Обрядовые праздники на кубани

Казаки – народ дружный и веселый. И праздники у них всегда готовились и проводились с размахом. Веками в казацких поселениях и станицах сохранились традиции празднования различных торжеств с соблюдением особых обрядов. И по сей день каждое событие в семьях донцов, кубанцев, уральцев и прочих войсках отмечается с соблюдением предписаний предков.

Казачьи праздники

  Казаки – народ дружный и веселый. И праздники у них всегда готовились и проводились с размахом. Веками в казачьих поселениях и станицах сохранились традиции празднования различных торжеств с соблюдением особых обрядов. И по сей день каждое событие в семьях донцов, кубанцев, уральцев и прочих войсках отмечается с соблюдением предписаний предков.

  В основном, все казачьи праздники совпадали с великими христианскими событиями. Казаки – народ верующий, поэтому и дни поклонения святыням были и остаются для них днями особенными. Зачастую, празднование начиналось с молебна в церквях. После него в станичной избе организовывался большой праздничный обед с песнями и плясками. На стол ставили угощения, принесенные каждой семьей. Но у празднования каждого события были и свои особенности.

Казачий праздник Рождества

  Празднование начиналось с вечера. По православной традиции, в казачьих семьях в сочельник садились за стол только после появления на небе первой звезды. Это символизировало событие, указанное в Библии, повествующей о том, что, когда родился Христос, на небе загорелась новая звезда. В этот вечер казаки собирались семьями и начинали трапезу с постной каши с изюмом – кутьи. Утром совершался молебен, после которого все казаки во главе с атаманом ходили по станице и славили Рождение Христа. После Рождества начинались Святки.

Святочные казачьи празднования

  Святки на Руси традиционно длятся с сочельника до Крещения. В эти дни в казачьих станицах было весело. Дети и молодежь катались с горок, облитых льдом, на санях или в корзинах. Взрослые женщины и молодые девки ходили по дворам и пели песни, славящие Рождество – колядовали. В это мистическое время, которое наши предки называли порубежным, так как считалось, что души предков в эти дни навещают живых, было принято гадать. Гадали молодые на суженого, а умудренные – на жизнь или смерть или на урожай. Заканчивались святки Крещением.

Казачий праздник Крещения

  Перед Крещением также соблюдался пост. После на стол ставили угощения с традиционной кутьей. Потом шли на молебен. Ночью в храмах освящалась вода, а утром считалось, что вода становится святой в реках, озерах, ручьях и прочих водоемах. К проруби, вырубленной часто в форме креста, шли всей станицей красным ходом. В воду окунались трижды с головой. Считалось, что после такого омовения к казаку весь год не будут приставать хвори, и будет стороной обходить неудача в бою.

Казачий праздник Масленицы

  У казаков масленичная неделя, предшествовавшая Великому Посту, была посвящена дружбе, соревнованиям и веселым забавам. В это время с соседних станиц съезжались семьи, чтобы «на людей посмотреть и себя показать». Все делились на группы, выбирали временного «ватажного» атамана и ходили по селению. Строились снежные городки, устраивались шермиции – дружеские кулачные бои, организовывались показательные выступления на конях. Все это заканчивалось в воскресенье общим пиром, после которого каждый традиционно просил у всех прощенья, семьи молились и разъезжались по домам до Пасхи.

Казачий праздник Пасхи

  Великий для каждого казака праздник Пасхи начинался с чистого четверга, когда хозяйки дочиста выметали и отмывали дом, украшали его лентами и расшитыми рушниками. В этот же день всей семьей ходили в баню, пекли куличи, делали пасхи и красили куриное яйцо. Воскресенье начиналось со службы, на которую ходили семьями. После нее отправлялись домой за накрытый стол. Днем посещали друзей и родных, и при встрече обменивались ритуальными фразами «Христос воскресе – Воистину воскресе» и трижды целовались. Во многих станицах в этот праздник устраивались игры, соревнования и кулачные бои.

Казачий праздник Троицы

  Этот праздник символизировал приход лета, роста и жизни. Он был ориентирован на поминание усопших. Казаки семьями ходили после молебна на кладбище и молились об умерших. Для станиц в разных регионах были характерны свои традиции: кто-то украшал деревце, где-то плелись венки. Но главный посыл был один у всех – природа просыпалась, оживала, и вместе с ней просыпались и люди.

Казачий праздник Покрова Богородицы

  Этот день совместил в себе две традиции, присущие казачьему братству – православную и воинскую. В православной традиции этот праздник посвящен великому событию – явлению Пресвятой Богородицы Андрею Юродивому в храме, в котором хранилась риза Божьей Матери. В воинской традиции казаков этот день был посвящен не менее важному событию – победе казачьего войска над турками под Азовом в XVII веке. В Покров традиционно поминаются воины, погибшие при Азовском осадном сидении. По ним служится молебен, и в честь них устраиваются традиционные кулачные бои.

День нагайки — 23 ноября!

Нагайка для казака никогда не была просто плетью, как средством управления лошадью. Скорее наоборот, потому что конь был боевым товарищем, и казак старался без нужды его не травмировать, управляя им в основном поводьями и нагайкой, но не шпорами. Сакральный смысл нагайки в ином: это — символ самого казачьего статуса. Именно возможность обладания нагайкой, а не шашкой, пикой или другим оружием, отличало полноправного казака в донских и кубанских станицах. Ее могли носить только взрослые казаки, и только мужчины. В некоторых станицах критерии были еще жестче: правом на нагайку обладали лишь женатые казаки.

Казачьи праздники по войскам

Помимо православных праздников, в казачей культуре много воинских праздников. Они довольно разрознены, и приурочены к славным победам каждого из казачьих войск в многочисленных сражениях.

Амурское казачество отмечает:

  • 30 марта – праздник всех частей войска;
  • 30 октября – праздник всех частей и войсковой круг войска.

Астраханское казачество 1 сентября отмечает праздник всех частей.

Донское казачество отмечает:

  • 14 января – круг Донского казачества;
  • 19 мая – совместный круг Кубанского и Донского войск;
  • 13 августа – праздник первого полка;
  • 29 августа – праздник четвертой сотни;
  • 30 октября – праздник всех частей и войсковой круг;
  • 3 декабря – праздник одиннадцатого полка;
  • 19 декабря – праздник первой батареи.

Забайкальское казачество отмечает:

  • 30 марта – праздник всех частей войска;
  • 4 июля – круг Забайкальского войска.

Кубанское казачество отмечает:

  • 16 апреля – войсковой круг Кубанского войска;
  • 19 апреля – праздник Лейб-Гвардии Кубанской сотни;
  • 19 мая – совместный круг Кубанского и Донского войск;
  • 12 сентября, 30 октября – праздник всех частей войска и войсковой круг;
  • 19 декабря – праздник Лейб-Гвардии Кубанской сотни и Кубанского казачьего дивизиона.

Оренбургское казачество отмечает:

  • 6 мая – праздник всех частей войска;
  • 22 мая – праздник четвертого полка;
  • 12 сентября – праздник пятого полка.

Семиреченское казачество отмечает:

  • 6 мая – праздник первого конного полка и войсковой круг;
  • 26 июля – праздник второго конного полка.

Сибирское казачество отмечает:

  • 16 февраля – праздник первого конного полка;
  • 25 февраля – праздник третьего конного полка;
  • 19 декабря – праздник всех частей.

Терское казачество 7 сентября отмечает праздник всех частей и войсковой круг.

Уральское казачество отмечает:

  • 14 августа – праздник первого полка;
  • 21 ноября – праздник всех частей и войсковой круг.

Уссурийское казачество 30 марта отмечает праздник всех частей войска.

Общеказачий воинский праздник

Его проводят в большинстве станиц. Главная цель организации такого торжества – демонстрация умений молодых и опытных казаков. Начиналось все с общевойскового построения. Атаман с символами власти – булавой и насекой – возглавлял шествие, направляющееся на традиционную литургию в храм. После неё из храма выносились иконы и знамена. Далее начинались игрища. Проводились состязания, показательные выступления с оружием, скачки на конях, джигитовка. Завершал праздник общий пир и массовые гулянья с песнями и плясками.

Отмечает его:

  • 30 марта – Амурское, Забайкальское и Уссурийское казачьи войска;
  • 6 мая – Оренбургское и Семиреченское казачьи войска;
  • 1 сентября – Астраханское казачье войско;
  • 7 сентября – Терское казачье войско;
  • 12 сентября – Кубанское казачье войско;
  • 30 октября – Донское казачье войско;
  • 21 ноября – Уральское казачье войско;
  • 19 декабря – Сибирское казачье войско.

Казачий праздник Новый год

  Главным действующим лицом в праздновании наступления нового года у казаков был стол. Чем богаче угощение – тем обильнее будет урожай, и тем сытнее будет в семье. Это время также считалось порубежным. В новогоднюю ночь гадали, а утром казаки ходили по домам с посеванием – рассеиванием зерен пшеницы, гороха или кукурузы по полу избы и на головы хозяевам. Также утром нового года смотрели, кто первым придет к семье в гости: если мужчина – к удаче, а если женщина – к убытку.

  Каждый казак, будь то уралец ли донец, жив своими корнями и традициями. Испокон века празднования в станицах проходили сообща, всей гурьбой. Это не только позволяло каждому почувствовать себя членом большой и дружной семьи, но и очень сплачивало народ, чтобы в случае опасности также дружно встать на оборону родной земли.



Скачать материал

Автор: 
Перегудова 
Людмила Александровна педагог дополнительного образования...



Скачать материал

  • Сейчас обучается 247 человек из 63 регионов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Автор: 
Перегудова 
Людмила Александровна педагог дополнительного образования...

    1 слайд

    Автор:
    Перегудова
    Людмила Александровна педагог дополнительного образования МОБУООШ № 30 с.Радищево Новокубанского района

  • «Традиционная культура кубанскогоказачества»«Кубанские праздники и обряды»

    2 слайд

    «Традиционная культура кубанского
    казачества»
    «Кубанские праздники и обряды»

  • Очень часто за событиями, И за сутолокой днейСтарины своей не помним, З...

    3 слайд

    Очень часто за событиями,
    И за сутолокой дней
    Старины своей не помним, Забываем мы о ней.
    Хоть и более привычно Посидеть нам всем в кругу,
    Вспомним кубанские обычаи, Вспомним нашу старину.

     Чем дальше в будущее входим,
    Тем больше прошлым дорожим
    И в старом красоту находим,
    Хоть новому принадлежим.
    (Вадим Шафнер).

  • Праздник – это яркое, 
запоминающееся зрелище, веселье.Обряд – традиции п...

    5 слайд

    Праздник – это яркое,
    запоминающееся зрелище, веселье.
    Обряд – традиции поклонения духам земли, воды, солнца, христианским святым.

  • Новый год                           Вечер под Новый год называется «щедрым ве...

    6 слайд

    Новый год
    Вечер под Новый год называется «щедрым вечером». В этот вечер в каждом доме варили вареники с сыром и картошкой, жарили колбаску, пекли пирожки с капустой, мясом, с картошкой. Мальчики и девочки шли щедровать. Они подходили к окну какой-нибудь хаты и кричали щедривочки.
    «Щедрый вечер»

  • Щедривочки Посевальщики

    7 слайд

    Щедривочки
    Посевальщики

  • Рождество   Праздник начинался с вечера. Варили крупу, добавляли мед, сладост...

    8 слайд

    Рождество
    Праздник начинался с вечера. Варили крупу, добавляли мед, сладости и носили знакомым и родственникам «кутью».

  • Колядки   Позже, к вечеру, парни и девушки ходили по улицам и у каждого дома...

    9 слайд

    Колядки
    Позже, к вечеру, парни и девушки ходили по улицам и у каждого дома кликали «Коляду». «Коляда» – существо, похожее на человека, который приносит крестьянам обильный урожай и домашнее счастье. Пели колядки, желали счастья и благ хозяевам дома.

  • ГаданияОдной из ярких особенностей Рождества являлись разного рода гадания....

    10 слайд

    Гадания
    Одной из ярких особенностей Рождества являлись разного рода гадания.
    Вечерами гадания устраивали девушки, чтобы узнать свою судьбу на будущий год.
    Девушки в полночь совершали самые разнообразные гадания, в надежде понять, удастся ли им в новом году выйти замуж.

  • МасленицаЭтот праздник к нам идетРаннею весною,Сколько радостей несетОн вс...

    11 слайд

    Масленица
    Этот праздник к нам идет
    Раннею весною,
    Сколько радостей несет
    Он всегда с собою!
    Ледяные горы ждут,
    И снежок сверкает,
    Санки с горок вниз бегут,
    Смех не умолкает.
    Дома аромат блинов
    Праздничный чудесный,
    На блины друзей зовем,
    Будем есть их вместе.
    Шумно, весело пройдет
    Сырная Седмица,
    А за ней — Великий пост,
    Время, чтоб молиться.

  • Зиму провожаем- 
весну встречаем!

    12 слайд

    Зиму провожаем-
    весну встречаем!

  • ПасхаПосле поста приходил великий 
религиозный праздник – «Пасха». Нарядные к...

    13 слайд

    Пасха
    После поста приходил великий
    религиозный праздник – «Пасха». Нарядные казаки и казачки шли в церковь и несли праздничные куличи, Пасху и крашеные яйца.
    Встречали друг друга словами:
    -Христос воскресе!
    -Воистину воскресе!
    Крашеные яйца, колбаску, сало несли в церковь, чтобы освятить. Дома ждали, пока принесут освященную еду. А потом приступали к трапезе.

  • Радуница«Радуница» – праздник
 поминания усопших.ТроицаПраздник прощания с ве...

    14 слайд

    Радуница
    «Радуница» – праздник
    поминания усопших.
    Троица
    Праздник прощания с весной,
    встреча лета. Устилали полы
    в доме травами. На Кубани в дома приносили мяту и чабрец.

  • Иван Купала7 июля праздник
 Ивана Купалы.
В этот день жгли костры, 
водили хо...

    15 слайд

    Иван Купала
    7 июля праздник
    Ивана Купалы.
    В этот день жгли костры,
    водили хороводы,
    Прыгали через огонь,
    купались в речках.

  • Кубань-земля такая:
от хлеба золотая степная сторона.
Гостей она встречает и...

    17 слайд

    Кубань-земля такая:
    от хлеба золотая степная сторона.
    Гостей она встречает и песни запевает,
    И душу открывает прозрачную
    до дна.
    Казачка огневая красива, молода,
    Кубань – земля такая:
    Однажды приласкает –
    полюбишь навсегда!
    Это не делиться,
    это – едино,
    жизнь человека с Родиной милой!

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 098 441 материал в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Другие материалы

  • 27.12.2020
  • 372
  • 0
  • 27.12.2020
  • 1436
  • 14

Рейтинг:
1 из 5

  • 27.12.2020
  • 1295
  • 20
  • 27.12.2020
  • 381
  • 1
  • 27.12.2020
  • 1032
  • 1
  • 27.12.2020
  • 1581
  • 1
  • 27.12.2020
  • 2155
  • 5
  • 27.12.2020
  • 2623
  • 3

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Экономика предприятия: оценка эффективности деятельности»

  • Курс повышения квалификации «Основы построения коммуникаций в организации»

  • Курс повышения квалификации «Этика делового общения»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация менеджмента в туризме»

  • Курс повышения квалификации «Финансы: управление структурой капитала»

  • Курс повышения квалификации «Финансы предприятия: актуальные аспекты в оценке стоимости бизнеса»

  • Курс повышения квалификации «Использование активных методов обучения в вузе в условиях реализации ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности секретаря руководителя со знанием английского языка»

  • Курс профессиональной переподготовки «Разработка эффективной стратегии развития современного вуза»

  • Курс профессиональной переподготовки «Корпоративная культура как фактор эффективности современной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Методика организации, руководства и координации музейной деятельности»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и управление службой рекламы и PR»

  • Курс профессиональной переподготовки «Информационная поддержка бизнес-процессов в организации»

       «Праздники и обряды кубанских казаков»

                                                                    Казачество – это поэзия

Русско–славянского мира.

Да и где ей было развиваться,

Как не там, куда каждый,

Недовольный своим положением,

Бежал пожить на просторе и где,

Не стесненный ничем, он мог

По–своему развиваться

И изведать все свои силы.

В. Каверин

Интерес к традиционной культуре кубанских казаков, к языку, обычаям, обрядам, истории необычайно возрос не только в нашей стране, но и во всем мире. Это явление, безусловно, закономерно и имеет самые разнообразные социальные, культурные, политические, национальные, религиозные и иные причины.

Мысль о том, что без всестороннего знания прошлого не может быть понято настоящее и тем более будущее, сегодня становится аксиомой. Только глубокое познание истоков может дать ответ на главный вопрос: что же делать нам сегодня для духовно–нравственного возрождения народа, чтобы процесс развития культуры носил закономерный характер, вытекая из своеобразия истории и культурных традиций края. Говорят, что красота спасет мир, но в наше время  не только красота, но и приобщение к своим народным корням способно исцелить холодное сердце, освободить человека от жестокости и грубости, дать новое дыхание жизни. И если забьется сердце ребенка от созерцания красоты родной природы, если он почувствует себя частичкой своего народа, значит, действительно, «казачьему роду нету переводу».

Народное искусство всегда играло и продолжает играть важнейшую роль в духовно–нравственном становлении человека, воспитывая чувства уважения к традициям и ответственности за духовные богатства, созданные предыдущими поколениями.

Казак не может считать себя казаком, если не знает и не соблюдает традиций и обычаев предков. Чрезвычайно строго их придерживались в казачьей среде, так как считали, что это жизненно–бытовая необходимость каждой семьи. Несоблюдение или нарушение их осуждалось всеми жителями станицы или поселка.

Обычаев и традиций много. Одни появляются, другие исчезают, остаются только те, которые наиболее полно отражают бытовые и культурные особенности казаков. Они сохраняются в памяти народа.

Изучение и освоение фольклора  Кубани требует глубокого понимания его сущности и специфики, знания основных его функций: бытовой, обрядовой, этнической, эстетической, воспитательной и других.

В дошкольном детстве происходит закладка чувств гражданственности и любви к Отечеству.

Музыкальный фольклор — синтетический вид искусства, тесно переплетающийся с жизнью и бытом, народными традициями. Поэтому  необходимо обращаться  к нему и на занятиях,  и  в повседневной жизни. Народные праздники на Кубани всегда рассматривались в тесной связи с историей, природой, жизнью казаков.

 «Масленица»

Цель: 1. Воспитывать у дошкольников чувство любви к родным местам, отечеству.

2. Повысить интерес к историческому прошлому народов Кубани, к ее песенному наследию.

3. Формировать представление о кубанском фольклоре как об особом виде народного творчества.

4. На конкретном примере показать, что значат для кубанского казачества их песни и обряды.

Основные знания: песни и обряды кубанских казаков, духовность как основа музыкального фольклора; ценностная основа музыкального искусства Кубани. Соединение русских и украинских традиций – основа культуры кубанских казаков.

Основные понятия: Фольклор, песня, обычай, обряд, ритуал.

Оформление: этнографический уголок (хата казака).

Музыкальное оформление:  фонограммы  кубанских  песен .

Воспитатель: Ребята, сегодня нам предстоит встреча с удивительным народным праздником, который известен с давних времен.

Согласно народной традиции первым весенним  праздником является Масленица. Праздник был популярен в  станицах и в городах и длился неделю, которая в народе так и  называлась – масляной, реже сырной и совсем редко «масныци».

Сохранились названия дней праздника: первый — встреча Масленицы, второй – вязание колодок, последний – проводы. В большинстве станиц важным компонентом праздника были взаимные визиты с угощениями ритуальной пищей, вязание колодок, игры и развлечения, в том числе ряжение и ритуал прощения в последний день Масленицы.

Сегодня мы идем в гости к одной хозяюшке, которая знает много сказов, легенд. Одну легенду она нам расскажет.

Хозяюшка: Гости дорогие, заходите песни петь и танцевать, веселиться и играть, Масленицу почитать. Собирайся, народ, праздник в гости к нам идет. На Масленицу поспешите и друзей с собой ведите!

Ребята исполняют песню «Весна – красна»

Хозяюшка: По легенде мифологии – Масленица – это героиня, обозначающая одновременно плодородие, зиму и смерть, родилась далеко на Севере и была она дочкой Мороза.

Как — то один крестьянин заметил ее, выглядывавшую из-за огромного сугроба. Он попросил согреть и развеселить его. Хохочущая и розовощекая баба схватила мужика за руки и пустилась с ним в пляс до упаду. А есть и другая история, смотрите ее.

Выходит девочка в образе Зимы.

Зима: Я хочу превратить землю в заснеженное царство.

Я что-нибудь придумаю. Пусть часть года на земле царят боги небес, а в другую часть года – я, с моими верными подруженьками – метелью и вьюгой, разгуляемся.

Хозяюшка: Но, когда пришло время уходить Зиме и  уступать дорогу Весне, они заупрямились.

Зима: Не уйду! Я еще самые свирепые метели не выпускала! Меня не чествовали достойнейшими проводами! Меня люди любят. Весну не ждут. А вот если в каждом доме появится солнышко, тогда мы поймем, что людям нужна Весна.

(Сверху спускается яркое солнышко, журчит ручей, поют птицы)

Боги призадумались: Зима просила невозможное.  Жалко им стало людей, если не ублажить  разозлившуюся Зиму она, чего доброго, начнет людей морить голодом и холодом.

Хозяйка: Люди стали печь круглые, яркие, да еще вкусно пахнущие

Солнышки. Это — блины! Люди веселились и пели песни, катались на санях, строили из снега замки, играли и смеялись, Зиму чествовали.  И называли Зиму щедрой и масляной, веселой и честной госпожой.

Ребята исполняют русскую народную песню «Блины».

Хозяйка: Мясо на Масленицу не ели, зато масло, сыр, сметану, рыбу, икру, грибы потребляли в невероятных количествах. Блины сопровождали людей всю жизнь: от рождения (роженицу кормили  блинами), до смерти (обязательное блюдо на поминках). Блин символизировал солнце, которое ярче разгоралось, удлиняя дни.  Так было на Руси. А у нас на Кубани, рассказывали, было чуть-чуть иначе.

  Научу я вас оладушки печь и кое–что еще. Возьмем и раскатаем маленькое солнышко и положим в серединку самое главное для людей — символ жизни, без чего ни один человек  жить не смог бы – Молоко. Да не само молоко, а его продукт – творог. И чтобы ему лучше было, в солнышко завернем, защипнем, в водичке сварим, получится  вот какое солнышко горячее — вареничек.

Исполняется кубанская народная песня «Варенички».

Хозяйка: Зиме жарко стало, они сами чуть не сварились.  И без спора убрались с земли. Но каждый год устраивают люди по Зиме щедрые поминки, а Весну зовут и в честь солнышка пекут Блины, Оладьи, Варенички.

Ребята исполняют песню-закличку о Весне «Ой, кулик мой»

Хозяйка: В большинстве станиц на Масленицу вязали колодки. Это действие было связано с конкретными днями. Колодки отличались разнообразием. Были они в форме полена, деревяшки с отверстием для цветка, иногда были обвернуты в материю или полотенце, а иногда вместо колодки вязали материал на платье или шарф, платок или варежки. Колодку могли привязать к ноге, руке, на спину, на шею, даже к волосам, если в качестве колодки использовалась лента. От колодки сразу же откупались, раздавая угощения, или носили ее целую неделю.  Сейчас мы покажем вам, как играть в колодки.

Ребята становятся в два круга. Под музыку идут в разные стороны, спиной к спине. У ребят внешнего круга колодки (лента, платочек, шарф или полотенце), по окончании музыки ребята, имеющие  колодки,  быстро вяжут их соседу  внутреннего круга, те должны откупиться: конфетой, сувениром или исполнением номера. Игра продолжается со сменой  кругов.

Хозяйка: Очень любили люди играть и в другие игры. Широко были распространены  скачки, джигитовка, стрельба в цель, рубка чучел и кулачные бои. Победителям устанавливали призы: сукно на черкеску, материал на бешмет. В отдельных станицах сохранился обычай ряжения. Водили «козу» в шубе наизнанку, исполняя песни и собирая съестное.

Ребята показывают обряд с козой. Ее водят по кругу, приговаривая: «Я здесь хожу и козу вожу: чтобы не бодала, дайте много сала, если сала нету,  дайте хоть конфету, а конфеты нету, так давай монету!» Около кого остановятся, тот и откупается. Сопровождающие рядились во все старое, изготавливали чучело из соломы, которое насаживали  на палку. Это и была Масленица.

Исполнятся хоровод «Широкая Масленица».

1 ребенок:    На пороге Весна

Мы ее встречаем,

Зиму провожаем.

2 ребенок: Ах ты, зимушка–зима,

Ты студена, холодна.

Но пришла твоя пора,

Убирайся со двора!

3 ребенок :  Масленица  на пороге,

Уноси, зима, ты ноги!

 4 ребенок: Масленицу-кривошейку

Повстречаем хорошенько:

С блинами, с караваем,

С вареничками!

5  ребенок: Масленица, Масленица!

Ты наша красавица!

Мы с тобой прощаемся,

Слезами умываемся!

6  ребенок: Весна! Весна!

Приходи скорее к нам!  

К нашим сладким пирогам,

К вареничкам и блинам!

Песня: «Девки Масленицу провожали»

Хозяйка: Последнее воскресенье Масленицы называется прощеным. В каждом доме накрывали столы, ходили в гости друг к другу, кланялись до земли и просили прощенья. Люди, дорогие, вы меня простите!

Ребята: Мы тебя прощаем, и ты нас прости!

Хозяйка: А давайте я вам загадаю загадки:

Крепка, звонка, да отточена,

Кого поцелует, тот и с ног долой.

(САБЛЯ)

На чужой спине едет,

На своей груз везет.

(СЕДЛО)

Какая обувь в огне изготовляется

И с ног не снимается?

(ПОДКОВЫ)

Погоны желтые, шашки острые,

Кони быстрые, едут с песнями

Искать царю чести, а себе славы.

(КАЗАКИ)

Весной в цветном сарафане лежит,

Зимой в белой рубашке спит.

(ЗЕМЛЯ)

Едет силач, добывать калач.

(ТРАКТОР)

Ребята исполняют частушки

Проводят игры.

Хозяйка: Вот пришла пора прощаться. Через год  я вас в гости снова жду. Будем опять весну встречать и Масленицу провожать.

Фольклорный праздник для учащихся 7 классов

Тема: «Святочные обряды и зимние праздники Кубани»
Подготовила и провела: учитель кубановедения, Осипенко Е.И.
Ст. Каневская, 2012 г.
Место проведения — классная комната.
Реквизит: стол украшен вышитым рушником, на столе — кутья, конфеты, печенье, выпечка, блюдца с пшеницей, водой и деньгами.

Костюмы: Коза, Ряженый, Колядовщик, Щедровальщица, Посевальщик.

Слайд 1. СВЯТОЧНЫЕ ОБРЯДЫ И ЗИМНИЕ ПРАЗДНИКИ КУБАНИ
Слайд 2. Цель мероприятия — приобщение детей к истокам народной мудрости, воспитание чувства преемственности поколений, уважения к кубанским традициям, фольклору и обрядам своей малой Родины. Действующие лица: Ведущий 1-й, 2-й, Хозяйка, Щедровальщица 1-я, 2-я, 3-я, 4-я, Колядовщик 1-й, 2-й, 3-й, 4-й, Посевальщик 1-й, 2-й, 3-й, 4-й, Коза, Поводырь козы с кнутом, Ряженый 1-й, 2-й, Ряженый дед с седой бородой, Ряженый михоноша с сумкой для сбора гостинцев.
Контингент: 7 класс, 23 человека.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Внеклассное мероприятие «Святочные обряды и праздники Кубани»

Слайд 3. Организационный момент
Слайд 4. Ведущий 1-й. На Кубани существуют богатые устные народные традиции. Многие из них возникли из обрядовой поэзии — особой формы устного народного творчества. В станицах нашего края сохранилось немало интересных обрядов. Часто эти обряды связаны с временами года, крестьянским трудом и культом урожая. Они передаются от старших к младшим, от родителей к детям, от дедов к внукам. В них отразились уклад жизни и традиции нашего народа, его душа, доброта, щедрость, любовь к труду, к Земле-кормилице.
А.Н. Толстой называл обрядовую поэзию праздничными одеждами души народа. Действительно, она наполняла глубоким содержанием всю размеренную жизнь человека, напоминала о неразрывной связи человека-труженика с природой: зимой — Рождество Христово и встреча Нового года, святки; заканчивалась зима — нужно было ее проводить широким гуляньем «Масленицей» так, чтобы не вернулись злые морозы и пригласить, зазвать робкую красавицу весну; летом — осенью — время сбора урожая и свадеб.
Многие обряды связаны с Православными праздниками (далее — краткий обзор и беседа учителя):
— “Вербохлест” – Вербная неделя (Неделя перед Пасхой);
— “Пасха“ – воскресение Иисуса Христа сына Господня из мертвых. Все ждали этот праздник, готовились к нему. Казаки наводили порядок во дворах и конюшнях, чистили лошадей. Казачки новым веником выметали паутину из углов, стирали занавески, подбеливали печь и хату, доставали из сундуков одежду, вывешивали и гладили ее. В один из дней перед Пасхой глава семьи отправлялся на мельницу и привозил домой мешок нулевки – специальной муки мелкого помола для выпечки пасхи. И вот уже довольная бабушка ставит опару и объявляет невесткам: «Завтра пасхи печем и яйца красим»;
— “Троица“ – 50-й день после Пасхи (когда все ученики Господа собрались для молитвы, раздался сильный шум – это был Святой Дух, сошедший на апостолов. Он даровал им силу и благодать и научил разным языкам);
— “Спас“ – 14 августа отмечают яблочный спас, а 19 августа – отмечают медовый спас;
— “Покрова Пресвятой Богородицы“ — 14 октября – один из самых значимых православных праздников. К этому дню уже собран урожай, закончились летние работы на полях. Казаки начинали заготовлять дрова на зиму, поправляли хаты, занимались ремеслами. Женщины шили, пряли, ткали. С Покрова дня начинались свадьбы;
— “Голодная кутья” – 6 января — день накануне Рождества Христова;
— “Богатая вечеря” — 6 января — в рождественский вечер, после появления первой звезды;
— “Крещение Господне“ — 19 января освящение воды, купание в «Иордане»;
Сегодня у нас пойдет речь о зимних обрядах, пожалуй, одних из самых интересных для этого времени года.
В древности колядки были связаны с языческим праздником Коляды — солнечного божества. Говорят, что был когда-то во времена язычества болван Коляда, которого принимали за бога, и что будто от него и пошли колядки.
Ведущий 2-й. С давних, невозвратных золотых времен убереглось в душе это томительное чувство ожидания чего-то необыкновенного, сказочного в зимние дни. И, несмотря на то, что череда святочных праздников повторялась из года в год, можно только удивляться мудрости русского народа, который мог создать такую красоту народных обычаев, вполне соответствующих праздничному времени и духу христианской религии.

    Святки, которые длятся с 6 по 18 января — были и остаются поистине нестареющи­ми праздниками в станице. В Святой вечер, 6 января по улицам замелькают дети с белоснежными узелками, разнося «вечерю» сво­им “крещеным батькам” — крестным, то есть нареченным отцу-матери, бабушкам и вообще самым близким род­ственникам, которые проживали в станице. На­утро 7 января — Рождество. Выучены рождественские песни, подобраны напарники, с кем идти рождествовать, смастерена рождественская звезда — предмет заботы многих недель. Начинали рождествовать — петь щедровки, а 13-14 января — колядки и исполнение обряда посевания или посыпания.

В ночь с 13 на 14 января и 18 января перед Крещением Господним проходил обряд святочных гаданий.

Слайд 5 — 11. РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО. Рассказ учителя.

Спаситель родился

В лютую стужу.

В пустыне пылали пастушьи костры.

Буран бушевал и выматывал душу

Из бедных царей, доставлявших дары.

Верблюды вздымали лохматые ноги.

Выл ветер.

Звезда, пламенея в ночи,

Смотрела, как трех караванов дороги

Сходились в пещеру Христа, как лучи.

И. Бродский

Слайд 12 — 14.

Ведущий 2-й. Время от Рождества Христова вплоть до Крещения называется Святками. Рождество     праздник рождения младенца Христа-Спасителя —  широко отмечался и почитался на Кубани. К Рождеству в народе готовились заранее, ведь это был один из самых любимых праздников. Так, хозяйки наводили порядок в доме, скребли, чистил углы, мыли окна, вешали чистые шторы и занавеси. Накануне праздника, 6 января в Сочельник, который принято на Кубани называть “Голодная кутья”, детям поручали набрать и принести в хату самого чистого и душистого сена со всяким разнотравьем,  листиками и цветами. Это душистое сено дети укладывали  “на покути”    под образами (иконами)  в “красном угле”  хаты. Это место должно было напоминать собою ясли, в которых родился Христос младенец — место, куда клали корм для животных. В самый канун Рождества —  6 января — варили кутью из зерен пшеницы, ячменя и проса. Перед тем, как поставить кутью на стол, ее обязательно торжественно ставили на душистое сено в Святой угол.

Заканчивался Рождественский пост — все находились в предвкушении праздничного стола. В этот вечер доставали из погребов разносолы, варили компот из сухофруктов – «узвар», готовили колбасы, свиной желудок, начиненный головным мясом (ковбык, кэндюх), столы ломились от яств.

Ребята,  а кто расскажет, что такое «кутья» и из чего варят кутью в наши дни? Правильно, кутья —  это пшеничная каша, сваренная на воде без масла (от суда – «голодная», т.е. постная кутья). Кашу укладывали в миску или глубокую тарелку, посередине делали крест из вишневого или другого варенья, украшали мелкими конфетами, сухофруктами и изюмом края, затем перевязывали тарелку платком (ведущий показывает приготовленную кутью)  и дети несли “вечерю” своим крестным отцу и матери. В наше время кутью варят из риса.

Вся станица в сумерки наполнялась детьми, снующими по улицам. Почти в каждый дом приходил малый ребенок в сопровождении взрослого и, поцеловав руку крестному отцу или матери, чистым детским голосом объявлял: “Батько и матэ прислалы вам вэчерю    йиштэ на здоровья”. Детей обласкивали, дарили им подарки (конфеты и мелкие монеты), затем съедали по три ложки кутьи, а взамен докладывали в тарелку свою кутью.  Затем дети шли дальше, в следующие дворы. И получалось, что из одного блюда вкушали  все родственники и друзья. Кроме того, кутья    это поминальное блюдо. Наши предки верили, что души умерших как бы незримо присутствуют при этой трапезе.

Ребята,  а кто из вас носил кутью своим крестным?  Поднимите руку. (Далее – рассказы  и впечатления о празднике детей).

“Богатая вечеря” начиналась рано, еще до сумерек, с  появлением на небе первой звезды, символизирующей рождение Иисуса Христа. Вокруг большого стола, покрытого белой скатертью (с конца XIX века), под которую клали пучки сена и сыпали зерно, торжественно усаживалась вся семья со всеми детьми и домочадцами. “Вечеряли” чинно и спокойно, строго сохраняя молчание.  Был  старинный  обычай,  что  если  во  время  этой  “вечери”, кто либо чихнет, то глава семьи объявлял такому счастливцу  подарок.
Слайд 15 – 21.СВЯТОЧНЫЕ КОЛЯДКИ

Ведущий 1-й.

С рождением Христа связано понятие об установлении новой эры, которую уже давно исчисляют до, и после Рождения Христа. Пение колядок являлось прославлением этого великого события —  первого в эре. Колядки — общехристианские песни, появившиеся еще в дни зарождения христианства, но только у славянских народов они сохранили свое название.

“Колядовать“ — у нас называется — петь под окнами накануне Рождества (7 января) и Нового года (13 января по новому стилю) песни, которые называются колядками. Тому, кто колядует, всегда кинет в мешок хозяйка или хозяин колбасу, или хлеб, или медный грош – кто, чем богат. Поют часто про рождество Христово, а в конце желают здоровья хозяину, хозяйке, детям  и всему дому. 

Говорят, что был когда-то во времена язычества болван Коляда, которого принимали за бога, и что будто от него и пошли колядки. Но это остается спорным вопросом этнографов – ученых, изучающих обычаи и традиции народов.  Все славянские племена праздновали с незапамятных времен Новый год. У чехов, сербов и болгар “ходить по коледе“ означало поздравлять с Новым годом; у словаков “коледовать“ значило благославлять в Новый год; у задунайских славян “коледою“ именовался подарок в Новый год. У поляков все сословия принимали участие во взаимном поздравлении и одаривании, что называлось “колендой“. Слово “колядки“ имеет своим корнем латинское слово “календа“, то есть “первый в месяце“ или “первый в году“, откуда в европейских языках и появилось слово “календарь“.

Канун старого Нового года на Кубани назывался Васильев вечер. В этот вечер провожали старый год со всевозможным весельем, чтобы Новый год был счастливым. Кто не провожает старый и не встречает Новый года с особой радостью? Каждый из нас ждет Новый год с трепетным волнением и задается вопросом: каков год будет Новый год? Приметами праздника в стародавние времена были традиционные рождественские гадания, игры, песни, ряженые. Нет такого другого праздника, где бы так причудливо переплелись традиции народные и христианские.

Раньше эти рождественские праздники торжественно освещались благочестивыми делами. Пастыри наставляли святить праздники Господни богоугодными приношениями. Государи освобождали народ от разных недоимок, уменьшали подати, щедро раздавали царскую милость в виде денег и угощений,  выпускали преступников из темниц. Эти дни, ознаменованные душеспасительными делами, прослыли Святками, или Святыми. Народ же обратил их в свои забавы. Коледование – песнопение,  славление  Рождества Христова заключалось в хождении с вертепом и звездой,  внутри которой горела свеча и пением  колядок. Вертеп устраивался в виде ящика, символизирующего хлев, где родился Христос.  В вертепе находились марионетки для кукольных представлений на библейские темы. В нем могли находиться куклы, изображающие Иисуса Христа в яслях, Деву Марию, Волхвов, которые первыми узнали о рождении Спасителя, и царя Ирода, который приказал убить всех младенцев, да бы уничтожить сына Господня. Со слов: «Иисус родился – народ возвеселился, царь Ирод возмутился», начиналось кукольное действо в вертепе.

Славильщики ходили по домам, за пение награждались деньгами и пирогами.

Далее дети произносят колядки:

Колядовщик 1-й:  Коляда, коляда!

Пришла коляда

На кануне Рождества;

Мы ходили, мы искали

Коляду святую

По всем по дворам, по проулочкам.

Нашли коляду…

Колядовщик 2-й: Я маленький мальчик,

Встал на стаканчик,

А стаканчик — хруп!

А ты, дядя, дай рубль!

Колядовщик 3-й: Пришла коляда

Накануне Рождества,

Дайте коровку,

Масляну головку!

Колядовщик 4-й: Дай Бог тому,

Кто в этом дому!

Ему рожь густа,

Рожь ужимиста!

Ему с колосу осьмина,

Из зерна ему коврига,

Из полузерна — пирог.

Наделил бы вас Господь

И житьем, и бытьем,

И богатством;

И создай вам, Господи,

Еще лучше того!

кОЛЯДКИ 

Коляд, коляд, колядныця,

Добра з мэдом паляныця,

А бэз мзду ны така, дай, дядька, пьятака!

А ты, тетка, — грошей, колядка хороша.

***

Колядын, колядын,

А я в бабушкы одын,

Вы мэнэ нэ пытайтэ,

А тры грошика дайтэ.

***

Коляда, коляда,

Сегодня хлеба не едят.

Дай, бабуся, пирога,   

Одну бочку творога!

 ЩЕДРОВКИ

Ведущий 2-й. Вечер под Новый год – по старому стилю (в наше время – вечер 13 января) называется «щедрым вечером». В этот вечер в каждом кубанском доме обязательно варят вареники с сыром и картошкой, жарят колбасу, пекут пирожки с капустой, с мясом, с картошкой. Девочки и девушки идут щедровать. Они подходят под окна какой-либо хаты и кричат: «здравствуйте хозяин с хозяюшкой!  Разрешите пощедровать вам?» Получив разрешение, они поют щедровки. Давайте, сегодня, и мы вспомним их.

Щедровальщица 1-я.  Щедривочка щедрувала

                                      До виконца припадала

Що ты титка напыкла,

Ныси нам до викна.

Як горяче – ныси нам,

Як холоднэ – ныхай вам!

Щедровальщица 2-я.  Щедрык, вэдрык,

Дайте варэнык,

Грудочку кашки,

Кильце ковбаски.

Щедровальщица 3-я.  Щедривочка щедрувала

До виконца прыпадала.

Що ты, тетка, напыкла?

Нысы швидче до викна!

Покы донэсэшь — Ручкы попэчешь!

Щедровальщица 4-я.  Я дивчинка молодэнька,

В мэнэ юбочка новэнька,

Черевычкы козловэньки,

Будтэ с празднычком здоровэньки!

Хозяйка выносит полную чашку вареников, других угощений и угощает щедровальщиц: «Угощайтесь, гости дорогие!»

Слайд 22 – 26.

ПОСЕВАНИЕ НА НОВЫЙ ГОД

Ведущий 1-й. Утро Нового года (14 января по новому стилю) начинается приходом посевальщиков. Считается, что от первого новогоднего дня зависит благополучие и удача в течение всего года.

Посевать ходили мальчики и парни и при этом говорили девушкам: «Все ваша власть кончилась!». Иногда кто-либо из парней  наряжался в женское платье. Этот обряд называли «водить Мыланку». Ребята надевали через плечо большие холщовые сумки, полные семян хлебных злаков, подсолнечника, гороха, фасоли. Появлялись на пороге и говорили: «Здравствуйте, хозяева, с Новым годом, с Васылем, с праздничком!». Мальчиков первым делом сажали на порог и просили «поквохтать», как курицы (чтобы квочки хорошо несли яйца в новом году). Когда они садились, их окропляли свяченой водой. Затем ребята начинали посевать.

Чтобы урожай был обильным, а хлеба стояли высокой стеной, зерна бросали сначала в святой угол, а потом подбрасывали вверх. Подкидывая зерна к потолку, посевальщики приговаривали:

  Посевальщик 1-й. Сею-вею, посеваю,

С Новым годом поздравляю,

Здравствуй хозяин с хозяечкой,

С Новым годом, с праздничком!

Посевальщик 2-й. Сею-вею, посеваю,

С Новым годом поздравляю,

Тох-тох, тарарох,

Зароди, Боже, горох,

Жито, пшэныцю,

Всяку пашницю.

Посевальщик 3-й. Дева Мария по полю ходыла,

По полю ходыла, Бога просыла:

«Зароди, Боже, жито-пшеныцю,

Жито-пшеницу, всяку пашныцю!»

Посевальщик 4-й. Ходэ Илья на Васыля,

Бог ёго знае, дэ вин бувае,

У чистом поли там плужок ходэ

За тим плужком сама Матирь Божья,

Ризу носэ, Бога просеэ:

«Зроды, Боже, жито-пшэныцю,

Всяку пашницю!»

Дэ царь ходэ, там жито родэ,

Дэ  царыця – там пшениця!

С Новым годом, с новым счастьем,

С Васылём днём!

Ведущий 1-й. После праздника зерна сметали с пола и половину отдавали домашней птице, чтоб она была здорова и хорошо неслась. А вторую половину сортировали: отделяли зерна разных культур друг от друга и смешивали эти святые «щедровальные» зерна с семенами будущего урожая, чтобы он уродился на славу.

СВЯТОЧНЫЙ ОБРЯД «МЫЛАНКА» В КУБАНСКИХ СТАНИЦАХ

Ведущий 2-й. Среди этих святочных праздников и обрядов был один осо­бый, наиболее трепетно ожидаемый — Мыланка. Как говорили, «вождение Мыланки» происходило вечером, в день святой преподобной Мелании — 13 января (по новому стилю), в Васильев вечер, в щедрый вечер, на­кануне Васильева дня 14 января. Изо всех святочных обрядов это был наиболее серьезный как по сложности и ха­рактеру обрядового действа, так и по составу участ­ников. Ведь в нем принимали участие в основном взрослые молодые люди, даже женатые и замужние. Подбиралась по голосам хорошо спетая группа в со­ставе семи-восьми человек. Из них выбирались цен­тральные персонажи обряда — Мыланка и Васылько, наиболее красивые девушка и парень. Ранее де­вушку старались подобрать и по имени, когда уже почти забытое имя — Мыланка — было распростра­ненным. Иногда, если не находилось подходящего парубка, Васыльком обряжали одну из девушек, оде­вая ее в мужскую одежду.

Мыланку одевали в традиционный обрядовый на­ряд — блузку или мужскую сорочку с вышитыми орнаментом низом, манишкой и манжетами. Юбку завешивали льняным вышитым рушником. Голову увенчивали венком из бумажных цветов, на который крепились разноцветные ленты, спадающие на плечи. Васылько тоже был в национальной вышитой рубахе, перевязан рушником, на шапке — цветок, наподобие свадебного. Был он обязательно с «ципком», то есть с железным посохом, увитым лентами и цветами.

Обрядовая группа набиралась, складывалась задол­го до щедрого вечера, и молодые люди готовились к «вождению Мыланки» тщательно. Это было предметом их гордости, возмож­ностью показать себя людям. Уже в ноябре начина­ли собираться на репетиции. Обыкновенно в станице заранее знали, у кого какая Мыланка будет, кто и как может спеть.

Были, конечно, и детские варианты обряда. Детский вариант тоже имел свою песню:

Мыланка ходыла,

Васыльку просыла:

Васылько, мий тату,

«Пусты мэнэ в хату.

Я жыто ны жала,

Золотый крест дэржала,

Золоту кадылныцю,

Надийтыся, люды,

До вас Хрыстос будэ.

Богу свичу ставтэ,

А нам калач дайтэ».

Святочный обряд Мыланки, безусловно, восходит к древним, еще дохристианским верованиям. Об этом говорят персонажи обряда, проходившего накануне Васильева дня. Святой Василий Великий считался покровителем свиней, и потому день 14 января считался «свиным праздником», и поросенок был главным угощением Васильева вече­ра. Позже, «закалывая кабана» именно к Святкам, станичники точно следо­вали давней традиции.

День святой Меланьи, или, как еще он назывался, Васильева коляда, был кануном Нового года, или Ва­сильева дня, и связывался с изобилием. Может быть, так память удерживала воспоминание о реальной, необрядовой Меланье. Преподобная Меланья, жившая в Риме в V веке, продала свое имение, раздала деньги нищим, а сама ушла в монастырь «для стяжания духовных богатств»…

Ведущий 1-й. И вот все готово к обряду. Тихий святочный вечер в станице. Все чутко вслушиваются в раннюю тем­ноту. Все ближе собачий лай, а потом и чавканье сапог по раскисшей от дождей улице. Подойдя ко двору, спрашивали: «Пустите Мыланку?» или «Пус­тите мыланкувать!» Хозяева уже знали, кто и как может петь, и поступали по своему усмотрению.

По приглашению хозяев вся ватага заходила в хату. Приветствовали хозяев и поздравляли с Но­вым годом. Становились лицом к образам и начи­нали петь. Потом шутили, показывали «козу». Все это пересыпалось прибаутками.

                      Щой  у вчора из вэчора

Пасла Мыланка два качора.

Вона пасла, загубыла,

Шукаючи, заблудыла.

Заблудыла в чистэ полэ,

Дэ Васылько плужком орэ.

А вин орэ, жыто сие,

А за ным услид зэлэние.

Ты, Васылько, мий таточку,

Пусты мэвэ у хаточку,

Буду тэбэ шануваты,

Щей русу косу заплитаты.

Наша Мыланка нэ робоча,

На ний сорочка парубоча,

Наша Мыланка нэ лэныва,

З вэчора й ложэчкы помыла.

На камини ложкы мыла,

Тарилочку й ложку упустыла,

Билэнькый хвартух замочила.

Ой, повисыла на воротях.

Повий, витрэ буйнэсэнькый,

Высуши хвартух билэсэнькый,

Буду я тэбэ шануваты,

Щей русу косу заплитаты.

Щей русу косу заплитаты

И до церковкы провожаты.

Участников обряда щедро одаривали. Не только конфетами, пряниками, пирогами, но и деньгами. Один из гостей был с мешком, в который складывались по­дарки. Кроме него, и особенно если в обряде участво­вали только девушки, приглашались парни для ох­раны Мыланки.

Обряд Мыланки был очень красочным, эффектным, и не только внешне, но и по своему духовному содер­жанию. В зримых формах, в образах Мыланки и Васылька, в сопровождающей песне воплощались иде­альное жизненное представление о прекрасном, веко­вая нравственная мудрость человеческого общения.

Выходя из хаты, кто-нибудь мог пошутить, «нашко­дить», то есть как бы заставить хозяев подольше по­мнить святочных гостей. К примеру, взять в сенцах большую  тыкву, вынести её на улицу и прислонить к двери снаружи. Вот будет потеха, когда хозяева не смогут открыть утром дверь.

Мыланка — так называли всю святочную группу, с шумом выходила на улицу и шла дальше, сопро­вождаемая собачьим лаем и чавканьем сапог по гря­зи (на Кубани – снег в эту пору редкость). И уже где-то на другом конце улицы слышалось: «Пустите Мыланку?» А хозяева долго, до поздней ночи, вспоминают и обсуждают святочных гостей…

Обряд Мыланки был столь ожидаем, что связы­вался с рядом примет и поверий. К примеру, говори­ли, что если Васильева ночь звездиста, то лето будет ягодисто, то есть урожайное.

О древнем народном происхождении праздника говорило и то, что Мыланку обыкновенно водили с козой – символом плодородия.

СЦЕНКА «ВОЖДЕНИЕ КОЗЫ»

Ведущий 2-й. Накануне Нового года или в первый день его водили козу. Этот красочный веселый обряд так же был призван обес­печить счастье и изобилие в наступающем году. Коза символизировала богатство, плодородие, обильный урожай. Недаром пели:

Ряженый 1-й. Дэ коза ходэ — там жито родэ,

Дэ коза рогом — там жито стогом,

Дэ коза топ – топ — там жита сто коп.

«Козой» обряжали одного из участников обряда, одевая его в тулуп и маску. Или же делали чучело — маска козы крепилась на палке. Иногда маска пред­ставляла собой холщовый мешочек с бородой из овчины и соломенными рожками. Чаще маску полностью делали из дерена. Нижнюю челюсть делали подвижной, и коза могла разевать рот в такт исполняемой песне. К рогам козы был подвешен колокольчик. Если маска была из холщового ме­шочка и овчинки, то туловище делали так: два исполнители роли козы держали две жерди, на которые набрасывали вывернутый мехом наружу полушубок. А если маска была вся из дерева, то исполнитель роли козы (один человек) накиды­вал такой полушубок на себя, и передвигался на корточках.

Свита козы (ряженые) была немногочисленна. Обычно были дид, цыган, поводырь, михоноша (он нес мешок для угощении), музыкант и группа исполнителей обрядовой пес­ни в праздничных костюмах. Обрядовая игра заключается в том, что коза и ее свита выполняет то, о чем поется в песне. Диалоги персонажей являются импровизацией.

Появляется поводырь с козой.

Поводырь: Хозяйка! Пустите козу?

Хозяка: Ой, заходьте! Заходьте!

Поводырь: Только коза — то у нас непоседливая, шкодли­вая. Смотрите.

(Хор запевает обрядовую песню, во время которой пово­дырь, коза и свита  ряженых ходят по двору):

Хор: Добрый вэчир вам, честным господам,

Мы ны сами йдэм, мы козу вэдэм,

И рогатую, бородатую.

Ныдавно бралы — була молода,

А тэпэрычкы состарылася,

Своих диточок ны прокормыла.

Та и пишла коза у станыцю Канивську,

А в станыци Канивський

Уси люды — стрэльци,

(в это время некоторые из ряженых казаков начинают прицели­ваться в козу из «ружей». Действие постепенно переходит в дом, где коза начинает «шалить», пытается «нашкодить», что-нибудь сломать, куда-нибудь влезть).

Хор: Хочут козу вбыть и со свита згубыть.

А це ж та коза их ны боицця,

(В это время «дид» выходит вперед, сердито смотрит на козу, поглаживая бороду)

Хор: Тилько боицця одного дида,

А в того дида сида борода

Як ударыв вин у правэ ухо,

 («Дид» подходит к козе и «бьет» ее в правое ухо).

Хор: А с лева уха потикла юха,

Тут коза впала, ны жива стала.

(Поводырь бьет «дида» кнутом, прогоняет его и начинает причитать над козой).

Поводырь: Ой, моя коза! Ой, моя риднэнька! Т щё ж я тэпэрь буду робыты! Господы Боже мий! Ой, да всэ ж було гарнэ… Да моя ж ты риднэнька… Ой да ты ж мэнэ молочком обслуживала!.. Да я же и усим дарыв тэ молоко… Молока богато було. Я прийшов, выкопав ямку, злыв туды молоко. От собакы набралыся, попылы, подралыся и попадалы в моло­ко… Ой, щё ж воны зробылы?! Сколотыли мэни масло. Я масло выбрав, продав, купыв соби шаровары. Та й начав жыты. От як було. А тэпэр щё ж мэни робыть? Хлопци! Кто у вас личить умие?

Ряженый 2-й: Я личу!

Поводырь: Ты?! А богато бэрешь?

Ряженый 2-й:  Ни-и!

Поводырь: Ну  от! Если устанэ коза — заплачу!

(1-й казак начинает делать «волшебные» движения руками);

Ряженый 2-й:  (таинственно, вполголоса):

Дэ йе — хай и йе,

А дэ нэма и хай и немае.

(Хор ряженых поют колядку, во время которой участники обыгрывают ее содержание; коза встает и начинает ходить по «двору»):

Хор:  А ты, михонос, дуй кози в нос,

А ты, Гаврило, дуй кози в рыло,

Посэрэдь двора стань коза жива,

Та й пройдысь по цёму двору,

По цёму двору господареву,

(Участники обряда одари­вают козу колбасой, пирогами, салом, овсом и т.д.)

Господарь йдэ — ковбасу нэсэ,

А на рижечкы — два пирижечкы,

А на хвостычок — сала кусочок,

Мирочку овса — тут колядка вся.

(То, чем одарена свита, михоноша собирает в мешок, благодаря хозяев)

СВЯТОЧНЫЕ ГАДАНИЯ

Ведущий 1-й: «Васильев вечер» (13 января) для кубанских девушек был очень важным днем.  Он приходился на восьмой день Святок, когда святочные гадания были в самом разгаре. Наши прапрабабушки думали, что святочные гадания на Васильев вечер  всегда сбываются и чтобы ни вышло по гаданию в этот вечер, то обязательно сбудется.

Святочные гадания в ночь с 18 на 19 января сопровождались иногда пением, а иногда таинственным молчанием. Существенный предмет гадания — суженый. В святочные дни девушки загадывали сны про своих суженых: «Загадаю сон со всех четырех сторон – с кем век вековать, того во сне увидать и по имени назвать»; гадали, глядя на зеркало приговаривая: «Ряженый, суженый, приди ко мне ужинать»; на петуха, заводя его в хату и, на выбор, предлагая ему пшено, воду, деньги или др. предметы. Петух сам выбирал предметы. К какому первому предмету подходил петух, гадали кем буде жених – суженый (тружеником и зажиточным хозяином, или пьяницей, или богатым денежным человеком и др.).

Богатый дом, назначаемый сборным местом для девиц, посылал «нарядных с делом» просить старых и молодых посидеть вечером: подразумевалось просить девушек на святочные игры и посиделки. К вечеру появлялась «бабка-позыватка»; ее угощали еще усерднее, потому что она ходила высматривать невест. Бабки-позыватки получали от девиц подарки, узелки с орехами, пряникоми и винными ягодами. Одаренная трубила по всем домам о любезности и красоте девушки, которая «в доме родителей сущий ангелочек».

В прежние годы съезжались девушки длинным  конным поездом; матушки неотлучно находились при своих дочерях. Рассказывали старые люди, что на Святки съезжалось званых гостей до ста человек и гуляли несколько дней сряду. Девичьи посиделки превращались в многодневные пиры.

Слайд 29 – 30.

КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ

Заканчивались Святки большим православным праздником Крещением Господним – 19 января. В этот день во всех православных храмах проводятся праздничные молитвы и водосвятие. Считается, что вода освященная на Крещение Господне обладает чудодейственной силой излечения и не портится долгое время. В ночь на 19 января проводится обряд купания в Иордани – проруби на реке. Находятся по сей день смельчаки, которые на крещенские морозы, веря в чудодейственную целительную силу воды, купаются в реке.

Таким образом, Святочные обряды Кубани являются самыми продолжительными и многозначительными празднествами народа, чьи традиции свято передаются из поколения в поколение.
                          Список использованных источников:
1. Литература Кубани: Хрестоматия для 5-11 кл. ср. школы: Учебное пособие. — Краснодар, 1995. 
2. Тексты кубанских колядок предоставлены, в том числе и жителями ст. Каневской.
Презентацию скачать здесь

Традиции, быт, культура кубанского казачества

Без казаков сегодня невозможно поддержание общественного порядка на Кубани, охрана природных ресурсов, военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения и подготовка молодежи к службе в армии. Весома роль войска и в общественно-политической жизни края. Поэтому десятилетие возрождения кубанского казачества стало событием для всех кубанцев.

Кстати, недавно появился и новый термин — «неоказачество». Кое-какие деятели пытаются оторвать казаков от древних корней, которые с молоком матери впитали в себя нынешние носители казачьей идеи — наши старики. Дескать, не было возрождения казачества, оно давно умерло. Но большинство жителей Кубани уверены, что не было разрыва исторических традиций и культуры казаков, казачий дух всегда присутствовал в наших хуторах и станицах, а поэтому говорить о неоказачестве кощунственно. Казачество обречено на расцвет, потому что идея возрождения пошла вглубь и вширь, привлекла к ним новых носителей казачьей идеи — нашу молодежь. Мы бережно храним традиции предков, поем дедовские песни, пляшем народные танцы, хорошо знаем свою историю, гордимся своими казачьими корнями. Значит — уверенно шагаем в третьем тысячелетие!

История Кубани

О традиционной народной культуре целесообразно начать с истории заселения Кубани, т.к. именно в этом историческом событии заложены истоки культуры кубанского казачества.

Кубань, в силу особенностей исторического развития, является уникальным регионом, где на протяжении двух веков взаимодействовали, взаимопроникали и формировались в одно целое элементы культур южно-русских, восточно-украинских и других народов.

Домостроение — важный элемент традиционной народной культуры. Это большое событие в жизни каждой казачьей семьи, дело коллективное. В нем обычно принимали участие, если не все, то большая часть жителей «края», «кутка», станицы.

Вот как строились турлучные дома: «По периметру дома казаки закапывали в землю большие и малые столбы — «сохи» и «подсошники», которые переплетались лозой. Когда каркас был готов, созывали родственников и соседей для первой мазки «под кулакы»- глину вперемешку с соломой забивали кулаками в плетень. Через неделю делали вторую мазку «под пальцы», когда глину, перемешанную с половой, вминали и разглаживали пальцами. Для третьей «гладкой» мазки в глину добавляли полову и кизяк (навоз, тщательно перемешанный с соломенной резкой)».

Общественные здания: атаманское правление, школы возводили из кирпича с железными крышами. Они до сих пор украшают кубанские станицы.

Специальные обряды при закладке дома. «На место строительства бросали клочки шерсти домашних животных, перья — «чтобы все водилось». Матку-сволок (деревянные брусья, на которые настилался потолок) поднимали на полотенцах или цепях, «чтобы в доме не было пусто».

Обряд при строительстве жилья. «В передний угол, в стену вмуровывали деревянный крест, призывая этим Божье благословение на обитателей дома.

После окончания строительных работ хозяева устраивали угощение вместо платы (ее не полагалось брать за помощь). Большинство участников приглашалось и на новоселье.

Внутреннее убранству казачьей xaты. Интерьер кубанского жилища был в основном одинаков для всех районов Кубани. В доме обычно было две комнаты: великая (вылыка) и малая хата. В малой хате находились печь, длинные деревянные лавки, стол (сырно). В великой хате стояла изготовленная на заказ мебель: шкаф для посуды: («горка» или «угольник»), комод для белья, сундуки и т.д. Центральным местом в доме был «Красный угол» — «божница». «Божница» оформлялась в форме большого киота, состоящего из одной или нескольких икон, украшенных рушниками, и стола — угольника. Часто иконы и рушники украшались бумажными цветами. В «божнице» сохраняли предметы, имеющие священное или обрядовое значение: венчальные свечи, «паски», как их называют у нас на Кубани, пасхальные яйца, просвирки, записи молитв, поминальние книжки».

Рушники — традиционный элемент украшения кубанского жилища. Их делали из тканей домашнего производства, обшивали с двух концов кружевами и вышивали крестом или гладью. Вышивка чаще всего проходила по краю полотенца с преобладанием растительного орнамента, вазона с цветами, геометрических фигур, парного изображения птиц.

Одна очень распространенная деталь интерьера казачьей хаты фотографии на стене, традиционные семейные реликвии. Небольшие фотоателье появились в кубанских станицах уже в 70-х годах XIX века. Фотографировались по особым случаям: проводы в армию, свадьба, похороны.

Особенно часто фотографировались в годы первой мировой войны, в каждой казачьей семье старались сделать снимок на память или получить фотографию с фронта.

Казачий костюм

Мужской костюм состоял из военной формы и повседневной одежды. Форменный костюм прошел сложный путь развития, и на нем больше всего сказалось влияние культуры кавказских народов. Славяне и горцы жили по соседству. Враждовали они не всегда, чаще стремились к взаимопониманию, торговле и обмену, в том числе и культурно-бытовому. Казачья форма утвердилась к середине XIX века: черкеска из черного сукна, темные шаровары, бешмет, башлык, зимняя бурка, папаха, сапоги или наговицы.

Форменная одежда, конь, оружие были составной частью казачьей «справы», т.е. снаряжения за свой счет. Казака «справляли» задолго до того, как он шел служить. Это было связано не только с материальными затратами на амуницию и оружие, но и с вхождением казака в новый для него мир предметов, окружавший мужчину-воина. Обыкновенно отец говорил ему: «Ну вот, сынок, я тебя женил и справил. Теперь живи своим умом — я более перед богом за тебя не ответчик».

Кровопролитные войны начала XX века показали неудобство и непрактичность традиционной казачьей формы на поле боя, но с ними мирились пока казак нес сторожевую службу. Уже в 1915 году в ходе первой мировой войны, которая остро обнаружила эту проблему, казакам разрешили черкеску и бешмет заменить на гимнастерку пехотного образца, бурку — на шинель, а папаху заменить фуражкой. Традиционная казачья форма была оставлена как парадная.

Традиционный женский костюм сформировался к середине XIX века. Он состоял из юбки и кофточки (кохточка), сшитой из ситца. Она могла быть приталенной или с басочкой, но обязательно с длинным рукавом, отделывалась нарядными пуговицами, тесьмой, самодельными кружевами. Юбки шили из ситца или шерсти, для пышности присборенные у пояса.

«..Юбки шили из покупного материала широкие, в пять-шесть полотнищ (полок) на вздернутом шнуре — учкуре. Холщовые юбки на Кубани носили, как правило, в качестве нижних, и назывались они по-русски — подол, по-украински спидница. Нижние юбки надевали под ситцевые, сатиновые и другие юбки, иногда даже по две-три, одна на другую. Самая нижняя была обязательно белой».

Значение одежды в системе материальных ценностей казачьей семьи было весьма велико, красивая одежда поднимала престиж, подчеркивала достаток, отличала от иногородних. Одежда, даже праздничная, в прошлом обходилась семье относительно дешево: каждая женщина умела и прясть, и ткать, и кроить, и шить, вышивать и плести кружева.

Казачья пища

Основой питания кубанской семьи являлись пшеничный хлеб, продукты животноводства, рыбоводства, овощеводства и садоводства. Наиболее популярным считался борщ, который варился с кислой капустой, с фасолью, с мясом, салом, в постные дни — с растительным маслом. У каждой хозяйки борщ имел свой неповторимый вкус. Это было обусловлено не только старанием, с которым хозяйки готовили еду, но и различными кулинарными секретами, среди которых было умение делать зажарку. Любили казаки вареники, галушки. Понимали толк в рыбе: они ее солили, вялили, варили. Солили и сушили на зиму фрукты, варили компоты (узвары), варенье, готовили арбузный мед, делали фруктовую пастилу; широко употребляли мед, из винограда делали вино.

На Кубани ели больше мяса и мясных блюд (особенно птицу, свинину и баранину), чем в других местах России. Однако и здесь очень ценились сало и жир, так как часто мясные продукты употреблялись как приправа к кушаньям.

В больших неразделенных семьях все продукты находились в ведении свекрови, которая выдавала их «дежурной» невестке. Пищу варили, как правило, в печи (зимой в доме, в кухне, летом — тоже в кухне или в летней печи во дворе): В каждой семье была необходимая простейшая утварь: чугуны, плошки, миски, сковороды, ухваты-рогачи, чаплейки, кочерги».

Крестьянско-казачья педагогика всегда следовала житейским заветам, в основе которых были от века идеалы строгой доброты и послушания, взыскательного доверия, совестливой справедливости, нравственного достоинства и прилежания к труду. В казачьей семье отец и мать, дед и бабка, учили главному делу — умению разумно жить.

В семье особым уважением пользовались старики. Они выступали хранителями обычаев, играли большую роль в общественном мнении и казачьем самоуправлении.

В казачьих семьях трудились не покладая рук. Особенно тяжелыми были полевые работы в страдную пору — уборка урожая. Работали от зари до зари, жить перебирались всей семьей в поле, домашними делами занималась свекровь или старшая невестка.

Зимой, с раннего утра до поздней ночи, женщины пряли, ткали, шили. Мужчины в зимнюю пору занимались всевозможным ремонтом и починкой построек, орудий труда, транспортных средств, их обязанностью был уход за лошадьми и скотом.

Казаки умели не только работать, но и хорошо отдыхать. В воскресенье и праздничные дни работать считалось грехом. С утра всей семьей отправлялись в церковь, своеобразное место духовного общения.

Традиционной формой общения были «беседы», «улицы», «посиделки». На «беседах» коротали время женатые и пожилые люди. Здесь обсуждали текущие дела, делились воспоминаниями, обязательно пели песни.

Молодежь предпочитала «улицу» летом или «посиделки» зимой. На «улице» завязывались знакомства, разучивались и исполнялись песни, песни и танцы сочетались с играми. «Посиделки» устраивались с наступлением холодов в домах девушек или молодых супругов. Здесь собирались те же «уличные» компании. На «посиделках» девушки мяли и чесали коноплю, пряли, вязали, вышивали. Работа сопровождалась песнями. С приходом парней начинались танцы и игры.

Обряды и праздники

На Кубани бытовали различные обряды: свадебный, родильный, имянаречение, крестины, проводы на службу, похороны.

«В развитии свадьбы выделяется несколько периодов: досвадебный, который включал в себя сватовство, рукобитие, своды, вечеринки в доме невесты и жениха; свадьбу и послесвадебный ритуал». В конце свадьбы главная роль отводилась родителям жениха: их катали по станице в корыте, запирали на горище, откуда им приходилось откупаться при помощи «четвертинки». Доставалось и гостям: у них «крали» кур, ночью замазывали известью окна. «Но во всем этом, не было ничего оскорбительного, бессмысленного, не направленного на будущее благо человека и общества. Старинные ритуалы намечали и закрепляли новые связи, налагали на людей социальные обязанности. Глубоким смыслом были наполнены не только действия, но и слова, предметы, одежда, напевы песен».

Как и по всей России, на Кубани чтили и широко отмечали календарные праздники: Рождество Христово, Новый Год, Масленицу, Пасху, Троицу.

Особым событием и торжеством в народе считали Пасху. Об этом говорят и названия праздника — «Вылык дэнь», Светлое Воскресенье.

Начинать об этом празднике надо с Великого поста. Ведь именно он — подготовка к Пасхе, период духовного и физического очищения.

Великий Пост длился семь недель, причем каждая неделя имела свое название. Особенно важными были две последние: Вербная и Страстная. После них следовала Пасха — светлый и торжественный праздник обновления. В этот день стремились надеть все новое. Даже солнце, замечали, ликует, меняется, играет новыми красками. Обновлялся и стол, заранее готовили обрядовую пищу». красили яйца, пекли паску, жарили поросенка. Яйца красили в разные цвета: красный — кровь, огонь, солнце; голубой — небо, вода; зеленый — трава, растительность. В некоторых станицах на яйца наносили геометрический рисунок — «писанки». Обрядовый хлеб паска, был настоящим произведением искусства. Старались, чтобы был он высоким, «голову» украшали шишками, цветами, фигурками птиц, крестами, смазывали яичным белком, посыпали цветным пшеном.

Пасхальный «натюрморт» — прекрасная иллюстрация к мифологическим представлениям наших предков: паска дерево жизни, поросенок — символ плодородия, яйцо начало жизни, жизненная энергия.

Возвратившись из церкви, после освящения обрядовой пищи, умывались водой, в которой находилась красная «крашенка», чтобы быть красивым и здоровым. Разговлялись яйцом и паской. Ими же одаривали нищих, обменивались с родственниками и соседями.

Очень насыщенной была игровая, развлекательная сторона праздника: вождение хороводов, игры с крашенками, в каждой станице устраивали качели, карусели. Кстати, катание на качелях имело обрядовое значение — оно должно было стимулировать рост всего живого. Завершалась Пасха Красной Горкой, или Проводами, через неделю после пасхального воскресенья. Это — «родительский день», поминовение усопших.

Отношение к предкам — показатель нравственного состояния общества, совести людей. На Кубани к предкам всегда относились с глубоким почтением. В этот день всей станицей шли на кладбище, вязали на крестах платки и полотенца, устраивали поминальную тризну, раздавали «на помин» еду и сладости.

Языковые особенности

Устная разговорная кубанская речь — ценный и интересный элемент народной традиционной культуры.

Она интересна тем, что представляет смесь языков двух родственных народов — русского и украинского, плюс заимствованные слова из языков горцев, сочный, колоритный сплав, соответствующий темпераменту и духу народа.

Все население кубанских станиц, говорившее на двух близкородственных славянских языках — русском и украинском, легко усваивало языковые особенности обоих языков, и без труда многие кубанцы переходили в разговоре с одного языка на другой с учетом ситуации. Черноморцы в разговоре с русскими, особенно с городским человеком, стали использовать русский язык. В общении со станичниками, с соседями, знакомыми, родными «балакали», т.е. говорили на местном кубанском диалекте. В то же время язык линейцев пестрел украинскими словами и выражениями. На вопрос, на каком языке говорят кубанские казаки, на русском или украинском, многие отвечали: «На нашем, казачьем! На кубанском».

Речь кубанских казаков пересыпалась поговорками, пословицами, фразеологизмами.

Словарь фразеологизмов говоров Кубани издал Армавирский педагогический институт. В нем собрано более тысячи фразеологических единиц типа: бай дуже (все равно), спит и курей бачит (чутко спит), бисова нивира (ничему не верящий), бить байдыки (бездельничать) и др. Они отражают национальную специфику языка, его самобытность. Во фразеологии — устойчивом словосочетании, запечатлен богатый исторический опыт народа, отражены представления, связанные с трудовой деятельностью, бытом и культурой людей. Правильное, уместное использование фразеологизмов придает речи неповторимое своеобразие, особую выразительность и меткость.

Народные промыслы и ремесла

Народные промыслы и ремесла — важная часть традиционной народной культуры. Кубанская земля славилась своими мастерами, одаренными людьми. При изготовлении любой вещи народный мастер думал о ее практическом назначении, но не забывал и о красоте. Из простых материалов — дерева, металла, камня, глины — создавались истинные произведения искусства.

Гончарное производство — типичный мелкий крестьянский промысел. В каждой кубанской семье имелась необходимая глиняная посуда: макитры, махотки, миски, плошки и т.д. В творчестве гончара особое место занимало изготовление кувшина. Создание этой красивой формы было доступно не всем, для его изготовления требовались умение и навык. Если сосуд дышит, сохраняя воду прохладной даже в сильную жару, значит мастер вложил частичку души в немудреную посуду.

Кузнечным делом на Кубани занимались издревле. Каждый шестой казак был профессиональным кузнецом. Умение ковать своих коней, брички, оружие и, прежде всего, всякую домашнюю утварь, считалось таким же естественным, как возделывать землю. К концу XIX века образовались центры кузнечного дела. В станице Старощербиновской, например, кузнецы изготавливали плуги, веялки и бороны. Они пользовались большим спросом в Ставрополье и в Донской области. В станице Имеретинской тоже изготавливали сельскохозяйственные орудия труда, а в мелких станичных кузницах ковали, что могли: топоры, подковы, вилы, лопаты. Заслуживает упоминания и мастерство художественной ковки. На Кубани она так и называлась — «ковань». Это тонкая и высокохудожественная обработка металла применялась при ковке решеток, козырьков, оград, ворот, для украшения ковали цветы, листья, фигурки зверей. Шедевры кузнечного ремесла того времени встречаются на зданиях XIX — начала XX века в станицах и городах Кубани.

Очевидцы и бытописатели из всех народных промыслов выделяли ткацкое производство. Ткачество давало материал для одежды и украшения жилища. Уже с 7-9 лет в казачьей семье девочки приучались к ткачеству, прядению. До совершеннолетия они успевали приготовить для себя приданое из нескольких десятков метров полотна: рушники, настольникл, рубахи. Сырьем для ткацкого ремесла служили в основном конопля и овечья шерсть. Неумение ткать считалось большим недостатком у женщин.

Неотъемлемыми предметами кубанского жилища были станы «ткацкие станки, прялки, гребни для изготовления нитей, буки — бочки для отбеливания холста. В ряде станиц холст ткали не только для своих семей, но и специально для продажи.

Наши предки умели мастерить домашнюю утварь ажурного плетения в славянском стиле. Плели из камыша, тальника, тростника колыбели, столы и стулья, корзины, лукошки, дворовые ограды — плетень. В станице Марьянской этот промысел сохранялся до сих пор. На рынках Краснодара можно увидеть изделия на любой вкус хлебницы, этажерки, мебельные гарнитуры, декоративные настенные панно.

Заключение

Российское общество в ходе преобразований столкнулось со сложными нравственными, политическими, экономическими проблемами, которые не могут быть решены без помощи гуманитарной науки. Людей волнуют заботы о будущем, но при этом у них никогда не иссякнет интерес к прошлому, к своей истории. Углубление в историю возвращает людям утраченные некогда ценности. Без исторических знаний не может быть подлинно духовного роста.

Человечество за свою историю накопило несметные богатства духовных ценностей, среди которых одной из приоритетных выступает культура. Культурные ценности обладают поистине чудесным даром — они направлены на идейное и духовное возвышение человека.

Развитие культуры определялось традициями литературной и духовной жизни народов. Это проявлялось в развитии системы образо­вания, культурно-просветительских учреждений, издательской деятельности, появления кубанской литературы, науки, искусства. Определенное воздействие на нее оказывала политика правительства войсковой администрации и церкви. Прежде всего, это касалось казачьего населения Кубани.

Дата публикации: 29.05.2019

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Обрядовые праздники донских казаков
  • Обрядовые праздники дагестана
  • Обрядовые праздники весны
  • Обрядовые праздники беларуси
  • Обрезание господне знак праздника