Ощущение праздника детям

Праздники и развлечения - яркие и радостные события в жизни детей дошкольного возраста. В нашем развивающем центре «Летиция» преподаватели и администрация уделяют особое внимание эстетическому воспитанию детей и организации различных праздников.

Праздник — это особое состояние души, эмоциональный радостный подъем, вызванный переживаниями какого-либо торжественного события. Праздники для каждого человека имеют большое значение, но особенно они важны для малышей, которые ждут их с большим нетерпением и самой искренней радостью. В дошкольном возрасте закладываются основы всего будущего развития. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность. Это важнейший этап развития и воспитания личности, период приобщения ребёнка к познанию окружающего мира и вхождения в общество. В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников художественного вкуса, формирования у них творческих умений, осознание ими чувства прекрасного. Все это дети получают благодаря праздникам, которые являются для них настоящим чудом, в котором они сами принимают непосредственное участие. «Пусть каждый припомнит свое детство, и он увидит, что праздник для ребенка совсем не то, что для нас, что это действительно событие в детской жизни и что ребенок считает свои дни от праздника до праздника. Тускло и серо было бы детство, если бы из него выбросить Праздники… » — писал К. Д. Ушинский.

Праздники и развлечения — яркие и радостные события в жизни детей дошкольного возраста. Сочетая в себе различные виды искусства, они оказывают большое влияние на чувства и сознание детей. Подготовка и проведение праздников и развлечений служат нравственному воспитанию детей; произведения фольклора, песни и стихи о Родине, природе, труде формируют патриотические чувства; участие в праздниках и развлечениях формирует у дошкольников дисциплинированность, культуру поведения. Разучивая песни, стихи, танцы, дети узнают много нового о мире и людях. Праздничная атмосфера, красота оформления помещения, костюмов, хорошо подобранный репертуар, красочность выступлений детей — все это важные факторы эстетического воспитания. Эстетическое воспитание — важнейшая составляющая в процессе воспитания и развития ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности (известно, что для дошкольника понятия «красивый» и «добрый» почти идентичны), повышает и познавательную активность, и даже влияет на физическое развитие.

Результатом эстетического воспитания является эстетическое развитие. Участие детей в пении, играх, хороводах, плясках укрепляет и развивает детский организм, улучшает координацию движений, развивает детский организм, улучшает координацию движений. Праздник — это также прекрасная ситуация для активизации речи, ее коммуникативной функции. Таким образом, праздник раскрывает богатейшие возможности всестороннего развития ребенка. Праздники духовно обогащают ребенка, расширяют его знания об окружающем мире, помогают восстанавливать старые и добрые традиции, объединяют детей и взрослых, побуждают к творчеству.

Занимаясь подготовкой праздников, взрослые должны в первую очередь ориентироваться на интересы каждого конкретного ребенка или группы детей, для которых готовится тот или иной праздник. И главный критерий подбора материала здесь — зрелищность, яркость и веселость. В основе каждого праздника, развлечения лежит определенная идея, которая должна быть донесена до каждого ребенка. Эта идея должна проходить через все содержание праздника. Раскрытию идеи праздника служат песни, стихи, музыка, танцы, инсценировки, художественное оформление. Идея праздника должна быть донесена до каждого ребенка с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. При этом учитывается целый рад факторов: уже имеющийся у детей репертуар, уровень развития их вокальных и двигательных навыков, интересы. Наконец, говоря о доступности праздника, следует помнить и о времени его проведения. У детей младшего и среднего дошкольного возраста утомляемость наступает гораздо раньше, чем у старших дошкольников. Малыши от 2 до 4.5 — 5 лет способны воспринять гораздо меньшее количество стихов, песен и т.д. Поэтому длительность праздника для них не должна превышать 20-30 мин. Для старших дошкольников длительность его увеличивается до 45-55 мин. и репертуар становится гораздо богаче и разнообразнее.

Праздник должен быть эмоционально насыщенным. Красота обстановки, торжественность музыки, общее приподнятое настроение — все это повышает восприимчивость. Дети хотят участвовать в празднике активно, их не удовлетворяет роль наблюдателей. И взрослому предоставляется возможность удовлетворить желания и потребность в активности каждого ребенка. Надо только правильно подобрать форму проявления для каждого. Один будет читать стихи, другой споет, третий станцует.

Роль семейных праздников в жизни ребенка

В жизни человека тесно переплетается личное и общественное. Праздники, связанные с историей страны, с её традициями, обрядами, позволяют человеку осознать своё единство со всем народом. Через участие в празднествах человек приобщается к духовной культуре народа, ощущает свою причастность к ней. Мир доброты, красоты и гармонии открывается перед человеком через праздники. Все праздники проходят через семью, входят в каждый дом.

Семейные праздники содержат богатый потенциал для развития ребенка. Ребенку необходимо счастливое детство, без него человек не сможет научиться полноценно любить, будет страдать и его эмоциональное развитие в целом. Без преувеличения можно сказать, от того каким эмоциональным состоянием будут окрашены праздничные дни ребенка, будет во многом зависеть его личная жизнь, его будущая семья, его деятельность. Все праздники, а детские в особенности, требуют не столько времени и денег, сколько душевной теплоты и любви.

День рождения

Среди всех семейных праздников самым важным для каждого члена семьи должен быть День рождения. Именно в этот день проявляется отношение всей семьи к имениннику. В свою очередь и он имеет возможность выразить свою любовь и признательность каждому члену семьи.

Празднование Дня рождения готовится заранее, и принимать участие в нем, по возможности должен каждый. Необходимо учитывать возрастные особенности детей: чем младше ребенок, тем ярче должен быть праздник. Этот день полон сюрпризов и неожиданностей. Хорошо, если есть возможность запечатлеть этот день, чтобы позже образовалась целая серия разновозрастных фотографий. Все полученные открытки тоже надо постараться сохранять, потом по текстам этих поздравлений интересно проследить за изменениями характера ребенка, его увлечениями. Желательно чтобы поздравления были в стихах, а также относилось именно к этому человеку. Стихи лучше сочинять самим, даже если они будут не такие совершенные, они запомнятся лучше.

В семьях, где ребенок растет в окружении братьев и сестер есть замечательная возможность использовать коллективную творческую деятельность, которая объединяет детей, учит взаимопониманию, взаимоуважению. В коллективном труде каждый может ярче проявить свои способности — сочинить стихи, нарисовать газету, оформить коллаж, сделать аппликацию и придумать многое другое.

Самым волнующим моментом в жизни каждого именинника является получение подарков. Взрослые должны продумать преподнесение подарка. Ребенку будет приятно увидеть свой подарок сразу после пробуждения, ря­дом со своей кроваткой. В семье ребенка с днем рождения могут поздравлять не только близкие люди, друзья, но и любимые игрушки. Например, девочку могут поздравить куклы, у каждой куклы может быть свой подарок. Для мальчика в День рожденья, подарки могут быть привезены на всех его машинках, где на каждой могут лежать его новые вещи. Подарки могут ожидать ребенка повсюду: под подушкой, под тарелкой, в корзине с игрушками, на его книжной полке.

Подарки, сделанные своими руками, или подарки со значением вруча­ются лично. Для памятных подарков можно оформить папку или полочку, а позже весь этот маленький архив передать детям или внукам. Воспитательное значение играет также то, что в семье нет разделения на «плохие» и «хорошие» подарки. Хранится все, что можно сохранить.

Важные элементы праздника — оформление комнаты для создания праздничного настроения. В оформлении может принимать участие и именинник. От люстры до карниза можно протянуть гирлянды, на которых отдельными буквами написано имя виновника торжества или «Поздравляем». Приятно увидеть в День рождения на зеркале смешную рожицу, нарисованную подкрашенной зубной пастой, а над потолком шарики. Можно оформить кресло или стул именинника, задрапировав тканью.

Заранее необходимо продумать меню. В этом тоже большой воспитательный момент: дети учатся правильно и красиво, а главное свободно, вести себя за уже сервированным столом. Все блюда украшены соответственно возрасту именинника. Детям лучше подать индивидуальные хорошо оформленные тарелочки. Именинный торт ждут все. Торт обязательно украшается свечками. Этот ритуал, тушение свечей и загадывание желания, увлекателен для всех.

Во время торжества проводятся различные игры. Можно провести конкурс на лучший комплимент. Детям также нравится участие в лотереях. Для этого пригодятся различные мелкие предметы (нитки, иголки, ручки, карандаши и т. д.). В лотерее пожеланий пожелания пишутся на отдельных бумажках, скручиваются, опускаются в шапку. Затем каждый выбирает себе бумажку. Пожелания шуточные вызывают всеобщее веселье.

Интересно проведение игры «Что бы это значило?». На отдельных листах бумаги приклеивается фотография (можно именинника, или кого-нибудь из гостей), на которой запечатлена смешная, нетипичная ситуация. Каждый участник игры ставит свою подпись и заворачивает, передает другому, таким образом готовится несколько фотографий. Все подписи читаются потом вслух, и самые остроумные награждаются сувенирами. Сюрпризами могут быть интересные пожелания, написанные на сердечках, их преподносят имениннику или всем гостям. Гости могут получить в подарок розочки с именинного торта, сделанные из теста, соответствующие возрасту именинника. Исполнение любимых песен в сопровождении фортепьяно или караоке тоже доставит всем большое удовольствие. Можно еще сочинить песню на знакомую мелодию, в которой отражается жизнь именинника.

Празднование семейных событий

В семье дети участвуют в праздновании Дней рождений родителей. Родителям всегда приятно получать в свой День рождения подарки, сделанные ребенком: фотоальбомы, открытки, рисунки, аппликации, фотоколлажи и т.д.

Празднование Дня свадьбы родителей — это празднование Дня рожде­ния семьи. Содержание праздника может включать в себя конкурсы, посвященные «молодоженам» или интервью, когда мама и папа откровенно отвечают на разные вопросы. Родители тем самым поддерживают родственные связи и воспитывают у детей чувство ответственности и гордости к своему роду. Знакомство со своей родословной дает много нового и полезного: самым важным является то, что у детей появляется чувство причастности к семье и Родине в целом. Благодаря рассказам бабушек и дедушек можно узнать родословную нескольких поколений, составить генеалогическое дерево своей семьи.

Вообще, в праздник можно превратить любое семейное событие, любое даже небольшое путешествие. Например, весной хорошо организовать выезд в лес за подснежниками. Это всегда большая радость видеть пробуждение природы, мощную силу зеленых росточков, которые тянутся к солнцу. Встречи с природой – это поход в мир красоты и гармонии, и это всегда праздник. Не только цветок, но и любое очень красивое место можно «запечатлеть» в памяти. Через много лет при воспоминании об этом перед глазами будет являться картина этого места и воспоминание о празднике.

В нашем развивающем центре «Летиция» преподаватели и администрация уделяют особое внимание эстетическому воспитанию детей и организации различных праздников: «Прощание с осенью», «Встреча зимы», «Новый год», «Рождество», «Проводы зимы», «Масленица», «День защитника Отечества», «Встреча весны», «Международный женский день восьмое марта», «Пасха», «День Победы», «Международный день защиты детей» и другие. По желанию родителей имеется возможность организовать праздничное поздравление ребенка с днем рождения в группе сверстников. Как праздники проходят и открытые уроки перед Новым годом и в конце учебного года, на которых дети не только показывают родителям, чему они успели научиться за прошедшее время, но и играют, участвуют в разных конкурсах и соревнованиях, получают призы, и такие события, безусловно, остаются в памяти детей, как праздники.

Праздник – это один из самых главных аспектов в жизни детей. Он просто необходим для развития ребенка, если конечно родители хотят вырастить успешного человека. Ведь успех в жизни напрямую зависит от положительных эмоций, полученных нами в детстве. То какие мы есть, наши цели и достижения, жизненные ценности, наша жизнь в целом, всё это мы берём из детства и проносим с собой через весь жизненный путь.

Некоторые взрослые, ошибочно думают, что само детство уже и есть праздник, никакой тебе работы, никаких проблем и внутренних переживаний. Такая позиция в корне не верна! Дети – такие же люди, они тоже умеют переживать и у них тоже есть свои проблемы, только масштаб этих проблем, по мнению взрослых, совершенно незначителен. Попробуйте прислушаться к своему ребенку, поговорить с ним, понять его, и вы убедитесь в том, что он ежедневно проделывает огромную работу, по значимости нисколько не уступающею вашей.

Именно поэтому, праздники так важны для детей. Но и здесь ребенок не перестаёт учиться новому и развиваться.

На любом празднике ребенок учится общаться, это очень важно для маленького человека. Заводить новые знакомства, находить общие интересы необходимо, это своего рода адаптация. Через общение, дети быстрее усваивают общепринятые нормы поведения, нравственные ценности, что в дальнейшем играет не малую роль в становлении самостоятельной социальной личности ребенка.

Участие в массовых играх и конкурсах, дают возможность детям увидеть, как важно помогать и поддерживать друг друга. В игровой форме, они учатся отзывчивости, учатся определять свою роль в жизни других.

Любой праздник развивает творческие способности ребенка. Различные мастер-классы, которые проводятся на праздниках, игры, направленные на выявление творческого потенциала, и просто танцы —  всё это и есть творчество. А семейные праздники? Вспомните, с каким трепетом дети делают поделки-подарки для своих самых любимых родителей, рисуют картины, вкладывая туда всю свою душу. С каким волнением и радостью они вручают эти произведения искусства родным. Это ли не результат?

Эмоции – самое главное в жизни человека. От того какие эмоции преобладают в вашей жизни, плохие или хорошие, зависит всё! Для детей, они играют очень большую роль, поэтому чем больше положительных эмоций в жизни ребенка, тем успешнее он будет в будущем. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок вырос по-настоящему сильным и успешным, вам придется хорошо постараться, наполнить его детство положительными эмоциями. И чем больше их будет, тем лучше.  В этом-то вам и помогут праздники.

В наше время, повод для праздника, особенно детского, найти не трудно. Праздники есть мелкие, например, такие, как поход с детьми в парк развлечений или на представления, да для ребенка – это праздник.

Наличие огромного количества ТРЦ, так же даёт возможность расширить  «афишу» праздников в жизни ребенка, потому как именно там, можно совершенно бесплатно посещать тематические вечеринки, мастер-классы и развлекательные программы. Торговые центры очень часто устраивают такие мероприятия.

Утренники в детских садах, школьные мероприятия, выступления, концерты, в которых ваш ребенок принимает непосредственное участие, всё это должно быть праздником и сделать их таковыми, задача родителей. Именно тогда, когда ребенок будет чувствовать праздничную атмосферу, а не обязанность перед взрослыми за хорошее выступление, он будет получать положительные эмоции, и не находится в постоянном стрессе.

Ну и конечно же, традиционные семейные праздники, которые учат маленькие сердца любви, учат ценить традиции, учат ценить семью!

Чем отличается Новый год для ребёнка и для взрослого? Фото: mama.guranka.ru

Новый год — это, без сомнения, праздник с атмосферой единения и любви, которая царит в семьях, в кругу хороших друзей, между влюблёнными всех возрастов. Не последнюю роль в этом празднике играют дети — самые большие охотники за подарками, Дедом Морозом и Снегурочкой и конфетами, вокруг которых крутится чуть больше половины праздничной кутерьмы и забот. Журналист ИА ZabNews сравнил свои ощущения от праздника в 10 лет и теперь.

Перед началом нашего путешествия по чертогам разума обозначим ключевые моменты, по которым будем сравнивать Новый год тогда и сейчас. Это будут:

— новогодняя ёлка, украшение дома;

— готовка новогодних угощений;

— новогоднее телевидение;

— катание с горок;

— ощущение праздника.

Украшение ёлки и дома

С позиции ребёнка: украшать ёлку было квестом для всей семьи. Всё начиналось с покупки главного новогоднего дерева. Папа приносил его домой, ставил в баночку с раствором марганцовки, чтобы оно от «стресса» не пожелтело и не рассыпалось раньше, чем закончатся новогодние выходные. Ёлка постепенно оттаивала и начинала источать вокруг себя запах Нового года — талого снега, хвои и апельсинов. Этот момент сразу давал маленькой мне +100 очков к новогоднему настроению. 

Ёлочный базар. Фото: ZabNews

Следом шёл напряжённый момент установки ёлки в тяжёлую крестообразную подставку. Напряжённым он был от того, что дерево как-бы мстило за то, что его против воли взяли из лесу, и старалось скособениться на одну сторону. Кривизну ёлки усматривал мамин зоркий глаз, и она до победного просила папу поставить дерево ровно. Потом я подметала упавшие иголки, и начинался второй этап — наряжание. 

Для этого папа доставал из кладовой на балконе большую коробку стеклянных новогодних игрушек, гирлянду и зелёную с белым пышную мишуру. Я стягивала с полки плюшевого Деда Мороза и пластиковую Снегурочку, которые весь год терпеливо дожидались своей очереди. Снегурка была белая, но кто-то, уже не помню кто, добавил ей красок на новогоднюю шубку с помощью голубого и фиолетового фломастера. Выглядела она очень красиво. 

Под вечер все собирались для того, чтобы развесить игрушки. Делать это нужно было очень аккуратно — украшения были из цветного тонкого стекла. Ещё были особые коробки, в которых лежали очень красивые наборы стеклянных шаров. Мне их трогать не разрешали из-за дырявости детских ручёнок, поэтому я могла только смотреть, как они переливались в коробке. 

Психологи рекомендуют наряжать новогодние ёлки с детьми, так как это помогает выстраивать тесную эмоциональную связь. Фото: ratatum.com 

Папа открывал большую плоскую коробку с длинной электрической гирляндой и аккуратно вынимал из пенопластовых выемок цветные лампочки. Гирлянду по спирали укладывали от самого верха ёлки до её нижних веток, включали в сеть и поправляли. Потом отец доставал стеклянную вершинку и водружал её на макушку дерева.

Дальше была очередь за нами с мамой. Она развешивала запретные шарики, а я пластиковые. Их мы нанизывали на нижние ветки, чтобы маленький младший брат не поранился, если стянет один. Подставку ёлки мы закрывали мишурой и потом ставили Деда Мороза и Снегурочку. Всё, квест пройден. 

Как украшена квартира, когда живёшь один. Фото: ZabNews

С позиции взрослого: обряд совместно нарядить ёлку остался, пока я жила с родителями. Со временем лампочную длинную гирлянду заменили на две ярких светодиодных, потемневшие и треснувшие стеклянные игрушки заменили на новые, но тоже из стекла. И ёлка изменилась — купили пушистую искуственную. 

Я достаточно высокая, чтобы дотянутся и надеть на макушку ёлки вершинку, беру запретные шарики, чтобы развесить их по всему дереву, потому что брат уже вырос. Под ёлкой теперь собирается больше обитателей — плюшевый Дед Мороз, фарфоровая Снегурочка — пластиковая, кажется, теперь живёт у бабушки  — и мягкие символы Нового года по восточному календарю. Я в какой-то момент начала собирать небольшие плюшевые игрушки на каждый год восточного календаря — не достаёт только обезьянки и собаки.

Квартиру, где живу, я тоже украсила — это теперь со мной на всю жизнь. Электрические гирлянды на окнах — благо их теперь просто уйма, звёздочки на люстрах, небольшая картинка из светодиодной гирлянды на стене. Осталось поставить маленькую искусственную ёлку и нарядить. 

Что точно изменилось, так это моё отношение к новогодним ёлкам. Теперь только искусственные. Живые мне откровенно жалко — их рубят кучами и кучами они потом валяются на помойках. А если нужен запах в доме, то можно просто пару веток поставить — и ёлка есть, и ущерба нет. Сейчас можно найти искусственную ёлку, которая от настоящей ничуть не отличается.

Приготовление новогоднего стола 

Традиционное трио на новогоднем соле: салат оливье, шампанское и мандарины. Фото: gornovosti.ru

С позиции ребёнка: за это отвечала мама. За неделю до праздника родители объезжали магазины и рынки, покупали всё необходимое по длинным спискам. Мандаринов покупали сразу несколько сеток, потому что знали, что я буду ежеминутно вытягивать их по паре штучек, пока либо они не закончатся, любо я не лопну. Кстати, я доелась до аллергии на цитрусовые, но останавливает ли меня это? Конечно, нет!

31 декабря мама вставала рано, и начинала мариновать, варить, жарить, запекать и так далее. Я всегда была в цеху, скажем так, рубки салатов, манипуляциями с мясом мама занималась сама. Каждый год с нами на столе неизменно встречали запечённая курица, картофель, рыба, несколько видов салатов — оливье, крабовый, рыбный, Цезарь, в последствии появился ещё с маринованной фасолью и сыром, колбасные, мясные и рыбные нарезки, холодец с горчицей, фрукты и бутерброды с красной икрой. Без этого деликатеса для меня Новый год — не праздник, пусть даже немного икры, но должно быть на столе. 

Ну и куда деваться от того, чтобы не снять пробу с какого-нибудь блюда — колбасной нарезки, например, или продегустировать псевдокрабовую палочку, пока нарезаешь салат. 

С позиции взрослого: честно, я в предвкушении. Даже живя одна, я хочу наготовить всякого, чтобы потом ещё несколько дней завтракать по-королевски. Примерное меню уже есть, упор будет на рыбные блюда — запечёные стейки и картошка, салат из сайры, селёдка под шубой, салат из креветок, бутерброды с икрой. «Оливье» будет не классическим, с горошком, а с кукурузой — отрицаю существование консервированного гороха всей душой. Такая я не одна в семействе — брат тоже обеими руками за кукурузу, и, став старше, мы начали готовить себе отдельный тазик оливье. Вот только его почему-то ели всё равно все.

Глинтвейн может быть как алгольным, так и безалкогольным. Фото: alkoperegon.ru

Будут фрукты. Из напитков на столе — сок любо морс и глинтвейн домашнего приготовления. Опыт в этом есть.

Телепередачи в Новый год

Филипп Киркоров в образе чёрта в сказке «Ночь перед Рождеством». Фото: joinfo.com

С позиции ребёнка: неотъемлемая часть моих воспоминаний о праздновании Нового года связана со сказками-мюзиклами, в которых снимались звёзды отечественного шоубизнеса. Местами было странно смотреть на дядеческ и тётечек в самом расцвете сил, которые скакали в коротких шортах и платьях, но теперь я вспоминаю это с ностальгией. В память больше всего врезался образ Филиппа Киркорова в роли чёрта из экранизации «Ночи перед рождеством».

Просмотр новогодних программ обязательно сопровождал приготовление праздничного стола. Это хорошо поднимало настроение. Поначалу предпочтение отдавали «Первому каналу», потом «СТС», по которому крутили новогодние выпуски «Уральских пельменей».

Что касается традиционной классики праздничного ТВ — «Иронии судьбы» и «Служебного романа», — то мне это казалось жутко скучным и неинтересным. Я не вникала в суть происходившего на экране, погружалась в шинковку продуктов. Мне больше нравилась серия фильмов «Один дома», особенно второй из них.

С позиции взрослого: а «Служебный роман» оказался очень интересными, весёлым кином (да, я знаю, что ошибка, но так — по настроению)! Теперь смотрю его с удовольствием каждый год. «Ирония судьбы» мне тоже нравится, особенно песни в ней, но посыл фильма меня начал смущать, поэтому в любимчики он затесаться не смог. «Один дома», особенно вторая часть, всё так же любима. Первые три части «Гарри Поттера» тоже помогают не растерять ощущения волшебства после новогодней ночи. 

Ещё мне понравилась короткометражка «Холодное сердце. Рождественский сезон». Песни снеговика Олафа, которого в дубляже озвучивает российский артист Сергей Пенкин, — отдельный вид наслаждения. Ещё могу посоветовать новогодние выпуски «Смешариков», особенно первый, песня из него просто чудо!

А вот что касается «Голубых огоньков», то на них я однозначно не буду тратить своё время. В последнее время за их просмотром возникает только чувство испанского стыда. Сказки-мюзиклы были лучше. Посмотрим, что будет в этом году.

Катание с горок на площади Ленина в Чите

Большая горка на площади Ленина в Чите. Фото: zab.ru

С позиции ребёнка: Восторг! Чистый! Море радости и счастья! Говорят, когда ты маленький шибздик, всё кажется больше и круче. Но в этом случае горки на площади были действительно и выше, и больше, и круче, и разнообразнее. 

Чётко помню, что в один год были спроектированы горки со спиральным спуском. Пока ты ехал до подножия, тебя успевало несколько раз развернуть вокруг оси, так что внизу валялось немало радостных детей с кружащимися головами. 

Отдельное место в памяти занимает «взрослая» горка в центре площади. Как же круто было лететь с неё на ледянке. У малышни, которую пускали на ней кататься, было заветное желание доскользить до проезжей части по улице Бутина. Кому-то это, верно, удалось, так что потом стали предусмотрительно ставить ограждения в конце ледяного наката. 

Воспоминание о той большой горке есть не только у меня, но и у мамы. А ещё пару седых волос, которые точно появились у неё после этой истории. Мы шли с ней через площадь, и мне страсть как захотелось скатится с большой горки. Мама меня не пустила. 

А я что? Я просто в секунду стартанула от неё и быстро затерялась в толпе детей. Поднимаясь по ступенькам, я упала, но меня за капюшон куртки подняла какая-то девочка постарше. Зря. Я отошла к бортику горки, чтобы съехать не в самой куче посередине, а сбоку и сразу отползти в сторону. Момента спуска я не помню. Зато чётко перед глазами стоит картина, как я скатилась, встала на ноги и не успела отбежать в сторону —  меня сбил пацан, который скатывался на ногах около того же бортика. Докрутить сальто в воздухе я не смогла и приземлилась на голову. Оглушающая боль, слёзы. какая-тот женщина успокаивала меня и спрашивала, где моя мама. А она уже неслась ко мне с огромными от ужаса глазами. 

Всё обошлось довольно большой шишкой на лбу и парой дней головной боли. Перестали я кататься с большой горки? Нет, просто больше никогда не вставала на ноги на льду, быстро отползала в сторону и не каталась около детей, которые делали это на ногах. 

С позиции взрослого: Горки на площади Ленина сегодня — это просто хилый призрак того, что было раньше. Один год стал особенно позорным: установили только железные каркасные горки для самых маленьких. 

На горках я больше не хочу кататься. Они маленькие и сделаны преимущественно для детей. Теперь мне больше нравится кататься на лыжах и коньках, благо на площади для этого теперь заливают катки и сделали раздевалки.  

Ощущение атмосферы праздника

С позиции ребёнка: почувствовать праздник ребёнку легче, чем взрослому. Для этого и условий больше — тут тебе и утренники с Дедом Морозом, и подарки, в том числе сладкие, которые родители приносили с работы, и много других мелочей, которые поддерживали веру в чудо. Для меня не было секретом, кто магазинным пакетом шуршит под ёлкой, пока мы с братом смотрели на салюты, но радости это не уменьшало, когда я находила куклу, книгу или наушники.

С позиции взрослого: признаюсь, несколько лет во время университета я вообще не чувствовала никакого новогоднего настроения, как-то всё посерело. Я, наверное, в тот момент стала слишком серьёзной или просто на первое место ставила сдачу экзаменов, уже не скажу.

В чём я уверена на 100%, так это в том, что ощущения праздника для меня трансформировалось. Теперь Новый год для меня в людях — в том, чтобы собраться с семьёй под бой Курантов, позвонить бабушкам и поздравить их с Новым годом, поднимать бокалы с друзьями, бесконечно болтать и смеяться над всякой ерундой. Нарядится на корпоратив с коллегами, вспомнить, что было и обсудить планы на грядущий год. Прогуляться с любимым человеком по пустынным праздничным улицам, а потом танцевать медленный танец в свете гирлянд дома.

В этом году я сама создаю новогоднее настроение для себя, а для этого я обращаю внимание на всё мелочи, из которых для меня складывается это праздник — снег на крышах, морозный воздух, огни украшенных витрин магазинов, покупка подарков, составление меню, подготовка новогодних новостей. Мысль проста — хочешь, чтобы праздник был вокруг, сделай так, чтобы он был внутри тебя!

Каждый взрослый, как самые дорогие
воспоминания хранит впечатления, полученные в
детстве во время праздника. “Потребность в
празднике — это потребность человека в
разделенной с другими “радости бытия”. Праздник
– явление сложное, многогранное, развивающееся,
имеет большое значение для жизни детей и
подростков. Детский праздник – один из самых
ярких моментов в жизни ребенка. Праздники
открывают детям простор для творчества, рождают
в душе ребенка светлые чувства, благородные
порывы, воспитывают умение жить в коллективе,
духовно обогащают ум и сердце. “Особая
психологическая ценность детских праздников
заключается в том, что они могут помочь юному
человеку реализовать лучшее, что в нем есть,
поскольку для него личностно значим сам процесс
празднования, вызывающий положительно
окрашенные эмоциональные переживания и
создающий уникальную систему творческого
взаимодействия детей и взрослых” [6].

Сущность праздника невозможно понять вне
социальной деятельности. “Как деятельность,
ближе всего стоящая к интересам детей,
выражающая зону их ближайшего развития, их
мироощущение, праздник должен рассматриваться
как мощное средство гуманизации воспитания, как
форма, имеющая отношение ко всем другим видам
деятельности (познанию, труду, эстетике, общению)
— праздник представляется в качестве
всестороннего развития личности. Как предмет
педагогической деятельности праздник выступает
психологическим посредником в обеспечении
процесса адаптации. Многообразные виды
деятельности, с которыми сталкивается ребенок в
процессе подготовки и проведения праздника,
творческие, познавательные, игровые,
общественные влияют на развитие ребенка, на
динамику его способностей [4].

В реальном художественно-педагогическом
процессе создания детского праздника активно
взаимодействуют взрослые и дети, что позволяет
им выходить на качественно новый уровень
сотрудничества и выражается в изменении их
ценностных ориентаций, взаимоотношения и
взаимопонимания. Именно данная педагогическая
модель может служить основой построения
целостного процесса развития личности при
организации детского праздника, разумеется, с
учетом местных особенностей и условий. Вместе с
тем решающая роль в успешном осуществлении этого
процесса принадлежит коллективу специалистов и
педагога-организатора, их подготовленности,
слаженности, взаимопониманию и взаимодействию с
детьми. “Праздник как объективное событие
основан на ценностях общения (отношений),
ценностях переживаний (коллективных) и ценностях
творчества (в разных видах деятельности).
Эмпатийное единство участников праздника (детей
и взрослых) помогает созданию модели
общественного поведения личности, свободному
ориентированию в жизненных ситуациях, развитию
творческих способностей” [5]. Массовое
праздничное действие активно влияет на
эмоциональную сферу ребенка, вызывая сильные
эмоциональные переживания, волнуют, пробуждают
радость, гордость, восхищение, восторг, и
накладывает отпечаток на всю оставшуюся жизнь
индивида.

В жизни детей с проблемами коммуникативного
общения праздник занимает особое место.
Нарушения речевого развития детей
рассматриваются, прежде всего, как нарушения
общения. Отклонения в развитии речи отражаются
на формировании всей психической жизни ребенка.
Совместная со сверстниками и взрослыми
театрализованная деятельность оказывает
выраженное психотерапевтическое воздействие на
аффективную и когнитивную сферы ребенка,
обеспечивает коррекцию нарушений
коммуникативной сферы. Дети в коллективе
проявляют индивидуальные особенности, что
способствует формированию их внутреннего мира,
преодолению коммуникативной дезадаптации.

В театрально-игровой деятельности происходит
интенсивное развитие познавательных процессов,
эмоционально-личностной сферы. Игра может
изменить отношение ребенка к себе, самочувствие,
способы общения со сверстниками.
Психотерапевтический механизм сценических игр
состоит в определении ролей для участников. Роль
может раскрыть в ребенке потенциальный
коммуникативный ресурс. Любимые герои
становятся образцами для подражания и
отожествления. Именно способность ребенка к
такой идентификации с полюбившимся образом
позволяет педагогам через театральную
деятельность оказывать позитивное влияние на
детей.

Праздники и театрализованную деятельность в
психокоррекционной практике следует
рассматривать как совокупность методик,
обладающих следующими функциями:

— катарсистическая (очищение, освобождение от
негативных состояний);

— регулятивная (снятие нервно-психического
напряжения, регуляция психосоматических
процессов, моделирование положительного
психоэмоционального состояния);

— коммуникативно-рефлексивная (коррекция
нарушений общения, формирование адекватного
поведения, самооценки) [1].

В коррекционной работе с детьми, имеющими
коммуникативные проблемы всегда необходимо
опираться на их эмоциональный мир,
познавательный интерес именно поэтому так
велика роль стихов в детских театральных играх и
упражнениях. Стихотворный текст как ритмически
организованная речь активизирует весь организм
ребенка, способствует развитию его голосового
аппарата. Стихи носят не только тренировочный
характер для формирования четкой, грамотной
речи, но и находят эмоциональный отклик в душе
ребенка, делают увлекательными различные игры и
задания. Говоря от имени определенного
действующего лица, ребенок легче раскрепощается,
общается с партнером. Кроме того, разучивание
стихов развивает память и интеллект.

Праздники, сказки, фольклор оказывают
положительное эмоциональное воздействие на
детей, имеющих проблемы в общении. Ребенок,
усваивая свою роль в сказке, попадая в конкретную
этническую среду, проявляет активность и
заинтересованность в участии в театрализованной
деятельности, несмотря на ограниченные речевые
возможности.

Коммуникативные действия в театрализованной
игре опосредованы через ведущую деятельность
детей — игровую. Именно игра оказывает самое
значительное влияние на развитие ребенка и
прежде всего потому, что в игре дети учатся
полноценному общению. Игровая роль — та внешняя
опора, которая помогает ребенку управлять своим
поведением. Роль может раскрыть в ребенке
потенциальный коммуникативный ресурс.
Творческая игра — драматизация является
условием, в котором развивается коммуникативная
деятельность, умение понять своего партнера,
опираясь не только на вербальные высказывания,
но и на эмоциональность и выразительность его
лица, действий и поступков, формируется умение
показать своё отношение. Принятие ребенком роли
какого-либо персонажа — весьма существенная
предпосылка развития процессов понимания
другого человека. Дающая ему возможность
попробовать разные способы взаимодействия с
людьми, выполняющими другую роль: ребенок
начинает постигать, что такое ролевое поведение.
Так обогащаются его представления о социальном
взаимодействии между людьми, преодолеваются
нелогичность поведения, а также эмоциональная
нестабильность.

Игровая деятельность детей характеризуется
многогранностью, так как содержит элементы самых
разных видов творчества: словесное,
двигательное, музыкальное, изобразительное.
Отличительная особенность драматической формы —
соединение артиста, зрителя, в одном лице.
Праздники, театрализованная деятельность
помогает ребенку передать свои эмоции, чувства
не только в обычном разговоре, но и публично.
Заученные во время подготовки к празднику,
спектаклю литературные образы речи дети
используют впоследствии как готовой речевой
материал в свободном общении.

Праздничная, театрализованная развивающая
среда для ребенка с коммуникативными проблемами
обеспечивает комплекс психолого-педагогических
условий, способствующих эмоциональному
благополучию, его саморазвитию, удовлетворению
ведущих потребностей возраста (двигательных,
эмоциональных и других)
. И предупреждению
вторичных отклонений: целенаправленному
социально-эмоциональному развитию, формированию
механизмов сознательной регуляции собственного
поведения и взаимодействия с окружающими,
познавательных потребностей.

Условия организации детского праздника,
способствующие адаптации ребенка с
коммуникативными проблемами

М.П. Осипова подчеркивает, что “воспитательные
задачи праздника реализуются только при
соблюдении определенных требований к нему.
Важным является соответствие формы, и содержания
праздника возрасту детей. Это требование
предполагает постепенное усложнение
деятельности. Праздник должен быть итогом
определенной практической деятельности, которая
обогащает знания детей, дает возможность
удовлетворить разносторонние интересы, а также
принять посильное участие в делах на пользу и
радость людям, коллективу, себе. Единство
содержания и формы праздника – другой важный
принцип организации праздника. Это единство
достигается в том случае, если форма помогает
реализовать основную цель праздника, раскрыть
его содержание и донести до детей” [5].

Первым и главным условием организации
праздника для детей с коммуникативными
проблемами считается наличие темы и идеи
праздника, причем идея должна найти духовный
отклик у ребенка. Вторым необходимым условием
является оригинальность сюжетного хода. Умение
уже на начальном этапе, в завязке,
сконцентрировать внимание зрителя,
заинтриговать его – третье условие организации
массового праздника. Неотъемлемой частью
праздника для детей являются приемы, которые
побуждают зрителей к активной позиции,
объединяют их в проявлении чувств, создают
атмосферу сопереживания и участия. Одним из
условий организации праздника выступает
способность “разговаривать” посредством
художественных образов, близких разным
возрастным группам. Создание атмосферы
праздника, ее уплотнение по нарастающей,
совпадающее с развитием чувства единения зала –
важнейшее условие организации праздника для
реабилитационного центра. Реализация всех
условий предполагает неожиданные события в
развитии действия, сюрпризность, зрелищность,
необычных героев, костюмов, фокусов, но важно
помнить, что внешние эффекты должны подкреплять
идею праздника. Необходимо отметить, что музыка,
правильно подобранная и выстроенная по
нарастающей эмоционального восприятия, может
поднять даже самый стандартный сценарий. Итак,
праздники играют огромную роль в адаптации детей
с коммуникативными проблемами [3].

Дети с помощью праздника могут не только
проявить активность, но и ощутить свободу
самовыражения, как бы отдохнуть от правил,
дисциплины, напряженности будней; праздник
предоставляет детям некоторые суверенные права
и свободы. “Во время праздника дети активно
усваивают элементы творческой деятельности,
которые закрепляются в их сознании и поведении. В
процессе праздника у ребенка формируется
уважительное отношение к себе. Детский праздник
способствует самореализации ребенка,
благоприятен для формирования возвышенных
общечеловеческих идеалов и выработки системы
предпочтений. Праздничная среда – это сфера
социализации” [2]. Праздник является
неотъемлемой частью жизни детей младшего
школьного возраста. Именно праздник побуждают
зрителей к активной позиции, объединяют их в
проявлении чувств, создают атмосферу
сопереживания и участия. Праздник способствует
приспособлению ребёнка к новой системе
социальных условий.

Праздники, театрализованная деятельность
органично вошли в педагогический процесс
реабилитационного центра для детей и подростков
с ограниченными возможностями “Радуга” и
проводятся на основе программы нравственного
воспитания “Истоки”, включающие религиозное и
фольклорные праздники. К созданию праздничной,
театрализованной среды привлечены не только
специалисты, но и родители, активно участвующие в
изготовлении элементов декораций, атрибутов,
пошиве костюмов, составлении афиш. Конечно,
самыми благодарными зрителями детских
праздников и спектаклей являются не только дети,
но и мамы, папы, бабушки и дедушки.

Особенности технологии организации праздников
для детей с ограниченными возможностями

 Одной из актуальных
социально-экономических и демографических
проблем современного российского социума
является включение детей с ограниченными
возможностями в общество. Для нормальной
адаптации ребенка с когнитивными нарушениями
важно, чтобы у него формировалась правильная
оценка окружающих и себя, воспитать нравственное
отношение к окружающим. Одной из форм социальной
адаптации детей с ограниченными возможностями
является праздник.

Здесь необходимо решить две основные задачи:
создать условия, которые позволят каждому
ребенку с когнитивными нарушениями реализовать
себя, помогут стать уверенными в себе и жить в
тесном контакте с другими людьми; помочь
окружающим — педагогам, членам семьи, соседям
школьникам – принимать, уважать детей с
когнитивными нарушениями, доброжелательно
относиться к ним, ценить их возможности и
способности [1].

Эти основные задачи можно разделять на более
частные [7]:

1) помощь в решении проблем полноценного
социального функционирования, способствующая
овладению комплексом социальных ролей, норм и
правил поведения (социально-бытовая адаптация); 2)
максимальное вовлечение ребенка в социум
(организация совместной деятельности детей,
имеющих коммуникативные нарушения с нормально
развивающимися сверстниками, расширение круга
общение у детей, развитие коммуникативных
навыков поведения в детском коллективе); 3)
формирование и удовлетворение культурных
запросов детей с проблемами в развитии,
расширении зоны их творческих возможностей,
круга интересов; 4) оказание эмоциональной и
психологической поддержки ребенку с
коммуникативными нарушениями, активизация его
жизненных сил; 5) помощь в определении
возможностей и способностей ребенка; 6)
информационная помощь; 7) изменение негативных
установок здоровых людей по отношению к детям с
ограниченными возможностями здоровья.

Решение данных задач в ходе проведения
праздника требует особого подхода к его
организации. Подготовка и проведение праздника
для детей с ограниченными физическими
возможностями – долгая, кропотливая и сложная
работа, требующая сложной совместной
деятельности взрослых, учителей, воспитателей,
руководителя и т.д. и, конечно же, детей. Чтобы
организовать эту работу, всем необходимо
последовательно действовать по единому плану,
преодолевая один за другим все этапы подготовки
праздника.

Рассмотрим сначала общие особенности
организации детских праздников, а затем выделим
специфику организации праздников конкретно для
детей с ограниченными возможностями.

Изучая опыт работы по организации праздников,
можно выделить следующие этапы работы над
праздником. Рассмотрим их:

I этап – предварительное планирование; II этап –
работа над сценарием; III этап – предварительное
знакомство детей с праздником; IV этап –
репетиции; V этап – проведение праздника. VI этап
– подведение итогов; VII этап – последействие
праздника.

I. В реабилитационном центре для детей и
подростков с ограниченными возможностями
“Радуга”, занимающейся проведением праздников
для детей (это может быть школа, интернат,
какая-либо социальная организация) в начале года
проводится собрание, на котором обсуждается план
работы на год. Происходит выбор праздников, и
устанавливаются сроки их проведения.

II. На втором этапе начинается непосредственная
подготовка к празднику. На данном этапе
подготовки создается сценарий праздника,
включающий в себя отобранный уже речевой и
музыкальный материал. В праздник включается как
можно больше зрелищ и игр, а музыкальная речевая
деятельность детей строится на приобретенных
уже умениях и навыках. На последующих праздниках
зрелища и игры постепенно вытесняются
выступлениями детей.

III. Когда сценарий готов, детям рассказывается о
предстоящем празднике, объясняется что это за
праздник и чему он посвящен. Если этот праздник
уже отмечался в прошлом году, то все вспоминают,
что на нем было.

После того, как дети уяснили, что это за
праздник, им объясняют, кто будет присутствовать
на нем (родители, воспитатели, учителя, знакомые,
дети из и т.д.) и чем будут заниматься сами дети. На
данном этапе дети должны понять свои задачи,
осознать свою роль в процессе подготовки и
проведения праздника, чтобы в ходе разучивания
стихов, постановки танцев, подготовки зала они
видели, понимали, для чего они это делают.
Необходимо поставить перед ребенком цель, к
которой он при помощи взрослых будет двигаться.

IV. После определения целей и задач начинается
непосредственная работа по разучиванию стихов,
песен, постановки танцев, оформлению зала,
уличных площадок, парков и т. д, изготовлению
аксессуаров к костюмам. На данном этапе идет
также работа над сценарием, куда вносятся
изменения и коррективы, появившиеся во время
работы. Таким образом, окончательный вариант
сценария появляется уже непосредственно перед
началом праздника.

V. Когда приходит тот самый долгожданный день,
когда преображенное и украшенное место
проведения полно зрителей и дети с замиранием
сердца ждут начала действия… праздник
начинается,… проходит … и заканчивается, но не
заканчивается работа над праздником.

VI. Это подведение итогов. Как мы уже отмечали,
детская, да и взрослая память долго хранит
светлые, радостные, яркие впечатления, которыми
богат праздник. И задача взрослых на этом этапе
состоит в том, чтобы “привязать” к этим
воспоминаниям те умения, навыки и знания, которые
дети получили на празднике и в процессе его
подготовки. Для этого проводятся беседы, в
которых дети вспоминают, что им понравилось, при
помощи взрослых выделяется наиболее важное и
главное в празднике, поясняются непонятные
моменты.

VII. Последействие праздника. На этом этапе
закрепляются наиболее содержательные и
красочные впечатления, связанные с тематикой
праздника, они запечатлеваются в рисунках,
фотографиях, видеозаписях и т.д.

Все это помогает глубже почувствовать
содержание праздника, сохранить о нем хорошие
воспоминания и, что очень важно для детей
максимально использовать эту ситуацию для
обучения и развития.

Удачное проведение праздника для детей
определяет, прежде всего, хорошо продуманный
сценарий. Он должен быть в меру насыщен зрелищами
и выступлениями. Многообразие ярких впечатлений
иногда может вызвать у детей заторможенность.
Поэтому зал (если мероприятие в помещении)
заранее подготавливается и украшается, чтобы
дети могли его посмотреть до праздника, провести
в нем репетицию. Причем лучше провести эту
репетицию еще и в костюмах, чтобы они не стесняли
движения, чтобы дети привыкли к ним.

В выступлениях участвуют все дети. Это
достигается, прежде всего тем, что часть танцев,
игр, хороводы исполняются коллективно. Помимо
этого, каждый ребенок выступает индивидуально
или с небольшой группой детей. Индивидуальные
выступления помогают застенчивым детям побороть
робость, развивают уверенность в своих силах,
преодолевают скованность в движениях.

Разнообразна деятельность взрослых на
празднике. Самой ответственной является роль
ведущего. Его эмоциональность, живость, умение
непосредственно общаться с детьми во многом
определяют общий настрой и темп ведения
праздника. Ведущий должен не только хорошо знать
программу, но и уметь быстро реагировать на
неожиданные случайные изменения. Большое
удовольствие доставляют детям сольные и
групповые выступления.

Чтобы снизить утомляемость детей, нужны частые
смены видов деятельности. Для этих целей на
празднике используются игры. Они позволяют детям
расслабиться и подвигаться. На праздниках всегда
используются игры, с которыми дети уже знакомы, в
которые они уже играли на музыкальных занятиях,
занятиях по физическому воспитанию и т.д. Это
связано с тем, что объяснение правил игры, показ
действий играющего на празднике может занять
очень много времени. А праздник должен быть
проведен в хорошем темпе и неоправданные паузы,
как и растянутость выступлений, и слишком
большое их количество утомляет детей,
расхолаживает их, нарушает единую линию
эмоционально-физиологической нагрузки.

Таким образом, мы рассмотрели общие этапы
организации и проведения праздников для детей,
выделили особенности подготовки и проведения
праздников с точки зрения использования в нем
различных видов деятельности.

Попробуем на основе изложенного материала
сформулировать методические рекомендации по
проведению детского праздника. Изучение опыта
работы по подготовке и проведению детских
праздников позволяет нам выделить следующие
методические рекомендации:

1. Деятельность детей на празднике должна быть
осознанной. Ребенку нужно объяснить, что такое
праздник, при этом условии можно создать
необходимые мотивы деятельности и достичь
хороших результатов.

2. Речевой материал к празднику нужно подбирать
в соответствии с программными требованиями,
ориентируясь на активный словарь детей и важно
учитывать индивидуальные возможности каждого
ребенка, состояние его устной речи.

3. При разучивании стихов необходимо обращать
внимание не только на заучивание текста и его
звуковое оформление, но и на внутреннее
содержание.

4. При постановке танцев целесообразно
использовать движения, уже разученные детьми (на
занятиях по физкультуре, ритмопластике), т.к.
использование хорошо знакомых движений
расширяет рамки работы над выразительностью,
содержанием танца.

5. При постановке игровых песен необходимо
тщательно продумывать используемые во время
пения движения, для того, чтобы они несли
эмоциональную окраску, соответствующую
смысловому содержанию песни.

6. Необходимо широкое использование
изобразительной деятельности в процессе
подготовки праздника, т.к. участие в общем деле
формирует у детей чувство коллективизма,
украшение зала, группы, создание костюмов
способствует развитию творчества детей.

7. Праздник не должен быть растянут во времени,
т.к. слишком долго детям трудно удерживать
внимание на происходящем.

8. В структуру праздника необходимо включать
различные сюрпризные моменты, игры. Для того
чтобы поддерживать внимание детей важно дать им
возможность в нужный момент расслабиться,
поиграть, отдохнуть. Постоянная смена видов
деятельности позволяет поддерживать интерес
ребенка.

9. В ходе праздника взрослые должны помогать
детям ориентироваться в происходящем действии,
если возникает необходимость, разъяснить то, что
непонятно кому-то из детей.

10. После проведения праздника важно закрепить
полученные детьми впечатления и знания. Для
этого проводятся беседы с детьми. Целесообразно
использовать изобразительную деятельность в
подведении итогов праздника, т.к. это
способствует закреплению полученных
впечатлений, развивает образную память.

11. В процессе подготовки и проведения праздника
необходима четкая, взаимосвязанная работа
ведущего, музыкального руководителя, взрослых,
по возможности, родителей и, конечно, детей.
Только при этом условии праздник пройдет успешно
и оставит яркие воспоминания у всех его
участников.

Теперь рассмотрим особенности подготовки и
проведения праздников для детей с ограниченными
возможностями.

1. В силу специфики в подготовке праздничных
мероприятий для детей с ограниченными
возможностями должны участвовать не только
родители, педагоги или воспитатели, но и
специалисты, знающие специфику работы с каждой
группой детей, имеющих различные заболевания:
опорно-двигательного аппарата, речи, зрения,
слуха, центральной нервной системы и др., а также
квалифицированный обслуживающий персонал,
медперсонал.

2. Организация мероприятия должна проходить
так, чтобы детям с различными недугами дать
максимум возможностей для самореализации,
самосовершенствования, самоутверждения.

3. Для того, чтобы дети с ограниченными
возможностями не чувствовали себя выпавшими из
мира “нормальных” людей, не испытывали
недостатка в общении, праздники должны
проводиться не только для конкретной аудитории,
но и быть интегрированными, когда создаются
равные возможности для детей с ограниченными
возможностями. Совместная деятельность здоровых
и “особых” детей стимулирует рост последних.
Радость, полученная от праздника, поднимает
жизненный тонус, создает положительный
эмоциональный настрой, что немаловажно в их
повседневной жизни. Таким образом, расширяются
зоны творческих возможностей и круг интересов
“особенных” детей. Общаясь совместно, дети
получают бесценный для них социальный опыт, и при
этом культурно развиваются.

5. Праздники для детей с ограниченными
возможностями могут принимать форму спортивных
и туристские мероприятий (спартакиады,
фестивали, соревнования), творческих фестивалей
и конкурсов, экскурсий, тематических и
календарных мероприятий, празднования дней
рождения и иных торжеств. Праздничные
мероприятия дают возможность детям-инвалидам
почувствовать себя равноправными членами
общества, дают возможность ребенку не только
раскрыть свои творческие способности, но и стать
непосредственным участником. Включение в
социальную среду помогает “особым” детям
овладеть комплексом социальных ролей, норм и
правил общежития, преодолеть чувство
отверженности. Радость, полученная от праздника,
поднимает настроение, создает положительный
настрой, что очень важно, потому что сначала дети
воспринимают мероприятие пассивно, но
постепенно они раскрепощаются.

6. Обязательным условием проведения праздников
для детей с ограниченными возможностями
является создание теплой, творческой атмосферы.
Таким образом, мы видим, что для организации
праздников для детей с ограниченными
возможностями характерны не только общие
правила при подготовке подобных мероприятий, но
и специфические особенности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. М., 2002.
  2. Георгиевский В.А., Шитикова Л.И. Проведение
    праздников в начальных классах: Из опыта работы.
    Пособие для учителя.- М.: Просвещение, 1983.
  3. Детский праздник: содержание, технологии,
    педагогическая результативность. Серия
    “Ребенок Общество Семья Творчество”,
    Санкт-Петербургский городской дворец
    творчества. Ж. №7 2001.
  4. Карпова Г.Г. Праздник в контексте социальных
    изменений. Саратов. гос. ун-т. Саратов, 2001.
  5. Осипова М.П. Октябрятские праздники: Кн. для
    учителя.- 2-е изд., доп. и перераб.- Мн.: Нар.асвета,
    1986.
  6. Пронина И.Н. Феномен праздника в контексте
    отечественной культуры. Мордовский гос. ун-т.
    Саранск, 2001.
  7. Седова М.Ю. Роль праздника в коррекции личности
    ребенка. // Реабилитация творчеством – важнейшая
    составляющая коррекционно-развивающей работы.
    СПб, 2008.

Праздничные ощущения, испытанные в раннем детстве, запоминаются на всю жизнь. «Отнеситесь к подготовке к Новому году со всей серьезностью», — советует детский и семейный психолог ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России Мария Афонина.

Долговременный эффект праздника

Маленький ребенок не понимает социальных смыслов важных общественных событий и отношения людей к ним. Восприятие происходящего, чувства и впечатления малыша, его отношение к окружающей действительности определяются эмоциональным состоянием и мнением об этом взрослых. Именно родители наделяют любую ситуацию определенным смыслом. Постепенно он передается ребенку и присваивается им.

Если подготовка к празднованию Нового года происходит на фоне конфликтов, ссор, взаимных обид, усталости и недовольства, смысл праздника для ребенка будет связан именно с ощущением общей эмоциональной нестабильности и тревоги. А вот общие планы, совместная деятельность, позитивный настрой всех членов семьи, проявление взаимного уважения к интересам и чувствам друг друга создают атмосферу гармонии, уверенности, спокойствия, ожидания чуда и положительных эмоций.

Отношение ребенка к празднованию Нового года последовательно формируется родителями, и долгое время он воспринимает его их глазами. 

Общая атмосфера праздника складывается из событий, мероприятий, а также настроения взрослых людей во время торжества. Наполняющее дом эмоциональное состояние взрослых определяет чувства ребенка во время праздника.

Способ сплотить семью

Включение детей в процесс подготовки к празднику — украшение дома и елки, оформление подарков, написание писем Деду Морозу, приглашение гостей и посещение близких, совместный просмотр мультфильмов и фильмов на тему Нового года, участие в предновогодних мероприятиях, приготовление блюд для праздничного стола — важная часть создания праздничной атмосферы.

При правильном отношении взрослых процесс подготовки к празднованию Нового года и сам праздник укрепят взаимоотношения между родителями и детьми, приобщат ребенка к системе семейных ценностей, покажут важность заботы, внимания к чувствам, потребностям и переживаниям близких людей. Все это и создает ощущение новогодней сказки в душе каждого ребенка и взрослого.

«Дед Мороз правда существует?» (что отвечать ребенку)

Дед Мороз — это символ жизненной силы, творческого начала, исполнения заветных желаний. Появление Деда Мороза в объективной реальности ребенка чаще всего происходит в раннем детстве. Дети воспринимают существование волшебника как данность, часть жизни, поэтому объяснять им ничего не приходится.

Встреча и общение с этим персонажем происходят по-разному: в одних семьях Дед Мороз кладет ночью подарки под елку, чтобы дети нашли их утром, в других он приходит в гости и вручает сюрприз лично, кто-то пишет волшебнику письма, кто-то сам едет в гости к Деду Морозу.

Воспитываясь в определенных семейных традициях, ребенок каждый год попадает в ситуацию, которая разворачивается по определенным законам, но всегда завершается исполнением желания, переживанием радости и счастья.

Именно в осознании того, что при некоторых обстоятельствах заветное желание может стать реальностью, заключен основной смысл сказочной ситуации.

Важно не только обращать внимание ребенка на существование у него различных желаний, но и разъяснять, что их достижение, в частности, получение подарка, может быть реализовано различными способами, в том числе за счет собственных усилий, например, хорошего поведения, при котором могущественный человек, в данном случае Дед Мороз, может принять решение о том, что желание нужно исполнить, так как ребенок его заслужил.

Как выбирать подарок

Важно помнить, что сам подарок должен соотноситься с теми культурными ценностями, которые существуют в семье. Он содержит в себе социальный смысл или информационный код, который родители передают ребенку. Поэтому в качестве подарка на Новый год не всегда стоит покупать наиболее популярную в настоящее время дорогую игрушку или телефон.

Лучше обсудить с ребенком возможные варианты, выбрать наиболее подходящий для вашей семьи в данный момент и именно его попросить у Деда Мороза. Это могут быть книги, коллекционные предметы, спортивные аксессуары, билеты на выставку или в театр, настольные игры для совместного семейного досуга и многое другое.

Все мы немножко волшебники

Осознание того, что Дед Мороз чудесным образом исполнит желание в случае приложения ребенком определенных усилий, с одной стороны, предупредит формирование у него незрелого личностного отношения к ситуации, с другой стороны, ненавязчиво позволит понять, что исполнение желаний отчасти зависит от него самого, то есть он и другие люди — в какой-то степени волшебники.

Обсуждение того, что ценно и важно, приобщает ребенка к семейным ценностям, ориентирует его на получение удовольствия не только от приобретения вещей, но и от общения, совместной деятельности, возможности разделить радость с близкими.

Фото: Коллекция/iStock

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ошо жизнь это праздник
  • Ошибки при организации детского праздника
  • Ошибки при написании сценария
  • Ошибка сценария хром
  • Ошибка сценария хамачи виндовс 7