Ошо жизнь это праздник

Когда вы празднуете, все существование с вами «Я праздную себя, и, я надеюсь, что скоро наступит день, когда вы будете праздновать себя. А когда...

Когда вы празднуете, все существование с вами

«Я праздную себя, и, я надеюсь, что скоро наступит день, когда вы будете праздновать себя. А когда тысячи и тысячи людей по всей земле празднуют, поют, танцуют, экстатичные, опьяненные божественным, глобальный суицид невозможен. С таким весельем и с таким смехом, с таким здравомыслием и здоровьем, с такой естественностью и спонтанностью, как возможна война?

Третьей мировой войны не будет! Я предсказывают это! Это не произойдет из-за вас, из-за моих людей по всей земле! Они — это единственная надежда. Только миллионы будд способны создать атмосферу мира, любви, сострадания, празднования.

Когда вы стенаете и рыдаете, когда вы несчастны, вы одни. Когда вы празднуете, все существование с вами. В праздновании мы действительно встречаем наивысшее, вечное. Только в праздновании мы выходим за пределы круга рождения и смерти.»

Osho, I Celebrate Myself: God Is No Where, Life Is Now Here, Talk #4

Вашего празднования, вашего танца будет достаточно, чтобы предотвратить войну

«Ваш экстаз — это движение вверх, а ваша медитация — это движение вглубь. И когда вы движетесь в обоих направлениях, тогда ваша жизнь становится празднованием.

И в этом моя работа — трансформировать вашу жизнь из грусти в празднование.

Каждый в ответе за создание атмосферы буддовости вокруг себя, энергетического поля, которое постоянно становится больше и больше. Создавайте как можно больше вибраций смеха, радости, празднования; танцуйте, пойте, позвольте всему человечеству постепенно

почувствовать огонь Дзен и ветер Дзен.

Вашего смеха уже будет достаточно, чтобы предотвратить войну. Вашего празднования, вашего танца будет достаточно, чтобы предотвратить войну. Ваш экстаз, ваша медитация создадут потрясающую силу, которая будет намного выше, потому что она является жизнеутверждающей.»

Osho, Communism and Zen Fire, Zen Wind, Talk #5

Все знают, что такое празднование

«Что такое празднование? Вместо того, чтобы танцевать, смеяться, любить, наслаждаться этой тишиной, ум спрашивает, — «Что такое празднование?»

Все знают, что такое празднование. Я еще не встречал такого человека, который не знает что такое празднование. Просто радость в вашем существе, просто радость в этом моменте, в этой потрясающей вселенной. Вы этого не просили, вам просто дали вселенную, которая бесконечная и вечная. Вы не просили, но вам дано сознание, которое бесконечное, которое может стать праздником. Если вы позволите, это может сделать вас самым здравомыслящим, самым прекрасным, самым любящим…

Человек множества сезонов и множества радуг — есть столько измерений празднования.»

Osho, YAA-HOO! The Mystic Rose, Talk #26

Все существование — это празднование

«Я не думаю, что существование хочет, чтобы вы были серьезными. Я еще не видел серьезного дерева. Мне еще не встречалась серьезная птица. Я не видел серьезной звездной ночи. Кажется, что все они смеются, танцуют, каждый по-своему. Возможно, мы это не понимает, но есть неуловимое ощущение, что все существование — это празднование.

Я учу вас празднованию. И смех, определенно, один из самых главных ингредиентов в этом праздновании.»

Osho, Sat-Chit-Anand: Truth-Consciousness-Bliss, Talk #21

Ваше празднование — это единственная истинная религия

«Пусть это будет всегда критерием: все, что приносит вам радость, все, что приводит вас к празднованию, все, что заставляет вас танцевать и петь так, что вы исчезаете в своем танце и пении, в своем праздновании — это является единственной истинной религией, которую я знаю.

Бог не нужен, не нужны небеса и ад. Все, что нужно, это простое понимание, что ум — это источник негативного.»

Osho, The Rebellious Spirit, Talk #24

Истинный праздник не может быть по расписанию

«Вы когда-нибудь задумывались, почему во всем мире, во всех культурах, обществах, только несколько дней в году отводятся для праздников? Эти несколько дней для праздников просто компенсация, потому что эти общества забрали все праздники в вашей жизни, а если никак это не компенсировать, тогда ваша жизнь станет угрожать культуре. Каждая культура вынуждена дать какую-то компенсацию вам, чтобы вы не чувствовали себя совсем потерянными в несчастье, в грусти. Но это фальшивая компенсация.

Салюты и огни снаружи не могут заставить вас радоваться. Они только для детей; для вас это всего лишь шум. Но в вашем внутреннем мире могут постоянно присутствовать огни, песни, радость. Всегда помните, что общество компенсирует, когда чувствует, что подавленность может привести к опасной ситуации, если ее не компенсировать. Общество находит способы позволить вам избавиться от подавленности. Но это не истинное празднование, и оно не может быть таковым.

Истинное празднование должно исходить из вашей жизни, в вашей жизни. И настоящий праздник не может быть по расписанию, что первого ноября вы будете праздновать. Странно, целый год вы несчастны, а первого ноября, неожиданно, вы выходите из несчастий, танцуя. Либо ваше несчастье фальшиво, либо первое ноября не настоящее, что-то из этого должно быть ложным. А когда первое ноября проходит, вы возвращаетесь в свою темную дыру, все в своих несчастьях, все в своих беспокойствах.

Жизнь должна быть непрекращающимся праздником, фестивалем огней круглый год. Только тогда вы можете расти, можете расцвести.»

Osho, Beyond Enlightenment, Talk #28

Бог появляется только в глубоком праздновании

«Быть способным праздновать жизнь — это религиозно. В самом праздновании вы становитесь ближе к Богу. Если вы способны праздновать, Бог недалеко, если вы не способны праздновать жизнь, тогда для вас Бог не существует. Бог появляется только в глубоком праздновании, когда вы так полны радостью, что все несчастья покидают вас, вся темнота уходит.

Когда вы наполнены и нет в вас пустоты, и вы начали ощущать значимость обычного, каждодневного существования, когда вы живете тотально от мгновения к мгновению, интенсивно, страстно, тогда Бог доступен.»

Osho, Tao: The Golden Gate, Vol. 2, Talk #9

Празднование — это естественное состояние

«Праздник случается не из-за того, что исполнились какие-то желания, потому что они никогда не исполняются. Само по себе желание не может быть исполнено. Желание — это всего лишь способ избегания настоящего момента. Желание создает будущее и уносит вас далеко отсюда. Желание — это наркотик; оно держит вас в оцепенении, оно не позволяет вам видеть реальность, которая здесь-сейчас.

Когда «я стану» исчезает, весь дым этого «я стану» исчезает, и появляется пламя существа, и именно это пламя является празднованием.

Празднование без причины. Празднование присутствует просто потому, что мы существует. Мы сделаны из такой начинки, называемой празднованием. Это наше естественное состояние — праздновать, такое же естественное, как для деревьев цветение, для птиц пение, для рек течение к океану. Празднование — это естественное состояние.

Оно не имеет ничего общего с вашими желаниями и их исполнением, с вашими надеждами и их осуществлением, оно само по себе. Но чтобы увидеть, то празднование, которое уже происходит в самой глубокой сердцевине вашего существа, вы должны отбросить «я стану», вы должны будете понять тщетность «я стану».

Osho, The Secret of Secrets, Talk #8

Когда вы в чем-то тотальны, появляется празднование

«С исчезновением будущего, все, что остается в ваших руках — это сейчас. Тогда вы можете глубоко пойти в это сейчас, что бы вы не делали. Вы можете кушать или танцевать, или заниматься любовью с женщиной, или петь, или копать яму в земле, что бы вы не делали.

Это единственное время, которое у вас есть, почему бы не делать это тотально? Почему бы не праздновать это? Празднование и тотальность — это одно и то же. Вы празднуете только тогда, когда вы в чем-то тотальны, а когда вы в чем-то тотальны, вы празднуете это.

Вы когда-нибудь замечали это в себе? Когда вы в чем-то тотальны, появляется празднование.»

Osho, Sufis: The People of the Path, Vol.1, Talk #11

Нам следует быть радостными и счастливыми в этом моменте

«Будущее приходит из настоящего.

Мы не должны беспокоиться о будущем, нам не нужно предсказывать будущее, нам не нужно ничего говорить о будущем. Нам следует быть радостными и счастливыми в этом моменте, а следующий момент вытекает из этого момента. Его охватит празднование этого момента, и, естественным образом, это приведет вас к более высокому празднованию. Будущее приходит из настоящего.

Есть два вида людей: одни постоянно думают о будущем, не беспокоясь вообще о настоящем. Такое будущее не наступит, такое будущее — это просто воображение глупца. Я не думаю о будущем. Я абсолютно другой человек. Я вообще не думаю о будущем, это неуместно.

Все мои устремления направлены на то, как прекрасен этот настоящий момент, как заставить людей больше праздновать, быть более радостными, как дать им небольшие проблески блаженства, как привнести смех в их жизни. Тогда будущее само о себе позаботиться. Вам не нужно думать о дне грядущем. Он придет. Он придет из этого момента. Пусть этот момент будет великим празднованием.»

Osho, Sufis: The People of the Path, Vol. 1, Talk #10

Существование — это не путешествие, это празднование

«Вы такие, какими можете быть. Нет никакой цели. И мы никуда не идем. Мы просто празднуем здесь. Существование — это не путешествие, это празднование. Подумайте о нем, как о празднике, как о наслаждении, как о радости! Не превращайте его в страдание, не превращайте его в обязанность, работу. Пусть это будет игра.

Именно это я имею в виду под религиозным становлением: нет вины, нет эго, никакого путешествия… просто пребывание здесь-сейчас… пребывание с деревьями и птицами, реками, горами и звездами.»

Osho, The Tantra Experience, Talk #4

Серьезный человек становится инвалидом

«Серьезный человек становится инвалидом, он создает барьеры. Он не может танцевать, он не может петь, он не может праздновать. Сам аспект празднования исчезает из его жизни. Он становиться похожим на пустыню. А если вы пустыня, вы не можете продолжать думать и притворяться, что вы религиозны, потому что вы не такие.»

Osho, A Sudden Clash of Thunder, Talk #9

Празднование безусловно

«Для меня, жизнь в ее тотальности прекрасна. И когда вы понимаете жизнь в ее тотальности, только тогда вы можете праздновать; по-другому никак. Празднование означает: неважно, что происходит, я праздную. Празднование не обусловлено определенными вещами: «Когда я буду счастлив, тогда я буду праздновать», или «Когда я несчастлив, я не буду праздновать.» Нет. Празднование безусловно; я праздную жизнь. Она приносит несчастье — хорошо, я праздную это. Она приносит счастье — хорошо, я праздную это. Празднование — это мой подход, не обусловленный тем, что приносит жизнь.

Но возникает проблема, потому что всегда, когда я использую слова, эти слова обладают подтекстом в вашем уме. Когда я говорю «Празднуйте», вы думаете, что должны быть счастливы. Как может кто-то праздновать, когда ему грустно? Я не говорю, что вам нужно быть счастливыми, чтобы праздновать. Празднование — это благодарность за все, что жизнь дает вам. Все, что дает вам существование, празднование — это благодарность, это признательность.»

Osho, The Alchemy of Yoga, Talk #10

У действительно празднующего человека нет будущего

«Люди, которые не наслаждаются жизнью в настоящем, жаждут жизни в будущем. Жажда жизни всегда в будущем. Это откладывание. Они говорят, — «Мы не можем наслаждаться сегодня, поэтому будем наслаждаться завтра». Они говорят, — «Прямо сейчас мы не можем праздновать, поэтому пусть это будет завтра, тогда мы сможем отпраздновать».

Будущее приходит из вашего несчастья, а не из вашего празднования. У действительно празднующего человека нет будущего; он живет этим моментом, он проживает его тотально. Из этого тотального проживания приходит следующий момент, но он не основан на жажде чего-либо. Кончено же, когда из празднования приходитследующий момент, он еще больше наполнен для вас блаженством. Когда из празднования приходит будущее, оно становиться все более и более богатым. И наступает момент, когда такой момент настолько тотален, настолько цельный, что время полностью исчезает.

Страдающий ум нуждается во времени. Время — это творение страдания. Если вы счастливы, времени нет, время исчезает.»

Osho, The Alchemy of Yoga, Talk #6

Бог тот, кто празднует

«Кто такой бог? Бог — это тот, кто познал секрет, как быть счастливым со всей вселенной, с каждым цветком и с каждой рекой, с каждым камнем и звездой, тот, кто стал един с этим непрекращающимся вечным праздником; тот, кто празднует, кого не волнует, чей это праздник. И всегда, когда где-нибудь праздник, он участвует.

Это искусство участия в счастье является одним из основных составляющих, если вы хотите быть счастливыми.»

Osho, Yoga: The Science of the Soul, Talk #9

Только тишина может смеяться

«Это две части одного. Внутренняя тишина — тишина настолько глубокая, что нет никаких вибраций в вашем существе. Вы есть, но нет волн. Вы просто бассейн без волн, ни одна волне не поднимается. Все существо пребывает в тишине, в неподвижности. Внутри, в центре, тишина, а на периферии, празднование и смех. И только тишина может смеяться, потому что только тишина может понять космическую шутку.

Поэтому твоя жизнь становиться ярким праздником, ваши отношения становятся праздничными. Что бы вы не делали, каждое мгновение — это праздник. Вы кушаете, и кушанье становиться празднованием; вы принимаете ванну, и это становиться празднованием; вы разговариваете, и беседа становиться празднованием; отношения становятся празднованием. Ваша внешняя жизнь становится праздником, в ней нет грусти. Как грусть может существовать с тишиной?

Но обычно вы думаете по-другому6 вы думаете, что если вы будете молчаливы, значит вы будете грустными. Обычно вы думаете, как я могу избежать грусти, если я молчалив? Говорю вам, что тишина, которая существует с грустью не может быть истинной. Что-то пошло не так. Вы сбились с пути, вы сошли в сторону. Только празднование может быть доказательством того, что случилась настоящая тишина.»

Osho, A Bird on the Wing, Talk #10

Вся вселенная празднует

«Участие — это блаженство, потому что вся вселенная празднует. Она празднует каждое мгновение. Это великое празднование, постоянное празднование. И только мы не являемся его частью. Мы отстранили себя и погрузились в несчастья. Человек несчастлив из-за ума. Цветы участвуют в праздновании, луна участвует в праздновании, звезды участвуют в праздновании, земля участвует в праздновании, океаны участвуют в праздновании, воздух и облака — все участвуют в этом постоянном, вечном праздновании.

Только человек стал аутсайдером, и из-за своих собственных усилий. Он сам отделил себя от существования.»

Osho, The New Alchemy: To Turn You On, Talk #20

Работа — это подготовка к празднованию

«Если мы превратим жизнь в празднование, это не означает, что не нужно работать. Это не означает, что ветер не работает; он все время движется, дует. Это не означает, что звезды праздные, они постоянно в движении. Это не так, что цветы ничего не делают, когда они цветут; на самом деле они делают много. Но для них важно не само действо, им важно быть.

Быть — первично, а делание для них вторично. Празднование приходит первым, а работа занимает второе место в их жизнях. Работа — это подготовка к празднованию.

Если вы поедете и понаблюдаете то, как живут примитивные племена, вы узнаете что такое работа относительно празднования. Они работаю целый день и поэтому могут петь и танцевать до упаду вечером.»

Osho, Krishna: The Man and His Philosophy, Talk #7

Развлечение — это не празднование

«Трудоголики нанесли неимоверный вред этому миру. И самый ощутимый из них заключается в том, что они лишили жизнь ее моментов празднования и радости. Именно из-за них так мало радости в этом мире, и с каждым днем он становится скучнее, унылей и несчастней.

На самом деле развлечения заняли место празднования в настоящем мире. Но развлечение сильно отличается от празднования; развлечения и празднование никогда не значат одно и то же. В праздновании вы — участник, в развлечении вы только зритель. В развлечениях вы смотрите на то, как другие играют для вас. Поэтому празднование активно, а развлечение пассивно. В праздновании вы танцуете, а в развлечениях вы смотрите как танцует другой и вы за это платите.

Но существует неимоверная разница между тем, когда танцуют и когда наблюдают за танцевальным исполнением профессионалов, которым платят. Вы тяжело работаете в течение дня, и когда устаете вечером, вы идете на концерт, чтобы посмотреть, как танцуют другие. Это все, что вы можете сделать, но это жалкая пародия на празднование.»

Osho, Krishna: The Man and His Philosophy, Talk #7

Жизнь существует для того, чтобы жить. Это не предмет, это процесс. Нет иного способа постичь жизнь, кроме как прожить ее, кроме как быть живым, течь вместе с ней в одном потоке. Если вы ищете смысл жизни в какой-то концепции, в какой-то философии или теологии, это верный способ упустить жизнь и весь ее смысл.

Жизнь — это не то, что вас ждет где-то там; это то, что происходит внутри вас. Она не в будущем, это не цель, которую надо достичь, она здесь и сейчас, в это самое мгновение — в вашем дыхании, в движении вашей крови, в биении вашего сердца. И чем бы вы ни были — это ваша жизнь, а если вы начнете искать смысл где-то еще — вы ее упустите.

Человек веками именно это и делал.

Понятия стали очень важными, объяснения стали очень важными — и реальность была полностью забыта. Мы не смотрим на то, что есть на самом деле, мы хотим рассуждать.

Я слышал одну очень красивую историю. Некоторое время назад у одного успешного американца случился очень серьезный личностный кризис. Он обращался к психоаналитикам, но безуспешно, потому что не нашлось никого, кто мог бы рассказать ему о смысле жизни — а он хотел именно этого. Затем он узнал о неком святом и очень мудром гуру, который жил где-то в малодоступной и таинственной части Гималаев, и он поверил, что только этот гуру способен рассказать ему, что такое жизнь и помочь найти в ней свое место.

Тогда он продал все свое имущество и начал поиски этого всезнающего гуру. Он провел в поисках восемь лет, странствуя по Гималаям от деревни к деревне. И вот однажды ему посчастливилось встретить пастуха, который рассказал ему, где живет гуру, и указал дорогу. Чтобы добраться до гуру, американцу пришлось потратить еще почти год, но, в конце концов, он нашел его. Он встретил своего гуру, и тот действительно оказался человеком весьма почтенным, ему было далеко за сотню лет. Гуру согласился помочь ему, особенно когда узнал о тех жертвах, которые этот человек принес ради своей цели.
— Что я могу сделать для тебя, сын мой? — спросил гуру.
— Мне необходимо узнать, в чем смысл жизни, — сказал человек.
На это гуру ответил, не задумываясь:
-Жизнь, — сказал он, — это бесконечная река.
-Бесконечная река? — переспросил человек, вздрогнув в удивлении. — После того, как я проделал весь этот путь, чтобы найти тебя, все, что ты можешь сказать, это что жизнь — бесконечная река? —
Гуру был потрясен, шокирован. Он рассердился и сказал:
— А что — по-твоему, это не так?

Никто не обеспечит вам смысл вашей жизни. Это ваша жизнь, и смысл тоже должен быть вашим. Гималаи не помогут. Никто, кроме вас, не может найти его. Ваша жизнь доступна только вам. Только проживая жизнь, вы откроете ее тайну.

Первое, что я хочу сказать, — не ищите смысл где-то в другом месте. Не ищите его во мне, не ищите в священном писании, не ищите в умных объяснениях — все эти объяснения далеки от истины, они не объясняют. Они просто заполняют ваш ум, они не дают осознания того, что есть. И чем больше ум забит мертвым знанием, тем тупее и глупее вы становитесь. Знание делает людей глупыми, оно притупляет их чувствительность. Оно загружает их бессмысленным грузом, укрепляет их эго, но не дает никакого света и не открывает пути. Это невозможно.

Жизнь уже бурлит у вас внутри. С ней можно соприкоснуться только здесь. Храм не снаружи, святыня — это вы сами. Поэтому запомните: если вы хотите узнать, что такое жизнь, никогда не ищите снаружи, не пытайтесь выяснить у кого-то другого. Смысл нельзя передать таким образом. Великие мастера никогда не говорили ничего о жизни. Они всегда возвращали вас назад, к самим себе.

Меня всегда удивляли люди, которые говорят, что они боятся любви. Что есть этот страх? Он возникает потому, что, если вы действительно кого-то любите, ваше эго начинает растворяться и исчезать. С эго невозможно любить, оно становится барьером.

Суфийский мистик постучал в дверь очень богатого человека. Он был нищим и хотел всего лишь досыта поесть. Богач накричал на него:
— Тебя здесь никто не знает!
— Зато я знаю себя, — отвечал дервиш. — Было бы куда хуже, если бы было наоборот. Если бы меня все знали, но я бы не осознавал, кто я, — как печально бы это было … Да, ты прав, никто здесь не знает меня, но я знаю себя.

Возможна лишь одна из этих двух ситуаций; и вы находитесь в той из них, которая печальна. О вас могут знать все — о том, кто вы, но сами вы совершенно забыли о своем трансцендентном, о своей истинной сущности, о своем подлинном существе. И это единственный повод для печали в вашей жизни. Вы можете найти много причин, но настоящая причина для печали в том, что вы не знаете, кто вы.

Как человек может быть счастлив, не зная, кто он, откуда, куда идет? Тысяча и одна проблема возникают из-за этого невежества по отношению к самому себе.

Поэтому первое и самое главное — это жить.

Позвольте рассказать вам кое-что. Первое: ваша жизнь — это именно ваша жизнь, не чья-то еще. Поэтому не позволяйте другим доминировать над вами и диктовать вам — это предательство жизни. Если вы позволите другим диктовать вами — будь то ваши родители, общество, система образования, политики, священники — кто бы то ни был, если вы позволите другим доминировать над вами, вы упустите жизнь. Потому что доминирование приходит снаружи, а жизнь — у вас внутри. Они никогда не соприкасаются.

Я не утверждаю, что нужно говорить «нет» всем и каждому. Это тоже не очень помогает. Есть два типа людей. Первый — тип послушного человека, готового сдаться любому. У таких людей нет независимой души, они незрелы, подобны ребенку, всегда ищут фигуру отца, кого-то, кто подскажет им, что можно и что нельзя. Они не способны доверять своему собственному существу. Эти люди составляют большую часть мира, толпу.

В противовес этим людям существует меньшинство, которое отвергает общество, отвергает общественные ценности. Они думают, что они бунтари. Но это неправда, они просто реакционеры. Даже если вы прислушиваетесь к мнению общества или отвергаете его, если при этом общество продолжает так или иначе быть определяющим фактором, это значит, что оно управляет вами.

Но это не делает вас свободными. Хиппи, яппи и остальные — все они ненастоящие бунтари, они реакционеры. Они реагируют против общества. Одни послушны, другие непослушны, но центр доминирования все тот же. Кто-то повинуется, кто-то не повинуется, но никто не заглядывает в свою собственную душу. Настоящий бунтарь — тот, кто ни за общество, ни против него; кто просто проживает свою жизнь согласно своему собственному пониманию. Идет ли он против общества или вместе с обществом — не важно. Иногда он может соглашаться с обществом, иногда может идти против него, но он не считается с ним. Такой человек живет согласно своему пониманию и в согласии со своим собственным светом. И я вовсе не говорю, что он эгоистичен. Нет, он очень скромен. Он знает, что его свет очень мал, но этот свет — это все, что у него есть. Он не несгибаемый, он очень смиренный. Он говорит: «Я могу ошибаться, но, пожалуйста, позвольте мне ошибаться в согласии с самим собой».

Это единственный способ учиться. Совершать ошибки — это единственный способ учиться. Двигаться согласно собственному пониманию — единственный способ вырасти и стать зрелым. Если вы всегда смотрите на кого-то, кто диктует вам, повинуетесь вы или нет, — неважно. Если вы смотрите на кого-то, кто диктует, когда вы решаете, «за» или «против», вы никогда не узнаете, что такое жизнь. Ее нужно прожить; и вам нужно следовать своему маленькому свету.

У вас не всегда будет уверенность в том, как поступать. Вы можете запутаться. Пусть будет так. Но найдите выход из этой путаницы. Слушать других — дешево и легко, потому что они могут передать вам мертвые догмы, они могут передать вам заповеди: «Делай это, не делай то». И они уверены в истинности своих заповедей. Но не нужно искать уверенности, нужно искать понимания. Если вы ищете уверенности, вы окажетесь жертвой той или иной ловушки. Не ищите уверенности, ищите понимание. Уверенность дать легко, каждый может дать ее. Но, в конце концов, вы проиграете. Вы потратите свою жизнь ради безопасности и уверенности — а в жизни нет уверенности и нет безопасности.

Жизнь небезопасна. Каждое мгновение — это движение во все большую и большую небезопасность. Это рулетка. Никогда не знаешь, что произойдет. И в этом красота — в том, что никогда не знаешь. Если бы жизнь была предсказуема, она не стоила бы того, чтобы быть прожитой. Если бы все было так, как вы хотите, и все было бы определено, вы совсем не были бы человеком, вы были бы машиной. Только для машин все определено и безопасно.

Человек живет в свободе, а свобода требует уязвимости и неопределенности. По-настоящему разумный человек всегда сомневается, потому что он живет не по догме. У него нет жизненных догм. Ему нужны внимательность и восприимчивость. Лао-цзы говорит: «Я сомневаюсь и двигаюсь по жизни бдительно, потому что не знаю, что произойдет. И у меня нет никаких принципов, которым я следую. Мне приходится выбирать каждое мгновение. Я никогда не решаю заранее. Когда приходит это мгновение, тогда я и выбираю!»

Нужно быть очень чутким, отзывчивым. Вот что такое ответственность. Ответственность — это не обязательство, не обязанность, это способность отвечать. Тот, кто хочет познать жизнь, должен быть отзывчивым. Людям не хватает этого. Столетия обусловленности сделали вас подобными машине. Вы утратили свою человечность, вы заключили сделку, чтобы получить безопасность. Вы живете в безопасности, в комфорте, но вся ваша жизнь спланирована другими. Они все занесли на карту, все измерили. И это очень глупо, потому что жизнь неизмерима, ее нельзя измерить. Невозможно иметь карту жизни, потому что жизнь -это постоянно текущий поток. Все непрерывно меняется. Нет ничего постоянного, кроме перемен. Гераклит сказал: «Нельзя дважды войти в одну реку».

И жизнь движется зигзагом. Ее путь не похож на железнодорожную колею. Нет, жизнь не движется по колее. И в этом ее красота, ее величие, ее поэзия, ее музыка — в том, что жизнь всегда непредсказуема.

Если вы ищете уверенности, безопасности, ваши глаза останутся закрытыми. Вы будете все реже и реже удивляться — и потом перестанете совсем. Утрачивая способность удивляться, вы теряете религию. Религия — это раскрытие сердца, готового удивляться. Религия — это способность воспринимать таинство, которое окружает нас.

Не ищите безопасности, не ищите советов, как прожить жизнь. Люди приходят ко мне и спрашивают: «Ошо, скажи, как нужно прожить жизнь?». Вы не хотите знать, что такое жизнь, вас интересует ее модель, образец. Вы стремитесь убить жизнь, а не прожить ее. Вы хотите предписаний, которые будут даны свыше.

Я здесь для того, чтобы помочь вам стать свободными. И когда я говорю это, я имею в виду, что хочу помочь вам стать свободными также и от меня. Я принимаю вас и посвящаю вас в саньясу, чтобы помочь вам стать абсолютно свободными от любой догмы, от любых священных писаний, от любой философии, и в том числе я хочу помочь вам стать свободными и от меня. Саньяса парадоксальна, как сама жизнь, — она должна быть такой. Именно тогда она реальна.

Поэтому, прежде всего, не спрашивайте никого, как вам прожить жизнь. Жизнь драгоценна. Проживайте ее. Я не говорю, что вы не будете совершать ошибок, — вы будете их совершать. Но не совершайте одну и ту же ошибку дважды. Одного раза достаточно. Если вы способны каждый день находить себе новую ошибку, совершайте ее. Но не повторяйте ошибок, это глупо. Человек, который может найти новые ошибки, будет постоянно расти — это единственный способ учиться, единственный способ прийти к своему внутреннему свету.

Я слышал, однажды ночью Аухади из Кермана, великий мусульманский поэт, сидел на крыльце, наклонившись над ведром. Мимо проходил Шамс-из-Тебизи, великий суфийский мистик.
— Что ты делаешь? — взглянув на него, спросил Шамс-из-Тебизи.
— Созерцаю Луну в ведре воды, — ответил тот. Шамс-из-Тебизи разразился бурным, безудержным смехом. Аухади стал чувствовать себе неловко, начала собираться толпа … Он спросил:
— В чем дело? Почему ты смеешься надо мной? Шамс-из-Тебизи ответил:
— Пока ты не свернул себе шею, не лучше ли посмотреть на Луну прямо в небе?

Луна здесь, во всей своей полноте, а этот поэт сидит над ведром с водой и смотрит на ее отражение!

Искать истину в священных писаниях, искать истину в философии — значит смотреть на отражение. Если вы спрашиваете кого-то, как вам прожить жизнь, вы ищете неправильного руководства, потому что человек может говорить только о своей собственной жизни. А две жизни никогда не бывают похожи. Что бы он ни говорил, чтобы он ни передавал вам, это будет относиться только к его собственной жизни — и то, только в том случае, если он прожил это. Возможно, он узнал это у кого-то еще, следовал за кем-то другим, кого-то копировал. Тогда это — отражение отражения. Люди веками занимаются тем, что отражают отражения отражений. Но настоящая Луна всегда ждет вас только в небе. Это ваша Луна, ваше небо — смотрите напрямую. Пусть ваш взгляд будет непосредственным. Зачем вам нужны мои глаза или чьи-то еще? У вас есть глаза, прекрасные глаза, чтобы видеть все напрямую. Зачем заимствовать понимание у кого-то другого? Помните: я могу обладать пониманием, но как только вы его заимствуете, для вас оно становится знанием — это уже не понимание.

Понимание — это то, что пережито на собственном опыте. Если я смотрел на Луну, для меня это может быть пониманием, но когда я говорю об этом вам, это становится лишь знанием. Это уже не понимание — это просто слова, нечто, относящееся к языку. А язык обманчив.

Многие люди проживают жизнь, словно профессора лингвистики. Это самый фальшивый способ жить. Реальность не нуждается в языке, она доступна вам на невербальном уровне. Вот Луна — не нужны ни ведро, ни вода, не нужны никакие посредники. Нужно лишь взглянуть на нее — это бессловесное общение. Вам доступна вся жизнь. Нужно просто научиться общаться с ней без слов.

Вот что такое медитация — быть в пространстве, которое не затронуто языком, где заученные понятия не встают между вами и реальностью.

Если вы любите женщину, не думайте о том, что другие говорили о любви, потому что это станет препятствием. Если вы любите, любовь здесь, забудьте обо всем, что вы знали о любви. Забудьте обо всяких Кинси, Мастерсах и Джонсонах, забудьте обо всяких Фрейдах и Юнгах. Не превращайтесь в профессора лингвистики. Просто любите и позвольте любви быть. И пусть любовь ведет вас и направляет в свои самые сокровенные глубины, в свои тайны. Тогда вы сможете узнать, что такое любовь.

Все, что другие говорят о медитации, бессмысленно. Однажды я наткнулся на книгу о медитации, написанную святым джайном. Книга была действительно прекрасной, но в ней было несколько мест, по которым я понял, что этот человек никогда сам не медитировал, — иначе их просто не было бы. Правда, таких мест было всего несколько. В целом, почти на девяносто девять процентов, книга была безупречной. Мне она понравилась.

Потом я забыл о ней. Десять лет я путешествовал по стране. И однажды в одной из деревушек Раджастана тот святой пришел, чтобы встретиться со мной. Его имя показалось знакомым, и вдруг я вспомнил его книгу. Я спросил, зачем он пришел. Он сказал: .я пришел, чтобы узнать, что такое медитация. Я ответил: «Я помню вашу книгу. Я помню ее очень хорошо, потому что она произвела на меня впечатление. За исключением нескольких недостатков, показывающих, что вы никогда не медитировали, книга совершенно правильная — правильная на девяносто девять процентов. И сейчас вы пришли сюда, чтобы узнать о медитации. Вы никогда не медитировали? »

Он смутился, потому что его ученики тоже были там. Я сказал: «Будьте откровенным. Потому что, если вы скажете, что знаете медитацию, я не стану говорить об этом. Вы знаете. В этом нет необходимости. Если вы откровенно скажете — хотя бы раз будьте откровенными  — если вы скажете, что никогда не медитировали, только тогда я смогу вам помочь в медитации». Это была сделка, поэтому ему пришлось признаться. Он сказал: «Да, я никогда никому не говорил об этом. Я прочитал много книг о медитации, все древние священные писания. И я учил других — вот почему я чувствую смущение перед своими учениками. Я учил медитации тысячи людей, я писал о медитации книги, но я никогда не медитировал» .

Вы можете написать о медитации целые книги, но никогда не встретиться с пространство м медитации. Вы можете быть очень убедительными в словах, вы можете стать очень искусными в абстракциях, в умных доводах, но вы можете забыть совершенно, что все то время, пока вы оставались вовлеченными в эту интеллектуальную деятельность, было растрачено впустую.

Я спросил старика: «Как долго вы интересуетесь медитацией?» Он ответил: «Всю свою жизнь». Ему было почти семьдесят. Он сказал: «Когда мне было двадцать, я принял саньясу, я стал джайнским монахом. С тех пор пятьдесят лет я читал и читал, и думал о медитации» .

Пятьдесят лет размышления, чтения и писательства на темы медитации; обучения людей медитации — и при этом сам он ни разу не испытал, что такое медитация!

Так поступают миллионы людей. Они говорят о любви, они знают всю поэзию о любви, но они никогда не любили. Даже если они думали, что любят, они не любили. Их любовь была от головы — не от сердца. Люди продолжают жить, упуская жизнь. Жизнь  ребует храбрости. Нужна храбрость, чтобы быть реалистом, нужна храбрость, чтобы двигаться с жизнью туда, куда она ведет, потому что ее пути не размечены, карты не существует. И нужно идти внеизвестное.

Жизнь можно понять, только если вы готовы идти в неизвестное. Цепляясь за известное, вы цепляетесь за ум, а в уме нет жизни. Жизнь не ментальна, не интеллектуальна, она тотальна. В вашей жизни должна быть тотальность, нельзя просто думать о жизни. Думать о жизни не значит жить. Берегитесь этих «мыслей о … ». Вы продолжаете думать о том и о сем. Есть люди, думающие о боге, есть люди, думающие о жизни, есть люди, думающие о любви. Есть люди, думающие о том и о другом.

Живите своей жизнью, чего бы это ни стоило. Будьте готовы рискнуть ради жизни.

Никогда нет уверенности. В жизни нет страховки, это просто открывание себя, дикое хаотичное раскрытие. Живите вместе с жизнью.

Мы пытаемся обеспечить безопасность множеством разных способов. Брак — это творение человека, любовь же — это часть жизни. Когда вы окружаете любовь браком, возникает безопасность. Но вы пытаетесь сделать то, что сделать невозможно, -любовь невозможно узаконить. Вы пытаетесь сделать невозможное, и если в результате этих усилий любовь умирает — что тут удивительного? Вы становитесь мужем, ваша возлюбленная становится женой. Вы больше не два живых человека, вы два функционера. У мужа есть определенные функции, у жены есть определенные функции: у каждого свои обязанности. И жизнь прекращает течь, она замерзает.

Посмотрите на супругов. Вы увидите двух замороженных людей, сидящих бок о бок и не знающих, что они здесь делают, почему они здесь. Может, им просто некуда идти.

Когда между двумя людьми есть любовь, нечто течет, движется, меняется. Когда между двумя людьми есть любовь, они живут в особой атмосфере, которую всегда разделяют друг с другом. Они чувствуют друг друга, передают друг другу свое существо. Между ними нет стены; их двое, но в то же время и не двое — они едины.

Муж и жена далеки друг от друга настолько, насколько это вообще возможно, даже если они сидят совсем близко друг к другу. Муж никогда не слушает, что говорит жена, он давно оглох. Жена никогда не видит, что происходит с мужем, она давно ослепла. Они принимают друг друга как должное, они превратились в вещи. Они больше не люди, потому что люди — открыты, не уверены, они всегда меняются. Но супруги — это фиксированные роли.

Я не говорю, что не нужно заключать браки, но помните: любовь — это нечто живое. Если она умирает, брак не поможет. И то же самое справедливо во всем в жизни, абсолютно во всем. Вы можете либо пpоживать что-то — но тогда вам придется жить с сомнением, не зная, что произойдет в следующее мгновение, — либо цепляться за уверенность и определенность.

Есть люди, которые стали во всем настолько уверeнными, что никогда не удивляются. Таких людей удивить невозможно. А я здесь для того, чтобы передать послание, которое очень удивительно. Вы не можете поверить в это, я знаю. Вы не можете в это поверить. Но я здесь для того, чтобы рассказать вам нечто совершенно невероятное — что вы боги и богини, вы просто позабыли об этом.

Еще один анекдот.

Гарви Файерстоун, Томас А. Эдисон, Джон Барроу и Генри Форд остановились на сельской заправочной анции зимой по пути во Флориду.
— Нам нужны лампочки для фар, — сказал Форд. — И, кстати, здесь, в машине, сидит Томас Эдисон, а я Генри Форд.
Старый служащий даже не поднял глаз, только с видимым удовольствием сплюнул жевательный табак. — И мы хотели бы купить новую шину, если у вас есть шины Файерстоун, — продолжал Форд. — А вот этот другой парень в машине — сам Гарви Файерстоун.
Тот снова промолчал и начал прилаживать шину к колесу.
— Как поживаешь, старина? — высунул из окна голову с длинной белой бородой Джон Барроу.
Тут старик оживился. Он взглянул на Барроу и сказал:
— Если ты скажешь мне, что ты Санта-Клаус, будь я проклят, если я не разобью тебе череп этим гаечным ключом!

Он не поверил, что в одной машине ехали Гарви Файерстоун, Томас А. Эдисон, Джон Барроу и Генри Форд. А они были друзьями и привыкли путешествовать вместе.

Когда я говорю вам, что вы боги и богини, вы этому не верите, потому что вы совершенно забыли, кто путешествует вместе с вами, кто сидит у вас внутри, кто слушает меня. Забыли совершенно. У вас снаружи навешено столько ярлыков, и вы в них верите — в свое имя, в свою религию, в свою страну-но все это фальшивки! Если вы не знаете себя — не имеет никакого значения, индуист вы, христианин или мусульманин. Эти ярлыки не имеют никакого смысла за исключением того, что их просто удобно использовать. Какая разница — индуист вы, христианин, мусульманин, индус, американец или китаец? Как это помогает вам познать свое существо? Все это неуместно, потому что ваше существо не является индийским, китайским, американским, индуистским, мусульманским или христианским. Ваше существо -это просто чистая есть-ность.

Чистая есть-ность — вот что я называю богом. Если вы постигли свою внутреннюю божественность, вы поняли, что такое жизнь. Если нет — значит, вы пока не смогли разгадать жизнь. Таково мое послание. Вся жизнь целиком постоянно указывает на то, что вы боги.

Вся эта жизнь — это просто тренировка, обучение тому, как вернуться назад домой.

(Из книги «Искусство умирания», беседа 1)
Читать всю книгу ОШО Жизнь, любовь, смех. Превращая жизнь в праздник

  1. Главная
  2. Эзотерика, оккультизм
  3. ⭐️Бхагаван Раджниш (Ошо)
  4. 📚Жизнь, любовь, смех. Превращая жизнь в праздник
  5. Цитаты из книги

Не убегайте никуда. Вместо того чтобы стараться убежать, вложите больше усилий в то, чтобы стать осознанными.

Серьезность почти вошла в наши кости и кровь. Чтобы избавиться от нее, вам потребуются усилия, и будьте начеку — когда увидите что-то смешное, не упускайте возможность.

Никто не обеспечит вам смысл вашей жизни. Это ваша жизнь, и смысл тоже должен быть вашим. Гималаи не помогут. Никто, кроме вас, не может найти его. Ваша жизнь доступна только вам. Только проживая жизнь, вы откроете ее тайну. Первое, что я хочу сказать, — не ищите смысл где-то в другом месте. Не ищите его во мне, не ищите в священном писании, не ищите в умных объяснениях — все эти объяснения далеки от истины, они не объясняют. Они просто заполняют ваш ум, они не дают осознания того, что есть.

лицо, на которое когда-то взглянули впервые. Но ваша жена — это поток, река, она постоянно меняется. Ее лицо изменилось, она стала старше. Река все течет и течет. Новые изгибы появились, тело изменилось. Смотрели ли вы на нее последнее время? Ваша жена так знакома вам, что нет необходимости на нее смотреть. Мы смотрим на непривычное, на то, что удивляет нас, что выглядит необычным. Говорят, что знакомое порождает пренебрежение, порождает скуку.

Знание порождает скуку; вы никогда не воспринимаете то, что хорошо вам знакомо. Вы никогда не смотрите на свою жену. Она рядом долгие годы, и вы совершенно забыли о том, что она существует. Какое лицо у вашей жены? Когда вы смотрели на него в последний раз? Должно быть, вы совсем забыли, как она выглядит. Если вы закроете глаза и станете медитировать и вспоминать, возможно, вы вспомните то ее

Жизнь — это то, что уже случилось и является основой всего, любовь — это самое прекрасное из того, что еще может случиться, а смех — то, что расслабляет, приземляет, возвращает к реальности и придает реальности вкус. Мастер помогает нам вспомнить о том, что жизнь не является настолько уж серьезным и тяжелым делом, каким привыкли ее считать большинство людей, и предлагает взглянуть на нее другими глазами.

Все усилия общества направлены на то, чтобы превратить вас в роботов, превратить вас в машины, в исправно функционирующие механизмы.

Они не вернутся обратно в тюрьму. Они познали свободу открытого неба.

Это взаимный договор. Чем больше вы мертвы, тем больше общество уважает вас. Чем более вы живы, тем больше проблем общество вам создаст. Почему?

они делают вас послушными посредством одобрения.

Ошо

Жизнь, любовь, смех. Превращая жизнь в праздник

Под редакцией М. В. Елинскогои М. В. Колесниковой

ОШО является зарегистрированной торговой маркой и используется с разрешения Osho International Foundation; www.osho.com/trademarks

Жизнь

Жизнь сама по себе не имеет смысла. Она имеет смысл, только если вы можете петь песню вечности, если можете источать некий аромат божественного, благодатного, если можете стать цветком лотоса – бессмертным, вне времени. Если вы можете стать чистой любовью, если можете принести красоту в это бытие, если способны быть благословением для него, только тогда жизнь имеет значение, иначе она бесцельна. Она как чистый холст: его можно нести целую жизнь и умереть под его тяжестью, но для чего? Нарисуйте на нем что-нибудь!

В жизни должен быть найден смысл; смысл не дается готовым. Вам дана свобода, дано творчество, дана жизнь. У вас есть все необходимое, чтобы создать смысл. Все основные компоненты смысла даны, но сам смысл не дан, он должен быть сотворен вами. Вам самим нужно стать творцом. И когда вы сами становитесь творцом, вы творите вместе с Богом, становитесь его частью.

(Из «Книги Мудрости», беседа 17)

Перво-наперво: выпейте чашку чая!

Дзенская притча:

Джошу, мастер дзен, спросил монаха, только прибывшего в монастырь:

– Мы встречались с тобой раньше?

Тот ответил:

– Нет, господин.

Джошу сказал:

– Тогда выпей чашку чая.

Джошу повернулся к другому монаху:

– Мы встречались с тобой раньше?

Второй монах ответил:

– Да, господин, конечно, встречались.

Джошу сказал:

– Тогда выпей чашку чая.

Позже управляющий монастыря спросил Джошу:

– Почему на любой ответ вы предлагаете чашку чая?

Тут Джошу закричал:

– Управляющий, ты все еще здесь?

– Конечно, мастер, – ответил управляющий.

– Тогда выпей чашку чая, – сказал Джошу.

Притча проста, но понять ее нелегко. Так всегда. Чем проще что-то, тем труднее это понять. Для понимания требуется нечто сложное, чтобы можно было анализировать и разделять. Простое не поддается ни анализу, ни делению – делить и анализировать нечего, предмет слишком прост. Самое простое всегда ускользает от понимания, именно поэтому бога нельзя понять. Бог очень прост – он самое простое из всего, что может быть. Мир можно понять – он весьма сложен. Чем сложнее предмет, тем больше пищи для ума. Но когда предмет прост, зацепиться не за что, для ума нет работы.

Логики говорят, что простые свойства вещей невозможно определить. Например, кто-то спросит вас, что такое желтый. Желтый цвет – это такое простое свойство, – как вы его определите? Вы скажете: «Желтый – это желтый». Человек возразит: «Это мне известно, но как определить желтый?» Говоря: «Желтый – это желтый», вы не даете определение, вы просто повторяете одно и то же. Это тавтология.

Дж. И. Мур, один из глубочайших мыслителей нашего века, написал книгу «Принципы этики», целиком посвященную определению добра. Он пытался дать определение добра на протяжении двухсот-трехсот страниц текста, подходя к этому понятию с разных сторон, – а двести или триста страниц Дж. И. Мура равносильны трем тысячам страниц любого другого писателя, – и в конце он пришел к заключению, что добро неопределимо. Его нельзя определить – настолько это простое качество. Когда что-либо является сложным, оно состоит из многих компонентов, и тогда можно определить одно через другое. Если мы с вами находимся в комнате, и вы спрашиваете меня: «Кто вы?» Я, по крайней мере, могу сказать, что я – это не вы. Это станет определением, обозначением. Но если в комнате я один, и я спрашиваю себя: «Кто я?» Вопрос есть, а ответа нет… Как это определить?

Поэтому бог неуловим. Интеллект отрицает его, рассудок говорит «нет». Бог – это простейший знаменатель всего сущего, самый простой и самый главный. Когда ум останавливается, не остается ничего, кроме бога, – как тогда его определить? Он один в комнате. Вот почему религии пытаются разделять – тогда становится возможным давать определения. Они говорят: «Этот мир не то же самое, что иной, Бог – это не мир, Бог не материя, Бог не тело, Бог не желание». Все это способы определения.

Нужно противопоставить одно другому, тогда возможно провести границу. Как провести границу, если соседа нет? Где вы разместите ограду своего дома, если соседей нет? Ограда имеет смысл, когда вокруг соседи, а если рядом никого нет – тогда как поставить ограждение? Бог один – у него нет соседей. Где он начинается? Где он заканчивается? Нигде. Разве можно определить бога? Дьявол был создан только для того, чтобы дать определение богу. «Бог не дьявол», – хотя бы это можно утверждать. Если невозможно сказать, что такое бог, то, по крайней мере, можно сказать, чем он не является: «Бог – это не мир».

Я только что читал книгу одного христианского богослова, который утверждает, что бог – это все, за исключением зла. Этого тоже достаточно для определения. Он говорит: «…все, за исключением зла» и тем самым уже проводит границу. Он не осознает, что если бог – это все, тогда откуда появляется зло? Должно быть, оно исходит из всего. В противном случае есть какой-то другой источник существования, кроме бога, и этот источник становится равным богу. Тогда зло невозможно уничтожить – у него есть собственный источник существования. Ведь получается, что зло не зависит от бога, тогда как бог может его уничтожить? Бог его не уничтожит. Если зло уничтожено, богу невозможно дать определения. Чтобы определить бога, надо, чтобы дьявол всегда находился рядом. Святые нуждаются в грешниках, иначе первые не смогли бы существовать. Как узнать, кто является святым? Каждому святому рядом необходимы грешники – эти грешники проводят границу.

Прежде всего, надо понять, что для понимания доступны только сложные вещи, простые – нет. Простая вещь – сама по себе, она единична. Эта дзенская притча о Джошу очень проста. Она настолько проста, что ускользает от вас. Вы пытаетесь поймать ее, ухватить, а она ускользает. Она так проста, что ваш ум не может думать о ней. Попытайтесь ее почувствовать. Я не говорю, понять, – потому что вы не можете понять ее. Постарайтесь ее почувствовать – и тогда вы обнаружите в ней много смыслов. Если же вы будете пытаться понять ее, ничего не выйдет – весь рассказ покажется абсурдным.

Джошу увидел одного монаха и спросил: «Мы встречались с тобой раньше?» Тот ответил: «Нет, господин, этого не может быть. Я пришел впервые, я посторонний – вы не могли видеть меня раньше». Джошу сказал: «Тогда выпей чашку чая». Потом он спросил другого монаха: «Я видел тебя раньше?» Монах ответил: «Да, господин, должно быть, вы видели меня раньше. Я всегда был здесь, я не посторонний». Этот монах, должно быть, был учеником Джошу, и Джошу сказал: «Хорошо, тогда выпей чашку чая».

Читать дальше

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ошибка сценария хром
  • Ошибка сценария хамачи виндовс 7
  • Ошибка сценария строка 16 символ 32115
  • Ошибка сценария скрипт эррор
  • Ошибка сценария симс 4 раковина