник

О нем в Евангелии:

  • упоминает лишь один из 4 Евангелистов, св. Лука;
  • говорится буквально одним предложением.

Вот эти слова:

«По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве»(Лк.2:21).

Что такое обрезание

Слова св. Луки означают, что в отношении Родившегося Спасителя был исполнен Моисеев Закон — обрезание. Отсюда слова Евангелиста о том, что сделать это «надлежало», то есть было предписано. Действительно, по иудейскому Закону (праведными исполнителями которого были прав. Иосиф и Мария – Богородица) нужно было:

  • совершать обрезание крайней плоти у всех родившихся мальчиков, на 8 день по их рождения – в ознаменование приобщения ребенка к Господу; это была своего рода жертва со стороны человека и в то же время – знак его принадлежности к избранному народу «Авраама, Исаака и Иакова»;
  • после этого обряда давать младенцу имя – это знаменовало, что отныне он принадлежит к народу – хранителю истинной веры в Создателя.

Впервые о ритуале упоминается в 17 главе Книги Бытия, когда Сам Бог предписывает обрезание праотцу Аврааму и всем мужчинам его семьи:

Именно обрезание долгое время было знаком принадлежности к иудейству – а язычников евреи именовали «необрезанными», что было синонимом нечестия.

Обрезание

«Обрезание сына Моисея» — фреска работы Пьетро Перуджино, написанная около 1482 года. Расположена в Сикстинской капелле, Рим.

  1. Узнайте также: Почему Бог хотел убить Моисея? Загадки Книги Исход и ритуал обрезания

Духовный смысл праздника в христианстве

Но необходим ли этот ритуал Тому, Кто Сам является Сыном Божиим и Богом? Требуется ли от Него приносить эту жертву? Конечно же, нет.

Обрезание Господне: именины Иисуса Христа празднуют православные христиане 14 января

Обрезание Господне». Фрагмент миниатюры Минология Василия II. Константинополь. 985 г. Ватиканская библиотека. Рим.

Но родители Иисуса несут Его во храм, где совершается положенное по Закону.

Значение обрезания Богомладенца

Церковь осмысливает его:

  • как проявление великого смирения Господа: не требующий очищения, Он проходит все то, что необходимо всякому родившемуся младенцу, совершенно приобщается к человечеству, его страданию, боли;
  • как начало земных страданий Спасителя, по сути, Его пути к Распятию; он начался с пролития крови во время ритуала обрезания – и приведет на Голгофу, где еще раз прольется кровь Господа;
  • наконец, как пример подчинения богоустановленному Закону самого Бога: по слову митрополита Вениамина (Федченкова), «законодавец подчиняется Закону»; это важно было не только для современных Христу иудеев, но – столь же назидательно для современных христиан.

Вот как говорит об этом митрополит Вениамин (Федченков):

Церковь напоминает своим чадам об этом именно во дни празднования Рождества Христова, когда многие попросту расслабляются после Рождественского поста, предаются мирским утехам. Тогда-то и звучит за богослужением краткий фрагмент Евангелия, напоминающий, что Господь родился не для радости и торжества, а пришел пострадать за людей – тех самых, что сейчас так неумеренно веселятся… День этот – как бы остановка, пауза в «празднике жизни», время задуматься не только о смысле Обрезания, но и о грядущем Великом Посте.

Проповедь священника: Искусительные мотивы Рождества Христова, или Испытание человечества

История установления праздника

Первые свидетельства о его появлении относятся только к IV в. Позднее появление празднования связано было с тем, что первые христиане вообще почти отмечали события земной жизни Спасителя, по слову Апостола Павла:

«Если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем»(2 Кор. 5:16).

К тому же обрезание – ветхозаветный ритуал, актуальность которого для христиан подвергалась сомнению уже во времена учеников Христа: «Деяния Апостолов», например, описывают развернувшийся среди верующих спор о том, нужно ли верующим из числа бывших язычников «исполнять весь Закон», то есть обрезываться.

Конечно, с учетом всего этого праздновать событие Обрезания Господня как общецерковное торжество в первые века казалось неуместным.

Однако, когда в Церкви стали развиваться еретические движения, включая докетистов, считавших Воплощение Господа «призрачным», «кажущимся», Церковь по-новому посмотрела на свидетельство Евангелиста Луки: оно говорит о том, что Иисус был вполне Человеком из плоти и крови.

Именно поэтому появляется праздник, названный «Ή κατά σάρκα Περιτομή τού Κυρίου καί Θεού καί Σωτήρος ημών Ιησού Χριστού», или, на славянском, «Еже по плоти Обрезание Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа». Причем слова «по плоти» были крайне принципиальны и направлены против еретических учений.

Обрезание: обряд для православных

Чаще всего можно услышать, что обряд обрезания для православных заменило Таинство Крещения. Ведь оно, так же, как Обрезание, по традиции должно совершаться на 8 день по рождении ребенка, как и ветхозаветный ритуал, тоже вводит человека в общество верующих – Церковь, приобщает к Богу.

Обрезание заменили Таинством Крещения?

Еврейский обряд обрезания  = Таинство Крещения в православной церкви?

Вместе с тем, с первых веков христианства известны слова:

«Даждь кровь и прими Дух!».

Она означает, что, хотя от верующего больше не требуется в прямом смысле кровавой жертвы, но подвизаться против греха, по слову Апостола «до крови», то есть с максимальным напряжением сил души – то, чего ждет Господь от каждого. Поэтому, отменив обрезание плоти, Церковь следует и словам св. Павла:

«Тот Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога»

(Рим. 2:29)

Приобщить к Богу свое сердце – много сложнее, чем принести внешнюю жертву и тем засвидетельствовать свою «праведность». И это – задача, которую каждый христианин решает всей своей жизнью.

Что изображено на иконе

Изображения во многом похожи на иконы Сретения – тот же Иерусалимский храм, родители Господа, держащие Младенца. Но узнать иконы именно праздника Обрезания можно по столу, который написан по центру, и лежащему на нем ритуальному ножу.

Что значит икона Обрезание Господне

Обрезание Христово, Преображенский монастырь, Болгария

Есть иконы, на который Богородица и Иосиф передают Иисуса священнику. Есть и такие, где Он в белых пеленах уже лежит на столе. Наконец, на многих иконах праздника внизу можно увидеть еще один образ – свт. Василия Великого, ведь это – также день его памяти.

14 января православный праздник - Обрезание Господне

На фотографии икона Обрезание Господне в Исаакиевском соборе Санкт-Петербург

Картины художников

Много великих художников посвятили свои произведения библейской теме обрезания Христа.

Обрезание Господне -картины

Рембрандт ван Рейн (голландец, 1606 — 1669), «Обрезание», 1661, холст, масло, коллекция Вайднера. Место хранения: Национальная художественная галерея, США, Вашингтон, округ Колумбия

Обрезание

Бароччи, Федерико Фиори (Урбино 1526-1612) – Обрезание Господне

Обрезание Господне -картины

Якопо (Робусти) Тинторетто.  Франгмент картины «Обрезание Христа»

Как правильно отметить

К этому времени заканчиваются новогодние каникулы, день часто бывает рабочим.

Тем не менее, христиане по возможности стараются:

  • прийти на богослужение как накануне праздника, так и в сам его день;
  • по желанию – приступить к Исповеди, принять Причастие.

Богослужебные особенности

Празднование начинается накануне, когда вечером служится всенощная. Здесь, как и за литургией самого дня праздника, можно услышать как песнопения, посвященные ему, так и те, что прославляют свт. Василия Великого, память которого также приходится на 14 января.

Литургия дня также служится особым чином, создание которого приписывают свт. Василию. Такая литургия служится лишь несколько дней в году. Во время богослужения звучат два Евангельских чтения: одно посвящено Обрезанию, другое – положенное для дней памяти святителей.

Как причаститься в этот день

Особенности причащения Святых Христовых Таин 14 января связаны с отсутствием поста. Церковь не благословляет поститься во время Святок – дней от Рождественского Сочельника  до Крещенского Сочельника. Это касается и пощения перед Причастием, особенно, если верующий соблюдал Рождественский пост, приступал к этому Таинству во время него.

Многие христиане соблюдают:

  • воздержание от развлечений, который могли бы отвлечь ум от подготовки к Таинству;
  • воздержание в супружеской жизни – по обоюдному согласию;
  • накануне Причастия отказываются от мясной пищи, но другую скоромную – употребляют.

!!!Вместе с тем, современные пастыри отмечают, что приступать к Причастию впервые или после длительного перерыва во время Святок с мотивировкой «вот, сейчас Святки, пост Церковью запрещен, литургия служится, я могу правило почитать, коротенько исповедоваться (какая уж там серьезная исповедь на Святках) благословение получить, и пойду-ка я без поста причащаться» тоже неправильно, это – оскорбление Таинства. В таких сложных случаях меру поста можно определить со священником.

Как молиться дома

Те, кто не может прийти в храм, стараются:

  • самостоятельно прочесть Евангелие дня;
  • включить в утреннее и вечернее правило тропарь и кондак праздника.

Если есть желание и возможность, можно прочитать Канон празднику.

Проповедь священника на праздник ОбрЕзания Господня

Что нельзя делать в этот день

Соблюдать «народные традиции» связанные с наступлением, как считали русские крестьяне, с 14 января «страшных вечеров» разгула нечистой силы.

Православным стоит помнить: игры с нечистой силой недопустимы даже в шутку. А «святочными» гадания быть не могут вообще: такая практика оскорбляет дни празднования Рождества Христова.

О Новолетии

14 января не является ни гражданским (начало года 1 января), ни церковным (новолетие – 14 сентября) праздником. Это традиция, возникшая в советские годы, когда страна перешла на новый, григорианский, календарь, на 13 дней «опережающий» прежний, юлианский.

Впрочем, для многих этот день – повод собраться семьей. И в этом нет ничего плохого. Стоит лишь помнить, что это «старое новолетие» – память о начале крестного пути Спасителя, а еще – день кончины святого, Василия Великого, посвятившего Христу свою жизнь. А значит, именно сейчас особенно уместно попросить Божия благословения на наступивший год.

Наталья Сазонова

Тропарь, кондак, молитва

Тропарь, глас 1:

На Престо́ле огнезра́чнем / в Вы́шних седя́й со Отце́м Безнача́льным и Боже́ственным Твои́м  Ду́хом, / благоволи́л еси́  роди́тися на земли́ / от Отрокови́цы Неискусому́жныя, Твоея́ Ма́тере, Иису́се, / сего́ ра́ди и обре́зан был еси́, я́ко Челове́к осмодне́вный. / Сла́ва всеблаго́му Твоему́ сове́ту, / сла́ва смотре́нию Твоему́, / сла́ва снизхожде́нию Твоему́, Еди́не Человеколю́бче.

Кондак, глас 3:

Всех Госпо́дь обре́зание терпи́т / и челове́ческая прегреше́ния, я́ко Благ, обре́зует, / дае́т спасе́ние днесь ми́ру. / Ра́дуется же в Вы́шних и Созда́телев иера́рх, / и светоно́сный, Боже́ственный таи́нник Христо́в Васи́лий.

Величание

Велича́ем Тя, Живода́вче Христе́,/ и почита́ем пречи́стыя пло́ти Твоея́ / зако́нное обре́зание.

Источники

Нужно ли поститься перед Причастием на Святках?

http://diak.ortox.ru/__gospodu_bogu_i_krestu/view/id/1104402

Обрезание Господне

Середина — третья четверть XVII в.

Дерево, темпера.

Из церкви Иоанна Предтечи в Весьегонске Тверской области.

См. в «Галерее»:

Установление праздника Обрезания Господня произошло в IV веке, но его наиболее раннее изображение относится к X веку. Сохранились лишь единичные примеры воспроизведения сюжета в греческом искусстве византийского периода. Он отсутствует в греческих и русских древних иконописных подлинниках, появляется в русском искусстве XVII века.

Наиболее ранние изображения Обрезания находятся в иконах строгановского круга «Богоматерь Владимирская с праздниками и ликами святых» Прокопия Чирина и неизвестного царского изографа. В праздничный ряд Обрезание включалось очень редко и, главным образом, начиная с конца XVII века. Икона из Весьегонска представляет едва ли не самый ранний из сохранившихся примеров помещения образа с этим праздником в иконостасе.

Иконография близко повторяет Сретение, что соответствует рекомендациям иконописного подлинника, в которых указывалось на «Сретение» как на образец для «Обрезания».

Миловидные округлые лики, изящные, вытянутые фигуры персонажей, которым вторят удлиненные архитектурные постройки, сложные силуэты фигур, как бы находящихся в танце, несколько дробный рисунок характерны для поволжской иконописи середины — третьей четверти XVII века. Светлый колорит, построенный на сочетании двух оттенков зеленого, двух красного и дополняющей их охры определяет художественную специфику иконы, которая представляет собой образец стиля мастеров верхневолжского региона, еще не затронутого кардинальными стилистическими изменениями, появившимися в столичной живописи этого времени.

Праздник Обрезание Господне

14 января 2016 года Православная Церковь празднует Обрезание Господне. Вот история этого большого праздника!

Икона Обрезание Господне

Икона Обрезание Господне

На восьмой день после Своего Рождества Господь наш Иисус Христос, по ветхозаветному закону, принял обрезание, установленное для всех младенцев мужского пола в знамение Завета Бога с праотцем Авраамом и его потомками (Быт. 17, 10 — 14; Лев. 12, 3). При совершении этого обряда Божественному Младенцу было дано Имя Иисус, возвещенное Архангелом Гавриилом еще в день Благовещения Пресвятой Деве Марии (Лк. 1, 31 — 33; Лк. 2, 21). По толкованию отцов Церкви, Господь, Творец закона, принял обрезание, являя пример, как людям следует неукоснительно исполнять Божественные установления. Господь принял обрезание для того, чтобы никто впоследствии не мог усомниться в том, что Он был истинным Человеком, а не носителем призрачной плоти, как учили некоторые еретики (докеты). В Новом Завете обряд обрезания уступил место таинству Крещения, прообразом которого он являлся (Кол. 2, 11 — 12). Свидетельства о праздновании Обрезания Господня в Восточной Церкви восходят к IV веку. Канон празднику написан преподобнымСтефаном Савваитом (память 28 октября). Вместе с обрезанием, воспринятым Господом как знамение Завета Бога с людьми, Он получил и Имя Иисус (Спаситель) как печать Своего служения делу спасения мира (Мф. 1, 21; Мк. 16, 17; Мк. 9, 38-39; Лк. 10, 17; Деян. 3, 6 Деян. 3, 16; Фил. 2, 9-10). Эти два события, совершившиеся в самом начале земной жизни Спасителя, напоминают христианам, что они вступили в Новый Завет с Богом и «обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым» (Кол. 2, 11). Само имя христианина свидетельствует о вступлении человека в Новый Завет с Богом.

Видео о празднике

Проповедь в день Обрезания Господня

Как новый год есть начало дней лета, так в день этот надлежит набрать в душу такие помышления, чувства и расположения, которые могли бы, достойно христианина, заправлять всем ходом дел его в продолжении года. Это мы тотчас найдем как только возьмем в мысль, что есть новый год в духовной жизни. В духовной жизни новый год есть, когда кто из живущих в нерадении начинает ревновать о спасении и богоугождении: ибо когда кто решается на это, тогда у него внутри и вне все перестраивается заново и на новых началах, — древнее мимоходит и все бывает ново. Если у тебя есть это, — понови; а если нет, — произведи, — и будет у тебя новый год. К этому же подойдет и достойное празднование обрезания Господня и памяти св. Василия Великого. Сущность сказанного изменения состоит в том что человек начинает с этого момента жить единственно для Бога во спасение свое, тогда как прежде жил исключительно для себя, уготовляя себе пагубу. Тут бросает он прежние привычки, все утехи и все, в чем находил удовольствие; отсекает страсти и похотные расположения и воспринимает дела строгого самоотвержения. А такое изменение точь в точь представляет то, чем по Апостолу, должно быть обрезание сердца, — о котором напоминает и к которому обязывает нас празднование обрезания Господня, и пример которому представляет в лице своем св. Василий Великий. Так все предметы, теснящиеся в сознании, в Новый год сходятся в одном — внутреннем обновлении нашем через обрезание сердца. Если благоволит Господь кому настроиться в новый год таким образом т. е. не только подумать так но и в жизнь ввести все это, тот наисовершеннейшим образом по христиански спразднует Новый год и приготовится к христианскому препровождению всего лета. В следующий Новый год ему надо будет только поновить и оживить воспринятое ныне.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Обрезание господне праздник дата
  • Обрядовые праздники святки
  • Обрядовые праздники осени на руси
  • Обрядовые праздники на руси осенью
  • Обрядовые праздники на кубани