5 класс
Промежуточный
тест по теме «Балет»
1 вариант
1 В каком
музыкальном спектакле нет слов, но выразительные танцевальные движе—ния способны передать самое разнообразное
содержание: от сказки до трагедии, от ро—мантической поэмы до комедии:
А. Опера
Б. Мюзикл
В. Балет
2. Это слово пришло к
нам из Франции и означает оно »остриё» или «точка»:
А. Пуанты
Б. Адажио
В. Увертюра
3.Балетмейстер — это:
А. Постановщик балета
Б. Постановщик танцев
В. Прекрасный исполнитель
4. Родина балета:
А. Франция
Б. Италия
В. Россия
5.Оформление сцены или
спектакля, общий вид места действия:
А. Дивертисмент
Б. Заставка
В. Декорации
6.Оркестровый номер в
балете:
А. Антракт
Б. Увертюра
В. Симфония
7. Много
танцующих в балете:
А. Вариации
Б. Кордебалет
В. Пляски
8. Немая игра актёров
А. Апофеоз
Б. Пантомима
В. Эпилог
Ответы:
1В; 2А; 3А; 4Б; 5В; 6Б; 7Б; 8Б.
Критерии оценок:
Ошибки: 0-1 = «5»
2-3 = «4»
4-6 = «3»
7-8 = «2»
2 вариант
1. Вид театрального
искусства, где содержание, мысли и чувства действующих лиц, передаются при
помощи музыки, пантомимы и хореографии:
А.
Концерт
Б.
Балет
В.
Кантата
2.Он
пишет сценарий балета языком слов:
А.
Либреттист
Б.
Пианист
В.
Писатель
3. Жёсткая юбка для танцовщиц в балете:
А. Баркарола
Б. Пачка
В. Пюпитр
4. Неделя- с понедельника, год –с января,
алфавит – с буквы, а балет – с …
А. Буфета
Б. Увертюры
В. Пролога
5. Постановщик танцев:
А. Балетмейстер
Б. Хормейстер
В. Хореограф
6. Медленный, плавный танец в балете:
А. Адажио
Б. Аллегро
В. Престо
7.Последняя сцена балета, в которой
участвуют все исполнители:
А. Финал
Б. Кода
В. Апофеоз
8. Спектакль на славу удался
И публика довольна вся.
Художнику особые овации
За красочные…
А. Аппликации
Б. Декорации
В. Вариации
Ответы:
1Б; 2А; 3Б; 4Б; 5В; 6А; 7В; 8Б.
Критерии оценок:
Ошибки:
0-1 = «5»
2-3 = «4»
4-6 = «3»
7-8 = «2»
5 класс
Промежуточный тест по теме «Балет»
1 вариант
1. В каком музыкальном спектакле нет слов, но выразительные танцевальные движения способны передать самое разнообразное содержание: от сказки до трагедии, от романтической поэмы до комедии:
А. Опера
Б. Мюзикл
В. Балет
2. Это слово пришло к нам из Франции и означает оно »остриё» или «точка»:
А. Пуанты
Б. Адажио
В. Увертюра
3.Балетмейстер — это:
А. Постановщик балета
Б. Постановщик танцев
В. Прекрасный исполнитель
4. Родина балета:
А. Франция
Б. Италия
В. Россия
5.Оформление сцены или спектакля, общий вид места действия:
А. Дивертисмент
Б. Заставка
В. Декорации
6.Оркестровый номер в балете:
А. Антракт
Б. Увертюра
В. Симфония
7. Много танцующих в балете:
А. Вариации
Б. Кордебалет
В. Пляски
8. Немая игра актёров
А. Апофеоз
Б. Пантомима
В. Эпилог
5 класс
Промежуточный тест по теме «Балет»
2 вариант
1. Вид театрального искусства, где содержание, мысли и чувства действующих лиц, передаются при помощи музыки, пантомимы и хореографии:
А. Концерт
Б. Балет
В. Кантата
2.Он пишет сценарий балета языком слов:
А. Либреттист
Б. Пианист
В. Писатель
3. Жёсткая юбка для танцовщиц в балете:
А. Баркарола
Б. Пачка
В. Пюпитр
4. Неделя- с понедельника, год –с января, алфавит – с буквы, а балет – с …
А. Буфета
Б. Увертюры
В. Пролога
5. Постановщик танцев:
А. Балетмейстер
Б. Хормейстер
В. Хореограф
6. Краткое литературное изложение сюжета балета :
А. Либретто
Б. Увертюра
В. Ария
7.Последняя сцена балета, в которой участвуют все исполнители:
А. Финал
Б. Кода
В. Апофеоз
8. Спектакль на славу удался
И публика довольна вся.
Художнику особые овации
За красочные…
А. Аппликации
Б. Декорации
В. Вариации
Тест «Балет»
1. В каждом вопросе выбери и обведи в кружочек правильный ответ.
Вид театрального искусства, где содержание, мысли
и чувства действующих лиц, передаются при помощи
музыки, пантомимы и хореографии.
Если па—де—де – это «танец для двоих», то па—де—
труа…
Как называется обувь балерины?
Балеты «Щелкунчик» и «Лебединое озеро» написал:
Литературная основа муз. спектакля
Ансамбль танцовщиков и танцовщиц, исполняющих
в балете массовые танцевальные номера.
Этот композитор при жизни не написал ни одного
балета, но наши современники поставили балет на
музыку этого композитора
Он пишет сценарий балета языком слов:
Спектакль на славу удался
И публика довольна вся.
Художнику особые овации за красочные…
2. Проверь правильность ответов. Если ответ верный, поставь в правой колонке знак «+»
3. После проверки посчитай количество правильных ответов.
4. Оцени себя.
➢ Если у тебя все ответы верны, то на данном этапе изучения жанра Балет ты достиг
высокого уровня знаний. МОЛОДЕЦ! Можешь смело ставить себе «5»
➢ Если у тебя от 7 до 9 правильных ответов, то это ХОРОШО. Можешь смело ставить себе
«4». Подумай, в чем причина допущенных ошибок, сделай выводы на будущее.
➢ Если у тебя от 5 или 6 правильных ответов, то это НЕХОРОШО. Пока не ставь себе «3».
Подумай, как мы устраним пробелы в твоих знаниях.
➢ Если у тебя меньше 5 правильных ответов, то ничего не остается, как начать изучение
темы заново.
Цель урока: продолжить знакомство с жанром балета
и его происхождением на основе имеющегося музыкально-слухового опыта учащихся.
Задачи.
Образовательные:
— познакомить учащихся с балетной терминологией;
— познакомить учащихся с яркими шедеврами балетного
искусства на примере школы русского балета.
Развивающие:
— развитие у учащихся слуховой культуры, музыкальной
памяти;
— развитие у учащихся навыков речевого диалога, умения
анализировать и делать выводы.
Воспитательные:
— воспитание музыкальной культуры учащихся, как
источника духовно-нравственных взаимоотношений с окружающим миром;
— воспитание патриотизма и уважительного отношения к
культуре своей страны.
Программное обеспечение:
Microsoft Power Point, Microsoft Office, Киностудия
Windows Live, Audacity, CD-ВurnerXP, Real Player.
Техническое обеспечение:
Компьютер, мультимедийный проектор, CD-проигрыватель.
Ход урока
Дети заходят в класс. Звучит настраивающийся
оркестр. При входе детям раздается программка с основными балетными терминами,
определения которым они должны будут дать в конце урока.
Здравствуйте, ребята.
«Театр уж полон, а занавес еще закрыт.
Оркестра звук нестройный перед сценой.
И зритель в предвкушеньи ждет чудес,
Готовый погрузиться в мир искусства»
Ребята! Сегодня я хочу пригласить вас в необычное
путешествие – путешествие по музыкальному театру, которое позволит нам не только
прикоснуться к тайнам театрального искусства, но и приоткрыть некоторые из них.
При входе в класс вы получили программку, как в настоящем театре. Она пригодится
нам в конце урока.
Но прежде, чем мы отправимся в путь, я хочу, чтобы
вы отгадали загадку. У меня в руках находится Черный ящик.
Внимание — вопрос: «Галина Уланова, Майя Плисецкая,
Анастасия Волочкова. В этом ящике лежит то, без чего не могут обойтись эти
женщины». (В черном ящике лежат пуанты).
Совершенно верно. Это пуанты – специальная
обувь (в переводе с французского языка означает «острие, кончик») позволяющая
балерине, стоя на кончиках пальцев, исполнять танцевальные па в балете. Между
прочим, первой балериной, которая стала использовать такую обувь, стала Мария
Тальони. Это событие случилось в 1830 году.
И сегодня мы, ребята, совершая наше путешествие в
театр, познакомимся с жанром «балет».
Вопросы учащимся:
— Кто из вас, ребята, смотрел балет?
— Какие впечатления оставила у вас эта постановка?
— Давайте попробуем дать определение балету.
Начните свое высказывание с фразы «Балет – это…».
А теперь давайте немного пофантазируем и попробуем
предположить – когда мог появиться первый балет? (Дети предполагают)
Безусловно, люди танцевали всегда, еще с древних
времен. Но официально, рождением балета считается день 5 октября 1581 года.
Именно тогда в Париже впервые был разыгран спектакль в танцах. И в этом году
балету – юбилей! Ему исполнилось 430 лет.
Целых 4 столетия прошло с тех пор. Что же за
историческая эпоха сопутствовала этой премьере? Сейчас мы увидим небольшой
фильм, который сделан с помощью ваших одноклассников. А после я задам вам
несколько вопросов. Внимание на экран.
Фильм о рождении балета.
Вопросы учащимся.
— Какие открытия были совершены в эту эпоху?
— Назовите главное достижение человечества, которое
было изобретено в этот исторический период?
— Как называется направление в искусстве 16 века?
— Каким был первый балет?
Конечно, в первых постановках балета не было таких
движений, или па, как это называется сегодня, не было пуантов на ногах у
танцоров и специальных юбок – пачек. И основу этих балетов составляли придворные
бальные танцы такие, как менуэт или куранта.
Менуэт в переводе с французского языка означает
«маленький шаг», изначально это был сельский танец, но за свою грациозность,
величие он стал образцом французского придворного балета.
Представьте себе. 16 век. Дамы в пышных юбках.
Кавалеры в камзолах. Бал. Звучит менуэт.
Дети исполняют танец на музыку «Менуэт» И.С.Баха.
Многие считают балет одним из самых сложных жанров
музыкального искусства. А как вы думаете, ребята, почему? (Потому что там не
звучит ни одного слова и все содержание, все чувства показаны только в движении,
жестах и мимике)
Конечно, искусство балета претерпело много
изменений, дойдя до наших дней, но неизменным остается то, какой путь приходится
пройти балету, чтобы мы – зрители и слушатели увидели его на сцене театра.
Сегодня вы приглашены на юбилейную премьеру.
Зрительный зал полон. Занавес закрыт. (Слайд со сценой и ложами). А эти
центральные ложи должны занять люди, очень близкие балету, те, кто участвует в
его создании. Давайте вместе понаблюдаем за тем, кто же их займет. (В
презентации на слайде с изображением сцены и зала будут постепенно появляться
эти люди)
Итак, первую ложу займет АВТОР ЛИБРЕТТО или
сценарист балета. Именно этот человек пишет литературную основу, т.е. сюжетную
линию. А как вы думаете, ребята, откуда черпает идеи, замыслы балетов сценарист?
(Из жизни, из сказок, мифов, истории, литературы). Таким образом,
либреттист пишет сценарий балета языком слов.
А как вы считаете, кто может занять вторую ложу
театрального зала? Какой немаловажный для балета человек? (Композитор)
Совершенно верно. Именно композитор пишет музыку балета языком звуков. А должна
ли быть в этой музыке какая-то особенность? (Да. Она должна быть
танцевальной, а также, соответствовать образам и характерам героев)
Ребята, а как вы думаете, кто займет одну из
центральных лож? Что за человек выполняет одну из самых важных функций в
постановке балета? (Балетмейстер) Верно. Именно он пишет балет языком
жестов и движений. По-другому его называют хореографом, что в переводе с
греческого означает «тот, кто пишет танец». Конечно, ребята, балетмейстером быть
очень сложно. А как вы думаете, почему? (Потому что его задача создать такой
танец, который поймут без слов) Верно, главная задача мастера балета сделать
так, чтобы зритель смог разгадать язык тела, загадку танцевальных па, понять их
смысл, ведь ни одно движение в балете не совершается просто так.
Как вы поняли, ребята, создание балета – это очень
кропотливый процесс, требующий от всех – композитора, хореографа и сценариста –
слаженных действий, единства мысли и воображения.
А теперь я предлагаю вам поиграть. Как известно,
смысловые движения, совершаемые без помощи слов, называются ПАНТОМИМОЙ. Вот 3
карточки, на которых написаны названия очень известных балетов (Спящая
красавица, Лебединое озеро, Щелкунчик). Задача водящего изобразить без помощи
слов, только движениями, стараясь приблизить их к балетным па, главных героев
этих произведений. А задача класса – угадать название балета, а потом мы
посмотрим, совпал ли характер движений водящего с настоящими героями этих
произведений. А музыка вам поможет.
Игра «Пантомима» с использованием фрагментов
настоящих балетов.
А кто будет исполнять музыку? (Оркестр под
руководством дирижера) Совершенно верно. Именно они делают первый вздох
музыкальной премьеры. Оркестр занимает оркестровую яму перед сценой.
Ну что ж, партитура написана. Балетмейстер придумал
танцевальные па. Оркестр занял свои места в оркестровой яме. Но….. кажется,
кого-то не хватает? Без кого не состоится ни одна премьера? (Без артистов
балета – балерин и танцовщиков). Верно. Изящные движения артистов балета
всегда восхищали любителей балетных постановок. С одной стороны красота и
изящество, парение в воздухе, а с другой стороны, изнурительный труд над сложной
постановкой танца, являются особенностью балетного искусства.
В балете мы видим самые разнообразные танцевальные
номера – сольные, которые носят название «вариации». Ансамблевые, которые
носят разные названия, в зависимости от количества танцоров – па-де-де
(дуэт), па-де-труа (трио).
Просмотр фрагмента из балета «Щелкунчик» —
Па-де-де.
Массовые сцены, которые исполняет коллектив
танцовщиков и носит название «кордебалет»
Просмотр фрагмента из балета «Щелкунчик» — Вальс
цветов.
Несмотря на свою сложность, по сей день БАЛЕТ
является искусством, понятным любому человеку, вне зависимости от положения в
обществе или принадлежности к другой национальности. Ведь язык эмоций, язык
музыки и телодвижений всегда был понятен людям во всем мире.
Галина Уланова, Майя Плисецкая, Николай Цискаридзе,
Марис Лиепа – это лишь несколько имен артистов балета, которые знает весь мир;
артисты, которые отдали свою жизнь в служение великому искусству, имя которому
«БАЛЕТ».
Сегодня мы совершили путешествие в музыкальный
театр и познакомились с жанром балет. Согласны ли вы с тем определением, которое
дали в начале урока? (Да). А что нового вы узнали сегодня о балете?
(Дети отвечают) Откройте, пожалуйста, программки. Вы видите слова, некоторые
из которых вы услышали впервые. Напишите определение каждого слова. (Проверка
нескольких работ, вслух)
Совершая путешествие в музыкальный театр, мы с вами
были не только зрителями, но и соучастниками этого действия. А чем обычно
заканчивается любое представление? (Аплодисментами). Так давайте же
завершим наше путешествие аплодисментами. (Дети выражают свое отношение к
уроку аплодисментами)
Вручение книги «Энциклопедия музыки».
Видео «Рождение балета» превышает допустимый для
публикации объем, находится у автора.
Приложение
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №17» г. Ангарска |
Сценарий урока |
||
ОУ: |
МБОУ «СОШ №17» |
||
учитель: |
Скокнина Оксана Васильевна |
||
предмет: |
музыка |
класс: 5 а |
дата: 07.12.2018 |
программа: |
Музыка Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская 5 класс, «Просвещение», 2017г |
||
тема урока: |
«Второе путешествие в музыкальный театр. Балет» |
||
цели урока: |
предметная: |
формирование представления о балете; дать понятия: Балет, либреттист, танцор, балерина, кордебале́т, сценический костюм, балетмейстер, вариации, па-де-де, па-де-катр, па-де-труа. |
|
метапредметная: |
формирование универсальных учебных действий, посредством работы с текстом, слушания музыки и средствами ИКТ |
||
личностная: |
формирование музыкальной культуры и навыков вокально-хорового пения |
||
формируемые универсальные учебные действия: |
познавательные: |
участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи |
|
регулятивные: |
осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; уметь применять словарь эмоций |
||
коммуникативные: |
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия |
||
личностные: |
формирование мотивации к музыкальному творчеству, целеустремленности и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности музыкально-творческой деятельности учащихся |
||
оборудование: |
ПК, экран, учебная доска, карточки, фортепиано, нотки |
||
образовательная технология |
технология личностно-ориентированного обучения |
||
методы и приемы: |
частично поисковый метод, метод наглядности, работа с текстом, метод музицирования, соучастия, метод фонопедических упражнений, приемы «Музыкальное приветствие», «Необъявленная тема». |
||
компоненты ИКТ: |
демонстрация презентации, видеофрагментов |
||
тип урока: |
урок изучения нового материала |
||
структура урока и регламент: |
№ |
название этапа (элемента) урока |
мин. |
1. |
Организационный момент, мотивация, целеполагание |
5 |
|
2. |
Актуализация знаний |
3 |
|
3. |
Освоение нового материала |
20 |
|
4. |
Закрепление знаний |
10 |
|
5. |
Подведение итогов, рефлексия, домашнее задание |
7 |
|
информационные источники: |
Учебник «Музыка» 5 класс, автор Е.Д. Критская |
Сценарий урока
Тема урока: «Второе путешествие в музыкальный театр. Балет»
Ход урока
- Организационный момент, мотивация, целеполагание
Вход в класс. Музыкальное приветствие
Учитель: Сегодня мы вновь отправляемся в яркий мир музыки, но сначала вы должны отгадать следующие загадки:
Слайд 1
«Меню» в театре составляют
На весь сезон из разных пьес.
И только то, в него включают,
Что вызывает интерес? (репертуар)
Слайд 2
Кто невежливый такой:
Повернулся к нам спиной,
Стал размахивать руками
Прямо в зале перед нами? (дирижёр)
Слайд 3
В нашем театре выступает,
Словно бабочка порхает,
Кружится и вверх взлетает.
Что за чудная картина?
Кто танцует? (балерина)
Слайд 4
Со звонком он в зал придет,
Место нужное займет.
Посмотрев спектакль хороший
Будет хлопать он в ладоши? (зритель)
Мы отгадали все загадки, и думаю, что вы догадались, о чем сегодня на нашем уроке пойдет речь? (О театре, о балете)
Тема урока: «Второе путешествие в музыкальный театр. Балет». Запишите в тетрадь. А теперь давайте определим цели нашего урока.
1) Узнать, что такое балет?
2) Выяснить, кто создает балет, поистине создавая чудо – сказочное, незабываемое, яркое, неповторимое?
3) Познакомиться с лучшими танцорами и балетмейстерами.
4) Узнать особенности балетного костюма.
- Актуализация знаний
На прошлом уроке мы изучали тему «Опера».
Демонстрация видеофрагмента – задания.
- О каком произведении идёт речь? (Опера «Садко»);
- Назовите главных героев.
- Каковы признаки оперы?
- Как называют исполнителей?
- Освоение нового материала — знакомство с балетом
Учитель: объяснение материала, включение учащихся в беседу, демонстрация слайдов презентации.
Учащиеся: восприятие материала, просмотр слайдов, беседа с учителем, фиксация новых знаний в тетради.
Учитель: Кто когда-нибудь видел балет в театре или по телевизору?
-Изучая новую тему, на какие вопросы вы хотели бы найти ответы? (что такое балет, термины балета, танцоры и балерины, композиторы и названия балетов)
— Какие представления о балете вы уже имеете? (балет – это сложный жанр)
Задание №1.
— У вас на столах лежит определение понятия балет. Но, к сожалению, готовясь к уроку, я разрезала его на части. Помогите, пожалуйста, мне собрать его воедино.
— Выполним это задание в парах.
(Дети составляют на партах определение балета)
А теперь, давайте сверим, что у вас получилось. Такое определение мы найдем в музыкальном словаре.
Балет — вид сценического искусства, где неразрывно связанны между собой музыка и танец.
Запишите определение в тетрадь.
Рассказ учителя о происхождении слова «балет» и истории его появления (презентация).
Слайд 5
Французское слово «ballet» произошло от итальянского balet-to — танец. Французское название и его итальянские корни не случайны. Балет возник в эпоху Возрождения в Италии. Издавна любили там веселые танцевальные сценки, исполнявшиеся на карнавале. Было время, когда этот вид искусства включал не только танцы, но и песенные и разговорные эпизоды. Тогда он назывался опера-балет. Постепенно они и превратились в самостоятельные танцевальные спектакли.
Слайд 6
Во Франции при Людовике XIV, был популярен придворный балет. Во дворце Версаль устраивались пышные зрелища, в которых участвовали король, королева и придворные. В современном понимании балет появился только в XVIII веке. Французские балетмейстеры создали специальный язык хореографии, которым пользуются до сих пор.
Слайд7
Почти триста лет назад балет пришёл из Европы в Россию. Сначала это были придворные спектакли, поставленные иностранными хореографами. Музыке в них не придавалось особого значения. Она считалась только аккомпанементом к танцам. П. И. Чайковский стал новатором в жанре балет. Музыка его 3-х гениальных балетов настолько красива и выразительна, что прекрасно существует и сама по себе, вне театральной сцены, исполняется в концертном зале, по радио и телевидению. Запишите эти балеты – «Спящая красавица», «Лебединое озеро».
— А название 3-его балета вы узнаете, если внимательно послушаете литературный отрывок.
Сначала жил я в сказке,
Что Гофман написал.
Затем стал музыкальным –
Уже в балет попал.
Придумал же Чайковский –
И я затанцевал!!!
И с дядей Дроссель Меиром
Был приглашён на бал.
Среди других игрушек.
Я был не слишком мил:
Уродлив, непригляден,
Огромный рот, мундир…
И для забавы ради
Колол орехи я,
Врагами были мыши —
Солдатики – друзья.
Лишь сердце трепетало:
“Когда же, наконец,
Исчезнут злые чары,
Придёт мышам конец?”
И победить проклятье
Поможет только та,
Чьё сердце отзовётся
На зов любви, добра…
-Назовите имя этой игрушки. (Щелкунчик)
— Да верно, это балет «Щелкунчик».
Слушание музыки
Видеофрагмент «Щелкунчик». Звучит Битва с мышами из балета «Щелкунчик» — 2 мин.
Ответьте на вопросы:
— Какие музыкально-выразительные средства подсказали, что это балет «Щелкунчик»? (динамика, темп, мелодия)
-Дайте характеристику музыкальному фрагменту, используя словарь эмоций.
— Какое литературное произведение лежит в основе этого балета? (сказка Гофмана)
Давайте прочитаем краткое содержание о балете в учебнике на странице 62.
— Именно этот фрагмент мы и посмотрели. Запишем в тетрадь.
Задание №2.
Теперь мы сможем сказать, кто принимает участие в балетном спектакле и его подготовке?
(Танцор и балерина, группа танцовщиков, симфонический оркестр, дирижёр, композитор)
У вас на столах лежат листочки, соотнесите правильно определения со словами.
Итак, что у нас получилось? Проверим.
Слайд 8
Солист-танцор – артист балетного театра, исполняющий сольную партию (один)
Балерина — артистка балетного театра, исполнительница классических танцев
Кордебале́т — артисты балета, исполняющие массовые танцевальные номера
Дирижёр – музыкант, который управляет оркестром
Композитор – сочиняет музыку
– Кто помогает сделать спектакль грациозным, выразительным, придумать танцорам яркие выразительные пластические образы? БАЛЕТМЕЙСТЕР.
– Ребята, без кого еще не может обойтись любой спектакль, будь он оперный или балетный? (человек, который пишет либретто, и режиссер) ЛИБРЕТТИСТ И РЕЖИССЁР
Либретто — это сценарий или сюжет балета. Без либретто не может существовать и состояться балет.
Мы уже знаем участников оперного спектакля. Это…
1.Хор
2.Солисты
3.Дуэты
В балете также могут выступать один, два и более актёров.
Слайд 9
В опере поёт солист, а в балете танцует балерина ВАРИАЦИИ
В опере могут петь дуэтом, а в балете парный танец называется ПА-ДЕ-ДЕ
В опере могут петь трио, а в балете танец троих участников называется ПА-ДЕ-ТРУА
В опере могут петь квартетом, а в балете танец четверых участников называется ПА-ДЕ-КАТР
В опере может участвовать хор, а в балете выступает КОРДЕБАЛЕТ.
Просмотр видеофрагмента о балетном костюме и пуантах
У танцоров и балерин есть специальные костюмы, юбки, которые называются «балетными пачками» и специальная обувь «пуанты». Обратите внимание, это пуанты. Вы сможете их внимательно рассмотреть на перемене.
Балетный костюм – такой, каким мы его знаем и любим, появился не сразу. Балетные спектакли и балетные костюмы прошлых времен были громоздкими и пышными, как праздничный выезд королевской семьи по случаю какого-либо торжества.
Физминутка. И сейчас я приглашаю всех, как танцоры балета красиво исполнить плавный танец. Спасибо! У вас отлично получилось!
Русский балет славится уже несколько веков и имена русских балерин, танцовщиков и хореографов известны во всем мире. Сейчас узнаем некоторых из них и запишем в тетрадь.
Я приглашаю ребят, которые подготовили презентации о Николае Цискаридзе, Галине Улановой.
Учащиеся рассказывают о выдающихся танцорах балета.
— Русские композиторы внесли огромный вклад в развитие мирового балетного искусства, создав шедевры.
Запишите в тетрадь названия балетов и их авторов. С. С. Прокофьев «Золушка», И. Ф. Стравинский «Петрушка».
Участие в этих спектаклях принесло балеринам широкую известность и славу, благодаря колоссальному труду, терпению, ежедневным тренировкам.
- Закрепление знаний
— Наше путешествие в мир балета подходит к концу. Я предлагаю вам послушать и разучить песню «Балет» музыка Игоря Николаева, слова Ильи Резника, исполняет Алла Пугачева.
Слушание песни. Метод фонопедических упражнений
Учащиеся слушают песню
Вокально-хоровая работа
1. Артикуляционная гимнастика
2.Упражнения на дыхание
3.Вокально-хоровые упражнения
4.Разучиваем 1 куплет и припев
1 куплет
Я снова вижу голубой, далекий свет,
Прекрасным принцем мне является балет,
Он позолоченную туфельку дает
И за собою в мир загадочный ведет.
Припев:
И вот взлетаю, я взлетаю высоко,
Паря над прожитым
Свободно и легко.
И только звезды кружат в небе надо мной,
И только звезды кружат в небе надо мной,
И только музыке подвластна я одной.
Балет, балет, балет,
Души призывный звук.
Балет, балет, балет,
Несбыточный мой друг.
Мой самый ясный взор,
Мой самый легкий вздох.
Балет, ты с давних пор —
Мой Бог, мой Бог.
исполнение учащимися 1 куплета и припева
А теперь давайте проверим всё ли мы знаем о балете. Выдаются карточки с тестом для быстрого опроса фронтально.
Тест по теме «Балет»
1 В каком музыкальном спектакле нет слов, но выразительные танцевальные движения способны передать самое разнообразное содержание:
А. Опера
Б. Мюзикл
В. Балет
2. Это слово пришло к нам из Франции и означает оно «остриё» или «точка»:
А. Пуанты
Б. Адажио
В. Увертюра
3.Балетмейстер — это:
А. Постановщик балета
Б. Постановщик танцев
В. Прекрасный исполнитель
4. Родина балета:
А.Франция
Б. Италия
В. Россия
5. Много танцующих в балете:
А. Вариации
Б. Кордебалет
В. Пляски
6.Он пишет сценарий балета языком слов:
А. Либреттист
Б. Пианист
В. Писатель
7. Жёсткая юбка для танцовщиц в балете:
А. Баркарола
Б. Пачка
В. Пюпитр
(Ответы: 1В; 2А; 3А; 4Б; 5Б; 6А; 7Б. Критерии оценок: ошибки: 0-1 = отметка «5»; 2= отметка «4»; 3-4= отметка «3»; 5-6= отметка «2»)
- Подведение итогов, рефлексия, домашнее задание
Памятка для самооценки:
Оцени результаты своей работы по шкале в пяти баллах:
- Я много работал(а) на уроке и отлично понял материал; Могу объяснить — 5 баллов;
- Я хорошо понял(а) материал — 4 балла;
- Я хорошо понял(а) только часть материала. Наверное, я не смогу объяснить все термины — 3 балла.
- Я понял, но мне надо заново читать материал о музыкальном произведении — 2балла
Поставь баллы в таблицу: «Лист самооценки»
Самооценка |
Оценка работы в паре |
Оценка учителя (выставляет учитель) |
Вывод по уроку:
Балет — вид сценического искусства, где неразрывно связанны между собой музыка и танец. Французское слово «ballet» произошло от итальянского balet-to — танец. Французское название и его итальянские корни не случайны. Балет возник в эпоху Возрождения в Италии. Принимает участие в балетном спектакле и его подготовке танцор и балерина, группа танцовщиков, симфонический оркестр, дирижёр, композитор. Либретто — это сценарий или сюжет балета.
Помогает сделать спектакль грациозным, выразительным, придумать танцорам яркие выразительные пластические образы балетмейстер, а пишет либретто – либреттист.
Рефлексия:
«Музыкальный тест»
По окончании урока детям предлагается оценить урок по своеобразной восьмибальной системе: от «ми» до «ми» октавой выше. Нота высоко – значит, урок понравился и всё понятно, нотка низко — значит, урок не понравился, не разобрался. Нотки учащиеся прикрепляют на нотном стане. Чтобы определить, минорное или мажорное настроение преобладало на уроке. В зависимости от этого штиль нотки смотрит вниз (минорное), если вверх (мажорное).
Домашнее задание.
1.В качестве домашнего задания я предлагаю заполнить сравнительную таблицу музыкальных жанров.
Заполнить таблицу:
Вид деятельности |
БАЛЕТ |
ОПЕРА |
Пение |
нет |
есть |
Музыка |
симфонический оркестр |
симфонический оркестр |
Хореография |
есть |
Второстепенная роль |
Литературная основа спектакля |
либретто |
либретто |
2. Нарисовать афишу к балету П. И. Чайковского «Щелкунчик».
Спасибо за активную работу на уроке!
Технологическая карта к уроку
№ этапа |
Дидактическая задача этапа |
Содержание этапа |
1. Ориентационно–мотивационный этап |
Подготовить учащихся к работе на уроке, определить цели и задачи урока, указать на то, что учащихся должны запомнить, мотивация запоминания и длительного сохранения в памяти. |
Музыкальное приветствие учителя и учащихся: фиксация отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку; организация внимания; внутренняя готовность. Ставятся познавательные задачи в виде загадок о новой теме урока. Учащиеся угадывают тему и записывают в тетрадь. Учитель отмечает, что тема является продолжением путешествия в музыкальный театр. Учащиеся сами ставят цели урока. |
2. Операционно-исполнительный этап |
Дать учащимся представление о балете, как виде сценического искусства; на основе приобретаемых знаний выработать умения и навыки музицирования, активного слушания и воспроизведения. |
Работа над изучаемым материалом.
|
3.Конструктивно-оценочный этап |
Закрепление полученных знаний и умений. Проверка глубины, понимания учащихся нового материала. |
Повторение всего пройденного на уроке материала. Слушание песни. Метод фонопедических упражнений. Учащиеся слушают песню и исполняют. Выполняют экспресс тест о балете. Система контроля: сочетание контроля учителя с самоконтролем («лист самооценки») Фронтальный контроль усвоения материала хоровое пение. |
4. Рефлексивно-оценочный этап |
Сообщение учащимся о домашнем задании, подведение итогов урока, оценивание и рефлексия. |
Подводя итог урока, учитель еще раз останавливается на основных понятиях темы. Обучающиеся записывают домашнее задание. Выставляются оценки в «лист самооценивания». Проводят рефлексию. Памятка для самооценки: Оцени результаты своей работы по шкале в пяти баллах:
|
Пр-ль: Добрый день! Давайте начнём урок с прослушивания музыки… (Звучит «Танец Феи Драже».)
Узнали? Верно! «Танец Феи Драже» П.И.Чайковского.
Слайд 1
А кто знает, откуда этот танец и что это за жанр у данного произведения?
Да, Балет! А что такое балет?
Балет – это музыкальный спектакль, в котором все действующие лица танцуют.
Слайд 2
История возникновения балета
Пр-ль: Родился балет давно. А случилось это следующим образом.
Глашатай: Дорогие зрители! 15 октября вы приглашены на день рождение. В этот день в 1581 году в Париже был впервые разыгран спектакль в танцах.
Слайд 3
Пр-ль: Так родился балет. Первые балеты выглядели совсем не так как современные и представляли собой отдельные сцены, изображающие войну или быт людей.
Пр-ль: А постольку, поскольку день рождения балета был совсем недавно, 5 октября ему исполнилось 435 лет, давайте и мы поздравим балет с этой знаменательной датой.
Слайд 4, 5
Ребята, давайте поиграем в спектакль! (Роли: либреттист, композитор, балетмейстер, балерина).
Один из вас сыграет роль Балета, он сядет на трон! (Выбираем ученика, который садится на стул лицом ко всему классу).
Как полагается, виновника торжества поздравляют близкие и друзья!
Пр-ль: Пожалуйста, многоуважаемый Балет займите свой трон. Вы сегодня король! Есть желающие поздравить Балет? (Участники спектакля по очереди поздравляют Балет.)
Слайд 6, 7
1. Автор либретто
– Уважаемый Балет! Кто лучше меня знает Вашу необыкновенную любознательность, щедрость вашей души?!
Вы вдохновляетесь сказками, мифами, легендами. Взрослые и дети с удовольствием смотрят на танцующих фей, волшебников, богов.
А ваше увлечение историей! Благодаря вам знаменитые люди всех времён оживают в танце перед восхищенными зрителями.
А ваша литературная образованность! Сколько героев любимых книг вы одарили, согрели своим вниманием.
Уважаемый балет! От всей души желаю вам дальнейшего процветания.
Слайд 8
2. Композитор
— Дорогой друг Балет! День вашего рождения – большой праздник и для меня. Музыка и танец нужны друг другу, как птице два крыла для полёта. В древности люди пели, играли на своих нехитрых инструментах, танцуя. Вместе появились на свет музыка и танец, вместе идут они по человеческой истории.
Слайд 9, 10, 11, 12
3. Слово балетмейстеру.
– Мой горячо любимый Балет! День Вашего рождения я встречаю как свой собственный. Да и может ли быть иначе? Либреттист пишет сценарий балета языком слов. Композитор пишет музыку балета языком звуков. Я, балетмейстер, сочиняя танцы, пользуюсь языком жестов и движений.
Помню первые шаги балета-малыша в придворных танцах. Вспоминаю уверенные шаги взрослого балета – шаги образцовой, отточенной, можно сказать классической красоты.
Вы, дорогой Балет, никогда не отворачивали своё лицо от жизни. А в жизни люди, когда разговаривают, обычно жестикулируют, всячески помогая себе мимикой, разного рода движениями. Уберите при этом слова – что получится? Пантомима
– Могу ли я умолчать и о том, сколько времени Вы уделяете народному танцу. А ведь каждый народ, как известно, танцует на свой лад.
– Никогда не устану восхищаться Вашими выдающимися качествами, Вашей неувядаемой юностью!
Слайд 13, 14
Пр-ль: Наступила очередь говорить балерине.
5. Балерина
– С тех пор как я встала на пуанты Вы, обожаемый Балет, наполнили мою жизнь до краёв. С раннего детства каждый день с утра до вечера экзерсисы (упражнения). Балет это бесконечный труд. Я знаю счастье полета и тогда когда порхаю в сольном танце, и тогда когда плету танцевальные кружева в балетных ансамблях. Спасибо великий Балет! И балерина в знак признательности замерла в изящном, глубоком балетном поклоне – реверансе!
Слайд 15
А потом было общее приветствие от всех танцоров Балета, они спели хором балету: «С днем рожденья, тебя! (Кордебалет)
Слайд 16, 17, 18, 19, 20, 21
Пр-ль: А потом приходили еще гости. Художник, пишущий декорации и костюмы, симфонический оркестр и дирижер – которые дают музыке жизнь. Осветитель сцены тоже говорил (это он может сменить в одно мгновенье солнечный день лунной ночью), машинист сцены, который служит в театре волшебником (ему ничего не стоит превратить рыцарский замок в солнечную поляну).
Слайд 22, 23
Пр-ль: А мы зрители и слушатели тоже поздравляем вас от всего сердца! (Звучат аплодисменты).
Вот наш спектакль и подошел к концу! Спасибо всем артистам!