4 ОКТЯБРЯ ОТДАНИЕ ПРАЗДНИКА ВОЗДВИЖЕНИЯ ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ.
Отдание (то есть завершение) многодневного праздника в честь Воздвижения Животворящего Креста Господня в Русской Православной Церкви совершается 21 сентября (4 октября) во время Божественной Литургии.
В этот день в храме поются праздничные тропарь и кондак и в целом богослужение выглядит более торжественно, чем в дни попразднства, то есть в дни между самим днём праздника (14/27 сентября) и днём его отдания.
После отпуста Литургии священник выходит в храм и совершает вокруг аналоя с Крестом трехкратное каждение, а затем при пении тропаря и кондака праздника Воздвижения вносит Крест чрез Царские врата в алтарь, полагая его на святом престоле.
В этот день верующим стоит почаще думать о крестных страданиях Иисуса Христа и молиться о своём спасении.
«Слово о Кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия» (1 Кор. 1, 18).
Тропарь Воздвижения Креста Господня
Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы православным Христианом на сопротивныя даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.
Кондак Воздвижения Креста Господня
Отдание (то есть завершение) многодневного праздника в честь Воздвижения Животворящего Креста Господня в Русской Православной Церкви совершается 21 сентября (4 октября) во время Божественной Литургии.
Вознесыйся на Крест волею, тезоименитому Твоему новому жительству, щедроты Твоя даруй, Христе Боже, возвесели силою Твоею верныя люди Твоя, победы дая нам на сопостаты, пособие имущим Твое оружие мира, непобедимую победу.
Величание Воздвижения Креста Господня
Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтем Крест Твой Святый, имже нас спасл еси от работы вражия.
Молитвы Честному и Животворящему Кресту Господню
Молитва первая
Кресте Честный, хранитель души и телу буди ми: образом своим бесы низлагая, враги отгоняя, страсти упражняя и благоговение даруя ми, и жизнь, и силу, содействием Святаго Духа и честными Пречистыя Богородицы мольбами. Аминь.
Молитва вторая
О Пречестный и Животворящий Кресте Господень! Древле убо был еси казни позорныя орудие, ныне же знамение спасения нашего присно почитаемое и прославляемое! Како достойне возмогу аз, недостойный, воспети Тя и како дерзну преклонити колена сердца моего пред Искупителем моим, исповедая грехи свои! Но милосердие и неизреченное человеколюбие Распеншегося на тебе смиренное Дерзновение подает ми, да отверзу уста моя воеже славити Тя; сего ради вопию Ти: радуйся, Кресте, Церкве Христовы красота и основание, всея вселенныя — утверждение, христиан всех — упование, царей — держава, верных — прибежище, Ангелов — слава и воспевание, демонов — страх, губительство и отгнание, нечестивых и неверных — посрамление, праведных — услаждение, обремененных — ослаба, обуреваемых — пристанище, заблудших — наставниче, одержимых страстьми — раскаяние, нищих — обогащение, плавающих — кормчий, слабых — сила, во бранех — победа и одоление, сирых — верное покровение, вдов — заступниче, дев — целомудрия охранение, ненадеянных — надежда, недужных — врач и мертвых — воскресение! Ты, прообразованный чудотворящим жезлом Моисея, животворный источник, напаяющий жаждущия духовныя жизни и услаждающий наши скорби; Ты — одр, на немже царственно почил тридневно Воскресший Победитель ада. Сего ради и утро, и в вечер, и полудне прославляю Тя, треблаженное Древо, и молю волею Распеншегося на Тебе, да просветит Он и укрепит Тобою ум мой, да открыет в сердце моем источник любве совершенней и вся деяния моя и путие мои Тобою осенит, да выну величаю Пригвожденнаго на Тебе, грех моих ради, Господа Спасителя моего. Аминь.
Слово в День Отдания праздника Воздвижения Животворящего Креста Господня
Во Имя Отца и Сына и Святого Духа!
Каждый воскресный день православные собираются в храмах и возносят благодарственные молитвы Богу. Это связано с тем, что мы еженедельно переживаем Христово Воскресение вновь и вновь. Это означает то, что наша Пасха — Христос, закланный за нас — каждое Воскресение евхаристически всё это переживается нами. Собственно говоря, православие — спасение переживается всегда евхаристически. Ибо только Кровь Иисуса Христа может очистить нас от всякого греха. И в этом смысле в православии спасение не достигается, а принимается действующей Божественной благодатью и переживается в Святом Причастии.
Есть человеческие религии, где люди пытаются достигнуть спасения. Православный человек не дерзает даже такой мысли: достигнуть спасения. Когда апостолы спросили: “кто может спастись?” — Христос сказал: “человекам это невозможно”. Но тут же добавил: “но не Богу, ибо Богу все возможно”. Поэтому в православии спасение принимается как дар действующей благодати и евхаристически переживается. Когда мы становимся причастниками Тела и Крови Иисуса Христа, это и есть причастность вечной жизни. И христианин, который причастился, он не ищет для себя спасения, он принял Святое Причастие как залог вечной жизни. Его задача другая: не искать спасения, а оберегать это состояние, которое мы переживаем в Таинстве Святого Причастия. Оберегать — это значит стараться жить от причастия до причастия так, чтобы оказаться достойным очередной встречи с Иисусом Христом, Господом нашим.
В принципе, человек, в идеале, должен был бы причаститься один раз: после крещения и этим ограничиться. Но, к сожалению, даже тогда, когда в крещении с нас снимаются все грехи и, казалось бы, мы не должны грешить, после крещения человек грешит и для этого Церковь установила Таинство Исповеди, как второе крещение. Точно так же Церковь разрешила причащаться второй, третий, четвертый раз тем, которые уже причастились, для того, чтобы была возможность ОБНОВЛЯТЬ встречу с Иисусом Христом. Поэтому настоящая духовная борьба и брань — от Причастия до Причастия, и на этом пути ничего не должно нас смущать.
Некоторые православные впадают в пелагианство. Это тяжелая ересь. Когда они думают, что они спасаются своими постами, молитвами, то это не так. Посты и молитвы — это благоприятные условия для духовного делания. Спасаемся мы только Господом Иисусом Христом. Это иудеи, мусульмане своими долгими молитвами хотят умилостивить Бога. Мы верим в прощение в струях Крови Сына Божия. И никакое смущение дьявольское не должно нас останавливать в этом веровании. Поэтому православный человек — это человек, который переживает спасение всякий раз, когда он причащается, и переживает состояние абсолютной святости всякий раз, когда он причащается Тела и Крови. Как мы и молимся, что этими Таинствами мы обожаемся, то есть переживаем обо́жение в струях Крови Сына Божия, и наша задача приучать нас к этой мысли. Иначе, когда человек будет стремиться спастись своими добродетелями, а жизнь его не будет соответствовать добродетелям, он будет впадать в депрессивное состояние, в уныние, например, которое является смертным грехом.
Дьявол всегда будет стараться нас смутить. Он не может спокойно смотреть на то, как мы стремимся вновь и вновь обновлять наши отношения с Иисусом Христом, и в такие моменты мы должны вспоминать, что в Евангелии очень часто Иисус Христос говорит: “не бойся”. Эти слова, точнее, это слово, встречается неоднократно в Евангелии. “Не бойся”. Действительно, что бояться человеку, если Христос с нами. Христос, о Котором сказано, что Он всегда и во веки Тот же; евхаристически мы переживаем встречу с тем же самым Иисусом Христом, Который родился в Вифлееме, Который преобразился на горе Фавор и Который на Тайной Вечере преподал Своим ученикам Божественную Евхаристию. Рассуждая об этом, мы освобождаемся от власти греха, от власти дьявола и от власти страха смерти и становимся людьми, исполненными благодатного общения со Христом и во Христе. Мы кто-то и что-то во Христе и со Христом и мы никто и ничто вне Христа и без Христа. Поэтому надо нести эту радостную благую Евангельскую весть о спасении во Христе, которое в православии переживается евхаристически, всем тем людям, которые в нерешительности, в депрессивности, противоречии собственной жизни между реальной действительностью и требованиями Святого Закона. Как Блаженный Августин учит нас: “Весь закон исполнен тогда, когда все грехи прощены”.
Итак, со страхом Божиим и Верою приступим к Святому Причастию, чтобы в струях этой Крови обрести залог вечной жизни, и принять это Святое Таинство как залог личного спасения. И пусть Господь укрепит каждого православного в этой мысли. Православный не ищет спасения так, как ищут люди, живущие не по нашей вере. Православный не достигает спасения, как люди пытаются своими человеческими усилиями достигнуть. Православный, действующей благодатью, ПЕРЕЖИВАЕТ спасение, евхаристически радуясь, принимает его в свою жизнь.
Спаси вас Господь!
Отдание праздника Воздвижения Животворящего Креста Господня отмечается православными верующими ежегодно 4 октября. По старому стилю эта дата приходится на 21 сентября. В 312 году император Константин Великий готовился идти на Рим, чтобы сразиться с Максенцием. Войска Максенция в разы превосходили численностью.
Днем, перед сражением, Константину было видение креста, который светился в небе в окружении слов «сим победиши». Тогда Константин приказал изобразить знак креста на воинских знаменах. Он одержал блестящую победу, принесшую ему власть над всей Римской империей и обеспечившую триумф христианства.
После победы Православия на Первом Вселенском Соборе император Константин желал в знак благодарности построить величественный христианский храм. В 326 году равноапостольная Елена, мать императора, в надежде найти Крест и Гроб Господень отправилась в паломничество в Иерусалим. За два века до этого Святой Город был разрушен императором Адрианом, в 135 году. На месте распятия и погребения Спасителя насыпали земляной холм и построили языческий храм со статуей Афродиты. Святость этого места со временем была забыта.
Святая Елена обратилась за помощью к святителю Макарию Иерусалимскому. Благодаря записям, оставшимся от предков у одного иудея из восточных областей, удалось найти Гроб Господень. По приказанию императора место расчистили. Были найдены три креста, а также гвозди, которыми было прибито ко Кресту тело Спасителя, и дощечка с надписью: Иисус Назорей, Царь Иудейский. Еще до обретения крестов ощущалось исходившее из земли благоухание.
Оказалось, что кресты разломаны на части, невозможно было отличить Крест Господень от крестов двух разбойников. Святитель Макарий узнал его так: принесли умирающую женщину и подносили ее по очереди ко всем крестам. От крестов разбойников не произошло никакого чуда, но когда женщину поднесли к Честному Кресту, она исцелилась. Императрица и вся ее свита благочестиво поклонились и облобызали Святой Крест.
Многочисленная толпа, собравшаяся в этом месте, тоже желала получить благодать или, по крайней мере, издалека увидеть великую святыню. Тогда святитель Макарий взошел на возвышение и, взяв Крест двумя руками, воздвиг, то есть поднял его так, чтобы всем было видно. И толпа воскликнула: «Господи, помилуй!». Иудей по имени Иуда, подсказавший, где найти Крест, уверовал в распятого Господа, принял Крещение с именем Кириак, впоследствии был Патриархом Иерусалимским, скончался мученической смертью.
Честной Крест был захвачен персами во время разгрома Иерусалима в 614 году. После блистательных побед императора Ираклия святыня вернулась в Святой Град в 631 году. Тогда святой Патриарх Захария торжественно повторил действия святителя Макария.
Тогда же святые отцы установили обычай ежегодно во всех церквях торжественно праздновать Воздвижение Честного Креста не только для воспоминания этих двух событий, означавших победу христианства, но и для свидетельства о том, что Крест, орудие осуждения в древности, стал нашей гордостью, символом славы Христа, явившейся в свете Его Воскресения.
Воздвигая крест на четыре стороны с пением «Господи, помилуй», христиане тем самым свидетельствуют, что Христос, взошедший на Крест, примирил все и соединил в своем Теле все концы тварного мира, широту и долготу, глубину и высоту, для того чтобы мы через Него могли достичь Бога Отца.
Согласно Преданию, Честной Крест был сделан из трех пород дерева: кипариса, сосны и кедра. Таким образом исполнилось пророчество Исаии: Слава Ливана придет к тебе, кипарис, певг и вместе кедр, чтобы украсить место святилища Моего. Его многочисленные частицы разошлись по всему христианскому миру. Самая большая частица находится в Ксиропотамском монастыре на Афоне. На ней есть даже след от Гвоздя.
Именины:
Иван, Василий, Алексей, Агния, Андрей, Иосиф, Петр, Владимир, Исаакий, Даниил.
Иерей Максим Горожанкин рассказывает о празднике Воздвижения Креста Господня. О его истории, значении, о том, как надлежит этот день проводить православным христианам. О правилах поста в этот день и о том, как важно для верующего носить нательный крестик.
Только спустя 300 лет промыслом божиим были вновь обретены верующими и открыты для поклонения две великие христианские святыни- Животворящий Крест и Гроб Господень. Это произошло во времена правления равноапостольного императора Константина, великого первого римского императора, прекратившего гонения на христиан.
Ежегодно 27 сентября Православная Церковь отмечает великий двунадесятый праздник —
«Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня». В 2021 году 27 сентября приходится на понедельник.
-Отец Максим, каково значение этого христианского праздника?
-Значение праздника Воздвижения Креста Господня весьма велико в православной традиции. И надо
сказать, что, собственно, Крест Христов всегда являлся одной из главнейших святынь православной церкви. Потому что на кресте на горе Голгофа совершилось спасение рода человеческого. Крест стал как бы тем мостиком, который соединяет теперь нас с Богом. На кресте был распят сам Христос. Сам Бог настолько возлюбил нас, что принял смерть, чтобы мы могли жить вечно. И вот орудием казни Господа нашего Иисуса Христа явился Крест. И Крест всегда почитался христианами даже еще до обретения.
История потери и возвращения Крестя Господня
Мы в катакомбах римских можем видеть начертания Креста Христова. Римская империя была очень долгое время языческой, и многие императоры по-разному относились к христианству. И так получалось, что самые деятельные императоры римской империи воздвигали самые большие гонения на христиан. И вот один из императоров, Адриан, он делает на месте Голгофы городскую свалку. Крест Христов закапывается и бывает потерян.
И вот когда в четвертом веке император Константин становятся единым державным правителем в империи, его мать Елена изъявляет желание отыскать великую христианскую святыню — Крест Христов. Она направляется в Иерусалим, который из себя представлял уже жалкое зрелище. Город был полностью разрушен дважды после распятия Христа, и он из себя действительно представлял небольшие поселения, а в основном это и были городские свалки.
Елена находит человека, который помнил по рассказам своих предков где была та свалка, куда бросили три креста- Крест Христов и два креста разбойников, распятых со Христом. Они находят то место, раскапывают эту свалку, и действительно находят три креста и дощечку на которой написано: «Иисус Назорей, Царь иудейский». Невозможно было определить- какой из трёх крестов тот самый, на котором был распят Господь наш Иисус Христос. И вот Епископ иерусалимский Макарий предлагает помолиться Богу, чтобы Господь сам указал где его крест.
И вот когда начали совершать молитвы, то мимо проносили умершего человека. Шла похоронная процессия. И Святейший Патриарх архиепископ Макарий с верой в Бога предложил покойного приложить к каждому из крестов, веря что Господь вот таким великим величайшим чудом поможет узнать, где его Крест. И действительно, когда приложили к тому кресту который был Крест Христов — мертвец воскрес. И патриарх Макарий торжественно совершил поднятие Креста Христова, для того чтобы его видел весь народ, который собрался. И вот это- первое основание для праздника Воздвижения Честного Креста Господня.
В этот день вспоминается еще одно событие, связанное с Крестом Господним. Да, действительно, праздник Воздвижения- он как бы двусоставный. И второе благочестивое воспоминание, которое мы имеем- это то, когда Крест Христов был захвачен персами. Персы ворвались 6 веке в Иерусалим и разграбили его. Самая главная Святыня христианская была пленена вместе с иерусалимским патриархом Захарией. И крест и патриарх были уведены в плен. В начале седьмого века император Ираклий по договоренности с персами освобождает Честной Крест, освобождает патриарха Захарию. Его плен длился 12 лет.
Патриарх Захария приносит Честной Крест, император Ираклий берет его на свои плечи, несет его, и не может войти в храм. Какая-то сила его останавливает. Он недоумевает, а патриарх и говорит: «Господь вошел в Иерусалим на осле в униженном виде. Видимо в этом есть и для тебя какой-то знак.» И действительно, когда император снимает с себя императорские регалии, облачается в простую одежду, он берет крест и вносит его в храм господень. Вот это также празднуется в день Воздвижения Креста Христова. Потому что действительно это величайшее событие, когда такая великая святыня могла быть утеряна навсегда, потому что персы были язычниками. Но Господь сохранил Крест Христов и он был возвращен.
И по сей день мы можем (кто имеет возможность) прикладываться на святой земле, да и в любом православном храме, где есть изображение Христова распятия. Мы благоговейно можем подходить и
прикладываться, потому что верим что Господь каждому кресту даруют великую благодать. Здесь главное- Вера. Приходить, прикладываться и получать освящение.
Богослужение на праздник Воздвижения
-Как церковь отмечает это важное историческое событие?
— Богослужение праздника Воздвижения весьма торжественно. В контексте богослужения исполняются песнопения, стихиры, посвященное Честному Кресту. И вот об этом надо сказать немножко отдельно. Очень у многих, особенно у сектантов,вызывает недоумение: почему мы поклоняемся Кресту и почему молитвенно обращаемся, чтобы он нам помог, неодушевленный предмет? Вот на это всегда стоит ответить, что когда мы поклоняемся кресту, мы поклоняемся тому распятию, на котором Христос. Это очень четко церковь всегда знала и помнила: на распятии всегда Христос. Мы поклоняемся вот такому кресту, на котором распят Господь наш Иисус Христос. Не просто две деревянные перекладины. Всегда, когда мы целуем распятие, когда молимся — мы молимся тому, кто на нем распят. И это естественно возводит нас к самому Господу. Мы Господу молимся, чтобы Господь, который взошёл на Голгофу… чтобы он и наши грехи помог нам исправить… чтобы мы отошли очищенными из Храма Божия в этот праздник.
А богослужение праздника очень торжественно. На утрене выносится Честной Крест и предстоятель,
либо архиерей, либо настоятель храма (особенно это часто совершаются в кафедральных соборах), стоя на кафедре поднимает его. И при пении многократном «господи помилуй» осеняет им народ.
При этом на распятие разливается вода с маслом благовонным, и его украшают цветами, которые впоследствии раздаются верующим в память о таком событии.
О ношении нательного крестика
И мы должны помнить, что Воздвижение Честнаго Креста- это один из 12 главных праздников, на котором
обязательно необходимо быть. Особенно потому что мы себя считаем христианами. Крест- это и наш символ, потому что каждый христианин всегда носит крестик. И вот об этом также нужно сказать. Очень многие
люди преуменьшают назначение ношения нательного крестика, а оно весьма велико. Нательный крестик нельзя с себя снимать, его нужно носить всегда, постоянно. И когда купаемся, и когда спим.
А у нас зачастую вот так бывает: когда купаемся- снимаем, когда спим- снимаем, забывая о том, что он — наша главная защита. И на руси не случайно говорили: «не мы крест носим, а он нас». И это действительно так, это правда. Это самая наша ближайшая защита. И к кресту своему нательному необходимо прикладываться перед сном- целовать его и осенять себя крестным знамением. Необходимо и ложась на постель, готовясь уснуть и когда проснулись- первое наше действие- осенить себя крестным знамением.
Потому что это действительно то, что может нас защитить от каких-то грехов, в первую очередь от грехов. Мы распятием прогоняем бесов, которые искушают нас. И вот праздник Воздвижения, он для нас этим важен. Каждый кто носит крестик, обязан прийти в этот день в храм, чтобы перед Богом засвидетельствовать свою Веру. Поблагодарить Бога — спасителя, создателя нашего, за то что Господь на кресте взял на себя все наши грехи. Нам остается только покаяться и Господь простит. И мы увидим, какая это радость- быть православными.
Отдание праздника Воздвижения Животворящего Креста Господня
-Чуть позже, 4 октября, отмечают отдание праздника Воздвижения Животворящего Креста Господня.
-В православной церкви существует целый ряд праздников, которые именуются двунадесятыми. Это самые значимые наши православные праздники, все они имеют дни отдания. То есть мы празднуем не один день, скажем Воздвижение, а несколько. И вот несколько дней мы празднуем после самого праздника, а потом совершается как в случае с праздником Воздвижение, занесение Честного Креста в алтарь. Если другой
праздник — или господский или богородичный- то в алтарь заносится икона, которая во все эти от праздника до отдания пребывает в центре храма. То есть церковь таким образом обозначает свои самые главные праздники, самые главные события священной истории. Чтобы православные могли назидаться в течение какого-то периода не один день. И вот Распятие Христово будет несколько дней лежать центре храма, чтобы каждый мог подойти, приложиться помолиться, подумать о том, какие грехи есть, в чем покаяться.
Пост во время Воздвижения
Необходимо нам помнить, что день Воздвижения Честного Креста- это еще и день постный. В этот день скоромная пища не вкушается. То есть молоко, яйца, сыр, мясо не вкушаются. Об этом надо сказать обязательно, потому что очень многие наши братья и сестры к сожалению не соблюдают православный пост.
и однодневные и многодневные посты остаются в пренебрежении. А это очень важная сторона христианской жизни.
Недавно мы праздновали память преподобного Макария Оптинского, и вот у него в творениях, его письмах есть одно письмо. Когда у него духовная дочь спрашивает: «как мне поступать, если я прихожу в гости к своим родственникам, а там скоромный стол в то время когда день постный?» Он пишет так: «не смущайся просить у своих родственников себе постной пищи, потому что этим ты их побудишь к раскаянию, и может быть кто-то захочет поститься вместе с тобой. А если и ты не будешь поститься, то кого то может быть и соблазнишь». И заканчивает свое письмо такими словами: «разве ты не знаешь что бывает, когда человек оставляет пост?»— такой вопрос нам задает и оставляет его
без ответа.
А мы знаем что бывает: скорби, когда человек не способен на подвиг, на малый подвиг поста, вот тогда его
начинают обуревать скорби. Когда мы богу ничего не жертвуем, а только просим, нарушается духовный баланс в нашей жизни. И необходимо свои традиции четко знать, ценить и соблюдать. В день Воздвижения Честного Креста будем поститься, помня о том, какую великую жертву принёс Господь наш Иисус Христос
ради нашего спасения.