Описать праздник вербное воскресенье

Вербное воскресенье, или праздник входа Господня в Иерусалим, всегда совершается в шестое воскресенье Великого поста.

Вход Господень в Иерусалим (Неделя ваий, Вербное воскресение) — двунадесятый праздник, который совершается в шестое воскресенье Великого поста и установлен в воспоминание торжественного входа Господня в Иерусалим. Праздник этот переходящий, то есть дата его каждый год меняется и зависит от Пасхи. С Вербного воскресенья начинается Страстная седмица — последняя и самая важная часть Великого поста.


Вербное воскресенье в 2022 году: 9 апреля


Содержание:

  • Вербное воскресение. Событие праздника
  • Вербное воскресение. История праздника 
  • Вход Господень в Иерусалим. Праздничное богослужение
  • «Шествие на осляти»
  • Вербное воскресение в народных традициях
  • Вход Господень в Иерусалим. Иконы
  • Храмы в честь Входа Господня в Иерусалим
  • Душеполезное поучение на Вербное воскресение

Вербное воскресение. Событие праздника

Торжественному входу Господа в Иерусалим предшествовало чудо воскрешения Лазаря из Вифании. Трогательный рассказ об этом событии мы находим в Евангелии от Иоанна. Когда Лазарь заболел, его сестры Марфа и Мария тотчас же послали сказать об этом Спасителю. Лазарь вскоре умер и был похоронен, и только спустя четыре дня Господь пришел в Вифанию. «Господи, если бы ты был здесь, не умер бы брат мой!», — сказала Марфа. Спаситель ответил, что Лазарь воскреснет, и пошел к пещере, где тот был похоронен. Когда отвалили камень, Господь помолился, и затем громким голосом воззвал: «Лазарь, иди вон!» И опутанный погребальными пеленами Лазарь вышел из гроба, в котором пролежал четыре дня.

Икона «Воскрешение Лазаря». Великий Новгород, XV век

Господь и раньше воскрешал умерших, вскоре после смерти. Но это чудо особенно потрясло всех присутствовавших, ведь от умершего уже исходил запах тления, он был погребен и несколько дней пролежал во гробе. Многие, видевшие и слышавшие об этом событии, уверовали во Христа.

Когда на следующий день Спаситель вошел в Иерусалим, где перед праздником ветхозаветной Пасхи собралось множество паломников, Его встречали как победителя. Книжники и первосвященники, искавшие малейшего повода, чтобы убить Исуса Христа, хотели умертвить и воскрешенного. Лазарь скрылся и впоследствии был первым епископом Кипра. Он прожил еще 30 лет.

Вход Господа в Иерусалим, его торжественную встречу описывают все четыре Евангелиста. Ученики по повелению Господа привели к нему ослицу и молодого осла, на которого постелили свои одежды, и Он сел поверх них. Множество народа, узнавшего о великом чуде, встречали Спасителя: постилали на дорогу свою одежду, другие клали срезанные ветви. Сопутствующие и встречающие громко восклицали:

Осанна Сыну Давыдову! Благословен Грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!

Ослица и молодой осел, еще не ходивший под седлом, символизировали ветхозаветный Израиль и язычников, которые также уверовали во Христа. Евангелисты обращают внимание, что Исус Христос, как Сын Давыдов, въезжает в Иерусалим на молодом осле, как и Давыд после победы над Голиафом.

Народ встречал Христа как победителя и триумфатора, но Господь шел в Иерусалим не для земной власти, не для того, чтобы освободить евреев от власти захватчиков-римлян. Он шел на страдания и крестную смерть. С Вербного воскресенья начинается Страстная седмица. Пройдет всего несколько дней, и вновь соберется множество народа. Но на сей раз толпа будет кричать: «Распни, распни Его!»

Вербное воскресение. История праздника

Праздник Входа Господня в Иерусалим известен с первых веков христианства. Уже в III веке его упоминает в своем поучении святитель Мефодий Патарский. Святые отцы Амвросий Медиоланский и Епифаний Кипрский, жившие в IV веке, в своих проповедях говорят о том, что праздник совершается торжественно, множество верующих идут в этот день торжественным крестным ходом с ветвями в руках. Поэтому праздник получил и другое название — Недели ваий или цветоносной. На Руси как раз в это время распускаются пушистые сережки. Отсюда и народное название праздника — Вербное воскресенье. В этот день разрешается пища с рыбой. Накануне, в Лазареву субботу, принято вкушать икру.

Вход Господень в Иерусалим. Праздничное богослужение

В стихерах празднику прежде всего указывается на смирение Спасителя, скромно шествующего на бессловесном жеребенке, и содержится призыв к верующим встречать Грядущего ликующим пением: «Благословен Грядый во имя Господне, осанна в вышних». Тексты православной службы не просто описывают события, происходившие в Иерусалиме две тысячи лет назад, но и показывают нам их значение, в частности, исполнение ветхозаветных пророчеств. В первой паремии (Быт. XLIX, 1-2, 8-12) содержится пророчество патриарха Иакова сыну Иуды о том, что из его рода будут происходить цари до тех пор, пока не явится Примиритель (т.е. Господь Исус Христос); во второй паремии (Софонии III, 14-19) пророчествуется о торжестве Сиона и ликовании Израиля, потому что среди них находится Господь, Царь Израилев. В третьей паремии (Захарии IX, 9-15) предсказы­вается о торжественном входе Исуса Христа в Иерусалим на молодом осле:

Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий; Он кроток и восседает на подъяремной и осленке молодом.

В каноне изображается радость истинного Израиля, удостоенного быть свидетелем Царского входа Господня в Иерусалим, и злоба книжников и фарисеев и первосвященников иудейских, с какою они смотрели на торжество Сына Давыдова. Все живущее призывается прославить Господа, идущего на вольные и спасительные страдания.


Библиотека Русской веры
Канон Вербному воскресению →

Читать онлайн


Вечернее богослужение имеет особенность, отличающую этот праздник от прочих: после Евангелия священник читает молитву над вербой, в которой вспоминается голубь, принесший Ною ветвь маслины, и дети, которые с ветвями встречали Христа со словами: «Оса́нна в вы́шних! Благослове́н гряды́и во́ имя Госпо́дне». Приложившись к Евангелию, молящиеся получают от священника несколько ветвей освященной вербы и всю оставшуюся службу держат их в руках вместе с горящими свечами. Вернувшись домой, верующие помещают вербу рядом с иконами. Прошлогодние «букетики» не принято выбрасывать, их сжигают или опускают в реку.

В Апостоле (Фил. IV, 4,-9) верующие призы­ваются к кротости, миролюбию, молитвенному настроению и верности учению Христову. В Евангелии повествуется о входе Господнем в Иерусалим (Иоанна XII, 1-18) и о вечери в Вифании.

Тропарь праздника объясняет нам духовный смысл торжественного входа Господа в Иерусалим:

Џбщее воскRсeніе прeжде своеS стрaсти ўвэрsz, и3з8 мeртвыхъ во€дви1глъ є3си2 лaзарz хrтE б9е. тёмъ же и3 мы2 ћкw џтроцы, побёдныz џбразы носsще, тебЁ победи1телю смeрти вопіє1мъ, nсaнна в8 вhшнихъ блгcвeнъ грzдhи во2 и3мz гDне.

Русский текст:

Всеобщее воскресение прежде Твоих страданий удостоверяя, из мертвых Ты воздвигл Лазаря, Христе Боже. Потому и мы, как дети, нося символы победы, говорим Тебе — Победителю смерти: осанна в вышних! Благословен идущий во имя Господне!

Кондак празднику. Церковно-славянский текст:

На пrт0лэ нa нб7си, на жребsти на земли2 носи1мь хrте б9е, t ѓнGлъ хвалeніе, и3 t дэтє1й воспэвaніе пріимaше, зовyщихъ ти, бlгословeнъ є3си2 пришeдыи ґдaма во€дви1гнути.

Русский текст:

Христе Боже, носимый на престоле, а на земле на осленке, Ты, принял воспевание от детей и хвалу от Ангелов взывающих: «Благословен Господь, Идущий вызвать (из ада) Адама.

«Шествие на осляти»

В XVI–XVII вв. на Руси в Москве, Великом Новгороде и других больших городах существовал обычай совершать крестный ход в день праздника особенным образом. В Москве торжественный крестный ход направлялся из Успенского собора Кремля к собору Покрова на Рву (храму Василия Блаженного), один из приделов которого был освящен во имя входа Господня в Иерусалим. Патриарх ехал на молодом осле, которого вел под узцы царь. Чаще всего «осел» был символическим — конь светлой масти. 

Западный придел собора Василия Блаженного (Покровского собора на Красной площади) освящен во имя входа Господня во Иерусалим

На Руси этот обычай возник не самостоятельно, а был заимствован у греков. В Константинопольской церкви «шествие на осляти» было известно еще в IX–X вв. Самое раннее русское свидетельство такого обычая имеется в расходных книгах Софийского собора Великого Новгорода за 1548 год. Новгородский наместник водил осла, на котором сидел архиепископ. Процессия шла из Софийского собора до Входоиерусалимского храма и назад. Известно, что такая церемония проводилась в XVII веке также в Ростове Великом, Рязани, Казани, Астрахани и Тобольске. В конце XVII века обычай был упразднен.

Празднование Вербного воскресения на Красной площади. Гравюра из книги А. Олеария «Описание путешествия в Московию…». Середина 1630-х — первая половина 1640-х гг.

Вербное воскресение в народных традициях

К Вербному воскресенью были приурочены некоторые народные обряды и обычаи. Крестьяне во время утрени молились с освященной вербой и, придя домой, глотали вербные почки для того, чтобы предохранить себя от болезни и прогнать всякую хворь. В этот же день женщины пекли из теста орехи и давали их для здоровья всем домочадцам, не исключая и животных. Освященную вербу берегли до первого выгона скота (23 апреля), причем всякая благочестивая хозяйка выгоняла со двора скот непременно вербой, а самую вербу затем или «пускали на воду», или втыкали под крышу дома. Это делали с той целью, чтобы скотина не только сохранилась в целости, но чтобы и домой возвращалась исправно, а не блуждала бы в лесу по нескольку дней. 

Русский историк и этнограф второй половины XIX века М. Забылин в книге «Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия» так описывает традиции Вербной недели.

«Вербная неделя, или неделя Ваий, у нас оживляется чисто праздником начала весны; верба или ветла, не давшая еще листьев, цветет и тем как бы заявляет, что наша северная природа скоро наградит нас и все живущее на земле новыми благами. Самый праздник Воскрешение Лазаря служит символом возобновления, оживления могущественной природы. На Вербной неделе в столицах учреждены детские базары, где торгуют преимущественно детскими игрушками, вербами, цветами и сластями, как бы в ознаменование того, что маленькие дети встретили весну своей жизни и должны радоваться в этой жизни, а смотря на игрушку, изучать на ней суть своего будущего, так как каждая игрушка есть наглядная грамота, наглядное учение, развивающая дальнейшее понимание в ребенке, сближающее его с жизнью и развивающее его мыслительность через наглядность, сравнение действия и образов. В Лазареву субботу все допускают употребление в пищу икры, постных блинов и разного кухонного печения.

Борис Кустодиев. Вербный торг у Спасских ворот. 1917 г.

В Вербное воскресенье, возвратясь из церкви с освященными прутьями вербы, деревенские бабы хлещут ими своих ребят, приговаривая: «Верба хлест, бей до слез!» В Нерехте крестьянки пекут барашки в Вербное воскресенье, и когда придут из церкви, то этими барашками кормят скотину, а вербу втыкают в сельнике у св. икон и берегут ее круглый год до Георгиева дня. Это обыкновение сохраняется во многих губерниях. Известно, что у нас первый весенний выгон скота начинается с Георгиева дня. Крестьяне в этот день берут годовалую вербу, мочат в святой воде, окропляют ею скот на дворе и потом этою вербою хлещут скотину, приговаривая: «Господь, благослови и здоровьем награди!» А иногда просто: «Благослови тебя, Господи, и будь здорова»… и с вербою в руках доводят до места пастбища. Освященная верба уважается высоко и обыкновенно сохраняется у русского благочестивого народа за образами в течение целого года. В некоторых губерниях вербу, освященную в Вербное Воскресенье, употребляют как симпатическое средство и кладут в пойло больным коровам или телятам».

Вход Господень в Иерусалим. Иконы

Изображения едущего на осляти Спасителя известны уже в раннехристианском искусстве.

Вход Господень в Иерусалим, фрагмент фрески. Монастырь Высокие Дечаны, Сербия, ХIV век

Практически все образы Входа Господня в Иерусалим имеют общую композиционную схему, однако значительно разнятся в деталях. Христос, благословляющий правой рукой, восседает на осле, Его сопровождают два беседующих меж собой апостола. Один из них по устойчивому иконографическому типу определяется как Петр, тогда как второй апостол, довольно юный, может быть Фомой, Филиппом или Иоанном. В нижней части композиций изображаются дети, радующиеся пришествию Спасителя. Непременным элементом иконографии праздника является изображение Елеонской горы.

Вход Господень в Иерусалим. Первая половина XVI в. Музей им. Андрея Рублева

Значительное изменение в иконографии Входа Господня в Иерусалим происходит в XIV — начале XV века. Теперь Спаситель чаще всего представлен в сложном ракурсе — оборачивается назад, к апостолам. Рассматриваемая поза Христа присутствует на иконах из праздничного ряда иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля, Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря, иконах-таблетках из Новгорода и многих других. 

Вход Господень в Иерусалим. Государственная Третьяковская галерея, Москва, XVI в.
Вход Господень в Иерусалим. Государственная Третьяковская галерея, Москва. Середина XV в.

В псковских образах XVI века Спаситель представлен сидящим ногами вперед, а левое плечо повернуто на зрителя так, что Он въезжает в Иерусалим почти что спиною вперед. 

Вход Господень в Иерусалим. Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Первая половина XVI в.

Храмы в честь Входа Господня в Иерусалим

Во многих старинных городах храмы в честь Входа Господня в Иерусалим были построены в XIV–XV вв. До нашего времени сохранились в основном в перестроенном виде. Так, храм в Великом Новгороде, построенный в 1336 году владыкой Василием, был разобран «за ветхостью» в 1759 году. Тогда же началась постройка нового собора по проекту архитектора Растрелли. Здание сохранилось до наших дней, в нем располагается лекторий.

Здание храма в честь Входа Господня в Иерусалим в Великом Новгороде

Часто храм был не самостоятельным, а считался приделом главного городского собора, даже если стоял отдельно. Возможно, это связано с чином «шествия на осляти»? Со временем появления и распространения этого обычая на Руси совпадает и постройка храмов в честь Входа Господня в Иерусалим или приделов в Москве (западный придел храма Василия Блаженного), Рязани, Кашине, Казани, Суздале и других городах.

Настоятелем собора Юрьевца Поволжского (ныне Ивановская область) был протопоп Аввакум. Правда, служил там недолго, всего восемь недель. Новый протопоп был настолько строг с паствой, пытаясь исправить людей, привыкших к распутной жизни, что избили его чуть не до смерти! Воевода выставил охрану вокруг дома и не позволил довершить расправу. Мятеж не унимался, и протопоп Аввакум вынужден был бежать в Кострому, а затем в Москву, где служил впоследствии в Казанском соборе на Красной площади. А собор в честь Входа Господня в Иерусалим в Юрьевце был в XVIII веке перестроен и сохранился до нашего времени.

Рядом с колокольней стоит пятиглавый собор во имя Входа Господня в Иерусалим (перестроен в конце XVIII века). Его настоятелем недолгое время был протопоп Аввакум. Юрьевец Поволжский. Фото С. М. Прокудина-Горского, 1910 г.

В честь Входа Господня в Иерусалим освящен придел Успенского собора в г. Белозерске Вологодской области. Церковь была построена к 1553 году. Зодчие-строители собора — Горяин Григорьев Царев и Третьяк Борисович Ростовка. В качестве образца при постройке Успенской церкви был выбран Успенский собор Кирилло-Белозерского монастыря. Сохранилось предание, что в 1613 году Успенский храм подвергался разорению и поруганию от поляков, которые держали в нем лошадей и разводили огонь.

Успенский собор в г. Белозерске Вологодской области

В честь Входа Господня в Иерусалим освящен придел Благовещенского собора Московского Кремля. На рубеже XIII-XIV веков на месте существующего собора стояла деревянная Благовещенская церковь на каменном основании. В конце XIV века вместо нее был возведен небольшой белокаменный храм с подклетом. В 1484 году старый был разобран и заложен заново. Строительство нового собора велось до августа 1489 года. Псковские зодчие, строившие его, сумели придать храму внушительность, прекрасно сочетающуюся с изысканной декоративностью. В 1563-1564 годах по повелению Ивана Васильевича Грозного (1530-1584) Благовещенский собор был перестроен.

Благовещенский собор Московского Кремля

В честь Входа Господня в Иерусалим освящен придел храма Покрова на Рву в Москве. Покровский собор находится на Красной площади, близ Спасских ворот и Лобного места. Первоначально здесь была построена каменная церковь святой Троицы, называвшаяся «Троицкой, что на Рву», потому что через всю площадь вдоль Кремлевской стены шел глубокий и широкий ров, засыпанный только в 1813 г. У этой каменной церкви был погребен Василий блаженный, Христа ради юродивый. 1 октября 1554 года по повелению Иоанна Грозного в честь Казанской победы был освящен деревянный храм Покрова с семью приделами. Он простоял менее года и был разобран, а на его месте заложили каменный собор. Строительство храма началось в 1555 году. Основная его часть была возведена к осени 1559 года. Спустя полтора года, 29 июня 1561, был освящен весь собор, а этот день стал датой завершения строительства храма. Точная дата завершения строительства Покровского собора стала известна, когда реставраторы в 1957-1961 годах раскрыли текст храмозданной «летописи», сделанной по кругу на переходах от восьмерика к шатру и на гранях шатра Покровского храма: «Божиим благоволением и Пресвятыя Богородицы милостию и всех святых молитвами повелением благочестивого царя великого князя Ивана Васильевича всея Руси самодержца и при его благородных чадех при царевиче Иване и при царевиче Феодоре по благословению Макария митрополита всея Руси совершена бысть святая сия церковь Покров Пресвятыя Богородицы в лета 7069 месяца июня 29 на память святых и всехвальных верховных апостолов Петра и Павла в честь и славу Святыя Троицы». Отсюда получается дата 29 июня 1561 года, когда было завершено строительство церкви. В 1588 году к нему была пристроена десятая церковь Василия Блаженного. В конце XVI века появились фигурные главы собора — вместо первоначального покрытия, сгоревшего во время очередного пожара. В дальнейшем собор неоднократно перестраивался. Во второй половине XVI-XVII вв. Покровский собор являлся смысловым центром празднования Входа Господня в Иерусалим: к нему из Успенского собора Кремля направлялась торжественная церковная процессия во главе с царем и Патриархом, носившая название «шествие на осляти». На протяжении четырех с половиной столетий Покровский собор был свидетелем всех значительных событий русской истории: рядом с ним проходили коронационные процессии и торжественные крестные ходы, объявлялись государственные указы и составлялись прошения, вокруг него кипела городская жизнь.

Собор Покрова на Рву в Москве

Старообрядческих храмов, освященных в честь этого праздника, не имеется.

Душеполезное поучение на Вербное воскресение

Блаженный Феофилакт Болгарский, толкование на Евангелие от Матфея (Мф. 21, 1-11, Евангелие дню).

1-5. И когда приблизились к Иерусалиму и пришли в Виффагию к горе Елеонской, тогда Исус послал двух учеников, сказав им: пойдите в селение, которое прямо перед вами; и тотчас найдете ослицу привязанную и молодого осла с нею; отвязав, приведите ко Мне; и если кто скажет вам что-нибудь, отвечайте, что они надобны Господу; и тотчас пошлет их. Всё же сие было, да сбудется реченное через пророка, который говорит: «Скажите дщери Сионовой: се, Царь твой грядет к тебе кроткий, сидя на ослице и молодом осле, сыне подъяремной».

Господь воссел на осла не по какой-либо другой нужде, а единственно для того, чтобы исполнить пророчество и вместе чтобы показать нам, как скромно нужно ездить, ибо Он ехал не на лошади, а скромно на осленке. Пророчество (см. Ис. 62, 11. Зах. 9, 9) Он исполняет и в историческом, и в таинственном смысле: в историческом через то, что видимым образом воссел на ослицу, в иносказательном же — воссевши на осленка, то есть на новый, необузданный и непокорный народ, язычников. Осел и ослица были привязаны узами своих грехов. Разрешить были посланы двое — Павел к язычникам, а Петр к обрезанным, то есть иудеям. И доныне двое разрешают нас от грехов — Апостол и Евангелие. Христос шествует кротко, ибо в первое пришествие Свое Он явился не судить мир, но спасти. Другие цари евреев были хищны и несправедливы, Христос же — царь кроткий.

6-7. Ученики пошли, и поступили так, как повелел им Исус: привели ослицу и молодого осла и положили на них одежды свои, и Он сел поверх них.

Лука и Марк говорят только об осленке, а Матфей — об ослице и осленке. Между ними нет противоречия, ибо, когда повели осленка, за ним последовала и мать его. Исус воссел на них, то есть не на двух животных, но на одежды. Или: сначала Он сидел на осле, а потом на осленке, так как сперва Он пребывал в иудейской синагоге, а потом избрал народ верный из язычников.

8-9. Множество же народа постилали свои одежды по дороге; а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге. Народ же, предшествовавший и сопровождавший, восклицал: осанна Сыну Давыдову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних!

Что касается прямого, исторического смысла, то постилание одежд выражает великую честь, а ношение срезанных ветвей — проявление торжества. В смысле же таинственном так понимай: Господь воссел, когда апостолы подослали Ему одежды свои, то есть добродетели. Если душа не украшена апостольскими добродетелями, Господь не воссядет на нее. Предшествовавшие — это пророки, жившие до воплощения Христова, а сопровождающие — это жившие после воплощения мученики и учители. Они подстилают Христу свои одежды, то есть плоть покоряют духу, так как тело и есть одежда, покров души. Они разостлали тела свои на пути, то есть во Христе. Я есмь путь и истина и жизнь, — говорит Он (Ин. 14, 6). Кто не постелет плоть свою, то есть не уничижит ее, пребывая на пути, во Христе, а уклонится в ересь, на того не воссядет Господь. Осанна, по словам одних, означает «песнь» или «псалом», а по словам других, что вернее, — «спаси нас». Господь называется Грядущим, ибо Его пришествия ожидали евреи. Так и Иоанн говорит: Ты ли Грядущий? (Мф. 11, 3), то есть Тот, пришествия Которого ожидают. Кроме того, Господь называется Грядущим и потому, что каждый день можно ожидать Его второго пришествия. Посему каждый из нас должен ожидать кончины века, пришествия Господня и приготовляться к этому.

10-11. И когда вошел Он в Иерусалим, весь город пришел в движение и говорил: кто Сей? Народ же говорил: Сей есть Исус, Пророк из Назарета Галилейского.

Бесхитростный и простой народ не завидовал Христу, но вместе с тем не имел о Нем и надлежащего понятия. Потому-то народ и в данном случае называет Его Пророком. Народ не говорил: это Пророк, но: Пророк, то есть именно Тот, ожидаемый, о Котором Моисей сказал: пророка, как меня, воздвигнет Господь Бог (Втор. 18, 15).

Вербное воскресенье или Вход Господень в Иерусалим каждый год празднуют в свое время. Это переходящий праздник. Когда праздновать Вербное воскресенье, зависит от того, когда празднуют Пасху. Вербное воскресенье всегда отмечается за неделю перед Пасхой. Таким образом, Вербное воскресенье в 2016 году выпадает на 24 апреля, в 2017 году — 9 апреля, в 2018 году — 1 апреля, в 2019 году — 21 апреля, в 2020 — 12 апреля, в 2021 году — 25 апреля.

ИСТОРИЯ ПРАЗДНИКА ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ

Вербное воскресенье символизирует Вход Господень в Иерусалим. Отличие только в том, что у нас в России вместо пальмовых веток используют веточки вербы. Сделаем небольшое отступление и вспомним канун Вербного воскресения — Лазареву субботу. Прошло четыре дня, как умер Лазарь. Его сестра Марфа встретила Иисуса Христа со словами: «Господи, если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой». И ответил ей Иисус: «Воскреснет твой брат». Они пришли в Вифанию, к пещере, где был похоронен усопший. Велел Иисус Христос отвалить камень, затем, помолившись Отцу Небесному, обратился к Лазарю: «Лазарь, иди вон!». Тот сразу же поднялся и вышел из пещеры.

Отправился Иисус Христос в Иерусалим. Подойдя к городу, он сел верхом на ослика и въехал в ворота. Люди уже знали о чудесном воскрешении Лазаря, и встречали Иисуса Христа как Царя освободителя от греха земного. Народ приветствовал Спасителя словами: «Осанна сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне! Осанна в вышнях!». Многие стелили одежду на землю, клали пальмовые ветки. Сам въезд на ослике символизирует на Востоке мир, если же въезжали на лошади, то это знак войны. Иисус Христос показал всем, что он пришел с миром. Господь пришёл в Иерусалим добровольно, зная какие муки и страдания Ему предстоит пройти. Позже к Иисусу Христу подходят люди с различными недугами, Он их исцеляет. Вечером Спаситель уходит обратно в Вифанию.

Мы с Вами, стоя в церкви в вербное воскресенье, держим в руках зажженные свечи и веточки вербы, которые едино символизируют победу жизни над смертью. Мы, молясь, приветствуем Иисуса Христа как Победителя смерти и ада, освободителя грехов наших. Вербочки, освященные святой водой, следует сохранить дома. У нас в России не растут пальмы, поэтому их поменяли на вербу.

Праздник входа Господня в Иерусалим христианская церковь ввела в IV веке, а на Руси он появился в X веке и стал называться Вербным Воскресеньем, поскольку верба имела такое же значение, что и пальмовые ветви. По традициям праздника накануне Вербного Воскресенья в давние времена русские люди ходили к берегам реки ломать вербу, и это был настоящий обряд. Верба всегда освящалась в церкви святой водой, впрочем, эта традиция сохранилась и до нашего времени.

В тёплых странах этот день встречают именно с пальмовыми ветвями, в нашей же стране в это время года листья на деревьях ещё не распускаются. Ветви вечнозелёных хвойных растений традиционно применялись при обрядах погребения, поэтому их использовать нельзя.

По приметам и поверьям считалось, что освящённая верба обладает целебными свойствами, поэтому веточками прикасались к людям, желая им здоровья, ставили у изголовья больных, прикладывали к больным местам, стегали детей, чтобы те не болели в течение года и росли здоровыми. Растолченные высушенные почки вербы добавляли в различные целебные отвары, которые использовали для лечения ран и кожных болезней. Иногда почки добавляли в хлеб и другую выпечку, а некоторые пекли хлеб в форме вербовой веточки. Из раскрывающихся почек делали вербную кашу. Но верба не только исцеляет, она придаёт физическую силу, смелость и мужество, поэтому многие юноши делали себе обереги и талисманы из почек вербы.

Считалось, что если перед дальней дорогой или каким-нибудь серьёзным делом съесть несколько вербовых почек, то человека на его пути и в деле будет ждать только успех. Ветвями украшали иконы, их развешивали по углам комнат, что многие делают по сей день. Также амулеты из вербовых почек носили женщины, у которых не было детей. По примете, нужно было съесть по десять почек через пять дней после окончания месячных, это должно было помочь в зачатии ребёнка. А чтобы потомство было здоровым, то веточку вербы клали под перину, а молодоженов осыпали почками.

Наши предки считали, что верба может наделить половой силой не только человека, но и скот. Именно поэтому домашних животных стегали освященной вербовой ветвью, развешивали ветви в хлевах, а перед первым выгоном в поле скармливали животным эти ветви, чтобы те не отравились ядовитыми травами, не стали жертвой болезней, воров и хищных животных. Ни один день не обходится без примет, связанных с погодой. И Вербное воскресенье — не исключение.

Если на Вербное воскресенье идёт дождь — ждите хорошего урожая. Эта примета основана на многолетних наблюдениях наших предков. Они заметили, что, если в данный день идет дождь, то урожай будет просто замечательный. Если же, наоборот, стоит сухая погода, то и урожая можно не ждать. А, если на небе тучи, пасмурно, но дождя нет, то урожай будет достаточно хороший, но не такой, как хотелось бы. Также считалось, что верба может защитить дом от природных стихий. В дом, в котором есть освящённая веточка вербы, не попадёт молния. Если при пожаре вербу бросить в огонь, то он быстрее погаснет, и пламя не перейдёт на другое строение. А веточки, брошенные во время ледохода в воду, помогут избежать больших паводков.

Если к следующему празднику Вербного воскресенья в доме оставались неиспользованные ветви, то их ни в коем случае нельзя было выкидывать. Их необходимо сжечь и бросить в ручей или реку, причём, вода не должна быть стоячей. Выбирая новые ветви, отдавали предпочтение молодым деревьям, растущим у рек. Нельзя было брать ветви с деревьев, растущих около кладбища, а также на которых есть гнёзда и дупла.

Многие люди, верующие и не очень, и в наши дни накануне Вербного воскресенья украшают свой дом веточками вербы, ведь это растение дарит радость и пробуждает в сердце весну.

ПРИМЕТЫ НА ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНИЕ

Постучишь по телу веточкой вербы – будет здоровье целый год. Пожалуй, это единственная примета, о которой знают люди сегодня. Сначала веточку вербы освящают в этот день в церкви, а после этого веточкой постукивают по телу и приговаривают: «Будь таким же сильным, как верба, таким же здоровым, как ее корни и таким же богатым, как земля». Такое предпочтение отдается именно вербе потому, что это, пожалуй, самое живучее дерево, какое только есть в природе. Считается, что даже если палку вербы воткнуть в землю вверх «ногами», то она все равно примется, и будет расти. Именно по этой причине верба сможет дать здоровье человеку, потому, что она сама очень сильная.

Съешь почку вербы – решится важное дело. Освященные веточки вербы было принято хранить целый год возле иконы. Если вам предстоит идти на важные переговоры, или вы собираетесь начать очень важное для вас дело, и вы не уверены в результате, то верба поможет вам и здесь. Но поможет только та верба, которая в Вербное воскресенье была освящена в церкви. Отправляясь на важное дело, нужно оторвать от веточки три почки и съесть их, запивая свяченой водой, при этом думая о своем деле. Правда, пользоваться этим свойством веточки можно только в самом крайнем случае. Постоянно, надо не надо, вербу лучше не беспокоить, может выйти боком.

На Вербное воскресенье подумай о любимом человеке, он и придет. Суеверие? Скорее всего. Но раньше молодая девушка, если ей нравился какой-нибудь парень, а он на нее не обращал никакого внимания, ждала именно этого дня. Начиная с самого утра, она начинала думать о том, кто дорог ее сердцу. Ее мысли каким-то непонятным образом передавались этому парню. А вечером он приходил к ней, чтобы позвать ее погулять. В принципе, уже давно доказано, что человеческая мысль материальна. Все, о чем мы думаем, рано или поздно обязательно случается в реальной жизни. Возможно, у Вербного воскресенья такая энергетика, которая позволяет воплотить наши мысли в жизнь гораздо быстрее, чем в любой другой день.

Посади комнатное растение на Вербное воскресенье – будешь богатым. Раньше считалось, что если именно в этот день посадить комнатный цветок, то он привлечет в вашу жизнь деньги. В городах, конечно, держали комнатные растения, а вот в деревнях было не до того. Но те, кто знал об этой примете, и сажали комнатные растения, очень быстро вставали на ноги. Но у этой приметы есть несколько особенностей, о которых мало кто знает. Во-первых, если цветок в течение месяца завянет, то вам предстоит прожить всю свою жизнь в бедности. А во-вторых, сажать нужно только растения с большими и мясистыми листами. Кстати говоря, одно из таких растений сейчас называют денежным деревом. Для того чтобы оно не завяло и росло хорошо нужно знать специальные правила его посадки и ухода за ним. Кстати, замечено, что в том доме, где денежное дерево хорошо растет, всегда достаток и недостатка в деньгах не бывает.

Домашнюю птицу на улицу не выпускают – ведьма испортит. Возможно, раньше в этой примете были уверены, но только не сейчас. Считалось, что за неделю до Великой Пасхи ведьмы начинали буйствовать. Ведь начиная с Пасхи и все праздники, их сила временно уменьшалась. Вот они и старались напакостить, так сказать, впрок. Считалось, что именно на домашней птице ведьмы и отыгрывались. Вот только верить этой примете или нет, не известно. Но в деревнях и по сей день те, кто птицу держит, в Вербное воскресенье стараются ее на улицу не выпускать.

Есть праздники, о которых мы слышали, знаем, но не знаем о приметах, связанных с этим днем. Мы не сильно переживаем оттого, что не знаем, какие обычаи нужно соблюдать. Но когда в нашей жизни случаются неприятности, появляются проблемы, то мы начинаем думать, откуда все это берется, и за что все это нам на наши головы.

ПОВЕРЬЯ НА ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНИЕ

Под Вербное воскресение заговаривают головные боли.
Для этого, расчесав волосы, снимите с расчески волоски и положите их в воду.
Полейте этой водой вербу под Вербное воскресенье и скажите:
«Вода, иди в землю вместе с головной болью».

В Вербное воскресенье делают приворот на вербу.
Для этого сломайте веточку и скажите:
«До тех пор, пока верба за иконой лежать будет,
До тех пор меня муж не разлюбит, не забудет. Аминь».
Вербу положите за икону. Только ни в коем случае не выбрасывайте заговоренную веточку!

Помните, что веточки с Вербного воскресения необходимо сохранить. Они помогают в лечении многих заболеваний!

Принято, по поверью, в Вербное воскресенье стегнуть вербочкой по спине того, кому вы желаете здоровья.

Но знайте, стегнувший вас по заду желает вам плохого.
Так как, стегнув вербой в этот великий праздник, вам могут пожелать зла, и оно сбудется.

Святят вербу. И потом хранят её в доме весь год в вазе или за иконами.
Старой вербой, отстоявшей год, обметают все углы, окна, пороги, благодарят её за службу и сжигают.
Надо стегнуть новой свяченой вербой по спине всех домашних и животных, вслух сказать: «Верба-хлёст, бей до слёз», — это прибавляет здоровья.

Почки, пушистики от вербы свяченой помогают при бесплодии женском и при энурезе.

Сегодня можно запечь пушистики свяченой вербы в хлеб и дать больным домашним животным — исцелятся.

Всем, кто помогает своим близким отливками или другим методом снять порчу или полечить,
пригодится этот оберег от перехвата: сегодня натощак надо съесть 3 почки вербы и запить святой водой.
Потом сказать:
«Вербой святой Павел махал, от меня чужие болезни отгонял.
Как правда, что вербное воскресенье чтут, так и правда,
что чужие болезни ко мне не пристают. Аминь».
Если Вы православный человек, то до этого надо причаститься.

Верба по сию пору является значимым растением в народно-православной культуре русских. Оно дало название «Вербное воскресенье» церковному двунадесятому празднику Входа Господня в Иерусалим, отмечаемому в последнее воскресенье перед Пасхой. Согласно Евангелию, Иисус Xристос направлялся с учениками из Вифании, где он воскресил Лазаря, в Иерусалим, чтобы отпраздновать там Пасху. На подходе к городу Xристос увидел привязанного к дереву осла, на котором и въехал в город. Жители Иерусалима, узнавшие о чуде воскресения Лазаря, восторженно приветствовали Спасителя пальмовыми ветвями, называемыми «ваии», и хвалебной песней. На дорогу, по которой ехал Иисус, люди бросали пальмовые ветви и стелили свои одежды. В память об этом событии в христианских храмах в день праздника принято освящать украшенные ветви деревьев. У русских место пальмовой ветви заняла верба, а неделю перед праздником стали называть «Вербной», «Вербницей».

Представления о необычных свойствах вербы, однако, уходят корнями в дохристианские, языческие времена. Это растение, как и береза, в народной культуре связывалось с идеей быстрого роста, здоровья, жизненной силы, плодородия. Эти представления основаны на том, что верба раньше других растений распускает свои почки. Расцветшее дерево символизировало наступающую весну и, согласно мифологическому сознанию, могло передать здоровье, силу и красоту человеку и домашним животным.

Верба довольно широко использовалась в календарных обрядах русских крестьян. Несмотря на то что Вербное воскресенье было церковным праздником, в этот день совершались многочисленные обряды с вербой, имеющие в своей основе архаичные верования. Xодить за вербой в лес было принято до восхода солнца в Лазареву субботу, накануне Вербного воскресенья. Принесенные веточки зачастую тут же украшали бумажными цветами и лентами, но иногда это делали лишь после их освящения или накануне Пасхи. Святить вербу ходили в церковь в тот же день к вечерней службе или утром в воскресенье. Освященные ветки ставили в переднем углу на божницу или клали за иконы, где они хранились до Егорьева дня или весь год. В Сибири для вербы делали из соломы «теремок», украшали его тряпочками, лентами и вешали перед иконой.

По приходе домой после освящения вербы, а иногда прямо около церкви ею ударяли каждого из домочадцев, а чаще всего детей, как считалось, «для здоровья». При этом приговаривали: «Верба красна, бей до слез, будь здоров!», — или: «Не я бью — верба бьет, верба хлест бьет до слез». Во многих местностях с той же целью хлестали вербой скот или давали съесть веточку или почки растения.

В среднерусской полосе, чтобы овцы «водились», их кормили специальным караваем или хлебцами, в которые запекали почки вербы. В некоторых местах форму почек придавали ритуальному печенью, которое в Лазареву субботу приносили в церковь для освящения вместе с вербой печенье. В Костромской губернии оно называлось «барашки», в Московской — «барашки», «бабашки» или «акатушки», в Рязанской — «орешки», «кытька». Печенье пекли по числу скотины и птицы, а в некоторых местных традициях — и для всех домочадцев. На Рязанщине, кормя овец в Вербное воскресенье печеньем, полагали, что они принесут по паре ягнят каждая, а сам праздник называли «ягнячьим».

Освященные ветки повсеместно у русских ставили и до сих пор ставят в красный угол рядом с иконами. Раньше вербу хранили до Егорьева дня или весь год. Выбрасывать ее после хлестания скотины считалось грехом. Обычно эти ветки втыкали в хлеве под крышей, «чтобы скотина не блуждала», или бросали в реку, «пуская по воде»; иногда — сжигали в печи. У белорусов верба хранилась весь год за иконами до нового Страстного понедельника. В этот же день ее сжигали и у образов ставили новую освященную вербу. При переходе в новый дом часть веток вербы оставляли в старом доме, а половину переносили в новый.

В Егорьев день во многих местностях вербой ударяли каждую скотину во время обряда первого выгона на пастьбу, а после выгона скармливали ей, считая, что эти действия обеспечат хороший приплод и обезопасят от диких животных в течение всего сезона пастьбы. Подобным образом поступали и в день Николы Вешнего: в этот день и особенно при выгоне лошадей в ночное, первом в сезоне, их стегали вербовыми ветками.
На Ивана Купалу на Волыни и в Подолье деревце или ветку вербы использовали в качестве праздничного атрибута: девушки украшали растение цветами и водили вокруг него хоровод, а через некоторое время парни врывались в девичий круг, захватывали вербу и разрывали ее. Этот обряд по своему значению близок многочисленным земледельческим ритуалам восточнославянской традиции с использованием чучела из растительного материала, и его цель — воздействовать на силы природы, чтобы удался урожай.

Как можно понять из приведенных примеров, вербе в народном сознании приписывались магические функции. Особой силой наделялись вербовые ветки, освященные в Вербное воскресенье. Продуцирующие свойства растения очевидны из имеющих магическое значение приговоров, которые произносили при хлестании вербой детей: «Расти, как верба!», «Как вербочка растет, так и ты расти!» В некоторых местностях бесплодные женщины ели почки освященной вербы в надежде, что это поможет им родить ребенка. Пасечники втыкали вербовые ветки вокруг пасеки, чтобы пчелы хорошо роились, уродилось бы больше пчелиных семей, и они бы принесли хозяину меда и воска в изобилии.

В Пензенской губернии бытовал обряд окликания молодух, в котором очевидно приписывание вербе положительного значения. В полночь накануне Вербного воскресения молодежь обходила дома, где жили новобрачные, и около ворот кричала:
«Отопри, отопри, молодая, вербушкою бить, здоровьем больше прежнего наделить». Молодая отпирала ворота, и толпа входила с песней: «Был бы урожай хлеба, скота умноженья». Всех спящих в избе слегка ударяли вербой, приговаривая: «Бьем, чтобы быть здоровым», — а также: «Вставай рано, бей барана». Последней стегали молодую, когда она кланялась, провожая поющую молодежь за ворота.

Продуцирующая сила вербы использовалась и непосредственно в земледельческих обрядах. Так, после первого выгона скота веточки могли разломать и разбросать их по полю, а почки раскрошить в зерно, предназначенное для посева. На Смоленщине часть вербы, принесенной после выгона скота, втыкали в землю на хлебном поле — «чтоб земля быстрей ожила», «чтоб рожь хорошо уродилась и росла пушистая, как верба»; другую часть прятали за икону — «чтоб скот домой возвращался». Здесь же хозяйка прут, которым выгоняла скотину, бросала в хлеву в навоз; при этом она прыгала как можно выше, «чтобы уродился лен». В некоторых местах ветки вербы втыкали по четырем углам поля для оберега посевов. В Тамбовской губернии с этой целью вербу вообще высаживали в поле. В Белоруссии с освященной вербой выходили на первую пахоту ярового поля и на распахивание целины.

Кроме продуцирующих верба наделялась целительными свойствами, которые использовались как в профилактических целях, так и непосредственно в народной медицинской практике. В Енисейской губернии освященную вербу скармливали коровам и овцам в Чистый четверг — четверг на Страстной неделе, при этом говорили: «Не я даю, а тальник. Как тальник не сохнет, так и вы, мои Богом данные скотинки, не сохните». Вербу, даже не освященную, широко употребляли также для лечения людей.

На Кубани вербу использовали при лечении детских болезней. Для этого рано утром, до восхода солнца отправлялись на реку и там срезали вербу три раза по девять веток. При этом трижды считали от девяти до одного. Придя домой, опускали в горячую воду один пучок из девяти веток и купали ребенка около окна, из которого был виден восход солнца. В полдень клали в горячую воду второй пучок вербы и купали ребенка около окна, напротив которого стояло солнце в этот момент. Вечером, когда солнце садилось, те же действия совершали с последним пучком веток перед окном, смотрящим в западную сторону. По окончании все ветки вербы с водой относили к реке и с молитвой выливали, чтобы они плыли по воде. Считалось, что болезнь отступит. На Витебщине вербой окуривали больной скот, растирали ее в порошок и засыпали им раны, делали из нее отвар и пили от разных болезней, а также употребляли в качестве примочек от опухолей и ушибов.

Вербе в народной культуре приписывались защитные качества. У всех восточных славян широко бытовали представления о том, что освященная ветка способна защитить от грозы, бури, других стихийных бедствий, от нечистой силы и болезней. У русских в Тамбовской губернии полагали, что верба, брошенная против ветра, может прогнать бурю, а брошенная в огонь — усмирить его. Повсеместно верили, что хранящаяся в красном углу верба защитит дом и все хозяйство от грома и молнии. Белорусы во время града ставили на подоконник пучок освященной вербы, чтобы усмирить стихию и избежать градобития в хлебных полях.

Наряду с тем, что верба широко используется в обрядовой сфере и является атрибутом одного из самых больших христианских праздников, в народных поверьях она принадлежит к деревьям, проклятым Богом. Согласно легенде, из нее мучители Xриста сделали штыри для скрепления креста. За это верба, по народным представлениям, подвержена точению червями, а в сухой вербе сидят черти. В этой связи показательна известная украинская пословица: «Влюбился, как черт в сухую вербу». По представлениям белорусов, на вербе, особенно старой — сухой и дуплистой, с Крещения до Вербного воскресенья сидит черт. Весной черти отогреваются на вербе, а после того как ее освятят в праздник, они падают в воду, и поэтому от Вербного воскресенья до Пасхи нельзя пить воду, почерпнутую под вербой.

МОЛИТВЫ В ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ

КОНДАК 13

О, Иисусе Христе, Агнче Божий, прежде век на заклание приуготованный, ныне же во Иерусалим на вольную страсть грядый! Приими малое сие с ваиами и ветвми приносимое Тебе моление наше, да в пречестные дни сии последуем стопам Твоим в тишине и кротости духа и во умилении и чистоте сердца и тако да пребудем с Тобою и во все время земнаго странствия нашего. И сподоби нам неосужденно причаститися Божественныя радости Святыя Пасхи Твоея зде на земли, да и по пришествии в Небесный Иерусалим на веки соединимся с Тобою, со всеми святыми поюще Ангельскую песнь: Аллилуиа.

ИКОС 1

Архангелов и Ангелов лики со страхом и с трепетом взираху с небесных высот на Твое, Христе Спасе, во Иерусалим к вольной страсти вхождение и со Апостолы незримо сопровождаху Тя Царя Своего и с дети еврейскими “осанна в вышних” Тебе приношаху и воспеваху песнопения сицевыя: Благословен еси, Господи Боже наш, яко посетил и сотворил еси избавление людем Своим. Благословен еси, Владыко Христе, яко пришел и даровал еси Крестом спасение чадом Своим. Благословен еси, грядый Адама из глубины ада воззвати. Благословен еси, пришедый Еве от древния печали свободу даровати. Благословен еси, благовествуяй мир на Израиля и спасение языков. Благословен еси, возвещаяй Завет Нов в кроплении крови Своея. Благословен Грядый во имя Господне! Осанна в вышних!

КОНДАК 1

Избранный Царю Горняго Сиона, Кроткий, спасаяй и Праведный Избавителю наш, Тебе, в вышних на Херувимех носимаго и певаемаго от Серафим, зрим ныне на жребя возшедшаго и в Иерусалим к вольней страсти грядущаго. Сего ради поклоняемся неизреченному снисхождению Твоему, и с ваиами и ветвьми умиленно сретаем Тя, да и с дети еврейскими воззовем Тебе: Благословен грядый во имя Господне, осанна в вышних!

МОЛИТВА

Господи Иисусе Христе Боже наш, в вышних со Отцем на Престоле седяй, выну на крылу от Херувим носимый и певаемый от Серафим, во днех же плоти Своея на жребяти осли сести изволивый нашего ради спасения, и от детей воспевание приявый и во Святый град Иерусалим прежде шести дней бытия Пасхи на вольную страсть пришедый, да спасеши мир Крестом, погребением и Воскресением Твоим! И якоже тогда людие, седящие во тьме и сени смертней, приемши ветви древес и ваиа от финик, сретоша Тя, Сына Давидова Тя исповедуя, такожде и нас ныне в предпразднственный день сей в подражание онех ваиа и ветви в руках носящих соблюди и сохрани. И якоже онии народи и дети “осанна” Тебе приношаху, сподоби и нам во псалмах и пениих духовных душами чистыми и нескверными усты прославити вся величия Твоя в праздник сей и во всю седмицу страсти Твоея и неосужденно достигнути и причаститися Божественныя радости Святыя Пасхи в пресветлые дни Живоноснаго Воскресения Твоего, да воспоем и прославим Твое Божество вкупе со Безначальным Твоим Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом всегда ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Просмотров всего: 9 412 и сегодня: 1

Опубликовано:

15 апреля 2022, 15:58

Ветки дерева на фоне церкви
Вербное воскресенье: история и значение праздника: Pixabay

Вербное воскресенье — весенний праздник обновления, предшествующий Воскресению Христову. Общеизвестны обряды этого дня, связанные с веточками вербы. Но куда важнее знать евангельский смысл праздника и традиции, которые складывались веками.

История Вербного воскресенья

Когда Вербное воскресенье в 2022 году? Этот праздник отмечают в 6-е воскресенье Великого поста за неделю до главного события в христианстве — Пасхи. В этом году по церковному календарю Вход Господень в Иерусалим (официальное название) приходится на 17 апреля. Известны другие народные названия дня — Вербница, Вербич.

Евангельское значение Входа Господнего в Иерусалим

В основе всех христианских праздников лежат евангельские события. Вход Господень в Иерусалим описан во всех канонических Евангелиях:

  • Накануне события, в субботу, Иисус воскресил своего друга и последователя Лазаря. Многие были потрясены этим чудом, уверовали в Христа. Именно этот факт привел фарисеев к окончательному решению погубить обоих. Доктор исторических наук Николай Лисовой отмечает, что Иисус впервые заплакал, услышав о смерти Лазаря, и это был бунт против смерти и тления.
  • В воскресенье Иисус въезжал в Иерусалим на осле. Это было символично: по поверьям того времени, на осле ехали несущие мир, а на коне — войну. Толпа встречающих Христа устилала перед ним дорогу ветками пальмы, пела хвалебные песни.
  • В Иисусе народ видел нового правителя. Но богословы напоминают, что Спаситель пришел не для земной власти, а для мученической смерти ради искупления человеческих грехов.

В чем заключается праздник Вербное воскресенье? Этот праздник посвящен въезду Иисуса Христа в Иерусалим после воскрешения Лазаря накануне иудейской Пасхи. День символизирует появление надежды людей на искупление греха, укрепление веры. Для христиан он наполнен идеей милосердия и человеколюбия.

Вербное воскресенье предшествует Страстной неделе, когда вспоминаются последние дни земной жизни Иисуса. Христиане воспринимают этот день как возможность духовно подготовиться к самым тяжелым дням накануне смерти и воскресения Христа.

Открытка с поздравлением

Поздравление с Вербным воскресеньем: NUR.KZ

История праздника

События, описанные в Евангелиях, в первые годы христианства в Римской империи отмечали как Пальмовое воскресенье. По мере распространения религии на других землях пальму заменили деревьями, которые там росли.

Ветви ивы избрали как ритуальный предмет этого праздника, потому что весной она зацветает раньше других деревьев, символизирует пробуждение после зимы, возрождение к жизни. В этом отразились и славянские корни: у славян был праздник Вербохлест, смысл которого заключался в плодородии и живучести.

Для чего нужна верба в Вербное воскресенье? Освященные ветки обладают особым значением. Лингвист Розантина Горюшина отмечает, что вербу наделяли магическими свойствами, связанными с отпугиванием злых духов. Их как обереги хранили в домах в красном углу у икон до следующего праздника.

С IV века христианской церковью был узаконен обычай освящать веточки вербы. Этот обряд упоминается в богослужебных книгах с VII–VIII веков. Сегодня эта традиция освящена многовековой историей.

Книга на фоне вербных веток

Освящение веток вербы: Flickr

Народные традиции Вербного воскресенья

В христианской церкви Вход Господень в Иерусалим — один из 12 больших праздников. В народной жизни Вербное воскресенье за века обогатилось множеством обычаев, верований, ритуалов.

Что можно делать в Вербное воскресенье?

Главный ритуал праздника связан с ветками вербы. Их принято срезать за несколько дней и ставить в воду, чтобы распустились пушистые почки. Ветки надо брать со здоровых деревьев, не ломать с тех, которые растут на кладбище, около водоема или свалки. Во время праздничного богослужения эти ветки освящают в церкви.

Распространены такие ритуалы и обычаи, связанные с вербой:

  • Поздравляя с праздником, дарят веточки вербы.
  • Принято слегка хлестать ими родных от порчи и сглаза, на здоровье и бодрость.
  • Вербу считают целительной для больных, им рекомендуют съесть несколько почек освященной вербы.
  • Считают, что нужно съесть пару почек вербы, чтобы получить подсказку для решения сложной проблемы.
  • Женщинам, мечтающим о материнстве, нужно бережно хранить вербные ветки. Считают, что они укрепляют мужскую силу.
  • Незамужние девушки делали привороты на суженых и хранили ветки за иконами. Выбрасывать запрещалось, чтоб не сломать свою судьбу и парня.
  • Был и другой девичий обычай: ветку вербы втыкали в землю, если приживалась — это сулило удачное замужество.
  • Благотворным считалось выгонять первый раз домашнюю скотину на пастбище, похлестывая веточкой освященной вербы.

Открытка с поздравлением

Поздравление с Вербным воскресеньем: NUR.KZ

Что нельзя делать в Вербное воскресенье?

Существовали как общие запреты (для любых церковных праздников), так и присущие только Вербному воскресенью:

  • Надо отложить все повседневные дела, особенно связанные с тяжелым физическим трудом.
  • Не рекомендуют в этот день готовить горячие блюда, о них хозяйке нужно позаботиться заранее. Автор статьи о праздниках Надежда Рычкова пишет, что запрет считался строгим, верующие опасались тяжелых покараний за его нарушение.
  • В праздничный день следует избегать ссор, пожеланий зла другим людям.
  • Вербное воскресенье приходится на Великий пост, поэтому запрещались скоромные продукты. Ради праздника допускалось употребление рыбы и небольшого количества легкого вина.
  • Шумные развлечения и веселое празднование в этот день запрещены. Главное — подготовиться к Страстной неделе.
  • Во время поста нежелательны свадьбы, церковь не проводит венчание в этот день.

Открытка с поздравлением

Поздравление с Вербным воскресеньем: NUR.KZ

Существуют приметы, благодаря которым в Вербное воскресенье предки предсказывали близкое будущее:

  • Погожий теплый день предвещал богатый урожай.
  • Ветреный день предупреждал, что лето будет прохладным.
  • Заморозкам в Вербное воскресенье были рады — они сулили богатый урожай пшеницы.
  • Урожай на овощи и фрукты предвещали появившиеся к этому дню сережки на деревьях.

Существует поверье, что если в Вербное воскресенье посадить цветок, и он быстро приживется, то это привлечет в дом достаток и благополучие.

Вербное воскресенье — богатый по смыслу праздник, предшествующий Светлому Христову Воскресению. Это еще и красивое весеннее торжество, связанное с оживлением природы. Обычаи дня позволяют прикоснуться к богатой народной культуре.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/leisure/holidays/1909354-verbnoe-voskresene-istoriya-i-znachenie-prazdnika/

Вербное воскресенье

Вербное воскресенье — праздник предшествующий Пасхе, отмечается христианами в шестое воскресенье Великого поста. Сопровождается продолжительной службой, а основная традиция в России — освещение веточек вербы.

Содержание:

  • История
  • Почему называется «Вербное»
  • Традиции Вербного Воскресенья
  • Что разрешено традициями, а что — нет

История

В этот день отмечают Вход Господень в Иерусалим, о котором пишут все четыре евангелиста — Матфей (21 глава), Марк (11), Лука (19) и Иоанн (12). Суть в том, что в те времена в преддверии праздника Пасхи тысячи паломников стекались в Иерусалим со всего Ближнего Востока, а тогда как раз прошёл слух, что Иисус воскресил Лазаря. Люди ждали Иисуса из Назарета — спасителя Израиля. Верили, что мессия явится народу именно на Пасху.

Jesus entry into Jerusalem

( Giotto di Bondone — Jesus entry into Jerusalem)

Сын Божий въехал в город на осле, что означало символ мира (на коне — символ войны). Говорят, что ворота, через которые он въехал, существуют до сих пор, но уже многие столетия намертво замурованы. Народ привечал его возгласами «Осанна (слава) сыну Давидову!» и каждый легонько касался Иисуса веточкой пальмы, выражая преданность и любовь. Это и есть корни современной традиции ударять близких освящённой вербой, при этом говоря: «Не я бью — верба бьёт! Верба хлёст — бьёт до слёз!».

Вход Господень в Иерусалим — это второе пришествие, когда он явился как Царь Мира и Судия. Первый же раз он предстал перед людьми как Искупитель грехов рода человеческого.

Почему называется «Вербное»

ветви пальм

Народ встречал пришествие Царя веточками пальмы — именно её и используют жители Ближнего востока и стран, где растёт это дерево. В тех краях праздник называется «Пальмовое воскресенье». Использование вербы русской традиции объясняется очень легко — просто нет пальм. Потому-то церковь традиционно использует вербу, которая первой встречает весну. Также иногда используют веточки ивы и ветлы.

Веточки вербы — главный атрибут праздника. В этот светлый день люди приходят с веточками в церковь, чтобы чествовать Царя, смерть и грех победившего. Священнослужители надевают зелёные ризы, которые являются символом возрождения жизни.

В допетровскую эпоху был своеобразный обряд. Патриарх выезжал «на осляти» — белом коне, «замаскированном» под осла, — как символ Входа Господня в Иерусалим. Он одаривал с Лобного места освящёнными веточками вербы всех собравшихся. Одаривались по очереди, сообразно статусу — вначале веточки доставались царю, затем архиереям, боярам, думским дьякам, а в конце и простому люду.

Традиции Вербного Воскресенья

Православные хранят освящённые веточки вербы целый год. Есть традиция украшать ими иконы и красные углы. Многие хозяева, придя из церкви, первым делом сажали пару веточек у себя возле дома, и только потом занимались обрамлением икон.

Что разрешено традициями, а что — нет:

В этот день нельзя работать, нельзя расчёсывать волосы и выгонять скот на выпас. Также традиции запрещают готовить горячие блюда, так что об этом лучше позаботиться заранее. Что касается еды в целом, то тяжёлая, жирная пища не употребляется, зато разрешено кушать рыбу и овощи.

С этим праздником связаны и некоторые народные приметы погоды выпадающие на этот день:

  • Если идёт дождь — жди обильного урожая.
  • Если светит солнышко — снова богатый урожай, да ещё и тёплое лето.
  • Если дует сильный ветер — это к прохладному и ветреному лету.

Вербное воскресенье в 2022 году выпадает на 17 апреля. Каждый год праздник имеет разные даты, ведь отмечается на шестой неделе Великого поста, за семь дней до Светлой Пасхи. Его также справляют католики и многие протестанты. Официальное название этого дня – Вход Господень в Иерусалим, так как данному событию и посвящено торжество. Как возникло Вербное воскресенье? Откуда пришла традиция использовать веточки вербы? Какие обряды и народные приметы существуют?

Православное Вербное воскресенье

Вербное воскресенье – важный церковный праздник для православных христиан. Его отмечают в последнее воскресенье перед Пасхой. Для Церкви это двунадесятый Господний праздник – Вход Господень в Иерусалим.

Фото: © ТАСС/Тришин Николай

Иисус въехал в город, где собралось много паломников перед праздником иудейской Пасхи, на молодом осле, которого считают символом мира и скромности.

Он следовал по дороге, которую люди устилали своей одеждой и пальмовыми ветвями. Встречали Христа как победителя и пели во славу: «Осанна (спасение) Сыну Давидову! Благословен грядущий во имя Господне!» С этого дня пошла традиция освящать пальмовые ветви, а в России – вербу.

История праздника

Вербное воскресенье начали праздновать в Иерусалиме в IV веке. Упоминание праздника встречается у святителей Амвросия Медиоланского и Епифания Кипрского в IV веке. 

С конца VII — начала VIII веков в богослужебных книгах римского обряда появляется заглавие Die dominica in palmas (Воскресный день пальм). В этот же период и возникла традиция освещать пальмовые ветви («вайя»), поэтому церковное название шестой седмицы Великого поста – «седмица ваий».  

На Руси Вербное воскресенье появилось в X веке. Со временем в Российском государстве стали широко отмечать этот праздник во многих городах и деревнях, приурочивая к нему крестный ход и богослужение.

Лазарева суббота

Перед тем как Сын Господень вошел в Иерусалим, он совершил великое чудо – воскресил Лазаря из Вифании спустя четыре дня после смерти. После этого святой Лазарь прожил еще 30 лет, стал епископом на Кипре и проповедовал христианство.

Трогательный рассказ об этом событии можно обнаружить в Евангелии от Иоанна. Воскрешение Лазаря поразило людей, и они уверовали в Христа. По традиции в этот праздник православные вкушают икру.

Традиции и обычаи Вербного воскресенья

В Вербное воскресенье принято освещать веточки вербы, вспоминая встречу Спасителя в Иерусалиме. Все освященные веточки считаются оберегом на будущий год. По традиции отвар из вербы приносит здоровье и богатство, а съеденная почка – счастье.

Также есть старинный обычай, согласно которому пучком вербы нужно ударить родственников, близких и домашних животных, что избавит их от болезней, сбережет от сглаза, злых сил и очистит душу.

Фото: © ТАСС/Кухмарь Кирилл

В этот день верующие приходят в храм. На службе они стоят со свечами и ветками вербы в руках. Читается особая молитва на благословение «ваий». После этого вербы пришедших окропляются святой водой.

Ветки вербы как символ праздника

В нашей стране пальмовые ветви не используют, так как эти деревья у нас не растут из-за климата. Их заменили ветви вербы – первого расцветающего после зимы растения, которое является символом пробуждения природы и начала новой жизни. Поэтому праздник и неделя перед ним обрели свои русские названия: Вербное воскресенье, Вербная (или Пестрая) неделя, Вербич, Вербница.

Рвать вербу, согласно традиции, нужно в Лазареву субботу или за пару дней до Вербного воскресенья. Хранить вербу до праздника нужно в вазе с водой, что поможет сохранить растению свежесть. Освещают его в субботу, некоторые делают это в утро воскресенья после литургии.

После окропления в церкви веточки вербы начинают считаться святынями. Поэтому выбрасывать их в мусорное ведро нельзя. Ветви рекомендуют сжечь, либо пустить по реке, либо закопать, либо отнести в церковь, где и пройдет ритуал сожжения.

Пост в Вербное воскресенье

В Вербное воскресенье допускаются послабления в постном меню. Основой праздничного стола являются рыбные блюда. Овощи и фрукты тоже можно есть в праздник в любом виде. 

Также допускается на столе вино. По традиции отдают предпочтение больше красному вину – можно купить кагор, полусладкие и сухие вина по вкусу. Разрешается выпить и белого вина. Главное – знать меру.

Весной, за неделю до Пасхи, мы будем отмечать праздник Вербного воскресенья. Разумеется, самую главную традицию мы знаем: в этот день всегда приобретают свежие ветви вербы, освящают, ставят в вазы по всему дому, а еще дарят знакомым, близким, друзьям и родным.

На самом деле этой доброй традицией празднование Вербного воскресенья не заканчивают. Этот день богат своей историей, традициями, обрядами, приметами и поверьями. И о самых распространенных из них поведаем прямо сейчас.

История праздника Вербное воскресенье

Историю, связанную с празднованием Вербного воскресенья, знают практически все. Спаситель ровно за неделю до гибели и воскресения въезжает в главный город еврейского народа – Иерусалим. Причем приехал он не на коне, а на ослике – животное, считающееся символом мира и скромности. Восторженная толпа приветствует Мессию и стелет ветви пальмы прямо по ходу его движения.

Но мы живем в стране с северным климатом, как и многие другие народы. Вот почему в наших широтах принято приобретать не пальмы (да и где их можно достать в апреле?), а веточки ивы с распускающимся почками – вербы. Эти ветви считаются символами возрождения, приятного дыхания весны, которое символизирует новые надежды и успех во всех начинаниях.

Конечно, первое, что делают в этот день – приобретают вербы и относят их в церковь, чтобы освятить. Традицию можно разделить как верующим, так и неверующим. Ведь не будет ничего дурного просто насладиться атмосферой праздника и отправиться в церковь прямо с утра. Такой сценарий приятно удивит и порадует вас и ваших близких, да и освященные вербы, верим мы в это или нет, создают особое настроение.

Вербное воскресение - традиции, обряды и обычаи праздника

ЭТО ИНТЕРЕСНО

На Руси праздник стали отмечать в

X веке. Учитывая, что наша страна образовалась в IX столетии, можно сказать, что обычай празднования Вербного воскресенья существует почти столько же, сколько живет Российское государство.

Обряды, связанные с вербами

Разумеется, главный символ праздника – это ветви вербы. Как только вы принесете их домой, нужно непременно поставить в светлые вазы по всей квартире. В каждой комнате должно стоять по пучку вербочек. Люди верующие всегда имеют в доме хотя бы одну икону, помещая ее в особом уголке, где можно помолиться и просто мысленно отдохнуть от насыщенного жизненного ритма.

Вербное воскресение - традиции, обряды и обычаи праздника

В таком случае веточки вербы будет более, чем правильно, разместить рядом с иконой. Это прекрасно оживляет помещение – ведь вербы могут хорошо украсить икону и настроить всех домашних на празднование Вербного воскресенья.

Кстати говоря, у верующих существует обычай хранить ветви рядом с иконой в течение всего года – ровно до того момента, как придет время заменить их свежими вербами. А старые ветки вербы всегда нужно сжигать, поскольку в них скапливается негативная энергия, которую они стараются убрать ото всех, кто в доме.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Ветвями вербы лучше запастись с избытком. Их традиционно развешивают по всем углам комнаты. Сегодня мы можем дать объяснение подобному подходу: именно в углах скапливается негативная энергетика. Она не несет особого вреда здоровью, но в любом случае лучше очистить помещение, чем оставить все как есть.

Убедиться в том, что это правда, можно с помощью обычной церковной свечки. Зажгите ее и поднесите в любой угол. Обратите внимание на пламя – оно начнет коптить и может даже немного потрескивать.

Вербное воскресение - традиции, обряды и обычаи праздника

Как празднуют Вербное воскресенье — традиции

В наши дни можно встречать праздник всей семьей. Такие радостные мгновения хочется разделить с домашними, уделить внимание детям, а самое главное – одарить своим участием всех тех, кто живет одиноко.

Сотворить маленькое чудо – это очень просто. Порой можно просто пойти в гости к тому, кто уже давно вас ждет, и преподнести нуждающемуся подарок.

Конечно, стоит навестить своих родных, друзей, милых сердцу людей. Дарите по красивому обычаю вербочки, делайте символические подарки на счастье. Ведь самое главное – это даже не символ, а наша вера, искренний настрой на добрые мысли и планы.

А вот еще несколько интересных особенностей, как встречают праздник Вербного воскресенья в наши дни:

  1. Тем, кто соблюдает пост, разрешается послабление: можно употреблять любые блюда из рыбы.
  2. Если же вы не поститесь – ничего страшного. Но важно иметь в виду, что злоупотребление пищей и тем более спиртным в такой светлый день нежелательно. Лучше всего провести праздник с ясной, чистой головой. Тем более что поводов для веселья предостаточно и в другие дни. Допускается выпить немного хорошего красного вина – пожалуй, это самый уютный и семейный напиток.
  3. А среди кулинарных традиций можно вспомнить один интересный обряд, следы которого теряются в глубине веков. На Руси было принято запекать мучные шарики с кусочком вербы внутри (просто в тесто клали саму почку и запекали). Конечно, вместо маленьких колобочков можно создать любую выпечку. Почему бы не порадовать детей и не поиграть с ними? Положите немного почек в 3-4 булочки – пускай домашние ищут, кому что достанется.

Вербное воскресение - традиции, обряды и обычаи праздника

И последний совет. В такой светлый день, как Вербное воскресенье, не стоит заниматься напряженными делами, долго прибираться в доме, наводить порядки.

Разумеется, в крайних случаях, когда нужно срочно что-то сделать, это допускается. Но чтобы почувствовать праздник, лучше всего приготовиться к нему заранее, чтобы в это весеннее воскресенье уделить внимание семье и хорошо отдохнуть.

В данной статье речь пойдет об истории Вербного Воскресенья, праздновании этого события, а также о традициях, связанных с ним.

Содержание

  1. Подробнее о Вербном Воскресенье
  2. Как следует отмечать Вербное Воскресенье
  3. Вкратце о приметах и поверьях

Подробнее о Вербном Воскресенье

Вербное Воскресенье – это народное название праздника. По церковному он называется Вход Господень в Иерусалим. На Руси его отмечают с Х века. Конкретной даты торжества нет, она привязана ко дню Пасхе. В нынешнем году Вербное Воскресенье состоится 25 апреля.

вербное воскресенье историяКратко о сути праздника. Его название говорит само за себя. В этот день Иисус Христос вошел в город Иерусалим. Верней, въехал в него на осле в сопровождении апостолов и множества людей. Люди уже достаточно были наслышаны о Христе, Его проповедях и сотворенных чудесах, и потому встречали Его торжественно и всевозможными почестями. Народ считал, что Христос – это их новый царь, справедливый, мудрый и милостивый. Его путь в город усыпали цветами, а в знак особого уважения размахивали срезанными пальмовыми ветвями.

Пальмовые ветви – это, так сказать, синоним наших привычных вербовых веточек. На Руси, как известно, пальмы не растут, оттого их и заменили вербой – деревом, которое распускается весной самым первым. Ну, а от вербы уже произошло название Вербное Воскресенье.

история вербного воскресенья для детейВойдя в Иерусалим, Христос сообщил народу, что земным царем он быть не собирается, ибо царство его «не от мира сего». То есть, оно не на земле, а на небе. И те же люди, которые торжественно встречали Христа, спустя пять дней Его распяли на Кресте. Никому оказалось не нужно в тот миг Царство небесное, никто его не принял и не понял – равно как и самого Христа.

В чем смысл этого праздника? Вход в Иерусалим был завершающим земным действием Иисуса Христа. Далее была молитва в Гефсиманском саду, предательство Иуды, суд и распятие – величайшее и непостижимое событие, которым Христос принял на себя все грехи человеческие.

Кстати, верба – символ праздника лишь в России. В других странах этот день отмечают, используя ветви других деревьев. Например, в Италии и Швейцарии это олива, в Австрии – грецкий орех, в Англии – тис, во Франции – апельсин, в Литве и Польше – высушенные цветы. Иными словами, совсем неважно, какой будет ветка. Важно другое: любая ветвь или цветок – это вещественное напоминание о въезде Иисуса Христа в Иерусалим – завершающем событии, ради которого, собственно, Он воплотился в образе человека на земле.

Как следует отмечать Вербное Воскресенье

вербное воскресенье история и традицииВсякий религиозный праздник имеет свои собственные, устоявшиеся в веках традиции. То же самое касается и Вербного Воскресенья. Как же отмечается это душеспасительное событие в России?

  1. К празднику обычно готовятся заблаговременно. Примерно за неделю следует срезать молодые вербные веточки, принести их домой и поставить в воду, чтобы они успели распуститься до начала праздника. На распустившейся вербной веточке образуются желтые пушистые почки (в народе их называют «котятами»).
  2. Многие считают, что веточки следует срезать не с каждой вербы, а выбирать для этого особенное дерево. Так, например, считается, что верба должна быть молодая, без дупл и высохших ветвей. Кроме того, нужно обходить стороной вербу, которая растет недалеко от кладбища. По народным поверьям, на таких деревьях незримо присутствует нечистая сила, которая обязательно постарается испортить праздник, а кроме того, причинить зло конкретному человеку. Следует сказать, что православная церковь таких поверий не одобряет и считает их языческими предрассудками. Образно выражаясь, пускай на какой-нибудь вербе пресловутая нечистая сила висит хоть гроздьями. Что с того? Все равно срезанные веточки будут освящаться в храме, а какая нечисть может устоять против святости? Так что веточки, ничего не опасаясь, можно срезать с любого дерева.
  3. вербное воскресенье праздник история для детейВ храмах празднуют Вербное Воскресенье вечером в субботу. На службе читается Евангелие, Псалтырь и другие праздничные молитвы. В ходе службы принесенные в храм вербные веточки освящаются святой водой.
  4. Вербу в храме можно освятить и в воскресенье, когда проводится утренняя праздничная служба.
  5. Освященную вербу не выбрасывают, ее приносят домой и хранят целый год – до следующего Вербного Воскресенья. Хранить ее следует вблизи икон, если они в доме имеются. Или – в каком-нибудь другом месте, но так, чтобы веточки можно было увидеть. Принято считать, что у освященных прутиков – чудодейственная сила, которая убережет дом от несчастий, а их обитателей – от болезней и прочих неприятностей. Так оно или не так – это вопрос веры каждого конкретного человека. Но несомненно одно: даже сам вид освященной вербы будет напоминать о Христе, его въезде в Иерусалим, распятии и о том, ради чего все это совершилось. И если человек будет обо всем этом помнить и размышлять, то тем самым он будет спасать собственную душу.
  6. Да, и не следует забывать: Вербное Воскресенье празднуется в пост, поэтому все постящиеся не должны об этом забывать. Впрочем, в этот праздничный день постники могут сделать себе послабление, и к обычным постным блюдам добавить рыбу. И даже – выпить немного вина (лучше, если это будет кагор, которым причащают в храмах).

Вкратце о приметах и поверьях

вербное воскресенье история традиции обрядыГоворить на эту тему подробно нужды нет. Во-первых, таких примет очень много, на эту тему написаны даже толстенные книжки. Во-вторых, следует помнить, что к большинству таких примет церковь относится с неодобрением и считает их грехом. Так что скажем лишь о некоторых приметах, которые проверены временем и обязательно сбываются.

  • Если на Вербное воскресенье выдалась солнечная погода, то следует ожидать богатый урожай овощей и фруктов. А если к тому же еще и тепло, то, значит, все лето также будет теплым.
  • Можно ли крестить ребенка в Вербное Воскресенье? Да, можно. Нужно только заранее договориться со священником, так как в этот день он по известным причинам будет занят больше обычного.
  • Можно ли на Вербное Воскресенье жениться и венчаться? Жениться – да, венчаться – нет. В пост, в соответствии с православными канонами, венчаний не бывает.
  • И еще одна примета, которая, говорят, сбывается. Говорят, что освященные вербные веточки помогают девушке выйти замуж. Нужно взять их в руки и молиться, прося Господа даровать суженого. Девушки, попробуйте, у вас обязательно получится.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Описание праздника чыл пазы
  • Описать праздник 9 мая
  • Описание праздника хэллоуин на английском языке кратко
  • Описать православный праздник пасха
  • Описание праздника сабантуй кратко