Отличие режиссерского сценария от литературного

Работа по теме: История драмы. Глава: Типы сценария. ВУЗ: ЧГАКИ.

Типы сценария

Кроме
литературного сценария, который мы
подробно рассматривали выше, существует
еще один тип — режиссерский сценарий. В
режиссерском сценарии определяется
замысел режиссера. Правда, он записывается
очень скупо, очень сухо, при помощи
символических букв или цифр. Но
символические буквы и цифры напоминают
во время работы над кадром режиссеру,
что именно он имел в виду.

Хорошо
сделанный режиссерский сценарий должен
давать/1 ясное представление о будущей
картине. Он должен быть раз/ работай
так, чтобы при его чтении возникал как
бы ряд конкретных кадров. Чем точнее
написан режиссерский сценарий, чем
глубже анализ произведения, тем легче
будет затем осуществлять замысел на
съемочной площадке. Уже в литературном
сценарии действие должно быть обозначено
точно, но в режиссерском оно приобретает
ясные кинематографические формы.

Генеральное
отличие режиссерского сценария от
литературного (авторского) заключается
в том, что если режиссерский сценарий
написан точно, то не только режиссер,
не только актер, но и любой человек в
съемочной группе — оператор, ассистент
режиссера, звукооператор, костюмер и
т. д. по этому документу должны знать,
что им в каждом отдельном кадре нужно
делать. Значит, это есть одновременно
и изложение режиссерской воли и
инструкция, и технический проект для
съемочной группы. Режиссерский сценарий
состоит из ряда отдельных кадров, в
каждом из которых указываются крупность,
метод съемки, точка зрения и длина кадра.

На
практике литературный сценарий трудно
отличить от режиссерского. Происходит
это либо от собственной литературной
беспомощности автора, либо от недоверия
к режиссеру. Определение визуального
решения фильма — это компетенция
режиссера. Задача эта не менее сложная,
чем разработка идеи или поиск образа.
Поэтому процесс непосредственной
реализации литературного сценария
начинается с разработки сценария
режиссерского.

Таким
образом, если литературный сценарий —
это в первую очередь рекламная идея
фильма, то режиссерский — это партитура,
на основании которой состоится вся
дальнейшая работа съемочной группы.

Вот
несколько.примеров литературного
сценария с его последующим анализом:

Пример
I:

1. Литературный сценарий.

Поздний
вечер. На улице темно. Общий план: проезжая
часть, автобусная остановка. По улице
идут люди. К остановке подъезжает
автобус, останавливается и отъезжает.
Автобус на одну секунду приближается
и снова удаляется. Автобус приближается,
у него загораются фары. На этом фоне
появляется надпись: «Скажи наркотикам
НЕТ».

Следующий
план. Молодые люди на вечеринке (в кафе
или на дискотеке), в группах по нескольку
человек. Они общаются между, собой чем-то
обмениваются. Звучит медленная мелодия.
Голос молодого человека за кадром:
«Достало меня все. Родители грузят
каждый день, с девчонкой своей разругался.
Они говорят, что все это мелочи, так
сказать, нужно хапнуть героина и все
будет ОК».

Улица.
Ночь. Тротуар и половина проезжей части.
Несколько молодых людей спиной к нам
удаляются в глубь кадра. Загораются
фары автобуса, медленно гаснут. На их
фоне появляется надпись: «Скажи
наркотикам НЕТ».

Парень
в невменяемом состоянии. Чьи-то руки
держат его за плечи, сажают на стул.
Парень вырывается. Мимо проходит человек
в белом халате (этот кадр повторятся 2
раза). Звучит вступление из песни
«Полчаса» группы «Тату» (длится
до конца ролика).

Улица.
Два врача везут каталку в больницу. На
каталке лежит человек, накрытый простыней
(черно-белая съемка).

Автобус
(вид спереди). У него зажигаются фары и
медленно гаснут. Появляется надпись:
«Скажи наркотикам НЕТ».

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Виды сценариев

Киносценарий

Киносценарий

Описание

Виды сценариев бывают разные, но начать стоит с этого типа. Под данным видом творчества понимают основной текст и план будущего фильма, именно с помощью киносценария режиссёр может реализовать свою задумку и воплотить её в жизнь. При этом киносценарий должен быть написан в доступной и понятной форме, чтобы полностью раскрыть основную идею.

Режиссёрский сценарий

Режиссёрский сценарий

Описание

Режиссёрская версия сценария представляет собой результат глубокого изучения литературной основы будущего фильма. При этом режиссёр внимательно читает литературное произведение, попутно делает заметки и обращает внимание на ключевые моменты. При этом создаётся образ будущего плана съёмок и работы всей съёмочной площадки.

Экспликация

Экспликация

Описание

В данном случае речь идёт о написании разъяснений и толкований сценария. Это необходимо для того, чтобы все действующие лица и персонал понимали основную задумку и идею автора. Для получения действительно хорошей картины необходимо правильно составить экспликацию.

Режиссёрская экспликация

Режиссёрская экспликация

Описание

В отличие от предыдущего варианта данный вид составляется лично режиссёром без помощи посторонних лиц. В ней он полностью старается раскрыть основную идею фильма и даёт подробное описание места действия, времени года, происходящих в картине событий, действующих персонажей. Для удобства и большей наглядности могут применяться схемы, таблицы, зарисовки.

Сценарный план

Сценарный план

Описание

Важным этапом в любой работе является чёткая её организация. В съёмках фильма от этого очень многое зависит, поэтому создаётся специальный сценарный план, который устанавливает время, место и набор необходимой аппаратуры для осуществления съёмки. От организационного этапа зависит слаженная работа всей бригады.

Либретто

Либретто

Описание

Дословный перевод этого термина с итальянского языка означает «маленькая книжечка». Обычно используется для краткого описания содержания оперы и балета, однако, данный вид творчества нашёл применение и в индустрии кино в качестве краткого содержания написанного сценария с целью отражения основных моментов и ключевых сцен.

Литературный сценарий

Литературный сценарий

Описание

Особенный вид художественного искусства, представляющий собой законченный вариант сценария с описанием сюжетной линии фильма, персонажей и происходящих событий в картине. Помимо этого, он должен соответствовать специфическим правилам и требованиям, предъявляемым к производству фильмов. По сути, литературный сценарий является прототипом современной версии киносценария.

Сценарий на основе сторителлинга

Сценарий на основе сторителлинга

Описание

Если разобраться в этиологии данного определения, можно уловить основную идею, используемую для создания сюжета. В переводе данное понятие означает повествование или рассказ историй, именно этот приём используют режиссёры и сценаристы для создания хорошего сюжета к новой киноленте. По проведённым исследованиям такой вид подачи информации пользуется успехом и набирает популярность в последнее время.

Сценарий для съёмок живых действий

Сценарий для съёмок живых действий

Описание

Особую сложность в кинематографе составляют съёмки живых действий. Существует два основных подхода, среди которых выделяют естественную и постановочную видеосъёмку. Наиболее эффективным считается первый вариант, поскольку в данном случае на камеру удаётся запечатлеть неподдельные эмоции и искренность игры актёров. Сценарий в таком случае представляет собой указания и рекомендации для съёмки жизненных моментов и ситуаций.

Сценарий для видео отзывов

Сценарий для видео отзывов

Описание

В отдельную категорию выделяются короткие ролики, содержащие отзывы людей о предоставлении услуг или о приобретённом товаре. В таком случае перед сценаристом стоит задача дать краткое представление о товаре или услуге, выразить основные плюсы и минусы, а также выразить общее мнение (положительный или отрицательный отзыв).

Сценарий основан на музыке

Сценарий основан на музыке

Описание

Музыкальные композиции часто вдохновляют людей. Сценаристы тоже сталкиваются в своей работе с написанием плана, основанного на музыке. В таком случае необходимо подробно изложить тему музыки или песни, основной посыл и эмоции персонажей, возникающие при прослушивании произведений. При этом рекомендуется использовать плавные переходы между композициями.

Сценарий с использованием инфо графики и статистики

Сценарий с использованием инфо графики и статистики

Описание

Работа с подобным материалом доставляет много трудностей, поскольку сценаристам приходится работать с непривычным в повседневной жизни типом представления информации. В данном случае требуется чётко по пунктам описать все происходящие на экране действия. Абсолютно каждое действие и появляющиеся картинки на мониторе должны отражаться в текстовом формате сценария.

Зачем нужен сценарий и какой он может быть?

Разбираемся в первом этапе производства видеоролика. Знакомимся с концепцией, сценарным планом, сценариями и тритментом. Объясняем, зачем нужен каждый из них.

Препродакшн: концепция, сценарный план, сценарий, тритмент. Зачем всё это?

Если перед созданием любого видеоролика не подготовить хотя бы примерный сценарий, то можно создать то, что не будет соответствовать ожиданиям. Причём это станет понятно только на этапе монтажа, когда уже будет поздно.

Сценарий перед глазами позволяет понять:

  • что и где снимать / что и как рисовать или анимировать;
  • что должен говорить спикер/диктор;
  • что должны делать люди в кадре / персонажи в анимации;
  • какая продолжительность видео и каждой отдельно взятой сцены;
  • какая последовательность сцен;
  • какой необходим реквизит в ролике;
  • какая цветовая гамма;
  • и многое другое.

Но самое интересное в том, что перед началом написания сценария и после его согласования, сценаристу и режиссеру необходимо подготовить другие документы и информацию по следующим этапам:

  1. Ресёч по брифу и доступным интернет-ресурсам
  2. Проработка концепции из логлайна и синопсиса
  3. Сценарный план
  4. Литературный сценарий
  5. Редактура сценария
  6. Режиссерский сценарий
  7. Тритмент

Ресёч

Ресёч есть со стороны клиента. Об этом подробнее вы можете почитать в нашей прошлой статье. Но также ресёч выполняется и с нашей стороны.

Наш ресёч включает в себя анализ предоставленной информации от менеджера по продажам, изучение брифа, поиск и изучение всех возможных сайтов и дополнительных ресурсов в отношении вашей компании, продукта и услуги, поиск и анализ референсов, подготовка к ПСК (первичный созвон с клиентом), формулировка первых сырых идей.

Благодаря ресёчу мы понимаем потенциал финансовых, физических и креативных возможностей по реализации ролика, а также ближе и подробнее изучаем субъект, о котором будем делать видеоролик.

Креативная концепция

Креативная концепция — это уникальная продуманная «идея», ключевая мысль видеоролика, расписанная с помощью логлайна и синопсиса.

Логлайн (англ. — логическая строка) – это максимально короткий и емкий пересказ будущего сценария. Задача логлайна – заинтересовать читателя и побудить его к прочтению полного сценария.

Синопсис (др. греч. — смотрю, гляжу) – это продолжение развития логлайна в сжатую последовательную историю. Задача синопсиса – донести до читателя понятно и без деталей, что предлагает сценарист. По структуре синопсиса дальше проще двигаться и разрабатывать сценарий.

словарь клиента

При написании концепции мы опираемся на цель и задачи видеоролика, а также основное стратегическое видение бренда. Концепция сама по себе предопределяет, как бренд будет коммуницировать со своей аудиторией, какую мысль будет доносить до зрителей и с помощью какого сюжета это будет происходить. Таким образом, концепция определяет структуру, содержание и смысл будущего сценария видеоролика. Это первоначальный и расплывчатый замысел, основная мысль.

Разработка креативной концепции необходима, чтобы связать между собой эмоциональное и рациональное, исключительно маркетинговый подход – с психологическим, художественный – с материальным.

Мы не всегда предоставляем клиенту ознакомиться с точными формулировками логлайна и синопсиса. Чаще всего, это просто остается внутренним процессом между режиссером и сценаристом. Клиент по итогу может увидеть только концепцию. Или и вовсе сразу сценарий. Это зависит от бюджетов, сроков и иных необходимостей по договору.

Сценарный план

Сценарный план — это упрощенный вариант сценария для согласования структуры ролика и определенных блоков, которые в результате могут быть реализованы в более подходящей последовательности видеоряда.

Основная цель сценарного плана подготовить проектную группу, руководство и заказчика к тому, что конкретно описанные в плане блоки обязательно будут реализованы в будущем видеоролике.

Разработка сценарного плана чаще всего необходима для любых видеороликов без озвучки или для обучающих роликов с говорящей головой, когда нужно понимание, какими вариантами кадров можно перекрыть кадры с головой.

Есть такие видеоролики, которые подразумевают на подготовительном этапе только создание сценарного плана. И только его. А бывают видеоролики, при создании сценария которых, можно обойтись без сценарного плана. Тут всё зависит от задачи.

Важный момент, что сценарный план обязывает съемочную группу отснять всё, как написано по сценарному плану, а также дополнительный материал в формате репортажной и рекламной съемки уже будучи на съемочной площадке, в зависимости от происходящих на ней событий и наличия тех или иных возможностей.

Если сценарный план готовился для того, чтобы потом по нему писать сценарий, то он согласовывается внутри съемочной группы и заказчику не показывается.

Редактура сценария

Редактура сценария — это процесс внесения исправлений, добавлений в текст, изменения его структуры.

Цель редактуры — подготовить такой документ сценария, чтобы по содержанию, форме и структуре с ним в дальнейшем могла работать вся проектная группа, и в процессе этой работы у исполнителей не возникло вопросов, которые затормозят процесс производства.

Текст сценария при редактуре изменяют так, чтобы авторская мысль, стиль изложения, содержание не пострадали, но при этом оформление документа стало соответствующим производственным процессам, а прописанные в сценарии действия могли быть в будущем реализованы в рамках сроков, бюджета и в соответствии с целью и задачами ролика.

Редактура сценария предполагает совместную работу режиссера и сценариста в рамках литературной, художественной, научной и технической обработки.

Мы выполняем редактуру всех внутренних сценариев. Но если вы предоставляете свой сценарий, то мы также в обязательном порядке выполняем и его редактуру. Потому что иначе проектной группе будет затруднительно с ним работать.

Литературная обработка сценария включает в себя знакомство с материалом, определение соответствия содержания цели и задачам ролика, выявление логических погрешностей композиции, отступления от стиля подачи ролика, нахождение лексических ошибок.

Художественная обработка подразумевает написание или доработку визуальной составляющей в соответствии с целью, задачами, сроками и бюджетом проекта.

Научная обработка проверяет достоверность фактов представленного материала, вычитывает чертежи, формулы, документы, иностранные переводы, сверяет цитаты с первоисточниками.

Данный пункт при необходимости мы предлагаем отдельно, т.к. процесс подразумевает привлечение профильных специалистов. Обычно, мы его не делаем и оставляем принятие решения на стороне заказчика.

Техническая редактура проверяет верстку и макет документа, верность расположения страниц, глав, заголовков, иллюстраций, шрифты и так далее.

Литературный сценарий

Литературный сценарий — особенный вид художественного искусства, представляющий собой законченный вариант сценария с описанием сюжетной линии видеоролика/фильма. В обычном понимании — законченное кинодраматургическое произведение.

Такой сценарий содержит полное, последовательное и конкретное описание сюжета, состоящего из разработанных сцен и эпизодов, диалогов, персонажей и происходящих событий в картине.

Литературный сценарий, независимо от жанра, формы и стилистических особенностей отвечает и соответствует производственно-экономическим правилам и требованиям видеопроизводства.

Режиссерский сценарий

Режиссерский сценарий — это непосредственный итог углубленного изучения режиссёром литературного сценария будущего ролика. Это как бы текстовая запись ролика, родившегося в творческом воображении режиссёра в результате анализа литературного сценария и изучения всех связанных с его темой образов и материалов, а также цели и задач ролика.

Режиссерский сценарий формулирует во всех деталях развитие сюжета и определяет монтажно-ритмический строй и особенности изобразительного решения. Является тщательным и глубоко продуманным планом всей творческой и производственной работы постановочного коллектива.

Форма режиссёрского сценария может видоизменяться в зависимости от сложности проекта и требований производственной компании.

Это своего рода технический документ, по которому должно быть понятно, что снимают, где снимают, прописаны все этапы съемки видео.

Таким образом, создается будущий план съёмок и последовательность работы всей съёмочной площадки. На основе этого документа творческая группа, руководимая режиссером, реализует авторский замысел на экране.

Оформление режиссерского сценария — не только творческий, но еще и трудоемкий процесс. Ведь, в отличие от литературного, где есть легкий налет поэтичности, режиссерский сценарий ролика детально прописывает, что будет в кадре, звуковой ряд, хронометраж, технические требования для съемочной техники на ту или иную сцену.

Для чего нужен режиссерский сценарий?

1. Литературный сценарий состоит из хронологии событий, а не хронологии съемок/анимации. И даже если на первый взгляд кажется, что такой порядок создания оптимален, то на деле оказывается, что сцены, которые нужно создать в рамках одной локации, разбросаны по линии сюжета.

Соответственно, режиссерский сценарий ролика необходим, чтобы оптимизировать процесс съемки/анимации и логистику. Таким образом, режиссерский сценарий включает в себя план съемок/анимации.

2. В литературном сценарии отсутствует информация о крупности планов и покадровой разбивки сцен. А эта информация крайне важна для съемочной группы.

В режиссерском сценарии указана вся техническая и творческая информация съемки/анимации.

3. В литературном сценарии — реквизит разбросан по страницам сюжета также, как и сцены ролика. Мы не можем быть уверены, что весь реквизит учтут, как и монтажные особенности съемки. А в режиссерском сценарии эта информация указана отдельно.

Иначе говоря, режиссерский сценарий состоит из технической информации, которая вводит в курс дела всю съемочную площадку, определяет необходимые материалы и ресурсы.

В документе сценария есть такие колонки, как «номер сцены» и «номер кадра», «хронометраж», «раскадровка», «объект/локация», «крупность», «действие», «звук/диалоги», «примечания» или иные интерпретации, которые наиболее подходят для восприятия клиенту.

Тритмент

Тритмент — документ, который включает в себя всё вышеперечисленное, но уже в готовом и согласованном виде:

  • ресёч с основными показателями, влияющими на видеоролик (цель, референсы, о компании и пр.);
  • концепция из логлайна и синопсиса;
  • режиссерский сценарий.

А также дополнительно, что было подготовлено режиссером после согласования литературного сценария:

  • утвержденный кастлист с актерами;
  • локации для съемок;
  • референсы по гриму, одежде, декору и т.д.;
  • выбранная цветовая гамма;
  • список оборудования на съемку;
  • и многое другое и в зависимости от задачи.

Заключение

Как вы понимаете, на подготовительном этапе еще перед созданием видеоролика, проделывается колоссальная и титаническая работа авторов, режиссера и, на самом деле, при немалом участии других исполнителей. Проектная группа начинает работу над видеороликом совместно с самого ресёча.

Теперь отвечаем на главный вопрос – зачем всё это? Потому что это важно. Сценарий — пошаговая инструкция, на которую вся проектная группа и заказчик будут опираться при создании видеоролика на всех этапах.

Если не написать сценарий или хотя бы сценарный план, то можно создать то, что не будет соответствовать ожиданиям. О чем мы и писали в самом начале статьи :)

10%

На ваше видео
при заполнении брифа

Читайте также

Общаясь с многими молодыми и иногда чересчур амбициозными режиссёрами и креативщиками разряда «денег нет, но хотим снимать и будет круто», я заметила странную и немного тревожную особенность. Многие из них хоть и знакомы с тем, что делают режиссёры в кинопроцессе, не всегда знают и ещё реже пользуются такой удобной штукой как режиссёрский сценарий.

Понимаю, заядлые киноманы и киноделы знают и пользуются этим документом, но сам факт того, что есть прослойка молодых творческих режиссёров, что хотят снимать с целью, «снимаем, потом посмотрим, что получилось», наводит на мысль, что не все в курсе, что такое режиссёрский сценарий. И не все знают, насколько нужен он и полезен.

200_s

Да что там, у меня есть знакомый, что пытается ринуться в бой без литературного сценария – просто наобум поснимать и потом смонтировать что-то. И, если с документальным кино, как я уже однажды писала, более или менее так можно поступить, то с художественным этого делать не стоит – одной идеи без прописанного сюжета и приблизительного хотя бы хода событий у вас получится каша.

Для чего нужен режиссёрский сценарий?

Так вот, возвращаемся к режиссёрскому сценарию. Эта полезная штука является вашим путеводителем в мире конкретно взятого фильма. По нему ясно что, когда, кого и где. По нему можно ориентироваться во времени съёмки, он служит основой, по которой можно понять, «что пошло не так».

director

Объясню. Режиссёрский сценарий – это главный «документ», по которому работает, собственно, режиссёр. Он создаётся во время подготовительного периода фильма вместе со сценаристом и продюсером (хотя последние два нуждаются больше в качестве консультантов. Первый может что-то исправить в литературном сценарии, если это снять по тем или иным причинам невозможно, второй же, собственно, и определяет эти невозможные причины (чаще всего это недостаток бюджета).

В основе режиссёрского сценария, логично предполагаем и оказываемся правы – литературный сценарий. Но, если в литературном сценарии есть определённый налёт поэтичности (все таки сценарист должен донести настроение этого произведения, настрой персонажей, оттенок той или иной сцены), то режиссёрский сценарий – это технический документ, по которому становится ясно, что снимают, чем снимают, где снимают и с кем снимают.

natura-ili-pavilon

Если помните, во время подготовительного периода режиссёр, второй режиссёр и другие, причастные к планированию процесса съемки, составляют календарно-постановочный план, чтобы снимать было легче и понятнее. Так вот, он тоже составляется по режиссёрскому сценарию. Почему? – спросите вы. Ведь можно просто запланировать несколько дней съёмок и там уже решить по ходу дела.

Я отвечу так – в крупных проектах, если вы не будете знать, что вы снимаете и за какое время вы это снимаете – вам крышка. Ваши дедлайны летят к чертям, а общее видение фильма утратит свой лик в голове у режиссёра просто потому, что он не сможет в заданных условиях воспроизвести нужную атмосферу и выполнить поставленные перед ним задачи.

Как выглядит режиссерский сценарий

Мы уже выяснили, что режиссерский сценарий – это технический документ и, соответственно, он состоит из некоторых технических данных, что вводят всю съёмочную площадку в курс и определяют необходимые материалы и ресурсы для съёмки.

Vlf3SPXsKfM

Сценарий выглядит как таблица с колонками, в каждой из которых информация предназначена тому или иному цеху. Колонка номер один – это номер сцены – они идут по порядку, и монтажёр знает, как ему монтировать.

Далее колонка номер 2 – интерьер, натура, локация, день или ночь, крупность. Это для осветителей, операторов и планировщиков – облегчает работу в компоновке календарно-постановочного плана, помогает оператору определиться с техникой на съёмки и вообще понимать, чего стоит ожидать съёмочной группе, когда она приедет на площадку.

Есть колонка для раскадровки, но в нашем мире, где каждый хочет снимать независимо от таланта и умения, раскадровка не всегда приходится к месту – её просто не все умеют рисовать.

После, идёт полезная информация для гримёров, костюмеров – кто участвует в этой сцене – имена героев. Если их соединить с локацией и заранее проговорённым гардеробом и макияжем – мы получаем образ героя на этот съёмочный день и локацию.

Потом, идут реплики персонажей в необходимой сцене – это для актёров (нужно же знать, что говорить) и для звукорежиссеров с операторами – они определяют технику для звукозаписи, аппаратуру для съёмки, как снимаем и что снимаем, в общем.

Далее следует чисто техническая колонка для операторов и тех, кто предоставляет технику – список спец. техники (краны, вертолёты, дроны и всякое дорогое и полезное оборудование).

В некоторых сценариях есть ещё отдельная колонка для реквизита и отдельная колонка для сценарного дня – это если мы снимаем сериал или фильм, растянутый во времени, и нужно ориентировать, в какое время это происходит. Для нерастянутых во времени фильмов можно и не использовать сценарные дни, но тогда лучше, чтобы локации не повторялись, и одежда все время была разной – чтобы не запутаться.

Со структурой мы разобрались, теперь хотелось бы сказать пару слов о нужности сего материала – хороший режиссёр всегда любит знать, что он делает. Конечно, без импровизации редко проходит любой съёмочный процесс, но для импровизации нужна основа (мы же помним, что нет лучшей импровизации, нежели тщательно подготовленная). И в этой самой подготовке ключевым элементом как раз является режиссёрский сценарий – на основе него можно поменять на площадке все на свете и при этом все равно понимать, что ты сделал все так, как нужно.

Так что желаю вам удачной импровизации и хорошего планирования!

Дерзайте!

Превью: Depositphotos

Читайте также:

Основы кинопроизводства: подготовительный период

Основы кинопроизводства: процесс съемки фильма

Основы кинопроизводства: разрабатываем сериал

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Отличие православных от христианских праздников
  • Отличие государственных праздников от национальных
  • Отменили праздник день учителя
  • Отладка сценариев это
  • Отменили новогодний праздник