Объяснение праздника день народного единства

День воинской славы России — День народного единства отмечается ежегодно 4 ноября, начиная с 2005 года. Этот государственный праздник установлен в честь важного события в российской истории — освобождения Москвы от польских интервентов в 1612 году, и...

День народного единства России Памятник Минину и Пожарскому в Москве (Фото: andriano_cz, по лицензии depositphotos.com)

День воинской славы России — День народного единства отмечается ежегодно 4 ноября, начиная с 2005 года. Этот государственный праздник установлен в честь важного события в российской истории — освобождения Москвы от польских интервентов в 1612 году, и приурочен к Дню Казанской иконы Божией Матери.

16 декабря 2004 года Госдума РФ приняла одновременно в трех чтениях поправки в Федеральный закон «О днях воинской славы (Победных днях России)». Одной из правок было введение нового праздника — Дня народного единства — и фактическое перенесение государственного выходного дня с 7 ноября (День согласия и примирения) на 4 ноября. Основной причиной переноса, по мнению многих аналитиков, стало желание полностью снять ассоциации с годовщиной Октябрьской социалистической революции (7 ноября 1917 года).

В настоящее время 7 ноября отмечается День воинской славы России — День проведения военного парада на Красной площади в городе Москве в ознаменование двадцать четвертой годовщины Великой Октябрьской Социалистической революции (1941).

В пояснительной записке к проекту закона отмечалось: «4 ноября 1612 года воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе».

Исторически этот праздник связан с окончанием Смутного времени на Руси — периода со смерти царя Ивана Грозного и до 1613 года, когда на русский престол взошел первый из династии Романовых.

Смутное время — эпоха глубокого кризиса Московского государства, когда единое русское государство распалось, появились многочисленные самозванцы. Власть в Москве узурпировала «семибоярщина» во главе с князем Федором Мстиславским, пустившая в Кремль польские войска с намерением посадить на русский престол католического королевича Владислава.

В это тяжелое для страны время патриарх Гермоген призвал русский народ встать на защиту Родины, своей веры и изгнать польских захватчиков. Русские люди подхватили призыв, и вскоре началось широкое патриотическое движение за освобождение столицы. Народное ополчение возглавили князь Дмитрий Пожарский и купец Кузьма Минин. С чудотворной иконой Казанской Божией Матери Нижегородское земское ополчение сумело 4 ноября 1612 года взять штурмом Китай-город и изгнать поляков из Москвы. Эта победа послужила мощным импульсом для возрождения русского государства, а икона стала предметом особого почитания.

Надо сказать, что еще в 1649 году указом царя Алексея Михайловича день Казанской иконы Божией Матери (22 октября по старому стилю) был объявлен государственным праздником в России. Кроме того, в начале 20 века 8 мая по старому стилю вспоминали Кузьму Минина, которого еще Петр I назвал «спасителем Отечества».

Позже, из-за революции 1917 года и последовавших за ней событий, традиция отмечать освобождение Москвы от польско-литовских интервентов и день кончины Кузьмы Минина прервалась.

Таким образом, можно сказать, что День народного единства не новый праздник, а возвращение к старой традиции.

В этот день по всей стране проходят праздничные гуляния, концерты, представления и спортивные мероприятия. В преддверии праздника организуются различные просветительские и культурно-образовательные акции. В российских городах политические партии и общественные движения организуют митинги, шествия и благотворительные акции. Главные мероприятия, посвященные Дню народного единства, проходят в сердце праздника — Нижнем Новгороде, и на Красной площади в Москве.

Материалы по теме в Журнале Calend.ru:

Инфографика – постер «4 ноября — День народного единства России»

В 2021 году День народ­но­го един­ства в Рос­сии отме­тят уже в 16‑й раз. Несмот­ря на это в боль­шей части напи­сан­ных о нём, начи­ная с 2005 года, и серьёз­ных, и не очень тек­стов, зву­чат одни и те же вопро­сы — что озна­ча­ет «новый» празд­ник, для чего он нужен, что луч­ше делать 4 нояб­ря: сидеть за сто­лом, а может быть участ­во­вать в митин­гах? VATNIKSTAN поста­рал­ся собрать точ­ки зре­ния на любой вкус. Итак, День народ­но­го един­ства 4 нояб­ря суще­ству­ет, пото­му что…


Так сложилось исторически

Про то, что такое Смут­ное вре­мя, боль­шин­ство, хотя бы при­мер­но, пом­нит со шко­лы. Для тех, кто под­за­был, в 2007 году «при госу­дар­ствен­ной финан­со­вой под­держ­ке феде­раль­но­го агент­ства по куль­ту­ре и кине­ма­то­гра­фии РФ» сня­ли про­све­ти­тель­ский экшн «1612» с Андре­ем Федор­цо­вым (Вася Рогов из «Убой­ной силы») в роли Мини­на и Миха­и­лом Поре­чен­ко­вым в роли Пожарского.

Режис­сёр Вале­рий Хоти­нен­ко очень поста­рал­ся сде­лать фильм нескуч­ным: доба­вил выду­ман­ных роман­ти­че­ских геро­ев, любов­ную линию и музы­ку одно­го из луч­ших кино­ком­по­зи­то­ров Алек­сея Рыб­ни­ко­ва. Основ­ная зада­ча, кото­рая, судя по все­му, сто­я­ла перед созда­те­ля­ми — пока­зать, что в сму­ту все были раз­об­ще­ны, и пото­му было пло­хо, но потом все объ­еди­ни­лись, про­гна­ли вра­гов и ста­ло хоро­шо, а заод­но раз­влечь зри­те­ля нулевых.

Но поче­му имен­но 4 нояб­ря? В пояс­ни­тель­ной запис­ке к про­ек­ту зако­на, кото­рый про­воз­гла­сил при­ше­ствие в кален­дарь новой важ­ной даты, говорилось:

«4 нояб­ря 1612 г. Вои­ны народ­но­го опол­че­ния под пред­во­ди­тель­ством Кузь­мы Мини­на и Дмит­рия Пожар­ско­го штур­мом взя­ли Китай-город, осво­бо­див Моск­ву от поль­ских интер­вен­тов, про­де­мон­стри­ро­вав обра­зец геро­из­ма и спло­чён­но­сти все­го наро­да вне зави­си­мо­сти от про­ис­хож­де­ния, веро­ис­по­ве­да­ния и поло­же­ния в обществе».

Не все, одна­ко, согла­си­лись с пред­ло­жен­ны­ми дово­да­ми. К при­ме­ру, исто­рик Вла­ди­слав Наза­ров в напи­сан­ной по горя­чим сле­дам ста­тье «Что будут празд­но­вать в Рос­сии 4 нояб­ря 2005» года, опуб­ли­ко­ван­ной в жур­на­ле «Оте­че­ствен­ные запис­ки» (№ 5, 2004) при­вёл мно­же­ство аргу­мен­тов про­тив и в кон­це посетовал:

«…зако­но­да­те­ли поста­ви­ли нас в труд­ное поло­же­ние. Как без натя­жек и вра­нья объ­яс­нить школь­ни­кам, сту­ден­там, всем, кто нерав­но­ду­шен к рос­сий­ской исто­рии, что же за акт народ­но­го еди­не­ния свер­шил­ся в 1612 году <…> и поче­му после „окон­ча­ния Сму­ты“ рус­ские люди еще целых шесть лет про­дол­жа­ли сра­жать­ся друг с дру­гом и вое­вать с захватчиками?»

Не ста­нем слиш­ком углуб­лять­ся в суще­ству­ю­щие вокруг 4 нояб­ря ост­рые исто­ри­че­ские дис­кус­сии. Так или ина­че, если неяв­ной целью пре­вра­ще­ния это­го, преж­де фор­маль­но обыч­но­го дня в крас­ный было под­хлест­нуть инте­рес к исто­рии Рос­сии нача­ла XVII века, затея вполне удалась.


Мы привыкли что-то праздновать в это время

Ещё в 1649 году царь Алек­сей Михай­ло­вич при­ду­мал отме­чать день Казан­ской ико­ны Божьей мате­ри осе­нью — 22 октяб­ря по ста­ро­му и 4 нояб­ря по ново­му сти­лю, а не толь­ко летом, как рань­ше. С одной сто­ро­ны, пото­му что имен­но с этой ико­ной в Китай-город, как счи­та­ет­ся, вошёл Пожар­ский. С дру­гой, пото­му что в 1648 году, 22 октяб­ря (4 нояб­ря) у царя родил­ся пер­вый сын — царе­вич Дмит­рий Алексеевич.

С при­хо­дом совет­ской вла­сти празд­ник в честь ико­ны был упразд­нён, но почти сра­зу появил­ся новый — что инте­рес­но, с раз­ни­цей все­го три дня. Поста­нов­ле­ние Пре­зи­ди­у­ма ЦИК СССР от 26 октяб­ря 1927 «О празд­нич­ных днях, посвя­щён­ных годов­щине октябрь­ский рево­лю­ции, и об осо­бых днях отды­ха» стро­го гласило:

«Годов­щи­на Октябрь­ской рево­лю­ции еже­год­но, начи­ная с 1927 года, празд­ну­ет­ся в тече­ние двух дней — 7 и 8 нояб­ря. Про­из­вод­ство работ в эти празд­нич­ные дни вос­пре­ща­ет­ся на всей тер­ри­то­рии Сою­за ССР»

«Вос­пре­ще­ние работ» — то, к чему при­вык­нуть лег­ко, а отка­зать­ся труд­но. Поэто­му после рас­па­да СССР граж­дане уже без идео­ло­ги­че­ской нагруз­ки про­дол­жа­ли отды­хать 7 нояб­ря в тече­ние 14 лет. Не все заме­ти­ли, что в 1996 году фор­маль­ный повод сме­нил­ся на «День согла­сия и при­ми­ре­ния». Выход­ной есть выходной.

А когда в 2005 году «согла­сие» заме­ни­ли на «един­ство», мно­гие вос­при­ня­ли это как оче­ред­ной идео­ло­ги­че­ский при­ём, в дей­стви­тель­но­сти направ­лен­ный на то, что­бы в нояб­ре про­дол­жал оста­вать­ся денёк, кото­рый мож­но про­ве­сти на своё усмот­ре­ние. По резуль­та­там опро­са, кото­рый осе­нью 2020 года устро­ил фонд «Обще­ствен­ное мне­ние», боль­шая часть насе­ле­ния стра­ны (71%) отно­сит­ся к Дню народ­но­го един­ства не как к празд­ни­ку, а про­сто сво­бод­но­му дню.


Можно собраться компанией единомышленников

Судя по пуб­ли­ка­ции в одном из ста­рей­ших оте­че­ствен­ных онлайн-изда­ний «Newsru.com» от 4 нояб­ря 2005 года, пер­вый в исто­рии День народ­но­го един­ства озна­ме­но­вал­ся ком­му­ни­ка­ци­ей широ­ких масс, чему актив­но спо­соб­ство­ва­ли носи­те­ли самых раз­но­об­раз­ных поли­ти­че­ских соображений.

Так «Еди­ная Рос­сия» про­ве­ла митин­ги, шествия, кон­цер­ты и спор­тив­ные меро­при­я­тия. ЛДПР тоже митин­го­ва­ли, а заод­но под­кор­ми­ли сво­их сто­рон­ни­ков — на митин­ге тру­ди­лись поход­ные кух­ни, пред­ла­гая всем жела­ю­щим кашу с тушёнкой.
Пред­ста­ви­те­ли наци­о­нал-боль­ше­виз­ма пред­по­чли пошу­меть: в ком­па­нии удар­ных инстру­мен­тов и гром­ких лозун­гов про­шлись по Москве мар­шем. «News.ru» инфор­ми­ро­ва­ли:

Участ­ни­ки мар­ша про­шли под бара­бан­ный бой, скан­ди­руя: «Сла­ва импе­рии!» и «Рус­ский, вста­вай». В руках у них фла­ги и пла­ка­ты с над­пи­ся­ми: «Рус­ские идут» и «Рус­ские, вперёд!»

Отдель­ные граж­дане пери­о­ди­че­ски «при­вет­ство­ва­ли» шествие дымо­вы­ми шаш­ка­ми, петар­да­ми и напол­нен­ны­ми водой пре­зер­ва­ти­ва­ми. Сооб­ща­ли и о задер­жан­ных, кото­рых, прав­да, как пишут, было немно­го — все­го пара человек.

Таким обра­зом, в целом всё про­шло мир­но, и народ­ные гуля­ния на 4 нояб­ря ста­ли тра­ди­ци­ей. А любая тра­ди­ция тре­бу­ет осмыс­ле­ния — в том чис­ле сред­ства­ми коме­дии и мас­со­вой культуры.

В 2008 году коман­да КВН исто­ри­че­ско­го факуль­те­та Яро­слав­ско­го Госу­дар­ствен­но­го Уни­вер­си­те­та «DasISTfak‘t» пока­за­ла в фина­ле Рязан­ской лиги скетч о кон­цер­те ко Дню народ­но­го един­ства. По сюже­ту орга­ни­за­тор кон­цер­та про­сит Нико­лая Рас­тор­гу­е­ва после выступ­ле­ния ска­зать что-нибудь о люб­ви к Рос­сии. Лидер «Любэ» отка­зы­ва­ет­ся, моти­ви­руя это тем, что ауди­то­рия его не услышит:

«Там вся пло­щадь — „Наши“, „Моло­дая гвар­дия“, „Мест­ные“. Им же напле­вать, что я ска­жу. Они сто­ят, фла­га­ми машут, гла­за стек­лян­ные, семе­на им кинь — они кле­вать будут».

Даль­ше Рас­тор­гу­ев бесе­ду­ет с участ­ни­цей митин­га — школь­ни­цей, кото­рая не ходит на учё­бу, пото­му что митин­ги каж­дый день, зато любит Рос­сию. Артист возмущается:

«Устро­и­ли из нор­маль­но­го Дня народ­но­го един­ства какой-то непо­нят­ный псев­до­пат­ри­о­тич­ный шабаш».

Видео сцен­ки при­об­ре­ло опре­де­лён­ную попу­ляр­ность в сети. Мно­гие обра­ти­ли вни­ма­ние, что, когда в 2009 году «DasISTfak‘t» пока­за­ли этот же скетч на Пер­вом кана­ле в рам­ках Пре­мьер-лиги КВН, он стал суще­ствен­но коро­че. В част­но­сти, исчез­ли назва­ния моло­дёж­ных орга­ни­за­ций (теперь про­сто «груп­па под­рост­ков») и упо­ми­на­ние само­го Дня народ­но­го единства.

Конеч­но, необя­за­тель­но участ­во­вать в народ­ных гуля­ни­ях и кон­цер­тах — мож­но про­ве­сти вре­мя дома, за празд­нич­ным сто­лом. В выпус­ке от 6 нояб­ря 2010 года попу­ляр­ной в нуле­вые пуб­ли­ци­сти­че­ско-юмо­ри­сти­че­ской про­грам­мы «Про­жек­тор­пе­ри­схи­л­тон» это попро­бо­ва­ли сде­лать её веду­щие и при­гла­шён­ные гости.

Застоль­ная бесе­да ожи­да­е­мо све­лась тому, как надо отме­чать празд­ник. И, так­же ожи­да­е­мо, к чему-то кон­струк­тив­но­му прий­ти не уда­лось — в луч­шем слу­чае полу­ча­лось об этом пошу­тить, в худ­шем про­ис­хо­ди­ло зашу­чи­ва­ние темы и посте­пен­ный уход от неё в весе­лье ради весе­лья — всё тот же выход­ной ради выходного:

— Надо дарить что-то, что бы объ­еди­ня­ло людей…

— Клей, наруч­ни­ки? Скотч можно. <…>

— Нас может объ­еди­нить любовь друг к другу…

— И баня. <…>

— Оче­редь, напри­мер, объ­еди­ня­ет людей.

— А оче­редь в баню?

— А оче­редь в баню — это вооб­ще вершина.

Сего­дня этот выпуск кажет­ся инте­рес­ным слеп­ком вре­ме­ни, собрав­шим неко­то­рые его важ­ные при­ме­ты. Полу­ча­ет­ся, уже в 2010 году вопрос «как отме­чать День народ­но­го един­ства?» был чем-то вро­де рито­ри­че­ско­го застоль­но­го софиз­ма, кото­рый обя­за­тель­но озву­чить, но подо­брать к нему уни­вер­саль­ный ответ — и невоз­мож­но и, в общем-то, не очень нужно.


Надо помнить историю, а единение — это важно

В 2015 году, во вре­мя выступ­ле­ния на фору­ме «Сооб­ще­ство», Вла­ди­мир Путин поде­лил­ся с собрав­ши­ми­ся, что, когда празд­ник толь­ко появил­ся, он тоже не пони­мал, зачем он нужен. Но потом осо­знал — для того, напри­мер, что­бы оста­но­вить­ся и подумать:

«…мно­гие в нашей стране, когда этот празд­ник вос­со­зда­ва­ли, и я в том чис­ле, тогда думал: „Это ещё что такое, это зачем? Что у нас, празд­ни­ков мало, что ли?“ <…> Теперь я отчёт­ли­во осо­знаю и пре­крас­но пони­маю, что такой празд­ник нам нужен. Пото­му что очень важ­но <…> оста­но­вить­ся раз в году, вспом­нить, что и когда с нами было, что и когда с нами про­ис­хо­ди­ло, что свя­за­но с наши­ми побе­да­ми и три­ум­фа­ми, а что с пора­же­ни­я­ми и трагедиями».

Раз­ви­вая свою мысль, Путин под­вёл к тому, что, чем боль­ше еди­не­ния, тем боль­ше побед, и что в осно­ве всех дея­ний долж­на лежать любовь к Родине. Таким обра­зом пре­зи­дент соста­вил фор­му­лу успе­ха: зна­ние исто­рии + един­ство + пат­ри­о­тизм = хоро­шо для Рос­сии. Понят­но, что, если хотя бы одно сла­га­е­мое убрать — урав­не­ние не полу­чит­ся. И есте­ствен­но, что внед­ре­ние этих сла­га­е­мых в мас­сы луч­ше все­го начи­нать с молодёжи.

Ко Дню народ­но­го един­ства 2016 года про­грам­ма «Вечер­ний Ургант» под­го­то­ви­ла экс­пе­ри­мент — спро­си­ли у школь­ни­ков об исто­рии празд­ни­ка. Отве­ты пред­ска­зу­е­мо вышли экстравагантными.

— Что это такое за праздник?

— Это когда все горо­да Рос­сии объ­еди­ни­лись и отво­е­ва­ли зем­лю от польцев.

— Горо­да­ми кто-то руко­во­дил? Были герои это­го праздника?

— Были. Михал­ков. И ещё какой-то… По-мое­му, Саша.

— Они участ­во­ва­ли в войне, что­бы спа­сти Моск­ву от африканцев.

— А в каком году афри­кан­цы напа­да­ли на Москву?

— В 2005 году.

Ниче­го уди­ви­тель­но­го в том, что млад­шие школь­ни­ки не могут тол­ком рас­ска­зать о Сму­те — ведь её изу­ча­ют в сред­ней шко­ле. Судя по все­му, дело было так: ребя­там дали инфор­ма­цию, они её зазуб­ри­ли и пере­ска­зы­ва­ют на каме­ру. Но даты и фак­ты для детей не напол­не­ны содер­жа­ни­ем — они не осмыс­ле­ны, а зауче­ны, как тарабарщина.

Полу­ча­ет­ся, пре­сло­ву­тое «моло­дёжь не зна­ет исто­рию» — это не сама про­бле­ма, а след­ствие того, что с дет­ства научи­ли зуб­рить, а не раз­мыш­лять. Не имея пред­став­ле­ния о том, кто такие поля­ки, лег­ко пре­вра­тить их в афри­кан­цев — какая раз­ни­ца, глав­ное, что не наши, а чужа­ки из-за границы.

Даль­ше — про единство:

— Что ска­за­ли Минин и Пожар­ский, что­бы объ­еди­нить всех?

— Граж­дане стра­ны, на нас напа­ли поля­ки, давай­те все объ­еди­ним­ся и созда­дим боль­шой полк, — на ходу импро­ви­зи­ру­ет маль­чу­ган нечто, напо­ми­на­ю­щее объ­яв­ле­ние на вокзале.

Каков вопрос — таков ответ. Разу­ме­ет­ся, без при­зы­вов не обой­тись, но сам по себе лозунг «надо быть еди­ным наро­дом» ниче­го не несёт. Что зна­чит надо? А как это­го добить­ся? Вряд ли веду­щий сам смог бы здесь отве­тить луч­ше ребён­ка. Начи­нать нуж­но не с того, что­бы запом­нить набор слов «объ­еди­ни­лись и побе­ди­ли», а с раз­мыш­ле­ний о том, что такое един­ство и как его достичь.

В общем, сто­ит поча­ще вспо­ми­нать хоро­ший совет пре­зи­ден­та про оста­но­вить­ся и поду­мать. Инфор­ма­ция без её осмыс­ле­ния не поз­во­ля­ет моз­гу её при­ме­нять. А зна­чит — не име­ет значения.


Можно делать необычные заявления и наряжаться патриотично

День народ­но­го един­ства 2018 года герон­то­лог Игнат Пен­кин выбрал для того, что­бы встре­тить­ся с жур­на­ли­ста­ми и при­звать к еди­не­нию для отка­за от пен­си­он­ных накоплений:

«Я как учё­ный-герон­то­лог ответ­ствен­но заяв­ляю: пен­сия для наро­да не нуж­на. Более того, она опас­на и вред­на. Для чело­ве­ка, кото­рый при­вык к дея­тель­но­сти пен­сия явля­ет­ся насто­я­щим стрес­сом. Он начи­на­ет болеть, дегра­ди­ро­вать, его жизнь ста­но­вит­ся коро­че. Поэто­му сего­дня, в День народ­но­го един­ства, я пред­ла­гаю всем нам объ­еди­нить­ся и отка­зать­ся от пен­сии раз и навсе­гда, что­бы жить дол­го и счастливо».

Прав­да, Игнат Пен­кин — не насто­я­щий учё­ный, а пер­со­наж эпи­зо­да «День народ­но­го един­ства» из сери­а­ла «След». Тем не менее, исполь­зо­вать празд­нич­ный день для того, что­бы тебя услы­ша­ли — хоро­шая идея. Но нуж­но быть гото­вым к ответ­ствен­но­сти за свои сло­ва: сра­зу после скан­даль­но­го выступ­ле­ния Пен­ки­на в поли­цию позво­нил ано­ним и сооб­щил, что герон­то­лог будет убит.

Види­мо, без­опас­нее не гово­рить, а петь, заод­но одев­шись по-празд­нич­но­му. В том же 2018 году орга­ни­за­ция «Пат­ри­от­ки РФ» выпу­сти­ла ко Дню народ­но­го един­ства музы­каль­ный клип. В нём три девуш­ки в обле­га­ю­щих пла­тьях — белом, синем и крас­ном — гуля­ют по Москве, водят хоро­во­ды с про­хо­жи­ми и соби­ра­ют их на Крас­ной пло­ща­ди, застав­ляя под­пе­вать пат­ри­о­ти­че­ской песне:

«Вме­сте мы раз­ви­ва­ем­ся, вме­сте мы под­ни­ма­ем­ся, вме­сте мы прав­да, вме­сте мы сила, вме­сте мы семья. Вме­сте нам не страш­ны вра­ги, вме­сте нас Бог убе­ре­ги, наше един­ство — гор­дость Рос­сии, вме­сте ты и я».

В интер­вью «Огонь­ку» (№ 18 от 18 апре­ля 2016 года) «Пат­ри­от­ки» рас­ска­за­ли о сво­их боль­ших пла­нах на медиа, в част­но­сти, о реа­ли­ти-шоу «Пере­до­вой отряд пат­ри­о­ток», и пона­де­я­лись, что ско­ро их позо­вут на Пер­вый канал. Пока ждут.


Он подходит, чтобы баюкать малышей

Уди­ви­тель­но, но День народ­но­го един­ства настоль­ко уни­вер­саль­ный празд­ник, что даже помо­га­ет поско­рее уснуть. По край­ней мере, так реши­ли созда­те­ли про­грам­мы «Спо­кой­ной ночи, малы­ши», в 2015 году сде­лав выпуск, посвя­щён­ный 4 нояб­ря. Мишут­ка и Кар­ку­ша бод­ро шпа­рят, под­гля­ды­вая в учеб­ник, не забы­вая ком­мен­ти­ро­вать про­чи­тан­ное эмо­ци­о­наль­ны­ми вздохами:

— Вста­вай, Колом­на, вста­вай, Костро­ма, вста­вай, Яро­славль. Я, Кузь­ма Минин, житель Ниж­не­го Нов­го­ро­да, при­зы­ваю вас, горо­да рус­ские, встать на защи­ту Роди­ны сво­ей всем миром. Ооооо!

— А тебя, вое­во­да Дмит­рий Пожар­ский, про­сим: встань во гла­ве вой­ска народ­но­го, защи­ти Москву.

— Во, как написано!

— Дааааа!

Неза­мет­но к зве­руш­кам под­кра­ды­ва­ет­ся певец Дмит­рий Мали­ков и про­дол­жа­ет рас­сказ, но уже по памя­ти. «Вы это зна­е­те?» — удив­ля­ет­ся Мишут­ка. «Конеч­но, нуж­но же знать свою исто­рию» — как ни в чём не быва­ло объ­яс­ня­ет Маликов.

Сле­ду­ю­щие пару минут ухо­дят на то, что­бы обсу­дить памят­ник Мини­ну и Пожар­ско­му, день­ги на кото­рый соби­ра­ли «всем миром». Затем мульт­фильм, поче­му-то «Фик­си­ки — серия о том, как писать сек­рет­ные пись­ма неви­ди­мы­ми чер­ни­ла­ми. Может быть, наме­ка­ли на то, что народ­ное един­ство — это тоже такая вещь, о кото­рой чужим нель­зя рас­ска­зы­вать, а толь­ко своим?


Жизнь без праздничной пустоты не нужна

О сакраль­ной роли празд­ни­ков как тако­вых напи­са­но и ска­за­но нема­ло. В ста­тье «Празд­ник» из энцик­ло­пе­дии «Мифы наро­дов мира» изда­тель­ства «Совет­ская энцик­ло­пе­дия» фило­лог Вик­тор Топо­ров отме­ча­ет важ­ность пусто­ты, «порож­не­сти» (отсю­да и сло­во «празд­ник») дней, не заня­тых дела­ми. Чело­век погру­жа­ет­ся в состо­я­ние, «когда вре­мя оста­нав­ли­ва­ет­ся, когда его нет» — здесь вновь мож­но вспом­нить пре­зи­дент­ский наказ делать оста­нов­ки для размышлений.

Широ­ко извест­на разо­шед­ша­я­ся на мемы цита­та Его­ра Лето­ва о празд­ни­ках из интер­вью после кон­цер­та груп­пы «Граж­дан­ская Обо­ро­на» в клу­бе «Б1» 26 мая 2007 года. По сооб­ра­же­ни­ям офи­ци­аль­ной мора­ли мы не можем при­кре­пить здесь ссыл­ку на видео, зато можем при­ве­сти рас­ши­рен­ный вари­ант цита­ты, «запи­кав» опас­ные места квад­рат­ны­ми скобками:

«…ради чего люди идут на смерть, поче­му они пры­га­ют с пара­шю­том, поче­му они идут в наём­ные сол­да­ты, в экс­тре­маль­ные точ­ки едут и так далее. Ради опре­де­лён­но­го празд­ни­ка. Ради празд­ни­ка с боль­шой бук­вы, экс­тре­маль­но-экзи­стен­ци­аль­но­го како­го-то, мисти­че­ско­го празд­ни­ка. Пото­му что, если празд­ни­ка нет, эта жизнь [нафиг] не нужна».

Сто­ит ли при­чис­лять День народ­но­го един­ства к обла­сти экзи­стен­ци­аль­но­го — вопрос откры­тый. Но даже если нель­зя, но хочет­ся, в ваших силах про­ве­сти 4 нояб­ря в инте­ре­су­ю­щем вас духе. В кон­це кон­цов, если день в кален­да­ре есть, надо же что-нибудь с ним делать.


Читай­те так­же «Судь­бы пер­во­го поко­ле­ния пост­со­вет­ских пре­зи­ден­тов».

Поделиться

Как рассказать ребёнку о Дне народного единства?
02.11.2018

Мы уже привыкли к тому, что в начале ноября есть праздничный выходной — красный день календаря. А что это за праздник? Кто-то до сих пор празднует 7 ноября. Кто-то мешает в один котёл День народного единства и День согласия и примирения. Давайте разберёмся: что за праздник мы отмечаем 4 ноября, и как об этом празднике рассказать своим детям.

Начнём с того, что праздник, который мы отмечаем 4 ноября называется День народного единства. Праздник довольно молод – впервые россияне отметили его 4 ноября 2005 года, — но история возникновения этого торжества уходит вглубь веков.

Что отмечают в День народного единства?

Этот праздник был учреждён в память о событиях 1612 года, когда народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободило Москву от польских интервентов. Именно этот день исторически связан с окончанием смутного времени в России в XVII веке. Это было время глубокого кризиса Московского государства, который был вызван пресечением царской династии Рюриковичей. А польские войска вошли в Кремль с желанием посадить на престол католического королевича Владислава.

В это тяжёлое время патриарх Гермоген призвал русский народ встать на защиту православия и изгнать поляков из Москвы. Его призыв был подхвачен русскими людьми. Однако первое боевое ополчение распалось. Возглавивший его рязанский воевода Прокопий Ляпунов был убит по ложному обвинению из-за распрей между дворянами и казаками. Так потерпело поражение первое антипольское восстание 19 марта 1611 года.

Уже в сентябре 1611 года нижегородский земский староста Кузьма Минин обратился к горожанам с призывом создать народное ополчение. Вы помните его речь, которую он произнёс на городской сходке?

«Православные люди, похотим помочь Московскому государству, не пожалеем животов наших, да не токмо животов — дворы свои продадим, жен, детей заложим и будем бить челом, чтобы кто-нибудь стал у нас начальником. И какая хвала будет всем нам от Русской земли, что от такого малого города, как наш, произойдет такое великое дело».

По призыву Минина горожане сначала добровольно сдавали на создание земского ополчения «третью деньгу», а потом был введён и обязательный сбор «пятой деньги». То есть каждый вносил в казну ополчения пятую часть своих доходов.

На пост воеводы, опять же по предложению Минина, был приглашен новгородский князь Дмитрий Пожарский. Пожарский согласился при одном условии, что горожане сами выберут ему помощника и казначея ополчения. Так Минин стал «выборным человеком всею землею».

Под знамёна Минина и Пожарского встало по тем временам огромное войско – больше 10 тысяч служилых, до трёх тысяч казаков, более тысячи стрельцов и множество «даточных людей» из крестьян. Во всенародном ополчении в освобождении русской земли от иноземцев участвовали представители всех сословий и всех народов, входящих в состав русской державы.

Таким образом, 4 ноября символизирует не только победу, но и сплочение народа. А ведь именно сплочение народа сделало возможным разгром захватчиков.

Вероятно, вы спросите: а при чём здесь икона Казанской Божьей Матери?


Именно с молитвой перед чудотворной иконой Казанской Божьей Матери, явленной в 1579 году, и с самой иконой в руках земское ополчение смогло 4 ноября 1612 года взять штурмом Китай-город и изгнать поляков из Москвы. Эта победа послужила мощным толчком для возрождения российского государства. В конце февраля 1613 года Земский собор избрал новым царём Михаила Романова, первого русского царя из династии Романовых. Так установилась окончательная победа над Смутой и торжество православия и национального единства.  

А икона с тех пор стала предметом особого почитания. Ведь люди были уверены, что  именно благодаря её силе и заступничеству Божьей Матери удалось освободить Москву. Уверенность в силе иконы Казанской Божьей Матери была так высока, что князь Пожарский на собственные деньги выстроил на краю красной площади Казанский собор.

С тех пор Казанскую икону начали почитать не только как покровительницу дома Романовых. По указу царя Алексея Михайловича было установлено обязательное празднование 4 ноября как дня благодарности Пресвятой Богородице за ее помощь в освобождении России от поляков. В церковный календарь этот день вошел как Празднование Казанской иконе Божией Матери в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году. Этот праздник отмечали вплоть до 1917 года. Когда большевики пришли к власти, то сразу же убрали этот праздник из списка праздничных дней.

Что за День согласия и примирения? И при чём здесь Октябрьская Революция?

На протяжении 80-ти лет в советском государстве отмечали 7 ноября – День Великой Октябрьской Социалистической революции. 

После распада Союза, считали логичным убрать День революции из календаря государственных праздников. Однако, люди, привыкшие к «ноябрьским», продолжали по инерции отмечать утративший актуальность праздник, правда, переименованный в День согласия и примирения.

Что стало поводом для нового праздника?

Инициатором учреждения нового праздника стала Русская Православная Церковь. Патриарх Алексий II выступил на Межрелигиозном совете России с предложением сделать 4 ноября праздничным днём. Oн попросил возродить День народного единства и День памяти Казанской иконы Божией Матери, который на Руси отмечали более 250 лет.

Так в декабре 2004 года Государственная Дума одобрила поправки, согласно которым из официальных праздников был исключен День Согласия и примирения, отмечаемый 7 ноября, и добавлен новый праздник — День народного единства, назначенный на 4 ноября.

Современный День народного единства – не просто приятный выходной в ноябре. Это, прежде всего, повод вспомнить судьбоносное для нашей страны историческое событие. А ещё, День народного единства – это напоминание гражданам нашей многонациональной страны о важности сплочения. Ведь вместе мы непобедимы!

Так что, День народного единства — совсем не «праздничный новодел», а вполне себе возвращение к старой традиции.  А мы, редакция портала «Детский Городок», хотим пожелать вам весёлых праздников и только приятных впечатлений!


О происхождении самого молодого российского праздника, об исторических событиях и истоках важной даты рассказала Светлана Анатольевна Гонтарь — ведущий методист по истории и обществознанию Центра продвижения АО «Издательство «„Просвещение“». Материал поможет вам расставить акценты, на которые важно обратить внимание, рассказывая об истории праздника. В конце статьи — презентация с полезными тематическими ссылками.

Памятники и символы

Икона Казанской Божьей матери

День народного единства — уникальный официальный государственный праздник, который совпадает и с церковной датой — Днем иконы Казанской Божьей матери. Со времен первого царя Романовых, Михаила Федоровича, на Руси почитают Казанскую икону Божьей матери. В народной памяти она связана с освобождением Москвы от польско-литовских интервентов войсками земского ополчения. В 1579 году икона была обретена в Казани. Богоматерь явилась девочке Матроне и указала ей место, где будет найдена чудотворная икона, которая спасет Россию от иноземных захватчиков.

В 1611 году после тайного воззвания патриарха Гермогена список чудотворной иконы был взят в поход казанской дружиной, а затем передан дружинам северных городов под руководством князя Дмитрия Пожарского, шедшего на освобождение столицы от поляков. Именно с этой иконой русские войска под командованием князя Пожарского 22 октября (4 ноября по новому стилю) 1612 года освободили Китай-город от поляков, а спустя несколько дней сдался и польский гарнизон Кремля.

4 ноября — уникальный праздник, в котором сочетаются и церковная дата, и событие государственного уровня. И только такое единение, в том числе и духовное, позволило спасти Россию в то тяжелое время.

Московский список из Елоховского собора

Судьба иконы очень непроста. В 1904 году она была похищена. Преступников поймали, но саму икону, к великому несчастью, они уже уничтожили. Но в 2004 году, накануне введения нового праздника в России, Папа Римский Иоанн Павел II обратился к патриарху Алексию II, чтобы передать обретенную в Ватикане икону. Специалисты установили, что эта икона — одна из подлинных, которые были в списке иконы Казанской Божией матери.

Соборы в Москве и Петербурге

Казанский собор в Санкт-Петербурге

Собор Казанской иконы Божией матери на Красной площади в Москве

Среди памятников, которые связаны со смутным временем, стоит отметить Казанский собор на Красной площади в Москве, воздвигнутый на средства князя Пожарского, и построенный почти через 200 лет после событий Смутного времени кафедральный Казанский собор в Петербурге. Именно в соборе Петербурга перед иконой Казанской Божьей матери молился Михаил Кутузов до того, как отбыть в армию для борьбы с Наполеоном — еще одним внешним врагом.

Памятник Минину и Пожарскому

Памятник Минину и Пожарскому на Красной площади в Москве

«Когда я прохожу мимо этого монумента, когда я рассматриваю его, друзья мои, что со мной тогда делается! Какие священные минуты доставляет мне это изваяние! Волосы дыбом подымаются на голове моей, кровь быстро стремится по жилам, священным трепетом исполняется все существо мое, и холод пробегает по телу. Вот, — думаю я, — вот два вечно сонных исполина веков, обессмертившие имена свои пламенною любовью к милой родине <…> Завидный удел! Счастливая участь!»

Первоначально памятник был установлен в 1818 году в самом центре Красной площади. А в 30-е годы он был перенесен к храму Василия Блаженного.

Смутное время. Россия на грани распада

C. В. Иванов «Смутные времена»

К 1611 году Москва была занята польским гарнизоном, который фактически захватил власть в столице. Польский король Сигизмунд III из осажденного Смоленска отдавал распоряжения по всей России, удерживал в плену посольство из московских людей, почти вся северо-западная часть страны находилась в руках шведов, шайки казаков грабили русские земли. Именно тогда и проявились лучшие качества нашего народа, который взял дело спасения страны в свои руки.

Перед началом Смуты правил царь Федор I Иоаннович. В 1580-х — начале 1590-х годов оборону Москвы усилило третье (после Кремля и Китай-города) кольцо стен — вокруг Белого города. Строителем его был «каменных дел мастер» Федор Конь. В 1591–1592 годах вокруг столицы по инициативе Бориса Годунова сооружается четвертая линия укреплений — Скородом, или Земляной город.

Что предшествовало Смутному времени?

Смерть царевича Дмитрия

15 мая 1591 года в Угличе погиб царевич Дмитрий — младший сын Ивана Грозного, возможный наследник престола. Позже все самозванцы выдавали себя именно за царевича Дмитрия. И это течение самозванства — отличительная черта Смутного времени — в нем выражены не только тяжелейшее положение страны, но еще и надежды простых людей на доброго царя.

Царевич Дмитрий был рожден в шестом браке Ивана Грозного. Этот союз не был освящен церковью, поэтому Дмитрий считался незаконнорожденным, а следовательно, исключался из возможных претендентов на престол. Официальное расследование пришло к выводу, что царевич погиб в результате несчастного случая. А многие современные историки, вопреки распространенному мнению, считают, что Борис Годунов не был причастен к гибели царевича Дмитрия.

Великий голод

Голод, который длился с 1601 по 1603 годы, унес жизни тысяч людей. Считается, что в одной только Москве погибло около 127000 человек.

«Гибло множество в неизъяснимых муках голода. Везде шатались полумертвые, падали, издыхали на площадях. Москва заразилась бы смрадом гниющих тел, если бы Царь не велел, на свое иждивение, хоронить их, истощая казну и для мертвых. Приставы ездили в Москве из улицы в улицу, подбирали мертвецов, обмывали, завертывали в белые саваны, обували в красные башмаки или коты и сотнями возили за город в три скудельницы, где в два года и четыре месяца было схоронено 127000 трупов, кроме погребенных людьми христолюбивыми у церквей приходских. Пишут, что в одной Москве умерло тогда 500000 человек, а в селах и в других областях еще несравненно более, от голода и холода: ибо зимою нищие толпами замерзали на дорогах».

Н. М. Карамзин
«История государства Российского»

В народе поползли упорные слухи, что голод — «кара Божья» за то, что царем стал Борис Годунов (в том числе — за гибель царевича Дмитрия). А еще существует любопытная версия, согласно которой, голод в Москве в начале XVII века был спровоцирован извержением вулкана Уайнапутина в Перу.

Оккупация территорий

Почему мы так празднуем дату освобождения Москвы? Масштаб будет виден на карте. Взгляните, какие наши территории были официально заняты интервентами:

Нажмите на изображение, чтобы изменить масштаб
Смутное время в России в начале XVII века
Источник: Энциклопедия WikiWhat

После окончания смутного времени очень многие территории были потеряны и предопределили внешнюю политику России вплоть до XVIII века.

«Свержение царя Василия было последним ударом московскому государственному порядку. Появление Вора уничтожило государственное единство и поделило страну между двумя правительствами. Падение Тушина подало было надежду на восстановление этого единства, а падение Шуйского уничтожило всякое правительство. Страна имела лишь претендентов на власть, но не имела действительной власти. Западные области государства были заняты шведами, которые захватили после Клушинской битвы Новгород, и поляками, которые осаждали Смоленск и занимали Северскую землю. Юг московский был в „воровстве“, то есть в полной анархии; под столицей стояли два вражеских войска — Вора и гетмана Жолкевского. Остальные части государства не знали, кого им слушать и кому служить. В Москве по свержении Шуйского боярская дума приняла на себя роль временного правительства и пожелала созвать выборных из городов для царского избрания. Но города плохо слушали это правительство и выборных не посылали. Очевидно, что и бояре не были настоящей властью. Таково было в 1610 году положение Московского государства».

С. Ф. Платонов
«Смутное время. Очерки истории внутреннего кризиса и общественной борьбы в Московском государстве в XVI-XVII вв» 

Роль православной церкви

В 1579 году патриарх Гермоген стал свидетелем настоящего большого чуда (чудесного явления образа Казанской Божьей матери) и пронес этот мистический опыт через всю жизнь. Вот она, главная опора будущего «твердого стояния» его в вере.

«Патриарх Гермоген отказывает полякам подписать грамоту». Художник П. П. Чистяков

«Просите у бога милости и призывайте на помощь крепкую нашу заступницу, и святых и небесных сил, и всех святых и отринути от себя женскую немощь, и воспринять мужескую храбрость, и стояти противо врагов божыих и наших губителей крепко, уповая и на Бога, и на Пречистую Богородицу, и на всех святых, понеже с нами Бог и заступленье пречистые Богородицы и молитвами всех святых, и поотринути от себя всякое зло».

Из послания патриарха Гермогена 

И конечно, когда мы говорим о Смутном времени, то обязательно должны рассказать об обороне Троице-Сергиева монастыря, которая продолжалась 16 месяцев — с сентября 1608 по январь 1610 года.

Кроме того, что это был духовный центр, это был еще и стратегически важный пункт, который контролировал дорогу на север из Москвы. Полякам было важно захватить монастырь, чтобы полностью изолировать столицу.

Герои Смуты

Михаил Скопин-Шуйский

Михаил Скопин-Шуйский Был племянником царя Василия Шуйского. Возглавляемые им войска сняли осаду с Троице-Сергиевой лавры, обратили в бегство поляков гетмана Я. Сапеги. 12 марта польские полки вступили в столицу. Но как только подъехал Скопин-Шуйский, люди бросились на землю, стали бить челом перед князем и плакать от радости.

Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский

Во главе ополчения в Смутное время стали честные люди — только они смогли повести за собой народ. По преданию Козьме Минину трижды являлся Сергий Радонежский: «И еще сказал ему Преподобный: „Старшие не возьмутся за такое дело, но младшие начнут его, начинание их будет делом благим и придет к доброму завершению“».

 «Если мы хотим помочь Московскому государству, то нам не пожалеть имущества своего, да не только имущества своего, но и не пожалеть дворы свои продавать и жён и детей закладывать, и бить челом, кто бы вступился за истинную православную веру и был бы у нас начальником»

Архимандрит Печерского монастыря Феодосий и нижегородцы пришли к князю Дмитрию Пожарскому, «который лежал от ран. И били ему челом со слезами, чтобы он ехал в Нижний Новгород и встал за православную христианскую веру и помощь бы оказал Московскому государству» (из «Нового летописца»).

Где узнать еще больше про Смутное время?

  1. С. Ф. Платонов. Очерки по истории Смуты в Московском государстве XVI — XVII вв. 
  2. Р. Г. Скрынников. Россия в начале XVII века. Смута.
  3. 2. В. Н. Козляков. Борис Годунов. Лжедмитрий I. Марина Мнишек. Василий Шуйский. Герои Смуты (серия ЖЗЛ)
  4. «День народного единства. Биография праздника». И. Л. Андреев, В.Н. Козляков, П. Михайлов, В.А. Токарев, Ю.М. Эскин.
  5. Л. Е. Морозова. История России. Смутное время. Правда и вымыслы. Свидетельства современников.
  6. И. Е. Забелин «Минин и Пожарский. „Прямые“ и „кривые“ в Смутное время».

Художественная литература

  1. А. С. Пушкин «Борис Годунов»
  2. А. К. Толстой «Царь Борис», «Царь Фёдор Иоаннович»
  3. М. Н. Загоскин «Юрий Милославский или Русские в 1612 году»
  4. Л. Бородин «Царица Смуты»

Фильмы

  1. «Борис Годунов» (1954)
  2. «Борис Годунов» (1986)
  3. «Минин и Пожарский» (1939)

И еще рекомендуем посмотреть запись вебинара и скачать презентацию — чтобы узнать больше о героях Смутного времени и о событиях тех лет.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Объявления про праздники
  • Объявления концертных номеров сценарий
  • Объявление спортивный праздник
  • Объявление проводим праздники
  • Объявление приглашение родителей на праздник