Описание праздника ярмарка

Ярмарки и городские гулянья издавна были частью русской культуры и истории

русская ярмарка

Ярмарки и городские гулянья издавна были частью русской культуры и истории. Они получили широкое распространение в середине 18-19 века, ежегодно на территории России проводилось до 3000 мероприятий данного вида. Ярмарки могли быть лесными, хмелевыми, конными, степными.

Ярмарки на Руси

В те времена в деревнях и селах торговля практически отсутствовала, поэтому ярмарки стали для простого народа очень удобным местом, где можно было продать излишки своей сельскохозяйственной продукции, прикупить обновки и другие необходимые товары, отдохнуть в конце концов от изнурительной земледельческой работы, повеселиться и как говориться «себя показать и других повидать».

Крупнейшими ярмарками на Руси считались:

  • Мологская ярмарка. Место проведения – Верхнее Поволжье 14-16 века. Отличалась широким многонациональным составом торговцев, здесь вели торговлю купцы из России, Польши, Греции, Германии, Армении, Персии, стран Азии и Турции;
  • Макарьевская ярмарка. Место проведения — Макарьев монастырь на Волге под Нижним Новгородом в конце 16 века. Удобное месторасположение способствовало привлечению большого количества торговцев, как местных, так и иностранных. После пожара, уничтожившего большую часть построек, торги перенесли в Новгород;
  • Нижегородская ярмарка. Сменила Макарьевскую, с начала 18 века стала проходить в Нижнем Новгороде. Здесь был построен специальный Ярмарочный двор, где можно было приобрести очень широкий ассортимент различного вида продукции: соль, вино, рыбу, хлопок, меха, металлические изделии я и многое другое;
  • Ирбитская ярмарка. Проводилась на Урале в 17 веке, отличалась многообразием товаров, как местных, так и из дальнего зарубежья: Китая. Средней Азии.

Народная ярмарка

народная ярмарка

Ярмарка — это рынок, в центре города или села, куда приезжали купцы, торговцы и ремесленники как из окрестных деревень и сел, так и из отдаленной местности, чтобы продать свой товар и посмотреть чужой. Именно на ярмарках заключались самые выгодные и крупные торговые соглашения, ведь сюда съезжались дельцы не только из местных городов и деревень, а и заморские гости из дальних стран. Во время ярмарки для развлечения и угощения гостей и покупателей всюду продавались различные сладости, фрукты и напитки как в палатках и лотках, так и специальными разносчиками.

Московская ярмарка

(Современная ярмарка в Москве, Красная площадь)

На таких ярмарках каждый продавал что хотел, товаром могли быть как бублики и сахарные кренделя, так и домашняя скотина, птица, предметы гончарного и ткаческого искусства и многое другое. Это был настоящий рай для ремесленников (бондарей, кузнецов, гончаров, ткачей), которые целый год готовились к тому, чтобы явить покупателям настоящие шедевры своего мастерства. Также здесь предлагали свои услуги мастера различных дел: сапожники чинили обувь, брадобреи брили бороды и стригли волосы, портные чинили одежду. По рынку с целью зазывания покупателей ходили и смешили людей различными шутками-прибаутками, рекламного характера, шуты и скоморохи.

Ярмарочный театр

ярмарочный театр

Помимо различного рода торгов на ярмарках обычно проводились различные театрализованные, музыкальные мероприятия увеселительного характера, устраивались балаганы, вертепы, спектакли и сценки с участием живых медведей, устраивались конкурсы и различные забавы.

Кустодиев Балаганы

(Кустодиев «Балаганы»)

Одним из главных обязательных героев ярмарочных представлений была пальчиковая кукла Петрушка. Она имела вид веселого и разбитного балагура и весельчака, с не очень симпатичной внешностью (у него имелся горб, большой нос, резкие черты лица, писклявый резкий голос), зато с очень задорным и озорным характером, отменным чувством юмора, которое иногда переходило всякие границы, поэтому очень даже часто сей персонаж попадал в различные неловкие ситуации и был не единожды бит за свой весьма длинный язычок.

Петрушка никогда не унывает, весло задирает свой длинный и горбатый нос и продолжает балагурить и смешить народ то своим сватаньем, то устройством на работу и другими забавными приключениями.

Народные гулянья

народные гулянья

Любая ярмарка была для обычных людей настоящим праздником, который помогал отвлечься от тяжелых рабочих будней, позволял отдохнуть и душой, и телом. Там всегда царила атмосфера праздника и веселья, играла музыка, выступали актеры, звучали народные песни и детский смех. Туда ходили всей семьей, наряжались в красивые праздничные одежды, смотрели красочные интересные представления, веселились от души, принимали участие в различных конкурсах и игрищах, катались на каруселях и качелях, покупали различные товары, сладости и гостинцы.

русские хороводы

Одним из самых древних увеселительных занятий на ярмарке издавна было вождение хороводов. В них участвовало большое количество народа, забава сопровождалась веселой музыкой, пением, участием скоморохов и лицедеев. Неторопливое вождение хороводов могло быть разорвано удалой русской пляской, в которой танцоры соревновались друг с другом в выделывании различных замысловатых фигур и коленцев.

кулачные бои на Руси

Нередко на ярмарках проводились и различные силовые состязания, как например кулачные бои, особенно популярные на Масленицу, участвовали в них обычно физически развитые мужчины любого возраста вне зависимости от положения в обществе. Бой мог проводиться один на один, стенка на стенку или в виде «сцеплялки-совалки» (напоминала вид оригинального русского единоборства, в котором борьба проходила с помощью бросков и захватов). Для мужчин эта забава была одной из любимых, ведь она позволяла проявить свою силу, ловкость и мужество, «выпустить лишний пар» или даже «выбить из головы дурь», скопившуюся там, на протяжении повседневной рутины.

Русская ярмарка

Русская ярмарка

Содержание

  • 1 История ярмарок в России
  • 2 Народная ярмарка
  • 3 Ярмарочный театр
  • 4 Народные гулянья
  • 5 Заключение

Русская народная ярмарка вошла в память поколений, как нечто яркое и веселое, символ изобилия народа и демонстрация удальства мастеров. А вот предпосылки ее появились далеко не от радостных обстоятельств — в 14-15 веке о налаженной торговле и речи быть не могло, поэтому ежегодные стихийные рынки очень выручали и селян, и ремесленников.

История ярмарок в России

В 18 веке утвердилось понятие, что ярмарка — это площадка для торговли местных и приезжих производителей и фермеров. Дата проведения устанавливалась в зависимости от сезона сбора урожая и приплода скота, так как на рынке продавали и сдобные булки, и коров с овцами. Собираясь ежегодно, ремесленники со всех концов земли знали, к какому числу подготовить запасы для продажи.

В России существовало множество ярмарочных съездов местного значения, но были и крупные, куда попадали купцы с ближнего и дальнего зарубежья:

  1. Мологская в Верхнее Поволжье была одной из первых. Здесь можно было встретить торговцев из таких стран, как Польша, Греция, Германия, Армения, Персия, и Турция;
  2. Макарьевская размещалась около монастыря на Волге под Нижним Новгородом. Речное сообщение и доступные пути проезда создавали удобные условия для собрания ремесленников со всей Руси и зарубежья;
  3. Нижегородская пришла на смену Макарьевской, так как на ее месте произошел пожар в 18 веке. К слову, обновление пошло на пользу торгующим, ведь теперь в их распоряжении был целый ярмарочный двор;
  4. Ирбитская существовала параллельно вышеназванным на Урале в 17 веке. Здесь среди многообразия русской утвари, сырья и животины, можно было встретить товар и из Средней Азии.

Народная ярмарка

Так как на таких мероприятиях решалась судьба годовых припасов — для одних в виде выгодной продажи, для других покупки, — к презентации товара относились с маркетинговым изыском. Для привлечения покупателей:

  • готовились угощения и столы для дегустации;
  • организовывали забавы;
  • пускали по рядам скоморохов, которые распевали смешные песенки с «рекламным» текстом.

Для местных и заезжих жителей, которые не владели имуществом на продажу, русская ярмарка была возможностью подзаработать на продаже «петушков» (леденцов на палочке), кренделей, горячего чаю или бодрящего кваса.

А для тех, кто только что продал выгодно свою продукцию, появлялся шанс отовариться на год вперед. В почете были заморские кружева и ленты, диковинные предметы домашней утвари. Ремесленники продавали товар и тут же закупали материал для изготовления нового. Те, кто предоставлял услуги, также могли здесь себя проявить: портные шили, цирюльники стригли, сапожники подгоняли обувь.

Вернуться к оглавлению 

Ярмарочный театр

В число забавных развлечений непременно входил кукольный театр. Изначально герои были в виде тряпичных символических кукол, надетых на пальцы. Затем искусство стало обрастать навыками, и им на смену пришли разнообразные резные фигуры, разодетые в лоскутки, напоминающие одежды.

Практиковались также увеселительные сценки, которые демонстрировали бытовые жизненные ситуации. Главными героями постановок были муж с женой, купец с продавцом, несмышленый балагур Петрушка, привлекали даже дрессированных медведей.

Глубокого смысла искать в них не приходилось, ведь целью было повысить настроение людей, подарить улыбку и оставить приятные впечатления о ярмарочных днях.

Народные гулянья

Многоликие ярмарки на Руси стали для народа не только экономической возможностью умножить свое состояние, но также они давали вдоволь отдохнуть трудовому народу, так как продолжались неделями. Обеспечить «культурную программу» помогали музыканты, которые стекались сюда из всех сел и деревень, разношерстные актеры и скоморохи.

Участвовали в развлечении и цыгане. Они пели песни, кружили в танце незнакомцев, нередко обирая его до нитки в тот же момент. Об этот сочиняли присказки и шутили на каждом углу. Отдельной услугой служило гадание по руке, которому предшествовало пресловутое «позолоти».

Крестьяне надевали лучшие одежды, приходили на мероприятие каждый день, даже когда все торговые сделки были заключены, и целыми семьями прогуливались от края до края. Помимо простого созерцания, здесь было немало забав, в которых мог принять участие каждый:

  • массовые пляски;
  • пение народных песен;
  • вождение хороводов;
  • кулачные бои;
  • лазанье по бревну за сапогом;
  • катание на простейшей карусели и многие другие.

Заключение

Русская ярмарка в мировой истории — это уникальное событие, которое не похоже ни на какой другой торговый сбор или рынок иных стран. Прикоснуться к нему смогли соседи из ближайших государств, но все же явление не перестало быть исконно нашим. И теперь, зная как и зачем давным давно устраивались ярмарки нашими предками, желание посетить современную будет еще больше.



Вернуться к оглавлению 

Оценка статьи:

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)

Загрузка…

Составитель Игорь
ПЕТРОВ

Ярмарочные гулянья в старой России

Московский городской дворец
творчества детей и юношества

ЧТО ТАКОЕ «ЯРМАРКА»?

Из истории русских ярмарок

Прежде всего о том, что же такое
ярмарка. ЯРМАРКА (ярмонка) — это «большой
торговый съезд и привоз товаров в срочное время
года, годовой торг, длящийся неделями, большой
сельский базар», — такое понятие о ярмарке дает
В.И. Даль в своем знаменитом «Толковом словаре
живого великорусского языка». Это значит, что
купцы и прочие торговые люди в определенные дни
года съезжались в известном им месте. Сюда они и
привозили свои товары. Здесь и происходила
купля-продажа, то есть ЯРМАРКА, которая
продолжалась не один день, а бывало, и целый
месяц. Каждый хорошо знал, в каком месяце, в какие
дни церковного календаря, в праздники каких
православных святых отводилось время для
ярмарок. Сроки крупнейших ярмарок определялись
так, чтобы купцы по окончании одной ярмарки
успевали перебраться на другую.

Так, например, летом в праздник Святой
Троицы проводились большие Троицкие ярмарки. В
августе бывала Ильинская ярмарка, в день
Ильи-пророка. Осенью, в сентябре, — Семеновская
ярмарка, в день Семена-летопроводца. В начале
зимы, в декабре, был всем известный Никольский
торг перед праздником Николы Зимнего. Эта
ярмарка была важна тем, что устанавливала цены,
которые держались всюду долгое время.

С течением времени ярмарок на русской
земле становилось все больше и больше. Если в 1750-х
годах в России было всего 627 ярмарок, то в 1790-х
годах их уже насчитывалось 4044. В середине XIX века
число ярмарок увеличивается до 6,5 тысячи, а в
начале XX века — до 18,5 тысячи.

Продавец игрушек. Литография. Раскраска. Середина XIX в.

Продавец игрушек. Литография.
Раскраска. Середина XIX в.

На ярмарке каждый торговал как
и где только мог. Богатые, солидные купцы вели
торговлю в каменных постройках и складах,
специальных гостиных дворах и торговых рядах.
Торговцы средней руки — в сараях и деревянных
лавках и клетях, в балаганах и палатках, в ларьках
и киосках. Те, кто победнее, — в шалашах, крытых
лубком или рогожами, а то и прямо с возов и телег.

Кроме того, на каждой ярмарке было
множество мелких расходячих торговцев. Это были
коробейники, офени, ходебщики, лотошники и прочие
разносчики всякого товара.

Самой большой ярмаркой России
считалась знаменитая Нижегородская ярмарка. Ее
прародительницей была Макарьевская ярмарка. Она
располагалась примерно в 90 км от Нижнего
Новгорода, у стен Макарьевского монастыря. Этот
монастырь играл важную роль в делах ярмарки. Он
давал кров торговому люду и владел
вместительными и надежными лабазами —
помещениями, где можно было хранить товары. В
монастырских храмах совершались церковные
службы для поддержания успешной торговли. Перед
открытием ярмарки обычно проходил крестный ход.
А после ее закрытия — торжественный молебен.

Макарьевская ярмарка была учреждена в
середине XVI века. В 1696 году по царскому указу она
стала уже Всероссийской и сохранила свое
название — Макарьевская, в память об основателе
монастыря святом преподобном Макарии
Желтоводском. К несчастью, страшный пожар 1816 года
уничтожил ярмарочный гостиный двор и все ее
постройки. Поэтому было решено перенести ярмарку
в губернский центр Нижний Новгород.

Первый ярмарочный сезон Нижегородской
ярмарки прошел успешно. Поэтому ярмарка осталась
здесь и на все последующие годы. В народе по
старой традиции ее долго еще величали
Макарьевской, но обычно уточняли: «На Макария
Нижегородская ярмарка именинница». Таким
образом, преподобный Макарий остался
покровителем и Нижегородской ярмарки. Память о
нем отмечалась 7 августа (25 июля по старому
календарю). К этому времени и была приурочена
ярмарка, которая работала с 15 июля по 25 августа
(по старому стилю). Церковь во имя святого Макария
возвышалась над всеми прочими ярмарочными
сооружениями. На время ярмарки нетленные мощи
святого, прославленные чудесами, перевозились с
места его погребения в Нижний Новгород, чтобы
каждый торговец мог попросить у святого помощи в
своих торговых делах.

Вскоре значение Нижегородской ярмарки
в жизни страны сделалось столь велико, что ее
прозвали «карманом России». В середине XIX века
торговый оборот этой ярмарки составил уже 86
миллионов рублей серебром.

Как писали все те, кто видел эту
ярмарку в середине прошлого века, это было
неописуемое зрелище — «в вавилонском смешении
народов и языков, в бесконечных разговорах,
спорах, возгласах, крике, кличе, в прибаутках,
присказках, байках, в разнообразии говоров, в
непрерывной круговороти одежд, вещей, красок, — в
буйном кипении жизни…».

Дыхание ярмарки можно было
почувствовать по мере приближения к ней, еще
издалека. По словам французского писателя
Александра Дюма, это был «страшный шум, похожий
на гром небесный или, скорее, на гул перед
землетрясением». А когда писатель впервые увидел
ярмарку с высокого берега Волги, перед ним
открылось такое, что он «ахнул от удивления».

Если в пятидесятых годах прошлого века
в Нижнем Новгороде проживало чуть больше 30 000
человек, то каждое лето сюда на ярмарку
съезжалось 120 000 — то есть четыре Нижних
Новгорода!

Что здесь только не выставлялось на
продажу в те годы! Уральское железо и алтайская
медь, зерно, икра и рыба, бобровые, куньи и лисьи
меха, медвежьи шкуры, яловые кожи, холсты «разной
доброты», шапки и тулупы, чулки, рукавицы и
валенки, жестяные ларцы, расписные и кованые
сундуки, телеги и оглобли, мочалы и конский волос.

Было здесь также множество иноземных
товаров — чай и орехи, кофе и корица, драгоценные
камни, ковры и циновки, кавказские и персидские
шелка, китайские и турецкие ткани, индийские
шали, восточные кинжалы и пистолеты, сабли,
уздечки и попоны, модные товары и ювелирные
изделия из Европы.

Понятно, что каждая ярмарка — это
прежде всего место торговли и всяческих сделок,
место для дела. «Куплей да продажей торг стоит»,
— подтверждает это народная пословица. Вместе с
тем нужно помнить, что душа каждого человека
всегда ждет и разрядки, отдыха и веселья. Об этом
же говорят и в народе: «Мешай дело с бездельем,
проводи время с весельем». Или — «Умей дело
делать, умей и позабавиться». Еще одна народная
поговорка учит: «Делу время — потехе час». Именно
поэтому ярмарочная площадь становилась еще и
местом проведения традиционного досуга — местом
гуляний, разнообразных представлений, затей и
увеселений.

«Хмельно, горласто, празднично, пестро,
красно кругом!» — писал о ярмарке поэт Н.А.
Некрасов. На ярмарочной площади было много
такого, что поражало всякого, кто попадал сюда
впервые. Ярмарки и гулянья занимали заметное
место в жизни каждого русского человека. Такое
запоминалось надолго. Поэтому, к примеру, на
Нижегородскую ярмарку стремились попасть из
разных концов России, чтобы «других поглядеть,
себя показать».

ЯРМАРОЧНЫЕ РАЗВЛЕЧЕНИЯ

Горки, качели и карусели

Катальные (гуляльные) горы были
главным увеселением на каждой большой
ярмарочной площади. Это подтверждается тем, что
обычно в народе не говорили «погулять на
ярмарке», а только «погулять на горах» или
«погулять под горами», «погулять под качелями».

Горы эти строились из деревянных
брусьев, самые большие, очевидно, возводились в
Санкт-Петербурге. Их высота доходила до 10—12
метров. Зимой покатую часть их выкладывали льдом
и поливали водой. Прежде чем пустить публику,
обкатывали особыми «каталями». Съезжали с них
обычно на санях, причем разгон санок бывал более
100 метров. Ездили здесь обычно на Рождество, на
Святки и на Масленицу. Со временем появились
летние катальные горы. Спускались с них не на
санках, а на маленьких тележках, на особых
«лубках» (дощечках), рогожках и ковриках.

Весной самым любимым развлечением
становились также качели. Они бывали двух видов:
висячие и круглые перекидные (иногда их называли
«колесо»). Простые висячие качели состояли из
двух вкопанных в землю столбов с перекладиной
наверху, к которой были подвешены доски —
сиденья. На них нужно было качаться самому.

У круглых перекидных качелей на
перекладину, как на вращающуюся ось,
насаживались деревянные крестовины с
подвешенными к ним люльками или кабинками, куда и
усаживались желающие покататься. Ось
приводилась в движение, и кабинки поднимались
высоко над землей, а затем опускались. Этим
занимались особые качельщики, или качальщики,
которые и брали плату с катающихся.

Другие катальные устройства, или
«кружильные катания», состояли из каруселей. Они
также были нескольких видов.

Наиболее простые из них — карусели
«коньки». Здесь на веревках подвешивались люльки
или деревянные лошадки. Отсюда и пошло название
«коньки».

Дед-зазывала («карусельный дед» дядя Серый). Гравюра с рисунка С.Александровского. 1870

Дед-зазывала («карусельный дед» дядя
Серый). Гравюра с рисунка С.Александровского. 1870

Наиболее сложными по своему
устройству были карусели «самокаты» или
карусельные спуски. Они также были излюбленным
местом развлечения простого народа, который
иногда говорил: «гулять под качелями». На
Нижегородской ярмарке главное место, где
располагались балаганы и карусели, называлось
«самокатная площадь», или попросту «самокаты».

Карусель «самокат» представляла собой
крытую двухъярусную деревянную постройку с
внешними и внутренними галереями. Внизу, в кассе,
нужно было купить билет и затем подняться на
второй ярус, где и находилась огромная карусель
«самокат». Внизу же располагалась машина,
которая с помощью шестерен и приводила в
движение карусель.

Вся постройка карусели, как снаружи,
так и внутри, украшалась различными картинами,
афишами, пестрой росписью и разноцветными
флагами. На ее галереях выступали деды-зазывалы и
актеры в костюмах скоморохов или различных
сказочных животных. Тут же происходили и другие
выступления — оркестров, рожечников, песенников
и хоров.

На одной из первых в России каруселей
можно было прочитать такое объявление о плате за
катание: «На карусели обернуть 20 раз с персоны 10
копеек». Народный артист И.А. Зайцев, много лет
выступавший на ярмарках уже в начале нашего века,
уточняет: «За вход на «самокат» платилось 15
копеек, и можно было кататься хоть целый день».

Карусели, как и другие всевозможные
«круговращения», берут свое начало в древние
времена и, по всей вероятности, связаны с
весенними языческими обрядами «славления
Солнца». В это время года природа пробуждалась
после зимней спячки и закладывались основы
будущего урожая. Поэтому славяне-язычники своими
песнями-заклинаниями, плясками по кругу и
круговращением на карусели подражали годовому
движению Солнца, чтобы помочь ему в его добрых
делах и способствовать быстрейшему расцвету
природы.

Такой же смысл имели в древности и
качели. Подъем вверх, подбрасывание и
подпрыгивание — это древнейшие магические
движения. Их назначение — ускорить рост
растительности, в первую очередь посевов, и
помочь им скорее подняться над землей.

Ярмарочные балаганы

На каждой крупной ярмарке было
множество самых разных балаганов с флагами,
флюгерами, огромными афишами и вывесками.

Понятие «балаган» пришло к нам с
Востока. В первооснове это персидское слово
«бала-хане», что означает буквально «верхний
дом», или, точнее, верхнюю часть дома, верхнюю
комнату, балкон (отсюда, кстати, и русское слово
«балкон»).

В большом балагане были сцена с
занавесом, ложи, места первого и второго
разрядов, пол амфитеатром повышался от сцены к
задним рядам. В балаганах попроще бывал еще и так
называемый «загон» — часть зала для стоячей
публики, без мест.

Ярмарочный артист И.А. Зайцев
рассказывал, что бывали и обширные балаганы — на
500—600 мест. В них за местами первого и второго
разрядов отгораживалась галерка, которую также
разделяли на две части. Кроме того, ложи строили в
три яруса. В таких балаганах билет на галерку
стоил 5—10 копеек, а ложа на 4—5 мест оценивалась в
три с лишним рубля.

И.А. Зайцев. Петрушка. Перчаточная кукла. Конец XIX — начало XX в.

И.А. Зайцев. Петрушка. Перчаточная
кукла. Конец XIX — начало XX в.

Бывало, что балаганы на
ярмарке называли подкачельными, или
комедиантскими, хотя служили они разным целям.
Здесь можно было увидеть: балаган с цирком,
балаган с музыкой, балаган со стрельбой в цель,
балаган с учеными канарейками, балаган с
Петрушкой и т.д.

Балаганы с цирком иногда называли
«Театр-цирк». Самой популярной программой бывал
здесь конный цирк, который объявлялся по-разному:
«конная комедия», «конные искусники» или «конные
ристания». Главным показом здесь была верховая
езда. Наездники скакали по арене, стоя на двух (а
то и на четырех-пяти) лошадях, с мальчиками у себя
на плечах или на голове. Дрессированные лошади
прыгали в кольца, вставали на задние ноги,
опускались на колени и кланялись. Иногда на
лошадях показывали свое искусство гимнасты и
акробаты, которые составляли также значительную
часть цирковых программ. У акробатов было
прозвище «штукари». Среди них были
акробаты-прыгуны, которые демонстрировали
«трамплинные скачки». Другие делали
сальто-мортале через четыре лошади, с сидящими на
них всадниками, или даже через двенадцать
стоящих в ряд человек.

В той же программе можно было увидеть
«опыты геркулесовой силы», которые
демонстрировали атлеты-силачи. Они удерживали
зубами пудовые гири, жонглировали пушечными
ядрами и поднимали на плечи по 5—6 человек.

Отдельным самостоятельным номером был
так называемый «каучук». Это было выступление
«каучукменов», «каучуковых людей», или «складных
людей». Так звали гимнастов, которые показывали
чудеса гибкости, колесом изгибаясь назад.

Еще одна не менее любимая публикой
часть выступлений называлась «Фокус-покус» и
состояла из программы фокусников.

В основном это были фокусники двух
видов: манипуляторы и иллюзионисты.

Манипулятор — это фокусник, работа
которого построена на ловкости и проворстве рук.
Он манипулирует картами, шариками, цветами,
платками, монетами и другими мелкими предметами,
которые умещаются в его карманах.

Иллюзионист — это фокусник,
работающий со специальными приспособлениями,
механизмами и аппаратурой. С их помощью
иллюзионисты демонстрируют целые каскады
всевозможных превращений, исчезновений и
появлений. Например, превращение монеты в камень,
камня в лягушку, а лягушку в улетающего голубя. Из
пустой шляпы фокусника лилось белое и красное
вино. В пустых руках неизвестно откуда
появлялись букеты цветов для зрителей. А из-под
шали, взятой у дамы из зала, — аквариум с золотыми
рыбками. Бывали аппаратные трюки посложнее и
поэффектнее. Как, например, отсечение головы,
летающая женщина, исчезновение ассистента из
сундука и т.д. и т.п.

На цирковой арене можно было увидеть
«ученых зверей»: слонов, львов, тигров, медведей,
обезьян и др. Показывали здесь также и «собачью
комедию», в которой участвовали дрессированные
собачки.

Кроме звериного цирка, на ярмарке
бывали еще «бродячие (передвижные) зверинцы». Это
были специальные сараи или манежи, в которых
зверинщики просто показывали диковинных для
русских людей животных. Так, например, в клетках
одного зверинца сидели леопард, барс, ягуар,
шакал, гиена, гну, кенгуру, дикобраз, пеликан, удав
и попугай ара. В другом, кроме хищников, можно
было увидеть различных обезьян, которые,
например, представлялись как «мартышка с синим
рылом» или «обезьяна со свиным рылом».

В ярмарочном «Пантомимном театре»
показывали «Волшебные пантомимы», или
«Пантомимы с чудесами» — «Арлекиниады» — «как
на итальянских площадях», то есть в традициях
итальянского народного театра масок. В них
участвовали первые клоуны, которых звали
«Паяччо», то есть «Паяцы», или «Гарлекены», то
есть «Арлекины». Это были веселые, ловкие и
озорные персонажи-притворщики, которые
«морочили всех напропалую».

Используя принцип так называемого
«черного кабинета» (когда актеры в черных
бархатных костюмах играют на фоне черного
бархата), Арлекин с помощью волшебной палочки
непрерывно творил чудеса. Он то раздваивал
живого Пьеро, то распиливал на куски Паяца, то
сам, убитый, распадался на куски. А затем, к
великой радости Коломбины, мгновенно оживал
после того, как к его туловищу приставляли
голову, руки, ноги.

Следует отметить, что первоначально на
ярмарках России в основном выступали приезжие
артисты-иностранцы — итальянцы, французы, немцы.
Нередко они брали к себе русских учеников и
обучали их своему делу. Со временем ученики
становились равноправными партнерами своих
учителей и в дальнейшем просто заменяли их. Так
складывались первые поколения русских цирковых
артистов и комедиантов. Поэтому наряду с Паяцем,
Пьеро, Арлекином и Коломбиной стали появляться
русские персонажи: Ерема-Поплихант и
Фома-Музыкант, Парамошка и Савоська, портной
Нитка и его жена Игла Ножницевна, Иван Кирпич,
Ванька Малый, Иванушка-дурачок и прочие.

Фома, Парамошка и Ерема. Гравюра резцом, раскраска. Вторая половина XVIII в.

Фома, Парамошка и Ерема. Гравюра
резцом, раскраска. Вторая половина XVIII в.

На гуляньях можно было встретить и
другие виды театрального балагана, как, например,
механический театр и театр живых картин.

Под вывеской «Механический театр»
могли скрываться куклы различных видов. Прежде
всего это могли быть куклы-марионетки больших
размеров. Кроме того, это были плоские куклы,
вырезанные из жести. И, наконец, со временем здесь
стали применяться крупные деревянные резные
куклы с сочленениями. Они передвигались по
прорезям в полу сцены, под которой и
располагались их кукловоды. Могло быть и так, что
все они приводились в движение единым механизмом
из-под сцены. Представление такого театра
продолжалось 30—40 минут. А репертуар включал 10—15
сюжетов, которые предполагали большие массовые
сцены. Об этом можно судить хотя бы по названиям
спектаклей: «Въезд шаха персидского» или
«Переправа русских войск через Дунай». В таком
представлении, как, например, «Замечательный
норвежский зимний пейзаж», участвовало 200
механических фигур. А в «Крестном ходе в Риме на
Троицын день» — 400 механических фигур и кораблей.
Понятно, что и кукловодов было здесь немало — по
30—40 человек.

«Театр живых картин» отличался тем,
что на его сцене разыгрывались также большие
массовые картины, феерии, порой с весьма сложными
театральными эффектами. Здесь можно было увидеть
не только такое представление, как «Битва
русских с кабардинцами», но даже и «Куликовскую
битву».

В балаганах с музыкой могла быть самая
разнообразная программа. Тут звучали военные
оркестры. Можно было послушать солдатский хор
(военные песельники составляли так называемую
«хорную команду»), а также различные казацкие и
цыганские хоры. Бывали здесь и народные
коллективы, как, например, всем известный хор
владимирских крестьян-рожечников, которых
всегда могли сменить балалаечники, гармонисты,
ложечники, песенники-плясуны, частушечники и
куплетисты.

Нужно отметить, что большинство
качелей, каруселей, балаганов и прочих
ярмарочных аттракционов и увеселений не
обходилось без специальных зазывал, или
закликал, которые выступали здесь в роли
распорядителей и ведущих. Эти персонажи звались
по-разному: балконный комик, балаганный,
карусельный или масленичный дед. Это был прямой
потомок скомороха — шутник и балагур с
подковыркой, сметливый и находчивый, острый на
язык, веселый и разбитной малый. Для того чтобы
привлечь публику в балаган или на карусель («для
замана»), он усердно расхваливал представление,
задирал публику и сыпал шутками и прибаутками.

Перечисляя ярмарочные развлечения,
нельзя не упомянуть о потешной панораме, или
космораме, которую в народе называли кратко
«Раёк».

Малая переносная панорама
представляла собой «небольшой аршинный во все
стороны ящик», расписанный яркими красками,
который мог быть украшен фигурами, флажками или
даже флюгером с надписью «Всемирная косморама».
Он переносился на ремне его владельцем и
устанавливался на складные козлы. Ящик побольше
перевозили на двухколесной тележке. На передней
стенке панорамного ящика было обычно два круглых
окошка с увеличительными стеклами, через которые
можно было рассматривать различные картинки
(бывали панорамы и с 3—4 окошками).
Демонстрируемые картинки или панорамы были
нарисованы на длинной ленте (полосе), которая
перематывалась внутри ящика с одного валика
(«катка») на другой. В более усовершенствованных
панорамных ящиках картинки на картоне
вставлялись в рамки, которые подвешивались на
шнурках и по очереди опускались и поднимались,
сменяя друг друга по ходу объяснения панорамщика
(раешника).

Как считают исследователи, слово
«раёк» произошло от «райского действа». Так
называлась одна из серий картинок потешной
панорамы. Эти картинки изображали библейские
сцены из жизни в раю самых первых людей — Адама и
Евы.

В дальнейшем иллюстрации к Библии
оказались не столь популярными, как, например,
сюжеты к народным былинам или картины из жизни
различных городов мира. Поэтому панорамщик, или
раешник, большей частью призывал публику
поглядеть на подвиги Ильи Муромца, Алеши
Поповича и Добрыни Никитича или на похождения
Бовы Королевича и Еруслана Лазаревича. Бывали
панорамы с историческими сценами, такими, как
«Войны с Наполеоном», «Крымская война», или с
эпизодами русско-турецкой войны. Интересны для
разглядывания могли быть виды Константинополя,
Парижа, Рима или Ватикана. Встречались также
сцены из городской жизни Санкт-Петербурга и
Москвы.

Показ панорам и картинок всегда
сопровождался пояснением раешника-балагура. Все
его тексты обычно представляли собой
рифмованную прозу, произносились громко,
скороговоркой и всерьез. Внешний облик раешника
и его манера общения с публикой были во многом
схожи с балаганными дедами-зазывалами.

На ярмарках часто встречались и
балаганы с паноптикумами.

Паноптикум — это собрание необычных,
диковинных предметов и редкостей, которое могло
включать и живых существ. В частности, здесь
можно было увидеть двухголового или пятиногого
теленка, необыкновенных толстяков, великанов,
карликов, а также всяческих уродцев. Обычно этому
предшествовала всевозможная реклама,
призывающая посмотреть на «всемирно
прославленную обезьяноподобную женщину», на
«великаншу с бородой», на «всемирно известную
татуированную даму», на «человека с железным
желудком» и т.д.

Подобные «чудеса природы», или
«феномены XX века», могли демонстрировать также и
в отдельных будочках или павильонах, вход в
которые закрывали пестрые занавески. Здесь могли
быть «женщина-рыба, или живая русалка»,
«дама-паук», «говорящая голова» или «мумия
египетского царя-фараона».

Русский раек. Литография. 1857

Русский раек. Литография. 1857

Здесь, за занавеской, на постаменте
можно было увидеть «русалку», которая двигала
длинным чешуйчатым хвостом. При этом пояснялось,
что это «сирена, недавно пойманная в
Атлантическом океане».

Тут же показывали и паука, шевелящего
мохнатыми лапами, представляя его такими
словами, как, например: «Заморский паук, не имеет
ни ног, ни рук! Не спит, не питается, а только, как
видите, улыбается!».

По соседству с этими «чудесами» могли
выступать такие мастера, как «человек-аквариум»,
«король огня», «американка-огнеедка» или
«шпагоглотатель и чревовещатель».

«Человек-аквариум» выпивал до десяти
бутылок воды или глотал живых рыбок и лягушек,
потом, запрокинув голову, фонтаном извергал их
обратно.

«Король огня» брал в руки раскаленное
железо, ходил босиком по горящим углям, пил
кипящее масло и откусывал раскаленное железо
зубами.

Бывало, что вместо них рекламировали
«дикого человека»: «Только на несколько дней,
проездом прибыло чудо девятнадцатого века,
главный вождь африканского племени людоедов с
острова Тумбо-Юмбо (иногда говорили, что он «с
Цейлона» или «с острова Мартинек»), пойманный
совершенно недавно в дебрях Африки; дикий
туземец по желанию уважаемой публики будет жрать
в ее присутствии живых голубей, а потом съедать
живого человека!..».

Актер, изображавший «дикаря, обросшего
мохом», выходил голый, вымазанный йодом,
вывалянный в пуху и перьях. Он был закован в цепи,
страшно вращал глазами и говорил что-то на особом
языке. До людоедства на сцене, конечно, не
доходило, так как желающие обычно отсутствовали.

Случалось, что «дикий человек»
совмещал в себе сразу несколько профессий: он был
одновременно «человеком с железным желудком» и,
кроме того, шпагоглотателем. В частности, уже
упоминавшийся ярмарочный артист И.Зайцев
рассказывал: «…мне пришлось выступать в
качестве дикого человека с острова Цейлон: я
работал с удавом, ел горящую паклю, глотал огонь,
шпаги (натуральным приемом, то есть со вводом в
пищевод)». Весь номер продолжался 10—14 минут и
повторялся в день по 12—15 раз.

Завершая рассказ о балаганах, скажем и
о том, что существовали еще и совсем маленькие
«рогожные балаганы» (рогожные шапито), или
«столбики». Это название осталось за ними потому,
что они были покрыты рогожами и имели своей
опорой всего лишь один столб. В таком балагане
могла быть «стрельба в цель». По сути дела, это
был нынешний «тир», где самые меткие стрелки из
ружей получали маленькие призы: подтяжки,
гребешок или иную мелочь.

Таким же «столбиком» мог быть и
«балаган с учеными канарейками». В частности, в
1830 году газета «Северная пчела» писала об одном
балаганном дрессировщике, что «он представлял
публике полную клетку ученых канареек, род
птичьей консерватории; пернатые ученицы танцуют,
маршируют, мечут артикул, стреляют, умирают,
оживают и прочее, точно люди, только
безграмотные».

К этому следует добавить, что знатоки
певчих птиц различали многие виды канареечного
пения, как, например, — канарейки поют полным
голосом, россыпью, дудкою, овсянкой,
колокольчиком и т.д.

Петрушка — душа скоморошья

Комедия о Петрушке — кукольное
представление, самое распространенное в России.
Петрушка — главный герой народного кукольного
театра, главный герой ярмарочных увеселений.
Действительно, трудно представить без него
русскую ярмарку. Такого же мнения был и писатель
Ф.М. Достоевский, записав об увиденном, что «это
было чуть ли не всего веселее на всем празднике».

Комедия о Петрушке появилась,
очевидно, в XVII веке. В разные времена это
представление называлось по-разному:
«позорищные игры», кукольные игры», «кукольная
камедь», «комедия с выпускными куклами»,
«говорящие куклы». Актер-петрушечник также
упоминается под разными именами: «кукольный
игрец», «показыватель», «кукольщик».

Первое известное нам упоминание о
народных кукольных в Москве и первое их
изображение — в «Подробном описании путешествия
голштинского посольства в Московию и Персию».
Принадлежит оно перу секретаря этого посольства
Адаму Олеарию и относится к 1630-м годам. Там есть
упоминание о том, что комедианты дают кукольные
представления «за деньги простонародной
молодежи и даже детям». «Для этого они обвязывают
вокруг своего тела простыню, поднимают свободную
ее сторону вверх и устраивают над головой своей,
таким образом, нечто вроде сцены, с которой они и
ходят по улицам, и показывают на ней из кукол
разные представления».

Подобная по своей конструкции
кукольная ширма известна и на Востоке, в
частности, в Узбекистане. Нечто похожее есть в
Китае и Японии. Однако в дальнейшем, как известно,
у бродячих кукольников России была уже совсем
другая ширма — рамочная, складная и тоже
легкопереносимая. Сначала она была
четырехстворчатой, а затем осталась
трехстворчатой.

Каков же он, народный герой Петрушка?
В.И. Даль дает следующее толкование слову
«Петрушка» в своем «Словаре русского языка»:
Петрушка — «кличка куклы, балаганного русского
шута, потешника, остряка в красном кафтане и в
красном колпаке». К этому можно добавить, что
Петрушка всегда носатый, а когда-то вдобавок к
этому был еще и горбатым, и даже не с одним, а с
двумя горбами — сзади и спереди. По своему
характеру он крикливый и веселый
балагур-говорун, очень озорной и драчливый.

Попал к нам Петрушка из Европы. Его
принесли оттуда бродячие кукольники —
итальянцы, французы, немцы. У них на родине есть
много Петрушкиных родственников. Это такие же
куклы — с большими носами, веселые, говорливые и
невероятные драчуны. Самая старинная в этой
компании — Пульчинелла, что значит «Петушок». Во
Франции это Полишинель, а с начала XIX века —
Гиньоль, в Испании — дон Кристобаль, в Италии —
Пульчинелла, в Англии — Панч и его жена Джуди, в
Бельгии — Вальтье, в Голландии — Ганс
Пиккельгеринг, что значит «Копченая селедка», в
Германии — Гансвурст, или «Ганс-колбаса», в
дальнейшем новый герой — Каспер и, наконец, в
Чехословакии — Кашпарек.

Такие же герои есть и в странах
Востока. В Иране это Пехелеван Качаль, что значит
«Лысый Богатырь». В Турции — Кара Гёз — «Черный
глаз». И, наконец, самый древнейший из всех —
Видушака — он в Индии. Все они, как уже было
сказано, братья по духу.

В самом начале XVIII века кукольный театр
России развивался под влиянием немецких,
голландских и польских кукольников, а с
тридцатых годов — под влиянием итальянских.
Итальянцы привезли к нам несколько кукольных
театров, которые разыгрывали спектакли о
проделках Пульчинеллы. Один из ведущих актеров —
Пьетро Мирро стал любимым шутом российской
императрицы Анны Иоанновны — Петрухой Фарносом.
Есть предположение, что именно от его имени
русский герой кукольного театра получил имя
Петрушка. Впрочем, иногда Петрушку называли и его
полным именем: Петр Иваныч (или Петр Петрович)
Уксусов. Кое-где у него была иная фамилия —
Самоваров. А на юге страны его звали Ванька
Рататуй.

Если на ярмарках Петрушку можно было
увидеть в балагане, то в остальное время он был
«ходячим Петрушкой». Это надо понимать так, что
кукольник-петрушечник странствовал по всем
дорогам России с легкой складной ширмой и ящиком
кукол, которых могло быть от 6—7 до 20—30 штук.

Петрушечник очень часто выступал в
паре с «Музыкантом», у которого могли быть
гармошка, скрипка, бубен или барабан. Но чаще
всего «Музыкант» был шарманщиком.

Шарманка И.А. Зайцева. 1882

Шарманка И.А. Зайцева. 1882

Шарманка — это музыкальный ящик,
точнее, небольшой переносной орган. В нем
звучащие трубки, мех и валики, приводимые в
движение вращением ручки. Каждой музыкальной
пьесе, которую играет шарманщик, соответствует
отдельный валик. Носили шарманку на ремне, за
спиной. Иногда возили на тележке, так как бывали
шарманки весом до тридцати килограммов.

Слово «шарманка» произошло от
названия популярной песенки «Charmante Catherine»,
которая была, очевидно, первой в наборе мелодий. В
России шарманки появились в начале XIX века. Их
занесли к нам бродячие музыканты — немцы и
итальянцы. В Европе шарманка появилась столетием
раньше.

Встречались шарманки, на крышке
которых кружились под музыку куклы. Бывали еще
«шарманки-шкафчики». У них спереди открывалась
маленькая площадка, на которой также танцевали
миниатюрные фигурки.

Поначалу, когда шарманки были в руках у
иностранцев, они исполняли музыкальные пьески,
известные в Европе. Когда же ее научились
мастерить русские умельцы, она уже играла 5—6
русских мелодий. Например, такие, как
«Камаринская», «Разлука», «По улице-мостовой»,
«Вдоль по Питерской», «Мой костер в тумане
светит», «Серенький козлик», и т.д.

Бывало, что шарманщик носил с собой
клетку, в которой сидел кто-то из его помощников:
попугай, щегол, белая мышь или морская свинка. За
5—6 копеек они вытаскивали из ящичка билетик «на
счастье». В нем можно было прочитать какое-нибудь
предсказание судьбы, выписанное из книги
гаданий. Иногда вместо билетика доставали
пакетик со «счастьем». В нем лежали зеркальце,
гребешок, заколки или другие выигрыши. Иногда у
шарманщика были обезьянки или собачки в
костюмах. Они также участвовали в
представлениях.

Шарманщики могли быть в паре с певцом,
фокусником или акробатом. Но чаще всего, как уже
было сказано, их напарником был петрушечник.

В этом случае «Музыкант» выступал еще
в роли «понукалки»: он представлял зрителям
Петрушку, спорил с ним, подсказывал, предупреждал
или пытался отговорить от дурных поступков,
играл на шарманке или других музыкальных
инструментах, когда по ходу действия были
необходимы музыкальные вставки.

После первого выхода Петрушки,
представления его Музыкантом и знакомства со
зрителями начинался целый ряд сцен, в которых
появлялись все новые и новые персонажи. Таких
сцен известно более двадцати, из которых
основных всего 6—7. Это значит, что представление
продолжалось в среднем 20—30 минут. В целом все
зависело от того, сколько можно было собрать
публики и заработать денег. Вместе с тем
известную роль играли актерские способности
петрушечника, его настроение, вдохновение,
умение импровизировать, а также набор имеющихся
у него кукол.

Бывало, что по ходу представления
Петрушка пытался устроиться на работу, шел в
услужение к Барину, но из этого у него мало что
получалось. Тогда он принимал решение жениться и
взять хорошее приданое. Невесты у него могли быть
разные: купеческая дочка, кухарочка или
молочница. Звали их везде тоже по-разному:
Меланья, Пелагея, Пигасья, Авдотья, Прасковья,
Варюша, Катя или Матрена. Случалось, что ему
приходилось свататься и за старуху или ухаживать
за ужасно уродливой Акулиной Петровной. Так или
иначе он всегда расхваливал красоту и
достоинство своих избранниц, ссорился и мирился
с ними, а затем пускался в пляс.

После этого Петрушка отправлялся
покупать лошадь у Цыгана, который пытался его
обмануть. За это Петрушка нещадно колотил его
палкой. Далее Петрушка точно так же расправлялся
с каждым, кто появлялся в последующих сценах. Как
отмечали современники, обычно все представление
было наполнено «брычками и пинками». Поэтому
бывало, что его называли «палочной комедией».
После сцены с Цыганом приходил Доктор, или
Лекарь, «из-под Каменного моста аптекарь». Затем
шла сцена с Квартальным (Полицейским), или
Унтером (Капралом, Офицером), который пытался
взять Петрушку в солдаты и учил его армейским
ружейным приемам.

Понятно, что Петрушка не мог остаться
безнаказанным за все свои драки и безобразия.
Поэтому в конце концов появлялся кто-то большой,
лохматый и черный. Считалось, что это был пес,
пудель. Петрушка звал его запросто «Шавочка», или
«Барбос». Иногда это непонятное существо
принимали за барашка и даже называли «московским
баранчиком», но оно оказывалось самым настоящим
чертом, который бесцеремонно хватал Петрушку за
нос и утаскивал со сцены, в то время как Петрушка
вопил: «Ой, пропала моя головушка с колпачком и
кисточкой!».

Зрители всегда бурно реагировали на
происходящее. Князь Долгорукий, посетивший театр
Петрушки в 1813 году, отмечал: «Описывать нечего:
всякий видел, что это такое; для меня нет ничего
смешнее и того, кто представляет, и тех, кто
смотрят. …Зрители хохочут и очень счастливы».

К этому нужно добавить, что Петрушка
обычно говорил особым хрипло-писклявым,
визгливым металлическим голосом. Для этого
кукольник использовал специальное
приспособление — «пищик». Точно такой же был у
итальянцев и французов (в Италии его называли
«pivette», или «faschio». У нас в России ему давали и
другие имена — «машинка», или «говорок»). «Пищик»
состоял из двух тонких полусогнутых костяных или
серебряных пластинок, между которыми была
натянута тонкая полотняная тесьма. Кукольник
клал «пищик» поперек языка и прижимал его языком
к небу. Устройство «пищика» было большим
секретом всех петрушечников, которые даже давали
клятву никому его не открывать. Многие зрители
долго и безуспешно ломали голову, пытаясь
разгадать этот секрет. Поэтому неудивительно,
что в 1844 году зритель мог записать: «За одну куклу
мужик говорит в дудочку».

Можно предположить, что ряд сцен
комедии о Петрушке был известен еще в XVIII веке, а
остальные появились гораздо позже — в конце
следующего столетия. Так или иначе права была
газета «Театральные афиши и Антракт», которая в
1864 г. утверждала, что Петрушке «долго еще суждено
оставаться народным забавником и занимать
видное место в ряду народных зрелищ».

Медвежья потеха

Вождение ученого медведя и «козы» —
самое древнее изо всех народных представлений,
которое можно было увидеть на русской ярмарке.
Истоки его относятся к языческой эпохе славян и
указывают на то, что как медведь, так и коза были
почитаемы человеком древнего мира.

Еще первобытные охотники устраивали
медвежьи праздники и хранили череп и кости
медведей в специальном углу пещеры. А из
медвежьих клыков и когтей изготовляли обереги и
амулеты, которые должны были охранять человека
от всяческих напастей.

«А ну-тка, Мишенька Иваныч!». Металлография, раскраска. 1882

«А ну-тка, Мишенька Иваныч!».
Металлография, раскраска. 1882

В одних местностях говорили, что
медведь произошел от простого мужика. В других
считали, что медведь — прародитель человека.
Известно немало сказок, героем которых является
полумедведь-получеловек. У него мать или отец —
медведь, поэтому он «до пояса человек, а от пояса
— медведь». В иных сказках у героя только ухо
медвежье. Отсюда и его имя — «Ивашка — Медвежье
Ушко». Так или иначе люди чтили медведя и
проводили медвежьи праздники — «комоедицы». Это
происходило весною, когда медведь просыпался
после зимней спячки и выходил из своей берлоги.
Такие веселые медвежьи праздники были и у
древних греков.

Приход на крестьянский двор вожака с
медведем предвещал изобилие и благополучие.
Поэтому поводырь медведя многое мог обещать
хозяевам, входя в их избу:

«Будем мы плясать, веселиться,
А вам будет счастье валиться:
Курица выведет двадцать цыплят,
Свинья принесет двенадцать поросят,
Овца — два ягненка, корова — теленка,
А жена каждый год родит по ребенку».

Было много и других верований в
большую магическую силу медведя:

  • Если обвести медведя вокруг дома — он
    отведет беду и защитит дом от нечистой силы.

  • Если окурить двор и стойло дымом от
    медвежьей шерсти — это утихомирит лихого
    домового.

  • Если повесить в хлеву медвежью голову
    — будет хорошо плодиться домашний скот.

  • Если медведь перешагнет через
    лежащего на земле больного и к тому же коснется
    его спины — это излечит от лихорадки.

  • Если медведь перебежит в лесу дорогу
    — это к удаче.

  • Если увидел медведя во сне — это к
    богатству.

В старину медведи обильно заселяли
русские леса. Ловить и дрессировать их не
составляло особого труда. Поэтому в некоторых
местностях жители специализировались на
медвежьей потехе. Особенно славилась этим
Верхняя Волга, в частности, Сергачский уезд
Нижегородской губернии. Здесь, по данным 1887 года,
в отдельных селах держали по 50, 120 и даже 150
дрессированных медведей.

Вожаков с медведями знали не только на
гуляньях в больших городах. Не одну сотню лет
встречали их на всех дорогах России, в самых
отдаленных уголках страны.

«Медвежья потеха» — так называли их
выступление в старинных записях. Вожака медведя
в разное время и в разных местах звали:
«потешник», «забавник», «игрец с медведем»,
«медвежатник», «медведчик», «медвежий поводчик»,
«поводильщик», «поводырь», «поводатарь».

Медведя тоже каждый звал как только
мог: косолапый, куцый, космач, мохнач, хозяин леса,
сергачский барин, мишук, потапыч, Михайло Иваныч
Топтыгин. Медведя-артиста прозывали «потешным»,
или «плясовым».

К козе (или к козлу) еще с незапамятных
времен было тоже свое особое отношение. У
скотоводческих племен козы, как и прочий скот,
составляли их главное богатство. Коза давала
человеку мясо, молоко, шерсть, шкуры и кожи для
изготовления сосудов (мехов), в которых
переносили или хранили воду, молоко или вино.

Коза, как чистое животное, приносилась
в жертву богам «для отпущения людских грехов».
Считалось, что козла не любят черти, а домовой их
вообще терпеть не может. Оттого-то и держали их на
конюшнях, чтобы защититься от нечистой силы.

И, наконец, люди верили, что коза
приносит удачу и богатство, ибо она связана с
плодородием и, в частности, с буйным ростом
растений. Поэтому все те, кто участвовал в
выступлениях «козы» на ярмарочных гуляньях или
во время иных праздников, имели полное право на
следующий запев:

«Мы не сами идем — мы козу ведем,
Где коза ходит — там жито родит,
Где коза хвостом — там жито кустом,
Где коза ногою — там жито копною,
Где коза рогом — там жито стогом!»

Медвежья потеха обычно начиналась с
того, что вожак выводил медведя и барабаном или
бубном собирал вокруг себя зрителей:

— Ну-тка, Мишенька Иваныч, родом
знатный боярыч, покажи нам, чему тебя хозяин
обучал и каких людей ты на свете примечал!
После этого медведь под балагурство и шутки
своего поводыря показывал различные сценки:
— как теща для зятя блины пекла, возле печки
угорела, головушка заболела;
— как девицы-красавицы из-под ручки глазками
стреляют, женишков побогаче выбирают;
— как солдаты с ружьем маршируют, на караул берут
и в атаку идут;
— как малые детишки горох воруют: где сухо — на
брюхе, а где мокро — там на коленочках;
— как мать родных детей холит, а пасынков убирает
и т.д.

Всего известно более 20 различных сцен.

После этого показывали борьбу медведя
с человеком, который, обхватив вставшего на
задние лапы медведя, валил его на землю. Здесь,
конечно, участвовали только ручные,
дрессированные медведи.

И вот, наконец, наступала очередь
выхода «козы». Ее «устраивал из себя» помощник
вожака — мальчик двенадцати-тринадцати лет. Его
обычно называли «козарь». Он надевал на себя
вывернутый наизнанку тулуп или на голову мешок,
сквозь который протыкалась палка с деревянной
козлиной головой на конце. У «козы» обязательно
были рога, борода и подвижная деревянная челюсть.
«Коза» шумно щелкала челюстью, которую дергал за
веревку «козарь».

Вот какое описание выступления
медведя и «козы» можно было прочитать в 80-х годах
прошлого столетия:

«Вожак начинает выбивать дробь,
дергает медведя за кольцо, а коза выплясывает
около Михайло Иваныча трепака, клюет его
деревянным языком и дразнит; Михайло Иваныч
бесится, рычит, вытягивается во весь рост и
кружится на задних лапах около вожака — это
значит: он танцует. После такой неуклюжей пляски
вожак дает ему в руки шляпу, и Михайло Иваныч
обходит с нею честную публику, которая бросает
туда свои гроши и медяки». (Из книги Д.Ровинского
«Русские народные картинки».)

Таковы были народные представления и
театральные зрелища во время ярмарочных гуляний
в старой России.

С наступлением XX века ярмарочным
гуляньям вскоре пришел конец.

Художник Александр Бенуа в книге «Мои
воспоминания» сетовал по поводу исчезновения
ярмарочных балаганов и окружавшего их шумного и
пестрого праздничного мира: «Эта подлинная
радость народная умерла, исчезла, а вместе с ней
исчезла и вся ее специфическая «культура»;
забылись навыки, забылись традиции. Особенно это
обидно за русских детей позднейшего времени,
которые уже не могли в истории своего воспитания
и знакомства с Россией приобщиться к этой форме
народного веселья».

Спонсор публикации статьи – сайт о сериале «Великолепный век». Кроме возможности бесплатно смотреть онлайн 3-й сезон «Великолепного века» в отличном качестве с русской озвучкой, вы можете так же вернуться к 1 и 2 сезону этого сериала, посмотреть краткие описания серий, узнать больше о персонажах сериала и актерах их играющих, узнать, какие книги можно почитать об этой эпохе и ее героях, ознакомиться с историческими легендами.

Очень уж меня заинтересовала эта тема — ярмарки. Я сама несколько раз участвовала в ставропольских ярмарках в качестве продавца. Это, конечно, очень интересно, масса впечатлений, драйва, эмоций, в основном, положительных. Но это очень «простенькие» мероприятия, со стандартным набором: «шашлык-машлык», море китайского дешевого барахла, несколько «умельцев» (так нас называют в ставропольском Доме народного творчества) и народ, который в основном приходит на такие мероприятия, чтобы поглазеть, сделать пару selfie, попить пивка и купить ребенку свистульку за 50 рублей.

Но ведь раньше ярмарки были серьезным делом и важным и неотъемлемым элементом народного хозяйства страны. Меня очень заинтересовала эта тема, особенно в связи с тем, что наша Ярмарка Мастеров стала занимать в моей жизни одно из ключевых мест.

Эта публикация не претендует на истину в последней инстанции, так как материалы для нее я брала на просторах интернета.

Сначала предлагаю разобраться с тем, что же такое ярмарка? Что за слово такое, ведь оно имеет не русские корни, по-русски ярмарка — «торг, торжище». С немецкого же ярмарка — Jahrmarkt — «ежегодный рынок» — ежегодно повторяющаяся распродажа товаров, иногда с ограничениями на определённый сезон, товар (например: вино, мёд, овощи и фрукты) или тематику (например, православные ярмарки).

На Руси рынок, торжище занимал центральное место в поселении. Например, в древнем Киеве было 40 церквей и 8 торжищ. А возникновение широкой ярмарочной деятельности на Руси уходит корнями к периоду княжения в Киеве князя Владимира и его наследника Ярослава Мудрого, потому что именно при них начинается широкое общение с заморскими купцами, на Русь везут свои товары торговые люди из Польши, Венгрии, Чехии.

Русские ярмарки как все начиналось. От древнего торжища до наших дней, фото № 1

Торг на берегу Ильмень-озера

Наиболее древней ярмаркой на Руси, известной с середины XIII в., считается Арская (возле Казани). Но в те времена купцы, направлявшиеся на Арскую ярмарку, подвергались нападениям со стороны татар. Чтобы прекратить грабежи караванов, царь Василий III запретил поездки на эту ярмарку. В 1524 г. под Нижним Новгородом у городка Васильсурска, что ниже его по течению Волги, великий князь Василий III Иванович учредил официальное торжище. Таким образом в России была основана крупнейшая ярмарка, насчитывающая почти пять веков истории.

Позднее, в 1641 г., по указу царя Михаила Федоровича ярмарка была переведена ближе к Нижнему Новгороду под стены монастыря св. Макария, находившегося в 90 км от города. Долгое время ярмарка так и называлась — Макарьевская. Среди участников ярмарочной торговли были богатые русские купцы, торговцы из Китая, Индии, Бухары, которые предлагали для продажи меха, шелка, жемчуг, золото, чай, льняные и хлопчатобумажные ткани, изделия из кожи, овчинно-меховые, бакалейные, рыбные и др. товары. В 1817 г. решением правительства Макарьевская ярмарка перешла во вновь отстроенный каменный гостиный двор в Нижний Новгород. Она расположилась на «стрелке» — слиянии двух крупнейших российских рек Оки и Волги. Это было идеальное место для торжища.

Русские ярмарки как все начиналось. От древнего торжища до наших дней, фото № 2

Макарьевская ярмарка

Русские ярмарки как все начиналось. От древнего торжища до наших дней, фото № 3

Нижегородская ярмарка. 19 в.

Пока искала информацию, наткнулась на интересный факт. Как вы думаете, что было обязательным элементом торга, должно было находится рядом с ярмаркой? Оказывается, баня, так как почти все присутствующие гости приезжали издалека, как говорится «Без бани и торг не торг».

Ирбитская ярмарка в течение трёх столетий была второй по своему значению и размаху в России, уступая только Нижегородской. Первые упоминания о ней относятся к 30 годам семнадцатого века. С того времени она проводилась ежегодно вплоть до 1929 года.

В те времена только здесь можно было купить ценнейшие сибирские меха, тончайший китайский шёлк и чай, шкуры ягнят специальной выделки из Средней Азии. Московские купцы привозили ювелирные украшения и мануфактурную продукцию, с Урала везли металлы.

В разные периоды ярмарочные гуляния длились от двух недель до полутора месяцев. Обычно время их проведения попадало на осенне-зимние месяцы. Сегодня ярмарка идёт всего лишь четыре дня и перенесена на последние числа августа.

Прежде всего, Ирбитская ярмарка славилась как место, где покупалась и продавалась сибирская пушнина — дорогой товар, необычайно ценимый в Европе. Однако во тьме истории теряется ещё один интереснейший факт: именно здесь, на Ирбите, в восемнадцатом веке образовалась первая монополия на торговлю чаем. «Великий чайный путь», проходивший по Бабиновскому тракту, сделал ярмарку в небольшом городке монополистом в распределении и ценообразовании на китайское «жидкое золото».

Русские ярмарки как все начиналось. От древнего торжища до наших дней, фото № 4

Ирбитская ярмарка. 19 в.

К середине 16 века в Сибири Иркутская ярмарка превращается в ведущую для всего восточно-­сибирского края. Оборот ее составлял почти 6% от общероссийского ярмарочною оборота. Ассортимент привозимых на иркутские яр­марки товаров был богат и разнообразен. Това­ры получали из Москвы, Архан­гельска, а также с Макарьевской, Ирбитской и Енисейской ярмарок, азиатские товары — из Ки­тая.

Из предметов питания в Иркутске больше всего привозили мед и хмель, сахар, различные сорта чая. Иркутяне могли приобрести и европейские товары — ткани, предметы роскоши и сладости, вина. В привозимых товарах заметно преобладали предметы, пред­назначенные для массового потребления широкими слоями горожан.

Русские ярмарки как все начиналось. От древнего торжища до наших дней, фото № 5

Ярмарки Сибири

И если на Западе в 18 в. большие национальные ярмарки утрачивают свое значение в связи с образованием товарных бирж и развитием системы торговли через магазины, то в России национальные ярмарки не теряют своего значения вплоть до революции, более того, развиваются и множатся.

С середины 19 в. распространяется идея, что «ярмарочный сбор товаров должен преследовать кроме торговых целей и другие». В уставы российских ярмарок записываются такие пункты, как «просвещение публики, демонстрация усилий общества, направленных на прогресс в различных областях деятельности, показ реальных достижений и перспектив развития отраслей хозяйства». Поэтому уже тогда крупные ярмарки в России служили не просто центрами торговли, но и центрами обмена опытом, знаниями, техникой, искусствами, навыками ремесел, достижениями наук.

K началу 20 в. вся Россия покрылась большими и малыми ярмарками, 87% из них составляли сельскохозяйственные ярмарки, или «торжки», на которых крестьяне продавали свои запасы и в обмен покупали необходимые для своих нужд продукты (мечта современной России, скорее всего, несбыточная). Около 12% приходилось на ярмарки средних размеров, и лишь немногим более 1 % — на ярмарки, имеющие характер крупных временных оптовых торговых центров. К этому времени ярмарки, продолжающиеся менее 2 недель, были освобождены от налога.

Деятельность ярмарок прекращается после революции, возрождается не на долго во времена нэпа, но полностью ликвидируется в начале 30-х гг.

Конечно, вся публикация — это «галопом по Европам», удалось очень кратко изложить только основные сведения, материал обширный и,если подвергнуть его более глубокому изучению и осмыслению, можно написать еще не одну публикацию.

Что хотелось бы сказать в заключение. Мы ведь с вами тоже на Ярмарке. Думаю, что для многих наша Ярмарка Мастеров —практически дом родной, и представить свою жизнь без нее становится все труднее. А главное, мне кажется, многим здесь удается поддерживать то основное направление, которое еще в 19 веке стало одним из главных в идее национальных ярмарок — обмен опытом, знаниями, искусствами, навыками ремесел, просвещение общества, созидание прекрасного.

А вообще для нас, провинциалов, лишенных доступа к большим современным ярмаркам и вообще сбыту своих товаров в глубинке, где слово handmade воспринимают как ругательство, Ярмарка Мастеров — окно в другой мир, прекрасный мир, где можно не только поглядеть на других и показать себя, но и найти признание, единомышленников, объединиться в один творческий российский народ. Ура!

From Wikipedia, the free encyclopedia

A trade fair for the travel industry

A boy at the fish pond, the Rockton World’s Fair, harvest festival, Canada, 2010

A fair (archaic: faire or fayre) is a gathering of people for a variety of entertainment or commercial activities. Fairs are typically temporary with scheduled times lasting from an afternoon to several weeks.

Types[edit]

Roundabouts (also known as a carousel or merry-go-round) are traditional attractions, often seen at fairs

Variations of fairs include:

  • Art fairs, including art exhibitions and arts festivals
  • County fair (USA) or county show (UK), a public agricultural show exhibiting the equipment, animals, sports and recreation associated with agriculture and animal husbandry.
  • Festival, an event ordinarily coordinated with a theme e.g. music, art, season, tradition, history, ethnicity, religion, or a national holiday.
  • Health fair, an event designed for outreach to provide basic preventive medicine and medical screening
  • Historical reenactments, including Renaissance fairs and Dickens fairs
  • Horse fair, an event where people buy and sell horses.
  • Job fair, event in which employers, recruiters, and schools give information to potential employees.
  • Regional or state fair, an annual competitive and recreational gathering. Including exhibits or competitors that have won in their categories at the local fairs.
  • Science fair, a competitive event for entries employ the scientific method to test a hypothesis.
  • A town/city’s street fair or market, including charter fairs, celebrates character of a neighborhood and local merchants.
  • Temple fair or miaohui, yearly fair held in temples of various religions
  • Trade fair, an exhibition organized so that companies in a specific industry can showcase and demonstrate their latest products and services, study activities of rivals, and examine recent market trends and opportunities.
  • Traveling funfair or carnival, an amusement show made up of amusement rides, food vending stalls, merchandise vending stalls, games of «chance and skill», thrill acts and (now less commonly) animal acts.
  • Village fair or fête, an elaborate periodic festival, party or celebration. Held by the locals to original to celebrate a good harvests or religious gatherings.
  • World’s fair, an international exhibition designed to showcase achievements of nations

History[edit]

Fairs can include exhibitions of animals, and before competitions, the animals will be groomed by their owners

The Roman fairs were holidays on which work and business such as law courts were suspended. In the Roman provinces of Judea and Syria Palaestina, Jewish rabbis prohibited Jews from participating in fairs in certain towns because the religious nature of the fairs contravened the prescribed practice of Judaism.[1]

In the Middle Ages, many fairs developed as temporary markets and were especially important for long-distance and international trade, as wholesale traders travelled, sometimes for many days, to fairs where they could be sure to meet those they needed to buy from or sell to. The most famous were the Champagne fairs in northern France, which were spread over six towns for a total period of about six weeks, drawing goods and customers from much of Europe. The Frankfurt Book Fair in Germany, still the largest trade fair for the publishing industry, began in the 12th century as a fair for manuscript books.

Fairs were usually tied to special Christian feast days, such as the Saint’s day of the local church. Stagshaw in England, is documented to have held annual fairs as early as 1293 consisting of the sales of animals. Along with the main fair held on 4 July, the city also hosted smaller fairs throughout the year where specific types of animals were sold, such as one for horses, one for lambs, and one for ewes.[2]

The Kumbh Mela, held every twelve years, at Allahabad, Haridwar, Nashik, and Ujjain is one of the largest fairs in India, where more than 60 million people gathered in January 2001, making it the largest gathering anywhere in the world.[3][4][5] Kumbha means a pitcher and Mela means fair in Sanskrit.

In the United States, fairs draw in as many as 150 million people each summer.[6] Children’s competitions at an American fair range from breeding small animals to robotics, whilst the organization 4-H has become a traditional association.[6]

Sirsi Fair[edit]

The Sirsi Marikamba Devi Fair of the deity is held every alternate year in the month of March and taken through the city Sirsi, Karnataka. It is attended by a very large number of devotees. It is also most famous and biggest fair (Jaatre) of the India. Devotees from all around the state participate in this enormous event indulging themselves in the procession. Amusements for children, circuses, variety of shops, dramas and plays and many such things are set up for the people. It depicts the story of the goddess killing Mahishasura.

Legacy[edit]

Legal implications[edit]

Fairs attracted great numbers of people and they often resulted in public order issues and sometimes riots. The holding of fairs was, therefore, granted by royal charter. Initially they were only allowed in towns and places where order could be maintained due to the presence of a bishop, sheriff or governor. Later various benefits were granted to specific fairs, such as the granting of a holiday status to a fair or protections against arrest for specific laws for the duration of the fair. Officials were authorised to mete out justice to those who attended their fair; this led to even the smallest fair having a court to adjudicate on offences and disputes arising within the fairground. These courts were called a pye powder court (from Old French pieds pouldres, literally «dusty feet», meaning an itinerant trader, from Medieval Latin pedes pulverosi).

In art and language[edit]

The chaotic nature of the Stagshaw Bank Fair with masses of people and animals and stalls inspired the Newcastle colloquialism «like a Stagey Bank Fair» to describe a general mess.[2]

The American county fair is featured in E. B. White’s Charlotte’s Web.[6]

See also[edit]

  • Art exhibition
  • China fairing
  • Lists of festivals

References[edit]

  1. ^ Schäfer, Peter (2002). The Talmud Yerushalmi and Graeco-Roman Culture. Mohr Siebeck. pp. 448–. ISBN 9783161478529. Retrieved 8 June 2015.
  2. ^ a b Norderhaug, Jennifer; Thompson, Jennifer Norderhaug & Barbara (2006-08-01). Walking the Northumbria Dales: Un. Sigma Press. pp. 63–. ISBN 9781850588382. Retrieved 8 June 2015.
  3. ^ Millions bathe at Hindu festival BBC News, January 3, 2007.
  4. ^ Kumbh Mela pictured from space — probably the largest human gathering in history BBC News, January 26, 2001.
  5. ^ Lewis, Karoki (2008-03-22). «Kumbh Mela: the largest pilgrimage». The Times. Archived from the original on 2010-05-29. Retrieved 2019-09-18.
  6. ^ a b c Von Drehle, David (2007-07-23). «A new Day at the Fair». Time. Vol. 170, no. 4. Photographs by Greg Miller. p. 50. ISSN 0040-781X.

Further reading[edit]

  • «Fair» . Encyclopædia Britannica. Vol. 10 (11th ed.). 1911.

From Wikipedia, the free encyclopedia

A trade fair for the travel industry

A boy at the fish pond, the Rockton World’s Fair, harvest festival, Canada, 2010

A fair (archaic: faire or fayre) is a gathering of people for a variety of entertainment or commercial activities. Fairs are typically temporary with scheduled times lasting from an afternoon to several weeks.

Types[edit]

Roundabouts (also known as a carousel or merry-go-round) are traditional attractions, often seen at fairs

Variations of fairs include:

  • Art fairs, including art exhibitions and arts festivals
  • County fair (USA) or county show (UK), a public agricultural show exhibiting the equipment, animals, sports and recreation associated with agriculture and animal husbandry.
  • Festival, an event ordinarily coordinated with a theme e.g. music, art, season, tradition, history, ethnicity, religion, or a national holiday.
  • Health fair, an event designed for outreach to provide basic preventive medicine and medical screening
  • Historical reenactments, including Renaissance fairs and Dickens fairs
  • Horse fair, an event where people buy and sell horses.
  • Job fair, event in which employers, recruiters, and schools give information to potential employees.
  • Regional or state fair, an annual competitive and recreational gathering. Including exhibits or competitors that have won in their categories at the local fairs.
  • Science fair, a competitive event for entries employ the scientific method to test a hypothesis.
  • A town/city’s street fair or market, including charter fairs, celebrates character of a neighborhood and local merchants.
  • Temple fair or miaohui, yearly fair held in temples of various religions
  • Trade fair, an exhibition organized so that companies in a specific industry can showcase and demonstrate their latest products and services, study activities of rivals, and examine recent market trends and opportunities.
  • Traveling funfair or carnival, an amusement show made up of amusement rides, food vending stalls, merchandise vending stalls, games of «chance and skill», thrill acts and (now less commonly) animal acts.
  • Village fair or fête, an elaborate periodic festival, party or celebration. Held by the locals to original to celebrate a good harvests or religious gatherings.
  • World’s fair, an international exhibition designed to showcase achievements of nations

History[edit]

Fairs can include exhibitions of animals, and before competitions, the animals will be groomed by their owners

The Roman fairs were holidays on which work and business such as law courts were suspended. In the Roman provinces of Judea and Syria Palaestina, Jewish rabbis prohibited Jews from participating in fairs in certain towns because the religious nature of the fairs contravened the prescribed practice of Judaism.[1]

In the Middle Ages, many fairs developed as temporary markets and were especially important for long-distance and international trade, as wholesale traders travelled, sometimes for many days, to fairs where they could be sure to meet those they needed to buy from or sell to. The most famous were the Champagne fairs in northern France, which were spread over six towns for a total period of about six weeks, drawing goods and customers from much of Europe. The Frankfurt Book Fair in Germany, still the largest trade fair for the publishing industry, began in the 12th century as a fair for manuscript books.

Fairs were usually tied to special Christian feast days, such as the Saint’s day of the local church. Stagshaw in England, is documented to have held annual fairs as early as 1293 consisting of the sales of animals. Along with the main fair held on 4 July, the city also hosted smaller fairs throughout the year where specific types of animals were sold, such as one for horses, one for lambs, and one for ewes.[2]

The Kumbh Mela, held every twelve years, at Allahabad, Haridwar, Nashik, and Ujjain is one of the largest fairs in India, where more than 60 million people gathered in January 2001, making it the largest gathering anywhere in the world.[3][4][5] Kumbha means a pitcher and Mela means fair in Sanskrit.

In the United States, fairs draw in as many as 150 million people each summer.[6] Children’s competitions at an American fair range from breeding small animals to robotics, whilst the organization 4-H has become a traditional association.[6]

Sirsi Fair[edit]

The Sirsi Marikamba Devi Fair of the deity is held every alternate year in the month of March and taken through the city Sirsi, Karnataka. It is attended by a very large number of devotees. It is also most famous and biggest fair (Jaatre) of the India. Devotees from all around the state participate in this enormous event indulging themselves in the procession. Amusements for children, circuses, variety of shops, dramas and plays and many such things are set up for the people. It depicts the story of the goddess killing Mahishasura.

Legacy[edit]

Legal implications[edit]

Fairs attracted great numbers of people and they often resulted in public order issues and sometimes riots. The holding of fairs was, therefore, granted by royal charter. Initially they were only allowed in towns and places where order could be maintained due to the presence of a bishop, sheriff or governor. Later various benefits were granted to specific fairs, such as the granting of a holiday status to a fair or protections against arrest for specific laws for the duration of the fair. Officials were authorised to mete out justice to those who attended their fair; this led to even the smallest fair having a court to adjudicate on offences and disputes arising within the fairground. These courts were called a pye powder court (from Old French pieds pouldres, literally «dusty feet», meaning an itinerant trader, from Medieval Latin pedes pulverosi).

In art and language[edit]

The chaotic nature of the Stagshaw Bank Fair with masses of people and animals and stalls inspired the Newcastle colloquialism «like a Stagey Bank Fair» to describe a general mess.[2]

The American county fair is featured in E. B. White’s Charlotte’s Web.[6]

See also[edit]

  • Art exhibition
  • China fairing
  • Lists of festivals

References[edit]

  1. ^ Schäfer, Peter (2002). The Talmud Yerushalmi and Graeco-Roman Culture. Mohr Siebeck. pp. 448–. ISBN 9783161478529. Retrieved 8 June 2015.
  2. ^ a b Norderhaug, Jennifer; Thompson, Jennifer Norderhaug & Barbara (2006-08-01). Walking the Northumbria Dales: Un. Sigma Press. pp. 63–. ISBN 9781850588382. Retrieved 8 June 2015.
  3. ^ Millions bathe at Hindu festival BBC News, January 3, 2007.
  4. ^ Kumbh Mela pictured from space — probably the largest human gathering in history BBC News, January 26, 2001.
  5. ^ Lewis, Karoki (2008-03-22). «Kumbh Mela: the largest pilgrimage». The Times. Archived from the original on 2010-05-29. Retrieved 2019-09-18.
  6. ^ a b c Von Drehle, David (2007-07-23). «A new Day at the Fair». Time. Vol. 170, no. 4. Photographs by Greg Miller. p. 50. ISSN 0040-781X.

Further reading[edit]

  • «Fair» . Encyclopædia Britannica. Vol. 10 (11th ed.). 1911.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Описать праздник ивана купала кратко
  • Описать праздник день учителя
  • Описать праздник день рождения на английском
  • Описать праздник день победы
  • Описать праздник вербное воскресенье