Обрядовые действия народного праздника их символическое значение народные праздничные обряды

«Изобразительное искусство» для «5» класса

«Изобразительное искусство» для «5» класса

Номер урока № 4

Тема урока «Народные праздничные обряды»

В рамках урока рассматриваются календарные праздники в начале XXI столетия. Изучение праздников и праздничной культуры народа даёт возможность почувствовать обрядовые традиции и особенности календарных народных праздников, их символическое значение.

Цель:

  • сформировать образные представления учащихся о народных праздниках, обычаях и традициях русского народа.

Задачи:

  • Познакомиться с календарными народными праздниками.
  • Изучить особенности обрядовых действий календарных народных праздников, их символическое значение.

На уроке мы узнаем:

  • особенности обрядовых действий календарных народных праздников, их символическое значение.

мы научимся:

  • различать календарные народные праздники.

мы сможем:

  • характеризовать календарные народные праздники.

Глоссарий по теме урока:

Святки — славянские народные праздники зимнего календарного периода, состоящий из двенадцати праздничных дней, праздновались от появления первой звезды в канун Рождества и д крещенского освящения воды.

Масленица – славянский календарный праздник, обозначающий конца зимы и начала весны. Масленица проходила перед Великим постом, в сыропустную неделю православного календаря, и заканчивалась Прощеным воскресеньем.

Зелёные святки — славянские народные праздники весенне-летнего календарного периода Праздничный комплекс знаменует окончание весны и начало лета. Среди славян особо почитались Семик и Иван Купала.

Последний сноп – народный календарный праздник, посвященный завершению жатвы хлебов, отмечается как правило— 15 (28) августа. Последний яровой сноп – «пожинальник» — наряжали в сарафан, вносили в дом и торжественно ставили в красный угол.

Осенины – осенние календарные праздники, посвященные окончанию уборки яровых хлебов и огородных культур, встречи осени. В это время было принято собирать гостей, накрывать стол и готовить все блюда из того, что преподнесла Земля в этом году. Именно в начале осени наступала пора свадеб и праздников.

Покров — в народной традиции этот день отмечал встречу осени с зимой. На Покров день начинались вечерние девичьи посиделки осеннего свадебного сезона. Название праздника связано с первым снегом, который «покрывал» землю, указывая на близость зимних холодов.

Обязательная литература:

Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Н.А. Горячева, О.В. Островская; под. Ред. Б.М. Неменского. – 11-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2019. – 191 с.: ил. — ISBN 978-5-09-071788-5

Открытые электронные ресурсы:

  1. Российский общеобразовательный Портал www.school.edu.ru (дата обращения к ресурсу: июль 2019 г.)
  2. Google Art Project https://artsandculture.google.com/ (дата обращения к ресурсу: июль 2019 г.)
  3. Музеи онлайн http://musei-online.blogspot.com/ (дата обращения к ресурсу: июль 2019 г.)
  4. Культура. РФ — портал популяризации культурного наследия России https://www.culture.ru/ (дата обращения к ресурсу: июль 2019 г.)
  5. Гид по музеям с дополненной реальностью. Проект Министерства культуры РФ https://ar.culture.ru/ (дата обращения к ресурсу: июль 2019 г.)

Теоретический материал

В дни солнцестояния и равноденствия отмечали традиционные русские праздники, обозначающие календарную смену времен года и изменения в жизни человека. Каждый календарный праздник имел свои обычаи, обряды и символическое значение.

Святки

Зимнее солнцестояние знаменовало начало нового солнечного года, именно тогда начинались святки. Сколько месяцев в году, столько длились святки – ровно двенадцать дней. Весёлые песни, шумные игры были обязательными элементами празднования святок. Святочные колядки обычно проходили в ночь на Рождество, на Васильев день, в Крещенский сочельник. Небольшие группы девушек и юношей ходили по дворам «кликать коляду», пели особые благопожелательные песни, величали хозяев.

Группа колядовщиков останавливалась под окном и вызывали хозяев на крыльцо такими словами: «Приходила коляда накануне Рождества, здравствуйте, хозяин с хозяюшкой!» И если хозяева появлялись, начинали благопожелательную песню.

Ряженье было любимой забавой на святки. Это было настоящее театральное действие — игровое переодевание с использованием различных масок. Парни надевали маски или замазывали лица сажей, мукой, приделывали бороды из льна, пеньки, шерсти, превращаясь в «страшных наряжёнок» — в животных и нечистую силу. Они, не спрашивая разрешения хозяев с шумом врывались в избы, хулиганили, плясали, пели «срамные» песни, нарушая покой и порядок честного народа. Девушки рядились «барскими наряжонками», а также цыганками, турчанками, господами, свадебниками и заходили только в те дома, где жили потенциальные женихи.

Масленица

Когда приходил черед провожать зиму праздновали масленицу.

Масленица начиналась в сыропустную неделю православного календаря и заканчивалась Прощеным воскресеньем, перед Великим постом. Все масленичные обряды были посвящены плодородию.

Катание с ледяных горок было любимым развлечением молодёжи на масленицу. Раньше примечали: «чем дальше поедешь, тем длиннее уродится лён». В каждом поселении строились ледяные горки, иногда горки сооружались и на каждой улице. Собирались целой ватагой, усевшись на салазки, шкуры или рогожки молодёжь весело катилась с горки.

В один из масленичных дней в деревню со всех окрестных деревень съезжалось множество упряжек, число их могло доходить до 800. Обычай этот назывался – съездки. Они выстраивались длинной вереницей, ездили по деревне и ее окрестностям вокруг деревни «по солнцу», то есть по часовой стрелке и так помогали солнцу быстрее двигаться, приближая весну. Заканчивались съездки в Прощёное воскресенье.

Перед великим постом ели много, уделяя трапезе особое внимание — так люди «проектировали» будущую сытую и достаточную жизнь. Самым главным угощением на масленицу были блины.

В центре всех масленичных событий было сжигание чучела зимы — Масленицы. Чучело, набитое соломой, наряженное в старые одежды при большом народе сжигали. Сжигание чучела напоминало о скором приходе весны.

Зеленые святки — праздники весенне-летнего календарного периода, обозначавшие окончание весны и начало лета. Среди славян особо почитались такие календарные праздники как Семик и Иван Купала.

Обычно в четверг, накануне Пасхи праздновался семик. Семик связывали с поклонением живой природе. Все украшалось живыми цветами и веточками деревьев. В лесу или в роще выбирали самую красивую берёзу и водили вокруг неё большой хоровод.

День Ивана Купалы

В древней Руси природу и природные стихии почитали и поклонялись им. В день летнего солнцестояния русский народ праздновал день Ивана Купалы, праздник природных стихий огня и воды. Этот праздник был полон волшебства и тайн. Днём обязательно нужно было искупаться в реке или другом водоёме, чтобы очистить душу и тело от всякой скверны. Было принято обливать друг друга водой, даруя духовное очищение. Вечером на берегу реки разжигали большой костёр. Всю ночь люди плясали и играли вокруг костра, а затем прыгали через него: кто прыгнет выше и не испугается – тот весь год будет удачливее и счастливее всех. Еще одно поверье связано с тем, что в эту ночь искали заветную «разрыв – траву» или цветок папоротника. Того кто найдет будет самым богатым. Травы в ночь на Ивана Купалу обретали чудодейственные силу исцеления, поэтому их активно собирали. Днём девушки плели разнотравные венки, а ночью пускали их на воду и гадали на судьбу. Каждый природный период был отмечен своим праздником. Так, например, когда заканчивалась жатва наступал праздник последнего ярового снопа. Названий он имел разные – «спожинки», «обжинки», «пожинальник».

Под конец жатвы оставался один не убранный уголок поля, только на один сноп. Его убирали самым последним и обязательно молча, что бы не спугнуть духа поля. Люди верили, что в последний сноп вселялся дух поля полевик. Полевики оберегали поле: следили за урожаем, оберегали от вредителей, оборачивались проливным дождём. Зимовали полевики в последних снопах, поэтому последний яровой сноп почитали особо. Сноп украшали красочными лентами, одевали в яркий сарафан и торжественно с песнями вносили в дом. У снопа было самое почётное место в красном углу избы. , его наряжали в сарафан и вносили в дом, торжественно устанавливая в красном углу избы. Новой весной зерно из этого снопа вымолачивали и примешивали к другим семенам, чтобы будущий урожай был богатым.

Осенние праздники, которые проходят в октябре называют «Осенины».

Например, Покрова Пресвятой Богородицы традиционно отмечался 14 октября. Пресвятая Богородица считалась покровительницей и заступницей земли русской. Праздник стали отмечать 850 лет тому назад в 1164 году.

В середине октября первый снег едва покрыв землю и тут же таял, но ночью наступали первые осенние заморозки. В народе говорили: «Октябрь землю покрывает, где листком, где снежком» или «На Покров до обеда осень, а после обеда зима». По тому какой был день на покров можно было определить какой будет зима. Так, например, если журавли успели улететь до Покрова, то зима будет ранняя и студёная. Печь топили яблоневыми дровами, тогда тепло в доме будет всю зиму. А чтобы из жилища тепло не выдувало пекли тонкие блины — «запекали углы».

Ещё покров называли — «зазимок». Мудрые сказывали: «Зазимье пришло – засидки привело» или «Покров — конец хороводам, начало посиделкам». На Покров в деревнях начинались посиделки. Молодые люди на посиделках присматривали невесту, а девушки показывали все свои достоинства. Каждый кто приходил на посиделки, что-нибудь приносил с собой: дрова для растопки печи, керосин для лампы, пшено для блинов. Обычно, на посиделках девушки пели песни, частушки и прибаутки, соревновались, устраивая различные потешные игры и забавы. На Покров пекли тонкие блины, как бы «запекали углы», чтобы из жилища тепло не выдувало.

Обычаи празднования передавались как живая традиция от поколения к поколению. Многие традиции и обряды народных праздников живы и сегодня.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

1.Название задания. Календарные праздники.

Текст задания. С чем определялись народные календарные праздники? Из выпадающего списка необходимо выбрать правильный ответ.

Русские народные календарные определялись сменой …………….

Выпадающий список:

  • времён года.
  • началом нового года.
  • народными приметами.

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):

Русские народные календарные определялись сменой времён года.

2. Название задания. Народные праздники.

Текст задания. Установите соответствие между изображениями а и названиями народных календарных праздников.

  • День Ивана Купалы.
  • Зелёные святки.
  • Масленица.
  • Святки.

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):

Святки

Масленица

Зелёные святки

День Ивана Купалы



Скачать материал

Автор 
Ботвиновская 
Юлия Владимировна
Учитель ИЗО и технологии
Высшая катего...



Скачать материал

  • Сейчас обучается 23 человека из 18 регионов

  • Сейчас обучается 98 человек из 48 регионов

  • Сейчас обучается 135 человек из 44 регионов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Автор 
Ботвиновская 
Юлия Владимировна
Учитель ИЗО и технологии
Высшая катего...

    1 слайд

    Автор
    Ботвиновская
    Юлия Владимировна
    Учитель ИЗО и технологии
    Высшая категория
    МОАУ «СОШ № 76» г.Оренбурга
    «Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение»
    Презентация к уроку ИЗО в 5 классе

  • На Руси праздники в русской деревне составляли 
важную сторону общественной и...

    2 слайд

    На Руси праздники в русской деревне составляли
    важную сторону общественной и семейной жизни.

  • Крестьянский люд почти все время был занят работой.
 Все: от мала до велика...

    3 слайд

    Крестьянский люд почти все время был занят работой.
    Все: от мала до велика выполняли определенные обязанности. Родители и старшие дети работали в поле, возводили постройки. Подростки могли помогать по дому, ухаживать за младшими детьми, (ведь семьи были большие), пасли домашний скот и птицу, поливали и пололи огород.
    Зимой , как и старшие домочадцы, дети занимались ремеслом : плели лапти, вышивали, делали посуду и игрушки из дерева и глины.
    Это далеко не полный список забот крестьянина.

  • Но были на Руси и праздничные дни! И тогда народ мог ощутить полную свободу о...

    5 слайд

    Но были на Руси и праздничные дни! И тогда народ мог ощутить полную свободу от всякой работы.
    В этот день запрещалось пахать, косить, жать, шить, убирать избу, колоть дрова, прясть, ткать, то есть выполнять
    всю повседневную крестьянскую работу.

  • Праздник обязывал людей нарядно одеваться и вести себя иначе: 
быть веселым,...

    6 слайд

    Праздник обязывал людей нарядно одеваться и вести себя иначе:
    быть веселым, приветливым, гостеприимным.

    А для разговора выбирать темы приятные, веселые и радостные.

  • Характерной чертой праздника было многолюдье. 
В будни село было тихим, крест...

    7 слайд

    Характерной чертой праздника было многолюдье.
    В будни село было тихим, крестьяне , в основном, были на полях, и заняты работой. А в праздники село заполнялось зваными и незваными гостями — ярмарочными торговцами, коробейниками,

  • А еще  вожаками с медведями, балаганщиками, кукольниками и ряжеными скомороха...

    8 слайд

    А еще вожаками с медведями, балаганщиками, кукольниками и ряжеными скоморохами.

  •     В праздники преображалась и изба.

    9 слайд

    В праздники преображалась и изба.

  • И вся семья собиралась за праздничным столом. 
А кто был замечен за работ...

    10 слайд

    И вся семья собиралась за праздничным столом.
    А кто был замечен за работой, мог быть оштрафован или наказан плетьми.

  • Во время зимних праздников люди ходили в гости,  катались  на лошадях, на сан...

    11 слайд

    Во время зимних праздников люди ходили в гости, катались на лошадях, на санях, играли в традиционные зимние игры: сооружали снежные горы, играли в снежки и штурмовали снежные городки.

  • На Масленицу из снопа соломы мастерили куклу, 
которую наряжали в девичий...

    12 слайд

    На Масленицу из снопа соломы мастерили куклу,
    которую наряжали в девичий сарафан, кокошник,
    опоясывали кушаком и возили на санях по улице деревни.
    Масленицу сопровождала ряженая молодежь.

  • В воскресенье устраивали проводы Масленицы – вывозили чучело в поле и сжигали...

    13 слайд

    В воскресенье устраивали проводы Масленицы – вывозили чучело в поле и сжигали его, а головни от костра разбрасывали по озими. От Масленицы, олицетворяющей зиму, мрак, старались избавиться, чтобы не навредила оживающей природе.

  • Весной, после Пасхи, праздновали «зеленые святки»-Троицу. Это время посевной...

    14 слайд

    Весной, после Пасхи, праздновали «зеленые святки»-Троицу. Это время посевной поры и цветения трав. Символом весенней растительности была молодая березка.
    Деревенские девушки шли в лес или рощу, украшали березку цветными лентами,
    платками- водили вокруг нее хороводы с песнями и
    загадывали о своей судьбе.

  • Еще один летний праздник –Иван Купала - языческий праздник поклонения че...

    15 слайд

    Еще один летний праздник –Иван Купала — языческий праздник поклонения человека природным стихиям. Две из них — огонь и вода — участвовали в праздничном обряде. Считалось, что огонь очищает человека, а вода — омывает, поэтому на Купалу обязательно разжигали костры и устраивали купание, а девушки гадали на женихов, опуская на воду венки из цветов.

  • Осенним праздником считалось окончание жатвы. Был убран весь урожай и надежно...

    16 слайд

    Осенним праздником считалось окончание жатвы. Был убран весь урожай и надежно помещён в амбары.
    Крестьяне пекли пироги, созывали родню и собирались за семейным столом.

  • Последний яровой сноп – «пожинальник» - вносили в дом и торжественно ст...

    17 слайд

    Последний яровой сноп – «пожинальник» — вносили в дом и торжественно ставили в красный угол. Потом зерно из этого снопа вымолачивали и примешивали к семенам, когда весной выезжали сеять, чтобы всходы были колосистее.

  • Праздник – это народное творчество в действии. 
Праздник – это нарядные костю...

    18 слайд

    Праздник – это народное творчество в действии.
    Праздник – это нарядные костюмы, красочные маски, озорные шутки-прибаутки, напевные песни, озорные игры, величавые хороводы. Все обрядовые действа народного праздника имели символическое значение и передавались от поколения к поколению. Многие традиции народных праздников живы и по сей день.

  • Задание :
Запишите в альбом народные старинные праздничные обряды, песни, игр...

    19 слайд

    Задание :
    Запишите в альбом народные старинные праздничные обряды, песни, игры, шутки, прибаутки, колядки,
    заклички.

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 098 441 материал в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Другие материалы

  • 18.11.2020
  • 2373
  • 183

«Изобразительное искусство (изд. «Просвещение»)», Горяева НА., Островская О.В./ Под ред. Неменского Б.М.

  • 18.11.2020
  • 489
  • 1

Урок » Конструктивизм в искусстве»

  • Учебник: «Мировая художественная культура. Базовый и профильный уровни», Рапацкая Л.А.
  • Тема: Тема 5. Мир реальности и мир «новой реальности»: традиционные и нетрадиционные направления в искусстве конца XIX — начала XX в
  • 18.11.2020
  • 164
  • 0

«Мировая художественная культура. Базовый и профильный уровни», Рапацкая Л.А.

  • 18.11.2020
  • 234
  • 4
  • 18.11.2020
  • 123
  • 0
  • 18.11.2020
  • 128
  • 0
  • 18.11.2020
  • 119
  • 0

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Мировая художественная культура: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Изобразительное искусство: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания конституционного права с учетом реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Изобразительное искусство как творческая составляющая развития обучающихся в системе образования в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Изучение русской живописи второй половины XIX века на уроках МХК в свете ФГОС ООО»

  • Курс повышения квалификации «Основы духовно-нравственной культуры: история и теория зарубежной культуры»

  • Курс повышения квалификации «Формирование метапредметных компетенций учащихся на уроках ИЗО и искусства»

  • Курс повышения квалификации «Финансы предприятия: актуальные аспекты в оценке стоимости бизнеса»

  • Курсы повышения квалификации «Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курсов мировой художественной культуры в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»

  • Курс профессиональной переподготовки «Корпоративная культура как фактор эффективности современной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Политология: взаимодействие с органами государственной власти и управления, негосударственными и международными организациями»

  • Курс профессиональной переподготовки «Технический контроль и техническая подготовка сварочного процесса»

Предмет: изобразительное искусство

5-а класс I-отделение. 1 четверть. Урок № 8                                            Учитель: Белешина Светлана Николаевна

Тема

Народные праздничные обряды (тема рассчитана на 2 урока)

Педагогическая цель

Получение новых знаний учащихся о народных праздниках и народных праздничных обрядах, воспитание любви к истории, к народной культуре, способствование развитию творческой и познавательной активности, способствование усвоению навыков работы с разными материалами: бумагой, акварелью гуашью, мелками, цветными карандашами.

Тип урока

Комбинированный урок.

Планируемые результаты (предметные ПР)

Учащийся должен понимать роль народного праздничного обряда в жизни русского человека.

 Знать календарные народные праздники как способ участия человека, связанного с землей, в событиях природы.

 Уметь распознавать обрядовые действия народного праздника, их символическое значение.

Личностные (ЛР)

Учащийся должен:  

— уважать традиции и обычаи предков;

— уметь самоопределяться в выборе темы и сюжета изображения;

— понимать роль культуры и искусства в жизни человека;

— уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм;

— уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

УУД   Метапредметные (МПР)

Познавательные УУД:

— постановка цели, решение проблемы;

— поиск и выбор информации для творческой работы;

— выбор оптимальных способов достижения цели, сюжета и композиции творческой работы;

— овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

— стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Коммуникативные УУД:

– умение слушать, говорить, вступать в диалог,

— распределение функции и роли в процессе выполнения творческой групповой работы;

— использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих заданий.

Регулятивные УУД:

– постановка цели, контроль, коррекция, оценка результатов, саморегуляция, организация места для занятий;

— умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,

— нахождение вариантов решения различных художественно-творческих задач;

— умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность и работу в паре.

Логические УУД:

– проведение анализа, сравнения, классификации, постановка и решение творческой проблемы.

Основное содержание темы, понятия, термины.

Календарные народные праздники – это способ участия человека, связанного с землей, в событиях природы (будь то посев или созревание колоса), это коллективное ощущение целостности мира. Особое отражение календарные народные праздники нашли в обрядовых действиях, их символическом значении. Праздники Иван Купала, Масленица, Колядки, Праздник урожая.

Образовательные ресурсы.

Учебник. Презентация «Народные праздничные обряды». Иллюстрации с изображениями праздничных обрядов. Бумага, акварель, гуашь, карандаши.

Технологическая карта урока

«Народные праздничные обряды» (1 урок)

Этап урока /

учебная ситуация

Цель этапа

Время

Взаимодействие в образовательном процессе

Результат этапа

Действия учителя

Действия обучающихся

1.Организационный этап. Постановка целей и задач урока, мотивация учебной деятельности

Формирование и развитие умения оценивать готовность к предстоящей деятельности на уроке, мотивация к учебной деятельности.

3

-Приветствие.

Здравствуйте ребята!

Проверка готовности к уроку.

Мотивирует учащихся к действию, объясняет цели и задачи на урок.

Работа за экраном. Ребята найдите ошибку на доске.

— какое сегодня число? Даша исправь ошибку.

— как называется наш урок?

— какой сегодня день? Павел исправь ошибку.

-Здравствуйте!

Обучающиеся выполняет оценку / самооценку готовности к уроку по критериям:

-правильность выбора учебных принадлежностей,

-правильность и аккуратность расположения предметов на парте,

-самостоятельность подготовки,

-настрой на урок.

-Сегодня 20 октября. На доске ошибка. Я исправила ошибку.

изобразительное искусство (рисование)

Сегодня четверг. На доске ошибка. Я исправил ошибку.

Готовность к уроку.

Понимание целей и задач урока.

2. Актуализация знаний.

Определение усвоенного и неусвоенного материала за предыдущие уроки.

5

Просмотр презентации с целью повторения пройденного материала, разговор о народном искусстве. Определение пробелов в знаниях, расстановка акцентов.

Рассматривают иллюстрации, презентацию

Участвуют в диалоге, вспоминают элементы украшения русской избы, виды русской вышивки, конструкцию и декор предметов народного быта и искусства, элементы русского народного праздничного костюма.

Осознание пробелов в полученных знаниях и необходимости приобретения новых знаний.

3. Постановка учебной задачи, первичное усвоение новых знаний.

Формирование и развитие умения определять и формулировать проблему, познавательную цель и тему урока, приобретение новых знаний.

Коррекционная работа.

7

Учитель показывает презентацию «Народные праздничные обряды», обращает внимание на названия календарных народных праздников, действия людей во время обрядов, место обряда и его оформление.

Учебная задача: создать коллективную работу «Народные праздничные обряды».

Класс делится на группы.

SAM_0514

Ребята получают задание. Каждая группа обсуждает сюжет. Повторяет новые слова. 

РСВ

— Послушайте и повторите:

Прочитайте  выразительно: ОБРЯД, ПРАЗДНИК, ХОРОВОД

-ПОВТОРИМ

-Маша прочитай.

-Андрей повтори

-Хоровод, Обряд;

-Павел назови праздники

-Кирилл повтори, громко красиво.

 На первом уроке ребята придумывают композицию по теме Праздника.

Обучающиеся проговаривают тему, формулируют цель, фиксируют учебную задачу, предполагают свои действия, делятся на группы и начинают работать.

SAM_0516

Повторяют словарь

ОБРЯД, ПРАЗДНИК, ХОРОВОД.

Масленица, Рождество, Ивана Купала, праздник Осеннего снопа.

Кирилл повторяет название праздников.

Обучающиеся получили представление о новой теме, стали разбираться в особенностях и отличиях народных праздничных обрядов.

4. Решение учебной задачи. Первичная проверка понимания, выраженная в самостоятельной работе учащихся.

Открытие нового знания и умения, закрепление знаний и умений.

15

1

Учитель контролирует начало работы. Учитель оказывает помощь учащимся, указывает на ошибки и подсказывает методы их устранения.

Физкультминутка

Здоровьесберегающие  технологии.

Коррекция  зрения.

  Технология  моргания.

Эффект:  упражнение  дает  хороший  отдых  глазам,  усиливает  кровоснабжение.

Обучающиеся, рассматривают учебник и иллюстрации, представленные учителем, начинают работу в карандаше на бумаге: их задача изобразить человека в народном праздничном костюме в какой-то позе и место действия обряда.

Обучающиеся выполняют работы в карандаше и в цвете, ориентируясь на критерии: лаконичность, обобщённость, выразительность изобразительного мотива; ритм, симметрия.

Выполняют упражнение

Коррекция  зрения.

  Технология  моргания.

Закрепление знаний и умений: изображение человека в характерном народном праздничном костюме, избы или русской природы. 

Умение применять новые знания в самостоятельной деятельности.

5. Оценка. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Формирование  и развитие самооценки знаний и способов действий.

5

Учитель предлагает оценить результат деятельности учащихся, готовность творческих работ, выявить плюсы и минусы творческой работы.

Просмотр и обсуждение выполненных работ, самооценка и взаимооценка в группах, контролируют правильность и полноту выполненных практических заданий.

SAM_0523

SAM_0508

Умение определять уровень овладения знанием, готовности работы, уровня овладения способом деятельности.

6. Итог. Рефлексия деятельности.

Формирование  и развитие умения анализировать и осмысливать свои достижения, фронтальная оценка деятельности обучающихся.

2

Подведем итог урока.

Ребята, скажите, чему вы научились на сегодняшнем уроке?

-Вам было интересно работать?

 Что нового узнали?

 — Какое практическое задание выполняли?

Оценки за урок. Все сегодня работали замечательно. Постановка целей и задач на следующий урок.

-Ответы обучающихся.

Обучающиеся участвуют в обсуждении, отвечают на вопросы, высказывают своё мнение.

Умение оценивать результаты собственной деятельности.

7. Домашнее задание.

Повторение изученного материала.

2

Принести необходимые материалы для завершения работы: ножницы, клей.

Запись домашнего задания в дневник.

Подготовка к завершению творческого задания.

Народные  праздничные  обряды.     Выполнила:  Фёдорова О.М. учитель ИЗО МАОУ Гимназия им. А.С.Пушкина. .Сыктывкар

Народные праздничные обряды.

Выполнила: Фёдорова О.М.

учитель ИЗО

МАОУ Гимназия им. А.С.Пушкина.

.Сыктывкар

Праздник – это народное творчество в действии. Праздник – это нарядные костюмы, красочные маски, озорные шутки – прибаутки, напевные песни, озорные игры, величавые хороводы.

Праздник – это народное творчество в действии.

  • Праздник – это нарядные костюмы, красочные маски, озорные шутки – прибаутки, напевные песни, озорные игры, величавые хороводы.

Календарные праздники Связаны со сменой времён года; Смена земледельческих работ связана с природой; Праздники и увеселения давали передышку от тягот крестьянских работ

Календарные праздники

  • Связаны со сменой времён года;
  • Смена земледельческих работ связана с природой;
  • Праздники и увеселения давали передышку от тягот крестьянских работ

Праздники в русской деревне прошлого составляли важную сторону общественной и семейной жизни.

Праздники в русской деревне прошлого составляли

важную сторону общественной и семейной жизни.

Праздник предполагал полную свободу от всякой работы. В этот день запрещалось пахать, косить, жать, шить, убирать избу, колоть дрова, прясть, ткать, то есть выполнять всю повседневную крестьянскую работу. Праздник обязывал людей нарядно одеваться, для разговора выбирать темы приятные, радостные, иначе вести себя: быть веселым, приветливым, гостеприимным.

Праздник предполагал полную свободу от всякой работы.

В этот день запрещалось пахать, косить, жать, шить, убирать избу, колоть дрова, прясть, ткать, то есть выполнять

всю повседневную крестьянскую работу.

Праздник обязывал людей нарядно одеваться, для разговора выбирать темы приятные, радостные, иначе вести себя:

быть веселым, приветливым, гостеприимным.

Характерной чертой праздника было многолюдье. Тихое в будни село заполнялось зваными и незваными гостями — ярмарочными торговцами, коробейниками.

Характерной чертой праздника было многолюдье.

Тихое в будни село заполнялось зваными и незваными гостями — ярмарочными торговцами, коробейниками.

Начало нового года, когда солнце поворачивает на лето, вызывало желание у людей изменить жизнь к лучшему.  Этому должны были помочь святочные обряды, которые сопровождали долгие новогодние праздники.

  • Начало нового года, когда солнце поворачивает на лето,
  • вызывало желание у людей изменить жизнь к лучшему.
  • Этому должны были помочь святочные обряды,
  • которые сопровождали долгие новогодние праздники.

Известна с языческих времен; Праздник проводов зимы и встречи весны; Церковь совместила Масленицу с кануном Великого поста; Сроки празднования подвижны: конец января – начало февраля до конца февраля – начала марта.

  • Известна с языческих времен;
  • Праздник проводов зимы и встречи весны;
  • Церковь совместила Масленицу с кануном Великого поста;
  • Сроки празднования подвижны: конец января – начало февраля до конца февраля – начала марта.

Масленичные обряды – это катание на лошадях, традиционные игры и затеи, хождение в гости, проводы масленицы.

  • Масленичные обряды – это катание на лошадях, традиционные игры и затеи, хождение в гости, проводы масленицы.

Сооружали снежные горы и брали штурмом снежный городок, символизирующий владения зимы.

  • Сооружали снежные горы и брали штурмом снежный городок,
  • символизирующий владения зимы.

Из снопа соломы мастерили куклу и наряжали в сарафан, кокошник, подпоясывали кушаком и возили на санях по улицам;  Начинали печь блины; Кулачные бои «Стенка на стенку»

  • Из снопа соломы мастерили куклу и наряжали в сарафан, кокошник, подпоясывали кушаком и возили на санях по улицам;
  • Начинали печь блины;
  • Кулачные бои «Стенка на стенку»

Вторник – Заигрыши Катание с ледяных горок; Катание на украшенных санях; Парни высматривали себе невест, а девушки –женихов.

Вторник – Заигрыши

  • Катание с ледяных горок;
  • Катание на украшенных санях;
  • Парни высматривали себе невест, а девушки –женихов.

Среда – Лакомки   Тещи приглашали зятьев на блины.  Борис Кустодиев

Среда – Лакомки

  • Тещи приглашали зятьев на блины.
  • Борис Кустодиев «Масленица» 1920 г.

Четверг –Разгул   Разгар праздника; Большие и маленькие балаганы давали уличные представления.  Б.Кустодиев. Масленица.

Четверг –Разгул

  • Разгар праздника;
  • Большие и маленькие балаганы давали уличные представления.

Б.Кустодиев. Масленица.

Пятница – тещины вечёрки   Зятья угощали тёщ блинами.

Пятница – тещины вечёрки

  • Зятья угощали тёщ блинами.

Суббота – Заловкины посиделки Январь и февраль –свадебные месяцы; Чествовали молодых на Масленицу – вьюнца и вьюницу, недавно вступивших в брак; Молодая невестка принимала родных мужа.

Суббота – Заловкины посиделки

  • Январь и февраль –свадебные месяцы;
  • Чествовали молодых на Масленицу – вьюнца и вьюницу, недавно вступивших в брак;
  • Молодая невестка принимала родных мужа.

Воскресенье – проводы Масленицы, прощёный день   Просили прощение друг у друга; Сжигали чучело Масленицы; Начинался Великий пост.

Воскресенье – проводы Масленицы, прощёный день

  • Просили прощение друг у друга;
  • Сжигали чучело Масленицы;
  • Начинался Великий пост.

Семь недель спустя после светлого праздника Пасхи праздновали «зеленые святки». Это время бурного роста посевов и трав. Символом весенней растительности была молодая березка. Деревенские девушки шли в лес или рощу, загадывали о своей судьбе.

  • Семь недель спустя после светлого праздника Пасхи праздновали «зеленые святки». Это время бурного роста посевов и трав. Символом весенней растительности была молодая березка. Деревенские девушки шли в лес или рощу, загадывали о своей судьбе.

Иван Купала Праздновали на время летнего солнцестояния – 24 июня; Праздник поклонения человека природным стихиям: огню и воде.

Иван Купала

  • Праздновали на время летнего солнцестояния – 24 июня;
  • Праздник поклонения человека природным стихиям: огню и воде.

Огонь – очищает; Вода – омывает; Разжигали костры и устраивали купание; Собирали травы.

  • Огонь – очищает;
  • Вода – омывает;
  • Разжигали костры и устраивали купание;
  • Собирали травы.

Они украшали березку цветными лентами,  платками, угощали – потчевали разными кушаньями,  водили вокруг нее хороводы с песнями.

Они украшали березку цветными лентами,

платками, угощали – потчевали разными кушаньями,

водили вокруг нее хороводы с песнями.

Заканчивалась жатва. Крестьяне готовились к осенним праздникам в семейном кругу: пекли пироги, созывали родню.

Заканчивалась жатва.

Крестьяне готовились к осенним праздникам в семейном кругу:

пекли пироги, созывали родню.

Последний яровой сноп – «пожинальник» - наряжали в сарафан. Вносили в дом и торжественно ставили в красный угол. Потом зерно из этого снопа вымолачивали и примешивали к семенам, когда весной выезжали сеять, чтобы всходы были колосистее.

Последний яровой сноп – «пожинальник» — наряжали в сарафан. Вносили в дом и торжественно ставили в красный угол. Потом зерно из этого снопа вымолачивали и примешивали к семенам, когда весной выезжали сеять, чтобы всходы были колосистее.

Праздник – это народное творчество в действии. Праздник – это нарядные костюмы, красочные маски, озорные шутки-прибаутки, напевные песни, озорные игры, величавые хороводы. Все обрядовые действа народного праздника имели символическое значение и передавались от поколения к поколению. Многие традиции народных праздников живы и сегодня.

Праздник – это народное творчество в действии. Праздник – это нарядные костюмы, красочные маски, озорные шутки-прибаутки, напевные песни, озорные игры, величавые хороводы. Все обрядовые действа народного праздника имели символическое значение и передавались от поколения к поколению. Многие традиции народных праздников живы и сегодня.

Закончите предложения Сегодня на уроке я… Больше всего мне понравилось… Самым интересным сегодня на уроке было… Самым сложным для меня сегодня было… Сегодня на уроке я почувствовал… Сегодня я понял… Сегодня я научился… Сегодня я задумался…. Сегодняшний урок показал мне… Я хочу узнать больше о …

Закончите предложения

  • Сегодня на уроке я…
  • Больше всего мне понравилось…
  • Самым интересным сегодня на уроке было…
  • Самым сложным для меня сегодня было…
  • Сегодня на уроке я почувствовал…
  • Сегодня я понял…
  • Сегодня я научился…
  • Сегодня я задумался….
  • Сегодняшний урок показал мне…
  • Я хочу узнать больше о …

Литература   Горяева Н.А., Островская О.В.  Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: Учебник по изобразительному искусству для 5 класса. 2013. 

Литература Горяева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: Учебник по изобразительному искусству для 5 класса. 2013. 

1. Народные праздничные обряды 5 класс

2. Цели урока: 1. Познакомиться с главными народными праздниками, их символическим значением и местом в жизни наших предков. 2.

Выполнить рисунок на тему «Мой любимый
народный праздник».
Оборудование и материалы:
— художественный материал по выбору.

3. Праздник – это народное творчество в действии

Праздник – это нарядные костюмы, красочные
маски, озорные шутки-прибаутки, напевные песни,
озорные игры, величавые хороводы.

4. Календарные праздники

связаны со сменой времён года;
смена земледельческих работ связана с природой;
праздники и увеселения давали передышку от тягот
крестьянских работ.

5.

М. Боскин. Хоровод
Праздники в русской деревне прошлого составляли
важную сторону общественной и семейной жизни.

6.

Борис Кустодиев. Праздник в деревне
Праздник предполагал полную свободу от всякой работы.
В этот день запрещалось пахать, косить, жать, шить, убирать
избу, колоть дрова, прясть, ткать, то есть выполнять всю
повседневную крестьянскую работу.
Праздник обязывал людей нарядно одеваться, для разговора
выбирать темы приятные, радостные, иначе вести себя:
быть веселым, приветливым, гостеприимным.

7.

Родионов. Яблочный спас
Характерной
чертой
праздника было
многолюдье.
Тихое в будни
село
заполнялось
зваными и
незваными
гостями —
ярмарочными
торговцами,
коробейниками.

8.

Юрий Сергеев. Святки
Начало нового года, когда солнце поворачивает на лето,
вызывало желание у людей изменить жизнь к лучшему.
Этому должны были помочь святочные обряды, которые
сопровождали долгие новогодние праздники.

9.

Известна с языческих времен;
Праздник проводов зимы и встречи весны;
Церковь совместила Масленицу с кануном
Великого поста;
Сроки празднования подвижны: конец
января – начало февраля до конца февраля
– начала марта.

10.

Петр Грузинский. Масленица. 1889
Масленичные обряды – это катание на
лошадях, традиционные игры и затеи,
хождение в гости, проводы масленицы.

11.

Василий Суриков. Взятие снежного городка. 1891
Сооружали снежные горы и брали
штурмом снежный городок,
символизирующий владения зимы.

12. Не житье, а масленица! Понедельник -Встреча

Из снопа соломы
мастерили куклу и
наряжали в
сарафан, кокошник,
подпоясывали
кушаком и возили
на санях по улицам;
Начинали печь
блины;
Кулачные бои
«Стенка на стенку»
Крылов С. Масленица

13.

Тимков А. Масленица. 2003

14. Вторник – Заигрыши

Катание с ледяных
горок;
Катание на
украшенных санях;
Парни
высматривали себе
невест, а девушки –
женихов.

15. Среда – Лакомки

Борис Кустодиев. Масленица. 1920
Тещи
приглашали
зятьев на блины.

16. Четверг –Разгул

Разгар
праздника;
Большие и
маленькие
балаганы давали
уличные
представления.
Борис Кустодиев. Масленица

17. Пятница – тещины вечёрки

Зятья
угощали тёщ
блинами.

18. Суббота – Золовкины посиделки

Январь и февраль –
свадебные месяцы;
Чествовали
молодых на
Масленицу –
вьюнца и вьюницу,
недавно
вступивших в брак;
Молодая невестка
принимала родных
мужа.

19. Воскресенье – проводы Масленицы, прощёный день

Просили
прощение друг
у друга;
Сжигали чучело
Масленицы;
Начинался
Великий пост.
Борис Кустодиев . Зима. 1916

20.

Виноградова А. Сожжение чучела Масленицы

21.

Семь недель
спустя после
светлого
праздника
Пасхи
праздновали
«зеленые
святки». Это
время бурного
роста посевов
и трав.
Символом
весенней
растительност
и была
молодая
березка.
Деревенские
девушки шли в
лес или рощу,
загадывали о
своей судьбе.

22.

На Троицу девушки украшали березу цветными
лентами, платками, угощали-потчевали разными
кушаньями, водили вокруг нее хороводы с песнями.

23. Иван Купала

Праздновали
во время
летнего
солнцестояния
– 24 июня;
Праздник
поклонения
человека
природным
стихиям: огню
и воде.

24.

Огонь –
очищает;
Вода –
омывает;
Разжигали
костры и
устраивали
купание;
Собирали
травы.

25.

Заканчивалась жатва.
Крестьяне готовились
к осенним праздникам в семейном кругу:
пекли пироги, созывали родню.

26.

Последний яровой сноп – «пожинальник» — наряжали в
сарафан. Вносили в дом и торжественно ставили в красный
угол. Потом зерно из этого снопа вымолачивали и
примешивали к семенам, когда весной выезжали сеять,
чтобы всходы были колосистее.

27.

Праздник – это народное творчество в действии. Праздник – это
нарядные костюмы, красочные маски, озорные шутки-прибаутки,
напевные песни, озорные игры, величавые хороводы. Все
обрядовые действа народного праздника имели символическое
значение и передавались от поколения к поколению. Многие
традиции народных праздников живы и сегодня.

28.  

Творческая работа

29. ЖЕЛАЮ ВДОХНОВЕНИЯ!

Народные праздничные обряды
Тема 7

Выполнил работу

Щебуняев Владислав Викторович

Учитель рисования МБОУ «Шолоховская гимназия» станица Вешенская

Порядок жизни крестьянина определялся сменой времен года. В определенное время пахали, косили, сеяли, жали. Особое место отводилось праздникам.
Порядок жизни крестьянина определялся сменой времен года. В определенное время пахали, косили, сеяли, жали. Особое место отводилось праздникам.
Календарные праздники были тесно связаны с жизнью природы.

  • Календарные праздники были тесно связаны с жизнью природы.
  • В праздниках люди находили передышку от напряженного труда и как бы переносились в мир радости и мечты.

Святки и Новый Год

  • Начало нового года вызывало у людей желание изменить будущую жизнь к лучшему.
  • Этому должны были помочь святочные обряды, которые сопровождали Святки и Новый Год.

Масленица

  • Масленичные обряды – это катание на лошадях, игры и затеи, хождение в гости, проводы Масленицы.
  • Каждый день Масленицы имел свое название, и за каждым закреплялись определенные действия.

На Масленицу пекли блины, которые являлись символами солнца.

  • На Масленицу пекли блины, которые являлись символами солнца.
  • Сооружали снежный городок, символизирующий владения зимы, и брали его штурмом.
  • Катались с гор – кто дальше прокатится, у того родится лен длиннее.

Из снопа соломы мастерили куклу, которую наряжали в девичий сарафан и возили на санях по улице.

  • Из снопа соломы мастерили куклу, которую наряжали в девичий сарафан и возили на санях по улице.
  • В воскресенье устраивали проводы Масленицы – вывозили чучело в поле и сжигали его.

Зеленые святки

  • Семь недель после Пасхи праздновали зеленые святки.
  • Символом весенней растительности была березка. На этот праздник срубали молодую березку, приносили в деревню, украшали ее цветными лентами, лоскутами материи, водили вокруг нее хороводы, угощали кушаньями.

Осенние праздники

  • После жатвы начинались осенние праздники. На этих праздниках пекли пироги, созывали родню.
  • Последний сноп наряжали в сарафан, вносили в дом и торжественно ставили в красный угол.
  • Потом зерно из этого снопа примешивали к семенам, чтобы всходы были колосистее.

Все обряды народного праздника имели символическое значение и передавались как живая традиция из поколения к поколению.

  • Все обряды народного праздника имели символическое значение и передавались как живая традиция из поколения к поколению.
  • Многие традиции народных праздников живы и сегодня.

Задание

  • Выполни композицию на тему «Народные праздники»

Вопросы

  • Почему ни один народ не может жить без праздников?
  • Найди отличия традиционного народного праздника от современного.
  • Каково символическое значение обрядового действа на примере одного из календарных праздников?

Презентация выполнена по учебнику Н.А. Горяевой и О.В. Островской «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»
под редакцией Б.М. Неменского
г. Москва «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 2012 г.
Презентация выполнена по учебнику Н.А. Горяевой и О.В. Островской «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»
под редакцией Б.М. Неменского
г. Москва «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 2012 г.

НАРОДНЫЕ
ТРАДИЦИИ И ОБРЯДЫ.

В повседневной жизни каждого народа
нормы
и ценности культуры
выступают
как художественные традиции, обряды,
обычаи,
ритуалы, церемонии, формы этикета и пр.,
которые различаются у
различных народов.

Для
облика одной культуры характерны
традиционные духовные идеи, народные
обычаи, повседневный образ жизни, для
другой – возможна модернизация традиций,
или включение в нее новых, изменяющих
ее облик.

Народные
традиции конкретизирует социальный
опыт и уровень развития культуры,
достигнутым обществом во взаимоотношениях
с природой. Традиции
окружены уважением, служат объединяющим
этнос началом.

Народные
традиции – символические действия,
возникшие в той или иной культуре в
давние времена, передающиеся
от поколения к поколению, сохраняющиеся
на протяжении многих поколений и
существующие как форма сохранения той
или иной этнической культуры.

Народные
традиции выступают и как образцы
поведения, эстетические вкусы,
мировоззренческие взгляды, то, что
унаследовано от одного поколения к
другому. Народные традиции представляют
массовые действия и относятся ко всем
слоям населения. Традиции люди усваивают
независимо от своей воли и желания, они
должны поступать так, как принято в
данном обществе.

Многие
известные нам традиции пришли из разных
эпох. Празднование
весной Масленицы – сохраненная языческая
традиция
древних славян. Традиция русского
гостевого этикета — пить чай — не могла
возникнуть до конца XVII
в., когда чай начали привозить из Китая,
и изобретения для этого предмета
домашнего быта — самовара — тульскими
мастерами. Празднование
в России 1 января Нового года ввел Петр
I
в 1700 г.; праздник Международного женского
дня в нашей стране стал традицией в
советское время.

Народные
традиции часто становятся консервативными,
несут несозвучное времени мировоззрение,
потому что возникли совсем в другую
историческую эпоху. Консервация традиций
приводит к застою культуры. Резкий
разрыв с традициями грозит кризисом
данной культуры, поэтому следует
соблюдать преемственность.

Обряды

распространенная у всех народов
совокупность обрядово-ритуальных
действий в главные моменты жизни человека
— это рождение, свадьба, смерть. Для
христианина обязательны обряды крещения,
наречения именем, венчания, в случае
смерти — отпевания, поминок.

Обряды
в первобытной культуре – обязательные
для всех членов племени сакральные
действия, направленные на успех охоты,
плодородие земли и пр. Обряды совершаются
и с достижением членами племени
определенного возраста (инициация) и
др.

Обычаи
– одобряемые и соблюдаемые у всех
народов привычные (но и различные) нормы
поведения и уклада жизни,
гостеприимства, трапезы и т. д. Непонятные
иноземцам обычаи часто не объясняют, а
на вопрос «почему вы так поступаете?»
отвечают: «у нас так принято».

Обычаи
часто
связаны со старинными верованиями и
представлениями. Православные, входя
в дом, снимали головной убор, крестились
на «красный угол», где помещались иконы.
Мужчины-христиане, при входе в церковь
снимают шапки и пр., а женщины должны
находиться там с покрытой головой. Евреи
в синагоге, наоборот, не должны снимать
головного убора.

С.А.
Токарев и его система деления народных
календарных праздников на три группы:
зимние, весенние, летне-осенние.

В.К.
Соколова: ее разделение календарных
праздников на зимние, весенне-летние и
осенние. Неточность определения границ
первой группы — зимних; согласованность
второй и третьей группы.

Возможность
и логичность классификации календарных
праздников на три группы: зимне-весенние,
весенне-летние и осенние (по закону
первой и последней ассоциации;
начала-конца, по закону перехода из
одного состояния в другое).

Идеи
фламандско-французского этнографа А.
ван Геннепа. Его труд «Обряды перехода»
(1909). Теория переходных обрядов. Связь
этапов человеческой жизни с этапами в
жизни животных, растений, «с великими
ритмами Вселенной» (А. ван Геннеп).
Структура переходного обряда. Включение
календарных обрядов во всеобъемлющую
категорию обрядов, сопровождающих
«переход» от одного к другому, например,
из одной местности в другую, из одного
жилища в другое, из одного семейного
состояния в другое, из одного времени
в другое.

Русский
народный земледельческий календарь.
Основные его черты: закрепленные в дате
и подвижные праздники.

Традиционные
календарные праздники на Руси: Зимние
Святки, Масленица, Пасха, Троица, Иван
Купала и другие.

Осенние
календарные обряды и ритуалы (от Покрова
до Святок).

Святки:
обходные обряды и песни, ряженье,
святочные игры, гадания. Подблюдные
песни. Поэтика святочного фольклора.

Масленица:
основные темы масленичных песен. Похороны
масленицы. Закликание весны: веснянки.
Егорьевский цикл весенней обрядности.

Обряды
и песни Семика и Троицы. Похороны кукушки.
Проводы русалки. Купальская и петровская
обрядность.

Осенние
обряды и жнивные песни.

Художественные
элементы традиционных календарных
праздников (обрядовые песни, наигрыши,
хороводы, игры, народный театр,
декоративно-прикладное творчество и
др.).

В
русском фольклоре обряды и праздники
можно разделить на две группы:


календарные (аграрные, земледельческие);


семейно-бытовые.

Обряды
зарождаются на стадии мифологического
мировоззрения, когда в синкретическом
единстве связаны слово, ритм, телодвижение,
когда магия, быт, эстетика практически
еще неотделимы друг от друга.

Обряд

это сложное магическое, сакральное
действо, которое, по представлениям
древних, способно было обеспечить
счастье, здоровье, материальное
благополучие членам племени, рода,
семьи. Поэтому появление обрядов намного
древнее, чем праздников.

Соседние файлы в папке БИЛЕТЫ

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Презентация для урока по ИЗО 5 класс по программе  Б.Неменского «Народные праздничные обряды»

Тип урока:  комбинированный.

 Цель:  показать яркую самобытность и богатство русской национальной культуры. Развивать от урока к уроку у учащихся потребность видеть высшее в повседневном и привычном, воспитывая чувство сопричастности к материально- духовному наследию наших предков. Приобщение к истокам славянской культуры и её истории посредством музыки и изобразительного искусства.

Задачи: Воспитательная: продолжить формирование художественного вкуса учащихся, осмысление места декоративного искусства в жизни общества. Прививать интерес к русскому народному творчеству. Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, любовь к Родине и её истории посредством музыки и изобразительного искусства.

Познавательная: узнать значение древних корней народного искусства, развить у учащихся воображение,  чувство фантазии.

Методическая: научить отражать в рисунках, проектах единство формы и декора, создавать собственные проекты в русле образного языка народного искусства,языка символов.

Просмотр содержимого документа

«Презентация для урока по ИЗО 5 кл. «Народные праздничные обряды» »

Урок по теме «Праздничные народные обряды». 5-й класс

Тема раздела:Древние корни в народном искусстве

Тема урока: «Праздничные народные обряды».

Общедидактическая цель: создать условия для систематизации изученного материала, выявления уровня овладения системой знаний и умений, опытом творческой деятельности.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и умений.

Цели по содержанию:

· Образовательные: способствовать формированию у учащихся представления о главных русских народных праздниках и их значения в жизни наших предков, дать представление о праздничных народных гуляньях как о синтезе устного и художественного фольклора.

· Развивающие: формировать умения и навыки в работе с аппликацией, развитие образного и пространственного воображения, эстетического вкуса.

· Воспитывающие: воспитать творческую и познавательную активность, нравственно-эстетическое отношение к истории нашей Родины, посредством изобразительного искусства;

· Планируемые результаты (предметные ПР)

· Учащийся должен понимать роль народного праздничного обряда в жизни русского человека, знать календарные народные праздники как способ участия человека, связанного с землей, в событиях природы, как коллективного ощущения целостности мира, уметь распознавать обрядовые действия народного праздника, их символическое значение.

· Личностные (ЛР)

· формирование у обучающихся ярких, эмоционально окрашенных образов исторической эпохи;

· складывание представления о важных событиях прошлого.

· Учащийся должен:

· — уважать традиции и обычаи, свойственные разным нациям и национальностям;

· — быть толерантным к культуре и искусству разных народов;

· — уметь самоопределяться в выборе темы и сюжета изображения;

· — понимать ценностно-смысловой аспект и роли культуры и искусства в жизни человека;

· — уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм;

· — уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения

· УУД Метапредметные (МПР)

· Познавательные УУД:

· — постановка цели, решение проблемы;

· — поиск и выбор информации для творческой работы;

· — выбор оптимальных способов достижения цели, сюжета и композиции творческой работы;

· — овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

· — стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

· Коммуникативные УУД:

· – умение слушать, говорить, вступать в диалог, разрешать конфликты, владение монологическими и диалогическими формами речи в соответствии с нормами родного языка.

· — распределение функции и роли в процессе выполнения творческой групповой работы;

· — использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих заданий.

· Регулятивные УУД:

· – постановка цели, контроль, коррекция, оценка результатов, саморегуляция, организация места для занятий;

· — умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,

· — нахождение вариантов решения различных художественно-творческих задач;

· — умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность и работу в паре.

· Личностные УУД:

· чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

· понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

· умение формировать эстетические чувства, художественно – творческое мышление и фантазию;

· умение сотрудничать товарищами в процессе совместной деятельности под руководством учителя;

· умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы.

· Основное содержание темы, понятия, термины.

· Календарные народные праздники – это способ участия человека, связанного с землей, в событиях природы (будь то посев или созревание колоса), это коллективное ощущение целостности мира. Особое отражение календарные народные праздники нашли в обрядовых действиях, их символическом значении. Праздники Иван Купала, Масленица, Колядки и др.

· Образовательные ресурсы.

· Учебник. Презентация «Народные праздничные обряды». Иллюстрации с изображениями праздничных обрядов. Бумага, акварель, гуашь, карандаши.

Методы обучения: информационный, частично-поисковый, репродуктивный.

Формы работы: индивидуальная, групповая, коллективная практическая.

Задание:составить композицию «Праздник в деревне» с использованием работ учащихся.

Оборудование:компьютер,проектор, экран, колонки.

Материалы:ножницы, клей, рисунки ребят, основа для композиции, иллюстрация карусели.

Зрительный ряд:Презентация «Праздничные народные обряды», иллюстрации с изображением русских народных костюмов.

Музыкальный ряд: Народные мелодии – плясовые, протяжные; «Народные гулянья»; «Золотая ярмарка»

Методические рекомендации по проведению урока

· Оргмомент

· Экспозиция (начало действия).

· Завязка (разработка и постановка проблемы).

· Кульминация (актуализация, подготовка учащихся к основной работе).

· Развязка (практическая деятельность учащихся).

· Рефлексия (повторение и обобщение).

· Последействие (домашнее задание).

.

Для проведения практической работы учитель готовит основу для композиции с изображением мостовой, для украшения площади красочную карусель.

Ход урока

Оргмомент

Приветствует учащихся. Звучит русская народная музыка(Полянка русский народный наигрыш.)

Вступительное слово учителя.

-А вы знаете, ребята, все люди любят отдыхать ,а значит любят праздники. В старину крестьяне умели работать, умели и отдыхать. Следуя принципу «делу время, потехе час», крестьяне отдыхали и развлекались в основном в праздничные дни. А что такое праздник ,ребята?

Праздник — это яркое зрелище, нарядные одежды, песни, танцы, театрализованные представления. В старину каждый праздник был определенным итогом, подводимый крестьянами после очередного нелегкого трудового периода сбора урожая, изготовления большого запаса утвари: посуды, корзин, тканевых изделий. Иногда итог трудового сезона совмещался с весельем на ярмарке, где люди обменивались товаром и сбывали излишки продукции. Там людей развлекали скоморохи, дрессированные медведи, зимой горки, весёлые молодецкие забавы ,дети катались на карусели. Каждый праздник имел свои обряды, которыеимели символическое значение и передавались как живая традиция от поколения к поколению. Многие традиции и обряды народных праздников живы и сегодня.

СЛАЙД – ПРАЗДНИК

_Вы уже наверное догадались о чём мы будем говорить на уроке.(о праздниках)(каких? праздниках-народных)(непросто праздниках, а как они празднуются, что соблюдается во время праздников-обычаи,обряды)Вот о народных обрядах на праздниках пойдёт речь на нашем уроке)

Давайте попробуем назвать тему нашего урока.

СЛАЙД С ТЕМОЙ УРОКА

Называет тему урока. «Праздничные народные обряды» Тема на доску.

Какие цели мы поставим перед собой? Цели на доску

-1 Сегодня на уроке мы вспомним русские народные праздники, обряды и их значение в жизни наших предков; побываем на празднике и с помощью ваших рисунков 2 составим композицию ««Праздник в деревне»»

.Кульминация Настраивает учащихся на выполнение основного задания.

Ребята, а вы любите праздники?

Какие русские народные праздники знаете вы?

Дети называют праздники.( Новый год и Рождество, Масленица, Пасха, Зеленые святки)Хочу такой сайт

1-й ученик. А Колобов Эдик хотел что-то сказать о праздниках.

Возникли праздники неслучайно.
С древних времен, чувствуя себя частью природы, люди жили с ней в едином ритме. Календарные праздники были тесно связаны с жизнью природы. Праздником на Руси всегда встречали весну и провожали зиму, праздниками отмечали завершение работ.
В праздниках люди находили передышку от каждодневного напряженного труда и переносились в мир радости и мечты.

2-й ученик. Ивашкевич Глафира приготовила сообщение о каком-то празднике, отгадайте. (Звучит музыка Коляда, коляда .Как ходила коляда.)

Что за праздник ,что за чудо?

Что за праздник ,что за чудо?

Колядующие всюду

Веселится и детвора.

Все в овечьих шкурах

На голове рога. Догадались что за праздник? (Рождество)

Рождество Христово один из главных православных праздников. Как гласит церковное предание, Иисус Христос родился в ночь на 7 января. Именно с этого дня начинаются святки, которые длятся в течение двух недель. У православных христиан с этим праздником связано огромное количество традиций и обрядов. Один из них рождественские колядки.
Колядная дружина (в основном дети и молодежь), выходила на улицу, колядующие наряжались в костюмы и маски, чтобы их нельзя было узнать. Рядились в медведей, коз, лошадей, цыган
Основной смысл колядок восхваление дома, в который пришли колядующие, его семьи, а также различные пожелания богатства и хорошего урожая. А еще девушки в эту пору устраивали святочные гадания, желая увидеть суженого – ряженого…Девушки устраивали посиделки и гадали различными способами на свое будущее.

2-й ученик. Поидина Лиза расскажет о «вкусном» празднике. Звучит музыка Масленница пришла.

Этот праздник — объеденье!
Напечем блины с утра.
К ним – сметана и варенье
И, конечно же, икра! (масленица
)

Масленица— древний славянский праздник, доставшийся нам в наследство от языческой культуры. Это веселые проводы зимы, озаренные радостным ожиданием близкого тепла, весеннего обновления природы. Даже блины, непременный атрибут Масленицы, имели ритуальное значение: круглые, румяные, горячие, они являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни.

3-й ученик. А Малтыз Анна тоже хочет нам рассказать. Звучит светлая музыка на Пасху Александр Зимин

Почему по всей земле

Радость и веселье? –

Потому что празднуем

Христово (воскресенье).

Солнышко играет, и щебечут птички,
Украшение стола – красные … (яички)

А я расскажу о таком славянском празднике, о Пасхе.

В стародавние времена это был целый цикл обрядов, связанных с плодородием природы и человека. Вели эти обряды в основном женщины, потаенно и бережно храня и передавая защитную магию символов, нанесенных на живое яйцо – зародыш будущей птицы. А ведь птица в древней символике означала не что-нибудь, а душу человеческую, воплощенную или невоплощенную в тело. И символы эти работали, лечили и тела и души как самих мастериц, так и тех, кому писанки предназначались. Яйца, как крашеные, так и белые, играют важную роль в весенней обрядности .Нередко яйца закапывают в землю, катают по засеянному полю. Яйца кладут под ноги скоту при выгоне на юрьев день

Учитель. Славянская писанка – древний народный вид искусства, и одновременно – послание к богам, которые оберегают род людской.

4-й ученик Ну и Ушаков Фёдор тоже хотел что-то рассказать. Звучит музыка Иван Купала.

Русальною неделей
Праздник называют

Берёзовый веночек

На воду пускают.

Пожалуй, самой необычной традицией можно назвать отмечание летнего солнцестояния илиИвана Купалы. В эту ночь принято разжигать костры, собираться рядом с ними и проводить различные развлекательные игры. Например, прыгать парами через горящий костер. Считалось, что это очищает человека от негатива.

СЛАЙДЫ С ПРАЗДНИКАМИ

— На праздник люди хорошо одевались.

СЛАЙДС ОДЕЖДОЙ

Учитель.– Вспомните названия одежды, головных уборов, в которые наряжались люди по праздникам на Руси?Рубаха, сарафан, епанчинка на лямках– надевали на сарафан, душегрейка, понева –юбка домотканая, передник, навершник- верхняя короткая одежда без рукавов, коруна, венец, косник – украшение из бисера вплелся в волоса, кокошник. Повойник — шапочка холщевая, порты, зипун, косоворотка, онучи – узкие длинные куски ткани. поверх одевались лапти.

В том, как проводится праздник – в обрядах, в поведении людей, в их одеждах, песнях и плясках – ярко проявляется душа народа, его характер.

Предлагаю рассмотреть репродукции картин

СЛАЙД С РЕПРОДУКЦИЕЙ

Бориса Михайловича Кустодиев «Праздник в деревне» Давайте ребята расскажем о чём эта картина, назовите прилагательные, картина какая?(красивая, яркая, праздничная, душевная ,народная. Что изображено на картине?(праздник на селе.)Из чего видно ,что это праздник?(Люди празднично одеты, весёлые, танцуют под гармонь)Какими красками художник передал настроение людей?(яркими ,светлыми) А какое время года изобразил художник(осень)Из чего это видно(листья на деревьях)Художник так ярко и правдиво изобразил праздник ,что уже слышишь эту гармонь и хочется пуститься в пляс. Звучит Плясовая Барыня.

СЛАЙД С РЕПРОДУКЦИЕЙ Б. Кустодиев «Ярмарка» Видно, что это ярмарка? Из чего?(стоят лавки с товаром, обмениваются товаром ,продают излишки ,в праздничных одеждах)

Что делает ярмарку праздничной, шумной, яркой, нарядной, звонкой?
– Назовите мастеров, торгующих своими товарами, и то, что они продают.

СЛАЙДЫ ПРО ЯРМАРКУ

Ярмарка – это веселье , ряженые, интересные развлечения

— К праздничным ярмаркам готовились, их с нетерпением ждали, всяк посвоему.
Одни – товар продать, другие – купить обновки, третьи – балаганные представления посмотреть. Это театр.

Развязка – А, теперь отправляемся на ярмарку.

Физминутка(дети выполняют стоя движения вместе с учителем)

Мы едем, едем, на ярмарку друзья.

Мы будем веселиться, ликует пусть душа.

Мы на людей посмотрим, покажем мы себя.

Ох .да чего-же ярмарка наша хороша!

На доске открывается «голый» лист с мостовой.

-Но вот беда, куда, же нам ехать?– Города-то нет. Ни города ни деревни.

Задание:

Что нужно сделать? Нам надо потрудиться и создать «Праздник в деревне» ,т.е. коллективное панно Как вы думаете какие задачи мы должны с вами решить?

1 С чего начинается работа?(с линии горизонта, с фона ,неба земли)

2 Если у нас праздник в деревне(или городе),что должно быть на картине?(дома, большие ,маленькие)Ещё какие дома?- деревянные Города как и деревни, были какими?- деревянными. Мы изображали с вами дома. Как мы применим их в нашем панно(вырежем и приклеим их)

3 Сегодня мы с вами будем немного художниками, немного строителями ,будем волшебниками. Распределимся по группам1-волшебники художники, они нарисуют нам волшебными красками небо ,солнце ,землю 2-волшебники строители-они вырежут избы Ну вот почти готово. Прежде чем вырезать, вспомним о технике безопасности при работе с ножницами: работать аккуратно не поднимать, не тыкать ножницами в соседа.

Вырезали .Прежде чем клеить вспомним о правилах композиции(это правильное расположение на листе)Чем ближе предметы тем они больше в размере, чем дальше те они меньше.)

СЛАЙД С РЕПРОДУКЦИЕЙ СТАРОГО ГОРОДА

VII. Практическая коллективная работа. Выполнение работы. 1. Раскрасить небосвод, приклеить солнце, облака, летящих вдали птиц. 2. Маленькие осенние (красные, жёлтые, зелёные) деревья, кустарники; стога сена; фигурки.(на местах дети работают с шаблонами, нарисовали, вырезают 3. В центре картины крупные дома в ряд – это улица; деревья, забор… 4. Раскрасить просёлочную дорогу, траву, опавшие листья… 5. Фигуры людей танцующих, играющих на гармошке, , гусей, петушка с курочками( работа с шаблонами)… 6.

Вот и почти готов наш городок.
– Нарядная у нас площадь?– Кого-то у нас еще не хватает на площади?( людей в праздничных национальных одеждах. -На предыдущих уроках мы с вами рисовали людей в праздничных национальных одеждах. Предлагаю вырезать и разместить их на нашей площади. У нас получилась замечательная картина «Праздник в деревне», коллектив 5-А класса.

Задание: Давайте оживим нашу площадь.ЗВУЧИТ МУЗЫКАНародные гулянья

Уборка рабочего места.

-Вот и готова наша праздничная площадь.

Учитель .А у нас с вами и в классе получилась целая ярмарка : тут и полотенца с вышивкой, тут и предметы народного быта и национальные костюмы. И какой же праздник без угощения. Любой праздник бывает с :

Ученик

С яблоками, медовыми,
С чаем мятным,
Пирогами сытными

Водить хороводы народные
С песнями веселыми,
Шутками задорными,
Развлекайся народ- пока праздник идет!

Угощайтесь гости дорогие! Дети в народных костюмах угощаются (раздать пряники ,яблоки).

Внимание, внимание, внимание!
Открывается гуляние.
Торопись, честной народ,

Тебя музыка зовет!

Пой , резвись, играй, пляши

Веселись от души! Музыка «Золотая ярмарка»( Девочки танцуют в национальном костюме)

Вывод

Хорошо, когда мир и покой на земле, когда праздники и ярмарки не переводятся и все на них веселятся!

Рефлексия
– Понравился ли вам праздник?
–О чем мы сегодня говорили на уроке?
А, что вам больше всего понравилось? Чему мы научились? Что узнали? В чём были трудности? А как вы думаете должен ли знать человек о древних праздниках? И зачем ему знать? (это народная мудрость ,достояние, народная история ,и мы должны чтить ,уважать, знать обычаи традиции обряды нашего народа)

Спасибо за праздник.

Афиширование продукта деятельности, выставление оценок. А как вы думаете ,ребята, какие оценки заслужили ваши товарищи, которые подготовили и рассказывали сообщения о праздниках? Спасибо ,ребята ,я тоже считаю, что их можно оценить на отлично.

Последействие Объясняет домашнее задание. Подобрать иллюстрации на тему «Древние образы в современных народных игрушках»

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Обрядовое происхождение праздников
  • Образы на новогодний праздник
  • Обрядово календарные праздники
  • Образцы сценариев мероприятий
  • Обрядовая культура моего села сценарий