Откуда прощенное воскресенье взялся праздник

периода перед Великим постом. В этот день в православных храмах совершается вечерня с особым чином прощения.

Приблизительное время чтения: 2 мин.


print

Прощеное воскресенье можно назвать венцом подготовительного периода перед Великим постом. В этот день в православных храмах совершается вечерня с особым чином прощения. Христиане примиряются друг с другом, чтобы с чистым сердцем, не отягощенным обидой и злобой на ближнего, начать поститься «постом приятным, благоугодным Господу», как сказано в одной из стихир (богослужебных песнопений), которая поется на первой великопостной неделе.

В нашем восприятии Прощеного воскресенья есть одна опасность — его формализация. Обычай просить прощения перед началом поста стал настолько привычным, что мы порой не осмысливаем происходящее, заученно отвечая на просьбу человека о прощении: «Бог простит, я прощаю. Прости и ты меня» — и думая о том, что до наступления следующего дня надо бы успеть еще хорошенько заговеться блинами.

На самом же деле чин прощения тесно связан с памятью о смерти. Он имеет древнее происхождение и возник в среде египетских монахов. Великим постом, для того чтобы усилить молитвенный подвиг и в тишине и сосредоточенности на Боге подготовиться к встрече Пасхи, они удалялись из монастыря в пустыню, скрывались в пещерах и там в уединении проводили весь пост.

Пустыня — опасная среда. Монахи могли стать жертвой хищных зверей или ядовитых тварей, заболеть, встретиться с разбойниками и погибнуть. Перед исходом они собирались на совместное богослужение, после которого просили друг у друга прощения. Это прощение перед расставанием было для них и своего рода прощанием с братией. Монахи очень хорошо понимали, что этот Великий пост может стать для них последним, и просили прощения, чтобы — если так случится — с мирным и легким сердцем предстать перед Богом. Постепенно из монашеской среды этот обычай распространился на всю Церковь и утратил свой изначальный смысл.

События последних дней, когда привычный жизненный уклад пошатнулся, а мир, еще вчера казавшийся таким симпатичным и стабильным, вдруг погрузился в растерянность и тревогу, показали, что изначальный смысл Прощеного воскресенья забывается зря. Человек смертен. И это было бы полбеды. Как точно подметил известный персонаж Булгакова, он иногда «внезапно смертен». И Прощеное воскресенье, особенно в этом году — на фоне происходящего вокруг, напоминает нам об этом.

Напоминает, что обида, злость и, как следствие, отсутствие душевного мира может сильно осложнить наше существование в вечности, в которую каждый из нас может перейти внезапно и в которой уже ничего нельзя исправить. Что для освобождения души от этого греховного груза нужно научиться прощать тех, кто тебя обидел, задел, оскорбил. А для того, чтобы научиться, поступать так не раз в году, в Прощеное воскресенье. Последнее лишь призвано помочь нам осознать очень важную вещь: прощать своих обидчиков нужно каждый день. Прощать независимо от количества и тяжести нанесенных обид, прощать, не считая. Это заповедал нам Сам Господь, отвечая на вопрос апостола Петра: Тогда Петр приступил к Нему и сказал: Господи! Сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? До семи ли раз? Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи, но до седмижды семидесяти раз (Мф 18:21–22).

Последнее воскресенье перед началом Великого поста именуется Церковью Неделей сыропустной, так как именно в этот день заканчивается употребление в пищу молочных продуктов. Церковь напоминает нам об изгнании Адама и Евы из рая за непослушание и невоздержание. Также этот день именуется Прощеным воскресеньем. На Литургии читается Евангелие с частью из Нагорной Проповеди, где говорится о прощении обид ближним, без чего мы не можем получить прощения грехов от Отца Небесного, о посте и о собирании небесных сокровищ.

Содержание статьи

  • Евангельское чтение в Прощеное воскресенье:
  • Проповеди в Прощеное воскресенье
  • Чин прощения. История установления
  • Чин прощения: порядок
  • Святые отцы о прощении:
  • Статьи о прощении:
  • Современные пастыри о прощении:
  • Прощеное воскресенье в литературе и искусстве:

Евангельское чтение в Прощеное воскресенье:

Мф., 17 зач., 6, 14—21

14Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, 15а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших.

16Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. 17А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, 18чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.

19Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, 20но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, 21ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.

Толкуя евангельские стихи о взаимном прощении обид в Прощеное воскресенье, епископ Феофан Затворник восклицает: «Какой простой и подручный способ спасения! Прощаются тебе согрешения, под условием прощения прегрешений против тебя ближнего твоего. Сам, значит, ты в своих руках. Переломи себя и от немирных чувств к брату перейди к искренно мирным, — и всё тут. Прощеный день — какой это великий небесный день Божий! Когда бы все мы, как до́лжно, пользовались им, то нынешний день из христианских обществ делал бы райские общества, и земля сливалась бы с небом…»

Проповеди в Прощеное воскресенье

Проповедь Патриарха Кирилла в Прощеное воскресенье

Сообразно с Евангельским чтением, христиане имеют благочестивый обычай просить в этот день друг у друга прощения грехов, ведомых и неведомых обид и принимать все меры к примирению с враждующими. После вечернего богослужения в храмах совершается особый чин прощения, когда священнослужители и прихожане взаимно испрашивают друг у друга прощение, чтобы вступить в Великий пост с чистой душой, примирившись со всеми ближними.

Чин прощения. История установления

Чин прощения появился в монастырской жизни египетских монахов. Перед наступлением Великого поста, чтобы усилить подвиг молитвы и подготовиться к светлому празднику Пасхи, монахи расходились по одному по пустыне на все сорок дней поста. Некоторые из них уже не возвращались обратно: кто-то был растерзан дикими зверями, другие погибли в безжизненной пустыне. Потому, расходясь, чтобы встретиться только на Пасху, монахи просили друг у друга прощения за все вольные или невольные обиды, как перед смертью. И конечно, сами от души прощали всех. Каждый понимал, что их встреча в преддверии Великого поста может оказаться последней. Для того и существовал чин прощения — чтобы быть примиренным и прощенным со всеми и — благодаря этому — с Самим Богом.

С течением времени эта традиция перешла в богослужение всей Церкви.

На Руси в канун Великого поста наши благочестивые предки испокон веков исполняли обряд высочайшего смирения. Старший и властный просил прощения у последнего и ничтожного. И государи просили прощения у своих подданных. С этой целью они объезжали войска, просили прощения у солдат, посещали монастыри, где просили прощения у братии, приезжали к архиереям, чтобы и у них попросить прощения.

Прощеное воскресенье в Кафедральном соборе Христа Спасителя г. Калининграда

Чин прощения: порядок

Чин прощения, как правило, совершается в храмах в воскресенье вечером — это служба вечерни сырной седмицы. Начинается служба как обычная вечерня, но в храме уже все по-другому: на аналоях великопостные черные или фиолетовые ризы, в середине службы и священники меняют облачение на темное. По-особенному торжественно и радостно: начинается весна постная, весна духовная!

Вечерня начинается по-обычному. На «Господи воззвах» поются стихиры:

Творение господина Иосифа. Стихиры, глас 2.
Подобен: Егда от Древа:

Воздержанием тело смирити вси потщимся, божественное преходяще поприще непорочнаго поста и молитвами и слезами Господа спасающаго нас взыщем, и забвение злобы всеконечное сотворим, вопиюще: согрешихом Ти, спаси, якоже древле ниневитяны Христе Царю, и общники ны сотвори Небеснаго Царствия Благоутробне.

Себе отчаяваю, помышляя дела моя Господи, всякаго мучения достойная: се бо презрев честныя Твоя Спасе заповеди, блудно мое житие иждих. Темже молюся, тучами покаяния мя очистив, постом и молением яко един милостивый просвети, и не гнушайся мене Благодетелю всех, и Преблагий.

Ин господина Феодора, глас той же.
Подобен: Паче ума даров:

Постное время светло начнем, к подвигом духовным себе подложивше, очистим душу, очистим плоть, постимся якоже в снедех от всякия страсти, добродетельми наслаждающеся духа: в нихже совершающеся любовию, да сподобимся вси видети всечестную страсть Христа Бога и святую Пасху, духовно радующеся.

Таже в Минеи святому, подобны 3.

Вход с кадильницею: Свете тихий:

Прокимен глас 8:

Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю, скоро услыши мя: вонми души моей, и избави ю.

Стих: Спасение Твое Боже да приимет мя.

Стих: Да узрят нищии, и возвеселятся.

Стих: Взыщите Бога, и жива будет душа ваша.

И паки высочайшим гласом: Не отврати лица Твоего:

На стиховне самогласен глас 4:

Возсия благодать Твоя Господи, возсия просвещение душ наших. Се время благоприятное, се время покаяния, отложим дела тьмы, и облечемся во оружия света: яко да преплывше поста великую пучину, в тридневное Воскресение достигнем, Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, спасающаго души наша.

Стих: К Тебе возведох очи мои:

И повторяем тойже.

Таже стих: Помилуй нас Господи, помилуй нас:

И мученичен: Прославляемый в памятех святых Твоих Христе Боже, от них умоляемь, низпосли нам велию милость.

Слава, самогласен в Минеи, аще имать: И ныне, Богородичен по гласу Минеи. Аще ли не имать, Слава, и ныне, Богородичен, глас тойже.
Подобен: Яко добля:

Ангельстии чини Тя Богомати прославляют: Бога бо Всечистая родила еси, Отцу, и Духу соприсносущна, и ангельская воинства от не сущаго хотением поставивша. Егоже моли от тли спасти и просветити души православных, Тя воспевающих Всечистая.

Ныне отпущаеши: Трисвятое: поклоны три. Пресвятая Троице: Отче наш: И настоящия тропари, глас 4: Богородице Дево радуйся: И творим поклон един. Слава: Крестителю Христов: поклон един. И ныне: Молите о нас святии апостоли: поклон един. Таже, Под Твое благоутробие: без поклона. Господи помилуй, 40 кротким и тихим гласом. Слава, и ныне: Честнейшую херувим: Именем Господним благослови отче. Священник: Сый благословен Христос Бог наш всегда, ныне и присно и во веки веков. Мы же: Аминь. И молитву: Небесный Царю:

И творим три поклоны великия, и глаголем молитву преподобнаго Ефрема Сирина:

Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.

Дух же целомудрия, смиреномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему.

Ей Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения, и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков, аминь.

После этого настоятель храма произносит проповедь, затем священники просят прощения у прихожан и друг друга. После этого все клирики выходят к амвону, а прихожане подходят, целуют крест или икону, испрашивают прощения у клириков.

Начинается Великий пост.

Святые отцы о прощении:

Все желающие приступить к подвигу поста и молитвы, все желающие пожать плоды от своего покаяния, услышьте Слово Божие, услышьте завет Божий: простите ближним согрешения их пред вами.
Святитель Игнатий (Брянчанинов)

Ты постишься? Умилостивь того, кого ты обидел, никогда не завидуй брату, ни к кому не питай ненависти.
Святитель Иоанн Златоуст

Если ты, человек, не прощаешь всякого согрешившего против тебя, то не утруждай себя постом и молитвой… Бог не примет тебя.
Преподобный Ефрем Сирин

Хотя обязанный просить у тебя извинения и не просит его, и не беспокоится о том — почему и ты мог бы счесть для себя извинительным не прощать ему сделанных против тебя проступков, — однако ты, несмотря на то, прости его, если можно, призвав его к себе, а если это невозможно, сам в себе, не показывая своими поступками, что желаешь отомстить.

Преподобный Исидор Пелусиот

«На реках Вавилонских». Старинный напев из обихода Синодального хора. Мужской хор Подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Регент — Владимир Горбик. Концерт в Большом зале Московской консерватории 27 февраля 2008 г.

Когда Прощеное воскресенье?

Статьи о прощении:

  • Патриарх Кирилл: Чтобы изменить жизнь, нужно навести порядок в наших сердцах и простить друг друга
  • Если мы не успели попросить прощения… Митрополит Сурожский Антоний
  • Протопресвитер Александр Шмеман: Простить = не сердиться? (+АУДИО)
  • Он не заслуживает даже моей обиды, и потому я охотно прощаю его… (+АУДИО) Протопресвитер Александр Шмеман
  • Сумеем ли простить? (+ВИДЕО) Протоиерей Александр Ильяшенко
  • Прот. Сергий Правдолюбов: Прощать — это элементарная техника безопасности
  • Таинство прощения Протоиерей Димитрий Струев
  • Прощение и примирение: в чем разница? Священник Андрей Лоргус
  • Обида: для чего она нужна и почему мы ее боимся? (+Видео) Ольга Михайловна Красникова
  • Примирение и прощение: практические советы Лидия Сиделева
  • Тайна Прощения Протоиерей Виталий Шинкарь
  • О псевдопрощении Священник Валерий Шемчук
  • Скажи «стоп» первый Священник Феодор Людоговский
  • Желать ли врагам здоровья-успехов-в-работе-личной жизни? Священник Константин Островский
  • Расточительный сын Протоиерей Игорь Прекуп
  • Почему на Прощеное воскресенье отвечают «Бог простит»?
  • Мелодия Священник Александр Дьяченко
  • Два слова Наталья Семушкина
  • Великие примеры прощения Валерия Ефанова
  • Я прошу прощения… (+ АУДИО) Марина Журинская
  • Прощеное воскресенье с детьми Анастасия Абрамова (Крячко)
  • Прощеное воскресенье: найти человека, перед которым реально стоило бы извиниться
  • Сакраментальное слово «прости» Протоиерей Игорь Прекуп
  • Козел отпущения Священник Ричард Рене
  • Прощение — освобождение Игумен Спиридон (Баландин)
  • Прощеное воскресенье — «Что осудили в другом — есть в нас»… Священник Сергий Круглов
  • Прощение — главная форма противостояния злу
  • Как говорить «прости» Богу и людям Митрополит Сурожский Антоний
  • Долги наши, или Двойная мораль христиан  Священник Феодор Людоговский

Современные пастыри о прощении:

Митрополит Вениамин (Федченков):

«…что делать, если у кого-нибудь не хватает сил попросить прощения у того, кого он считает виновным перед собой (а не себя самого). На это прежде всего нужно сказать словами Самого Господа: «Невозможное для человека — возможно Богу!» Решись попросить прощения, а уж прочее сделает Сам Господь. Поэтому не говори: это дело непосильное мне! Это — неправда: Бог поможет!»

Епископ Диоклийский Каллист:

«… чин взаимного прощения очень далек от того, чтобы быть просто обрядом. Он может быть, и часто бывает, глубоко действенным событием, изменяющим жизнь тех, кто в нем участвует. Я могу вспомнить случаи, когда обмен прощениями накануне Великого поста послужил мощным стимулом, внезапно разрушающим давние преграды и позволяющим по-настоящему восстановить отношения между людьми. Эта вечерня Прощеного воскресенья лучше всяких слов говорит нам о том, что в великопостное плавание никто не может пускаться в одиночку».

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин):

«Нужно и простить тех, кто нас обидел, и испросить себе прощение у тех, кого мы вольно или невольно обидели. Иначе напрасны будут все наши труды в предстоящем посту. Не примет Господь наших многочисленных земных поклонов, если в сердце нашем будут продолжать жить обиды на брата, зло и недоброжелательность к ближним».

Прощеное воскресенье в литературе и искусстве:

  • Иван Бунин. Чистый понедельник
  • Иван Шмелев. Лето Господне
  • Эдуард Асадов. Прощеное воскресенье
  • Прощеное воскресенье (ФИЛЬМ)

Читайте также:

  • Прощеное воскресенье
  • Прощеное воскресенье в 2013 году – 17 марта: Простить — значит принять
  • Прощеное воскресенье с детьми
  • Прощеное воскресенье: найти человека, перед которым реально стоило бы извиниться
  • Великие примеры прощения

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

  • Кален­дарь Вели­кого поста
  • Чино­по­сле­до­ва­ние чина про­ще­ния
  • Про­щё­ное Вос­кре­се­нье А. Дес­ниц­кий
  • Поуче­ние в Про­щё­ное вос­кре­се­нье архим. Иоанн (Кре­стьян­кин)
  • Про­по­ведь в Про­щё­ное вос­кре­се­нье прот. Олег Сте­няев
  • Вели­кий пост. Про­ще­ние прот. Алек­сандр Шмеман
  • Кто про­щает, тому про­стится архим. Мел­хи­се­дек (Артю­хин)
  • Вос­кре­се­нье про­щё­ное схи­ар­хим. Иоанн (Маслов)
  • Про­щё­ное вос­кре­се­нье сщмч. Сергий Мечев
  • Про­щё­ное вос­кре­се­нье прот. Алек­сандр Геро­ни­мус
  • Вос­по­ми­на­ние Ада­мова изгна­ния. Про­щё­ное вос­кре­се­нье Ю. Рубан
  • Триодь пост­ная. Неделя сыро­пуст­ная. Вечерня
  • Видео. Пат­ри­арх совер­шил чин про­ще­ния

Про­щё­ное воскресе́нье – послед­нее вос­кре­се­нье нака­нуне Вели­кого поста (Неделя сыро­пуст­ная).

Назы­ва­ется так потому, что в этот день на вечер­ней службе совер­ша­ется Чин про­ще­ния, на кото­ром насто­я­тель храма или мона­стыря по окон­ча­нии вечерни с земным покло­ном испра­ши­вает про­ще­ния у своего клира и при­хо­жан, и те отве­чают ему также земным покло­ном. После чего все, по одному, под­хо­дят к насто­я­телю и испра­ши­вают у него про­ще­ние.

При этом иереи лобы­за­ются с ним по иерей­скому чину, целуя друг друга в руки, а диа­коны, цер­ков­но­слу­жи­тели и при­хо­жане делают пояс­ной поклон и при­ни­мают бла­го­сло­ве­ние. Также и все при­хо­жане просят друг у друга про­ще­ние.

proshhjonoe voskresene - Прощёное воскресенье

В Про­щё­ное вос­кре­се­нье при­нято испра­ши­вать про­ще­ние и при­ми­ряться друг с другом не только в храме, но и дома с ближ­ними, на работе с сослу­жив­цами. Совер­ша­ется это при­мерно сле­ду­ю­щим обра­зом: дела­ется поклон (пояс­ной или земной) и гово­рится: «Прости меня, (имя), в чем согре­шил пред тобою», – дела­ется ответ­ный поклон со сло­вами: «Бог тебя про­стит, и я прощаю. Прости и ты меня, (имя)» – «Бог тебя про­стит, и я прощаю», – и совер­ша­ется трое­крат­ное хри­сти­ан­ское цело­ва­ние.

Обычай испра­ши­ва­ния про­ще­ния нака­нуне Вели­кого поста вос­хо­дит к глу­бо­кой цер­ков­ной древ­но­сти, когда подвиж­ники ухо­дили на весь пост из горо­дов и мона­сты­рей в пустыню и, не зная, все ли они вер­нутся к Пасхе из этого труд­ного подвига, про­ща­лись и при­ми­ря­лись друг с другом.

Исто­рия чина про­ще­ния

Чин про­ще­ния появился в мона­стыр­ской жизни еги­пет­ских мона­хов. Перед наступ­ле­нием Вели­кого поста, чтобы уси­лить подвиг молитвы и под­го­то­виться к свет­лому празд­нику Пасхи, монахи рас­хо­ди­лись по одному по пустыне на все сорок дней поста. Неко­то­рые из них уже не воз­вра­ща­лись обратно: кто-то был рас­тер­зан дикими зве­рями, другие погибли в без­жиз­нен­ной пустыне. Потому, рас­хо­дясь, монахи про­сили друг у друга про­ще­ния за все воль­ные или неволь­ные обиды, как перед смер­тью. И конечно, сами от души про­щали всех. Каждый пони­мал, что их встреча в пред­две­рии Вели­кого Поста может ока­заться послед­ней. Для того и суще­ство­вал чин про­ще­ния – чтобы быть при­ми­рен­ным и про­щен­ным со всеми и – бла­го­даря этому – с Самим Богом.

С тече­нием вре­мени эта тра­ди­ция пере­шла в бого­слу­же­ние всей Церкви. В доре­во­лю­ци­он­ной России, напри­мер, суще­ство­вал обычай царю испра­ши­вать про­ще­ния у свои под­дан­ных. С этой целью царь объ­ез­жал войска и просил про­ще­ния у солдат, посе­щал мона­стыри, где просил про­ще­ния у их братии, при­ез­жал к архи­ереям, чтобы и у них попро­сить про­ще­ния.

Бого­слу­же­ние

Вече­ром в Про­ще­ное вос­кре­се­нье совер­ша­ется все­днев­ная вечерня с чином про­ще­ния, с кото­рой и начи­на­ется св. Четы­ре­де­сят­ница.

Совер­ша­ется вход с кади­лом, ради пения вели­кого про­кимна: Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю, скоро услыши мя: вонми души моей и избави ю (Пс.68).

Этот вели­кий про­ки­мен, кроме сыро­пуст­ного вос­кре­се­нья, поется также во 2‑ю и 4‑ю Недели (вос­кре­се­нья) Вели­кого пос­та.

Про­слу­шать Вели­кий про­ки­мен:

Пением вели­кого про­кимна завер­ша­ется празд­нич­ное вос­крес­ное бого­слу­же­ние, и от Спо­доби Гос­поди (чита­ется сразу после про­кимна) начи­на­ется вели­ко­пост­ное. Свя­щен­но­слу­жи­тели в это время пере­об­ла­ча­ются в темные, посто­вые обла­че­ния. Свя­щен­ник про­из­но­сит про­си­тель­ную екте­нию Испол­ним вечер­нюю молитву, а хор поет на каждое про­ше­ние особым, посто­вым рас­пе­вом.

После стихир на сти­ховне, чтения Ныне отпу­ща­еши и Три­свя­того по Отче наш поются вели­ко­пост­ные тро­пари с вели­кими покло­нами после каж­дого тро­паря. После молитвы Небес­ный Царю свя­щен­ник про­из­но­сит молитву св. Ефрема Сирина Гос­поди и Вла­дыко живота моего с тремя покло­нами.

После отпу­ста вечерни совер­ша­ется Чин про­ще­ния:

На солею выно­сятся и пола­га­ются на ана­лоях напре­столь­ный Крест, иконы Спа­си­теля и Бого­ро­дицы. Насто­я­тель творит земные поклоны перед ними и целует их. Затем он обра­ща­ется к при­сут­ству­ю­щим с поуче­нием о хри­сти­ан­ском про­ве­де­нии поста и испра­ши­вает про­ще­ния грехов у причта и народа, говоря: «Бла­го­сло­вите мя, отцы святии и братия, и про­стите ми, греш­ному, елика согре­ших в сей день и во вся дни живота моего словом, делом, помыш­ле­нием и всеми моими чув­ствы». Сказав это, он земно кла­ня­ется народу. Все отве­чают ему земным покло­ном и гово­рят: «Бог про­стит тя, отче святый. Прости и нас, греш­ных, и бла­го­слови». В неко­то­рых храмах и мона­сты­рях гово­рят иначе: «Бог про­стит тя, отче святый. Помо­лися о нас, греш­ных», что вполне согласно с Уста­вом. На это слу­жа­щий свя­щен­ник (как пра­вило, насто­я­тель) отве­чает: «Бла­го­да­тию Своею Бог да про­стит и поми­лует всех нас». Затем насто­я­тель берет напре­столь­ный Крест. Все свя­щен­но­слу­жи­тели в порядке стар­шин­ства при­кла­ды­ва­ются к иконам на аналое, под­хо­дят к насто­я­телю, целуют Крест и лобы­за­ются с насто­я­те­лем и друг с другом в рамена (плечи), вза­имно испра­ши­вая про­ще­ния. За ними идут миряне, при­кла­ды­ва­ются ко Кресту, целуют иконы, кото­рые обычно держат свя­щен­но­слу­жи­тели, и испра­ши­вают про­ще­ния у причта и друг у друга. В Типи­коне ничего не ска­зано о пении каких-либо пес­но­пе­ний во время чина про­ще­ния. Крат­кое ука­за­ние: «И целуем святыя и честныя иконы» преду­смат­ри­вает совер­ше­ние этого обряда в мол­ча­нии. Во время чина про­ще­ния в неко­то­рых храмах при­нято петь «Пока­я­ния отверзи ми двери…», «На реках Вави­лон­ских…» и др., а также сти­хиры Пасхи, закан­чи­вая сло­вами: «И тако возопиим».

Почему Про­щё­ное вос­кре­се­нье назы­ва­ется Про­щё­ным?

Основа чина про­ще­ния свя­зана с древ­ней тра­ди­цией еги­пет­ского мона­ше­ства. Согласно этой тра­ди­ции, на время поста перед Пасхой) (Четы­ре­де­сят­ни­цей) иноки уда­ля­лись в без­люд­ные пустын­ные места. Там они уси­ли­вали аске­ти­че­ские подвиги, пре­да­ва­ясь сосре­до­то­чен­ной напря­жен­ной молитве и пока­я­нию, ради осо­бого внут­рен­него очи­ще­ния, достой­ного при­го­тов­ле­ния к Пасхе.

Однако прежде чем поки­дать стены оби­те­лей, братия соби­ра­лись для сов­мест­ного бого­слу­же­ния. Это про­ис­хо­дило в послед­ний день Сырной сед­мицы. В этот день братия при­ми­ря­лись во Христе, испра­ши­вали друг у друга про­ще­ния, забы­вали нако­пив­ши­еся обиды, зару­ча­лись бла­го­сло­ве­нием. По окон­ча­нии вечерни монахи рас­хо­ди­лись.

Эта добрая мона­ше­ская тра­ди­ция глав­ным обра­зом была свя­зана с запо­ве­дью Христа о про­ще­нии ближ­ним их пре­гре­ше­ний (Мф.18:21-22), хра­не­нии мира, любви (Мк.12:31).

Между тем, была на то и част­ная при­чина. Уходя в полу­ди­кие края, братия под­вер­гали свои жизни потен­ци­аль­ной опас­но­сти: многие не знали, вер­нутся ли они к Пасхе, и даже — вер­нутся ли они вообще. Думая об этом, они пони­мали, что дру­гого случая про­стить своих ближ­них и испро­сить у них про­ще­ния самому могло не пред­ста­виться. Кто же хотел уме­реть без про­ще­ния, вне мира с бра­ти­ями?

Впо­след­ствии тра­ди­ция испра­ши­вать про­ще­ния и при­ми­ряться с ближ­ними нака­нуне Вели­кого поста полу­чила широ­кое рас­про­стра­не­ние среди мирян. Такая прак­тика помо­гает лучше настро­иться на пока­я­ние, при­сту­пить к соблю­де­нию поста в воз­вы­шен­ном состо­я­нии духа.

Чин про­ще­ния в Церкви соеди­ня­ется с вечер­ней и совер­ша­ется после отпу­ста. Общие его черты таковы.

Насто­я­тель совер­шает земные поклоны перед пред­ва­ри­тельно выне­сен­ным на солею напре­столь­ным кре­стом, ико­нами Иску­пи­теля и Божьей Матери, затем бла­го­го­вейно целует крест и иконы. После этого он обра­ща­ется к собрав­шимся с пас­тыр­ским уве­ща­нием. Потом искренне испра­ши­вает у всех про­ще­ния за грехи, кла­ня­ется со сми­ре­нием. При­сут­ству­ю­щие отве­чают ему ответ­ным покло­ном, про­из­но­сят: «Бог про­стит тя, отче святый».

Нако­нец, насто­я­тель берет напре­столь­ный крест. Прочие свя­щен­но­слу­жи­тели начи­нают (в соот­вет­ствии со стар­шин­ством) при­кла­ды­ваться к рас­по­ло­жен­ным на аналое иконам, под­хо­дят к насто­я­телю и при­кла­ды­ва­ются ко кресту. Затем они лобы­за­ются в плечи (рамена) с насто­я­те­лем и друг с другом; при этом просят друг у друга про­ще­ния.

Потом под­хо­дят пооче­редно миряне, целуют Крест, иконы, испра­ши­вают про­ще­ния у цер­ков­ного причта и один у дру­гого.

Помимо уча­стия в чине про­ще­ния, веру­ю­щие просят про­ще­ния дома, на работе и вообще везде, где уместно.

Прощеное воскресенье завершает Масленую неделю. Как и сам праздник Масленицы, его можно трактовать в двух традициях — земледельческой языческой и духовной православной.

Большинство специалистов считает, что в дохристианское время Масленица приходилась на двадцатые числа марта. Языческий праздник был связан с днем весеннего равноденствия и означал начало полевых работ. Позднее Масленицу внесли в православный календарь: она должна была заканчиваться накануне Великого поста, который всегда начинается в понедельник.

В исторических документах Прощеное воскресенье упоминается с конца XVII века. В это же время Масленицу сократили с двух недель до одной. Иностранец, побывавший в России в первые годы правления Петра Алексеевича, писал: «Нынешний Патриарх [Адриан] давно уже хотел уничтожить этот бесовской праздник, но не успел, однако ж он сократил время его на 8 дней».

В большинстве регионов основные гулянья, так называемая Широкая Масленица, начинались в четверг — Разгуляй. С этого дня ездили друг к другу в гости, катались с ледяных гор, чествовали молодоженов. В Прощеный день (он же Целовальник, Заговейник) к развлечениям добавлялись «похороны» Масленицы, кулачные бои, взятие снежного городка, масленичные комедии. Практически все эти обряды были направлены на повышение плодородия земли, обеспечение будущего хорошего урожая.

В воскресенье также поминали усопших. В конце XIX века этнограф Сергей Максимов в работе «Нечистая, неведомая и крестная сила» писал:

«Чрезвычайно твердо держится обычай прощаться с покойниками.
<…> Обычай ходить на кладбище в последний день Масленицы поддерживается главным образом бабами. В четвертом часу пополудни они кучками в 10–12 человек идут с блинами к покойникам и стараются ничего не говорить по дороге. На кладбище каждая отыскивает родную могилку, становится на колени и бьет по три поклона, причем со слезами на глазах шепчет: «Прости меня (имярек), забудь все, что я тебе нагрубила и навредила». Помолившись, бабы кладут на могилку блины (а иногда ставят и водку) и отправляются домой так же молча, как и пришли».

Исследователь отмечал, что «обычай просить прощения у родных и соседей заметно выходит из употребления». Таким образом, в конце XIX — начале XX века для крестьян было важнее получить прощение мертвых. Фольклорист Владимир Пропп объяснял это языческими представлениями о том, что покойники могут влиять на урожай.

Сигналом к окончанию «бесовских игрищ» служил первый удар колокола к вечерне. Вечерняя служба начиналась после 16 часов. В деревне Лодейки Енисейской губернии «в Прощеный день, часам к 3, собиралась около «городка» масса народа» — начиналось состязание «взятие снежного городка». В Саратовской губернии бабы шли на кладбище «прощаться» с умершими «в четвертом часу пополудни».

«В Прощеное воскресенье замужние женщины должны были до четырех часов дня три раза объехать вокруг деревни, закрывшись с головой платками, и успеть вернуться домой до начала церковной службы. Этот обряд совершался для будущего урожая льна».
Николай Белов, «Русский народный календарь: обычаи, поверья, приметы на каждый день»

В начале XX века Этнографическое бюро Тенишева сообщало, как с первым ударом колокола к вечерне заканчивались гулянья в селе и все неслись в упряжках по домам «как на пожар».

В Череповецком уезде Новгородской губернии и Пошехонском уезде Ярославской губернии народный праздник заканчивался позже: гигантский костер, который символизировал сжигание Масленицы (само чучело здесь не делали), разводили вечером в сумерках. Затем люди просили друг у друга прощения. До полуночи нужно было вернуться домой, чтобы успеть «заговеть».

Вероятно, традиция просить прощения у живых появилась в период «христианизации» Масленицы. По сей день в последнее воскресенье перед Великим постом — Сыропустную неделю — на литургии зачитывают отрывок из Нагорной проповеди о прощении, а также вспоминают об изгнании Адама из рая. Священнослужители и прихожане испрашивают друг у друга прощения за обиды, нанесенные вольно и невольно. Христианским обычаем является и раздача милостыни в Прощеное воскресенье.

В XIX веке, вернувшись со службы, крестьяне совершали домашний обряд:

«Вся семья садится за ужин (причем последним блюдом обязательно подается яичница), а после ужина все усердно молятся и затем самый младший начинает кланяться всем по очереди и, получив прощенье, отходит к стороне. За ним, в порядке старшинства, начинает кланяться следующий по возрасту член семьи (но младшему не кланяется и прощения у него не просит) и т. д. Последнею кланяется хозяйка, причем просит прощения только у мужа, глава же семьи никому не кланяется.
Сергей Максимов, «Нечистая, неведомая и крестная сила»

Ранней весной наступает священный праздник – Прощеное воскресенье. Праздник отмечается уже несколько веков, но неизменно в последний день недели, а вот даты могут меняться в зависимости от церковного исчисления. В этом событии заложен духовный смысл. Верующие прихожане ждут его наступления, чтобы освободить души от греховного бремени и приблизиться к Господу Богу.  

Истоки праздника

Прощеным считается воскресенье масленичной недели, крайнее перед началом Великого Поста. Это граница между щедрым, веселым праздником Широкой Масленицы и серьезным временем покаяния и ограничения. В Церкви нет случайных событий, они продуманны и цикличны. Прощеное Воскресенье – это христианский ритуал накануне строгого воздержания в период Великого Поста. 

Обычай молить о прощении начал отсчет от палестинских монахов. Они проводили Пост в пустыне, молясь и восхваляя Всевышнего. Удаляясь на длительный период времени, монахи не могли быть уверенными, что вернутся назад к Пасхе и увидятся с собратьями. Поэтому, чтобы освободить душу от груза, они просили о прощении и даровали прощение в ответ.

Монашеский ритуал нашел отклик в христианской вере и даже обозначился в форме церковного чина. Богослужение происходит вечером, а весь день накануне люди просят прощения друг у друга. Во всеобщем перемирии заложен особый смысл: после честного покаяния перед близкими, следует покаяние перед Господом Богом. 

Значение праздника

Главный смысл покаяния в Прощеное Воскресенье – в том, чтобы не только вымолить прощение, но и найти в себе милосердие научиться прощать самому. В этом – ценность человеческих взаимоотношений. В день покаяния на службах в храмах звучат слова из Нагорной проповеди Христа: «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших».

Традиции и обычаи праздника

В это день принято просить прощения у родных и близких, товарищей, коллег. Главным, жизненно важным ритуалом считается произнести слова «Прости меня, пожалуйста!» и получить ответ «Бог простит. И я прощаю!» Нужно, чтобы слова вырывались изнутри, проговаривать нужно искренне, осмысливая каждое слово и вкладывая в них глубокий смысл. Троекратный поцелуй скрепляет прощение. 

Абсолютно безгрешных людей не бывает. Нужно найти в себе силы попросить прощения за греховные деяния, чтобы окружающие не держали зла, не накапливали обиду, не испытывали вражды, не желали отмщения. Нужно суметь стать милосердным, чтобы освободить от гнета вины людей, причинивших неприятности. Но прощение должно быть двусторонним, взаимным.

Что нужно сделать в Прощеное воскресенье

Очищение и освобождение должно происходить и на ментальном, и на психологическом, и на физиологическом уровнях. Поэтому верующие люди в этот день обязательно:

  • ходят на службу в церковь;
  • поминают усопших родственников на кладбище, приводят в порядок могилы;
  • моются в бане;
  • собираются за семейным ужином с блинами ведь Прощеным Воскресеньем заканчивается Масленица.

Чего нельзя делать в Прощеное воскресенье

Как в любой другой церковный праздник, этот день также налагает запреты на некоторые дела, нельзя:

  • строить;
  • выполнять тяжелый физический труд;
  • убираться;
  • заниматься рукоделием;
  • сквернословить и ругаться;
  • ходить в несвежей одежде;
  • злоупотреблять алкоголем;
  • затаивать злость и обиду;
  • каяться и прощать без души.

Только попросив прощения искренне и одарив прощением других, можно переходить к Причастию. Это особое таинство, дар Божий, отпущение грехов. Идти на него раздражительным, обиженным, злобным не допустимо. 

Прощеное Воскресенье – особенный день, когда есть возможность принести свои извинения без ущемления достоинства и попрания гордости. Только обязательно нужно помнить, что прощение – это не открытка, посланная в социальных сетях, не звучный стишок, отправленный в смс, а акт воли, идущий из души, требующий терпения и усилий.

В этот святой вечер Господь ожидает, что откроются людские сердца и души для искренней любви, что, победив в себе гордыню, человек с чистыми помыслами взглянет на обиженного им товарища и произнесет заветные слова: «Прости меня ради Бога!» И получит прощение в ответ.

Происхождение праздника

Прощеным воскресеньем называются последние сутки перед Великим постом, являющиеся по своей сути подготовкой к длительному периоду лишений и ограничения себя в радостях жизни ради духовного очищения.

В этот день принято просить о прощении у близких, знакомых и всех, кому мы вольно или невольно нанесли обиду. Это древняя христианская традиция, возникшая в землях Палестины или Египта.

Накануне Великого Поста монахи удалялись в пустыню, где, отрешившись от мира, проводили в молениях и лишениях 4 десятка дней. Они подкрепляли свои молитвы добровольным голодом и жаждой, дабы очистить душу к Пасхе.

Пахомий великий, монах-отшельник, основавший первый монастырь не берегу Нила в Тавенисси

Пахомий великий, монах-отшельник, основавший первый монастырь не берегу Нила в Тавенисси
Фото: ru.wikipedia.org

Традиции

В завершающий день Масленицы принято напоследок «заговляться» обильной трапезой, ходить друг к другу в гости, поздравлять родственников, друзей и знакомых.

Обязательно в этот день следует попросить прощения. При этом не требуется перечислять собственные прегрешения или указывать кому-то на свой неблаговидный поступок, обидевший его. Достаточно лишь осознать свою вину и чистосердечно раскаяться, сказав: «Прости меня». Следует и самому попытаться найти в своей душе силы, чтобы дать прощение своим обидчикам. В таких случаях тому, кто просит прощения, говорят: «Бог простит, и я прощаю».

Желательно в этот день побывать в храме, послушать, как священнослужители читают Нагорную Проповедь.

Проповедь на горе

Нагорная проповедь Иисуса
Фото: Depositphotos

Обычаи и приметы

Согласно обычаям, в этот день вначале следует побывать в церкви, исповедаться и причаститься, а лишь потом просить прощения у своих близких. Также принято в Прощеное воскресенье посещать до обеда кладбище, приносить угощение к могилам предков и просить у них прощения.

После того, как прощение будет получено, следует троекратно поцеловаться с визави. Этот народный обычай дал празднику второе название — «Целовальник».

Просить о прощении следует сначала у старших по возрасту. Первыми по традиции извиняются младшие в семье.

В этот день нельзя отказывать кому-то в прощении, сквернословить. Нарушитель этого запрета, согласно народному поверью, навлекал на себя беды и несчастья на весь предстоящий год.

В завершающий день Масленичной недели принято садиться за трапезу 7 раз (именно столько недель и составляет Великий пост). Всю оставшуюся после трапез еду следовало оставить на столе до следующего дня. Этим действием, согласно народным поверьям, можно привлечь в свой дом материальное благополучие.

Что мы знаем о традициях, обычаях и приметах Прощеного воскресенья?

Фото: Depositphotos

Употреблять в Прощеное воскресенье разрешается блюда из молока, яиц. Это последний день, когда можно лакомиться блинчиками с разными начинками кроме мяса. Мясные кушанья — под строгим запретом.

В этот день, согласно народной примете, следовало доесть все блины в доме, испеченные на Масленицу, чтобы между домочадцами царили мир и согласие, чтобы семья была сплоченной, а количество ее членов только росло.

Все оставшуюся после этого дня пищу было принято сжигать или отдавать домашнему скоту. Посуду же тщательно мыли от остатков скоромной еды.

В Прощеное воскресенье завершаются народные гулянья, проводится обряд сжигания Масленицы (речь идет о соломенном чучеле — символе уходящей зимы). Народ в старину верил, что огонь сжигает каждый масленичный грех. Пепел от костра, на котором была сожжена Масленица, было принято рассыпать по полю, чтобы получить богатый урожай.

В Прощеное воскресенье люд обязательно ходил в баню, чтобы смыть с себя прегрешения, совершенные в течение Масленой недели.

В этот день было принято примечать и погоду. По ней судили, какая в этом году будет осенняя пора. Если Прощеное воскресенье ясное и солнечное, то и осень будет погожей, теплой, урожайной.

Запреты дня

Что мы знаем о традициях, обычаях и приметах Прощеного воскресенья?

Фото: Depositphotos

В перечне запретов завершающего дня Масленицы можно видеть следующее:

  • Запрещено таить в душе обиды и не давать прощения тому, кто его просит.
  • Нельзя держать в голове плохие мысли.
  • Нежелательно сетовать на судьбу, поддаваться раздражительности и гневу, конфликтовать с окружающими.
  • Нельзя угощаться мясными кушаньями и употреблять алкогольные напитки.
  • Нельзя убирать со стола остатки пищи, чтобы не лишиться удачи и достатка.
  • Нельзя в этот день гадать, проводить магические обряды, привораживать к себе объект симпатии.
  • Запрещено выполнять тяжелую работу, заниматься уборкой жилья, стиркой и другими бытовыми делами. Исключение — приготовление еды.

Проведите Прощеное воскресенье, соблюдая традиции этого дня, чтобы встретить Великий пост с чистой душой и совестью.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Отмененный праздник 7 ноября
  • Откуда произошел праздник татьянин день
  • Откуда произошел праздник сабантуй
  • Откуда пошел праздник день мамы
  • Откуда произошел праздник рождество