Основные этапы работы над сценарием кдп

Работа по теме: Книга по режессуре. Глава: 2.2. Основные этапы работы над сценарием культурно-досуговой программы. ВУЗ: БГУКИ.

Создание сценария
культурно-досуговой программы – это
сложный, многоступенчатый творческий
процесс, включающий в себя как период
накопления информационно-содержательного
материала, формирование авторского
замысла, так и непосредственное написание
этой формы драматургического произведения.
Этапы работы над сценарием отражают
последовательность работы, организуют
и упорядочивают творчество сценариста.

Творчество
сценариста, как отмечалось в предыдущем
разделе, начинается с определения
замысла как системы его художественных
утверждений и оценок, эмоционально-ценностных
ориентаций, отраженной в теме и идее.

Не следует забывать,
что характер сценария культурно-досуговой
программы предполагает, что автор
выступает не только в качестве сценариста,
но и режиссера-постановщика, т.е.
литературная и режиссерская линии
взаимодополняют друг друга, что находит
свое отражение в основных этапах работы
над сценарием.

Первый этап
«открытия», реализации замысла –
создание сценарного плана.

Сценарный план
– это структурно-драматургическая
основа, набросок композиционного
построения сценария с определенным
автором идейно-тематическим замыслом
и характеристикой аудитории. Это –
общее
видение

будущей досуговой программы, ее основных
эпизодов, номеров внутри эпизода и
характер их чередования.

Графически сценарный
план сценарный план представляет собой
следующую конструкцию:

  1. Название досуговой
    программы

  2. Форма программы

  3. Характеристика
    аудитории

  4. Место и время
    проведения

  5. Композиционное
    построение сценария

I.Экспозиция
(краткое описание)

II.Завязка.
Эпизод 1. (название эпизода, отражающее
его тему)

    1. Название номера

    2. Название номера

    3. Название номера

III.Основное
действие (состоит, как правило, из 3-4
эпизодов)

Эпизод 2(название
эпизода, отражающее его тему).

2.1. Номер

2.2. Номер

2.3.Номер

Эпизод 3(название
эпизода)

3.1. Номер

3.2. Номер

3.3.Номер

И далее по
количеству эпизодов

IV.Кульминация.
Номер

V.Финал.
Номер.

В качестве примеров
сценарных планов представлены зачетные
и экзаменационные работы студентов
кафедры менеджмента СКД, а также
слушателей института повышения
квалификации и переподготовки кадров.
(см. приложение 2.). Подробно характеристика
композиционных элементов сценария
изложена в следующем разделе пособия.

Нетрудно сделать
вывод, что сценарный план – не что иное,
как обобщенное выражение композиционной
структуры досуговой программы, в котором
отчетливо проступает конструктивная
мысль автора. Дальнейшие этапы творческого
процесса призваны обеспечить непрерывность
развития драматургического действия.
Отметим также, что при последующих
этапах сценарной работы закономерно
наличие существенных корректив,
связанных, в первую очередь, с литературным
оформлением материала.

Следующий этап –
написание литературного сценария.

Литературный
сценарий

подробная литературная разработка
идейно-тематического замысла с полным
текстом, описанием места и времени
действия, сценографии, музыкального и
светового оформления, сюжета
хореографических и пластических
композиций, иных средств художественной
выразительности.

На этом этапе
уточняется общая структура и динамизм
драматургического действия, темпо-ритм
программы.

Заключительный
этап сценарной работы – составление
монтажного листа или рабочего сценария.

Монтажный лист
представляет собой режиссерскую
партитуру культурно-досуговой программы,
в которой точно расписаны все компоненты
каждого эпизода и номеров внутри эпизода,
а также выразительные средства их
обеспечения. Это – конечное, интегрированное
выражение всех предшествующих этапов
сценарной работы. Без большой
предварительной работы не может быть
четкого, а самое главное – реально
осуществимого монтажного листа.

В графическом
изображении монтажный лист – это
таблица, состоящая из следующих граф:

  1. Номер по порядку.
    Нумерация необходима при проведении
    монтировочных репетиций, когда все
    службы постановочной части в общении
    между собой пользуются цифровыми
    обозначениями

  2. Эпизод. Его название
    должно точно соответствовать названию
    в литературном сценарии.

  3. Занавес.

  4. Номер и исполнитель
    (ли).

  5. Содержание текстов,
    звучащих со сцены или за сценой (тексты
    ведущих).

  6. Микрофоны.

  7. Музыкальное и
    звуковое сопровождение

  8. Свет.

  9. Видеоряд (кино-,
    видеоматериалы, мультимедийные
    презентации и т.п.).

  10. Сценография
    номера.

  11. Бутафория и
    реквизит.

  12. Хронометраж
    номера.

  13. Примечания.

Монтажный лист
как режиссерская партитура, в которой
содержатся задания всем службам во
время проведения культурно-досуговой
программы, необходим тем, кто обеспечивает
ее техническое сопровождение, а именно
звукорежиссеру, режиссеру по свету
(осветителям), режиссеру по видео,
помощникам режиссера, рабочим сцены.

При сложном световом
решении номера к монтажному листу может
прилагаться световая партитура. П.А.Гуд
предлагает следующий формат световой
партитуры:

п/п

Сценическое
действие (эпизод, номер)

Реплика
или сигнал на включение

Объект
освещения

Название
прибора или световой программы, цвет

Направленность
и изменение освещения

А.Д.Жарков
и В.М.Чижиков авторы учебного пособия
«Культурно-досуговая деятельность»
расширяют творческий процесс работы
над сценарием культурно-досуговой
программы и вычленяют ее следующие
этапы:

1.
Отклик на «социальный заказ»
общества, сбор и поиск материала.
2.
План творческой деятельности. Определение
тематической основы будущего сценария,
изучение предполагаемой аудитории,
постановка педагогических задач.

3.
Кристаллизация плана, обрастание
содержательным материалом, поиск
дополнительных фактов, уточнение
событий, явлений, поиск реальных героев
и работа с ними и над документами.

4.
Творческие импровизации и вариации при
отборе художественного материала.
5.
Выбор формы, обоснование конфликта,
поиск сюжета или сюжетного хода, образной
выразительности.

6.
Работа над композицией сценария, отбор
приемов активизации зрителей, постановка
и поиск решения организационных вопросов.

7.
Доработка и реализация замысла в одной
из форм сценарной записи.

8.
Окончательный отбор выразительных и
изобразительных средств для воплощения
замысла.

Вопросы для
самопроверки

    1. Что входит в
      состав сценарного плана как
      структурно-драматургической основы
      культурно-досуговой программы?

    2. Охарактеризуйте
      литературный сценарий как подробную
      разработку драматургического действия.

    3. Что определяет
      монтажный лист как режиссерскую
      партитуру досуговой программы?

Литература

  1. Гуд,
    П.А.
    Тэхналогія
    стварэння свята: вучэб. дапам. / П.А.Гуд.
    – Мн.: Бел. дзярж. ун-т культуры і
    мастацтваў, 2008 – 224 с.

  2. Жарков,
    А.Д.

    Культурно-досуговая деятельность:
    учеб. пособие / А.Д.Жарков, В.М.Чижиков.
    – М.: МГУК, 1998. – 461 с.

  3. Марков,
    О.И.

    Сценарно-режиссерские основы
    художественно-педагогической деятельности
    клуба: учеб. пособие / О.И.Марков. – М.:
    Просвещение. – 156с.

  4. Тихомиров,
    Д.В.
    Беседы
    о режиссуре теартализованных представлений
    / Д.Б.Тихомиров. – М.: Сов. Россия, 1977 –
    128 с.

  5. Чечетин,
    А.И.
    Основы
    драматургии: учеб. Пособие для вузов
    культуры и искусств /А.И.Чечетин. – М.:
    МГУКИ, 2004. – 148 с

  6. Шпагин,
    В.А.
    Основные
    этапы работы над сценарием: учеб.-метод.
    разработки / В.А.Шпагин. – Куйбышев:
    Куйб. гос. ин-т культуры, 1980. – 52 с.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Определением понятия «сценарий» и его разработкой занимались такие авторы как: Марков, Гагин. Генкин. Руденский. Еременко и др.

Генкин и Руденский рассматривают сценарий, как синтез художественно- и психолого-педагогической программ.

Марков определяет сценарий как художественную программу педагогического воздействия, решающую конкретные педагогические задачи.

Процесс создания сценария КДП трудоемкий. Работа над ним начинается с замысла. Замысел несет в себе логику сценария будущей программы. Здесь отчетливо должны быть видны, как общий смысл – тема, идея, содержание, форма, — так и его отдельные события, конфликт. Замысел начинается с выработки логически-чувственного авторского отношения к поднятой проблеме.

Компоненты замысла:

Тема-проблема. Проблема – коренной вопрос художественного произведения, лежащий в основе конфликта и разрешаемый (или не разрешаемый) всем ходом его произведения. При написании сценария точное определение проблемы, острая ее постановка и решение яркими художественными средствами – залог успеха будущего произведения.

Определенность и ясность выбранной темы КДП неразрывно связанно с идеей – основной вывод, мысль, оценка изображаемых событий. Идея не декламируется, а передается через действие и поступки образов сценария.

Идея-сверхзадача, всегда эмоциональна.

Сценарно-режиссерский ход – это стержень, соединяющий все эпизоды, увлекательный ход, который поможет удержать интерес зрителей до конца программы. Должен проходить от начала до конца. В нем должен быть проработан конфликт.

Замысел обусловлен следующими факторами: адресатом, участниками, сценой, временем действия, структурой, видом программы.

Еременко выделяет три этапа замысла:

1.     Зарождение.

2.     Развитие. Поиск сюжетного хода, выразительной композиции.

3.     Оформление замысла.

Марков выделил шесть этапом работы над сценарием:

1.     Выбор и анализ темы.

2.     Анализ проблемы.

3.     — Разработка сценических заданий, блоков.(блок это совокупность эпизодов)

— Разработка сценических заданий, эпизодов.

— Разработка сценических заданий, единиц сценической информации (это художественные компоненты: песня, стихи, танец и пр.).

4.     Разработка замысла сценария в целом:

           — разработка замысла первого, второго блоков и т. д.

           — разработка замысла первого, второго эпизодов;

5.     разработка сюжета сценария в целом:

           — разработка сюжета каждого блока;

           — разработка сюжета каждого эпизода;

           — разработка сюжета единиц сценической информации.

6.     Отбор художественных средств. Монтаж единиц сценической информации, монтаж эпизодов, блоков.  

На каждом этапе работы над сценарием появляется необходимость сбора нового материала – «фактов жизни». Проблема отбора фактов, умение увидеть и понимать характер единичного факта играет большую роль в сценарном творчестве.

Как считает Руденский, отбор документального материала для формирования информационно-логической стороны сценария требует учета следующих требований:

1)    социальная значимость факта;

2)    конкретность фактического материала;

3)    своевременность;

4)    соответствие материалу информационным потребностям аудитории;

5)    новизна и содержательность;

6)    достоверность и убедительность.

Немаловажную роль в разработке замысла играют факторы, которые его обуславливают:

1.     Адресат. Кому адресовано задуманное мероприятие. Любая культурно – досуговая программа предполагает определенную аудиторию. Принцип «все для всех» не оправдывает себя, поскольку круг интересов аудитории неоднороден.

Определение адресата культурно – досуговой программы – обязательный компонент замысла. Расчет на определенную аудиторию помогает и в отборе выразительных средств.

2.     Участники. Сценарист задумывает культурно – досуговую программу в расчете на определенных участников. Изучение материала, в этом случае, начинается с состава участников, кандидатуры которых предварительно согласовываются. Важно подготовить все с таким расчетом, чтобы не получилось неосуществимых сцен, невыполнимых заданий и в то же время максимально использовать творческие возможности выступающих.

3.     Место. В описательной части дается предварительное решение сценической площадки, а если их несколько, то каждой в отдельности. Описание места проведения послужит отправным пунктом для работы художника.

4.     Время. Нужно точно знать время проведения и регламент. Часто это требование нарушается и от этого страдает зрительское восприятие. нужно уметь вовремя ставить точку.

5.     Вид.Жанр. Жанр – это вид КДП. Специфических свойств его формы и содержания. Устойчивая форма организации художественного произведения. Жанр – важнейший компонент замысла будущего мероприятия. Жанр в теории КДД, в отличие от эстетической категории (в эстетике – драма, трагедия, комедия и т.д.) отождествляется с понятием вид программы. Сценаристу хорошо освоить жанровую (видовую) специфику базовых моделей КДП: конкурс, концерт и т.д.

Итак, создание сценария – это трудный и многоэтапный процесс. Каждый сценарист имеет свою технологию, которая вырабатывается в процессе практики. но если он не будет опираться на основные требования к написанию сценария, которые мы изложили в своём ответе, фундамент его «архитектурного проекта» окажется непрочным и его неменуемо будет ждать неудача. Так например…(примеры.)

Тема 8.2. Сценарный замысел в культурно-досуговой программе

1. Сценарный замысел в культурно-досуговой программе
2. Структура сценарного замысла

3. Формы сценарной записи

4. Этапы работы над замыслом культурно-досуговой программы

Драматургической формой культурно-досуговой программы является – сценарий – подробное литературное описание действия, предназначенного для постановки на сценической площадке, на основе которого создается праздник, массовое зрелище, игровая или какая-либо иная программа.

Сценарный замысел – представляет собой задуманное автором (сценаристом, режиссером) построение программы, включающий в себе разработку основной мысли (темы, идеи) и элементы творческого процесса ее воплощения.

Структура сценарного замысла:

А) в основе сценарного замысла лежит определение темы – круг вопросов, о чем хочет поведать автор? О чем хочет рассказать зрителю?

Б) определение идеи, постановка проблемы, требующей ответа на вопрос «что я хочу сказать зрителям?» Какое отношение у зрителя сформируется от увиденного и услышанного?

Тема и идея составляют идейно-тематический план замысла КДП. Это тот стержень, который крепко держит основной смысл сценария КДП в одном русле.

В) Следующая важная конструктивная деталь замысла – содержание иформа.

Существует широкое разнообразие форм: театрализованные представления, праздники, концерты, литературно-музыкальные композиции, игровые и конкурсные программы и т.д. Выбранная форма предстоящей кдп активно влияет на отбор содержания.

Например, литературно-музыкальная композиция предполагает включение в канву сценария произведений художественной литературы – поэзии, прозы, публицистики, документальных материалов, инструментальной музыки, хорового и сольного пения. Конкурсно-игровая программа состоит из конкурсов и игр, отобранных в соответствии с темой. Концерт из эстрадных номеров.

Г) Композиция – следующий этап работы автора над замыслом сценария программы. Драматический конфликт в кдп, построенные на выборе и столкновении героев, движет развитие сюжета. Природа конфликта в кд программах многообразна, и борьба героев развертывается через столкновение идей, мировоззрений, мнений, характеров. Поиск и нахождение сюжета и сюжетного хода, композиционного хода, композиционного построения конкретизирует решение замысла.

Пока содержание художественно-творческого процесса не закрепится в соответствующей материальной форме – сценарии замысел будет существовать лишь в воображении автора.

Формы сценарной записи:

Сценарный план – набросок композиционного построения сценария с разработанной темой, идеей, характеристикой аудитории;

Либретто – более развернутое, чем сценарный план, короткое содержание театрально-музыкально-вокального произведения;

Литературный сценарий – подробная литературная разработка идейно-тематического замысла с полным текстом, описанием действующих лиц, музыкальным оформлением, использованием технических служб;

Режиссерский сценарий – развернутый план литературного сценария с точным указанием сценической площадки, конкретным использованием технических служб, расписанной светозвуковой партитурой, с указанием времени, мизансцен, исполнителей, литературных текстов и организационных моментов.

Вывод:Любое массовое зрелище или камерная программа, эстрадное представление начинаются с творческого замысла, в котором в образной художественной форме находят отражение глубоко-осмысленные автором отдельные факты или целые явления социальной и частной жизни человека и общества.

Рекомендуемая литература

1. Андречук А.М. Школа сценарного мастерства: Учеб. пособие. – Барнаул, 2003.

2. Культурно-досуговая деятельность: Учебник для вузов/ Под науч. ред. А.Д. Жаркова, В.М. Чижикова. – М.: МГУК, 1998.

3. Чечетин А.И. Искусство театрализованных представлений. – М.: Сов. Россия, 1988.

4.Шароев И.Г. Режиссура эстрады и массовых представлений: Учебник для студентов высших театральных учебных заведений. – М.: Просвещение, 1986.

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение сценарному замыслу

2. Раскройте структурные элементы сценарного замысла культурно-досуговых программ

3. Назовите формы сценарной записи

4. Перечислите этапы работы над замыслом культурно-досуговой программы

Источник

Драматургия массового праздника

В статье даются особенности драматургии массового праздника на примере Масленицы, определяются основные требования к сценарию, сравниваются масленичные мероприятий, рассчитанные на разные группы зрителей. Статья будет интересна студентам вузов культуры и режиссерам массовых представлений и праздников.

Сегодня все большую востребованность имеют праздники, основанные на традициях. Театрализация массового действа подразумевает исследование обрядов, осмыслениесоциально-психологическихкорней праздника. В народном празднике исключены элементы случайности при постановке. Массовый праздник не может быть намечен и проведен по желанию организаторов, он, как правило, подчинен календарному ритму жизни либо проводится тогда, когда в широкой массе людей существует потребность именно в этом, а не в другом праздничном действе, иными словами, когда назрела определённая праздничная ситуация.

Народные праздники и обряды являются значимой и неотъемлемой частью многовековой духовной культуры любого народа. Праздники задолго до появления христианства были напрямую связаны с циклами природы: летнее и зимнее солнцестояние, весеннее и осеннее равноденствие, встреча и проводы времен года, сев, сбор урожая, и т. д. Именно в народной традиции реализуются художественная активность человека, его эстетические вкусы. В процессе праздника осуществляется концентрация художественного творчества и культурной жизни. Его проведение охватывает архитектурное и декоративное оформление театрализованных действий, поэзию и прозу, драматургию, музыкальные мероприятия, зрелища, процессии, народные гуляния, конкурсы, состязания и т. д. Иными словами, составляющая праздника очень многообразна.

Какие-то детали народных праздников забыты и стерлись из памяти, не сохранившись до наших дней. Многие обычаи даже не стоит реконструировать, потому что они несли совершенно иную смысловую нагрузку, ненужную современным людям. В наше время важно сохранить дух народного празднества, стилизовать обычаи и обряды.

Культура народного праздника способствует воспитанию как каждой личности, так и всего коллектива участников, не только расширяет кругозор их, но и создает условия для самовыражения, самореализации людей. Праздник улучшает настроение, способствует творческому проявлению, позитивному эмоциональному всплеску. Народный праздник позволяет раскрыть истинные творческие устремления людей, ведь здесь каждый человек и исполнитель, и творец, и участник, и судья всего увиденного и услышанного. Народный праздник — это определенный отрезок жизни, имеющий свои формы поведения человека в коллективе, которые обусловлены как традициями, обычаями, так и ритуалами, церемониями и обрядами.

В старину не было деления на артистов и публику, каждый участник был задействован. Не одобрялось состояние пассивности. Праздник являлся социальным механизмомукреплениянациональной сплоченности.

Современный массовый праздник — это дополнительный день отдыха, отмеченный в календаре. Он делится на организаторов, ведущих, артистов и зрителей, которые, по сути, сторонние наблюдатели праздничного действа. В современных праздниках сохранилась обрядовая составляющая, но если раньше обряд обладал особым сакральным смыслом, то сегодня он часть народной культуры, вписанный в сценарий праздника.

Сценарий — это подробнаялитературно-режиссерскаяразработка содержания театрализованного праздничного действия. Сценарий в строгой последовательности и взаимосвязи излагает все, что будет происходить на массовом празднике, раскрывает тему, идею, показывает авторские переходы от одной части действия к другой, вписывает в действие используемый художественный материал, предусматривает средства повышения активности участников, оформление и специальное оборудование всех площадок действия. Таким образом, сценарий массового театрализованного праздника является комплексным понятием, синтезирующим работу драматурга, режиссера, художника, композитора, организатора.

Существенной составляющейсценарно-драматургическойосновы массовых зрелищ является игровой характер композиции

Наряду с театральной драматургией развивается сценарная драматургия праздника, которая предполагает конструирование действия персонажей по определенной логике, сюжету, отличающемуся определенным конфликтом. Культурный смысл сценарной драматургии возникает через образы и действия, цель которых — духовно-нравственноевлияние на зрителя.

Разбирая любой праздник, мы должны найти в нем ключевые моменты. В обряде кульминацией является ритуальная часть, радикоторой и вершится сам обряд, а в празднике — театрализованное зрелище, котороераскроет его сущность.

Основные признаки массового театрализованного праздника:

 зрелищность,

 синтетичность,

 экспрессивность,

 идейно-художественнаяцелостность.

Способ построения сценария — монтажный. Характер конфликта — взаимодействие и диалогичность побочных тем, мотивов, ведущих к основной авторской мысли.

Способ существования исполнителей на сцене — актерский, но не по типу проживания в образе, а по типу представления: актер представляет образ.

В массовом театрализованном представлении главное выразительное средство — это калейдоскоп красок, цветов, звуков, то есть всех видов искусств, применение самых разных сценических и технических средств.

Само соединение различных явлений в единую монтажную структуру конфликтно по своей сути, обладает определенной возможностью возникновения противоборствующих сил. В результате этой борьбы сплавляется единая монтажная структура, дающая в конечном итоге новое качество драматургию, основой которой является не традиционное действие и контрдействие, приводящее к конфликту, а некая диалогичность различных тем и жанровых разновидностей.

Сценарий массового театрализованного праздника представляет собой не литературный монтаж, не набор сценок или куплетов, не чередование стихов, песен и прозы, а построенный по определенным правилам текст.

  1. Вся документальная, основанная на фактах, информация представления должна осуществляться в художественной форме, не подчеркиваться в виде поучений, уроков, нотаций. Следует также избегать простого перечисления фактов и событий.
  2. В сценарии надо логично объединить разные виды искусств, осуществить «слияние» документального и художественного материала для наиболее эмоционального воздействия на зрителей.
  3. Исполнители ролей в представлениях должны обладать универсальными творческими способностями, т. е. уметь петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах (по возможности), использовать различные приемы активизации зрителей.

Сценарий праздника должен отвечать на два важнейших вопроса: «о чем?» — это тема, и «для чего?» — это идея.

Тема — это круг жизненных явлений, отобранный и освященныйв сценарии с определённых мировоззренческих позиций. Идея — это не просто главная мысль, это призыв. Идея сценария имеет волевой вектор, направленный на определенное изменение общественной жизни, общественного настроя [2, c. 20].

Тема и идея неразрывно связаны друг с другом и вместе составляютидейно-тематическуюоснову сценария.

Действие массового зрелища, представления лишено прямой последовательности и содержит в себе отступления, остановки, задержки, возвращения событий, переключение словесного материала на пластический, от пластического — к музыке, от музыки — к слову и т. д. Поэтому сюжет излагается в свободной драматургической структуре, где остановки действия приобретают большое значение.

Своеобразие сюжетного хода в сценарии массового праздника состоит в том, что он обязательно должен быть образным, зрительным, отвечающем одновременно замыслу сценариста и режиссёра. Поиски такого хода являются специфичными для сценариста и режиссёра массового действия [4, c. 106]. Заданный драматургический ход, двигающий развития сюжета, является основным связывающим моментом при монтаже эпизодов сценария, он как бы показывает всё действие. При этом патетика может чередоваться с комическими моментами, трагическое со светлым, радостным. Это находит выражение в специальном подборе художественного материала. В сценарии друг за другом могут идти песни, танец, отрывок из спектакля,кинофрагмент, они чередуются с публицистическими выступлениями, массовыми действиями участников.

В сценарии нужна экспозиция, т. е. ввод в действие короткого рассказа о событиях, предшествующих возникновению конфликта, вызывающих его. Экспозиция в сценарии обычно перерастает в завязку. Экспозиция и завязка должны быть предельно чёткими и лаконичными. Они несут большую психологическую нагрузку.

Следующая часть композиций — основное действие, т. е. изображение процесса борьбы и её переплетений, цепи событий столкновений, в которых решается конфликт. Эта часть сценария должна подчинятся следующим основным требованиям:

1) Строгая логичность построения темы.

2) Нарастание действия.

3) Законченность каждого отдельного эпизода.

4) Конкретность построения.

Действие обязательно должно быть подведено к кульминации, т. е. к наивысшейточки в развитии действия.

После кульминационного момента должна следовать развязка, финал действия.

Отдельно хочется сказать о месте проведения массового праздника. Если проведение праздника планируется на какой-либо площади или, в каком угодно парке либо сквере, в первую очередь надо прийти на это место. Следует окунуться в атмосферу той местности, прочувствовать ее атмосферу, осмотреть ландшафт, архитектуру зданий, окружающих это место, прочувствовать это место изнутри. Прийти утром, днем и вечером посмотреть, как место освещается солнцем в разное время суток. Любая постройка, каждое дерево, пролетающие птицы, одним словом, все, что находится в этой местности, нужно задействовать в своей постановке, и это все должно играть.

Все, что окружает театр, работающий под открытым небом, — земля и водное пространство, воздух и деревья, архитектурные сооружения и зрители — все это обычно «задействуется» в представлении, все играет и живет в представлении в предлагаемых обстоятельствах спектакля [8].

С этой точки зрения массовый праздник на основе обрядов представляется наиболее интересным.

Рассмотрим сценарную драматургию праздника, его сюжетно-образную концепцию и историческое развитие от языческих времен до наших дней на примере Масленицы. Этот праздник — своеобразный атрибут русской культуры; не случайно танцевальный номер «Масленица» был включен в церемонию открытия Зимних Олимпийских игр в Сочи в 2014 году.

Пожалуй, нет в России человека, который не знал и не любил бы Масленицы. Этот праздник никогда не уходил из жизни народа. Масленица оказалась неподвластна времени, капризной моде, идеологическому прессингу, запретам и пр. [5, c. 638].

Обрядовая часть Масленицы построена по драматическим принципам; прослеживается глубокая конфликтность, действенность [7, c. 340]. И в этом смысле, в разные эпохи праздник выглядел по-разному: в языческой Руси неотъемлемой частью праздника было ряженье — надевали маски, медвежью шкуру как защиту от злых духов. Театрализации в современном понимании у древних славян не было, под театрализацией понималось совершение обряда — действа, в котором светлая и темная стороны вступали в конфликт. Кульминацией обряда было сжигание чучела Зимы-Марены.

Опять же, все народные масленичные забавы и гулянья не следовали специальному сценарию, праздник был подчинен обычаям и приметам: катание с гор для хорошего урожая, смотры молодоженов, кулачные бои как демонстрация силы и выплеск энергии, и, конечно же, традиционное изобилие в еде, опять же имеющее под собой сакральную основу — движение пищи: чем больше съешь сегодня, тем больше уродится завтра.

Поначалу архаичные обрядовые действа Масленицы, затем — хороводные игрища и скоморошьи забавы содержали элементы, свойственные драматургии как виду искусства: диалогичность, драматизация действия, разыгрывание его в лицах, изображение того или иного персонажа (ряженье). Но, поскольку понятие «драматургия» предполагает авторство и профессионализм, то вышеописанные народные обрядовые действа нельзя считать драматургией. Лишь позднее, уже в XX веке, когда отдельные авторы начали прописывать сценарии, включая в них старые элементы народных обрядов и ритуалов, и внося что-то новое, состоялась сценарная драматургия праздника.

На основной сценической площадке разыгрывалось театрализованное представление с участием таких персонажей, как Зима и Весна, теща и зять, Петрушка и городовой, и других известных героев из русских народных сказок. Но первоначальная, языческая, суть праздника была утрачена. В постсоветский период Масленица вновь становится светлым и радостным ежегодным всенародным праздником — по образу и подобию традиционных европейских масленичных карнавалов. На площади города работает веселый «масленичный городок», в котором непрерывно идут концерты, народные увеселения, игрища, состязания с призами, продают блины и прочую масленичную снедь [3, c. 18]. К разработке сценария театрализованной программы и ее режиссуре, в основном, подходят с особым вниманием — сохраняется главный художественный образ праздника, его обряды, традиции, обычаи, ритуалы. Соблюдается его форма и содержание. В настоящее время Масленица — это массовое театрализованное празднество, основанное на фольклорных традициях, сочетающее в себе дух старины и явления новизны. Все это делает праздник историческим и современным одновременно.

Говоря о драматургии праздника, мы, конечно, не имеем в виду драму как род литературы, о чём уже говорили выше. В сценарии праздника присутствуют элементы драматургии, в частности, в его основе лежит действие, источником которого является конфликт. Сценарий праздника также подчиняется законам драматургии. Тем не менее, сценарий праздника и театрализованного представления «строится на иных началах, чем пьеса для театра или даже сценарий художественного игрового фильма. Его публицистическая задача обычно предполагает изображение значительных социальных событий не через частный конфликт конкретных героев, а по принципу эпического отражения социального конфликта в его масштабном значении. Это ничуть не противоречит тому, что носителями крупномасштабных социальных конфликтов в сценариях массовых представлений выступают конкретные исторические герои, конкретные, порой хорошо известные зрителям люди» [1, c. 137].

Когда речь идет о народных праздниках, сценарная драматургия неизбежно содержит в себе традиционную, ритуально-обрядовую основу русской народной праздничной культуры.

Сравним три разных сценария Масленицы: в детском саду, на городской площади в российском городе и за пределами России в среде русскоговорящих людей.

Цели у всех трех мероприятий разные. Так, проведение детской Масленицы ставит своей целью познакомить детей с русскими народными обычаями. Диалоги, как правило, выстроены в стихах, в доступной форме рассказывается о традициях, обязательно присутствует героиня праздника — румяная барыня-Масленица, в сценарий включены игры, загадки, в конце праздника (который обычно проходит в детском саду или в начальной школе) детей ждет праздничное угощение с блинами.

Остро стоит вопрос — сжигать или не сжигать Масленицу. За каждой традицией обычно изначально стоит какое-то символическое значение. Чучело Масленицы представлялось средоточием плодородия и плодовитости, и ритуалы его проводов должны были сообщить это плодородие земле: пепел от чучела, или само растерзанное чучело, раскидывали по полям [6, c. 84]. В настоящее время это действие имеет развлекательное значение, и далеко не во всех семьях детям объясняется суть обряда, который не знают и не все взрослые. Задача сценариста детского праздника, во-первых, рассказать о символическом значении этой традиции, предложить детям участвовать в нем добровольно, спросить, есть ли у них какие-то опасения или вопросы. Ориентируясь на реакцию детей, на то, есть ли у них интерес или больше опасений, можно уже принять решение, проводить ли этот обряд или, может, стоит ограничиться рассказами о том, как праздновали масленицу в древние времена. Главный же акцент праздника надо сделать на неизбежном наступлении весны, главные герои — сказочные существа: Весна, Зима, Леший, Баба-Яга, Скоморохи, которые ведут с детьми активный диалог, вовлекают детей в активные игры.

Совсем иное — праздник масленицы в городе. Обычно на площади сооружается сценическая площадка для развлекательной программы. По сторонам сцены установлены «снаряды» для конкурсов: столб для лазания за призами; бревно-бум, на котором будут биться мешками с сеном; колья (свайки) для забивания их в землю специальной битой и др. Рядом с площадью, где проводится Масленица, могут работать торговые «точки»: блинная, квасная, пирожковая, чайная, сувенирная, книжная, кондитерская, кофейная и т. п. Это антураж. Сценарий же городского мероприятия предполагает интерактив. Праздничная программа на сцене должна чередоваться с активными играми: ведущие праздника должны выходить «в народ». Городское празднество, пожалуй, больше всего напоминает масленичные гулянья старины, когда не разбирались в истоках традиции, а праздновали, потому что «так положено». В сценарий надо обязательно включить и масленичный поезд, и хороводы, и катание с горок, и сожжение чучела Масленицы. Городская Масленица длится как положено — целую неделю, либо пик веселья приходится на выходные, поскольку современные люди в будни все-таки ходят на работу.

В программу можно включить конкурсы частушек, хоккейные и конькобежные турниры, катание с ледяных гор и на лошадях, состязание силачей, канравал ряженых, выставки-ярмарки народного ремесла.

Наконец, рассмотрим празднование Масленицы за рубежом, в среде русской диаспоры. Для соотечественников этот праздник играет важную роль, так как это не просто повод повеселиться, но и еще одна возможность передать знания подрастающему поколению об истории русского народа, его традициях и обычаях. Разумеется, что в сценарии в виде сценок, игр, песен рассказывается о масленичных традициях. Пожалуй, здесь праздник имеет элементы шоу, ведь соотечественники являются носителями двух культур и иногда о русской культуре знают немного. Справедливо заметить, что порой российская молодежь знает о русской культуре порой еще меньше. Тем не менее, за рубежом в честь праздника проводятся карнавальные шествия с ряжеными и маскарадами. Организуются масленичные городки со сценой, местами продаж еды (конечно, блинов) и сувенирной продукции, аттракционами.

Сегодня мы становимся свидетелями процесса возрождения масленичных традиций как в России, так и в общинах российских соотечественников в других странах. Потребность праздновать Масленицу в современном обществе действительно существует, а вот профессионалов в этой сфере, людей, которые могли бы грамотно рассказать, как праздновалась традиционная Масленица сто-двести лет назад — единицы. Тем важно развивать умение писать сценарии массового праздника на основе народных традиций и обрядов.

Литература:

  1. Аль Д. Н. Основы драматургии: Учебное пособие. — 4-е изд. — СПб.: СПбГУКИ, 2005. — 137 с.
  2. Андрейчук Н. Основы профессионального мастерства сценариста массовых праздников: Учебное пособие. — М.: ВЦХТ («Я вхожу в мир искусств»), 2014. — 160 с.
  3. Арутюнов С. А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М., 1989. — 160 с.
  4. Генкин Д. М. Массовые праздники: учеб. пособие / Д. М. Генкин. — Москва: Просвещение, 1975. — 256 с.
  5. Некрылова А. Ф. Русский традиционный календарь на каждый день и для каждого дома. — СПб.: Издательская группа «Азбука-классика», 2009. — 767 с.: ил.
  6. Пропп В. Я. Русские аграрные праздники. — СПб.: Терра — Азбука, 1995. — 176 с.
  7. Свечникова О. Б. Эволюция сценарной драматургии в русской народной праздничной культуре [Текст] / О. Б. Свечникова // Молодой ученый. — 2012. — № 2. — с. 338–341.
  8. Силин А. Д. Площади — наши палитры. — М.: «Советская Россия», 1982. — 184 с.

СХЕМА ПОСТАНОВОЧНОГО ПЛАНА ТЕАТРАЛИЗОВАННОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

Томик_Талантов
все записи автора ВНИМАНИЕ. Во вложенном файле всё всё тоже самое, только с очень важной таблицей.

ПОСТАНОВОЧНЫЙ ПЛАН – форма фиксации элементов режиссерского замысла, т.е. режиссерская разработка, либо режиссерская экспликация.

I. ВСТУПЛЕНИЕ (МОТИВИРОВКА ВЫБОРА ТЕМЫ ТЕАТРАЛИЗОВАННОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ).

В этом разделе указывается мотивировка выбранной темы сценария, ее социально-педагогическое значение для прогнозируемой аудитории. II. ИДЕЙНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ СЦЕНАРИЯ.

1). ТЕМА СЦЕНАРИЯ – проблема, которую ставит автор, либо предмет художественного явления автора. Тема должна быть конкретна, кратка и нести в себе 3 основных вопроса: ЧТО? ГДЕ? КОГДА?

2). ИДЕЯ СЦЕНАРИЯ – основной вывод, следуемый из сценария. Формулировка идеи отражает определенные причинно-следственные связи, поэтому чаще всего привлекаются грамматические формы: благодаря тому что…, несмотря на то что…, только…, если… и т.д.

3). ЖАНР СЦЕНАРИЯ – эмоциональное отношение автора к предмету художественного исследования, реализуемое через систему определенных выразительных средств.

4). КОНФЛИКТ – противоборство, противоречие между изображенными в произведении действующими лицами. Т.е. есть носители конфликта, а есть устранители, которые разрушают ситуацию. III. ДЕЙСТВЕННОЕ СОДЕРЖАНИЕ СЦЕНАРИЯ.

1). СВЕРХЗАДАЧА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ – конечная цель, ради которой в зрительной аудитории доказывается идея.

2). СОБЫТИЙНЫЙ РЯД – линия действенных фактов от начала и до конца ТП. СОБЫТИЕ – это действенный факт, который в дальнейшем меняет линию поведения исполнителей и ставит их в обновленные предлагаемые обстоятельства. Если ТП бессюжетно расписывается эпизодное построение. ЭПИЗОДНОЕ ПОСТРОЕНИЕ – как правило, в пределах эпизода находиться 1 событие. Всем событиям обычно дается действенное название. (Например: 1.нехватка денег— 2.решение начать поиск— 3.реализация) ЭПИЗОД – смысловое продолжение другого.

3). СЦЕНИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ – действие, его мотивировка и развитие. В нее входят 3 элемента: 1. ЧТО делаю? (действие) 2. ЗАЧЕМ делаю? (цель действия) 3. КАК делаю? (приспособления) Действие и цель носят сознательный характер. Приспособления возникают в процессе живого общения. Количество сцен. задач определяется количеством основных событий. Если ТП бессюжетно событийный ряд и сцен. задачи исполнителей заменяются на эпизодное построение, т.е. дается краткая характеристика каждого эпизода.

4). ГЛАВНЫЕ МИЗАНСЦЕНЫ. IV. СЦЕНОГРАФИЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ.

1). ПЛАНИРОВКА ДЕКОРАЦИЙ – это чертеж расположения на сцен. площадке декораций различных конструкций и других элементов материальной среды. Сцен. площадка рассматривается вся сверху.

2). ЭСКИЗ ОФОРМЛЕНИЯ СЦЕНЫ.

4). ЭСКИЗ АФИШИ, ПРОГРАММЫ, ПРИГЛАСИТЕЛЬНОГО БИЛЕТА.

5). СВЕТОЗВУКОВАЯ ПАРТИТУРА.

V. ПЛАН ПОДГОТОВКИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ. Должен отражать основные этапы работы над ТП: • Создание оргкомитета и распределение обязанностей. • Работа над сценарием. • Застольный период. • Репетиция в выгородках, прогонные, монтировочные, генеральные репетиции. • Работа с композитором, художником, хореографом и т.д. • Сдача (дата премьеры) VI. ПРИЕМЫ АКТИВИЗАЦИИ ЗРИТЕЛЬСКОЙ АУДИТОРИИ.

Вложение: 3742727_pro.doc

Источник

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Переносятся ли региональные праздники во время отпуска
  • Основные сценарии экоразвития человечества критический анализ
  • Передача про праздники
  • Основные принципы праздника
  • Перед праздником падеж