Он увидел что ему подарили тип предложения

Тест по русскому языку. Закрепление темы"Типы придаточных в сложноподчинённом предложении". Русский язык, Тесты, 9 класс, Русский язык, Типы придаточных

Тест по теме «Виды придаточных в сложноподчинённом предложении»

1. В каком случае в сложноподчиненном предложении можно выделить придаточное изъяснительное?

1) И тот, что был позади, беспокойно зашмыгал носом.
2) Книга, что мне подарили, оказалась очень интересной.
3) Отвлеченные науки потому и называются отвлеченными, что они отвлекают ваш ум от очевидности.
4) Узнав, что барин приехал, она снова побежала в избу.

2. В каком случае в сложноподчиненном предложении можно выделить придаточное места?

1) Всюду, где живет человек, он оставляет самого себя.
2) Бакланов напряженно смотрел в ту сторону, откуда прозвучал залп.
3) Она спросила, откуда они, не из тех ли уж сторон.
4) На берегу Красильников советовался с товарищами, куда теперь идти.

3. В каком случае в сложноподчиненном предложении можно выделить придаточное условия?

1) Случаются такие благостные минуты, когда человеку хочется помолчать.
2) Маша уже совсем было пошла к двери, когда Шмелев остановил ее.
3) Удавилась бы с тоски, когда бы на нее хоть чуть была похожа.
4) Для него наступило время, когда так легко портится характер.

4. В каком случае в сложноподчиненном предложении можно выделить придаточное образа действия?

1) Как только рассвело, мы отправились в путь.
2) Он обдумает и рассудит, как ему дальше жить.
3) И тихим медленным звоном, как звенят теплые удила усталых коней, отдают шаги уходящих.
4) Наступление шло так, как было предусмотрено в штабе.

5. В каком случае в сложноподчиненном предложении можно выделить придаточное времени?

1) Муза! Ты видишь, как счастливы все.
2) Механик остался сидеть за столом так, как сидел в ожидании посетителя.
3) Никто не знал джунглей так хорошо, как знал он.
4) Как услышал царь-отец, в гневе начал он чудесить и гонца хотел повесить.

6. В каком случае в сложноподчиненном предложении можно выделить придаточное следствия?

1) У самой тропинки росли огромные лесные колокольчики, так что нам не пришлось идти за цветами в глубь леса.
2) Устоять перед этими правилами было невозможно, ибо у этих правил времени нет исключений.
3) Он отставил левую ногу в сторону, чтобы для удара был упор.
4) Даже специалисты забывают язык, если не тренируются.

7. В каком случае в сложноподчиненном предложении можно выделить придаточное причины?

1) Раз сравнялись они с этими юными существами, значит, не старые они.
2) Каретников постарался захватить руку покрепче, чтобы не выскользнула из пальцев.
3) Сколько он ни справлялся в городе на почте, ничего не было на имя Алмазова.
4) Поскольку участок оказался сильно заболоченным, пришлось срочно приняться за его осушку.

8. Какие типы придаточных есть в следующем предложении?

Вот в этом и заключается традиция Толстого, воспитанного на традициях той зрелой русской литературы, которая уже существовала до него и величие которой он умножил и поднял на такую высоту, до которой надо всем нам тянуться и тянуться, чтобы заглянуть в её беспредельные глубины. (В. Астафьев)

1) цели
2) изъяснительное
3) причины
4) определительное

9. Какие типы придаточных есть в следующем предложении?

Но почти всегда случалось так, что люди, о которых говорил он дурно, с радостью встречали Христа и его друзей, окружали их вниманием и любовью и становились верующими, а денежный ящик Иуды делался так полон, что трудно было его нести. (Л. Андреев)

1) определительное
2) изъяснительное
3) меры и степени, образа действия
4) цели

10. Какие типы придаточных есть в следующем предложении?

В продолжение всего лета он раза два-три в неделю приезжал к нам, и я привыкла к нему так, что, когда он долго не приезжал, мне казалось неловко жить одной, и я сердилась на него и находила, что он дурно поступает, оставляя меня. (Л. Толстой)

1) сравнительное, времени, изъяснительное
2) меры и степени и образа действия; времени, изъяснительное
3) причины, условия, изъяснительное
4) меры и степени и образа действия, места, определительное

11. Выберите неправильный вариант характеристики придаточного предложения.

1) Люди выдумывали себе пороки, лишь бы не прослыть пресными (придаточное цели).
2) Хороши летние туманные дни, хотя охотники их не любят (придаточное определительное).
3) Кругом рвались снаряды, так что всем было не до него (придаточное следствия).
4) Фельдшер вышел во двор поглядеть, не уехал ли Калашников на его лошади (придаточное изъяснительное).

12. Выберите правильный вариант характеристики придаточного предложения.

1) Очевидно, это было то место, где шоссе обрывалось над рекой у сожженного моста (придаточное места).
2) Началась та чудная пора, когда природа, пробудясь ото сна, начинает жить полной жизнью (придаточное времени).
3) Когда вы согласились, так уже нельзя вам отказываться (придаточное условия).
4) Иногда и не заметит человек первого седого волоса, как не замечает порой первого желтого листа (придаточное образа действия).

13. Выберите правильный вариант характеристики придаточного предложения.

1) Мы не просидели и четверти часа, так как сторож попросил выйти на улицу (придаточное цели).
2) Глядела я, как мчатся сани, и слушала язык родной (придаточное образа действия).
3) И хотя в камнях ничего не было чужого, угрюмого, они ему показались недобрыми, могильными (придаточное условия).
4) Она ловко кружилась на одном месте, так что получалось нечто вроде вальса (придаточное следствия).

14. Выберите неправильный вариант характеристики придаточного предложения.

1) Коли ты в самом деле желаешь мне добра, так отпусти в Оренбург (придаточное времени).
2) Незнакомец не рассматривал нас так, как рассматривали мы его (придаточное образа действия).
3) Бывали мгновенья, когда он решительно воскресал духом (придаточное определительное).
4) Скажи мне, ветка Палестины, где ты росла, где ты цвела (придаточные изъяснительные).
  

1. 4)
2. 1)
3. 3)
4. 4)
5. 4)
6. 1)
7. 4)
8. 1), 4)
9. 1), 3)
10. 2)
11. 2)
12. 3)
13. 4)
14. 1)

вернуться на стр. «Синтаксический разбор«, перейти на стр. «Предложение в таблицах», «Пунктуация в таблицах»

Можно подставить личное местоимение в И.п.
я, вы, мы, ты — Определенно-личное (Сейчас зайду. Сейчас (я) зайду Идите в баню.(Вы) идите в баню.
они — Неопределенно-личное  (В дверь постучали. (Они) в дверь постучали. Здесь его не ждали. Здесь (они) его не ждали)
Обобщенно-личное (субъект действия мыслится как обобщенное лицо): На чужой роток (ты) не накинешь платок. Ты = любой человек. Цыплят (они) по осени считают. Они = любой человек.
Нельзя подставить личное местоимение в И.п.
Безличное Светает все более.  (Он) светает все более. Не спится мне. Кто не спится?  Сказуемое не сочетается с И.п. Долго петь и звенеть пурге. Петь и звенеть не сочетается с И.п. В этот час совсем было тихо.Что было тихо? Мною пройдено дорог немало. Пройдено не сочетается с И.п. Есть «действующее лицо в И.п.» = подлежащее, но оно не действует
Назывное: Темная ночь. Какое великолепие и спокойствие! Чудная картина.
Определённо-личные предложения – это односоставные предложения с главным членом — сказуемым, которое выражено личной формой глагола в форме 1 или 2 л. или глаголом в повелительном наклонении. Лицо определено: это всегда или говорящий, или собеседник.
Неопределённо-личные предложения – это односоставные предложения с главным членом — сказуемым, которое выражено глаголом в форме 3 л. мн.ч. в настоящем или будущем времени или в форме мн.ч. в прошедшем времени. Лицо не определено: действие совершается кем-то неопределённым.
Обобщённо-личные предложения – это односоставные предложения с главным членом — сказуемым, стоящим в форме 2 л. ед.ч. или 3 л. мн.ч. в настоящем или будущем времен либо в форме 2 л. ед. или мн.ч. повелительного наклонения. В обобщённо-личных предложениях лицо выступает в обобщённом виде: все, многие, а действие представлено как обычное, совершаемое всегда. Такие предложения выражаю коллективный опыт народа в целом, отражают устойчивые, общепринятые понятия.
Безличные предложения – это односоставные предложения с главным членом — сказуемым, стоящим в форме 3 л. ед.ч. настоящего или будущего времени или в форме ср.р. прошедшего времени.
Назывные предложения – это односоставные предложения с главным членом – подлежащим. В назывных предложениях сообщается о существовании какого-либо предмета, явления или выражается эмоционально-оценочное отношение к нему.

Остались вопросы — задай в обсуждениях https://vk.com/board41801109
Усвоил тему — поделись с друзьями.
Тест на тему «Простое предложение»

Тест на тему «Односоставное предложение»

#обсуждения_русский_язык_без_проблем
вернуться на стр. «Синтаксический разбор«, перейти на стр. «Предложение в таблицах», «Пунктуация в таблицах«

Придаточное изъяснительное предложение — это зависимое предложение, которые поясняет сказуемое в главной части и отвечают на вопросы косвенных падежей.

Узнаем, что такое придаточное изъяснительное предложение, если выясним, что в некоторых сложноподчиненных предложениях требуется дополнительное пояснение слов главной части, имеющих значение речи, мысли, чувства или состояния. Приведем примеры сложноподчиненных предложений с придаточным изъяснительным из художественной литературы.

Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными

В составе сложноподчиненного предложения может быть придаточное изъяснительное предложение, особенность которого заключается в том, что оно относится к тем членам главного предложения, которые нуждаются в распространении, требуют дополнительных разъяснений или пояснений. Без такого распространения главное предложение окажется незаконченным по смыслу, то есть оно не содержит полноценного сообщения.

Придаточное изъяснительное

Чаще всего придаточным изъяснительным дополняется сказуемое в главном предложении, например:

Хозяйка, хлопочущая у печи, не слышала, как позади чуть скрипнула дверь.

Придаточное изъяснительное относится к глаголу-сказуемому «не слышала», который нуждается в пояснении: не слышала (чего?), то есть при этом глаголе обязательно должно быть дополнение (не слышала стука, скрипа и пр.). Содержание придаточной части восполняет отсутствие этого второстепенного члена предложения, без которого главное предложение является незаконченным по смыслу сообщением:

Хозяйка не слышала…

Так и напрашивается вопрос чего?

В сложноподчиненных предложениях с придаточным изъяснительным слова, к которым оно присоединяется, имеют значение речи, мысли, восприятия, чувства, состояния:

  • говорить, сказать, сообщить, возразить, объявить, просить, отвечать;
  •  понимать, думать, предполагать, придумать, решать, задумать, размышлять;
  • видеть, слышать, замечать, смотреть, чувствовать;
  • радоваться, сердиться, горевать, печалиться, обидеться, расстроиться;
  • надо, видно, жаль, странно, удивительно, совестно, известно, понятно, важно, хорошо. 

Схема сложноподчиненного предложения с придаточным изъяснительным

Чаще всего это глаголы, краткие прилагательные (рад, виноват, доволен, согласен, обижен, сердит и пр.) и предикативные наречия (слова категории состояния). Все эти слова главного предложения связываются с придаточным изъяснительным с помощью подчинительных союзов (что, чтобы, как, будто, ли) и союзных слов (кто, что, где, когда, сколько, куда, как, зачем и пр.).

Зависимое изъяснительное предложение отвечает на вопросы всех косвенных падежей, например:

За работой мы не замечали (чего?), как быстро прошло время.

Я с интересом читаю Чехова и удивляюсь (чему?), как писатель всё лаконично, просто и с юмором всё изложил.

Даже сквозь стены слышно (что?), как гудит ветер в проводах.

Мы стоим на вершине горы и оттуда любуемся (чем?), как в лазурном заливе плывут белые парусники.

Временами я совсем забывал (о чём?), к кому и зачем я еду.

К словам со значением речи, мысли и чувства в главном предложении может относиться указательное местоимение (тот, та, то, те), к которому в таком случае присоединяется придаточное изъяснительное, например:

Всё-таки мне следует подумать о том (о чём?), чтобы не заблудиться в этом малознакомом лесу.

Мне достаточно было того, что я  узнал эту новость от вас.

Схематично представим это в виде записи:

…глагол + то, что (чтобы и пр.)

Не путаем такие сложноподчиненные предложения с придаточным изъяснительным со сложными предложениями с определительной частью.

Видеоурок

Примеры предложений

Мы знали, что Петька принёс всего двух худых карасей, но молчали (К. Паустовский).

Девочки, глядя на него, сразу сообразили, что это, должно быть, очень умный и учёный человек (А. Чехов).

Яков открыл глаза, вопрошающим взглядом обвёл всех кругом и увидел, что победа была его (И. Тургенев).

Трудно было понять, чем это огонь так привлекал лягушку (К. Паустовский).

Книга дает то, что было, а не то, что могло быть (Николай Островский).

Все как будто ждали, не будет ли он ещё петь (И. Тургенев).

Я горд тем, что родился русским (В. Попов).

Маленький костёр ярко горел перед ними, и они понемногу подбрасывали в него сучья, заботясь о том, чтобы огонь все время горел ровно и не давал дыму (Максим Горький).

Очевидно, что это место давно понравилось моему дедушке и он засадил его деревьями (С. Аксаков).

В бинокль было видно, как серый дым застилал виноградники и деревья, как суетились серо-голубые фигурки (В. С. Гроссман).

Я мысленно представляю себе, как покрываются асфальтом и бетоном улицы моего городка (Н. Островский).

Мы хотим, чтобы радость вошла в каждый дом (Юрий Каменецкий).

Смотри, как роща зеленеет, палящим солнцем облита (Ф. Тютчев).

Я стал дожидаться, скоро ли солнышко встанет (И. Никитин).

 Виды придаточных предложений

 1. Определительные (в том числе местоименно-определительные)

Отвечают на вопросы какой? чей? кто именно? что именно? и относятся к существительному или местоимению в главной части; присоединяются чаще всего при помощи союзных слов какой, который, чей, где и др. и союзов что, чтобы, будто и др.

 Родные места, где я вырос, навсегда останутся в моем сердце; Тот, кто ничего не делает, ничего не достигнет; Она посмотрела с таким видом, что все замолчали.

 2. Изъяснительные

 Отвечают на вопросы косвенных падежей и относятся обычно к сказуемому в главной части; присоединяются при помощи союзов что, чтобы, будто, ли, если бы и др. и союзных слов где, куда, сколько, который и др.

Скоро я понял, что заблудился; Ему казалось, будто все вокруг радовались его счастью.

3. Обстоятельственные:

 • образа действия, меры и степени

 Отвечают на вопросы  как? каким образом? в какой мере? в какой степени? насколько? и относятся обычно к одному слову в главном предложении; присоединяются при помощи союзов что, чтобы, словно, точно и союзных слов как, насколько, сколько.

  Мы так устали, что не могли идти дальше.

 • времени

 Отвечают на вопросы  когда? с какого времени? до какого времени? как долго? и относятся обычно ко всему главному предложению; присоединяются при помощи союзов когда, пока, как, в то время как, по мере того как, покамест, покуда, после того как, едва, с тех пор как, лишь, чуть, прежде чем, как только, лишь только, только что, только лишь, только чуть, раньше чем, перед тем как.

 Пока дождь не прекратится, придется сидеть дома.

 • места

  Отвечают на вопросы  где? куда? откуда? и относятся обычно ко всему главному предложению; присоединяются при помощи союзных слов где, куда, откуда.

 На фольклорную практику едут туда, где еще живы народные традиции песни, сказа.

 • цели

 Отвечают на вопросы  зачем? с какой целью? и относятся обычно ко всему главному предложению; присоединяются при помощи союзов чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы, дабы, лишь бы, да, только бы.

 Чтобы не заблудиться, мы вышли на тропинку.

 • причины

 Отвечают на вопросы  почему? отчего? по какой причине? и относятся обычно ко всему главному предложению; присоединяются при помощи союзов потому что, оттого что, вследствие того что, благодаря тому что, в силу того что, из-за того что, затем что, так как, ибо, благо, поскольку, в связи с тем что, тем более что.

 Оттого что свеча горела слабо, в комнате было почти темно.

 • условия

 Отвечают на вопрос  при каком условии? и относятся обычно ко всему главному предложению; присоединяются при помощи союзов если, ежели, когда, коли, кабы, как, раз, как скоро, ли … ли.

 Если в течение суток погода не улучшится, поход придется перенести.

 • уступки

 Отвечают на вопросы  несмотря на что? вопреки чему? и относятся обычно ко всему главному предложению; присоединяются при помощи союзов хотя, несмотря на то что, невзирая на то что, пусть и сочетания местоименных слов с частицей ни как ни, куда ни, сколько ни, где ни.

 Несмотря на то что было уже далеко за полночь, гости не расходились; Как ни гни дерево, оно все вверх растет.

 • сравнения

  Отвечают на вопросы  как что? как кто? чем что? чем кто? и относятся обычно ко всему главному предложению; присоединяются при помощи союзов как, подобно тому как, словно, будто, точно, как будто, как если бы, что.

 Ветви березы тянутся к солнцу, как будто протягивают ему свои руки.

 • следствия

  Отвечают на вопросы вследствие чего что произошло? что из этого следует? и относятся обычно ко всему главному предложению; присоединяются при помощи союза так что.

 Лето было не очень жаркое, так что урожай грибов должен быть хорошим.

ЗАПОМНИТЕ: главным для определения типа придаточных предложений является смысловой вопрос.  

Алгоритм определения вида придаточного предложения

1. Определите главную часть сложноподчинённого предложения.

2. Определите опорное слово в главной части (если оно есть).

3. Задайте вопрос от главной части к придаточному предложению:

     а) от содержания главной части в целом;

     б) от сказуемого в главной части;

     в) от существительного или местоимения в главной части;

     г) невозможно задать вопрос к придаточному (при присоединительных и сопоставительных).

4. Укажите средства связи в придаточной части (союзы или союзные слова).

5. Назовите вид придаточного предложения.

Упражнения по теме «Типы придаточных в сложноподчинённом предложении»

Упражнение 1. Спишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Составьте схемы предложений, укажите вид придаточных.

1) Я спр.сила у кукушки сколько лет я прож.ву. 2) Глаз не свожу с г_ризонта где м_тели пляшут чардаш. 3) К_залось мне что туча с тучей сш_бётся где(то) (в)вышине… 4) Тот кого учитлем сч_таю как тень прошёл и тени (не)оставил. 5) И (не)похожа на полёт похо_ка медле(н, нн)ая эта как(будто) под ногами плот а (не)кв_дратики п_рке-та. 6) Бывало я (с)утра молчу о том что сон мне пел. 7) Когда я называю по пр_вычке моих друзей з_ветных имена всегда на этой стра(н, нн)ой пер_кличке мне отв_чает только тишна. 8) Когда б вы знали из какого сора р_стут стихи (не)ведая стыда как ж_лтый одуванчик у забора как л_пухи и л_беда.

Упражнение 2. Спишите предложения, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Определите вид придаточных.

1) Всё было готово когда в конце к_ридора повилась зн_комая сутуловатая ф_гура учителя. 2) Касьян быстро закрыл глаза рукой и не шев_льнулся пока я не зар_дил ружья и не поднял к_ростеля. 3) Покамест слуги упр_влялись и возились г_сподин отправился в общую залу. 4) В то время как она выходила из гости(н, нн)ой в п_редней послышался звонок. 5) Лягу спать и ш_пчу стихи закрыв глаза пока не засну. 6) Дверь была з_крыта но отврилась легко едва он нажал. 7) Перед тем как изл_жить на бумаге свои воспом_нания Репин ра(с, сс)казывал их неск_льким людям — мне моей семье случайным г_стям. 8) Когда на море вздымается волна то слышен (н_)шум пр_боя а хрустенье льда и ш_рох ос_дающего снега.

Упражнение 3. Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки. Проанализируйте сложноподчинённые предложения: выделите грамматические основы, определите главную и придаточную часть. По вопросу и союзу (или союзному слову) определите вид придаточного.

1) Ветры дуют (н..)так, как хотят к..рабли. 2) Чем больше кошку глад..шь, тем больше она горб подымает. 3) На то и щука, чтоб к..рась (н..) др..мал. 4) Что (бы) сохранить тайну от вр..гов, сохрани её от друзей. 5) Если за день (н..) чему (н..) науч..шься, значит, весь день шёл (на) зад. 6) (Н..) стыдно молчать, коли (не) чего сказать. 7) Как аукнется, так и откликнется. 8) Хорошо смеётся тот, кто смеётся последним.

Тест по теме «Виды придаточных в сложноподчинённом предложении»

1. В каком случае в сложноподчиненном предложении можно выделить придаточное изъяснительное?

1) И тот, что был позади, беспокойно зашмыгал носом.
2) Книга, что мне подарили, оказалась очень интересной.
3) Отвлеченные науки потому и называются отвлеченными, что они отвлекают ваш ум от очевидности.
4) Узнав, что барин приехал, она снова побежала в избу.

2. В каком случае в сложноподчиненном предложении можно выделить придаточное места?

1) Всюду, где живет человек, он оставляет самого себя.
2) Бакланов напряженно смотрел в ту сторону, откуда прозвучал залп.
3) Она спросила, откуда они, не из тех ли уж сторон.
4) На берегу Красильников советовался с товарищами, куда теперь идти.

3. В каком случае в сложноподчиненном предложении можно выделить придаточное условия?

1) Случаются такие благостные минуты, когда человеку хочется помолчать.
2) Маша уже совсем было пошла к двери, когда Шмелев остановил ее.
3) Удавилась бы с тоски, когда бы на нее хоть чуть была похожа.
4) Для него наступило время, когда так легко портится характер.

4. В каком случае в сложноподчиненном предложении можно выделить придаточное образа действия?

1) Как только рассвело, мы отправились в путь.
2) Он обдумает и рассудит, как ему дальше жить.
3) И тихим медленным звоном, как звенят теплые удила усталых коней, отдают шаги уходящих.
4) Наступление шло так, как было предусмотрено в штабе.

5. В каком случае в сложноподчиненном предложении можно выделить придаточное времени?

1) Муза! Ты видишь, как счастливы все.
2) Механик остался сидеть за столом так, как сидел в ожидании посетителя.
3) Никто не знал джунглей так хорошо, как знал он.
4) Как услышал царь-отец, в гневе начал он чудесить и гонца хотел повесить.

6. В каком случае в сложноподчиненном предложении можно выделить придаточное следствия?

1) У самой тропинки росли огромные лесные колокольчики, так что нам не пришлось идти за цветами в глубь леса.
2) Устоять перед этими правилами было невозможно, ибо у этих правил времени нет исключений.
3) Он отставил левую ногу в сторону, чтобы для удара был упор.
4) Даже специалисты забывают язык, если не тренируются.

7. В каком случае в сложноподчиненном предложении можно выделить придаточное причины?

1) Раз сравнялись они с этими юными существами, значит, не старые они.
2) Каретников постарался захватить руку покрепче, чтобы не выскользнула из пальцев.
3) Сколько он ни справлялся в городе на почте, ничего не было на имя Алмазова.
4) Поскольку участок оказался сильно заболоченным, пришлось срочно приняться за его осушку.

8. Какие типы придаточных есть в следующем предложении?

Вот в этом и заключается традиция Толстого, воспитанного на традициях той зрелой русской литературы, которая уже существовала до него и величие которой он умножил и поднял на такую высоту, до которой надо всем нам тянуться и тянуться, чтобы заглянуть в её беспредельные глубины. (В. Астафьев)

1) цели
2) изъяснительное
3) причины
4) определительное

9. Какие типы придаточных есть в следующем предложении?

Но почти всегда случалось так, что люди, о которых говорил он дурно, с радостью встречали Христа и его друзей, окружали их вниманием и любовью и становились верующими, а денежный ящик Иуды делался так полон, что трудно было его нести. (Л. Андреев)

1) определительное
2) изъяснительное
3) меры и степени, образа действия
4) цели

10. Какие типы придаточных есть в следующем предложении?

В продолжение всего лета он раза два-три в неделю приезжал к нам, и я привыкла к нему так, что, когда он долго не приезжал, мне казалось неловко жить одной, и я сердилась на него и находила, что он дурно поступает, оставляя меня. (Л. Толстой)

1) сравнительное, времени, изъяснительное
2) меры и степени и образа действия; времени, изъяснительное
3) причины, условия, изъяснительное
4) меры и степени и образа действия, места, определительное

11. Выберите неправильный вариант характеристики придаточного предложения.

1) Люди выдумывали себе пороки, лишь бы не прослыть пресными (придаточное цели).
2) Хороши летние туманные дни, хотя охотники их не любят (придаточное определительное).
3) Кругом рвались снаряды, так что всем было не до него (придаточное следствия).
4) Фельдшер вышел во двор поглядеть, не уехал ли Калашников на его лошади (придаточное изъяснительное).

12. Выберите правильный вариант характеристики придаточного предложения.

1) Очевидно, это было то место, где шоссе обрывалось над рекой у сожженного моста (придаточное места).
2) Началась та чудная пора, когда природа, пробудясь ото сна, начинает жить полной жизнью (придаточное времени).
3) Когда вы согласились, так уже нельзя вам отказываться (придаточное условия).
4) Иногда и не заметит человек первого седого волоса, как не замечает порой первого желтого листа (придаточное образа действия).

13. Выберите правильный вариант характеристики придаточного предложения.

1) Мы не просидели и четверти часа, так как сторож попросил выйти на улицу (придаточное цели).
2) Глядела я, как мчатся сани, и слушала язык родной (придаточное образа действия).
3) И хотя в камнях ничего не было чужого, угрюмого, они ему показались недобрыми, могильными (придаточное условия).
4) Она ловко кружилась на одном месте, так что получалось нечто вроде вальса (придаточное следствия).

14. Выберите неправильный вариант характеристики придаточного предложения.

1) Коли ты в самом деле желаешь мне добра, так отпусти в Оренбург (придаточное времени).
2) Незнакомец не рассматривал нас так, как рассматривали мы его (придаточное образа действия).
3) Бывали мгновенья, когда он решительно воскресал духом (придаточное определительное).
4) Скажи мне, ветка Палестины, где ты росла, где ты цвела (придаточные изъяснительные).

Виды придаточных в сложноподчиненном предложении (ответы)

1. 4)
2. 1)
3. 3)
4. 4)
5. 4)
6. 1)
7. 4)
8. 1), 4)
9. 1), 3)
10. 2)
11. 2)
12. 3)
13. 4)
14. 1)

Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными

Придаточные изъяснительные отвечают на падежные вопросы и поясняют слова главной части сложноподчинённого предложения.

Лексическое значение этих слов таково, что они нуждаются в дополнительном разъяснении: подумал — о чём?, жду — чего?,

Например: Ты  говоришь (что?), что  опять тёплой дождёмся весны. (А. Фет) Я считаю (что?), что лес — прекрасное выражение силы природы и самый ясный образчик её совершенства. (К. Паустовский) Я горожанка. Я росла, не зная (чего?), как тонет в реках медленный закат. (Ю. Друнина) Только теперь мне стало ясно (что?), зачем они собирали дрова. (В. Арсеньев)

Без придаточного изъяснительного такие предложения были бы неполными, не законченными в смысловом и грамматическом отношении.

Сравните: Я считаю. Мы с другом условились. По внешнему виду можно предположить.

В качестве поясняемых выступают слова разных частей речи, обозначающие мысли, чувства, восприятия человека, его речь:

глаголы: сказать, ответить, говорить, сообщить, спросить, думать, видеть, чувствовать, ощущать, гордиться и др.;

прилагательные: рад, доволен, уверен, убеждён и др.;

наречия и слова состояния: надо, жаль, нельзя, желательно, страшно, ясно, понятно, известно и др.;

существительные: сообщение, вопрос, мысль, известие, забота, разговор, вера и др.

Например: Но читаю в испуганном взоре, что ты помнишь и любишь меня. (А. Блок) Он сказал это и почувствовал, как у него холодеет лицо. (К. Паустовский)

Кроме того, пояснения в предложении требуют и некоторые фразеологизмы: проявить заботу, дать слово, высказать предположение, подать знак и др.

Изъяснительная придаточная часть выполняет в сложноподчиненном предложении ту же роль, что и многие дополнения в простом предложении.

Сравните: Он сообщил о своем зачислении в университет. (Глагол сообщил распространяется дополнением о зачислении.) Он сообщил, что его зачислили в университет. (Глагол сообщил в главной части распространяется придаточным изъяснительным что его зачислили в университет.)

Придаточное изъяснительное присоединяется к главной части с помощью союзов и союзных слов.

Таблица союзных слов

 

Например: Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо (В. Маяковский) — средство связи — союз чтоб.

Я не знаю, хочу ли я идти с ними — средство связи — союз ли, который, подобно сочинительным союзам же, тоже, также, стоит не в начале части.

Говорили, что будто бы он пристрастился коллекционировать курительные трубки. (А. Н. Толстой) — средство связи — составной союз что будто бы.

Один бог разве мог сказать, какой был характер у Манилова (Н. В. Гоголь) — средство связи — союзное слово какой, входящее в состав сказуемого.

Грустно видеть, когда юноша теряет лучшие свои надежды и мечты… (М. Ю. Лермонтов) — средство связи — союз когда.

Придаточные с союзом что содержат сообщение о реально существующем факте.

Например: Лев Николаевич прочел мне коротенькое стихотворение. Но при этом подчеркнул, что автор не он (Ард.); Мне невольно пришло на мысль, что я слышал тот же голос (Л.); Пусть душу согреет сознанье, что ни на шаг, ни на миг в суровые дни испытанья не сдали позиций своих (Исак.); Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна (Кр.); Я счастлив, что я этой силы частица, что общие даже слезы из глаз (М.).

Придаточные изъяснительные с что, относящиеся к именам существительным, раскрывают внутреннее содержание предмета и потому приближаются к определительным придаточным предложениям.

Придаточные определительные (они присоединяются союзным словом что), в отличие от придаточных изъяснительных (они присоединяются союзом что), допускают замену союзного слова что союзным словом который.

Сравните: И вечером весть, что (подстановка слова которая невозможна) приехала я, в Москве уже многие знали (Н.); но: Весть, что (которая) обрадовала меня, в Москве уже многим была известна. Это относится и к придаточным с некоторыми другими союзами, например чтобы и др.

Близко по значению к союзу что союз как, употребляющийся только при словах, обозначающих восприятие или мыслительную деятельность.

Например: Помню, как стоял на узкой уличке (Чак.); Я видел, как в свинцовой воде отражался тусклый силуэт транспорта (Пауст.).

Союзы будто, как будто, словно, будто бы, как бы, в отличие от союзов что, как, вносят в придаточную часть оттенок предположительности, неуверенности в сообщаемом факте.

Например: Не могу согласиться, будто Степан Михайлович Багров (в описании его «Доброго дня») «заслоняется несколько описанием природы…» (Акс.); Ей снится, будто бы она идет по снеговой поляне (П.).

Содержание придаточных с союзом чтобы (чтоб) представляется не как нечто реальное, а как желательное или нежелательное.

Например: Аркадий Николаевич любил, чтобы у него елка выходила на славу, и всегда приглашал к ней оркестр Рябова (Купр.); Я не хочу, чтоб свет узнал мою таинственную повесть (Л.).

Союз если бы вносит в придаточную часть оттенок условия.

Например: Не плохо было бы, если бы он вернулся рано.

Союз ли, употребляемый после знаменательного слова, указывает на предположение с оттенком неуверенности и раскрывает содержание косвенного или прямого вопроса. Союз ли ставится в придаточной части не в начале, а после первого слова.

Например: Неизвестно (что?), был ли он дома. Вы спрашиваете, знал ли я Шмидта до его речи на кладбище? Нет, не знал (Пауст.); Не знаю, походил ли водопад на зверя, но он действительно был красив (Чак.).

Союз пока вносит временной оттенок значения.

Например: Где-то рядом разорвался снаряд, и водитель, не дожидаясь, пока солдат вылезет из-под машины, дал газ (Кож.).

Придаточные изъяснительные относятся к одному слову в главной части — глаголу, краткому прилагательному, наречию, отглагольному существительному со значением речи, мысли, чувства, восприятия – и обычно находятся за тем словом в главной части, к которому относится, но изредка, преимущественно в разговорной речи, она может располагаться и перед главной частью.

Например: Я обрадовался / выразил удивление / был рад, что он пришел. Хорошо, что он пришел. [   ], (что   ).

Что он не придет, мне было ясно сразу. Что волки жадны, всякий знает. (И. Крылов) (Что   ), [   ].

В последних двух предложениях порядок расположения главной и придаточной части сложноподчинённого предложения нарушается для того, чтобы усилить внимание к информации, передаваемой придаточной частью.

В главной части может находиться указательное слово то в разных падежных формах: Я был рад тому, что он пришел. В этом предложении слово тому может быть опущено, поэтому придаточное относится к прилагательному рад.

Однако в некоторых сложноподчинённых предложениях с придаточными изъяснительными указательное слово в главной части является обязательным компонентом структуры предложения.

Например: Все началось с того, что вернулся отец.

Такие придаточные относятся именно к указательному слову, в качестве которого может выступать только слово то. Эта особенность сближает такие предложения с местоименно-определительными, использование же союза, а не союзного слова позволяет отнести их к изъяснительным.

Сложноподчинёнными предложениями с придаточными изъяснительными передаётся косвенная речь.

Например:  Я им объяснил, что я офицер, еду в действующий отряд по казённой надобности. (М. Лермонтов) Верочка сказала, что не хочет чаю, и ушла в свою комнату. (Н. Чернышевский)

Если чужая речь — вопросительное предложение, то при преобразовании её в косвенную используются союзные слова (если вопрос оформлен вопросительным словом) или союз ли (если вопрос не содержит вопросительного слова).

В конце предложения с косвенным вопросом не ставится вопросительный знак.

Например:  1) «Кто этот человек?» — спросил я дежурную. (К. Паустовский) — Я спросил у дежурной, кто этот человек. 2) Я спрашиваю старика, сидящего у печи: «Это твой внук?» (К. Симонов) — Я спрашиваю у старика, сидящего у печи, его ли это внук

Разграничение придаточных определительных и придаточных изъяснительных

 Определённые трудности вызывает разграничение придаточных определительных и придаточных изъяснительных, которые относятся к существительному.

Следует помнить, что придаточные определительные зависят от существительного как части речи (для них не важно значение определяемого существительного), отвечают на вопрос какой?, указывают на признак того предмета, который назван определяемым существительным, и присоединяются к главному только союзными словами.

Придаточные изъяснительные зависят от существительного не как части речи, а как от слова с определённым значением (речи, мысли, чувства, восприятия), кроме вопроса какой? (а его всегда можно задать от существительного к любому зависящему от него слову или предложению) к ним можно задать и падежный вопрос, они раскрывают (изъясняют) содержание речи, мысли, чувства, восприятия и присоединяются к главному союзами и союзными словами. (Придаточное, присоединяемое к главному союзами и союзом-частицей ли, может быть только изъяснительным: Мысль, что он не прав, мучила его; Мысль о том, прав ли он, мучила его).

Сложнее разграничить придаточные определительные и придаточные изъяснительные, зависящие от существительных в тех случаях, когда изъяснительные придаточные присоединяются к главному при помощи союзных слов (особенно союзного слова что).

Сравните: 1) Вопрос, что (который) ему задали, показался ему странным. Мысль, что (которая) пришла ему в голову утром, не давала ему покоя целый день. Известие, что (которое) я получил вчера, очень меня расстроило.

2) Вопрос, что ему теперь делать, мучил его. Мысль о том, что он натворил, не давала ему покоя. Известие о том, что произошло у нас в классе, изумило всю школу.

1) Первая группа — сложноподчинённые предложения с придаточными определительными. Союзное слово что можно заменить союзным словом который. Придаточное указывает на признак предмета, названного определяемым существительным (от главного предложения к придаточному можно задать только вопрос какой?, падежный вопрос задать нельзя). Указательное слово в главном предложении возможно только в форме согласованного с существительным местоимения (тот вопрос, та мысль, то известие).

2) Вторая группа — сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительнымиЗамена союзного слова что союзным словом который невозможна. Придаточное не просто указывает на признак предмета, названного определяемым существительным, но и изъясняет содержание слов вопрос, мысль, известие (от главного предложения к придаточному может быть задан падежный вопрос). Указательное слово в главном предложении имеет иную форму (падежные формы местоимений: вопрос, мысль, известие о том).
 

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Омраченный праздник почему нн
  • Омон праздник поздравления
  • Омон на праздники
  • Омон актеры на праздник
  • Омерзительная восьмерка первоначальный сценарий