Обряд жаворонки сценарий

Мероприятие направлено пробудить в детях интерес к русскому фольклору. Продолжать приобщать детей к культурному наследию русского народа через заклички, приметы

Сценарий народного обрядового праздника

«Жаворонки, прилетите! Весну – красну принесите!»

Цели и задачи:

  • Пробудить в детях интерес к русскому фольклору.

  • Продолжать приобщать детей к культурному наследию русского народа через заклички, приметы, поговорки и русские народные песни и игры.

  •  Актуализировать знания детей о птицах.

  • Воспитывать любовь к природе, птицам.

  • Создавать благоприятный микроклимат и праздничную атмосферу.

  • Способствовать радостному эмоциональному объединению всех детей в совместной деятельности при подготовке к празднику и участию в нём.

Место проведения: актовый зал

Оборудование:

Музыкальный центр, ударно – шумовые музыкальные инструменты: трещетки, деревянные ложки, свистульки, колокольчик, костюмы для выступления, рисунки, плакаты, атласные ленты

Участники: обучающиеся 1 – 6 классов.

Предварительная работа: пошив русских народных костюмов, работа по оформлению сцены, изготовление фигурок птиц из теста и бумаги, разучивание стихов, песен, закличек, хороводов, игр.

Ход праздника

Звучит русская народная музыка: вступление к русской народной песне «Летели две птички». Дети входят на празднично украшенную сцену, играя на свистульках. Их встречает ведущий в русском народном костюме.

Ведущий:Здравствуйте, гости званные! Гости званные да желанные!

Приглашаем вас к нам на праздник. Будем сегодня хороводы водить, песни распевать, Весну закликать, да птиц весенних прославлять!

Сегодня у нас народный обрядовый праздник — праздник встречи Весны. Его издавна проводили у обрядового деревца, которое украшали лентами, бумажными цветами, колокольчиками. Обрядовое дерево носили по селу, чтобы украсить его мог каждый, а потом украшенное дерево приносили туда, где весну закликают. Ну что ж, ребятки, власть зимы закончилась и мы споем песню «Вот и зимушка проходит».

Ведущий: —    Ребята, мне кажется, солнышко ярче светить стало.  А почему, как вы думаете, солнышко ярко светит?
—     Потому что наступила весна!
—    Правильно, наступила весна! А по каким признакам вы почувствовали приближение весны?   (появились проталинки, сосульки, день длинный, а ночь короткая, солнце ярко светит, снег стал рыхлый, чёрный)
Ведущий: —    А какой месяц сейчас идёт? (наступил месяц март).
Ведущий:  Да, ребята, в народе говорят: «Пришел март — капельник и зима заплакала». А ещё в марте из дальних стран начинают прилетать птицы. В старину люди верили, что именно с прилетом птиц наступает весна. Русская пословица говорит: «Как птицы прилетят, так и теплота пойдет!». Первая из прилетающих птиц – полевой жаворонок и эту птичку ждали больше всего, так как его переливчатые трели заставляли природу пробуждаться ото сна. Поэтому и наш праздник называется «Жаворонки».

1ребенок: Благослови, мати, весну закликати,

весну закликати, зиму провожати.

2 ребенок: Пусть зима уходит впрок, весну пустим на порог.

3ребенок: Пускай весна придет скорей, мы так соскучились по ней

4 ребенок: Станет солнышко добрее, а дни — светлее и длиннее.

Ведущий: На Жаворонков в деревнях рано утром хозяйки пекли из теста птичек. Дети бегали по улицам с этими птахами, подбрасывали их вверх, ловили и громко кричали заклички. Давайте, дети, и мы с вами их исполним.

Дети:

Жаворонушки, уж вы матушки

Прилетите к нам, принесите нам

Весну красную, на сохе, на бороне,

на ржаном калаче!

Жаворонушки, перепелушки,
Прилетите к нам, принесите нам
Весну красную да красно летеце

Жаворонки, ноги тонки

Прилетите к нам, принесите нам
Конфетки на ветке, весну красну

Лето теплое!

Ведущий: Не может весна без солнышка прийти, пора и его звать- закликать.

Девочки: Солнышко, солнышко, красное ведрышко,

Высоко взойди, далеко посвети!

Мальчики: На темные лесочки, на сырые борочки,

На речку, на поля, на синие моря,

На зеленый огород и на весь народ!

Ведущий: А вот и солнышко проснулось, засияло, улыбнулось

Птицы весело поют, весну — красну на крыльях несут!

Давайте встанем в хоровод вокруг нашего деревца

и споем песню «Летели две птички»

Ведущий: Ребята, а еще на праздник люди играли. Вот и мы сейчас

с вами поиграем в русскую народную игру «Солнышко».

Дети: Солнышко вёдрышко,
Выгляни в оконышко.
Там твои детки,
Кушают конфетки

Водящий: Раз, два не воронь,
А беги как огонь.

Ведущий: Ну что ж дети, Солнышко взошло и ярко светит, а мы сейчас весну закликать будем.

Девочки: Весна красна, на чем пришла

На сохе, на бороне

На вертучем колесе.

Мальчики: На кнутику, на хомутику.

Идет кулик, несет ключик

Отворять лето, замыкать зиму

(Входит Весна)

Весна: Я Весна, Весна красная! Пришла к вам с радостью,

С радостью, с благостью, с великой милостью.

Здравствуйте, люди добрые! (кланяется).

А еще принесла вам здоровье: первое — коровье, второе — овечье, третье – человечье.

Ведущий: Весна — красна, чем ты нас одаришь?

Весна: Одарю я вас ключевой водой, шелковой травой, теплым летом, лазоревым цветом.

А еще, я, Весна-красна,
К вам на праздник пришла,
Ветку вербы принесла.

Дети:

— Без вербы не весна.
— Верба гонит лед с реки.
— Если хорошо цветет верба, будет урожай.

(Весна проходит, дотрагиваясь до детей веточкой вербы)

Весна: — Дай, вербочка, детушкам здоровья. Как вербочка растет, так и ты расти, верба красна, бьет не напрасно.

Еще одна из примет весны, это повсюду текущие ручейки, вот и мы сейчас поиграем в русскую народную игру «Ручеек»

народная игра «Ручеек»

Весна: С приходом весны из – за гор, из – за морей прилетают птицы

Вот и со мной пташки прилетели.

Сможете отгадать как их зовут?

Загадки.

1.Черный, проворный, кричит «Крак!» червякам враг. (Грач).

2.Спереди у птички шильце, позади у птички вильце.

Сама птичка мала, а за морем была. (Ласточка).

3. Он прилетает каждый год туда, где домик ждет.

Чужие песни петь умеет, а все же голос свой имеет. (Скворец).

4.Кто в беретке ярко-красной, в черной курточке атласной?

На меня он не глядит, все стучит, стучит, стучит. (Дятел)

5. Гнездо свое он в поле вьет, где тянутся растения.

6. Его и песни, и полет вошли в стихотворение. (Жаворонок)

Весна: Загадки все вы отгадали, молодцы.

А еще, по традиции, каждый человек к обрядовому деревцу должен Разных птиц я люблю, но дороже всех одна пташка малая. Кто она, вы знаете, дети? Скорей мне ответьте!

Дети: Это жаворонок.

Весна: Правильно. А вы знаете почему?

Дети:

— Эта птичка-предвестник весны.

— Жаворонки могут подниматься высоко в небо, где, по древним преданиям, живут духи-покровители.

Эта птица является символом добра и счастья.

Весна: Молодцы. А давайте послушаем песню жаворонка. (В записи: пение жаворонка)

А сейчас мы поиграем в игру, которая так и называется «Жаворонок»

Дети стоят в кругу, ребенок (жаворонок) ходит за кругом с колокольчиком, проговаривая слова:

В небе жаворонок пел, колокольчиком звенел,
Порезвился в тишине, спрятал песенку в траве,
Тот, кто песенку найдет, будет счастлив целый год.

Дети закрывают глаза, водящий прячет колокольчик за ребенком, нашедший звонит в колокольчик, затем происходит смена ведущего.

Ведущий: Ребятки, праздник «Жаворонки» отмечают 22 марта, в день весеннего равноденствия. Этот праздник назывался еще и по другому — «Сороки». Но название это не в честь птиц сорок, а в честь сорока мучеников, которые были казнены за веру.

Ребенок: Жаворонки, жавороночки!

Вы скорее летите, тепло принесите.

Нам зима надоела — весь хлеб она поела.

Нет ни хлеба, ни картошки, самовар стоит на окошке.

Ведущий: Самовар на окошке — это непорядок! Самовар должен всегда на столе стоять, да пыхтеть, к чаю приглашать. А вот вам, ребята, и нашим дорогим гостям угощение – птички — жаворонки

С пылу, с жару — для нашего самовара! Угощайтесь – не стесняйтесь!

5

муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательного речевого развития воспитанников № 26 «Солнышко» села Покойного Буденновского района»

«Жаворонки»

(фольклорный праздник)

Муз. Рук. Павлинова Г.Н.

2019 год

Цель:

  • Познакомить детей и родителей с традициями русскогообрядового праздника «Жаворонки».

  • Пробудить в детях интерес к русскому фольклору, к народным играм.

  • Развивать у детей эмоциональный отклик на весенние проявления природы; эстетические чувства, переживания; творческие способности.

  • Продолжать знакомить с произведениями малого устного фольклора: закличками, прибаутками, песенками, пословицами, поговорками.

  • Доставить детям и родителям радость в праздновании русского народного обрядового праздника.

  • Привлечь родителей к изготовлению «жаворонков» для чаепития.

Ведущий: 

— Очень часто за событиями и за сутолокой дней
Старины своей не помним, забываем мы о ней.

— В каждом селе, в каждой деревне в старину были свои обычаи посиделок, праздников, посвященных народному календарю. Собиралась молодежь, чтобы себя показать и других посмотреть. По народному календарю первый месяц весны богат праздниками. И мы сегодня празднуем День встречи весны — “Сороки”.

Будем сегодня хороводы водить, песни распевать, Весну закликать, да птиц весенних прославлять!

Ведущий:

— Давайте золотые ворота для Весны-красны открывать. Это поможет весне силу удвоить, а зиму побороть. В народе говорят: «Март у зимы шубу купил, да через три дня её продал». Весна-то рядышком ходит. Главная её примета-дни всё длиннее становятся. Хотите, чтобы весна к нам пришла?

Дети: Хотим!

Ведущий: Тогда давайте её закликать, в гости приглашать.

Выходи, народ! Становись у ворот!

Зиму провожать, Весну закликать!

Заходят дети подготовительной группы и становятся на хоровод «Весну звали»

(старшая гр. №1)

Дети: Весна! Весна! Проснись ото сна!

Приди, весна, с радостью! Приди, весна, с милостью!

Со льном высоким, с корнём глубоким, с хлебом обильным.

Весна! Весна! Проснись ото сна!

(под русскую мелодию входит Весна, она несёт коромысло с двумя ведрами: одно темное, другое светлое)

Ведущая: Идёт матушка-весна! Отворяйте ворота!

Весна: Здравствуйте, мои дорогие друзья! Услышала я, как вы меня закликали вот и пришла к вам.

Ведущая: Здравствуй, милая Весна!

Весна — красна, а что ты нам принесла?

Весна: Принесла я вам коромысло непростое. Видите, на нём два волшебных ведёрка. В первом – тёмная ночь, во втором – светлом, ясный день живёт.

Воспитатель: Ой, как интересно! А какое же ведёрко легче, а какое тяжелее?

Весна: Сейчас оба ведёрка по весу сравнялись. День равен ночи: 12 часов дню отведено, 12- ночь забирает. А дальше светлое ведро будет всё тяжелее, потому что день расти начнёт.

Воспитатель: Кто же тебе помогает, Весна-красна?

Весна: Конечно же, ясно солнышко. Трудится оно без устали, греет землю озябшую.

Воспитатель: А мы, знаем стихотворение про солнышко. (дети выполняют движения в соответствии с текстом)

Р-к старшей гр.

Дети: Солнышко, солнышко, Золотое донышко,

Гори-гори ясно, Чтобы не погасло.

Побежал в саду ручей, Прилетели сто грачей.

А сугробы тают, тают, А цветочки подрастают.

Воспитатель: Весна, а давай мы с ребятами солнышко позовём?

Весна: А как вы его позовёте?

Воспитатель: Обратимся к солнышку с просьбами, с поклонами! Позовите, ребята, солнышко!

Дети средняя группа

Ребёнок: Солнышко, солнышко! Золотое зёрнышко!

Выгляни из-за горы, Выгляни до вешней поры!

(все кланяются)

Ребёнок: Солнышко-вёдрышко, Красное колоколнышко!

Прикатись к нам на проталинку,

Сядь на кочку, на пенёк, Погости у нас денёк!

(дети кланяются)

Ребёнок: Гори, солнце, ярче- Лето будет жарче!

А зима теплее, А весна милее!

(все кланяются)

Ребёнок: Солнышко, покажись, Красное, снарядись,

Поскорей, не робей, Нас, ребят, обогрей.

(все кланяются, звучит музыка входит солнце девочка)

Ребёнок: Засияло солнце ярко. Солнышко пришло с весной!

Здравствуй, солнце золотое, Здравствуй, лучик золотой!

Солнце: Ярче вы, лучи сияйте И земельку согревайте!

Зеленейте стебельки, Расцветайте, все цветки!

Хоровод «Весняночка» (средняя гр.)

Воспитатель: Сегодня праздник Солнца и Весны,

Нет праздника чудесней.

Давайте встретим праздник мы,

Весёлой, звонкой песней!

Исполняется танец 2 мл.гр.

Ведущая :Солнышко согрело землю, растаял снег, всюду побежали журчащие ручейки.

Хоровод-игра «Ручеёк».(подгот и ст.гр.)

Это старинная игра-обряд, которая символизировала таяние снега. Нужно встать парами, взяться за руки и поднять их вверх, чтобы получился ручеёк. Под пение (музыку) ведущий входит в ручеёк и берёт себе пару. Кто остался один, тот и водит, выбирая себе кого захочет.

— Так и бежит ручеёк вперёд и вперёд. И вместе с этим бегом приближается Весна.

Ведущая :Любили птиц русские люди, с нетерпением ждали их прилёта.

— Первыми из теплых стран возвращаются кулики да жаворонки, ведут за собой сорок птиц, которые несут на крыльях весну.

Весна:Каких вы птиц знаете, сейчас мы узнаем.

Загадывает загадки:

— Спереди у птички шильце,
Позади у птички вильце!
Сама птичка мала,
А за морем была. (Ласточка.)

— Всех перелетных птиц черней,
В пашне ищет он червей,
Взад-вперед по пашне вскачь,
А зовется птица… (грач).

— В лесу ночном горюет птица,
Она назвать себя боится.
– Ку-ку… Ку-ку…
Не спит опушка,
А птицу эту звать… (кукушка).

— Мы построили вдвоем
Для гостей весенних дом,
А верней сказать – дворец.
Прилетай сюда… (скворец).

Ведущая :В старину верили, что весна потому и наступает, что её птицы приносят. В домах пекли из теста вкусных ароматных жаворонков. Птичек этих раздавали детям, те насаживали их на палки, бежали на улицу и громко кричали, зазывали птиц.

Слушают в записи закличку

Давайте и мы сейчас возьмём жаворонков и закличем их к нам.

(дети берут жаворонков на палках и под музыку встают врассыпную)

Дети старшей группы №1

Чувиль-виль-виль, жаворонушки!
Прилетите к нам, принесите нам
Лето тёплое, весну красную.

Нам зима надоела весь хлеб переела.
Весна-красна на чём пришла:
На кнутике, на хомутике
Чувиль виль виль, жаворонушки!

Давайте вместе будем птиц встречать, зиму прогонять.
(дети с бумажными птицами в руках)

Исполняется танец «Жаворонки»(ст.гр.№1)

Ведущая:  Жаворонок – одна из чистых божьих птиц. Есть легенда о происхождении жаворонка: Бог подбросил высоко вверх комочек земли и превратил его в серую, как земля, птичку. Жаворонка. Как божью птицу, жаворонказапрещалось употреблять в пищу, а убить считалось великим грехом. Жаворонка называли певцом Божьей Матери. Сам жаворонок так говорит о себе: «Я высоко летаю, песни воспеваю, Христа прославляю».

Согласно легенде, жаворонки вынимали колючие тернии из тернового венца распятого Христа. Поднявшись высоко в небо, жаворонок проводит время в молитвах. Потом, внезапно замолкнув, взмывает ещё выше и летит на исповедь к самому Богу.

Звучит грамзапись песня жаворонка

Слышите, жаворонки поют
Жаворонушки, птахи малые,
Птахи малые, голосистые,
Летят по воле,
Несут весну в подоле.

Ребёнок. Жаворонки, прилетели!
Студёную зиму унесите!
Тёплую весну принесите.
Зима нам надоела- Весь хлеб у нас поела!
Нет ни хлеба, ни картошки,
Самовар стоит на окошке.
Чай я выпил, сахар съел,

Самовар на кол надел.
Ребёнок. Уж ты, пташечка, ты залётная,
Ты слетай на сине море,
Ты возьми ключи весенние,

Замкни зиму, отопри лето.
Ребёнок. Ой, вы, жаворонки, жаворонки!
Летите в поле Несите здоровье,

Первое – коровье, Второе – овечье,
Третье – человечье!
Ребёнок. Чувиль – чувиль, жавороночек!

Прилети к огням, Принеси ты нам
Весну – красну, Красно – солнышко,

Тепло летушко зеленоокое!

РебёнокЖаворонки прилетайте,
Зиму белу прогоняйте,
Весну красну созывайте.
Землю нашу одевайте,

Все поляны согревайте
Солнце мило приглашайте.

Ведущая : А теперь, собирайся, детвора!

Ждёт вас русская игра!

Игра «40 щепочек»
В некоторых деревнях сельские ребятишки выбегали рано утром босые на двор и старались перебросить через кровлю 40 щепочек, а девочки завязывали на тесемке 40 узелков. Люди верили, что в этот день из теплых стран прилетают 40 разных птиц, и первая из них — жаворонок. Давайте и мы с вами поиграем.
Выходят 4 детей. Им дают по 10 «щепочек» (брусков). Их нужно забросить в корзину .
Игра « Займи домик»
Тили- тели, птички пели,
Взвились – к лесу полетели
Стали птички гнезда вить
Кто не вьет, тому водить.
обруч- домик,обручей на одного ребенка меньше — дети по музыку бегают по залу на окончание музыки занимают обруч
Игра «Жаворонок».

Дети стоят в кругу, ребенок (жаворонок) ходит за кругом с колокольчиком, проговаривая слова:

В небе жаворонок пел, колокольчиком звенел,
Порезвился в тишине, спрятал песенку в траве,
Тот, кто песенку найдет, будет счастлив целый год.

Игра «Золотые ворота».

Идет матушка-весна,
Отворяй-ка ворота.
Первый март пришел,
Белый снег сошел.
А за ним и апрель
Отворил окно и дверь.
А уж как пришел май,
Солнце в терем приглашай!

Игра «Селезень утку догонял»

Дети встают по кругу. Считалкой выбирается селезень и уточка. Селезень выходит за круг. Его задача — поймать уточку. Задача утки — убежать. Задача стоящих в кругу — помешать селезню догнать уточку. Если селезень поймал ее, он должен девочку поцеловать (или обнять). Затем селезень и уточка сами выбирают себе замену и игра начинается заново.

Во время игры дети поют:

Селезень утку догонял,

Селезень утку догонял

Лети утица домой,

Лети, серая, домой:

У тя семеро детей,

Восьмой – селезень,

А девятая — сама,

Поцелуй (обними) разок меня.

Ведущий 1:

— Мы встретились с Весною,
О ней мы все узнали.
Хочу, чтоб о весне прекрасной
Родным вы дома рассказали!

Весна: Молодцы ребята. За ваше старание примите от меня угощение. Вот вам пирожки – «жаворонушки». Не забудьте, ребятушки, дома птичек тоже угостить, чтобы птички прилетели к вашему дому.

Им вручаются «жаворонки»

Вот вам по жаворонку,

Чтобы пили водицу как птицы,

Чтобы хворобы не знали,

Чтобы росли как трава по весне.

Весна: Спасибо, ребята, повеселили, потешили, помогли зиму-злодейку на замок посадить. А теперь пойду деревья, травы да цветы красить, буду порядок наводить.

Ведущая : Сегодня у нас народный обрядовый праздник — праздник встречи Весны. Его издавна проводили у обрядового деревца, которое украшали лентами, бумажными цветами, колокольчиками. Обрядовое дерево носили по селу, чтобы украсить его мог каждый, а потом украшенное дерево приносили туда, где весну закликают. Давай те и мы украсим на площадке дерево красивыми птицами, которые вы сделали.

Цель – пробудить в детях интерес к русскому фольклору, к богатому миру человеческих эмоций, связанных со старым традиционным бытом.

Оформление зала.

Зал разделен на две части: справа макет избы с завалинкой, слева – плетень и лавочка, посередине – импровизированная поляна. 
На сцене лист календаря с названием праздника, поговорки:

  • На Сороки день с ночью меряются.
  • Зима кончается – весна начинается.
  • Сорок сороков птиц на Сороки прилетает.
  • Увидел скворца – весна у крыльца.
  • Сколько проталинков – столько и жаворонков.

Вдоль стены – листы народного календаря с названием за март месяц, которые оформляли дети.

ХОД ПРАЗДНИКА

Дети и педагог в народных костюмах входят в празднично оформленный зал, в руках у них “жаворонки”. Хором исполняют заклички.

Дети:

Жаворонушки на соломушке,
Прилятите к нам; принясите нам
Лето теплое, весну красную.
Нам зима-то надоела,
Надоела, уморила.
Ручки, ножки занозила.

1Ведущий: 

Очень часто за событиями
И за сутолокой дней
Старины своей не помним,

 забываем мы о ней.

2 Ведуший: В каждом селе, в каждой деревне в старину были свои обычаи посиделок, праздников посвященных народному календарю. Первый месяц весны богат праздниками. День сорока мучеников Севастийских на языке народа носит название “Сороки”, а иногда “Кулики”.
1 Ведущий: В этот день, по мнению крестьян, прилетают из теплых стран сорок птиц, и первые из них – жаворонки.  Считалось, что пернатые гости приносили  на своих крыльях весну. Настоящая весна начиналась всегда с прилета жаворонков — этих добрых посланников солнца. 
2 Ведущий: Сороки, с полным основанием, можно назвать детским праздником: еще на кануне женщины месят тесто, пекут сорок шариков и “жаворонки”.

1 Вед.: Шарики по одному выбрасывают каждый день в окошко. Крестьяне верили, что мороз, наевшись хлебных шариков, уйдет до следующего года.
2 Вед:“Жаворонки” раздавали детям, те бежали на улицу в народных ярких костюмах на возвышенное место и начинали, что есть мочи кричать, закликать жаворонков, а с ними и весну.
“Птичек” обычно съедали. А “головки” отдавали матери, с пожеланиями богатого урожая.
Иногда в “жаворонки” запекали кольцо или монетку. Найдешь кольцо – быть свадьбе. Монетку – на весь год богатым и счастливым будешь. Так же выбирали первого засевальщика.
Деревня в этот день была полна детских песен, крика, смеха.

Девочка:

Весна-красна,
Нам добра принесла
На сопушке, на соломушке.


2 девочка:

Жаворонки, жаворонки,
Прилетайте к нам,
Приносите нам Весну-красну,
Красну солнышку,
Тёплу гнёздышку!

Песня «Веснянка».

Все: Отворяй весну, замыкай зиму. (Игровая попевка)

Ай, кулик – клик!
Жаворонок – клик!
Ай, сел на воду, 
Отморозил бороду!

Девочка:

Ау! Ау! Аукиваем!
Весну приаукиваем!

Мальчик: Март, март, солнцу рад!

Девочка: Апрель, апрель, отворяй дверь!

Все  по строчке

Май, май, песню запевай!
Говорят, говорят. Ой, весна!

Народная игра “Солнышко”

Мальчик: Давайте поиграем в “Солнышко” (приглашают гостей для игры, выбирают водящего)

Считалка:

Солнышко, выгляни.
Красное высвети.
Сядь на пенек
Опряди куделек.

Дети ходят по кругу парами, держась за разноцветные ленты, в центре на шесте – солнышко.

Все:

Солнышко, выгляни, 
Красное высвети.
К нам на нивку иди
Ладить косы и серпы.
Солнышко ведрышко,
Выгляни в оконышко. 
Там твои детки, 
Кушают конфетки,
А тебе-то не дают,
Всем ребятам раздают.

Бабушка:

Мы потешки услыхали
И к вам в гости прибежали.
Где потешки поют,
Там весело живут.
Здравствуйте, ребята!
Пришли мы к вам позабавиться,
Да потешиться!
Пошутить!
Поиграть!
Посмеяться!

Ведущий:

Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте!
Веселья вам да радости.
У нас для каждого найдется
И словечко и местечко.

Бабушки садятся на скамеечки около домика.

Ведущий:

Удобно ли вам, гости дорогие?
Всем ли видно? Всем ли слышно?
Всем ли места хватило?
Для гостей дорогих споем песню русскую.

Дети исполняют русскую народную песню “Где был Иванушка».

Ведущий:

Вы и пели, и плясали,
И, наверное, устали.
Всем вам отдохнуть пора!
А вот к отдыху
 игра (подходит к мальчику)

– Что ты, молодец, не весел, буйну голову повесил? Есть еще возможность сноровку да ловкость свою показать (вручает колокольчик девочке).  – Вот тебе, милая колокольчик, ты ходи, ходи вокруг молодца, похаживай да потихонечку в колокольчик позванивай! А тебе, добрый молодец, уж не обессудь, мы завяжем глаза ясные. Должен ты поймать девицу за руки. Как поймаешь – жди подарочка, не поймаешь – пеняй на себя. Быть подарочку у красной девице. Расступись, честной народ, не скопляйся! А ты, красна девица, начинай игру, не стесняйся!

Девочка:

Тара-ра, тара-ра.
Идут девки со двора!
Песни петь да плясать.
Всех вокруг забавлять!

Дети исполняют песню “На горе-то калина” с движениями.

Ведущий:

Где песня льется,
Там легче живется. 
Ну, гости, теперь ваш черед

Ведущий:

Бубны, румбы, трещотки, ложки!

Кто хочет поиграть немножко?

Становись в ряд! Выбирай подряд!

Красиво – приятно, а для всех занятно!

Мальчики исполняют р.н.п. «Светит месяц»  мальчики на народных инструментах

Все:

Вдоль по шелковой травушке,
По зеленой по муравушке,
Ведет сокол лебедушку,
Ведет белую головушку.
Да по чистому по полюшку
Прямо к синему морюшку.
Ой-ли, ой-люли, ой-люли,
Прямо к синему морюшку.

Ведущий:

Небылицы в лицах
Сидят в светлицах,
Щелкают орешки
Да творят насмешки.

Дети читают небылицы:

Заяц на небо взглянул:
Там землетрясенье,
И из тучки на него 
Капало варенье.

Рано утром, вечерком.
Поздно, на рассвете,
Ехал дяденька верхом
В ситцевой карете.
А за ним во всю прыть, 
Прыгая шагами, 
Волк старался переплыть
Миску с пирогами.

Из-за тучи, из-за гор
Едет дядюшка Егор.
Он на пегой на телеге,
На скрипучей лошади,
Топорищем подпоясан,
На распашку сапоги,
На босу ногу кафтан, 
На голове карман.

Сидит ежик на сосне –
Новая рубашка,
На головке сапожок.
На ноге фуражка.

Инсценировка “Здравствуй Филя!”.

(Исполняют девочка и мальчик).

– Здравствуй, Уля!
– Здравствуй, Филя!
– Чего мать прислала?
– Мать прислала лепешек-оладушек.
– А ты что с ними сделал?
– Я их под лавку положил.
– Ну, ты, Филя, чудак!
– А ты бы, Уля, как?
– А я бы их в печь положила.
– Ладно, Уля, в следующий раз так и сделаю.

– Здравствуй, Уля!
– Здравствуй, Филя!
– Чего мать прислала?
– Мать прислала сарафан.
– А ты что с ним сделал?
– А я его в печку положил.
– Ну, ты, Филя, чудак!
– А ты бы, Уля, как?
– А я бы его в шкаф повесила.
– Ладно, Уля, в следующий раз так и сделаю.

– Здравствуй, Уля!
– Здравствуй, Филя!
– Чего мать прислала?
– Мать принесла барана.
– А ты что с ним сделал?
– А я его в шкаф повесил.
– Ну, ты, Филя, чудак!
– А ты бы, Уля, как?
– А я бы его в хлев завела, водой напоила, сеном угостила.
– Ладно, Уля, в следующий раз так и сделаю.

– Здравствуй, Уля!
– Здравствуй, Филя!
– Чего мать прислала?
– Мать прислала Настасьюшку.
– А ты что с ней сделал?
– А я её в хлев завел, водой напоил, сеном угостил.
– Ну, ты, Филя, чудак!
– А ты бы, Уля, как?
– А я бы её за стол посадила, чаем угостила.
– Ладно, Уля, в следующий раз так и сделаю.

– Здравствуй, Уля!
– Здравствуй, Филя!
– Чего мать прислала?
– Мать прислала свинью.
– А ты что с ней сделал?
– А я её, за стол посадила, чаем угостила.
– Ну, ты, Филя, чудак!

Девочка:

Словно радуга живая,
В ярких красках расцвела
Огневая, вихревая
Песня русская слышна!

Девочка:

Поджидай меня,
Мой миленький, 
Только выйду из ворот.
А сейчас веселый праздничный
Заводи-ка хоровод!

Хоровод “Ходила младешенька по борочку..”

Ведущий: Ходи, народ солнышко встречать, мороз прогонять!

Берет в руки 40 испеченных шариков.

Все:

Жаворонки прилетите,
Студёну зиму унесите,
Теплу весну принесите:
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела,
И соломку подбрала,
И мякинку подняла.
Уж вы, кулички — жаворонки,
Солетайтеся, сокликайтеся.

.

Мальчик:

Зимушку с почетом провожаем
Добрых дел её не забываем,
Встретиться с зимою, мы желаем,
После осени к себе вновь приглашаем.

Ведущий:

Как жаворонки высоко в небе летают, чтобы и хлеб в вашем доме был высоким, пышным и вкусным. Угощайтесь, пожалуйста, дорогие гостьюшки!

Угощают всех присутствующих на празднике гостей выпечкой – “жаворонками”. Звучит весенняя закличка.

Все вместе:

По обычаям российским
От души поклон вам низкий 
(кланяются в пояс).

Звучит русская народная песня на выбор педагога

Нет избушки – дверь запереть,

Негде даже уши погреть…

2.Поспеши, весна, поспеши,

Мне воробышка жаль от души:

У воробышка бабушки нет,

Кто же свяжет носки и жилет?

Зябнут пальчики на синем снегу.

Я помочь воробью не могу

3.Поспеши, весна, поспеши,

Окунишку жаль от души:

Ходитбродит он в холодной воде,

Что поесть, он не находит нигде,

Видно, плачет в темноте и тиши.

Поспеши, весна, поспеши!

Ведущий: Мы с вами уже звали Весну на масленицу. Сегодня опять будем

весну закликать. 22 марта как раз такой праздник, на Руси назывался Сороки

или Жаворонки.

Это день весеннего равноденствия. Считалось, что в этот день возвращаются

на родину 40 птиц из разных стран, а первыми прилетают жаворонки.

А чтобы птицы быстрее прилетели, пекли во всех домах фигурки птиц с

распахнутыми крылышками, глазкамиизюминками, обсыпанные сахаром.

Выпечка эта называлась поразному: «грачами», «птюшками», «чувильками»,

«куликами», но чаще «жаворонками». Именно жаворонки, по народному

представлению, должны были принести на своих крыльях долгожданную

весну.

Все члены семьи получали такую птичку румяную, хрустящую,

аппетитную, но не съедали сразу, а принимались кликать весну, кто во что

горазд. Забирались на крыши, подбрасывали птичек вверх и старались петь

кричать погромче, чтобы Весна услышала.

Мальчишки ватагой бегали по улице с этими птахами в руках, подбрасывали

их вверх, ловили с громкими криками чтобы настоящие птицы

поторапливались: подобное к подобному. Их называли детьми или братьями

Сценарий фольклорного праздника «Сороки_Жаворонки» подготовила

Тростинская Анастасия Александровна

Учитель истории и обществознания МБОУ СОШ с. Тастуба Дуванского района Республики Башкортостан

Праздник «Сороки-Жаворонки»

Цель– пробудить в детях интерес к русскому фольклору, к богатому миру человеческих эмоций, связанных со старым традиционным бытом.

Задачи:

познакомить учащихся с историей весенних праздников.

расширять кругозор детей о жизни, традициях и праздниках родного народа

воспитывать у учащихся нравственные ценности, уважение к традициям своей Родины, её культурному наследию.

Ход занятия

1 Скоморох: Здравствуйте, народ честной,

2 Скоморох: Маленький, большой,

1 Скоморох: Шустрый, озорной,

2 Скоморох: Строгий, деловой.

1 Скоморох: Спасибо, что время нашлось на нас посмотреть, попеть, потанцевать.

2 Скоморох: Кому праздник наш по нраву усаживайтесь справа, а кто любит подпеть, может, и слева сесть.

1 Скоморох: А кто нас слушать желает, никому не мешает, сидит, как сидит, не спит и на артистов глядит.

(Русская народная музыка и выходят ведущие)

1 ведущий: 

— Очень часто за событиями и за сутолокой дней
Старины своей не помним, забываем мы о ней.

2 ведущий:

— В каждом селе, в каждой деревне в старину были свои обычаи посиделок, праздников, посвященных народному календарю. Собиралась молодежь, чтобы себя показать и других посмотреть. 

1 ведущий: 

По народному календарю первый месяц весны богат праздниками. И мы сегодня празднуем День встречи весны — “Сороки”.

(выходят девушки в народных костюмах и венках из искусственных цветов)

1 девушка: — Весна, весна красная,
Приди, весна, с радостью,
С великой милостью,
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебом обильным,
С ливнем обильным.

2 девушка:

— Давайте золотые ворота для Весны-красны открывать. Это поможет весне силу удвоить, а зиму побороть.

3 девушка: Но хоть «зима весну пугает, да сама тает», пусть весной часто бывают холода, но весна все равно победит, и мы ей в этом поможем. (Дети проходят цепочкой через «ворота» ведущих и артистов праздника)

Игра «Золотые ворота».

1 скоморох. Идет матушка-весна,
Отворяй-ка ворота.
2 скоморох: Первый март пришел,
Белый снег сошел.
1 скоморох: А за ним и апрель
Отворил окно и дверь.
2 скоморох: А уж как пришел май,
Солнце в терем приглашай!

1 ведущий: Сегодня мы с вами собрались, чтобы отпраздновать день встречи весны — «Сороки-жаворонки». В старину говорили, что именно 22 марта в «Сороки» прилетают из теплых стран 40 птиц, первая из которых — жаворонок.

2 ведущий: В народе говорили: «Жаворонок весну благословил»,«За жаворонком сорок пичуг на Русь пробираются».

А каких перелетных птиц вы знаете?

1. Отступили снега и метели,

Птицы с юга домой прилетели.

Кружат, трели разводят певцы.

Кто весну прославляет?

(Скворцы)

2. Вместе с этой черной птицей

К нам весна в окно стучится.

Зимнюю одежду прячь!

Кто по пашне скачет?

(Грач)

3. На лету хватает мошек,

Хвостик – тонкие косицы,

Предсказать погоду может,

– Вам знакома эта птица.

(Ласточка)

4. Спрятавшись среди ветвей,
Поёт славно…

(Соловей)

5. В синем небе голосок

Будто крошечный звонок.

(Жаворонок)

6. Кто по тропочке идёт

Быстрыми шажками,

Длинным хвостиком трясёт?

Догадайтесь сами!

(Трясогузка)

Пришла, весна, пришла с радостью!
С великою милостью!

Птички летят ,

Колокольчики звенят.

Жаворонушки! Перепелушки!

Прилетите к нам! Принесите нам

Весну красную, лето теплое!

1 ведущий. Ребята, а сколько раз на Руси встречали весну?

Дети.3 раза (масленица, сороки, благовещение)

2 ведущий.Деревенская детвора с нетерпением ждала прихода Сороков: для нее это день, лакомый.

Давайте заглянем в избу, посмотрим, как встречали Сороки

Бабушка.

Ты запой, запой, жавороночек,

Ты запой свою песнь, песню звонкую,

Ты пропой-ка, пропой, пташка малая.

Пташка малая ль, голосистая…

Про житье-бытье, про нездешнее…

Внучок:Бабуль! А ты чего так рано встала?

Бабушка. Раным-рано нас куры будили, про весну-красну возвестили!

Внучка. А какое сегодня число?

Бабушка.

22-е, сони-засони. Сороки наступили.

Уж солнце красное над полем встало,

На горе всех в игры собрало:

Жаворонков люди ждут,

Что весну на Русь ведут.

С праздником вас, родные, поздравляю, здоровья крепкого желаю.

Жаворонком угощу, «жаворонки прилетели, на головку деткам сели», девочкам по платочку подарю, а маленьким ребяткам по гудочку, чтоб свистели всю ночку.

Раздает подарки.

Дети (по очереди):

Спасибо, бабуленька.

Спасибо, родная.

Доброго здоровья тебе, дорогая.

Долгие годы живи, «жаворонков» нам пеки.

Бабушка.Спасибо, детушки, за слова добрые. Пойдемте скорее во двор весну зазывать, березку наряжать, жаворонков встречать. Дед для них домик смастерил, ничего не позабыл.

Желанье загадайте цветочки на дерево сажайте.

Выходят во двор, «цветочки» прикрепляют к дереву.

Будем весну закликать, хоровод водить. Идите, все ребятки, к нам.

Все. Уж вы сороки святые,

Жавороночки слепые, вы скорее прилетайте,

Лето красное зовите.

Нам зима-то надоела –

Весь хлебушек поела.

Ой вы, Жаворонушки, Жаворонушки.

Летите в поле,

Несите здоровье

Первое — коровье,

Второе — овечье,

Все дети.Третье — человечье.

Бабушка.А теперь жаворонков принимайте, пополам ломайте.

Бабушка. Гришутка, про домик для птичек забыли. Скорее повесь его на дерево. Поселятся у нас скворцы и птенцов выведут.

Ведущий.Вот и закрыли мы зиму. Считалось, что именно жаворонку Бог вручает ключи от земли, которую он открывает, а птицы приносят на своих крылья настоящую, теплую весну.
Весна-весеница, иди к нам веселиться.

А чтоб весна побыстрее пришла, давайте поиграем в игру «Ручеек»

Хоровод-игра «Ручеёк» — это старинная игра-обряд, которая символизировала таяние снега. Солнышко согрело землю, растаял снег, всюду побежали журчащие ручейки.

Давайте встанем парами, возьмемся за руки и поднимем  их вверх, чтобы получился ручеёк. Под музыку ведущий войдет  в ручеёк и возьмет  себе пару. Кто остался один, тот и водит, выбирая себе кого захочет.

Так и бежит ручеёк вперёд и вперёд. И вместе с этим бегом приближается Весна…

Под музыку выходит Весна с коромыслом, на котором одно ведро тёмное, второе светлое – в нём лежат фигурки птичек из бумаги.

Весна:Я – Весна красна!
Бужу землю ото сна,
Наполняю соком почки,
На лугу ращу цветочки.
Прогоняю с речек лёд,
Светлым делаю восход.
Всюду: в поле и в лесу,
Людям радость я несу!

Ой, детишки-ребятишки,

Девчонки и мальчишки,

Звонко весело поете

И меня Весну зовете.

Дети. Расскажи-ка нам Весна, как дорогу к нам нашла?

 Весна:  Жаворонки-кулики  из-за моря прилетали

             И Весне путь указали.

Дети: Весна красная,

Долгожданная!

Где же ты так

Долго бродила?

Весна:С зимой лютою.

Повстречалася,

Растопила ее сердце хладное,

Напоила землю-матушку!

Дети:Весна красна, на чем пришла?

Весна:На сохе, бороне.

На кривой кочерге,

На жердочке,

На бороздочке,

На ржаном колоску,

На пшеничном пирожку!

Дети:Весна, что ты нам принесла?

Весна:Весна пришла, три угодья принесла.

Первое угодье – в лугах половодье,

Второе угодье – солнце на подворье,

Третье угодье – зеленое раздолье.

Дети. Весна-красна, а что это у тебя за коромысло?

Весна: Коромысло не простое. Видите, на нём два волшебных ведёрка? В одном – тёмном – тёмная ночь живёт. В другом – светлом – ясный день.

Дети.

Ой, как интересно. А какое из них легче, а какое тяжелее?

Весна: Сейчас оба ведра по весу сравнялись. Ведь сегодня день весеннего равноденствия, день равен ночи. А дальше светлое ведро всё тяжелее становиться будет, потому что день расти начинает.

Дети. Кто же тебе помогает, Весна-красна?

Весна: Помогает мне солнышко красное. Трудится оно без устали, согревает землю озябшую.

Ведущий.

Пришла весна, и с 22 марта начинали считать утренники – утренние морозы. Они могли продолжаться 40 дней, а потому, говорили, что с 22 марта наступают Сороки (40 дней).

Весна красна, долго мы тебя ждали.

Весна:

В моём волшебном светлом ведёрке принесла я вам игру «Летели птички»?

Ведущий.
Пришла весна!

С превеликой к нам милостью
На урожай богатый
Да на хлеб насущный!
И помните, что один весенний день
Год кормит!

Как жаворонки высоко в небе летают, чтобы и хлеб в вашем доме был высоким, пышным и вкусным.

Угощайтесь, пожалуйста, дорогие гостьюшки!

Вот и подошло к концу наше выступление.

Был на «Сороки» пост нельзя было плясать, а петь, весну закликать можно.

А сейчас настал час
Распрощаться нам сейчас.

Низкий поклон вам, добрые люди!

Счастья, здоровья и долгих лет…

Дата проведения: 22 марта

Цель: возрождение обрядовых праздников Руси, раскрытие
богатства русской культуры через изучение народного фольклора (игрового,
песенного, литературного).

Задачи:

·       
воспитать бережное и уважительное
отношение к прошлому нашего народа, к национальному художественному наследию;

·       
формировать у детей устойчивую
традицию проведения праздников народного календаря;

·       
развивать у детей творческий
интеллектуальный национальный потенциал.

Возраст
участников:
7-10 лет.

Предварительная
подготовка:

1. Знакомство и обсуждение сценария;

2. Распределение ролей;

3. Разучивание песен-закличек, хороводов, игр, стихов,
реплик;

4. Подбор костюмов, запись фонограммы (русские
народные мелодии);

Оформление: помещение может быть оформлено произвольно (лес,
деревенская улица), т.к. в контексте сценария нет определенной привязки к месту
событий. При оформлении важно учесть, что время проведения мероприятия — 22
марта, т.е. зимне-весенний период. Поэтому в элементах оформления это
необходимо отразить (подтаявший снежок, ярко светящее солнце, слегка
присыпанные снегом деревья и т.п.).

Оборудование:

       коромысло, два ведра (одно — темного, другое —
светлого цвета);

      
глиняные игрушки-свистульки
(бычок, коровка, птичка, петушок), «птица счастья»;

      
погремушки, колокольчики,
трещотки;

      
веревка (4-5
м);

      
выпеченные из теста птички —
жаворонки, печенье «тетерки».

Сценарий фольклорного праздника

«Жаворонки. День весеннего равноденствия (22 марта)»

Выбегают два скомороха. Первый одет по-зимнему тепло,
второй — по-весеннему легко.

Первый: Здорово, приятель!

Второй: Здравствуй, здравствуй! Что это ты так тепло оделся?

Первый: А ты что так легко оделся?

Второй: Да уж вроде зима на исходе. Весна-Красна к нам
сегодня пришла. Зима на исходе, весна на пороге!

Первый: Какая весна! Глянь — кругом еще снег лежит! Снежок
летит — стоять не велит.

Второй: Лежит снег, да не тот он, не злой зимний, а сырой
весенний. Знает он — солнышко припечет, превратится он в звонкие ручейки, и
поплывут по нему бумажные кораблики. (Напевает) Кап-кап капельки,
поплывут кораблики.

Первый: Ой-ой-ой! Какие кораблики! Может в городе-то уже
тепло, а вот в лесу-то все еще зимним сном заворожено. Спит в своей теплой
берлоге хозяин леса — Михайло Потапыч.

Второй: Ну как тебе доказать, что по всем срокам весна
наступила! Главная примета того, что весна наступила, такая — дни-то все
длиннее и длиннее становятся. А 22 марта — главная встреча весны, день
весеннего солнцестояния.

Первый: Что за день такой удивительный?

Второй: 22 марта сутки делятся ровно пополам: 12 часов дню
положено, а 12 — на ночь отведено. День равен ночи, поэтому он так и называется
— день весеннего равноденствия!

Первый: Вот теперь я все понял! (Напевает) Конец
зиме, весна пришла! Проводим зимушку звонкой песней!

Исполняется
русская народная песня «Вот уж зимушка проходит» или любая другая весенняя.

Первый: Иди, Весна-Красна! Принеси ржаной колосок, овсяной
снопок, большой урожай в наш край!

Второй: Тает снежок, ожил лужок, день прибывает, когда это
бывает? (Весной)

После
того, как зрители отгадали загадку, звучит плавная музыка. Входит Весна. Она
несет на плечах коромысла с двумя ведрами разного цвета, одно — темного, другое
— светлого.

Первый: Вот как дружно мы зимушку проводили. Сама Весна-Красна
к нам в гости заявилась!

Весна: Да, услышала я, как вы с Зимою простились. Пора,
думаю и самой мне вам показаться.

Второй:
Весна-Красна, а что это у тебя за коромысло?

Весна: Коромысло не простое. Видите, на нем два волшебных
ведерка. В одном, темном, — темная ночь живет, в другом, светлом, — ясный день.

Второй: Ой,
как интересно! И какое же ведерко легче, а какое — тяжелее?

Весна: Сейчас оба ведра по весу сравнялись. Ведь сегодня —
день весеннего равноденствия, день равен ночи. А дальше светлое ведро все
тяжелее становиться будет, потому, что день расти начинает.

Второй: Кто
же помогает тебе, Весна-Красна?

Весна: Кто же как не само ясное Солнышко! Трудится оно без
устали, греет землю озябшую.

Первый:
Хочешь мы с ребятами тебе поможем?

Весна: Конечно,
хочу.

Второй: Надо
обратиться к Солнцу с просьбами и низкими поклонами.

Дети читают стихи:

Солнышко,
солнышко, красное ведрышко!

Высоко
взойти, далеко посвети.

На
темные лесочки, на сырые борочки,

На
речку, на поля, на синие моря,

На
зеленый огород и на весь народ!

(Кланяется)

Гори,
солнце, ярче,

Лето
будет жарче,

А
зима теплее,

А
весна милее.

(Кланяется)

Первый: А еще солнышку пели звонкие песни. Споем и мы
веснянку!

(Исполняют песню)

Весна: Что бы скорее прогнать стужу, люди лепили из глины
зверюшек и выставляли их за окошко — задабривали мороз. Вот посмотрите, какие у
меня есть игрушки — бычок, коровка, птичка! Это не просто игрушки, это —
свистульки! Но чаще всего из глины лепили звонкого певца — петушка. Считалось,
что весной петушок — самый главный из всех домашних животных. Утром песню запел
— значит солнышко взошло. И сам петушок воспринимался как символ солнца, света,
как солнечный лучик. Петух — посланник солнца на земле, а солнышко — символ
добра, света, жизни. Кроме глиняных фигурок зверей, крестьяне делали в день
весеннего солнцестояния вот таких необыкновенных птиц, (показывает)
которых называли «птицами счастья». Считалось, что два ее крыла — два
солнцестояния, осеннее и весеннее. Перышек у нее вырезали ровно 52 — столько,
сколько недель в году. Птицу красиво раскрашивали и подвешивали к потолку избы.
Люди верили, что ее красота подарит им здоровье, сбережет от злых сил и злых
духов.

Первый: Да и
настоящие птицы из-за моря возвращались, во все горло пели-распевали от
радости, что домой прилетели.

Второй:
Специально для перелетных птиц люди сочиняли весенние песенки-заклички.

Весна: Сейчас мы с ребятами споем такие заклички. А поможет
нам в исполнении наш шумовой оркестр. (Раздает глиняные свистульки, погремушки,
колокольчики, трещотки)

Заклички:

Кулик
из-за моря,

Лети,
лети на волю!

Припев:
Неси, неси на волю Весну

Ты,
птица-жаворонок

Твой
голос тонок, звонок…

Припев

Ты,
зяблик-свистелка,

Лесная
свиристелка…

Припев

Журавль-длинношейка

Курлычь
хорошенько…

Припев

Первый: А теперь играем в русскую народную игру «Ручеек».

Ребята
кладут руки на талию стоящего впереди. Сбоку на расстоянии 0,7-0,8
м кладется веревка. На слог «Ух» надо всем вместе перепрыгнуть за веревку —
«на другой берег ручейка». Тот, кто не перепрыгнет, «наступит в воду и промокнет»,
выбывает из игры.

Скоморохи (хором):  Разлился ручеек, золотой рожок — ух!

Разлился
водой холодной, снеговой — ух!

Разлился
водой прозрачной ключевой — ух!

По
мхам, по болотам, по лесным колодам — ух!

Первый: Пусть весна набирает силу, пусть растут светлые дни,
а мы им в этом поможем!

Второй:   Хоровод заведем, дружно все запоем.

Станем
хором ходить да весну веселить.

Первый: В старину хоровод был связан с обрядами в честь
Ярилы и символизировал солнце, поэтому танцующие становились в круг.

Все водят хоровод «Во поле
березка»

Приложение

22 марта в каждом доме пекли из теста птичек —
жаворонков, мазали их сладким и душистым медом. У кого не было теста, те лепили
птиц из глины, мастерили из тряпок и бумаги. Празднично одетые девушки и дети
ходили по селу, подбрасывая вверх фигурки птиц, и пели специальные
песни-заклички. Во многих закличках-веснянках говорилось, что птицы,
возвращаясь из-за моря, должны принести с собой заветные золотые ключи. Люди
верили, что этими ключами было замкнуто какое-то холодное подземелье, где
томилась красавица весна, запертая злой зимой. А теперь настало время весне и
зиме поменяться местами.

Птица-ключница,

Прилети
к нам из-за моря,

Принеси
нам два ключа,

Два
ключа золотые.

Отомкни
весну теплую,

Замкни
зиму холодную.

*
* *

Жавороночки,
перепелочки,

Птички-ласточки!

Прилетите
к нам!

Весну
ясную, весну красную,

Принесите
нам!

Песня «Весняночка»

Стало
ясно солнышко припекать-припекать,

Землю
словно золотом заливать-заливать,

Громче
стали голуби ворковать-ворковать,

Журавли
вернулися к нам опять, к нам опять,

А
в лесу подснежники расцвели-расцвели,

Много
свету вешнего у земли, у земли,

Ой
ты, ясно солнышко, посвети-посвети,

Хлеба,
земля-матушка, уроди-уроди!

Жаворонки

(русские народные песни)

СЦЕНАРИЙ «Мы весну окликаем, весну встречаем».
ВЕДУЩАЯ: Здравствуйте, дорогие друзья. Мы рады приветствовать вас в нашем теплом и уютном зале ! Но, к сожалению, за окнами холодно и сыро. А нам так хочется светлых и солнечных весенних дней. И поэтому мы приглашаем вас, не смотря на то, что сейчас октябрь, вместе с нами встретить весну, так, как встречали её наши предки. В славянских давних традициях существует красивый и светлый праздник, посвященный весне — «Жаворонки». Это был первый весенний праздник наших предков , именно в эту пору прилетают птицы, которые приносят на своих крыльях весну. ВЕДУЩИЙ: Весна могла быть и ранней, и поздней. Поздняя весна приносила голод. Поэтому на Руси широко бытовали обряды встречи и зазывания весны. ВЕДУЩАЯ: Звонкие, радостные песни разносились повсюду. Девушки собирались на самом высоком месте в деревне, расстилали там солому и, севши, пели весенние песни – вяснянки до поздней ночи, а вот и они  ДЕВУШКИ (входят, несут в руках бумажных жаворонков, поют) Жавороночки, прилетите, 
Весну красную принесите, 
А зимочку заберите, 
Нам зимочка надоела, 
Весь хлебушек переела.

Жавороночки, прилетите, 
Землю-матушку пробудите, 
И дождиком напоите, 
Чтоб травушка выростала, 
Чтоб цветики расцветали.
1 ДЕВУШКА. Чувиль, чувиль, жавороночек,
Прилети к огням, принеси ты нам
Весну-красну, красно солнышко,
Тепло летушко, зеленый покос!
2. ДЕВУШКА Жаворонок, жаворонок!
Возьми себе зиму,
А нам отдай весну.
Возьми себе сани,
А нам отдай телегу.
3. ДЕВУШКА Прилети к нам из-за моря,
Принеси нам два ключа,
Два ключа золотые.
Отомкни весну теплую,
Замкни зиму холодную. 1 ДЕВУШКА Ой, бежит ручьем вода,
Нету снега, нету льда. Прилетели журавли
И соловушки мои.
Мы весняночку поем,
Весну красную зовем.

2 ДЕВУШКА Ясна-красна,
Приди, Весна!
С золочёным гребнем,
С изумрудным стеблем, 
С полою водою,
С первой бороздою,
С голубою далью, 
С Иваном-да-марьей!
3 ДЕВУШКА Эй, ребята, выходите,
Будем славу Сонцу петь
Да Весну окликать ВЕДУЩАЯ : И вот приходили парни, они раскладывали костер, на котором палили разные старые вещи. Они присоединялись к девушкам и начинали вместе закликать весну и водить хороводы. 1-парень. Вам счастья и хлеба вдоволь!
2-парень. Чтоб не хварали и весь хлеб поели! Ведущий. Чтоб вырос у вас колосок с пирожок.
1 -парень. Хазяевам желаем жыть-быть, сто бочек жита намолотить. 1 ДЕВУШКА Солнышко ведрышко

Выгляни в окошко

Солнышко покатись,

Красное

нарядись 3 ДЕВУШКА. Свети, солнышко, нам с неба,

Чтобы больше было хлеба;

Чтоб детишкам для потехи

В лесу выросли орехи,

Чтоб снопы были толсты,

Чтобы лен пошел в холсты;

Зелен хмель лез на батог,

Чтоб в полушку был горох! ВСЕ: Благослови, мати, зиму провожати,
Зиму провожати, весну закликати.
1 парень.Пусть зима уходит впрок,
Весну пустит на порог Весна, весна, проснись со сна!
А ты, зима, ступай за моря,
Все. Надоела ты нам и наскучила,
Наши рученьки приморозила,! 2-парень Хватит реки льдом ковать!

Лес морозить, птиц пугать!

Приходи, Весна, скорей –

Зажурчит опять ручей! ВЕДУЩАЯ: Весна, Весна красная,
Приди, Весна, с радостью,
С великой милостью.
Со льном высоким,
С корнем глубоким, 
С дождями сильными, 
С хлебами обильными (ВХОДИТ ВЕСНА)
Все .Весна-красна, на чём пришла?

Весна.На жёрдочке, на бороздочке,

На овсяном колосочке,

На пшеничном пирожочке.

1 девушка .А мы весну ждали,

Клочки допрядали.

Все (кланяются):Здравствуй, Весна-голубушка, Весна-красна.
Весна: Здравствуйте и вы, люди добрые!
             Я пришла к вам с радостью, с великой милостью,
             С рожью зернистой,
             С пшеницей золотистой,
             С овсом кучерявым,
             С овсом усатым,
             С черною смородиной,
             Со цветами лазоревыми
             Да с травушкой-муравушкой!

1-парень. Весна-красна, что ты нам принесла? Весна:Малым детушкам — по яичку! Молодым молодушкам — по дитёнушку. Старикам и старушкам — по внучёночку. Молодым парням — по конёчку! Красным девушкам — по веночку. (даёт девушкам веночки) ВЕДУЩАЯ Спасибо. А чтоб ты, Весна, стала ещё теплее и ласкавее, мы приготовили тебе свой подарок – весёлый хоровод
2 ДЕВУШКА Вы, ребята, не скучайте,

Весну красную встречайте.

Ветер дует, ветер дует,

Ветерочка не унять,

Лапти новые надену,

Побегу Весну встречать!


Весна.Снег да холод прогоню,

Тепло с юга принесу.

Побегут кругом ручьи

Брызнут солнышка лучи!

(обращаясь к солнцу)

Ярче вы, лучи, сияйте

И земельку согревайте!

Зеленейте, стебельки,

Расцветайте все цветки! 3 Девушка. Что за славный денёк,

Собирайтесь в кружок.

Станем кругом ходить,

Да Весну веселить.

Хоровод заведём,

Дружно все запоём.

(ХОРОВОД) . ВСЕ.Спасибо вам, люди добрые, что с нами вместе гуляли, весну окликали.

Обрядовый праздник «Жаворонки» (подготовительная группа)Обрядовый праздник «Жаворонки» (подготовительная группа)

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение «Детский сад комбинированного вида №1 им. Крупской».

Воспитатель: Долженко Светлана Анатольевна с. Красногвардейское. 2015 г.

Интеграции образовательных областей: Познание, Коммуникация, Социализация, Музыка.

Цель:

  • Познакомить детей и родителей с традициями русского обрядового праздника «Жаворонки».
  • Пробудить в детях интерес к русскому фольклору, к народным играм.
  • Развивать у детей эмоциональный отклик на весенние проявления природы; эстетические чувства, переживания; творческие способности.
  • Продолжать знакомить с произведениями малого устного фольклора: закличками, прибаутками, песенками, пословицами, поговорками.
  • Доставить детям и родителям радость в праздновании русского народного обрядового праздника.
  • Привлечь родителей к изготовлению «жаворонков» для чаепития.

Скачать материал

Материал: декорация для оформления зала. Русские народные костюмы для детей и взрослых, коромысло с тёмным и светлым ведром, жаворонки на палочках из солёного теста, жаворонки из сдобного теста для чаепития.

Предварительная работа: разучивание закличек, песенок, пословиц, поговорок, народных игр, прибауток. Изготовление жаворонков из солёного теста.

Воспитатель: Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы! Усаживайтесь рядком, всё у нас пойдёт ладком. Здравствуйте, гости дорогие! Мир, покой тому, кто в нашем дому. Долго длилась зима на Руси, с нетерпением ждали прихода весны в старину. Чтобы весна быстрее пришла, её не просто ждали, а зазывали, закликали, в гости приглашали. Как это делали, мы вам сейчас покажем.

(звучит музыка, вбегают два скомороха: один одет по-зимнему, второй по – весеннему)

1-й скоморох: Здорово, приятель!

2-й скоморох: Здравствуй, брат. Что это ты так оделся тепло?

1-й скоморох: А ты почему так легко оделся?

2-й скоморох: Так уж, вроде, зима на исходе, весна к нам пришла. Надоела нам зима, надоели морозы! Зима на исходе, весна на пороге! В народе говорят: «Как зима не злится, всё равно весне покорится!»

1-й скоморох: Какая весна?! Глянь кругом-ещё снег лежит. А в лесу знаешь сколько снега! И медведь ещё в берлоге спит, лапу сосёт. Снежок летит, стоять не велит! В народе говорят: «В марте мороз на нос садится».

2-й скоморох: Снег лежит, да не тот — сырой и рыхлый. Да и сосульки с крыш капают. Есть такая поговорка: «Зима морозом весну пугает, а сама тает».

1-й скоморох: Да, с крыш капает, а за нос всё равно цапает!

2-й скоморох: Ну как тебе доказать, что по всем срокам весна наступила? Придётся позвать своих помощников. Прокоп да Василий, идите сюда!

(выходят два мальчика в русских народных костюмах)

Прокоп: Я, Прокоп – дорогорушитель, 12 марта- мой день. Первое тепло я людям приношу. Снег оседает, рыхлым становится. На санях ехать-не проедешь, а на телеге ещё рано. Мой день все любят: как не любить, снег тает, весну зовет.

Василий: Меня зовут Василий – капельник. Мой день- 13 марта. В народе так говорят: на Василия – капельника со всех крыш сосульки плачут.

Снег в лесу. Сугробов много,

Но звучит синицы трель.

С крыши прямо на дорогу

Звонко капает капель.

2-й скоморох: Что, приятель, убедился, что весна рядышком ходит?

1-й скоморох: Да, и правда, зима кончается, надо идти весну встречать. Пойдем, поможешь мне зимнюю одежду снять.

2-й скоморох: Пойдем.

Воспитатель: Ушли скоморохи весну встречать и нам пора. Хотя ещё морозы бывают, да и снег идет, но всё это прощальные приметы зимы. В народе говорят: «Март у зимы шубу купил, да через три дня её продал». Весна-то рядышком ходит. Главная её примета-дни всё длиннее становятся. Хотите, чтобы весна к нам пришла?

Дети: Хотим!

Ведущий: Тогда давайте её закликать, в гости приглашать.

Ребёнок: Выходи, народ!

Становись у ворот!

Зиму провожать,

Весну закликать!

(дети встают и идут по кругу).

Дети: Весна! Весна! Проснись ото сна! Приди, весна, с радостью! Приди, весна, с милостью! Со льном высоким, с корнём глубоким, с хлебом обильным. Весна! Весна! Проснись ото сна!

(под русскую мелодию входит Весна, она несёт коромысло с двумя ведрами: одно темное, другое светлое)

Воспитатель: Идёт матушка-весна! Отворяйте ворота!

Весна: Здравствуйте, мои дорогие друзья! Услышала я, как вы меня закликали вот и пришла к вам.

Дети: Здравствуй, милая Весна!

Ребёнок: Весна — красна, а что ты нам принесла?

Весна: Принесла я вам коромысло непростое. Видите, на нём два волшебных ведёрка. В первом – тёмная ночь, во втором – светлом, ясный день живёт.

Воспитатель: Ой, как интересно! А какое же ведёрко легче, а какое тяжелее?

Весна: Сейчас оба ведёрка по весу сравнялись. День равен ночи: 12 часов дню отведено, 12- ночь забирает. А дальше светлое ведро будет всё тяжелее, потому что день расти начнёт.

Воспитатель: Кто же тебе помогает, Весна-красна?

Весна: Конечно же, ясно солнышко. Трудится оно без устали, греет землю озябшую.

Воспитатель: А мы, знаем игру. (дети выполняют движения в соответствии с текстом)

Дети: Солнышко, солнышко,
Золотое донышко,
Гори-гори ясно,
Чтобы не погасло.

Побежал в саду ручей,
Прилетели сто грачей.
А сугробы тают, тают,
А цветочки подрастают.

Воспитатель: Весна, а давай мы с ребятами солнышко позовём?

Весна: А как вы его позовёте?

Воспитатель: Обратимся к солнышку с просьбами, с поклонами! Позовите, ребята, солнышко!

Ребёнок: Солнышко, солнышко!
Золотое зёрнышко!
Выгляни из-за горы,
Выгляни до вешней поры!

(все кланяются)

Ребёнок: Солнышко-вёдрышко,
Красное колоколнышко!
Прикатись к нам на проталинку,
Сядь на кочку, на пенёк,

Погости у нас денёк!

(дети кланяются)

Ребёнок: Гори, солнце, ярче-
Лето будет жарче!
А зима теплее,
А весна милее!

(все кланяются)

Ребёнок: Солнышко, покажись,
Красное, снарядись,
Поскорей, не робей,
Нас, ребят, обогрей.

(все кланяются, звучит музыка входит солнце девочка)

Ребёнок: Засияло солнце ярко.
Солнышко пришло с весной!
Здравствуй, солнце золотое,
Здравствуй, лучик золотой!

Солнце: Ярче вы, лучи сияйте
И земельку согревайте!
Зеленейте стебельки,
Расцветайте, все цветки!

Из-за моря вереницей
Поскорей вернитесь, птицы!
Воспитатель: Сегодня праздник Солнца и Весны,
Нет праздника чудесней.

Давайте встретим праздник мы,
Весёлой, звонкой песней!

Хоровод «Весняночка»

Воспитатель: Чтобы зима быстрее уходила, люди задабривали её. Для этого лепили из глины фигурки домашних животных и птиц, а затем выставляли их за окошко. Из птичек чаще всего лепили петушка. Считалось, что весной петушок — самый главный из них. Знаете, почему? Утром песенку петушок запел, значит солнышко взошло. Любили птиц русские люди, с нетерпением ждали их прилёта. В старину верили, что весна потому и наступает, что её птицы приносят. В домах пекли из теста вкусных ароматных жаворонков. Птичек этих раздавали детям, те насаживали их на палки, бежали на улицу и громко кричали, зазывали птиц. Давайте и мы сейчас возьмём жаворонков и закличем их к нам.

(дети берут жаворонков на палках и под музыку встают врассыпную)

Ребёнок. Жаворонки, прилетели!
Студёную зиму унесите!
Тёплую весну принесите.
Зима нам надоела-

Весь хлеб у нас поела!
Нет ни хлеба, ни картошки,
Самовар стоит на окошке.
Чай я выпил, сахар съел,

Самовар на кол надел.
Ребёнок. Уж ты, пташечка, ты залётная,
Ты слетай на сине море,
Ты возьми ключи весенние,

Замкни зиму, отопри лето.
Ребёнок. Ой, вы, жаворонки, жаворонки!
Летите в поле
Несите здоровье,

Первое – коровье,
Второе – овечье,
Третье – человечье!
Ребёнок. Чувиль – чувиль, жавороночек!

Прилети к огням,
Принеси ты нам
Весну – красну,
Красно – солнышко,

Тепло летушко зеленоокое!

Ребёнок. Жаворонки прилетайте,
Зиму белу прогоняйте,
Весну красну созывайте.
Землю нашу одевайте,

Все поляны согревайте
Солнце мило приглашайте.

Воспитатель: Закликав птиц, дети сажали жаворонков на плетень, на крыши сараев, вешали на веточки деревьев. Прилетевшие птицы склёвывали их. А в некоторых семьях делали так: запекали в одну птичку монетку. Тот, кому она доставалась, считался самым счастливым в этом году.

Весна. На Руси всегда играли в весёлые игры. Давайте и мы с вами поиграем в русскую народную игру «Гори-гори ясно». И так, отворяю ворота ключиком, замочком, шелковым платочком…

Р.н. и. «Гори-гори ясно».

Воспитатель: Ребята, мы встретились с Весною,

О ней мы все узнали.

Хочу, чтоб о весне прекрасной

Родным вы дома рассказали!

Весна: Молодцы ребята. За ваше старание примите от меня угощение. Вот вам пирожки – «жаворонушки». Не забудьте, ребятушки, дома птичек тоже угостить, чтобы птички прилетели к вашему дому. А сейчас в самый час, всем на удивленье, заварить душистый чай да отведать угощенье.

< Предыдущая   Следующая >

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Обряд гадания на святки сценарий
  • Нулевой сценарий это
  • Обряд вождения козы сценарий
  • Обруч на праздник осени
  • Нужны салаты на праздник