Одежда корякских оленеводов на празднике равноденствия на камчатке

Хоровод корякских оленеводов во время праздника осеннего равноденствия на Камчатке

Хоровод корякских оленеводов во время праздника осеннего равноденствия на Камчатке

Праздник «Хололо» или День Нерпы корякские оленеводы празднуют в первое воскресенье ноября, он приурочен к окончанию летнего промыслового сезона.

Своё необычное название «Хололо» он получил от возгласов восклицания «Оло-ло!», которыми коряки сопровождают жертвоприношения, ритуальные танцы и песни, проводы на охоту и обряды на удачу.

Его второе имя  День Нерпы.

Коряки верят, что души нерп участвуют в празднике и веселятся вместе со всеми.

В финале чучело нерпы сжигают, под крики «Оло-ло!» люди поворачиваются в сторону моря и указывают животным дорогу домой.

Есть поверье, если люди хорошо задобрят души этих животных, то в будущем году они к ним вернутся не одни, а с новыми гостями.

Праздник «Хололо» — это исполнение древних обрядов очищения и кормления духов, ритуальных песен и танцев.

Мужчины соревнуются в силе и ловкости

Гости могут отведать обрядовую еду – толкушу (рецепт этой каши прост: смешивают порошок из травы Иван-чай, жир нерпы и дикие ягоды), уху и шурпу из нерпы, вяленную на солнце рыбу(юколу).

Проводят старинный обряд для исполнения желаний: вешают траву «Лаутен» на «дерево удачи»

А также устраивают «дождь» из шишек Кедра для здоровья и удачи.

Праздник «Хололо» очень ярко показывает жизненный уклад и обычаи коряков, бережно хранимые ими не одну сотню лет!

Стр. 40-41 Народные праздники в пору осеннего равноденствия Плешаков Новицкая Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 2 класс. Ответы на задания.

Узнать ответ на Телеграмм канале «Прокачай интеллект»

Обучайтесь и развивайтесь всесторонне вместе с нами, делитесь знаниями и накопленным опытом, расширяйте границы знаний и ваших умений.

поделиться знаниями или
запомнить страничку

  • Все категории
  • экономические
    43,607
  • гуманитарные
    33,643
  • юридические
    17,916
  • школьный раздел
    611,345
  • разное
    16,895

Популярное на сайте:

Как быстро выучить стихотворение наизусть? Запоминание стихов является стандартным заданием во многих школах. 

Как научится читать по диагонали? Скорость чтения зависит от скорости восприятия каждого отдельного слова в тексте. 

Как быстро и эффективно исправить почерк?  Люди часто предполагают, что каллиграфия и почерк являются синонимами, но это не так.

Как научится говорить грамотно и правильно? Общение на хорошем, уверенном и естественном русском языке является достижимой целью. 

Коряки — кочевники, охотники и рыбаки: история, быт, традиции и другие факты о народе

  • Кто такие коряки
  • Где живут
  • Демография
  • Происхождение
  • Внешность
  • Государственность и родоплеменные отношения
  • Быт
  • Национальный костюм
  • Древнейшая переноска для ребенка
  • Ремесла и традиционные занятия
  • Доспехи северных народов
  • Дом
  • Транспортные средства
  • Религия
  • Праздники и обряды
  • Корякский язык и культура

Среди народов Севера коряки – ближайшие родственники североамериканских индейцев. До исчезновения Берингова перешейка они были одним племенем, кочевавшим с Чукотского полуострова в Сибири до полуострова Сьюард на Аляске и обратно. Обряды, мифология и обычаи двух этносов остались схожими и сохранились до наших дней. Любопытные факты о коряках, их истории и верованиях – в материале 24СМИ.

Кто такие коряки

Коряки – коренные жители Корякского автономного округа, который входит в состав Камчатского края России. В прошлом этнос не имел общего названия и разделялся на две группы по образу жизни:

  • чав’чу – оленеводы-кочевники, занимавшиеся крупностадным оленеводством;
  • нымылъо – прибрежные оседлые рыболовы и охотники на морских животных.

Коряки жили семьями (родами), поэтому дополнительно выделяют крупнейшие родоплеменные группы. Это алюторцы – жители восточного побережья Камчатки, паланцы, живущие на западном побережье, карагинцы – в районе пролива Литке и Карагинского залива.

Где живут

Географически коряки живут на севере и западе полуострова Камчатка, а также на Корякском и Колымском нагорьях материковой части Сибири. Их стада кочуют от бассейна рек Парень и Пенжина до побережья Берингова моря. Их соседи по материку – юкагиры. Вместе с эвенами и чукчами юкагиры живут к западу и северу от корякских территорий. На юге земли коряков соседствуют с ительменами.

Демография

Численность корякского населения по результатам переписи 2010 года составляла 7953 человека. Из них проживают в:

  • Камчатском крае – 6640 чел. (83%);
  • Магаданской области – 900 чел. (11%).

Оставшиеся 6% – это люди, переселившиеся в другие регионы России. В каждом зарегистрировано от 10 до 70 представителей малой народности.

Когда русские заселяли Камчатку в XVII веке, на полуострове жило до 11–13 тысяч коряков. Они рыбачили, пасли оленей и охотились на моржей. Так пишут в некоторых источниках. На самом деле подсчитать точное количество жителей Камчатки в XVII веке не могли из-за кочевого образа жизни коренного народа и отсутствия подходящих средств учета.

Происхождение

Точное происхождение этноса не установлено. Антропологи предполагают, что в позднем плейстоцене, примерно 11 000 лет назад, к Берингову морю вышли племена предков коряков. Они заселили прибрежные зоны Сибирской Азии и Северной Америки. Возможно, что племя кочевало туда-обратно до тех пор, пока повышение уровня Мирового океана не затопило перешеек. Протокоряки жили на гораздо более обширной территории, чем их потомки. Но в Сибири племена эвенов вытеснили их на нынешние земли.

Внешность

Как и другие народы Севера, коряки относятся к монголоидной североазиатской расе. У них смуглая кожа, коренастое телосложение, невысокий рост. Лица широкие и плоские с выступающими скулами и монголоидным разрезом глаз. Глаза и волосы черные или темно-коричневые. Мужчины преимущественно безбородые. Женщины заплетают волосы в тонкие косы.

До XVIII века народы Севера украшали лица пирсингом. Прибрежные коряки и эскимосы носили в перегородке носа или на нижней губе моржовые зубы. Точно не установлено, когда появилась традиция, сколько существовала и как объяснялась. Предположительно, украшения на нижней губе или в носу свидетельствовали о статусе члена племени или его взрослении, например, о вступлении женщины в репродуктивный возраст или становлении мальчика как охотника и добытчика.

Государственность и родоплеменные отношения

У коряков не было ни государственной власти, ни объединения племен или другой организации межплеменных групп. Они жили семьями по 5–7 человек. Несколько родственных семей могли кочевать вместе. В этом случае они совместно принимали решения о начале миграции или открытии охотничьего сезона.

Во главе каждой семьи стоял самый старший мужчина. У него могло быть несколько жен, но за каждую мужчина отрабатывал родственникам женщины от 3 до 5 лет. Сексуальные связи до брака не поощрялись, а за супружескую неверность муж мог убить жену. После смерти мужчины его олени и жены переходили родственнику.

Быт

Жизнь семьи вращалась вокруг оленей. Из оленьего мяса готовили большинство блюд. Мясо ели жареным. Кровь и костный мозг употребляли сырыми. Деликатесными продуктами считали печень, сердце, почки и язык животного. Обязательно дополняли рацион ягодами и кореньями, собранными в тундре, и рыбой.

Если понаблюдать за процессом разделки северного оленя женщинами, то можно понять, что за столетия оленеводства коряки идеально изучили анатомию животных. Мясо отделяют от костей, а сами кости аккуратно делят по суставам. Разрезать кость недопустимо. Это признак неумелой и неэкономной хозяйки.

Из оленьих шкур шили одежду и строили жилище. Из костей создавали инструменты, оружие, украшения и доспехи. Из сухожилий женщина делала пряжу, которой сшивала одежду и украшала вышивкой. Фраза «Она прекрасно шьет!» считается лучшим комплиментом женщине и в наше время.

Национальный костюм

Корякская национальная одежда – куртка-кухлянка из оленьих шкур. Это нераспашная куртка, которую надевают через голову. Зимой носят двойную кухлянку. У нее один слой меха направлен внутрь, а другой – наружу. Ворот и низ украшают мехом животных: песца, росомахи или собаки. Дополняют поясом, на котором оленевод крепит ножи.

В тундре кухлянка выполняет роль спального мешка. В ней достаточно тепло, чтобы охотник мог уснуть в санях и не замерзнуть. Под кухлянку надевали широкую рубаху из тюленьей или оленьей кожи и штаны. Обувь тоже делали из шкур животных. Изнутри обшивали мехом. Дополняли наряд капорообразной шапкой и рукавицами.

Древнейшая переноска для ребенка

Капюшон северянок считается древнейшим видом одежды, предназначенным для переноски младенца. Первоначально женская куртка делалась без капюшона со стоячим воротником. Присоединив капюшон, женщина освобождала руки для домашних дел, давала детям возможность познавать мир.

Со стороны кажется, что пользоваться капюшоном неудобно. Но он создается в расширенной спинке куртки. Поэтому ребенок не выпадет. Он соприкасается со спиной матери. Дополнительные ремешки помогают зафиксировать малыша, чтобы предотвратить сползание. Так детский вес равномерно распределится на корпус женщины, ребенок будет находиться в тепле и безопасности, а мать продолжит выполнять домашние работы.

Ремесла и традиционные занятия

Предки коряков освоили гончарное дело. Они создавали из глины домашний инвентарь. Дерева в тундре немного, поэтому его использовали экономно. Из древесины строили нарты (сани), делали копья и гарпуны. Ножи для разделки рыбы и мяса, кирки для разработки горных пород создавали из костей животных. Их украшали резьбой.

Женщина-шаманка проводит обряд (https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Koryaks#/media/File:Koryak_shaman_woman.jpeg)

Женщина-шаманка проводит обряд. Владимир Иохельсон / Фото: Wikimedia.org

Доспехи северных народов

Коряки охотились на крупных зверей, поэтому тело охотника нуждалось в защите. Оленеводы не добывали металлы, но сумели приспособить кости морских животных для изготовления доспехов. Из них делали пластины и скрепляли их жилами. Пластинчатая броня была легкой, удобной и прочной.

Кроме охоты, доспехи использовали для войны. Больше всего коряки воевали с чукчами. Причиной неприязни историки считают необходимость выживать в суровых условиях. На момент первых контактов двух этносов чукчи были охотниками на оленей, а коряки пасли крупные стада от нескольких сотен до тысяч голов. Когда удача изменяла охотникам, они начинали воровать или убивать домашних оленей, что и приводило к стычкам.

Постепенно чукчи пришли к выводу, что выращивать животных удобнее, чем добывать пропитание исключительно охотой. Они превратились в оленеводов, но свои первые стада угнали у «зажиточных» коряков. Позже причиной войн становилась борьба за территории, необходимые для выпаса скота.

Читайте такжеПродажа Аляски США: подробности сделки и популярные мифы

Дом

Корякская модель дома – это яранга, коническая палатка из оленьей шкуры. Основа – три шеста высотой до 5 м, связанные вместе. К ним крепятся дополнительные шесты-треноги, и конструкция обтягивается шкурами.

Площадь основания жилища составляет 4–10 кв. м. Размер зависит от назначения. Маленькую ярангу ставит охотник в тундре для временного ночлега. Большую – для проживания семьи оленевод на месте стоянки. В центре яранги устанавливали очаг. Позже его заменили промышленной железной печью. Также в жилище оборудуют спальные места и «шкафы» для хранения одежды. Начиная с XVIII века вместо яранги оленеводы строили дома срубного типа, постепенно превращаясь в оседлый этнос.

Транспортные средства

Для поездок по тундре использовали упряжку оленей и сани. Чтобы во время бега ездовые олени не цеплялись за деревья, им обрезали рога. Но в XXI веке коряки предпочитают покупать снегоходы.

Для передвижения по рекам использовали лодки, которые выдалбливали из цельного ствола дерева. В море применяли одноместные и многоместные байдарки, обтянутые моржовой шкурой.

Религия

Коряки делят мир на верхний, нижний и срединный. Все на свете создал Хозяин верхнего мира. Он живет на небесах и пристально следит за людьми, помогая им в повседневных делах. Если Хозяин хочет наказать оленевода, то он засыпает. Тогда человек остается один на один со злыми духами, которые насылают болезни и неудачи в охоте.

Чтобы обмануть злого духа, нужно спрятаться. Для этого коряки создают маски-личины. Они овальные или заостренные к низу. Их обшивают перьями или мехом животных, чтобы сделать более похожими на прототип. Например, маска, обшитая медвежьим мехом, должна «доказать» моржу, что его убил не охотник, а медведь. Во время разделки китовой туши люди надевали травяную маску на кита и на себя, чтобы зверь не узнал охотников и не отомстил. Шаман пользуется маской во время камлания.

Североамериканские индейцы хоронили умерших с деревянной погребальной маской. Часть индейских масок изображают духов-помощников шамана, другая часть выглядит как человеческие лица.

Наиболее древние – обрядовые. В древних погребениях находят маски из дерева, рогов, меха и даже меди. Особенно интересны историкам деревянные маски, инкрустированные кусочками кости или бусинами. Для большей реалистичности на личины, изображающие животных, добавляли зубы и обшивали кусочками меха.

Некоторые духи коряков напоминают японских они (злых демонов) – сильные, злобные, со страшными рожами, трудно убиваемые и способные съесть человека. Они проникают в дом, спускаясь по центральному шесту в очаг. Другие похожи на русских кикимор. Матери наставляют дочерей не оставлять швейные принадлежности на ночь на открытом месте, иначе Кала, злой дух, примется шить ночью. Для изгнания духов приглашали шамана. От болезней и неудач защищались амулетами, принесением жертв.

Большой ворон Куйкынняку создан Хозяином верхнего мира как первый человек для защиты коряков. Он стал первым шаманом. Шаманизм делился на два течения: семейный и общественный. Семейный заключался в охране семьи от злых духов. Для этого женщина подкармливала духа огня. Следила, чтобы ничто не осквернило пламя. Шаман племени заботился о более глобальных задачах: чтобы племя было сытым, а охота удачной.

Праздники и обряды

Самые главные праздники приморских коряков связаны с китобойным промыслом. Основные моменты – торжественная встреча в поселении убитого кита и его проводы. Чтобы животное возродилось, его скелет возвращали в море.

У оленеводов праздники связаны с оленьей миграцией. Животных перегоняли 4 раза в год. Весной стадо возвращают в места, богатые ягелем для рождения оленят. Летом выпасают подрастающее поколение там, где меньше мошкары и гнуса. Осенью сытых и крупных копытных гонят к местам забоя. Пышный праздник включает гонки на оленьих упряжках, ловлю оленей арканом и другие соревнования. Часть мяса съедают, а излишки вялят про запас.

После весеннего равноденствия коряки встречают весну. Праздник сопровождается пиршеством, музыкой и танцами. Национальный музыкальный инструмент – г’эйнэчг’ын. Он похож на гобой. Кроме местного «гобоя», пользуются бубном и пластинчатым варганом.

Палана — бывшая столица Корякского автономного округа (https://ru.wikipedia.org/wiki/Коряки#/media/Файл:Palana.jpg)

Палана – бывшая столица Корякского автономного округа / Фото: Wikipedia.org

Вторая группа празднеств связана с обрядами жизненного цикла – рождением, свадьбой, смертью. Умерших хоронили несколькими способами: сжигали на костре из ветвей кедрового стланика, скрывали в расщелинах скал или в море.

Некоторые родовые группы дифференцируют способ погребения в зависимости от типа смерти. Естественная смерть взрослого сопровождается сжиганием трупа, а умершего младенца хоронят в земле. Современные коряки хоронят умерших на русский манер. Вместе с умершим складывают предметы, которые могут понадобиться ему в другом мирре, а также подарки тем родственникам, кто умер раньше.

Корякский язык и культура

Язык относится к чукотско-корякской языковой семье. Коряки без проблем понимают чукчей, а чукчи, соответственно, коряков, хотя говорят каждый на своем языке. Коренная лексика связана с оленеводством, морским промыслом, тундрой и природой. Больше всего заимствований пришло из русского языка. Они связаны с предметами и явлениями, которых не было в жизни оленеводов: промышленность, политика, строительство. Также заимствовали имена собственные.

Письменного языка у оленеводов не было. Его заменяли пиктограммы, с помощью которых сообщали друг другу важную информацию. В 1930-х годах в СССР разработали корякский алфавит, выпустили первые книги, но, так как исконные промыслы и образ жизни кочевников постепенно уходили в прошлое, необходимость в корякском языке отпала. В 1960-х на корякском языке говорило 90% коренных жителей. В 1990-х этот показатель упал ниже 10%.

В корякском языке выделяют 4 диалекта: язык кочевых оленеводов, жителей западного побережья Камчатки, коряков с восточного побережья и карагинцев. Возникновение диалектов связывают со взаимодействием с соседними народностями. Письменный язык 1930-х основан на диалекте оленеводов – чав’чу.

Читайте такжеЭвенки — любопытные факты о снежном народе: история, культура, быт и традиции

Коряки – народ с особенным складом мышления. Понять их европейцу сложно: стоит только послушать их загадки и проникнуться логикой спросившего. Отвечая на загадку «Что не останавливается?», европеец ответит «время», а коряк – «река». Сложнее понять другую загадку: «Что ненасытно?». Правильный ответ: «дверь», потому что ей всегда нужен ключ. Возможно, разница в образе мышления и не позволяет корякам полностью ассимилироваться с другими народами, поселившимися на их территории, а языку исчезнуть за ненадобностью.

Коряки испокон веков проживали на территории Камчатского полуострова. Кочевые тундровые племена занимались крупнотабунным оленеводством, оседлые береговые поселенцы охотились и рыбачили, собирали ягоды и коренья, выходили в море на зверобойный промысел.

картинки костюм коряковДля коряков олени и добытые на охоте дикие пушные звери были не только пищей, но и служили материалом покрытия яранг, для пошива одежды и обуви. Шитьём и вышивкой занимались женщины, а мужчины изготавливали моржовые украшения, вырезали фигурки из кости, занимались обработкой металла, дерева, камня. Именно эти элементы служат идеей для народного костюма коряков.

Виды традиционных костюмов коряков

Для проживания в суровых условиях коряки имели зимний и летний вариант одежды. Крой всех костюмов был глухим, надевались они через голову. В холодное время года оленеводов и охотников согревал двойной слой, в тёплое – одинарный. Исходным материалом для шитья была шкура оленя. Все детали выполнялись из меха или ровдуги (замши из оленьей шкуры). Оседлые прибрежные жители использовали, кроме оленьей, ещё и шкуры морских обитателей.

Мужской костюм чавчувена (коряка-оленевода) состоял из следующих частей:

  • костюм коряков фотокухлянка – длиннополая рубашка (пальто) с нагрудником и капюшоном;
  • конайты — штаны;
  • малахай – головной убор;
  • торбаса – меховая или ровдужная обувь;
  • камлейка – широкая рубашка из ровдуги или ткани;
  • лилит – рукавицы.

Женский наряд подобен мужскому:

  • комбинезон;
  • кухлянка или гагагля (длинная рубаха с внутренним слоем меха);
  • торбаса;
  • лилит.

Как выглядит национальный костюм?

Зимний и летний национальные костюмы схожи между собой кроем, элементами декора, но есть из различия. Для холодного времени года одежда изготавливалась из шкуры оленя, дополнялась деталями из шкур пушных зверей. Летний наряд шился в основном из тканей, в украшении традиционно использовалась бахрома, вышивка бисером и бусины.

Национальный костюм состоял из камлейки (меховой рубахи из оленя), кухлянки, торбасов. Мужчины носили штаны, а женщины – комбинезон со штанинами до колена.

Одежда

коряки танцуютМужская камлейка надевалась поверх кухлянки, она защищала от осадков и непогоды. Камлейка могла быть не только меховой, но и ровдужной или тканой. Последнюю носили летом. От дождя хорошо защищала верхняя одежда, которую предварительно прокоптили и подвергли обработке мочой.

Оленья шкура или камус (мех с голени животного) служили для пошива верхних штанов, а ровдуга или кожа от старого покрытия яранги годилась для нижних или летних. Для прибрежных коряков материалом для брюк были тюленьи шкуры. В них охотники отправлялись на промысел. Зимой мужчины и женщины прятали руки в рукавицах (лилит), состоящих из одного или двух слоёв меха или оленьего камуса.

Важно! Мужчины под меховую одежду не надевали ничего, только некоторые прибрежные жители носили тканевые рубашки, купленные у русских переселенцев.

Женщины в непростых погодных условиях Камчатки носили комбинезоны. Шились они длиной до колена из тонких шкур молодых животных. Летний вариант изготавливался из шкуры или ровдуги, хорошо продымленной для защиты от осадков и насекомых. На комбинезон сверху надевали кухлянку – из одного или двух слоёв — по типу мужской. В остальное время носили длинную гагаглю с мехом, повёрнутым внутрь.

Обувь коряков

Национальная обувь коряков – торбаса. Варианты мужской обуви для зимы и лета шились одинаково, различались лишь длиной – до колена или до щиколотки – и материалом для пошива. Особенности изготовления торбаса:

  • кукла коряковдля тёплых торбасов брали вывернутый камус;
  • на летнюю обувь шла шкура тюленя, нерпы, собаки, ровдуга или непромокаемая продымленная шкура оленя, на которой ворс был удалён;
  • подошва вырезалась из шкуры лахтака, моржовая кожи, оленьих щёток (длинношёрстной оленьей шкуры над копытом животного);
  • женская обувь выполнялась из тех же материалов, имела такой же крой, но дополнительно украшалась аппликациями из собачьей кожи белого цвета.

Головные уборы

коряки-девушкиКорякские мужчины в любое время года носили меховые малахаи, сшитые как капор с наушниками. Впереди пришивалась опушка из выдры или собаки. Крой малахая предполагал при необходимости глухое можно закрывание лба и ушей.

Женщины обычно оставляли голову непокрытой, если погода позволяла. В холод задействовали капюшон как головной убор, а жёны кочевников в тундре при перегонах скота пользовались мужскими малахаями. Женщины, проживающие оседло, у русского населения заимствовали в свой гардероб платок.

Что носят дети?

Национальный костюм коряков для ребенкаМаленького ребёнка одевали в комбинезон с капюшоном. Пока он не умел ходить, рукава и штанины оставались зашитыми, а в комбинезон помещали слой одного из видов мха, который служил подгузником и обладал антисептическим действием. Подросшее дитя передвигалось в обуви, пришитой к штанинам комбинезона.

Детская одежда, аналогично взрослым нарядам, в разное время года, была одинарная или двойная. К 5–6 годам ребёнка начинали одевать по гендерному признаку: мальчиков в мужские костюмы, девочек – в женские.

Украшения народного костюма

коряки играют на инструментахМех собаки, лисицы, росомахи, волка коряки нашивали на кухлянку или камлейку в качестве опушки, что не только значительно её утепляло, но прежде всего, служило декоративным обрамлением наряда.

Важно! Корякский зимний костюм имеет характерную особенность — узорчатую кайму на подоле — опуван, который делался из более тёмных оттенков оленьего меха и украшался орнаментами из бисера и бусин.

Передняя и спинная часть кухлянки, гагагли и камлейки также расшивались узорами, дополнялись тонкими ремешками в виде бахромы, бусинами, крашеными кусочками собачьей шерсти и меха нерпы. На праздник наряд всегда дополняли браслетами, серьгами, кулонами, подвесками из старого серебра и меди. И мужчины, и женщины имели украшения в виде повязки или ленты вокруг головы.

Погребальная одежда

Особо следует отметить одежду коряка, в которой он отправлялся в мир иной. Такой наряд шился несколько камчатских зим и всё равно должна была остаться незаконченной, чтобы смерть обладателя не была преждевременной.

похороны коряковПодол на кухлянке и капюшон оставались без опушки, пока был жив хозяин. Обувь тоже не дошивалась: отсутствовала подошва. Всё это доделать нужно было, пока умерший находился в жилище. Спать до погребения не разрешалось, а вот наскоро всё сшить крупными кривыми стежками – так полагалось по обычаю — как раз самое время.

В погребальной одежде преобладали белые тона, шить её можно было только из белого оленя. Чёрный цвет полагался только на платке вдовы. Мужчин обычно отправляли на погребальный костёр в кухлянке, штанах, головном уборе, рукавицах и обуви. Женщин одевали также, кроме штанов.

Очень интересен и сложён декор подобных рубашек. Расшитая геометрическим орнаментом полоса и мех росомахи украшали подол кухлянки, капюшон, головной убор, рукава. Украшали одежду различными кистями, бахромой, кусочками собачьего меха. Внутренний слой кухлянки окрашивали красным цветом.

Обряжая умершего в последний путь, части костюма надевали необычным образом, например, головной убор мог сидеть на голове криво, а рукавицы – правая и левая – перепутаны местами и надеты на разные руки. В таком виде умерший отправлялся на погребальный костёр, который сооружали из стланика кедра.

Одежда для национальных танцев

коряки танцуютНа праздники коряки всегда надевали самую лучшую одежду, которая только была. Для танцев женщины облачались в камлейку с национальными орнаментами, головной убор в виде повязки, расшитый бисером, с длинными кистями, яркие серёжки из бус, иногда до самых плеч, и обувь из оленьих камусов. Наряд мужчин был идентичен, только головные украшения более лаконичные, в виде расшитой бисером ленты.




Автор статьи:
Александра Попова

Путь к авторству был очень долгим и решительным. Я всегда знала, что увлечение модой и стилем, могут кому-то помочь. В моей голове много идей, а ведь всё начинается именно с них :) Я не стремлюсь произвести революцию в мире моды, но хочу, чтобы вы их слышали и чувствовали.
Если вы с чем-то не согласны или хотите задать какой-то вопрос, то я всегда открыта для вас, и готова помочь в любую минуту :)



Задать вопрос автору

Народные праздники в пору осеннего равноденствия

Вспомним

  1. Что такое равноденствие?
  2. Когда бывает осеннее равноденствие?

Праздник земледельцев

Накануне осеннего равноденствия, в праздник Рождества Богородицы, крестьяне отмечали окончание жатвы, благодарили матушку-землю за урожай. Украшали лентами и ставили в красный угол под иконы последний сноп с поля. Овсяный хлеб из муки нового помола женщины несли с благодарностью к водице-царице.

Бабушки ждали в гости внуков, готовили им вкусное угощение. Вместе с детьми мастерили особую куклу в виде мешочка с зерном нового урожая — зернушку.

Перед этим днём в каждом доме гасили огонь в печи, лампадах и светцах. Мужчины, старые и молодые, шли за околицу села. Там они добывали огонь древним способом: тёрли один кусок дерева о другой. Потом несли новый Кукла-огонь в село. И в каждом доме вновь зернушка загорался огонь в печи. Зажигалась лучина в светце. Загорался фитилёк в лампаде. Вновь становилось тепло, светло и радостно. Так обновлением огня люди отмечали особое время в году, когда ночь побеждала день. Молодые мужчины каждый год учились у старых, как добывать огонь. Ведь нужно было быть готовыми защитить всех в случае нужды от холода и темноты.

Праздники охотников и оленеводов

Побываем в Приамурье у народа по имени нанайцы.

Древний нанайский промысел — охота на диких оленей, медведей, пушных зверей. Об этом говорят и названия месяцев. Например, октябрь — «месяц езды на лодках» для охоты до глубокой осени.

Прекрасные следопыты, знатоки тайги и её обитателей, нанайцы берегли зверей. Они разумно пользовались таёжным богатством и не добывали животных больше, чем требовалось для еды и одежды.

В пору осеннего равноденствия охотники проводили праздник моления небу-кормильцу. Перед началом его постились. Затем в благодарность небу к священным деревьям ставили угощение — мясо и кашу.

Домой с собой брали воду или лёд. А в благодарность воде-поилице отправляли по реке ягоды, травы, крупу в плетённых из прутьев лодочках.

Теперь перенесёмся на Камчатку в гости к народу по имени коряки. С древности пасут они стада оленей. Олень и одевал, и кормил коряков, был средством передвижения по необъятным просторам. Добывали коряки и рыбу, собирали коренья, ягоды и дикорастущие травы.

За эти дары родной земли коряки благодарили природу в пору осеннего равноденствия. Самый большой из старинных корякских праздников назывался Хололо. Длился он целые сутки. Готовили для всех общую трапезу. Юноши и девушки танцевали и пели песни.

Обсудим

  • Чем различаются праздники, о которых вы прочитали? Чем они похожи?

Проверим себя

  1. Что отмечали крестьяне накануне дня осеннего равноденствия?
  2. Какой праздник отмечали в это время нанайские охотники?
  3. За что коряки благодарили природу в пору осеннего равноденствия?

В пору осеннего равноденствия люди подводят итоги своего труда. Разные народы по-своему пользуются дарами природы. Но их праздники подтверждают: природу надо беречь и благодарить её за всё, что она даёт людям.

Источник

Пушкин сделал!

Разбор домашних заданий 1-4 класс

Home » окружающий мир » Стр. 40-41 Народные праздники в пору осеннего равноденствия Плешаков Новицкая Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 2 класс. Ответы на задания.

Стр. 40-41 Народные праздники в пору осеннего равноденствия Плешаков Новицкая Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 2 класс. Ответы на задания.

  1. Укрась последний сноп в честь окончания жатвы. «Зажги новый огонь» в лампаде и в светце.

3. Раскрась рисунок, на котором изображён праздник осеннего равноденствия у нанайских охотников в Приамурье.

4. Раскрась рисунок, на котором изображён хоровод корякских оленеводов во время праздника осеннего равноденствия на Камчатке.

Здравствуйте! Меня зовут Мария, я автор сайта Пушкин сделал. Надеюсь, что мой сайт вам помогает, в свою очередь прошу помощи у вас. Моему сыну поставили диагноз аутизм. Ему необходимы ежедневные коррекционные занятия, если вы можете помочь, буду вам благодарна. Каждые ваши 10 рублей — еще один шанс для моего ребенка жить полноценной жизнью. Страница для сбора здесь

Источник

Пушкин сделал!

Разбор домашних заданий 1-4 класс

Home » окружающий мир » Праздник осеннего равноденствия у нанайских охотников в Приамурье, фото, картинки, описание

Праздник осеннего равноденствия у нанайских охотников в Приамурье, фото, картинки, описание

Большинство традиций дальневосточного народа кажутся очень необыкновенными и загадочными. У нанайцев они наиболее колоритны. Большую роль и влияние на формирование культуры народа Дальнего Востока оказали русские. Нанайцы стали частью православной культуры в XIX веке, но различные ритуалы и обряды с элементами шаманства являются неотъемлемой частью их жизни до настоящего времени.

Главным промыслом нанайского народа является охота на различных зверей: оленей, медведей и др. Месяц октябрь у них называется – «месяц езды на лодке». Они занимаются охотой до глубокой осени. Нанайцы бережливо относятся к окружающей среде, поэтому охотятся только для того, чтобы приготовить пищу и обеспечить себя одеждой.

Во время осеннего равноденствия нанайские охотники всегда устраивают праздник, на котором они молятся небу-кормильцу. Накануне они соблюдали пост. Потом они благодарили небо, к святым деревьям нанайцы ставили угощение в виде мяса и каши. К себе в дом приносили воду и лёд. Для того, чтобы отблагодарить воду-поилицу, нанайцы плели специальные лодки из прутьев, складывали туда различные ягоды, крупы, а также травы. Затем пускали эти лодки по течению реки.

Несмотря на то, что в настоящее время ритм жизни быстро меняется, нанайский народ сохранил свои традиции в полной мере. Для них очень важно, устраивать праздник в день осеннего равноденствия, чтобы отблагодарить природу за её дары. Девиз этого народа: «Беречь окружающую природу и благодарить за всё».

Здравствуйте! Меня зовут Мария, я автор сайта Пушкин сделал. Надеюсь, что мой сайт вам помогает, в свою очередь прошу помощи у вас. Моему сыну поставили диагноз аутизм. Ему необходимы ежедневные коррекционные занятия, если вы можете помочь, буду вам благодарна. Каждые ваши 10 рублей — еще один шанс для моего ребенка жить полноценной жизнью. Страница для сбора здесь

Источник

Нанайцы — что мы знаем об удивительном народе Приамурья

Дальний Восток славится разнообразием своих малочисленных народностей. К таким этносам относятся и нанайцы, что населяют земли в нижнем течении Амура, правые притоки Уссури и Приморский край. Сегодня в России насчитывается около 11 тысяч нанайцев, что совсем немного, однако все они гордятся своими историей и культурой.

Представители нанайских племён принадлежат к байкальскому антропологическому типу, в котором заметна примесь северного китайского элемента. Исторические перипетии, постоянное взаимодействие с соседними народами сформировало этнос, однако по сей день задаёт немало вопросов историкам о происхождении нанайцев. Что же мы знаем о них? Чем интересно прошлое нанайских племён?

Этноним

Название нанайцев является достаточно простым этнонимом, одним из типичных вариантов именований этноса. Его часть “на” означает “земля”, а “най” — “человек”. Как несложно догадаться, “нанаец” переводится как “человек земли”.

Именно так нанайские племена показывали свою принадлежность к исконным территориям, где проживали их предки. Я хочу отметить, что не так давно по отношению к этому народу использовалось другое название — гольды. Оно нередко встречается в старинных русских и зарубежных источниках.

Дерсу Узала (Дэрчу из рода Оджал) — нанайский охотник и проводник российского исследователя Владимира Арсеньева, и главный герой одноименного кинофильма

Как появились нанайцы?

Особенности происхождения нанайцев так и остаются загадкой для исследователей, вызывая множество споров. Интересно, что даже генетическое изучение этноса не проливает свет на эти тайны. Историки Л. Шренк, И. Лопатин придерживались мнения, что изначально предки нанайских племён проживали в Маньчжурии, однако были вытеснены (либо сами отправились на поиски новых земель) к долине Уссури и Нижнему Амуру.

Исследователь Л. Штернберг высказывал иное предположение. Согласно его гипотезе, нанайцы стали народностью, появившейся в результате смешения самых разных племён — как автохтонных для Дальнего Востока, так и пришедших из других регионов.

Историк подчеркнул, что уже в эпоху неолита у нижнего Амура появляются общины тунгусов, тюрок, монголов. Кроме того, генетики заметили, что этнический состав различных нанайских родов заметно отличается. К примеру, у рода Бельды имеются айнские корни, а вот ряд других родов имеет родственные связи с китайцами и маньчжурами.

Нанайские дети

Нанайцы — древний народ

Но если непосредственно происхождение нанайцев вызывает споры, то явным фактом остаётся одно: этот народ принадлежит к одним из самых древних в регионе. Исследования академика А. П. Окладникова показали, что изучаемые им петроглифы Сикачи-Аляна можно датировать XII тысячелетием до нашей эры.

В ту пору предки современных нанайцев уже активно развивали свою культуру, имели систему материальных и духовных ценностей. Активное развитие разнообразных ремёсел, земледелия и скотоводства дало возможность превратить территории Приамурья в собственную страну.

Древнетунгусское государство Бохай занимало земли у Нижнего Амура и часть Маньчжурии. В X-XIII веке уже потомки бохайцев создают новое царство Айсин-Гурун, которое китайские историки называли Цзинь.

Но к тому моменту у племён появился могущественный соперник — монголы. Противостояние с ними ослабляет государство, после чего существующие в нём этносы распадаются на нанайцев, ульчей, орочей и другие родственные народности.

Шаман гольдов в 1895 году / Фотограф Уильям Генри Джексон / Библиотека Конгресса, США

История нанайцев

Длительные процессы миграции приводили к появлению брошенных поселений. Как писал миссионер Брюйнер, побывавший в бассейне Уссури, всюду “вместо людей он видел везде только мертвую тишину пустыни”. Несмотря на это, в XVII веке начинается постепенное переселение тунгусов, что повлияли на этническое становление нанайцев.

Ссыльный Гурий Васильев писал о землях нанайцев так:

“От Уссури на северо-восток до реки Дондон…по правому берегу и частью по левому довольно находится деревушек, имеющих от 2 до 5 дворов”.

Приамурье приобрело относительную свободу от маньчжуров и русских после подписания Нерчинского договора. Это стало причиной реэмиграции среди населения. Как считают этнографы, достаточно однородный пласт нанайцев сформировался к XIX веку. Кроме того, народ выделил земли своего ареала — они включали оба берега Уссури, низовья Сунгари и большую часть Амура.

Примечательно, что прежде на этих территориях проживали общины тунгусов. Многие из них не были вытеснены, а лишь смешались с пришедшими нанайскими покорителями земель. Немалая часть тунгусских родов вошла в нанайский этнос. Ярким примером тому служит род Самогир. Он принадлежит к нанайскому этносу, однако имеет ярко выраженные черты тунгусского происхождения.

Семья гольдов (нанайцев) в 1895 году / Фотограф Уильям Генри Джексон / Библиотека Конгресса, США

Ассимиляция и возрождение

Прошлый век для нанайцев оказался не менее важным, чем времена становления их народа. Консолидация общин повлияла на колхозно-кооперативное строительство, что активно развивалось в советское время. Стремительный экономический рост дал возможность расширения населённых пунктов, росту городов и появлению новых селений.

Однако на фоне этих положительных преобразований происходили негативные процессы в культурной среде. Вплоть до середины прошлого столетия среди нанайцев наблюдались аккультурация и ассимиляция.

Активная пропаганда русской культур, языка постепенно уничтожала культурное наследие самих нанайцев. К счастью, процесс этот был остановлен, а в наши дни нанайцы стараются сохранить культуру своих предков, создавая музеи и возрождая старинные традиции.

Нанайцы и работники магазина «Кунст и Альберс», около 1900 года

Конечно, процессы ассимиляции, смешанные браки, переезд многих нанайцев в города средней полосы России негативно сказались на этнической ситуации. Тем не менее, народ не потерял своих особенностей и самобытности. Сегодня в Приамурье можно увидеть этнические фестивали и народные гуляния, какие проводились и много веков тому назад.

В наше время нанайцы не только гордятся своей историей, но и стараются узнать как можно больше о своём таинственном прошлом. Это неудивительно, ведь предки нанайского народа оставили нам немало загадок, что пока только предстоит разгадать.

Источник

Коряки – коренной народ Камчатки, земли вулканов, горячих источников и сверкающих снегов. По образу жизни делятся на кочевых оленеводов и оседлых морских охотников. Первые называют себя чаучу, «богатые оленями». Вторые – нымылгын, «местные жители». Слово «коряк» образовалось от юкагирского «карака» или эвенского «хэекел».

Из истории

Согласно археологическим исследованиям, люди на Камчатке появились около 30 тысяч лет назад. Они-то и стали предками современных коряков. К моменту прихода русских в XVII в. на Камчатке жили около 10 тысяч коряков. Они активно воспротивились колонизации. Вооруженные конфликты продолжались несколько десятилетий.

«Оленный коряк – человек спокойный и рассудительный, с практическим укладом ума», – писал о коренных жителях Камчатки известный географ, исследователь Дальнего Востока Владимир Клавдиевич Арсеньев (1872–1930 гг.).

Несмотря на упорные попытки подчинить коряков и потери, которые они несли в военных столкновениях, им удалось сохранить большую часть своих территорий. Только после изменения политики царского правительства в XVIII в. установился мир, и два народа начали сближаться. Наладилась торговля, появились смешанные браки.

По данным переписи 2010 г., в России живут почти 9 тыс. коряков.

Фото: kunstkamera.ru. Коряки, 1911 г.

По корякской легенде, у людей есть Создатель – могущественный, но мало интересующийся земными делами. Связующим звеном между небесными силами и человеком стал Ворон – предок и защитник коряков. Он занимает одно из центральных мест в мировоззрении этого коренного народа Камчатки. Подробнее о правилах Ворона читайте здесь.

Полезные ссылки

Пять миров

Традиции шаманизма, возникшие тысячелетия назад, сильны до сих пор. Существует профессиональный и семейный шаманизм. При этом шаманом нельзя стать по желанию: выбирают шамана духи, и уклониться от этой обязанности нельзя. Обряды, ритуалы и запреты, связанные с защитой человека от злых духов и обращением к высшим силам, сопровождают всю жизнь коряка, от колыбели до могилы.

По корякским поверьям, Вселенная состоит из пяти миров. В двух верхних живут люди-облака и верховное божество. В двух подземных обитают злые духи (кэле) и тени мертвых. Между верхними и нижними мирами – земля, мир людей. Все миры связаны и взаимопроницаемы: люди, духи и животные могут переходить из одного в другой.

Полезные ссылки

Танцы с бубном

Бубен – главный музыкальный инструмент коряков. В каждой семье его берегут как святыню. Удары в бубен – и музыкальное сопровождение для танцев, и средство общения с духами.

Шаманами могут быть и мужчины, и женщины. Но считается, что у женщин с миром духов особая связь. Именно женщины – хранительницы домашних святынь, в том числе семейных бубнов.

Множество обрядов и праздников коряков связано с промысловым культом умирающего и воскресающего зверя. Добытым животным устраивают торжественные встречи и проводы. С особым почтением относятся к медведю, который считается двоюродным братом человека. «Проводив» медведя домой, его череп относят на священное место.


Обязательная часть каждого праздника – обрядовые танцы под звуки бубна.


Подражая повадкам животных, танцоры «одушевляют» их и заручаются их покровительством.

Широко отмечают праздники, приуроченные к годовым и хозяйственным циклам. У оленных коряков это праздники перегона или забоя оленей, зимний праздник возвращения солнца. У береговых – праздники спуска байдары, первой рыбы, первой нерпы.

Особенно известен «корякский День благодарения», праздник Хололо. Он проходит в ноябре и знаменует окончание летнего промыслового сезона. В этот день коряки благодарят природу за ее дары: рыбу, грибы, ягоды. Устраивают игры и состязания в традиционных видах спорта, проводят ритуалы, готовят обрядовую еду.

Полезные ссылки

Пестрый узор судьбы


Фото: ethnomuseum.ru
Деревянное изображение семейного охранителя, защитника от болезней и злых духов.

Коряки – искусные резчики. Из дерева, камня и кости вырезают фигурки животных, шкатулки, ювелирные украшения, украшенные орнаментом и рисунками. Корякские мастерицы славятся искусством создания меховой мозаики. Из кусочков меха разных оттенков они создают ковры, аппликации и орнаменты изумительной красоты.

Легендарными стали изделия корякских кузнецов из поселения Парень – знаменитые пареньские ножи, популярные у северных рыбаков, оленеводов и охотников.

Полезные ссылки

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Озвучка секрет праздника чебурашка сбербанк
  • Одеваем мальчика на праздник осени
  • Озвучка новогоднего сценария
  • Обычаи на руси сценарий
  • Одаривание на свадьбе сценарий