Обрезание иисуса христа праздник когда

Мы совершаем сегодня сразу два праздника, но оба они – о Едином

Само наречение этого имени является знамением величайшего служения вочеловечившегося Сына Божия, «ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Мф. 1, 21). В Ветхом Завете обрезание было установлено в прообраз Крещения новозаветного, в знак Завета с Господом, в знак очищения от первородного греха. Это еще не было полное, истинное очищение, которое установил Господь наш Иисус Христос, взяв на Себя грехи мира и пролив Свою Кровь на Кресте. Ветхозаветное обрезание было как бы наказанием за прародительское преслушание: «се бо в беззакониих зачат есмь и во гресех роди мя мати моя» (Пс. 50, 7).

Господь, будучи во всем подобен нам, кроме греха, не нуждался ни в каком очищении, будучи Сыном Божиим и Истинным Богом – в каком завете с Богом нуждался Присносущественный Творец и Законоположник мира? По смирению Своему принимает Он положенное грешным людям, потому что Сам о Себе потом скажет: «Не нарушить закон пришел Я, но исполнить». Святитель Димитрий Ростовский писал: «В обрезании Владыка наш явил большее смирение, нежели в рождении Своем: в рождении Он принял образ человека…, в обрезании же Он принял образ грешника, как грешник претерпевая боль, положенную за грех».

Читайте также — Слово на Обрезание Господне

Проповедь священника Михаила Немнонова

Мы совершаем сегодня сразу два праздника, но оба они — о Едином. Обрезание Господне говорит нам об истинном человечестве Иисуса Христа, о Его человеческом теле и всей нашей природе, Им воспринятой. Святой Василий Великий, земная жизнь которого закончилась именно в этот святой день, напоминает нам о Божестве Христа — о том, что Христос всегда был и есть Один из Святой Троицы.

Священник Михаил Немнонов

В песнопениях, посвященных святому Василию, мы слышали вчера за всенощным бдением, что он богатством добродетели все плотское мудрование подчинил Духу, возненавидев плоть и мир и миродержца, что он душевные страсти, вкупе же и телесные отсек духовным мечем и желанием любомудрия обрезал покрывало своей души. Но хотя святитель Василий был великим подвижником и аскетом, главным делом его жизни была борьба за православное учение о Единой Божественной Природе в Трех Лицах, или Ипостасях Святой Троицы.

Много было в то время людей неправомыслящих, сильны они были в этом мире, и святой Василий не только сам сумел избежать заблуждения, что удалось не всем, но и провел этим узким путем свою паству, и помог уже пошатнувшимся в вере снова встать на верный путь. Апостол Павел пишет к Ефесянам: Преклоняю колена мои пред Отцем Господа Иисуса Христа… да даст вам… верою вселиться Христу в сердца ваши, чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта, и долгота, и глубина, и высота (Ефес. 3, 14-18). На святом Василии Великом эти слова исполнились в полной мере, потому что он умел быть чутким ко всему, что несет нам Божественное Откровение.

Никто еще не обрезал душевные и телесные страсти без живой веры в Христа — Бога и Человека. Не имеет спасительной веры тот, кто признает во Христе только Человека и отрицает Его Божество. Но такой веры не имеет и тот, кто верит в Христа как в Бога и не видит в Нем Человека.

Христос принимает обрезание именно как Человек. Евангельское повествование об этом событии немногословно: По прошествии восьми дней после Рождества, когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве. Напомню, что Иисус в переводе с еврейского значит Бог спасает. И обрезание Он принял также нашего ради спасения. Прежде всего, чтобы исполнить данный Им же Закон и показать нам через это, что и мы должны исполнять все, что Он нам заповедал. И, во-вторых, Он снова показал нам, что Его плоть — это плоть человека, что Он — не призрак, не Дух бесплотный, не видение в образе человека, а Сам Человек.

Чтобы мы не забыли о другой стороне дела, в 12 лет от роду Он напоминает о Своем Божестве. В Евангелии говорится, что после праздника Пасхи Он остался в храме и Иосиф с Божией Матерью не заметили этого. Через три дня они вернулись в храм и нашли Его, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их; и все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его. И Он говорит Своей Матери: Зачем было вам искать Меня? Или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему? И дальше Он снова пошел с ними домой, в Назарет, и там, как Человек, был в повиновении у них.

Христос показал нам Свое человечество и Свое Божество и во многих других случаях. Точнее всех говорит об этом святой Лев Великий. Он указывает, что свойства той и другой природы соединились во Христе таким образом, что каждая действовала, как ей свойственно, но при этом «Один и Тот же есть истинно Сын Божий и истинно Сын Человеческий. Что рождается плоть, — этим обнаруживается человеческая природа; что рождает Дева, — это доказывает божественное могущество.

Смиренные пелены показывают младенчество дитяти; лики ангелов возвещают величие Всевышнего. Алкать, жаждать, утомляться и спать, очевидно, свойственно человеку. Но пять тысяч человек насытить пятью хлебами, но самарянке подать воду живую, но ходить непогружающимися стопами по поверхности моря, но заставить улечься вздымающиеся волны, запретить буре, — без сомнения, свойственно Богу. И… как не одной и той же природе свойственно плакать от чувства жалости об умершем друге и властным словом вызвать его опять к жизни из четверодневного гроба, или висеть на дереве и, обратив свет в ночь, заставить содрогнуться все стихии, — так не одной и той же природе свойственно говорить: Я и Отец одно, и говорить: Отец Мой больше Меня«.

Вот о чем напоминает нам праздник Обрезания. И мы, идя вслед за Христом и обращаясь к нашим святым, как и они, обрежем духовным мечем свои душевные и телесные страсти, прежде всего — нашу самость, гордыню и себялюбие, от которых берут начало и прочие. Только тогда мы сможем уразуметь, как пишет апостол, превосходящую разумение любовь Христову и исполниться полнотою Божией (Ефес. 3, 19). Господь всех претерпел обрезание, чтобы обрезать наши грехи. Потерпим и мы болезненное чувство от расставания с грехами, чтобы быть с Господом. Аминь.


Обрезание Господне. Читайте на «Правмире»:

  • Отрезать от себя грех
  • Обрезание Господне – «странный» праздник?

Обрезание Господне. Фильмы о смысле праздника:

Дата праздника

Праздник Обрезания Господня фиксированна, его отмечают на восьмой день после Рождества, то есть 14 января.

История праздника

Сам Господь говорил с праведником Аврамом, когда тому было 99 лет. А супруге его, Саре – 90. Господь предрек Авраму, что у него будет столько потомков, сколько звёзд на небе. Именно роду Аврама Господь возжелал особо покровительствовать. В честь этого Господь меняет имена Аврама и Сары на Авраама и Сарру. Господь повелел Аврааму в знак их договора (завета) учредить обряд обрезания. У всех, кто хочет быть членом общности, которая именуется богоизбранным народом, должна быть обрезана крайняя плоть. Делать это следует на восьмой день после рождения всем детям мужского пола. Авраам принял это условие и установил обязательное обрезание для всех мужчин своего рода. Иисус Христос тоже был потомком Авраама и Сарры. Поэтому, как и все мальчики-израильтяне, Он должен был на восьмой день пройти обряд обрезания.

Смысл праздника

В Новом Завете обрезание плоти замещается обрезанием сердца. То есть, чтобы служить Богу, принадлежать к богоизбранному народу, обряд обрезания совершать не надо. Иисус Христос учреждает вместо Обрезания Крещение водой и Духом.

Почему Господь Иисус Христос принял обрезание

Смиренно пройдя обряд Обрезания наш Спаситель Иисус Христос показал всем своим ученикам, что Новый Завет, который Он нам принёс, не отменяет и не уничтожает Ветхий Завет, но соблюдает его. И, таким образом, доводит его до совершенства, упразднят грубое плотское и утверждая главенство духа. Чтобы проповедовать среди народа израильского Иисус должен был быть полноценным членом общества: ходить в храм, молиться, жить в семье израильтян. Все это было совершенно невозможно для необрезанных.

Восьмой день – день наречения имени

В день Обрезания, по традиции, Господь получил имя, которое было предречено ангелом ещё до Его зачатия. Именно на восьмой день нарекли Ему имя – Иисус. Традиция нарекать имя младенцу на восьмой день после рождения сохранилась и у христиан. Существует обряд наречения имени на восьмой день и специальные молитвы на этот случай.

Обрезание у христиан было официально отменено

В 49 году на Апостольском соборе было официально отменено обрезание для желающих крестится. С этого времени в Церкви остался только обряд «Обрезания Сердца» – Святое Крещение.

Обрезание как завет

У многих древних народов была традиция обрезания младенцев. Например, у египтян. Люди ошибочно полагали, что раз их крайняя плоть обрезана, то они обязательно спасутся и будут всегда угодны Богу, какой бы грех не совершали. Апостол Павел обличает иудеев в том, что они, обрезанные, ведут себя недостойно и грешат. Дело в том, что обрезание это не магический ритуал, делающий человека избранным, это завет, то есть договор, контракт между Богом и человеком, похожий на воинскую присягу. Обрезание было знаком того, что мужчина обязуется исполнять все законы, предписанные ему Богом в Ветхом Завете. Так же и крещение, не делает человека праведником автоматически, но означает его стремление служить Богу.

Популярные вопросы и ответы

Почему обрезание производилось именно в восьмой день после рождения мальчика?

В Священном Писании все исполнено смыслом. Так же не случайны и числа. Число семь – означает рост, а число восемь – совершенство. В жизни мальчиков эти числа, как значимые, повторяются ещё раз: по достижении семи лет, на восьмом году жизни, их отдавали в учение, чтобы с наступлением восьмого года жизни они начали путь к совершенствованию в знаниях.

Как отмечают христиане День Обрезания Господня?

Христиане чтут и славят это великое чудо – готовность Бога смиряться и принимать все, предписанное Законом человеку. В этот день служится в храме литургия, в которую включены специальные песнопения праздника Обрезания.

Чего нельзя делать в День Обрезания Господня?

День Обрезания Господня – это день подчинения законам. Следуйте правилам даже в мелочах, не нарушайте, например, ПДД. Будьте смиренны и законопослушны.

Обрезание в качестве обряда посвящения Божеству существовало у многих народов, в том числе и у египтян. В еврейском понимании кровь священна, так как «кровь есть душа», кровь, текущая из органа, дающего жизнь, означает посвящение Богу жизни, принятой как дар. У израильтян этот обряд стал знаменовать вступление в союз-завет Авраама и избранного народа с Богом и должен был напоминать народу о вытекающих из этого обязательствах.

Православная Церковь отмечает 14 января праздник Обрезания Господня. Во всех храмах в этот день пройдут праздничные богослужения.

Евангельское предание гласит, что на восьмой день после Рождения Иисус Христос, по ветхозаветному закону, прошел обряд обрезания. Обряд был установлен для всех младенцев мужского пола в знак завета Бога с праотцом Авраамом и его потомками.

При совершении этого обряда Божественному Младенцу было дано имя Иисус (Спаситель), произнесенное архангелом Гавриилом еще в день Благовещения Деве Марии.

По толкованию отцов Церкви, Бог-Сын принял обрезание, чтобы показать людям пример неукоснительного исполнения Божественных установлений, и чтобы никто впоследствии не мог усомниться в том, что Он был истинным Человеком, а не носителем призрачной плоти, как учили некоторые еретики.

В Новом Завете обряд обрезания уступил место таинству Крещения, прообразом которого он и являлся.

Свидетельства о праздновании Обрезания Господня в Восточной Церкви восходят к IV веку.

Праздник Обрезания Господня продолжается один день и соединяется с празднованием памяти святого Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской, отчего в народе он известен под именем Васильева дня.

ИЗ БОГОСЛУЖЕБНЫХ ПЕСНОПЕНИЙ
в современном русском переводе

Тропарь Обрезанию, глас 1:
Ты, Иисус, сидящий в небесах на огневидном престоле с Безначальным Отцом и Божественным Твоим Духом, благоволил родиться на земле от Девы, не познавшей мужа, Матери Твоей; поэтому и был обрезан, как человек, на восьмой день. Слава всемилостивой воле Твоей, слава промышлению Твоему, слава снисхождению Твоему, Единый Человеколюбец!

Кондак Обрезанию и Святителю, глас 3:
Господь всех (всего) терпит обрезание и, будучи Благодетелем, обрезывает человеческие прегрешения, дарует сегодня спасение миру; радуется же на Небесах и божественный таинник (греч. мист.) Христа Василий, светоносный иерарх [нашего] Создателя.

Тропарь Святителю, глас 1:
Проповедь твоя прошла по всей земле, принявшей твое слово, которым ты изложил достойные Бога истины веры (догматы), разъяснил природу всего существующего, улучшил (украсил) человеческие нравы. Ты, царственное священство, преподобный отец наш [Василий], моли Христа Бога даровать нам великую милость.

Кондак Святителю, глас 4:
О, преподобный Василий! Открывающий небесные тайны, наделяющий всех людей неотъемлемым сокровищем и запечатлевающий его своим учением, – ты стал непоколебимым основанием Церкви.
Величание Обрезанию: Прославляем Тебя, Христос, Податель Жизни, и почитаем пречистой Твоей Плоти законное обрезание.

Величание Святителю:
Прославляем тебя, Святитель, отец наш Василий, и почитаем святую твою память, ибо ты молишься за нас Христу – нашему Богу.

Обрезание Господне. Сверху образ свт. Василия Великого, память которого празднуется 14 января (н.с.)
Обрезание Господне. Сверху образ свт. Василия Великого, память которого празднуется 14 января (н.с.)

На восьмой день после Своего
Рождества Господь наш Иисус Христос, по ветхозаветному
закону, принял обрезание, установленное для всех
младенцев мужского пола в знамение Завета Бога с
праотцем Авраамом и его потомками (Быт.17,10-14;
Лев.12,3). При совершении этого обряда Божественному
Младенцу было дано Имя Иисус, возвещенное Архангелом
Гавриилом еще в день Благовещения Пресвятой Деве Марии
(Лк.1,31-33; Лк.2,21). По толкованию отцов Церкви,
Господь, Творец закона, принял обрезание, являя пример,
как людям следует неукоснительно исполнять Божественные
установления. Господь принял обрезание для того, чтобы
никто впоследствии не мог усомниться в том, что Он был
истинным Человеком, а не носителем призрачной плоти,
как учили некоторые еретики (докеты). В Новом Завете
обряд обрезания уступил место таинству Крещения,
прообразом которого он являлся (Кол.2,11-12).
Свидетельства о праздновании Обрезания Господня в
Восточной Церкви восходят к IV веку. Канон празднику
написан преподобным Стефаном Савваитом. Вместе с
обрезанием, воспринятым Господом как знамение Завета
Бога с людьми, Он получил и Имя Иисус (Спаситель) как
печать Своего служения делу спасения мира (Мф. 1, 21;
Мк. 16, 17; Мк. 9, 38-39; Лк. 10, 17; Деян. 3, 6 Деян.
3, 16; Фил. 2, 9-10). Эти два события, совершившиеся в
самом начале земной жизни Спасителя, напоминают
христианам, что они вступили в Новый Завет с Богом и
«обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением
греховного тела плоти, обрезанием Христовым» (Кол.
2, 11). Само имя христианина свидетельствует о
вступлении человека в Новый Завет с Богом.

Стихира празднику Обрезания Господня

Сходяй Спас к роду человеческому, прият пеленами
повитие, не возгнушася плотскаго обрезания, осмодневен по
Матери, безначальный по Отцу. Тому вернии возопиим: Ты еси
Бог наш, помилуй нас.

Тропарь празднику Обрезания Господня, глас 1-й

На престоле огнезрачнем в вышних седяй со Отцем
безначальным и Божественным Твоим Духом, благоволил еси
родитися на земли от Отроковицы, неискусомужныя Твоя
Матере, Иисусе; сего ради и обрезан был еси яко человек
осмодневный. Слава всеблагому Твоему совету, слава
смотрению Твоему, слава снизхождению Твоему, едине
Человеколюбче.

Тропарь святителю Василию, глас 4-й

Во всю землю изыде вещание твое, яко приемшую слово
твое, имже боголепно научил еси, естество сущих уяснил
еси, человеческия обычаи украсил еси, царское священие,
отче преподобне: моли Христа Бога спастися душам
нашим.

Перевод: Проповедь твоя прошла по всей земле, как
принявшей слово твое, которым ты богодостойно раскрыл
истины веры, уяснил природу всего существующего, украсил
человеческие обычаи; царское священство — отче
преподобне, моли Христа Бога о спасении душ наших.

Уяснил природу всего существующего — в
творениях Василия Великого, особенно в его
«Шестодневе», есть много прекрасных описаний и
объяснений явлений природы.

Украсил человеческие обычаи — украсил
человеческие обычаи начертанием правил и установлением
строгого монастырского жития, учреждением
благотворительных заведений.

Царское священство — Василий — значит
«царский». Святитель Василий Великий, после
Афанасия Великого, стоял действительно во главе
современного ему священства.

ТОЛКОВАНИЕ ПАРЕМИИ НА ОБРЕЗАНИЕ ГОСПОДНЯ

Книга Бытия
(XVII, 1-2, 4-8, 3, 9-12, 14)

Аврам был девяноста девяти лет, и Господь явился Авраму и
сказал ему: Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь
непорочен; и поставлю завет Мой между Мною и тобою, и
весьма, весьма размножу тебя. Я — вот завет Мой с
тобою: ты будешь отцом множества народов, и не будешь ты
больше называться Аврамом, но будет тебе имя: Авраам, ибо
Я сделаю тебя отцом множества народов; и весьма, весьма
распложу тебя, и произведу от тебя народы, и цари
произойдут от тебя; и поставлю завет Мой между Мною и
тобою и между потомками твоими после тебя в роды их, завет
вечный в том, что Я буду Богом твоим и потомков твоих
после тебя; и дам тебе и потомкам твоим после тебя землю,
по которой ты странствуешь, всю землю Ханаанскую, во
владение вечное; и буду им Богом. И пал Аврам на лице
свое. Бог продолжал говорить с ним и сказал: ты же соблюди
завет Мой, ты и потомки твои после тебя в роды их. Сей
есть завет Мой, который вы должны соблюдать между Мною и
между вами и между потомками твоими после тебя [в роды
их]: да будет у вас обрезан весь мужеский пол; обрезывайте
крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между
Мною и вами. Восьми дней от рождения да будет обрезан у
вас в роды ваши всякий младенец мужеского пола.
Необрезанный же мужеского пола, который не обрежет крайней
плоти своей [в восьмой день], истребится душа та из народа
своего, ибо он нарушил завет Мой.

Эта паремия напоминает о том, что явился Господь Авраму на
сотом году жизни и сказал: «Я твой Бог, ходи предо
Мной и будь непорочен». Ходить пред Богом —
это жить постоянно с мыслью о том, что Бог видит тебя
насквозь, знает и дела, и мысли, и все сердечные движения.
Быть непорочным — значит вести себя так, чтобы ничем
не оскорбить Бога, не позволять себе забыть о той чести,
которую дарует человеку близость Творца. С этого обращения
Господа начинается завет Бога с человеком. Бог обещает
Авраму многочисленное потомство, матерью которого будет
Сара. Тут же в именах этой супружеской четы удваивается по
букве: Авраам и Сарра. Повеление называться так еще более
подчеркивает благословение Божие, которое наследуют лишь
потомки Авраама и Сарры (у Авраама были дети Агари,
Хеттуры, но не им предстояло наследовать благословение).
От Авраама требуется верность Богу, и не только лично его,
но и всего многочисленного потомства. Для сохранения в
роды родов завета с Богом и как обещание исполнить
повеленное избирается внешнее действие — обрезание.
Оно призвано воспитать в поколениях стремление держаться
единым народом, чтобы кланяться лишь Богу Авраама. Как
знамение завета оно включает и внутреннее освящение, без
которого одно умножение численности избранного народа еще
не означает сердечной преданности Богу и вере праотца
Авраама. Потому и обличались «необрезанные сердца и
уши» в книге Левит (Лев. XXVI, 41) и в Деяниях
(Деян. VII, 51). Правила предписывали совершать обрезание
на восьмой день, когда новорожденный окрепнет. К тому же
число 8 выражало полноту и совершенство. Откладывать на
более позднее время совершение повеленного считалось
выражением пренебрежения и небрежности, недопустимой там,
где речь о повелении Божием. Касалось это мальчиков, так
как для продолжения рода достаточно освящения главы семьи,
жена же с мужем составляла единое целое. Первоначально
главное внимание было направлено на умножение численности
народа, и потому в Ветхом Завете строго узаконено прежде
всего единство крови и веры. В дальнейшем, уже в Новом
Завете, обрезание заменено крещением, действующим более
глубоко и всесторонне. В Ветхом Завете еще неразвитое
сознание ценности данного Богом поддерживалось страхом
наказания (вплоть до внезапной смерти). Новый завет
включает всех желающих чтить Бога, и потому крещение не
ограничивается ничем внешним — только бы усвоить
веру и учиться всей жизнью «ходить пред
Богом».

В праздник Обрезания Господня читается эта паремия для
того, чтобы явно было для всех, что Господь во всем
подчинялся закону. Он ничем не хотел подчеркивать Свою
свободу от всех постановлений, но вполне справедливо позже
указывал, что пришел не нарушить закон, но исполнить.

14 января 2006 г.

Приблизительное время чтения: 4 мин.


print

Церковь вспоминает евангельское событие, когда, согласно еврейскому закону, восьмидневный младенец Христос принял обрезание: По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве (Лк 2:21).

Дата: 14 января

Статус: великий праздник

В нашей рубрике «Коротко о празднике» мы рассказываем о двунадесятых и великих праздниках Русской Православной Церкви.

Тропарь праздника:

глас 1

На Престо́ле огнезра́чнем/ в Вы́шних седя́й со Отце́м Безнача́льным и Боже́ственным Твои́м Ду́хом,/ благоволи́л еси́ роди́тися на земли́/ от Отрокови́цы Неискусому́жныя, Твоея́ Ма́тере, Иису́се,/ сего́ ра́ди и обре́зан был еси́, я́ко Челове́к осмодне́вный./ Сла́ва всеблаго́му Твоему́ сове́ту,/ сла́ва смотре́нию Твоему́,// сла́ва снизхожде́нию Твоему́, Еди́не Человеколю́бче.

Перевод: Ты, Иисус, сидящий в небесах на огневидном престоле с Безначальным Отцом и Божественным Твоим Духом, благоволил родиться на земле от Девы, не познавшей мужа, Матери Твоей; поэтому и был обрезан, как человек, на восьмой день. Слава всемилостивой воле Твоей, слава промышлению Твоему, слава снисхождению Твоему, Единый Человеколюбец!

История:

Ритуал обрезания восходит к глубокой, ветхозаветной древности. В книге Бытие рассказывается, как однажды Бог таинственно явился праведному Аврааму и пообещал ему — тогда еще бездетному — что от него произойдет великий народ: Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя (Быт 12:2).

Коротко о празднике: Обрезание Господне

Когда же Аврааму исполнилось 99 лет, Бог вновь явился ему, чтобы закрепить с ним завет, сказав: Да будет у вас обрезан весь мужеский пол; обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами. Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий младенец мужеского пола (Быт 17:10–12).

В тот же день Авраам и все его домочадцы обрезались, как и повелел им Господь. А через год Сарра, его жена, родила праведнику долгожданного сына — Исаака. С тех пор иудеи, как потомки Авраама, обрезали новорожденных младенцев мужского пола на восьмой день в знак своей верности завету с Богом и своей отделенности от всего языческого мира.

Коротко о празднике: Обрезание Господне

Господь, вочеловечившись, пришел, как сам Он сказал, не нарушить закон, а исполнить его (Мф 5:17). Принятие же обрезания было необходимой частью исполнения этого закона. Без этого ритуала нельзя было стать частью израильского общества. «Тот, кто намерен жить по новым законам, — пишет митрополит Вениамин (Федченков), — тот сначала должен исполнить старые. Это покажет, что он действительно “законопослушный” человек, а не своеволец. Тот лишь имеет право устанавливать новое, кто исполнил старое. Господь пришел установить Новый Закон, и Он необходимо должен был исполнить Ветхий. И вот Он с самого Своего рождения (обрезание — первое священнодействие после рождения) сразу же начинает исполнять закон. Законодавец первый подчиняется закону».

Христос начинает исполнять, «воплощать» закон Моисея. И принятие обрезания стало первым шагом на этом пути.

Коротко о празднике: Обрезание Господне
На смену ветхозаветному обрезанию в христианстве пришло таинство Крещения. Фото Наталии Стеценко

Кроме того, как пишут отцы Церкви, многие ветхозаветные ритуалы носили прообразовательный характер. Это значит, что свое окончательное, завершенное значение они приобрели в откровении Нового Завета — в словах, поступках и домостроительстве Мессии, Иисуса Христа. Так, обрезание в Церкви было упразднено и заменено таинством Крещения, о котором этот иудейский ритуал символически свидетельствовал.

На это в своем Послании к Колоссянам указывал апостол Павел. По слову апостола, плотское обрезание иудеев заменяется у христиан обрезанием духовным: В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым (Кол 2:11). В Послании же к Римлянам апостол подчеркивает новый, христианский смысл обрезания как «обрезания сердца»: Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти; но тот Иудей, кто внутренне таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога (Рим 2:28–29).

Интересные факты о празднике:

1

Праздник Обрезания сыграл важную роль в истории Церкви. В конце I века среди христиан возникла одна из первых ересей — докетизм. Ее последователи считали, что Христос был не реальным человеком, а духом, который лишь казался воплотившимся. Евангельское свидетельство об обрезании стало важным свидетельством того, что Христос был истинно воплощенным.

2

На Обрезание служится литургия святителя Василия Великого ввиду того, что этот праздник совпадает с днем памяти великого святого. В народном календаре вечер накануне Обрезания назывался «Васильевым».

Коротко о празднике: Обрезание Господне

3

От совершения обрезания христиане были освобождены на Апостольском Соборе 49 года. Решение Собора было следующим: Поелику мы услышали, что некоторые, вышедшие от нас, смутили вас своими речами и поколебали ваши души, говоря, что должно обрезываться и соблюдать закон, чего мы им не поручали, то мы, собравшись, единодушно рассудили… угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете (Деян 15:23–29).

4

На Обрезание выпадает дата празднования старого Нового года. «Старым» он называется потому, что в советской России, после перехода на новый стиль, старый новый год «сместился» на 14 января — по новому стилю.

Читайте также: Разные календари, «старый» и «новый» стиль: в чем разница?

Коротко о празднике: Обрезание Господне
Коротко о празднике: Обрезание Господне

From Wikipedia, the free encyclopedia

(Redirected from Naming of Jesus)

The Feast of the Circumcision of Christ is a Christian celebration of the circumcision of Jesus in accordance with Jewish tradition, eight days (according to the Semitic and southern European calculation of intervals of days)[1] after his birth, the occasion on which the child was formally given his name.[2][3]

The circumcision of Jesus has traditionally been seen, as in the popular 14th-century work the Golden Legend, as the first time the blood of Christ was shed, and thus the beginning of the process of the redemption of man, and a demonstration that Christ is fully human, and of his obedience to Biblical law.

The feast day appears on 1 January in the liturgical calendar of Eastern Orthodox churches,[4][5] all Lutheran churches, and some churches of the Anglican Communion, though it is observed on 26 December in Byzantine Catholic churches.[6] In the General Roman Calendar, the 1 January feast, which from 1568 to 1960 was called «The Circumcision of the Lord and the Octave of the Nativity», is now the Solemnity of Mary, Mother of God, and the Octave Day of the Nativity of the Lord. In Western Christianity, the Feast of the Naming and Circumcision of Jesus Christ marks the eighth day (octave day) of Christmastide.[7]

Textual sources[edit]

And when eight days were fulfilled to circumcise the child, his name was called Jesus, the name called by the angel before he was conceived in the womb.[8]

Eastern Orthodox churches[edit]

The feast is celebrated with an All-Night Vigil, beginning the evening of December 31. The hymns of the feast are combined with those for Saint Basil the Great. After the Divine Liturgy the next morning, Russian churches often celebrate a New Year Molieben (service of intercession) to pray for God’s blessing for the beginning of the civil New Year (Byzantine Christians commemorate the Indiction, or Ecclesiastical New Year, on September 1).

On the Julian calendar, 1 January will correspond, until 2100, to 14 January on the Gregorian Calendar. Accordingly, in Russia, 14 January in the civil calendar is known as «The Old New Year», since it corresponds to 1 January in the Julian Calendar, still used by the Church.

Latin Church[edit]

At an early stage the Church in Rome celebrated on 1 January a feast that it called the anniversary (Natale) of the Mother of God.[9] When this was overshadowed by the feasts of the Annunciation and the Assumption, adopted from Constantinople at the start of the 7th century, 1 January began to be celebrated simply as the octave day of Christmas, the «eighth day» on which, according to Luke 2:21, the child was circumcised and given the name Jesus. In the 13th or 14th century 1 January began to be celebrated in Rome, as already in Spain and Gaul, as the feast of the Circumcision of the Lord and the Octave of the Nativity, while still oriented towards Mary and Christmas.[10] The emphasis that Saint Bernardino of Siena (1380–1444) laid on the name of Jesus in his preaching led in 1721 to the institution of a separate Feast of the Holy Name of Jesus. Pope John XXIII’s General Roman Calendar of 1960 calls 1 January simply the Octave of the Nativity. (This 1960 calendar was incorporated into the 1962 Roman Missal.) The 1969 revision states: «1 January, the Octave Day of the Nativity of the Lord, is the Solemnity of Mary, the Holy Mother of God, and also the commemoration of the conferral of the Most Holy Name of Jesus.»[11][12]

Lutheran Church[edit]

As the Circumcision of Our Lord is a feast of Christ and related directly to the life of Christ as recounted in Holy Scripture (notably Luke 2:21), it is celebrated by Lutheran churches. It remains on Lutheran liturgical calendars to this day, although some Lutherans now use the title «The Circumcision and the Name of Jesus»[13] [14] or simply «The Name of Jesus.»[15] Martin Luther preached at least one notable sermon on this feast day, which is still available in his Church Postils, and most Lutheran hymnals prior to the 1978 Lutheran Book of Worship contain several hymns for the occasion.

Anglican Communion[edit]

The Anglican Communion’s Book of Common Prayer liturgy celebrates this day as the Circumcision of Christ.

Since 2000, the Common Worship of the Church of England has listed this day as «The Naming and Circumcision of Jesus.»

The Book of Common Prayer of the Anglican Church of Canada calls it «The Octave Day of Christmas, and the Circumcision of Our Lord, being New Year’s Day».

The 1979 Book of Common Prayer of the Episcopal Church (United States) names this day «The Holy Name of Our Lord Jesus Christ», a Feast of the Lord.

A Prayer Book for Australia (1995) of the Anglican Church of Australia calls it «The Naming and Circumcision of Jesus».

See also[edit]

  • Circumcision in the Bible
  • Feast of the Holy Name of Jesus
  • Holy prepuce

References[edit]

  1. ^ In the northern European calculation, which abstracts from the day from which the count begins, the interval was of seven days.
  2. ^ Luke 2:21 (King James Version): «And when eight days were accomplished for the circumcising of the child, his name was called JESUS, which was so named of the angel before he was conceived in the womb.»
  3. ^ Catholic Encyclopedia: Feast of the Circumcision
  4. ^ Greek Orthodox Archdiocese calendar of Holy Days Archived February 13, 2008, at the Wayback Machine
  5. ^ «Η Περιτομή του Ιησού Χριστού». www.pemptousia.gr (in Greek). 31 December 2021. Retrieved 15 October 2022.
  6. ^ «Mother of God Extends Our Christmas Celebration», Ascension Press website
  7. ^ MacBeth, Sybil (1 November 2014). The Season of the Nativity. Paraclete Press. p. 113. ISBN 9781612616131. January 1, New Year’s Day, is also the eighty day of Christmas. On the eighty day of life Jewish boys have a circumcision ceremony, or bris. January 1 is the Circumcision of Christ and the Feast of the Holy Name.
  8. ^ Luke 2:21
  9. ^ «Lumen gentium». www.vatican.va. Retrieved 2023-01-01.
  10. ^ Adolf Adam, The Liturgical Year (Liturgical Press 1990 ISBN 978-0-81466047-8), pp. 139–140
  11. ^ Universal Norms on the Liturgical Year and the Calendar, 35 f
  12. ^ The Roman Catholic Daily Missal. Kansas City, Missouri, USA: Angelus Press. 1962. p. 1. ISBN 1-892331-29-2.
  13. ^ Lutheran Service Book. St. Louis, MO: Concordia Publishing House, 2006, p. xi
  14. ^ The Lutheran Hymnal. St. Louis, MO: Concordia Publishing House, 1941, p. 57.
  15. ^ As in Lutheran Book of Worship, page 10. Copyright 1978, Augsburg Fortress.,

External links[edit]

  • Russia Orthodox explanation of The Circumcision («Obrezanie») of the Lord
  • An essay on the feast of the circumcision from Anglicans Online

From Wikipedia, the free encyclopedia

(Redirected from Naming of Jesus)

The Feast of the Circumcision of Christ is a Christian celebration of the circumcision of Jesus in accordance with Jewish tradition, eight days (according to the Semitic and southern European calculation of intervals of days)[1] after his birth, the occasion on which the child was formally given his name.[2][3]

The circumcision of Jesus has traditionally been seen, as in the popular 14th-century work the Golden Legend, as the first time the blood of Christ was shed, and thus the beginning of the process of the redemption of man, and a demonstration that Christ is fully human, and of his obedience to Biblical law.

The feast day appears on 1 January in the liturgical calendar of Eastern Orthodox churches,[4][5] all Lutheran churches, and some churches of the Anglican Communion, though it is observed on 26 December in Byzantine Catholic churches.[6] In the General Roman Calendar, the 1 January feast, which from 1568 to 1960 was called «The Circumcision of the Lord and the Octave of the Nativity», is now the Solemnity of Mary, Mother of God, and the Octave Day of the Nativity of the Lord. In Western Christianity, the Feast of the Naming and Circumcision of Jesus Christ marks the eighth day (octave day) of Christmastide.[7]

Textual sources[edit]

And when eight days were fulfilled to circumcise the child, his name was called Jesus, the name called by the angel before he was conceived in the womb.[8]

Eastern Orthodox churches[edit]

The feast is celebrated with an All-Night Vigil, beginning the evening of December 31. The hymns of the feast are combined with those for Saint Basil the Great. After the Divine Liturgy the next morning, Russian churches often celebrate a New Year Molieben (service of intercession) to pray for God’s blessing for the beginning of the civil New Year (Byzantine Christians commemorate the Indiction, or Ecclesiastical New Year, on September 1).

On the Julian calendar, 1 January will correspond, until 2100, to 14 January on the Gregorian Calendar. Accordingly, in Russia, 14 January in the civil calendar is known as «The Old New Year», since it corresponds to 1 January in the Julian Calendar, still used by the Church.

Latin Church[edit]

At an early stage the Church in Rome celebrated on 1 January a feast that it called the anniversary (Natale) of the Mother of God.[9] When this was overshadowed by the feasts of the Annunciation and the Assumption, adopted from Constantinople at the start of the 7th century, 1 January began to be celebrated simply as the octave day of Christmas, the «eighth day» on which, according to Luke 2:21, the child was circumcised and given the name Jesus. In the 13th or 14th century 1 January began to be celebrated in Rome, as already in Spain and Gaul, as the feast of the Circumcision of the Lord and the Octave of the Nativity, while still oriented towards Mary and Christmas.[10] The emphasis that Saint Bernardino of Siena (1380–1444) laid on the name of Jesus in his preaching led in 1721 to the institution of a separate Feast of the Holy Name of Jesus. Pope John XXIII’s General Roman Calendar of 1960 calls 1 January simply the Octave of the Nativity. (This 1960 calendar was incorporated into the 1962 Roman Missal.) The 1969 revision states: «1 January, the Octave Day of the Nativity of the Lord, is the Solemnity of Mary, the Holy Mother of God, and also the commemoration of the conferral of the Most Holy Name of Jesus.»[11][12]

Lutheran Church[edit]

As the Circumcision of Our Lord is a feast of Christ and related directly to the life of Christ as recounted in Holy Scripture (notably Luke 2:21), it is celebrated by Lutheran churches. It remains on Lutheran liturgical calendars to this day, although some Lutherans now use the title «The Circumcision and the Name of Jesus»[13] [14] or simply «The Name of Jesus.»[15] Martin Luther preached at least one notable sermon on this feast day, which is still available in his Church Postils, and most Lutheran hymnals prior to the 1978 Lutheran Book of Worship contain several hymns for the occasion.

Anglican Communion[edit]

The Anglican Communion’s Book of Common Prayer liturgy celebrates this day as the Circumcision of Christ.

Since 2000, the Common Worship of the Church of England has listed this day as «The Naming and Circumcision of Jesus.»

The Book of Common Prayer of the Anglican Church of Canada calls it «The Octave Day of Christmas, and the Circumcision of Our Lord, being New Year’s Day».

The 1979 Book of Common Prayer of the Episcopal Church (United States) names this day «The Holy Name of Our Lord Jesus Christ», a Feast of the Lord.

A Prayer Book for Australia (1995) of the Anglican Church of Australia calls it «The Naming and Circumcision of Jesus».

See also[edit]

  • Circumcision in the Bible
  • Feast of the Holy Name of Jesus
  • Holy prepuce

References[edit]

  1. ^ In the northern European calculation, which abstracts from the day from which the count begins, the interval was of seven days.
  2. ^ Luke 2:21 (King James Version): «And when eight days were accomplished for the circumcising of the child, his name was called JESUS, which was so named of the angel before he was conceived in the womb.»
  3. ^ Catholic Encyclopedia: Feast of the Circumcision
  4. ^ Greek Orthodox Archdiocese calendar of Holy Days Archived February 13, 2008, at the Wayback Machine
  5. ^ «Η Περιτομή του Ιησού Χριστού». www.pemptousia.gr (in Greek). 31 December 2021. Retrieved 15 October 2022.
  6. ^ «Mother of God Extends Our Christmas Celebration», Ascension Press website
  7. ^ MacBeth, Sybil (1 November 2014). The Season of the Nativity. Paraclete Press. p. 113. ISBN 9781612616131. January 1, New Year’s Day, is also the eighty day of Christmas. On the eighty day of life Jewish boys have a circumcision ceremony, or bris. January 1 is the Circumcision of Christ and the Feast of the Holy Name.
  8. ^ Luke 2:21
  9. ^ «Lumen gentium». www.vatican.va. Retrieved 2023-01-01.
  10. ^ Adolf Adam, The Liturgical Year (Liturgical Press 1990 ISBN 978-0-81466047-8), pp. 139–140
  11. ^ Universal Norms on the Liturgical Year and the Calendar, 35 f
  12. ^ The Roman Catholic Daily Missal. Kansas City, Missouri, USA: Angelus Press. 1962. p. 1. ISBN 1-892331-29-2.
  13. ^ Lutheran Service Book. St. Louis, MO: Concordia Publishing House, 2006, p. xi
  14. ^ The Lutheran Hymnal. St. Louis, MO: Concordia Publishing House, 1941, p. 57.
  15. ^ As in Lutheran Book of Worship, page 10. Copyright 1978, Augsburg Fortress.,

External links[edit]

  • Russia Orthodox explanation of The Circumcision («Obrezanie») of the Lord
  • An essay on the feast of the circumcision from Anglicans Online

Православные христиане 14 января отмечают День обрезания Господня. Церковный праздник совпадает со Старым Новым годом, поэтому так или иначе имеет связанные с ними традиции.

Обрезание Господне — смысл праздника

Обрезание Господне считается великим праздником Православной Церкви.

В этот день Церковь вспоминает, как Дева Мария и Иосиф Обручник принесли младенца в храм и там вместе с наречением имени — Иисус (ему было даровано имя Спасителя, которое молвил Марии Ангел в День Благовещения) — совершили обряд обрезания, который был обязательным по ветхозаветному закону для всех новорожденных мальчиков на восьмой день жизни в знак Завета Бога с праотцем Авраамом и еврейским народом.

Данная традиция символизировала связь ребенка с Богом и очищение от первородного греха. Соблюдение Сыном Божьим данного ритуала стало примером того, как людям нужно неукоснительно исполнять Божественные установления и посвящать себя Богу.

В церкви обрезание приравнивали к началу полноценной жизни. А для того чтобы ввести Новый Закон, Иисус должен был заслужить людское доверие и неукоснительно соблюдать Ветхий Завет. Поэтому Сын Божий, имеющий святейшую плоть и не подвластный страстям людским, покорился всем предписаниям. Он принял обряд обрезания и был отнесен к грешникам, взяв все их проступки на себя и через боль и кровь отрезав от себя все страсти, пагубные привычки и пригрешения.

Принимая обряд, Спаситель явил людям неизбежность отступления от грехов — гордыни, эгоизма и других. Этот праздник напоминает всем христианам, что первыми иудеями, которые строго чтили Закон Божий, были Иисус, апостолы и первые сторонники христианства.

Праздник Обрезания сыграл важную историческую роль в конце I века, когда среди христиан возникла одна из первых ересей —докетизм. Ее название происходит от греческого «докео», что означает «казаться». Последователи докетизма считали Христа не реальным человеком, а призраком или духом, который лишь казался воплотившимся. Евангельское свидетельство о том, что Иисус прошел обрезание в спорах того времени стало важным свидетельством того, что плоть Христа была осязаемой, а значит и Сам Он был истинно воплощенным.

Праздник Обрезания Господня напоминает христианам, что они вступили в Новый Завет с Богом и «обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым».

В новозаветное время обряд обрезания уступил место таинству Крещения, прообразом которого он являлся.

Какого числа празднуется Обрезание Господне

Дата Обрезания Господня привязана к дате Рождества и неизменна.

Из года в год она приходится на 14 января по новому стилю — на восьмой день после праздника Рождества Христова.

Свидетельства о праздновании Обрезания Господня в Восточной Церкви восходят к IV веку, в это же время православные начали отмечать Рождество Христово.

Васильев день — традиции 14 января

Обрезание Господне отмечают в одно время с Васильевым днем, напоминает utro.ru. Традиции праздника связаны с отмечанием Старого Нового года.

С давних времен в это время люди ходили по соседским домам: поздравляли, желали добра, благополучия и мира всей семье. По приметам желание, загаданное в ночь с 13 на 14 января, обязательно исполнится.

В ночь с 13 на 14 января молодые девушки совершали обряд гадания. Период Святок считали лучшим временем для гаданий на суженого и ворожбы на будущее. Перед сном девушки распускали волосы, расчесывали их, клали гребень под подушку и произносили магические слова: «Суженый-ряженый, приди расчесать мне волосы».

Дети распевали «засевальные песни» и пожелания, ходили по деревенским домам и «сеяли» зерна. Также существовал предпраздничный обычай «щедрого» вечера. В это время крестьяне запевали «щедривки» — песни с пожеланиями счастья и здоровья.

В это время старики предсказывали погоду на ближайший год. Если утро было ясное, то год будет благополучным. Если поля покрывались инеем, то хорошо поспеют зерновые, а если день погожий — год будет урожайным. Снег, который выпадал в день Обрезания, считался предвестником удачи.

Дети распевали «засевальные песни» и пожелания, ходили по деревенским домам и «сеяли» зерна. Также существовал предпраздничный обычай «щедрого» вечера. В это время крестьяне запевали «щедривки» — песни с пожеланиями счастья и здоровья.

Что можно делать 14 января

В День обрезания Господня в народе было принято собираться всей семьей, просить друг у друга прощения и отпускать все обиды. 14 января было необходимо очистить душу от скверных мыслей и наполнить ее добротой и любовью к окружающим.

Считалось, что на праздник обязательно нужно помочь нуждающимся. Люди верили, что таким образом они становятся ближе к Господу и очищаются от грехов. Многие угощали друг друга и говорили теплые слова. В ночь на 14 января верующие также ежегодно посещают храм, где совершается всенощное бдение.

Поскольку наряду с православным праздником, 14 января отмечается Старый Новый год, в этот день было принято загадывать желания. В народе верили, что если записать его на листочке и при этом исключить частицу «не» при формулировке, мечта обязательно осуществится.

Что категорически нельзя делать 14 января

На обрезание Господне нельзя охотиться и резать скотину — по приметам можно накликать беду. Венчаться на Обрезание Господне, а также проводить любые другие светские праздничные мероприятия также нельзя.

В Обрезание Господне нельзя отказывать человеку в помощи и прощении — это может привлечь неудачу. Нельзя в праздник ругаться и злиться, оскорблять близких людей, думать о плохом. По приметам все слова и мысли, сказанные в это день, вернутся сторицей.

Нельзя злоупотреблять спиртными напитками и объедаться — церковь излишества не приветствует.

Чтобы привлечь в дом счастье и успех, необходимо, чтобы 14 января первым порог дома переступил обязательно мужчина. Праздник запрещено проводить исключительно в женской компании, иначе таким образом можно притянуть в свою жизнь неприятности.

В этот день не разрешалось выбрасывать из дома мусор и ссориться друг с другом. Серьезную уборку также лучше отложить на пару дней.

Не рекомендуется 14 января давать деньги в долг и пытаться решить свои финансовые проблемы. Люди верили, что в противном случае они будут считать деньги весь следующий год и проливать слезы.

Нежелательно надевать в праздничный день старую одежду, поскольку она может препятствовать новым благоприятным переменам в жизни.

Народные приметы 14 января

  • Ночь на Василия звездиста — летом жди много ягод.
  • Яркое солнце светит весь день? Значит год будет благополучным.
  • Если деревья в инее, значит летом будет много меда.
  • Если выпал снег, то остаток зимы будет снежным, а весна — поздней.
  • Тот, кто родился в ночь на Васильев день (14 января), проживет счастливую жизнь.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Обряды на праздник иконы казанской божьей матери
  • Нудисты праздник красоты
  • Обряды на праздник жаворонки
  • Нудисты дома праздники
  • Обряды марийцев сценарий