Обряд кумления на троицу сценарий

Седьмая неделя после Христова Воскресения называлась «зелеными святками». Именинами земли-матушки называли это время в народе. Наступал самый  большой праздник лета  – Троица. На Руси Троица

Сценарий

 обрядового праздника «Завивания березки», Семик

Цели: познакомить с обрядовым праздником, народными традициями и обрядами наших предков.

Задачи:

  1. Повышать интерес к культурному наследию предков.
  2. Формировать представления об обрядах нашего народа.
  3. Приобщать студентов к истокам народной культуры: хороводам, играм, песням.
  4. Воспитывать чувство патриотизма, гордости за свой народ, любви к Родине.

Ведущая: Седьмая неделя после Христова Воскресения называлась «зелеными святками». Именинами земли-матушки называли это время в народе. Наступал самый  большой праздник лета  – Троица. На Руси Троица слилась с древнеславянским праздником семикам —  седьмым четвергом после Пасхи и родительской субботой.

 Ведущая Неделя завершалась в воскресенье празднованием Троицы. Он считался очень большим праздником, и знаменовал прощание с весной и встречу лета. В день Троицы окрестности оглашал торжественный благовест со всех колоколен. В храмах, украшенных зеленью, шли молебны. Люди направлялись к обедне с букетами цветов, зелеными ветвями.
Ведущая Главная  роль в зеленых святках отводилась березе. Почему  именно березе?  Считалось, что береза — это благословенное дерево, укрывшее некогда Богородицу и Христа в непогоду, а святую Параскеву — от преследований нечистого, черта. По языческим представлениям наших предков человек сотворен из деревьев по воле богов и при их непосредственном участии.

 Ведущая: В старину существовал гороскоп, по которому  у каждого человека, в зависимости от его дня рождения, есть свое дерево-покровитель, по этому гороскопу, явившиеся миру под знаком березы духовны, щедры и способны на жертву.

Ведущая Люди верили в магические силы  березы,  лечились ее соком, листьями, использовали почки и кору… А за это в Троицын день ее наряжали лентами. Считалось если под растущую березу вылить воду, оставшуюся после купания больного ребенка, то болезнь дерево на себя возьмет; надо только не забыть сказать заговор, вроде этого — от грудной жабы: » Брошу жабу под березов куст, чтоб не болело, чтоб не щемило».

 Ведущая: Из глубины веков до наших дней дошли обычаи празднования Троицы.  Дворы, дома и церкви снаружи и внутри украшались зеленью и цветами.

Семичный четверг – это  девичий праздник завивания березки, он был насыщен обрядовыми действиями:

Ведущая: девушки и женщины небольшими группами, отправлялись в поля смотреть посевы озимой ржи, пшеницы, льна. После обхода они, собравшись на поляне, разводили костер, жарили яичницу, ели принесенные с собой пироги. После трапезы ложки, скорлупу яиц подбрасывали вверх со словами:

Ведущая  «Пусть рожь такая высокая уродится, как высоко ложка поднимется»,

 Ведущая А затем кувыркались по земле, выкрикивая: «Рожь к овину, а трава к лесу».

Выбегают девушки в старинных русских нарядах. На головах венки из цветов и веток березы. В руках яйца, куличи, пирожки, ленточки.

  1.  Завивайся ты, березка,

             Завивайся ты, кудрявая !

  1. Мы к тебе пришли

            Со яичком, со куличком.

  1. Яички те красные,

            Куличи те сдобные

 Они подходят к березе. Окружают ее и по очереди расхваливают:
– Ай да красавица!
– Ай да кудрявая!
– Ай да стройная!
Девушки берутся за руки, водят хоровод. (Звучит музыка береза кудрявая)

После хоровода сразу звучит муз.  ( ручеек.)

Звучит музыка идет игра ручеек ( венок у первой пары с конца идут пары, выходят вперед)

троекратно целуются через венок, говорят друг другу:

— «Покумимся, кума!

— Покумимся

Вместе — чтобы нам с тобой не браниться, вечно дружиться ( обменивались  небольшими подарками.) кольца, броши, ленточки 

Ты мне кумушка,
Я тебе голубушка.
А теперь мы Кумушки-голубушки!

Проходят несколько раз и подходят к преподавателям с теми же словами, дарят обереги.
Ведущая: Покумившиеся девушки называли друг друга кумой, кумочкои, гуляли вместе по деревне, не ссорились, поверяли секреты, шептали друг другу разные пожелания, дарили друг другу подарки..

Девушка: – Давайте девоньки на березовый веночек  желанья загадаем!
Девушки берут венок перевивают ветки березы цветными ленточками. Загадывают желания

Девушка:  Кукушка, кукушка, сбереги мою мотушку
Вью-вью колечко на батюшку.

Другое колечко на матушку.
Третье колечко на себя.
— А я Вью колечко на сестру.
Другое на брата.
А третье колечко на себя!

_Ау, ау слышен переклич русалок

— Девушки слышите, русалки перекликаются.

— Русалка у нас  почитай  как лесная богиня.

— Вот выйдет из воды русалка красоты невиданной, очарует молодого парня, защекочет да и утащит к себе на дно.

— Это правда,  добру молодцу  в русальную неделю нельзя до ночи в лесу задерживаться одному!
— «
Гони девушки  русалок!» Бегут за русалками, русалки в разные стороны убегают. Вот тебе, чтоб не кусалась, не щипалась и чтоб людей не топила, урожай не топтала
Ведущая Ну теперь прогнали русалок, веселись- не хочу,

Закончили русалки свои игры и унесли зло и пакость поглубже в лес, на дно вонючего болота

Ведущая Радуйтесь люди солнцу ясному, дереву зелёному и цветку красному

БОЯРЕ

Первая команда идет вперед со словами:

-Бояре, а мы к вам пришли!

 И возвращается на прежнее место:

 -Дорогие, а мы к вам пришли!

 Другая повторяет этот маневр со словами:

 -Бояре, а зачем пришли? Дорогие, а зачем пришли?

 Начинается диалог:

 -Бояре, нам невеста нужна. Дорогие, нам невеста нужна.

 -Бояре, а какая вам мила? Дорогие, а какая вам мила?

 Первая команда совещается и выбирает кого-то:

 -Бояре, нам вот эта мила (показывают на выбранного).

 Дорогие нам вот эта мила.

 Выбранный игрок поворачивается кругом и теперь ходит и стоит в цепи,  глядя в другую сторону.  Диалог продолжается:

 -Бояре, она дурочка у нас. Дорогие, она дурочка у нас.

 -Бояре, а мы плеточкой ее. Дорогие, а мы плеточкой ее.

 -Бояре, она плеточки боится. Дорогие, она плеточки боится.

 -Бояре, а мы пряничка дадим. Дорогие, а мы пряничка дадим.

 -Бояре, у ней зубки болят. Дорогие, у ней зубки болят.

 -Бояре, а мы к доктору сведем. Дорогие, а мы к доктору сведем.

 -Бояре, она доктора укусит. Дорогие, она доктора укусит.

 Первая команда завершает:

 — Бояре, не валяйте дурака, отдавайте нам невесту навсегда

Тот, кого выбрали невестой, должен разбежаться и прорвать цепь первой команды. Если ему это удается, то он возвращается в свою команду, взяв с собой любого игрока первой. Если цепь не прорвана, то невеста остается в первой команде, то есть выходит замуж. В любом случае второй кон начинает проигравшая команда. Задача команд: оставить у себя больше игроков.

  1. Хоровод  Дев. Вы, луги мои, Вы, зеленые! На вас красочки Все багровые. Я сорву цветок И совью венок. «Скажи, венок, За кого пойду: Ти за старого, Ти за малого Ай за ровного?»-

Хором: «Быть тебе, девица, За старым мужем!»

Девица: — «Я ж тебя, веночек, В руках сотру, Под ногой стопчу, Не померяю!».

2 дев. Вы, луги мои, Вы зеленые! На вас красочки Всё багровые. Я сорву цветок И совью венок. «Скажи, венок, За кого пойду: Ти за старого, Ти за малого, Ти за малого Ай за ровного ?» — «Быть тебе, девица, За ровным мужем!»

  1. дев. — «Я ж тебя, веночек, Померяю, Я ж тебя, веночек, На голове сношу!»

Девушка  Давайте девушки погадаем — кому в этом году будет благословение на замужество

Игра: становятся спинами друг к другу  под крики «ать, нать, брать» играющие поворачивают голову.


Девушки-подруженьки!
Кумушки-голубушки!
Пойдемте к реченьке
Венки в воду бросать,
На женихов гадать!
— Пойду на речку -реку,
Стану на крутом берегу,
Брошу венок на воду,
Отойду подале, погляжу:
Тонет ли, не тонет ли
Венок мой на воде.

Девушки — Мой веночек потонул,
Меня милый вспомянул:

Девушки — А Мой венок пристал к берегу,

оставаться мне ещё в девках

Девушки — Мой венок уплыл, значит я выйду замуж

Девушки — А мой пристал к другому венку, мне тоже быть замужем.

Прыгают через костер

Появляются два персонажа. Они наряжены в старое тряпьё, у Семика горе, в руках у них худое ведро, палка, помело. Он бьёт палкой о ведро.
У неё в  руках ветки берёзы.
Молодёжь окружает их , семик разгоняет палкой любопытных.
Я Семик, пришел честный и радушный
Не один пришел, с женой пришел.
Пришёл лето обещать красного,
Да здоровья всем недюженного,
Да богатства видного.
Я жена Семика!
На мне одежды шелковые, перешелковые, пришла мужей Вам верных обещать,
Да парней влюблённых девкам!
Девушка: Семик, да сбудется ли твоё обещание?
Девушка: Обещать — то всякий может!
Семик: Мы вылечим всех берёзовой веткой, отвлечем от вас горе и беду,
призовём к вам богатство, но при этом одно условие.
Девушка: Какое?
Семик: Люди не должны быть жадными! Проявите щедрость! Подайте на трапезу!
Семиниха: Дайте нам шильце да мыльце,
Белое белильце да зеркальце!
Семик: Конфетку, а не денежку
За красную девушку!

Девушка: Нынче — праздник. Эй, народ!
Заводика – ка, хоровод!
Хоровод с солнышком «Уходи горе»

Семик обмахивает каждого берёзовой веткой.
Семик. Пусть уходит горе, болезни, неприятности! Пусть сгорит всё в этом огне вместе с этими зелеными ветками! Пусть будет лето урожайным и без пожаров..!
Семик: Если сейчас выйдет хороводница — девица, да вынесет каравай, цветами украшенный, да положит его на центр скатерти на поляне — значит начнётся мирская трапеза! Расстилайте и вы скатерти, усаживайтесь рядком.

 Красна девица Вносит каравай украшенный цветами.

Девушка:  Хлеб-соль и мир вашему дому!

Семик: Устроим, люди-добрые, троицкую трапезу! Садитесь поближе к земле, пусть земля силы Вам даст!
Ведущая: Через неделю, обычно в воскресенье, следовавшее за Троицей, девушки снова отправлялись на место кумления. Там они под песню «Я в лес пойду, я венок разовью, раскумися, кума, разбранися, душа» развивали венки, расплетали «мотушки», возвращали друг другу подарки.

Звучит голос кукушки

Ведущая Кукушечка, кукушечка! Сколько лет мне жить до замужества?
Кукушка кукует пять раз.
Спасибо, кукушечка! И то ладно, приданое еще не готово!
Ведущая Кукушечка, кукушечка!
Скажи, сколько мне лет
В девушках ходить? Кукушка кукует один раз.
Ведущая Все правильно до лета тебе косу надо расплести надвое,
чтобы свахи и сваты не выходили из хаты!

Традиции на Троицу и Духов день, заговоры и обряды. Сценарий обряда Кумления в Троицу

Так исторически сложилось, что церковные традиции некоторых праздников тесно переплетаются с народными обычаями. Троица (Пятидесятница) относится именно к подобным датам – корни этого христианского православного праздника уходят в период язычества. До наших времен дошли многие заговоры, обряды, традиции на Троицу и Духов день, соблюдение которых обещает добрый урожай, густые всходы, благополучие, достаток в доме. Так, в старину на Зеленых святках был широко распространен обряд кумления, обычно проводимый молодыми девушками – сценарий этого интересного действа представлен ниже. Кроме того, на День Святой Троицы принято освящать букеты полевых цветов, березовые веточки (наши предки их ставили рядом с иконами) и травы, а также украшать свежей зеленью дома, церкви. Здесь вы найдете подборку самых известных Троичных заговоров и обрядов – от врагов, на деньги (богатство), здоровье, любовь. Уверены, правильно проведенные ритуалы помогут привлечь удачу, достичь целей, обрести гармонию в жизни.

Православные традиции, обычаи на Святую Троицу и Духов день

Традиции на Троицу и Духов день, заговоры и обряды. Сценарий обряда Кумления в Троицу

Праздник Троицы традиционно наступает на 50-й день после Пасхи Христовой, а сразу за ним следует Духов день. Согласно церковному Писанию, в этот день на апостолов сошел Святой Дух – и каждый из учеников Христа получил способность говорить на каком-либо иностранном языке. С тех пор Божье Слово стало распространяться по всему миру, очищая и согревая души верующих. Так, День Святой Троицы вошел в число русских православных праздников в XV веке — благодаря Преподобному Сергию Радонежскому, основателю Свято-Троицкого монастыря под Москвой. Каждый год в православных храмах проводятся праздничные службы с чтением коленопреклонных молитв. Кроме того, принято соблюдать и другие обычаи, традиции на Святую Троицу и Духов день  — об этом мы расскажем подробнее.

День Святой Троицы и Духов день – традиции в православии 

По традиции, на Троицу полы домов и храмов устилаются пучками свежескошенной травы, иконы украшаются полевыми цветами, ветками березы. Для торжественного богослужения священники облачаются в зеленые одежды – этот цвет символизирует животворящую и обновляющую силу, благодать Святого Духа. Во время службы читаются молитвы о Церкви, спасении христиан, упокоении душ усопших. Празднование Троицы занимает несколько дней, на протяжении которых важно посетить могилы умерших родственников. С собой можно принести венки из живой хвои, искусственные цветы, чтобы украсить последнее пристанище близких людей. 

Традиции на Троицу на Руси – зачем ставили веточки березы в доме

Традиции на Троицу и Духов день, заговоры и обряды. Сценарий обряда Кумления в Троицу

Березовые ветки являются главным украшением на Троицу – первые молодые побеги символизируют возрождение души, ее расцвет и обновление после долгой зимней «спячки». Многие интересуются, зачем на праздник Троицы на Руси принято ставить веточки березы, размещая их на воротах дома, дверях, оконных проемах. Итак, существует несколько версий происхождения данной традиции.

Почему в честь Святой Троицы принято ставить березовые веточки

Как гласит одна из версий, после выхода из Египта евреи шли 50 дней, прежде чем добрались до горы Синай. Местность у ее подножья поразила путников необычайной красотой и живописностью, а цветущие деревья радовали взор. Так, для еврейского народа зелень деревьев стала символом их новой, счастливой жизни – как и десять заповедей, которые Господь дал Моисею на Синайской горе. Кроме того, ветками зелени была украшена горница, в которой собрались ученики Иисуса, чтобы принять Святого Духа. Считается, что освяченые на Троицу березовые ветки обладают целительной силой, защищают от невзгод. После праздника засохшие веточки лучше сжечь – в отдаленном от дома месте.

Народные традиции на Троицу в Украине – как празднуют, обычаи

Традиции на Троицу и Духов день, заговоры и обряды. Сценарий обряда Кумления в Троицу

В Украине Святая Троица (Пятидесятница, Сошествие Святого Духа) занимает важное место в череде других церковных праздников. Так, многие народные обычаи, традиции на Троицу дошли до наших времен – предлагаем ознакомиться с самыми распространенными из них.

Старинные украинские традиции празднования Троицы

По традиции, Троицу в Украине встречают украшенными жилищами – повсюду можно увидеть зелень мяты, чабреца, спорыша, чернобривцев. В канун праздника каждый дом наполняется ароматом целебных трав и аира, стеблями которого устилают пол, подоконники. Каждый православный христианин знает, что на Троицу нельзя работать, поэтому все домашние дела нужно закончить до начала Троичной седмицы. Для праздничного стола хозяйки готовят множество разносолов – хлеб, пироги, блины, вареники, блюда из молока, рыбы, курицы. Традиционными напитками на Троицу считаются всевозможные компоты, кисели, медовуха, пиво, вино. Согласно древней украинской традиции, в субботу перед Троицей пекут пончики с сыром, варят яйца, а затем относят в церковь, угощают бедных. 

Русские народные заговоры, обряды на Троицу и Духов день – от врагов, на деньги, здоровье

Традиции на Троицу и Духов день, заговоры и обряды. Сценарий обряда Кумления в Троицу

Троица и Духов день отлично подходит для всевозможных гаданий, обрядов, заговоров, других магических ритуалов. Так, издавна девушки дожидались праздника Троицы, чтобы прибегнуть к помощи высших сил и «получить» подходящего жениха, укрепить любовные отношения. Кроме того, в старину существовала традиция – на Троицу сжигали старые мужские штаны, чтобы в деревне появилось больше невест. Для избавления от безденежья, врагов и недоброжелателей также можно провести определенный обряд. Если имелись проблемы со здоровьем, наши предки для лечения использовали отвар из сухих травинок, листьев березы – их нужно было собрать с пола церкви после праздничного богослужения в день Пресвятой Троицы.

Древние заговоры от врагов – на день Святой Троицы

Для защиты от недоброжелателей и врагов можно поставить себе оберег в виде специального заговора – на Троицу это сделать лучше всего. Итак, вам понадобятся 12 церковных свечек, купленных на Троицын день. Затем дома делаем круг из освяченых свечей, становимся внутрь и трижды произносим такие слова заговора: «Шел по полю супостат, шел по полю окаянный. Шел, бежал, меня искал. Возьму я 12 свечей, построю круг обережный. Кто в этот круг войдет, тот свою кончину найдет. Ключ. Замок. Язык. Аминь». Когда свечи полностью догорят, можно выйти из круга.

В день Святой Троицы предоставляется отличная возможность избавиться от «давнего» врага. Зайдя в храм, нужно шепотом прочитать 40 раз следующую молитву: «Как еретик и бес этого порога никогда не переступят, так и враг мой (имя) к моему дому больше подойти не сможет. Как бессильны за этим порогом черные чары, так бессилен перед (свое имя) (имя врага). Как истинному христианину никогда Господней благодати не потерять, так и (свое имя) не потерять защиту от (имя врага). Аминь».

Действенные заговоры на Троицу — на деньги и богатство

Тема благосостояния, достатка считается актуальной во все времена. Так, существуют самые действенные заговоры на Троицу, которые способствуют «приросту» денег, богатства. Во время праздничного богослужения нужно держать в руке три монеты, а в конце – поставить свечу возле Пресвятой Троицы, трижды перекреститься и произнести слова молитвы: «Как церковь нужды не знает, в золоте и серебре процветает. Так и рабе Божьей (указывают свое имя) деньги свои считать, весь год в богатстве пребывать. Аминь». После возвращения домой наливаем в кружку молоко и туда же отпускаем принесенные монеты. Затем выпиваем до дна, а монетки раскладываем – одну за икону, вторую в кошелек, третью заносим в церковь «на откуп».

В канун праздника (лучше ранним утром) собираем полевые цветы и траву и плетем венок – в это время трижды читаем такой заговор: «Трава эта богата, налита соками, зелена. Цветы на ней веселы, сверкают солнца лучами, не знают они печалей. Так и рабе Господа (указывают здесь свое имя) не знать бед, здоровой быть сто лет, в счастье пребывать, добра наживать!». Затем веночек берем с собой на богослужение – можно просто держать в руках. Не забудьте прочитать молитвы и поставить три свечи.

Заговоры и обряды на праздник Троицы – на здоровье и красоту

Издавна на Святую Троицу проводились обряды и заговоры на здоровье и красоту. Для этого нужно собрать траву, которая осталась на полу в церкви, высушить и сделать отвар – получается целебное снадобье от различных недугов.

Многие девушки на Троицу проводят обряды, заговоры на красоту. Итак, рано утром в длинном платье или рубашке из натуральной ткани босиком ходим по росяной траве, умываем лицо – при этом произносим: «Праздник Троицы Святой одаряет красотой: блеск в глазах и волосах, алый отблеск на губах, кожа бархатна, бела, а душа моя светла». После этого одежду не нужно стирать, а если случилось недомогание – сразу надевать.

Сценарий девичьего обряда кумления на Троицу – красивая сценка на видео

Традиции на Троицу и Духов день, заговоры и обряды. Сценарий обряда Кумления в Троицу

Кумление – один из самых древних обрядов на Троицу, который проводится между девушками, женщинами. Как правило, ритуал посестримства совершают две подруги, принявшие решение таким образом выразить свое духовное родство. Про традиции, для проведения обряда кумления отводится в седьмой четверг после Пасхи Христовой (Семик). С этой целью выбирается уединенный уголок природы, возле молодых березок. Главной частью обряда является свивание кумильного венка – с помощью ярких лент соединяются несколько ветвей березы в виде кольца. Сверху повязывается рушник. Затем все разбиваются на пары и под обрядовую песню становятся по разные стороны кумильного венка. Во время танца девушки сходятся и расходятся, постепенно сближаясь – по обычаю, теперь нужно трижды поцеловаться через кумильный венок. В завершение обряда кумы дарят друг другу обереги, также передавая их сквозь веночек. При этом можно приговаривать пожелания – хорошего мужа, рождения сына, здоровья, семейного благополучия. На видео вы найдете интересный сценарий обряда кумления на Троицу, который можно провести в рамках возрождения народных традиций, обрядов.

Народный обряд кумления на праздник Троицы, видео

Русский обряд на Троицу с березкой – сценарий на видео

Традиции на Троицу и Духов день, заговоры и обряды. Сценарий обряда Кумления в Троицу

Издавна береза считается главным символом Троицы – наши предки верили, что дерево обладает магической силой. По традиции, в четверг перед Троицей девушки и женщины отправляются в лес, чтобы «завить» березку, украсить ее ветви яркими платками и ленточками. Затем вокруг лесной красавицы водят хороводы с песнями, проводят обряды. На видео — сценарий народного русского обряда наряжания березки и празднования Троицы.

Видео с записью сценария обряда с березкой на Троицу

Как видим, заговоры, обряды, традиции на Троицу и Духов день являются важным культурным наследием, оставленным русскому народу предками. Сегодня многие православные и народные традиции успешно возрождаются – в день праздника проводятся обряды завивания березки, кумления. Здесь вы найдете описания самых известных заговоров на Троицу – на деньги и богатство, здоровье, от врагов, а также видео с записью сценариев древних обрядов. С Днем Святой Троицы!

Праздник Троица

Что известно о дне Святой Троицы? В наше время немногие интересуются его историей и обычаями. Троица — православный и народный праздник. К этому дню обычно заканчиваются весенние сельскохозяйственные работы, и народ празднует разделение весны и лета. Праздник Святой Троицы в 2018 году отмечают 27 мая. По значимости этот день уступает только Пасхе.

Содержание

  • 1 Это надо знать
  • 2 Обряды на Троицу. Забытые секреты
    • 2.1 Обряд завивания
    • 2.2 Обряд кумления
  • 3 Где же мой суженый: троицкие гадания
  • 4 Троицкие игры
  • 5 Это интересно. Зачем на Троицу ели яичницу?

Это надо знать

Троицу празднуют на пятидесятый день после Пасхи. Это день сошествия Святого Духа на апостолов. Христианские богословы термин «троица» трактуют следующим образом: Бог един по своей сущности, но существует в трех неслиянных и нераздельных лицах: Отца – безначального первоначала, Сына – логоса, явившегося к людям в образе Иисуса Христа, совершенном Боге и совершенном человеке, и Духа Святого – животворящего начала. Все ипостаси единодушны – они обладают единой природой, одной сущностью; несотворены и существуют от веку; равны по своему естеству.

В результате нисхождения Духа Святого ученики Христовы были наделены особой силой, позволяющей им начать всемирную проповедь Евангелия и повсюду нести весть об Иисусе как о Спасителе и Господе. Они «…начали говорить на иных языках, как Дух давал им повещавать» Через апостолов дар Святого Духа сообщен людям, чтобы осветить им дорогу жизни, укрепить их духовно и приобщить к Богу. Преемниками апостолов стали священнослужители – посредники между Богом и людьми.

На Руси культ Троицы связан с деятельностью Сергия Радонежского, который избрал Троицу своим жизненным служением. Как нераздельная – Троица олицетворяла необходимость объединения русских земель, как неслиянная – требовала освобождения от иноземного ига, от всего духовно чуждого.

В церковном календаре праздник Троица считается великим, так как неразрывно связан с Вселенской субботой, отмечаемой накануне, и с последующим понедельником – Днем Святого Духа (Духов день).

Когда-то Троица входила в число самых больших праздников. В народе Троица объединяет целый цикл праздников от Семика (седьмого четверга после Пасхи) до Духова дня (первого понедельника после Троицы). Каждый день этого цикла называли Троицей. В поэзии можно заметить, что Троица выступает рядом с Семиком:

 У нас в году два праздника:
Семик да троица.
Ай, ли-лё, да ли-лё,
Семик да троица.

В этот день в городах и селах устраивались народные гулянья с ярмарками, играми, балаганами, каруселями, песнями и хороводами. Праздник считался женским, вернее, девичьим. Девушки шили к нему самые красивые наряды. Традиционным украшением на Троицу был венок. В связи с окончанием весны и началом лета в празднике прослеживается культ растительности. Символом Троицы стала береза. В это время ей приписывали особую магическую силу.

На Семики девушки и парни с утра шли в лес плести березовые венки, вязать веники, собирать лекарственные травы. Повсеместно украшали зеленью дома и хозяйственные постройки. Люди верили в то, что расстилая в доме зелень, они предохранят себя и домашний скот от нечистой силы, обеспечат плодородие и обретут здоровье.

Обряды на Троицу. Забытые секреты

Обряд завивания

Обряд завиванияВ Семик девушки совершали обряд завивания (заламывания) березки и заплетания венков. Березки завивали у ржаного поля. Каждая девушка завивала березку на себя и на всех родных. При завивании венков девушки играли и водили хороводы.

В разных местах, отправляясь завивать венки, девушки пели песню, в которой подчеркивалось, что они идут с дарами именно к березе (то есть приносят жертву духу растительности), чествуют ее.

Пошли девки в лес гулять.
Березоньку развивать
(или соответственно «завивать»),
Вью, вью, ай-люлю.
Березоньку разовью.
Не радуйтесь, дубы,
Не радуйтесь, зеленые!
Не к вам девушки идут.
Не к вам красные;
Не вам пироги несут.
Лепешки, яичницы,
Радуйтесь, березы,
Радуйтесь, зеленые!
К вам девушки идут… и т. д.

Были среди них песни-заклинания на урожай:

Ржица-матушка колосилася,
Во ржи свинушка поросилася.
Семьдесят поросят, да все свиночки,
Все свиночки, да все пестренькие,
Хвостики у них востренькие.

Венки завивали по-разному: ветви скручивали, переплетали друг с другом и перевязывали лентами, пригибали ветки к земле и переплетали с травой, цветами, иногда заламывали макушку березы. Со временем березку развивали, чтобы дерево « не обиделось».

Плели венки в укромном месте, чтобы никто не видел. Правила обряда не всегда соблюдались, завивать березку часто приходили и парни. Возвращаясь из леса, пели:

Уж мы, девушки, дело сделали,
Уж мы белу березоньку завили,
Уж мы первый веночек — за батюшку,
Уж второй то венок — за матушку,
А третий венок — за саму себя.
Становились девушки
Во свои круги,
Становили вино зеленое,
Пиво пьяное.
Стали ребятушки
Кушать яичницы,
А мы пойдем погуляем,
Свои веночки завьем.

В этой песне отражен обычай завивать венки не только на себя, но и на всех родных.

В ряде мест России (в центральных и поволжских областях) на Семик срубали березку, украшали бусами или лентами и ходили с ней по всей деревне. Хождение с березкой имело обрядовое значение. Березку наряжали в крестьянское платье или юбку. Под юбку сажали маленькую девочку, которая должна была держать березку за ствол и вести за собой хоровод. Совершая обход засеянных полей и села, березка «заходила» в гости к каждой девушке. Березку приглашали в дом, приговаривая:

«Белая березонька, милости просим к нам, не побрезгуй нашим хлебом-солью! Красны девицы, добры молодцы, заходите».

Гостей сажали за стол, а березку ставили в передний угол. В некоторых местах в Семик был обычай — устраивать у дерева праздничную трапезу с главным блюдом — яичницей.

Отправляясь завивать березку и кумиться, каждая девушка брала с собой еду.  В приготовлении яичницы была своя особенность. Готовили ее сообща. Это была своего рода братчина, объединяющая девичий союз.К трапезе заранее пекли пироги, курники, лепешки, варили пиво. Березку кормили, называли «кумой».

В ряде мест продукты для трапезы собирали по всей деревне. Это походило на забаву: девушка была Семиком, ее наряжали в мужскую одежду (на спине делали горб), парень был Семичихой, на него надевали женское платье, в руки давали ведро и палку. Молодежь во главе с Семиком и Семичихой совершала обход домов, стучала палкой о ведро, пела под окнами, выпрашивая муку, яйца, крупу, масло:

Семик честной, Семик ладужный,
Послал за винцом, на нем семь одеж,
Все шелковые, полушелковые,
Семику да Семичихе— яичко!
Семик баню продает,
Семичиха не дает;
Стряпала, стряпала,
В тесто ложки прятала.

Обряд кумления

КумлениеВ Семик при завивании березок девушки кумились, а при развивании их — раскумлялись. Кумление возникло раньше завивания. Покумившиеся девушки становились родственницами. Они пели песню, подходили к только что завитому венку с разных сторон и три раза целовались. Во время кумления кумушки обменивались украшениями (бусами, лентами, кольцами, платками…) и обещали друг другу родниться и дружить.

Обрядовые песни содержали наставления кумушек о том, как нужно родниться:

Вы, кумушки-голубушки,
Подружки мои!
Кумитеся, любитеся,
Любите и меня…
Пойдете во зелен сад —
Возьмите и меня.
Станете цветы рвать —
Сорвите и мне…
Вы станете венки скидать,
Вы скиньте и мне.
Как все венки поверх плывут,
А мой потонул,
Как все мужья с Москвы идут
Гостинцы несут,
А мой муж и сам нейдет
И письма не шлет.
Покумимся, кума, покумимся,
Чтобы нам с тобой не браниться,
Вечно дружиться.
Кумушки, покумитеся.
Где сойдетеся— поклонитеся,
Домой пойдете — не бранитеся,
Распроститеся.

Обмен вещами укреплял дружеские связи девушек. Кумились обычно девушки, но были случаи, когда кумились и парни. Кумовству были верны всю жизнь. Отказываться от кумовства считалось грехом. До конца XIX в. во многих селениях кумлению придавалось особое значение. Кумовство означало признание девушек полноправными членами рода. Этот обряд подчеркивал готовность девушек к браку. Со временем потребность в кумлении утратилась.

Березка

Заключительным этапом празднования Троицы был обряд проводов — обряд отпевания березки. Березку раздевали и бросали в воду. Этот обряд связан с магией плодородия. Существовало поверье, что брошенное в воду дерево оградит поле от засухи, вызовет вовремя дожди.

Обряд отпевания

Троицкие обряды совершались накануне лета, расцвета природы, от которой ожидали урожая. Достижение половой зрелости девушки давало право выйти замуж и стать женщиной и матерью. Сбрасывание венка было символом расставания с девичеством.

Где же мой суженый: троицкие гадания

Девушки пускали по воде троицкие венки. Важно было стать к реке спиной, наклониться и резко скинуть венок с головы. Запрещалось бросать венки руками. При бросании венков обычно пели:

Пойду-выйду я на речку,
Стану я, стану на крутом берегу,
Кину я, кину веночек на воду…
Все венки поверх воды,
А мой утонул,
Все дружки с Москвы пришли,
А мой не пришел.
Венок мой березовый,
Плыви – не утони,
Счастье, несчастье
На год покажи.

ВенокПо венкам девушки угадывали свою судьбу. Плывет – к добру, тонет – к беде. По поверью венок должен указать сторону, где живет суженный. Венок, соединившийся с другим, предвещал замужество.

Березка использовалась в девичьих гаданиях на будущее: девушки бросали в нее ложки. Упавшая на землю ложка предвещала быстрое замужество, застрявшая в ветвях ложка – обратное.

Был обычай спрашивать у кукушки о времени замужества: «Кукушка, кукушка, сколько мне еще оставаться в доме отца? Верили в то, что кукушка прокукует ровно столько, сколько лет ждать замужества.

Место, где находится жених, угадывали с помощью кружения. Девушка кружилась вокруг себя и падала. В какую сторону она падала, там и будет ее жених.

Троицкие игры

Играли в горелки, «воротца», столбики, чистку. Самой любимой игрой была игра в » чистку». Девушки и парни разделялись на две команды и шутя спорили между собой:

А мы чистку чистили,
А мы пашню пахали,
А мы просо сеяли,
А мы ваше просу вытопчим,
А чем же вам вытоптать,
А мы коня выпустим,
А мы вашего коня изловим,
А чем же вам изловить…

Это интересно. Зачем на Троицу ели яичницу?

[note]В некоторых местах на Троицу кончали катать яйца. Таким образом, завершался пасхальный праздничный цикл. Начиная с Пасхи, яйцо участвовало во всех весенних обрядах. Оно считалось символом зарождения новой жизни, а в конце весны его поедали в виде яичницы.[/note]

На Руси сложено немало пословиц об этом празднике:

Троица перстов крест кладет.
Бог любит Троицу.
Без Троицы дом не строится.
Троица троицей, а трех свечей на стол не ставят.
На Троицу мужики вяжут, вяжут голики.

Есть и приметы:

На Троицу дождь – много грибов.
Дождливая Троица – жди урожая льна и конопли.
Погода теплая – зерно на колосе будет крупное.
13 июня кукушка кукует – к хорошей погоде.

Сегодня в российских селах праздник Троица связан с окончанием посевной. Люди выезжают на природу отдохнуть, повеселиться и пообщаться. Древние традиции празднования Троицы давно забыты, да и прежняя связь с природой давно утрачена, но очень важно знать о том, чем жили и как веселились наши предки.Хоровод

Уважаемый читатель! Буду рада, если моя статья вас заинтересовала. Как вы празднуете Троицу? Что интересного вы знаете об этом празднике?


МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ Г. ХАБАРОВСКА

«ЦЕНТР ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ «ОТРАДА»

СЦЕНАРИЙ

выступления на XII Дальневосточном фестивале народной песни «Живая Русь»

«ТРОИЦА»

Составила: Самусь С.А., педагог

дополнительного образования,

руководитель Образцового ансамбля

народной песни «Купаленка»

г. Хабаровск

2014 год

СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА «ТРОИЦА»

Сценарий разработан для ознакомления детей с русскими народными праздниками, в данном случае с праздником «Троица» (обряд «Кумление»). Цель данной работы — дать первоначальные знания о бытующих на Руси древних обычаях и обрядах, расширить кругозор.

Вед.

Послушай, народ честной, о чем повествует библейская легенда! На пятидесятый день после Христова Воскресения на его учеников – апостолов снизошел святой. Это было указание Бога-отца нести весть о Христианстве «всем народам и языкам». Эта легенда подтверждаем существование пресвятой троицы: Бог-отец, Бог-сын, Бог-дух святой.

А на Руси Троица слилась с древнеславянским праздником Семиком. Он знаменовал конец весны и начало лета.

Сцена оформлена в виде опушки леса. В центре стоит березка. Звучит фонограмма – пение птиц. На сцену выходит девушка с Троицкой закличкой «На гряной неделе». Постепенно появляются остальные девушки. Все ходят по сцене, собирают цветы, плетут венки. Звучит песня «Пойдем, пойдем, красны девицы». У девушек в руках узелки с едой.

Вдруг за сценой слышен стук, грохот, шум. Выбегает Семик с Семичихой. На них рванные, лохматые тряпки. Они пугают девушек. Потом все пляшут вокруг Семичихи и Семика, которые готовят мешок для подарков.

Семик

Семик честной, Семик радужный

Пришел за подарками.

Семичиха

Мы шелковые, полушелковые (оба приосаниваются)

Семику да Семичихе по яичку.

Девушки отворачиваются, как бы их не слыша.

Семик

Семик баню продает?

Семичиха

Продает!

Семик

Семичиха не дает?

Семичиха

Не дает!

Стряпала, стряпала,

В тесто ложки спрятала!

Девушка

Чего, чего ты говоришь?

Семик

Да она говорит, что вы жадные, да бедные

Все

Это мы-то бедные? Нате, получайте угощенье!!!

Семик и Семичиха собирают угощенье и вместе со всеми танцуют и поют «Как задумал наш Дунай». Уходят.

Все

Йо, йо, Семик, да Троица, Йо, Йо, Семик да Трица!

Девушка

Не радуйтесь, дубы, не радуйтесь зеленые!

Не радуйтесь, пеньки, не радуйтесь пиленые!

Девушка

Не к вам девушки идут, не к вам идут красные!

Не к вам пироги несут, лепешки, да яичницы!

Все

Йо, йо, Семик, да Троица, йо, йо, Семик да Троица!

Девушка

Березка, березка, завивайся, кудрявая!

К тебе девки пришли, красные пришли!

Принесли пироги с яичницей!

Девушки водят хоровод вокруг березки, наряжают ее лентами, бусами. Поют песню «Во поле береза стояла».

Выбегают Семик с Семичихой.

Семик

Девицы, березку нарядили?

Все

Нарядили!

Семичиха

Лентами, бусами украсили?

Все

Украсили!

Семик

Ветки завили?

Все

Завили!

Семичиха

А желание загадали?

Все

Загадали!

Семик

Начинайте кумоваться!

Семичиха

Кумушки, кумитеся, где сойдетесь, поклонитеся!

Домой пойдете – не бранитеся!

Девушки разбиваются на пары, кумятся. Все поют «Ну-ка, девушки, мы покумимся»

1-я пара

Покумимся, кума? Покумимся!

Полюбимся, кума? Полюбимся!

Чтобы нам с тобой не браниться!

Вечно дружить!

2-я пара

Покумимся, кума? Покумимся!

Полюбимся, кума? Полюбимся!

Чтобы нам с тобой не браниться!

Еще тебе подрасти, да побольше расцвести!

Семик

Кумушки, учтите, если поссоритесь – все вещи придется назад отдавать.

Девушки

А мы ссориться не собираемся!

Звучит песня «Дух святой», автор С.Малова.

27 июня, 2018

Седьмая неделя после Пасхи носит название СЕМИКОВОЙ, или еще «русальной», «зеленой»,  «гряной». Особенно отмечены три дня: СЕМИК, приходящийся на четверг, РОДИТЕЛЬСКАЯ СУББОТА и ТРОИЦА, или Пятидесятница, 50 – й день после Пасхи.

СЕМИК, седьмой четверг после Пасхи, считался очень большим праздником. Он открывал сложный комплекс обрядов, знаменующих прощание с весной и встречу лета, прославляющих зеленеющую землю с центральным персонажем – березкой. Вся природа в это время в силу входит, все зеленеет, цветет. Поэтому дома убирают травою, цветами. Природа, земля всегда несет в себе женское начало, весна – символ юности. От того этот праздник , все его песни и обряды – девичьи, а символ – березка.

Празднование Троицы (старое, доцерковное название – Семик)  у нас в народе называли «Зелеными Святками», «Зеленой неделей», «Цветочной Пасхой». Повсюду: на улицах, усадьбах и домах ставили березки, раскладывали цветы на столах, на полу, на подоконниках, лавках и полках. Прихожане шли в церковь с букетами. Считалось, что освященные цветы и веточки приобретают  целебные свойства. Из них готовили отвары, их добавляли в корм скоту.

Особым  почетом окружали в день Троицы березку. Это самое светлое и самое любимое дерево русских лесов, как гласит старинная легенда, росла береза когда – то в саду богини Берегини – хранительницы дома и семьи. У деревьев были волшебные, непогибающие корни: если засыхало одно, то на его месте поднимались два. Так в легенде высказывалась мечта людей о вечной, неумирающей природе. Березка красива, да к тому же полезна. Весной поила она людей сладким соком, зимой обогревала жаром лучших дров, и лечила, и на разные поделки шла. С благодарностью чествовали березу россияне, когда надевала она свой зеленый наряд. Очень интересно этот обряд проходил в селе Колпакское Гайского городского округа.

Наименование: Зеленые Святки. Обряд  «Завивание березки».

Место бытования  ОНН: Российская Федерация, Гайский  городской округ,  с. Колпакское

Формы жанровых направлений  ОНН:

Празднично-обрядовая культура – Обряды

ОНН зарегистрирован:    Номер: ORN236

Полное наименование: ГАУК «Региональный центр развития культуры Оренбургской области»

Информация об ответственности относительно  ОНН:

Лица, имеющие отношение к ОНН:

ФИО: Захарова Анастасия Еремеевна  (1913 – 2000) г.

Тип ответственности: Носитель

ФИО: Захарова Ольга Александровна   1967 г.р. (внучка Захаровой А.Е.)

Тип ответственности: Исследователь

Место работы: МБУК «ЦКС» г. Гая, Колпакский  ЦД, директор

ФИО:  Жаксинова (Захарова) Татьяна Александровна 1977 г.р. (внучка Захаровой А.Е.)

Тип ответственности: Хранитель

Место работы: МБУК  «ЦКС» г. Гая, Колпакский ЦД, художественный руководитель, руководитель ТМФ «Радуга».

Организации,  имеющие  отношение  к  ОНН:

Наименование:  МБУК  «ЦКС»  Гайского  городского округа.  Колпакский  ЦД

Местонахождение:  Гайский  городской округ,  с.  Колпакское,  ул .  Школьная  д .  15

Сведения  об  особенностях  ОНН:

Форма  бытования:  Аутентичная

Исключительность/Ценность:  Обряд   несет  в  себе   значительный  элемент   традиционной народной  культуры.

Тип  действия:  Сохранение.

Наименование действия: Организация и проведение праздника и обряда. Обряд «Завивание березки»

Проводится:В канун праздника  Троица, ежегодно.

Исполнители: Жители села Колпакское Гайского городского округа, участники  театрального  коллектива  «Радуга»  Колпакского  ЦД.

Национальная принадлежность: русская

Сценарий обряда  «ЗАВИВАНИЕ БЕРЕЗКИ»

(проводится на открытой площадке)

Звучит народная мелодия. Группками с разных сторон идут девушки и аукают.

Девушки:

— Ау! Ау! Аукаем!

— По сырым боркам приаукиваем.

— К берёзке пойдём, хоровод свой заведём.

Пойдем, девочки

Завивать веночки!

Завьем веночки,

Завьём зелёные.

Стой, мой веночек,

Всю неделю зелен.

А я, молодёшенька,

Увесь год веселёшенька!

Не радуйтесь, дубы,

Не радуйтесь, зелёные!

Не к вам девушки идут,

Не к вам красные.

Не к вам пироги несут,

Лепёшки, яичницы.

Радуйтесь, берёзы,

Радуйтесь, зелёные,

К вам девушки идут,

К вам красные.

К вам пироги несут,

Лепёшки, яичницы.

(Девочки становятся вокруг приготовленного возвышения, на который встает девушка назначенная «Березкой»).

(Театрализованный обряд «Завивание Березки»)

«Берёзка»:

Придите вы, девоньки,

Придите вы, красные,

Принесите мне лепёшеньки,

Принесите мне яичницы.

Я – берёзонька белоствольная,

Оденуся я в платьице

Всё зелёное, все шёлковое.

Ветрик повеет- шуметь буду.

Дождичек пойдёт – лопотать буду.

Мальчик:

Ой, вы, девицы — раскрасавицы! Все румяные да нарядные, все пригожие да улыбчивые! А берёзка ваша плакучая не наряжена, не украшена.

Девочки попеременно:

— А у нас есть ленты красные…

— А у нас есть ленты синие…

— А у нас есть ленты разные…

Колокольцы есть, цветы дивные.

(на фоне музыки после сказанных слов каждая девушка подходит к «Березке» и выполняет какое-либо действие: заплетает косу завязывает ленту, одевает кокошник и так далее).

Девушки:

-Вокруг берёзки хожу-похаживаю,

Вокруг подружки хожу-похаживаю.

Я берёзоньку мою разукрашиваю

Наряжаю её, приговариваю:

-Вот тебе, берёзонька, ленточки,

Вот тебе, подруженька, красные,

Вот тебе цветики белые,

Вот тебе цветики разные.

-Колокольцы тебе, колокольцы

В праздник – день Святой Троицы!

Ой, берёзонька, мы тебя не согнём,

Ой, берёзонька, веночки не завьем.

«Берёзка»:

Я к вам, девоньки, сама согнусь,

Сама я в веночки завьюсь.

Ой, вы, девоньки пригожие мои,

Ой, вы, верные подруженьки мои.

Благодарствую за речь сердешную,

За подарки-угощения на праздничек.

(Девочки исполняют песню “Завейся веночек» и идут вокруг хороводом).

Две подружки «затевают»ссору»:

— Мой веночек-то краше твоего!

Мой веночек-то лучше твоего

-Чем же твой веночек лучше моего?

Чем же твой веночек краше моего?

-А листочки-то на нём блестящие,

А сама-то я в нём хорошащая!

-Ты-то ростом мала

И собой не видна!

Твой венок не пригож,

Он на веник похож.

-Ты сама-то как осина,

Рот пошире, чем корзина!

«Березка» их совестит:

Ай-ай-ай! Вы что, забыли, что сегодня праздник девичий и ссориться вам запрещает обычай?

А ну, миритесь!

А ну, кумитесь!

Начинается обряд «Кумления».

(Решившие «кумиться» подходят к «Березке» парами и проговорив положенные слова целуются через венок, который она держит).

 Девушки:

— Ну-ка, кумушка, мы покумимся

Ой, люли-люли, мы покумимся

— Где мы встретимся – обоймемся,

Ой, люли-люли, обоймемся.

— Ты мне — кумушка,

Я тебе – голубушка!

— Покумимся, покумимся,

Не сваряся, не браняся!

«Березка»:

Вы теперь кумушки, кумушки-голубушки, весь год вам дружиться, не ссориться не браниться! Пойдемте девушки красные и моих подружек повеселим и украсим!

( Все идут к березе и завязывают на ней ленты.)

«Березка»:

Благослови, Троица, нам гуляти!

Хороводы водить, да играти!

— Отгадай, народ честной, загадку:

С одного дерева 4 угодья:

Первое – от тёмной ночи свет,

Второе – некопаный колодезь,

Третье – старому здоровье,

Четвертое – разбитому связь.

А отгадки наши все на виду. Первая – это берёзовая лучина, она давала в старину в тёмной ночи свет.

Вторая отгадка тоже проста: некопаный колодезь – это берёзовый сок. Им и жажду утолишь, и здоровья наберёшься.

Третья отгадка – веник берёзовый для бани. Покупайте наши венички! Каждый знает, что русская баня полезна и старым, и малым. Берёзовый веник всю хворь выгонит, душу повеселит, тело порадует!

И четвертую отгадку вам припасли – береста для разных дел.

Далее идут народные игры под веселую музыку:

«Дедушка водяной» , «Передай венок», «Поймай или догони венок», «Ручеек» и другие.

Заканчивается гулянье «Яишницей» — все садятся под березу на травку и лакомятся угощеньями – пирогами да лепешками.

Мы гордимся стариною

Стала нам она родною.

Вечно радует кого-то

Наших прадедов работа!

Приложение:

Игра «Дедушка Водяной»

Один из игроков выбирается Водяным. Он садится в центр круга, образованного другими игроками. Водяной закрывает глаза, а остальные игроки водят вокруг него хоровод и поют:

Дедушка Водяной, что сидишь ты под водой?
Выгляни на чуточку, на одну минуточку.

Затем хоровод останавливается, и водяной с закрытыми глазами подходит к одному из участников. Его задача состоит в том, чтобы, не открывая глаз, отгадать, кто из участников перед ним стоит.

Если водяной угадывает, то этот участник становится Водяным, а Водяной встает в хоровод. Если Водяной не угадывает, то он садится в центр круга и игра продолжается.

Игра «Ручеек»

Количество игроков любое.  Играющие выстраиваются парами,  образуя «ручеек».  Выбирается  один Водящий.   Водящий с веточкой березы, проходит в ручейке, разбивает пару – отдает веточку, становится с «разбитой» парой, а тот, у кого веточка -становится водящим.

Венок

Количество игроков: любое

Игроки договариваются, кто каким будет цветком, и рассаживаются по местам. Ведущий начинает «плести» венок, называя какой — либо цветок. Названный «цветок» берет за руку ведущего и в свою очередь называет следующий цветок. Дети бегают цепочкой, «собирая цветы».

Когда венок сплетен, все становятся в круг и водят хоровод, проговаривая стихи. После слов ведущего «цветы увяли» дети разбегаются по местам. Тот, кто остался без места, продолжает игру, начинает «плести» новый венок. Для хоровода можно использовать стихи.

Обряд завивания березки в селе Колпакское часть 2 

Проверенный на практике сценарий районного народного гулянья «Зеленые Святки» поможет вам провести русский праздник Троица, с ее традициями и обрядами.

Сценарий народного гулянья «Зеленые Святки»

  • По обеим сторонам территории ДК развернута выставка – продажа декоративно – прикладного искусства. Торговые ряды.
  • Напротив ДК, на площади Парка Победы, расположились площадки « Данковский пятачок», детская площадка « Теремок», « Липецкий край в живописи», « Песочные узоры», « Березкина коса»( мастер-класс по завиванию венков), « Кукушечка» ( мастер-класс).
  • Работает выставка-ярмарка работ мастеров декоративно-прикладного искусства Данковского района.
  • Работа площадки « Данковский пятачок», « Теремок»( детская площадка).
  • Работа площадок « Липецкий край в живописи», « Песочные узоры», « Березкина коса»( мастер-класс по завиванию венков), « Кукушечка»( мастер-класс).

В рамках праздника:

  1. беспроигрышная лотерея ( выигрыш – работы мастеров декоративно-прикладного искусства Данковского района)
  2. конкурс традиционных праздничных и обрядовых блюд
  3. конкурс русской пляски
  4. конкурс старинного костюма
  5. конкурс на лучший Троицкий венок
  6. награждение победителей по конкурсным номинациям. Закрытие праздника « Зеленые Святки». Общий хоровод всех участников праздника.

Открытие праздника « Зеленые Святки»

  • Подворье представляет собой избу, покрытую березовыми ветками. Около избы символ Троицы – березка.
  • Пол избы и место около избы, устлано травой и чабрецом.
  • В центре — стол-престол, на котором конкурсные традиционные праздничные и обрядовые блюда.

Из избы выходят Хозяин и Хозяйка. На фоне музыки:

Хозяин: Здравствуйте, люди добрые!
Хозяйка: Здравствуйте, гости званые!
Хозяин: Вы не спать пришли, не стоять пришли
Хозяйка: А праздник Троицу отмечать пришли.
Хозяин: Люди еще с древних времен привечали приход лета. А Троица – это праздник жизни, праздник возрожденной природы.
Хозяйка: Троица – это день всеобщей радости, день единения людей, когда, как сказано в Писании: « Сердце сердцу весть подает».
Хозяин: Праздник Троицу у нас любят все – верующие и неверующие. Рождество у нас любят, потому что…елки. Пасху – потому что куличи. А Троицу, потому что березки. Символ Троицы – береза. Это самое любимое в нашем Отечестве народом дерево.
Хозяйка: Дорогие друзья! С праздником светлого Дня Троицы, с праздником света, радости, любви! Доброго вам здоровья на долгие годы. Наши предки отмечали праздник широко, с соблюдением всех традиций и обрядов. Давай-ка, Хозяин, присядем да посмотрим, как чтутся троицкие традиции в современном мире.
( Хозяин с Хозяйкой присаживаются на лавочку около избы).
( С березовыми веточками выходит народный ансамбль песни и пляски « Вольный Дон» с песней « Ой, сад во дворе» . После исполнения песни группа остается на месте, разделяется на две половинки и из середины выходит Девочка – Березовая веточка :

Здравствуйте, люди добрые,
Здравствуйте, гости званые !
Я – Березовая веточка,
Дочка русской березки
Символ красоты и чистоты
Пришла к вам на праздник
Веселиться да хороводы водить березовые!

«Троицкий хоровод»

  • Танцевальный коллектив «Аина». Веточка берет Хозяйку и Хозяина за руку, участники вокальной группы все вместе завлекают в другой хоровод зрителей, окружая кольцом танцевальный коллектив.)

Веточка: Березонька желанная
Подруга долгожданная
Войди скорей в наш круг!
Войди зарею ясною
Косою зеленовласою
Здесь каждый тебе рад!

(Появляется Березка, кланяется гостям, обнимает Веточку).

Березка : Низкий поклон вам, люди гостеприимные! Пришла я к вам на неделе семиковой, неделе зеленой да русальной. В народе называют эту неделю Зелеными святками, когда русалки выходят из воды и качаются на березах. А я рада быть хозяйкой вашего праздника. Хочу, чтоб весело и радостно было сегодня всем. Пойте и веселитесь!
Разыгрался конь в поле
Попримял рожь-пшеничку
Отворяйте ворота деревенские
Пускайте девушек во луга гулять

  • Березка вместе с Веточкой подходят к настоящей березке. Выходят девушки в русских народных костюмах.

Одна из них с караваем кланяется всем зрителям и говорит:

1: Здравствуйте, люди добрые,
Здравствуйте, гости званые
Заходите к нам на праздник
2:(с кувшином воды) Умойтесь водой родниковой
Утритесь полотенцем расшитым
3: Испейте святой водицы
Завяжите ленточку на березке
Да загадайте желание
1: Троицкий каравай и скатерть заключают в себя особые тайны. Кусочки каравая нужно засушить в сухари и сохранить на свадебный обиход. Замесить эти сухари в свадебный пирог на счастье и любовь молодых. (Кладет каравай на скатерть под березу к другим яствам)

4 . Посадили березоньку,
посадили кудрявую,
5. Да под резным окошечком
С прутиком да с листочком.
6. Поливайте березоньку кудрявую
Поливайте да посматривайте.
7. Чтобы не завяли листики
Да не посохли прутики
8. Убирайте, наряжайте, да цветами полевыми

  • Все девушки и Березка с Веточкой вешают на березку ленточки, шары, празднично украшая виновницу торжества.

1 девушка: Девушки – красавицы, виновница торжества празднично украшена, венки завиты, не пора ли нам кумиться?
Все: Пора, пора!

Девушки попарно совершают обряд кумления со словами:

Покумимся, кума, покумимся
Чтоб век нам, кума, не браниться.
Где сойтися, кума, поклониться

  • Целуются через венок: до следующей Троицы девушки становились близкими подругами.

Березка: А еще на Троицу нужно в лес дубраву пойти, средь красавиц березок хоровод завести. Да венки завивать из зеленых ветвей. Любоваться любимой сторонкой своей.

Водят хоровод вокруг березки, затем присаживаются под ней, где разложены яйца, пироги, жбан с квасом. Завивают венки. Трапезничают.

Веточка ( обращаясь к березке): Люблю березу русскую
То светлую, то грустную
В зеленом сарафанчике
С платочками в карманчике
С красивыми застежками
С зелеными сережками
Люблю ее заречную
С нарядными заплечьями
То ясную, кипучую
То грустную, плакучую
Она всегда с подружками
Весною хороводится
Целуется как водится
Под ветром дому клонится
И гнется, и не ломится

Березка: Спасибо вам за добрые слова, мои дорогие. А знаете ли вы какие – то песни обо мне?

Песня «Ой, ты, береза» — ансамбль песни и пляски «Вольный Дон»

Веточка: Березка, это ни одна песня о тебе. Их много, где встречается слово « береза». Это и « Во поле березонька стояла», « Береза белая подруга», « То березка, то рябина»,
« И Родина щедро поила меня березовым соком», « Мне березка дарила сережки» и много других.

Девушки встают из-под березы и говорят:

1: Мы, матушка — береза, не только песнями тебя порадуем, но и пословицами, поговорками, приметами.

2. Бела береза да деготь горек.
3. Береза не угроза, где стоит, там и шумит.
4. Березовый веник в бане – всем господин.
5. В семиковый четверг и троицкую субботу сей ячмень.
6. На Троицу дождь – много грибов.
7. На Троицу делают березовый венок, бросают в воду
8. Если венок тонет – к несчастью, плавает – к добру.
Веточка: Кстати про венок, давайте полюбуемся итогом мастер – класса « Троицкий венок», который проводила Любовь Александровна Вишнякова.

  • Девушки из танцевального коллектива с венками на голове делают проходку, демонстрируя троицкие венки.

Березка: Веточка, так у нас еще проходил мастер – класс по изготовлению троицкой кукушечки , мастер Надежда Николаевна Солодухина . Просим вас к нам на импровизированную сцену.
( Н.Н. Солодухина вместе с учениками поднимается на сцену, коротко рассказывает о технике изготовления кукушечки, обыгрывают мастер – класс :

Участница: Кукушка, кукушка, через сколько лет я замуж выйду?
Мастер: Скоро девица к тебе сваты пожалуют. Быть тебе замужней женщиной.
А всем гостям доброго здоровица и многих лет жизни.

  • Отходят в сторону, оставаясь на сцене.

Веточка: И работала площадка «Песочные узоры». Приветствуем Христину Таранникову (Выходит Х. Таранникова с несколькими участниками песочных узоров и рассказывает о традиции украшать песочными узорами придомовую территорию).

  • Все участники мастер – классов вместе с мастерами , 9 участниц театральной студии «Дар», участники танцевального коллектива « Аина» выстраиваются в «Ручеек», вовлекая в игру и зрителей. После нескольких проходок в « Ручеек», уходят в РДК.

Аукцион

Хозяйка: (обращаясь к Хозяину и зрителям): Вижу, что помнят наши жители традиции да
обряды троицкие.
Хозяин: Знают песни, пословицы да поговорки о березе.
Хозяйка: А я вам хочу предложить аукцион не простой. Все дело в том, что вы не знаете, что покупаете, но вещь эта необходима каждому.
Хозяин: Благодаря этому средству – милые наши женщины станут красивыми и стройными, мужчины – бодрыми и сильными, а дети – здоровыми.
Хозяйка: Итак, начальная цена – 20 рублей. Кто больше?

(Идет аукцион).

Хозяйка: Вот он – победитель! Как вы думаете, что вы купили за такую сумму? А теперь закройте глаза. А вот и приз – банка березового сока.
Хозяин: Победитель доволен? А всем остальным добрым людям бесплатные советы по искусству изготовления березовых веников. Дерево нужно выбирать помоложе, но такое, чтобы ствол можно было обхватить ладонью.
Заготавливать их лучше вначале или в середине июня, когда березовый лист в соку, пахуч и обладает целебными свойствами.
Хозяйка: Да, березовый веник в бане любую болезнь из тела изгонит, кости распарит, все тело поправит. А в народной медицине используются и почки березы, и кора, и ,конечно, сок – полезный, вкусный! А когда девушки собирались на свидание, то растирали между пальцев березовую почку. Это придавало рукам девушек неповторимый аромат, колдовс-
кой запах.
Хозяин: Праздник не кончается – веселье продолжается. Встречайте! В исполнении народного ансамбля песни и пляски « Вольный Дон» прозвучат две песни:

Концертная программа
(Фольклорные коллективы и солисты)

Хозяйка: Вот и повеселились на славу! ( обращаясь к Хозяину)Тебе понравилось?
Хозяин: Очень, поэтому хочется отметить тех, кто принимал участие в нашем празднике. Слово для вручения Грамот предоставляется…

  • Оглашается список по протоколу оргкомитета
  • Выступления и награждение победителей по конкурсным номинациям.

Хозяйка: Уходя с праздника, не забудьте березовые веточки, сохраните их, придите домой, украсьте ими ворота или калитку, — это по поверьям сохранит вас от болезней, да в баньку с веничком сходите, хворь изгоните.
Хозяин: Нет березки русской краше,
В целом мире нет такой!
Ты прими спасибо наше
Ждем мы новых встреч с тобой!
Хозяйка: И когда от нас уйдете,
В поле, в лес вы удалитесь
Вы березкам благородно
Добрым сердцем поклонитесь!
Хозяин: Ну что ж праздник наш не кончается
Хозяйка: Давайте все участники и зрители праздника встанем в общий хоровод и поведем его вокруг нашей русской красавицы березки.
( Общий хоровод всех участников праздника)
Хозяйка: Без пляски русской никак нельзя. Встречайте наших гармонистов.

Далее «Данковский пятачок» (танцевальная программа).

ПАСПЕР: Бесплатный сценарий праздника на 2020 год

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Обряд корка пырон удмуртский сценарий
  • Нэуруз бэйрэме сценарий татарча балалар бакчасында урамда
  • Обряд колядки белоруссия сценарий
  • Нэуруз бэйрэме сценарий мэдэният йортлары
  • Обряд квашения капусты сценарий