Обряд вождения козы сценарий

Cкачать: Обрядовая сценка "Вождение МИланки"

Обрядовая игра  «ВОЖДЕНИЕ Миланки»

Накануне
Нового года или в первый день его водили козу. Этот красочный веселый обряд так
же был призван обес­печить счастье и изобилие в наступающем году. Коза
символизировала богатство, плодородие, обильный урожай.

«Козой» обряжали одного из участников обряда,
одевая его в тулуп и маску. Или же делали чучело — маска козы крепилась на
палке.
Иногда маска пред­ставляла собой холщовый мешочек с
бородой из овчины и соломенными рожками. Чаще маску полностью делали из дерена.
К рогам козы был подвешен колокольчик. Если маска была из холщового ме­шочка и
овчинки, то туловище делали так: два исполнители роли козы держали две жерди,
на которые набрасывали вывернутый мехом наружу полушубок. А если маска была вся
из дерева, то исполнитель роли козы (один человек) накиды­вал такой полушубок
на себя, и передвигался на корточках.

Обрядовая
игра заключается в том, что коза и ее свита выполняет то, о чем поется в песне.
Диалоги персонажей являются импровизацией.

Появляется поводырь с козой.

Поводырь: Хозяйка! Пустите козу?

Хозяка: Ой, заходьте! Заходьте!

Поводырь: Только коза — то у нас непоседливая, шкодли­вая. Смотрите.

(Хор запевает обрядовую песню, во
время которой пово­дырь, коза и свита  ряженых ходят по двору):

Хор: Ой, коза, коза, коза серая,

Из Москвы, Москвы привезенная,

Из Москвы самой, с серой головой,

С большой бородой.

(Бьют козу рогатиной, она падает)

1-я.
На вашем помосте поломала наша коза кости.

2-я.
В ваший хати – вы и виновати.

Поводырь:
Ой, моя коза! Ой, моя риднэнька! Т щё ж я тэпэрь буду робыты! Господы Боже мий!
Ой, да всэ ж було гарнэ… Да моя ж ты риднэнька… Ой да ты ж мэнэ молочком
обслуживала!.. Да я же и усим дарыв тэ молоко… Молока богато було. Я прийшов,
выкопав ямку, злыв туды молоко. От собакы набралыся, попылы, подралыся и
попадалы в моло­ко… Ой, щё ж воны зробылы?! Сколотыли мэни масло. Я масло
выбрав, продав, купыв соби шаровары. Та й начав жыты. От як було. А тэпэр щё ж
мэни робыть? Хлопци! Кто у вас личить умие?

Ряженый 2-й: Я личу!

Поводырь:
Ты?! А богато бэрешь?

Ряженый 2-й:  Ни-и!

Поводырь:
Ну  от! Если устанэ коза — заплачу!

(1-й начинает делать
«волшебные» движения руками)

Ряженый 2-й:  (таинственно, вполголоса):

Дэ йе — хай и йе,

А дэ нэма и хай и немае.

(Хор ряженых поют колядку, во время
которой участники обыгрывают ее содержание)

Хор:  А ты, михонос, дуй кози в нос,

А ты, Гаврило, дуй кози в рыло,

Посэрэдь двора стань коза жива,

Та й пройдысь по цёму двору,

По цёму двору господареву,

— Дайте ж
быстрее сала, щоб наша коза устала.

— А ище
ковбасы, щоб ийи до дому донесты.

Господарь йдэ — ковбасу нэсэ,

А на рижечкы — два пирижечкы,

А на хвостычок — сала кусочок,

   Все: Смотры,
ожила                                  

(Коза встает, все поют)

Гоп, гоп, гоп козюня

Гоп, гоп, гоп манюня

Спинка черненька, ныжки бэлэньки

Тай расходылсь, развэсэлылась,

По всэму дому, по всэй хатыне

Гоп, гоп, гоп козюня

Гоп, гоп, гоп манюня

Спинка черненька, ныжки бэлэньки

Поводырь: Спасибо за гостинцы! З
Новим годом, со всим родом

1-я     Дэ
коза ходэ — там жито родэ,

 2-я     Дэ коза рогом — там
жито стогом,

 3-я     Дэ
коза топ – топ — там жита сто коп.

Щедруем! Три веселых обряда на Щедрый вечер

Щедруем! Три веселых обряда на Щедрый вечер

Шумная толпа щедровальников, а среди них и Коза, и Кот-проказник, и Меланка собственной персоной… Как интересно наблюдать за веселой ватагой девушек и парней, которые ходят от дома к дому, поздравляя хозяев с Щедрым вечером. Хочешь присоединиться к их задорной компании? Смотри, как когда-то щедровали наши предки, собирай друзей и вместе устройте незабываемое представление для своих знакомых.

1
11 т.

Сегодня я расскажу Тебе
про обряд вождения Козы, а также о
мальчишечкой и девичьей Меланках. Так
что мигом зови к экрану друзей, и скорее
разбирайте роли — у вас еще есть немного
времени, чтобы выучить
поэтические
мини-спектакли на Щедрый вечер и
порадовать близких.

Обряд «Вождение козы»

Водить Козу — обычай
парней. Толпа юношей ходит от двора ко
двору с символической звездой-предвестницей.
Обычно ее делают восьмиугольной.

Роль Козы достается
небольшому парню — на него надевают
вывернутый кожух, натягивают шерстяную
шапку, затем пристраивают рога и
привязывают ложки — уши. Юноша носит в
руках вырезанную из дерева (липы) и
обитую козьей кожей маску козы. Нижняя
челюсть головы козы — с бородой и может
быть подвижной, чтобы щелкать во время
представления.

Самому мелкому из ватаги
достается
роль Кота, который ходит
с сумкой для сала и постоянно мяукает
— выпрашивает гостинцы. Как хорошо
стемнеет, начинают водить Козу — засветло
с Козой не ходят.

Гурт хлопців
підходить до хати. Один біжить під вікно
та гукає:

Дядьку,
пустіть козу до хати, бо змерзла!

А дядько ніби
відмовляється — так належить за звичаєм:

Немає де
тій козі розгулятися — тісно в хаті!

Та пустіть,
бо змерзла!

І так до трьох
разів козовод проситься, а дядько
відмовляє. Нарешті каже:

Та я вже
пустив би, але… що дядина скаже?

Козовод —
до дядини (господині):

Будьте
ласкаві, дядино, пустіть, бо й козенята
померзнуть!

Навіщо
ви нам здалися? Уже пізно, діти спати
збираються, налякаєте їх!

Та пустіть,
дядино, бо коза мерзне. М-е-е!..

Я хату
помастила, припічок білила, а ви мені
пустку зробите!

Коза знову:
«Ме-е-е!»

Та йдіть
уже, йдіть… Тільки добре співайте!

Першим іде
старший козовод і веде Козу, за ними —
Кіт, а за Котом — всі щедрівники. Заходять,
скидають шапки, «добрий вечір» кажуть,
але не разом, а хто коли зайшов. Стають
серед хати, і старший козовод починає:

Нуте, панове,
Нуте, мурове,
Поставайте
вряду,
Я козу веду!

Коза і Кіт
тупають у такт пісні — витанцьовують.
А діти смикають — то Козу за хвоста, то
Кота за вуса… тішаться! Щедрівники всі
хором співають:

Наша козиця —
Вже стара птиця,
Недавно з Києва,
З довгими кісьми:

Ногами стопчу,

Рогами сколю,

Хвостом змету!
Що на горі вовк
з вовченятами,
То в долині коза
з козенятами.
Ой, де взявся
вовк
Та козу натовк,
А вовченята —
за козенята.
Де взявся заєць,
Став козу лаять:

Ой, ти, козиця,
Старая птиця,
Діточкам та й
не матиця.
Ухопила серпок,
Та й по полю:
скок, скок.
Нажала сніпок
Та й змолотила,
Своїх діточок
Та й накормила!
Ой не йди, коза,
У темні ліса,
Там стрільці-гонці
З острова
Хортиці!
Що перший
стрілець —
Козак-молодець,
Ударить козу
під правоє вухо.
З лівого вуха
потекла брюха!
Тиць, коза впала,
Хвіст свій
задрала.

Коза падає,
задирає хвіст і вдає, що мертва. Кіт її
ніби обнюхує, крутячи вусами. Хор
щедрівників співає далі:

Треба козиці
три куски сала.

Кіт:

Мяу, мяу… сала!
Щоб коза
встала.

Хор:

Ой, устань, козо.
Та й струсися!
По цьому дому,
По господарю
Ізвеселися!

Коза схоплюється і починає танцювати. Хор
співає:

Ой, слухай, козо,
Де труби гудуть,
Там млинці
печуть,
То і нам
дадуть!

Коза йде до
печі, задирає морду і нюхає. Хор:

Хозяїн іде,
пожиток несе.
Перший пожиток:
Мірочка гречки
На варенички.
Другий пожиток:
Мірочка жита,
Щоб коза сита.
Третій пожиток:
Решето вівса,
Зверху ковбаса,
Та й щедрівка
вся!
За ці щедрівки

Кварта горілки,
А з цеї мови
Будьте
здорові!

Пісня
скінчилась. Щедрівники, звертаючись до
господарів, кажуть в один голос:

Будьте
здорові, з празником!

Старший
козовод — до Кози:

Кланяйся
хазяїну й хазяйці!

Коза кланяється
господареві, господині та всім дітям —
по черзі. Господар дарує щедрівникам
пиріг чи копійок п’ять грошей. Кіт

до господині:

Мяу,
мяу… сала, щоб коза брикала!

Козовод:

Дайте,
дядино, сала, бо кіт здохне!

Нема
сала, миша вкрала! — говорить господиня.
Або: Сало — погасало! Не звикайте до
сала, бо й нам мало!…

А Кіт усе
нявкає, товчеться навколо господині,
аж поки та дасть йому шматок сала. Сало
— Котові в торбу, пиріг — у мішок
козоводу, а гроші — в скриньку скарбникові.

Виходячи з
хати, щедрівники кажуть:

Прощавайте!
Дай Боже, щоб того року діждали!

Мальчишеская Меланка

Меланкой наряжается
парень, умеющий штуки отпускать —
отлично шутить. Меланка имеет свой
«почет», сама не ходит! Почет большой:
Пахарь с ручками от плуга, Сеятель, Дед
с кнутом, Медведь, Коза, Журавль, Цыган,
Цыганка и Черт с рожками.

Все актеры — в кожухах
вверх шерстью, масках, лохмотьях,
подрисованы белой глиной, испачканы
сажей. С клочьев сделаны бороды, усы,
патлы… Одним словом — кто как сумеет
нарядиться!

Ватага движется деревней
с шутками, выкриками, смехом. Цыганка
цепляется гадать, Цыган — лошади менять,
Медведь танцует, Коза играет на скрипке,
а Журавль — самый высокий парень в
деревне — бьет в бубен.

Дети толпами бегают за
мальчишеской Меланкой, да и старики не
раз выбегают на улицу, чтобы посмотреть
на веселую компанию… В каждый дом ватага
не заходит — идет туда, где собираются
девушки.

Дозвіл
щедрувати парубки випрошують піснею
під вікном:

Ой, господар,
господаречку,
Пусти в хату
Меланочку,
Меланочка чисто
ходить,
Нічого в хаті
не пошкодить.
Як пошкодить,
то помиє,
Їсти зварить
та й накриє.
Добрий
вечір!

Просимо!

Ватага лишає
в сінях свої ціпки та гарапники, обмітає
чоботи від снігу і заходить до хати:

Добрий
вечір вам у хаті!

Доброго
здоров’я! А які ж ви кумедні, — щебечуть
дівчата, — і ведмідь, і коза… А Грицько
який! Де це ти таку хустку доп’яв? Мабуть,
мати каглу [отвір у димоході] затикала?!

Мовчіть,
дівчата, — Меланка соромиться!

Ха-ха-ха…
Диви, як побіліла! Грицьку, чого ж ти
вуса не збрив?

Отак жартують
над Меланкою, а «вона» — байдуже: шукає
віника сміття розкидати, свіжих глиняків
— припічок мастить. Господині знають
цю звичку і все ховають, щоб Меланка не
знайшла.

Щедруючи,
хлопці висміюють кепських господинь:

Наша Меланка —
неробоча,
На ній сорочка
парубоча…
Люди ідуть на
жнива,
А Меланка — на
пива!
Люди ідуть з
серпами,
А Меланка — з
шклянками!
Люди нажали по
сім кіп,
А Меланка —
один сніп!
Пішла Меланка
на містечко,
Купила собі
пасьминечко.
Пряла вона —
від кур до кур,
Напряла починків
— один гур!
Дала кицькам
мотати,
Кицьки взяли —
втікати!
Збіглися люди
— дзвонити,
Кицьку з починком
ловити!
А ловили — не
вловили,
Нашу Меланку
похвалили…

Та годі
вам! — обзиваються дівчата. — Якоїсь
кращої співайте! Козо! Де ти?

В середину
кола входить Коза і починає вибрикувати
— танцює під спів хору:

Го-го-го, коза!
Го-го-го, сіра!
Го-го-го, біла!
Ой, розходилася,
розвеселилася
По всьому дому,
по веселому!
Де коза ходить,
там жито родить!
Де не буває, там
вилягає…
Де коза — ногою,
там жито — копою!
Де коза — рогом,
там жито — стогом!
А в нас на
Сандрівці усі хлопці — стрільці.
Встрілили козу
у правоє вушко,
В правоє вушко
— в саме сердечко!
Тут коза впала,
нежива стала,
А міхоноша бере
дудочку:
Надулась жила,
коза ожила
Та й пішла коза,
та й стрибаючи,
Та стрибаючи,
гасаючи,
Своїх діток та
шукаючи!…
Трррт, коза!

Коза тупнула
ногою — аж шибки на вікнах задрижали,
і танець зупинився.

Добра
Коза, гарно танцює!

Гарно,
тільки засапалася, як дід Марко у ярмарку.
Бач — роги помокріли!

А ти що
хотіла — вибити Козу закаблуками і щоб
піт не виступив?!

Дівчата,
Орач іде! Бач, як чепіги носить!..

В середину
кола стає Орач. Хор співає:

Твої воли, Мої
воли —
Гей, гей! А
впереді
Два ведмеді —
Гей, гей! А в
пригоні
Дві ворони —
Гей, гей! В
колесниці
Дві синиці —
Гей, гей!

Коли хор
співає, Орач, тримаючи поперед себе
чепіги, вистукує ногами в такт пісні.
Після Орача витанцьовує Сівач, а далі
— Ведмідь, Журавель і, нарешті, Чорт з
рогами. Все це викликає багато сміху і
влучних дотепів.

Коли щедрівка
скінчилась, хлопці скидають маски і на
запрошення дівчат сідають до столу.

Девичья Маланка

Водят Меланку и девушки.
Девичья Маланка имеет почтенный характер.
Девушки выбирают самую красивую из
компании и наряжают ее «молодой» —
венок, ленты, много бус. Вторая из девушек
переодевается в молодого, Василия, —
жупан, шапка, шаровары, сапоги. Остальные
девушки называются дружками.

Дівчата з
Василем та Меланкою до хати не заходять
— щедрують під вікном:

Ой, на річці, на
Йордані,
Добрий вечір
на Мелані.
Щедрий вечір,
добрий вечір,
Добрим людям
на сей вечір!..
Наша Меланка,
як біль, біла,
Нашу Меланку
журба з’їла.
Васильчику-чічільчику,
Посію тебе на
городчику,
Та буду тебе
шанувати:
Тричі на день
поливати!
Тричі на день
поливати
І в неділю
підгортати!
Або ще
заспівають дністрянської Меланки:
Наша Меланка у
Дністрі була,
У Дністрі була,
дністровую воду пила,
На камені ноги
мила,
Білий хвартух
замочила:

Повій, вітре,
буйнесенький,
Висуши хвартух
тонесенький!

Повій, вітре,
туди-сюди,
Висуши хвартух
межи люди!

Повій, вітре,
на болото,
Висуши хвартух,
як золото!

Повій, вітре,
на дубині,
Висуши хвартух
на дівчині!
Добрий
вечір!

Господар:

А здорові були,
дівчата! Котра з вас «скарбник»? Щоб
Меланці «на вінок» гроші кинути?!

Вот как когда-то
щедровали!

Узнать больше о
традициях и обрядах на Щедрый вечер
можно здесь:

  • Щедрый
    вечер — щедрый стол,
  • Прикольные
    щедривки,
  • Щедрый
    вечер! Добрый вечер!

Заметили орфографическую ошибку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Оценить публикацию

Добавитьв заметки

Другие материалы по теме

Методические рекомендации к традиции «Щедровок»

Последнее обновление Янв 14, 2022

«Мост времен: казачьи обряды от предков – потомкам» — это проект Благотворительного фонда «Хоперцы», который реализуется при поддержке Фонда президентских грантов. Он посвящен этнографической реконструкции 9 казачьих обрядов Терских, Кубанских и Донских казаков: Колядки (Христославки), Колядки (щедровки), Посажение на коня, Батькина каша, Кораблик на Троицу, Масленица, Проводы, Сватовство, Пасха.

Реконструкция № 5.

В настоящее время уже мало кто помнит, как и когда это можно делать, хотя при большом желании разобраться вполне реально. И прежде всего, стоит определиться с датами проведения основных праздничных мероприятий. Старый Новый год припадает на рубеж двух церковных святок – Мелании Римлянки и Святого Василия Великого, покровителя всех тяжелобольных.

13 января православная церковь отмечает День памяти святой Мелании (его также называют Меланки, Маланки, Миланки). В это время православные встречают Щедрый вечер (Щедрец).

У украинцев, белорусов, а также на юге России больше распространено название Щедрый вечер, в центральной России и на севере – Васильев вечер. В прежние времена к нему накрывали щедрый стол с «богатой» кутьей – с медом, изюмом и орехами или же с добавлением мяса и сала.

Подавали блюда из свинины, ведь это животное считалось символом плодородия и достатка, а вот есть птицу и рыбу не было принято, так как полагали, что в этом случае счастье могло «улететь» или «уплыть» из дома. Праздничное меню также включало разнообразную выпечку.

Утром 13 января дети поздравляли всех с Меланкой (меланковали), исполняя нараспев небольшие стишки. А вечером девушки обходили дома своих соседей и пели щедровки, поздравляя всех со Щедрым вечером. Считалось, что святой Василий в этот вечер приходит в каждый дом, чтобы сообщить хозяевам о наступающих новогодних праздниках. Щедрование сопровождалось песнями и танцами.

Щедровать принято на Меланку, тогда как посевают уже на рассвете 14 января, когда в силу вступает Василий. Большое значение имеет то, кто зайдет в дом первым, хорошим знаком считается, если им окажется мужчина – это сулит хозяевам крепкое здоровье и благополучие в течение всего следующего года. Поэтому посевать отправляются только мальчики или молодые мужчины. А вот щедруют представители обоих полов, причем парни устраивают костюмированные представления с плясками и шутками.

Можно распределить роли, выделив звездаря, являющегося главой веселой делегации, звонаря, оповещающего хозяев о ее приходе с помощью небольшого колокольчика, и мехоношу, собирающего в мешок хозяйские гостинцы и переносящего их по всему маршруту.

А вот посевать (сеять зерно) обязаны мальчики, парни и взрослые мужчины, с порога желающее крепкого здоровья и долголетия хозяевам. Во всех случаях последние должны благодарить поздравляющих их гостей, вне зависимости от того, являются ли они знакомыми или нет. Давать принято разные вкусности и небольшие суммы денег, никого нельзя выпускать из дома или со двора с пустыми руками.

В давние времена люди верили в то, что гурьба щедрующих и посевающих приносит в дом счастье и достаток, прогоняя своим пением и весельем беды и болезни прочь.

По воспоминаниям Ивана Ивановича Желтобрюхова (Мечетинский юрт).

Перед Новым годом на Меланью ходили мужчины и женщины разными компаниями щедровать и петь меланьицы. Мужчины пели:

Щедрый вечер, добрый вечер, добрым людям на здоровье.
Семьсот казачков под одним колпачком,
Ходили, блудили они приблудились к белому шатру.
Шатровая девочка сидит под окошечком,
Подушечку шьет, подковочку льет.
Свят вечер, кого величать?
Наш Иван у люлечки качается,
Его матушка убивается:
Не служи королю, служи Богу-царю.
Бог тебе даст коня вороного,
Ступчатого, переступчатого,
Лисью шапку и кожаные сапоги.   

На Василия Великого (Новый год по старому стилю) по утрам ходили мужчины посевать. Раньше бегали казачата. Бросали зерна в святой угол на иконы со словами:

Сею, вею, посеваю
С новым Годом поздравляю.
А в поле в поле сам Господь ходит,
А дева Мария Бога просила:
Уроди Боже
Жита, пшеницу,
Горох, чечевицу.

Детям давали круглики, пирожки.

Чаще всего в Щедрый вечер проводился обряд «Вождение козы». Иногда в козу обряжался человек, а иногда это была кукла на палке. Смыслом обряда являлось исполнение песни «Где коза ходит, там жито родит…», где образно рисуется  будущий урожай. Свита козы – ряженые цыган, поводырь, мехоноша и группа исполнителей в праздничных нарядах.

Пример сценария «Вождения козы»

Поводырь: Хозяйка, пустите козу?!

Хозяйка: Милости просим!

Хор: Добрый вечер вам, честным господам,

Мы не сами идем, мы козу ведем.

И рогатую, бородатую.

Коза: Я – коза рогатая, на шалости богатая,

Колядую, колядую, я зайду в избу любую,

Я коза-дереза, в гости к вам приехала,

Дайте рубль, дайте два, чтоб назад уехала!

Поводырь: Только коза у нас шкодливая, смотрите!

Коза бегает по дому, шалит, пытается что-то сломать, куда-то влезть.

Хор: Недавно козу брали, была молодая, а теперь состарилась.

Вредная стала, никого коза не боится, только вот кого.

Подходит человек с посохом и шуточно ударяет козу в лоб, коза падает.

Поводырь: Ой, моя коза! Что ж я теперь делать буду?

Хор: А ты мехонос, дуй козе в нос,

Посреди двора стань коза жива,

Да пройдись по этому двору,

По этому двору, по хозяйскому.

Хозяин идет – колбасу несет.

А на рожечки – два пирожечка,

А на хвостик – сала кусочек.

Коза «оживает» и поет:

Хозяин хороший, дай мне гроши,

Дай сало, чтоб я не дрожала.

Дай пирогов, не могу поднять рогов.

Хор поет коляду, а коза ее обыгрывает:

Где коза ходит – там жито родит.

Где коза хвостом – там жито кустом.

Где коза ногою – там жито копою.

Где коза рогом – там жито стогом.

Добрый вечер! Щедрый вечер!

С Новым годом! С праздником!

Щедровки и посевалки

***

Добрый вечер, щедрый вечер,
Добрым людям на здоровье.
Прилетел сокол,
Сел на оконце,
Кроил суконце.
А остаточки хозяевам на шапочки,
А обрезочки да на поясочки,
Здравствуйте, с праздником!

***

В День Васильев, самый лучший,

Пожелаем благополучья.

Был, чтоб следующий год

Полон всяческих щедрот.

Сколько свечек, столько и овечек.

Счастья вам, хозяин с хозяюшкой,

Большого здоровья на долгие лета!

На счастье, на здоровье, на новое лето,

Роди, Боже, жито, пшеницу и всякую пашницу.

Уж дай Вам Бог, чтобы рожь родилась,

Сама в гумно свалилась,

Из полузерна пирог –

С топорище длины, с рукавицу ширины!

***

Сею, сею, посеваю, с Колядою поздравляю,
Счастья, радости желаю.
Сею, сею, повеваю, ячмень, жито посыпаю,
Чтобы в поле уродилось, чтоб в хлеву удвоилось,
Чтобы дети подрастали, чтобы девок замуж брали.
Сею, сею, посеваю, счастья, радости желаю.
Кто нам даст пирога, тому полный хлев скота,
Овец с овсом, жеребца с хвостом.
Кто не даст пирога, тому куричья нога,
Пест да лопата, корова горбата.

***

Щедрик-Петрик,
Дай вареник!
Ложечку кашки,
Наверх колбаски.
Этого мало,
Дай кусок сала.
Выноси скорей,
Не морозь детей!
Сколько осиночек,
Столько вам свиночек;
Сколько ёлок,
Столько и коровок;
Сколько свечек,
Столько и овечек.
Счастья вам,
Хозяин с хозяюшкой,
Большого здоровья,
С Новым годом,
Со всем родом!

***

Щедровочка щедровала,
Под оконцем ночевала,
Чи баран, чи овца,
Подавайте блинца,
Не кусайте, не ломайте,
А по целому давайте!
Щедрый вечер, добрый вечер!

***

Щедрик-Петрик,
Дайте вареник!
Ложечку кашки,
Наверх колбаски.
Этого мало,
Дайте кусок сала.
Выносите скорей,
Не морозьте детей!

_900 x 600 Koza.jpg
Кубанский казачий хор. Обряд «Вождение козы»

Продолжаю тему с вождением ряжеными разных животных. Уже был пост про «Вождение коня» и «Вождение быка».  Следующим будет очень популярное и всячески рекламируемое сейчас в России «Вождение козы».

Причем я сразу заранее хочу сказать, что в Российской империи до революции было как бы два разных ряженых ритуала с козой. Была коза сама по себе, про которую будет этот пост. А была еще одна коза, не сама по себе, а верная спутница медведя. Про нее будет в посте о «Вождении медведя».

Вождение козы — славянский обряд вождения ряженого козой, исполняемый на Святки (чаще в Щедрый вечер) и Масленицу.

Ряженые сценки с участием козы были более характерны для белорусов и украинцев, нежели русских. В русской традиции козья маска не могла сравниться по частотности с другими популярными зооморфными персонажами ряженья — медведем, петухом, журавлем, лошадью — и занимала, скорее, периферийное положение, локализуясь в средней полосе. Согласно одной из точек зрения, эта особенность была связана с той малозначительной ролью, которая принадлежала мелкому рогатому скоту в северных крестьянских хозяйствах, где главными оставались конь и коровы. Однако случаи появления ряженой козы все же отмечались на обширнейшей территории Русского Севера: от Архангельской до Вологодской и Новгородской губерний.

Достаточно монолитный ареал бытования рождественско-новогоднего обряда «вождения козы» в конце XIX — начале XX века составляло Полесье.

Кстати, на Украине «Вождение козы» сейчас даже записали в некий фольклорный народный жанр и называют народной драмой. Вот ссылка. Народная драма Вождение Козы

В славянских культурах коза нередко выступает символом плодородия, богатства.  Другая сторона облика козы в народных верованиях — ее связь с нечистой силой, чему немало способствует ее внешний облик — наличие острых рогов.

Ядром обряда «Вождение козы» являлось исполнение песни “Где коза ходит, там жито родит…” с припевом “О-го-го, коза”, где в гиперболизированных образах рисуется будущий урожай (“где коза рогом — там жито стогом”, “где коза хвостом — там жито кустом” и т. п.). Песня сопровождалась танцем-пантомимой: вначале коза кланялась хозяевам, затем танцевала и задиралась к молодым девушкам, ласкалась к малым деткам, затем же, как правило, она «умирала», её безуспешно лечили, и лишь получив подарки она «воскресала». Обряд символизировал круговорот времени и возрождение природы.

Атрибуты ряженой «козы» — вывернутый шерстью наружу кожух, деревянная голова с рогами и бородой из соломы или лозы и движущейся нижней челюстью. Поляки к бороде привешивали колокольчик. У белорусов известна «коза» в виде большой куклы на палке. Украинцы Буковины макет головы «козы» носили на длинном шесте, поверх которого крепился балахон, скрывавший фигуру исполнителя.


Михал Эльвиро Андриолли. «Вождение козы в барском имении». Западная Белоруссия, XIX век.


Шамота С. «Рождество. Вождение козла по польской деревне». Рисунок из журнала Всемирная иллюстрация 1882 г.

_Так выглядело колядное обрядовое действо с козой на Бобруйщине в 1915 году. Фото russianphoto.ru.PNG
Участники колядного обрядового действа с ряженой козой на Бобруйщине в 1915 году.  Этнографическая экспедиция Николая Евреинова в Белоруссию.


Л. С. Ленчевский и Т. Н. Сафоновский. Рисунок к этнографическому описанию обряда «Коза» 1926 г. (с. Кунча, окр. г. Шепетовка, Украина).


Ряженые. Святочное вождение «Козы». Ст-ца Анастасиевская, Краснодарский край. Фото, 1989 г.

Насколько я поняла, наверное из Украины обряд «Вождения козы» попал на Кубань и довольно хорошо там прижился. Больше всего современных российских фотографий именно из этого региона.

_Атрибуты колядных празднеств у белорусов «Коза» и маска колядовщика экспозиция Музея народной архитектуры и быта Республики Беларусь Фото С. Ермаков…
Атрибуты колядных празднеств у белорусов «Коза» и маска колядовщика. Экспозиция Музея народной архитектуры и быта Республики Беларусь Фото С. Ермакова 2007 г.

_5ca59762808ba.jpg
Обряд «Вождения козы» на Украине

_1825927_original.jpg
Театрализованное представление  в Музее Ивана Гончара, Киев

_Обряд Вождение козы. Обложка альбома Песни и обряды черноморских казаков Станица Анастасиевская Краснодарского края.jpg
Обряд «Вождение козы». Обложка альбома «Песни и обряды черноморских казаков Станица Анастасиевская Краснодарского края»

Ну и, наконец, творчество современных художников. Всех коз собирать не стала, только тех, где похоже на «Вождение козы»


Сулин Сергей Игоревич «Ряженые» 2010 г.


Павлова Мария Станиславовна. «Встреча с ряженым». 2010-е гг.


Павлова Мария Станиславовна. «Ряженые». 2010-е гг.


Павлова Мария Станиславовна «Зимний праздник» 2010 гг.


Добровецкая Ирина Михайловна «Коляда» 2016 г.

В заключение этого поста развею миф, постоянно кочующий в интернете, что коза была таким необыкновенно важным ряженым на Святки, что без нее никто и никуда колядовать не ходил, в честь козы даже русское рождественское печенье назвали — козули.


Архангельские козули

Козули никаким общерусским рождественским лакомством не были, их на Рождество первоначально изготовляли только поморы (жители Архангельской губернии).  Название «козуля» образовано не от слова коза или косуля, а от поморского слова, обозначающего «завиток», «змейка».

Продолжение про медведя следует. Там же будет коза No 2.

Далее по теме

Костюмы для ряженых
Кто такие христославы и славильщики и чем они отличаются от колядников.
Ряженые на святки в дореволюционной живописи
Ряженые — «Вождение коня»
Ряженые — «Вождение быка / тура»
Ряженые — «Вождение медведя»
На Масленицу о скоморохах
Скоморохи в русской живописи

В доме накрываются столы. После Благодарственной молитвы Богам, начинается пир. До начала пира раздаётся стук в двери.

Кто стучится в дверь ко мне?

Отворяй ворота, пришёл Коляда!

Входят колядовщики и поют песню:

Мы ходили по саду, мы искали Коляду.

Гой, Коляда! – 4 раза.

На Земле, на Небеси, по Славени, по Руси.

Гой, Коляда! – 4 раза.

По полям да по лесам, по долам да по горам.

Гой, Коляда! – 4 раза.

Впереди идёт козовод, ведёт «козу» (ряженого, одетого козой), за ними свита: Волк, Лиса, Кот:

Здравы будьте, люди добрые!

Перед Козой идёт сеятель, осыпающий зерном народ:

«Сею, сею, посеваю, с Колядою поздравляю! 

Гой, Коляда! – 2 раза.

Сею, сею, повеваю, счастья, радости желаю! 
Гой, Коляда! – 2 раза.

Чтобы в поле уродилось, чтоб в хлеву удвоилось! 

Гой, Коляда! – 2 раза.
Чтобы дети подрастали, чтобы девок замуж брали! 

Гой, Коляда! – 2 раза.

Кто даст пирожок, тому счастья горшок!

Гой, Коляда! – 2 раза.

Кто даст серебро, тому счастья ведро,

Курочек – несушек и для чая сушек!

Гой, Коляда! – 2 раза.

Кто не даст пирога, тому куричья нога 

Пест да лопата, корова горбата».

Колядовщики:

«Пришёл Коляда из Новогорода 
На вороном конёчке, в малёванном возочке».

Козовод: 

«Ну-ка, девчонки, ну-ка мальчонки! 
Вставайте в ряду, я козу веду!» 

Наша коза, всем козам коза,

Кого коза боднёт, того удача ждёт!

Кого коза боднёт, тому достаток в дом придёт!

А кто козу погладит, тот все дела наладит!

Когда Коза проходит меж рядами, её гладят по шерсти «на счастье». Когда они возвращаются, девица-лисица пляшет и поёт: 

«Ой, пляшу, пляшу для дорогого 
Может даст пол-золотого. 

Ой, мало, мало, на том мне стало! 
Ой, скачу, скачу, серебра хочу! 

Раз имеешь сына, дай головку сыра. 

Раз имеешь дочку, дай мне мёда бочку. 

Если не богатый, выгоню из хаты, 
Хоть поленом, хоть метлою, хоть кривою кочергою».

Гой, Коляда! – 4 раза.

Все «звери» идут к людям и колядуют. Завершение колядования по кличу мешконосца: «Гой, Коляда»!

Когда свита и Коза вернулись, Коза смотрит в мешок и хитровато восклицает:

«Маловато будя»!

Козовод: 

«Наша коза — стара дереза, 
С Киева шла, всю Русь обошла». 

Коза: 

«Коза, коза луплена, за две куны куплена. 
Стопчу тебя ногами, сколю тебя рогами!

Я коза бодливая, я коза игривая,

Коли мало подарков —

Уйду от вас в тёмные леса».

Коза капризничает и пытается уйти, Козовод не пускает.

«Вот откину копыта, не даёте Козе подарков досыта».

Коза демонстративно расстилает подстилку и картинно падает «замертво».

Хор:  «Вот Коза упала, хвост свой задрала». 

Козовод:  «Доктора! Доктора! С Козой беда»!

Кот-Айболит слушает козу, выписывает рецепт.

Кот: «Чтобы нам Козу поднять, надо ей гостинцев дать»!

Лиса: «Дай Козе на рога три кусочка пирога»!

Кот: «Чтоб Козу исцелить – надоть ей сметанки налить»!

Лиса: «Ведь Коза не дурочка, хочет она курочку»!

Волк: «Дай Козе в дорогу и баранью ногу»!

Коляд, Коляд, Колядница

Добра с мёдом поляныця,

А без меда, не така,

Дай-ка тётка пятака.

А пятак – не гроши,

Чтоб булы хороши!

Гой, Коляда! – 4 раза.

Звери колядуют. Люди бросают в мешок гостинцы.

Окончание колядования по кличу мешконосца: «Гой, Коляда»!

Звери окружают Козу и поют:

«Встань, коза, встряхнись! 
Встань, развеселись»! 

Коза встаёт и пляшет:

Я, Коза-дереза, зелёные глаза,

Копытца точёные, рожки золочёные

Пожелаю от души золотые вам гроши,

Знания, умения, удачи и везения,

Серебра и злата, будете богаты!

Пришёл Коляда, Вам здоровья принёс!

Гой Коляда, Гой Коляда!

Мы пришли Вас прославлять, да славян всех величать!

Гой Коляда, Гой Коляда!

Всем по сотне лет прожить, да детишек народить!

Гой Коляда, Гой Коляда!

Вашим детушкам, сыновьям, дочерям:

90 быков, полтораста коров,

Гой Коляда, Гой Коляда!

Надели Вас Бог и житьё и бытьём и богачеством!

Слава Коляде! Слава!

Слава Коляде! Слава!

Слава Коляде! Слава!

Козовод: 

«Слушай, коза, где трубы ревутъ,

Где трубы ревут – там блины пекут,

Где блины пекут там и нам дадут»!

Коза:

Благо Дарим Вашему дому, теперь пойдём к другому!

Народ уговаривает Козу и колядовщиков остаться. Колядовщики соглашаются и  поют:

«Гой Коляда, Гой Коляда!

Славен буди Коляда»!

Муниципальное  автономное  дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида № 25 «Елочка»

муниципального образования город-курорт Анапа

             КУБАНСКИЙ СВЯТОЧНЫЙ

ОБРЯД

           «ВОЖДЕНИЕ МЕЛАНКИ»

                  Развлечение  для  старшей группы

           Музыкальный руководитель: Красильникова Н.С.

                               2013 год

Программное содержание:

Приобщать детей к кубанским народным традициям. Знакомить с

фольклором народов Кубани. Активизировать творческие проявления детей в

передаче различных игровых образов. Развивать интерес и желание изучать

фольклор. Посредством участия в театральной деятельности способствовать

побуждению  творческой  инициативы, стремлению совершенствовать свои

актерские способности. Воспитывать чувство любви к родному краю.

Предварительная работа:

Беседы с детьми о святочных праздниках : Рождество, Святого Василя,

Святой Меланьи, Крещенье.

Собирание фольклорного материала о проведении святок на Кубани:

потешки, колядки, щедровки, колядные песни, приговорки, прибаутки.

Знакомство и разучивание с детьми и взрослыми. Индивидуальная работа с

персонажами. Украшение зала, елки. Изготовление атрибутов и костюмов.

   Проводится 13 января.

Дети разделены на две подгруппы. Одна — ряженые колядовщики, другая — дети хозяев. Разыгрывается ситуация встречи хозяйкой ряженых колядовщиков. Детские костюмы — новогодние. Взрослые персонажи: Меланка, Василь — в костюме казака, казачка, Коза — символ плодородия, старый дед — символ уходящего года. Лесные звери: Заяц, Волк; Баба Яга – сказочный персонаж, в конце праздника появляется Дед Мороз.

Вед. — Сегодня у нас праздник, который на Кубани с давних времен праздновали очень необычно. Молодежь и дети наряжались и отправлялись веселой гурьбой по дворам, чтобы славить хозяев и желать им всяческого благополучия. Пели они необычные песенки, которые назывались колядками и щедровками. А щедрые хозяйки, развеселившись, оделяли угощением шутников-колядовщиков.

Давайте и мы сегодня встретим Новый год так, как в старину наши бабушки и дедушки.

Хозяйка —   Представьте: вечер, тишина, светит на небе луна.

Спят животные и птицы, только нам совсем не спится.

Стол накрыли для гостей, нарядили мы детей.

Светят звезды в небесах. Нынче будут чудеса…

(выбегает скоморох)

Скоморох — Как пошла коляда вдоль по улице гулять,

С Новым годом поздравлять да хозяев величать! (выход детей колядовщиков)

Колядка «Как пошла коляда», украинская  народная  мелодия:

  1. Пошла коляда вдоль по улице гулять.
    Припев: Ай коляд, коляда, коледница моя!
  2. Зашла коляда на широкий этот двор.    Припев

3.        Пришла коляда, отворяй ворота!        Припев
Реб.-        Здравствуйте, добрые хозяева!

Щедрый вечер, добрый вечер —

Вашему дому на весь вечер!

Поют —  «Снежок сеем», русская народная мелодия:

  1. Снежок сеем, посеваем, с Новым годом поздравляем!
  2. С Новым годом, со всем родом, счастья, радости желаем!
  3. Чтоб здоровы были, много лет жили!

Реб. —         Позвольте-ка, хозяюшка, под окошко встать, коляду рассказать!

Хозяйка —   Милости просим, гости дорогие!

Реб. —         Уж как наша коляда не велика, не мала.

 Она в двери влезет, нам в окошко шлет,

 Через улицу метет, через тын подает!

Вед. —       Давайте хозяев величать!

(поют) —       «Уж как шла коляда», русская народная мелодия:

  1. Уж как шла коляда,  из Нова города.
    Мы искали коляду у Ивана на дворе.
  2. А Иванов двор на семи верстах,
    На семи верстах, на пяти столбах.
  3. Уж ты, дядюшка Иван, шелкова борода,
    Шелкова «борода, позлащена голова.

4.        Ты не режь, не ломай, подавай весь каравай!
Реб. —       Хозяюшке желаем кунью шубу, хозяину — денег мешок,

Дочерям — по веночку златому,

Сыновьям — по коню вороному!

Хозяйка —   Хорошо вы, ребятки, колядки распеваете.

А частушки знаете?
Реб. —        Мы частушки запоем, запоем мы звонко.

Затыкайте ваши уши, лопнут перепонки! «Частушки»,  русская народная мелодия:

  1. Мы частушки запоем, запоем мы звонко.

   Затыкайте ваши уши, лопнут перепонки!

Реб. в костюме Волка —   2. Волка все кругом боятся, говорят: «Люблю кусаться!»,-

Вы не верьте в сказки эти и не бойтесь меня, дети!

Реб. в костюме Медведя- 3. Летом я за медом лазал, так трудился, так устал!

Злые пчелы покусали нос, и уши, и глаза!

Реб. в костюме Мышки — 4. Я сама разрисовала черной краской одеяло.

                                    Рыжий кот под ним поспал, полосатым тигром стал!

Реб. в костюме гнома –   5. Я — веселый гном, ваш друг. Я сидел под елкой, вдруг

                                            Услыхал веселый звон, не пойму, откуда он.

Реб. в костюме Лисы –   6.  Шла я лесом, мимо кочек. Там нашла я колокольчик.

                                             Он такую трель завел, и сюда меня привел!

Реб. в костюме Зайца —  7.  А я — Заинька лесной, я — веселый, озорной!

          Я люблю шутить, смеяться, всяко-разно          

          забавляться!

  8. Мы частушки вам пропели под веселый перепляс.

     С Новым годом поздравляем в развеселый этот час!

Хозяюшка — Спасибо вам, колядовщики, за то, что пели, шутили, нашу хату

                                                                                повеселили.

Реб. —        Коляд, коляд, колядин, я у батюшки один.

Коротенький кожушок, пожалуйте пятачок!
Все —        Нам на орешки да на потешки!

 (Хозяйка оделяет колядовщиков, приглашает присесть. Дети благодарят.)

Вед. —    Новогодние гуляния раньше называли святками. В эти дни праздновались 3 особо важных праздника — Рождество, Святого Василя и Крещенье. И на Кубани под Новый год вечером шутники-колядовщики водили Меланку. Это такой старинный шуточный обряд. Ой, да по-моему, и к нам кто-то в гости пожаловал!

( из-за двери слышатся голоса взрослых колядовщиков)

-Коляда, коляда, всех зовет за ворота!

Красны девицы да добры молодцы,

Собирайтесь, наряжайтесь, на гулянье отправляйтесь!

Будем кругом ходить, коляду заводить! (смех)

               Выход взрослых колядовщиков

1.        —        Пришла коляда, открывайте ворота!

Пришла с добром в этот светлый дом!

2.        —        Мы не одни идем, мы козу ведем!

Где коза ходит, там жито родит,

Где коза хвостом, там жито кустом!

Все —        Добрый вечер, щедрый вечер вашей хате на весь вечер!

Хозяйка —  Милости просим, чем богаты, тем и рады!

« Ой, добрый же вечер» — старинная казачья колядка
4.   —        Кому песню поем, тому будет добро,

Тому сбудется, не минуется!

А ты, наша Меланка, не гордися,

Добрым хозяевам поклонися!

Поют:        « Меланка ходила» — старинная казачья колядка

Вед. —        Ваша Меланка — красавица! А в игры играть ей нравится?

Все —        Да!

Игра « У Меланьи, у старушечки» — старинная казачья игровая,

играют дети и гости:

  1. У Меланьи, у старушечки жили в маленькой избушечке

Семь сыновей, все без бровей, с такими ушами,

С такими носами, с такой бородой, с такой головой.

Ничего не пили, ничего не ели, на нее глядели, разом

делали вот так!

(В круг выходит Меланка и показывает танцевальные движения, дети и все
играющие повторяют)

  1. У Василя, у казаченьки, жили в маленьком сарайчике

Семь сыновей, все без бровей, с такими ушами,

С такими носами, с такой бородой, с такой головой.

Ничего не пили, ничего не ели, на него глядели,

Разом  делали  вот так!

         (Василь танцует в середине круга, дети повторяют)

(Раздается треск, шум)

Баба Яга —  Расшумелись, расплясались! Вот я вас!

Вед. —      Ой! Ой! Разбудили нечистую силу! Чего только не бывает в эти

дни на святках!

Баба Яга —        С колядой пошла и я вдоль по улице гулять,

Вдоль по улице гулять, всех в игру приглашать!

Русская народная  игра «Бабка Ежка»

Дети:        Бабка, бабка Ежка, синяя картошка,

С печки упала, ножку сломала.

Как пошла на улицу, раздавила курицу,

Пошла в огород, рассмешила весь народ!

(Дети разбегаются, до кого Баба Яга дотронется помелом, тот замирает)

Баба Яга —  Фу! Устала!

Вед. —        Баба Яга, мы знаем, что в Новый год девушки гадают, а ты гадать

                  умеешь?

Баба Яга —  Это же мое любимое занятие! Вот я под Рождество гадала на

своих женихов: Водяного, Лешего и Кощея…

Вед. —      Ну и что?

Баба Яга —  Ой, да черти окаянные помешали! Я сейчас вам погадаю и вас научу!

Гадает:     Курица и 3 блюдца, с водой — Водяной,

С яйцом — Кощей! Леший со мхом, а к вам — гости в дом!

              В щедрый вечер в вашей хате дорогих гостей встречайте!

Вед. —      Ай да Баба Яга! Погадала нам, поворожила!

Баба Яга —  Да и в мою избушку на курьих ножках сегодня кто-нибудь

придет! Ну-ка, метелочка, неси меня в лес!

5. —                А где у нас коза? Пусть коза попляшет!    (пляшет)

Вот она! Плясала, плясала и упала!

6. —        Нашей козе немного надо, решето овса, наверх колбаса,

2 куска сала, чтобы коза встала.   (подают угощение, коза встает)

Русская народная игра «Пошла коза по полю»

Пошла коза по полю, по полю, по полю.

Побегать захотелось ей с нами на воле.

Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем

И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем. Ладошками похлопаем, похлопаем, похлопаем,

И ножками потопаем, потопаем, потопаем!

Коза —            Забодаю! (ребята садятся)

7.        —        Дай Бог тому, кто в этом дому,

Дай вам Бог из полна зерна пирог.

Дай вам Бог коровку, масляну головку,

Наделил бы вас Господь

И житьем и бытьем и богатством,

И создай вам Господь еще лучше того!

«Ой, учора из вэчора» — старинная казачья колядка

8.        —        Желаем всем, чтоб здоровы были,

Много лет жили.

Чтобы радость и везенье

Было в доме круглый год.

Всем вам счастья, и веселья

И гостей невпроворот.

Хозяйка —   Спасибо вам, колядовщики,

За то, что пели , плясали, шутили,

Нашу хату повеселили! (Одаривает)

«Щедровка» — старинная казачья щедровка.

9.        —        Да походи около печки, поищи там колечки,

Вынеси сало, не скупися, чтоб твой ячмень уродился.

Чтобы было много жита, чтоб семья вся была сыта.

Цыганка —  Мы — цыгане, люди кочевые, любим песни, пляски удалые.

«Танец цыган» — цыганская народная мелодия  (Хозяйка угощает)

         Колядка «Ай, спасибо, хозяюшка» — русская народная  мелодия

( Звучит мелодия «В лесу родилась елочка» — выход Деда Мороза и Снегурочки )

Снегурочка — девочка старшей группы.

Дед Мороз — Здравствуйте, хозяева любезные!

                Здравствуйте, гости почтенные!

Здравствуйте, развеселые ребятишки, скоморохи, белки, мишки!

Мы тут с внучкой мимо шли, шум да смех  услышали,

К вам решили заглянуть, да чуть-чуть передохнуть.

Слышал, знатные колядки распеваете, ребятки!

В щедрый вечер я и сам спел бы с вами и сплясал!

«Пляска Деда Мороза» — русская  народная мелодия

(Ведущий благодарит его за пляску)

Снегурочка – С Новым годом поздравляем!

В хоровод всех приглашаем,

Всех детей и всех гостей, чтобы было веселей

Хоровод «Новогодняя»,  музыка Лукониной, слова Чадовой.

Дед Мороз –  Хорошо поете, детки! Вот за это вам конфетки!

Мы зашли к вам, ребятишки, чтобы попрощаться,

Нам до следующего года надо расставаться.

Вам желаем счастья много, и успехов, и добра!

Ну а нам пора в дорогу! До свиданья, детвора!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Обруч на праздник осени
  • Нужны салаты на праздник
  • Обслуживание праздника на дому
  • Оброн 34 праздник
  • Нужны ли праздники ребенку