Окончание посевной праздник у русских

Сабантуй - праздник окончания весенне полевых работы, а ныне он является символом дружбы и широко распространен в регионах России

Сабантуй является самым известным национальным праздником татар, не имеющим определенной даты празднования. По традиции, он празднуется где-то в последних числах мая – конце июня.

Все вопросы по Этнографическому диктанту – 2019 года

Понятие Сабантуя, что он значится для татар?

Сабантуй считается воистину всенародным увеселительным и при этом спортивным мероприятием, в котором наряду с профессиональными спортсменами участвую также и все желающие. Это веселые соревнования с атмосферой всеобщего участия, единства и, по всей видимости, именно поэтому его так любят татары, да и представители других национальностей, которые, кстати, тоже могут участвовать в празднике.

праздник Сабантуй

В Татарстане и Башкортостане это государственный праздник. Сначала его начинают праздновать деревни, другие малые регионы, а после устраивается большое торжество в столицах этих государства – в Уфе и Казани. При этом Сабантуй отмечают и другие российские территории. Даже в других странах с татарскими диаспорами празднуется этот день.

Как расшифровывается название праздника?

Сабан переводится с татарского языка по-разному: плуг, весенние полевые работы, яровые культуры. Раньше земля вспахивалась в весенний период. Вспашка считалась самой тяжелой и трудоемкой частью весенне-полевых работ, а потому татары назвали посевные работы – сабан. Слово туй с татарского переводится, как праздник. Вот почему сабантуй упрощенно называют праздником плуга. На самом деле это торжество получило свое название от другого значения данного слова – весенне-полевые работы. Чтобы более точно наполнить перевод слова смыслом, Сабантуй решили переводить так: праздник успешного завершения весенне-полевых работ. Кроме того, это считается праздником урожая, благополучия.

Празднование Сабантуя 1 апреля

Как уже упоминалось, татары праздную этот день в конце весны и в начале лета, но есть сведения, что Сабантуй сначала было спортивно торжество. Его проводили кочевые и полукочевые племена. Свидетельствуют тому современные национальные спортивные игры татар. Так, например, куреш, являющийся национальной борьбой на поясах. Данный вид спорта, который не включает борьбу ногами, получил всемирную известность. По нему проводятся чемпионаты континентального и мирового масштаба. По мнению специалистов, среди кочевых народов эта борьба появилась в качестве схватки всадников, когда стороны пытались сбросить соперника с седла, при этом хватаясь за его пояс.

Пословица «что посеешь, то и пожнешь» как ни одна другая отражает реалии жизни славян. Будущее всего рода, общины или деревни целиком зависело от урожая зерновых и плодовых культур, так как они составляли основу рациона.

Основные славянские праздники урожая: Зажинки, Спожинки и Дожинки. А завершающим этапом были Осенины. После них наступало холодное зимнее время, дающее славянам небольшой отдых до следующего сезона посадки и сбора.

У праздников сбора урожая нет привязки к дате и месяцу. В каждом регионе страны они были свои и напрямую зависели от погодных условий и скорости появления спелых плодов, созревания зерна. На южных территориях урожай собирался не один раз за лето и гораздо раньше, чем у северных соседей.

Первый основной праздник сбора урожая – Зажинки – ориентировочно приходится на 5 июня. В это время занимаются заготовкой сена для животных, а также отправляются в леса и поля за первыми дарами природы.

Зажинки всегда начинались с проведения особого ритуала. Самая старшая женщина в каждой семье – Большуха – первой отправлялась в поле на рассвете. С собой они брали подношение для Матери Сырой Земли: хлеб, яйца, молоко, и сжинали первые снопы, которые также приносились в дар вместе с угощением. И лишь после этого последующие снопы складывали в общий стог, как бы от всей деревни. Этот ритуал был призван принести богатый урожай. После этого к жатве приступали и другие женщины.

Первый сноп, собранный старшими женщинами, хранился до будущего сезона. В следующем году из него бралось несколько колосков и бросалось при посеве для обильного урожая.

Предварительно, перед проведением ритуала, необходимо было вычистить дом, застелить все чистым бельем и приготовить праздничное угощение. Особое место на столе во время празднования Зажинок всегда занимал свежеиспеченный хлеб.

Этот праздник означает «совместная жатва» и приходится на середину августа. Спожинки уже не отмечались торжественными ритуалами и подношениями. Вместо этого община собиралась оценить, сколько урожая уже собрано, а сколько осталось, у кого больше несжатых колосьев, кому нужна помощь. Делалось это после Медового спаса. Когда первые соты появлялся на столе, хозяева звали гостей на блины и кашу с медом и договаривались с ними о помощи, общей работе – толоке. Родственники, при условии, что могли себе это позволить, помогали бескорыстно, но с другими жителями деревни приходилось расплачиваться за участие в толоке деньгами или частью урожая.

Во время Спожинок принято было очищать колодцы и набирать первую чистую воду для себя и животных, а также купаться в реках и озерах самим и мыть домашнюю скотину, очищая себя и ее от худа.  

Праздник окончания сбора урожая иначе назывался Дожинками и выпадал на конец августа – начало сентября. Главное условие: успеть собрать остатки урожая до начала осенних дождей или Осенин, празднования дня Авсеня. Приурочивались Дожинки к Третьему спасу.

При завершении жатвы некоторое количество колосьев оставляли в поле несжатыми. Этот пучок получил название «борода». Стебли надламывали и сгибали дугой так, чтобы колоски соприкасались с землей. У этого пучка женщины часто гадали на суженого, на будущее или просто загадывали желания.

На Дожинках были свои традиционные блюда, подаваемые в каждом доме на стол. Считалось, что они могут посодействовать плодородию и обильному урожаю в следующем году. «Саламат» – густая каша из овсяной муки с маслом и салом, «дежень» — толокно, замешанное на кислом молоке или воде, пироги с кашей, блины, пиво и мед.

Дожинки были и праздником Лешего. В это время хозяин леса еще не засыпает, и люди приносят ему дары, благодарят за помощь, и прощаются до следующего года. На границе леса и поля славяне оставляли некоторую часть своего урожая, расхваливая хозяина леса за доброту и мудрость, благодаря его за то, что лесные звери не повредили урожай, не потоптали посевы, а птицы не склевали семена.

Точной даты у этого завершающего урожайный год праздника нет, но славяне традиционно праздновали его вместе с Авсенем, праздником Осеннего Солнца. Готовиться к ним начинают заранее, 19 сентября.  

В это время принято навещать родных, в том числе в соседних деревнях, собираться за одним столом, чтобы обсудить итоги года: кто, сколько урожая собрал, что успел запасти из даров леса, хватит ли запасов, чтобы кормить семью весь год, можно ли излишки продать или передать в дар родственникам. Это называется братчиной, принимают в ней участие только мужчины. Также за столом идет распределение обязанностей по подготовке к празднованию. Авсеня всей деревней.

Авсень или Таусень выпадает на день осеннего равноденствия, и празднование его и Осенин длится всю неделю с 20 по 25 сентября. Это время для шумных гуляний, застолий, время встреч с родными и друзьями.    

Также в это время проходят ярмарки, где на продажу выставляются домашняя скотина и товары, выращенные, собранные или приготовленные своими руками: ягоды, фрукты, овощи, грибы, соленья, варенье, мед, молочные и мясные продукты.

Сохраняя традиции предков, в Ульяновской области каждый год с широким размахом отмечают знаменательную для сельского хозяйства дату – окончание посевной!
В этом году на площадке Ульяновского научно-исследовательского института сельского хозяйства в пос. Тимирязевский Ульяновского района, в рамках проведения «Дня поля – 2013», состоялась ежегодная областная сельскохозяйственная выставка-демонстрация достижений агропромышленного комплекса, посвящённая окончанию весенних полевых работ.

DSCN0612

DSCN0614

Два дня представители более 60 компаний-экспонентов из Ульяновской области и соседних регионов — Республики Татарстан, Пензенской, Нижегородской, Самарской и Саратовской областей делились инновационными достижениями, обменивались передовым опытом эффективного ведения хозяйства, знакомились с технологическими и техническими новинками сельскохозяйственного производства.
В рамках первого дня выставки была организована расширенная консультационная площадка с проведением тематических круглых столов, практических семинаров и демонстрационным показом новых образцов современной сельскохозяйственной техники. С докладами о перспективных направлениях в развитии сельского хозяйства в современных условиях выступили ведущие учёные Ульяновского НИИ сельского хозяйства, Ульяновской государственной сельскохозяйственной академии им. П.А.Столыпина.

Второй день ознаменовался торжественным мероприятием, посвящённым окончанию весенних полевых работ, где состоялось чествование передовиков весеннего сева. Более ста человек были награждены дипломами и благодарственными письмами за высокие производительные показатели и вклад в развитие сельского хозяйства Ульяновской области.
DSCN0617

DSCN0634

DSCN0640

DSCN0657

В этот день все районы представили свои творческие композиции, посвящённые «Дню поля». Многие участники с ночи готовились и украшали свои выставки изысканными работами, поделками, кулинарными изделиями. Креативные, интересные экспозиции поражали гостей праздника смелыми идеями. Но особенно запомнилась выставка представителей Барышского района, которые и стали победителями в конкурсе на лучшую сельскохозяйственную экспозицию, посвящённую празднику «Дня поля». Барышскую экспозицию сторожил «настоящий» волк, в кустах «бегал» маленький ёжик, на полянке «выросли» ягоды и грибы. Всех участников наградили дипломами, а призёров памятными подарками.
DSCN0802

DSCN0800

DSCN0807

DSCN0810

DSCN0811

Секретом успеха в развитии сельского хозяйства поделился Глава Администрации Барышского района Сергей Кочетков: «Самое главное для аграриев — удача. Есть хорошая пословица – «был бы дождик, был бы гром — нам не нужен агроном!» Но тем не менее удача, ум и профессионализм – основная составляющая успеха. Сельскому хозяйству обязательно нужно учиться. Более того, должна быть Божья искра – дар и, несомненно, любовь к своей Родине. Тогда земля – кормилица даст плодородный урожай!»
В течении всего дня работало несколько развлекательных площадок. На главной сцене радовали гостей праздника представители художественной самодеятельности. Для любителей экстрима были организованы тест – драйвы на тракторах, где можно было самим попробовать себя в роли водителей сельскохозяйственной техники. А некоторых даже «прокатили» на вертолете, конечно, за штурвал не посадили, но впечатлений осталось масса!

DSCN0906

Вид с верталёта на поля. Дух захватывало!

DSCN0919

DSCN0918

Поразило неискушённое сельским образом жизни воображение «парадоксальный» конкурс — оксюморон (совмещение несовместимого — прим. автора) «Тракторист – ювелир» — соревнования по фигурному вождению тракторов!
Продолжила череду сюрпризов организованная сельская спартакиада между командами района. Любители померится силами, соревновались в армрестлинге, сельской эстафете, экстремальном пауэрлифтинге, перетягивании каната, метании колеса.

DSCN0900

Но самым запоминающимся конкурсом было «соревнование с трактором». Все желающие силачи на время тянули самый настоящий многотонный трактор. Оказалось, что не перевелись богатыри на русской земле!

DSCN0839

DSCN0853

Финалистам конкурса подарили памятные призы и подарки.
Министр сельского хозяйства Ульяновской области Александр Чепухин отметил значимость праздника и поблагодарил всех за поздравление: «В этом году действительно есть что праздновать. Выполнили все планы по посеву озимых и яровых культур. Теперь остаётся надеется, что дожди посетят все районы в которых они не были. На данный момент виды на урожай хорошие. Не смотря на все тяжёлые финансовые экономические условия мы сдержали ситуацию в животноводстве, сохранили и свиноводство и птицеводство. Также, стоит отметить, что в этом году изменились посевные площади и структура посева. Решили сделать упор на посев подсолнечника, так как это традиционно рентабельная культура приносящая прибыль производителям. Прогнозы на урожай пока делать рано, ближе к концу июня будет видно, на сколько хорошо мы сработали на посевной. Что же касается праздника, радует, что сельское хозяйство способно сплотить представителей всех районов области. В нашем регионе все друг друга должны знать в лицо!»

Угощение гостей праздника хлебом — солью, в честь торжественного окончания посевной

DSCN0683

Как и обещал журналистам в начале праздника главный «агроном» области Александр Чепухин «День поля» удался весёлым и не переставал удивлять яркими сюрпризами и интересными номерами.
Как отметила Тамара Дмитриева, заместитель Председателя Законодательного Собрания Ульяновской области: «День поля — красивый праздник, который собрал огромное количество людей. Ведь вопреки всему труженики сельского хозяйства всегда стояли, стоят, и будут стоять на страже интересов продовольственной безопасности, потому что это самая главная задача страны, и я низко кланяюсь вам в пояс, труженики села!»
Широким размахом отметили окончание посевной, значит урожай будет добрым и плодородным, ведь не напрасно в нашей области так чтят сельскохозяйственные традиции и отмечают значимость его развития для процветания региона.

Анастасия Галашина

Национальные и любимые праздники — это душа любой народности. Без них невозможно понять, чем дышит и живет человек, причисляющий себя к конкретному этносу.

Одна из самых многонациональных стран мира — это, конечно же, Россия. На ее территории проживает свыше двухсот народностей. У каждого народа своя невероятная история, самобытный этнос и неповторимые праздники. Именно они лучше любой энциклопедии или этнографа расскажут о культуре народа и его обычаях.

Ведь каждый национальный праздник — это уникальная квинтэссенция культурных и исторических традиций, которые формировались столетиями. Это все, то, самое важное и неповторимое, что передается поколениями от дедов к внукам. Notagram.ru рассказывает о самых значимых праздниках народов России.

Какие праздники отмечают народы России

Масленица

Какие праздники отмечают народы России

Иллюстрация: Масленица/Л. И. Соломаткин

Масленица — самый яркий, веселый и зрелищный русский праздник, на котором провожают зиму и встречают такую долгожданную весну. Неотъемлемый атрибут праздника — чучело Масленицы, блины, лепешки, вареники, шумные гулянья и забавы на открытом воздухе. Традиционно Масленица длится целую неделю, а каждый ее день — это особое торжество, которое посвящено брачным обрядам.

Сабантуй

Какие праздники отмечают народы России

Иллюстрация: Сабантуй/Л.А. Фаттахов

Сабантуй — главный национальный праздник у татар и башкир. Он символизирует окончание посевных работ и ожидание богатого урожая. Готовятся к нему всегда заранее: девушки готовят подарки, сделанные своими руками; а уже перед началом праздника, молодые парни собирают их для будущих победителей игр и состязаний. Сабантуй всегда отмечают громко, весело и задорно.

Рождество

Какие праздники отмечают народы России

Иллюстрация: Колядки в Малороссии/К. А Трутовский

Самый любимый праздник украинцев — Рождество. Рассказывал и воспевал его не один классик. А рассказывать о нем было что, ведь сами рождественские гулянья продолжались почти две недели, и каждый их день был особым и невероятным отголоском народно-драматического творчества украинцев. Рождественские гулянья проходили в атмосфере счастья, добра и достатка.

Сурхури

Какие праздники отмечают народы России

Иллюстрация: Сурхури/К.В. Владимиров

Сурхури — старинный чувашский праздник периода зимнего солнцестояния. Особую роль в празднике занимали увеселения, тайны, игры, гадания и песни. Молодые люди поздравляли соседей с наступившим новым годом и собирали от них подарки, которые потом служили особым обрядовым инвентарем, который относили в специально отведенный дом или баню. Веселье длилось до самого утра.

Праздник весны

Какие праздники отмечают народы России

Иллюстрация: У родника/Д.Товсултанов

Праздник весны — особый праздник для чеченцев. Этот день встречали до рассвета и выходили во двор, навстречу восходящему солнцу. Все медное в доме начищалось до блеска и символизировало солнце. Днем же было принято делить достаток с нуждающимися. Вечером разжигали большие костры, огонь которых символизировал очищение и приход весны.

Терендез

Какие праздники отмечают народы России

Иллюстрация: Соцсети

Терендез — самый обожаемый праздник армян, где особое внимание уделяется молодым и влюбленным. Его неотъемлемый реквизит — костер, который символизирует единение и любовь. Еще с давних времен через него прыгали влюбленные пары, держа друг друга за руку. Считалось, что если они не расцепят руки во время прыжка, то их союз будет долгим и крепким.

Роштувань куд

Какие праздники отмечают народы России

Иллюстрация: Святочные гадания/М.С. Шанин

Роштувань куд — один из самых веселых мордовских национальных праздников. Его праздновали зимой. Центром гуляний считался специально выделяемый новогодний дом, где проходили массовые гулянья и обряды. Особое внимание во время праздника уделялось одежде. Считалось, что чем ярче и красочнее будут наряды, тем счастливее и богаче проживут наступивший год люди.

Яран-Сувар

Какие праздники отмечают народы России

Иллюстрация: Соцсети

Яран-Сувар — долгожданный национальный праздник лезгин. Он символизирует победу весеннего тепла над зимним холодом, и добра над злом. Во время праздника полагается совершать только добрые дела, люди стараются хоть на время забыть обо всех бедах и невзгодах. Символ праздника — костер из сухих стеблей, который устанавливают в виде конусов на специальных площадках.

Радоница

Какие праздники отмечают народы России

Иллюстрация: Радоница/Ф.С. Шурпин

Радоница — один из древнейших праздников, который особо чтут белорусы. В этот день принято вспоминать и чтить своих предков, а также углубляться в свои корни, и историю. Ритуальный обед готовится только женщинами, причем количество блюд всегда строго нечетное. Подаяние складывается в большой полотняный платок, который разрешается развязывать только мужчинам.

Наурыз

Какие праздники отмечают народы России

Иллюстрация: Соцсети

Наурыз — любимый праздник казахов. Он символизирует плодородие, дружбу и любовь. В этот день принято нарядно одеваться и собираться за столом с родными, и близкими. На праздничный обед обязательно готовят наурыз-коже и кумыс. Когда трапеза заканчивается, начинаются народные гулянья и состязания. Добрые слова, пожелания и качели с молодежью — главные атрибуты праздника.

Фото на превью: faltar/flickr

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Спожинки Жатва подходит к концу… (Фото: Fesus Robert, по лицензии Shutterstock.com)

К концу августа заканчивается жатва, уборка и переработка урожая пшеницы, ячменя, проса и других зерновых культур, а также заготовка семян на будущий сезон. Отсюда и название праздника — Спожинки (Дожинки, Обжинки). Последний сноп жали молча, чтобы не беспокоить дух поля, который переселяется в него.

Это радостное и важное для земледельцев событие широко отмечалось славянскими народами по всей Европе. Сначала они отмечали Зажинки (начало сбора урожая, День первого снопа). Более пышно отмечались Спожинки (Дожинки, Обжинки) — день окончания жатвы, праздник последнего снопа, который раньше выпадал на середину августа, на Успение Пресвятой Богородицы (по старому стилю — это было 15 августа).

По старинному обычаю на сжатом поле оставляли небольшую часть несрезанных колосьев, связывая их лентой — завивали «бороду Велесу»:

«Уж мы вьем, вьем бороду
У Велеса на поле…
Завиваем бороду
У Велеса да на широком…
На ниве великой,
Да на горе высокой,
На земле чернопахотной…
Вейся, вейся, борода
Бородушка, вейся
Сусек наполняйся!».

На зачине волхвы-жрецы славили Велеса, поднимая над головой горшок с просом:

Основная славянская Страва в Спожинки: каша, мед, яблоки, хлеб, пиво (Фото: ddsign, по лицензии Shutterstock.com)

Основная славянская Страва в Спожинки: каша, мед, яблоки, хлеб, пиво (Фото: ddsign, по лицензии Shutterstock.com)

«Щедры Велесе
Зри на ны с небеси
Житом одари
Поле возроди
Благо дари веси.
То Влес ущаше праотце наше
Земе раяте, а злаки сеяте,
А жняте вена венища
А цтеть го яко отце божска».

В этот день освящали мед, яблоки и зерно. После зачина начинался веселый пир (но запрещено было употреблять в пищу говядину). Основная славянская Страва в Спожинки: каша, мед, яблоки, хлеб, пиво.

 Муниципальное
казенное общеобразовательное учреждение

 «Узинская
основная общеобразовательная школа»

Селтинского района
Удмуртской Республики

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ
КОНФЕРЕНЦИЯ

ПРАЗДНИК
РУССКОЙ БЕРЕЗКИ

(гуманитарное
направление)

                                                                  
           А
втор: Харина
Дарья Алексеевна, 7 класс

                                                                
       Руководитель:
Чумакова Светлана               

                                                                       
Леонидовна, учитель истории и краеведения

с.Узи

2022

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………3

Глава
1. Из истории праздника………………………………………………….. 5

Глава
2. Праздник моего села…………………………………………………… 7

Заключение……………………………………………………………………….11

Список
литературы…………………………………………………………….. .12

Приложение
…………………………………………………………………….. 13

Введение

       Люблю перелистывать семейный альбом, разглядывать
фотографии, вглядываться в лица родных и знакомых мне  людей, каждый раз
поражаясь, как неумолим бег времени. Вот я в школьной форме с огромным букетом  иду
в первый класс. Вот вся моя дружная семья собирает урожай.  Тут замечаю
удивительную фотографию, на которой моя мама стоит с наряженной березкой.  (Приложение
1)  
 У меня возникло много вопросов: «Что это за
праздник? Когда и почему его отмечает народ? Почему береза наряжена?»  Мама  сказала,
что «это праздник Русской березки с интересными традициями и обрядами. Связан
он с православной церковью. В нашем селе его отмечают каждый год в Троицу,  в мае
или июне».

     Этот праздник меня заинтересовал. Мне
захотелось узнать о традициях и обычаях, связанных с этим праздником.

     Объект
исследования:
праздник Русской березки

    
Предмет исследования:
воспоминания и  фотографии
из семейных архивов жителей села Узи, интернет – ресурсы об истории праздника.

     Цель:

-познакомиться
с праздником  Русской березки, обрядами и традициями его празднования  в моем
селе.

    
Данная цель исследования определила постановку следующих задач:

— познакомиться с
историей праздника Русской березки;

— опросить жителей
села о традициях празднования;

— изучить
фотографии из семейных архивов односельчан;

— сделать выводы
по изученному материалу;

— написать
исследовательскую работу.

   
 Гипотеза:  праздник Русской березки – это старинный праздник, который
передается из поколения в поколение.

     При изучении и описании данной темы использованы
такие методы исследования,  как опрос, сравнение прошлого с настоящим,
анализ, систематизация и обобщение   собранного материала.

    
Методика исследования.

1. Изучение материалов
о празднике Русской березки.

2. Беседы и
встречи с односельчанами.

      Значимость моей исследовательской работы
заключается в том, что она может быть использована для работы по
патриотическому воспитанию школьников, которое, на мой взгляд, сегодня является
весьма актуальным.    Только человек, знающий историю
своей семьи, села, православного храма, праздников и обрядов может стать
достойным гражданином своей страны.

    
Мою работу можно использовать на уроках краеведения и при проведении праздника
Русской березки в моем селе. Также эту работу можно передать в музей, который
планируют открыть в  родном селе.

Глава
1.  Из истории праздника

  
  Праздник русской березки (так просто и красиво народ называет   день Святой
Троицы). Это  один из  самых почитаемых в народе  праздников. Ежегодно его
отмечают  на пятидесятый день после Светлого Христова Воскресенья, из-за чего
это событие называют также Пятидесятницей. В это время исполнилось
пророчество   Христа, которое тот дал  своим ученикам перед Вознесением на
небеса.
Праздник
символизирует единство Святого Духа, Бога-Отца и Бога-Сына.
        

   
 Праздник Святой Троицы был впервые
установлен в 381 году по решению Вселенского собора
в Константинополе. На Руси же День Троицы появился спустя триста лет после
крещения Руси, в середине XIII века.
 Учредителем праздника был
Сергий Радонежский.

  
  Праздник Святой Троицы имел много интересных ритуалов и обычаев.  Во всех деревнях и селах Руси перед
праздником
на троицкой (семицкой) неделе девочки 7-12 лет ломали
березовые ветки и украшали ими дом снаружи и изнутри. В четверг  детей утром
кормили яичницей, которая тогда была традиционным блюдом: она символизировало
яркое летнее солнце. Затем дети шли в лес завивать березу: ее украшали лентами,
бусами, цветами; ветви связывали попарно, заплетали в косу. Дети водили вокруг
наряженной березы хороводы, пели песни, устраивали праздничную трапезу.

  
   В день Святой Троицы все шли в церковь с цветами и ветками березы. Дома и
храмы в этот день украшали зеленым ковром из листьев и цветов. После
праздничной службы в церкви молодежь отправлялась развивать березу. Считалось,
что если этого не сделать, то береза может обидеться. После того, как березу
разовьют – повторяли трапезу, снова водили хороводы и пели песни. Потом дерево
срубали и с песнями носили по деревне. После обхода его забрасывали в пшеничное
поле  или спускали  вниз по реке, считая, что дерево отдаст свою силу первым
всходам …

   
 Значение проведения этого праздника в разных уголках России различалось:  кто —
то хотел вымолить у высших сил плодородие земли, кто-то связывал праздник с
проводами весны и встречей лета. В некоторых губерниях девушки верили, что
свяжут крепко-накрепко думы свои с полюбившимся парнем  или, завивая ветки
березы, желали своей матушке скорого выздоровления.  Где-то  устраивали
настоящие «невестины смотрины»: девушки надевали самые лучшие свои наряды,
нередко сшитые специально к этим праздникам, головы украшали венками из трав и
цветов и  прогуливались при всеобщем собрании народа.

   
 Но одно осталось неизменным — из века в век главную роль в этот день отводили
белоствольной берёзе.
В поверьях русского народа она выступала как
счастливое дерево, приносящее добро, оберегающее от зла, нечистой силы,
изгоняющее болезни.

    
Так  и  повелось  на  Руси  отмечать праздник Троицы или  Русской  берёзки. 

Глава
2. Праздник моего села

 
    Прошли годы, менялись поколения. Некоторые традиции канули в века, но особо
полюбившиеся народу остались и живут вместе с ним.

 
    Мое село богато традициями. Это традиции как русского, так и удмуртского
народа,  бок о бок эти две народности проживают не одно столетие. И праздники
встречают тоже вместе. Это и Рождество Христово, и Святки, Масленица, Пасха,  Гырон
быдтон (окончание посевной), Йыр-пыд Сётон (поминальный обряд), свадебные
обряды,  
но самым
долгожданным и любимым  праздником сельчан является  праздник Русской березки –
День Святой Троицы.

     Рано утром в этот день начинается  праздничное богослужение — 
Божественная Литургия    в  храме Вознесения Господня села Узи. Начиная с этого
года, торжественность празднику придаст звон колоколов. Храм украшается березовыми
ветками и пышными цветами.   Священнослужитель  совершает славление перед
иконой Святой Троицы и  проводит службу в одежде зеленого цвета: этот оттенок
символизирует животворящую, созидающую силу Святой Троицы.
(Приложение 2) Богослужебные песнопения Божественной литургии
исполняет клиросный хор, в состав которого входит и моя мама, Харина Ирина
Петровна.  Священнослужитель
просит о даровании благодати всем присутствующим, о ниспослании
премудрости и разума верующим.

     Неотъемлемая часть этого дня — гуляния с
березкой. Начинаются они после обеда с начала села,  с улицы Полевой. Один из
мужчин или юношей срубает заранее присмотренную ветку березы. Девушки и женщины
тут же украшают ее лентами, шелковыми платками. Прихватив  украшенное деревце (троицкую
березку), шествует юноша  по улицам села. За ним устремляются все с песнями,
плясками, частушками.  Пение под гармонь раздается на все село, оживает все
вокруг. (Приложение 3)

     Участники праздника  подходят к домам,
созывая хозяев,  приговаривают слова: «Выходите к нам погулять, белую березу
украшать». Взрослые и дети  выходят и привязывают к веточкам разноцветные ленты
или полоски цветных тканей: «Вокруг березки я хожу, лентой алой одарю».
(Приложение 4) Завязывая ленточку на березку, люди просят здоровья для себя и
своих близких,  богатого урожая. Также хозяева стараются угостить гостей  
квасом, компотом, пирогами, сладостями. (Приложение 5)  Прощаясь, участники
обряда желают хозяевам добра, богатства и здоровья.

     У одного из домов  березку втыкают в землю  и
заводят хоровод, чтобы весь год был радостным и богатым. (Приложение 6) Первые
песни посвящают березе:

1.     Береза моя, ты березонька.

 Ох, и лёли-лёли,
березонька.

2.     Береза белая, кудрявая.

Ох, и лёли-лёли,
кудырявая.

3.     Стоишь ты, березонька, осередь долинушки.

 Ох, и лёли-лёли,
осередь долинушки

4.     На тебе, березонька, трава шелковая.

Ох, и лёли-лёли,
трава шелковая.

5.     Близ тебя, березонька, красные девушки

Ох, и лёли-лёли,
все они поют.

6.     Под тобой, березонька, красные девушки,

Ох, и лёли-лёли,
венок плетут.

7.     Не бела, березонька, к земле клонится

Ох, и лёли-лёли,
к земле клонится.

8.     Не шелкова травушка под ней расстилается

Ох, и лёли-лёли,
под ней расстилается.

9.     Не бумажны листики от ветру раздуваются

Ох, и лёли-лёли
от ветру раздуваются.

10. Полетай, березонька, с красной девицей

Ох, и лёли-лёли,
молодец говорит.

   А в старину в этот праздник, как вспоминает бывшая
жительница села Лебедева Елена Алексеевна,  любили круговую песню «Вздумал
Ванюша жениться» (обязательным было движение по солнцу) и исполняли ее с хороводными
действиями.

1.    
Вздумал
Ванюша жениться,

Вздумал Ванюша жениться.

Полтораста издержал.

2.    
Полтораста
издержал,

Полтораста издержал,          

Некорыстну жёнку взял.

3.    
Ни корысти,
ни помысли,

Ни корысти, не помысли.

Он не стал ее любить.

4.    
Он не стал ее
любить,

Он не стал ее любить.

Стал за реченьку ходить.

5.    
Стал за
реченьку ходить,

Трех девчоночек любить.

Одну Машу, другу Сашу,

Третью душечку Наташу.

6.    
Купил Маше
ленту алу,

Купил Маше ленту алу,

Саше голубую.

7.    
Своей душечке
Наташе,

Своей душечке Наташе

Кашемировый платок.

8.    
А за этот за
платок,

А за этот за платок

Расцелую раз пяток.

    
Долго еще будет слышен звук гармони и звонкие голоса.

   
 Наступает время  для одного из любимого развлечения  у березки – загадок. Разгадывают
их  и стар и млад. Загадки самые разные: о лесе и его обитателях, о березке и
ее пользе для людей: «
Стоит дерево, цветом зелено, в этом дереве три угодья:
больным на здоровье,  от тьмы свет, людям колодец». И начинаются воспоминания
пожилых людей, как они использовали березу в старину.

Молодежь с удовольствием слушает и отмечает, что и сейчас роль березы в жизни
людей велика: это и березовые веники для бани, и береста для растопки печей, и
лекарство при простудах…

     И вот венец праздника. В разных местах 
существовали разные варианты уничтожения троицкой березки: её оставляли в лесу
или в ржаном поле, топили  в реке, сжигали в печке или на улице. Все зависело
от того, какой смысл придавали празднику: проводы весны и встреча лета или
передача сил дерева земле и людям, девичьи гадания или «невестины смотрины»…

     В нашем селе троицкую березку оставляют на
том месте, где водили хоровод. Кланяются  в пояс березке, еще раз желают друг
другу здоровья, хорошего урожая  и   под звуки гармони  расходятся по домам.
Три дня  ветер колышет наряженную  березку, а потом ее сжигают в печи, прося о
ниспослании обильного урожая и счастья.

      Ежегодно этот праздник собирает вокруг себя
всех: молодых и старых, удмуртов и русских, и разъехавшихся по городам бывших
жителей села и живущих здесь узинцев.

     Важно не забыть традиции и обряды этого
праздника и передавать его историю будущему поколению.

Заключение

      Вот так, просматривая семейный альбом, я
невольно прикоснулась к традициям старины глубокой: познакомилась с таким
замечательным праздником с красивым названием —  праздник Русской березки.
Слушая воспоминания и рассказы  односельчан, работая над своей
исследовательской работой, не раз ловила себя на мысли: «Да, умеют в моем селе люди
и трудиться на славу, и отдыхать от души, с песнями, шутками  да с прибаутками».

     Может, вот так же много лет спустя, уже мои
дети или внуки, просматривая семейное фото, заинтересуются каким-нибудь
снимком, который сохранит частичку прошлого, пробудит в них желание
прикоснуться к ценностям дедов и прадедов,  и с величайшим волнением они будут
познавать традиции своего народа.  

     Так, умело сочетая традиционное и  современное,
жители моего села отмечают старинные праздники.  Я верю, что эти традиции  не
канут  в века.

                             Я так люблю великую
Россию,

                             И то, что по
наследству перешло.

                             Мы славимся не
только русской силой,

                             Но и традицией
народа своего.

                                                            
Надежда Лыкова

Список литературы

1.    
Владыкин
В.Е., Христолюбова Л.С. Этнография удмуртов – Ижевск: Удмуртия, 1991.

2.    
Народные традиции, приметы и обряды на
Святую Троицу.   
https://vizitnlo.ru/narodnye-tradicii-primety-i-obryady-na-svyatuyu-troicu/

3.    
История и
традиции праздника Троицы. Народные гуляния на Троицу.  
https://www.syl.ru/article/330611/istoriya-i-traditsii-prazdnika-troitsyi-narodnyie-gulyaniya-na-troitsu

4.    
Семик,
Троица, завивание и отпевание березки.

https://diary.ru/~drevniy-mir/p44349242_semik-troica-zavivanie-i-otpevanie-beryozki-kumlenie-duhov-den.htm

Список респондентов

1.     Блинова Фаина Валерьева, 1982 г.р.,   с. Узи
Селтинского района УР

2.     Журавлева Галина Аркадьевна, 1965 г.р., с. Узи
Селтинского района УР

3.     Кабанова Валентина Викторовна, 1948 г.р., с. Узи
Селтинского района УР

4.     Пантелеева Капиталина Александровна, 1947 г.р, с.
Узи Селтинского района УР

5.     Харина Алена Александровна,1975 г.р.,  с. Узи
Селтинского района УР

6.     Харина Ирина Петровна, 1974 г.р., с. Узи
Селтинского района УР

Приложение 1

С наряженной березкой

                 Фото от 19  июня 2016 г.

Приложение 2

Божественная литургия в честь Святой Троицы в Храме   
Вознесения Господня с. Узи

                           Фото 2019 г.
Священнослужитель – Артемий Прозоров

Приложение 3

С березкой по селу

      Фото 4 июня 2017 г

    
Фото
от 16 июня 2019 г

Приложение
4

Завязывание ленточек

Фото от 23 мая 2010 г

         Фото от 16 июня 2019 г

Приложение
5

Угощение
участников обряда хозяевами дома

                Фото от 27 мая 2007 г. У дома
Ипатовой Александры Афанасьевны

           Фото от 20 июня 2021 г. Встреча с караваем 
хозяйкой дома Кабановой  Валентиной Викторовной

Приложение 6

Хоровод вокруг березки

Фото
от 20 июня 2021 г.

Осенины

21 сентября – вторые Осенины или Оспожинки — праздник урожая. Считалось, что с этого дня лето закончилось и осень вступает в свои права.

Многие народные праздники посвящались сезонным явлениям и событиям. И даже начало осени и прощание с летом удостоились отдельного торжества.

Осенины — серия праздников, которые отмечаются в начале осени. Осенняя пора издревле считалась праздничной. Сбор урожая и работа в поле были закончены, а погода позволяла проводить народные гулянья. В это время было принято веселиться, собирать гостей, накрывать стол и готовить все блюда из того, что преподнесла Земля в этом году. Именно в начале осени наступала пора свадеб и праздников.
Как и многие осенние праздники, Осенины отмечались в течение длительного времени. И, как многие народные праздники, кроме традиционной истории имеют еще и религиозную, православную составляющую.

  • I
    История праздника

  • II
    Традиции праздника

  • III
    Традиции и обычаи на Осенины

  • IV
    14 сентября — Первые Осенины, Праздник Осенины

    • IV.I
      Традиции, приметы, заговоры и обряды — Похороны мух на Осенины

    • IV.II
      Как праздновали Первые Осенины 14 сентября

    • IV.III
      Приметы на Семена-летопроводца

  • V
    21 сентября — Вторые Осенины

    • V.I
      Как праздновали вторые Осенины 21 сентября?

    • V.II
      Приметы на Вторые Осенины 21 сентября

  • VI
    27 сентября — Третьи Осенины

    • VI.I
      Праздник Осенины. Традиции, приметы, заговоры и обряды — Третьи Осенины.

    • VI.II
      Как праздновали третьи Осенины 27 сентября

  • VII
    Заговоры, обряды и ритуалы на Осенины

    • VII.I
      Обряд на деньги в праздник Осенины 21 сентября

    • VII.II
      Обряд на удачу в праздник Осенины 21 сентября

    • VII.III
      Обряд на исполнение желаний в праздник Осенины 21 сентября

    • VII.IV
      Осенний заговор

  • VIII
    Заговор на Воздвиженье

    • VIII.I
      На любовь

    • VIII.II
      Гадание на бобах

    • VIII.III
      Осеннее гадание

История праздника

Праздник урожая начали отмечать еще в древней Руси. Осенины начинались 14 сентября, в Семин день, или в день Симеона Летопроводца. В этот день начинались проводы лета и встреча осени.
Вторые Осенины отмечались 21 сентября. В православии этот день тесно связан с Рождеством Богородицы. Таким образом, в этом празднике переплелись народные приметы и церковные традиции. Например, Пресвятой Богородице молились в этот день те, кто хотел завести ребенка, но не мог.
Последний, третий праздник Осенин отмечался 27 сентября и был связан с православным праздником Воздвижения Креста Господня. В этот день проводились крестные ходы, и существовал народный ритуал, когда для изгнания нечистой силы люди обходили дом с самодельными крестами, вырезанными или сложенными из веток рябины.

Осенины

Традиции праздника

Осенины имеют старые народные и церковные традиции и обряды.
Одна из главных традиций в начале осени — это обновление огня. Весь старый огонь в доме гасили и зажигали новый. Традиция была связана с поверьем, что зажженный в Осенины огонь способен наполнить все вокруг новой энергией, а людям и животным — дать прилив новых сил.
В народе Осенины 21 сентября также называли «Пасекин день» или «День Луковой слезы». В эту дату было принято убирать пчел, а также с огорода собирали лук. Этот день считался окончательным, завершающим летние работы в текущем году. Было необходимо собрать урожай и подготовиться к зиме.
С Осенинами были связаны погодные приметы. Считалось, что если в этот день будет хорошая погода, значит, и остальная осень будет теплая.
По другой традиции, 21 сентября женщины просыпались рано утром и шли к реке, где они встречали Осенины. Самая старшая женщина стояла с хлебом, а девушки водили вокруг нее хороводы и пели песни. После этого хлеб скармливали домашнему скоту, чтобы у животных был приплод.
Молодые семьи, прожившие год вместе, приглашали на Осенины в гости всю родню. По традиции, гости проводили смотрины, проверяли, как молодая пара справляется с хозяйством. Невеста накрывала для гостей богатый стол. Девушка показывала, как она ведет хозяйство в доме, а юноша — во дворе.
С Рождеством Богородицы, православным праздником 21 сентября, также были связаны некоторые церковные традиции. В этот день верующие могли попросить Богородицу о здоровье, семейном благополучии, удаче и хорошем урожае на будущий год. Молодожены молились о рождении ребенка. Девушка, желающая зачать ребенка в этом году, накрывала богатый стол и созывала всех бедных, чтобы они помолились за здоровье ее будущих детей.
В старину чтили этот праздник и каждый год отмечали его весело, проявляли щедрость к своим гостям, благодарили Землю за полученный урожай, а самое главное — надеялись, что и в следующем году их будет ожидать достаток и благополучие.
инет.

Другие названия праздника: Спожинки и Дожинки, Авсень, Таусень, Спасов день, Последний Спас, Женское Рождество, Праздник Рожаниц, Вторая встреча осени, Праздник урожая.
Осенины — серия праздников, которые отмечаются в начале осени. Осенняя пора издревле считалась праздничной. Сбор урожая и работа в поле были закончены, а погода позволяла проводить народные гулянья. В это время было принято веселиться, собирать гостей, накрывать стол и готовить все блюда из того, что преподнесла Земля в этом году. Именно в начале осени наступала пора свадеб и праздников.
Как и многие осенние праздники, Осенины отмечались в течение длительного времени
Осенины на Руси праздновали, когда урожай поспел, столы явствами полны, да денек погожий выдался. Праздник Осенины связан с дарами природы, с Матушкой-Землей, с Солнышком, что нынче согреет двор, в котором стоят столы для всей большой семьи.

14 сентября – первые Осенины, день Семена-летопроводца. С Семена начинались засидки, т.е. работа в избах при огне.

21 сентября – вторые Осенины или Оспожинки — праздник урожая. Считалось, что с этого дня лето закончилось и осень вступает в свои права. На этот праздник приходится дни Осеннего равноденствия.

27 сентября – третьи Осенины или Воздвиженье. Все приметы, характеристики и рекомендации этого дня так или иначе были связаны у крестьян со словом «двигаться». Воздвиженье осень зиме навстречу двигает, «хлеб с поля на гумно движется», «птица в отлет двинулась», и даже «кафтан с шубой сдвинулся, и шапка надвинулась».

Название «Оспожинки» получено за окончание полевых работ и сбора урожая. Чаще всего празднование затягивается на несколько дней. Проходит шумно, с песнями, танцами и разнообразными играми.

Традиции и обычаи на Осенины

На Осенины урожай уж собран, посчитан. Ясно, сколько надобно на семью оставить, сколько можно добрым людям продать или обменять. Богатые осенние ярмарки издревле известны. Да и нынче почти в каждом городе к Осенинам непременно ярмарка проходит, где добрые люди продают товары свои: ягоды да яблоки приносят, мед свежий, прямо в сотах золотых, а кто уж и варенье успел сготовить к дню осенней ярмарки.

Праздник урожая - Осенины

На праздник Осенины почитают славяне женщин, особо матерей да бабушек своих. Недаром в иных местах Осенины зовут ещё «бабье Рождество». Нынче, когда труды в полях окончены, а зимние женские помочи ещё не начались, благодарят женщин за их труд да за то, что детей взрастили – вон какие ладные парни, уж выше отца ростом, да девушки-красавицы, к таким скоро женихи пожалуют.

Бывает, праздником Осенины называют день окончания уборки урожая. Праздник то большой, всем селом справляется! Вместе рожь убирали, нынче вместе радуются тому, что закрома на зиму полны. На Осенины на Руси собирали братчину — общий пир. Готовились к нему всем селом, каждый приносил то, чем двор его богат. Пировали, да не забывали о труде. Весь ли урожай посчитан? Хватит ли на зиму, али нужно помочь какой семье нынче? Как будем осенние свадебки играть, а к кому в дом зимой сватов зашлют, коли летом не успели девку просватать? Все на братчине обсуждали, всем миром решали, как дальше жить-поживать.

С «осенин» основная хозяйственная деятельность переносилась с поля в огород или в дом: начинался сбор овощей (прежде всего заготавливали лук). Обычно в Осенины устраивались угощение, на которое собиралась вся семья. Для праздника варили пиво и закалывали овцу (барана). Из муки нового урожая пекли пирог. Славили Мать-сыру-землю за то, что родила хлеб и другие припасы.

Поскольку с этого дня начинался сбор хмеля, на праздничном гулянье пели соответствующие игровые песни:

«Вейся мы, хмель, перевейся,
На нашу сторонку,
Как на нашей на сторонке приволье большое!
А приволье — то большое, мужики богаты!
Что мужики — то богаты, каменны палаты!
Что каменны палаты, двери золотые,
Что маковки литые!»

Праздник осени - Осенины

14 сентября — Первые Осенины, Праздник Осенины

Традиции, приметы, заговоры и обряды — Похороны мух на Осенины

По старинному календарю начало осени приходилось на 14 сентября. Первый Вселенский собор (325 г.) установил этот день началом года. По православному преданию, в сентябре был сотворен мир. Осенины первая встреча осени, ее отмечали как праздник урожая. В этот день воздавалось Благодарение Матери—Земле.
В начале сентября завершалась жатва, которая должна была обеспечить благосостояние семьи на будущий год. В этот день полагалось “вытереть” с помощью двух дощечек “новый” огонь и с этим чистым огнем начинать засидки, или посиделки. С этого дня на Руси начинали праздновать осенние свадьбы (до 15 ноября), переселялись в новые дома, осуществляли обряд “пострига” (посвящение) мальчиков, достигших семи лет, в отроки, отмечая их новую роль в общине. К праздничному дню первых Осенин был приурочен древний забавный обряд похорон мух и тараканов, надоедливых обитателей русского лета.

Похороны мух

Во многих местах с днем Семена-летопроводца был связан обычай хоронить мух, тараканов, блох и прочую нечисть, одолевающую крестьянина в избе.

Потешные похороны устраивали девушки, для чего вырезали из репы, брюквы или моркови маленькие гробики. В эти гробики сажали горсть пойманных мух, закрывали их и «торжественно» (а иногда с плачем и причитаниями) выносили из избы, чтобы предать земле. При этом кто-нибудь должен был гнать мух из избы полотенцем и приговаривать: «Муха по мухе, летите мух хоронить» или: «Мухи вы мухи, Комаровы подруги, пора умирать. Муха муху ешь, а последняя сама себя съешь».

Обычай хоронить мух и тараканов наблюдался по всему северу России, причем повторялся даже в деталях, и только кое-где, вместо полотенца, советовали изгонять мух штанами в полной уверенности, что это средство неизмеримо больше действует, так как муха, выгнанная штанами, навсегда теряет охоту возвращаться в избу снова. С изгнанием мух была связана и специальная примета. В народе говорили:
«Убить муху до Семина дня — народится семь мух; убить после Семина дня — умрет семь мух».

14 сентябряначало Бабьего лета, которое длится в некоторых областях до трех недель. Подметили: если Семен — день ясен, то все Бабье лето будет теплым, да и зиму надо ждать теплую.

14 сентября — день Семена Летопроводца. Симеон Столпник (V век) прославился как человек самоотверженного образа жизни. В истории человечества он открыл новый вид подвижничества. Желая испытать свою духовную силу, веру в Бога, он соорудил на горе столб высотой 4 метра с площадкой на верху, окружил его стеною и с этого “горного” места читал проповеди многочисленным паломникам. Затем Симеон поселился на столбе в маленькой келье, предавшись усиленной молитве и посту. Постепенно он увеличивал высоту столба, на котором стоял.

Последний его столб был высотой 40 локтей (16 метров). В усиленных иноческих подвигах провел 80 лет, из которых 47 простоял на столбе. Житие его было хорошо известно на Руси, у него учились претерпевать во имя святого дела многочисленные трудности человеческого бытия. По стародавней традиции считалось, что в этот день необходимо совершать благотворительные дела, быть милосердным. В Московской Руси ни один нищий в этот день не оставался без обильной милостыни, даже заключенных в темницах одаривали подарками.

Как праздновали Первые Осенины 14 сентября

✔ Люди благодарили матушку-землю за богатый урожай.
✔ Обновляли огонь, тушили старый, добывали новый.
✔ С этого же времени вся деятельность на поле заканчивалась и начинались работы в доме и во доре, на огороде.
✔ В домах на Первые Осенины накрывали праздничный стол, варили пиво и закалывали барана.
✔ Из новой муки пекли пирог.

Приметы на Семена-летопроводца

• Семён бабье лето наводит.
• С бабьего лета – бабий праздник и бабьи работы.
• Бабье лето ненастно – осень сухая.
• Семён-летопроводец молодое бабье лето провожает, а старое – наводит.
• На Семёна хоронят мух и тараканов (чтобы пропали).
• Переход в новый дом, на новоселье – счастливый.
• Первые засидки – новый огонь в избе.

Праздник урожая - Осенины

21 сентября — Вторые Осенины

Праздник Осенины. Традиции, приметы, заговоры и обряды — Вторые Осенины

21 сентября — вторые Осенины, день Рождества Пресвятой Богородицы. Рано утром женщины и девушки выходили к берегам рек, озер и прудов встретить матушку Осенину овсяным хлебом и киселем. В сознании русского человека ее образ сливался с образом Богородицы, посему обращались к ней: «Богородица Пречистая, избави от маеты, надсады, от других отведи, мое житие-бытие освети!»

По обычаю в этот день все родные и знакомые ходили в гости к новобрачным, чтобы «поучить их уму-разуму». Молодая хозяйка готовила особый круглый пирог: «К нашей хлеб — соли милости просим!» После сытного обеда молодая хозяйка показывает дом, а молодой хозяин двор, амбар, сарай, сад. Гостей угощали пивом своего производства. Все вместе собором чествовали Солнце.

С 21 сентября считалось, что всякому лету — Аминь. Осень вступила в свои права. По сути это религиозный праздник астрономического осеннего равноденствия, когда день равен ночи.
Вторые Осенины соединяют как бы два праздника: земной и духовный. По своей земной сути — это праздник урожая, сопровождающийся играми и песнями, а по своей духовной, небесной природе — день рождения Девы Марии, Матери Иисуса Христа.

С Осенин основная хозяйственная деятельность переносилась с поля в огород или в дом: начинался сбор овощей (прежде всего заготавливали лук). Обычно в Осенины (в православии — день Рождества пресвятой Богородицы) устраивались угощение, на которое собиралась вся семья. Для праздника варили пиво и закалывали овцу (барана). Из муки нового урожая пекли пирог. Славили Мать-сыру-землю за то, что родила хлеб и другие припасы.

Как праздновали вторые Осенины 21 сентября?

✔ Осенины встречают у воды. В этот день рано утром женщины выходят к берегам рек, озёр и прудов встречать матушку Осенину с овсяным хлебом.
✔ Старшая женщина стоит с хлебом, а молодые вокруг неё поют песни. После чего разламывают хлеб на куски по числу народа и кормят им домашний скот.
✔ В этот народный праздник полагается навестить новобрачных. Молодая хозяйка после богатого угощения гостей хвастается женщинам новым домом и хозяйством. А супруг в это же время показывает мужчинам свои владения и делится планами на будущее. Гостям положено не только хвалить молодых, но и давать полезные советы.
✔ На Осенины обязательно устраивалась большая трапеза, в которой принимали участие все жители села. Обязательными атрибутами праздничного стола была кутья из крупы и меда, хлеб, блюда из молока. За столом обязательно благодарили родную землю за то, что она преподнесла им свои дары.

Приметы на Вторые Осенины 21 сентября

✔ Какая погода в этот день, такой и осень будет. Если тепло на улице, то и осень будет теплой и погожей.
✔ Чем больше на луке шелухи, тем холоднее зима будет.
✔ Алый закат или рассвет – к ветряной и дождливой погоде.
✔ С утра иней на траве – к непогоде.
✔ С деревьев практически все листья опали – зима будет ранней.
✔ На деревьях паутины много – к теплу.
✔ Зайцы роют норы – к суровой зиме.
✔ Перелетные птицы низко летят – к похолоданию.
✔ Хлеб, испеченный или купленный в этот день, нужно съесть в кругу семьи. С чужими людьми им делиться нельзя.
✔ С сентября вся вода в родниках – святая.
✔ Бездетным женщинам, мечтающим забеременеть, в этот день нужно молиться, чтобы Господь послал им ребенка. Также нужно заказать молебен в церкви и подать милостыню нищим.

27 сентября — Третьи Осенины

Праздник Осенины. Традиции, приметы, заговоры и обряды — Третьи Осенины.

Третьи Осенины приурочены к церковному празднику Воздвижение Честного Животворящего Креста Господня, это третья встреча осени. «Воздвиженье — осень навстречу зиме двигает».
По народной традиции начинались капустницы, девичьи вечеринки, когда молодежь ходила из дома в дом рубить капусту. Длились эти вечеринки две недели. Это своего рода священнодействие: капуста считалась священной пищей Богов.

В этот день осуществлялся очень древний обряд — крестовый. Знак креста с доисторических времен являлся символом солнца. Считалось, что на Воздвижение он излучает охранительную силу. Крестьяне вырезали кресты из дерева, составляли крест-накрест ветки рябины, рисовали кресты в местах, которые хотели уберечь от нечистой силы: в закромах, хлевах.

Воздвиженье – праздник змей. Сдвигаются в одно место змеи. Они уходят в землю, сдвигаются туда». На третьи Осенины, по народному поверью, змеи и прочие гады вместе с птицами переселялись в неведомую блаженную страну, называемую ирием (в христианстве слово это приняло звучание «рая»). Посему устраивались проводы их с просьбой передать послание ушедшим в мир иной.

В деревнях крестьяне варили пиво. Осуществляли обрядовую опашку села, изгоняя из него Кухому (лихорадку, трясуницу), потом разделяли пиво по домам и отдыхали после трудов праведных. Вечером топили баньки и парились, изгоняя нечисть из себя. В лесах леший перед долгой зимой последний раз шутил над людьми, устраивая смотр зверям и птицам — готовы ли они к суровой зиме.

Согласно древним поверьям, на Воздвижение происходит битва между «честью» и «нечестью»; поднимаются друг на друга правда и кривда, свято и несвято.

Воздвижение считалось не подходящим днём для похода в лес из-за оборотней и леших.

Как праздновали третьи Осенины 27 сентября

✔ По-другому этот день называли змеиным праздником. По поверьям, все птицы и змеи в этот день переселялись в другую страну. С ними передавали просьбы усопшим.
✔ В этот день не ходили в лес, потому что считалось, что змея может утащить.
Приметы на Третьи Осенины
✔ На Воздвижение птица в отлёт двигается.
✔ Если гуси на Воздвижение летят высоко – к высокому половодью, если низко – к малому.
✔ Если на Воздвижение дует северный ветер, то лето будет тёплым.
✔ Воздвижение – последняя копна с поля двинулась.

Заговоры, обряды и ритуалы на Осенины

Обряд на деньги в праздник Осенины 21 сентября

Так как Осенины – это праздник урожая, то можно провести обряд с яблоками.
Из яблок свежего урожая нужно выбрать двадцать одно яблоко, самое красивое. Плоды следует вымыть, произнеся следующее:

«Как я с этих яблок грязь смываю, так и с себя нищету смою».

Затем раздайте эти яблоки нуждающимся. Если у вас нет своего сада, то можно купить яблоки. Однако запомните, что покупая их нельзя брать сдачу.

Обряд на удачу в праздник Осенины 21 сентября

Так как Осенины 21 сентября празднуют в один день с Рождеством Пресвятой Богородицы, то можно провести обряд с водой. Ведь с давних пор известно, что в этот день вода обладает поистине уникальными, целебными свойствами.
Вечером 21 сентября нужно искупаться в любом водоеме. Если же природного водоема нет поблизости или погода не позволяет купаться, то можно провести ритуал дома в ванной, в душе или в бане.

Принимая водные процедуры произнесите:

«В божественной воде все свои неудачи смою. Водица с меня, раба(ы) Божьего (имя), стекает, все беды и несчастья с собой уносит».
После обряда не нужно ни с кем разговаривать до следующего утра, сразу же ложитесь спать.

Обряд на исполнение желаний в праздник Осенины 21 сентября

Это обряд со свечой. Считается, что обряды со свечой очень действенны. А в праздник Осенины 21 сентября они становятся еще более эффективными. А все потому, что этот день имеет непосредственные обычаи, связанные с огнем – 21 сентября люди производят обновление огня в доме.
Для обряда вам будут необходимы свечка, глиняная миска, чистый лист бумаги и ручка. На листе бумаги напишите свое желание. Свечку поставьте в миску и зажгите. Листок с желанием нужно сжечь, а пепел закопать во дворе. В скором времени ваше желание должно исполниться.
Единственное что нужно помнить, ваши желания не должны навредить или принести проблемы и страдания кому-то другому. В противном случае ритуал сработает против вас.

Осенний заговор

Для того, чтобы завладеть сердцем мужчины произнесите заговор:

«Сорок сороков
лесных волков
лося загнали.
Как они о лосе думали, тосковали,
мяса его желали,
так бы и (имя) обо мне думал да гадал,
ждал да трепетал.
Как волки лося разрывали да пожирали,
так бы и (имя) по мне страдал,
сох да усыхал.
Аминь».

Заговор на Воздвиженье

«Крепко моё слово, как железо! Воздвигни, батюшка Воздвиженьев день, в сердце добра молодца (имя) любовь ко мне, девице красной (имя), чтобы этой Любови не было конца-веку, чтобы она в огне не горела, в воде не тонула, чтобы её зима студёная не знобила. Крепко моё слово, как железо!».

На любовь

Данный обряд подойдет тем, кто не состоит в браке, не имеет возлюбленного и ждет свое счастье. Возьмите красный маленький мешочек. В него положите цельные зерна пшеницы по числу ваших полных лет и от новолуния до полнолуния днем и ночью держите пшеницу при себе. В день накануне полнолуния присыпать к пшенице три щепотки крупной соли, приговаривая:
«Было горюшко – да все вышло, тосковало сердечко – да друга нашло, надеялась голубушка – да голубя повстречала».

В день полнолуния (или на следующий день после, если точное время полнолуния пришлось на ночь), отправляйтесь на поле. Там надо обратиться лицом на восток, поклониться трижды, а затем высыпать соль и пшеницу в ладонь левой руки и бросить. Произнесите заговор:

«Расти, пшеница, унеси соль водица; как дождик пройдет – девица друга найдет!»

Гадание на бобах

Возьмите три боба (можно использовать простую фасоль) с красным или красно-коричневым цветом кожуры. В течение суток носите эти три боба на теле у сердца. Затем произнесите заговор:
«Сила семени, душу избавь от бремени, мой или не мой, правду мне открой».
Оберните бобы влажной тряпочкой, положите в тарелочку. Поставьте тарелочку под кровать или вблизи от изголовья вашего возлюбленного, чтобы он не видел блюдца.
Если через три дня семена засохнут, заплесневеют, погибнут – между вами нет любви. Не стоит тратить время на этого человека.
Если два или три боба дали росточки – вы будете счастливы вместе.
Если проросло всего лишь одно бобовое зернышко – вы любите своего избранника, а он вас – нет.

Осеннее гадание

Незамужние девушки могут испытать судьбу следующим способом. Для этого понадобится помощь одной или двух женщин постарше.

На стол ставят три кувшина. В один наливают чистую воду, в другой – мутную, а третий оставляют пустым. Все девушки сначала выходят из комнаты, а затем поочередно с завязанными глазами подходят к столу, ведомые кем-то из старших подруг, и опускают палец в один из кувшинов.

Девушка, обмакнувшая палец в чистую воду, выйдет замуж за юношу. Та, что выбрала мутную воду, соединит свою жизнь с человеком много старше себя, возможно, вдовцом. Палец в пустом кувшине – предупреждение для вашей невинности.
из инет.

Осенины

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Окончание новогодних праздников 2022
  • Окно диспетчер сценариев excel
  • Океан праздников отзывы
  • Оквэд украшение праздников
  • Оквэд создание сценария