Одигитрия шуйская праздник

Шуйская-Смоленская икона – поясное изображение Божией Матери с Младенцем Христом на руках. Спаситель сидит справа на левой руке Богоматери. Иконографической особенностью Шуйской иконы, отличающей ее от других икон Одигитрии, является

Икона Богородицы «Одигитрия» Шуйская

Празднование

История

Шуйская-Смоленская икона – поясное изображение Божией Матери с Младенцем Христом на руках. Спаситель сидит справа на левой руке Богоматери. Иконографической особенностью Шуйской иконы, отличающей ее от других икон Одигитрии, является характерное положение ручек и ножек Богомладенца: ступня правой ножки стоит на колене левой, пяточку Он поддерживает левой рукой. В правой руке Христа – свернутый свиток. Правой рукой Богоматерь поддерживает левую ножку Младенца.

Ис­то­рия по­яв­ле­ния чу­до­твор­но­го об­ра­за Бо­го­ма­те­ри Шуй­ской Смо­лен­ской свя­за­на с эпи­де­ми­ей чу­мы, по­ра­зив­шей го­род Шую в 1654 го­ду. Ска­за­ние об иконе со­об­ща­ет, что при­хо­жане церк­ви Вос­кре­се­ния пред­ло­жи­ли на­пи­сать но­вый об­раз Бо­го­ро­ди­цы Оди­гит­рии Смо­лен­ской «во из­бав­ле­ние от по­стиг­ших их бед и несча­стий». На­пи­са­ние но­вой ико­ны бы­ло по­ру­че­но ико­но­пис­цу Ге­ра­си­му Ти­хо­но­ви­чу Икон­ни­ко­ву в 1655 го­ду. Ико­ну раз­ме­ром 110,7 х 88,7 см по­ме­сти­ли в мест­ном ря­ду сле­ва от цар­ских врат ико­но­ста­са Вос­кре­сен­ско­го со­бо­ра в го­ро­де Шуе. Вско­ре бо­лезнь пре­кра­ти­лась, а от ико­ны про­дол­жа­ли со­вер­шать­ся чу­до­тво­ре­ния. Необыч­ность ико­но­гра­фии Ска­за­ние объ­яс­ня­ло пер­вым чу­дом, про­ис­шед­шим от ико­ны: несколь­ко раз, ко­гда ико­но­пи­сец пы­тал­ся сде­лать изо­бра­же­ние Бо­го­ма­те­ри Смо­лен­ской со­глас­но ико­но­пис­но­му под­лин­ни­ку, чу­дес­ным об­ра­зом из­ме­ня­лось по­ло­же­ние рук и ног мла­ден­ца Хри­ста. Не осме­ли­ва­ясь бо­лее ис­прав­лять уви­ден­ное, он счёл это чу­дом и яв­ным про­яв­ле­ни­ем Про­мыс­ла Бо­жия, и со­об­щил о слу­чив­шем­ся на­чаль­ству и го­ро­жа­нам. На­род был по­ра­жён и ис­пу­ган та­ким чу­дом, и с бла­го­го­ве­ни­ем про­слав­лял Бо­га. Ико­но­пи­сец до­пи­сал ико­ну та­кой, как она са­ма на­чер­та­лась. По ука­зу ца­ря Алек­сея Ми­хай­ло­ви­ча от 21 июля 1667 го­да и бла­го­сло­ве­нию пат­ри­ар­ха Иоаса­фа, в Шую бы­ла на­прав­ле­на ко­мис­сия с це­лью уста­нов­ле­ния под­лин­но­сти чу­дес. Ис­ти­на чу­дес бы­ла под­твер­жде­на и опи­са­на, а ико­на по­лу­чи­ла на­зва­ние „Смо­лен­ская-Шуй­ская Бо­го­ма­терь“. С это­го вре­ме­ни ико­на офи­ци­аль­но по­чи­та­ет­ся чу­до­твор­ной. В 1922 го­ду в Шуе чу­до­твор­ная Шуй­ская ико­на Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы бы­ла изъ­ята из хра­ма, и с тех пор ее ме­сто­на­хож­де­ние не из­вест­но.

Осо­бая ико­но­гра­фия чу­до­твор­но­го об­ра­за вос­хо­дит к бо­лее ран­не­му про­то­гра­фу, осо­бен­но рас­про­стра­нен­но­му в рус­ской ико­но­пи­си в XVI ве­ке. Од­ним из ран­них при­ме­ров яв­ля­ет­ся ико­на «Бо­го­ма­те­ри Оди­гит­рии Шуй­ской» тре­тьей чет­вер­ти XVI ве­ка из со­бо­ра Спас­ско­го мо­на­сты­ря в Му­ро­ме (со­бра­ние Му­ром­ско­го ис­то­ри­ко-ху­до­же­ствен­но­го му­зея).

Празд­но­ва­ние иконе со­вер­ша­ет­ся три­жды: 10 ав­гу­ста (28 июля по ста­ро­му сти­лю) – вме­сте с дру­ги­ми ико­на­ми «Оди­гит­рия», 15 но­яб­ря (2 но­яб­ря по ста­ро­му сти­лю) – в па­мять на­пи­са­ния ико­ны и на­ча­ла пре­кра­ще­ния эпи­де­мии чу­мы, во втор­ник Свет­лой сед­ми­цы – в па­мять пер­во­го за­фик­си­ро­ван­но­го чу­да, про­ис­шед­ше­го от ико­ны.

Ико­ны Рос­сии

Развернуть

Тропари, кондаки, молитвы и величания

Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Шуйской-Смоленской»,
глас 4

Я́ко многоце́нное сокро́вище прия́т град Шу́я/ чуде́сно напи́санную ико́ну Твою́,/ Пресвята́я Влады́чице, Де́во Богоро́дице,/ во исцеле́ние лю́тыя я́звы и во утеше́ние правосла́вных Тобо́ю дарова́нную,/ от нея́же исто́чники благода́тныя и до ны́не оби́льно излива́ются./ Проба́ви, Пречи́стая, и на бу́дущее вре́мя ми́лости Твоя́ ве́дущим Тя,/ храни́ град Твой и всю Ру́сскую зе́млю// и спаса́й люде́й, к Тебе́ с ве́рою и любо́вию притека́ющих.


Перевод:

Как драгоценное сокровище принял город Шуя написанную чудесным образом икону Твою, Пресвятая Владычица, Дева Богородица, для исцеления жестокой чумы и для утешения православных Тобой подаренную, от нее же и до сегодняшнего дня обильно изливаются источники благодати. Простирай, Пречистая, и в будущее время милость Твою к знающим Тебя, охраняй город Твой и всю Русскую землю и спасай людей, к Тебе с верой и любовью приходящих.

Ин тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Шуйской-Смоленской»,
глас 4

Всеблага́я и преми́лостивая Засту́пнице ро́да христиа́нскаго,/ Пречи́стая Де́во Богоро́дице,/ припа́дающе пред святы́м и чудотво́рным Твои́м о́бразом,/ и́мже от лю́таго смерто́носия град Шу́ю дре́вле изба́вила еси́,/ уми́льно взыва́ем Ти:/ не преста́й под кро́вом Своея́ бла́гости/ сохраня́ти от бед и обстоя́ний град Твой/ и вся гра́ды и ве́си страны́ Росси́йския/ и моли́ти Сы́на Твоего́, Христа́ Бо́га на́шего, // да спасе́т ду́ши на́ша.


Перевод:

Всеблагая и премилостивая Защитница рода христианского, Пречистая Дева Богородица, преклоняя колена перед Твоим святым и чудотворным образом, которым от жестокой эпидемии город Шую ранее избавила Ты, смиренно взываем к Тебе: «Не переставай под покровом Своей доброты сохранять от бед и невзгод город Твой и все города и села страны Российской и молить Сына Твоего, Христа Бога нашего, о спасении душ наших».

Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Шуйской-Смоленской»,
глас 3

Ма́ти Бо́жия Пресвята́я,/ стено́ христиа́ном, гра́да на́шего Шу́и покро́в и заступле́ние!/ Моли́твы раб Твои́х, ко ико́не Твое́й припа́дающих, приими́,/ во испове́дании Правосла́вныя ве́ры укрепи́,/ от вся́кия напа́сти и беды́ изба́ви,/ ско́рби земны́я на ра́дость преложи́// и Сы́на Твоего́ моли́ гра́ду и лю́дем Твои́м в ми́ре спасти́ся.


Перевод:

Матерь Божия Пресвятая, крепость христиан, города нашего Шуи защита и заступничество! Прими молитвы рабов Твоих, к иконе Твоей припадающих, укрепи в исповедании Православной веры, от всяческих бед и несчастий избавь, преврати скорби земные в радость и Сына Твоего моли городу и людям Твоим мирно спастись.

Ин кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Шуйской-Смоленской»,
глас 6

Предста́тельство христиа́н непосты́дное,/ хода́тайство ко Творцу́ непрело́жное,/ не пре́зри гре́шных моле́ний гла́сы,/ но предвари́, я́ко Блага́я/ на по́мощь нас, ве́рно зову́щих Ти,/ ускори́ на моли́тву и потщи́ся на умоле́ние,// предста́тельствующи при́сно, Богоро́дице, чту́щих Тя.


Перевод:

Защита христиан надежная, Ходатайство ко Творцу неизменное! Молитвенных голосов грешников не презри, но скоро приди, как Благая, на помощь нам, с верою взывающим Тебе: «Поспеши с заступлением и ускорь моление, Богородица, всегда защищая чтущих Тебя!»

Развернуть

Случайный тест

Шуйская икона Божией Матери

Чудотворный образ Божией Матери «Одигитрия» Шуйская вспоминают три раза в году:

  • 10 августа — день чествования всех богородичных икон «Одигитрия»;
  • 15 ноября — праздник установлен в память написания Шуйской иконы и прекращения эпидемии чумы в Шуев 1655 году;
  • вторник Святой (Пасхальной) седмицы — в этот день произошло первое чудесное исцеление после молитвы перед иконой.

История Шуйского чудотворного образа «Одигитрия»

По преданию, икона была написана во время морового поветрия, обрушившегося на русские земли в 1654–1655 годах. Жители Шуи уповали только на помощь Божию и усердно молились Господу и Пресвятой Богородице.

Один из благочестивых прихожан предложил заказать новый образ Божией Матери для Воскресенской церкви. Верующие с радостью откликнулись на просьбу и собрали деньги на написание образа. Икону поручили написать мастеру Герасиму Иконникову. За образец была взята известная Смоленская икона («Одигитрия»).

Чудесные события произошли уже во время работы иконописца. Контурные изображения, которые делал Иконников, оказались как будто бы исправленными: положение ножек Младенца Иисуса отличались от канонических, принятых при написании образа Одигитрия.

Сначала живописец пытался продолжить работу по правилам, утвержденным Церковью. Но после двух исправлений не решился перечить воле Божией. Иконников сохранил изменения, которые стали характерной особенностью Шуйской чудотворной иконы.

Работа над образом длилась неделю, после чего икону благоговейно внесли в Воскресенский храм и поместили в иконостасе слева от Царских врат.По воспоминаниям очевидцев, от образа исходил чудесный свет и благоухание, и верующие обрели надежду на избавление от чумного поветрия.

Спустя некоторое время эпидемия действительно прекратилась, а страждущие исцелились. Но болезнь не пощадила иконописца Иконникова с семьей. Они умерли от чумы, но перед смертью успели принять монашеское пострижение и подготовиться к переходу в иной мир.

В течение нескольких лет по молитвам у Шуйского образа происходили чудесные исцеления: верующие избавлялись от глухоты, слепоты, беснования и паралича. В 1666 году в город прибыли священнослужители из Москвы. Они изучили свидетельства о чудесах и исцелениях, связанных с иконой, и установили день общероссийского почитания святыни (15 ноября).

В 1831 и 1848 году после крестного хода с Шуйской чудотворной иконой «Одигитрия» в городе прекратилась эпидемия холеры. Продолжались и чудесные исцеления верующих после молитвенного обращения к Божией Матери перед чудотворным образом.

До 1939 года Воскресенский храм в Шуе действовал, и в нем продолжались богослужения. До этого времени чудотворная святыня пребывала на своем месте. После закрытия Воскресенской церкви икона считается утерянной. Сохранились только поздние списки, сделанные с оригинального образа.

О чем молятся перед Шуйской иконой «Одигитрия»

Главное, о чем просят верующие перед чудотворным Шуйским образом — избавление от опасных болезней и защиты от моровых поветрий. На протяжении нескольких столетий Богородица даровала Свое заступничество всем, кто прибегал к ее помощи. Исцеление происходило даже в самых безнадежных случаях.

К Шуйской иконе обращаются, когда случаются:

  • семейные неурядицы и конфликты;
  • сложности в воспитании детей;
  • уныние и тоска;
  • ослабление веры.

Богородица всегда помогает искренне верующим и уповающим на ее заступничество.

Как правильно молиться перед Шуйским образом Божией Матери «Одигитрия»

Обращаясь к Пресвятой Деве, произносят богородичные молитвы или молятся своими словами. В день памяти Шуйского образа посещают церковь, заказывают молебен; дома к обычному молитвенному правилу добавляют праздничный акафист и канон.

Молитва Пресвятой Богородице перед Ее иконой «Одигитрия» Шуйская

«О, Святая Дева! Молю, воззри на меня, услышь молитвы мои и помоги преодолеть несчастья. Исцели детишек от болезней и недугов. Избавь от мук и болей страдающих серьезными заболеваниями. Прогони из жизни моей все плохое и злое. Стань заступницей моей, будь рядом и не покидай в минуты тяжкие. Подари мне жизнь счастливую, добрую и светлую. Не позволяй тьме окутать душу мою. Лишь на тебя надежда моя и упоение. Да восхвалю я имя Твое Святейшее. Да почитать Тебя буду, о Великая Богородица! Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа! Аминь».

Tue, 14 Jun 2022 22:58:20 +0300



Обязательные для заполнения поля помечены знаком *.

15 ноября по новому стилю Православная церковь чтит чудотворную икону Божьей Матери Шуйской (Смоленской), написанную в 1654–1655 годах в Воскресенском приходе города Шуи Владимирской епархии.

В те времена там свирепствовала, не ослабевая, моровая язва. Население города в этой беде прибегало к молитве, прося у Господа милости. Один благочестивый прихожанин Воскресенской церкви посоветовал своим согражданам собрать средства и заказать список со Смоленской иконы Божьей Матери, которая издревле считалась спасительницей русских людей от врагов и бед, и поставить ее в храме, что и было сделано. Икона была написана всего за семь дней; все это время жители Шуи постились и молились.

Когда образ был готов, священник Воскресенской церкви и народ перенесли ее в церковь и поставили в специально обустроенном месте. С этого момента моровая язва пошла на убыль — сначала в пределах Воскресенского прихода, а затем и во всем городе. В 1831 году прекратилась в Шуе и эпидемия холеры.

Позднее благодаря этой иконе, выставленной в храме, совершилось много чудесных исцелений, особенно от глазных болезней. Есть предание, что от иконы получили исцеление от беснования отрок Иаков и многие другие больные.

Интересно, что иконография Шуйской Богородицы отличается от своего прообраза, в частности позой Иисуса. На этой иконе он сидит к молящимся боком, поставив ступню правой ноги на левое колено, а запечатленный свиток поднимает прямо к лицу Богородицы.

Шуйская икона Божьей Матери также почиталась в селе Павлово Нижегородской губернии, жителей которого она избавила от чумы, проникшей в эти края из Молдавии во времена Екатерины II. Об этом в своей книге «Павлово и Ворсма — известные стально-слесарным производством села Нижегородской губернии» (1864 год) написал известный русский исследователь Алексей Смирнов.

Православный мир 15 ноября восхваляет Шуйскую Смоленскую икону Божией Матери, которая приносит исцеление многим людям на протяжении вот уже более чем трехсот лет.

Также ее называют «Одигитрия Шуйская», что в переводе с древнегреческого означает «указующая путь», «путеводительница».

Шуйская Смоленская икона Божией Матери

Шуйско-Смоленская икона Божией Матери в соборе Преображения Господня города Каширы.Шуйско-Смоленская икона Божией Матери в соборе Преображения Господня города Каширы. patriarchia.ru

Икона была написана в Воскресенском приходе города Шуи под Смоленском в 1654 году.

Летом того года из Москвы на почти всю центральную часть страны распространилась эпидемия моровой язвы или чумы. Прихожане Воскресенского храма собрали деньги и заказали икону Божией Матери иконописцу Герасиму Иконникову — «во избавление от чумы». За образец автор взял Смоленскую икону Богоматери.

Он нанес на доску рисунок, а утро обнаружил, что положение ручек и ножек Иисуса чудесным образом изменилось. Мастер исправил рисунок, но через день тот опять изменился. Герасим не решился исправлять рисунок снова и сказал горожанам, что произошедшее — проявление промысла Божия.

Работа над образом заняла семь дней, во время которых горожане постились, молились и просили Господа простить их грехи.

После того как икону разместили в храме, прихожане увидели, что от нее исходит яркое свечение. Они истово молились в течение нескольких дней, и чума оставила город. И начиная с 1666 года стали фиксировать многочисленные исцеления и чудеса от иконы. Вскоре даже была собрана специальная церковная комиссия с целью подтвердить сообщения о чудесах. По итогам работы комиссии икона была признана чудотворной и официально наречена Шуйско-Смоленской.

Позднее от Шуйской-Смоленской иконы Божией Матери произошло много исцелений, особенно от глазных болезней.

Четыре раза в год совершается празднование в честь Шуйской иконы Божьей Матери. Праздник 15 ноября посвящен написанию иконы.

В 1937 году собор был закрыт. Дальнейшие следы иконы теряются. Нет никаких сведений о передаче её в какой-либо музей. Некоторые полагают, что ее вывезли за границу; другие — что она до сих пор хранится у кого-то в частной коллекции.

Чудеса Шуйско-Смоленской иконы

Икона Божией Матери неоднократно совершала чудеса, даруя верующим исцеление.

История появления иконы и чудес описывается в «Сказании о иконе Богоматери Шуйской» (или «Сказании о чудесах бывших от Шуйско-Смоленской иконы Божией Матери»).

Образ Шуйско-Смоленской Богоматери почитается как спасающий от глазных болезней, глухоты, эпидемий, оберегающий в войнах, молятся ей и об избавлении от одержимости.

Первым был исцелен одержимый «нечистым духом» сирота Иаков — это произошло после молитвы перед Шуйско-Смоленской иконой, на глазах у прихожан. После этого события в храм потянулись страждущие. Исцелялись от болезней глаз, умственных расстройств и других недугов.

Исцеления от иконы продолжались и в XVIII веке, хоть и меньше. Воскресенский собор несколько раз горел, но икона оставалась цела. С XVII века стали создавать списки с иконы, некоторые из них тоже почитаются как чудотворные. Например, в селе Павлово во время чумы 1771 года создали список, и после крестного хода с ним эпидемия отступила. Также благодаря заступничеству иконы Шуя была избавлена от холеры в 1831 и 1848 годах.

Иконография святого образа

Шуйско-Смоленская икона отличается особенными, характерными только для нее деталями, а именно положением ручек и ножек младенца Иисуса. Его правая нога стоит на колене левой, а правую пяточку он поддерживает левой рукой. В правой руке, согнутой в локте и стоящей на правом колене, Иисус держит свиток Священного Писания. Богоматерь же склонила лицо к Иисусу и правой рукой поддерживает его левую ножку.

Нехарактерные для русских икон жесты правой руки Богоматери и левой руки Иисуса имеют прототипы в западной живописи. Исследователи особое внимание уделяют пяте Христа, которую Он прикрывает рукой, и находят объяснение этого жеста в 15-м стихе 3-й главы Книги Бытия, где Господь сообщает Змию: «и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем её; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту».

Это обетование именуется «первоевангелием», то есть первой благой вестью о грядущем Избавителе от рабства дьяволу. В этой борьбе двух враждующих сторон для одной стороны наступит смертельный исход (поражение в главу), а для другой — сравнительно незначительный урон (ужаление в пяту).

Таким образом, Шуйская Смоленская икона — своего рода «страстной» образ, связанный с указанием на Спасителя.

15 ноября в народном календаре — традиции праздника

С этого дня наши предки с особым усердием заботились о свете и зерне в закромах и проводили различные обряды, связанные с ними. Например, пытались задобрить овинника — духа, живущего в овине, оберегающего хлеб. Этот дух пришел в быт православных из славянских верований, однако крестьяне в старину по-прежнему относились к нему с уважением и опаской. В честь праздника овиннику оставляли еду, например горшок каши или свежеиспеченный хлеб и соль.

Уважение к овиннику было связано прежде всего с тем, где он обитал, а именно с овином, в котором хранились жизненно важные для крестьян запасы зерна, которые легко могли пропасть — например, сгореть или сгнить.

Также древние с почитанием относились к огню, который, как считалось, имел божественное происхождение и появился от меча архангела. Он стоял у ворот рая, чтобы изгнанный Адам не смог вернуться обратно, но позволил ему взять огонь, от которого произошел весь огонь на земле.

Что нельзя делать 15 ноября

Не рекомендуется отправляться в дальние путешествия, и, по возможности, отложить командировки. Лучше спокойно заняться рутинными делами и не встревать в чужие ссоры.

Нельзя оставлять без присмотра никакой огонь, даже свечи — может случиться пожар.

Также был распространена примета, запрещающая в этот день выносить из дома мусор и что-либо выбрасывать — вместе с негодными вещами можно вынести из дома счастье.

Также не полагалось обижаться, наоборот — стоило постараться простить всех, с кем произошли размолвки. Если не выполнить этот наказ, то удача оставит человека.

Что можно делать 15 ноября

Если удалось минимизировать выходы из дома, то, например, хозяйкам рекомендуется заниматься рукоделием и шитьем. Издавна считалось, что начатую 15 ноября работу необходимо до рождественских праздников: это добрая примета.

Приметы 15 ноября

  • 15 ноября выпал снег — он не растает до следующей весны, а зима будет суровой.
  • В этот день тепло — зимы ждать скоро не следует, сообщает utro.ru.
  • Слышен крик снегирей — скоро похолодает.

Шуйская-Смоленская икона – поясное изображение Божией Матери с Младенцем Христом на руках. Спаситель сидит справа на левой руке Богоматери. Иконографической особенностью Шуйской иконы, отличающей ее от других икон Одигитрии, является характерное положение ручек и ножек Богомладенца: ступня правой ножки стоит на колене левой, пяточку Он поддерживает левой рукой. В правой руке Христа – свернутый свиток. Правой рукой Богоматерь поддерживает левую ножку Младенца.

 

Икона Богородицы «Одигитрия» Шуйская

Ис­то­рия по­яв­ле­ния чу­до­твор­но­го об­ра­за Бо­го­ма­те­ри Шуй­ской Смо­лен­ской свя­за­на с эпи­де­ми­ей чу­мы, по­ра­зив­шей го­род Шую в 1654 го­ду. Ска­за­ние об иконе со­об­ща­ет, что при­хо­жане церк­ви Вос­кре­се­ния пред­ло­жи­ли на­пи­сать но­вый об­раз Бо­го­ро­ди­цы Оди­гит­рии Смо­лен­ской «во из­бав­ле­ние от по­стиг­ших их бед и несча­стий». На­пи­са­ние но­вой ико­ны бы­ло по­ру­че­но ико­но­пис­цу Ге­ра­си­му Ти­хо­но­ви­чу Икон­ни­ко­ву в 1655 го­ду. Ико­ну раз­ме­ром 110,7 х 88,7 см по­ме­сти­ли в мест­ном ря­ду сле­ва от цар­ских врат ико­но­ста­са Вос­кре­сен­ско­го со­бо­ра в го­ро­де Шуе. Вско­ре бо­лезнь пре­кра­ти­лась, а от ико­ны про­дол­жа­ли со­вер­шать­ся чу­до­тво­ре­ния. Необыч­ность ико­но­гра­фии Ска­за­ние объ­яс­ня­ло пер­вым чу­дом, про­ис­шед­шим от ико­ны: несколь­ко раз, ко­гда ико­но­пи­сец пы­тал­ся сде­лать изо­бра­же­ние Бо­го­ма­те­ри Смо­лен­ской со­глас­но ико­но­пис­но­му под­лин­ни­ку, чу­дес­ным об­ра­зом из­ме­ня­лось по­ло­же­ние рук и ног мла­ден­ца Хри­ста. Не осме­ли­ва­ясь бо­лее ис­прав­лять уви­ден­ное, он счёл это чу­дом и яв­ным про­яв­ле­ни­ем Про­мыс­ла Бо­жия, и со­об­щил о слу­чив­шем­ся на­чаль­ству и го­ро­жа­нам. На­род был по­ра­жён и ис­пу­ган та­ким чу­дом, и с бла­го­го­ве­ни­ем про­слав­лял Бо­га. Ико­но­пи­сец до­пи­сал ико­ну та­кой, как она са­ма на­чер­та­лась. По ука­зу ца­ря Алек­сея Ми­хай­ло­ви­ча от 21 июля 1667 го­да и бла­го­сло­ве­нию пат­ри­ар­ха Иоаса­фа, в Шую бы­ла на­прав­ле­на ко­мис­сия с це­лью уста­нов­ле­ния под­лин­но­сти чу­дес. Ис­ти­на чу­дес бы­ла под­твер­жде­на и опи­са­на, а ико­на по­лу­чи­ла на­зва­ние „Смо­лен­ская-Шуй­ская Бо­го­ма­терь“. С это­го вре­ме­ни ико­на офи­ци­аль­но по­чи­та­ет­ся чу­до­твор­ной. В 1922 го­ду в Шуе чу­до­твор­ная Шуй­ская ико­на Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы бы­ла изъ­ята из хра­ма, и с тех пор ее ме­сто­на­хож­де­ние не из­вест­но.

Осо­бая ико­но­гра­фия чу­до­твор­но­го об­ра­за вос­хо­дит к бо­лее ран­не­му про­то­гра­фу, осо­бен­но рас­про­стра­нен­но­му в рус­ской ико­но­пи­си в XVI ве­ке. Од­ним из ран­них при­ме­ров яв­ля­ет­ся ико­на «Бо­го­ма­те­ри Оди­гит­рии Шуй­ской» тре­тьей чет­вер­ти XVI ве­ка из со­бо­ра Спас­ско­го мо­на­сты­ря в Му­ро­ме (со­бра­ние Му­ром­ско­го ис­то­ри­ко-ху­до­же­ствен­но­го му­зея).

Празд­но­ва­ние иконе со­вер­ша­ет­ся три­жды: 10 ав­гу­ста (28 июля по ста­ро­му сти­лю) – вме­сте с дру­ги­ми ико­на­ми «Оди­гит­рия», 15 но­яб­ря (2 но­яб­ря по ста­ро­му сти­лю) – в па­мять на­пи­са­ния ико­ны и на­ча­ла пре­кра­ще­ния эпи­де­мии чу­мы, во втор­ник Свет­лой сед­ми­цы – в па­мять пер­во­го за­фик­си­ро­ван­но­го чу­да, про­ис­шед­ше­го от ико­ны.

Молитвы

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее, именуемой Шуйская-Смоленская, глас 4

Яко многоценное сокровище прият град Шуя чудесно написанную икону Твою, Пресвятая Владычице, Дево Богородице, во исцеление лютыя язвы и во утешение православных Тобою дарованную, от неяже источники благодатныя и до ныне обильно изливаются. Пробави, Пречистая, и на будущее время милости Твоя ведущим Тя, храни град Твой и всю Русскую землю и спасай людей, к Тебе с верою и любовию притекающих.

Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Шуйской-Смоленской», глас 3

Ма́ти Бо́жия Пресвята́я,/ стено́ христиа́ном, гра́да на́шего Шу́и покро́в и заступле́ние!/ Моли́твы раб Твои́х, ко ико́не Твое́й припа́дающих, приими́,/ во испове́дании Правосла́вныя ве́ры укрепи́,/ от вся́кия напа́сти и беды́ изба́ви,/ ско́рби земны́я на ра́дость преложи́// и Сы́на Твоего́ моли́ гра́ду и лю́дем Твои́м в ми́ре спасти́ся.

15 ноября Церковь празднует память иконы Божией Матери «Одигитрия», именуемой Шуйская-Смоленская.

Шуйская-Смоленская икона – поясное изображение Божией Матери с Младенцем Христом на руках. Спаситель сидит справа на левой руке Богоматери. Иконографической особенностью Шуйской иконы, отличающей ее от других икон Одигитрии, является характерное положение ручек и ножек Богомладенца: ступня правой ножки стоит на колене левой, пяточку Он поддерживает левой рукой. В правой руке Христа – свернутый свиток. Правой рукой Богоматерь поддерживает левую ножку Младенца.

Ис­то­рия по­яв­ле­ния чу­до­твор­но­го об­ра­за Бо­го­ма­те­ри Шуй­ской-Смо­лен­ской свя­за­на с эпи­де­ми­ей чу­мы, по­ра­зив­шей го­род Шую в 1654 го­ду. Ска­за­ние об иконе со­об­ща­ет, что при­хо­жане церк­ви Вос­кре­се­ния пред­ло­жи­ли на­пи­сать но­вый об­раз Бо­го­ро­ди­цы Оди­гит­рии Смо­лен­ской «во из­бав­ле­ние от по­стиг­ших их бед и несча­стий». На­пи­са­ние но­вой ико­ны бы­ло по­ру­че­но ико­но­пис­цу Ге­ра­си­му Ти­хо­но­ви­чу Икон­ни­ко­ву в 1655 го­ду. Ико­ну по­ме­тили в мест­ном ря­ду сле­ва от цар­ских врат ико­но­ста­са Вос­кре­сен­ско­го со­бо­ра в го­ро­де Шуе. Вско­ре бо­лезнь пре­кра­ти­лась, а от ико­ны про­дол­жа­ли совершать­ся чу­до­тво­ре­ния. Необыч­ность ико­но­гра­фии Ска­за­ние объ­яс­ня­ло пер­вым чу­дом, про­ис­шед­шим от ико­ны несколь­ко раз, ко­гда ико­но­пи­сец пы­тал­ся сде­лать изо­бра­же­ние Бо­го­ма­те­ри Смо­лен­ской со­глас­но ико­но­пис­но­му под­лин­ни­ку, чу­дес­ным об­ра­зом из­ме­ня­лось по­ло­же­ние рук и ног младен­ца Хри­ста. Не осме­ли­ва­ясь бо­лее ис­прав­лять уви­ден­ное, он счёл это чу­дом и яв­ным про­яв­ле­ни­ем Про­мыс­ла Бо­жия, и со­об­щил о слу­чив­шем­ся на­чаль­ству и го­ро­жа­нам. На­род был по­ра­жён и ис­пу­ган та­ким чу­дом, и с бла­го­го­ве­ни­ем про­слав­лял Бо­га. Ико­но­пи­сец до­пи­сал ико­ну та­кой, как она са­ма на­чер­та­лась. По ука­зу ца­ря Алек­сея Ми­хай­ло­ви­ча от 21 июля 1667 го­да и бла­го­сло­ве­нию пат­ри­ар­ха Иоаса­фа, в Шую бы­ла на­прав­ле­на ко­мис­сия с це­лью уста­нов­ле­ния под­лин­но­сти чу­дес. Ис­ти­на чу­дес бы­ла под­твер­жде­на и опи­са­на, а ико­на по­лу­чи­ла на­зва­ние «Смо­лен­ская-Шуй­ская Богоматерь». С это­го вре­ме­ни ико­на офи­ци­аль­но по­чи­та­ет­ся чу­до­твор­ной. В 1922 го­ду в Шуе чу­до­твор­ная Шуй­ская ико­на Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы бы­ла изъ­ята из хра­ма, и с тех пор ее ме­сто­на­хож­де­ние не из­вест­но.

Осо­бая ико­но­гра­фия чу­до­твор­но­го об­ра­за вос­хо­дит к бо­лее ран­не­му про­то­гра­фу, осо­бен­но рас­про­стра­нен­но­му в рус­ской ико­но­пи­си в XVI ве­ке. Одним из ран­них при­ме­ров яв­ля­ет­ся ико­на «Бо­го­ма­те­ри Оди­гит­рии Шуй­ской» тре­тьей чет­вер­ти XVI ве­ка из со­бо­ра Спас­ско­го мо­на­сты­ря в Му­ро­ме (со­бра­ние Му­ром­ско­го ис­то­ри­ко-ху­до­же­ствен­но­го му­зея).

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее, именуемой Шуйская-Смоленская, глас 4:

Яко многоценное сокровище прият град Шуя чудесно написанную икону Твою, Пресвятая Владычице, Дево Богородице, во исцеление лютыя язвы и во утешение православных Тобою дарованную, от неяже источники благодатныя и до ныне обильно изливаются. Пробави, Пречистая, и на будущее время милости Твоя ведущим Тя, храни град Твой и всю Русскую землю и спасай людей, к Тебе с верою и любовию притекающих.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее, именуемой Шуйская-Смоленская, глас 3:

Мати Божия Пресвятая, стено христианом, града нашего Шуи покров и заступление! Молитвы раб Твоих, ко иконе Твоей припадающих, приими, во исповедании Православныя веры укрепи, от всякия напасти и беды избави, скорби земныя на радость преложи и Сына Твоего моли граду и людем Твоим в мире спастися.

Фото: rostok-blagovestnik.ru

Сегодня Святая Церковь чтит память мчч. Акиндина, Пигасия, Аффония, Елпидифора, Анемподиста и иже с ними (ок. 341-345).

Прп. Маркиана Киринейского (388).

Сщмчч. Константина и Анании пресвитеров (1918).

Шуйской-Смоленской иконы Божией Матери (1654-1655).

Акиндина, Пигасия, Аффония, Елпидифора, Анемподиста и иже с ними (ок. 341-345). Прп. Маркиана Киринейского (388). Сщмчч. Константина и Анании пресвитеров (1918).

Святая икона Божией Матери Одигитрия, именуемая Шуйская, явилась в городе Шуе Владимирской епархии в самый разгар свирепствовавшего морового поветрия в 1654-1655 годах.

Население города в этой беде прибегало к молитве, собиралось в храмах, прося у Господа милости. Один благочестивый прихожанин Воскресенской церкви посоветовал своим согражданам собрать средства и заказать список со Смоленской иконы Божией Матери и поставить ее в храме, что и было сделано.

Уповая на милость Божию и заступничество Богородицы, прихожане Воскресенской церкви поручили одному благочестивому иноку написать этот образ. Икона была написана в 7 дней, во время которых жители Шуи постились и совершали усердные молитвы к Божией Матери.

Причастившись Святых Таин, они во главе со священником внесли вновь написанную икону в церковь. С того времени моровая язва прекратилась. В 1831 году заступлением Богоматери прекратилась в Шуе и эпидемия холеры. От этой святой иконы совершилось много чудесных исцелений, особенно от глазных болезней.

Д.Н.Мамин-СибирякСегодня мы вспоминаем русского писателя Дмитрия Наркисовича Мамина, более известного под псевдонимом Мамин-Сибиряк, скончавшегося в 1912 году.

Д.Н.Мамин-Сибиряк родился 25 октября 1852 г. в семье священника. Учился в Пермской духовной семинарии, закончив которую в 1872 г. поступил на ветеринарный факультет Петербургской медико-хирургической академии, а оттуда — на юридический факультет Петербургского университета. Однако в 1877 гг. Мамин был вынужден из-за материальной необеспеченности оставить университет и уехать на Урал, где находился до 1891 г.

Будущий известный писатель начал печататься в 1875 г. Известность Мамину-Сибиряку принес цикл романов преимущественно из горнозаводской жизни: «Приваловские миллионы» (1883), «Горное гнездо» (1884), «Дикое счастье» (1884), «Три конца» (1890), «Золото» (1892), «Хлеб» (1895), а также циклы очерков, рассказов и повестей – «Уральские рассказы», «Сибирские рассказы» и др. Ему также принадлежат драматические произведения, легенды, исторические повести и сказки («Аленушкины сказки», «Емеля-охотник», «Зимовье на Студеной», «Серая шейка» и др.).

Произведения писателя представляют собой огромную по своим масштабам эпопею народной жизни. В историю русской литературы он вошел как выдающийся писатель реалист. Художественный талант Мамина-Сибиряка высоко ценили Н.С.Лесков. А.П.Чехов, И.А.Бунин.

Сегодня мы также вспоминаем: боярыню Феодосию Прокофьевну Морозову (1632 — 1675), сподвижницу протопопа Аввакума; физиолога Ивана Михайловича Сеченова (1829 — 1905); физика и электротехника Михаила Осиповича Доливо-Добровольского (1862 — 1919).

В этот день умер советский разведчик-нелегал, Герой Советского Союза Рудольф Иванович Абель (Вильям Генрихович Фишер) (1903 — 1971). Он назвался полковником Абелем при аресте в 1957 году в память своего друга латыша, чтобы дать знать о провале. В 1962 году Абеля обменяли на сбитого летчика-шпиона Пауэрса. Под новым именем он стал известен, после выхода на экран фильма «Мертвый сезон» зрители увидели и его лицо, а настоящее имя было раскрыто только в начале 90-х годов.

В этот день, 2 ноября 1860 г., был заключен Пекинский договор с Китаем, согласно которому в состав Российской Империи был включен Уссурийский край (территория нынешнего Приморского и части Хабаровского краев). Договор определил русско-китайскую границу в Приморье и Центральной Азии; установил привилегии русских купцов в Китае, Россия получила право беспошлинной торговли вдоль всей восточной границы. В год подписания договора графом Николаем Игнатьевым, на месте китайской деревни Порт-Мэй было начато строительство русского г. Владивостока.

История

Шуйская-Смоленская икона – поясное изображение Божией Матери с Младенцем Христом на руках. Спаситель сидит справа на левой руке Богоматери. Иконографической особенностью Шуйской иконы, отличающей ее от других икон Одигитрии, является характерное положение ручек и ножек Богомладенца: ступня правой ножки стоит на колене левой, пяточку Он поддерживает левой рукой. В правой руке Христа – свернутый свиток. Правой рукой Богоматерь поддерживает левую ножку Младенца.

Ис­то­рия по­яв­ле­ния чу­до­твор­но­го об­ра­за Бо­го­ма­те­ри Шуй­ской Смо­лен­ской свя­за­на с эпи­де­ми­ей чу­мы, по­ра­зив­шей го­род Шую в 1654 го­ду. Ска­за­ние об иконе со­об­ща­ет, что при­хо­жане церк­ви Вос­кре­се­ния пред­ло­жи­ли на­пи­сать но­вый об­раз Бо­го­ро­ди­цы Оди­гит­рии Смо­лен­ской «во из­бав­ле­ние от по­стиг­ших их бед и несча­стий». На­пи­са­ние но­вой ико­ны бы­ло по­ру­че­но ико­но­пис­цу Ге­ра­си­му Ти­хо­но­ви­чу Икон­ни­ко­ву в 1655 го­ду. Ико­ну раз­ме­ром 110,7 х 88,7 см по­ме­сти­ли в мест­ном ря­ду сле­ва от цар­ских врат ико­но­ста­са Вос­кре­сен­ско­го со­бо­ра в го­ро­де Шуе. Вско­ре бо­лезнь пре­кра­ти­лась, а от ико­ны про­дол­жа­ли со­вер­шать­ся чу­до­тво­ре­ния. Необыч­ность ико­но­гра­фии Ска­за­ние объ­яс­ня­ло пер­вым чу­дом, про­ис­шед­шим от ико­ны: несколь­ко раз, ко­гда ико­но­пи­сец пы­тал­ся сде­лать изо­бра­же­ние Бо­го­ма­те­ри Смо­лен­ской со­глас­но ико­но­пис­но­му под­лин­ни­ку, чу­дес­ным об­ра­зом из­ме­ня­лось по­ло­же­ние рук и ног мла­ден­ца Хри­ста. Не осме­ли­ва­ясь бо­лее ис­прав­лять уви­ден­ное, он счёл это чу­дом и яв­ным про­яв­ле­ни­ем Про­мыс­ла Бо­жия, и со­об­щил о слу­чив­шем­ся на­чаль­ству и го­ро­жа­нам. На­род был по­ра­жён и ис­пу­ган та­ким чу­дом, и с бла­го­го­ве­ни­ем про­слав­лял Бо­га. Ико­но­пи­сец до­пи­сал ико­ну та­кой, как она са­ма на­чер­та­лась. По ука­зу ца­ря Алек­сея Ми­хай­ло­ви­ча от 21 июля 1667 го­да и бла­го­сло­ве­нию пат­ри­ар­ха Иоаса­фа, в Шую бы­ла на­прав­ле­на ко­мис­сия с це­лью уста­нов­ле­ния под­лин­но­сти чу­дес. Ис­ти­на чу­дес бы­ла под­твер­жде­на и опи­са­на, а ико­на по­лу­чи­ла на­зва­ние „Смо­лен­ская-Шуй­ская Бо­го­ма­терь“. С это­го вре­ме­ни ико­на офи­ци­аль­но по­чи­та­ет­ся чу­до­твор­ной. В 1922 го­ду в Шуе чу­до­твор­ная Шуй­ская ико­на Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы бы­ла изъ­ята из хра­ма, и с тех пор ее ме­сто­на­хож­де­ние не из­вест­но.

Осо­бая ико­но­гра­фия чу­до­твор­но­го об­ра­за вос­хо­дит к бо­лее ран­не­му про­то­гра­фу, осо­бен­но рас­про­стра­нен­но­му в рус­ской ико­но­пи­си в XVI ве­ке. Од­ним из ран­них при­ме­ров яв­ля­ет­ся ико­на «Бо­го­ма­те­ри Оди­гит­рии Шуй­ской» тре­тьей чет­вер­ти XVI ве­ка из со­бо­ра Спас­ско­го мо­на­сты­ря в Му­ро­ме (со­бра­ние Му­ром­ско­го ис­то­ри­ко-ху­до­же­ствен­но­го му­зея).

Празд­но­ва­ние иконе со­вер­ша­ет­ся три­жды: 10 ав­гу­ста (28 июля по ста­ро­му сти­лю) – вме­сте с дру­ги­ми ико­на­ми «Оди­гит­рия», 15 но­яб­ря (2 но­яб­ря по ста­ро­му сти­лю) – в па­мять на­пи­са­ния ико­ны и на­ча­ла пре­кра­ще­ния эпи­де­мии чу­мы, во втор­ник Свет­лой сед­ми­цы – в па­мять пер­во­го за­фик­си­ро­ван­но­го чу­да, про­ис­шед­ше­го от ико­ны.

Ико­ны Рос­сии

Богослужения

Тропари, кондаки, молитвы и величания

Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Шуйской-Смоленской», глас 4

Я́ко многоце́нное сокро́вище прия́т град Шу́я/ чуде́сно напи́санную ико́ну Твою́,/ Пресвята́я Влады́чице, Де́во Богоро́дице,/ во исцеле́ние лю́тыя я́звы и во утеше́ние правосла́вных Тобо́ю дарова́нную,/ от нея́же исто́чники благода́тныя и до ны́не оби́льно излива́ются./ Проба́ви, Пречи́стая, и на бу́дущее вре́мя ми́лости Твоя́ ве́дущим Тя,/ храни́ град Твой и всю Ру́сскую зе́млю// и спаса́й люде́й, к Тебе́ с ве́рою и любо́вию притека́ющих.

Перевод: Как драгоценное сокровище принял город Шуя написанную чудесным образом икону Твою, Пресвятая Владычица, Дева Богородица, для исцеления жестокой чумы и для утешения православных Тобой подаренную, от нее же и до сегодняшнего дня обильно изливаются источники благодати. Простирай, Пречистая, и в будущее время милость Твою к знающим Тебя, охраняй город Твой и всю Русскую землю и спасай людей, к Тебе с верой и любовью приходящих.

Ин тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Шуйской-Смоленской», глас 4

Всеблага́я и преми́лостивая Засту́пнице ро́да христиа́нскаго,/ Пречи́стая Де́во Богоро́дице,/ припа́дающе пред святы́м и чудотво́рным Твои́м о́бразом,/ и́мже от лю́таго смерто́носия град Шу́ю дре́вле изба́вила еси́,/ уми́льно взыва́ем Ти:/ не преста́й под кро́вом Своея́ бла́гости/ сохраня́ти от бед и обстоя́ний град Твой/ и вся гра́ды и ве́си страны́ Росси́йския/ и моли́ти Сы́на Твоего́, Христа́ Бо́га на́шего, // да спасе́т ду́ши на́ша.

Перевод: Всеблагая и премилостивая Защитница рода христианского, Пречистая Дева Богородица, преклоняя колена перед Твоим святым и чудотворным образом, которым от жестокой эпидемии город Шую ранее избавила Ты, смиренно взываем к Тебе: «Не переставай под покровом Своей доброты сохранять от бед и невзгод город Твой и все города и села страны Российской и молить Сына Твоего, Христа Бога нашего, о спасении душ наших».

Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Шуйской-Смоленской», глас 3

Ма́ти Бо́жия Пресвята́я,/ стено́ христиа́ном, гра́да на́шего Шу́и покро́в и заступле́ние!/ Моли́твы раб Твои́х, ко ико́не Твое́й припа́дающих, приими́,/ во испове́дании Правосла́вныя ве́ры укрепи́,/ от вся́кия напа́сти и беды́ изба́ви,/ ско́рби земны́я на ра́дость преложи́// и Сы́на Твоего́ моли́ гра́ду и лю́дем Твои́м в ми́ре спасти́ся.

Перевод: Матерь Божия Пресвятая, крепость христиан, города нашего Шуи защита и заступничество! Прими молитвы рабов Твоих, к иконе Твоей припадающих, укрепи в исповедании Православной веры, от всяческих бед и несчастий избавь, преврати скорби земные в радость и Сына Твоего моли городу и людям Твоим мирно спастись.

Ин кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Шуйской-Смоленской», глас 6

Предста́тельство христиа́н непосты́дное,/ хода́тайство ко Творцу́ непрело́жное,/ не пре́зри гре́шных моле́ний гла́сы,/ но предвари́, я́ко Блага́я/ на по́мощь нас, ве́рно зову́щих Ти,/ ускори́ на моли́тву и потщи́ся на умоле́ние,// предста́тельствующи при́сно, Богоро́дице, чту́щих Тя.

Перевод: Защита христиан надежная, Ходатайство ко Творцу неизменное! Молитвенных голосов грешников не презри, но скоро приди, как Благая, на помощь нам, с верою взывающим Тебе: «Поспеши с заступлением и ускорь моление, Богородица, всегда защищая чтущих Тебя!»

       Празд­но­ва­ние иконе со­вер­ша­ет­ся три­жды:
       10 ав­гу­ста – вме­сте с дру­ги­ми ико­на­ми «Оди­гит­рия»,
       15 но­яб­ря – в па­мять на­пи­са­ния ико­ны и на­ча­ла пре­кра­ще­ния эпи­де­мии чу­мы,
       во втор­ник Свет­лой сед­ми­цы – в па­мять пер­во­го за­фик­си­ро­ван­но­го чу­да, про­ис­шед­ше­го от ико­ны.
      
       15 ноября празднуется избавление Шуи от моровой язвы 1654 г. и обретение чудотворной иконы Божией Матери, названной впоследствии Шуйской-Смоленской.
       Шуйский священник Евлампий Правдин перевел со старинной рукописи и издал «Сказание о чудесах, бывших от Шуйско-Смоленской иконы Божией Матери».
       В этот особенный для Шуи день в соборном храме Воскресения Христова состоится торжественное, праздничное богослужение и малый Крестный ход.
       Сегодня город Шуя – скромный райцентр в Ивановской области, в древности – центр Шуйского княжества, в состав которого одно время входили даже легендарные Суздаль и Нижний Новгород… С середины XVII столетия этот город стал широко известен своей главной святыней – иконой Пресвятой Богородицы.

       В 1654 году и 1655 годах при царе Алексее Михайловиче в России свирепствовала моровая язва, от которой умирали тысячами. Это бедствие постигло и Шую, не находя никаких средств к своему спасению, жители прибегали к молитвам; все храмы наполнялись молящимися; не раз обходили город с крестами и иконами со слезами молениями, да отвратит Господь праведный гнев Свой.
       Один благочестивый человек предложил жителям одного с ним прихода Воскресенского написать общим усердием икону Смоленской Богородицы Одигитрии и поставить ее в своей приходской церкви.
       Лучшему в Шуе иконописцу поручено было написать икону в продолжение недели.
       Моровая язва продолжалась в Шуе с 1 сентября по 12 октября 1654 года.
       Остановив свой выбор на иконописце Герасиме Тихонове Иконникове, прихожане Воскресенской церкви просили написать Смоленскую икону «со всяким благоговением и поспешностию». Иконописец с радостью взялся за предложенный труд, молясь Пресвятой Владычице об успешном его совершении.
       Икона писалась неделю, в продолжение которой иереи со всеми прихожанами совершали ежедневные богослужения, пели молебны, «бодрствовали, постились и молились». Видя, как день ото дня увеличивается смертность, все готовились к смерти, принося покаяние перед своими духовными отцами и причащаясь Святых Христовых Таин.
       Во время работы иконописца над образом случилось первое чудесное событие. На следующий день после того, как он нанес на доску «прорись», он обнаружил, что положение Богомладенца на руках у Богоматери существенно изменилось по отношению к оригинальному Смоленскому образу. Он исправил изображение, но и на третий день обнаружил в нем то же изменение, что и вначале. Более он не решился уже исправлять свою работу, видя в совершающихся изменениях не случайность, но чудесное действие особенного Промысла Божия.

       По истечении недели, когда икона была написана, весь причет церковный, облачившись в ризы, со свечами и кадилами, в сопровождении народа пришел к дому иконописца, принял новонаписанный образ и крестным ходом отнес его в Воскресенскую церковь. Когда икона была поставлена на предназначенное для нее место, вся церковь озарилась необычайно ярким светом, исходившим от иконы. Видя это и ощущая в душе своей действие Божественной благодати, все бывшие здесь исполнились великой духовной радости и ликования. «После этого, – повествует далее «Сказание», – народ стал приносить сребренники, кто сколько мог, на украшение новонаписанной святой иконы, возложивши всю свою надежду на Бога и на Пречистую Его Матерь».
       Тем не менее за этим первым чудом не последовало, однако, немедленного прекращения губительного поветрия. Напротив, болезнь принялась свирепствовать с еще большей силой, так что «был страх великий, ужас и печаль». С еще более усердным молением народ обратился к Богу и Богоматери, приходя в храм к каждой Божественной службе целыми семьями вместе с женами и детьми, и вскоре получил просимое.
       Смертность прекратилась, все лежавшие к тому времени на одре болезни получили внезапное исцеление, на которое не могли и надеяться, так как прежде болезнь была неизлечима. Примечательно при этом, что сам иконописец Герасим Иконников, написавший чудотворный образ, оказался в числе умерших вместе со всей своей семьей, родителями и братьями. Все пятеро членов этой семьи приняли пострижение в великую монашескую схиму, исповедались, причастились Святых Тайн и скончались. В такой христианской кончине иконописца со всем его домом народ увидел знак великой милости и благоволения Богородицы к нему.
       Эпидемия прекратилась вначале в приходе Воскресенской церкви, а затем и во всем городе. Потери от нее составили почти половину городского населения: из 1170 умерло 560 человек, причем из 211 посадских дворов 90 вымерло полностью.

       Через 11 лет после этих событий, в понедельник Светлой седмицы 1666 года произошло новое чудо от Шуйской иконы: исцеление одержимого отрока Иакова. В промежуток времени от 16 апреля 1666 года до 7 октября 1667 года от иконы совершилось 85 чудесных исцелений, всего же их к 1800 году было записано 109. Из них большинство составляют случаи исцелений от полной или частичной слепоты и болезней глаз – 36 случаев, а также от различных душевных и умственных расстройств, в том числе приписываемых одержимости и порче, – 32 случая.
       Были также случаи исцелений от болезней ног (12 случаев) и рук (4), расслабленности (видимо, парализации) – 11 случаев, различных заболеваний внутренних органов (10 случаев), 6 случаев исцелений болезней головы, 3 – глухоты и по одному случаю исцелений болезни спины и зубной боли. Наибольшее число исцелений произошло во время празднования Смоленской иконе 28 июля 1666 года, оно составило 16 случаев, и на следующий день, 29 июля – 18 случаев.
       В 1666 году за подписью шуйских священников и от имени городских жителей царю Алексею Михайловичу было отправлено донесение, повествующее о совершающихся от новонаписанной иконы чудесах.
       В 1667 году вышла грамота Святейшего Патриарха Иоасафа, согласно указу царя Алексея Михайловича и решению освященного собора повелевавшая архиепископу Суздальскому и Торусскому Стефану ехать в Шую для свидетельствования истинности происходящих там от Смоленской иконы чудес.
       Архиепископ Стефан в сопровождении настоятелей шести известных монастырей и других клириков прибыл в Шую накануне 28 июля, перед днем празднования Смоленской иконе. Все прибывшие отслужили Всенощное Бдение, а в сам праздник торжественно совершили Божественную Литургию и молебен. После сего они взяли письменные свидетельства у соборных священников Алексея и Григория и их прихожан, подтверждающие истинность совершившихся исцелений. Все свидетельства были записаны в особые книги, заверены собственноручными подписями, и препровождены в Москву вместе с донесением архиепископа Стефана Патриарху о выполнении возложенного на него поручения.
       Эти события и послужили поводом к церковному прославлению образа, получившего именование Смоленского-Шуйского, празднование в честь которого, помимо общего празднования в честь Смоленской иконы, было установлено на 2 ноября (15 ноября по н.с.), в память об избавлении города Шуи от моровой язвы. Тогда же и Воскресенская церковь из приходской была сделана соборной.

       Среди почитателей Шуйской иконы Божией Матери были первые лица государства и церкви. Местное предание сохранило память о посещении города царём Пётром Алексеевичем в 1722 году: «он заехал в Шую для того единственно, чтобы исполнить своё обещание — поклониться чудотворной иконе Шуйской Смоленской Божией Матери, некогда исцелившей царя от тяжкой болезни». Пётр I хотел было забрать икону с собой, но шуяне всем миром опустились на колени и умолили царя оставить икону в соборе.
       В следующем столетии в Шуе останавливался цесаревич Александр Николаевич, путешествовавший по России в сопровождении своего воспитателя, поэта Василия Жуковского. 12 мая 1837 года после богослужения в Воскресенском соборе будущий император принял из рук соборного протоиерея Василия Цветкова малую копию Шуйской иконы Божией Матери.
       Внимание к шуйской святыне ещё раз возросло в начале ХХ века, в ходе подготовки празднования 300-летия Дома Романовых. В Санкт-Петербурге в 1911 году древний список иконы(50) был пожертвован Ольгой Константиновной (Романовой), королевой Греции, к освящению храма «Спаса на водах». Оформление храма было выдержано в древнем византийском стиле с одноярусным беломраморным иконостасом, и выбор для его убранства именно Шуйской иконы Божией Матери отражает признание византийских корней шуйского извода. В тот же период времени, в Костромском Ипатьевском монастыре, престол в честь иконы Божией Матери Шуйской, ранее устроенный в северной галерее Троицкого собора (с 1879г.), был перемещён в Зелёную башню, преобразованную ради этого события в надвратную церковь.

       Тема почитания иконы была бы неполной без краткой истории Шуйского Воскресенского собора и старшего престола в честь Шуйской Смоленской иконы Божией Матери. Первоначально работы по достойному обновлению посадской деревянной церкви продвигались со значительными препонами. Строительство каменного здания собора было завершено только около 1690 года, когда вакантную после удаления архиепископа Стефана кафедру(52), принял выдающийся архипастырь Илларион, митрополит Суздальский и Юрьевский (1682 — 1707 гг). Можно думать, что именно по его указанию статус посадской Воскресенской церкви был повышен до соборного (1690г.)(53) и главным в стенах нового собора стал престол в честь чудотворной иконы Божией Матери, получившей топоним Шуйской.
       На протяжении XVIII и XIX столетий здание собора неоднократно повреждалось нередкими в те времена пожарами, но главная святыня города всякий раз оберегалась жителями от «огненного запаления». Пятиглавое здание собора «в три света», дошедшее до наших дней, было возведено в 1798 году, но окончательный вид приобрело в ходе реконструкции 1911-1913 годов, после расширения трапезной и сооружения трёхглавия над западным входом.
       Строительство знаменитой соборной колокольни, спроектированной итальянским зодчим Маричелли, несмотря на неудачную попытку 1810 года, было полностью завершено к 1832 году стараниями мастера Михаила Саватеева и архитектора Е.Я. Петрова, поддержанных молитвами, трудами и капиталовложениями шуйских граждан.
       Высота колокольни составила 106 метров (149 аршин), а в третьем ярусе была устроена звонница с одиннадцатью колоколами общим весом 1063 пуда (наибольший весом 500 пудов). В 1891 году на колокольню был поднят двенадцатый колокол весом 1270 пудов.

       Утрата чудотворной иконы случилась вскоре после передачи здания собора обновленцам в апреле 1936 года. А 2 октября 1937 года Шуйский Воскресенский собор был закрыт. И долгое время в помещениях соборного ансамбля располагались Шуйский городской архив и торговая база.
       Возобновление богослужений в Воскресенском соборе пришлось на Пасху 1990 года. Осенью 1991 года архитектурный ансамбль Воскресенского собора был передан в качестве подворья Свято-Николо-Шартомскому монастырю.
       Преемницей древней чудотворной иконы в Воскресенском соборе стала малая её копия XIX века, подаренная Патриархом Алексием II во время посещения Шуи 20 августа 1993 года. К празднику Рождества Христова 2002 года на соборную колокольню был поднят новый колокол весом 4,5 тонны, огласивший окрестности благовестом впервые за 72 года вынужденного безмолвия.

       Существует несколько списков данной иконы, которые обрели не меньшую славу и почитаются многими православными верующими. Наиболее значимые иконы Шуйской Богоматери можно найти в храмах Москвы, Санкт-Петербурга, Иванова, а также в церквях небольших городов, таких как Ковров, Кинешма и Палеха.
       «Одигитрия», значит, «Путеводительница», «Радостная наставница, крепкая помощница, — как пишет святитель Димитрий Ростовский,  — потому что руководит нас на путь спасения, приводящий к вечной радости. Кто же обрадует нас, бедствующих среди такого зла?
       Кто утешит? Подлинно, не другой кто, как только Одигитрия радостная, Пресвятая Владычица наша Богородица, если к Ней прибегнем усердно (…)
       Сильна Владычица наша, потому что Она — Царица всей видимой и невидимой твари, владеющая и высшим и низшим созданием — и стихии все повинуются Ей, и небо, и земля, и воздух, и море послушны Ей; все противные духи ужасаются и трепещут пред святым Ее именем, зная, что Она — Матерь Божия.
       Сильна Она на земле, потому что Она стерла главу невидимого змия, Она попрала адскую силу; Ею получаются победы, Ею поражаются враги…
       Сильна Она на небе, ибо молитвами Своими связывает Бога Крепкого и Сильного, Которого некогда на земли связывала пеленами. Связывает, говорю, Бога молитвами Своими, ибо, когда Он, прогневанный нашими грехами, хочет наказать нас, Она простирает к Нему молебные руки Свои и удерживает карающую десницу Его, да не погубит грешных беззакониями их.
       Таким образом Пресвятая Владычица помогает нам и на земле против врагов видимых и невидимых, помогает нам и на небе, умоляя о нас Сына Своего и Бога нашего и спасая нас от праведного гнева Его на нас за грехи наши…»

       Матерь Божия через Свой святой образ заступает и подкрепляет нас, путеводствуя ко спасению, и мы взываем к Ней: «Пробави, Пречистая, и на будущее время милости Твоя ведущим Тя, храни град Твой и всю Русскую землю и спасай людей, к Тебе с верою и любовию притекающих!»

       «Радуйся, Богородице Одигитрие, христиан упование»

       Тропарь Божией Матери пред иконой Ее, именуемой Шуйская-Смоленская, глас 4-й:
       Яко многоценное сокровище прият град Шуя чудесно написанную икону Твою, Пресвятая Владычице Дево Богородице, во исцеление лютыя язвы и во утешение православных, Тобою дарованную, от неяже источники благодатныя и доныне обильно изливаются. Пробави, Пречистая, и, на будущее время милости Твоя ведущим Тя, храни град Твой и всю Русскую землю и спасай людей, к Тебе с верою и любовию притекающих.

       Ин тропарь, глас 4:
       Всеблагая и премилостивая Заступнице рода христианскаго, Пречистая Дево Богородице, припадающе пред святым и чудотворным Твоим образом, имже от лютаго смертоносия град Шую древле избавила еси, умильно взываем Ти: не престай под кровом Своея благости сохраняти от бед и обстояний град Твой и вся грады и веси страны Российския и молити Сына Твоего, Христа Бога нашего, да спасет души наша.

       Кондак Божией Матери пред иконой Ее, именуемой Шуйская-Смоленская, глас 3:
       Мати Божия Пресвятая, стено христианом, града нашего Шуи покров и заступление! Молитвы раб Твоих, ко иконе Твоей припадающих, приими, во исповедании Православныя веры укрепи, от всякия напасти и беды избави, скорби земныя на радость преложи и Сына Твоего моли граду и людем Твоим в мире спастися.

       Кондак, глас 6-й
Предстательство христиан непостыдное, ходатайство ко Творцу непреложное, не презри грешных молений гласы, но предвари, яко Благая, на помощь нас, верно зовущих Ти; ускори на молитву и потщися на умоление, предстательствующи присно, Богородице, чтущих Тя.

       Величание
       Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления всем с верою притекающим.

            Молитва ко Пресвятой Богородице пред Ее иконою «Шуйская-Смоленская»

       К кому возопию, Владычице? К кому прибегну в горести моей, аще не к Тебе, Царице Небесная? Кто плач мой услышит и воздыхание приимет, аще не Ты, Пренепорочная, Надеждо христиан и Прибежище нам, грешным?
       Кто паче Тебе в несчастиих защитит? Услыши стенание мое и приклони ухо Твое ко мне, Владычице и Мати Бога моего.
       Не презри ищущаго Твоея помощи и не отрини мене грешнаго, Царице Небесная! Научи мене исполняти волю Сына Твоего и даруй желание всегда следовати Его святым заповедем. За мой ропот в болезнях, трудах и несчастиях не отступи от мене, но буди Материю и Покровительницею мене малодушнаго, Царице моя Преблагая, Заступнице Усердная!
       Твоим ходатайством прегрешения моя покрый, от видимых и невидимых врагов защити, сердца враждующих против мене смягчи и Христовою любовию согрей их.
       Мне же немощному даруй Твою всесильную помощь победити моя греховныя привычки, дабы, очищенный покаянием и последующею добродетельною жизнию, в общении со Святою Церковью провел остальныя дни земнаго странствия.
       Предстани мне, Надеждо всех христиан, в час кончины моея и подкрепи мою веру в смертный тяжкий час.
       Вознеси за мене, многопрегрешающаго в жизни сей, Твоя всесильныя молитвы по отшествии моем, да оправдает мене Господь и соделает причастником Его безконечных радостей. Аминь.

       ПРЕСВЯТАЯ БОГОРОДИЦЕ, СПАСИ НАС.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Одеть на праздник или надеть на праздник
  • Одесский пароход сценарий кто написал
  • Одежда ребенка на детском празднике папка передвижка
  • Одежда нанайских охотников на праздник осеннего равноденствия
  • Одежда на праздник хэллоуин