Основы драматургии массового праздника

Научная статья из журнала «Молодой ученый» (рубрика «Культурология»).

В статье даются особенности драматургии массового праздника на примере Масленицы, определяются основные требования к сценарию, сравниваются масленичные мероприятий, рассчитанные на разные группы зрителей. Статья будет интересна студентам вузов культуры и режиссерам массовых представлений и праздников.

Сегодня все большую востребованность имеют праздники, основанные на традициях. Театрализация массового действа подразумевает исследование обрядов, осмыслениесоциально-психологическихкорней праздника. В народном празднике исключены элементы случайности при постановке. Массовый праздник не может быть намечен и проведен по желанию организаторов, он, как правило, подчинен календарному ритму жизни либо проводится тогда, когда в широкой массе людей существует потребность именно в этом, а не в другом праздничном действе, иными словами, когда назрела определённая праздничная ситуация.

Народные праздники и обряды являются значимой и неотъемлемой частью многовековой духовной культуры любого народа. Праздники задолго до появления христианства были напрямую связаны с циклами природы: летнее и зимнее солнцестояние, весеннее и осеннее равноденствие, встреча и проводы времен года, сев, сбор урожая, и т. д. Именно в народной традиции реализуются художественная активность человека, его эстетические вкусы. В процессе праздника осуществляется концентрация художественного творчества и культурной жизни. Его проведение охватывает архитектурное и декоративное оформление театрализованных действий, поэзию и прозу, драматургию, музыкальные мероприятия, зрелища, процессии, народные гуляния, конкурсы, состязания и т. д. Иными словами, составляющая праздника очень многообразна.

Какие-то детали народных праздников забыты и стерлись из памяти, не сохранившись до наших дней. Многие обычаи даже не стоит реконструировать, потому что они несли совершенно иную смысловую нагрузку, ненужную современным людям. В наше время важно сохранить дух народного празднества, стилизовать обычаи и обряды.

Культура народного праздника способствует воспитанию как каждой личности, так и всего коллектива участников, не только расширяет кругозор их, но и создает условия для самовыражения, самореализации людей. Праздник улучшает настроение, способствует творческому проявлению, позитивному эмоциональному всплеску. Народный праздник позволяет раскрыть истинные творческие устремления людей, ведь здесь каждый человек и исполнитель, и творец, и участник, и судья всего увиденного и услышанного. Народный праздник — это определенный отрезок жизни, имеющий свои формы поведения человека в коллективе, которые обусловлены как традициями, обычаями, так и ритуалами, церемониями и обрядами.

В старину не было деления на артистов и публику, каждый участник был задействован. Не одобрялось состояние пассивности. Праздник являлся социальным механизмомукреплениянациональной сплоченности.

Современный массовый праздник — это дополнительный день отдыха, отмеченный в календаре. Он делится на организаторов, ведущих, артистов и зрителей, которые, по сути, сторонние наблюдатели праздничного действа. В современных праздниках сохранилась обрядовая составляющая, но если раньше обряд обладал особым сакральным смыслом, то сегодня он часть народной культуры, вписанный в сценарий праздника.

Сценарий — это подробнаялитературно-режиссерскаяразработка содержания театрализованного праздничного действия. Сценарий в строгой последовательности и взаимосвязи излагает все, что будет происходить на массовом празднике, раскрывает тему, идею, показывает авторские переходы от одной части действия к другой, вписывает в действие используемый художественный материал, предусматривает средства повышения активности участников, оформление и специальное оборудование всех площадок действия. Таким образом, сценарий массового театрализованного праздника является комплексным понятием, синтезирующим работу драматурга, режиссера, художника, композитора, организатора.

Существенной составляющейсценарно-драматургическойосновы массовых зрелищ является игровой характер композиции

Наряду с театральной драматургией развивается сценарная драматургия праздника, которая предполагает конструирование действия персонажей по определенной логике, сюжету, отличающемуся определенным конфликтом. Культурный смысл сценарной драматургии возникает через образы и действия, цель которых — духовно-нравственноевлияние на зрителя.

Разбирая любой праздник, мы должны найти в нем ключевые моменты. В обряде кульминацией является ритуальная часть, радикоторой и вершится сам обряд, а в празднике — театрализованное зрелище, котороераскроет его сущность.

Основные признаки массового театрализованного праздника:

        зрелищность,

        синтетичность,

        экспрессивность,

        идейно-художественнаяцелостность.

Способ построения сценария — монтажный. Характер конфликта — взаимодействие и диалогичность побочных тем, мотивов, ведущих к основной авторской мысли.

Способ существования исполнителей на сцене — актерский, но не по типу проживания в образе, а по типу представления: актер представляет образ.

В массовом театрализованном представлении главное выразительное средство — это калейдоскоп красок, цветов, звуков, то есть всех видов искусств, применение самых разных сценических и технических средств.

Само соединение различных явлений в единую монтажную структуру конфликтно по своей сути, обладает определенной возможностью возникновения противоборствующих сил. В результате этой борьбы сплавляется единая монтажная структура, дающая в конечном итоге новое качество драматургию, основой которой является не традиционное действие и контрдействие, приводящее к конфликту, а некая диалогичность различных тем и жанровых разновидностей.

Сценарий массового театрализованного праздника представляет собой не литературный монтаж, не набор сценок или куплетов, не чередование стихов, песен и прозы, а построенный по определенным правилам текст.

  1. Вся документальная, основанная на фактах, информация представления должна осуществляться в художественной форме, не подчеркиваться в виде поучений, уроков, нотаций. Следует также избегать простого перечисления фактов и событий.
  2. В сценарии надо логично объединить разные виды искусств, осуществить «слияние» документального и художественного материала для наиболее эмоционального воздействия на зрителей.
  3. Исполнители ролей в представлениях должны обладать универсальными творческими способностями, т. е. уметь петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах (по возможности), использовать различные приемы активизации зрителей.

Сценарий праздника должен отвечать на два важнейших вопроса: «о чем?» — это тема, и «для чего?» — это идея.

Тема — это круг жизненных явлений, отобранный и освященныйв сценарии с определённых мировоззренческих позиций. Идея — это не просто главная мысль, это призыв. Идея сценария имеет волевой вектор, направленный на определенное изменение общественной жизни, общественного настроя [2, c. 20].

Тема и идея неразрывно связаны друг с другом и вместе составляютидейно-тематическуюоснову сценария.

Действие массового зрелища, представления лишено прямой последовательности и содержит в себе отступления, остановки, задержки, возвращения событий, переключение словесного материала на пластический, от пластического — к музыке, от музыки — к слову и т. д. Поэтому сюжет излагается в свободной драматургической структуре, где остановки действия приобретают большое значение.

Своеобразие сюжетного хода в сценарии массового праздника состоит в том, что он обязательно должен быть образным, зрительным, отвечающем одновременно замыслу сценариста и режиссёра. Поиски такого хода являются специфичными для сценариста и режиссёра массового действия [4, c. 106]. Заданный драматургический ход, двигающий развития сюжета, является основным связывающим моментом при монтаже эпизодов сценария, он как бы показывает всё действие. При этом патетика может чередоваться с комическими моментами, трагическое со светлым, радостным. Это находит выражение в специальном подборе художественного материала. В сценарии друг за другом могут идти песни, танец, отрывок из спектакля,кинофрагмент, они чередуются с публицистическими выступлениями, массовыми действиями участников.

В сценарии нужна экспозиция, т. е. ввод в действие короткого рассказа о событиях, предшествующих возникновению конфликта, вызывающих его. Экспозиция в сценарии обычно перерастает в завязку. Экспозиция и завязка должны быть предельно чёткими и лаконичными. Они несут большую психологическую нагрузку.

Следующая часть композиций — основное действие, т. е. изображение процесса борьбы и её переплетений, цепи событий столкновений, в которых решается конфликт. Эта часть сценария должна подчинятся следующим основным требованиям:

1)     Строгая логичность построения темы.

2)     Нарастание действия.

3)     Законченность каждого отдельного эпизода.

4)     Конкретность построения.

Действие обязательно должно быть подведено к кульминации, т. е. к наивысшейточки в развитии действия.

После кульминационного момента должна следовать развязка, финал действия.

Отдельно хочется сказать о месте проведения массового праздника. Если проведение праздника планируется на какой-либо площади или, в каком угодно парке либо сквере, в первую очередь надо прийти на это место. Следует окунуться в атмосферу той местности, прочувствовать ее атмосферу, осмотреть ландшафт, архитектуру зданий, окружающих это место, прочувствовать это место изнутри. Прийти утром, днем и вечером посмотреть, как место освещается солнцем в разное время суток. Любая постройка, каждое дерево, пролетающие птицы, одним словом, все, что находится в этой местности, нужно задействовать в своей постановке, и это все должно играть.

Все, что окружает театр, работающий под открытым небом, — земля и водное пространство, воздух и деревья, архитектурные сооружения и зрители — все это обычно «задействуется» в представлении, все играет и живет в представлении в предлагаемых обстоятельствах спектакля [8].

С этой точки зрения массовый праздник на основе обрядов представляется наиболее интересным.

Рассмотрим сценарную драматургию праздника, его сюжетно-образную концепцию и историческое развитие от языческих времен до наших дней на примере Масленицы. Этот праздник — своеобразный атрибут русской культуры; не случайно танцевальный номер «Масленица» был включен в церемонию открытия Зимних Олимпийских игр в Сочи в 2014 году.

Пожалуй, нет в России человека, который не знал и не любил бы Масленицы. Этот праздник никогда не уходил из жизни народа. Масленица оказалась неподвластна времени, капризной моде, идеологическому прессингу, запретам и пр. [5, c. 638].

Обрядовая часть Масленицы построена по драматическим принципам; прослеживается глубокая конфликтность, действенность [7, c. 340]. И в этом смысле, в разные эпохи праздник выглядел по-разному: в языческой Руси неотъемлемой частью праздника было ряженье — надевали маски, медвежью шкуру как защиту от злых духов. Театрализации в современном понимании у древних славян не было, под театрализацией понималось совершение обряда — действа, в котором светлая и темная стороны вступали в конфликт. Кульминацией обряда было сжигание чучела Зимы-Марены.

Опять же, все народные масленичные забавы и гулянья не следовали специальному сценарию, праздник был подчинен обычаям и приметам: катание с гор для хорошего урожая, смотры молодоженов, кулачные бои как демонстрация силы и выплеск энергии, и, конечно же, традиционное изобилие в еде, опять же имеющее под собой сакральную основу — движение пищи: чем больше съешь сегодня, тем больше уродится завтра.

Поначалу архаичные обрядовые действа Масленицы, затем — хороводные игрища и скоморошьи забавы содержали элементы, свойственные драматургии как виду искусства: диалогичность, драматизация действия, разыгрывание его в лицах, изображение того или иного персонажа (ряженье). Но, поскольку понятие «драматургия» предполагает авторство и профессионализм, то вышеописанные народные обрядовые действа нельзя считать драматургией. Лишь позднее, уже в XX веке, когда отдельные авторы начали прописывать сценарии, включая в них старые элементы народных обрядов и ритуалов, и внося что-то новое, состоялась сценарная драматургия праздника.

На основной сценической площадке разыгрывалось театрализованное представление с участием таких персонажей, как Зима и Весна, теща и зять, Петрушка и городовой, и других известных героев из русских народных сказок. Но первоначальная, языческая, суть праздника была утрачена. В постсоветский период Масленица вновь становится светлым и радостным ежегодным всенародным праздником — по образу и подобию традиционных европейских масленичных карнавалов. На площади города работает веселый «масленичный городок», в котором непрерывно идут концерты, народные увеселения, игрища, состязания с призами, продают блины и прочую масленичную снедь [3, c. 18]. К разработке сценария театрализованной программы и ее режиссуре, в основном, подходят с особым вниманием — сохраняется главный художественный образ праздника, его обряды, традиции, обычаи, ритуалы. Соблюдается его форма и содержание. В настоящее время Масленица — это массовое театрализованное празднество, основанное на фольклорных традициях, сочетающее в себе дух старины и явления новизны. Все это делает праздник историческим и современным одновременно.

Говоря о драматургии праздника, мы, конечно, не имеем в виду драму как род литературы, о чём уже говорили выше. В сценарии праздника присутствуют элементы драматургии, в частности, в его основе лежит действие, источником которого является конфликт. Сценарий праздника также подчиняется законам драматургии. Тем не менее, сценарий праздника и театрализованного представления «строится на иных началах, чем пьеса для театра или даже сценарий художественного игрового фильма. Его публицистическая задача обычно предполагает изображение значительных социальных событий не через частный конфликт конкретных героев, а по принципу эпического отражения социального конфликта в его масштабном значении. Это ничуть не противоречит тому, что носителями крупномасштабных социальных конфликтов в сценариях массовых представлений выступают конкретные исторические герои, конкретные, порой хорошо известные зрителям люди» [1, c. 137].

Когда речь идет о народных праздниках, сценарная драматургия неизбежно содержит в себе традиционную, ритуально-обрядовую основу русской народной праздничной культуры.

Сравним три разных сценария Масленицы: в детском саду, на городской площади в российском городе и за пределами России в среде русскоговорящих людей.

Цели у всех трех мероприятий разные. Так, проведение детской Масленицы ставит своей целью познакомить детей с русскими народными обычаями. Диалоги, как правило, выстроены в стихах, в доступной форме рассказывается о традициях, обязательно присутствует героиня праздника — румяная барыня-Масленица, в сценарий включены игры, загадки, в конце праздника (который обычно проходит в детском саду или в начальной школе) детей ждет праздничное угощение с блинами.

Остро стоит вопрос — сжигать или не сжигать Масленицу. За каждой традицией обычно изначально стоит какое-то символическое значение. Чучело Масленицы представлялось средоточием плодородия и плодовитости, и ритуалы его проводов должны были сообщить это плодородие земле: пепел от чучела, или само растерзанное чучело, раскидывали по полям [6, c. 84]. В настоящее время это действие имеет развлекательное значение, и далеко не во всех семьях детям объясняется суть обряда, который не знают и не все взрослые. Задача сценариста детского праздника, во-первых, рассказать о символическом значении этой традиции, предложить детям участвовать в нем добровольно, спросить, есть ли у них какие-то опасения или вопросы. Ориентируясь на реакцию детей, на то, есть ли у них интерес или больше опасений, можно уже принять решение, проводить ли этот обряд или, может, стоит ограничиться рассказами о том, как праздновали масленицу в древние времена. Главный же акцент праздника надо сделать на неизбежном наступлении весны, главные герои — сказочные существа: Весна, Зима, Леший, Баба-Яга, Скоморохи, которые ведут с детьми активный диалог, вовлекают детей в активные игры.

Совсем иное — праздник масленицы в городе. Обычно на площади сооружается сценическая площадка для развлекательной программы. По сторонам сцены установлены «снаряды» для конкурсов: столб для лазания за призами; бревно-бум, на котором будут биться мешками с сеном; колья (свайки) для забивания их в землю специальной битой и др. Рядом с площадью, где проводится Масленица, могут работать торговые «точки»: блинная, квасная, пирожковая, чайная, сувенирная, книжная, кондитерская, кофейная и т. п. Это антураж. Сценарий же городского мероприятия предполагает интерактив. Праздничная программа на сцене должна чередоваться с активными играми: ведущие праздника должны выходить «в народ». Городское празднество, пожалуй, больше всего напоминает масленичные гулянья старины, когда не разбирались в истоках традиции, а праздновали, потому что «так положено». В сценарий надо обязательно включить и масленичный поезд, и хороводы, и катание с горок, и сожжение чучела Масленицы. Городская Масленица длится как положено — целую неделю, либо пик веселья приходится на выходные, поскольку современные люди в будни все-таки ходят на работу.

В программу можно включить конкурсы частушек, хоккейные и конькобежные турниры, катание с ледяных гор и на лошадях, состязание силачей, канравал ряженых, выставки-ярмарки народного ремесла.

Наконец, рассмотрим празднование Масленицы за рубежом, в среде русской диаспоры. Для соотечественников этот праздник играет важную роль, так как это не просто повод повеселиться, но и еще одна возможность передать знания подрастающему поколению об истории русского народа, его традициях и обычаях. Разумеется, что в сценарии в виде сценок, игр, песен рассказывается о масленичных традициях. Пожалуй, здесь праздник имеет элементы шоу, ведь соотечественники являются носителями двух культур и иногда о русской культуре знают немного. Справедливо заметить, что порой российская молодежь знает о русской культуре порой еще меньше. Тем не менее, за рубежом в честь праздника проводятся карнавальные шествия с ряжеными и маскарадами. Организуются масленичные городки со сценой, местами продаж еды (конечно, блинов) и сувенирной продукции, аттракционами.

Сегодня мы становимся свидетелями процесса возрождения масленичных традиций как в России, так и в общинах российских соотечественников в других странах. Потребность праздновать Масленицу в современном обществе действительно существует, а вот профессионалов в этой сфере, людей, которые могли бы грамотно рассказать, как праздновалась традиционная Масленица сто-двести лет назад — единицы. Тем важно развивать умение писать сценарии массового праздника на основе народных традиций и обрядов.

Литература:

  1. Аль Д. Н. Основы драматургии: Учебное пособие. — 4-е изд. — СПб.: СПбГУКИ, 2005. — 137 с.
  2. Андрейчук Н. Основы профессионального мастерства сценариста массовых праздников: Учебное пособие. — М.: ВЦХТ («Я вхожу в мир искусств»), 2014. — 160 с.
  3. Арутюнов С. А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М., 1989. — 160 с.
  4. Генкин Д. М. Массовые праздники: учеб. пособие / Д. М. Генкин. — Москва: Просвещение, 1975. — 256 с.
  5. Некрылова А. Ф. Русский традиционный календарь на каждый день и для каждого дома. — СПб.: Издательская группа «Азбука-классика», 2009. — 767 с.: ил.
  6. Пропп В. Я. Русские аграрные праздники. — СПб.: Терра — Азбука, 1995. — 176 с.
  7. Свечникова О. Б. Эволюция сценарной драматургии в русской народной праздничной культуре [Текст] / О. Б. Свечникова // Молодой ученый. — 2012. — № 2. — с. 338–341.
  8. Силин А. Д. Площади — наши палитры. — М.: «Советская Россия», 1982. — 184 с.

Основные термины (генерируются автоматически): праздник, массовый праздник, сценарий, сценарий праздника, народный праздник, традиция, Масленица, массовый театрализованный праздник, русская культура, сценарная драматургия праздника.

Драматургия праздника

Драматургия массового праздника зависит,
кроме того, от целого ряда обстоятельств.
Одно из них – место действия праздника.
Праздник может быть и общегородским, и
общенациональным, он может проходить
на стадионе, в клубе, парке, в городе,
сельской местности. Надо знать место
действия праздника.

Совершенно естественно, что надо знать
и те средства, которыми вы располагаете,
т. е. те художественные силы, возможности,
с помощью которых будет выражена идея
праздника.

Итак, знать, о чем праздник, во имя чего
он создается, где будет проходить и
какими художественными средствами
располагает режиссер, это – основа, без
которой нельзя приступить к созданию
драматургии праздника и его режиссерскому
воплощению. Причем, и драматургия, и
режиссура должны приспособиться к
творческим возможностям, месту действия,
а не подчинять все это заранее созданным
режиссерским замыслам.

Драматургия праздника… Это, прежде
всего, чёткое понимание идеи праздника,
осознание того, что этот праздник должен
утверждать, какую основную тему он
должен поднять и для чего, каковы его
задачи: призыв народа к новым победам,
раскрытие величия того или иного явления,
стремление мобилизовать людей на решение
важного вопроса. В каждом празднике
есть «сверхзадача», которую ставит
перед собой режиссер: для чего он
проходит, во имя чего создается, к чему
стремится.

Возьмем, например, праздники, посвященные
замечательным историческим датам.
Годовщина Великой Октябрьской
социалистической революции. В этот день
люди узнают себя в революционном движении
страны, в перспективах развития, через
возникающие аналогии они как бы
оглядываются во вчерашний день, чтобы
лучше увидеть завтрашний.

Или же день рождения В. И. Ленина. Этот
праздник требует, не смотря на свою
всенародность, если можно так сказать,
интимной обстановки. Люди хотят услышать
о Ленине самое сокровенное, хотят
увидеть, узнать ранее неизвестное для
них в характере Ленина.

Оба эти праздника общенародны по своему
значению, но различны по темам, а,
следовательно, и по своей драматургии.

Разновидность коллективного выступления — Перекличка

Наиболее активной разновидностью
коллективного выступления как типа
реального действия участников
театрализованных форм культурно-просветительной
работы является перекличка. Она характерна
для наиболее массовых сценарных форм
театрализации, тяготеет к стадиону,
Дворцу спорта, улице, площади. Обычно
эта перекличка представителей фабрик,
заводов, совхозов, различных районов
города, студенческих строительных
отрядов, то есть больших коллективных
общностей. На слетах студенческих
строительных отрядов Ленинграда
театрализованный митинг, как правило,
строится на перекличке областных отрядов
студентов-строителей, бойцы которых
поднимались в секторах Дворца спорта
или в партере концертного зала
«Октябрьский». Такая зримая перекличка,
художественно оформленная, усиленная,
музыкой, песней и другими выразительными
средствами, представляет собой реальное
действие участников слета, ибо она
проходит обычно перед сдачей рапорта.
Но в то же время это зрелищный эпизод
театрализованного представления с
коллективными героями и высокой
эмоциональной активностью собравшихся.

Своеобразием концертного зала было
продиктовано сценарно-режиссерское
решение другой переклички молодых
рабочих в концертном зале «Октябрьский».
Ведущие, держа в руках номера газеты
«Ленинградская правда», вели репортаж
о тех, кто выполнил слово, данное в
обязательствах. В единую симфонию труда
сливались идущие с заводов и фабрик
Ленинграда рапорты о досрочном завершении
пятилетки. Представители же предприятий,
ударные бригады, отдельные передовики
производства, учащиеся
профессионально-технических поднимались,
высвечиваемые лучами прожекторов, со
своих мест в зале, выбрасывая транспаранты
и плакаты, скандируя лозунги.

Иначе строилась аналогичная перекличка
во Дворце спорта, где благодаря амфитеатру
трибун, не отделенному от арены рампой,
отсутствовало искусственное разделение
собравшихся на зрителей и участников
праздника. Диктор объявил о том, что
идет 276 день пятилетки. Под музыку Г.
Свиридова «Время, вперед» начиналась
перекличка-рапорт молодых тружеников
города на Неве, представителей различных
областей промышленности. Она разворачивалась
на маленьких эстрадах, установлены по
кругу Дворца спорта и являющихся как
бы продолжением секторов трибун. Лучи
прожекторов поочередно выхватывали из
темноты группы рабочих, которые называли
цифры и факты, связанные с развитием
своих отраслей промышленности. Все
группы были в костюмах своих профессий,
с символическими деталями, макетами и
транспарантами, отражающими достижения
отрасли. По мере того как разворачивалась
перекличка, в фоновой группе возникали
эмблемы предприятий каждой отрасли.
Всеми по профессии, товарищами по труду,
сидящими в секторах. К концу переклички
восемь групп на площадках по кругу арены
образовывали развернутый живой плакат,
отражающий то, что предстоит сделать и
уже сделано в одиннадцатой пятилетке.
Весь Дворец спорта стоя приветствовал
трудовые успехи коллективного героя
праздника – молодых рабочих. Каждый из
собравшихся в этот день в зале был
причастен к развернутой перед ним
перекличке, что во много раз усиливало
активность реального массового действия.

Итак, мы видим, что второй тип реального
действия массы в театрализованных
формах культурно-просветительной
работы:

  • требует сочетания информационно-логического
    и эмоционально-образного начал в
    сценарном замысле и режиссерском
    воплощении;

  • ставит человека в положение активного
    участника, оратора в массовом действии,
    а само действие делает своеобразной
    трибуной масс;

  • обладает широким диапазоном – от
    единичного до массового выступления.

Третий тип реального действия массы в
театрализованных формах
культурно-просветительной работы –
церемониальные и игровые действия –
чрезвычайно разнообразен. Мы видим в
нем прежде всего официально принятое,
традиционно торжественное действие,
выработанное обычаем, повторяющееся
из года в год и имеющее свой порядок.

Эта разновидность реального массового
действия содержит большой воспитательный
потенциал, так как представляет собой
сложившийся и устоявшийся стереотип
отношений к отмечаемому событию и,
следовательно, к его идейному содержанию.
Совершенно справедливо указывая на эту
сторону церемониального действия,
советский ученый-философ И. В. Суханов
отмечает, что с его помощью «можно
придать мыслям и чувствам впервые
включившегося в производственную
деятельность молодого человека такое
направление, которое максимально
отвечает требованиям социализма».
Принимая тип действия и поведения,
человек принимает и идеи, которые это
действие отражает. Это чрезвычайно
важно для воспитания молодежи на
революционных, боевых и трудовых
традициях Коммунистической партии
Советского Союза и Советского государства

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Отличительные особенности драматургии театрализованных представлений и
массовых праздников

Театрализованные представления – самая емкая и многогранная форма
массового искусства, включающая в себя поэзию, музыку, театр, декорационное
искусство, хореографию, кино и пиротехнику, а так же некоторые формы спорта –
художественную гимнастику, массовые гимнастические выступления, танцы на льду и
пр.

В практике театрализованных представлений последних десятилетий можно
четко выделить следующие виды: агитационно-художественное представление,
литературно-музыкальная композиция, тематический вечер, массовое празднество.

Для
зрелища нужны следующие элементы: во-первых, действительный подъем масс,
действительное желание их откликнуться всем сердцем на событие, которое
празднуется; во-вторых, известный минимум праздничного настроения, который вряд
ли может найтись во времена, слишком голодные и слишком придавленные внешними
опасностями; в-третьих, талантливые организаторы нужны в качестве целого штата
помощников, способных внедриться в массы и руководить ими. Притом руководить не
искусственно, а так, чтобы естественный порыв масс, с одной стороны, и полный
энтузиазма, насквозь искренний замысел руководителей, с другой, сливались между
собой.

Зрелища
непременно должны делиться на два существенно различных акта. На массовое
выступление в собственном смысле слова, которое предполагает движение масс из
пригородов к какому-то единому центру, а если их слишком много – к двум-трем
центрам, где совершается какое-то центральное действие типа возвышенной
символической церемонии. Это может быть спектакль, грандиозный, декоративный,
фейерверочный, сатирический или торжественный, сопровождаемый громовым хоровым
пением, согласованной и очень многоголосной музыкой, носящий характер торжества
в собственном смысле этого слова. Во время самых шествий не только движущиеся
массы должны явиться увлекательным зрелищем для неподвижных масс на тротуарах,
на балконах, на окнах, но и обратно. Сады, улицы должны быть разнообразным
зрелищем для движущихся масс путем соответственного декорированного устройства
арок. Хорошо, если бы в меньшей степени и несколько меньшими группами
организованно было шествие вечером при факельном или другом каком-нибудь
искусственном освещении, что, например, создало несколько удивительных звучных
аккордов во время петроградских празднеств: шествие объединенных пожарных всего
Петрограда в ярких медных шлемах и с пылающими факелами в руках.

Второй
акт – это есть празднество более интимного характера либо в закрытых помещениях,
либо в открытых: на платформах, на движущихся грузовиках, просто на столах,
бочках. Здесь возможна и пламенная речь, и декламирование куплетов, и
выступление клоунов с какой-нибудь карикатурой на враждебные силы, и
какой-нибудь остродраматический скетч, и многое другое. Но необходимо, чтобы
всякая такая импровизационная эстрада во всех номерах своих носила
тенденциозный характер.

Точность
применения всего разнообразия специфических особенностей драматургии массовых
праздников приведет к созданию сценария, а затем и к его яркому воплощению.

Целями
массовых зрелищ являются не только отдых и развлечения, но еще и стремление к
одухотворенной личности, воспитание в ней нравственных, этических и
эстетических качеств, творчески отражая, воспроизводя действительность в
художественных образах.

Театрализация
является неотъемлемым компонентом драматургии массовых зрелищ, позволяющая
донести в художественно форме определенную идею до массового зрителя.

Театрализованные
зрелища — это многогранное общественное явление, отражающее жизнь каждого
человека и общества в целом. Являясь неотрывной частью социальной жизни, они
соизмеряют с ней жизнь личности и выступают как особый вид человеческой
деятельности, выражающей гармонию человека и общества или стремление к ней.

Каждый
новый сценарий массового зрелища – это поиск нового решения темы, новых
выразительных средств, новых методов эмоционального воздействия.

Сценарий
массового театрализованного зрелища является комплексным, в нем синтезирована
работа драматурга, режиссера, художника, балетмейстера, композитора.

Монтаж
является основным творческим приемом формирования и построения
драматургического каркаса театрализованных массовых зрелищ.

Важнейшими
монтажными принципами в режиссуре и драматургии массовых зрелищ выступают
идейность, строгая логичность и последовательность построения сюжета,
ассоциативность сопоставления реальных фактов и художественных эпизодов,
внутренняя ритмическая контрастность.

Важной
специфической чертой драматургии и режиссуры массового праздника является их
синтетический, комплексный характер, при котором универсальным методом создания
любого вида театрализованного массового зрелища выступает синтез.

<

Социально-культурная деятельность

Исследования молодых ученых

М. В. Майборода

СПЕЦИФИКА СЦЕНАРНО-РЕЖИССЕРСКОЙ ДРАМАТУРГИИ МАССОВОГО ПРАЗДНИКА И ЕЕ ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ

В статье рассматривается специфика сценарно-режиссерской драматургии массового праздника, анализируются сложившиеся концепции, обосновывается создание модели сценариста — режиссера нового типа, осуществляется ее дидактическое наполнение и формулируются требования к ней, дан анализ категориально-понятийного аппарата, предложена авторская трактовка понятий «сценарий массового праздника» и «сценарно-режиссерские технологии». Ключевые слова: социально-культурная деятельность, массовый праздник, сценарно-режиссерская драматургия, сценарно-режиссерские технологии, специфика сценарно-режиссерской драматургии, модель сценариста-режиссера, требования к сценаристу-режиссеру, понятия «сценарий массового праздника» и « сценарно-режиссерские технологии».

The article of is devoted to the specific stage-directors dramaturgy (drama) of mass holiday, analysis established concepts, explanation of the introduced new model of «scriptwriter-director» and its filling with sense and needed requirements. Here the analysis of categorical-conceptual aspect is given and new definition of notions «mass holiday (party) script» and «stage — directors techniques» are suggested. Keywords: socio-cultural activity, mass holiday, stage-directors, stage — directors techniques, specific stage-directors dramaturgy, model of scriptwriter-director, scriptwriter-director requirements, script-holiday and stage-directors techniques notions.

Вопрос повышения качества и художественного уровня массовых праздников стоял всегда достаточно остро. Так, отдельные массовые праздники, как отмечает А. Д. Силин в своей работе «Театр выходит на площадь: Специфика работы режиссера при постановке массовых театрализованных представлений под открытым небом и на больших нетрадиционных сценических площадках», приближаются к «откровенной халтуре». Основная причина низкого качества массового праздника, по А. Д. Силину, «в недостаточной компетентности многих сценаристов и режиссеров, в их низком творческом потенциале» (5, с. 3).

Безусловно, на данную ситуацию влияет и недостаточный уровень развития сце-нарно-режиссерских технологий. Имеет место и теоретическая проблема, заключающаяся в отсутствии четких разграничений между пониманием традиционной драматургии (драматургия оперы и оперетты, балета, драматического театра) и собственно драматургией массового празднества. В результате сценарно-режис-серские технологии развиваются в рамках ограничений, возникают разночтения в рассмотрении отдельных практических проблем, а особенности массового праздника, его специфика определяются не достаточно четко.

А. Д. Силин в уже упомянутой работе выделил ряд особенностей массового праздника, которые мы изложим в следующей интерпретации:

— отсутствие в сценарно-режиссерской драматургии традиционной сцены-

коробки и стандартного арсенала средств театральной машинерии (занавеса, кулис, софитов и рампы, штанкетов, поворотных кругов и т.д.);

— различия в акустике и световом оформлении;

— отсутствие постоянной труппы актеров и административно-управленческого аппарата;

— иная театрально-зрелищная атмосфера массового празднества, «которая еще до начала спектакля помогает зрителю «настроиться», пробуждая в его сердце священный трепет предвкушения грядущего таинства… »;

— иные соотношения объемов декораций и человеческой фигуры;

— иной ракурс и схема взаимоотношений объекта и субъекта;

— новые возможности в массовом театрализованном представлении в превращении объекта в субъект действия;

— особая форма выражения содержания празднества и «жизни человеческого духа», его общедоступность, демократичность, понятность, сочетающаяся с лаконизмом, образностью, величественностью и зрелищностью, символикой и ясностью ее преподнесения;

— огромные масштабы массового представления и связанные с ним постановочные трудности в сценарно-режиссерской работе;

— необходимость умелого использования в качестве сценической площадки праздника архитектурных и ландшафтно-природных особенностей окружающей среды, превращение недостатков места действия в достоинства;

— наличие временно создающегося сценарно-режиссерского и постановочного коллектива;

— иные требования к профессиональному мастерству сценариста-режиссера массового праздника (5, с. 5—7).

Эти особенности массового праздника и определяют специфику работы режиссера в области массовых форм, а все вместе — специфику профессиональной подготовки режиссера массовых праздников, куда обязательно должны входить:

— знания обо всех видах искусств, поскольку в массовом празднике, могут участвовать театр, опера, оперетта, цирк, различные оркестры, сводные хоры, классический балет и народные танцевальные коллективы;

— знания законов монтажа и законов коллективного восприятия, умения и навыки использования старинных приемов, способов площадного театра (средневековой мистерии и комедии дель арте, скоморошьего действа и народного балагана);

— владение современными техническими средствами художественной выразительности (все виды осветительной и звукозаписывающей аппаратуры, кино- и диапроекции, радиомикрофоны и телевидение, лазеры и пиротехника) (5, с. 7).

А. Д. Силин приходит к выводу, что в сценарно-режиссерской драматургии требуется совершенно особый режиссер — «режиссер синтетического массового представления», который способен быть «сценаристом и организатором собственного представления, уметь ставить громадные массовые сцены и вовлекать в действие тысячи людей» (5, с. 7).

Таким образом, в сценарно-режиссерской драматургии требуется «сценарист-организатор» нового типа, наделенный определенными свойствами и качествами. Необходимость в таком сценаристе-режиссере — это еще одна из особенностей сце-нарно-режиссерской драматургии. Однако в специальной литературе мы находим только отдельные фрагменты требований к «сценаристу-организатору», аналогичные рассмотренной концепции А. Д. Силина, в связи с чем мы предпримем попытку проектирования модели режиссера-сценариста, отвечающей современным требованиям.

Развивая концепцию А. Д. Силина, к перечисленным требованиям к режиссеру-сценаристу мы предлагаем добавить следующие:

— способности, навыки и умения анализа специфических трудностей, возникающих при использовании сценарно-режиссерских технологий массового праздника;

— способности к обобщению, анализу принципиально важных творческих находок в сценарно-режиссерской и постановочно-режиссерской зарубежной и российской практике, к разработке новых технико-технологических приемов и способов, обогащающих технологии массового действа;

— знание общих закономерностей, принципов сценарно-режиссерской драматургии массовых празднеств, навыки и умения их инновационного использования в своей сценарно-режиссерской практической деятельности;

— навыки и умения выявления, распознавания, анализа и ликвидации причин и ошибок, наиболее часто встречающихся в сценарно-режиссерской практике;

— навыки и умения превентивно выявлять, распознавать сценарно-режиссерс-кие проблемы, видеть их в зарождающемся виде и способствовать их эффективному решению.

Работа режиссера-сценариста над массовым театрализованным представлением «начинается с режиссерского замысла, определяющего образно-постановочное решение, «ход» будущего представления, то есть его сквозное действие, форму, атмосферу и стиль. На профессиональном жаргоне такой замысел называется «задумкой»» (5, с. 10).

Понятие «замысел», или «задумка», в сценарно-режиссерской драматургии трактуется как сформированное исходное представление режиссера-сценариста о своем будущем массовом празднике. Замысел является результатом его восприятия жизненных событий и явлений действительности, их субъективного осмысления и понимания.

Поскольку первичным элементом будущего празднества является «задумка» — «режиссерский замысел», то режиссер-сценарист, как считает А. Д. Силин, выполняет функции драматурга. При этом он выполняет эти функции или самостоятельно «в гордом одиночестве, либо в соавторстве с профессиональным литератором». Подводя итог своим размышлениям о функциональных ролях режиссера-сценариста, А. Д. Силин приходит к выводу о его многофункциональности: «… помимо трех основных (по В. И. Немировичу-Данченко) функций режиссера-постановщика, воспитателя и организатора — здесь он выступает еще и в качестве режиссера-драматурга, то есть в большей степени превращающегося в создателя представления, «автора спектакля»» (5, с. 10).

Важным для нас представляется тезис А. Д. Силина о том, что «… сценарий массового представления в подавляющем большинстве случаев прочно «привязан» к конкретному месту и определенному событию» (5, с. 11). «Привязка» массового праздника и его сценария к определенному событию, явлению, месту их происхождения — еще одна специфическая черта сценарно-режиссерской драматургии.

С технологической точки зрения в сценарии праздника режиссер-сценарист выстраивает ряды номеров, на основе которых отбирает и вырабатывает задания постановочной группе, предусматривает их переработку или подготовку новых. Следует также учитывать, что сформированный ряд номеров, базирующихся на местном материале, помогает режиссеру-сценаристу на основе собственной «задумки» составить сценарно-режиссерский план будущего массового празднества и в последующем логично перейти к подготовке собственно сценария.

Однако понятие «сценарий театрализованного представления» в специальной

литературе пока еще не получило однозначного толкования. Так, С. И. Гавдис рассматривает сценарий театрализованного представления как первоначальный момент в творческом процессе работы по созданию театрализованных представлений и праздников: «сценарий является драматургической основой театрализованных представлений и праздников» (2, с. 32). Исходя из этого С. И. Гавдис считает, что перед тем, как приступить к постановочной работе над очередной праздничной программой, следует разработать сценарий будущего праздничного действа. Тем самым она определяет технологическую последовательность подготовки праздника.

В несколько ином ключе определяет понятие «сценарий массовых праздников» Н. Ф. Щербина, подчеркивая стандартизацию описания и стереотипность последовательности действий, присущие для большей части сценариев массовых праздников, реализуемых в современной практике. В то же время им подчеркивается, что сценарий — это «сюжет» творческой деятельности режиссера. Для нас важно то, что Н. Ф. Щербина следующим образом указывает на «состав» сценария театрализованного представления: «причинно-следственная цепочка событий» (6, с. 133).

В специальной литературе сценарий иногда рассматривают как программу художественно-педагогического воздействия, тем самым подчеркивая социально-педагогическую направленность массового праздника. Так, Н. М. Андрейчук пишет: «Сценарий праздника и театрализованного представления — подробная программа художественно-педагогического воздействия, построенная с помощью специфической обработки документальной и художественной информации с целью реализации праздничных потребностей людей и их психоэмоционального и действенного единения в гражданских и мировоззренческих позициях» (1, с. 10).

Как мы видим, Н. М. Андрейчук главную цель сценария видит в «реализации праздничных потребностей людей» и в их «действенном единении в гражданских и мировоззренческих позициях». Наиболее существенным в определении выступает представление сценария как «подробной программы художественно-педагогического воздействия». Действительно, сценарий массового праздника правомерно рассматривать как программу, направленную на воздействие человека. Однако при этом из определения сценария исчезает отражение в нем содержательной стороны праздника, поскольку утверждения, что программа «построена с помощью специфической обработки документальной и художественной информации», явно недостаточно.

Нами предпринята попытка разработки рабочего определения дефиниции «сценарий театрализованного представления».

Итак, сценарий массового праздника — это текст, в котором представлена художественно-творческая разработка его содержания, отражающего через знаки-символы «картину мира», представленную многообразными, повторяющимися актами социальной действительности и фактами, содержащими важные аспекты жизни, а также знания как всего человечества, так и отдельных наций, известных людей, их представляющих.

Другим важным необходимым понятием является дефиниция «сценарно-режиссерские технологии». Конструируя понятие «сценарно-режиссерские технологии», мы исходили из логической конструкции понятия «технология». Большинство людей рассматривают технологию как нечто, связанное с изобретениями и машинами, например компьютерами и телекоммуникационными информационными сетями. В культурно-досуговую практику понятие «технология культурно-досу-говой деятельности» впервые было введено А. Д. Жарковым в 1990 году. До этого в терминологическом аппарате социально-культурной сферы использовались поня-

тия «организация» и «методика» (4, с. 35).

Однако технологии — это средство преобразования какого-либо сырья. Социолог Чарльз Перроу в своих работах, посвященных анализу влияния технологий на организации и общество, определяет технологию как средство преобразования сырья — будь-то люди, информация или физические материалы — в искомые товары и услуги (8). Существует и другое понимание технологии. Люис Дейвис, разрабатывающий направление «проектирование работ», предложил более широкое толкование технологии: «технология — это сочетание квалификационных навыков, оборудования, инфраструктуры, инструментов и соответствующих технических знаний, необходимых для осуществления желаемых преобразований в материалах, информации, людях» (7). Как мы видим, в этих двух определениях наблюдается смысловое сходство: понимание технологии связано с «преобразованием» и рассматривается как «средство» преобразования, направленного на достижение результата. На основании данных определений мы сформулировали наше рабочее понятие «сценарно-режиссерские технологии массового праздника».

Сценарно-режиссерские технологии массового праздника — это совокупность методико-организационных установок и мер, определяющих процесс подготовки сценария праздника и воплощение в нем целей, принципов, содержания и форм, методов и приемов, выразительных средств, формируемая с максимальным учетом возможностей и ограничений, а также гарантий получения эффективного результата.

Примечания

1. Андрейчук Н. М. Основы профессионального мастерства сценариста массовых праздников: учебное пособие / Н. М. Андрейчук. — Барнаул : Изд-во АлтГАКИ, 2008. — 127 с.

2. Гавдис С. И. Основы сценарного мастерства: учебное пособие / С. И. Гавдис. — Орел: ОГИИК, 2005. — 241 с.

3. Ершов П. М. Сочинения: в 3 т. / П. М. Ершов; [отв. ред. В. М. Букатов]. — М.: ТТО «Горбунок» 1991. — Т.1. Технология актерского искусства. — М., 1992.

4. Жарков А. Д. Технология культурно-досуговой деятельности: [учебное пособие для студентов вузов культуры и искусств] / А. Д. Жарков. — 2-е, изд. перераб. и доп. — М.: Изд-во МГУК, ИПО «Профиздат», 2002. — 288 с.

5. Силин А. Д. Театр выходит на площадь: Специфика работы режиссера при постановке массовых театрализованных представлений под открытым небом и на нетрадиционных сценических площадках / А. Д. Силин. — М., 1991. — 179 с.

6. Щербина Н. Ф. Режиссура и мастерство актера / Н. Ф. Щербина. — Хабаровск, 2007.

— 414 с.

7. Dawis L. Job Satisfaction Research / Levis Dawis // The Post Industrial View. Industrial relations. Vol. 10 (1971). — P. 176—193.

8. Perrou C. Organizational Analysis: A Sociotgical View. Belmont, Calif / Charies Perrou.

— Wadsworth, 1970.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Перечислите характерные черты отражающие сущность праздника
  • Основные этапы работы над сценарием кдп
  • Переносятся ли региональные праздники во время отпуска
  • Основные сценарии экоразвития человечества критический анализ
  • Передача про праздники