Обрядовые праздники дагестана

Работа по теме: праздники Дагестана. Глава: Обычаи и праздники народов Дагестана. Предмет: Культурология. ВУЗ: КубГТУ.

НАРОДЫ СЕВЕРНОГО
КАВКАЗА

Кавказ — удивительный
край, с глубокой древности населенный
народами, которые говорили на разных
языках, отличались друг от друга многими
особенностями культуры и быта. Проходили
век за веком, и здесь сложился разноязыкий,
но единый кавказский мир. И это
неудивительно: горы Кавказа, вставая
неодолимой преградой на пути завоевателей,
никогда не прерывали общения живущих
здесь народов.

Обычаи и праздники народов Дагестана

«Дагестан»
переводится как «страна гор». Но Дагестан
еще и «гора языков»: одних лишь коренных,
веками живущих здесь народов насчитывается
около тридцати. Кумыки и ногайцы говорят
на языках тюркской группы. Языки, на
которых говорят аварцы и четырнадцать
родственных им небольших народов (это
андийцы, ботлихцы, годоберинцы, чамалалы,
е багулалы, тиндалы, каратинцы, ахвахцы,
цезы, хваршины, гунзебцы, бежтины,
гинухцы, арчинцы), а также лакцы, даргинцы,
кай-таги и кубачинцы, табасаранцы, агулы,
рутулы, цахуры, лезгины, относятся к
нахско-дагестанской языковой семье.
Язык татов — иранской группы, он близок
к персидскому. Дагестанские народы —
мусульмане.

Праздник весны — 22 марта

У всех дагестанских
народов есть праздник весны. У одних
народов он называется «новруз» — «новый
день», у других — «Алый праздник»,
«Красный день». Этот праздник обязательно
сопровождался зажиганием всевозможных
огней: костры разжигали в горах, на
крышах домов, во дворах. Мальчишки
скатывали с гор горящие обручи. Считалось,
что, перепрыгнув в первый день весны
через костер, больной освободится от
всех недугов, а у здорового осуществятся
все желания. Если костры разжигали на
крышах, то тут же устраивали веселые
танцы, бросали в дымоходные трубы орехи.
Когда костер угасал, пепел рассыпали
по крыше, приговаривая: «Чтобы в доме
было много добра».

В некоторых селах
юноши в этот день выкапывали с корнем
молодое деревце, украшали его зеленью
и лентами, а на верхней ветке укрепляли
чучело удода. С этим деревом ходили по
дворам, пели песни, поздравляли людей
с наступлением весны.

Особенно радовались
этому дню дети, они устраивали веселые
игры.

Традиции годекана

В каждом дагестанском
селе есть годекан — излюбленное место,
где ежедневно собираются мужчины. Со
стороны может показаться, что люди
приходят туда от нечего делать. Но это
далеко не так. Годекан — своего рода
клуб, трибуна, своеобразная школа, и
каждый мужчина считал своим долгом его
посетить. Здесь обсуждались все сельские
новости и дела. Человек, впервые попавший
в село, обязательно шел на годекан. На
годекане крутились и мальчишки, постепенно
усваивая нормы поведения в обществе.
Старшие могли дать им любое поручение,
и выполнять его надо было расторопно и
беспрекословно. Женщинам и девочкам
приходить сюда не полагалось. Нередко
у годекана устраивали игры и спортивные
состязания для детей, учили их борьбе
и бросанию камней. Посещая годекан,
младшие учились уважать старших и чтить
традиции предков.

Праздник цветов

В начале лета,
когда горы покрывались молодой зеленью,
к празднику цветов начинало готовиться
все село: приводили в порядок музыкальные
инструменты, готовили нарядную одежду
и еду для уходящих в горы, делали факелы.
Молодежь отправлялась в горы ночью,
так, чтобы к восходу солнца прийти на
цветущий луг. Путь освещали факельщики.
Всю дорогу пели, танцевали, веселились.
Руководил праздником выборный «шах» —
наиболее предприимчивый и веселый
мужчина.

В горах молодежь
устраивала веселые игры, танцы, состязания
в беге, прыжках, лазании по горам. Собирали
на лугах цветы, плели венки, составляли
букеты. Занимались также поисками
съедобной зелени — крапивы, щавеля,
черемши, которую использовали как
начинку для пирогов. Домой возвращались
к вечеру, отдавали встречавшим их
старикам принесенные с гор цветы, и
вновь начинались танцы на сельской
площади. Прежде поход в горы за цветами
был одним из самых ярких впечатлений
для молодежи за весь год — в остальное
время юноши могли видеться с девушками
только на некоторых полевых работах, а
совместные развлечения и вовсе не
допускались.

Соседние файлы в папке народы мира

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Дагестан в переводе с тюркского значит «страна гор». Еще его часто называют «кавказским Вавилоном». Здесь проживают люди самых различных народностей – аварцы, даргинцы, азербайджанцы, табасаранцы, рулульцы, лезгины, кумыки, лакцы и другие. Это единственное место на Земле, где на территории площадью 50 000 км2, проживает 102 национальности, 36  из них коренные.

Республика является самым многонациональным регионом России. Разумеется, у каждого народа есть свои обычаи и духовные ценности. Поэтому традиции Дагестана весьма разнообразны, но при этом в них проявляется некоторая схожесть.

На весь мир Дагестан прославился своими традициями и обычаями

Гостеприимство – важнейший народный обычай

Самой почитаемой традицией дагестанских народов является, конечно же, гостеприимство. Об этом сложено немало стихов и песен. С гостеприимством переплетены обычаи куначества, поскольку первое часто переходило во второе. Дагестанский дом всегда полон гостей. Окажитесь вы в селении даргинцев или аварцев – вас примут радушно, несмотря на то, что видят вас впервые в жизни. Каким бы ни был гость, он принимается с почестями, как долгожданный.

Народные традиции Дагестана предписывают принять с почестями даже незнакомого человека, если он оказался во дворе дома. До сих пор существуют определенные правила относительно того, как принимать гостей. Хозяева обязаны быть внимательными и благожелательными по отношению к гостю, выполнять его желания.

Так, в старину у аварцев существовал интересный обычай. Если в селение приезжал гость, знакомый конкретной семье, здесь не возникало вопросов с приемом – он сам подъезжал к дому и попадал в радушную атмосферу, создаваемую хозяевами. Если же в селении появлялся никому незнакомый человек, он мог прийти на годекан, где аксакалы решали, к кому домой направить гостя.

Чаще всего, желающие находились сами. Но если никто из жителей не вызывался проявить гостеприимство, старейшина аула сам «назначал» хозяина. С его решением никому не приходило в голову спорить. Назначенный хозяин забирал незнакомого человека и оказывал ему все подобающие почести.

Во многих дагестанских домах до сих пор существует обычай – за столом всегда оставляют порцию, чтобы можно было угостить нежданного гостя. Это ли не верх гостеприимства и заботы о тех, кто сейчас в пути? Даже если семья была бедна, считалось делом чести обеспечить гостю уютную и комфортную обстановку, позаботиться о его безопасности, вкусно накормить.

Дагестанское гостеприимство известно на весь мир

Зачастую случалось так, что неожиданный гость, помня добро и приветливость хозяина, впоследствии становился настоящим кунаком и начинал считаться своего рода «семейным другом».Даже если отец семейства уже умер, такой гость, согласно традициям Дагестана, остается кунаком для всего семейства и может приехать сюда в любое время, как к родным людям.

Куначество, ставшее последствием гостеприимства (но не обязательно только его) порождало свои традиции. У многих дагестанских народов кунак становился названым отцом детям своего друга, неким вторым родителем или дядей. Он мог заменить умерших детям отца или мать, присматривал за ними и помогал вести хозяйство до тех пор, пока они не обретали полной самостоятельности.

Особый момент в национальных традициях занимали обязанности хозяина, если его гостю угрожает опасность. Он обязан был не только укрыть пришельца в своем доме или спрятать его, но и взяться за оружие, чтобы гостя защитить. Большая часть всех этих старинных обычаев сохраняется в дагестанских селах и сегодня, незримо соединяя духовность далеких предков с вопросами воспитания их нынешних потомков.

Семейные традиции Дагестана

Важное место в национальных обычаях занимают семейные традиции народов Дагестана. Судя по некоторым сведениям (куда входят, прежде всего, записи этнографов и историков, изучавших кавказские традиции), в древние времена, до принятия ислама, горцы придерживались правил матриархата.

Об этом, в частности, сообщал исследователь Расул Магомедов. Согласно его записям, в свадебный день подружки невесты в некоторых местностях могли хлестать крапивой всех встречных мужчин и подшучивать над ними. Профессор Магомедов на основании этого обычая делает вывод, что эта местная традиция сохранилась с периода матриархата и отражала полновластную роль женщины в доме.

Однако после того, как на Кавказ начали проникать турки и персы, здесь распространился ислам и привнес определенные коррективы в поведение горцев, а также в семейные обряды и обычаи Дагестана. Существовал (и во многом существует до сих пор) своеобразный этикет семейных отношений. Его правила предписывали трепетное уважение жены к мужу. Поэтому зачастую в селениях женщины даже редко называли супругов по имени и почти всегда упоминали о них в разговоре в третьем лице. В настоящее время этот старый обычай сохраняется наравне с современным обращением к мужу напрямую по имени.

Глава семьи был действительно самым главным человеком в доме. Уважать его должны были и дети. Те же правила этикета обязывали их разговаривать с отцом только стоя – даже если тот просто обращался к сыну или дочери с каким-либо вопросом. Пререкания же с родителями являлись и вовсе недопустимыми.

Люди, далекие от кавказской жизни, местной культуры и нравов, полагают, что женщина там полностью выполняет все дела по дому. В действительности же правила не позволяют дагестанской женщине заниматься тяжелой работой – для физического труда все же предназначены мужчины. При этом женщина, несмотря на беспрекословное подчинение мужчине, всегда могла положить конец дрязгам и даже разнять спорщиков.

Еще один народный обычай Дагестана, несмотря на исламские установки, определяющие поведение, касается внешнего вида женщин. В этих горных местностях они не носили чадру – более того, традиции позволяли женщине открывать лицо и украшать себя яркими головными уборами, в которые были вплетены монетки и цепи.

Наконец, не стоит забывать о том, что семейные традиции современного Дагестана во многом сохранили родовой уклад. Здесь можно встретить огромные семьи, состоящие не только из традиционной супружеской пары и детей, но и из многочисленных родственников. Такая община, в которой совместно ведут хозяйство обе линии – и мужа, и жены, – зачастую имеет какие-то свои внутренние традиции, свойственные именно этому роду.

Роль и место женщины в дагестанском обществе

Праздники и свадебные традиции

Говоря о национальных обычаях, нельзя обойти стороной праздники и дагестанские свадьбы. Какой же народ не имеет собственных праздников? Дагестанцы обычно отмечают их сообща. Издавна на такие мероприятия в крупные селения приходили жители небольших окрестных аулов. Праздники помогали еще раз ощутить общность всех присутствующих, сплотить их.

К торжествам относятся, прежде всего, религиозные праздники Курбан-байрам и Ураза-байрам, и светские: Новруз-Байрам и т.д. (праздник весны с языческими корнями, приуроченный к весеннему равноденствию, в это же время (21 марта) празднуется и День первой борозды). В отдельных горных районах существуют специфические праздники. Например, День воды, который празднуется 1 мая. Это, в основном, праздник женский – девушки умываются из родника, просят у природы красоты и любви в будущей семье.

Свадебные традиции в Дагестане практически не менялись на протяжении веков. Ни одно подобное торжество не обходится без музыки, танцев, роскошного угощения. Причем свадьба всегда отмечается широко, сюда могут прийти все желающие. Как только ребенок еще только появился на свет, его родители уже начинают подготовку к его будущему торжеству. Копятся деньги, приданое, а значит, на тот момент, когда сын или дочь решают завести семью, у их родни хватает средств для того, чтобы сделать свадьбу поистине роскошной.

Согласно обычаям, в первый свадебный день музыка встречает всех гостей, а сам праздник проходит в доме невесты. Официальное же бракосочетание отмечается лишь в день свадьбы жениха, которая играется в его доме на следующий день, либо через несколько дней, туда привозят невесту с подарками и приданым.

Нужно признать, что не все старинные обычаи сегодня однозначно воспринимаются в обществе. До сих пор не утихают дискуссии по поводу кровной мести и похищения невест. Мы понимаем, что в рамках краткого обзора довольно сложно раскрыть все нюансы. В последующих статьях мы обязательно углубимся в эту тему и более детально покажем жизнь и быт кавказских народов.

Одно можно точно можно сказать: народам Дагестана удалось сохранить обычаи и традиции своих предков. В комментариях к этой статье просим рассказать о тех обычаях, которые знакомы вам.

Обновлено: 31.01.2023

Народ Дагестана представляют собой сложное сочетание самых разных племён и их языков. Традиции дагестанцев включают в себя культуру аварцев, даргинцев, кумыков, азербайджанцев и прочих жителей этой многонационального “края гор”. Совершив однажды путешествие в Дагестан, вы не забудете о нём.

Особенный колорит местности придают не только пейзажи, но и настенные росписи, традиционные ремёсла, народной глиняной посуде и творениях из “поющего дерева”. Что особенного в культуре дагестанцев? Что значат для этого народа семейные ценности и традиции? Какие праздники стоит выделить в дагестанском календаре?

Семейные традиции дагестанцев

Для дагестанцев семья, старинные семейные обычаи имеют очень важное значение. Традиции, связанные с ритуалами собственного рода, сопровождают человека от рождения до самой смерти. Я бы хотела выделить традиции, которые неизменно сопровождают пополнение в семье.

Одному только имени новорождённого малыша дагестанцы уделяют большое внимание. Это – первый и очень важный подарок, своего рода оберег для ребёнка. Издавна в Дагестане принято собираться всем аулом у дома, где произошло пополнение.

Уважение к старшим - основа дагестанской культуры

Уважение к старшим – основа дагестанской культуры

Старейшины рода и авторитетные люди селения вспоминают славных предков и их имена, обговаривают, какое больше подойдёт ребёнку. Если родился мальчик, мужчины стреляют из ружей в знак торжественного приветствия.

Основа семейных традиций дагестанцев – добрая человечность, уважение к старшим, взаимопомощь. Когда собираются гости, сначала подаётся чай старшему мужчине, затем – по принципу старшинства.

Один из младших членов семьи обязан открыть дверь гостям и держать её, пока не соберутся все. Дагестанцы воспитывают детей относится с почтением к старшим, уважительно вести себя за столом, причём без напоминания родителей. При отце сын не должен садиться без разрешения, громко разговаривать или высказывать недовольство.

Дагестанцы - гостеприимный народ

Дагестанцы – гостеприимный народ

Гостеприимство народов Дагестана

Дагестанцы, как и многие горные народы, очень гостеприимны. Увидев гостя у своего дома, хозяин выходит ему навстречу, приветствуя и отмечая, что приезд этот к добру. В жилище гостю отводится самое почётное место, его спрашивают о родственниках, о здоровье, о делах.

Меня немало удивил тот факт, что не только в обыкновенной домашней обстановке, но и при решении деловых вопросов дагестанцы соблюдают эту традицию. Сначала следует поговорить с человеком о его жизни и родных, а уж потом переходить к решению поставленных задач.

Священным для каждого дагестанца является понятие тухум. Это – род, родня. Независимо от того, куда забросила судьба уроженца Дагестана, тухум всегда с ним, в его сердце. Каждая семья принадлежит к определённому тухуму.

Силой рода являются добрые поступки, взаимопомощь, поддержка друг друга. Кроме того, у дагестанцев есть джамаат. Так называют общину, жителей одного селения или района. Все вместе они представляют сплочённую силу, где тот, кто попал в беду, не останется брошенным.

Как и в старину, в наше время в джамаатах существует годекан, специально отведенное место для собраний. На такие сборы приходят только мужчины. Почётная часть отводится аксакалам, которые учат своей мудрости, делятся жизненным опытом с молодыми соплеменниками. На мой взгляд, это чудесный обычай, что способствует сплочённости самых разных поколений.

Праздники дагестанцев

В Республике Дагестан множество самых разных праздников, которые стоит посетить из-за яркости местной культуры и верований, находящих отражение в них. Одно из самых радостных событий отмечают 3 февраля. Называется торжество Игби или обряд поклонения солнцу.

В Цунтинском районе праздник приобретает наиболее масштабный размах. В рамках театрализованного действа с гор спускаются “звери”, актёры, переодетые в животных.

Во время народного гуляния “звери” гримасничают, общаясь с людьми с помощью жестов. Если один из ряженых зовёт танцевать, отказать нельзя, иначе девушку могут “похитить” и вывести в центр круга плящущих.

Когда же наступают тёплые весенние дни, дагестанцы празднуют День воды, который попадает на 30 апреля или 1 мая. В это время женщины стремятся больше умываться водой – считается, что капли, попавшие на лицо, одарят его красотой и продлят молодость.

На рассвете Дня воды молодые дагестанки отправляются к источнику с медными кувшинами, а по их возвращению народ устраивает шумный праздник. В День воды принято подыскивать невест. Мне понравилось, что это дагестанцы делают в танце.

Праздник Игби в Дагестане

Праздник Игби в Дагестане

Молодые парни танцуют в центре круга из девушек. В определённый момент один из них легко касается плеча одной из исполнительниц деревянной палочкой. После этого избранница должна шагнуть в центр круга и присоединиться к танцу юноши.

В прежние времена в День воды было принято ходить по аулу и щёлкать бичом. Считалось, что такие резкие звуки отпугивают злых духов. Сегодня традиция незначительно изменилась – вместо бича дагестанцы используют ружья, из которых стреляют в воздух. Выходит оглушительно и очень необычно.

В традициях дагестанцев языческие обряды старины успешно сочетаются с современными верованиями и обычаями. Дагестанцы – это группа ярких и колоритных народов, сохранивших свои ритуалы и традиционное мировосприятие. Уважение – основа культуры жителей Дагестана, ведь именно оно является основой их взаимоотношений, взаимодействия с другими людьми, осознания окружающего мира.

0 Статьи / **Некоторые национальные праздники Дагестана

 [1/1]

Национальные праздники Дагестана связаны с землей-кормилицей и чаще всего приурочены к какому-либо этапу сельхозработ: посеву, обработке садов, сбору урожая.

Праздник первой борозды

Примерно в одно и то же время, в середине марта, практически во всех селениях празднуется Праздник первой борозды. Корни у него языческие, а по размаху он, пожалуй, превосходит даже Новый год. Привезенный почти две тысячи лет назад с Востока, праздник в разных местностях называется по-разному и отличается порядком проведения, но смысл символизирует один – приход весны, начало посевных работ. Считают, чем веселей пройдет праздник, тем урожайнее будут поля.

Задолго до ритуала выбирается пахарь из числа умелых земледельцев. Он должен быть удачлив в делах, отличаться крепким здоровьем. Обязательная примета – наличие густых волос, чтобы всходы тоже были густыми и обильными.

В назначенный день женщины приносят на общий стол приготовленную еду, мясо, хлеб, кувшины с бузой. На сельской площади собираются все сельчане, многие в национальных одеждах. После общей трапезы пахарь ведет всех в поле, где проводит сохой несколько борозд и густо засевает их. На этом ритуальная часть праздника заканчивается.

Весь оставшийся день посвящается состязаниям и танцам. Амбициозная и темпераментная молодежь в чем только не соревнуется! Любимые конные скачки, перетягивание каната, метание камней сменяются боями быков или баранов. Холостяки устраивают забеги, в которых победителю вручается наряженная кукла из теста в знак того, что он теперь завидный жених – быстрый и ловкий. Осенью пойдет свататься, тут кукла-приз и пригодится!

Провожают надоевшую зиму, встречают весну, которую часто символизирует девушка в национальной одежде верхом на коне и с факелом в руках. Вечером, когда стемнеет, в селениях разводятся сотни костров, через которые обязательно надо перепрыгнуть. Ведь перепрыгнуть через костер означает очиститься от грехов.

Праздник первой борозды остается главным праздником весеннего Дагестана.

Другие национальные праздники

Из других праздников, связанных с природой, стоит отметить:

  • День цветов во второй половине мая, когда в горах расцветают цветы, и праздник посвящается сбору цветов и съедобных трав;
  • День черешни в конце июня во время созревания черешни, когда в долины вместе с семьями спускаются жители высокогорных деревень, где черешня не растет;
  • Неделя сада, проводимая весной и осенью и посвященная уборке садов и виноградников.

Но эти праздники не повсеместные, они проводятся лишь у некоторых народностей Дагестана и частично уже забыты.

Республика является самым многонациональным регионом России. Разумеется, у каждого народа есть свои обычаи и духовные ценности. Поэтому традиции Дагестана весьма разнообразны, но при этом в них проявляется некоторая схожесть.

На весь мир Дагестан прославился своими традициями и обычаями

Гостеприимство – важнейший народный обычай

Самой почитаемой традицией дагестанских народов является, конечно же, гостеприимство. Об этом сложено немало стихов и песен. С гостеприимством переплетены обычаи куначества, поскольку первое часто переходило во второе. Дагестанский дом всегда полон гостей. Окажитесь вы в селении даргинцев или аварцев – вас примут радушно, несмотря на то, что видят вас впервые в жизни. Каким бы ни был гость, он принимается с почестями, как долгожданный.

Народные традиции Дагестана предписывают принять с почестями даже незнакомого человека, если он оказался во дворе дома. До сих пор существуют определенные правила относительно того, как принимать гостей. Хозяева обязаны быть внимательными и благожелательными по отношению к гостю, выполнять его желания.

Во многих дагестанских домах до сих пор существует обычай – за столом всегда оставляют порцию, чтобы можно было угостить нежданного гостя. Это ли не верх гостеприимства и заботы о тех, кто сейчас в пути? Даже если семья была бедна, считалось делом чести обеспечить гостю уютную и комфортную обстановку, позаботиться о его безопасности, вкусно накормить.

Дагестанское гостеприимство известно на весь мир

Куначество, ставшее последствием гостеприимства (но не обязательно только его) порождало свои традиции. У многих дагестанских народов кунак становился названым отцом детям своего друга, неким вторым родителем или дядей. Он мог заменить умерших детям отца или мать, присматривал за ними и помогал вести хозяйство до тех пор, пока они не обретали полной самостоятельности.

Особый момент в национальных традициях занимали обязанности хозяина, если его гостю угрожает опасность. Он обязан был не только укрыть пришельца в своем доме или спрятать его, но и взяться за оружие, чтобы гостя защитить. Большая часть всех этих старинных обычаев сохраняется в дагестанских селах и сегодня, незримо соединяя духовность далеких предков с вопросами воспитания их нынешних потомков.

Семейные традиции Дагестана

Важное место в национальных обычаях занимают семейные традиции народов Дагестана. Судя по некоторым сведениям (куда входят, прежде всего, записи этнографов и историков, изучавших кавказские традиции), в древние времена, до принятия ислама, горцы придерживались правил матриархата.

Об этом, в частности, сообщал исследователь Расул Магомедов. Согласно его записям, в свадебный день подружки невесты в некоторых местностях могли хлестать крапивой всех встречных мужчин и подшучивать над ними. Профессор Магомедов на основании этого обычая делает вывод, что эта местная традиция сохранилась с периода матриархата и отражала полновластную роль женщины в доме.

Однако после того, как на Кавказ начали проникать турки и персы, здесь распространился ислам и привнес определенные коррективы в поведение горцев, а также в семейные обряды и обычаи Дагестана. Существовал (и во многом существует до сих пор) своеобразный этикет семейных отношений. Его правила предписывали трепетное уважение жены к мужу. Поэтому зачастую в селениях женщины даже редко называли супругов по имени и почти всегда упоминали о них в разговоре в третьем лице. В настоящее время этот старый обычай сохраняется наравне с современным обращением к мужу напрямую по имени.

Глава семьи был действительно самым главным человеком в доме. Уважать его должны были и дети. Те же правила этикета обязывали их разговаривать с отцом только стоя – даже если тот просто обращался к сыну или дочери с каким-либо вопросом. Пререкания же с родителями являлись и вовсе недопустимыми.

Люди, далекие от кавказской жизни, местной культуры и нравов, полагают, что женщина там полностью выполняет все дела по дому. В действительности же правила не позволяют дагестанской женщине заниматься тяжелой работой – для физического труда все же предназначены мужчины. При этом женщина, несмотря на беспрекословное подчинение мужчине, всегда могла положить конец дрязгам и даже разнять спорщиков.

Еще один народный обычай Дагестана, несмотря на исламские установки, определяющие поведение, касается внешнего вида женщин. В этих горных местностях они не носили чадру – более того, традиции позволяли женщине открывать лицо и украшать себя яркими головными уборами, в которые были вплетены монетки и цепи.

Наконец, не стоит забывать о том, что семейные традиции современного Дагестана во многом сохранили родовой уклад. Здесь можно встретить огромные семьи, состоящие не только из традиционной супружеской пары и детей, но и из многочисленных родственников. Такая община, в которой совместно ведут хозяйство обе линии – и мужа, и жены, – зачастую имеет какие-то свои внутренние традиции, свойственные именно этому роду.

Роль и место женщины в дагестанском обществе

Праздники и свадебные традиции

Говоря о национальных обычаях, нельзя обойти стороной праздники и дагестанские свадьбы. Какой же народ не имеет собственных праздников? Дагестанцы обычно отмечают их сообща. Издавна на такие мероприятия в крупные селения приходили жители небольших окрестных аулов. Праздники помогали еще раз ощутить общность всех присутствующих, сплотить их.

К торжествам относятся, прежде всего, религиозные праздники Курбан-байрам и Ураза-байрам, и светские: Новруз-Байрам и т.д. (праздник весны с языческими корнями, приуроченный к весеннему равноденствию, в это же время (21 марта) празднуется и День первой борозды). В отдельных горных районах существуют специфические праздники. Например, День воды, который празднуется 1 мая. Это, в основном, праздник женский – девушки умываются из родника, просят у природы красоты и любви в будущей семье.

Свадебные традиции в Дагестане практически не менялись на протяжении веков. Ни одно подобное торжество не обходится без музыки, танцев, роскошного угощения. Причем свадьба всегда отмечается широко, сюда могут прийти все желающие. Как только ребенок еще только появился на свет, его родители уже начинают подготовку к его будущему торжеству. Копятся деньги, приданое, а значит, на тот момент, когда сын или дочь решают завести семью, у их родни хватает средств для того, чтобы сделать свадьбу поистине роскошной.

Согласно обычаям, в первый свадебный день музыка встречает всех гостей, а сам праздник проходит в доме невесты. Официальное же бракосочетание отмечается лишь в день свадьбы жениха, которая играется в его доме на следующий день, либо через несколько дней, туда привозят невесту с подарками и приданым.

Нужно признать, что не все старинные обычаи сегодня однозначно воспринимаются в обществе. До сих пор не утихают дискуссии по поводу кровной мести и похищения невест. Мы понимаем, что в рамках краткого обзора довольно сложно раскрыть все нюансы. В последующих статьях мы обязательно углубимся в эту тему и более детально покажем жизнь и быт кавказских народов.

Одно можно точно можно сказать: народам Дагестана удалось сохранить обычаи и традиции своих предков. В комментариях к этой статье просим рассказать о тех обычаях, которые знакомы вам.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дагестан – республика в составе многонациональной России, именуемая страной гор, множества языков и контрастов. Горный народ Дагестана – это представители более сотни национальностей, трех религий, множества языковых групп и местных диалектов.

География края

Дагестан — самая южная и самая горная республика Российской федерации. Кавказские хребты занимают основную часть ее территории, именно здесь находится Базардюзо – самая высокая гора в России. Народы, живущие в Дагестане — настоящие горцы. Небольшая часть низменности находится лишь в северной части предгорья. Восток Дагестана омывают воды Каспийского моря. На территории республики насчитывается около 6 тысяч больших, малых и совсем маленьких рек и речушек, из них 100 относят к большим рекам (до Каспия доходят только 20 из них). Самые известные: Терек, Самур, Сулак.

Климат в целом относится к умеренно-теплому, колебания в температурных режимах и количестве осадков зависят от высотной расположенности, отдаленности от моря, окружения горными хребтами. Земельные угодья делятся на равнинные, предгорные и горные. Их география и определяет занятия.

История края

Народ Дагестана прошел в своем историческом развитии такой трудный, насыщенный событиями путь, что полные описания его составляют не статьи, а целые тома. Некоторые национальности республики связывают родством с мидийцами, хеттами, народами древнего Шумера. Первым государством, в которое входила территория южного Дагестана, была Кавказская Албания, образованная в 5 веке до нашей эры. Постоянные войны приводили к тому, что земли переходили от одного государства к другому, менялись правители и религии. Постепенный процесс образования Дагестана как объединения различных национальностей был обусловлен необходимостью сплочения мелких племен для защиты своих земель от более сильных врагов. Исторически сложилось так, что лучшие равнинные земли занимали пришлые народы: арабы, шииты, сунниты. Исконно местные племена вытеснялись в горы, но со временем все сроднились и обосновали свой единый дагестанский эпос.

Немного статистики

Что поведают о Дагестане скупые цифры:

Территория республики – 50,3 тыс. км 2 .

Береговая линия – 530 км, всего сухопутных границ – 1181 км.

Самая высокая точка – 4466 км, средняя высота над уровнем моря – 1000 км.

Общая численность населения, согласно последней переписи, – 2125 тыс. человек.

Численность народов Дагестана – 102, из них коренных – 30.

Территориальное деление республики – 22 района.

Население сельской местности — 69 %.

Герои Советского Союза (дагестанцы) – 49 человек.

Народы Дагестана

Список основных народностей выглядит так:

Аварцы – 30 % от всего населения, в основном занимают горные районы западного Дагестана.

Даргинцы – 17 % этноса, традиционно расселены в горах и предгорьях средней части республики.

Ногайцы – 16 % от численности, основное проживание – Ногайская степь на севере Дагестана.

Кумыки – 13 % населения, которое занимает Теркско-Суламскую низменность и северные предгорья.

Лезгины – 12 %, места расселения – горы, предгорья и равнины Южного Дагестана.

Русское население Дагестана, также относится к местному, занимает 7 % численности. Большинство русских проживают в столице Махачкале и других городах и поселках. Горожане среди русских составляют 80 %. Представители русских сельских жителей – это в основном терские казаки, поселения которых сосредоточены в низовье Терека.

Лакцы – сосредоточены в центральной части гор и насчитывают 5 % этнического состава.

Примерно по 4 % каждый, составляют в общей численности такие народности, как табасараны, тюрки (азербайджанцы), чеченцы. Численность последних резко увеличилась посла начала боевых действий на территории Чеченской республики. Таты (народ Дагестана, который именует себя дагестанскими евреями), рутульцы, агулы, цахуры, проживающие в основном на определенных отдельных территориях, составляют незначительную часть дагестанского населения.

Кроме коренных групп, жителями Дагестана считают себя проживающие здесь с рождения узбеки, казахи, украинцы, грузины, татары, белорусы, осетины, персы.

Языковый состав

Да уж, такого многообразия народностей и национальностей на сравнительно небольшом клочке суши нет больше в мире нигде. Соответственным является и многообразие языкового состава. Только коренных языков в Дагестане насчитывается 30. Этим тоже уникален Дагестан. Какой народ еще может представить миру такое различие языков, наречий и диалектов при, в общем-то, объединенной культуре, обычаях, бытовых традициях.

Лингвисты совместно с историками определили в качестве основной причины сложных языковых различий значительную изолированность аулов друг от друга, связанную с географическими и климатическими условиями горной местности. Зарождению отдельных наречий также способствовали разные религиозные предпочтения, политические и социальные разногласия, замкнутость внутри отдельных кланов.

По языковому составу население Дагестана делится на три основные группы:

Северокавказская семья, нахско – дагестанская ветвь (аварцы, даргинцы, лезгины, лакцы, табарасаны, рутульцы, агулы, цахуры, чеченцы).

Алтайская языковая семья, тюркская группа (тюрки, кумыки, татары, ногайцы).

Индоевропейская языковая семья (русские, украинцы, белорусы, таты, евреи, армяне).

Религиозные конфессии

В плане религиозных верований современный народ Дагестана в большинстве своем (90 %) мусульмане-сунниты. Но так было не всегда. Еще в первом веке от Рождества Христова население Кавказской Албании, а затем и все дагестанцы приняли христианство, ислам был навязан албанцам как результат столетней войны с арабами. Но за многие тысячелетия именно ислам утвердился не только в Дагестане, но и распространился по другим территориям Кавказа. Другая ветвь мусульман – шииты, это в основном тюрки, к которым примкнули и некоторые поселения лезгин. Иудаизм исповедуют горные евреи – таты, православное же население, включая приверженцев армяно-григорианской церкви, составляет 9 %. Здесь нет острой неприязни к иноверцам, смесь языков и религий воспитывает терпимость к вероисповеданиям соседей.

Большие народы и маленькие народности

Частые вопросы о любой многонациональной стране или республике: «Какой же народ основной и самый многочисленный? Чьи традиции и язык преобладают в регионе?» В данном случае ответить на них сложно, по той причине, что народы Дагестана, список которых составлен в порядке уменьшения процентного соотношения к общему количеству, включают в свой состав еще несколько этнических групп, которые и дают общий процент народности.

Аварцы, которые составляют треть населения республики, — это общее название пятнадцати этносов. К аварцам себя относят андийцы, арчинцы, ахвахцы, багулалы, бежтинцы, ботлихцы, гинухцы, годоберинцы, гунзибцы, дидойцы, тиндинцы, каратинцы, хваршины, цезы, чамалтинцы. 17 % даргинцев – это кубачинцы и кайтагцы. Вот такой Кавказский Вавилон и Иерусалим.

Обычаи и традиции

Знаменитые дагестанцы

Республика Дагестан, народы которой славятся своим трудолюбием, упорством, смелостью и талантами, подарила миру немало знаменитых и достойных земляков. Вот лишь некоторые имена, знакомые многим:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

 Праздники народов Дагестана Руководитель проекта ШАХБАНОВА Э.З.

Описание презентации по отдельным слайдам:

 Праздники народов Дагестана Руководитель проекта ШАХБАНОВА Э.З.

Праздники народов Дагестана Руководитель проекта ШАХБАНОВА Э.З.

Цели 1. изучение традиций праздника первой борозды в нашей республике . 2. р.

Цели 1. изучение традиций праздника первой борозды в нашей республике . 2. развивать интерес к народным праздникам. 3. помочь через национальные праздники понять особенности культуры людей. 4. осознать необходимость сохранения культурных ценностей каждого народа и национальности.

Задачи : изучить и проанализировать научно-историческую литературу и архивы.

Задачи : изучить и проанализировать научно-историческую литературу и архивы по данной теме узнать как праздновали праздник первой борозды народов нашей республики осмыслить ценности, которые несут праздники проанализировать мнение сверстников об этом празднике . воспитывать эмоционально-положительное отношение к прошлому нашей республики.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс повышения квалификации

Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция

  • Курс добавлен 24.12.2021
  • Сейчас обучается 200 человек из 52 регионов

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

  • Сейчас обучается 353 человека из 70 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 605 490 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 13.01.2020 712
  • PPTX 7.5 мбайт
  • 24 скачивания
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Шахбанова Эльмира Зейнутдиновна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Студенты российских вузов смогут получить 1 млн рублей на создание стартапов

Время чтения: 3 минуты

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Ленобласть распределит в школы прибывающих из Донбасса детей

Время чтения: 1 минута

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Читайте также:

      

  • Доклад логопеда на методическом объединении
  •   

  • Доклад по цветочному оформлению
  •   

  • Современные образовательные технологии в условиях фгос доклад
  •   

  • Доклад о б паскале
  •   

  • Ремонт комплектующих периферийных устройств доклад

Дата Праздника воды в Дагестане отсчитывается от дня весеннего равноденствия 21 марта. Согласно древнему поверью, если умыться на сороковой день весны водой из родника, то станешь красавицей. На рассвете праздничного дня статные молодые дагестанки, покрытые белыми, вышитыми золотом платками-шалями (казы), выходят из аула и идут за водой к далёкому источнику. 

Их сопровождают зрители. За спиной девушек поблескивает мучал — высокий медный сосуд. На груди он уравновешен куткой — медным кувшином размером чуть поменьше. Мучал вмещает в себя 10 литров воды, а кутка – четыре. Набрав воды и поводив хороводы у родника, девушки возвращаются домой коротким путём – ведь каждая несёт по 14 литров воды. И опять начинаются танцы. В этот день принято выбирать невест. И неудивительно: девушки только что продемонстрировали свои способности и к веселью, и к труду. «Девушки, взявшись за руки, заводят хоровод, и вскоре кто-то из парней оказывается внутри круга. 

Лихо отплясав лезгинку, он приближается к одной из танцующих и легонько ударяет ее по плечу деревянной палочкой. Помедлив, избранница тоже шагает в круг и, заломив над головой руку с платочком, отдается танцу, а парень, с молниеносной быстротой перебирая ногами, кружит вокруг партнерши. Это ничто иное, как древнейший обряд выбора невесты! Конечно, надо думать, парень с девушкой не сегодня приглянулись друг другу, может быть, у них уже все давно решено, а этот танец — как бы неофициальная помолвка: непохоже, чтоб гордые кубачинцы рискнули получить отказ и осрамиться на виду у всех. 

Впрочем, случается и такое — бросает девушка палочку на землю и не идет в круг. Понятна и ружейная канонада, весь день сопровождающая праздник: это отголосок древнейшего языческого обычая — отгонять злых духов щелканьем бича при важных для жизни рода событиях».

Праздник сохраняет свои традиции в высокогорном ауле Кубачи Дахадаевского района Дагестана. «Еще тысячу лет назад арабский путешественник Аль-Масуди писал, что сказочная страна Урбуг недоступна для набегов соседних племен. А между тем совсем рядом, под Кубачами, орлиным гнездом укрепившимися на остроконечной скале, веками не прекращались войны, столкновения. Узкая равнинная полоска между Каспийским морем и восточными отрогами Кавказских гор, связывавшая Ногайскую степь на севере с Персией, на юге служила путем для полчищ кочевников, персов, арабов, турок.

 Докатывались волны захватчиков и до аула. Среди множества бытующих здесь легенд есть, например, такая: когда селение осадили турецкие войска, жители выставили на крыши медные мучалы, набив их негашеной известью, а на рассвете стали поливать ее водой. Турки, решив, что дымятся пушечные фитили, в спешке отступили.

Около двух тысячелетий селение искусных ювелиров и оружейников снабжало весь Кавказ ратными доспехами. Здесь ковали двойные тончайшие кольчуги, надежно закрывавшие тело от ударов сабли, кинжала или стрелы, драгоценные латы, а в соседнем ауле Амузги варили настоящую «дамасскую» сталь, которую кубачинцы оправляли в серебро, золото и слоновую кость рукоятей, эфесов, ножен.

В этнокультуре народов республики присутствует множество национальных праздников, верований, обычаев, семейно-бытовых обрядовых традиций. К их числу относится праздник Игби, он принадлежит к циклу весенней календарной обрядности и имеет строгую локализацию. А это значит, что уникальное обрядовое действо проходило с древнейших времён лишь в одном селе – Шаитли – и хранителями его является одна из коренных малочисленных народностей – дидойцы, проживающие в заоблачном районе – Цунтинском. Дидойцы говорят на андо-цезском наречии, которое входит в нахско-дагестанскую языковую семью. Сравнительно недавно, в 1993 году, был издан первый цезский букварь, но в письменности они используют русский и аварский языки, родной звучит лишь в устной речи.

Праздник Игби уникален и не имеет аналогов в обрядовой культуре народов Дагестана и Северного Кавказа. По словам аксакалов села, обряд в с. Шаитли стали проводить примерно в XVII-XVIII веках.

Название праздника связано с особым ритуальным хлебом в форме бублика, на дидойском языке – иг. Игби – множественная форма этого слова. Пекут бублики разного размера – от небольших колечек до изделий 20–30 сантиметров в диаметре.

Праздник проводится в начале февраля. Местные жители считали, что в это время лучи солнца достигают склонов горы Хора, и это предвещало скорый конец зимы и наступление весны. Но готовились к нему задолго. В течение года подмечали хорошие и плохие поступки сельчан. За полтора-два месяца шили костюмы, изготавливали маски для участников Игби.

Персонажи праздника – волки, лесные люди, шайтан. Центральная фигура действа – Квидили. Маски волков делали из шкур домашних животных мехом наружу в виде высокого конуса, в котором были отверстия для глаз, рта, носа. К концу конуса привязывают цветные ленты и воздушные шары. Маску дополняют шубы мехом наружу, перчатки и традиционная вязаная обувь – гедоби. Костюм лесных людей – своего рода комбинезон, на который нашиты мох, сосновые ветки и шишки. Для костюма шайтана подходят любое тряпьё, куски меха, пустые банки. Самый трудоёмкий в изготовлении костюм Квидили. Его маска – это голова крупного животного с рогами и пастью, двигающейся с помощью верёвки. Праздничные маски служат не один год, ежегодно реставрируются и обновляются.

На роль Квидили приглашают уважаемого в Шаитли взрослого человека. Ряженые весь праздник остаются инкогнито, не произносят ни слова, объясняются жестами или через своих «парламентариев» – мальчишек.

С раннего утра мальчишки группами обходят дома. Их одаривают игами. Довольно быстро они собирают полные мешочки хлебцов. Многие хозяйки украшают иги лентами, конфетами. Бублики нанизывают на общий шест, который несут двое мужчин в обычной одежде. Редкий случай, когда не дают иг, тогда боци (ряженый участник праздника) врывается в дом и бьёт мечом из дерева хозяйку за неподготовленность к празднику. Некоторые женщины пытаются «украсть» у боци иг или хотя бы отломить кусок. Боци весело отгоняют их. Шест с игби остаётся под охраной мальчиков, а боци присоединяются к общему веселью с участием других персонажей праздника в масках: врач, спекулянт, турист, военный, милиционер, и забавляют шаитлинцев. Маски позволяют им вести себя свободно и игриво не только по отношению к мужчинам.

Праздник является важной частью культурного наследия дидойцев. Ритуалы проведения Игби, приёмы и технология изготовления масок передаются из поколения в поколение

Тем временем старик-лесничий сообщает, что к празднеству приближается главный персонаж Квидили. Хотя его называют хозяином леса и он не сделал никому ничего плохого, но его в день праздника нужно убить. «Так делали наши деды, иначе будет холодно, снежно, и только после его смерти наступит потепление», – объясняют сельчане.

Квидили в окружении ряженых и шаитлинцев желает всем хорошего урожая, добра во всем. Затем один из сельчан от имени Квидили и боци оглашает список провинившихся в году. Таких по приказу Квидили ведут к проруби и окунают в воду по колено. Одновременно называют имена отличившихся трудолюбием и добрыми делами сельчан и награждают их игом.

К полудню праздник вступает в завершающую стадию. Квидили «убивают» деревянным мечом. Считается, что идея жертвоприношения и дарения – желание добиться плодородия земли и плодовитости скота. Дары и жертвы должны были способствовать процветанию села и будущему урожаю.

Затем все исполнители ролей появляются на годекане, но без масок и ритуальных костюмов. Но кто какую роль исполнял, так и остаётся неизвестным. Они делят между собой игби. На этом праздник заканчивается.

Ритуалы обряда Игби связаны с традиционной хозяйственно-бытовой культурой жителей села Шаитли. Праздник претерпел много изменений, стал более развлекательным, а его календарная и хозяйственная направленность практически не осознаётся шаитлинцами.

К сожалению, в последние годы обрядовый праздник Игби не проводится. Часть жителей мотивируют своё решение тем, что это языческое действо, противоречащее канонам ислама. По словам жителей села, традиции проведения Игби старались придерживаться даже во время вынужденного переселения в Чечню в 1944 году жителей Цунтинского района. Переселенцы шили маски, пекли игби из кукурузной муки за неимением пшеничной и старались ежегодно проводить обрядовый праздник.

Он, хотя частично утерян, является важной частью культурного наследия дидойцев. Ритуалы проведения Игби, приёмы и технология изготовления масок передаются из поколения в поколение. Младшие, перенимая традиции и ритуалы у старших, стараются ненавязчиво донести их до тех, кто идёт им на смену.

Сорок лет назад, в 1982 году, учёными Ленинградского института этнографии А. Азаровым и Ю. Карповым Игби был подробно описан.

А позже в Музее антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) состоялась выставка масок, используемых во время празднования обрядового действа малочисленной народности дидойцев. Чтобы не исчезло культурное наследие многонационального горного края, Республиканским домом народного творчества в 2004 году была сделана видеосъёмка празднования Игби и создан документальный фильм. Позднее обряд описали и внесли во Всероссийский реестр объектов нематериального культурного наследия.

Народ Дагестана представляют собой сложное сочетание самых разных племён и их языков. Традиции дагестанцев включают в себя культуру аварцев, даргинцев, кумыков, азербайджанцев и прочих жителей этой многонационального “края гор”. Совершив однажды путешествие в Дагестан, вы не забудете о нём. 

Особенный колорит местности придают не только пейзажи, но и настенные росписи, традиционные ремёсла, народной глиняной посуде и творениях из “поющего дерева”. Что особенного в культуре дагестанцев? Что значат для этого народа семейные ценности и традиции? Какие праздники стоит выделить в дагестанском календаре?

Семейные традиции дагестанцев

Для дагестанцев семья, старинные семейные обычаи имеют очень важное значение. Традиции, связанные с ритуалами собственного рода, сопровождают человека от рождения до самой смерти. Я бы хотела выделить традиции, которые неизменно сопровождают пополнение в семье. 

Одному только имени новорождённого малыша дагестанцы уделяют большое внимание. Это – первый и очень важный подарок, своего рода оберег для ребёнка. Издавна в Дагестане принято собираться всем аулом у дома, где произошло пополнение.

Уважение к старшим - основа дагестанской культуры

Уважение к старшим – основа дагестанской культуры

Старейшины рода и авторитетные люди селения вспоминают славных предков и их имена, обговаривают, какое больше подойдёт ребёнку. Если родился мальчик, мужчины стреляют из ружей в знак торжественного приветствия.

Основа семейных традиций дагестанцев – добрая человечность, уважение к старшим, взаимопомощь. Когда собираются гости, сначала подаётся чай старшему мужчине, затем – по принципу старшинства. 

Один из младших членов семьи обязан открыть дверь гостям и держать её, пока не соберутся все. Дагестанцы воспитывают детей относится с почтением к старшим, уважительно вести себя за столом, причём без напоминания родителей. При отце сын не должен садиться без разрешения, громко разговаривать или высказывать недовольство.

Дагестанцы - гостеприимный народ

Дагестанцы – гостеприимный народ

Гостеприимство народов Дагестана

Дагестанцы, как и многие горные народы, очень гостеприимны. Увидев гостя у своего дома, хозяин выходит ему навстречу, приветствуя и отмечая, что приезд этот к добру. В жилище гостю отводится самое почётное место, его спрашивают о родственниках, о здоровье, о делах. 

Меня немало удивил тот факт, что не только в обыкновенной домашней обстановке, но и при решении деловых вопросов дагестанцы соблюдают эту традицию. Сначала следует поговорить с человеком о его жизни и родных, а уж потом переходить к решению поставленных задач.

Священным для каждого дагестанца является понятие тухум. Это – род, родня. Независимо от того, куда забросила судьба уроженца Дагестана, тухум всегда с ним, в его сердце. Каждая семья принадлежит к определённому тухуму. 

Силой рода являются добрые поступки, взаимопомощь, поддержка друг друга. Кроме того, у дагестанцев есть джамаат. Так называют общину, жителей одного селения или района. Все вместе они представляют сплочённую силу, где тот, кто попал в беду, не останется брошенным. 

Как и в старину, в наше время в джамаатах существует годекан, специально отведенное место для собраний. На такие сборы приходят только мужчины. Почётная часть отводится аксакалам, которые учат своей мудрости, делятся жизненным опытом с молодыми соплеменниками. На мой взгляд, это чудесный обычай, что способствует сплочённости самых разных поколений.

Праздники дагестанцев

В Республике Дагестан множество самых разных праздников, которые стоит посетить из-за яркости местной культуры и верований, находящих отражение в них. Одно из самых радостных событий отмечают 3 февраля. Называется торжество Игби или обряд поклонения солнцу. 

В Цунтинском районе праздник приобретает наиболее масштабный размах. В рамках театрализованного действа с гор спускаются “звери”, актёры, переодетые в животных. 

Во время народного гуляния “звери” гримасничают, общаясь с людьми с помощью жестов. Если один из ряженых зовёт танцевать, отказать нельзя, иначе девушку могут “похитить” и вывести в центр круга плящущих.

Когда же наступают тёплые весенние дни, дагестанцы празднуют День воды, который попадает на 30 апреля или 1 мая. В это время женщины стремятся больше умываться водой – считается, что капли, попавшие на лицо, одарят его красотой и продлят молодость. 

На рассвете Дня воды молодые дагестанки отправляются к источнику с медными кувшинами, а по их возвращению народ устраивает шумный праздник. В День воды принято подыскивать невест. Мне понравилось, что это дагестанцы делают в танце. 

Праздник Игби в Дагестане

Праздник Игби в Дагестане

Молодые парни танцуют в центре круга из девушек. В определённый момент один из них легко касается плеча одной из исполнительниц деревянной палочкой. После этого избранница должна шагнуть в центр круга и присоединиться к танцу юноши.

В прежние времена в День воды было принято ходить по аулу и щёлкать бичом. Считалось, что такие резкие звуки отпугивают злых духов. Сегодня традиция незначительно изменилась – вместо бича дагестанцы используют ружья, из которых стреляют в воздух. Выходит оглушительно и очень необычно.

В традициях дагестанцев языческие обряды старины успешно сочетаются с современными верованиями и обычаями. Дагестанцы – это группа ярких и колоритных народов, сохранивших свои ритуалы и традиционное мировосприятие. Уважение – основа культуры жителей Дагестана, ведь именно оно является основой их взаимоотношений, взаимодействия с другими людьми, осознания окружающего мира.

                                                            
  « Знаете, что Дагестан прекрасная страна,

                                                                      
благословенная для   своих обитателей,

                                                                                                       
 грозная для других,

                                                                                   
 и изобилующая   богатствами,

                                                                           
  благодаря справедливости народа»

         На
протяжении многих веков обычай наших предков – адаты — имели силу закона и
представляли  огромный нравственный потенциал, объединяя и консолидируя все
живущие в Дагестане народы. С таким множеством адатов самого разнообразного
характера редко где встретишься. Ведь у нас, что ни аул, то свои обычаи. Однако
они, не смотря на своеобразие и различие, воплощают в себе самобытность и национальный
характер всех дагестанских народов, отражают их общие интересы, исходят из
одного корня. Особая их ценность в том, что в них заключен обобщенный,
испытанный временем многовековой опыт.

     Хотя каждый
дагестанский народ имеет свои обычаи и традиции, но вместе они составляют общее
наследие. Возродить его – насущная задача времени. Почему это необходимо
сделать, вряд ли надо доказывать. Обычаи, сохранившиеся в сфере быта, морали,
гражданской обрядности, проповедуют честность и справедливость, простоту и
скромность, трудолюбие и прямодушие, откровенность и сыновний долг, оказание
помощи, дружбу людям. Адат регламентирует поведение человека, служит средством
приобщения его к высокой культуре, овладения производственными навыками,
пропаганды и отправление  религиозных и гражданских праздников.

1. Приветствия и обращения горцев

  «
Ассаламу алейкум, дорогие друзья»

      У дагестанских
народов существует строго выработанные правила поведения в общественных местах,
обращение и приветствие друг друга – вплоть до жестов  с учетом возраста, пола,
положения и т.д. Все направлены на то чтобы не задеть достоинства человека, не
навязчиво удержать около себя, не нарушить права на свободу действия, права
каждого, включая иноязычного чужельца. В  этом плане заслуживают внимания
приветствия и обращения, принятые среди народов Дагестана.

      Традиция
приветствовать друг друга при встрече – это древний обычай. Известный он
народам всех стран и, на первый взгляд, везде одинаков. Всюду в этом обычае
отражена самая заветная мечта о мире и дружбе. Не даром у нас говорят «Ассаламу
алейкум» что означает: « Мир вам!» 

2. Гостеприимство

       Из древних
традиций горцев,  больше всего поражает первые появившегося, а Дагестане
человека, обычай гостеприимства. Дагестанские пословицы гласят « Да не придет
такой день, чтобы в дом не пришел гость!»

      По издавна
сложившимся обычаям каждый горец считал за честь достойно принять гостя. 
Гостей принимали  любое время ночи и дня. У дагестанцев существовал даже обычай
– когда садились ужинать, все делили между членами семьи и отделяли порцию,
если  вдруг придет запоздалый гость.

3. Уважение старших

«У народа, не уважающего старость, нет будущего»

      У всех народов
в обычаях и традициях утверждалось незыблемое правило: уважать старшего. В
Дагестане после обычая гостеприимства он считается вторым и боле значительным. 
Каждый житель страны гор считал своим долгом чтить старшего по возрасту. Это не
слепое, а глубокое признание авторитета человека, много прожившего много
испытавшего. И в то же время оно предполагало уважение и национального
достоинства народа.

      Справедливость,
равенство прав и учет интересов людей, независимо от занимаемого положения,
доверие, чуткость, вежливость, деликатность, скромность – все это соединялось
простой, казалось бы, традиции – уважение старости.

     Для горцев
старшее поколение всегда было живой  памятью народа. В народе говорили: 
«Умирает старый – в доме пусто, умирает малый – в сердце пусто» Поэтому считали
их людьми большого самообладания и мудрости, и в трудное, критическое время
обращались к ним за советом.

     Общественная
роль старшего поколения в Дагестане всегда была велика. По обычаю ни одно
значительное мероприятие в аулах не проходила без участия аксакалов  самых
почетных и уважаемых людей. Их считали хранителями народных традиций, обычаев,
правов, обрядов. Их авторитет и слова были непререкаемы.

    Дагестанский джамаат
– это сложный социально-политический организм с общинными традициями  и
держался он благодаря стараниям старшего поколения. Итак, по дагестанскому
адату уважение – одно из важнейших требований во  взаимоотношениях. Повиновение
родителям и почтение к старшим —  закон гор.

4. Гуманистические начала намуса

Старое  и новое в намусе.

     За понятием
намус скрывается целый моральный кодекс жителей гор.

     Намус – это, по
существу, своеобразное обобщение обычаев, традиций, их квинтэссенция. Он
когда-то пропитывал все поры горской жизни – и честь, и совесть, и
благородство.

     Намус учит, прежде
всего, сохранению нравственных и гуманистических начал в отношениях между всеми
дагестанскими народами и в отдельности каждого горца.

5. Исламские традиции в Дагестане.

      Дагестанцы
всегда оставались большими поклонниками мусульманской религии. Вся их жизнь
была окрашена исламскими традициями. За годы Советской власти было сделано
невероятно много для организованного вытравления системы культов и обрядов
ислама, разрушение мечетей и отстранение от общественной деятельности
духовенства. Этим был нанесен огромный нравственный вред Дагестану.

    Сейчас наступило
время, когда каждый без оглядки может следовать предписаниям ислама.

      Ислам –
носитель мусульманской культуры в Дагестане.

6. Джамаат – коллективный разум.

      Джамаат, состоящий
из тухумов, в понятии горцев – это самоуправляющая община. При таком укладе
жизни в течение многих веков проходило общественно-экономическое и политическое
развитие большинства дагестанского населения и там, где отсутствовали
феодальные порядки. Это – один из самобытных черт Дагестана.

     Джамаат выступал
как единое юридическое лицо, обладающее правами на свою землю, вплоть до
отсуждения или передачи в условное пользование любой ее части.

     Сила джамаата
держалась в единстве его людей. Отсюда главной заботой его становилось
поддержание мира и порядка на своей территории.

     В джамаате
существовали свои органы власти.  Все внутренние дела решали самостоятельно.

7. Формы дагестанского родства. 

Тухум —  родословное дерево горцев.

       В горах трудно
найти аул, где бы люди не группировались по тухумам. По традициям каждый горец
принадлежал к определенному тухуму. Как говорится:  «Дерево держится корнями, а
человек – тухумом». Так было даже тогда, когда горец не жил в родном ауле, а
находился на чужбине. Он твердо сохранял в сознании свою общность с тухумом.
Узы тухумного родства являются мощным фактором взаимной поддержки и помощи друг
другу. По дагестанскому понятию, чем больше людей в тухуме, тем выше его
влияние в обществе.

        Аталычество
— древнедагестанский обычай, существовавший и у других кавказских народов.
Перевод с тюркского — отцовство. В Дагестане этот обычай  приобрел разные
формы. В одном случае детей отдавали на воспитание в семью родственника из
своего тухума в своем же ауле в другом, напротив, передавали родственнику в
семью чужеродного тухума и тем самым закреплялось родство между двумя тухумами.

       Аталык —
воспитатель, о своем питомце должен был заботиться как о родном сыне. Прежде
всего, заботиться, чтобы ребенок рос здоровым и трудолюбивым,  умел ездить на
лошади, владеть оружием, знал Коран, был воспитан в духе горской этики и
порядочности.

      Возращение сына
в семью обставлялось с особой торжественностью, где узы родственных отношений
между семьей и аталыком становились домовечными.

Побратимство.

     Обычай
побратимства – одна из высших форм проявления дружбы между людьми. Он хорошо
был знаком всем дагестанским народам и не был связан ни с тухумным родством, ни
с национальной принадлежностью. Как правило, обычай этот возникает среди людей,
испытавших какую- либо критическую жизненную ситуацию.

      Это могло
случиться на войне, во время стихийных бедствий, острой нужды. В такой
обстановке совершались взаимные подвиги и иные действия, которые помогали
преодолеть трудности, выйти с честью из самых опасных положений.  После таких
испытаний они становились друзьями и дружба, возникшая таким образом в
последствии перерастал в побратимство.

      Побратимы –
люди большого мужества, воли и высокой морали. Заканчивались дружеские
отношения совершением обряда побратимства. В одном случае это могло быть в виде
устной клятвы, быть верным другом, пока не покинет мужество. В другом случае
обряд побратимства совершался путем смешения крови друзей. Делалось это так:
капли крови из надрезанных пальцев, друзья смешивали  с напитком, налитым в
чашу. Затем напиток выпивался обоими друзьями, считалось, что смешивание крови
придавало им силу братских отношений.

Молочное братство.

        Заметное
место в общественной жизни дагестанцев занимает молочное братство. Молочными
братьями становились дети, неродные между собой, вскормленные молоком одной
матери. Принято было считать, что материнское молоко, пройдя через кровь
потреблявшего, делало его как бы родным сыном. Отсюда идет и само название –
молочный брат.

        Становление
молочного братства сопутствовали, в первом случае, временное вскармливание
грудью ребенка родственницей или соседкой при отлучке родной матери. Этот
обычай был и остается довольно распространенным  в нашем горном крае.

          Бытовало и постоянное
вскармливание грудного ребенка, приглашенными женщинами за вознаграждение.
Могло быть несколько кормилиц. К такому роду вскармливания, как правило,
прибегали состоятельные семьи.

Куначество

       Куначество –
один из древних институтов народов Кавказа, и занимает важное место в их жизни.
Путь к куначеству лежал через традиции гостеприимства. Нередко знакомство,
начавшееся с гостеприимства, превращалось в дружбу, т. е.  гость и хозяин
становились кунаками. 

       Слово «кунак»
означает «друг», своего рода побратим. Если кунаки по-настоящему сближались,
они готовы были жертвовать всем своим имуществом и жизнью ради укрепления своих
связей. Отношения между кунаками были настолько близкими, что в случае смерти
родителей кунак брал детей умершего к себе в семью.

        Дагестан
знает несколько особенностей куначества. Традиционным считается кунак,
доставшийся семье по наследству от деда отца. Здесь близкие и дружеские
отношения сохранились священно навсегда и потомственно. Другой вид, когда по
каким-то обстоятельствам или по рекомендациям кого- нибудь пришел в дом в
качестве гостя и пользовался  хлебосольством хозяина. И третий вид – это кунак
очередник, т.е. гость, приведенный в дом горца представителем сельской
администрации. Предоставление крова «дорожному человеку». В аулах самой
уважаемой семьей считалось та, у которой больше  кунаков.

8. Древние верования, поверья и приметы

Языческий обряд кубачинцев

      Один из древних
обрядов кубачинцев напоминает старинные похоронные обычаи в Тибете. Когда
умирает у них человек, если он мужчина, то передают его мужчинам, находящимся
под землей, которые расчленяют кости покойника, очищают от мяса и собирают
мясо, его которое дают на съедение черным воронам. А если женщина, то они
передают ее мужчинам над землей, которые притягивают ее кости, и дают ее мясо
коршунам. И стоят они со стрелами, чтобы помешать другим птицам приближаться к
ее мясу.

Языческий обряд южнодагестанцев

     Умерших они не
хоронили, их выставляли на открытое место, пока не слетятся духи и не возьмут
их.

·       
Обряды при затмении.

·       
Поклонение огню и
весеннее равноденствие.

·       
Обряды вызывания дождя.

9. Трудовые традиции горцев.

       Самое главное
в жизни людей – труд. По сути дела, история человечества – это история труда и
трудовых взаимоотношений. Трудом создано все материальное, чем пользовала и
пользуется человек.

       Трудолюбы –
важнейшая черта горца. Трудился горец не только для удовлетворения своих нужд,
потребностей, но и для потомства.

Любовь к труду –
замечательная народная традиция, это – самое драгоценное из нашего далекого
прошлого.

Трудовые обряды и праздники.

Праздник первой борозды.

           Это
коренной праздник, чисто дагестанский, когда предки перешли к плужному
земледелию. Когда-то давно все дагестанцы праздновали праздник , затем он был
вытеснен наврузом. Женщины готовили еду, выбирали главного пахаря. Главный
пахарь должен был быть богатым, высоким, везучим, с густой бородой. Выбирали
место для обрядовой запашки, туда шли мужики, дети.

           Пахарь
одевал наизнанку шубу, шапку. Дети обливали его водой, осыпали землей. На рога
быков завязывали платки, ленты, вешали бублики, сладости.

          Заранее
пекли огромный хлеб. В разгар праздника  хлеб катили под гору. К вечеру
проводились спортивные состязания, бег, скачки на конях. Красивые. стройные
горянки в белых платках, национальных костюмах одаривали победителя платками,
тканями.

Праздник навруз.

    Праздник «Навруз»
— 21-22 марта – дни весеннего равноденствия.

    Навруз
празднуется в среднеазиатских республиках, в Азербайджане, наиболее пышно в
Южном Дагестане.

     Разжигание
костров – главный элемент праздника, на крыши поднимались женщины с факелами.

      Перепрыгивание
через костер – они как бы говорили «мол, болезнь огню, силы огня передаются
мне». Прыгали в основном взрослые дети.

Праздник цветов.

    9 мая наиболее
торжественно проходил у лезгин.

    Забираются на
гору, выбирают королеву цветов, плетут венки из цветов. Звучит музыка –
национальная, танцуют, веселятся. В этот день парни, как бы делают предложение
– дарят любимой девушке цветы.

     К вечеру
накрывают на столы, готовят различные сладости, еще какие – нибудь национальные
блюда. Проводится конкурс, у кого лучший венок, победителя одаривают цветами.

Ураза байрам

       Это самый
всеми любимый праздник. К нему готовятся очень долго. Этот праздник отмечают
после месячного поста. Рано утром идут на кладбище, там раздают сладости.

        Детям
покупают новую одежду. На  Ураза Байрам все покупают сладости, красят яйца,
пекут, готовят. В это день все ходят друг к другу, всех угощают. Дети 
стараются собрать побольше сладостей.

         В этот день
отпускаются грехи, кто был в ссоре, обязательно должен мириться. Браки,
совершаемые в этот день считаются самыми счастливыми.

У нас в районе празднуют свои местные праздники,

например «День района».

День района

     Этот праздник
уже стал традиционным у нас в районе. Его проводят осенью, в центре района, в
с. Дылым. В этот день сюда приезжают со всех селений: труженики сельского
хозяйства, интеллигенция, работники домов культур и другие.

      Привозят они на
этот праздник и свой урожай на выставку и на распродажу. День района проходит
как ярмарка.  Все представляют свой лучший товар, продают, обменивают,
оценивают.

        К вечеру
работники домов культуры показывают свои номера, веселятся, танцуют. 
Проводятся разные конкурсы, победителям вручают разные сувениры, которые приготовили
сами участники этого торжества.

       В это день
оцениваются  еще приусадебные участки, дворы, улицы нашего села. Победителям
вручают подарки.

У нас встречаются местные обряды и обычаи.

Обряды вызывания дождя.

    Во время засухи
собираются пожилые женщины для вызывания дождя.

  Мугь бай – гьеб
ккола рак1арун ч1ах1иял руччабигун, лъола к1удиял х1агал ц1аялда  т1ад. Гьенибе
бала мугь, ролъ, баг1аргьоло. Белъун хадуб гьеб бикьула щибаб рокъобе, гьеб
Кванала ва гьарула ц1ад кьеян Аллагьасде.

      Хасалихъе
рук1уна г1емер гваял. Гваял ккола рак1арун г1емерал г1адамалгун, цоязе кумек
гьаби. Гьел гваял гьарула рац1аризе, къот1аризе, ц1оросаролъ, баг1аргьоло
ч1уч1ине ва гьединго рукъ балеб бак1алда.

10.Семейные традиции.

Обряды и поверья при рождении ребенка.

     Рождение
ребенка, самое радостное и торжественное событие для каждой дагестанской семьи.
В аулах все сельчане горячо откликаются на это. Так, первому известившему отца
о рождении ребенка дается подарок.

      После рождения
исполняется обряд присвоения имени и обряд укладки в люльку новорожденного.

Церемония присвоения имени.

      По обычаю в
горах, когда дают новорожденному имя, полагалось резать двух баранов, если
ребенок мужского пола, и одного барана, если ребенок женского пола.
Приглашаются родственники, соседи, а также человек, который должен дать имя
ребенку, будь это кадий или кто-то другой.

        Дающий имя
произносит в правое ухо – «азан» (означает приобщение ребенка к мусульманству),
а в левое – «именат».  После этого произносится «дуа» с пожеланиями счастья и
удачи. По деснам ребенка проводили фиником, сахаром или другой сладостью, чтобы
жизнь была сладкой.

11. Горские свадебные обычаи

      Горские свадьбы
многокрасочные, веселые, неповторимые – одна лучше другой. У каждой свои
обычаи, свои обряды и особенности. Горская свадьба – это не только место
всенародного празднования новобрачных, но и своего рода острот, шуток,
соревнования в танцах. В некоторых свадьбах давались театрализованные
представления.

      Сложился
традиционный цикл обряда: предсвадебный, свадебный, послесвадебный.
Предсвадебный – самый ответственный. Вопрос о женитьбе сына или о замужестве
дочери решался на высоком уровне. Сперва отец и мать, затем на совете тухума
ближайшие родственники сговаривались между собой.  

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Обрядовые праздники беларуси
  • Обрезание господне знак праздника
  • Обрядовые праздники башкир
  • Обратный отсчет сценарий фильма
  • Ноябрьский церковный праздник