Приблизительное время чтения: 8 мин.
14 октября, в день Покрова Божией Матери, православные христиане вспоминают чудо, которое произошло в 910 году. По преданию, Богородица явилась молящимся во Влахернском храме в Константинополе. На Руси этот праздник называли Покров день. Мы расскажем о событиях и традициях Покрова.
Что такое Покров Пресвятой Богородицы
Покров Пресвятой Богородицы принадлежит к числу великих праздников Русской Православной Церкви. Его полное название — Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.
По преданию, Богородица явилась молящимся во Влахернском храме в Константинополе. Произошло это в 910 году. Божия Матерь распростерла свой омофор (покрывало для головы) над людьми, и это чудо стало знаком заступничества и утешения над людьми. Покров Пресвятой Богородицы празднуется только в Русской Церкви.
Когда празднуется Покров Пресвятой Богородицы
Покров Пресвятой Богородицы принадлежит к числу великих праздников. Дата праздника фиксированная — 14 октября по новому стилю (1 октября по старому стилю).
Что можно есть на Покров Пресвятой Богородицы
На Покров Пресвятой Богородицы поста нет. Если же день праздника выпадает на среду или пятницу — разрешается рыба.
События Покрова Пресвятой Богородицы
История самого события, послужившего поводом к установлению праздника, известна достаточно хорошо. К Константинополю подступили войска варваров. В те годы подобные набеги нередко заканчивались кровавой резней, и жители византийской столицы оправданно ждали, что уже к утру они могут проститься с жизнью.
Священники города молились об избавлении от врагов, и вот в четвертом часу ночи будущем известному христианскому святому, юродивому Андрею Константинопольскому (славянину попавшему некогда в византийский плен), во Влахернском храме Константинополя явилось видение. На небе он увидел идущую по воздуху Богородицу, озарённую небесным светом, окруженную ангелами и сонмом святых. Как описывает это видение святой Димитрий Ростовский, Богородица «сняла с Себя блиставшее наподобие молнии великое и страшное покрывало, которое носила на Пречистой главе Своей и, держа его с великою торжественностью Своими Пречистыми руками, распростерла над всем стоящим народом”.
Чудесный покров защитил город. Поднявшаяся буря разметала корабли варваров, избавив жителей Константинополя от смерти.
Конечно, факт чуда невозможно доказать научно, однако о самом факте осады и спасительной бури есть немало исторических сведений. Вопрос вызвает лишь то, кем были кровожадные покорители византийской столицы? По некоторым данным, это были пришедшие к Константинополю сарацины. Однако, есть и другая версия.
Как полагает ряд ученых, события праздника описывают произошедшее с дружинами русских князей-варягов Аскольда и Дира. Известный историк Церкви Антон Карташов приводит текст патриарха Фотия, который хронологически подтверждает, что события могли иметь место именно в 866 году, а значит нападающими были именно русы, а не сарацины, так как сарацинские нашествия случились на полвека позже. Патриарх пишет: «Помните ли вы ту мрачную и страшную ночь, когда жизнь всех нас готова была закатиться вместе с закатом солнца и свет нашего существования поглощался глубоким мраком смерти? Помните ли тот час невыносимо горестный, когда приплыли к нам варварские корабли, дышащие чем-то свирепым, диким и убийственным. Когда море тихо и безмятежно расстилало хребет свой, доставляя им приятное и вожделенное плаванье, a на нас воздымая свирепые волны брани. Когда они проходили перед городом, неся и выдвигая пловцов, поднявших мечи и как бы угрожая городу смертью от меча…
Когда, воздевая руки к Богу, всю ночь мы просили у Него помилования, возложив на Него все свои надежды, тогда избавились от несчастья, тогда сподобились отмены окружавших нас бедствий. Тогда мы увидели рассеяние грозы и узрели отступление гнева Господня от нас. Ибо мы увидели врагов наших удаляющимися, и город, которому угрожало расхищение, избавившимся от разорения…»
Так почему же именно на Руси эти события в памяти верующего народа остались глубже, чем даже в памяти потомков чудесно спасшихся византийцев? О князьях Аскольде и Дире известно не только как о жестоких войнах и разорителях чужих земель. Известно также и то, что после неудачного похода в Константинополь, русы прислали императору Византии посла с просьбой направить в Киев христианского миссионера. Воинственным варягам стало интересно: что же это за Бог у греков, способный разметать сильнейшее войско? Некогда воинственные язычники-варвары, Аскольд и Дир к концу жизни приняли крещение, крестились и многие из их дружинников.
Если это действительно так, то значит моментальное поражение в не самой славной военной кампании лишило русов материальных трофеев, но принесло им нечто гораздо большее. Недаром, события времен Аскольда и Дира порой называют «первым крещением русов».
История празднования Покрова Пресвятой Богородицы
Мы читаем об установлении праздника в русском Прологе ХII века (древнерусский житийный сборник).
«Се убо, егда слышах — помышлях; како страшное и милосердное видение и паче надеяния и заступления нашего, бысть без празднества… восхотех, да не без праздника останет Святый Покров Твой, Преблагая».
На Руси церкви в честь Покрова Божией Матери стали строить в XII веке. Одна из самых древних и красивых — Покрова на Нерли. Ее возвел святой князь Андрей Боголюбский. Есть предположение, что именно он и распространил традицию празднования Покрова Богородицы на Руси.
Икона Покрова Пресвятой Богородицы
Самые древние на Руси изображения праздника Покрова можно увидеть на вратах Рождественского собора в Суздале и в росписях собора Снетогорского монастыря в Пскове. Относятся они к XIV веку.
Известны две основные иконографические традиции Покрова – «суздальский» и «новгородский». В первом случае Богородицу изображают перед храмом, она простирает свой омофор (покрывало для головы) над всеми, кто молится в нем. Самый первый известный нам образец «суздальского» типа — храмовая икона Покровского Суздальского монастыря. Она была написана во второй половины XIV века, а сейчас хранится в Государственной Третьяковской галерее.
В «новгородском» типе икон омофор поддерживают ангелы, а не Богородица. Сама Божия Матерь изображается стоящей внутри храма. Одна из наиболее ранних икон этого типа происходит из Зверина монастыря и датируется 1399 годом. Сейчас ее можно увидеть в Новгородском музее.
В конце XV века эти две иконографические традиции стали объединяться.
Тропарь Покрова Пресвятой Богородицы
Глас 4
Днесь, благовернии людие, светло празднуем, осеняеми Твоим, Богомати, пришествием, и к Твоему взирающе пречистому образу, умильно глаголем: покрый нас честным Твоим Покровом и избави нас от всякаго зла, молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего, спасти души наша.
Перевод:
В сей день мы, православные люди, торжественно празднуем, благословляемые Твоим, Богомати, пришествием, и, взирая на Твой пречистый образ, со умилением взываем: «Покрой нас священным Твоим покровом и избавь нас от всякого зла, умоляя Сына Твоего, Христа Бога нашего, о спасении душ наших»
Кондак Покрова Пресвятой Богородицы
Глас 3
Дева днесь предстоит в церкви и с лики святых невидимо за ны молится Богу, Ангели со архиереи покланяются, апостоли же со пророки ликовствуют: нас бо ради молит Богородица Превечнаго Бога.
Перевод:
Ныне Дева предстоит в храме и с сонмами святых невидимо молится за нас Богу. Ангелы с архиереями поклоняются, апостолы же с пророками ликуют: ибо о нас молит Богородица Предвечного Бога
Величание Покрова Пресвятой Богородицы
Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтем Покров Твой честный, Тя бо виде святый Андрей на воздусе, за ны Христу молящуюся.
Перевод:
Величаем Тебя, Пресвятая Дева, и чтим Покров Твой святой, ибо видел Тебя святой Андрей на воздухе за нас Христу молящуюся.
Покров день — народные традиции праздника
На Руси праздник Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии называли Покров день, а еще: Первое зазимье, Свадебник, Третья Пречистая, Засидки, Обсичане, День Романа Сладкопевца, Покров-Батюшка.
В народном сознании христианский смысл события, легшего в основу праздника, тесно переплелся с сугубо мирскими обычаями. Смена времен года, пережитки языческих верований, бытовые хлопоты — все оказало свое влияние.
В эту пору (1 октября по старому стилю, 14 октября — по новому) заканчивались сельскохозяйственные работы, крестьяне готовились к зиме, девушки собирались на посиделки. А еще это было начало осеннего свадебного сезона.
Покров — «встреча Осени с Зимой». Люди ждали первый иней, который «покрывал» землю и был предзнаменованием надвигающихся холодов. Кроме того крестьяне связывали слово «покров» с обычаем, согласно которому после свадьбы женщина могла ходить только с покрытой головой. «Простоволосыми» разрешалось ходить только незамужним девушкам.
Покровский ставропигиальный женский монастырь в Москве
Покровский ставропигиальный женский монастырь у Покровской заставы в Москве в 1635 году основал царь Михаил Феодорович. По преданию, в честь Покрова Божией Матери его освятили потому, что отец Михаила Феодоровича, Патриарх Филарет, умер именно в этот праздник.
Сначала монастырь назывался «Покрова на убогих домах», потому что здесь, на окраине столицы, располагалось кладбище для погребения бездомных, бродяг и казненных. Покровская деревянная церковь существовала до основания монастыря и была приходской.
В 1808 году на месте обветшавшего храма возвели каменный монастырский собор, а в последующие годы территорию обители украсил еще один храм — во имя Всех Святых, трехъярусная колокольня, стены и ворота. С 1751-ого по 1776-ой здесь располагалась Духовная семинария, а в XIX-XX веках монастырское кладбище было усыпальницей московского купечества.
В 1812-м обитель разорили французы, но за несколько лет после войны ее восстановили. В 1926 году советские власти взорвали монастырскую колокольню, затем закрыли Покровский храм, снесли часовню и могильные памятники. В 1929-м был закрыт Воскресенский храм. На месте кладбища разбили парк, он существует и по сей день. Около 70-ти лет в зданиях храмов и монастырских корпусах располагались тресты, конторы, банки, спортзал, бильярдная.
В 1998 году сюда с Даниловского кладбища были перенесены мощи праведной старицы Матроны. В 2004-м блаженную Матрону причислили к лику святых. Сейчас Покровский монастырь — место паломничества всех, кто хочет помолиться у мощей старицы.
Митрополит Антоний Сурожский. Проповедь на Покров Божией Матери
Почему столько боли, если над нами Покров Богородицы?
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. С самого начала христианства на Руси Божия Матерь считалась Покровительницей земли нашей. Под Ее покровом, силой Ее молитвы росла вера православная на нашей земле. И минутами многие спрашивают, задают вопрос себе и другим: каким же это образом, когда земля Русская, Церковь наша родная изначально были под защитой Пречистой Девы Богородицы, – каким образом могла наша Русская история и судьба нашей Церкви порой быть такой страшной и такой трагичной?
Читать далее
Загрузка…
Содержание праздника
Основу Празднования Покрова Пресвятой Богородицы составляет событие, произошедшее в Константинополе в начале X века, при императоре Льве Философе.
Как известно, в тот исторический период Византия пребывала в бедственном состоянии: деморализованный царский двор раздирался внутренними интригами, периодически возникавшими заговорами; многие земли когда-то богатой империи находились под владычеством магометан.
Разорение грозило самой Византийской столице – Константинополю. Положение усугублялось сложностью взаимоотношений между церковной и светской иерархиями. Всё это не могло не отражаться на общем религиозно-нравственном состоянии граждан.
Во время одного из нашествий врага жители града, не надеясь всецело на крепость оборонительных стен и мощь воинского гарнизона, пребывали в состоянии ужаса. Многие граждане были близки к отчаянию. И вот народ, ища заступничества у Бога, собрался на всенощное бдение во Влахернский храм, где в то время хранилась величайшая христианская святыня – риза Божьей Матери. Среди присутствовавших на богослужении были царь и царица, царские сановники, множество разночинных людей.
Между собравшимися в храме был и блаженный Андрей Христа ради юродивый. В свое время, движимый Промыслом Божьим, он принял подвиг юродства. Бродя по улицам в рваном рубище, босым, с видом помешанного, он терпел от людей унижения, оскорбления, тычки. Между тем в очах Божьих он был праведным, святым. За верность и ревность Господь наградил его даром прозорливости. На протяжении служения Богу блаженный Андрей не раз удостаивался Откровений. На этот раз Господь сподобил его стать свидетелем славы Небесной Царицы.
Во время богослужения, к изумлению собравшихся, Андрей, вдруг, узрел свод храма отверстым. В высоте, прямо на воздухе, в окружении ангелов, апостолов, пророков стояла Небесная Заступница, Стена Непобедимая (Песн.8:10), Сама Божья Матерь. Она молилась за Свой народ, покрывала присутствовавших омофором (мафорием). Ошеломленный видением, Андрей обратился к находившемуся возле него ученику, Епифанию, спросив его, видит ли и он Небесную Владычицу, ходатайствующую за людей. Тот ответил, что видит.
Среди богомольцев произошло оживление. Разумея случившееся, люди расценили явление как знак благоволения Бога к храму и городу, окрепли духом, утвердились в надежде, что по предстательству и покровительству Богородицы, Он отвратит от них бедствие, прогонит врага. Так и произошло. Враг был побеждён, город спасён от разгрома, а жители – от насилия, разорения.
Со временем в память об этом знаменательном событии, произошедшем 1 октября, был установлен торжественный Праздник Покрова Пресвятой Богородицы.
Когда именно он получил утверждение и распространение в Церкви, сказать трудно. Достойно упоминания, что среди греческих верующих долгое время он не пользовался широкой известностью. Вероятно, это обстоятельство было вызвано смутами, потрясавшими царский и патриарший престолы. Есть основания полагать, что своим распространением Праздник обязан даже и не Греции, а Православной Руси. По Промыслу Божьему он был причислен к разряду великих не двунадесятых Праздников Церкви.
Иконография Праздника
Формирование иконографии Праздника Покрова Пресвятой Богородицы относят к XII веку. Древнейшие из дошедших до нас изображений датируются XIII столетием – временем, ознаменовавшемся на Руси воздвижением храмов и обителей, посвящённых этому событию.
В древности иконография Покрова… имела два самостоятельных направления, Новгородские и Суздальские изводы. Впоследствии образовались новые композиционные схемы, в том числе объединяющие опыт новгородцев и суздальцев.
Новгородский образ
Одной из наиболее ранних, дошедших до нас новгородских икон Покрова Пресвятой Богородицы, считается образ из Покровской Звериной обители.
Композиция этого изображения составлена по принципу условной симметрии: изображение правой части уравновешено изображением левой. Данный метод позволил чётко расставить догматические акценты, придал образу надлежащую строгость, торжественность.
Центр иконы занимает фронтально развернутая фигура Небесной Царицы. Она представлена в положении Оранты, с приподнятыми, распростёртыми в молении руками. Тип Оранты известен с древности. Первоначально образ молящейся жены мог олицетворять христианское моление вообще, христианскую Церковь, а мог соотноситься с душой конкретного усопшего. В дальнейшем этот христианский образ закрепился в иконографии Божьей Матери как один из наиболее ярко и ёмко характеризующих Её роль в жизни Церкви: роль Предстательницы и Ходатаицы за людей.
Богородица расположена стоящей на облаке, имеющем округлую форму, на фоне алтарной апсиды, над затворенными Царскими вратами.
Облако знаменует собой причастность Богородицы Небу и вместе – сопутствующее Ей Божественное действие. Этот символический образ заимствован из Священного Писания. Таинственное облако сопровождало Израильский народ по исходе из Египетской земли (связь между облаком и Божьим покровом обозначена в 104 Псалме (Пс.104:39)); в видении Даниила с облаками небесными «шёл как бы Сын Человеческий» (Дан.7:13); на облаке Господь Иисус Христос вознесся к Престолу Славы и благодати (Деян.1:9).
Над Пресвятой Богородицей распростёрт красный Покров, бережно удерживаемый с двух сторон парящими в воздухе ангелами. Верхний и нижний контуры Покрова формируют собой полукружие или дугу, обращённую выпуклостью вверх.
Красный цвет Покрова знаменует Божественный огонь (Пс.17:9) и подчеркивает, что Покров Пресвятой Богородицы символизирует не только молитвенное окормление верующих, но и Покров благодати. Аллегория между Божественным действием и благодатным Покровом использовалась праведниками ещё во времена Ветхого Завета. Покрыть Божьей милостью, означало – избавить от скорби, окружить заботой и радостью (Пс.31:7), очистить от скверны греха (Пс.31:1), защитить (Ис.31:5).
В иконописи в таких же красных тонах изображаются огненные языки, символизирующие действие Святого Духа; ромб, обрамляющий голову образа Бога Отца. Наконец, иногда на иконах Покрова… в красных тонах пишется не только Покров, но и облако, на котором покоится Божья Матерь.
Форма Покрова, огибающего храмовое пространство мощной плавной дугой, символизирует больше, чем может показаться при поверхностном осмыслении этого символа.
С одной стороны, такая дугообразная форма связана с методом сферического отображения пространства. В иконографии эта модель используется для воспроизведения не столько локальных, сколько обширных пространственных областей, в том числе соизмеряемых с масштабами вселенной.
К примеру, на новгородской иконе XV века (из ГТГ) «Собор Богоматери» в форме дугообразного элемента, расположенного над Владычицей и Богомладенцем, представлено Небо, наполненное ангельскими воинствами. Аналогичным способом Небо представлено на новгородской иконе Софии Премудрости Божьей (XVI в.) из Новгородского музея-заповедника.
Сказанное приводит к тому заключению, что изображение Покрова указывает не только на частное, единичное действие, состоявшееся в Константинополе, но и на постоянное заступничество Божьей Матери, простирающей Покров Своей милости над всеми христианами, молитвенно взывающими к Ней с просьбой о помощи и заступничестве (ср.: тропарь Покрову Пресвятой Богородицы, глас 4: «покрый нас честным Твоим Покровом…»); на Божий Покров, охватывающий всё пространство земли.
О том, что содержание Праздника наполнено именно этим смыслом, красноречиво свидетельствуют более поздние иконы Покрова, схематично простые, лишённые подробной исторической детализации, ограничивающиеся изображением Небесной Царицы, простирающей Свой омофор.
С другой стороны, дугообразная форма Покрова соотносится, визуально, с огненной радугой – той, которую, до Пришествия в мир Сына Божия, созерцал пророк Иезекииль (Иез.1:27-28), а в новозаветные времена – Евангелист Иоанн Богослов (Откр.4:3). Как в первом, так и во втором Откровении радуга символизировала Божественный атрибут, сияние Славы Всевышнего Бога. Кроме того, со времен праведного Ноя радуга служила и продолжает служить напоминанием о завете Бога с людьми (Быт.9:13), о попечении Божьем о мире, побуждая верующих к восхвалению и прославлению Творца (Сир.43:12).
Примечательно, что Новгородская школа отмечена в истории Русской Церкви и такими образами Покрова, где Христос представлен восседающим не непосредственно над верхним контуром «радуги», а на расположенных поверх неё огненных херувимах. В такой иконографической интерпретации образ Христа ещё больше сближается с символическим образом Единого и Истинного Бога, явившегося пророку Иезекиилю (Иез.1:4-28).
Спаситель представлен над Покровом, по центру. Его облачение излучает сияние Славы, неземной Божественный свет. Он благословляет обеими, разведенными в стороны руками.
При первом, буквальном прочтении образа может сложиться впечатление, что благословение Христа адресовано только собравшимся в церкви, отмеченным в центральном и нижнем ярусах композиции. Однако при более глубоком осмыслении образа богомолец располагается к более возвышенному пониманию: благословение Христово ниспосылается в мир, на всех верующих, согласно Его обетованию ни на один день, вплоть до кончины времён, не оставлять Своих верных (Мф.28:20).
Верхнюю часть изображения венчают пять церковных куполов. Считается, что они воспроизводят схематичное очертание Новгородской Софии. На некоторых более поздних новгородских произведениях кровля храма окрашена красным цветом, соответствующим цвету Покрова, что наводит на мысль и о Церкви Небесной.
Можно сказать, что Собор прихожан, святых душ, ангелов Божьих, представленный на иконе, символизирует всю Церковь Божью, все Собрание верных, единство мира Небесного и земного.
Достойно внимания, что благословляющие персты Спасителя находятся в непосредственной близости от рук Богородицы (воздетых, как мы отметили, в знак усиленной молитвы). Помимо того, что такой художественной формулировкой утепляется сцена взаимоотношений Матери и Сына, этим обозначается, что Христос близок Небесной Царице, слышит Её молитвы, без замедления отзывается на Её доброе ходатайство всесовершенным Божественным действием.
Заметим, что на множестве более поздних икон Покрова… факт взаимодействия Сына и Матери, отзывчивости Искупителя на Её обращения отмечен посредством введения в образ развёрнутых свитков, один из которых находится у Богородицы, другой – у Христа. На свитках имеются характерные надписи, например (в адаптированном варианте): «Владыко Многомилостивый Господи Иисусе» – «Мати моя, услышана будешь».
Необходимо подчеркнуть, что Богородица представлена на иконе в более крупном масштабе, чем Её Сын и Господь. В иконографии такое сочетание встречается не часто (подобное можно встретить на иконах Вознесения, Софии Премудрости Божьей), ведь по большей части масштабность изображаемых фигур соизмеряется со степенью святости лиц, а по строгому счёту свят только Господь. Между тем, в ряде случаев Православными канонами допускается изображать Христа в меньшем масштабе, чем Его Матерь. Отчасти это связано с библейским сюжетом, где прообразом Богородицы служит гора, а прообразом Христа – камень, оторвавшийся от горы (Дан.2:34).
В данном случае этим приёмом оттеняется особая роль Божьей Матери в жизни верующих: посредством Неё, преклонив Небеса, сойдя в мир, Сын Божий, Бог Слово, воспринял в Свою Ипостась человеческое естество, сделался близок людям как Человек; через Неё люди молитвенно призывают Божественную благодать, оберегающую их от врагов видимых и невидимых. Последняя мысль подчёркнута на иконе тем, что именно к Богородице обращены взоры ангелов, святителей и прочих собравшихся (за исключением отдельных лиц).
Особое значение в иконографии Праздника Покрова имеют Царские врата. Впоследствии этот элемент храмового устройства стал обычным для новгородских икон. Тот факт, что Царские врата изображены не отверстыми, но затворенными, – не случайность. Этот иконографический штрих располагает верующих к воспоминанию о ветхозаветном пророчестве Иезекииля, возвестившего о Рождении Девой Сына при сохранении девства. В рамках названного провозвестия Богородица аллегорически сопоставлена с Храмом, вратами которого пройдёт лишь Господь (и больше никто), и врата которого останутся затворенными (Иез.44:1-2). В формате настоящего толкования храм и Богородица могут рассматриваться в связке: как прообраз и Первообраз.
Два ангела, поддерживающие Покров, воспроизводят идею о том, что Божья Матерь является их Небесной Царицей, а они – Её свитой. Опять же, этим решением отмечена роль светлых ангелов в промысле Божьем, в судьбе человека (Божественная милость (нередко) преподается людям не непосредственно, а при посредничестве ангельских чинов, от высших к низшим).
Святители, изображенные в среднем ярусе, по правую руку от Девы, возле храмового жертвенника, отвечают общему замыслу иконы. Их руки сложены для молитвы и направлены в сторону Владычицы.
Напротив святителей, по другую сторону от Царицы, – ангелы. Их руки покрыты тканями одежд, что символизирует высшую степень смирения и благоговения.
В нижней части изображения, справа от Богородицы (в нижнем левом углу, если смотреть со стороны зрителя), представлены святой пророк Господень Иоанн Предтеча, Евангелист Иоанн Богослов и другие апостолы.
Это соответствует контексту содержания Праздника, согласно которому Богородицу сопровождали Иоанн Креститель и Иоанн Богослов. Кроме того, Предтеча Господень отмечен как тот человек, который засвидетельствовал перед Израильским народом Божественное достоинство Мессии, и как лучший из когда-либо рожденных женами (Мф.11:11). Предтеча Господень держит развёрнутый свиток – символ пророческой проповеди и учительства.
Иоанн Богослов выделен из числа прочих апостолов и в силу того, что он был любимым учеником Иисуса Христа, возлежавшим у Него на персях, и как апостол любви, и как сын Богоматери по усыновлению (Ин.19:27), имеющий к Ней особую духовную близость.
Напротив апостолов и Иоанна Крестителя, в нижнем правом (со стороны зрителя) углу, ближе к центру, представлен Андрей Христа ради Юродивый. В ознаменование его христианского служения и в знак святой бедности он представлен одетым в грубую власяницу.
По левую руку от него (справа от зрителя) – Епифаний. Святой Андрей указывает ему на пребывающую в воздухе Небесную Царицу, а Епифаний держит в руке раскрытую книгу – знак ученичества в настоящем, проповеднического служения в будущем. Обыкновенно на новгородских иконах и фресках книга содержит текст, повествующий о диалоге, состоявшемся между Андреем и Епифанием (на более поздних образцах текст бывает написан на заднем плане).
Рядом с ними находятся мученики, христианские воины, с характерными атрибутами – крестами, мечами. Красный цвет их одежд указывает на содержание подвига: пролитие крови за Христа.
На более поздних новгородских иконах наряду с перечисленными святыми изображались апостолы Петр и Павел, царь, царица, Патриарх.
Суздальский образ
Икона Покрова… из Покровской обители принадлежит Суздальской школе. Структурно и схематично она подобна иконе новгородского письма. Вместе с тем между двумя этими памятниками усматривается немало различий.
Центр композиции на суздальском образе занимает фигура Небесной Царицы. В Её руках – распростертый мафорий – Покров. В отличие от новгородской иконы Богоматерь держит его Сама, чем выделяется Её личная роль в деле Спасения, роль Заступницы и Ходатаицы за людей.
Нетрудно заметить, что такое положение Покрова в руках Божьей Матери напоминает сцену подношения Богу (жертвенного подношения). Пояснительным примером здесь могут служить раннехристианские изображения Авраама, подносящего хлеб Небесным Ангелам (символизирующим Божественное присутствие) на покрытых тканью облачения руках. Возможность использования данного метода в отношении Богородицы связана с жертвенным характером Её жизни и с тем, что Её пламенная молитва, исполненная смирения и сокрушения сердца, может рассматриваться как богоугодная жертва (Пс.50:19).
С другой стороны, этот символ читается и как знак приношения людям. В подобной манере на новгородских иконах Сошествия Святого Духа на апостолов представлен муж в царской одежде, олицетворяющий космос; на его руках – распростёртый убрус (плат), на нём – двенадцать свитков. Образ космоса символизирует преподание людям Божественного учения, естественного Откровения. Богородица же преподаёт людям помощь, защиту.
Божью Матерь окружают прихожане, святые души и ангелы. Масштабность Её фигуры аналогична масштабности прочих фигур (ещё один признак, отличающий эту икону от новгородской). Особая, центральная роль Божьей Матери, как в данном событии, так и в церковной жизни вообще, отмечена тем, что Она расположена значительно выше других действующих лиц.
В отличие от прочих святых, включая высшие ангельские чины, Пречистая Дева не только Божья Раба, но и Мать Сына Божьего по человеческому естеству. Поэтому Церковь воздаёт Ей величание, превышающее величание, выражаемое в отношении прочих Божьих служителей.
В лице Богородицы и остальных лиц представлена полнота Церкви. Ангелы и святые души, расположенные ярусом ниже (чем Божья Матерь), и Сама Божья Матерь представляют Церковь Небесную, Торжествующую. Люди в нижнем ярусе – Церковь Земную, Воинствующую. Поклоны присутствующих, обращённые в сторону Владычицы, символизируют почитание Её всей полнотой Церкви.
Позади Божьей Матери находится киворий – элемент храмовой принадлежности, балдахин, сень, устанавливаемая над святым престолом. Киворий символизирует невещественную Божественную Скинию, Божью Славу, спасительную благодать, служит местом особого присутствия Божия. Вместе с тем полусферический покров, составляющий сень, символизирует Небо. Уместность такого обоснования оправдана Священным Писанием, аллегорически сравнивающим небо с натянутым шатром (Пс.103:2). Небо же является местом особого проявления Божьей благодати.
Стало быть, применительно к данному иконографическому сюжету изображение кивория восполняет отсутствие изображения Христа (присутствующего, как мы видели, на иконах новгородского извода).
На заднем фоне иконы – возвышающийся храм, увенчанный двухскатной крышей. Его архитектура разнится с традиционной архитектурой купольных русских церквей. В этом – отличие суздальского изображения от новгородских икон. Считается, что образ этого храма воспроизводит очертания Влахернской церкви, где и случилось событие, составившее лейтмотив праздника.
По обе стороны от храма находятся постройки – палаты. Учитывая, что подле Влахернского храма располагался царский дворец, есть основания полагать, что при буквальном прочтении изображения палаты обозначают строения дворцового комплекса. В глубинном смысле они могут указывать на Небесные селения, дом Отца, Небесный Иерусалим.
Покрову в руках Пресвятой Богородицы соответствует ещё один красный покров, растянутый между церковью и колонной, представленной в правом верхнем углу (со стороны зрителя). Зафиксированый между зданиями покров может интерпретироваться буквально: на Востоке в период жары закрепленная между зданиями материя оберегала жителей от палящего зноя, создавая прохладную тень. В более глубоком осмыслении этот покров может обозначать Покров Божий вообще, Божественный Промысл.
Часть обозначенных лиц имеют нимбы, знак святости. Некоторые же лица представлены без нимбов. Это – участники хора. Кроме того в левом нижнем углу (со стороны зрителя) отмечены ещё две фигуры без нимбов: диакон и монах.
В правом нижнем углу (со стороны зрителя) находится блаженный Андрей, указующий правой рукой на Владычицу. Его взор обращен к Епифанию.
Среднюю часть нижнего регистра занимает изображение святого Романа Сладкопевца. Чем вызвано воспроизведение этого образа на иконе Покрова, понять нетрудно.
Роман Сладкопевец жил и служил Вседержителю в период V-VI веков. Одно время он исполнял обязанности диакона в Бейруте. Во время правления императора Анастасия переселился в Константинополь, вошёл в состав клира храма Божьей Матери. Однажды, после усердной молитвы, когда он предался глубокому сну, пред ним предстала Сама Божья Матерь. Во время этого посещения Она вручила ему таинственный свиток, повелев его проглотить. Вдохновленный видением Роман, пробудившись, возвеличил Явившуюся, составив незабываемое песнопение: «Дева днесь Пресущественного рождает…». В дальнейшем из-под его пера вышел ряд других поэтических произведений, вошедших в сокровищницу церковной поэзии.
В левой руке Сладкопевца – развернутый свиток; на нём – фрагмент текста его творения (на некоторых иконах на свитке начертано: «Дева днесь Пресущественного рождает…»; на других могут быть зафиксированы другие слова: «Дева днесь предстоит в Церкви…»). Правая рука воспроизводит жестикуляцию регента хора. Вероятно, этим акцентом подчеркивается: в восхвалении участвуют представители не только земного хора, но и Небесного.
Сам хор отмечен на иконе на заднем плане, за спиной Сладкопевца. Представители хора не имеют нимбов. Они представляют людей, исторически присутствовавших при богослужении во Влахернской церкви (как и не имеющие нимбов диакон и монах).
Достойно замечания, что в то время как взоры ангелов и святых душ обращены к Богородице, лица монаха и диакона – в сторону блаженного Андрея. Это объясняется тем, что именно он, и его ученик, Епифаний, стали очевидцами видения. Остальные люди были осведомлены о случившемся опосредованно, через Андрея. Лица поющих устремлены вниз, возможно на текст исполняемого ими песнопения.
Свиток в руке Романа символизирует его поэтическую проповедь о Божьей Матери, восхваляющую Её Небесное величие. Кроме того, он указывает на благословение Богом Романа, связанное с потреблением свитка. На ряде икон сцена вручения Богородицей свитка Роману прописана особо, в отдельном локусе, либо внизу, либо вверху композиции. Тем, что свиток устремлён выспрь, оттеняется мысль, что составленные им похвалы Богородице угодны Богу, доходят до Небес.
В среднем ярусе, слева от Богоматери (справа от зрителя) расположены ангелы, святой Иоанн Предтеча и Евангелист Иоанн Богослов.
По правую руку от Владычицы – ангелы, святители, царь и пророк Давид. Рука Давида сложена в жесте моления, направлена в сторону Девы. Давид представлен на этой иконе и как псалмопевец, возвестивший о Пришествии Сына Божия, и как предок Марии, прообраз Спасителя по человеческому естеству.
Леонов А. М. Преподаватель Догматического Богословия СПб ПИРиЦИ. Фрагмент пособия: Богословие иконы.
В октябре отмечают один из главных праздников Русской православной церкви — Покров Пресвятой Богородицы. По современному календарю его принято справлять 14 октября. В 2022 году дата приходится на пятницу. «Известия» освещают историю и традиции православного праздника.
Покров Пресвятой Богородицы – 2022: история праздника
Если верить религиозным преданиям, начало празднику положило чудо, случившееся в Византии в X веке. Константинополь находился в осаде варваров, и напуганные жители собрались в храме, моля Господа о спасении. Среди них был и юродивый Андрей Константинопольский.
Подняв глаза к небу, святой увидел идущую по воздуху Богородицу. Она присоединилась к молитвам византийцев, а затем распростерла над собравшимися свое белое покрывало. Вскоре началась буря, и варвары отступили от стен города.
В начале XII века князь Андрей Боголюбский, узнав о явлении Небесной Матери юродивому, повелел церкви учредить великий праздник, который будет напоминать христианам о доброте и заботе Пресвятой Девы.
Покров Пресвятой Богородицы – 2022: как празднуют
Богослужение в честь праздника начинается еще накануне, 13 сентября. Проходит праздничное всенощное бдение, а утром служится литургия. Богородицу благодарят за ее милосердие, помощь, любовь и мудрость.
Многодневных постов в этот период нет, но праздник приходится на пятницу, так что на стол можно подавать рыбу. Приветствуются в день праздника гостеприимство и радушие, можно позвать близких и угостить их приготовленными блюдами.
В день Покрова Пресвятой Богородицы принято также праздновать свадьбы и свататься к невесте.
Покров Пресвятой Богородицы 2022 — что запрещено делать
Как и в любой другой церковный праздник, на Покров нельзя злословить, вступать в конфликты и умышленно делать подлые поступки. А вот доброта и щедрость обещают принести в дом гармонию и благополучие.
В день торжества лучше отказаться от тяжелого физического труда и не обременять себя по дому ничем, кроме готовки.
Последняя суббота перед праздником считается днем поминовения усопших и называется Покровской родительской субботой. В этот день верующие посещали храмы и кладбища, а также молились за упокоение душ умерших. Другие праздники и события осени 2022 года перечислены в материале «Известий».
Покро́в Пресвятыя Влады́чицы на́шея Богоро́дицы и Приснодевы Марии празднуется 14 октября (1 октября по старому стилю). Этот праздник не входит в число двунадесятых, однако является одним из самых необычных и почитаемых. По благочестивому обычаю он относится к великим праздникам. Покров Пресвятой Богородицы известен на Руси со второй половины XII века. По преданию, этот праздник установил князь Андрей Боголюбский.
Содержание
- Покров Пресвятой Богородицы. Событие и история праздника
- Покров Пресвятой Богородицы. Богослужение
- Храмы Покрова Пресвятой Богородицы на Руси
- Старообрядческие храмы Покрова Пресвятой Богородицы
- Покров Пресвятой Богородицы. Иконы
- Народные традиции праздника Покрова Богородицы
Покров Пресвятой Богородицы. Событие и история праздника
В праздник Покрова Пресвятой Богородицы верующие вспоминают чудо явления Богородицы известному христианскому святому Андрею, Христа ради Юродивому, и его ученику Епифанию. Описание этого видения приводится в житии Андрея Юродивого, помещенном в Великих четьи-минеях святителя Макария Московского 2 октября по старому стилю, на следующий день после праздника Покрова.
Стра́шно и чу́дно виде́ние честну́ю свя́тцу (т.е. честных святых — в славянском языке кроме единственного и множественного имеется двойственное число — прим. ред.) Андре́я и Епифа́ния, ка́ко ви́деста на возду́се святу́ю Богоро́дицу, прише́дшу Влахе́рну в святу́ю це́рковь с а́нгелы и с Предоте́чею и с Богосло́вцем Иоа́нном и с ине́ми мно́гими святы́ми. Наро́ду стоя́щу в це́ркве, ви́деста моля́щуся с слеза́ми к Сы́ну за ве́сь ми́р. И глаго́ла Андре́й к Епифа́нови: «Ви́диши ли Цари́цу и Госпожу́ все́х, моля́щися за́ мир?» Он же рече́: «Ви́жу, о́тче!» И покры́вши честны́м свои́м омфо́ром, светя́щися па́че еле́ктора лю́ди су́щая в це́ркве.
Согласно описанному видению, Богородица по воздуху пришла царскими вратами во Влахернскую церковь Константинополя в сопровождении ангелов, Иоанна Предотечи, Иоанна Богослова и сонма святых. Остановившись вблизи амвона, перед алтарём, Богородица сняла с головы омфор и держала над молящимися в церкви людьми. Омфор при этом сиял, как електор (от греч. ἤλεκτρον — янтарь, прим. ред.). Андрей Юродивый — будущий известный христианский святой, славянин, попавший некогда в византийский плен. Омфор или покров — женский головной убор, большое покрывало, закрывающее голову и плечи. Святые Андрей и Епифаний видели, как Богородица покрыла своим омфором всех людей, молившихся в храме, защищая их от бед и напастей — зримое выражение молитвенной помощи Богородицы, молящейся «со слезами к Сыну за весь мир». Чувством радости и благодарности проникнуты церковные песнопения этого праздника. Пресвятая Богородица — наша заступница перед Богом, благодатный покров ее молитвы защищает нас от зла и напастей.
Библиотека Русской веры
Поучение на Покров Пресвятой Богородицы. Великие Минеи Четьи →
Читать онлайн в оригинале
Покров Пресвятой Богородицы. Богослужение
Древнейшие русские стихирари (сборники стихер, праздничных песнопений) включают в себя и песнопения Покрову. На сегодняшний день известна самая ранняя служба Покрову Богородицы из минеи XIV века. А первые упоминания об этом празднике имеются в Прологах, сборниках поучительных текстов, которые датируются концом XII — началом XIII века. Уже к XV веку праздник Покрова получил общерусское распространение. В Великих четьих-минеях, составленных святителем Макарием, имеется уже не одно, а несколько похвальных слов на праздник Покрова, написанных в разное время. В XVI веке, при святителе Макарии, митрополите Московском и всея Руси (ок. 1482–1563), и первом русском царе Иване Грозном (1530–1584) праздник становится одним из самых почитаемых в русской Церкви.
Чувством радости и благодарности проникнуты церковные песнопения этого праздника. Пресвятая Богородица — наша заступница перед Богом, благодатный покров ее молитвы защищает нас от зла и напастей. Вот как говорится об этом в праздничном тропаре:
Дне́сь благове́рнии лю́дие све́тло пра́зднуем, осеня́еми Богома́ти твои́м прише́ствием, и к твоему́ взира́юще пречи́стому О́бразу уми́льно глаго́лем, покры́и на́с честны́м Си амфо́ром, и изба́ви нас от вся́кого зла, моля́щи Сы́на своего́, Христа́ Бо́га на́шего, да спасе́т душа́ на́ша
Русский текст:
Сегодня мы, православные люди, радостно празднуем, осеняемые, Мати Божия, твоим пришествием, и взирая на твой пречистый Образ с умилением просим, укрой нас честным твоим покровом, и избавь нас от всякого зла, молясь к Сыну своему, Христу Богу нашему о спасении душ наших.
Библиотека Русской веры
Канон Покрову Пресвятой Богородицы →
Читать онлайн
Кондак празднику:
Де́вая дне́сь предстои́т в це́ркви, и с ли́ки святы́х неви́димо за ны мо́лится Бо́гу. А́нгели со святи́тели покланя́ются, апо́столи же с проро́ки ликовству́ют. На́с бо ра́ди Богоро́дица мо́лит Христа́ Преве́чнаго Бо́га.
Русский текст:
Сегодня Девая предстоит в храме и с сонмами святых невидимо за нас молится Богу. Ангелы со архиереями поклоняются, апостолы же со пророками ликуют. Потому что за нас молит Богородица Христа Превечного Бога.
Храмы Покрова Пресвятой Богородицы на Руси
На Руси церкви в честь Покрова Божией Матери стали строить в XII веке. В 1165 году Андрей Боголюбский построил первый храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы — церковь Покрова на Нерли. Этот белокаменный храм, всемирно известный памятник архитектуры, возведен на рукотворном холме среди заливного луга при слиянии рек Нерли и Клязьмы. Весной вода поднимается так высоко, что белокаменный храм оказывается стоящим на маленьком островке.
После взятия Казани был построен собор Покрова на Рву, называемый в народе «собор Василия Блаженного». Первый временный, деревянный Покровский собор был построен осенью 1554 года. Строительство каменного собора продолжалось шесть лет, закончилось в 1561 г. До постройки в 1600 г. колокольни Ивана Великого, Покровский собор был самым высоким зданием в Москве.
Во имя Покрова Пресвятой Богородицы был освящен Покровский монастырь в Суздале. Основание монастыря относится к 1364 году. Активное каменное строительство в обители началось в XVI столетии. В первой четверти XVI века в Покровском монастыре возвели величественный собор, Святые ворота с надвратным Благовещенским храмом, церковь-колокольню во имя Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня и некоторые хозяйственные постройки. К сожалению, Покровский собор не миновали неуместные переделки. В XVIII веке древние своды были заложены четырехскатной кровлей, закрывшей центральный барабан почти на половину высоты. Главки получили нелепую форму вытянутых луковиц и вытянутые барабаны. Сильно пострадал декор стен. В 1923 году монастырь закрыли и разорили. В 1980-е годы в отреставрированных помещениях музейного комплекса разместились гостиничные номера и бары-рестораны. В соборе действовал концертный зал. РПЦ обитель вернули в 1992 году.
Во имя Покрова Пресвятой Богородицы был освящен Покровский Зверин монастырь в Великом Новгороде. Самой старой из сохранившихся до наших дней построек монастыря является церковь Покрова. Она была заложена в 1335 году новгородским архиепископом Власием. Освящена в 1399 году. В последующие годы храм неоднократно обновлялся и перестраивался. В 1851 году рядом с церковью был похоронен русский писатель, государственный и общественный деятель Иван Матвеевич Муравьев-Апостол. В 1919 году Зверин монастырь был обращен в приходскую церковь. В 1920 году над приходом нависла угроза окончательного закрытия. В январе 1930 года решением властей деятельность прихода была прекращена. Покровский собор был возвращен верующим только в 1989 году.
Во имя Покрова Пресвятой Богородицы был освящен храм в Великом Новгороде. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы находится в западной части Кремля, вплотную примыкает к восточному фасаду кремлевской стены и Покровской башни. Первое летописное упоминание относится к 1305 году. В 1389 старая церковь была разобрана и на ее месте поставлен новый храм. В конце XVI века церковь Покрова построена заново, так как древняя кладка памятника относится именно к этому времени. В 1692-1693 гг. церковь Покрова была перестроена: сделаны новые барабаны, пробиты новые окна, сделана южная двухэтажная пристройка. С этого времени церковь Покрова становится одной из главных церквей Кремля и домовым храмом новгородских воевод. В конце XVIII века Покровская башня была превращена в тюрьму, а церковь Покрова стала тюремным храмом. В 1860-х годах XIX века Покровская башня и церковь были приспособлены под губернский архив. В 1889 году Покровская башня и церковь были приспособлены под богадельню. Церковь серьезно пострадала в годы Великой Отечественной войны.
Во имя Покрова Пресвятой Богородицы был освящен храм Никольского Антониева Краснохолмского монастыря в с. Слобода Краснохолмского района Тверской области. Церковь была построена в период между 1590 и 1594 гг. Она была построена вместо трапезной церкви великомученика Димитрия Солунского. Белый камень для фундамента и извести ломали на Мологе своими монастырскими ломами, клиньями жолнами, которые сделаны были в Устюжине. Церковь была теплая, двухэтажная, длиной с полукружием для алтаря около 29 м, шириной около 13 м, толщина стен около 180 см. Длина собственно храма с алтарем, где могли проходить богослужения, составляла всего около 8 м 64 см. Остальное пространство занимала трапезная, келарская с двумя хлебными чуланами и паперть. В XIX веке церковь подверглась некоторой перестройке. Во второй половине 20-х годов XX столетия Антониева обитель прекратила свое существование. Монастырь начал подвергаться разорению: значительная часть церковных ценностей была изъята и вывезена, книжные и архивные коллекции разорены, изысканные, представляющие художественную и историческую ценность предметы культа, культуры и быта Средневековья и Нового времени утрачены, уцелело очень немногое. К 1930 году обитель была закрыта. Храмы и строения монастыря начали разбирать в конце 30-х годов. В 1960 году Краснохолмский Николаевский Антониев монастырь Постановлением Совета Министров РСФСР как архитектурный объект был взят под охрану государства. В конце 1960-х годов на Никольском соборе проведены первые консервационные работы. В настоящее время храмы и другие строения монастыря нуждаются в срочных реставрационных работах.
Во имя Покрова Пресвятой Богородицы был освящен Лихвинский монастырь в с. Доброе Тульской области. Обитель основана по одним сведениям в XIV веке, по другим — в 1477 году. Из монастырских записок за 1564 год известно, что монастырь имел две шатровые церкви, одна во имя Зачатия Святой Анны, другая — Покрова Пресвятой Богородицы. В мае 1667 года началось строительство каменной соборной церкви Покрова Пресвятой Богородицы. Деревянная Покровская церковь обветшала и была разобрана для монастырских нужд. Монастырь был закрыт в 1918 году. Сохранился собор и небольшие фрагменты стен. В 2015 принято решение о возобновлении монастыря.
Во имя Покрова Пресвятой Богородицы был освящен храм в д. Болотово Псковской области. Существовавший в погосте Знахлицах Псковкого уезда каменный храм Покрова Пресвятой Богородицы, относящийся к XIII веку, был весьма тесен для прихода. В 1898 году к храму был пристроен теплый придел во имя Преображения Господня, а в 1912 году притвор и колокольня из кирпича вместо прежней звонницы. На колокольне висело 4 колокола, самый большой из которых весил около 13 пудов.
Во имя Покрова Пресвятой Богородицы была освящена церковь в д. Сояла Пинежского района Архангельской области. Деревянная церковь была построена в 1605 году и перестроена в 1786-1790 гг. после разрушения молнией шатра. Церковь представляет восьмерик, завершавшийся шатром, с прямоугольными алтарем и притвором, перекрытыми бочками, охваченный галереей-гульбищем. При перестройках была обшита тесом, в 1879 году была выстроена новая деревянная колокольня. Церковь была закрыта не позже 1930-х гг. Позже разобраны галереи, рухнул шатер. Сейчас идет работа по консервации Покровского храма для последующего восстановления.
Во имя Покрова Пресвятой Богородицы была освящена церковь в Брянске, на Покровской горе. После упразднения, вероятно, в 1500 году самостоятельной Брянской Епархии Кафедральный Собор был переведен из Спасо-Гробовского храма в древний Покровский храм, находящийся в Брянской крепости. С этого времени он был наименован Покровским собором. На средства брянского помещика Е.Т. Алымова вместо старого деревянного храма в 1626 году был построен новый двухэтажный. Нижний храм был освящен в честь святителя Алексия, Митрополита Московского и всея Руси. Верхний, летний храм, был освящен в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В 1798 году городским собором стал Преображенский храм Поликарпова монастыря, а Покровский собор стал приходским храмом, который с 1876 года был приписан к Преображенскому собору. В 1896 году Епархиальным начальством храм передан 144-му пехотному Каширскому полку и Богослужения в нем совершали полковые священники. В апреле 1919 года военный храм бывшего Каширского полка был закрыт и передан под школу. После закрытия здание храма неоднократно перестраивалось и приспосабливалось под нужды государственных учреждений. Были снесены глава и колокольня. Богослужения в храме возобновились с 24 мая 1991 года.
Во имя Покрова Пресвятой Богородицы была освящена церковь в Москве, в Медведкове. После изгнания поляков из Москвы князь Д.М. Пожарский в 1620 году выстроил в своей родовой усадьбе Медведково деревянную Покровскую церковь. Каменный шатровый храм выстроен князем Пожарским в 1634–1635 гг. Храм был построен очень высоким, его подклет имеет четырехугольную форму и окружен арочными галереями. Над ним стоит четверик, выше — восьмерик, завершающийся шатром, окруженным маленькими луковичными главками по углам четверика и над алтарем. Ряды мелких кокошников дважды опоясывают основание восьмерика и основание шатра, что придает всему храму особую стройность и гармоничность. Храм в советское время не закрывался и сохранил свое убранство, святыни и колокола. Сейчас богослужения проводятся в верхнем храме.
Во имя Покрова Пресвятой Богородицы была освящена церковь в Москве, в Покровском-Стрешневе. Церковь была построена в 1629 году. С этого времени и начинается история села Покровское. По переписной книге 1646 года в нем числится 8 крестьянских дворов. По другим источникам, вначале Покровская церковь была деревянной, каменный храм был построен позже, в 1646 году. Церковь много раз перестраивалась, отражая своим обликом доминирующие архитектурные направления разных времен. В середине XVIII века ей были приданы пышные черты стиля барокко и пристроена трапезная. А c 1822 года храм стоял, перестроенный в стиле ампир. В 1896 году он приобрел эклектические формы. Колокольня построена в 1770-х гг. Церковная ограда с парадным въездом и угловыми башнями была сооружена в конце XVIII в. В 30-е годы XX века церковь была закрыта, колокольня церкви частично разрушена. Богослужения в Покровской церкви возобновлены в 1994 году
Во имя Покрова Пресвятой Богородицы была освящена церковь в Москве, в Рубцове. Церковь датируется 1618 годом. Храм был дворцовым, с 1761 года стал приходским. Храм имеет подклеть, была открыта ходовая паперть на арках. В 1787 году построена нынешняя колокольня вместо прежней звонницы, открытые паперти обращены в закрытые трапезные для приделов, заложены нижние арки под папертью. При храме была образована епархиальная община сестер милосердия. При общине был детский приют, аптека, амбулатория, дом призрения для престарелых, фельдшерские курсы и школа шелководства. В 1934 году храм был закрыт, разграблен, кладбище при храме разорено, высокая каменная ограда с воротами разрушена. Здание храма передали Метрострою под электромонтажные мастерские. Одно время использовалось под жилые помещения. В 1961-1962 годах была проведена реставрация храма. В 1992 году храм возвращен Церкви. В настоящее время Покровский храм является единоверческим. С 3 июля 2009 года при храме действует Патриарший центр древнерусской богослужебной традиции.
Во имя Покрова Пресвятой Богородицы была освящена церковь Авраамиево-Городецкого монастыря в с. Ножкино Костромской области. Покровский собор — первое каменное строение Авраамиево-Городецкого монастыря и древнейшее из сохранившихся его зданий. Заложен он был в эпоху Смуты, в 1608 году, а достроен 23 годами позже. Освятили собор в 1632 году. Собор представлял собой четырёхугольную, одноэтажную, пятиглавую церковь с трапезной. Выполнял функцию летнего храма, в то время как зимой богослужения совершались в теплом храме в честь Рождества Христова, возведенном чуть позже (примерно в середине XVII века) и разобранном в XIX столетии. В советскую эпоху Покровский собор сильно пострадал, в нем размещалась машинно-тракторная станция, и стояли трактора. Ныне Покровский собор восстановлен.
Старообрядческие храмы Покрова Пресвятой Богородицы
Большинство храмов на Руси освящались в честь Богородичных праздников. Эта традиция сохранилась и в старообрядчестве. Особенно много храмов старообрядцы освящали во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Связано это, по-видимому, с тем, что первый храм, построенный после раскола на Ветке, был Покровским.
Главный храм Русской Православной старообрядческой Церкви — Покровский собор на Рогожском кладбище, построенный в 1790-1792 гг. по проекту архитектора М. Ф. Казакова. Первоначально планировалось построить пятиглавый храм в стиле классицизма. Но его внушительные размеры могли затмить Успенский собор Московского Кремля, поэтому по приказанию императрицы Екатерины II проект скорректировали: из пяти глав оставили одну, убрали алтарную абсиду и понизили высоту здания. В результате этих переделок изнутри храм кажется больше, чем снаружи. До восстановления храма Христа Спасителя это был самый большой храм в Москве.
Кроме кафедральных соборов, и во многих приходских храмах сегодня престольный праздник: в общинах Русской Православной старообрядческой Церкви в городах Санкт-Петербурге, Барнауле, Ижевске, Ростове-на-Дону, Хабаровске, Ржеве Тверской области, Миассе Челябинской области, Вереи Московской области и множестве других городов и сел России, Украины, Казахстана, Молдовы, Румынии, Болгарии и Канады.
Кафедральный собор другого старообрядческого согласия, Русской Древлеправославной Церкви, также освящен во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Храм был построен в 1908-1910 годах общиной белокриницкого согласия. В советские годы был закрыт, передан в 1990 году общине Русской Древлеправославной Церкви.
Также Покров является храмовым праздником для общин Русской Древлеправославной Церкви в городах Самаре и Белгороде, селах Новый Заган и Бичуры Республики Бурятия.
Сегодня престольный праздник у поморской общины храма в Токмаковом переулке г. Москвы и множестве приходов России, Белоруссии, Молдовы, Украины и стран Балтии. В США храмовый праздник отмечают одновременно белокриницкая и поморская общины г. Вудбурн (штат Орегон).
Покров Пресвятой Богородицы. Иконы
Иконография Покрова основывается на Житии Андрея, Христа ради юродивого, в котором описывается явление Покрова Богородицы. Самые древние на Руси изображения праздника Покрова XIV веку. Известны две основные иконографические традиции Покрова — «суздальская» и «новгородская». На одних иконах Богородицу изображают перед храмом, она сама простирает свой омфор надмолящимися.
На других иконах Богородица изображается стоящей внутри храма и молящейся вместе с другими людьми, а омофор поддерживают ангелы.
В конце XV века эти две иконографические традиции стали объединяться.
Народные традиции праздника Покрова Богородицы
В народной традиции с Покрова начиналась пора свадеб — после сбора урожая, когда были окончены основные полевые работы, имелось достаточно времени и продуктов для угощения. Поэтому праздник Покрова считается покровителем свадеб, и это был как бы девичий праздник. Девушки-невесты старались в этот день непременно пойти к службе, поставить свечу перед образом Покрова Богородицы, причем была уверенность, что девушка, первая поставившая свечу, и замуж выйдет раньше всех.
Отсюда и народная поговорка: «Покров-праздничек, покрой землю снежком, а мою голову венцом». С этого времени девушки устраивали вечерние посиделки с рукоделием.
Также считалось, что с этого времени начинается зима, выпадает первый снег, покрывая землю. Начинали топить печи, конопатили избы, «закармливали» на зиму скот. В этот день скотине отдавали последний сноп с последней полосы, который назывался «пожинальником». Этот сноп во время уборки хлеба дожинали непременно всей семьей, и потом хранили в переднем углу избы до Покрова. В этот день его скармливали скотине, надеясь тем самым предохранить ее от зимней бескормицы и всех напастей, которые могли подстерегать в самое тяжелое и суровое время года.
День Покрова Богородицы: смысл праздника, обычаи и приметы
В этот день начинался осенний свадебный сезон
14 октября, или 1 октября по юлианскому календарю, отмечается Покров Пресвятой Богородицы. Православные христиане считают этот праздник одним из пяти, уступающих по значимости лишь двунадесятым праздникам и Пасхе.
По преданию, которое легло в основу праздника, христианский святой Андрей Юродивый молился во Влахернском храме в Константинополе, где хранилась Риза Богородицы, по преданию принадлежавшая Деве Марии. Как говорится в житии святого, тот вместе со своим учеником блаженным Епифанием увидел Богородицу, которая распростерла над собравшимся в храме народом свой омофор.
В народно-христианской традиции восточных славян данному празднику соответствовал Покров день, отмечавший встречу осени с зимой. Народная этимология добавила этому названию новое значение, связав его с первым снегом, «покрывающим» землю. В связи с этим существовала поговорка «На Покров земля снегом покрывается, морозом одевается». Еще одна традиция, связанная с этим праздником, как предполагается, также связана с трактовкой его названия — поскольку после выхода замуж женщины покрывали голову, этот праздник знаменовал начало осеннего свадебного сезона, а многие девушки молились Пресвятой Богородице о замужестве.
С этой датой, как и с Воздвиженьем, связывались поверья об уходе животных на зиму. Считалось, что в этот день по лесам переставали ходить лешие, которые и разгоняют многих зверей по норам, прощаясь со своей свободой.
Праздник Покрова ознаменовывал полное окончание полевых работ и начало максимально активной подготовки к зиме. По некоторым данным, в этот день было не принято заниматься тяжелой работой, а также брать или давать в долг деньги. Считалось, что свое время в праздник следует посвящать духовному саморазвитию.
Опубликовано:
10 октября 2022, 12:25
Покров — один из любимых праздников православных христиан. За века существования в нем переплелись чаяния на небесное заступничество и надежды на земное благополучие. Об истоках праздника и его значении рассказывают описания святого Андрея Юродивого, этнографические записи Аполлона Коринфского и Сергея Максимова.
Значение Покрова, истоки и дата праздника
В православной церкви Покров Пресвятой Богородицы имеет статус великого праздника. Когда Покров в 2022 году? За ним в церковном календаре закреплена постоянная дата — 14 октября (по старому стилю — 1 октября). В этом году торжества пришлись на пятницу. Греко-православная церковь отмечает празднество 1 октября.
Истоки праздника
Покров связан с событиями, случившимися через несколько веков после земной жизни Девы Марии. Истоки его в истории Византии Х века, о чем повествует описание жившего там в это время святого Андрея Юродивого. Константинополь (столица Византии) был осажден предположительно в 910 году сарацинами. По другим источникам, это произошло раньше при осаде города войском киевского князя Олега.
В столице Византии с V века во Влахернском соборе хранились святыни, связанные с Пресвятой Богородицей. Это была ее риза, головной покров и частицы пояса, найденные на Святой земле царицей Еленой, одной из первых царствующих христианок (позже реликвии были утрачены).
Во время воскресного ночного бдения в четвертом часу утра в храме Андрей и его ученик увидели явление Богородицы. Она плыла по воздуху в сопровождении святых, целый час молилась, рыдая, перед алтарем. Затем сняла головной покров (омофор), сияющий неземным светом, и простерла его над всеми присутствующими в храме. Омофор растаял в воздухе или опустился в море, оставив у всех ощущение благодати. Буря уничтожила корабли врагов, а город освободился от осады. Позже, в XII веке, это событие было внесено в православный календарь как большой праздник.
Новообращенные в христианство славяне составили свое наивное и простое объяснение Покрову, о чем пишет Аполлон Коринфский. В народе это была история о том, как Богородица в своих странствиях не нашла приюта в какой-то деревне, но проявила милосердие и защитила ее жителей своим покровом от кары, которую наслал на жестоких селян Илья-пророк.
Значение Покрова
Что означает Покров Пресвятой Богородицы? Чудесное спасение города Богородицей приобрело для христиан символическое значение. Верующие видят в этом празднике такой смысл:
- Он стал знаком небесного покровительства и помощи в опасности.
- Покров свидетельствует о неустанном заступничестве небесных сил.
- Праздник укрепляет веру, что всякая молитва о помощи и защите будет услышана.
Само событие положило начало культу Богородицы. На все последующие века она стала защитницей от врагов и небесной заступницей людей.
Традиции празднования и поздравления
В народном представлении христианская символика тесно слилась с обстоятельствами жизни крестьян. Этот праздник знаменовал окончание сельскохозяйственного года. Существовал обычай наниматься в работники от Покрова до Покрова. Сопровождался он знаменитыми осенними ярмарками.
Народные традиции Покрова
Исследователь народных обычаев Сергей Максимов пишет, что Покров считался днем женской силы. Был он и долгожданным девичьим праздником, потому что после страдной поры начиналось время свадеб.
Что нужно делать на Покров? Самые распространенные традиции связаны с замужеством и семейной жизнью, как главными женскими заботами:
- Каждая девушка старалась раньше других зажечь свечу в церкви, чтобы первой выйти замуж этой осенью.
- К празднику девушки вышивали рушники и украшали ими иконы Божьей Матери.
- Замужние женщины читали особые молитвы в этот день, чтобы сохранить семейное благополучие и верность мужей.
- Сватовство в этот день должно быть принято. Отказ жениху грозил тем, что еще три года свадьбы не видать или вообще состариться в одиночестве.
Для замужних женщин существовал обязательный обычай покрывать голову платком. Поэтому в народном быту само название праздника связывали и с этим обычаем.
Поздравления с Покровом Пресвятой Богородицы
Вспомните в этот день значение праздника Покрова Пресвятой Богородицы, несущего небесное покровительство людям. Подготовьте сердечные поздравления в стихах и прозе своим родным и близким.
***
Поздравляю с праздником Покрова! Пусть Богородица посылает заступничество в трудное время, надежду на лучшее. Пусть всегда над головой будет мирное ясное небо, а семью хранит покров Пресвятой Богородицы!
***
Желаю каждому сегодня
Быть под Покровом пресвятым,
Чтоб Богородица спасала,
На все чтобы хватало сил.
Судьба у вас пусть доброй будет.
Пусть берегут вас небеса.
А Бог о вас не позабудет
Сегодня, завтра и всегда!
***
От души желаю благодати и счастья под покровом Пресвятой Девы. Пусть она дарует защиту и поддержку, побуждает на добрые дела. Пусть тебе и твоим родным пошлет здоровья, достатка и мира!
***
Желаю, чтобы Божья Мать
Тебя всегда оберегала,
Чтоб не дала тебе страдать
И благодатью покрывала.
Чтоб светлый ангел вместе с ней
Ответил на твои молитвы,
Много дарил счастливых дней
И поддержал в житейских битвах.
***
Искренние пожелания в прозе или стихах, произнесенные в большой праздник, сбываются. Теплых пожеланий, поздравлений и предложений в этот торжественный день особенно ждут в девушки на выданье.
Как всякое большое христианское торжество, Покров Пресвятой Богородицы празднуют и верующие, и атеисты. Традиции и обряды этого дня украсят нашу жизнь, помогут постичь красоту народной культуры.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/leisure/holidays/1879372-pokrov-presvatoj-bogorodicy-data-istoria-primety/