Откуда появился праздник коляда

Как правильно колядовать и как правильно встречать колядующих? Ответ на этот и другие вопросы вы найдете в спецпроекте «Культурный вопрос»

Культура.РФ

Культура.РФ

КОГДА В РОССИИ
НАЧАЛИ КОЛЯДОВАТЬ?

КОГДА В РОССИИ
НАЧАЛИ КОЛЯДОВАТЬ?

Колядки были важной частью древнего фольклора. В далеком прошлом такие песни пели в день зимнего солнцестояния, на повороте солнца от зимы к лету.

Колядованием называют старинный обряд: на Святки, Рождество и Новый год люди ходили по домам и исполняли поздравительные песни, за что хозяева вручали им угощения, а иногда даже деньги.

Эта традиция зародилась на Руси еще в языческие времена. Колядки были важной частью древнего фольклора. В далеком прошлом такие песни пели в день зимнего солнцестояния, на повороте солнца от зимы к лету.

Со временем на смену языческим песням пришли другие, основанные на христианских традициях. И сам обычай колядовать именно на Рождество появился на Руси только после Крещения в 988 году. Однако языческие мотивы во многих колядках сохранились, но соединились с ценностями и обычаями христианства. Так, в этих песнях упоминали Иисуса, Богородицу, а также почитаемых святых.

Колядовали как в обычной одежде, так и «ряжеными». Молодежь надевала костюмы и маски и перевоплощалась в разных персонажей. Рядились горбатыми старцами в лохмотьях, купцами, животными, например медведем, козой или волком, а также фольклорной нечистью. Лица раскрашивали сажей или свекольным соком, надевали нелепую одежду, чтобы казаться смешными или страшными. С собой часто брали палки, метлы, кочерги и косы.

Колядование было связано с подношением подарков. Обычно хозяева дома угощали ряженых блинами, лепешками, пирогами, сладостями, пряниками, медом, сметаной и специально приготовленным печеньем в форме животных. А в домах, где жили девушки на выданье, певцов одаривали пирогами с мясом.

Колядованием называют старинный обряд: на Святки, Рождество и Новый год люди ходили по домам и исполняли поздравительные песни, за что хозяева вручали им угощения, а иногда даже деньги.

Эта традиция зародилась на Руси еще в языческие времена. Колядки были важной частью древнего фольклора. В далеком прошлом такие песни пели в день зимнего солнцестояния, на повороте солнца от зимы к лету.

Со временем на смену языческим песням пришли другие, основанные на христианских традициях. И сам обычай колядовать именно на Рождество появился на Руси только после Крещения в 988 году. Однако языческие мотивы во многих колядках сохранились, но соединились с ценностями и обычаями христианства. Так, в этих песнях упоминали Иисуса, Богородицу, а также почитаемых святых.

Колядовали как в обычной одежде, так и «ряжеными». Молодежь надевала костюмы и маски и перевоплощалась в разных персонажей. Рядились горбатыми старцами в лохмотьях, купцами, животными, например медведем, козой или волком, а также фольклорной нечистью. Лица раскрашивали сажей или свекольным соком, надевали нелепую одежду, чтобы казаться смешными или страшными. С собой часто брали палки, метлы, кочерги и косы.

Колядование было связано с подношением подарков. Обычно хозяева дома угощали ряженых блинами, лепешками, пирогами, сладостями, пряниками, медом, сметаной и специально приготовленным печеньем в форме животных. А в домах, где жили девушки на выданье, певцов одаривали пирогами с мясом.

Пришла коляда
Накануне Рождества.
Дайте коровку,
Масляну головку!
А дай Бог тому,
Кто в этом дому,
Ему рожь густа,
Рожь ужиниста…

В этой колядке упоминается «коровка» — обрядовое печенье в виде рогатого скота, которое пекли на Рождество.

В древности богатым дарам для колядовщиков приписывали магическое значение. Считали, что если ряженых не угостить, то жадных хозяев ждут в новом году несчастья. Также колядующие могли обидеться и по-своему отомстить:

Дайте нам ломоть пирога
Во все коровьи рога.
Не дадите лепешки —
Закидаем все окошки.
Не дадите пирога —
Закидаем ворота.

По поверьям, святочное время определяло весь будущий год. Колядовщики в песнях желали благодарным хозяевам богатого урожая, достатка и благополучия, безбедной жизни и приплода скота, что должно было сбыться в новом году. Пели и про удачные земледельческие работы — и эти песни становились своеобразными заклятиями на урожай. Считалось, что чем больше колядующих придет к дому — тем счастливее будет год.

Традиции колядования известны не только на Руси, но и в Европе. Сохранились церковные наставления эпохи Средневековья, которые строго регламентировали этот обряд и описывали, когда, как и кому следовало колядовать.

Колядки в России менялись на протяжении времени, однако даже современные песни сохраняют элементы старинных текстов. Их можно разделить на две группы. К первой относятся колядки, прославляющие праздник с упоминанием библейских персонажей. Ко второй — поздравления и призыв одарить колядующих угощением.

Портал «Культура.РФ» благодарит за вопрос читательницу Инну из Белгорода.

Константин Трутовский. Колядки в Малороссии. Около 1864

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Николай Пимоненко. Колядки. Конец XIX века

Херсонcкий областной художественный музей им. А.А. Шовкуненко, Херсон, Украина

Леонид Соломаткин. Славильщицы. 1868

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Леонид Соломаткин. Городовые-христославы. 1872

Пермская государственная художественная галерея, Пермь

Николай Пимоненко. Колядки. 1880-е

Донецкий областной художественный музей, Донецк, Украина

Федот Сычков. Христославы. (Дети старой деревни). 1935

Мордовский республиканский музей изобразительных искусств им. С.Д. Эрьзи, Саранск

Алексей Новаковский. Колядка. 1907–1910

Национальный музей во Львове им. Андрея Шептицкого, Львов, Украина

Виктор Седов. Колядки. 1970-е

Каменск-Уральский краеведческий музей им. И.Я. Стяжкина, Каменск-Уральский, Свердловская область

Виктор Зарецкий. Коляда. 1987

Частное собрание

Константин Сомов. Ряженые. 1929

Частное собрание

Николай Сапунов. Ряженые. 1908

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Когда прошла суета новогодних праздников, хочется еще немного продлить ощущение рождественского чуда. В данной статье речь пойдет об известной и любимой традиции — колядовании. Несмотря на то, что этот обычай появился давно, он и сейчас пользуется популярностью, особенно среди детей и подростков, желающих повеселиться в рождественские праздники. Но вот откуда появился обычай колядования, знают далеко не все. Данная традиция появилась давно, еще во времена язычества. Тогда колядки исполняли лишь в день зимнего солнцестояния, когда солнце поворачивалось от зимы к лету.

Колядование во времена язычества

В славянской мифологии коляда — это воплощение новогоднего цикла. Традиция колядования появилась во времена язычества, а сами колядки являлись одной из важных составляющих фольклора. В те времена их пели лишь в день зимнего солнцестояния. Исходя из легенд тех времен, люди верили, что в самую долгую ночь в году страшное и злое славянское божество по имени Карачун съедал Солнце. Чтобы защитить небесное светило от злых сил, наши предки выполняли различные магическо-защитные обычаи, ставшие основоположниками всенародно любимого праздника Коляды. Поэтому колядовщики и ходят с посохом, на конце которого закреплена звезда, символизирующая небесное светило.

Наши предки верили, что в самую долгую ночь в году страшное и злое славянское божество по имени Карачун съедал Солнце

Наши предки верили, что в самую долгую ночь в году страшное и злое славянское божество по имени Карачун съедал Солнце

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Как славянский злобный Корочун превратился в новогоднего добряка: История Деда Мороза >>

И после того, как восходит первая звезда на небе, колядующие заходят во двор, зовут хозяина дома и его семью, воспевая им песни о небесных светилах: звездах, солнце и луне. Кстати, принято считать, что именно такие песни и были первыми колядками у язычников. А своим названием они обязаны богине неба по имени Коляда, которая им Божича родила. А вот немецкий ученый Герхард Миллер, описывавший историю русского народа, сделал Коляду мужчиной, так как ходила молва, что жил когда-то один болван Коляда, которого многие принимали за божество. Поэтому некоторые источники поговаривают, что от него и пошли колядки.

Одним из главных пунктов святок было ряженье: люди надевали звериные маски, костюмы, тулупы, причем шерстью наружу. Устраивали громкие гуляния, песни и танцы в домах и на улицах. Колядующих всегда встречали гостеприимно, так как это являлось залогом того, что весь предстоящий год будет богат на удачу и урожай.

Объединение обряда с Рождеством

В 988 году после Крещения Руси проповедники христианской веры, столкнувшись с этой полюбившейся народной традицией, решили найти некий компромисс. С тех самых пор языческие колядки заменили на песни, которые основывались на традициях христианства. Но все же во многих колядках языческие мотивы не были полностью вытеснены, а просто соединились с христианскими обычаями и ценностями. Теперь во многих песнях начали воспевать Иисуса, Богородицу и почитаемых святых. Сам же языческий праздник Коляды объединился с Рождеством.

После Крещения Руси языческий праздник Коляды объединился с Рождеством Христовым

После Крещения Руси языческий праздник Коляды объединился с Рождеством Христовым

С того времени и появилась традиция петь колядки на Рождество Христово. Сейчас колядующие поют как древние, языческие, так и более новые, христианские. В основном у колядок нет определенных авторов, это все народное творчество. И хотя с литературной точки зрения они зачастую не совсем грамотны, зато искренни, добры и наделены смыслом.

Стоит отметить, что священники просят различать церковные колядки и народные. В церковных поется о рождении и восхвалении Иисуса, а в народных поют о небесных светилах, явлениях природы, урожае, домашних заботах, а также встречаются и шутливые истории. Самыми популярными колядками являются те, где повествуется о важном и великом событии — рождении Христа, а также прославляются главные лица той радостной и волшебной ночи.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Действительно ли христианство имеет языческие корни, сколько было волхвов и другие главные заблуждения о Рождестве >>

Колядовать принято на Святки, Рождество и Новый год. Колядующие ходят по домам, распевая различные песни с пожеланиями, за что получают деньги от хозяев или угощения: печенье, пирожки, баранки и так далее. А девушки на выданье раньше угощали пришедших парней мясными пирогами.

Колядовать любят как взрослые, так и дети

Колядовать любят как взрослые, так и дети

Люди верили, что если гостей-колядовщиков обидеть или не наградить, то впереди весь год хозяев ждут сплошные неприятности. Считалось, что дары обладают магическим действием, а Святки предопределяют грядущий год. Поэтому ряженые гости в своих колядках желали радушным хозяевам здоровья, счастья, хорошего урожая и прочих благ. Люди верили, что чем больше гостей постучится в дом — тем удачнее будет следующий год.

Колядовать можно в повседневной одежде или «ряжеными». Раньше колядующие надевали маски и костюмы, чтобы перевоплотиться в различных персонажей: животных, купцов, старцев, нечистую силу из фольклора и так далее. Чтобы рассмешить или устрашить хозяев, зачастую колядующие разукрашивали свои лица, к примеру, свеклой или сажей. Также для полного образа брали с собой реквизит: трости, метлы, косы, кочергу и прочее. Даже в наше время можно встретить ряженых колядующих, что весьма прибавляет колорита данному действу.

Колядуют как в повседневной одежде, так и «ряжеными»

Колядуют как в повседневной одежде, так и «ряжеными»

Кстати, обряд колядования известен не только на Руси, но и в Европе. До наших дней дошли церковные наставления эпохи Средневековья, где была описана эта традиция и все ее правила. Что касается России, то текст колядок менялся на протяжении всей истории, но все же во многих сохранились элементы древних текстов. Хотя появились и более современные, где в основном поют пожелания хозяевам дома, а также призыв одарить колядующих угощением или же финансово.

Основные правила Колядования

В наши дни колядование — это в основном всего лишь способ развлечься, оригинально навестить родных, друзей, соседей, а также разжиться сладостями и деньгами. Если же подходить более серьезно к этому процессу, то можно устроить целое театральное представление, подготовив заранее костюмы, реквизит и распределив роли между участниками. Особенно колоритно и ярко смотрятся фольклорные и рождественские персонажи. Кстати, одним из популярных костюмов является коза, символизирующая достаток. Также популярны и национальные костюмы.

Зачастую колядующие перевоплощаются в различных животных

Зачастую колядующие перевоплощаются в различных животных

Как правило, обряд колядования проходит в несколько этапов. Для начала на походе к дому, колядующие поют песни, в которых они выступают с просьбой к хозяевам дома разрешить им у него колядовать. Если разрешение получено, тогда уже колядующие заходят в дом и поют колядки, адресуя их всем членам семьи этого дома. Кстати, сейчас очень часто колядки просто зачитывают как стих.

Если хозяева не прогоняют и не намекают на уход колядующих, то исполняется заключительный этап этого обряда, а именно короткие куплеты, в которых семье желают различные блага. После этого колядующие в песенной или стихотворной форме просят вознаградить их за старания и пожелания.

Кутья пришла из языческих обрядов

Из язычества к нам пришла и кутья — традиционная поминальная каша из белого зерна (пшеница, позже — рис), сваренная на воде, подслащенной медом, которую в народе прозвали сыт. А в православное время эту кашу ели в сочельник, так и не придумав соответствующей христианской символики. Раньше на столе оставляли лишние приборы с горсточкой кутьи. Это было сделано для того, чтобы умершие в уходящем году смогли отведать этой каши.

Поэтому перед подачей кутьи хозяин дома распахивал дверь, приглашая души умерших. А наутро семья гадала — отведали духи кашу или нет. Если кутью подъели, значит умершие довольны и все будет хорошо в грядущем году, а если нет, то не миновать беды. Однако, учитывая, что в домах зачастую водились мыши, то проблем с поеданием оставленной каши «духами» не было. Со временем данный обычай немного изменился. В XIX-XX веках наши предки полагали, что кормить необходимо каждого святочного гостя, ведь с ним может прийти и Божия Благодать.

Кутья - неотъемлемый атребут в Рождественский Сочельник

Кутья — неотъемлемый атребут в Рождественский Сочельник

На Святках существовал обычай поминать не просто духов предков, а именно жен-рожениц. Кстати, культ Рода и Рожениц, которые были главными божествами древних славян, можно увидеть и сейчас на вышивках северной части России. По ошибке этот старый обычай соединили с христианскими реалиями, поэтому еще много веков деревенские женщины с верой в сердце шли во второй день Рождества в церковь, чтобы поклониться Пресвятой Богородице и сложить принесенные пироги около ее икон. Данное действие поначалу вызывало недоумение у иерархов, а затем и вовсе переросло в недовольство.

Кстати, с конца XVIII века в аристократической среде в моду вошли красочные святочные балы и спектакли. Что интересно, в 1829 году на одном из таких балов была жена Александра Пушкина — Наталья Гончарова. В свою очередь обычным людям приходилось довольствоваться лишь уличными балаганами. В наши дни, конечно, многое из древних обрядов позабылось. Из-за современного быта и изменения нравов Святки уже празднуют не с таким размахом и глубоким заложенным смыслом. Но все же полностью старые традиции не забыты, а наоборот передаются из поколения в поколение. Читайте далее какие традиции празднования Масленицы дошли с языческих времен до наших дней.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Коляда относится к древнему языческому празднику, уходящему корнями в далекие времена. Само название праздника совпадает с именем молодого бога зимнего солнца. По поверьям, он был рожден в самую длинную ночь в году. Его празднование выпадало на 25 декабря, когда зарождалось новое солнце, так как именно с этого момента начинает прибавляться день.

Содержание:

  • 1 История о славянском боге зимнего Солнца
  • 2 Когда отмечают?
  • 3 Карачун
  • 4 Суть языческого празднества: описание и фото
  • 5 Каким образом готовились?
  • 6 Традиции и обряды древних славян
  • 7 Интересное видео

История о славянском боге зимнего Солнца

Многие считают, что праздник Коляда и рождество Христово неразрывно связаны между собой. На самом деле, это далеко не так. Такая традиция как Коляда, появилась намного раньше, чем принятие христианства на Руси. И посвящен этот праздник был солнечному богу, защищающему простой народ от ненастий, а воинов от гибели. Современные традиции немного сместились, поэтому стали частью празднования на Рождество.

Важно: древние славяне отмечали Коляду в день зимнего солнцестояния 25 декабря, в наше время праздник в России выпадает на Рождество 6-7 января.

На картинках и фото Коляда изображается в разных образах в виде:

  • Мужчины с мечом в руках, опущенным вниз. Это говорит о том, что людям не надо воевать, так как в жизни много других важных дел.
  • Младенца (символизирует зарождение нового солнца).

В древние времена люди верили, что после зимнего солнцестояния, просыпался бог неба, с этого момента продолжительность дня начинала увеличиваться, а ночь – уменьшаться. В связи с этим люди восхваляли бога солнца и пели ему обрядовые песни – колядки. С тех времен многое изменилось и позабылось, а праздник Коляды остался.

В некоторых исторических записях есть описание того, как Коляда научил людей пользоваться датами и подарил им календарь (Коляды – дар).

Когда отмечают?

Праздник Коляды тесно связывается с плавающим астрономическим явлением, поэтому у него нет точной даты. Но, как правило, празднование выпадает на 21 – 25 декабря.

Еще до принятия христианства празднование коляды начинаюсь на Святки (в день зимнего солнцестояния 25 декабря) и продолжалось до 6 января. Языческий праздник совпадает с днем рождения Иисуса Христа и отмечается с 6 и по 19 декабря. Эти традиции сохранились и в наши времена.

Карачун

Согласно славянской мифологии, Карачун – это повелитель тьмы, холода и мрака. По легендам, бог царства теней всегда был окружен спутниками:

  • волками;
  • медведями;
  • птицами.

На картинках он изображается в виде старика с суровым и леденящим взглядом, длинной седой бородой и морозящим посохом. Он ходил по ночам по селам, полям и лесам и насылал ужасные морозы. Согласно древней славянской мифологии, основным предназначением Карачуна было завершение старого ода.

Карачун – это удивительный праздник, на который выпадает самый короткий день в году и самая длинная ночь.

Праздник Карачуна не отмечали, но за три дня до Коляды проводили обряды, для очищения и освобождения от всего ненужного.

Карачун выпадает на момент солнцестояния, когда земля принимает большой поток творческой энергии. Древние славяне использовали это время для духовных практик.

Зимнее солнцестояние – праздник рождения нового солнца, с этого момента наступал астрономический новый год у славян. Длинные ночи заканчивались, день – увеличивался, происходил переход от старой жизни – к новой. Русский народ тщательно готовился к Карачуну и проводил различные обряды. За несколько недель до солнцестояния люди избавлялись от всего ненужного:

  • очищали дома и делали генеральные уборки;
  • топили бани, чтобы очиститься физически;
  • прощали старые обиды;
  • делали пожертвования;
  • отдавали долги.

Русский народ верил, что в новую жизнь надо идти налегке и с чистой душой.

Согласно народным традициям, женщины пекли караваи в виде солнца, тем самым притягивая его энергию в свой дом. Считалось, что аромат свежего хлеба выгонял злых духов и наполнял дом хорошей энергией.

В самую длинную ночь в году, люди выходили на улицы и жгли костры. Они надевали страшные маски и костюмы животных, чтобы отогнать нечисть и злых духов. А для задабривания Карачуна, ему неслись дары: на пеньках и возвышенностях люди складывали творожную кутью, пироги и другую пищу.

Со дня солнцестояния и до Коляды, древние славяне старались не выходить по ночам на улицу без крайней необходимости. А чтобы отпугнуть Карачуна, они оставляли на ночь в домах горевшие лучины, свечи. Другими словами, они зажигали все, что можно было зажечь.

Время грозного Карачуна длилось три дня, именно в этот период считалось, что старое солнце уже ушло, а новое – не родилось. Наши предки считали, что дни Карачуна перед Зимним Солнцеворотом являются самыми опасными.

Предлагаем посмотреть видео о том, кто такой Карачун:

Суть языческого празднества: описание и фото

В древние времена праздник Коляды отмечали 25 декабря, когда зарождалось новое светило (в день зимнего солнцестояния). В те времена считалось, что судьба человека связана со светилом, поэтому люди просили его о помощи в сложные жизненные минуты. Ведь именно солнце противостояло тьме, злу и холоду.

Сам праздник Коляда и пение колядок – это обряды, посвященные богу солнца. Основная суть языческого праздника – встретить новорожденное солнце. Все обряды и песни посвящались на процветание земли на весь следующий год.

С древних времен сохранились главные традиции:

  • наряжаться в разнообразные наряды, сделанные из шкур и рогов животных;
  • петь колядки;
  • благодарить тех, кто колядует конфетами, деньгами и другими вещами;
  • гадать на суженных.

Праздник Коляда являлся самым главным в зимнее время года еще со времен язычников.

На приведенных ниже фото и картинках изображено празднование Коляды.





Каким образом готовились?

Для древних людей Коляда являлся самым большим и важным праздником, к которому готовились заранее и очень тщательно:

  1. наводили порядки в домах;
  2. отпаривались в банях;
  3. готовили наряды для колядования;
  4. готовили большое количество мясных блюд.

Славяне перед праздником старались закончить все важные дела, раздать долги, решить спорные вопросы. По поверью считалось, что в ночь накануне Коляды человек должен быть чист помыслами.

Праздник Коляда еще с древних времен приравнивался к волшебному. Ведь именно в это время происходило все самое загадочное, необъяснимое и таинственное. Люди верили, что в это время в дом можно привлечь:

  • счастье;
  • удачу;
  • семейное благополучие.

Незамужние девушки обязательно в этот день гадали – выйдут ли они замуж в ближайший год.

К сожалению, в наше время этот праздник отмечается не так торжественно. Большинство традиций забыто, а на их место пришли новые.

Традиции и обряды древних славян

Обряды древних славян и празднование Коляды начиналось с 21 – 25 декабря. Празднование Коляды проводилось в несколько этапов:

  • Первая часть праздника заключалась в том, что люди приходили в языческие храмы для жертвоприношения и для общения с богами. Большинство из них собиралось в лесах, возле рек и благодарили богов, а также просили их о будущем благополучии.

    При этом они разукрашивали лица, надевали маски, наряды из овечьих шкур. В руках они держали копья, щиты и рога. Жертвоприношение проводилось колдуном, у которого была связь с богами. После жертвоприношения люди гадали и проводили различные обряды по изгнанию злых духов.

    Убитых животных не ели, а топили в реке, закапывали в земле или сжигали. В то время, когда старшие убивали животных и обращались к богам с просьбами, молодые люди гадали, пели колядки и восхваляли Коляду.

  • Вторая часть была полностью посвящена трапезе. Люди ели, пили из общей чаши, передавая ее по кругу, пели колядки и просили богов о помощи.
  • После трапезы люди пели и танцевали под различные народные инструменты.
  • На следующий день начинали ходить по дворам дети с пирогами и петь колядки. После колядок пироги делились поровну на всех и съедались. Следом за детьми с обрядовыми песнями ходили молодые незамужние девушки, которым давали пряники и калачи. Завершали колядование взрослые мужчины и женщины.

Обряд колядования продолжался целую неделю с 25 декабря. Его главными атрибутами выступали:

  1. Восьмиконечная звезда, сделанная из бумаги, размерами 70 см, которая освещалась свечой и была раскрашена яркими красками.
  2. Вертеп, сделанный из ящиков и имеющий два яруса. В него складывали деревянные фигурки, ассоциирующиеся с рождение Иисуса Христа;

Внимание: колядовщики пели песни под окнами. В дом разрешалось войти только одному человеку из всей группы, чтобы получить от хозяина угощения и деньги.

Современные русские сценарии сильно отличаются от древних. Но у них та же суть – ходить колядовать, желать людям добра и благополучия и получать за это щедрое вознаграждение.

Интересное видео

Предлагаем посмотреть подробное видео о боге зимнего солнца и о том, как славяне праздновали Коляду:

Распечатать

Коляда

Коляда. – С именем «коляды» соединяется круг народных рождественских праздников (с вечера 24 декабря по 6-е января), игр, песен. Точный смысл слова «коляда» неизвестен. Но его сближают с латинским «calendae» от caleо – быть горячим, гореть, накаляться. Отсюда «календы» – такие времена, ночи, которые должны освещаться, быть светлыми, а это достигалось зажиганием костров, что и было в ночь под первым числа каждого месяца. Январские календы у греков и римлян примыкали к целому ряду праздников (Врумалии с 24 ноября до 17 декабря, в честь Диониса фракийского, Сатурналии и Опалии от 17–23 декабря; Воты – с 23 декабря, переходившие в календы) и потому праздновались торжественнее других календ. Весь этот цикл праздников символизировал плодородие, надежды на жатву и веселье. Во время январских календ, – особенно в ночь на новый год, – целые толпы мимов, аргиров и т. п. народа рядились, устраивали игры, ходили по домам, будили спящих, шутили, поздравляли, пели песни, в которых приветствовали с новым годом и выражали пожелания счастья, долгоденствия, будущего урожая.

Церковь христианская, не одобряя языческого празднования календ и нового года, в противовес им установила торжественное празднование Рождества и Крещения, и новый год был перенесен на 1-е марта; в церковных песнях и выражались христианские идеи. Но народ, приняв христианские песнопения и праздники, не оставил прежних, языческих. Отсюда началось смешение языческих и христианских понятий, сказавшееся и в колядских песнях того времени (IV-ХII вв.): наряду с упоминанием календ и нового года в них встречаются образы и символы, относящееся к событиям Рождества и Крещения, христианские имена и т. д. Так песни колядские стали обозначать не только новогодние, но и рождественские песни, песни святочные.

От греков и римлян колядские песни были занесены странствующими мимами в другие страны Европы. Под влиянием их всюду образовались свои собственные колядские песни на местном языке с тем же почти содержанием – у французов (noels), немцев (Weihnachtslieder), англичан (carols), испанцев (villancicos), в Италии они назывались pasturelles и т. д. По большей части колядские песни распевались пастухами, прославлявшими Христа пением своих любимых песен, затем за сочинение колядок стали браться поэты; в Италии (в XIV-XV вв.) даже знатные женщины увлекались сочинением рождественских песен; с течением времени любители взялись за собрание колядских песен, составились сборники колядок и особенно известен сборник «ноэлей» аббата Патуваля (ХVIIІ в.).

В настоящее время колядские песни в большом употреблении во всех странах Европы и Америки; их распевают дети и взрослые, в домах и по церквам, простой народ и образованные люди. В каждой стране составилась по вопросу о колядских песнях целая литература.

История коляды в России подобна истории ее в Европе. Славяне, как и другие народы, праздновали зимнее «возрождение» солнца и природы. С принятием христианства «Рождество» совпало с этим языческим праздником. И если для людей более просвещенных христианским учением праздник Рождества затмил собой прежнюю языческую коляду, то в миросозерцании простого народа коляда покрыла собою Рождество; оба эти праздника слились в один, на что и указывает коляда, по которой «коляда» и «Рождество» нарождаются в один день.

Далее, во время праздника ходили по домам с поздравлениями и песнями. Простому народу нередко представлялась в этом суть праздника; отсюда колядою он стал называть хождение по домам. В дальнейшем развитии народ представил коляду живым существом, которое посещает домы в виде колядовщиков и приносит счастье в семью, т. е. олицетворил колядование в образе коляды. На это указывают некоторые обычаи: в Московской губернии накануне Рождества водили по селам девицу, одетую сверх платья в белую рубаху – коляду. В Белоруссии коляду изображал парень на белой лошади. Подобным же образом у малороссов под новый год с пением щедривок водили по домам «Меланку» – девицу, приносящую счастье (от празднования в этот день церковью св. Мелании). В одной малороссийской колядке праздник Рождества олицетворяется следующим образом. Бог обращается к Апостолу Петру со словами:

«Ой, Петре, Петре, послуго моя»,

«Пиды, принесы святее Риздво

Наряду с колядой воспевается в святочных песнях «овсень». Понятие «овсень» очень сложное вследствие привнесения в него различных наслоений. Иначе он называется: таусень, авсень, титусень и т. п. Все эти слова происходят от одного – усень, что значить рассвет, утро, заря, солнце, от ausz – рассветать, auzra, – утренняя заря, по-славянски утро из «устро». Кроме того, авсенем называлось у северных славян русского государства первое марта, первый день весны, служившей в древнее время началом года (Даль). Следовательно, овсень означаешь и новый год, как праздник в честь возрождения солнца. Двойственное значение овсеня подтверждается овсеневыми песнями. В одной песне на вопрос:

«Кому ж, кому ехать по мосточку?» дается такой ответ: – «Ехать там овсеню да новому году».

При этом песни добавляют, что он (т. е. Овсень) поедет «на сивенькой свинке» и погонять будет «живым (золотым) поросенком».

Если вспомнить, что свинка пли поросенок в древности служили символом солнца (сказочная «свинка – золотая щетинка»), то станет понятным, что здесь под овсенем разумеется именно солнце, а затем, в дальнейшем смысле, и новый год.

Древние святочные великорусские песни употреблялись и в дни Рождества и Крещения безразлично. Иоанн Грозный на Стоглавом соборе обвинял духовенство в том, что народ «кликал» коляду и овсеня в ночь на эти праздники. О том же говорят запретительные указы Михаила Феодоровича и патриарха Филарета 1628 г. и Алексея Михайловича 1649 г. В настоящее время более сохранились колядки в Малороссии. Они богаче образами. Одни из песен называются колядками, другие щедривками. В первых преимущественно прославляются события Рождества Христова или Крещения, вторые воспевают новый год, заключают в себе пожелания урожая хлеба, плодов и т. д.; впрочем, строгого различия по содержанию между ними установить нельзя. Колядки рассказывают о рождении Христа Младенца, крещении его, волхвах, Ироде, св. Василии В., иногда заключают в себе элементы религиозно-мифические, воспевают солнце, месяц, грозы; некоторые содержат в себе историко-бытовой элемент, – прославляют известных князей, народных героев, их битвы (есть колядки, в которых даже отразилась борьба с поляками), или просто величают хозяина с семьей, поздравляют с новым годом, желают урожая, вступления в брак. – Великорусские колядские и овсеневые песни отличаются от малорусских: они беднее содержанием и образами. Христианских идей и понятий мало. Часто в колядах встречается припев: «виноградье красно-зеленое», значение которого не выяснено. Профессор Потебня полагает, что этот припев занесен на север Руси с юга, где существуют виноградные сады. Отсюда самые колядские песни называются «виноградьями». Виноградья по своему содержанию напоминают более русские былины и исторические песни, чем коляды: в них нередко говорится об Илье Муромце, о царских войнах с соседями и т. д.

Цель всех колядок – обрадовать, вселить надежду на лучшее будущее. Колядка очаровывает воображение образами неземного счастья, наполняет бедную жизнь довольством, из укромной хатки ведет бедняка в чертоги богача, поднимает слушателя в надзвездные пространства; отворяется небо, предстают взору смертного престолы; Божия Матерь вьет из роз венки для тружеников – «хебородов». В рождественских песнях сострадательное божество нисходит на землю, посещает бедные жилища людей и щедрой рукой раздает довольство и счастье. Солнце печется о крестьянском домохозяйстве. Месяц дружелюбно разговаривает с людьми и открывает им, в какой хате в предстоящем году будет свадебное веселье. Добрый молодец колядок не простой парубок, а богатырь… Девушка в колядках, как «царевна» или «королевна». Крестьянский двор окружен белокаменными стенами, ворота сделаны из желтой меди. В хате столы накрыты дорогими коврами; на столах стоят кубки, наполненные вином…

От чисто народных малороссийских колядок нужно отличать колядки книжные. Последние отчасти перешли к нам из Польши, отчасти сочинены или нашими юго-западнорусскими школьниками, или монахами униатских Базилианских монастырей. В Польше их сочиняли иезуиты и вообще духовенство латинское в противовес народным языческим колядкам; в юго-западной Руси монахи Базилианских монастырей составляли частью для тех же целей, частью для распространения путем их в православном русском народе униатских и католических учений; наконец, школьники составляли или, по крайней мере, пользовались ими для поздравления вельмож и господь с праздником Рождества Христова. Такие колядки, называвшиеся еще «кантами», весьма часто и в Польше и у нас в юго-западной Руси употреблялись при представлении вертепа – для оживления действия. Они собраны и изданы в особой книге с нотами, называемой «Богогласник». Колядки Богогласника – чисто христианского содержания, без всякой примеси язычества или историко-бытовых элементов. Однако мало русский народ, равно как и польский и белорусский перенял их от школьников и монахов и, не поняв некоторых книжных выражений, исказил их, – иногда – до явной бессмыслицы; между тем как в его древних колядках всегда сохраняются ясный смысл и изящество образов. Книжные колядки распеваются теперь по преимуществу малороссами Галиции в Австрии, отчасти же и у нас на юго-западе России.

С пением колядских и овсеневых песен ходят по домам: в Малороссии начинают ходить парни девушки, дети с 24 или 25 декабря. Иногда ходят со звездой, сделанной из дерева или картона, обклеенного бумагой, с зажженной свечей в середине. Старший из парней называется «березой» или «михоношей». В Белоруссии обычай колядования такой же, в Великороссии ходят колядовать парни, дети, иногда девушки, смотря по местности 19 .

Как праздник в честь солнца, коляда сопровождается в некоторых местах России разведением костров. Благосклонное внимание богов – с языческой точки зрения – обусловливалось жертвоприношениями; отсюда обрядовое употребление хлеба, каши, особенно свиньи. В Великороссии печется козулька, имеющая вид или козла на четырех ножках (Владимирская губ.), или других животных, птицы (Олонецкая губ.); козульку берегут из года в год, чтобы скотинка ходила домой, плодилась, а также затем, чтобы ее любил домовой. В рождественской обрядности в Малороссии и Белоруссии очень рельефно выступает культ предков; напр., в некоторых местах в канун Рождества варят кутью и ставят ее на ночь для умерших родственников. Особенно развиты во время святок гаданья о суженом. В Белоруссии сохранились еще игрища, которые имеют отношение к гаданию о суженом и отчасти напоминают игрища «между селы» летописца. Известна игра «пярэшки» с вакхическим характером, изображающая свадьбу нескольких пар.

Изучение коляд начато было в ЗО-х годах прошлого столетия. Снегирев, О. Ф. Миллер, Афанасьев изучали их с точки зрения мифологической. Миллер объяснял применение сил небесных к домохозяину и его семье древним верованием славян в существование самостоятельной небесной семьи; златоверхие теремы – символ небесных пространств, освещенных солнцем и т. д. Позднее А. А. Потебня (Объяснения малорусских и сродных песен, т. II, Варшава 1887 г.) значительно ограничил мифологический элемент колядок и щедривок, объяснив многое с точки зрения бытовой. В 1874 г. явился (в Киеве) I-й том «Исторических песен малорусского народа с объяснениями» В. Б. Антоновича и М. Драгоманова (ср. рецензию Н. И. Костомарова в «Вестнике Европы» 1874 г., 12). А. Н. Веселовский (Разыскания в области русского духовного стиха, VІІ, 1883 г., в «Сборнике Императ. Академии Наук», т. 32; ср. «Журн. Мин. Нар. Просв.», 1877 г., № 2) доказал, что внешняя обрядность, маски, ряженье и т. д. перешло от греко-римского мира.

Б. Груздев.

* * *

19

У славян заграничных, у греков, у румын колядование также очень развито. Между прочим, в Славонии колядовщики ходят со змеем, сделанным из дерева, с короной на голове. Во время пения колядок или в пути змей посредством веревок приводится в движение и раскрывает свою пасть, возбуждая восторг у зрителей. У молдаван начинают колядовать с 25 декабря; колядуют, главным образом мальчики, иногда парни, а девушки не принимают участия. Ходят со звездой, сделанной как у малороссов; кроме того, на ней наклеивают разные изображения – Спасителя, Богоматери и проч. Старший (березай) ходит с колокольчиком. У чехов-мораван колядовщики нередко носят с собою ясли – театр марионеток, где показывается сцена Рождества или поклонения волхвов. В Швеции и Норвегии, равно как и в Англии, колядовщики нередко ходят со звездой или с зеленым хвойным деревцом, напр, с елочкою, с зажженными на ней свечами. В Италии род колядовщиков исполняют горные пастухи, которые в рождественскую ночь спускаются с гор в села и города и разыгрывают на волынках по улицам и площадям пасторальные мелодии, либо поют колядки.

Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. – Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900–1911. / Т. 12: Книги символические — Константинополь : с 10 иллюстрациями. — 1911. — XI с., 904 стб., 905-928 с., [10] л. ил., портр.

Комментарии для сайта Cackle

Название славянского праздника Коляды совпадает с именем Бога Молодого Зимнего Солнца, по поверьям, родившегося в самую длинную ночь года. Коляда — праздник солнечного перелома, один из дней, после которых количество солнечного света начинает прирастать либо убывать. Другие славянские праздники солнечного перелома приходятся на весеннее и осеннее равноденствие, летнее солнцестояние. 

Дата праздника Коляды  

Дата славянского праздника Коляды совпадает с зимним солнцестоянием. Точное астрономическое время солнцестояния непостоянно, изменяется от года к году. Как правило, Коляда у славян приходится на 21 или 22 декабря. Точную дату и время астрономического солнцестояние в современное время узнать не трудно, если вы хотите отметить праздник Коляды именно в миг перелома. 

Встарь славянская Коляда часто праздновалась 25 декабря. В ночь солнечного излома Коляду встречали только Волхвы, проводили славянские обряды, посвященные празднику. Миряне же праздновали с 25 декабря, когда уже чувствуется прибавление солнечного дня «на воробьиный скок». Празднование Коляды у славян считалось делом опасным: злые духи, старающиеся помешать рождению Молодого Солнца ещё не покинули мир Яви. 

Праздник Коляды и Рождество, в чем различия 

Многие традиции Коляды и обряды праздника сместились со временем на другие даты и стали частью празднования Рождества. Так традиционные песни-Колядки сейчас более известны как рождественский обычай. Однако название этих песен говорит о том, что они появились до прихода христианского праздника и посвящены Богу Коляде. Не стоит путать и дату праздника. Со сменой календаря Рождество сместилось на 7 января. Однако, славянский праздник Коляды всегда совпадает с зимним солнцестоянием. Коляда по традиции отмечается либо в ночь солнцестояния, либо в ночь на 25 декабря.

Ночь накануне праздника Коляды  

Ночь накануне праздника Коляды считается одной из самых страшных в году. Подобно тому, как пред Купальской ночью просыпается Скипер-Зверь и злые духи проникают в мир Яви, навьи появляются и перед празднованием Коляды. Славянские мифы рассказывают, что навьи пытались помешать рождению Коляды, Бога Молодого Солнца. Потому каждую зиму в самую длинную ночь года злые духи появляются на земле. Славянская Коляда символически связана и со смертью солнца, которое умирает в ночь зимнего солнцестояния, чтобы вновь родиться утром. Потому многие представления ряженых на Коляду содержат мотив смерти и возрождения.

мифы и легенды о славянских богах

Читайте книги сказок о славянских Богах!


Защитный обряд солнечного излома, на Коляду


Традиции встречи праздника Коляды  

Коляда у древних славян начиналась вовсе не с шумных гуляний. Перед столь значимым праздником славяне старались закончить важные дела, раздать долги, решить споры. Важно было, чтобы в Ночь Чернобога, ночь накануне Коляды, человек был чист помыслами, потому что в эту ночь на землю приходят духи Предков и строго спрашивают каждого, шёл ли он путем Прави. 

В сам праздник Коляды рано утром мужчины отправлялись в лес искать сухое дерево — Бадняк. Дерево приносили в деревню, украшали лентами, наузами. Вместе с Бадняком провожают прошлое, всё, что отжило. Сухое дерево сжигают вечером в присутствии всех жителей деревни. Часто обряд сжигания Бодняка требует сначала отдать почести дереву: перед сжиганием его кормят и поят.  

В день Коляды, подобно празднику Купало, зажигают огненное колесо. Отличие в том, что на праздник Коляды, зимнее солнцестояние, славяне не скатывают колесо с горы в реку, а, напротив, поднимают его на высоком шесте, показывая, что солнце начинает прибывать, каждый день поднимается всё выше. 


Колядки и ряженые на праздник Коляды 

Наиболее известный обряд встречи Зимнего Солнца — хождение по дворам с праздничными песнями-колядками. Колядки начинались с самого утра. Утром по дворам ходили дети, позже выходили молодые парни и девушки, уже поздним вечером гуляли и мужики с жонками.

«Мы ходили, мы искали
Коляду святого
На земле, на небеси, по Славени, по Руси
По полям да по лесам, по долам да по горам
А нашли его в светлом Ирии! Гой, Колядо!»

Колядки призваны принести щедрому хозяину дома счастье, достаток, удачу в наступающем году. В хвалебных песнях с почтением упоминали хозяина, хозяйку, их детей, отмечали, как ладно они ведут дела, желали здоровья, достатка, прибавления в семье. Каждый хозяин старался щедро одарить колядовщиков. Скупому хозяину могли исполнить шутливые песни с угрозой «свети корову со двора» или даже пожелать худого года. Боялись и что на праздник Коляды ряженые с песнями-колядками вовсе обойдут двор стороной, это считалось худым знаком. 

«Сею, сею, посеваю, с Колядою поздравляю
Счастья, радости желаю.
Сею, сею, повеваю, ячмень, жито посыпаю
Чтобы в поле уродилось, чтоб в хлеву удвоилось
Чтобы дети подрастали, чтобы девок замуж брали.
Сею, сею, посеваю, счастья, радости желаю.
Кто нам даст пирога, тому полный хлев скота
Овец с овсом, жеребца с хвостом.
Кто не даст пирога, тому куричья нога
Пест да лопата, корова горбата».

Ряженые на праздник Коляды не только обходят дворы с песнями. Артели ряженых, как их иначе звали рядих, нарядих, окрутников, собирались, заранее готовили костюмы и показывали традиционные сценки. Традиционные выступления ряженых часто содержали мотив смерти и возрождения. Например, водили козу или медведя, которые неожиданно падали, как бы умирали, после чего поднимались и продолжали веселый танец.  

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Откуда появился праздник ивана купала
  • Откуда появился праздник день рождения деда мороза
  • Откуда появился праздник день отца
  • Откуда появился праздник день независимости россии
  • Откуда появился праздник день народного единства кратко