Он пишет сценарий балета языком слова

Cкачать: 5 класс. III четверть. Промежуточный тест по теме "Балет".

5 класс

 Промежуточный
тест по теме «Балет»

1 вариант

1 В каком
музыкальном спектакле нет слов, но выразительные танцевальные движе
ния способны передать самое разнообразное
содержание: от сказки до трагедии, от ро
мантической поэмы до комедии:

А. Опера

Б. Мюзикл

В. Балет

2. Это слово пришло к
нам из Франции и означает оно »остриё» или «точка»:

А. Пуанты

Б. Адажио

В. Увертюра

3.Балетмейстер — это:

А. Постановщик балета

Б. Постановщик танцев

В. Прекрасный исполнитель

4. Родина балета:

А. Франция

Б. Италия

В. Россия

5.Оформление сцены или
спектакля, общий вид места действия:

А. Дивертисмент

Б. Заставка

В. Декорации

6.Оркестровый номер в
балете:

А. Антракт

Б. Увертюра

В. Симфония

7. Много
танцующих в балете
:

А. Вариации

Б. Кордебалет               

В. Пляски

8. Немая игра актёров

А. Апофеоз

Б. Пантомима

В. Эпилог

             
Ответы:

             
; 2А; 3А; 4Б; 5В; 6Б; 7Б; 8Б.

                   
Критерии оценок:

                   
Ошибки: 0-1 = «5»

                 
        2-3 = «4»

                         
4-6 = «3»

                         
7-8 = «2»

2 вариант

1. Вид театрального
искусства, где содержание, мысли и чувства действующих лиц, передаются при
помощи музыки, пантомимы и хореографии:

А.
Концерт

Б.
Балет

В.
Кантата

2.Он
пишет сценарий балета языком слов:

А.
Либреттист

Б.
Пианист

В.
Писатель

3. Жёсткая юбка для танцовщиц в балете:

А. Баркарола

Б. Пачка

В. Пюпитр

4. Неделя- с понедельника, год –с января,
алфавит – с буквы, а балет – с …

А. Буфета

Б. Увертюры

В. Пролога

5. Постановщик танцев:

А. Балетмейстер

Б. Хормейстер

В. Хореограф

6. Медленный, плавный танец в балете:

А. Адажио

Б. Аллегро

В. Престо

7.Последняя сцена балета, в которой
участвуют все исполнители
:

А. Финал

Б. Кода

В. Апофеоз

8. Спектакль на славу удался

    И публика довольна вся.

    Художнику особые овации

    За красочные…

А. Аппликации

Б. Декорации

В. Вариации

        
Ответы:

             
; 2А; 3Б; 4Б; 5В; 6А; 7В; 8Б.

                   
Критерии оценок:

                    Ошибки:
0-1 = «5»

                         
2-3 = «4»

                         
4-6 = «3»

                         
7-8 = «2»

5 класс

Промежуточный тест по теме «Балет»

1 вариант

1. В каком музыкальном спектакле нет слов, но выразительные танцевальные движения способны передать самое разнообразное содержание: от сказки до трагедии, от романтической поэмы до комедии:

А. Опера

Б. Мюзикл

В. Балет

2. Это слово пришло к нам из Франции и означает оно »остриё» или «точка»:

А. Пуанты

Б. Адажио

В. Увертюра

3.Балетмейстер — это:

А. Постановщик балета

Б. Постановщик танцев

В. Прекрасный исполнитель

4. Родина балета:

А. Франция

Б. Италия

В. Россия

5.Оформление сцены или спектакля, общий вид места действия:

А. Дивертисмент

Б. Заставка

В. Декорации

6.Оркестровый номер в балете:

А. Антракт

Б. Увертюра

В. Симфония

7. Много танцующих в балете:

А. Вариации

Б. Кордебалет

В. Пляски

8. Немая игра актёров

А. Апофеоз

Б. Пантомима

В. Эпилог

5 класс

Промежуточный тест по теме «Балет»

2 вариант

1. Вид театрального искусства, где содержание, мысли и чувства действующих лиц, передаются при помощи музыки, пантомимы и хореографии:

А. Концерт

Б. Балет

В. Кантата

2.Он пишет сценарий балета языком слов:

А. Либреттист

Б. Пианист

В. Писатель

3. Жёсткая юбка для танцовщиц в балете:

А. Баркарола

Б. Пачка

В. Пюпитр

4. Неделя- с понедельника, год –с января, алфавит – с буквы, а балет – с …

А. Буфета

Б. Увертюры

В. Пролога

5. Постановщик танцев:

А. Балетмейстер

Б. Хормейстер

В. Хореограф

6. Краткое литературное изложение сюжета балета :

А. Либретто

Б. Увертюра

В. Ария

7.Последняя сцена балета, в которой участвуют все исполнители:

А. Финал

Б. Кода

В. Апофеоз

8. Спектакль на славу удался

И публика довольна вся.

Художнику особые овации

За красочные…

А. Аппликации

Б. Декорации

В. Вариации

Тест «Балет»

1. В каждом вопросе выбери и обведи в кружочек правильный ответ.

Вид театрального искусства, где содержание, мысли

и чувства действующих лиц, передаются при помощи

музыки, пантомимы и хореографии.

Если падеде – это «танец для двоих», то паде

труа…

Как называется обувь балерины?

Балеты «Щелкунчик» и «Лебединое озеро» написал:

Литературная основа муз. спектакля

Ансамбль танцовщиков и танцовщиц, исполняющих

в балете массовые танцевальные номера.

Этот композитор при жизни не написал ни одного

балета, но наши современники поставили балет на

музыку этого композитора

Он пишет сценарий балета языком слов:

Спектакль на славу удался

И публика довольна вся.

Художнику особые овации за красочные…

2. Проверь правильность ответов. Если ответ верный, поставь в правой колонке знак «+»

3. После проверки посчитай количество правильных ответов.

4. Оцени себя.

Если у тебя все ответы верны, то на данном этапе изучения жанра Балет ты достиг

высокого уровня знаний. МОЛОДЕЦ! Можешь смело ставить себе «5»

Если у тебя от 7 до 9 правильных ответов, то это ХОРОШО. Можешь смело ставить себе

«4». Подумай, в чем причина допущенных ошибок, сделай выводы на будущее.

Если у тебя от 5 или 6 правильных ответов, то это НЕХОРОШО. Пока не ставь себе «3».

Подумай, как мы устраним пробелы в твоих знаниях.

Если у тебя меньше 5 правильных ответов, то ничего не остается, как начать изучение

темы заново.

Цель урока: продолжить знакомство с жанром балета
и его происхождением на основе имеющегося музыкально-слухового опыта учащихся.

Задачи.

Образовательные:

— познакомить учащихся с балетной терминологией;

— познакомить учащихся с яркими шедеврами балетного
искусства на примере школы русского балета.

Развивающие:

— развитие у учащихся слуховой культуры, музыкальной
памяти;

— развитие у учащихся навыков речевого диалога, умения
анализировать и делать выводы.

Воспитательные:

— воспитание музыкальной культуры учащихся, как
источника духовно-нравственных взаимоотношений с окружающим миром;

— воспитание патриотизма и уважительного отношения к
культуре своей страны.

Программное обеспечение:

Microsoft Power Point, Microsoft Office, Киностудия
Windows Live, Audacity, CD-ВurnerXP, Real Player.

Техническое обеспечение:

Компьютер, мультимедийный проектор, CD-проигрыватель.

Ход урока

Дети заходят в класс. Звучит настраивающийся
оркестр. При входе детям раздается программка с основными балетными терминами,
определения которым они должны будут дать в конце урока.

Здравствуйте, ребята.

«Театр уж полон, а занавес еще закрыт.
Оркестра звук нестройный перед сценой.
И зритель в предвкушеньи ждет чудес,
Готовый погрузиться в мир искусства»

Ребята! Сегодня я хочу пригласить вас в необычное
путешествие – путешествие по музыкальному театру, которое позволит нам не только
прикоснуться к тайнам театрального искусства, но и приоткрыть некоторые из них.
При входе в класс вы получили программку, как в настоящем театре. Она пригодится
нам в конце урока.

Но прежде, чем мы отправимся в путь, я хочу, чтобы
вы отгадали загадку. У меня в руках находится Черный ящик.

Внимание — вопрос: «Галина Уланова, Майя Плисецкая,
Анастасия Волочкова. В этом ящике лежит то, без чего не могут обойтись эти
женщины». (В черном ящике лежат пуанты).

Совершенно верно. Это пуанты – специальная
обувь (в переводе с французского языка означает «острие, кончик») позволяющая
балерине, стоя на кончиках пальцев, исполнять танцевальные па в балете. Между
прочим, первой балериной, которая стала использовать такую обувь, стала Мария
Тальони. Это событие случилось в 1830 году.

И сегодня мы, ребята, совершая наше путешествие в
театр, познакомимся с жанром «балет».


Вопросы учащимся:

— Кто из вас, ребята, смотрел балет?

— Какие впечатления оставила у вас эта постановка?

— Давайте попробуем дать определение балету.
Начните свое высказывание с фразы «Балет – это…».

А теперь давайте немного пофантазируем и попробуем
предположить – когда мог появиться первый балет? (Дети предполагают)

Безусловно, люди танцевали всегда, еще с древних
времен. Но официально, рождением балета считается день 5 октября 1581 года.
Именно тогда в Париже впервые был разыгран спектакль в танцах. И в этом году
балету – юбилей! Ему исполнилось 430 лет.

Целых 4 столетия прошло с тех пор. Что же за
историческая эпоха сопутствовала этой премьере? Сейчас мы увидим небольшой
фильм, который сделан с помощью ваших одноклассников. А после я задам вам
несколько вопросов. Внимание на экран.

Фильм о рождении балета.

Вопросы учащимся.

— Какие открытия были совершены в эту эпоху?

— Назовите главное достижение человечества, которое
было изобретено в этот исторический период?

— Как называется направление в искусстве 16 века?

— Каким был первый балет?

Конечно, в первых постановках балета не было таких
движений, или па, как это называется сегодня, не было пуантов на ногах у
танцоров и специальных юбок – пачек. И основу этих балетов составляли придворные
бальные танцы такие, как менуэт или куранта.

Менуэт в переводе с французского языка означает
«маленький шаг», изначально это был сельский танец, но за свою грациозность,
величие он стал образцом французского придворного балета.

Представьте себе. 16 век. Дамы в пышных юбках.
Кавалеры в камзолах. Бал. Звучит менуэт.

Дети исполняют танец на музыку «Менуэт» И.С.Баха.

Многие считают балет одним из самых сложных жанров
музыкального искусства. А как вы думаете, ребята, почему? (Потому что там не
звучит ни одного слова и все содержание, все чувства показаны только в движении,
жестах и мимике
)

Конечно, искусство балета претерпело много
изменений, дойдя до наших дней, но неизменным остается то, какой путь приходится
пройти балету, чтобы мы – зрители и слушатели увидели его на сцене театра.

Сегодня вы приглашены на юбилейную премьеру.
Зрительный зал полон. Занавес закрыт. (Слайд со сценой и ложами). А эти
центральные ложи должны занять люди, очень близкие балету, те, кто участвует в
его создании. Давайте вместе понаблюдаем за тем, кто же их займет. (В
презентации на слайде с изображением сцены и зала будут постепенно появляться
эти люди
)

Итак, первую ложу займет АВТОР ЛИБРЕТТО или
сценарист балета. Именно этот человек пишет литературную основу, т.е. сюжетную
линию. А как вы думаете, ребята, откуда черпает идеи, замыслы балетов сценарист?
(Из жизни, из сказок, мифов, истории, литературы). Таким образом,
либреттист пишет сценарий балета языком слов.

А как вы считаете, кто может занять вторую ложу
театрального зала? Какой немаловажный для балета человек? (Композитор)
Совершенно верно. Именно композитор пишет музыку балета языком звуков. А должна
ли быть в этой музыке какая-то особенность? (Да. Она должна быть
танцевальной, а также, соответствовать образам и характерам героев
)

Ребята, а как вы думаете, кто займет одну из
центральных лож? Что за человек выполняет одну из самых важных функций в
постановке балета? (Балетмейстер) Верно. Именно он пишет балет языком
жестов и движений. По-другому его называют хореографом, что в переводе с
греческого означает «тот, кто пишет танец». Конечно, ребята, балетмейстером быть
очень сложно. А как вы думаете, почему? (Потому что его задача создать такой
танец, который поймут без слов
) Верно, главная задача мастера балета сделать
так, чтобы зритель смог разгадать язык тела, загадку танцевальных па, понять их
смысл, ведь ни одно движение в балете не совершается просто так.

Как вы поняли, ребята, создание балета – это очень
кропотливый процесс, требующий от всех – композитора, хореографа и сценариста –
слаженных действий, единства мысли и воображения.

А теперь я предлагаю вам поиграть. Как известно,
смысловые движения, совершаемые без помощи слов, называются ПАНТОМИМОЙ. Вот 3
карточки, на которых написаны названия очень известных балетов (Спящая
красавица, Лебединое озеро, Щелкунчик). Задача водящего изобразить без помощи
слов, только движениями, стараясь приблизить их к балетным па, главных героев
этих произведений. А задача класса – угадать название балета, а потом мы
посмотрим, совпал ли характер движений водящего с настоящими героями этих
произведений. А музыка вам поможет.

Игра «Пантомима» с использованием фрагментов
настоящих балетов.

А кто будет исполнять музыку? (Оркестр под
руководством дирижера
) Совершенно верно. Именно они делают первый вздох
музыкальной премьеры. Оркестр занимает оркестровую яму перед сценой.

Ну что ж, партитура написана. Балетмейстер придумал
танцевальные па. Оркестр занял свои места в оркестровой яме. Но….. кажется,
кого-то не хватает? Без кого не состоится ни одна премьера? (Без артистов
балета – балерин и танцовщиков
). Верно. Изящные движения артистов балета
всегда восхищали любителей балетных постановок. С одной стороны красота и
изящество, парение в воздухе, а с другой стороны, изнурительный труд над сложной
постановкой танца, являются особенностью балетного искусства.

В балете мы видим самые разнообразные танцевальные
номера – сольные, которые носят название «вариации». Ансамблевые, которые
носят разные названия, в зависимости от количества танцоров – па-де-де
(дуэт), па-де-труа (трио).

Просмотр фрагмента из балета «Щелкунчик» —
Па-де-де.

Массовые сцены, которые исполняет коллектив
танцовщиков и носит название «кордебалет»


Просмотр фрагмента из балета «Щелкунчик» — Вальс
цветов.

Несмотря на свою сложность, по сей день БАЛЕТ
является искусством, понятным любому человеку, вне зависимости от положения в
обществе или принадлежности к другой национальности. Ведь язык эмоций, язык
музыки и телодвижений всегда был понятен людям во всем мире.

Галина Уланова, Майя Плисецкая, Николай Цискаридзе,
Марис Лиепа – это лишь несколько имен артистов балета, которые знает весь мир;
артисты, которые отдали свою жизнь в служение великому искусству, имя которому
«БАЛЕТ».

Сегодня мы совершили путешествие в музыкальный
театр и познакомились с жанром балет. Согласны ли вы с тем определением, которое
дали в начале урока? (Да). А что нового вы узнали сегодня о балете?
(Дети отвечают)
Откройте, пожалуйста, программки. Вы видите слова, некоторые
из которых вы услышали впервые. Напишите определение каждого слова. (Проверка
нескольких работ, вслух)

Совершая путешествие в музыкальный театр, мы с вами
были не только зрителями, но и соучастниками этого действия. А чем обычно
заканчивается любое представление? (Аплодисментами). Так давайте же
завершим наше путешествие аплодисментами. (Дети выражают свое отношение к
уроку аплодисментами)


Вручение книги «Энциклопедия музыки».

Видео «Рождение балета» превышает допустимый для
публикации объем, находится у автора.

Приложение

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №17»        

г. Ангарска

Сценарий урока

ОУ:

МБОУ «СОШ №17»

учитель:

Скокнина Оксана Васильевна

предмет:

музыка

класс: 5 а

дата: 07.12.2018

программа:

Музыка Г.П. Сергеева,  Е.Д. Критская 5 класс, «Просвещение», 2017г

тема урока:

«Второе путешествие в  музыкальный театр. Балет»

цели урока:

предметная:

формирование представления о балете;

дать  понятия: Балет, либреттист, танцор, балерина, кордебале́т, сценический костюм, балетмейстер,  вариации, па-де-де, па-де-катр, па-де-труа.

метапредметная:

формирование универсальных учебных действий, посредством работы с текстом, слушания музыки и средствами ИКТ

личностная:

формирование музыкальной  культуры и навыков вокально-хорового пения

формируемые универсальные учебные действия:

познавательные:

участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи

регулятивные:

осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; уметь применять словарь эмоций

коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия

личностные:

формирование мотивации к музыкальному творчеству, целеустремленности и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности музыкально-творческой деятельности учащихся

оборудование:

ПК, экран, учебная доска, карточки, фортепиано, нотки

образовательная технология

технология личностно-ориентированного обучения

методы и приемы:

частично поисковый метод, метод наглядности, работа с текстом, метод музицирования,  соучастия, метод фонопедических упражнений, приемы «Музыкальное приветствие», «Необъявленная тема».

компоненты ИКТ:

демонстрация презентации, видеофрагментов

тип урока:

урок изучения нового материала

структура урока и регламент:

название этапа (элемента) урока

мин.

1.

Организационный момент, мотивация, целеполагание

5

2.

Актуализация знаний

3

3.

Освоение нового материала

20

4.

Закрепление знаний

10

5.

Подведение итогов, рефлексия, домашнее задание

7

информационные источники:

Учебник «Музыка» 5 класс, автор Е.Д. Критская

         Сценарий урока        

Тема урока:  «Второе путешествие в  музыкальный театр. Балет»

Ход  урока

  1. Организационный момент, мотивация, целеполагание

Вход в класс. Музыкальное приветствие

Учитель: Сегодня мы вновь отправляемся в яркий мир музыки, но сначала вы должны отгадать следующие загадки:

Слайд 1

«Меню» в театре составляют

 На весь сезон из разных пьес.

 И только то, в него включают,

Что вызывает интерес?  (репертуар)

Слайд 2

Кто невежливый такой:

Повернулся к нам спиной,

Стал размахивать руками

Прямо в зале перед нами? (дирижёр)

Слайд 3

В нашем театре выступает,

Словно бабочка порхает,

Кружится и вверх взлетает.

Что за чудная картина?

Кто танцует?    (балерина)

Слайд 4

Со звонком он в зал придет,

Место нужное займет.

Посмотрев спектакль хороший

Будет хлопать он в ладоши? (зритель)

Мы отгадали все загадки, и думаю, что вы догадались, о чем сегодня на нашем уроке пойдет речь? (О театре, о балете)        

Тема урока: «Второе путешествие в  музыкальный театр. Балет». Запишите в тетрадь. А теперь давайте определим цели нашего урока.

1) Узнать, что такое балет?

2) Выяснить, кто создает балет,  поистине создавая чудо –  сказочное,  незабываемое, яркое, неповторимое?

3) Познакомиться с  лучшими танцорами и балетмейстерами.

4) Узнать особенности балетного костюма.

  1. Актуализация знаний

На прошлом уроке мы изучали тему «Опера».

Демонстрация видеофрагмента – задания.

  • О каком произведении идёт речь? (Опера «Садко»);
  • Назовите главных героев.
  • Каковы признаки оперы?
  • Как называют исполнителей?
  1. Освоение нового материала — знакомство с балетом

Учитель: объяснение материала, включение учащихся в беседу, демонстрация слайдов презентации.

Учащиеся: восприятие материала, просмотр слайдов, беседа с учителем, фиксация новых знаний в тетради.

Учитель: Кто когда-нибудь видел балет в театре или по телевизору?

-Изучая новую тему, на какие вопросы вы хотели бы найти ответы? (что такое балет, термины балета, танцоры и балерины, композиторы и названия балетов)

— Какие представления о балете вы уже имеете? (балет – это сложный жанр)

Задание №1.

— У вас на столах лежит определение понятия балет. Но, к сожалению, готовясь к уроку, я разрезала его на части. Помогите, пожалуйста, мне собрать его воедино.

— Выполним это задание в парах.

(Дети составляют на партах определение балета)

А теперь, давайте сверим, что у вас получилось. Такое определение мы найдем в музыкальном словаре.

Балет —  вид  сценического искусства,  где  неразрывно связанны между собой музыка и танец.

Запишите определение в тетрадь.

Рассказ учителя о происхождении слова «балет» и истории его появления (презентация).

Слайд 5

Французское слово «ballet» произошло от итальянского balet-to — танец. Французское название и его итальянские корни не случайны. Балет возник в эпоху Возрождения в Италии. Издавна любили там веселые танцевальные сценки, исполнявшиеся на карнавале. Было время, когда этот вид искусства включал не только танцы, но и песенные и разговорные эпизоды. Тогда  он назывался  опера-балет. Постепенно они и превратились в самостоятельные танцевальные спектакли.

Слайд 6

Во  Франции  при  Людовике XIV, был популярен придворный балет. Во дворце Версаль устраивались пышные зрелища, в которых участвовали король, королева и придворные. В современном понимании балет появился только в XVIII веке. Французские балетмейстеры создали специальный язык хореографии, которым пользуются до сих пор.

Слайд7
          Почти триста лет назад балет пришёл из Европы в Россию. Сначала это были придворные спектакли, поставленные иностранными хореографами. Музыке в них не придавалось особого значения. Она считалась только аккомпанементом к танцам. П. И. Чайковский стал новатором в жанре балет. Музыка его 3-х гениальных балетов настолько красива и выразительна, что прекрасно существует и сама по себе, вне театральной сцены, исполняется в концертном зале, по радио и телевидению. Запишите эти балеты – «Спящая красавица», «Лебединое озеро».

— А название 3-его балета вы узнаете, если внимательно послушаете литературный отрывок.

Сначала жил я в сказке,
Что Гофман написал.
Затем  стал музыкальным –
Уже  в балет попал.
Придумал  же Чайковский – 
И я затанцевал!!!
И с дядей  Дроссель Меиром
Был приглашён на бал.
Среди  других игрушек.
Я был не слишком мил: 
Уродлив, непригляден,
Огромный рот, мундир…
И для забавы ради
Колол орехи я, 
Врагами были мыши — 
Солдатики – друзья.
Лишь сердце трепетало:
“Когда же, наконец,
Исчезнут злые чары,
Придёт мышам конец?”
И победить проклятье
Поможет только та,
Чьё сердце отзовётся
На зов любви, добра…

-Назовите имя этой игрушки. (Щелкунчик) 

— Да верно, это балет «Щелкунчик».

Слушание музыки

Видеофрагмент «Щелкунчик». Звучит Битва с мышами из балета «Щелкунчик» — 2 мин.

Ответьте на вопросы:

— Какие музыкально-выразительные средства подсказали, что это балет «Щелкунчик»? (динамика, темп, мелодия)

-Дайте характеристику музыкальному фрагменту, используя словарь эмоций.

— Какое литературное произведение лежит в основе этого балета? (сказка Гофмана)

Давайте прочитаем краткое содержание о балете в учебнике на странице 62.

— Именно этот фрагмент мы и посмотрели. Запишем в тетрадь.

Задание №2.

Теперь мы сможем сказать, кто принимает участие в балетном спектакле и его подготовке?

(Танцор и балерина, группа танцовщиков, симфонический оркестр, дирижёр, композитор)

У вас на столах лежат листочки, соотнесите правильно определения со словами.

Итак, что у нас получилось? Проверим.

Слайд 8

Солист-танцор – артист балетного театра, исполняющий сольную партию (один)

Балерина — артистка балетного театра, исполнительница классических танцев

Кордебале́т  — артисты балета, исполняющие массовые танцевальные номера

Дирижёр – музыкант, который управляет оркестром

Композитор – сочиняет музыку

– Кто помогает сделать спектакль грациозным, выразительным, придумать танцорам яркие выразительные пластические образы? БАЛЕТМЕЙСТЕР.

– Ребята, без кого еще не может обойтись любой спектакль, будь он оперный или балетный? (человек, который пишет либретто, и режиссер)  ЛИБРЕТТИСТ И РЕЖИССЁР

Либретто — это сценарий или сюжет балета. Без либретто не может существовать и состояться балет.

Мы уже знаем участников оперного спектакля. Это…

1.Хор

2.Солисты

3.Дуэты

В балете также могут выступать один, два и более актёров.

Слайд 9

В опере поёт солист, а в балете танцует балерина ВАРИАЦИИ

В опере могут петь дуэтом, а в балете парный танец называется ПА-ДЕ-ДЕ

В опере могут петь трио, а в балете танец троих участников называется ПА-ДЕ-ТРУА

В опере могут петь квартетом, а в балете танец четверых участников называется ПА-ДЕ-КАТР

В опере может участвовать хор, а в балете выступает КОРДЕБАЛЕТ.

Просмотр видеофрагмента о балетном костюме и пуантах

У танцоров и балерин есть специальные костюмы, юбки, которые называются «балетными пачками» и специальная обувь «пуанты». Обратите внимание, это пуанты. Вы сможете их внимательно рассмотреть на перемене.

Балетный костюм – такой, каким мы его знаем и любим, появился не сразу. Балетные спектакли и балетные костюмы прошлых времен были громоздкими и пышными, как праздничный выезд королевской семьи по случаю какого-либо торжества.

Физминутка. И сейчас я приглашаю всех, как танцоры балета  красиво исполнить плавный танец.  Спасибо! У вас отлично получилось!

Русский балет славится уже несколько веков и имена русских балерин, танцовщиков и хореографов известны во всем мире. Сейчас узнаем некоторых из них и запишем в тетрадь.

Я приглашаю ребят, которые подготовили презентации о Николае Цискаридзе, Галине Улановой.

Учащиеся рассказывают о выдающихся танцорах балета.

— Русские композиторы внесли огромный вклад в развитие мирового балетного искусства, создав шедевры.

Запишите в тетрадь названия балетов и их авторов. С. С. Прокофьев «Золушка», И. Ф. Стравинский «Петрушка».

Участие в этих спектаклях принесло балеринам широкую известность и славу, благодаря колоссальному труду, терпению, ежедневным тренировкам.

  1. Закрепление знаний

— Наше путешествие в мир балета подходит к концу. Я предлагаю вам послушать и  разучить песню «Балет» музыка Игоря Николаева,  слова Ильи  Резника, исполняет Алла Пугачева.

Слушание песни. Метод фонопедических упражнений

Учащиеся слушают песню

Вокально-хоровая работа

1. Артикуляционная гимнастика

2.Упражнения на дыхание

3.Вокально-хоровые упражнения

4.Разучиваем 1 куплет и припев

1 куплет

Я снова вижу голубой, далекий свет,

Прекрасным принцем мне является балет,

Он позолоченную туфельку дает

И за собою в мир загадочный ведет.

Припев:

И вот взлетаю, я взлетаю высоко,

Паря над прожитым

Свободно и легко.

И только звезды кружат в небе надо мной,

И только звезды кружат в небе надо мной,

И только музыке подвластна я одной.

Балет, балет, балет,

Души призывный звук.

Балет, балет, балет,

Несбыточный мой друг.

Мой самый ясный взор,

Мой самый легкий вздох.

Балет, ты с давних пор —

Мой Бог, мой Бог.

исполнение учащимися 1 куплета и припева

А теперь давайте проверим всё ли мы знаем о балете. Выдаются карточки с тестом для быстрого опроса фронтально.

Тест по теме «Балет»

1 В каком музыкальном спектакле нет слов, но выразительные танцевальные движения способны передать самое разнообразное содержание:

А. Опера

Б. Мюзикл

В. Балет

2. Это слово пришло к нам из Франции и означает оно «остриё» или «точка»:

А. Пуанты

Б. Адажио

В. Увертюра

3.Балетмейстер — это:

А. Постановщик балета

Б. Постановщик танцев

В. Прекрасный исполнитель

4. Родина балета:

А.Франция

Б. Италия

В. Россия

5. Много танцующих в балете:

А. Вариации

Б. Кордебалет                

В. Пляски

6.Он пишет сценарий балета языком слов:

А. Либреттист

Б. Пианист

В. Писатель

7. Жёсткая юбка для танцовщиц в балете:

А. Баркарола

Б. Пачка

В. Пюпитр

(Ответы: ; 2А; 3А; 4Б; 5Б; 6А; 7Б. Критерии оценок: ошибки: 0-1 = отметка «5»; 2= отметка «4»; 3-4= отметка «3»; 5-6= отметка «2»)

  1. Подведение итогов, рефлексия, домашнее задание

Памятка для самооценки:

Оцени результаты своей работы по шкале в пяти баллах:

  • Я много работал(а) на уроке и отлично понял материал; Могу объяснить — 5 баллов;
  • Я хорошо понял(а)  материал — 4 балла;
  • Я хорошо понял(а) только часть материала. Наверное, я не смогу объяснить все термины — 3 балла.
  • Я понял, но мне надо заново читать материал о музыкальном произведении — 2балла

Поставь баллы в таблицу: «Лист самооценки»

Самооценка

Оценка работы в паре

Оценка учителя (выставляет учитель)

Вывод по уроку:

Балет —  вид  сценического искусства,  где  неразрывно связанны между собой музыка и танец. Французское слово «ballet» произошло от итальянского balet-to — танец. Французское название и его итальянские корни не случайны. Балет возник в эпоху Возрождения в Италии. Принимает участие в балетном спектакле и его подготовке танцор и балерина, группа танцовщиков, симфонический оркестр, дирижёр, композитор. Либретто — это сценарий или сюжет балета.

Помогает сделать спектакль грациозным, выразительным, придумать танцорам яркие выразительные пластические образы балетмейстер, а пишет либретто – либреттист.

Рефлексия:

 «Музыкальный тест»

По окончании урока детям предлагается оценить урок по своеобразной восьмибальной системе: от «ми» до «ми» октавой выше. Нота высоко – значит, урок понравился и всё понятно, нотка низко —  значит, урок не понравился, не разобрался. Нотки учащиеся прикрепляют на нотном стане. Чтобы определить, минорное или мажорное настроение преобладало на уроке. В зависимости от этого штиль нотки смотрит вниз (минорное), если вверх (мажорное).

Домашнее задание.

1.В качестве домашнего задания я предлагаю заполнить сравнительную таблицу музыкальных жанров.

Заполнить таблицу:

Вид деятельности

БАЛЕТ

ОПЕРА

Пение

нет

есть

Музыка

симфонический оркестр

симфонический оркестр

Хореография

есть

Второстепенная роль

Литературная основа спектакля

либретто

либретто

2. Нарисовать афишу к балету П. И. Чайковского «Щелкунчик».

Спасибо за активную работу на уроке!

Технологическая карта к уроку

№ этапа

Дидактическая задача этапа

Содержание этапа

1. Ориентационно–мотивационный этап

Подготовить учащихся к работе на уроке, определить цели и задачи урока, указать на то, что учащихся должны запомнить, мотивация запоминания и длительного сохранения в памяти.

Музыкальное приветствие учителя и учащихся: фиксация  отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку; организация внимания;    внутренняя готовность.  

Ставятся познавательные задачи в виде загадок о новой теме урока. Учащиеся угадывают тему и записывают в тетрадь. Учитель отмечает, что тема является продолжением путешествия в музыкальный театр.  Учащиеся сами ставят цели урока.

2. Операционно-исполнительный этап

Дать учащимся представление о балете, как виде сценического искусства; на основе приобретаемых знаний выработать умения и навыки музицирования, активного слушания и воспроизведения.

Работа над изучаемым материалом.

  1. Объяснение материала, включение учащихся в беседу, демонстрация слайдов презентации. Восприятие материала, просмотр слайдов, беседа с учителем, фиксация новых знаний в тетради.
  2. Работа учащихся в парах с карточками. Учитель  организует работу над выполнением задания, с использованием учебной литературы, презентации, видеоматериалы.  Обучающиеся записывают определения, делают выводы,  решают задания
  3. Слушание музыки. Видеофрагменты и задания к ним.
  4. Физкультминутка
  5.  Выступление учащихся с докладами (презентации)

3.Конструктивно-оценочный этап

Закрепление полученных знаний и умений. Проверка  глубины, понимания учащихся нового материала.

Повторение всего пройденного на уроке материала. Слушание песни. Метод фонопедических упражнений. Учащиеся слушают песню и исполняют. Выполняют экспресс тест о балете. Система контроля: сочетание контроля учителя с самоконтролем («лист самооценки»)

Фронтальный контроль усвоения материала хоровое пение.

4. Рефлексивно-оценочный этап

Сообщение учащимся о домашнем задании,  подведение итогов урока, оценивание и  рефлексия.

Подводя итог урока, учитель еще раз останавливается на основных понятиях темы.  Обучающиеся записывают домашнее задание. Выставляются  оценки в «лист самооценивания». Проводят рефлексию.

Памятка для самооценки:

Оцени результаты своей работы по шкале в пяти баллах:

  • Я много работал на уроке и отлично понял материал; Могу объяснить.-5 баллов;
  • Я хорошо понял материал; -4 балла;
  • Я хорошо понял только часть материала. Наверное, я не смогу определить произведение сам — 3 балла.
  • Я понял, но мне надо заново читать материал о музыкальном произведении — 2балла

Пр-ль: Добрый день! Давайте начнём урок с прослушивания музыки… (Звучит «Танец Феи Драже».)

Узнали? Верно! «Танец Феи Драже» П.И.Чайковского.

Слайд 1

А кто знает, откуда этот танец и что это за жанр у данного произведения?

Да, Балет! А что такое балет?

Балет – это музыкальный спектакль, в котором все действующие лица танцуют.

Слайд 2

История возникновения балета

Пр-ль: Родился балет давно. А случилось это следующим образом.

Глашатай: Дорогие зрители! 15 октября вы приглашены на день рождение. В этот день в 1581 году в Париже был впервые разыгран спектакль в танцах.

Слайд 3

Пр-ль: Так родился балет. Первые балеты выглядели совсем не так как современные и представляли собой отдельные сцены, изображающие войну или быт людей.

Пр-ль: А постольку, поскольку день рождения балета был совсем недавно, 5 октября ему исполнилось 435 лет, давайте и мы поздравим балет с этой знаменательной датой.

Слайд 4, 5

Ребята, давайте поиграем в спектакль! (Роли: либреттист, композитор, балетмейстер, балерина).

Один из вас сыграет роль Балета, он сядет на трон! (Выбираем ученика, который садится на стул лицом ко всему классу).

Как полагается, виновника торжества поздравляют близкие и друзья!

Пр-ль: Пожалуйста, многоуважаемый Балет займите свой трон. Вы сегодня король! Есть желающие поздравить Балет? (Участники спектакля по очереди поздравляют Балет.)

Слайд 6, 7

1. Автор либретто

– Уважаемый Балет! Кто лучше меня знает Вашу необыкновенную любознательность, щедрость вашей души?!

Вы вдохновляетесь сказками, мифами, легендами. Взрослые и дети с удовольствием смотрят на танцующих фей, волшебников, богов.

А ваше увлечение историей! Благодаря вам знаменитые люди всех времён оживают в танце перед восхищенными зрителями.

А ваша литературная образованность! Сколько героев любимых книг вы одарили, согрели своим вниманием.

Уважаемый балет! От всей души желаю вам дальнейшего процветания.

Слайд 8

 2. Композитор

— Дорогой друг Балет! День вашего рождения – большой праздник и для меня. Музыка и танец нужны друг другу, как птице два крыла для полёта. В древности люди пели, играли на своих нехитрых инструментах, танцуя. Вместе появились на свет музыка и танец, вместе идут они по человеческой истории.

Слайд 9, 10, 11, 12

3. Слово балетмейстеру.

– Мой горячо любимый Балет! День Вашего рождения я встречаю как свой собственный. Да и может ли быть иначе? Либреттист пишет сценарий балета языком слов. Композитор пишет музыку балета языком звуков. Я, балетмейстер, сочиняя танцы, пользуюсь языком жестов и движений.

Помню первые шаги балета-малыша в придворных танцах. Вспоминаю уверенные шаги взрослого балета – шаги образцовой, отточенной, можно сказать классической красоты.

Вы, дорогой Балет, никогда не отворачивали своё лицо от жизни. А в жизни люди, когда разговаривают, обычно жестикулируют, всячески помогая себе мимикой, разного рода движениями. Уберите при этом слова – что получится? Пантомима

– Могу ли я умолчать и о том, сколько времени Вы уделяете народному танцу. А ведь каждый народ, как известно, танцует на свой лад.

– Никогда не устану восхищаться Вашими выдающимися качествами, Вашей неувядаемой юностью!

Слайд 13, 14

Пр-ль: Наступила очередь говорить балерине.

5. Балерина

– С тех пор как я встала на пуанты Вы, обожаемый Балет, наполнили мою жизнь до краёв. С раннего детства каждый день с утра до вечера экзерсисы (упражнения). Балет это бесконечный труд. Я знаю счастье полета и тогда когда порхаю в сольном танце, и тогда когда плету танцевальные кружева в балетных ансамблях. Спасибо великий Балет! И балерина в знак признательности замерла в изящном, глубоком балетном поклоне – реверансе!

Слайд 15

А потом было общее приветствие от всех танцоров Балета, они спели хором балету: «С днем рожденья, тебя! (Кордебалет)

Слайд 16, 17, 18, 19, 20, 21

Пр-ль: А потом приходили еще гости. Художник, пишущий декорации и костюмы, симфонический оркестр и дирижер – которые дают музыке жизнь. Осветитель сцены тоже говорил (это он может сменить в одно мгновенье солнечный день лунной ночью), машинист сцены, который служит в театре волшебником (ему ничего не стоит превратить рыцарский замок в солнечную поляну).

Слайд 22, 23

Пр-ль: А мы зрители и слушатели тоже поздравляем вас от всего сердца! (Звучат аплодисменты).

Вот наш спектакль и подошел к концу! Спасибо всем артистам!

Просмотр содержимого документа

«Презентация по слушанию музыки на тему «Балет»»

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Омраченный праздник почему нн
  • Омон праздник поздравления
  • Омон на праздники
  • Омон актеры на праздник
  • Омерзительная восьмерка первоначальный сценарий