Оформление библиотечного сценария

Уважаемые коллеги! Предлагаем вашему вниманию методическое пособие, которое поможет сориентироваться в этапах подготовки и проведения массового мероприятия, оформлении сценария и ведении учета посещений. Приведенная схема анализа (самоанализа) позволит определить эффективность и результативность проведенного мероприятия, выявить наиболее удачные и неудачные моменты.

Муниципальное учреждение

«Буденновская городская  централизованная  библиотечная система»

Методико-библиографический отдел

Составление, оформление сценария массового мероприятия. Учет посещений

Методические рекомендации

г. Буденновск

2013г.

Уважаемые коллеги!

Предлагаем вашему вниманию методическое пособие, которое поможет сориентироваться в этапах подготовки и  проведения массового мероприятия, оформлении сценария и ведении учета  посещений. Приведенная схема анализа (самоанализа)  позволит определить  эффективность и  результативность проведенного мероприятия, выявить наиболее удачные и неудачные моменты. 

В пособии в качестве приложения дан словарь форм массовой работы, в который вошли как традиционные, исторически сложившиеся формы мероприятий, так и перспективные, инновационные, только появляющиеся в связи с развитием информационных потребностей общества.

Составление, оформление сценария массового мероприятия.

Массовые мероприятия, безусловно, являются эффективными формами библиотечной работы. Именно, благодаря им библиотекарь зачастую проявляет себя как творческая личность, профессионал своего дела и воздействует на читателя, привлекая его к книге и чтению. Опыт проведения массовых мероприятий позволяет библиотекарю развивать коммуникативные и конструктивные умения и навыки, оттачивает мастерство, повышает творческий потенциал и профессиональное самосознание.  Поэтому владение технологией написания сценариев имеет важное значение  для каждого библиотечного работника. Ведь, несмотря на обилие выходящих сегодня в периодической и специальной литературе  материалов на самые различные темы, по-прежнему остается актуальным создание оригинальных, эксклюзивных сценариев, необходимых для работы конкретной библиотеки. К тому же, владение навыками оформления и написания сценария – универсальная способность, которая поможет в составлении различных форм творческой деятельности: рефератов, отчетов и других аналитических материалов.

Без преувеличения можно утверждать, что написание сценария – занятие непростое и требующее как природных способностей, так и знания  некоторых правил и основных требований. 

         Так, при подготовке и проведении мероприятий в библиотеке, нужно помнить, что существуют определенные педагогические требования, которые необходимо соблюдать, чтобы достичь поставленных целей.

         1.Мероприятие не самоцель, а средство воспитания, т.е. должно создавать цельность настроения, вызывать переживания, направленные на формирование определенных   установок.

         2. Следует стремиться к вовлечению в действие широкого круга участников, чтобы каждый мог быть активен, проявить свои знания, способности и дарования. Идеальный вариант, когда все приглашенные могут принять    участие в мероприятии.

         3. Мероприятие не должно быть перегружено и затянуто. Принцип: «игра должна закончиться чуть раньше, чем она надоест».

4. При проведении мероприятий нельзя ориентироваться на уже достигнутый уровень развития участников. Необходимо предусматривать и перспективу. Вместе с тем, нельзя ориентироваться и на завышенный уровень развития. Мы знаем, что когда что-то слишком просто – это неинтересно, когда очень  сложно – тоже неинтересно. Излишняя простота и излишняя сложность ведут к отсутствию внимания и интереса, а значит, проведенная работа будет бесцельной.

5. Мероприятие должно быть захватывающим, что зависит от форм подачи материала, активности участников. Школьники младшего школьного возраста и подростки нуждаются в том, чтобы преподносимое им было интересно и занимательно. Чем красочнее и ярче подаваемый материал, тем сильнее будет его влияние. Не последнюю роль играет и принцип наглядности. Поэтому очень важно использовать не только живой язык, эмоциональный рассказ, метафоры, эпитеты, но и иллюстративный материал, музыку, видеоматериалы.

6. Мероприятие не должно быть “мероприятием“. Активное применение игровых и занимательных форм работы в библиотеке должно отличать их от школьного урока. Новые формы способствуют развитию творческой активности, интеллектуальных способностей.

7. При подготовке массовых мероприятий необходи-мо учитывать возрастные и психологические особенности пользователей. Например, для младших школьников характерными особенностями являются стремление познавать мир в игре, быстрая утомляемость, неумение долго концентрировать внимание, повышенная эмоциональная возбудимость, желание соревноваться со сверстниками. Это должно определять и формы работы. Здесь же можно отметить, что работа с этой возрастной категорией является, пожалуй, наиболее важной и актуальной сегодня.

        Подготовка и проведение любого массового мероприятия включают  несколько этапов.

  1. Подготовительный этап:

— определение темы мероприятия, его названия, читательского и целевого назначения (обычно этот подэтап проходит при составлении плана работы);

— составление программы (проекта) массового мероприятия;

— формирование аудитории (предварительные беседы, обзоры, опросы и т.д.);

— реклама массового мероприятия (подготовка афиши).

  1. Основной этап:

— написание   сценария    массового   мероприятия (оформление книжной выставки);

— проведение массового мероприятия.

  1. Заключительный этап:

— оценка эффективности массового мероприятия;

— учет массового мероприятия.

Составление сценария занимает важное место при подготовке и проведении массового мероприятия в библиотеке. Сценарий позволяет четко спланировать все этапы мероприятия и их логическую взаимосвязь, продумать методы и приемы достижения цели, эффективно использовать библиотечный аппарат, предусмотреть ошибки и промахи.

При разработке и составлении сценария рекомендуем использовать следующую схему:

  1. Название мероприятия. Эпиграф.
  2. Форма мероприятия.
  3. Дата  и место проведения.
  4. Читательское назначение (кому адресовано).
  5. Организаторы (кто проводит мероприятие).
  6. Основная цель.
  7. Оформление и наглядность.
  8. Оборудование и технические средства.
  9. Декорации. Реквизит. Атрибуты.
  10. Ход (структура) мероприятия.

  Структура каждого сценария, как и любого доклада, аналитического материала и, пожалуй, любого текста представляет собой универсальную модель: введение, основная часть, заключение.

Введение включает вступительное слово, в котором  раскрывается  смысл темы; поясняется основная цель, условия; представляются участники, члены жюри или гости.

В основной  части определяется уровень информированности и актуализации проблемы (темы): проводится мини-опрос участников;  предоставляется информация по теме мероприятия, стимулируется  познавательная деятельность. Интерактивные формы мероприятия позволяют продемонстрировать  участникам применение  теоретических и практических знаний, полученных на  мероприятии,   в ходе выполнения заданий ведущего, участия в конкурсах, викторинах.

Заключительная часть  включает обсуждение, рефлексию, вывод, резюме, результат, подведение итогов и  награждение победителей.

Требования к оформлению сценария

На титульном листе сценария (по возможности – иллюстрированном) необходимо указать:

— наименование учреждения (например,  МУ «Будённовская городская централизованная библиотечная система» Центральная детская библиотека);

—  форма и название мероприятия;

—  эпиграф;

— Ф. И. О. и должность автора (составителя);

— адрес и телефон библиотеки-организатора;

—  год создания сценария.

Титульный лист оформляется на одной стороне листа формата А 4. Сценарий должен быть напечатан на бумаге форматом А 4 (возможен электронный вариант). Кегль – 14, междустрочный интервал – 1,5 см, поля – 1,5-2 см.

Сценарий мероприятия – это «художественное произведение» библиотекарей-сценаристов, кропотливая работа по написанию конкретных текстов ведущих и других его участников. Сценарий дает возможность не только ознакомиться заранее с репликами и ремарками, но и прогнозировать ход мероприятия.

В конце сценария приводится список использованной литературы в алфавитном порядке (автор, заглавие, место и год издания, количество страниц).

К сценарию возможны приложения: развернутый план, конспект, схемы, фото, отзывы, анализ, творческие работы детей, дидактический и раздаточный материал с вопросами и заданиями и т. д.

Сценарный план массового мероприятия

Сценарный план — это перечень всех основных этапов любого мероприятия. Он служит для четкой расстановки сил и средств организаторов, а также обозначает время, место и порядок проведения мероприятия. Необходимо помнить, что план носит исключительно служебно-информативный характер и не заменяет собой сценарий (программу торжественной и официальной части) мероприятия. Составление подобных документов ложится на плечи организаторов.

Мы предлагаем вам познакомиться с примерным сценарным планом с той целью, чтобы иметь представление, в каком порядке проходят мероприятия.

Примерный сценарный план мероприятия

Название: «Читаем детям о войне»

Форма: заключительное мероприятие акции чтения

Дата и время проведения: 7 мая 2012 года в 11.00.

Продолжительность: 1 час.

Место проведения: библиотека-филиал №

С кем совместно проводится мероприятие: с МОУ СОШ № ___,   Советом ветеранов…

Организаторы: библиотека – филиал №

Цель мероприятия: воспитание патриотических чувств у детей и подростков на примере лучших образцов литературы о Великой Отечественной войне.

Участники: дети в возрасте от 12 до 15 лет.

Почетные гости: ветераны Великой Отечественной войны, труженики тыла, дети войны, известные люди, родители детей, имеющие военную профессию, представители органов исполнительной власти.

10.45–11.00      На экране демонстрируется слайдовая электронная презентация с музыкальным сопровождением «Этот День Победы».

11.00–11.10      Ведущий открывает мероприятие рассказом о значении Дня Победы, о подвиге нашего народа в годы Великой Отечественной войны.

Ведущий представляет почетных гостей. Одному из них предоставляется приветственное слово.

11.10–11.11      Ведущий объявляет минуту молчания.

11.12–11.30      Театрализованный сюжет по книгам о войне.

11.30–11.40      Читателям предоставляется возможность поделиться своим мнением о прочитанных произведениях.

11.40–11.45      Поздравление ветеранов.

11.45–11.50      Подведение итогов, награждение победителей, выражение благодарности участникам и гостям мероприятия.

Организация учета посетителей массовых мероприятий

Единицей учета посетителей массовых мероприятий библиотеки является лицо, посетившее мероприятие и зарегистрированное в документах, принятых в библиотеке, – паспорте массового мероприятия.

Паспорт массового мероприятия

Дата проведения  «_____»____________________201__г.

Название мероприятия _____________________________

_______________________________________________

Форма проведения мероприятия _____________________

_______________________________________________

Тема мероприятия__________________________________

_________________________________________________

Место проведения мероприятия______________________

________________________________________________

Количество присутствующих, в том числе по основным  читательским группам: всего_____________________________

Дети до 14 включительно____________________________

Родители________________________________________

РДЧ____________________________________________

Молодежь в возрасте от 15 до 24 лет_________________

Прочие_________________________________________

Организация  документной выставки при проведении мероприятия  (название)_________________________________

________________________________________________

________________________________________________

количество представленных документов_______________

количество выданных документов____________________

Использование  технических средств при организации и проведении мероприятия___________________________

________________________________________________

Содержание и составные части мероприятия  (кратко)

________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________

Результат________________________________________

________________________________________________

Ф.И.О. сотрудника, ответственного за  проведение      мероприятия_____________подпись______________

Ф.И.О. руководителя группы участников мероприятия____________подпись______________

Примечание_____________________________________

________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________

Учёт библиотечных мероприятий

Единицей учета библиотечных мероприятий является одно мероприятие – устный обзор, день информации, экскурсии и т. п., зарегистрированное в документации (паспорте массового мероприятия, в дневнике работы).

Комплексное мероприятие, включающее одновременное использование различных форм массовой работы, учитывается как одно мероприятие.

При проведении циклов мероприятий (недели, декады, месячника и др.) учитывается каждое входящее в цикл мероприятие.

При проведении совместного мероприятия двумя и более библиотеками (или отделами библиотеки), данное мероприятие учитывается только той библиотекой (отделом), которая (ый) была инициатором и осуществляла подготовку сценария мероприятия.

Учет массовой работы библиотеки ведется в 3-й части дневника соответствующего структурного подразделения библиотеки, куда заносятся сведения о каждом мероприятии.

Число

и месяц

Наименование

мероприятия и тема

Количество

обслуженных

Кто проводил мероприятие и где

Учёт посещений массового мероприятия ведется на основе паспорта массового мероприятия, который заполняется библиотечным работником, ответственным за его проведение.

В библиотеках, имеющих структурные подразделения, учёт массовых мероприятий ведется в дневнике работы соответствующего подразделения.

После проведения массового мероприятия, заполнения паспорта и 3-й части дневника, сведения о количестве посещений массового мероприятия заносятся в 1-ю часть дневника, в раздел «Количество посещений. В том числе на массовых мероприятиях» за конкретный день.

Количество посещений

Всего посещений

В том числе на массовых мероприятиях

Посещения массовых мероприятий входят в общее число посещений библиотеки.

Учёт общего числа массовых мероприятий библиотеки производится суммированием данных, зарегистрированных в дневниках всех структурных подразделений. Данные о посещении массовых мероприятий фиксируются в ежемесячном информационном отчёте библиотеки, далее – в статистическом и текстовом отчёте о работе библиотеки за год и в бланке статистического отчёта формы 6НК.

В число посещений не включаются посещения мероприятий, проводимых другими организациями на правах аренды.

Анализ массового мероприятия

Важным условием профессионального мастерства библиотечного работника является анализ (или самоанализ), который желательно проводить после каждого проведённого мероприятия. Его цель: повышение эффективности и качества проводимых мероприятий.

Анализ мероприятия предлагаем проводить по следующей схеме:

  1. Форма и  название мероприятия.
  2. Основная цель 
  3. Системность. Место данного мероприятия в системе массовой работы библиотеки: одноразовое или в рамках определённого цикла; стихийное или плановое.
  4. Место проведения.
  5. Участники (количество, состав – школьники (их возраст), учителя, родители, студенты, и т. д.).
  6. Кто проводит (библиотекарь, иной специалист).
  7. Качество подготовки и проведения.
  8. Наличие плана, тезисов, сценария.
  9. Использование печатной, издательской продукции (памятки, закладки, буклеты, шорт-листы,  рекомендательные списки и т.д.)
  10. Эффективное использование справочного библиотечного аппарата (для мероприятий, направленных на формирование информационно-библиографической культуры пользователей).
  11. Использование активных и игровых форм, оригинальность заданий.
  12. Творческие находки.
  13. Владение материалом, профессионализм и эрудиция библиотекаря, доступность изложения материала.
  14. Коммуникабельность в общении с участниками, эмоциональная атмосфера. Степень активности участников при выполнении заданий, ответов на вопросы.
  15. Соответствие содержания, информативности и объёма материала возрасту, уровню подготовленности участников.
  16. Оформление, наглядность и технические средства: книжные выставки или выставки творческих работ, плакаты,  рисунки детей, портреты, фотографии, электронные продукты, аудио- и видеоаппаратура, компьютер, проектор и  др.
  17. Соответствие содержания заявленной форме проведения мероприятия.
  18. Итоги. Достигнут ли результат (поставленная цель).

Самоанализ мероприятия осуществляется библиотечным работником, проводившим его, для выявления результативности сделанного, удачных и неудачных моментов. Цель – повышение эффективности последующих мероприятий.  Самоанализ   рекомендуем  проводить по данной выше схеме анализа массового мероприятия.

Словарь форм массовой работы

Словарь представляет собой перечень  форм массовой работы. В него  вошли как традиционные, исторически сложившиеся формы мероприятий, так и перспективные, инновационные, только появляющиеся в связи с развитием информационных потребностей общества.

 Все лексические единицы словаря представлены в именительном падеже единственного числа (например, беседа, обзор).

Для всех словосочетаний принят инверсированный порядок слов (например, урок библиографический, конференция читательская).

Все термины приведены в алфавитном порядке.

При составлении словаря использованы: база данных СКС, профессиональные периодические издания, ресурсы Интернет.

Формы массовых мероприятий:

  • Hi-Fi — книга (Хай-фай-книга)
  • Оpen-air («легкая атмосфера», «на открытом воздухе» — англ.)
  • PR-акция
  • PR-кампания
  • PRO-движение книги
  • Teach-in (Тич-ин) — публичная дискуссия, собрание для обсуждения злободневных вопросов. (В университетах Америки форма продленных лекций-семинаров, продолжающихся без перерывов. Первоначально — как вид социального протеста)

А

Уважаемые коллеги!

Предлагаю вашему вниманию методическое пособие, которое поможет сориентироваться в этапах подготовки и  проведения массового мероприятия, оформлении сценария и ведении учета  посещений. Приведенная схема анализа (самоанализа)  позволит определить  эффективность и  результативность проведенного мероприятия, выявить наиболее удачные и неудачные моменты.
В пособии в качестве приложения дан словарь форм массовой работы, в который вошли как традиционные, исторически сложившиеся формы мероприятий, так и инновационные, недавно появляющиеся в связи с развитием информационных потребностей общества.
В пособии использован материал муниципального учреждения «Буденновская городская  централизованная  библиотечная система», который обработан и дополнен менеджером межбиблиотечного информационно-библиографического обслуживания МБУ «ЦБС» О. В. Жуклёнковой.


Составление, оформление сценария массового мероприятия.

Массовые мероприятия, безусловно, являются эффективными формами библиотечной работы. Именно, благодаря им библиотекарь зачастую проявляет себя как творческая личность, профессионал своего дела и воздействует на читателя, привлекая его к книге и чтению. Опыт проведения массовых мероприятий позволяет библиотекарю развивать коммуникативные и конструктивные умения и навыки, оттачивает мастерство, повышает творческий потенциал и профессиональное самосознание.  Поэтому владение технологией написания сценариев имеет важное значение  для каждого библиотечного работника. Ведь, несмотря на обилие выходящих сегодня в периодической и специальной литературе  материалов на самые различные темы, по-прежнему остается актуальным создание оригинальных, эксклюзивных сценариев, необходимых для работы конкретной библиотеки. К тому же, владение навыками оформления и написания сценария – универсальная способность, которая поможет в составлении различных форм творческой деятельности: рефератов, отчетов и других аналитических материалов.
Без преувеличения можно утверждать, что написание сценария – занятие непростое и требующее как природных способностей, так и знания  некоторых правил и основных требований.
Так, при подготовке и проведении мероприятий в библиотеке, нужно помнить, что существуют определенные педагогические требования, которые необходимо соблюдать, чтобы достичь поставленных целей.

  1. Мероприятие не самоцель, а средство воспитания, т.е. должно создавать цельность настроения, вызывать переживания, направленные на формирование определенных   установок.
  2. Следует стремиться к вовлечению в действие широкого круга участников, чтобы каждый мог быть активен, проявить свои знания, способности и дарования. Идеальный вариант, когда все приглашенные могут принять    участие в мероприятии.
  3. Мероприятие не должно быть перегружено и затянуто. Принцип: «игра должна закончиться чуть раньше, чем она надоест».
  4. При проведении мероприятий нельзя ориентироваться на уже достигнутый уровень развития участников. Необходимо предусматривать и перспективу. Вместе с тем, нельзя ориентироваться и на завышенный уровень развития. Мы знаем, что когда что-то слишком просто – это неинтересно, когда очень  сложно – тоже неинтересно. Излишняя простота и излишняя сложность ведут к отсутствию внимания и интереса, а значит, проведенная работа будет бесцельной.
  5. Мероприятие должно быть захватывающим, что зависит от форм подачи материала, активности участников. Школьники младшего школьного возраста и подростки нуждаются в том, чтобы преподносимое им было интересно и занимательно. Чем красочнее и ярче подаваемый материал, тем сильнее будет его влияние. Не последнюю роль играет и принцип наглядности. Поэтому очень важно использовать не только живой язык, эмоциональный рассказ, метафоры, эпитеты, но и иллюстративный материал, музыку, видеоматериалы.
  6. Мероприятие не должно быть “мероприятием“. Активное применение игровых и занимательных форм работы в библиотеке должно отличать их от школьного урока. Новые формы способствуют развитию творческой активности, интеллектуальных способностей.
  7. При подготовке массовых мероприятий необходимо учитывать возрастные и психологические особенности пользователей. Например, для младших школьников характерными особенностями являются стремление познавать мир в игре, быстрая утомляемость, неумение долго концентрировать внимание, повышенная эмоциональная возбудимость, желание соревноваться со сверстниками. Это должно определять и формы работы. Здесь же можно отметить, что работа с этой возрастной категорией является, пожалуй, наиболее важной и актуальной сегодня.

Подготовка и проведение любого массового мероприятия включают  несколько этапов.

  1. Подготовительный этап:

– определение темы мероприятия, его названия, читательского и целевого назначения (обычно этот подэтап проходит при составлении плана работы);
– составление программы (проекта) массового мероприятия;
– формирование аудитории (предварительные беседы, обзоры, опросы и т.д.);
– реклама массового мероприятия (подготовка афиши).

  1. Основной этап:

– написание   сценария    массового   мероприятия (оформление книжной выставки);
– проведение массового мероприятия.

  1. Заключительный этап:

– оценка эффективности массового мероприятия;
– учет массового мероприятия.
Составление сценария занимает важное место при подготовке и проведении массового мероприятия в библиотеке. Сценарий позволяет четко спланировать все этапы мероприятия и их логическую взаимосвязь, продумать методы и приемы достижения цели, эффективно использовать библиотечный аппарат, предусмотреть ошибки и промахи.
При разработке и составлении сценария рекомендуем использовать следующую схему:

  1. Название мероприятия. Эпиграф.
  2. Форма мероприятия.
  3. Дата  и место проведения.
  4. Читательское назначение (кому адресовано).
  5. Организаторы (кто проводит мероприятие).
  6. Основная цель.
  7. Оформление и наглядность.
  8. Оборудование и технические средства.
  9. Декорации. Реквизит. Атрибуты.
  10. Ход (структура) мероприятия.

 
Структура каждого сценария, как и любого доклада, аналитического материала и, пожалуй, любого текста представляет собой универсальную модель: введение, основная часть, заключение.
Введение включает вступительное слово, в котором  раскрывается  смысл темы; поясняется основная цель, условия; представляются участники, члены жюри или гости.
В основной  части определяется уровень информированности и актуализации проблемы (темы): проводится мини-опрос участников;  предоставляется информация по теме мероприятия, стимулируется  познавательная деятельность. Интерактивные формы мероприятия позволяют продемонстрировать  участникам применение  теоретических и практических знаний, полученных на  мероприятии,   в ходе выполнения заданий ведущего, участия в конкурсах, викторинах.
Заключительная часть  включает обсуждение, рефлексию, вывод, резюме, результат, подведение итогов и  награждение победителей.


Требования к оформлению сценария

На титульном листе сценария (по возможности – иллюстрированном) необходимо указать:
– наименование учреждения (например,  муниципальное бюджетное учреждение муниципального района Приволжский Самарской области «Централизованная библиотечная система Межпоселенческая детская библиотека);
–  форма и название мероприятия;
–  эпиграф;
– Ф. И. О. и должность автора (составителя);
– адрес и телефон библиотеки-организатора;
–  год создания сценария.
Титульный лист оформляется на одной стороне листа формата А 4. Сценарий должен быть напечатан на бумаге форматом А 4 (возможен электронный вариант). Кегль – 14, междустрочный интервал – 1,5 см, поля – 1,5-2 см.
Сценарий мероприятия – это «художественное произведение» библиотекарей-сценаристов, кропотливая работа по написанию конкретных текстов ведущих и других его участников. Сценарий дает возможность не только ознакомиться заранее с репликами и ремарками, но и прогнозировать ход мероприятия.
В конце сценария приводится список использованной литературы в алфавитном порядке (автор, заглавие, место и год издания, количество страниц).
К сценарию возможны приложения: развернутый план, конспект, схемы, фото, отзывы, анализ, творческие работы детей, дидактический и раздаточный материал с вопросами и заданиями и т. д.


Сценарный план массового мероприятия

Сценарный план — это перечень всех основных этапов любого мероприятия. Он служит для четкой расстановки сил и средств организаторов, а также обозначает время, место и порядок проведения мероприятия. Необходимо помнить, что план носит исключительно служебно-информативный характер и не заменяет собой сценарий (программу торжественной и официальной части) мероприятия. Составление подобных документов ложится на плечи организаторов.
Я предлагаю вам познакомиться с примерным сценарным планом с той целью, чтобы иметь представление, в каком порядке проходят мероприятия.


Примерный сценарный план мероприятия

Название: «Читаем детям о войне»
Форма: заключительное мероприятие акции чтения
Дата и время проведения: 7 мая 2014 года в 11.00.
Продолжительность: 1 час.
Место проведения: Спасская сельская библиотека
С кем совместно проводится мероприятие: с ГБОУ СОШ     № ___, Советом ветеранов…
Организаторы: Спасская сельская библиотека
Цель мероприятия: воспитание патриотических чувств у детей и подростков на примере лучших образцов литературы о Великой Отечественной войне.
Участники: дети в возрасте от 12 до 15 лет.
Почетные гости: ветераны Великой Отечественной войны, труженики тыла, дети войны, известные люди, родители детей, имеющие военную профессию, представители органов исполнительной власти.
10.45–11.00      На экране демонстрируется слайдовая электронная презентация с музыкальным сопровождением «Этот День Победы».
11.00–11.10      Ведущий открывает мероприятие рассказом о значении Дня Победы, о подвиге нашего народа в годы Великой Отечественной войны.
Ведущий представляет почетных гостей. Одному из них предоставляется приветственное слово.
11.10–11.11      Ведущий объявляет минуту молчания.
11.12–11.30      Театрализованный сюжет по книгам о войне.
11.30–11.40      Читателям предоставляется возможность поделиться своим мнением о прочитанных произведениях.
11.40–11.45      Поздравление ветеранов.
11.45–11.50      Подведение итогов, награждение победителей, выражение благодарности участникам и гостям мероприятия.
 
Организация учета посетителей массовых мероприятий.
 
Единицей учета посетителей массовых мероприятий библиотеки является лицо, посетившее мероприятие и зарегистрированное в документах, принятых в библиотеке, – паспорте массового мероприятия.


 Паспорт массового мероприятия
Дата и время проведения  
Продолжительность мероприятия (час, мин)  
 
Форма мероприятия  
 
 
Название мероприятия  
 
 
Место проведения  
 
Количество присутствовавших, всего  
 
в т.ч. по основным читательским группам:
дети до 14 включительно
родители
руководитель детского чтения
молодежь в возрасте от 15 до 24 л.
прочие
 
Содержание или составные части мероприятия  
 
 
 
 
 
Организация  документной выставки при проведении мероприятия  (название). Подробнее в паспорте выставки.  
 
 
 
Использование  технических средств при организации и проведении мероприятия  
 
 
 
Подразделения, участвовавшие в подготовке и проведении мероприятия, и Ф.И.О сотрудников  
 
 
Ф.И.О. ответственного за учёт  
 

 Учёт библиотечных мероприятий

Единицей учета библиотечных мероприятий является одно мероприятие – устный обзор, день информации, экскурсии и т. п., зарегистрированное в документации (паспорте массового мероприятия, в дневнике работы).
Комплексное мероприятие, включающее одновременное использование различных форм массовой работы, учитывается как одно мероприятие.
При проведении циклов мероприятий (недели, декады, месячника и др.) учитывается каждое входящее в цикл мероприятие.
При проведении совместного мероприятия двумя и более библиотеками (или отделами библиотеки), данное мероприятие учитывается только той библиотекой (отделом), которая (ый) была инициатором и осуществляла подготовку сценария мероприятия.
Учет массовой работы библиотеки ведется в 3-й части дневника соответствующего структурного подразделения библиотеки, куда заносятся сведения о каждом мероприятии.
 

Число
и месяц
Наименование
мероприятия и тема
Количество
обслуженных
Кто проводил мероприятие и где
       

 
Учёт посещений массового мероприятия ведется на основе паспорта массового мероприятия, который заполняется библиотечным работником, ответственным за его проведение.
В библиотеках, имеющих структурные подразделения, учёт массовых мероприятий ведется в дневнике работы соответствующего подразделения.
После проведения массового мероприятия, заполнения паспорта и 3-й части дневника, сведения о количестве посещений массового мероприятия заносятся в 1-ю часть дневника, в раздел «Количество посещений. В том числе на массовых мероприятиях» за конкретный день.

Количество посещений
Всего посещений В том числе на массовых мероприятиях
 
   

Посещения массовых мероприятий входят в общее число посещений библиотеки.
Учёт общего числа массовых мероприятий библиотеки производится суммированием данных, зарегистрированных в дневниках всех структурных подразделений. Данные о посещении массовых мероприятий фиксируются в ежемесячном информационном отчёте библиотеки, далее – в статистическом и текстовом отчёте о работе библиотеки за год и в бланке статистического отчёта формы 6НК.
В число посещений не включаются посещения мероприятий, проводимых другими организациями на правах аренды.


Анализ массового мероприятия

Важным условием профессионального мастерства библиотечного работника является анализ (или самоанализ), который желательно проводить после каждого проведённого мероприятия. Его цель: повышение эффективности и качества проводимых мероприятий.
Анализ мероприятия предлагаем проводить по следующей схеме:

  1. Форма и  название мероприятия.
  2. Основная цель
  3. Системность. Место данного мероприятия в системе массовой работы библиотеки: одноразовое или в рамках определённого цикла; стихийное или плановое.
  4. Место проведения.
  5. Участники (количество, состав – школьники (их возраст), учителя, родители, студенты, и т. д.).
  6. Кто проводит (библиотекарь, иной специалист).
  7. Качество подготовки и проведения.
  8. Наличие плана, тезисов, сценария.
  9. Использование печатной, издательской продукции (памятки, закладки, буклеты, шорт-листы,  рекомендательные списки и т.д.)
  10. Эффективное использование справочного библиотечного аппарата (для мероприятий, направленных на формирование информационно-библиографической культуры пользователей).
  11. Использование активных и игровых форм, оригинальность заданий.
  12. Творческие находки.
  13. Владение материалом, профессионализм и эрудиция библиотекаря, доступность изложения материала.
  14. Коммуникабельность в общении с участниками, эмоциональная атмосфера. Степень активности участников при выполнении заданий, ответов на вопросы.
  15. Соответствие содержания, информативности и объёма материала возрасту, уровню подготовленности участников.
  16. Оформление, наглядность и технические средства: книжные выставки или выставки творческих работ, плакаты,  рисунки детей, портреты, фотографии, электронные продукты, аудио- и видеоаппаратура, компьютер, проектор и  др.
  17. Соответствие содержания заявленной форме проведения мероприятия.
  18. Итоги. Достигнут ли результат (поставленная цель).

Самоанализ мероприятия осуществляется библиотечным работником, проводившим его, для выявления результативности сделанного, удачных и неудачных моментов. Цель – повышение эффективности последующих мероприятий.  Самоанализ   рекомендуем  проводить по данной выше схеме анализа массового мероприятия.


Список литературы
  1. Головко, С.И. Библиотечная деятельность: принципы обновления: научно-методическое пособие / С.И. Головко. – М.: Либерия-Бибинформ, 2008. – 128 с.
  2. Олзоева, Г.К. Массовая работа библиотек:  учебно-методическое пособие / Г.К. Олзоева. – М.: Либерия-Бибинформ , 2006. – 120 с.
  3. Олзоева, Г. Импровизируем и воплощаем / Г. Олзоева // Библиотека. – 2005. – № 12. –  С. 27-29.
  4. Павлинова, А. Репертуар массовых мероприятий для читателей региона  / А. Павлинова // Библиотека. – 2000. – № 10. – С. 52-54.
  5. Седых, Т. Технология массового мероприятия / Т. Седых // Библиотека в школе. – 2007. – №6, 16-31 марта. – С. 23-27.
  6. Смелова О. И. Браво, массовая работа! [Текст]: опыт работы / О. И. Смелова // Библиотека –  2003. – № 2. – С.16-17.

 

       При написании сценария  библиотечного мероприятия библиотекарь зачастую проявляет себя как творческая личность, профессионал своего дела. Правильно составленный сценарий мероприятия часть успеха при  его проведении. Он позволит библиотекарю  воздействовать на читателя, привлекая его к книге и чтению.
        Практика работы библиотек вызвала к жизни достаточное количество библиотечных мероприятий. Их можно выделять по разным признакам: устные, наглядные, монолог и диалог, рассчитанные на однородную или разновозрастную  аудиторию, единичные и комплексные, уникальные и многоповторяемые, авторские и по готовому сце­нарию и др. Каждый вариант имеет свою историю, методику и реализацию на практике.
         Но, несмотря на разнообразие форм библиотечных мероприятий, методика их подготовки и проведения в своей основе – общая практически для всех.
       Для мероприятия очень важно выбрать в рамках большой макротемы свою конкретную микротему (например, макротема «День Победы» может быть представлена большим количеством микротем). Это позволит максимально полно раскрыть тему, глубже погрузиться в проблему, обсудить и проработать ее со всех сторон. Затем ставятся цели, ориентирующие на конечный результат. Итак, перед тем как приступить к подготовке мероприятия библиотекарь должен чётко определить:
          1. тему мероприятия и возраст аудитории
          2. цели мероприятия.
     Определив тему и возраст участников, библиотекарь отбирает литературу и приступает к Составлению и оформлению сценария. 
      Немаловажным для каждого библиотечного работника является владение технологией написания сценариев.
         Почему возникает такая необходимость?
      — Несмотря на обилие выходящих сегодня в периодической и специальной литературе  материалов на самые различные темы, по-прежнему остается актуальным создание оригинальных, эксклюзивных сценариев, необходимых для работы конкретной библиотеки.
      — Владение навыками оформления и написания сценария – универсальная способность, которая поможет в составлении различных форм творческой деятельности: рефератов, отчетов и др. аналитических материалов.
          Без преувеличения можно утверждать, что написание сценария – занятие непростое и требующее как природных способностей, так и знания  некоторых правил.  
         При разработке и составлении  сценария рекомендуется зафиксировать на бумаге:

  1. Название. Эпиграф.
  2. Форма мероприятия.
  3. Тема мероприятия.
  4. Контингент (кому адресовано).
  5. Участники (кто проводит).
  6. Цели мероприятия.
  7. Оформление и наглядность.
  8. Оборудование и технические средства.
  9. Дидактический, раздаточный материал.
  10. Декорации. Реквизит. Атрибуты.
  11. Ход (структура) мероприятия.

Предварительная работа

         Очень важный аспект разработки сценария  — подготовительная  работа с материалом. Существует ряд требований, которыми необходимо руководствоваться.

Работа с материалом

  1. При подготовке сценария по возможности не пользоваться одним источником, т. к. в этом случае не избежать поверхностности и субъективности.
  2. Использованных источников должно быть не менее 5 (в том числе и периодических изданий).
  3. При работе с источниками нужно уметь выбирать необходимое, то, что соответствует цели, идее мероприятия, авторскому взгляду на проблему.
  4. Для эффективного ознакомления с источниками,   нужно уметь  делать пометки карандашом, пользоваться закладками, производить предварительные записи.

Концептуальность

         После обработки материала следует приступить к собственно творческой части, первую ступень которой  можно назвать – рождение концепции.
        Что такое концепция? Это ядро будущего текста, его идея. Концепцию можно сравнить со скелетом, вокруг которого впоследствии нарастет «плоть» из фактов, доводов, иллюстраций.
            После определения концепции следует приступить к составлению рабочего плана.
           Содержательная часть:
           —  Программа мероприятия.
           —  Основная  содержательная часть.
           —  Список использованной литературы.

  Работа над  основной содержательной частью сценария

           Структура каждого сценария, как и любого доклада, аналитического материала и, пожалуй, любого текста представляет собой универсальную модель: вступление, основная часть, заключение (классическое соответствие гегелевской триаде: тезис-доказательство — синтез). При работе над сценарием важно помнить, что объем вступления по отношению к основной части приблизительно равен 5 %, заключение – 10-15%. Также важно помнить о «законе раскрытия темы»: тема оглашается во вступлении, получает доказательное раскрытие Пример:

 «Архитектура г. Новозыбкова» (информина).

            Вступление: Даже неискушенный  наблюдатель замечает, насколько не похожи друг на друга здания нашего города. Что же представляет собой архитектурный облик Новозыбкова?
          Основная часть: повествование об основных архитектурных стилях, отразившихся в зодчестве Новозыбкова.
         Заключение: стили  барокко, классицизма, модерна и т.д. определяют архитектурное своеобразие города.   
         В основной части доказательно развивается тезис, заявленный во вступлении. По законам логики и стилистики  основная часть должна представлять собой цепь доводов. Этот комплекс аргументов в лингвистике именуется микротемами (т.е. подразделами основной части). Каждая микротема раскрывает тезис и тесно связана в смысловом отношении с другой микротемой (такая взаимосвязь называется в некоторых источниках «семантическим мостиком»).

 Стилистические требования к составлению текста

  1. Основное требование к стилю составляемого текста – нейтральность (в лексике, синтаксисе), исключение составляют сценарии театрализованного характера.
  2. Тем не менее, при составлении текста, дабы избежать клишированных выражений, нельзя забывать о литературной эмоциональности, возможно уместное применение ярких фразеологизмов, крылатых выражений,  стилистической орнаментовки (поэтические сравнения, инверсия, необычные эпитеты, метафоры).
  3. Признак  любого стилистически грамотного текста – наличие  переходов или «смысловых мостиков», которые необходимы для логического построения текста, создания впечатления движения мысли.

         Как сделать переход? Самый распространенный способ – использование вводных слов, предложений, выражений (значит, следовательно, в конце концов, во-первых, с одной стороны). Но часто, когда нужно связать два на первый взгляд не очень связанных тезиса, мысли, необходимо применить переходное предложение. Такое предложение обычно является первым в новом абзаце и логически соединяет предыдущую мысль с последующей. Механизм построения такого предложения прост: в нем нужно сказать о предыдущей мысли и обратиться к новой.
           Пример:
          Мы раскрыли первую микротему  «Колорит народного быта и языка в шолоховском творчестве» и нам нужно лаконично, одной фразой перейти к следующей — «Казачья душа в донском фольклоре». Каким может быть это предложение? «Неповторим колорит казачьего куреня, певуч и выразителен донской говор, и именно  эта яркость народной жизни отразилась в казачьих песнях, пословицах и поговорках».

 

Некоторые содержательные требования к составлению текста.

       — Лаконизм, временная регламентированность. При написании сценария нужно помнить, что невозможно объять необъятное. Время каждого мероприятия определено. Даже интересные и уместные факты, если их слишком много, перегружают восприятие, создают эмоционально негативную обстановку в аудитории.
      — Логичность и аналитизм. Нельзя отходить от темы. Лирические отступления уместны лишь иногда. Факты нужно доказывать, а не просто перечислять. Даже в развлекательном мероприятии должен присутствовать анализ (объяснение фактов, подведение черты под вышесказанное).
       — Необходимо избегать пересказа. Это касается не только мероприятий, посвященных художественным произведениям, но и случаев, когда автор сценария опирается на какую-то ключевую статью, книгу. Всегда нужно стремиться не к пересказу, а к анализу.   
       — Объективность. Личная точка зрения должна присутствовать, но не превалировать.
     — Обязательна ссылка на источники, а также обращение к книге. Популяризация книги, привлечение внимания к ней должно присутствовать на каждом библиотечном мероприятии.
         В конце подготовки сценария не забудьте оформить титульный лист.

Требования к оформлению Титульного листа сценария

  1. «Новозыбковская  Централизованная библиотечная система»
  2. Название библиотеки
  3. Тема сценария (центр листа, крупный шрифт),
  4.  Форма мероприятия: вечер, устный журнал и т. д. (ниже темы),
  5. автор сценария: ФИО, должность  (справа).
  6. Год выпуска сценария (низ листа).

      Итак, сегодня мы остановились на основных правилах написания сценария. Однако существует еще немало нюансов и деталей, которые возникают в процессе работы над материалом. И разрешение этих проблем происходит иной раз благодаря не только каким-то знаниям, умениям, а исключительно интуитивно. Вообще, творческий человек, заинтересованный в создании своего творения (в данном случае текста) всегда найдет достойный выход из затруднительной стилистической ситуации. Хочется верить, что любой библиотекарь является, немного перефразируя  выдающегося прозаика современности Милана Кундера, в душе писателем, ибо стремится запечатлеть и увековечить доступную ему информацию в неповторимую форму массового мероприятия.  

Библиография.

        1. Елесеева, И. Как соткать полотно зрелища: методика работы при подготовке мас. мероприятий /Елесеева И. //Библиотека.-2009.-№11.-С.75

     2.Седых, Т.,  Максимова, Г. Технология массового мероприятия / Седых .Т,  Максимова Г.// Методический день. Вып.3. Вкладка в «БШ»№26 — 2007.-16-31марта

(методические рекомендации)

При написании сценария  библиотечного мероприятия библиотекарь зачастую проявляет себя как творческая личность, профессионал своего дела. Правильно составленный сценарий мероприятия часть успеха при  его проведении. Он позволит библиотекарю  воздействовать на читателя, привлекая его к книге и чтению.
Практика работы библиотек вызвала к жизни достаточное количество библиотечных мероприятий. Их можно выделять по разным признакам: устные, наглядные, монолог и диалог, рассчитанные на однородную или разновозрастную  аудиторию, единичные и комплексные, уникальные и многоповторяемые, авторские и по готовому сце­нарию и др. Каждый вариант имеет свою историю, методику и реализацию на практике.
Но, несмотря на разнообразие форм библиотечных мероприятий, методика их подготовки и проведения в своей основе – общая практически для всех.
Для мероприятия очень важно выбрать в рамках большой макротемы свою конкретную микротему (например, макротема «День Победы» может быть представлена большим количеством микротем). Это позволит максимально полно раскрыть тему, глубже погрузиться в проблему, обсудить и проработать ее со всех сторон. Затем ставятся цели, ориентирующие на конечный результат. Итак, перед тем как приступить к подготовке мероприятия библиотекарь должен чётко определить:
1. тему мероприятия и возраст аудитории
2. цели мероприятия.
Определив тему и возраст участников, библиотекарь отбирает литературу и приступает к Составлению и оформлению сценария.
Немаловажным для каждого библиотечного работника является владение технологией написания сценариев.
Почему возникает такая необходимость?
— Несмотря на обилие выходящих сегодня в периодической и специальной литературе  материалов на самые различные темы, по-прежнему остается актуальным создание оригинальных, эксклюзивных сценариев, необходимых для работы конкретной библиотеки.
— Владение навыками оформления и написания сценария – универсальная способность, которая поможет в составлении различных форм творческой деятельности: рефератов, отчетов и др. аналитических материалов.
Без преувеличения можно утверждать, что написание сценария – занятие непростое и требующее как природных способностей, так и знания  некоторых правил.
При разработке и составлении  сценария рекомендуется зафиксировать на бумаге:

Название. Эпиграф.
Форма мероприятия.
Тема мероприятия.
Контингент (кому адресовано).
Участники (кто проводит).
Цели мероприятия.
Оформление и наглядность.
Оборудование и технические средства.
Дидактический, раздаточный материал.
Декорации. Реквизит. Атрибуты.
Ход (структура) мероприятия.

Предварительная работа

Очень важный аспект разработки сценария  – подготовительная  работа с материалом. Существует ряд требований, которыми необходимо руководствоваться.
Работа с материалом
При подготовке сценария по возможности не пользоваться одним источником, т. к. в этом случае не избежать поверхностности и субъективности.
Использованных источников должно быть не менее 5 (в том числе и периодических изданий).
При работе с источниками нужно уметь выбирать необходимое, то, что соответствует цели, идее мероприятия, авторскому взгляду на проблему.
Для эффективного ознакомления с источниками,   нужно уметь  делать пометки карандашом, пользоваться закладками, производить предварительные записи.
Концептуальность
После обработки материала следует приступить к собственно творческой части, первую ступень которой  можно назвать – рождение концепции.
Что такое концепция? Это ядро будущего текста, его идея. Концепцию можно сравнить со скелетом, вокруг которого впоследствии нарастет «плоть» из фактов, доводов, иллюстраций.
После определения концепции следует приступить к составлению рабочего плана.

Содержательная часть:

—  Программа мероприятия.
—  Основная  содержательная часть.
—  Список использованной литературы.
Работа над основной содержательной частью сценария
Структура каждого сценария, как и любого доклада, аналитического материала и, пожалуй, любого текста представляет собой универсальную модель: вступление, основная часть, заключение (классическое соответствие гегелевской триаде: тезис-доказательство – синтез). При работе над сценарием важно помнить, что объем вступления по отношению к основной части приблизительно равен 5 %, заключение – 10-15%. Также важно помнить о «законе раскрытия темы»: тема оглашается во вступлении, получает доказательное раскрытие Пример:
«Архитектура г. Новозыбкова» (информина).
Вступление: Даже неискушенный  наблюдатель замечает, насколько не похожи друг на друга здания нашего города. Что же представляет собой архитектурный облик Новозыбкова?
Основная часть: повествование об основных архитектурных стилях, отразившихся в зодчестве Новозыбкова.
Заключение: стили  барокко, классицизма, модерна и т.д. определяют архитектурное своеобразие города.
В основной части доказательно развивается тезис, заявленный во вступлении. По законам логики и стилистики  основная часть должна представлять собой цепь доводов. Этот комплекс аргументов в лингвистике именуется микротемами (т.е. подразделами основной части). Каждая микротема раскрывает тезис и тесно связана в смысловом отношении с другой микротемой (такая взаимосвязь называется в некоторых источниках «семантическим мостиком»).

Стилистические требования к составлению текста

Основное требование к стилю составляемого текста – нейтральность (в лексике, синтаксисе), исключение составляют сценарии театрализованного характера.
Тем не менее, при составлении текста, дабы избежать клишированных выражений, нельзя забывать о литературной эмоциональности, возможно уместное применение ярких фразеологизмов, крылатых выражений,  стилистической орнаментовки (поэтические сравнения, инверсия, необычные эпитеты, метафоры).
Признак  любого стилистически грамотного текста – наличие  переходов или «смысловых мостиков», которые необходимы для логического построения текста, создания впечатления движения мысли.
Как сделать переход? Самый распространенный способ – использование вводных слов, предложений, выражений (значит, следовательно, в конце концов, во-первых, с одной стороны). Но часто, когда нужно связать два на первый взгляд не очень связанных тезиса, мысли, необходимо применить переходное предложение. Такое предложение обычно является первым в новом абзаце и логически соединяет предыдущую мысль с последующей. Механизм построения такого предложения прост: в нем нужно сказать о предыдущей мысли и обратиться к новой.
Пример:
Мы раскрыли первую микротему  «Колорит народного быта и языка в шолоховском творчестве» и нам нужно лаконично, одной фразой перейти к следующей – «Казачья душа в донском фольклоре». Каким может быть это предложение? «Неповторим колорит казачьего куреня, певуч и выразителен донской говор, и именно  эта яркость народной жизни отразилась в казачьих песнях, пословицах и поговорках».

Некоторые содержательные требования к составлению текста.
Лаконизм, временная регламентированность. При написании сценария нужно помнить, что невозможно объять необъятное. Время каждого мероприятия определено. Даже интересные и уместные факты, если их слишком много, перегружают восприятие, создают эмоционально негативную обстановку в аудитории.
Логичность и аналитизм. Нельзя отходить от темы. Лирические отступления уместны лишь иногда. Факты нужно доказывать, а не просто перечислять. Даже в развлекательном мероприятии должен присутствовать анализ (объяснение фактов, подведение черты под вышесказанное).
Необходимо избегать пересказа. Это касается не только мероприятий, посвященных художественным произведениям, но и случаев, когда автор сценария опирается на какую-то ключевую статью, книгу. Всегда нужно стремиться не к пересказу, а к анализу.
— Объективность. Личная точка зрения должна присутствовать, но не превалировать.
Обязательна ссылка на источники, а также обращение к книге. Популяризация книги, привлечение внимания к ней должно присутствовать на каждом библиотечном мероприятии.
В конце подготовки сценария не забудьте оформить титульный лист.
Требования к оформлению Титульного листа сценария
«Новозыбковская  Централизованная библиотечная система»
Название библиотеки
Тема сценария (центр листа, крупный шрифт),
Форма мероприятия: вечер, устный журнал и т. д. (ниже темы),
автор сценария: ФИО, должность  (справа).
Год выпуска сценария (низ листа).
Итак, сегодня мы остановились на основных правилах написания сценария. Однако существует еще немало нюансов и деталей, которые возникают в процессе работы над материалом. И разрешение этих проблем происходит иной раз благодаря не только каким-то знаниям, умениям, а исключительно интуитивно. Вообще, творческий человек, заинтересованный в создании своего творения (в данном случае текста) всегда найдет достойный выход из затруднительной стилистической ситуации. Хочется верить, что любой библиотекарь является, немного перефразируя  выдающегося прозаика современности Милана Кундера, в душе писателем, ибо стремится запечатлеть и увековечить доступную ему информацию в неповторимую форму массового мероприятия.

Библиография

1. Елесеева, И. Как соткать полотно зрелища: методика работы при подготовке мас. мероприятий /Елесеева И. //Библиотека.-2009.-№11.-С.75
2.Седых, Т.,  Максимова, Г. Технология массового мероприятия / Седых .Т,  Максимова Г.// Методический день. Вып.3. Вкладка в «БШ»№26 – 2007.-16-31марта

Что такое «массовая работа» и каковы   ее основные формы?

Массовая работа библиотеки —
совокупность форм и методов устной и наглядной пропаганды произведений печати и
других документов среди читателей и населения.

Массовое мероприятие – это одна из
самых продуктивных и интересных форм библиотечной работы с читателями.
Занимаясь подготовкой и реализацией массового мероприятия, библиотекарь может
проявить себя как творческая личность и, вместе с тем, как ответственный
организатор, который понимает, какие средства нужно использовать и как
распределить обязанности.

Библиотечные мероприятия можно
выделять по разным признакам:

  • традиционные
    и инновационные; 
  • устные,
    наглядные и комплексные; 
  • активные
    и позитивные.

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ
УСТНОЙ 

ПРОПАГАНДЫ
ИЗДАНИЙ

Беседа — диалоговая форма массового мероприятия, которая начинается
сообщением библиотекаря и продолжается разговором с аудиторией.

Обсуждение книг — массовое мероприятие, которое носит дискуссионный
характер. Обсуждение книг, как правило, готовится заранее, но может начаться и
спонтанно. Библиотекарь руководит обсуждением, готовит вопросы.

Литературный вечер — одно из самых распространенных мероприятий.
Существует много модификаций литературного вечера — литературномузыкальный
вечер, литературно — музыкальная гостиная (с привлечением музыки). Его можно
посвятить любой теме или знаменательной дате, используя самые различные формы и
атрибуты. Литературные вечера могут быть:

  • тематическими;  — мемориальными;  — жанровые. 

Своеобразными литературными
вечерами являются «часы…» и «…дни», «…чтения». В основе литературного вечера
лежит литературный сценарий.

Устный журнал
активная форма работы по содержанию и структуре похожая на печатный журнал,
задача которого отражать самые актуальные, волнующие многих проблемы. Устный
журнал состоит из ряда разделов — «страниц», раскрывающих какую — либо
проблему. Их совокупность представляет определенное направление, тему. В устном
журнале бывает 5-6 «страниц», каждая занимает не более 15 минут. К организации
устных журналов можно привлекать и читателей.

Диспут — публичный спор. Обычно диспут посвящается обсуждению
политических или нравственных проблем. Главное при подготовке диспута:

  • учесть
    интересы, особенности конкретной аудитории; правильно выбрать тему и четко

сформулировать
основные вопросы; 

  • организовать
    мероприятие по пропаганде соответствующей литературы.

Дискуссия — это спор единомышленников, мнения которых столкнулись в
поисках выбора решения какойлибо проблемы. Дискуссия рассчитана на
подготовленную аудиторию. Основа дискуссии — различие в понимании толкования.
Цель ее — придти к единой точке зрения. Ведение дискуссии требует глубокого
знания предмета.

Час интересной книги — отличие здесь будет в выборе самой книги.

Книга должна быть не новой, а незаслуженно забытой или
просто интересной, но вышедшей в свет в предыдущие годы.

ЧТО ТАКОЕ «МАССОВАЯ
РАБОТА» И КАКОВЫ

ЕЕ ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ

Читательская конференция – наиболее сложная форма массовой работы.
Предметом обсуждения может быть художественная, научная или производственная
книга, творчество писателя и др.

Вечер книги посвящается фактам и событиям, изложенным в
произведениях печати, а также жизни и деятельности авторов. Можно познакомить
читателей с общественным деятелем, писателем, ученым, художником или раскрыть
одно или несколько произведений.

Бенефис читателя (библиотекаря и т.п.) — это мероприятие посвящено
лучшему читателю. Цель которого поднимать престиж самого процесса чтения и
лучших читателей. 

Вечер-портрет можно рассматривать, как разновидность бенефиса
читателя. Вечер-портрет посвящен конкретной личности. Отличие состоит в том,
что здесь выбираются не просто самые лучшие, а известные, знаменитые люди.
Вечер-портрет — мероприятие, цель которого раскрыть различные грани личности
героя вечера, ознакомить читателей с его биографией и творчеством. Героем
вечера может быть местный старожил, заслуженный врач или педагог, народный
умелец, писатель, художник, герой — земляк и т.п. Наибольший эффект мероприятие
приносит когда присутствует герой вечера.

Литературная
игра
— массовое мероприятие насыщенное игровыми элементами. К литературным
играм относятся: викторины, литературные путешествия, конкурсы внимательных и
начитанных, литературные аукционы, литературные загадки и шарады и т.д.

Викторина — вид игры, во время которой читатели отвечают на
вопросы. Викторины могут быть литературными и тематическими. Чаще всего вопросы
для викторины готовят библиотекари. При проведении викторин могут быть
использованы наглядные средства: карточки, плакаты, предметы и т.д., которые
могут служить как «вопросами», так и «ответами».

Литературное
путешествие
— игра, которая проводится по краеведческой, географической,
исторической, научно — популярной и художественной литературе. Обязательный
элемент литературного путешествия — карта или схема маршрута. Путешествия могут
быть очными и заочными.

Подготовка и проведение любого
массового мероприятия включают несколько этапов. 

1. Подготовительный
этап

  • определение
    темы мероприятия, его названия, читательского и целевого назначения (обычно
    этот подэтап проходит при составлении плана работы); 
  • составление
    программы (проекта) массового мероприятия; 
  • формирование
        аудитории (предварительные

беседы, обзоры,
опросы и т.д.); 

  • реклама
    массового мероприятия (подготовка афиши, анонса на сайте, пригласительных
    билетов). 

2. Основной этап: 

  • написание        сценария
       массового   мероприятия

(оформление
книжной выставки); 

  • проведение массового мероприятия. 

3. Заключительный
этап: 

— оценка эффективности массового
мероприятия;  — учет массового
мероприятия. 

Составление сценария занимает важное
место при подготовке и проведении массового мероприятия в библиотеке. Сценарий
позволяет четко спланировать все этапы мероприятия и их логическую взаимосвязь,
продумать методы и приемы достижения цели, эффективно использовать библиотечный
аппарат, предусмотреть ошибки и промахи

При разработке и составлении
сценария рекомендуем использовать следующую схему: 

  1. Название мероприятия. Эпиграф. 
  2. Форма мероприятия. 
  3. Дата и место проведения. 
  4. Читательское назначение (кому адресовано). 
  5. Организаторы (кто проводит мероприятие). 
  6. Основная цель. 
  7. Оформление и наглядность. 
  8. Оборудование и технические средства. 
  9. Декорации. Реквизит. Атрибуты. 

10.Ход (структура) мероприятия. 

Структура каждого сценария, как и
любого доклада, аналитического материала и, пожалуй, любого текста представляет
собой универсальную модель: введение, основная часть, заключение. Введение
включает вступительное слово, в котором раскрывается смысл темы; поясняется
основная цель, условия; представляются участники, члены жюри или гости. В
основной части определяется уровень информированности и актуализации проблемы
(темы): проводится мини — опрос участников; предоставляется информация по теме
мероприятия, стимулируется познавательная деятельность. Интерактивные формы
мероприятия позволяют продемонстрировать участникам применение теоретических и
практических знаний, полученных на мероприятии, в ходе выполнения заданий
ведущего, участия в конкурсах, викторинах. Заключительная часть включает
обсуждение, рефлексию, вывод, резюме, результат, подведение итогов и
награждение победителей.

ТРЕБОВАНИЯ К
ОФОРМЛЕНИЮ СЦЕНАРИЯ 

На титульном листе сценария (по
возможности – иллюстрированном) необходимо указать:

  • наименование
    учреждения (например, МБУК МО ПР «Межпоселенческая библиотека»); 
  • форма
    и название мероприятия;
  • эпиграф; 
  • Ф.
    И. О. и должность автора (составителя); 
    — адрес и телефон библиотеки-организатора;  — год создания сценария. 

Титульный лист оформляется на
одной стороне листа. Сценарий должен быть напечатан на бумаге форматом А4
(возможен электронный вариант). Кегль – 14, междустрочный интервал – 1,5 см,
поля – 1,5-2 см. Сценарий мероприятия – это «художественное произведение»
библиотекарей-сценаристов, кропотливая работа по написанию конкретных текстов
ведущих и других его участников. Сценарий дает возможность не только ознакомиться
заранее с репликами и ремарками, но и прогнозировать ход мероприятия. В конце
сценария приводится список использованной литературы в алфавитном порядке
(автор, заглавие, место и год издания, количество страниц). К сценарию возможны
приложения: развернутый план, конспект, схемы, фото, отзывы, анализ, творческие
работы детей, дидактический и раздаточный материал с вопросами и заданиями и т.
д.

Схема анализа
мероприятия:

  1. Тема, название.
  2. Место проведения.
  3. Цель (образовательная,
            воспитательная, развивающая).
  4. Системность. Место данного мероприятия в системе
    занятий просветительского характера: одноразовое, системное; стихийное,
    плановое; вводное обобщающее, итоговое.  
  5. Участники (количество, состав – дети, молодежь,
    старшее поколение и т.д.).  
  6. Кто   проводит
       (библиотекарь,    методист,   иной специалист).
  7. Форма (викторина, конкурс, игра, беседа и т.д.).
    8.    Тип (получение новой информации,
    обобщение и систематизация,      проверка    знаний,       творческое
    применение знаний, комбинированный и т.д.). 

9.       Методы (способы
достижения цели): наглядный, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный,
диалогический,      монологический, словесный, показательный,   частично-исследовательский, эвристический и
т.д. 

Качество подготовки и проведения:

 — наличие плана, тезисов, сценария,
использование дидактического и раздаточного материала, пособий, эффективное
использование библиотечного аппарата, использование активных и игровых форм,
оригинальность заданий, творческие находки, владение материалом, методикой
проведения мероприятия, профессионализм и эрудиция библиотекаря, доступность
изложения материала, такт и коммуникабельность в общении с участниками,
эмоциональная атмосфера, степень активности участников при выполнении заданий,
ответов на вопросы, соответствие содержания, информативности и объема материала
заданной теме, возрасту, уровню подготовленности участников. 

  1. Оформление, наглядность: плакаты, таблицы,
    иллюстрации, рисунки детей, портреты, фотографии, табло, карты. 
  2. Оборудование, технические средства: выставка
    книг или творческих работ, стенд, экран, предметы мебели; аудио, видео,
    компьютер, проектор, фотоаппарат, микрофон. 
  3. Организация усвоения полученной информации:  работа с книгой, слушание и запоминание с
    применением технических средств; индивидуальная, парная, групповая, фронтальная
    работа. Взаимосвязь цели, содержания, формы, методов, приемов и
    результата. 
  4. Итоги. Достигнут ли результат (цель).

 Каждый специалист, после
подготовки и проведения мероприятия должен провести самоанализ для того, чтобы
выявить удачные и неудачные моменты. Цель его – способствовать эффективности
последующих мероприятий.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Оформление ананаса на праздник
  • Оформление американского сценария
  • Оформление актового зала на праздник осени
  • Оформить шариками праздник
  • Оформить новогодний праздник