Обрядовый праздник день гусей

На Празднике "Каз омәсе". За рабочим процессом. Девушки на роднике моют гусе В с. Малая Сунь Мамадышского муниципального района РТ.

«Каз өмәсе» — это древний татарский обрядовый праздник. Поздней осенью жителями татарских сел проводится коллективная обработка гусиного мяса, пуха и пера. По традиции в этот день заготавливают впрок гусиное мясо и щиплют пух — на подушки, которые пойдут на приданое невестам.
Во время праздника татары устраивают посиделки, общаются и поют песни. «Каз өмәсе» показывает сплоченность и взаимовыручку народа, он объединяет людей. Этот праздник не только помощь в деле ощипывания гусей и обработке мяса – это школа домоводства, хороших традиций, бережно хранимых с незапамятных времен.

Форма бытования ОНКН

Бытующая

Место бытования

деревни Старые Юмралы, Багишево, Большие Болгаяры, Старые Енали и Ст.Еналинский Апастовского района, деревня Азимово-Курлебаш Камско-Устьинского района, село Малые Суни Мамадышского муниципального района

Конфессиональная принадлежность

Ислам

Этническая принадлежность

Татары

Развернутое описание ОНКН

Национальный праздник «Каз өмәсе» (худ. перевод. «Гусиное перо») уходит своими корнями в древние времена и передается из поколения в поколение с целью сохранения национальных традиций.

«Каз өмәсе» — является значительным событием в татарской семье. Это не только работа, но и время общения, развлечения, веселье, случай показать себя.

Во время праздника татары устраивают посиделки, общаются и поют песни. 

Пришедшие на помощь женщины постарше присматриваются к девушкам, выбирая мысленно невесту своему сыну.

Гусь считается первым из птиц, прирученных людьми. Предки с большим желанием держали эту птицу. Издавна татары разводили гусей, прием в больших количествах.

Татарской душе очень нравится весело гогочущий гусь с белым оперением.  Гусь, не утруждая свою хозяйку, сам идет к реке и, возвращаясь домой, ест корм. Самым вкусным мясом у татар считается гусятина. Из нее делают самые всевозможные блюда.

Верх татарстанской кулинарии – это вяленый гусь. Ценится и гусиный жир, как кулинарный, так и лекарственный продукт при обморожениях и простуде. Если в доме живет молодой человек или девушка на выданье, то в хозяйстве оставляют пару гусей на свадьбу. Из гусиного пуха делают подушки, одеяла. Татарский дом без этих подушек – не дом. Ни одну девушку на выданье не представишь без горы подушек, набитых гусиным пером. Подушки, наполненные пухом, перины — символ достатка в семье, обязательная часть приданого невесты. Когда пекут что-нибудь из теста, используют кисточку из гусиного крылышка. За год до свадьбы солят и сушат гуся, готовя его в качестве приданого. Этих гусей, украшая, выносят к свадебному столу на красивых блюдах и гости ни где такого вкусного блюда уже не попробуют.

Существуют серьезные риски исчезновения обряда в связи с разрушением традиционного уклада жизни. Нарушению преемственности способствует переезд молодежи в города и естественная убыль представителей старшего поколения – носителей традиции.

Обряд древний, и само его имя Каз өмәсе вмещает в себя множество смыслов. Во-первых, гусь — это не только красивая метафора, он — кормилец в татарских деревнях. Во-вторых, если в одной из семей собрались заколоть свое гусиное стадо, в работе и в сопровождающих ее обрядах помогают соседи и родственники.

Есть еще и третий, более глубокий, смысл. Как и в любом деле, в разведении гусей мусульманину помогает Аллах: именно потому гусиный праздник наполнен обрядами.

Обряд направлен на потребность в дружбе, взаимопомощи. Женщины соревновались в мастерстве ощипывания гусей, учили девочек этому делу. Этот обряд становился настоящей школой домоводства.

Каз өмәсе – это праздник для всего села. В этот день на заборах домов вывешиваются красочно оформленные плакаты, рисунки гусей и гусят, старинные полотенца, паласы с вышивкой татарскими национальными узорами и другие рукоделия. Также украшают лошадей и молодые парни с песнями под гармонь объезжают все улицы деревни, созывая сельчан на праздник.

Этот кропотливый и трудоёмкий процесс имеет свои особенности: начинается он с раннего утра, а продолжается до позднего вечера. Утром женщины и девушки деревни собираются в дом, где проводится «каз өмәсе». После забоя птиц приступают к работе, которая сопровождается общением, шутками, песнями и прибаутками, передавая тем самым суть данного процесса.

Пока они работают, хозяйки в доме готовят угощения: ароматный бульон из гуся и огромный вкусный балиш, блины и другие татарские национальные блюда. Пышные блины в дровяной печи, смазанные гусиным растопленным жиром —  главное украшение праздника. Блинами угощают всех жителей села и гостей.

После забоя женщины надувают гусей через отверстие в горле. Затем гладят горячим утюгом через марлю. После глажки гусей ощипывают, опаливают. Следующий процесс – это обмывка: сначала моют в очень горячей воде, затем в холодной, после полоскания удаляют внутренности, снова моют.

После этого нарядно одетые молодые девушки на коромыслах несут гусей мыть на родник в ледяной воде. Их сопровождают с песнями молодые люди в национальных татарских костюмах и жители села, гости. Девочки –подростки разбрасывают перья гусей по тропинке к роднику, чтобы на следующий год гусей было еще больше.

У родника продолжается веселый народный праздник с хороводом, плясками, песнями, народными играми. Наиболее часто поются песни на татарские народные мелодии, например:

Кыз балалар каз юалар

Чишмәнең суларында,

Каз йөрәген юган кызның

Кем икән уйларында.

Кыз балалар каз юалар

Куллары салкын микән,

Куллары салкын булса да

Йөрәге ялкын икән

Кыз балалар каз юалар

Карлы — бозлы сулары.

Йөрәгемә куеп җылыт

Өшегәндер кулларыңны.

Каз өмәсе, каз өмәсе

Өмәләргә бараем

Казы- сиңа, кызы- миңа

Үпкәләмә агаем.

Перевод: Девушки гусей моют

В водах родника.

Молодая, озорная

О ком думает она?..

Девушки гусей моют

Руки ли холодные?

Пускай руки холодные,

Сердце пламенное.

Девушки гусей моют

Воды — ледниковые

Согрею, моя родная,

Сердцем влюбленным. 

Гуси, гуси подоспели

Идем на субботники

Гусь — тебе, дочь — мне

Не обижайтесь, дяденьки.

Вечером девушки снова собираются в тот дом на посиделки, ощипывают пух больших перьев, набивают подушки пухом. Подходят парни. У входа в дом самые бойкие девушки встречают их, предлагая выкупить у них гусиные крылья. Надо проявить остроумие и смелость, чтобы достойно ответить на девичьи колкости. Кто мог выкупить – тот становился желанным гостем. Праздник «Каз өмәсе» рассматривали как повод найти себе невесту. Ведь можно посмотреть, как девушки ведут себя в хозяйстве и общаются со старшими.

Одной из важнейших закономерностей праздника, как национального явления, является его вариативность, которая предполагает локальные различия в форме бытования. В деревнях Старые Юмралы, Багишево, Большие Болгаяры, Старые Енали и Ст.Еналинский Апастовского района, д. Азимово-Курлебаш Камско-Устьинского района и с. Малые Суни Мамадышского муниципального района Республики Татарстан ежегодно устраивают древний обрядовый праздник «Каз омэсе», чтя местные традиции.

С древнейших времен, поздней осенью, обычно с первым ледоставом, жителями татарских сел проводилась коллективная обработка гусиного мяса, пера и пуха. Апастовский край славен трудолюбивым и любящим свои традиции народом. Традиция разводить гусей одна из самых древних, и учитывая, что многие обряды забываются, этот обряд крепко сидит в душах людей нашего края.

Праздник в Апастовском районе начинается с первого дня зимы и продолжается до тех пор, пока вся деревня не вправлялась с урожаем белого пера. Есть хозяйства, содержащие до 300 голов гусей. И вся деревня собирается у этих хозяев на праздник «Каз омэсе».

Раньше на праздниках девушки на выданье соревновались меж собой в мастерстве ощипа, шуток и пения. А холостые парни окружали соколами вокруг дома, выглядывали невест, подкрадывались к окнам, выдумывая срочные поручения, чтобы хоть на минутку побывать в самом доме.

На этот праздник только способных девушек приглашали. Первая пришедшая девушка занимала почетное место за столом.

И в наше время празднование обряда «Каз омэсе» очень актуально в Апастовском районе.

Как воспоминает жительница деревни Малые Болгаяры Апастовского района Сибгатуллина Диляра Габдуллазяновна (1938), «обряд «Гусиное перо» расцветала в 90-ых годах. Гусей стали держать много и естественно рабочий силы понадобилось больше. Начали щипать гусей со всей деревней, и труд преобразовался как праздник, то есть труд и отдых совмещали. Ощипанных гусей несли к реке или источнику воды, повесив их на коромысло. Во время мытья гусей все общаются и поют песни. В основном праздничные песни сопровождаются под  аккомпанемент гармони».

  • Ощипанных гусей несут к источнику воды (роднику), повесив их на коромысло. Идут к роднику. Село Давликеево 2018 год

В Апастовском районе поют такие песни:

Эх кунелле омэсе

Шунда яшьлэр жыела.

Шунда уйнап, шунда жырлап,

Шунда яшьлэр соелэ.

Перевод: Эх весело помочи

Там собраются молодые

Там играют и поют

Там находят половинок.

И конечно же во время работы обязательно поется песня «Каз канаты».

Каз канаты кат-кат була,

Ир канаты ат була.

Чит җирләрдә бик күп йөрсәң,

Сөйгән ярың ят була.

Каз канаты каурый-каурый,

Хатлар язарга ярый;

Уйнамагач та көлмәгәч,

Бу дөнья нигә ярый?

Каз канатларын эзләргә

Төштем су буйларына.

Су буйларында йөргәндә

Син генә уйларымда.

Перевод: Крепкое крыло у гуся,

Конь – крыло мужчины, знай:

Долго будешь на чужбине –

Станет чуждым отчий край.

Острое перо у гуся,

Пиши письма, не ленись.

Без игры да без веселья

Пропади такая жизнь.

В поисках гусиных крыльев

К берегу спустился я.

Только о тебе все мысли

Вдоль по берегу бродя.

По воспоминаниям Салаховой Альмиры Фаттаховны, заведующей Ст.Еналинским сельским клубом:

При чистке внутренностей гуся снимали с шеи гусиную горловину (каз үңәче, каз куразы) и сушили в печке, и на следующий год парни приносили сушеную горловину и положили её на лавочку, непоказывая девочкам. Когда человек садился, он издавал своеобразный звук. Юноши и девушки находили это забавным и смеялись над ним. Этих горловин даже использовали для свиста

Ярмиева Фарида Шайхутдиновна (1946) рассказала об интересных моментах щипания гусей в деревне Багишево Апастовсского района: «Праздник Каз өмәсе издавна имело свои особенности. Каждому из приглашенных на субботник выделяется работа. Один человек отрубает гусиную голову и, надув на шею, привязывает ее; другие отрубают гусиные крылья и вырывают под крыльями семь запрещенных шерстинок (харам йон) (эту запрещенную шерсть нельзя было допускать на подушках). Третьи же заносят гусей в дом для выщипывания (сейчас уже выщипывают в бане). Чтобы на гусях не оставалось мелких шерстинок, ее прижигали в огне, сейчас применяют специальные газовые болоны. Раньше когда еще игрушек почти не было, гусиную горловину и в селе Багышево не выбрасывали, ее сушили и засыпали внутрь горох, и она использовалась как отличная игрушка для детей».

Самое интересное бывало вечером девушки, женщины, парни собираются в дом где была «Каз омэсе», и праздновали, пели песни танцевали играли весь вечер. К столу подаётся суп-лапша, сваренный из гусиного мяса, балеш с гусиного мяса.

Но настоящее время конечно уже таких сцен в настоящей жизни не можем увидеть, все осталось в прошлом. А вот на сцене проводится каждый год. Этот праздник, хотя и носит чисто татарское название «Каз омэсе» — является общенародным. И празднуют его народы всех национальностей, живущие в Апастовском районе. С каждым годом, праздник проводится по новому, придумываются интересные идеи.

  • Баня Залялиевых, село Булым Булыхчи Апастовского района, ощипывание гусей, 2017 год

Праздник проводится ежегодно жителями дер. Азимово — Курлебаш в конце ноября, начале декабря, ежегодно в соответствии с традициями населенного пункта.

Уходит корнями в глубокую древность. Обычно с первым ледоставом жителями татарской деревни проводят коллективную обработку гусиного мяса, пера и пуха. По традиции в этот день заготавливают впрок гусиное мясо и щиплют пух — на подушки, которые пойдут на приданое невестам, жители села собираются на посиделки, поют песни.

Гусь – один из древнейших домашних птиц, предки знали в ней толк. Татарской душе очень нравится весело гогочущий гусь с белым оперением. Гусь, неутруждая свою хозяйку, сам идет к реке и, возвращаясь, домой, ест корм. Из гусиного пуха делают подушки, одеяла. Когда пекут что-нибудь из теста, используют кисточку из гусиного крылышка. Ни одну девушку на выданье не представишь без горы подушек, набитых гусиным пером. Да татарский дом без этих подушек – не дом. За год до свадьбы солят и сушат гуся, готовя его в качестве приданого. Этих гусей выносят к свадебному столу на красивых блюдах и гости, не отказываясь, приступают к еде. А гусиный жир обладает лечебными свойствами.

По традиции хозяин дома зовет гостей. Гусиному празднику предшествует молитва, которую читают либо старейшины, либо мулла. После мужчины непосредственно забивают гусей, женщины ощипывают гусей, ведут разговоры на разные темы. Затем тушки несут к реке на коромыслах. На берегу их ждут мужчины.   Тушки гусей после ополаскивают в проруби. Во время мытья гусей они общаются, поют песни. Затем мужчины на гармонях, исполняют мелодии, провожая женщин до самого дома. Женщины и хозяйка дома, куда все направляются, помимо приготовленного мяса гуся, предлагают и другие вкусные угощения – балеш (тесто с мясной начинкой) и смазанные гусиным жиром блины. К вечеру в этом доме собираются гости, накрывается стол. Сначала к столу подается суп-лапша, сваренный из гусиного мяса. Затем предлагается приготовленный из печени и легких балеш, и в самом конце нарезанное кусками мясо гуся. Заготавливается гусиное мясо, которое до весны будет кормить семью.

  • Обрядовый праздник "Каз өмәсе" в деревне Азимово - Курлебаш Камско-Устьенского района

Нарядно одетые молодые девушки на коромыслах несут гусей мыть на родник в ледяной воде

Наименование файла изображения

Нарядно одетые молодые девушки на коромыслах несут гусей мыть на родник в ледяной воде

Фотоматериалы МБУ «Районный Дом культуры» Мамадышского муниципального района РТ, фонд №1 (фотофонд). 

ФИО автора

Хузин Фарит Габдельхакович

Время создания

10.11.2019

Регион создания

Республика Татарстан

  • Мамадышский

Место создания

с. Малая Суни

Ощипанных гусей несут к источнику воды. У ворот дома Исмагиловых, с. Булым Булыхчи, Апастоский район

Наименование файла изображения

Ощипанных гусей несут к источнику воды. У ворот дома Исмагиловых, с. Булым Булыхчи, Апастоский район

Фотоматериалы МБУ  «Районный Дом культуры» Апастовского муниципального района РТ, фонд №2 (фотофонд). 

Время создания

21.11.2021

Регион создания

Республика Татарстан

  • Апастовский

Библиография

Служебная информация

Экспедиция

1. Фольклорно-этнографическая экспедиция:

— с. Малая Суни, Мамадышского муниципального района Республики Татарстан, 2018г. 

— Дата год, собиратели: 10 ноября 2918 года, Хузин Фарит Габдельхакович, Галкина Роза Павловна.

— Место фиксации: Малосуньский СДК, Мамадышского муниципального района РТ.

— Место хранения: МБУ «Районный Дом культуры» Мамадышского муниципального района РТ.

2. Фольклорно-этнографическая экспедиция:

— Год, собиратели: 2021 г. Вафина С., Валиева Р.Н.,Нургалиева Г.Р.Салахова А.Ф.

— Место фиксации: Апастовский район

— Место хранения: Районный Дом культуры

— История выявления и фиксации объекта: Сибгатуллина Диляра Габдуллазяновна (1938) 2021 год д.Малые БолгаярыГайфуллина Таслима Салиховна д.Тутаево 2021 год, Ярмиева Фарида Шайхутдиновна (1946) д.Багишево 2021годСалахова М. (1933) 2021год.

3. Фольклорно-этнографическая экспедиция:

— ГБУ Ресурсный центр внедрения инноваций и сохранения традиций в сфере культуры Республика Татарстан

— Место фиксации: Республика Татарстан, Камско-Устьинский район, д. Азимово-Курлебаш

— ГБУ Ресурсный центр внедрения инноваций и сохранения традиций в сфере культуры Республика Татарстан

— История выявления и фиксация объекта 2019 год.

. Подарить гуся и не нервировать домового

Обновлено 28 сентября 2022, 06:21

Shutterstock

По народному календарю на 28 сентября выпадает Никита Гусятник. Название праздника, с одной стороны, связано с днем памяти Никиты Готфского, которого православная церковь почитает, как великомученика. Никита жил в IV веке на берегах Дуная, проповедовал христианство среди своих земляков и не отрекся от своей веры под пытками язычников.

Народная приставка «Гусятник» у этого праздника появилась в связи с тем, что в старину на Никиту крестьяне начинали забой гусей, откормленных за лето. Дикие гуси в это же время, как раз улетали в теплые края, и охотники стремились успеть подстрелить последнюю пернатую дичь. Добытого гуся ставили на стол, в запеченном виде он становился главным блюдом в этот день.

Традиции и приметы про 28 сентября

Гуся ели не только сами, но и подносили его в виде угощения водяному, чтобы отвести несчастья от дома и домашнего скота и птиц.

В народе в этот день наблюдали за полетом перелетных птиц и пытались предсказать зиму, приговаривая: «Гуси летят — зимушку на хвосте тащат, снег несут». Считалось, что высоко летящие гуси — к сильному половодью весной. По повадкам гусей делали выводы о ближайшей погоде: птица стоит над лужей и поджимает одну ногу — к скорым заморозкам, а если гусь плескается в воде — к теплу. Над любителями хорошо отметить праздники подшучивали: «Если гусь заговорил с тобой, знать, хорошо ты Никиту Гусятника отметил».

Что можно делать 28 сентября

Надо продолжать уборку урожая на дачах и огородах. В старину 28 сентября посвящали сбору грядок репы и называли этот день Репорез. Поэтому и сейчас можно приготовить репу и подать на стол в любом виде: пареную, вареную, пироги с репой или кашу из репы.

Малышам родители в этот день могут рассказать сказки про репку и загадать подходящие по теме многочисленные загадки:

  • «В землю — крошки, из земли — лепешки»;
  • «Кину кидком, вырастет клубком, под зеленым садком с хвостиком»;
  • «Кругла, да не деньга; красна, да не девка; с хвостом, да не мышь»;
  • «Сверху зелено, посередке толсто, к концу востро».

Про гуся также не забываем — если есть возможность, он и в наши дни может украсить стол на Никиту Гусятника. Еще раньше верили, что для примирения после ссоры надо подарить своему противнику гуся. После такого подарка все разногласия будут забыты.

Чего нельзя делать 28 сентября

На Никиту Гусятника нельзя быть в одиночестве — надо позвать гостей, самому отправиться в гости или многолюдное место, чтобы в будущем не остаться в одиночестве.

Надо держаться подальше от водоемов, чтобы не утащил суровый и сердитый водяной: он как раз этот день готовится к зимовке, и смягчить его настроение можно только вышеупомянутым выше гусем.

Нельзя нервировать и другого духа — домового, он в этот день как раз пересчитывает домашнее имущество, поэтому запрещено 28 сентября отдавать что-то из дома даже на короткий срок. Незамужним девушкам не советовали смотреть на перелетных гусей, иначе можно второю половинку не встретить до тех пор, пока птицы обратно не вернутся.

Кто родился 28 сентября

28 сентября 1924 года родился Марчелло Мастроянни, итальянский актер кино и театра («Сладкая жизнь», «Восемь с половиной», «Вчера, сегодня, завтра», «Брак по-итальянски»).

В 1934 году 28 сентября стал днем рождения французской актрисы, модели и певицы Брижит Бардо. Звезде исполнится 88 лет. Она известна ролями в фильмах «И Бог создал женщину», «Барбарелла», «Опасные связи» и была секс-символом 1950–1960-х годов. Позже она основала собственный фонд защиты животных «Фонд Брижит Бардо».

Британской актрисе Наоми Уоттс 28 сентября исполнится 54 года. Она снялась в картинах «Невозможное», «Твин Пикс», «Разрисованная вуаль», «Кинг-Конг».

4 марта, 2019

«Каз омэсе» татарский обрядовый праздник в деревне Юлгутла

«Каз омэсе» — это древний татарский праздник. «Каз омэсе» — это гусиное перо или праздник гуся. Также он встречается и у башкирского народа Кувандыкского городского округа. Этот осенний календарный праздник уходит корнями в глубокую древность.

С древнейших времен, поздней осенью, обычно с первым ледоставом, жителями татарских сел проводилась коллективная обработка гусиного мяса, пера и пуха. Соседи и родственники за работой ощипывания гусей соревнуются между собой в мастерстве ощипа. По традиции в этот день заготавливают впрок гусиное мясо и щиплют пух — на подушки, которые пойдут на приданое невестам. Во время праздника татары устраивают посиделки, общаются и поют песни.

Место бытования ОНН:

*  Российская Федерация, Оренбургская область, Кувандыкский городской округ, деревня Юлгутла

Формы жанровых направлений ОНН:

*  Празднично-обрядовая культура – обрядовый праздник

ОНН зарегистрирован:

ГАУК «Региональный центр развития культуры Оренбургской области», Номер: ORN252

Полное наименование: ГАУК «Региональный центр развития культуры Оренбургской области»

Адрес: 460000, г. Оренбург, ул. Пролетарская, д. 24.

Наименование ОНН: «Каз омэсе»

Сведения, относящиеся к наименованию: Каз омэсе – ощипывание гуся, обработка гусиного мяса, пера, пуха, национальный обрядовый праздник.

Форма выражения ОНН: обрядовый праздник.

Современное место бытования ОНН:

Российская Федерация, Оренбургская область, Кувандыкский городской округ, деревня Юлгутла.

Полное наименование: Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Централизованная клубная система» муниципального образования Кувандыкский городской округ Оренбургской области

Адрес: 462241, Оренбургская область, г. Кувандык, ул. Строителей, 9.

Лица, имеющие отношение к ОНН:

ФИО: Филатова Елена Геннадьевна

Тип ответственности: Исследователь

ФИО: Абульмамбетова Римма Рашитовна

Тип ответственности: Носитель

ФИО: Душанбина Хатира Юмагулловна

Тип ответственности: Носитель

Организации, имеющие отношение к ОНН:

Наименование: Централизованная клубная система

Тип ответственности: учреждение

Местонахождение: 462241, Оренбургская область, г. Кувандык, ул. Строителей, 9.

Сведения об особенностях ОНН:

Форма бытования: национальный обрядовый праздник.

Исключительность/Ценность: Национальный праздник гуся уходит своими корнями в древние времена. Суть этого праздничного обряда передается в деревне Юлгутла из поколения в поколение с целью сохранения национальных традиций. «Каз омэсе» показывает сплоченность и взаимовыручку народа, он объединяет людей. Этот праздник не только помощь в деле ощипывания гусей и обработке мяса – это школа домоводства, хороших традиций, бережно хранимых с незапамятных времен. Но в тоже время «Каз омэсе» — это не только работа, но и время общения, развлечения.

Сведения о действиях над/с ОНН:

Тип действия: Сохранение

Наименование действия: Собирательская и исследовательская деятельность

Этнокультурная принадлежность: татарская, башкирская

Ключевые слова: гусиное перо, национальный обрядовый праздник, заготовка гусиного мяса

Техники исполнения ОНН:

Техника исполнения

Наименование: проведение национального праздника

Краткое описание: «Каз омэсе» — праздник гуся, проводится как у татарского, так и у башкирского народов в сельских поселениях Кувандыкского городского округа.

Когда выпадал первый снег, и земля замерзала, начиналась заготовка гусей.  Гусь считается первым из птиц, прирученных людьми. Предки с большим желанием держали эту птицу. Издавна татары и башкиры разводили гусей, причем в больших количествах. Подушки, наполненные пухом, перины — символ достатка в семье, обязательная часть приданого невесты. Самым вкусным мясом у татар считается гусятина. Из нее делают самые всевозможные блюда. Ценится и гусиный жир, как кулинарный, так и лекарственный продукт при обморожениях и простуде. Если в доме живет молодой человек или девушка на выданье, то в хозяйстве оставляют пару гусей на свадьбу. Праздник гуся является значительным событием в татарской или башкирской семье. Это общение, веселье, случай показать себя. Пришедшие на помощь женщины постарше присматриваются к девушкам, выбирая мысленно невест порасторопнее. Процесс ощипывания гусей в деревне Юлгутла тоже имеет свою особенность и начинается он с раннего утра и до позднего вечера. Утром женщины деревни собираются в одном месте, все вместе поют и общаются. А вот затем приступают к работе, которая сопровождается песнями и прибаутками.

После забоя птицы, гусей надувают через отверстие в горле. Затем гладят горячим утюгом через марлю. После глажки гусей ощипывают, опаливают. Следующий процесс – это обмывка: сначала моют в очень горячей воде, затем в холодной, после полоскания удаляют внутренности.

Но процесс полоскания в воде на этом еще не закончен. После удаления внутренностей гусей раньше несли мыть  на реку Сакмара в ледяной воде. На современном этапе развития этого древнейшего обычая этот процесс претерпел изменения. И на данном этапе последним ополаскиванием занимаются во дворах, полоща туши в бочках или корытах с ледяной водой из колодцев или водяных колонках. Затем женщины готовят разные блюда из гуся. Вечером приглашают всех за общий стол, накрытый в одном из домов, или собираются в сельском клубе, где поют, играют, веселятся.

Сведения об особенностях распространения и использования ОНН:

Способы передачи традиций:

Традиции празднования «Каз омэсе» передаются от старшего поколения. Для передачи используются как словесные, так и наглядно-демонстрационные методы. Ежегодно в сельском клубе или в доме одной из хозяек старшего поколения проводятся праздничные посиделки, куда приглашаются молодые люди деревни. За работой жители села общаются, шутят, поют песни, передавая тем самым суть данного праздника.

Формы фиксации ОНН:

Фотофиксация:

Процесс ощипывания гусей.

Сведения об обнаружении ОНН:

Российская федерация. Оренбургская область. Кувандыкский городской округ. д. Юлгутла

Время бытования (дата обнаружения): 1925 год

From Wikipedia, the free encyclopedia

The Day of the Geese, also known as Antzar Eguna, is a competition held as part of the San Antolín festival in the Basque fishing-town of Lekeitio, in which participants attempt to decapitate a goose suspended on a rope above the town harbor. Chicken are also often used.

As their boats pass underneath, young men attempt to jump off and grab the goose (which has been coated in grease) and remove its head. To add to the challenge, spectators on either side of the harbor pull the rope taut and then let it fall slack, dunking the participant in the bay.[1] This is repeated until either the young man has been shaken loose — in which case the next participant takes his place — or he has successfully removed the head of the goose. Any dispute as to who has won is resolved by a rowing race around San Nicolas Island in the middle of Lekeitio Bay. As a prize, the winner of the competition gets to keep the goose.

History[edit]

Origins[edit]

The Basque Country, or Euskal Herria, consists of seven regions straddling the border between Spain and France on the coast of the Bay of Biscay near the Western end of the Pyrenees mountains. Lekeitio is located in the province of Vizcaya or Bizkaia. The Basque population is currently around three million. They are considered to be Europe’s oldest culture, having record of inhabiting their current region in 77 B.C. Some believe that due to physical differences between Basques and other Europeans, such as unique cranial differences, that Basques are direct descendants of the Stone Age inhabitants of the Pyrenees Mountains.[2] The extended history and unique culture of this people has been well preserved in modern times.[3] While the rest of Spain no longer holds this competition as a part of the San Antolin festival, the Basques have kept this tradition alive, except for the geese, which nowadays are dead before being used in the festival.[4]

At this festival and others many games and contests are held which reveal the competitive spirit of the Basques. Traditional athletic competitions and games reflect the demanding physical tasks of everyday life for early Basques. For example, wood chopping and stone-lifting competitions derived from such tasks as chopping firewood and mining. These tasks and athletic contests require strength and endurance, hence the value placed on these attributes in Basque society, and hence the obvious focus on strength and endurance in the Day of the Geese competition. The tradition is said to come from when fishermen from the port caught the animals while out at sea and competed amongst each other to take them home.[5]

San Antolin Festival[edit]

Catholicism, brought to the Basques by Christian missionaries, replaced early pagan beliefs in the 4th and 5th Centuries. Most of the festivals and banquets are held in celebration of a particular Saint in the Catholic Church. The Antzar Eguna used to be held during the Andra Mari or San Roque festival until 1877. The event also used to be held in the village square using horses in place of boats until 1722 when they started doing it in the harbor. This festival is known to have been celebrated for the past 350 years from 1 September through the 8th.[6] But pretty much its held in vaine of two Fishermen, Victor Reez and Tony Valdez who started the tradition back in 1722.

Culture[edit]

Mari, goddess of Basque Mythology

Gender[edit]

In contrast to other traditional European societies which very much functioned on a patriarchal system, early Basques functioned on a more matriarchal system. Women could own property and hold leadership positions and were even «head of the lineage» in their families. There was much more equality between the sexes than most anywhere else at that time. However, most of the strenuous physical labor was the responsibility of the males. This explains why males are the sole competitors in the Antzar Eguna. This competition was also a way for young men to prove their strength and eligibility to the young women of the town.[6]

Animals[edit]

Unlike many European societies, most of the land belonged to farmers and not to the Church or King. Therefore, the traditional Basque occupations were agricultural, such as farming and sheepherding. Dependence on the weather for successful turnouts in their crops resulted in a pagan belief system centered on the weather and other elements of nature, such as animals. The main goddess Mari and her consort Sugaar, were believed to often take on the forms of various animals. With the introduction of Christianity these beliefs faded, but animals still have cultural significance and symbolism.[3]

Animal rights concerns[edit]

Animal rights advocates object to the many Spanish traditions that involve the death of an animal as a form of amusement. While most often targeting bullfighting, Antzar Eguna has been attacked as well and as a result dead geese are now used in place of live ones. It is particularly offensive to some due to the mutilation of the goose involved. While holding the event with a dead goose protects the animal from prolonged suffering, the practice is still controversial. Those in favor of allowing the practice to continue argue that it is a part of Basque culture. Those opposed to the practice feel humaneness should take precedence over tradition.[7]

See also[edit]

  • Goose pulling

References[edit]

  1. ^ «Snapshots — September 7, 2006». The Sydney Morning Herald. 7 September 2006. Retrieved 2 May 2011.
  2. ^ Woodworth, Paddy. The Basque Country: A Cultural History. New York: Oxford University Press, Inc. 2008.
  3. ^ a b Kurlansky, Mark. The Basque History of the World. New York: Penguin Group, Inc. 1999.
  4. ^ «Spanish Antzar Eguna festival: decapitate the goose». The Cellar Image of the Day. Retrieved 2 May 2011.
  5. ^ Eiguren, Joe. The Basque History: Past and Present. Boise: The Offset Printer. 1972. Print.
  6. ^ a b Zubiri, Nancy. A Travel Guide to Basque America: Families, Feasts and Festivals. Reno: University of Nevada Press, 1998.
  7. ^
    Brandes, Stanley. «Torophiles and Torophobes: The Politics of Bulls and Bullfights in Contemporary Spain». Anthropological Quarterly, 2009, Vol. 82, Issue 3. Academic Search Premier.

From Wikipedia, the free encyclopedia

The Day of the Geese, also known as Antzar Eguna, is a competition held as part of the San Antolín festival in the Basque fishing-town of Lekeitio, in which participants attempt to decapitate a goose suspended on a rope above the town harbor. Chicken are also often used.

As their boats pass underneath, young men attempt to jump off and grab the goose (which has been coated in grease) and remove its head. To add to the challenge, spectators on either side of the harbor pull the rope taut and then let it fall slack, dunking the participant in the bay.[1] This is repeated until either the young man has been shaken loose — in which case the next participant takes his place — or he has successfully removed the head of the goose. Any dispute as to who has won is resolved by a rowing race around San Nicolas Island in the middle of Lekeitio Bay. As a prize, the winner of the competition gets to keep the goose.

History[edit]

Origins[edit]

The Basque Country, or Euskal Herria, consists of seven regions straddling the border between Spain and France on the coast of the Bay of Biscay near the Western end of the Pyrenees mountains. Lekeitio is located in the province of Vizcaya or Bizkaia. The Basque population is currently around three million. They are considered to be Europe’s oldest culture, having record of inhabiting their current region in 77 B.C. Some believe that due to physical differences between Basques and other Europeans, such as unique cranial differences, that Basques are direct descendants of the Stone Age inhabitants of the Pyrenees Mountains.[2] The extended history and unique culture of this people has been well preserved in modern times.[3] While the rest of Spain no longer holds this competition as a part of the San Antolin festival, the Basques have kept this tradition alive, except for the geese, which nowadays are dead before being used in the festival.[4]

At this festival and others many games and contests are held which reveal the competitive spirit of the Basques. Traditional athletic competitions and games reflect the demanding physical tasks of everyday life for early Basques. For example, wood chopping and stone-lifting competitions derived from such tasks as chopping firewood and mining. These tasks and athletic contests require strength and endurance, hence the value placed on these attributes in Basque society, and hence the obvious focus on strength and endurance in the Day of the Geese competition. The tradition is said to come from when fishermen from the port caught the animals while out at sea and competed amongst each other to take them home.[5]

San Antolin Festival[edit]

Catholicism, brought to the Basques by Christian missionaries, replaced early pagan beliefs in the 4th and 5th Centuries. Most of the festivals and banquets are held in celebration of a particular Saint in the Catholic Church. The Antzar Eguna used to be held during the Andra Mari or San Roque festival until 1877. The event also used to be held in the village square using horses in place of boats until 1722 when they started doing it in the harbor. This festival is known to have been celebrated for the past 350 years from 1 September through the 8th.[6] But pretty much its held in vaine of two Fishermen, Victor Reez and Tony Valdez who started the tradition back in 1722.

Culture[edit]

Mari, goddess of Basque Mythology

Gender[edit]

In contrast to other traditional European societies which very much functioned on a patriarchal system, early Basques functioned on a more matriarchal system. Women could own property and hold leadership positions and were even «head of the lineage» in their families. There was much more equality between the sexes than most anywhere else at that time. However, most of the strenuous physical labor was the responsibility of the males. This explains why males are the sole competitors in the Antzar Eguna. This competition was also a way for young men to prove their strength and eligibility to the young women of the town.[6]

Animals[edit]

Unlike many European societies, most of the land belonged to farmers and not to the Church or King. Therefore, the traditional Basque occupations were agricultural, such as farming and sheepherding. Dependence on the weather for successful turnouts in their crops resulted in a pagan belief system centered on the weather and other elements of nature, such as animals. The main goddess Mari and her consort Sugaar, were believed to often take on the forms of various animals. With the introduction of Christianity these beliefs faded, but animals still have cultural significance and symbolism.[3]

Animal rights concerns[edit]

Animal rights advocates object to the many Spanish traditions that involve the death of an animal as a form of amusement. While most often targeting bullfighting, Antzar Eguna has been attacked as well and as a result dead geese are now used in place of live ones. It is particularly offensive to some due to the mutilation of the goose involved. While holding the event with a dead goose protects the animal from prolonged suffering, the practice is still controversial. Those in favor of allowing the practice to continue argue that it is a part of Basque culture. Those opposed to the practice feel humaneness should take precedence over tradition.[7]

See also[edit]

  • Goose pulling

References[edit]

  1. ^ «Snapshots — September 7, 2006». The Sydney Morning Herald. 7 September 2006. Retrieved 2 May 2011.
  2. ^ Woodworth, Paddy. The Basque Country: A Cultural History. New York: Oxford University Press, Inc. 2008.
  3. ^ a b Kurlansky, Mark. The Basque History of the World. New York: Penguin Group, Inc. 1999.
  4. ^ «Spanish Antzar Eguna festival: decapitate the goose». The Cellar Image of the Day. Retrieved 2 May 2011.
  5. ^ Eiguren, Joe. The Basque History: Past and Present. Boise: The Offset Printer. 1972. Print.
  6. ^ a b Zubiri, Nancy. A Travel Guide to Basque America: Families, Feasts and Festivals. Reno: University of Nevada Press, 1998.
  7. ^
    Brandes, Stanley. «Torophiles and Torophobes: The Politics of Bulls and Bullfights in Contemporary Spain». Anthropological Quarterly, 2009, Vol. 82, Issue 3. Academic Search Premier.
  • Главная
     | 
  • Правила охоты
     | 
  • Закон об оружии
     | 
  • Весенняя охота
     | 
  • Осенняя охота
     | 
  • Календарь охотника
     | 
  • Заповедники России
     | 
  • Контакты
Охота с луком и арбалетом в России, видео про охоту с луком и арбалетом в России, купить охотничий лук и арбалет в России, луки для охоты, арбалет для охоты купить





  • Лучшие в мире Традиционные луки — как…

  • Владимир Путин на рыбалке и подводной…

  • Hunting Bow Традиционные и…

  • Календарь Подводного Охотника и…

  • Охота
  • Рыбалка
  • Природа
  • Подводная охота
  • Туризм
  • Оружие и снаряжение
  • Фото
  • Видео

купить лук, купить арбалет, купить лук для охоты, купить арбалет для охоты, купить рогатку для охоты, набор для выживания

купить лук, купить арбалет, купить лук для охоты, купить арбалет для охоты, купить рогатку для охоты, набор для выживания

Грибы, где собирать грибы, когда собирать грибы, календарь грибника

17.09Никита-Гусепролет: 28 сентября — старинный праздник охотников на гусей

По народному календарю, про 28 сентября говорили — гуси на Никиту летят — зимушку на хвосте тащат, а охотники на гусей отмечали этот день особенным образом. Отметим и мы — рассказом о том, как в Америке охотятся на гусей и оленей, и о том, как приготовить гуся в стиле американских охотников.

28 сентября: гуси на Никиту летят — зимушку на хвосте тащат (народный календарь)

С этого дня дикие гуси улетают в теплые моря. По крику гусей и полету они судили о наступлении скорых холодов. Во многих городах в этот день бывают гулянья, а в селах ярмарки.

Никита-Гусепролет. «Столько прозваний этому святому дано потому, — объясняли «Тамбовские губернские ведомости» в 1864 году,— что с этого дня начинают срезывать репу, бить домашних гусей; дикие же гуси поднимаются из наших стран восвояси на зимовье. С этого же дня начинают стричь овец».

Охота на гуся, охота на гусей, осенняя охота на гусей

Гуси летят в отлет. Гуси летят — зимушку на хвосте тащат. В этот день били домашних гусей.

Праздник гусятников — охотников на диких гусей. «К концу сентября, то есть ко времени своего отлета, гуси делаются очень жирны, особенно старые, но, по замечанию и выражению охотников, тогда только получают отличный вкус, когда «хватят ледку», что, впрочем, в исходе сентября у нас не редкость, ибо от утренних морозов замерзают лужи и делаются закраины по мелководью около берегов на прудах и заливах. От ледку или от чего другого, только чем позднее осень, тем вкуснее становится гусь».

На Никиту «задабривают водяного, бросая ему гуся без головы, которую относят домой, для счета домового».
На «гусаря» Никиту стригли овец. До больших холодов они успевали обрасти новой шерстью, а снятая шла на валенки, шерстяные онучи.

Если гусь лапу поджимает — к стуже, полощется в воде — к теплу, нос под крыло прячет — к ранней зиме.
Если перелетные гуси часто садились на землю, если еще не спешили с отлетом скворцы — ожидалась осень сухой и теплой.
Если дикие гуси на Никиту-гусепролета высоко летят — к дружному да высокому половодью, низко — к малой весенней воде.
Пришли Никиты-гусари, гусей смотри!

До Никиты-гусятника гусь жиру нагуливает, после Никиты прогуливает. В Риме поставлен памятник гусям. Согласно легенде, именно они спасли город от нашествия неприятеля. Разбудив посты охраны своим гоготом.

Охотники на гусей праздновали этот день с особенными обрядами. В старину они хаживали по дворам с пшеницей в руках. Входя на двор, стучали в притолоку и вызывали хозяина показать свою охоту. Хозяин встречал гостя на крыльце и уводил его на задворки, где содержались гуси. Здесь хозяин угощал гостя чаркой вина, а гость рассыпал гусям пшеницу. Такие посещения продолжались во весь день и оканчивались вечером пирушками. Друзья-охотники дарили друг друга гусей. Гусь передавался из полы в полу, с особенными пожеланиями и проводами до ворот, где чарка с вином скрепляла будущие уверения в дружбе.

Вечерние угощения происходили в доме богатого охотника. Здесь круговые чаши с вином и медом стояли с самого утра на столе. Гость, входя в дом, после обыкновенных приветствий, угощался из этой чаши вином или медом и клал на стол калач на новоселье гусям. После сбора всех гостей хозяин вносил в комнату пару гусей-бойцов на похвальбу своей охоты. Гуси-бойцы украшались красными лентами. Над головами этих красавцев все гости пили из круговой чаши вино или мед. Хозяин сбрызгивал гусей-бойцов медом. Нередко бывало, что ретивые охотники на веселой пирушке заводили споры и побоища.

серый гусь

Наши крестьяне верили, что гуси все лето живут под надзором водяного дедушки. Чтобы задобрить сего неумолимого дедушку, они ночью, под 15 сентября, отрывали гусю голову и бросали туловище в воду. Водяной за такие поминки стережет гусей и никому не дает их в обиду. В противном случае он мучит гусей или изводит их. Оставшуюся голову относили на птичий двор из опасения, чтобы домовой по убыли не узнал о проделках мужика.

Гусиные бои в России устраивали еще при Петре Первом, ему эта потеха очень нравилась.

Гусиные бои организуют весной — когда у гусей наступает пора любви, и гусаки готовы сражаться друг с другом,чтобы показать своей «любушке»-любимой гусыне- кто сильнее,кто лучше для продолжения рода. «Любушки» обязательно присутствую на гусиных боях: они громко гагакают, подбадривая своих рыцарей.

Для поединка выбирают гусей приблизительно одного возраста, но не младше 2-х лет. Молодняк более задиристый, старички по-спокойней, но и по-уверенней. Гуси обычно стараются драться по правилам. Похоже, у гусей бойцовых пород они заложены на генном уровне. Хотя встечаются и гуси, нарушающие эти правила. Такого гуся изгоняют с «ринга»! Гуси хватают друг друга за крылья, за их основание и стараются перевернуть соперника на спину или подмять под себяю. Запрещено бить в ноги и в голову. Проигравшим считается гусь, убегающий с поля боя.

***

Как в Америке на гусей охотятся

Александр Генис: Постоянные слушатели «Американского часа», конечно, уже  успели привыкнуть к тому, что  собеседники нашего автора, ведущего рубрики «Необыкновенные американцы» Владимира Морозова,  разговаривают с ним на удивление откровенно. Я спросил Володю, как ему, дважды пришельцу – из России и Нью-Йорка —  удалось добиться доверия его соседей из провинциального городка Коринф, где Морозов проводит бОльшую часть своего времени.

— Я хожу с ними в церковь, — ответил Володя, — и на охоту. Чтобы стать своим, большего и не требуется.

Ответ меня заинтриговал. Еще и потому, что, как догадывается слушатель, в Нью-Йорке не охотятся.  Во всяком случае, с тех пор, как индейцы продали Манхэттан голландским негоциантам. В либеральном, голосующем за демократов Нью-Йорке, где даже кошек мучают вегетарианством, просвещенным и гуманным горожанам кажется неописуемым варварством делать хобби из убийства. Зато в остальной Америке охота – один из центральных ритуалов, скрепляющих мужескую дружбу. Поэтому, дождавшись начала сезона, я попросил Владимира Морозова рассказать, как, собственно, она, охота, происходит. Ответом стал этот репортаж.

Владимир Морозов:
У канадских гусей могучие глотки. Их слышно за километр. Часто ты их еще не видишь, а уже слышишь. Но добыть такого крикуна не просто. Вставать надо в полчетвертого утра. До Харисбургских озер больше часа езды. И не от города Нью-Йорка, а от деревушки Коринф, где у меня коттедж. Это в 320 километрах к северу от Нью-Йорк в горах Адирондак. В пять часов утра на озере еще полная темень. Включаю фонарик на бейсбольной кепке, и при его свете сгружаю с «Тойоты» пластмассовую байдарку. Изредка со мной бывает мой приятель Дэйв.

Дэйв:
Не понимаю я всех этих ограничений на гусиную охоту. Почему только с 1 до 25 сентября? Почему потом перерыв до конца октября? Зачем до конца года еще несколько перерывов? Нужен сезон, скажем, с сентября по январь и все. Потому что гуси загадили все пляжи и стадионы. Охотников все меньше, а гусей все больше.

Владимир Морозов: Мешает охотникам и то, что в нашем районе озера все больше застраиваются домами и дачками. Везде частные владения, негде лодку в воду столкнуть. Приходится забираться черт знает как далеко на север. От водоплавающей дичи отвадило охотников и то, что по ней запрещено стрелять привычной свинцовой дробью. Стальная легче и летит не так далеко. Приходится применять более крупную, что уменьшает число дробинок в патроне и шансы попасть в птицу.

Дэйв: Биологи устанавливают правила охоты. Они, конечно,  образованные ребята, я со многими говорил. Но все они чужие здесь люди, они не из наших мест, а из больших городов.

стрельба по тарелочкам
Марк — главный на 50-ярдовом стрельбище

Владимир Морозов:   В этот раз у моего напарника дома дела и на озере я один. В полшестого здесь еще полная темнота. Но вот край неба на востоке начинает светлеть. На его фоне становится виден гребень леса на дальней горе. Свет отражается в озере, метров за 300 взлетают потревоженные мной утки. Они осторожнее гусей. К тем иногда можно подойти на лодке на выстрел, то есть на 30-40 метров. Помогают маленькие тростниковые островки. Тихо огибаешь их, бросаешь весло и стреляешь, если есть во что. Я выбрасываю возле знакомого островка три пластиковых чучела, высаживаюсь и прячусь между двух низеньких сосенок. Гуси, конечно, не сядут напротив деревьев, но могут снизиться, разглядывая чучела. При этом птицы замедляют скорость и в них легче попасть.

Как говорится, «погреть стволы» мне в то утро не удалось. Отвожу душу по глиняным тарелочкам в стрелковом клубе Саратога. Ружья, в основном 12 калибра, всех сортов: полуавтоматические, памп, реже двустволки. Ремингтон, винчестер, стогер, беретта.  Есть и подороже – браунинг. Самым дорогим из массовых ружей – бенелли – у нас пока еще никто не обзавелся. Даже мой приятель Ленард Миллер. Лени, сколько у тебя дома стволов?

стрельба по тарелочкам

Самый старший участник соревнований логопед Джуди Блэк, ей 61

Ленард Миллер:  Сколько? Я не знаю.  Давай считать. У меня ружья памп 12 калибра, полуавтомат 20 калибра, винтовки  223, 30-6, 308. Пистолеты 38 калибра, 357, потом 9 калибра, 45-го. Да, у меня есть карабин Кольт 45 калибра фирмы »Генри». Это копия карабинов, которые стали делать в конце гражданской войны. Мощное и точное оружие. Если бы тогда их было побольше, то война закончилась бы гораздо раньше. Там же в магазин умещается 14 патронов.

Владимир Морозов: В итоге получилось, что у Ленарда больше десятка гладкоствольных ружей и винтовок и 6 пистолетов.  Ты что, на войну собрался? Зачем тебе одному столько?

Ленард Миллер:  Потому что, ну потому…  Это же как болезнь. Как ребенок. Увидел что-то сладкое, требует купить.

Владимир Морозов: 
Ленарду Миллеру 64 года. Он плотник. Но работает только когда хочет. »А зачем жилы рвать, говорит он, ведь траты у меня небольшие». Дети, их трое, давно выросли, живут отдельно. Жена умерла. Он один. При доме огород. Овощами и олениной он себя на зиму обеспечивает. Главные траты — на оружие и патроны.

Слышен деликатный голосок малокалиберной винтовки. Здесь ее называют – 22-я, по калибру. Из нее палят на 50-метровом полигоне.

стрельба по тарелочкам

Самый младший спортсмен — 12-летняя Каси Хендерсон

Джек: С малокалиберкой я хожу на белку, но в основном бью по мишеням. А есть ребята, которые ходят с 22-й и на кролика и другую мелкую дичь.

Владимир Морозов: 
У 22 калибра самые дешевые боеприпасы. За 17 долларов коробка — 350 патронов. Ты больше выложишь за 20 патронов калибра 30-30, это для охоты на оленя. Дробовые патроны 6 долларов 20 штук. Хочешь охотиться, плати еще под сто долларов в год за разрешение. В общем, забава обходится недешево. Поэтому в горах Адирондак народ в основном занят оленем, все-таки много мяса. Иногда я хожу в лес за компанию. Но у меня нет терпения стоять на номере и ждать, поэтому я часто прошусь в загонщики. Не беда, что на номерах спугнутого мной оленя ждут мужики вдвое моложе. Им от меня нужна неторопливая походка и чтобы они точно знали, откуда я иду. Мы намечаем маршрут, а чтобы не сойти с него, у меня в руках прибор глобального ориентирования. Считается, что загонщик видит оленя чаще, чем охотники, стоящие на номерах. Но толку мало, зверь вскакивает и исчезает с таким проворством, что ты не успеваешь вскинуть ружье. Хотя нарезное оружие и почти обязательный оптический прицел позволяют стрелять на сто метров и дальше, но такие просторные просветы в горном лесу случаются редко. В теплую погоду – все это просто прогулка. Но вот тащить подстреленного оленя полтора-два километра по горам вверх и вниз — удовольствие ниже среднего. Когда видишь, как легко парит олень над кустами, никогда не подумаешь, что он такой тяжелый. Когда мы подволакиваем его к грузовику, у нас промокли от пота и свитера и куртки. Добычу делят на всех участников охоты, независимо оттого, стрелял ли ты или нет. Но оленья охота открывается в конце октября. И пока я без мяса. С конца октября активнее полетят и гуси, когда холода погонят их из Канады на юга. За сезон гусей 12-15 я себе набиваю. Конечно, с манком было бы больше, но я так и не научился им пользоваться и полагаюсь на удачу.

Дэйв, а тебе что больше нравится – оленина или гусятина?

Дэйв:
Даже и не знаю, мне нравится и то и другое. Понятно, что вкус разный. Оленина больше похожа на обычное мясо, как из магазина, только лучше качеством. А гусятина… тут уникальный вкус дичи. Ну, и больше пряностей, все острее. Но и то, и другое очень вкусно.

Владимир Морозов:
Мы оба готовим гусей в электропечке. Смешиваешь стакан апельсинового сока и стакан клюквенного варенья, в этом рассоле размешиваешь пакетик порошкового лукового супа. Всем этим месивом обмазываешь и заливаешь гуся. В нутро ему кладешь яблоко и луковицу. Делаешь надрезы в особо мясистых местах и вставляешь туда зубчики чеснока. Ну, и разные специи по вкусу. Как же ты ешь гусей, там же сплошной жир? — удивляются нью-йоркские знакомые Но жир – это у домашнего гуся. А дикий постоянно занимается аэробикой. В сезон перелета при попутном ветре канадский гусь может за сутки преодолеть до 2 тысяч 400 километров. При таком режиме тренировок жира не накопишь.

Да, посмотрел я российские сайты о гусиной охоте. Похоже, что птицу там до сих пор ощипывают. В Америке уже давно снимают шкуру. Дело в том, что именно в ней накапливаются многочисленные полюанты.

Владимир Морозов

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ

  • 10.12.2021 Первый в мире модульный многозарядный арбалет Ek Cobra System RX Adder с полуавтоматической подачей дротиков и рычажным взведением
  • 01.12.2021 Cobra System Siege 300 Crossbow — Первый в мире модульный блочный арбалет с рычажным взведением
  • 16.10.2020 Дух бренда Thermowave
  • 01.10.2020 Охота ночью с профессиональным охотничьим светом от Elusive WildLife KillLight — только c www.ORTMEN.ru
  • 01.08.2020 Лучший бюджетный блочный лук для охоты 2020 — DragonX8 SE Special Edition Russia от Sanlida Archery
  • 29.06.2020 Самый компактный в мире охотничий блочный арбалет-пистолет MainHunter Mamba Crossbow-pistol 2020 и Super Mamba Russia
  • 17.05.2020 Браконьеры говорят спасибо охотдепартаменту Минприроды России за изменение Правил охоты

Теги материала

Комплексы Экстремального Выживания на основе арчери-рогаток стреляющих стрелами

Календарь ягодника, сбор ягод, когда собирать ягоды

Первая помощь, экстренная помощь, как оказать первую помощь

  • Первый в мире модульный многозарядный арбалет…

  • Cobra System Siege 300 Crossbow — Первый в…

  • Лучший бюджетный блочный лук для охоты 2020 -…

  • Самый компактный в мире охотничий блочный…

  • Самый быстрый в мире арбалет для охоты -…

  • FiTorch — Умные фонари для Охоты, Туризма,…

  • Купить Арбалет и Лук для Охоты — как выбрать…

  • Лучший арбалет с обратными плечами на…

  • Стрелы для охоты с луком MAINHUNTER — обзор,…

  • Лучшие в Мире Традиционные луки для Охоты…

  • Рогатки для Охоты и Выживания — Комплексы…

  • Лучший охотничий блочный лук 2018-2019 на…

Google+

Liveinternet

Facebook

YouTube

Вконтакте

Twitter

Одноклассники

Livejournal

Мой мир

Татарский традиционный обрядовый праздник «Каз өмәсе». («Праздник гусиного пера»).24.12.2017 | Новости

Издревле в татарских деревнях с наступлением холодов , когда на землю ложился первый снег, сельчане затевали важное дело – «Каз өмәсе» («Праздник гусиного пера») — заготовка гусиного  мяса на зиму. А чтобы работа спорилась быстрее и веселее, им помогали родные, друзья, соседи, ведь как-никак  щипать приходилось несколько  десятков гусей. Такие праздники — не только помощь в деле, развлечение и знакомство с будущими невестками — это школа женственности, домоводства, веселых традиций, бережно хранимых с незапамятных времен.
       С целью сохранения  татарских   народных обрядов, обычаев, ознакомления ими с подрастающим  поколением  15 декабря 2017 года  в 11.00 часов, в д. Карбашево  МР Буздякский район  Республики Башкортостан , в хозяйстве Алика и Гульнары  Салимовых филиал Дома дружбы народов Республики Башкортостан татарский историко-культурный центр провел обрядовый праздник «Каз омэсе». На празднике  приняли участие   заместитель директора ГБУ Дом дружбы народов РБ Ильшат Хажигалеевич  Сабитов, заместитель председателя  Комитета Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан, председатель  Совета  региональной национально- культурной автономии татар РБ  Утяшева Римма Амировна, доцент Башкирского Государственного  педагогического  университета имени М. Акмуллы Халиуллина Альбина Габитовна, представители общ. «Мэрхэммэт» Ильмира Фидаевна и Раиса Сунагатулловнеа Хамитовы, заместитель главы администрации по социальным вопросам и кадровой   политике МР Буздякский район РБ  Габдрафикова Гульфия Ринатовна, глава СП  Тавларовский  сельсовет МР Буздякский район  Султанов Рамиль Тагирович.

    Двор, где был организован праздник, красочно оформлен шарами, флажками, плакатами , национальными паласами, рушниками. На площади были развернуты выставки декоративно-прикладного искусства. Столы с национальными блюдами ломились от изобилия угощений. Хозяева зазывали гостей на горячий чай из самовара, но непременным атрибутом стола были, конечно же, пышные блины, смазанные гусиным растопленным жиром.

   Гостей   встретил  фольклорный коллектив   Тавларовского  СДК  с хлебом, кумысом, чак-чаком.

   Перед началом мероприятия  ведущая тепло поздравила  всех участников с праздником.  С приветственными словами  выступили  Г.Р.Габдрафикова, И.Х.Сабитов, Р.А.Утяшева,  которые наградили почетными грамотами, благодарственными письмами , памятными подарками активных участников, организаторов и хозяев праздника. К гостям праздника обратилась заместитель главы администрации МР Буздякский район   Гульфия Габдрафикова. Она  отметила, что наш народ всегда умеет, как хорошо работать, так и отдыхать.

  Во дворе  под открытым небом разыгралось целое представление. Под звук гармони и национальных песен фольклорный коллектив Тавларовского   СДК МР Буздякский район показали как раньше и сейчас проходит обряд «Каз өмәсе”. Участники художественной самодеятельности радовали зрителей своими задорными песнями и зажигательными танцами.

    Наверное, самый интересный момент обряда – это коллективный поход к речке, чтобы окунуть в прохладную проточную воду тушки гусей. С традиционными песнями и прибаутками девушки в народных костюмах в сопровождении молодых людей направились на речку для совершения обряда омовения птицы. Здесь же были организованы пляски, пеклись блины, кипел самовар.

   По окончании  работы все участники и гости  собрались  за накрытым столом. Хозяйка дома  приготовила   всеми любимый чак-чак, блины, пироги и, конечно же большой балеш из гусиного мяса. Напевая   частушки, задорные песни женщины долго не покидали гостеприимный дом  Салимовых.                      

   В завершении ведущая поблагодарила всех участников  за организацию  и участие в мероприятии.

     Буздякцы- народ  трудолюбивый, поэтому каждый двор в районе полон всякой живности. Деревенские люди  считают, что содержать гусей сегодня выгодно для семейного бюджета. Главное в традиции «Каз өмәсе” не столько заготовка продовольствия, сколько общение между людьми,  своего рода это  связь поколений.
      Где бы в в эти дни не праздновали “Каз өмәсе» , он объединяет стремление людей к общению, дружбе, радости, зажигает в душах людей стремление к труду.

    Праздник  оставил  у гостей  незабываемые впечатления. На мероприятие была приглашена республиканская телевещательная программа БСТ,   районной газеты «Буздякские новости».

    В мероприятии участвовали    68      человек.

    На мероприятии присутствовали     132   человек.

Главный специалист Г.Р. Гаугарова
Методист Р.А. Галина


Внимание
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 30 дней со дня публикации.

Новости наших друзей

01.02. 2023: «Соңгы очрашуыбыз булган…»

Әбҗәлил районында 45 яшьлек Ирмәк Карагуҗин белән хушлаштылар. Аның белән саубуллашу ял көннәрендә …

31.01. 2023: «Фән сәгате» узды

«Республика фән һәм югары белем өчен уңышлы узган елга йомгак ясалды. Безнең университетлар …

О чем молятся святому Никите Готскому и зачем в этот день пристально следят за птицами

28 сентября 2020, 06:40, ИА Амител

Фото: pixabay.com.

Фото: pixabay.com.

Народный праздник – Никита Гусятник – отмечают 28 сентября. В этот день на Руси следили за птицами и устраивали шумные застолья. Кто такой Никита Гусятник, о чем ему молятся и какие традиции есть у этого праздника – читайте в материале amic.ru.

Кто такой Никита Гусятник?

Фото: pixabay.com

Так на Руси прозвали великомученика Никиту Готского, который жил в IV веке на берегах Дуная. 28 сентября Православная церковь почитает память святого. 

Согласно житию, Никита был борцом за справедливость и,  распространяя христианство, яро обличал в обманах язычников. Среди них – и правителя Атанариха. За это святого арестовали и начали пытать, чтобы вынудить отречься от Христа. Но никакие пытки не смогли заставить Никиту отказаться от своей веры. Тогда его приговорили к смерти через сожжение. Но огонь не тронул мученика. И все же Никита умер. Его останки перенесли в Константинополь, где около гробницы святого происходили многие чудесные исцеления.

Почему святого прозвали гусятником?

Как это часто бывает, церковный праздник совпал с народным. 28 сентября считался «птичьим днем». В этот день дикие гуси собирались в стаи, чтобы улететь в теплые края, а в деревнях начинали колоть домашних гусей, которых откармливали в течение всего лета. И в этот день обязательно на стол подавали запеченного гуся. Так и прозвали святого – Никита Гусятник. 

О чем молятся Никите Гусятнику?

Святого Никитину Готского считают защитником детей, в том числе и от болезней. Если малыши боялись темноты или серьезно болели, родители обращались за помощью именно к святому. Ему молились, когда возникали проблемы и с воспитанием ребенка. А еще святого Никиту просят о здоровье домашних животных. Особенно – домашней птицы. 

Какие традиции у этого народного праздника?

Фото: pixabay.com.

На Никиту Гусятника крестьяне начинали резать домашних гусей. А охотники шли добывать диких гусей. Считалось, что именно с 28 сентября, после первых заморозков, мясо птицы становится необыкновенно вкусным. Впрочем, это легко объясняется: перед отлетом в теплые края гуси набирали жир, и действительно их мясо было сочным и нежным.

В этот день было принято угощать гусем и водяного, который, по поверью, охранял водоплавающую птицу. Считалось, что если обидеть водяного угощением, то он мог извести всех гусей. Поэтому птицу ему отдавали самую лучшую, предварительно отрубив ей голову.

Голову же подкидывали на птичий двор, чтобы домовой не заметил пропажу, когда будет пересчитывать птиц по головам. Бытовало мнение, что домовой не слишком жалует водяного, а потому за угощение недруга может разгневаться и наказать хозяина. 

В день Никиты Гусятника также стригли овец. Считалось, что до морозов они еще успеют обрасти новой шерстью, а из состриженной валяли валенки.

Есть у этого дня еще одно название: репорез. Потому что начинали убирать с огородов репу, обрезали корень и ботву. Также считалось, что 28 сентября благоприятный день, чтобы лечить заговорами детские болезни.

Народные приметы на Никиту Гусятника

28 сентября следили за поведением гусей и определяли по ним, какой будет погода.

  • Если гусь поднял лапу – будет стужа, стоит на одной ноге – к морозу, а если в воде плещется – к потеплению.
  • Гуси летят высоко – жди весеннего полноводья.  
  • Теплую осень ждали, если видели, как на Никиту гуси сидели на земле.
  • Будет дождь, если утки ныряют 28 сентября в воду.
  • Дождь идет на Никитину Гусятника – к поздней и сырой весне.

Народно-христианский праздник Никита Гусятник отмечается 28 сентября. Другие названия праздника: Никита Гусепролет, Никита Репорез. Православная церковь в этот день почитает память великомученика Никиты Готского, который был гот по происхождению, родился и проживал на берегах Дуная. Он принял крещение от епископа Феофила. Совместно с готским епископом Вульфилой распространял христианство среди соплеменников. Воевал в войсках вождя Фритигерна против язычника Атанариха.

Когда к власти пришел Атанарих, Никита продолжал проповедовать христианство и обличал правителя в грехе. Святого взяли под стражу и подвергли различным мучениям, но он стойко перенес все страдания и не отрекся от веры. В 372 году Никита был казнен через сожжение. Вскоре от его мощей начали совершаться исцеления и чудеса.

Святому Никите молятся о здоровье домашней птицы, также его считали защитником детей от болезней. В народном календаре духовный вождь христиан-готов предстает совсем в другом виде. Столько прозвищ дано этому святому потому, что с этого дня начинают стричь овец, срезать репу, резать домашних гусей. Дикие же гуси отправляются в этот период в теплые края.

Крестьяне считали совершенно очевидным родство одноименных святых. Обычно преподобного Никиту Халкидонского, проживавшего в IX веке и великомученика Никиту Готского русский земледелец воспринимал как одно лицо, дважды поминаемое в святцах, и соответственно получившее определение в народном календаре Никита осенний и Никита весенний. Святой Никита является покровителем гусей.

Сегодня Млечный путь иногда называют Гусиной дорогой. В древности верили, что по этой дороге гуси улетают осенью и прилетают весной. С Никиты начинали домашних гусей резать на продажу. Одни возлагали большие надежды на удачную торговлю, другие скептически относились к такому виду заработка.

Этот день — праздник охотников на диких гусей и гусятников. Ко времени своего отлета на юг гуси, особенно старые, хорошо набирают вес. Охотники подмечали, мясо получает просто необыкновенный вкус после того, как птица «хватит ледку», что в конце сентября не редкость, потому что от утренних заморозков замерзают лужи и по мелководью около берегов на заливах и прудах появляется лед.

Кроме гусиной охоты на Никиту устраивали гусиные бои. Воспитать боевого гуся — непросто. Знания и опыт об этом передавались от отца к сыну. Во многих местах на протяжении десятилетий существовали целые династии владельцев, выращивающих таких птиц. Гусаков-бойцов кормили отдельно от других гусей. Те, которые не единожды успешно проявили себя в боевом искусстве, дорого ценились и составляли славу хозяину.

Было принято устраивать застолья с гусятиной, приготовленной разными способами. Бытовало мнение, что охраняет гусей дедушка Водяной. Поэтому в Никитин день его «задабривали», бросая гуся без головы в ближайший водоем. Такой обычай поддерживался широко распространенным поверьем: все лето гуси «находятся под надзором» водяного, который их охраняет и не дает в обиду. За это в ночь на Никиту-гусятника его благодарили, жертвую гуся без головы. Если же это не сделать, то хозяин вод будет мучить и изводить птицу.

Голову жертвенного гуся несли на птичий двор «для счета домовому», ведущего собственный учет живности — «по головам». Если же домовой узнает о подарке водяному, то может сильно разгневаться и тогда хозяевам не поздоровится. Еще в этот день стригли овец, которые до наступления настоящих холодов успевали обрасти новой шерстью. Снятая шерсть шла на шерстяные онучи и валенки.

На Никиту убирали репу, обрезали корень и ботву. Репу ели свежую, варенную, пареную, вяленую. Из нее пекли пироги, варили кашу, делали квас. В этот день знахари лечили своими заговорами детские болезни. Детей поили и умывали крещенской водой.

Традиции и обряды 28 сентября:

— С этого дня начинают срезать репу, стричь овец. В прошлом репа была в числе почитаемых крестьянами овощей: «Репа — мясо, режь да ешь». «Уж видно мужику по репе, что подошли репорезы». «Не дремли, баба, на репорезов день».

— Также говорили: «Поел бы репки, да зубы редки». «Репа брюху не укрепа». Репу ели свежую, пареную, вареную. Пекли пироги с репой, делали репный квас, варили кашу. «Проще пареной репы ничего нету». В землю крошки, из земли лепешки — старинная загадка про репу.

— Праздник гусятников — охотников на диких гусей: «Гуси летят в отлет». «Гуси летят — зимушку на хвосте тащат, снег несут». «Высоко летят гуси — к дружному и высокому предстоящему весеннему половодью, низко — к малой весенней воде».

— На Никиту судят о предстоящей погоде по тому, как ведут себя гуси. Если в этот день гусь стоит над лужей, поджимая ноги, значит, будет мороз, если полощется в воде — к теплу. «Спросил бы у гуся — не зябнет ли нога», «Гусь лапу поднимает — к стуже, на одной ноге стоит — к морозу, полощется в воде — к теплу, нос под крыло прячет — к ранней зиме, а ежели гусь заговорил с тобой, хорошо брат отпраздновал и ловить тебе вже нечого».

— Считалось, что гусей охраняет дедушка Водяной. Поэтому в Никитин день водяному жертвовали лучшего гуся, предварительно отрубив голову, чтобы, в свою очередь, домовой, который охраняет и пересчитывает домашнюю птицу по головам, не обнаружил пропажи.

Народные поговорки и приметы 28 сентября:

— Если 28 сентября ясно, то на следующий день будет ветрено.

— Дождь идет — к поздней и сырой весне.

— Много муравейников в лесу — к холодной зиме.

— Если на Никиту гусь пропал, то его водяной забрал.

— Дикие гуси на земле сидят — к теплой осени.

— Утки ныряют в пруду — к дождю.

— Чтобы зубы весь год не болели в этот день нужно отведать блюдо из репы.

— День благополучен для дальних поездок.

Именины 28 сентября:

Людмила, Мария, Герасим, Степан, Никита, Яков, Макар, Андрей, Григорий, Иосиф.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Обрядовые праздники украинцев
  • Ноября месяц какой праздник есть
  • Обрядовые праздники троица
  • Обрезание господне праздник икона
  • Обрядовые праздники татарского народа