Осетинский праздник джеоргуыба картинки с поздравлением

Праздник Джеоргуба у осетин посвящен святому Уастырджи. За помощью к нему обращаются в основном мужчины. Также он защищает обездоленных и может наставить на истинный путь тех, кто сбился.

Праздник Джеоргуба у осетин посвящен святому Уастырджи. За помощью к нему обращаются в основном мужчины. Также он защищает обездоленных и может наставить на истинный путь тех, кто сбился. Это торжество является одним из главных в Осетии. К его подготовке и проведению подходят ответственно. Более того, осетины настолько чтят традиции, что праздник остался таким же, как десятилетия назад.

Общая информация

В последнюю неделю ноября наступает ответственный день, к проведению которого тщательно готовятся все осетины. Джеоргуба празднуется по окончании сельскохозяйственных работ и проходит одинаково как в северных, так и в южных районах. Более того, другие нации и народности, проживающие в Осетии, тоже положительно относятся к торжеству — для них оно стало родным.

праздник джеоргуба у осетин

Накануне праздника, который всегда наступает в понедельник и продолжается до конца недели, каждая семья закалывает животное для жертвоприношения. Предпраздничное воскресенье так и называют – «день закалывания быка».

В понедельник торжество ориентировано только на семейный круг. К столу подаются голова убитого животного, а также три пирога, называемых молитвенными. Старший в семье произносит слова благодарности, после чего приступают к празднованию. Женщины сидят за отдельным столом, так как Уастырджи является покровителем мужчин.

Всю остальную неделю осетины ходят в гости к соседям, друзьям и родственникам. В последний же день с праздником прощаются, и происходит это снова в кругу семьи.

Принципы торжества

Джеоргуба – осетинский народный праздник, история возникновения которого уходит далеко в прошлое. К столу в это время нельзя подавать рыбу, свинину или птицу. Основной рацион составляет говядина или баранина. В качестве главного блюда выступает голова быка или овцы, приготовленная по национальному рецепту.

 джеоргуба праздник в честь осетинского святого

Вначале к трапезе приступают старейшины семьи. Они оставляют большие и сочные куски мяса молодым юношам, чтобы новое поколение росло здоровым и сильным. Женщины ранее не участвовали в праздновании, но сегодня они также отмечают его вместе с остальными.

Даже тогда, когда неделя торжеств заканчивается, никто не забывает про святого Уастырджи. Тосты и молитвы в его честь произносятся постоянно, независимо от того, какое происходит событие. Это может быть день рождения, юбилей, свадьба или даже корпоративная вечеринка.

История возникновения

Праздник Джеоргуба у осетин основывается на нартском эпосе. Он пришел в страну из далекого прошлого, и сегодня никто точно не может сказать, когда именно зародилась традиция отмечать день святого Уастырджи. Известно только, что непосредственно само празднование ничуть не изменилось. На стол подаются те же самые блюда, принципы и традиции тоже остались аналогичными.

джеоргуба осетинский народный праздник

Поскольку Джеоргуба – праздник в честь осетинского святого, в этот день принято обращать свои молитвы только к нему. Но отмечающие не забывают и про Бога. Несмотря на то что святой покровительствует мужчинам, поднимаются тосты и в честь женщин.

Кто такой Уастырджи?

Как известно, праздник Джеоргуба у осетин посвящен одному из святых этой нации. Это великий Уастырджи, пришедший их нартских эпосов. Его нередко сравнивают со святым Георгием, который фигурирует в христианских письменностях. Он представляет собой покровителя мужчин, путешественников и воинов.

осетины джеоргуба

Скорее всего, такое отношение к Уастырджи основывается непосредственно на том, что святой жил точно так же, как и остальные люди. Он вел привычный образ жизни, был горцем. Еще до смерти сделал много хорошего. Являясь посланником Всевышнего, он всегда наставлял на истинный путь каждого, кто к нему обращался. Однозначно можно сказать, что и сегодня любой осетин прежде, чем начать что-либо делать, всегда заручится его поддержкой.

В 1995 году Уастырджи поставили памятник – образ человека верхом на коне. Это очередной раз доказывает, что праздник Джеоргуба в Осетии действительно почитается. Вес памятника – 28 тонн. Обычно, когда машины проезжают мимо него, водители останавливаются, чтобы преклониться перед главным из своих святых.

Традиции и обряды

Праздник Джеоргуба каждый год проводится приблизительно одинаково. Разница заключается только в том, что не все семьи могут себе позволить большой размах. После того как его отметят в кругу семьи, осетины ходят в гости к соседям. Обычно те люди, которые дружны между собой, договариваются о том, кто, когда и к кому приходит в дом. Нередки случаи, когда на празднование скидываются все отмечающие. Но в современности нет старых проблем с деньгами, поэтому эта традиция осталась только в деревеньках и небольших населенных пунктах.

праздник джеоргуба

Во время празднования непосредственно за столом старший член семьи говорит тост за Всевышнего. Вторую рюмку выпивают за божественного посланника Уастырджи. К каждому из них во время произнесения тоста обращаются со словами, чтобы они сохранили всю семью в целом и каждого ее члена в частности.

В современности женщины тоже принимают участие в праздновании, только они садятся за другую часть стола. Тосты и молитвы не произносят, однако могут выпивать и радоваться наравне с остальными.

Заключение

Осетины очень почитают каждого из своих святых. Однако есть тот, который стал ближе народу, простым людям. Мужчины, путники, обездоленные, несправедливо обиженные – каждый человек мог обратиться к святому Уастырджи в своих молитвах. И на протяжении многих десятилетий он всегда помогал нуждающимся. А то, что праздник Джеоргуба у осетин до сих отмечается с большим размахом и соблюдением национальных традиций и обрядов, – прямое тому подтверждение.

November 20 2012, 09:28

Categories:

  • Религия
  • Праздники
  • Cancel

Джеоргуыба сами празднуйте!

…Я никого не хочу обидеть этим постом. Но, вроде бы, все взрослые люди способные сравнивать и анализировать. А из-за того, что просто лень лишний раз задуматься, почему это так, а это вот так, получается большой переполох. Долго шли споры, является ли Уастырджи Святым Георгием. Уже даже священники говорят, что «Нет, это абсолютно два разных персонажа», но находятся люди, которые до сих пор твёрдо уверены в обратном. Один день, возвращаясь с Цея, и проезжая мимо Дзуара Хетаджи Уастырджийы Къох женщина, сидящая впереди меня, пристала и перекрестилась. Это же моразм!!! С таким усердием она и проходя мимо мечетей может проделывать тоже самое.
Вот и случай с одним из самых почитаемых праздников в Осетии – Уастырджийы барагбон.  Почему его называют Джеоргуыба? Неужели это осетинское слово?

Уастырджи

Есть в Грузии такой праздник Георгоба – в честь Святого Георгия. Празднуется од два раза в год: 6 мая и 23 ноября. Второй совпадает по дате с нашим праздником Уастырджи (Уастырджийы бæрæгбон). Но только у Грузин он празднуется один день, а у нас неделю. С появлением в Осетии христианства многие национальные праздники подверглись изменениям – священослудители пытались «накладывать» одну веру на другую. Всё это делалось нарочно, что бы Осетины приняли христианство. Так вот и Уастырджийы барагбон сопоставили с праздником Святого Георгия. Тем самым дав возможность молиться в эти дни Святому Георгию, а не Уастырджи.
Самое не приятное в этой ситуации то, что, когда пытаешься объяснить как правильнее, многие отнекиваются, мол «Мои старшие всегда говорили Джеоргуыба поэтому я тоже так буду». Ну и продолжайте, но говорить на автомате по шаблону и говорить осознано это две разые вещи.

Сердечно поздравляю весь осетинский народ с нашим общенациональным праздником Джеоргуыба!

Этот великий и значимый праздник составляет подлинную честь и славу народа Осетии, объединяет представителей разных национальностей, всех наших соотечественников по всему миру. Помогает совместно преодолевать жизненные невзгоды и трудиться во благо своего родного края.

С открытым сердцем и чистыми помыслами весь осетинский народ, как и многие столетия назад, будет с молитвами обращаться к святому Уастырджи, покровителю воинов и путников, и просить у него заступничества. Пусть все молитвы и обращения к нему будут услышаны и принесут в каждую семью добро, радость и благополучие.

Пусть счастье войдет в каждый дом и наполнит его изобилием и миром. Пусть Уастырджи благословит всю Осетию!

Эльбрус Кубалов, министр культуры РСО–А.

Дорогие владикавказцы!

От всей души поздравляю вас с самым почитаемым в Осетии праздником – Джеоргуыба!

Этот праздник одинаково дорог представителям разных национальностей, проживающих в Осетии. Он дает нам возможность почувствовать наши единство, братство и теплое отношение  друг к другу.  

Пусть все вознесенные молитвы будут услышаны и принесут в каждый дом радость, добро и благополучие!

Джеоргуыбайы хорзæх уæ уæд! Алы аз дæр уыл дзæбæхæй цæуæд!

Тамерлан Фарниев, глава администрации г. Владикавказа.

Дорогие братья и сестры, жители Алании!

Сердечно поздравляю вас с праздником Джеоргуыба!

Великомученик Георгий – небесный ратоборец, покровитель и защитник воинов земных – особенно почитается на древней земле Алании. Частица мощей святого хранится и в кафедральном соборе Владикавказа, освященном в его честь. Множество других храмов возведено в Алании-Осетии во славу святого Победоносца, а имя Георгий – самое распространенное среди тех, которые даются при крещении вступающим в Церковь.

Мужественный воин Георгий погиб не на поле боя, но принял героическую смерть за веру Христову, и вскоре его слава распространилась по всей Европе. Особое место Георгий Победоносец занял среди чтимых святых христианской Алании – настолько, что его имя (Уасгерги, или Уастырджи) навсегда стало неотъемлемым достоянием национальной религиозной традиции аланов. Как своеобразное заговенье перед Рождественским постом отмечается посвященная святому неделя Джеоргуыба, или Уастырджийы къуыри, неизменно включающая и 10 (23) ноября – день осенней церковной памяти Георгия Победоносца.

В нынешнюю праздничную седмицу в наших домах будут совершаться особенные моления и трапезы, а храмы в честь святого Георгия во Владикавказе, Ардоне, Беслане, Батако, Виноградном отметят свои престольные праздники. Да вознесутся по небесному заступничеству страстотерпца Георгия наши молитвы ко престолу Всевышнего, да услышит их Господь и да подаст земле Алании мир, согласие, благоденствие и духовное преуспеяние!

Джеоргуыбайы хорзæх нæ уæд!

Святой Георгий Победоносец, моли Бога о нас!

Архиепископ Владикавказский и Аланский ЛЕОНИД.

18 ноября 2019 года в Осетии будут праздновать один из самых любимых жителями республики праздник — Джеогуыба. Посвящен он важнейшему в религии осетин персонажу по имени Уастырджи. Этот небожитель является символом всех мужчин и воинов, поэтому в день Джеоргуыба поздравляют именно их.

Подготовка и программа семейного празднования Джеоргуыба в Южной Осетии

Джеоргуыба отмечается и в Северной и в Южной Осетии каждое третье воскресенье ноября. Проводится праздник не один день, а целую неделю. В 2019 году начинается Джеоргуыба 18 ноября и заканчивается 24.

Подготовка к празднику в честь Уастырджи стартует еще за неделю до первого дня Джеоргуыба. Осетины закупают продукты и делают генеральную уборку в доме. Первый обряд проводится в воскресенье перед первым днем Джеоргуыба. Глава семьи закалывает жертвенное животное. Обычно приносят в жертву Уастырджи барана, но иногда используется и бык. Называется этот день по осетинки «галыргавдан».

Устраивать праздничные ужины в честь Джеоргуыба начинают уже в понедельник. Вечер принято провести в семейном кругу, друзья приглашаются редко. К столу подают традиционные осетинские пироги и голову заколотого барана или быка. Перед приемом пищи все произносят молитву.

Во время ужина разрешено употреблять алкоголь. Первый тост обязательно должен быть посвящен Всевышнему, а следующий — небожителю Уастырджи. Остальные дни недели Джеоргуыба принято встречаться с дальними родственниками, соседями и друзьями.

Традиционные блюда на Джеоргуыба в Осетии

Во время недели Джеогуыба пост не соблюдается. Употреблять в пищу разрешено все кроме свинины и курицы. Самое распространенное блюдо в Осетии — осетинский пирог. Готовят их хозяйки как в повседневной жизни, так и в праздничные дни. Делается такая выпечка с разнообразной начинкой. Главное — сделать правильное тесто к пирогу и придать ему форму. Для приготовления теста понадобятся:

  • 1 чайная ложка дрожжей;
  • 1 чайная ложка сахара;
  • 150 мл молока;
  • 1 стакан кефира;
  • 500 г муки;
  • соль по вкусу;
  • 1 столовая ложка сливочного масла.

Сначала необходимо сделать опару, смешав дрожжи, немного молока и сахар. Затем готовую опару следует добавить к остальным ингредиентам и замесить тесто. Готовое тесто накрывается полотенцем и оставляется на несколько часов. Самая популярная начинка для осетинского пирога — картофель и сыр. Используется картофельное пюре и осетинский сыр. Обязательно на праздничном столе в честь Джеогуыба должны присутствовать блюда из мяса. В Осетии популярно отварное мясо в казане со сметанным соусом, а также шашлык из баранины.

История Джеогуыба и сходство Уастырджи со святым Георгием

Джеогуыба полностью посвящен священному для осетинов персонажу по имени Уастырджи. Еще праздник ассоциируется у жителей Осетии с окончанием сбора урожая и всех работ в огороде и на поле.

Джеогуыба всегда приходится на ноябрь. Начинают подготовку к празднику задолго до его начала, а устраивают ужины в кругу семьи и друзей целую неделю. Также принято посвящать святилище Уастырджи. В Осетии этого небожителя знают и почитают все, поэтому такие места найдутся даже в самом маленьком населенном пункте республики. Самое посещаемое осетинами святилище — Алагирское ущелье. На нем находится церковь и каменная постройка.

В пантеоне божеств Осетии Уастырджи пользуется самым большим уважением. Для осетин он является покровителем всех мужчин, особенно воинов. Также он считается проводником человека в загробный мир после смерти. Считается, что Уастырджи — первый, кого увидит умерший после последнего вздоха. В народе имя Уастырджи произносится часто рядом с именем Всевышнего. Например, нередкое среди осетин выражение: «Благослови тебя Бог и Уастырджи».

Историки утверждают, что Уастырджи на самом деле является известным в христианстве святым Георгием. На картинах оба эти персонажи очень похожи — мужчины изображены воинами, которые сидят на коне. Российский этимолог Абаев считает, что имя Уастырджи было образовано носителями иронского диалекта осетинского языка и означает «победоносец».

Дата события уникальна для каждого года. В 2023 году эта дата — 20 ноября

Джеоргуыба в Южной Осетии Памятник Уастырджи в Северной Осетии (Фото: Tatil, по лицензии depositphotos.com)

Джеоргуыба (осет. Джеоргуыба) — осенний праздник в честь осетинского дзуара Уастырджи, одного из героев Нартского эпоса. Это самый большой праздник у осетин, приуроченный к окончанию сельскохозяйственных работ.

Начинаются празднования с понедельника, а в воскресенье перед началом праздника, по традиции каждая семья приносит в жертву Богу какое-либо животное (быка, овцу). Этот предпраздничный день называют «галэргэвдэн».

Осетины, чтят своих дзуаров (святых), но особо почетное место в пантеоне осетинских святых, занимает Уастырджи — покровитель мужчин, путников, защитник слабых и обездоленных, учитель молодежи. Осетин, где бы он ни находился, и что бы он ни делал, обязательно заручится поддержкой Уастырджи. За столом традиционно первый тост (обращение) произносится к Всевышнему (Стыр Хуыцау), второе к его посланнику Уастырджи. Глава семьи поручает его попечительству свою семью, род и просит благополучия, мира и счастья для всех. В каждый дом в течение недели обязательно приходят соседи, друзья, родственники.

В пантеоне осетинских божеств Уастырджи — единственный, кто общается с народом, ведет такой же образ жизни, как простой горец. Он является посредником между богом и людьми. Место пребывания Уастырджи — небеса. Перед богом «Хуыцау» он заступается за бедных и обиженных людей и просит для них у него всяких даров.

Люди наделили любимое божество лучшими человеческими качествами, чтобы показать свое доброе расположение, называют его «Золотой Уастырджи», «Великий Уастырджи», «Золотокрылый Уастырджи». В их воображении он предстает высоким, стройным седобородым мужчиной, восседающим на белом коне. Женщины, не смея произносить его имя, обращаются к нему «Лагты дзуар» — «Покровитель мужчин», но они на это не сетуют, ведь их мужчины тоже путники и воины, находящиеся под оком Уастырджи, а благополучие мужей — это залог мира и процветания в семье.

В Осетии нет такого ущелья, такого селения, где бы не было святилища в честь Уастырджи. Особенно известны Реком, Ныхас, Коб, Хурхор, Дзывгис, Роща Хетага, святилище Дигорского Уастырджи и святилище Джер.

Уастырджи был так почитаем предками, что даже месяц, на который приходился его праздник, называли «Джеоргуыбайы май» — месяц Джеоргуыба. Поскольку праздник продолжается неделю, то эта неделя носит название «Неделя поклонения Уастырджи».

Эту неделю не принято забивать птицу, ставить на стол рыбу, свинину и приготовленные из них продукты. Свинина не должна присутствовать на столе при вознесении молитвы Богу — Стыр Хуцау, Уастырджи и другим святым. Эти продукты в неделю Джеоргуыба не принято употреблять вообще.

1. К Всевышнему

Единый Бог вселенной, славный Великий Бог, да будет над нами твоя благодать и твое благословение. Мы — созданный тобой народ, удели же нам от благ твоих, чтоб мы жили в здоровье, любви и покое — дай нам такого счастья!

2. К Устырджи

Устырджи, делающий жеребенка конем, мальчика — мужчиной, сопровождающий путников! Наши путники — твои гости, наши домашние — Божьи гости; да будут наши дела удачными — дай нам такого счастья!

3. К Тбау Уацилла

Тбау Уацилла, дарующий счастье, избавляющий от бед, уничтожь наши несчастья, укрепи нашу удачу! Пусть будет счастье в каждом доме в каждой семье!

4. О том, кому посвящен пир

( путник, новорожденный, невеста и т.д. )

а). «Мадымайрам!» Пусть твой подарок — новорожденный — вырастет счастливо! Пусть несет добро фамилии, отцу с матерью, людям. Пусть Бог сделает его могучим и славным мужем!

б). Да прибудет к нам путник во здравии! Он успешно закончил свой поход, не допустил бесславных дел, пусть живет в почете и счастье!

в). О тех, чья свадьба:»Пусть в счастливый день соединятся Хасан и Роза, пусть состарятся вместе, душа в душу. Пусть не запачкают своего лица, крепко свяжут друг с другом две фамилии!»

5. О Хозяине Места (Бынатыхицау)

Да будет над нами благословение Хозяина Места! Да будут счастливы прекрасные события, происходящие в этом месте, пусть семья насладится жизнью, и да будут удачны их дела!

6. Об Аларди

Аларди, покровитель детей, наши дети — твои гости! Если придешь в нашу страну — оставь нас веселыми и счастливыми. Дети твои гости и Божьи гости, да будет нам твое благословение!

7. О Хетаджи Уастырджи и Фарне Вселенной

Хетаджи Уастырдж и «Фарн» Вселенной, дайте такого счастья, чтобы во вселенной победил мир, чтобы молодежи никогда не понадобилось воевать, пусть будет занята только трудом!

8. О равниных и горных ангелах и духах

Наши равнинные «Цыргъ Обау», «Пехумпар», вокруг вас растут наши злаки; пожелайте, чтоб каждый год богато уродились зерно, овощи и фрукты. Пусть ваше зерно и наш труд дают нам возможность обращаться к Богу — да будет такое счастье молящимся людям!

9. Реком — Мыкалгабырта, Хлебный Уацилла, Овечий Фалвара

Реком — Мыкалгабырта дали земным людям (из рода) Царазонта удачи и счастья, и сегодня оно есть у них, так пусть принесут счастье всем людям!

Хлебный Уацилла, Овечий Фалвара, вовеки не лишайте нас изобилия зерна и скота, пусть их становится все больше благодаря труду наших рук!

10. О счастье и изобилии

Дай Бог счастья и изобилия, чтобы в доме даже от малой работы было изобилие и большое счастье — да будет на то воля Мыкалгабырта, Хлебного Уацилла и Овечьего Фалвара.

11. О пороге (завершающий)

Пусть счастливые гости переходят через порог дома; пусть счастливый порог переступит и тот, кто из семьи отправляется в путь, пусть пройдет он по хорошим дорогам и здоровым, с полными руками вернется в дом!

Эти тосты занимают важное место в осетинском застолье, ошибиться в них нельзя. Правда, в каждом ущелье есть свой, особо почитаемый святой, в зависимости от этого второй или третьи тосты бывают посвящены своему святому.

Скажем, в Куртатинском ущелье это — Дзивгис, в Архонском и Санибинском — Реком, в Уаллагкоме — Сонгута, в Тибе — Таранджелос, в Тырсыгоме — Саниба и т.д.

Originally published at IRISTON.INFO. You can comment here or there.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Осень красивое поздравление с днем рождения женщине
  • Осенняя казанская праздник картинки поздравления
  • Осенняя казанская божья матерь картинки поздравления
  • Осенняя казанская 4 ноября картинки поздравления
  • Осенний фон для поздравления с днем рождения женщине