Основные сценарии экоразвития человечества критический анализ

Антропоцентризм является термином, характеризующим мировоззрение человека, т.е. его взгляды на окружающий мир и на его место в этом мире. Антропоцентризм был доминирующим мировоззрением человечества на протяжении многих веков. Человек противопоставлялся всем остальным существам на земле, и считалось само собой разумеющимся, что только интересы и потребности человека имеют важность, все остальные существа не имеют самостоятельной ценности, права на жизнь всех существ и саму планету. Возникновение антропоцентризма как мировоззренческой концепции относится к античной эпохе. В Древней Греции существовало несколько философских школ, одна из которых, основанная Аристотелем, усматривала пропасть между людьми и животными; считалось, что животные созданы для блага человека. Это учение Аристотеля было изложено в более примитивном виде последователем Аристотеля Ксенофонтом и другими. Значительную поддержку это учение получило в лице католического религиозного философа XIII века Фомы Аквинского. В своей книге «Сумма теологика» Фома Аквинский утверждает, что растения и животные существуют не ради самих себя, а ради человека: бессловесные животные и растения лишены разума и поэтому естественно, что они используются человеком для его пользы. Его идеи стали становиться всерьез под сомнение лишь в XVIII и XIX веках. Антропоцентризм начинает рассматриваться как негативная форма мировоззрения и продолжает представлять одну из разновидностей дискриминационных воззрений людей, не отвечающих требованиям истинной этики, считая правомерным удовлетворять только интересы человека и делать это за счет других биологических видов. Антропоцентризм показал себя несостоятельным и как научный подход к определению статуса человека в природной среде, и как практическое руководство к действию, оправдывавшее любые поступки человека по отношению к другим живым формам. Антропоцентризм ориентировал общество на максимальное потребление, человек рассматривал природную среду, животных как свою кладовую, как неисчерпываемый источник материальных благ. Развитие технологии, расхищение природных богатств, уничтожение животных и растительности, загрязнение окружающей среды привело к истощению природных ресурсов и поставило человечество перед глобальным экологическим кризисом. Для человечества стало очевидно, что необходимым новые мировоззренческие ориентиры, которые бы не противопоставляли человека природе. Техноцентризм – воззрение, согласно которому закономерности глобальной эволюции, в частности, закон информационного отбора, превращают техническое интеллектуальное в центр мироздания; техника диктует – человек исполняет; техногенез перестраивает социальное сущее в направлении, благоприятном для себя. Основными свойствами техноцентризма стали подчинение человека правилами, ценностными ориентирам, эстетическим идеалам, связанными с техникой и технологиями. В жестком определении производственного процесса, в поражающей воображение мощи техники выкристаллизовалось представление о человеке, как подчиненном и обслуживающем технику элементе. Техноцентризм и представляет сегодня наибольшую опасность и реальную альтернативу как теоцентризму, так и антропоцентризму. Опасность техноцентризма заключается в присущей его природе способности противостоять живому, противопоставлять искусственное природному. Технократическое мышление выбранное живым человеком несет опасность самоуничтожения как самого носителя, так и объектов его деятельности (в том числе и био-, гео-, и социосферы). Успехи развития этической мысли в области взаимоотношений человека и других живых существ на земле позволили укрепиться новой мировоззренческой концепции – биоцентризму. Философской основой биоцентризма являются стратегия ненасилия, принцип непричинения зла всему живому. Биоцентризм является наиболее этичной философской концепцией, предполагает, что не один вид или несколько видов, а все живое имеет право на существование, что именно БИОС, а не просто человек должен встать в центре внимания. Права БИОСа должны быть защищены в законодательных документах. Биоцентрический подход к пониманию роли и места человека в природе поможет правильно решать и вопросы экологического характера. Одной из форм претворения в жизнь принципов биоцентризма должно стать изменение отношения к потреблению, поскольку концепция «все для человека» утрачивает силу. Иными словами. Человек как потребитель обязан учитывать интересы и других видов, в частности: сохранение мест обитания животных, условий для их выживания; становится недопустимой жестокая эксплуатация земли, уничтожение лесов. Связанные с удовлетворением потребностей человека, например, в продукции животноводства. Теоцентризм – теологическая концепция, полагающая Бога источником, центром и целью всего существующего, когда реальность, определяющая все сущее, была не природа, а Бог. Экоцентризм провозглашает высшей ценностью сохранение системы, а не отдельно взятых компонентов, которые, несомненно, могут меняться. В соответствии с идеей экоцентризма потребление ресурсов должно происходить при 3-х условиях: 1. темпы потребления возобновляемых ресурсов не должны прерывать скорость их возобновления; 2. темпы потребления невозобновимых ресурсов не должны превышать темпы разработки их устойчивости, возобновимых заменителей; 3. интенсивность выбросов загрязняющих веществ не должно превышать возможность окружающей среды поглощать их. Приведение системы ценностей общества в соответствии с ценностями экоцентризма позволит более гармонично существовать человечеству с природой, что, в конечном счете, позволит человечеству жить на планете Земля. Принято считать, что космоцентризм – первый, досократовский этап развития античной философии, когда Пифагор и Фалис, Гераклит, Анаксагор и Анаксимандр, объясняя мир без единого начала (числа, воды, огня, воздуха, «апейрона» и т.д.), сделали решительный шаг от мифологии к философии и науке. Спецификой древнегреческой философии в ее начальный период является стремление понять сущность природы, мира в целом, космоса, т.е. космоцентризм.

Ответы на вопросы по современным философским проблемам биологических наук

18. Критический анализ основных сценариев экоразвития человечества антропоцентризм, техноцентризм, биоцентризм, теоцентризм, космоцентризм, экоцентризм.

Антропоцентризм является термином, характеризующим мировоззрение человека, т.е. его взгляды на окружающий мир и на его место в этом мире.
Антропоцентризм был доминирующим мировоззрением человечества на протяжении многих веков. Человек противопоставлялся всем остальным существам на земле, и считалось само собой разумеющимся, что только интересы и потребности человека имеют важность, все остальные существа не имеют самостоятельной ценности, права на жизнь всех существ и саму планету. Возникновение антропоцентризма как мировоззренческой концепции относится к античной эпохе. В Древней Греции существовало несколько философских школ, одна из которых, основанная Аристотелем, усматривала пропасть между людьми и животными; считалось, что животные созданы для блага человека. Это учение Аристотеля было изложено в более примитивном виде последователем Аристотеля Ксенофонтом и другими. Значительную поддержку это учение получило в лице католического религиозного философа XIII века Фомы Аквинского. В своей книге «Сумма теологика» Фома Аквинский утверждает, что растения и животные существуют не ради самих себя, а ради человека: бессловесные животные и растения лишены разума и поэтому естественно, что они используются человеком для его пользы. Его идеи стали становиться всерьез под сомнение лишь в XVIII и XIX веках.
Антропоцентризм начинает рассматриваться как негативная форма мировоззрения и продолжает представлять одну из разновидностей дискриминационных воззрений людей, не отвечающих требованиям истинной этики, считая правомерным удовлетворять только интересы человека и делать это за счет других биологических видов. Антропоцентризм показал себя несостоятельным и как научный подход к определению статуса человека в природной среде, и как практическое руководство к действию, оправдывавшее любые поступки человека по отношению к другим живым формам. Антропоцентризм ориентировал общество на максимальное потребление, человек рассматривал природную среду, животных как свою кладовую, как неисчерпываемый источник материальных благ. Развитие технологии, расхищение природных богатств, уничтожение животных и растительности, загрязнение окружающей среды привело к истощению природных ресурсов и поставило человечество перед глобальным экологическим кризисом. Для человечества стало очевидно, что необходимым новые мировоззренческие ориентиры, которые бы не противопоставляли человека природе.
Техноцентризм – воззрение, согласно которому закономерности глобальной эволюции, в частности, закон информационного отбора, превращают техническое интеллектуальное в центр мироздания; техника диктует – человек исполняет; техногенез перестраивает социальное сущее в направлении, благоприятном для себя.
Основными свойствами техноцентризма стали подчинение человека правилами, ценностными ориентирам, эстетическим идеалам, связанными с техникой и технологиями. В жестком определении производственного процесса, в поражающей воображение мощи техники выкристаллизовалось представление о человеке, как подчиненном и обслуживающем технику элементе. Техноцентризм и представляет сегодня наибольшую опасность и реальную альтернативу как теоцентризму, так и антропоцентризму. Опасность техноцентризма заключается в присущей его природе способности противостоять живому, противопоставлять искусственное природному. Технократическое мышление выбранное живым человеком несет опасность самоуничтожения как самого носителя, так и объектов его деятельности (в том числе и био-, гео-, и социосферы).
Успехи развития этической мысли в области взаимоотношений человека и других живых существ на земле позволили укрепиться новой мировоззренческой концепции – биоцентризму. Философской основой биоцентризма являются стратегия ненасилия, принцип непричинения зла всему живому. Биоцентризм является наиболее этичной философской концепцией, предполагает, что не один вид или несколько видов, а все живое имеет право на существование, что именно БИОС, а не просто человек должен встать в центре внимания. Права БИОСа должны быть защищены в законодательных документах. Биоцентрический подход к пониманию роли и места человека в природе поможет правильно решать и вопросы экологического характера. Одной из форм претворения в жизнь принципов биоцентризма должно стать изменение отношения к потреблению, поскольку концепция «все для человека» утрачивает силу. Иными словами. Человек как потребитель обязан учитывать интересы и других видов, в частности: сохранение мест обитания животных, условий для их выживания; становится недопустимой жестокая эксплуатация земли, уничтожение лесов. Связанные с удовлетворением потребностей человека, например, в продукции животноводства.
Теоцентризм – теологическая концепция, полагающая Бога источником, центром и целью всего существующего, когда реальность, определяющая все сущее, была не природа, а Бог.
Экоцентризм провозглашает высшей ценностью сохранение системы, а не отдельно взятых компонентов, которые, несомненно, могут меняться. В соответствии с идеей экоцентризма потребление ресурсов должно происходить при 3-х условиях: 1. темпы потребления возобновляемых ресурсов не должны прерывать скорость их возобновления; 2. темпы потребления невозобновимых ресурсов не должны превышать темпы разработки их устойчивости, возобновимых заменителей; 3. интенсивность выбросов загрязняющих веществ не должно превышать возможность окружающей среды поглощать их.
Приведение системы ценностей общества в соответствии с ценностями экоцентризма позволит более гармонично существовать человечеству с природой, что, в конечном счете, позволит человечеству жить на планете Земля.
Принято считать, что космоцентризм – первый, досократовский этап развития античной философии, когда Пифагор и Фалис, Гераклит, Анаксагор и Анаксимандр, объясняя мир без единого начала (числа, воды, огня, воздуха, «апейрона» и т.д.), сделали решительный шаг от мифологии к философии и науке. Спецификой древнегреческой философии в ее начальный период является стремление понять сущность природы, мира в целом, космоса, т.е. космоцентризм.

Следует
отметить, что назревание конфликта
между человеком и
природой предсказывалось с незапамятных
времен, и в боль­шинстве
этих предсказаний конфликт должен был
разрешиться в пользу
природы. Иероглифический петроглиф на
пирамидах Хе­опса
гласит: «Люди погибнут от неумения
пользоваться силами природы
и от незнания истинного мира». Похожие
по смыслу про­рочества
содержатся в религии древних персов, в
индийских Ведах и
в Библии. Подобные мнения можно найти
и у некоторых ученых. Так,
биолог Ж.Б. Ламарк (1809 г.) в свое время
писал: «Можно, пожалуй,
сказать, что назначение человека как
бы заключается в том, чтобы уничтожить
свой род, предварительно сделав земной
шар
непригодным для обитания».

В
XX
в. появляются другие, более обоснованные
прогнозы по поводу
будущего человечества и создаются
достаточно изощренные модели мировой
динамики, начиная с глобальных разработок
Римского
клуба.

С
1980-х гг. глобальные и региональные модели
развития не стремятся
к универсальности и приобретают характер
более стро­гих
проблемных прогнозов — общеэкономических,
демографиче­ских,
энергетических, продовольственных,
климатических. Их ме­тодической
основой стала значительная часть
арсенала современ­ных направлений в
математике и вычислительной технике.
Поня­тия
пределов роста и пределов ресурсов
органично входят в их методологию
и уже не несут оттенка сенсационности.
Строгие на­учные
выводы этих прогнозов доказывают наличие
глубокого кри­зиса
материально ориентированного общественного
развития и необходимость
трансформации системы социальных
ценностей, доминирующей
в современном постиндустриальном мире.

Несмотря
на первоочередную потребность в
экологических прогнозах,
они разработаны как раз наименее детально
и остаются ненадежными.
По мнению Т.А. Акимовой и В.В. Хаскина,
главная причина
заключается в том, что в экологии для
динамического описания
природных систем и окружающей среды
необходим не­сравненно
больший объем информации, чем, например,
в эконо­мике,
демографии, энергетике или технике.
Моделирование со­стояния
окружающей среды потребовало привлечения
сложного математического
инструментария. В большинстве моделей
эколо­гические
прогнозы строились лишь в связи с
экономикой и безо­пасностью
человека, т.е. на ограниченной основе,
не учитывающей самоценности
природных систем и биотической регуляции
окру­жающей
среды. При этом часто допускались ошибки,
обусловлен­ные
недооценкой уже сложившейся неблагополучной
экологиче­ской
ситуации.

Т.А.
Акимова и В.В. Хаскин считают, что угроза
глобального экологического
кризиса реальна и велика; нельзя избежать
значи­тельных потерь для человечества,
если не сдержать рост, а затем и не
уменьшить природоемкость мировой
экономики. Но помимо проблемы
природоемкости, в области экономики
существуют и другие
угрозы для биосферы и самого человека.

Техническое
могущество современной цивилизации
способно не только
давать блага, но и служить источником
смертельных опасно­стей.
Создание ЭВМ позволило рассмотреть
очень сложные про­блемы,
важные для всего человечества. Появилась
новая наука гло-балистика,
изучающая глобальные, общепланетарные
проблемы. Одним
из исключительно важных результатов,
полученных с по­мощью
ЭВМ в 1983 г., было прогнозирование
последствий «ядер­ной
зимы», которая неизбежно начнется в
случае развязывания ядерной
войны, даже ограниченной по своим
масштабам. В основу данного
моделирования были положены некоторые
научные ре­зультаты
профессора П. Крущена из Института Макса
Планка (ФРГ).
Его исследования показали, что высокие
концентрации энер­гии при достаточном
доступе кислорода порождают
самоподдержи­вающиеся пожары, пылающие
вихри, получившие название «огнен­ное
торнадо». В них горит все, даже металл
и железобетон. Торнадо может
вызываться оружием и менее мощным, чем
атомное. Первы­ми
попали в огненный вихрь не Хиросима и
Нагасаки, а Гамбург, Дрезден, Кассель,
Дармштадт и Токио, подвергнутые варварским
бомбардировкам
в конце Второй мировой войны.

В
центральных районах Дрездена и Токио
возникли огромные пожары
с температурой до 100°С, в них погибло
около 80 тыс. че­ловек.
В Гамбурге дым достигал высоты 8-12 км.
Дым и пыль за­крыли
небо над горизонтом на 30 часов после
начала пожаров. Как показали
расчеты, огненные торнадо — обязательные
спутники мощных
ядерных взрывов. В результате огромное
количество са­жи
поднимается над городами — объектами
атомных бомбардиро­вок.
Сажа намного плотнее пыли, она практически
непроницаема для
лучей света.

Исследования,
проведенные в 1983 г. в вычислительном
центре АН
СССР под руководством академика Н.Н.
Моисеева с помощью математической
модели «Гея», описывающей процессы в
биосфе­ре,
дали весьма устрашающие результаты
(они схожи с выводами американского
астронома Карла Сагана). Стало очевидным,
что ядерный
конфликт приведет к глобальной «ядерной
ночи», кото­рая продлится около года.
Землю окутает тьма. Сотни миллионов
тонн
грунта, поднятого в атмосферу, дымы
континентальных по­жаров (зола и сажа
городов и лесов) сделают земное небо
непро­ницаемым
для солнечного света. В результате
атмосфера станет горячей
вверху и холодной внизу. В верхних слоях
она разогреется до
100°С, а у поверхности Земли температура
резко упадет (уже в первый месяц на
15-20°С, локальные же понижения в центре
Си­бири
и на Восточном побережье США достигнут
— 40-^45°С).

Известно,
что общее понижение температуры планеты
во время ледникового
периода было около 10°С. Произойдет
полная пере­стройка
всей циркуляции земной атмосферы. Черное
непроницае­мое
покрывало накроет Землю. Все источники
пресной воды за­мерзнут,
урожай погибнет. Земля промерзнет на
глубину 1 метр.

Вся
наземная флора и фауна полностью
погибнет. Возможно, подобная
участь ожидает и жизнь в океане, так как
из-за отсутст­вия солнечного света
погибнет фитопланктон — основа
жизнедея­тельности
океана. По данным американских
исследователей, боль­шинство
людей, оставшихся в живых после ядерного
взрыва, умрут
от голода, холода, эпидемий, радиации.
Далеко идущие по­следствия
будут иметь массовые психические
расстройства, эпи­демии,
генетические изменения. Когда много
месяцев спустя сажа осядет
и небо прояснится, выжившие увидят
тусклый, холодный, отравленный
радиоактивными осадками мир, на который
обру­шится губительный для всего
живого поток ультрафиолетового излучения
Солнца из-за уничтожения озонного слоя.
Совместно с прямыми
потерями, около 2 млрд человек, долгосрочные
послед­ствия «ядерной зимы» позволяют
предположить возможность ис­чезновения
человека как биологического вида.

Таковы
«апокалипсические» картины мира после
возможной ядерной
войны.

Академик
Е.П. Велихов сказал, что «всем стало
ясно, что ядер­ное
оружие уже не инструмент политики, но
и не инструмент вой­ны.
Это инструмент самоубийства». После
поездок Н.С. Хрущева в
Америку, разрядки международной
напряженности в эпоху Л.И.
Брежнева, наконец, улучшения отношений
между США и СССР
при М.С. Горбачеве напряженная гонка
ядерных вооружений
была приостановлена. Человечество
оказалось способным сделать
правильные выводы и предпринять серьезные
шаги на пу­ти
к полному уничтожению и запрещению
ядерного оружия.

Эпоха
«военного» атома подходила к концу, но
в 1998 г. испы­тания
ядерного оружия провели Индия и Пакистан.
Угроза ядер­ной
войны стала снова актуальной.

С
1954 г. происходило широкое распространение
«мирного» ато­ма-
строительство во всем мире атомных
электростанций (АЭС). Чернобыльская
авария 1986 г., крупнейшая техногенная
катастрофа в истории
человечества, показала, что АЭС не
являются полностью безопасными, аварии
на них могут иметь планетарный характер,
а радиоактивное
заражение может охватить сразу многие
страны.

Развитие
научно-технической революции во второй
половине XX
в. поставило вопрос о взаимодействии
человечества, произ­водства
с окружающей природой, которую необходимо,
с одной стороны,
использовать, а с другой — сохранить для
ныне живущих и
для будущих поколений.

Масштабы
влияния хозяйственной деятельности
человека на природу
стали гигантскими, не учитывающими
потенциальных возможностей
биосферы. Человеческая деятельность,
как и пред­полагал
В.И. Вернадский, превращается во все
более мощную гео­логическую
силу. Много действий, иногда приводящих
к катаст­рофическим
последствиям, совершаются человеком
часто от непо­нимания
взаимообусловленности всех природных
явлений. Есте­ственно,
особенно рельефно это проявилось при
интенсивном ис­пользовании
природных ресурсов.

Однако с конца
60-х гг. XX
в. многие специалисты и научные коллективы
стали размышлять над глобальными
проблемами, вставшими
перед человечеством, и путями их решения.
Были раз­работаны
сценарии выхода из экологического
кризиса. Все вари­анты
сценариев можно условно свести к двум
типам:

1.
Сценарии, продолжающие стихийно-рыночную
природопо-корительную стратегию развития
(биотическая регуляция, созда­ние
искусственных микробиосфер и т.д.).
Сценарии первого типа отвергают
и само понятие глобального экологического
кризиса.

2.
Сценарии этого типа сводятся к сознательно
регулируемому и
планируемому ноосферному развитию,
возвращающему челове­чество
к гомеостазу общества с биосферой. Они
могут быть ус­ловно
разделены на два класса — экоэволюционные
и экореволю-ционные.

Экоэволюционные
предполагают постепенную адаптацию
че­ловека к новой суровой реальности,
создание экологической эти­ки,
стабилизацию численности населения.

Экореволюционные
сценарии ориентированы на активные
дей­ствия
по переходу человечества на новую
стратегию действий и экологическое
мышление. Об этом говорили еще А. Печчеи,
пре­зидент Римского клуба, а также А.
Кинг и Б. Шнайдер в уже упо­минавшейся
книге «Первая глобальная революция»
(1992 г.). Су­ществовали
депопуляция и экогеизм с табу на работы
по созданию искусственного
интеллекта.

Несомненно, более
предпочтительными являются варианты
экоэволюционные.
(Сценарии более радикальные возможны
при жесткой
централизации и тотальном контроле со
стороны плане­тарного
органа, к чему человечество явно не
готово). Тем более что
существует много апробированных способов
гармонизации отношений
между человеком и природой, о чем пойдет
речь в следующей
главе.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Логика развития техногенной цивилизации приводит к отчуждению человека, к выдавливанию из его сознания духовности, национально окрашенной культурной традиции. Принцип экоразвития базируется на антропогенном подходе к эволюционному процессу, который в свою очередь опирается на понимание роли человека, органично включенного в мир природы. Миропонимание по содержанию становится экологическим, т.е. включающим в себя человеческую деятельность. Понятие экоразвития намного шире по своему содержанию, чем проблематика сохранения природы. Речь идет о сбережении человеческого внутри и вне человека, то есть, о безопасности человека перед угрозой технизации всех сторон его жизни. Кроме экологии природы, злободневными становятся экология культуры, экология человека, экология духа. Экоразвитие — форма социально-экономического развития общества, учитывающая экологические ограничения для данного исторического момента и направленная на сохранение естественных и антропогенных условий и ресурсов среды жизни.

         Существенным моментом концепции экоразвития является обнаружение связи устойчивого развития и становления ноосферы. Ноосферное развитие и устойчивое развитие, по сути дела, выступают как очень близкие понятия, хотя последнее понятие, — это лишь начало ноосферного движения. Устойчивое развитие — это такое развитие (в частности, экономический рост), которое не уничтожает свою природную среду, не дегуманизирует социальные связи, не разрушает человеческую самость. В концепциях экоразвития и устойчивости социальных систем особое место занимает проблема гуманизации общества. Принципы экоразвития предполагают достижение единства человека и биосферы.

            Антропоцентризм — ненаучное идеалистическое воззрение, согласно которому человек есть центр Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий.

Антропоцентризм представляет собой одно из наиболее последовательных выражений точки зрения телеологии, то есть приписывания миру внеприродных, внешних ему целей. В античной философии антропоцентризм сформулировал Сократ, позднее этого воззрения придерживались представители патристики, схоластики, и некоторые философы нового времени.

Согласно американскому медиевисту Линну Уайту антропоцентризм возник как результат двух исторических образований: модели современного Западного демократического государства, сложившейся посредством завоеваний и колонизации того, что сейчас называется развивающимся миром; иудейско-христианской традиции, согласно которой всё создано для человека, которого Бог выбрал для господства на земле.

Начиная с эпохи Возрождения человек в философии перестаёт рассматриваться как причастный к Богу. К событиям в науке, затрагивающим место человека во Вселенной, относятся, главным образом, гелиоцентрическая система мира Коперника, сместившая фокус с человека на Солнце и эволюционная теория Чарльза Дарвина, спустившая человека с вершины цепи бытия.

Антропоцентризм предписывает ставить феномен человека во главу всей прочей жизни. Ценность человеческой жизни может уравновесить только ценность другой человеческой жизни.

В то же время, история слова гораздо древнее. Известное выражение Протагора «Человек есть мера всех вещей» называют ключевой фразой антропоцентризма греческой философии. В Средние века был очень распространён антропоцентризм христианского толка, под которым подразумевали, что человек — вершина творения, венец его, и, соответственно, обязательства его — наибольшие. В этом смысле христианство — антропоцентрическая религия, так как строится вокруг человека. Сегодняшнее наполнение термина — светское, такой антропоцентризм называют также секуляризованным антропоцентризмом.

Техноцентризм
— научное направление, основанное на вере во всесилие техники. Идеология нового времени.

Биоцентризм — идеология  или научный подход в природоохранном деле, ставящие превыше всего интересы живой природы в том виде, в каком они представляются человеку.

Биоцентризм противопоставляется антропоцентризму в том его наполнении, которое получило широкое распространение в XX веке и согласно которому человек — это хозяин природы, имеющий права изменять и использовать окружающий мир.

Биоцентризм является одним из ответвлений экоцентризма — течения биоэтики, исходящего из представлений о заведомом приоритете сохранности экологической сферы планеты (включая и её неживые элементы) над удовлетворением текущих нужд человека (причём в этом также оппонирующего антропоцентризму), и рассматривающего как самостоятельную ценность экосферу в целом. Ряд сторонников идеологии биоцентризма в борьбе за свои идеи осуществляют на практике противоправную деятельность, расцениваемую в США как экологический терроризм.

Теоцентризм — философская концепция, в основе которой лежит понимание Бога, как абсолютного, совершенного, наивысшего бытия, источника всей жизни и любого блага. При этом основой нравственности служит почитание и служение Богу, а подражание и уподобление Ему считается высшей целью человеческой жизни. Наиболее распространен теоцентризм был в Средние века.

Космоцентризм — система философских взглядов, в которых космос (как философское понятие) занимает центральное место. Стержневой идеей др.греч. философии являлся космоцентризм — восприятие мира как огромного и таинственного Космоса, гармоничного и многообразного в своих проявлениях. Страх и преклонение перед Космосом, проявление интереса, прежде всего к проблемам происхождения материального мира, объяснению явлений окружающего мира.

Экоцентризм — идеология охраны окружающей среды, рассматривающая сохранность дикой природы, как самостоятельную ценность, вне зависимости от любых человеческих критериев пользы, и предполагающая приоритет этой ценности над целями и потребностями человечества. Природа, экологическое равновесие воспринимаются как имеющие внутреннюю ценность. Сторонникам экоцентризма свойственно преклонение перед природой, близкое к религиозному, и восприятие природы как субъекта действия, имеющего собственные цели и обладающего моральными правами.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к
профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные
корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

В рамках экоцентризма защита дикой природы проводится не для достижения каких-либо целей, имеющих ценность с точки зрения человечества, а ради самой природы. Таким образом, создание охраняемых природных территорий предполагает отсутствие научного, рекреационного или какого-либо другого контроля и использования этих территорий и предоставления природным процессам полной свободы.

Поможем написать любую работу на аналогичную
тему

  • Реферат

    Основные модели экоразвития человечества (антропоцентризм, техноцентризм, биоцентризм, теоцентризм, космоцентризм, экоцентризм).

    От 250 руб

  • Контрольная
    работа

    Основные модели экоразвития человечества (антропоцентризм, техноцентризм, биоцентризм, теоцентризм, космоцентризм, экоцентризм).

    От 250 руб

  • Курсовая работа

    Основные модели экоразвития человечества (антропоцентризм, техноцентризм, биоцентризм, теоцентризм, космоцентризм, экоцентризм).

    От 700 руб

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему
учебному проекту

Узнать стоимость

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Передача про праздники
  • Основные принципы праздника
  • Перед праздником падеж
  • Основные праздники апрель
  • Опишите праздник 19 января