Примерная структура каждого типа урока по ФГОС
1. Структура урока усвоения новых знаний: 1) Организационный этап. 2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 3) Актуализация знаний. 4) Первичное усвоение новых знаний. 5) Первичная проверка понимания 6) Первичное закрепление. 7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению Рефлексия (подведение итогов занятия) |
3. Структура урока актуализации знаний и умений (урок повторения) 1) Организационный этап. 2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач. 3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 4) Актуализация знаний. § с целью подготовки к контрольному уроку § с целью подготовки к изучению новой темы 5) Применение знаний и умений в новой ситуации 6) Обобщение и систематизация знаний 7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 9) Рефлексия (подведение итогов занятия) |
2 Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления) 1) Организационный этап. 2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний. 3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 4) Первичное закрепление § в знакомой ситуации (типовые) § в изменённой ситуации (конструктивные) 5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания) 6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 7) Рефлексия (подведение итогов занятия) |
4. Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений 1) Организационный этап. 2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 3) Актуализация знаний. 4) Обобщение и систематизация знаний Подготовка учащихся к обобщенной деятельности Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы). 5) Применение знаний и умений в новой ситуации 6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. 7) Рефлексия (подведение итогов занятия) Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу |
5. Структура урока контроля знаний и умений 1) Организационный этап. 2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 3) Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. (Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика). Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура 4) Рефлексия (подведение итогов занятия) |
6. Структура урока коррекции знаний, умений и навыков. 1) Организационный этап. 2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 3) Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений. В зависимости от результатов диагностики учитель планирует коллективные, групповые и индивидуальные способы обучения. 4) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 5) Рефлексия (подведение итогов занятия) |
7. Структура комбинированного урока. 1) Организационный этап. 2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 3) Актуализация знаний. 4) Первичное усвоение новых знаний. 5) Первичная проверка понимания 6) Первичное закрепление 7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 9) Рефлексия (подведение итогов занятия) |
Самоанализ урока по ФГОС
Совершенствование мастерства учителя и учебного процесса во многом зависит от грамотно организованного самоанализа урока. Учитель испытывает затруднения в моделировании и конструировании современного урока, именно самоанализ позволит ему выявить причины недостаточной эффективности решения тех или иных учебно-воспитательных задач на уроках, принять их во внимание при дальнейшем проектировании учебно-воспитательного процесса. Для учителя самоанализ урока, рефлексивная деятельность в целом приобретает особо важное значение, потому что учитель, не научившийся осмысливать свои собственные действия, не умеющий оглянуться назад и восстановить ход урока, навряд ли когда-нибудь по-настоящему глубоко освоит ФГОС второго поколения.
Самоанализ урока дает возможность:
— правильно формулировать и ставить цели своей деятельности и деятельности учащихся на уроке;
— развивать умения устанавливать связи между условиями своей педагогической деятельности и средствами достижения целей;
— формировать умения четко планировать и предвидеть результаты своего педагогического труда;
— формировать самосознание ученика, когда он начинает видеть связь между способами действий и конечным результатом урока.
Самоанализ урока – средство самосовершенствования учителя
План самоанализа урока
1. Характеристика класса:
— межличностные отношения;
— недостатки биологического и психического развития;
— недостатки подготовленности класса.
2. Место урока в изучаемой теме:
— характер связи урока с предыдущим и последующим уроками.
3. Характеристика общей цели урока, конкретизируемой в дидактических целях: образовательной, развивающей и воспитывающей.
4. Характеристика плана урока:
— содержание учебного материала;
— методы обучения;
— приёмы обучения;
— формы организации познавательной деятельности.
5. Как был построен урок в соответствии с планом:
— разбор этапов урока, т.е. как используемые учебно-воспитательные элементы повлияли на ход урока (положительно, отрицательно), на получение конечного результата.
6. Структурный аспект самоанализа урока:
— анализ каждого элемента урока;
— его вклад в достижение результата;
— доказательства оптимального выбора каждого элемента урока.
7. Функциональный аспект:
— насколько структура урока соответствовала общей цели;
— соответствие возможностям класса;
— анализ стиля отношений учителя и учащихся;
— влияние на конечный результат урока.
8. Аспект оценки конечного результата урока:
— формирование универсальных учебных действий на уроке;
— определение разрыва между общей целью урока и результатами урока;
— причины разрыва;
— выводы и самооценка.
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ САМОАНАЛИЗУ УРОКА
I. Краткая общая характеристика класса
1. Общая подготовленность класса:
— умение детей работать в парах;
— умение детей работать в малых группах;
— умение слушать друг друга и фронтально взаимодействовать;
— умение самооценивать себя и взаимооценивать друг друга.
2. Общая характеристика общения.
3. Что преобладает: соперничество или сотрудничество? Проблема лидеров и аутсайдеров.
4. Включенность детей в учебную деятельность и общий уровень ее сформированности в классе.
5. Общая характеристика освоения программы к этому времени.
II. Анализ эффективности проекта урока
1. Реальность цели урока.
2. Каким образом организовать работу на уроке?
3. Что проектировалось изучить? Зачем? Роль этого материала в предмете. Достаточно ли глубоко учитель сам знает этот материал?
4. Какие (ое) понятия были намечены для усвоения учащимися? На какие другие понятия они (оно) опираются? Для каких понятий являются базой?
5. Что знают ученики об изучаемом понятии?
6. Сущность характеристики изучаемого понятия, которые должны быть в центре внимания учащихся.
7. Какие учебные действия должны осуществить учащиеся, чтобы освоить данное понятие и общий способ действия?
8. Каким образом проектировался вод учащихся в учебную задачу?
9. Как проектировалось осуществление остальных этапов решения учебной задачи?
10. Предусматривались ли в проекте урока реальные трудности, с которыми могли встретиться дети в ходе решения учебной задачи? Прогнозировались ли возможные ошибки учащихся?
11. Какие критерии освоения данного материала намечались в проекте урока?
12. Общий вывод о реальности и эффективности проекта урока.
III. Как был осуществлен урок, исходя из его замысла?
1. Совпадает ли цель урока с его конечным результатом? В чем выражается разрыв? Удалось ли осуществить намеченную программу? Если да, то почему? Если нет, то почему?
2. Соответствие формы организации поставленной цели урока? Удалось ли учителю занять роль равноправного члена дискуссии?
3. Каким образом в начале урока учитель создал ситуацию успеха?
4. При помощи каких способов была создана ситуация принятия учащимися учебной задачи? Как она повлияла на дальнейший ход ее решения?
5. Была ли принята учебная задача учащимися?
6. Насколько эффективно осуществлялся этап преобразования условий задачи?
7. Каким образом учитель создал ситуацию, при которой дети приняли такие учебные действия как моделирование и преобразование модели?
8. Какие формы использовал учитель для организации решения частных задач? Уровень задач, их «интересность» с точки зрения лингвистического или математического материала?
9. Как был организован контроль? Контроль проходил, как самостоятельное действие или был включен в состав других действий? Что ученик контролировал: процесс выполнения действия или только результат? Когда контроль осуществлялся: в начале действия, в процессе действия или после его окончания? Какой арсенал средств и форм использовал учитель для освоения действия контроля детьми?
10. Опирались ли дети при работе на свою собственную оценку или прибегали к оценке учителя?
IV. Оценка целостности урока
1. Насколько содержание урока соответствовало требованиям ФГОС?
2. На каком уровне было организовано на уроке взаимодействие ученик-ученик, ученик-учитель, ученик-группа?
3. Охарактеризовать взаимодействие этапов учебной задачи в ходе саморешения. Выделить наиболее сильные и слабые этапы (с точки зрения качества их осуществления) и их влияния на конечный результат урока.
4. Рефлексивная деятельность учащихся в результате решения учебной задачи.
Типы современного урока.
Типология уроков – важная дидактическая проблема. Она должна способствовать приведению данных об уроке в порядок, систему для широкого круга целей, так как представляет основу для сравнительного анализа уроков, для суждения о сходном и различном в уроках. Отсутствие точной и обоснованной типологии уроков препятствует повышению эффективности практической деятельности.
Тип урока отражает особенности построения ведущей методической задачи.
ТИПЫ УРОКА
Тип урока |
Целевое назначение |
Результативность обучения |
Урок первичного предъявления новых знаний |
Первичное усвоение новых предметных и метапредметных знаний |
Воспроизведение своими словами правил, понятий, алгоритмов, выполнение действий по образцу, алгоритму |
Урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями |
Применение усваиваемых предметных знаний или способов учебных действий в условиях решения учебных задач (заданий) |
Правильное воспроизведение образцов выполнения заданий, безошибочное применение алгоритмов и правил при решении учебных задач |
Урок применения метапредметных и предметных знаний |
Применение универсальных учебных действий в условиях решения учебных задач повышенной сложности |
Самостоятельное решение задач (выполнение упражнений) повышенной сложности отдельными учениками или коллективом класса |
Урок обобщения и систематизации предметных знаний |
Систематизация предметных знаний, универсальных учебных действий (решение предметных задач) |
Умение сформулировать обобщенный вывод, уровень сформированности УУД |
Урок повторения предметных знаний |
Закрепление предметных знаний, формирование УУД |
Безошибочное выполнение упражнений, решение задач отдельными учениками, коллективом класса; безошибочные устные ответы; умение находить и исправлять ошибки, оказывать взаимопомощь |
Контрольный урок |
Проверка предметных знаний, умений решать практические задачи |
Результаты контрольной или самостоятельной работы |
Коррекционный урок |
Индивидуальная работа над допущенными ошибками |
Самостоятельное нахождение и исправление ошибок |
Интегрированный урок |
Интеграция знаний об определенном объекте изучения, получаемого средствами разных |
Углубление знаний материала урока за счёт реализации межпредметных знаний |
Комбинированный урок |
Решение задач, которые невозможно выполнить в рамках одного урока |
Запланированный результат |
Нетрадиционные уроки (учебная экскурсия, учебный поход, лабораторный практикум, урок в библиотеке, музее, компьютерном классе, предметном кабинете) |
Практическая направленность изучения теоретических положений |
Применение УУД при изучении явлений окружающего мира в реальных жизненных ситуациях; творческое оформление отчетов; умение использовать лабораторное оборудование; умение пользоваться дополнительными информационными источниками |
Урок решения практических, проектных задач |
Практическая направленность изучения теоретических положений |
Использование средств учебного курса в целях изучения окружающего мира |
Технологическая карта.
Тема урока |
||||
Тип урока |
||||
Дата урока |
||||
Образовательные ресурсы |
||||
План урока |
||||
Цели урока |
||||
Формы и методы обучения |
||||
Основные термины и понятия |
||||
Планируемые образовательные результаты: Научатся: Получат возможность научиться: |
||||
Организационная структура урока |
||||
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формы организации совзаимодействия на уроке |
УУД |
Организационный момент |
||||
Актуализация знаний |
||||
Изучение нового материала |
||||
Первичное осмысление и закрепление |
||||
Итоги урока. Рефлексия |
||||
Домашнее задание |
Цели деятель- |
Создать условия для актуализации и уточнения знаний |
Тип урока |
Конструирование способа действий |
Планируемые |
Предметные (объем освоения и уровень Метапредметные Личностные: |
методы |
Фронтальная, индивидуальная, коллективная |
Образовательные |
1. Учебник, рабочая тетрадь. 2. Канакина В. П. Работа с трудными словами. 1–4 |
Оборудование |
Интерактивная доска, проектор (по возможности) |
Наглядно- |
Табличка со словарным словом (орех), запись |
Этапы |
Обучающие и |
Деятельность учителя |
Деятельность |
Формы |
Формируемые |
Проме- |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
I. Проверка домашнего задания |
Работа над упражнением с целью выявления умения |
– Что было задано на дом? Проверим, как вы – Что надо было выполнить в упражнении? – Как озаглавили текст? – Как разделили текст на части? Прочитайте. – Оцените выполненную работу |
– Выполнить упр. 9 на с. 6 Отвечают Осуществляют оценивание |
Парная. Фрон-тальная |
Р – владеют уме-ниями |
Правильно выпол-ненные |
|
II. Постановка |
Формулирование учебных задач |
– Откройте учебник на с. 12–13. Прочитайте |
– Название |
Фрон-тальная |
П – ориентируются в |
||
выдвижения гипотез, предположений по названию |
– Что означают слова, составляющие название темы и – Проверим ваши предположения. Прочитайте в учебнике – Итак, основные вопросы, которые рассмотрим на • Типы текстов. Умение их определять. • Виды предложений по цели высказывания • Обращение. Умение находить в предложении • Простые и сложные предложения. Умение их • Словосочетание. Умение выделять словосочетания в • Умение разбирать предложение по членам. |
восочетание». Тема урока – «Текст. Что Ответы уча-щихся. Выполняют |
цию из высказываний одноклассников, сведений Р – осознают К – обмениваются Л – осознают границы |
||||
• Умение грамотно расставлять знаки препинания в – На какие вопросы вы можете дать ответы? |
Ответы уча-щихся |
||||||
III. Ми-нутка чистописания |
Упражнения на детальный анализ строения букв-знаков, |
– Посмотрите на доску. Элементы каких букв будем
Учитель обращает внимание на плавное соединение – Расположите тетрадь правильно. Возьмите – Посмотрите и отметьте элементы, которые |
– Заглавной Выполняют |
Фрон-тальная. Индиви-дуальная |
П – владеют логическими Р – осознают |
Написание элементов букв |
|
IV. Изучение нового мате- 1. Комментированный словарный диктант |
Работа над словами |
Организует выполнение задания: – В каких случаях человек использует в речи слово |
Выполняют Ответы уча-щихся. |
Коллективная. Индиви-дуальная |
П – ориентируются в Р – контролируют учебные |
Запись словарных слов |
|
– Посмотрите на предметную картинку. Что на ней – Прочитайте про себя слово. Чем произношение слова – Это орфограмма. Назовите ее. |
– Орех. Ответы уча-щихся. – Безударная гласная в корне слова |
допущенные ошибки, осознают правило контроля и К – слушают, излагают и Л – принимают |
|||||
2. Словарная работа |
– Слово «орех» – словарное. Необходимо запомнить – Запишите это слово в тетради. Проверьте – Дома повторите правильное написание слов |
Выполняют |
|||||
3. Работа |
Работа над упражнением с целью определения темы, |
– Откройте учебник на с. 12. Найдите упр. 11. – Прочитайте текст упражнения. – Определите, сколько в тексте предложений. – Связаны ли они между собой по смыслу? – О ком говорится в каждом из них? – Можно ли эти предложения назвать текстом? – Почему? – Прочитайте вывод в учебнике на с. 12. |
Выполняют – Два. – Да. – О соловье. – Да. Высказывания учащихся. Выполняют |
Фрон-тальная. Индиви-дуальная |
П – ориентируются на Р – осознают |
Устные ответы |
|
– Какова тема и главная мысль текста? Найдите – Озаглавьте текст. Обратите внимание на описание – Спишите предложения. Найдите и подчеркните главные |
и отвечают |
учебную задачу, контролируют учебные действия, К – слушают, |
нов предложения |
||||
4. Работа |
Работа над упражнением с целью наблюдения над |
– Найдите упр. 12. Прочитайте текст. Докажите, что – Почему выделены 3 части? – Какова тема каждой из них? – Какую из частей следует считать вводной, основной, – Подберите заголовок ко всему тексту и к каждой его |
– В нем несколько предложений, которые объединены Ответы уча-щихся. – Заголовок |
Фрон-тальная. Индиви-дуальная |
П – ориентируются Р – осознают К – обмениваются |
Устные ответы Списывание части текста. Нахождение гла- Выполнение движений физкультминутки |
|
ществления само-проверки письменной работы. Упражнения физкульт- |
– Обратите внимание, что каждая часть написана с – Спишите любую часть текста. Проверьте написанное. Физкультминутка |
ту – «Случай Выполняют Выполняют движения |
друга, строить понятные для партнера по коммуникации Л – владеют навы-ками |
ции учи-теля) |
|||
5. Работа |
Работа |
– Рассмотрите таблицу в учебнике на стр. 13. |
Рассматривают таблицу, отвечают |
Фрон-тальная |
П – ориентируются на |
Определение типа текста |
|
с. 13 |
ния типов текстов |
– Как определить тип текста? – К какому типу можно отнести текст упр. 11? – А текст упр. 12? – Определите тип текста по данным заголовкам: 1. Как мы ходили в лес за грибами. 2. Почему нельзя собирать мухоморы? 3. Красив гриб-боровик! – Объясните свое решение |
– Текст-описание. – Текст-повествование. – Текст-пове-ствование. – Текст-рас-суждение. – Текст-опи- Высказывания учащихся |
способы поиска информации; владеют навыками Р – осознают К – обмениваются |
|||
6. Подго-товка к сочинению на основе личных |
Подготовительная |
– Дома вы будете писать сочинение на основе личных |
Выполняют задания |
Фрон-тальная. Индиви-дуальная. |
П – планируют учебные |
Осознание порядка подготовки |
|
впечатлений о летних каникулах (с. 14, упр. 16) |
тему сочинения. Она должна отражать то событие, – Определим структуру повествовательного текста: в Далее заслушиваются сообщения учащихся |
Коллективная |
достижения ре-зультата, исполь-зуют различные Р – осознают К – слушают, излагают и |
нию сочинения |
|||
V. Итог урока. |
Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная |
– Над какой темой работали на уроке? – Что выполняли? – Какие задания вызвали у вас затруднения? – Что нового узнали? – Как оцениваете свою деятельность на уроке? Домашнее задание: написать |
Отвечают обосновывают свое мнение |
Фрон-тальная. Индиви-дуальная |
П – ориентируются в Р – оценивают |
||
Л – проявляют интерес к |
|||||||
организационная структура (сценарий) урока
Письменный прием умножения на трехзначные числа
в случаях, когда в записи первого множителя есть нули
(учебник, с. 50)
Цель деятельности учителя | Способствовать развитию умений применять алгоритм письменного умножения на трехзначные числа, когда в записи первого множителя есть нули, решать задачи изученных видов и уравнения, находить площадь фигуры, значение выражения с переменной, развитию вычислительных навыков |
Тип урока | Комплексное применение знаний и способов действий |
Планируемые образовательные результаты | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся применять алгоритм письменного умножения на трехзначные числа, когда в записи первого множителя есть нули, решать задачи изученных видов и уравнения, находить площадь фигуры, значение выражения с переменной. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способ-ностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником. Личностные: представляют значение математических знаний в жизни человека, при изучении других школьных дисциплин |
организационная структура (сценарий) урока
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя |
Деятельность |
||||||||||
II. Сообщение темы, цели урока | Озвучивает тему, цель урока |
Слушают учителя |
|||||||||||
2) Выполнение задания | № 192 |
Выполняют задания |
|||||||||||
IV. Практическая деятельность | 1. Решение примеров. | Примеры вверху страницы 50. – При умножении чисел, оканчивающихся нулями (7 500 · 39, 3 090 · 58), как и ранее, числа подписывают так, чтобы нули остались справа. Вывод: Если первый множитель оканчивается нулями, то числа умножают, не обращая внимания на нули, а в полученном произведении приписывают справа столько нулей, сколько их записано на конце первого множителя. В тех случаях, когда в середине записи первого множителя есть нули, умножение производится обычным путем, однако ученики должны твердо знать, что при умножении нуля на любое число в произведении получится нуль. |
Рассматривают и если смогут, то объясняют сами вычисления. |
||||||||||
№ 191. |
Первую строку примеров решают под руководством учителя, а примеры второй строки решают самостоятельно. |
||||||||||||
2. Решение задач. | № 193 (под руководством учителя).
1) 60 – 55 = 5 (ч) – за столько расходуется 35 л. |
Один ученик решает |
|||||||||||
2) 35 : 5 = 7 (л) – за 1 час. 3) 7 · 60 = 420 (л). 4) 7 · 55 = 385 (л). Ответ: 1-й трактор – 420 л, 2-й трактор – 385 л. |
|||||||||||||
№ 194.