Обрезание какой праздник

Мы совершаем сегодня сразу два праздника, но оба они – о Едином

Само наречение этого имени является знамением величайшего служения вочеловечившегося Сына Божия, «ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Мф. 1, 21). В Ветхом Завете обрезание было установлено в прообраз Крещения новозаветного, в знак Завета с Господом, в знак очищения от первородного греха. Это еще не было полное, истинное очищение, которое установил Господь наш Иисус Христос, взяв на Себя грехи мира и пролив Свою Кровь на Кресте. Ветхозаветное обрезание было как бы наказанием за прародительское преслушание: «се бо в беззакониих зачат есмь и во гресех роди мя мати моя» (Пс. 50, 7).

Господь, будучи во всем подобен нам, кроме греха, не нуждался ни в каком очищении, будучи Сыном Божиим и Истинным Богом – в каком завете с Богом нуждался Присносущественный Творец и Законоположник мира? По смирению Своему принимает Он положенное грешным людям, потому что Сам о Себе потом скажет: «Не нарушить закон пришел Я, но исполнить». Святитель Димитрий Ростовский писал: «В обрезании Владыка наш явил большее смирение, нежели в рождении Своем: в рождении Он принял образ человека…, в обрезании же Он принял образ грешника, как грешник претерпевая боль, положенную за грех».

Читайте также — Слово на Обрезание Господне

Проповедь священника Михаила Немнонова

Мы совершаем сегодня сразу два праздника, но оба они — о Едином. Обрезание Господне говорит нам об истинном человечестве Иисуса Христа, о Его человеческом теле и всей нашей природе, Им воспринятой. Святой Василий Великий, земная жизнь которого закончилась именно в этот святой день, напоминает нам о Божестве Христа — о том, что Христос всегда был и есть Один из Святой Троицы.

Священник Михаил Немнонов

В песнопениях, посвященных святому Василию, мы слышали вчера за всенощным бдением, что он богатством добродетели все плотское мудрование подчинил Духу, возненавидев плоть и мир и миродержца, что он душевные страсти, вкупе же и телесные отсек духовным мечем и желанием любомудрия обрезал покрывало своей души. Но хотя святитель Василий был великим подвижником и аскетом, главным делом его жизни была борьба за православное учение о Единой Божественной Природе в Трех Лицах, или Ипостасях Святой Троицы.

Много было в то время людей неправомыслящих, сильны они были в этом мире, и святой Василий не только сам сумел избежать заблуждения, что удалось не всем, но и провел этим узким путем свою паству, и помог уже пошатнувшимся в вере снова встать на верный путь. Апостол Павел пишет к Ефесянам: Преклоняю колена мои пред Отцем Господа Иисуса Христа… да даст вам… верою вселиться Христу в сердца ваши, чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта, и долгота, и глубина, и высота (Ефес. 3, 14-18). На святом Василии Великом эти слова исполнились в полной мере, потому что он умел быть чутким ко всему, что несет нам Божественное Откровение.

Никто еще не обрезал душевные и телесные страсти без живой веры в Христа — Бога и Человека. Не имеет спасительной веры тот, кто признает во Христе только Человека и отрицает Его Божество. Но такой веры не имеет и тот, кто верит в Христа как в Бога и не видит в Нем Человека.

Христос принимает обрезание именно как Человек. Евангельское повествование об этом событии немногословно: По прошествии восьми дней после Рождества, когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве. Напомню, что Иисус в переводе с еврейского значит Бог спасает. И обрезание Он принял также нашего ради спасения. Прежде всего, чтобы исполнить данный Им же Закон и показать нам через это, что и мы должны исполнять все, что Он нам заповедал. И, во-вторых, Он снова показал нам, что Его плоть — это плоть человека, что Он — не призрак, не Дух бесплотный, не видение в образе человека, а Сам Человек.

Чтобы мы не забыли о другой стороне дела, в 12 лет от роду Он напоминает о Своем Божестве. В Евангелии говорится, что после праздника Пасхи Он остался в храме и Иосиф с Божией Матерью не заметили этого. Через три дня они вернулись в храм и нашли Его, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их; и все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его. И Он говорит Своей Матери: Зачем было вам искать Меня? Или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему? И дальше Он снова пошел с ними домой, в Назарет, и там, как Человек, был в повиновении у них.

Христос показал нам Свое человечество и Свое Божество и во многих других случаях. Точнее всех говорит об этом святой Лев Великий. Он указывает, что свойства той и другой природы соединились во Христе таким образом, что каждая действовала, как ей свойственно, но при этом «Один и Тот же есть истинно Сын Божий и истинно Сын Человеческий. Что рождается плоть, — этим обнаруживается человеческая природа; что рождает Дева, — это доказывает божественное могущество.

Смиренные пелены показывают младенчество дитяти; лики ангелов возвещают величие Всевышнего. Алкать, жаждать, утомляться и спать, очевидно, свойственно человеку. Но пять тысяч человек насытить пятью хлебами, но самарянке подать воду живую, но ходить непогружающимися стопами по поверхности моря, но заставить улечься вздымающиеся волны, запретить буре, — без сомнения, свойственно Богу. И… как не одной и той же природе свойственно плакать от чувства жалости об умершем друге и властным словом вызвать его опять к жизни из четверодневного гроба, или висеть на дереве и, обратив свет в ночь, заставить содрогнуться все стихии, — так не одной и той же природе свойственно говорить: Я и Отец одно, и говорить: Отец Мой больше Меня«.

Вот о чем напоминает нам праздник Обрезания. И мы, идя вслед за Христом и обращаясь к нашим святым, как и они, обрежем духовным мечем свои душевные и телесные страсти, прежде всего — нашу самость, гордыню и себялюбие, от которых берут начало и прочие. Только тогда мы сможем уразуметь, как пишет апостол, превосходящую разумение любовь Христову и исполниться полнотою Божией (Ефес. 3, 19). Господь всех претерпел обрезание, чтобы обрезать наши грехи. Потерпим и мы болезненное чувство от расставания с грехами, чтобы быть с Господом. Аминь.


Обрезание Господне. Читайте на «Правмире»:

  • Отрезать от себя грех
  • Обрезание Господне – «странный» праздник?

Обрезание Господне. Фильмы о смысле праздника:

На восьмой день после Рождества, 14 января, верующие отмечают Обрезание Господне — великий праздник для православной церкви. В 2023 году он приходится на субботу. В чем смысл торжества и самого христианского обряда — объясняют «Известия».

Обрезание Господне – 2023 — история праздника

Обряд обрезания пришел в христианство еще из Ветхого Завета. Библия гласит, что Господь, явившись к праведнику Аврааму и жене его Саре, предрек их роду быть богоизбранным народом. По словам Творца, потомков у пары будет столько же, сколько звезд на небе. Он нарек избранников Авраамом и Саррой и повелел в знак их договора учредить обряд обрезания крайней плоти.

С тех пор все дети-израильтяне мужского пола на восьмой день рождения проходили обрезание и ритуал имянаречения. Не стал исключением и Иисус. Имя же его предрек Ангел, явившийся к Деве Марии еще до зачатия. И в день обрезания младенец был наречен.

В Новом Завете обряд обрезания сменяется Крещением, «обрезанием сердца». Таким образом Иисус провозглашает главенство духа над плотью.

Обрезание Господне – 2023 — традиции праздника

В 49 году православная церковь официально упразднила обряд обрезания. С этого момента обязательным для христиан стало лишь крещение. Тем не менее некоторые верующие и по сей день придерживаются древней традиции.

Священнослужители в день праздника проводят ночь в молитвах, днем проводится литургия, а затем читается молебен о новолетии, поскольку праздник по старому стилю выпадал на 1 января. По новому же календарю торжество также приходится на старый Новый год.

Обрезание Господне – 2023 — что можно и нельзя делать

Накануне праздника в доме полагается провести уборку и окропить жилище святой водой. В ночь на 14 января в народе принято гадать и загадывать желания.

На стол в день праздника можно подавать не только постные продукты, но мясо и выпечку, но лучше обойтись без рыбы и птицы.

К гостям и близким нужно проявлять щедрость и великодушие, угостить домочадцев и соседей, не отказывать просящему. Если человек просит прощения за свои проступки, обязательно нужно пойти ему навстречу.

Однако, как и в другие церковные праздники, в день Обрезания нельзя сквернословить и ругаться, желать другому зла и осуществлять дурные помыслы. Считается, что если дать деньги взаймы, то весь год пройдет в долгах. Нельзя и заниматься серьезными подсчетами, решение финансовых вопросов лучше отложить на потом.

Также в народе верили, что мусор из дома выносить нельзя, потому что вместе с ним можно выкинуть и свое счастье.

Не стоит в день праздника браться за уборку и тяжелые дела по дому, а также заниматься рукоделием.

4 декабря верующие отмечали Введение во храм Пресвятой Богородицы — праздник, символизирующий день, когда юную Деву Марию посвятили Богу. «Известия» рассказывали читателям об истории и традициях знаменательной даты. С грядущими церковными праздниками 2023 года можно познакомиться в специальном календаре.

Обрезание в качестве обряда посвящения Божеству существовало у многих народов, в том числе и у египтян. В еврейском понимании кровь священна, так как «кровь есть душа», кровь, текущая из органа, дающего жизнь, означает посвящение Богу жизни, принятой как дар. У израильтян этот обряд стал знаменовать вступление в союз-завет Авраама и избранного народа с Богом и должен был напоминать народу о вытекающих из этого обязательствах.

Православная Церковь отмечает 14 января праздник Обрезания Господня. Во всех храмах в этот день пройдут праздничные богослужения.

Евангельское предание гласит, что на восьмой день после Рождения Иисус Христос, по ветхозаветному закону, прошел обряд обрезания. Обряд был установлен для всех младенцев мужского пола в знак завета Бога с праотцом Авраамом и его потомками.

При совершении этого обряда Божественному Младенцу было дано имя Иисус (Спаситель), произнесенное архангелом Гавриилом еще в день Благовещения Деве Марии.

По толкованию отцов Церкви, Бог-Сын принял обрезание, чтобы показать людям пример неукоснительного исполнения Божественных установлений, и чтобы никто впоследствии не мог усомниться в том, что Он был истинным Человеком, а не носителем призрачной плоти, как учили некоторые еретики.

В Новом Завете обряд обрезания уступил место таинству Крещения, прообразом которого он и являлся.

Свидетельства о праздновании Обрезания Господня в Восточной Церкви восходят к IV веку.

Праздник Обрезания Господня продолжается один день и соединяется с празднованием памяти святого Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской, отчего в народе он известен под именем Васильева дня.

ИЗ БОГОСЛУЖЕБНЫХ ПЕСНОПЕНИЙ
в современном русском переводе

Тропарь Обрезанию, глас 1:
Ты, Иисус, сидящий в небесах на огневидном престоле с Безначальным Отцом и Божественным Твоим Духом, благоволил родиться на земле от Девы, не познавшей мужа, Матери Твоей; поэтому и был обрезан, как человек, на восьмой день. Слава всемилостивой воле Твоей, слава промышлению Твоему, слава снисхождению Твоему, Единый Человеколюбец!

Кондак Обрезанию и Святителю, глас 3:
Господь всех (всего) терпит обрезание и, будучи Благодетелем, обрезывает человеческие прегрешения, дарует сегодня спасение миру; радуется же на Небесах и божественный таинник (греч. мист.) Христа Василий, светоносный иерарх [нашего] Создателя.

Тропарь Святителю, глас 1:
Проповедь твоя прошла по всей земле, принявшей твое слово, которым ты изложил достойные Бога истины веры (догматы), разъяснил природу всего существующего, улучшил (украсил) человеческие нравы. Ты, царственное священство, преподобный отец наш [Василий], моли Христа Бога даровать нам великую милость.

Кондак Святителю, глас 4:
О, преподобный Василий! Открывающий небесные тайны, наделяющий всех людей неотъемлемым сокровищем и запечатлевающий его своим учением, – ты стал непоколебимым основанием Церкви.
Величание Обрезанию: Прославляем Тебя, Христос, Податель Жизни, и почитаем пречистой Твоей Плоти законное обрезание.

Величание Святителю:
Прославляем тебя, Святитель, отец наш Василий, и почитаем святую твою память, ибо ты молишься за нас Христу – нашему Богу.

Дата праздника

Праздник Обрезания Господня фиксированна, его отмечают на восьмой день после Рождества, то есть 14 января.

История праздника

Сам Господь говорил с праведником Аврамом, когда тому было 99 лет. А супруге его, Саре – 90. Господь предрек Авраму, что у него будет столько потомков, сколько звёзд на небе. Именно роду Аврама Господь возжелал особо покровительствовать. В честь этого Господь меняет имена Аврама и Сары на Авраама и Сарру. Господь повелел Аврааму в знак их договора (завета) учредить обряд обрезания. У всех, кто хочет быть членом общности, которая именуется богоизбранным народом, должна быть обрезана крайняя плоть. Делать это следует на восьмой день после рождения всем детям мужского пола. Авраам принял это условие и установил обязательное обрезание для всех мужчин своего рода. Иисус Христос тоже был потомком Авраама и Сарры. Поэтому, как и все мальчики-израильтяне, Он должен был на восьмой день пройти обряд обрезания.

Смысл праздника

В Новом Завете обрезание плоти замещается обрезанием сердца. То есть, чтобы служить Богу, принадлежать к богоизбранному народу, обряд обрезания совершать не надо. Иисус Христос учреждает вместо Обрезания Крещение водой и Духом.

Почему Господь Иисус Христос принял обрезание

Смиренно пройдя обряд Обрезания наш Спаситель Иисус Христос показал всем своим ученикам, что Новый Завет, который Он нам принёс, не отменяет и не уничтожает Ветхий Завет, но соблюдает его. И, таким образом, доводит его до совершенства, упразднят грубое плотское и утверждая главенство духа. Чтобы проповедовать среди народа израильского Иисус должен был быть полноценным членом общества: ходить в храм, молиться, жить в семье израильтян. Все это было совершенно невозможно для необрезанных.

Восьмой день – день наречения имени

В день Обрезания, по традиции, Господь получил имя, которое было предречено ангелом ещё до Его зачатия. Именно на восьмой день нарекли Ему имя – Иисус. Традиция нарекать имя младенцу на восьмой день после рождения сохранилась и у христиан. Существует обряд наречения имени на восьмой день и специальные молитвы на этот случай.

Обрезание у христиан было официально отменено

В 49 году на Апостольском соборе было официально отменено обрезание для желающих крестится. С этого времени в Церкви остался только обряд «Обрезания Сердца» – Святое Крещение.

Обрезание как завет

У многих древних народов была традиция обрезания младенцев. Например, у египтян. Люди ошибочно полагали, что раз их крайняя плоть обрезана, то они обязательно спасутся и будут всегда угодны Богу, какой бы грех не совершали. Апостол Павел обличает иудеев в том, что они, обрезанные, ведут себя недостойно и грешат. Дело в том, что обрезание это не магический ритуал, делающий человека избранным, это завет, то есть договор, контракт между Богом и человеком, похожий на воинскую присягу. Обрезание было знаком того, что мужчина обязуется исполнять все законы, предписанные ему Богом в Ветхом Завете. Так же и крещение, не делает человека праведником автоматически, но означает его стремление служить Богу.

Популярные вопросы и ответы

Почему обрезание производилось именно в восьмой день после рождения мальчика?

В Священном Писании все исполнено смыслом. Так же не случайны и числа. Число семь – означает рост, а число восемь – совершенство. В жизни мальчиков эти числа, как значимые, повторяются ещё раз: по достижении семи лет, на восьмом году жизни, их отдавали в учение, чтобы с наступлением восьмого года жизни они начали путь к совершенствованию в знаниях.

Как отмечают христиане День Обрезания Господня?

Христиане чтут и славят это великое чудо – готовность Бога смиряться и принимать все, предписанное Законом человеку. В этот день служится в храме литургия, в которую включены специальные песнопения праздника Обрезания.

Чего нельзя делать в День Обрезания Господня?

День Обрезания Господня – это день подчинения законам. Следуйте правилам даже в мелочах, не нарушайте, например, ПДД. Будьте смиренны и законопослушны.

Гуляния и колядки

14 января на Руси в разгаре были колядки. В дохристианские времена эти весёлые гулянья с песнопениями были приурочены ко дню древнего славянского божества — Коляды, который праздновали в день солнцестояния. После крещения Руси традиция перешла на праздничные дни Рождества. Священники в деревнях смотрели на колядки сквозь пальцы, как на неизбежное зло, но приветствовали христославов, то есть людей, которые ходили по дворам и пели песни духовного содержания — славили Христа.

По деревням крестьяне считали, что под Новый год (а именно в этот день с петровских времён отмечали этот праздник) самая «баг´атая Каляд´а». Новогоднюю коляду называли «толстой». В этот день крестьяне подавали колядующим сало, яйца, блины, пироги. Собственно, колядой назывались не столько песнопения, сколько обход всей деревни с поздравлениями и песнями. Обходили не только свою деревню, но часто даже в метель и в морозы ездили по соседним селениям. Любопытно, что сами колядующие зачастую придерживались обычая не есть во время колядок. Ели вечером перед колядованием, а потом за стол садились только через сутки — на следующий вечер.

"Со звездой". М. Гермашев, 1916 г. Фото © Wikipedia

«Со звездой». М. Гермашев, 1916 г. Фото © Wikipedia

Славящие Христа обязательно делали «звезду» и несли её перед собою. «Звезду» делали из бумаги на палке, а иногда из решета, причём внутрь решета ставили свечу. Кроме «звезды», делали ещё и крест, который украшали венком. Песни пели под окнами каждого дома в деревне.

Самые несознательные крестьяне в этот день гадали, причём делали это не только девицы. Вечером под Новый год гадали на смерть. После ужина крестьяне складывали в миску свои ложки рядком, а утром глядели. Верили — чья ложка ночью перевернулась, тот в этом году умрёт. Кроме того, наливали в глубокую ложку воды и выносили её в сени, на мороз. Если в замёрзшей воде было много пузырьков, считалось, что это к долголетию, а если лёд покрывал ложку тонкой корочкой — это к смерти.

Крестьяне в этот вечер гадали на погоду: вынимали из луковицы 12 чешуек, насыпали в них соль и клали на окно. Если утром в какой-то из чешуек влаги было больше, то верили, что этот месяц будет особенно щедр на дожди. Ну а девицы, конечно, были озадачены сужеными и бегали к поленнице. Там, не глядя, вынимали одно полено: если оно было длинным — жених будет высоким, а если коротким — то низеньким.

На Новый год крестьяне молились о скоте. Этот день считался во многих уездах «скотьим праздником» наравне с днём святого Власия. Поэтому в этот день щедро кормили весь скот и птицу, затворяли хлев, чтобы не впустить беду, резали поросёнка, а после обильного застолья относили кости свиньям. Считалось, что этот странный обряд даст хороший приплод свиней. Некоторые хозяйки не выбрасывали мусор с самого сочельника. Они его копили, чтобы в Новый год сжечь во дворе. Верили: если так сделать, то летом сад и огород не пострадают от нашествия насекомых.

Приметы праздника Обрезания Господня

Фото © Wikipedia

Утром 14 января с тревогой ждали, кто первым войдёт в дом. Если женщина — быть беде. Поэтому часто с утра деревню обходил мужчина – глава многодетной семьи. В рукавицах он нёс зерно. Он заходил в дома односельчан, поздравлял их с праздником и осыпал всех зерном. Это зерно собирали и хранили до посева.

Если вечер накануне Нового года был тёплым, ждали жаркое лето, если ночью был морозный туман, ждали богатого урожая, а если ночь была звёздной, то это сулило богатый урожай ягод. Метель предвещала злой, беспокойный год, а безветрие и малоснежье предвещали хороший урожай хлебов.

Царский Новый год

Своим указом о переходе России на новое летосчисление и переносе празднования начала года Пётр велел 1 января 1700 года украсить дома сосновыми, еловыми и можжевеловыми ветвями, а в знак веселья обязательно поздравлять друг друга с Новым годом и столетием. На Красной площади были устроены фейерверк, пушечные и ружейные салюты, а москвичам было велено стрелять из мушкетов и пускать ракеты возле своих домов. Фото © mosmuseum.ru

Своим указом о переходе России на новое летосчисление и переносе празднования начала года Пётр велел 1 января 1700 года украсить дома сосновыми, еловыми и можжевеловыми ветвями, а в знак веселья обязательно поздравлять друг друга с Новым годом и столетием. На Красной площади были устроены фейерверк, пушечные и ружейные салюты, а москвичам было велено стрелять из мушкетов и пускать ракеты возле своих домов. Фото © mosmuseum.ru

Впервые в истории страны Новый год 14 января (1 января по старому стилю) был отпразднован в 1699 году. Император Пётр I так обосновал перенос праздника с 1 сентября: «Не только в европейских христианских странах, но и в народах славянских, которые с восточною нашею Церковью во всём согласны, как валахи, молдавы, сербы, далматы и самые его великого государя подданные черкесы (малороссы), и все греки, от которых наша вера православная принята, лета свои исчисляют от Рождества Христова восьмой день спустя, то есть января 1-го числа, а не от создания мира».

Поэтому 15 декабря 1699 года в Москве на Красной площади барабанная дробь возвестила о каком-то важном событии. Когда народ собрался у высокого помоста, царский дьяк громко объявил указ царя о том, что отныне летоисчисление в государстве пойдёт от Рождества Христова, а не от сотворения мира, а Новый год подданные императора будут праздновать 1 января. Ради нового летоисчисления царь приказал украсить дворцы и улицы столицы еловыми, можжевеловыми и сосновыми «древами». А беднякам поставить хотя бы по одной ёлочке перед воротами или украсить их еловыми ветками. Эти украшения должны были стоять по 7-е число нового года, то есть по 21 января по григорианскому (новому) календарю.

Год было велено начинать «благодарением Богу и молебнами», а в знак веселья следовало учинить огненные потехи на Красной площади да троекратную стрельбу по всей Москве из пушек, ружей и «ракет». А в течение семи дней по ночам по всему городу жечь костры или смоляные бочки с соломою и сеном. 1 января 1700 года Пётр I сам запустил первый фейерверк, который возвестил начало новой эпохи.

Обрезание Господне

"Обрезание Христа", Преображенский монастырь (Болгария). Фото © Wikipedia

«Обрезание Христа», Преображенский монастырь (Болгария). Фото © Wikipedia

Быть может, именно благодаря Новому году церковный праздник Обрезания Господня не имел на Руси широкого почитания. Светский праздник заслонил собой православный. Но для верующих он остался важным. Ведь смысл его был не только в том, что младенца Христа на восьмой день после рождения обрезали по законам Ветхого Завета, но и в том, что проведённый обряд подтверждал: Христос был явлен людям во плоти, как человек.

Этот праздник сыграл в истории православной церкви важную роль. Уже в I веке возникла ересь — докетизм. Её сторонники верили, что Христос не был человеком, а был только «духом». Свидетельство евангелистов об обрезании доказывало: Спаситель пришёл на землю как Бог и как человек, и первое, что он сделал, это начал исполнять законы своего народа — принял обрезание. «В обрезании Владыка наш явил большее смирение, нежели в рождении Своём: в рождении Он принял образ человека, а в обрезании Он принял образ грешника, как грешник, претерпевая боль, положенную за грех», — писал о событии святитель Димитрий Ростовский.

Сами иудеи объясняют этот обычай весьма туманно. Обряд «брит мила» впервые был совершён Авраамом по прямому указанию Бога. Авраам совершил его, когда ему было 99 лет, и обрезал всех своих потомков старше восьми дней. Одни иудейские священники считают, что так он «исправил несовершенное тело», а другие же приписывают обряду мистический смысл и верят, что обрезание позволило Аврааму лучше воспринимать Бога и пророчествовать. Третьи же верят, что обрезание каким-то образом даёт иудеям возможность «лучше постигать Тору».

Но, конечно, на самом деле обрезание — это видимый символ Завета, союза человека с Богом. А Спаситель принял обрезание не только как исполнение Ветхого Завета, но и во исполнение пророчеств, ведь по ним Христос должен был быть иудеем «из колена Давидова». Первохристиане-иудеи были освобождены от обрезания в сорок девятом году на Апостольском соборе.

Праздник этот на Руси не был столь популярен в народе, возможно, потому что ветхозаветные традиции вообще на Руси не имели особого почитания. Поэтому празднику посвящали не храмы, а отдельные престолы в них.

Крайняя плоть Христа

Святая крайняя плоть. Фото © Facebook (признан экстремистской организацией и запрещён на территории Российской Федерации) / Holy Prepuce

Святая крайняя плоть. Фото © Facebook (признан экстремистской организацией и запрещён на территории Российской Федерации) / Holy Prepuce

Многие века между богословами шли жаркие споры о том, куда же делась такая святыня, которая могла бы доказать всему миру и само существование Спасителя, и его воплощение в материальном мире. Одни проводили жизнь в поисках святыни, другие считали, что в момент, когда Иисус Христос вознёсся на небеса, все свидетельства его жизни вознеслись вместе с ним. А один из философов из Ватикана дошёл до того, что решил, что кольца Сатурна и есть крайняя плоть Спасителя.

В Европе в разные времена насчитывалось едва ли не восемь различных реликвий. Правда, узнать, есть ли среди них настоящая, было невозможно, — храмы то и дело грабили, реликвии умыкали, да и католические священники вряд ли были бы рады интересу учёных.

Наиболее известной была реликвия, хранящаяся в Риме, в базилике Иоанна Латеранского. Шведскую святую Бриджит даже посетило видение о том, что святыня в базилике — подлинная. Но узнать это сейчас невозможно, ведь базилику разграбили в 1527 году солдаты Карла V, позарившиеся на церковное золото. Остальные реликвии были уничтожены или пропали во времена Реформации и Французской революции.

В XX веке стала известна реликвия из итальянской деревни Калькаты, которую местные христиане считали той самой реликвией, хранившейся в базилике Иоанна Латеранского. Якобы немецкий солдат, укравший её, успел спрятать украденное в Калькате, где она и была позже найдена. Реликвию почитали на протяжении нескольких сотен лет, пока в XIX веке в аббатстве Шарру не был найден «дубликат» — ещё одна такая же реликвия.

Споры, разгоревшиеся из-за артефактов, были столь жаркими, что вынудили католическую церковь издать в 1900 году постановление, по которому каждый, кто пишет или говорит о крайней плоти Христа, отлучается от католической церкви. А с 1954 года наказание стало ещё более суровым. Такой негодник подвергался «винтади», то есть изгнанию. А Второй Ватиканский собор вообще решил проблему кардинально — просто удалил День Обрезания Господня из календаря католиков.

Впрочем, на жителей Калькаты решение Ватикана долгое время не производило должного впечатления: они продолжали устраивать ежегодные процессии в честь реликвии. Но в 1983 году приходской священник Дарио Манбони вдруг заявил, что реликвию, которую он хранил в шкафу в обувной коробке, украли. И поэтому шествий больше не будет. В дальнейшем он отказался обсуждать этот вопрос, ссылаясь на запрет Ватикана 1900 года.

Почему в России до сих пор празднуют Старый Новый год?

Традиции — это святое.

Любовь к праздникам.

Старый праздник завершает цикл новогодних каникул для любителей отдохнуть.

Комментариев: 0

avatar

Для комментирования авторизуйтесь!

Православные христиане 14 января отмечают День обрезания Господня. Церковный праздник совпадает со Старым Новым годом, поэтому так или иначе имеет связанные с ними традиции.

Обрезание Господне — смысл праздника

Обрезание Господне считается великим праздником Православной Церкви.

В этот день Церковь вспоминает, как Дева Мария и Иосиф Обручник принесли младенца в храм и там вместе с наречением имени — Иисус (ему было даровано имя Спасителя, которое молвил Марии Ангел в День Благовещения) — совершили обряд обрезания, который был обязательным по ветхозаветному закону для всех новорожденных мальчиков на восьмой день жизни в знак Завета Бога с праотцем Авраамом и еврейским народом.

Данная традиция символизировала связь ребенка с Богом и очищение от первородного греха. Соблюдение Сыном Божьим данного ритуала стало примером того, как людям нужно неукоснительно исполнять Божественные установления и посвящать себя Богу.

В церкви обрезание приравнивали к началу полноценной жизни. А для того чтобы ввести Новый Закон, Иисус должен был заслужить людское доверие и неукоснительно соблюдать Ветхий Завет. Поэтому Сын Божий, имеющий святейшую плоть и не подвластный страстям людским, покорился всем предписаниям. Он принял обряд обрезания и был отнесен к грешникам, взяв все их проступки на себя и через боль и кровь отрезав от себя все страсти, пагубные привычки и пригрешения.

Принимая обряд, Спаситель явил людям неизбежность отступления от грехов — гордыни, эгоизма и других. Этот праздник напоминает всем христианам, что первыми иудеями, которые строго чтили Закон Божий, были Иисус, апостолы и первые сторонники христианства.

Праздник Обрезания сыграл важную историческую роль в конце I века, когда среди христиан возникла одна из первых ересей —докетизм. Ее название происходит от греческого «докео», что означает «казаться». Последователи докетизма считали Христа не реальным человеком, а призраком или духом, который лишь казался воплотившимся. Евангельское свидетельство о том, что Иисус прошел обрезание в спорах того времени стало важным свидетельством того, что плоть Христа была осязаемой, а значит и Сам Он был истинно воплощенным.

Праздник Обрезания Господня напоминает христианам, что они вступили в Новый Завет с Богом и «обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым».

В новозаветное время обряд обрезания уступил место таинству Крещения, прообразом которого он являлся.

Какого числа празднуется Обрезание Господне

Дата Обрезания Господня привязана к дате Рождества и неизменна.

Из года в год она приходится на 14 января по новому стилю — на восьмой день после праздника Рождества Христова.

Свидетельства о праздновании Обрезания Господня в Восточной Церкви восходят к IV веку, в это же время православные начали отмечать Рождество Христово.

Васильев день — традиции 14 января

Обрезание Господне отмечают в одно время с Васильевым днем, напоминает utro.ru. Традиции праздника связаны с отмечанием Старого Нового года.

С давних времен в это время люди ходили по соседским домам: поздравляли, желали добра, благополучия и мира всей семье. По приметам желание, загаданное в ночь с 13 на 14 января, обязательно исполнится.

В ночь с 13 на 14 января молодые девушки совершали обряд гадания. Период Святок считали лучшим временем для гаданий на суженого и ворожбы на будущее. Перед сном девушки распускали волосы, расчесывали их, клали гребень под подушку и произносили магические слова: «Суженый-ряженый, приди расчесать мне волосы».

Дети распевали «засевальные песни» и пожелания, ходили по деревенским домам и «сеяли» зерна. Также существовал предпраздничный обычай «щедрого» вечера. В это время крестьяне запевали «щедривки» — песни с пожеланиями счастья и здоровья.

В это время старики предсказывали погоду на ближайший год. Если утро было ясное, то год будет благополучным. Если поля покрывались инеем, то хорошо поспеют зерновые, а если день погожий — год будет урожайным. Снег, который выпадал в день Обрезания, считался предвестником удачи.

Дети распевали «засевальные песни» и пожелания, ходили по деревенским домам и «сеяли» зерна. Также существовал предпраздничный обычай «щедрого» вечера. В это время крестьяне запевали «щедривки» — песни с пожеланиями счастья и здоровья.

Что можно делать 14 января

В День обрезания Господня в народе было принято собираться всей семьей, просить друг у друга прощения и отпускать все обиды. 14 января было необходимо очистить душу от скверных мыслей и наполнить ее добротой и любовью к окружающим.

Считалось, что на праздник обязательно нужно помочь нуждающимся. Люди верили, что таким образом они становятся ближе к Господу и очищаются от грехов. Многие угощали друг друга и говорили теплые слова. В ночь на 14 января верующие также ежегодно посещают храм, где совершается всенощное бдение.

Поскольку наряду с православным праздником, 14 января отмечается Старый Новый год, в этот день было принято загадывать желания. В народе верили, что если записать его на листочке и при этом исключить частицу «не» при формулировке, мечта обязательно осуществится.

Что категорически нельзя делать 14 января

На обрезание Господне нельзя охотиться и резать скотину — по приметам можно накликать беду. Венчаться на Обрезание Господне, а также проводить любые другие светские праздничные мероприятия также нельзя.

В Обрезание Господне нельзя отказывать человеку в помощи и прощении — это может привлечь неудачу. Нельзя в праздник ругаться и злиться, оскорблять близких людей, думать о плохом. По приметам все слова и мысли, сказанные в это день, вернутся сторицей.

Нельзя злоупотреблять спиртными напитками и объедаться — церковь излишества не приветствует.

Чтобы привлечь в дом счастье и успех, необходимо, чтобы 14 января первым порог дома переступил обязательно мужчина. Праздник запрещено проводить исключительно в женской компании, иначе таким образом можно притянуть в свою жизнь неприятности.

В этот день не разрешалось выбрасывать из дома мусор и ссориться друг с другом. Серьезную уборку также лучше отложить на пару дней.

Не рекомендуется 14 января давать деньги в долг и пытаться решить свои финансовые проблемы. Люди верили, что в противном случае они будут считать деньги весь следующий год и проливать слезы.

Нежелательно надевать в праздничный день старую одежду, поскольку она может препятствовать новым благоприятным переменам в жизни.

Народные приметы 14 января

  • Ночь на Василия звездиста — летом жди много ягод.
  • Яркое солнце светит весь день? Значит год будет благополучным.
  • Если деревья в инее, значит летом будет много меда.
  • Если выпал снег, то остаток зимы будет снежным, а весна — поздней.
  • Тот, кто родился в ночь на Васильев день (14 января), проживет счастливую жизнь.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Обрезание иисуса христа праздник когда
  • Обряды на праздник урожая
  • Нудисты семьи праздник
  • Обряды на праздник иконы казанской божьей матери
  • Нудисты праздник красоты