Отличие сценария метапредметного урока от планирования обычного урока

Вопросы, рассмотренные на семинаре: Что такое метапредмет? Метапредметный подход: особенности и перспективы реализации. Метапредметные результаты. Особенности метапредметного занятия. Примеры метапредметных категорий (метатемы). Отличие традиционного урока от метапредметного. Вывод. . учителю, Семи

Теоретический семинар «Метапредметный подход в образовании»

Вопросы, рассмотренные на семинаре:

  1. Что такое метапредмет?

  2. Метапредметный подход: особенности и перспективы реализации.

  3. Метапредметные результаты.

  4. Особенности метапредметного занятия.

  5. Примеры метапредметных категорий (метатемы).

  6. Отличие традиционного урока от метапредметного.

  7. Вывод.

Введение метапредметного подхода в образовании – это своего рода попытка постепенно развернуть современное образование навстречу новым потребностям и новым реалиям XXI века. В образовательном стандарте среднего (полного) общего образования появился новый термин – метапредметный. Технология метапредметного обучения разрабатывалась научной группой под руководством доктора психологических наук Юрия Громыко с 1990 года.

Что такое метапредмет?

“Мета” — “за”, “через”, “над”, то есть выход за рамки предмета, над предметом. Метапредметная деятельность — универсальная деятельность, которая является «надпредметной». «Надпредметная» (но не межпредметная) деятельность на уроке.

Метапредметный подход в образовании и, соответственно, метапредметные образовательные технологии были разработаны для того, чтобы решить проблему разобщенности, оторванности друг от друга различных научных дисциплин и учебных предметов.

Метапредметность подразумевает, что существуют обобщенные системы понятий, которые используются везде, а учитель с помощью своего предмета раскрывает какие-то их грани.

Метапредметный подход предполагает, что ребенок не только овладевает системой знаний, но осваивает универсальные способы действий с этими знаниями, и с их помощью сможет сам добывать необходимую информацию. Это требования второго поколения образовательных стандартов.

Универсальность метапредметов состоит в обучении школьников общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над всеми предметами, но в то же время воспроизводятся при работе с любым предметом в отдельности.

Современный учитель-предметник должен быть сегодня немного полипредметником, метапредметником. Здесь без освоения метапредметного подхода в образовании, который строится, как раз на рефлексии разных форм знания и методов работы, будет сложно. В качестве одного из вариантов решения был разработан метапредметный тип интеграции, связанный, в первую очередь, с разработкой нового содержания образования. Есть несколько особенностей такого типа интеграции. Это обязательно работа с деятельностью учащегося, передача учащимся не просто знаний, а именно деятельностных способов работы со знаниями и соответственно деятельностных единиц содержания. Например, понятие может рассматриваться в качестве деятельностной единицы содержания. Было обнаружено: в качестве деятельностных единиц содержания могут быть рассмотрены не только понятия, но также модели, идеализации, схемы, различения, системы и систематики знаний, задачи, проблемы и разные другие мыследеятельностные образования. Все они имеют универсальный (метапредметный) характер. Говоря это, я имею в виду, что, если мы, работая с определенным предметным понятием, передаем учащемуся, кроме данного предметного материала, обобщенный способ работы с любым предметным понятием, или с моделью как с особого типа мыследеятельным образованием, или с идеализацией, то мы поднимаемся с предметного уровня на метапредметный. Передаваемый нами способ является универсальным, то есть он применим в случае работы с понятием, с моделью или с идеализацией к разным предметным областям. Допустим, мы работаем на уроке истории или обществознания с понятием «государство», «общество». Предлагая учащимся разные источники, мы можем показать, что это понятие у разных ученых и политиков предполагает разную трактовку. В основе разных конструкций понятия лежат совершенно разные ряды различий: у Ленина — один, у Платона — другой, у Аристотеля – третий. Анализируя их тексты, мы вычленяем некое универсальное метапредметное правило: понятие создается на основе различений. Это правило можно потом проверить при работе с любым другим понятием на любом другом предметном материале.

Метапредметный подход — это очень хорошее знание своего предмета, что, собственно, и позволяет деятельностно собирать учебный материал и заново его интерпретировать с точки зрения деятельностных единиц содержания. Метапредметный подход, хотя и помогает избежать опасностей узко предметной специализации, при этом не предполагает отказ от предметной формы, но, напротив, предполагает развитие ее на рефлексивных основаниях.

Отказ от предметной формы организации мышления и, как следствие, от передачи предметных знаний, что предлагали сделать вначале, означает отказ от многовековых завоеваний человеческой культуры.

Ориентация на развитие у школьников таких базовых способностей, как мышление, воображение, различительная способность, способность целеполагания или самоопределения, идеализационная способность. Ориентация на развитие способностей как основной показатель качества образовательной работы также определяет специфику метапредметной интеграции. Этот подход предполагает новаторство в плане использования разного типа методических приемов. Мы сейчас стараемся активно использовать такие методические формы, как метапредметное осознание, занятие с рефлексивными остановками, занятие на выстраивание личной учебной стратегии детей, дискуссии с метапредметными комментариями и другие.

Учитывая перечисленные особенности метапредметной интеграции, уже понятно, как инсценировать учебное занятие с элементами метапредметного подхода. Такое занятие должно быть посвящено метапредметному вопросу, метапредметной теме, то есть такой теме, которая может быть раскрыта на разном предметном материале: «Рисунок и схема», «Знание и мнение», «Знающее незнание». Выбрав метапредметную тему, нужно, в первую очередь, определить, какому способу деятельности в ее рамках можно научить школьников. Если мы передаем универсальный способ, то должны показать учащимся выходы из своего учебного предмета в другие предметные области знания. Например, тема «Мнение и знание». Эта тема метапредметная, так как имеет отношение к эпистемологии — учению о знании как таковом, независимо от его предметной специфики. Раскрывая эту тему на своем учебном предмете, нужно не просто показать, чем мнение отличается от знания, но и передать средства работы, способ, с помощью которого учащиеся смогут в дальнейшем различать, чем они обладают или чем обладает их собеседник: поверхностным мнением или глубоким личностным знанием изучаемой темы. Такой способ, средство различения знания и мнения, присваиваемые учащимся не информативно, но деятельностно, и будут в этом случае деятельностной единицей содержания. Если в конце урока предложить учащимся применить такое средство на другом предметном материале, это позволит проверить, насколько это средство действительно освоено, а школьнику убедиться в том, что оно носит универсальный характер и может быть использовано на разных учебных предметах.

Хорошее знание своего предмета крайне необходимо при проведении метапредметного учебного занятия. Метапредметный разворот не означает, что нужно делать грубые предметные ошибки и показывать незнание своего учебного предмета. Нужно ясно представлять, какую базовую способность учитель собирается формировать у школьников во время учебного занятия. У него должна быть некоторая система показателей, позволяющих ему обнаруживать эту способность, диагностировать, что с ней происходит в ходе обучения школьников.

Учитель должен быть готов к импровизации. Настроенность на передачу определенного деятельностного способа и формирование способности предполагает, что он в своей работе будет опираться не просто на тематический план урока, но прежде всего на его сценарий. Отличие педагогического инсценирования от планирования состоит в том, что в первом случае учитель сохраняет свободу педагогического действия, во втором нет. Когда он будет инсценировать свое учебное занятие, важно учитывать эти особенности. Знание их позволит учителю не путать метапредметный тип интеграции с другими. Весьма распространенный тип ошибки — подмена работы с понятием как единицей мышления и стоящим за ним мыслительным объектом работой со словесными определениями, так как это приводит к вербализму. Вместо того чтобы передавать учащимся сложные интеллектуальные процедуры, учителя подменяли эту деятельность словесной эквилибристикой, выход же к работе с понятиями за рамки определений предполагает как раз метапредметный тип интеграции.

Значение метапредметного подхода в образовании состоит в том, что он позволяет сохранять и отстаивать в обществе культуру мышления и культуру формирования целостного мировоззрения. Метапредметный подход вбирает в себя лучшие дидактико-методические образцы развития предметной формы знания, но он при этом открывает новые перспективы развития для такой образовательной формы, как учебный предмет и учебное занятие. Более того, учебный предмет как образовательная форма, конечно, не умрет, но будет развиваться лишь в той мере, в какой эта образовательная форма будет пронизана метапредметным подходом. Роль учебных предметов «история» и «обществознание» в подготовке учеников в современном обществе значительна, так как именно они помогают им найти ответы на сущностные вопросы миропознания и мировоззрения – «Кто мы?», «Что значит жить вместе в одном мире?», «Как связаны прошлое и современность?» и много других. Ответы предполагают восприятие школьниками исторических, моральных и духовных ценностей, исторического опыта своей страны, своей культуры. Полученные знания позволяют соотнести общество в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом человечества. Современному школьнику надо дать возможность реализовать общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким умением, как умение учиться. Результатом такого школьного образования должно стать формирование у детей целостной картины мира. Главной задачей новых образовательных стандартов является – научить ребенка получать и добывать знания. Принципы метапредметности – это и есть условия достижения высокого качества образования. Учитель сегодня должен уметь конструировать новые педагогические ситуации, новые знания, направленные на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний. Метапредметные результаты деятельности – это способы деятельности, применяемые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. Высший уровень, на котором соприкасаются все учебные предметы, отражает взаимосвязи «Человек – общество – природа». Раскрытие его – задача гуманитарных предметов и предметов естественного направления. Уровень, включающий системы, законы, методы функционирования систем общепредметного направления внутри систем «природа», «общество», «предметный мир». Ему предшествует внутрипредметный уровень интеграции. Здесь мы формируем метазнания, метаспособы, метадеятельность. Учащиеся получают деятельностные способы работы со знаниями. В качестве деятельностых единиц содержания образования могут быть рассмотрены не только понятия, но также и модели, схемы, различия, системы, задачи, проблемы и другие мыследеятельностные образования. Метапредметный подход позволяет не только запоминать, а промысливать, прослеживать происхождение важнейших понятий, как бы заново открывать понятия и через это понять процесс возникновения того или иного знания. Метапредметный подход предполагает опору на мышление, воображение, способность целеполагания или самоопределения, идеализационную способность, речевую способность. Ориентация на развитие способностей ребенка – как основной показатель качества образовательной работы и специфики метапредметной интеграции. Метапредметный подход обеспечивает целостность общекультурного личностного и познавательного развития детей, преемственность всех ступеней образования. В основе организации и регуляции любой деятельности ученика независимо от ее специально-предметного содержания – преемственность всего образовательного процесса. В качестве метапредметов выделяем основные понятия – «знание», «знак», «проблема», «задача». Современные образовательные технологии предполагают реализацию деятельностного подхода в образовании, где возможно формирование метадеятельности. Это – интегративная надпредметная поисковая учебная деятельность, эвристическая, проектная, диалоговая, коммуникативная, дискуссионная, игровая. Суть деятельности – усвоение учебного материала происходит в процессе решения практической или исследовательской задачи, познавательной проблемной ситуации. Инновационные творческие проекты – это тоже механизм развития метадеятельности. Ученики, работая над такими проектами, как правило, формируют понятия, факты, идеи и законы, общие для всех наук, развивают способы, действия, которые они приобретают в процессе обучения. Здесь происходит интеграция знаний, приобретается опыт творческой деятельности. Принцип метапредметности реализуется также при обучении учеников общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами. Это может быть составление кластеров, схем, конспектов, таблиц, графиков и так далее.

Метапредметные результаты (по А.Г. Асмолову) включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

Универсальные учебные действия — это умение учиться, то есть способность человека к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта.

Метапредметные результаты изучения русского языка и литературы выражаются в следующем:

— в способности сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную и общественную;

-владение умениями работать с учебной и школьной информацией – анализировать и обобщать факты;

-составлять простой и развернутый планы текста, составлять тезисы, конспекты, формулировать и обосновывать выводы и так далее;

-использовать современные источники информации, в том числе на электронных носителях;

-способность решать творческие и проблемные задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах – сообщение, эссе, презентация, реферат и другие;

-готовность к сотрудничеству с учениками, работа в коллективе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и так далее.

Ученики должны уметь характеризовать человека, условия жизни и быта людей в различные исторические эпохи, их потребности, интересы, мотивы действия, восприятие мира и ценностей. Формирование широкого круга компетентностей – социальной, социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной и других. Предусматривается также овладение школьниками ключевыми знаниями, умениями, способами деятельности, так и готовность применять их в различных жизненных ситуациях.

Предполагается, что в результате изучения литературы учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:

-проводить поиск информации в одном или нескольких источниках;

-сравнивать данные источников, выявлять их сходства и различия;

-характеризовать условия и образ жизни людей в различные исторические эпохи;

-на основе иллюстраций, дополнительной литературы составлять описание объектов, памятников, людей;

-различать факты и их описания;

-называть характерные, существенные признаки исторических и литературных событий и явлений;

-раскрывать смысл, значение важнейших исторических и литературных событий;

-излагать суждения о причинах и следствиях событий;

-проводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;

-определять и объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям;

-применять знания и умения в общении и социальной среде;

-использовать знания об истории и культуре своего народа и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;

-способствовать сохранению памятников истории и культуры, участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры.

Особенности метапредметного занятия:

1. Это интегрированное занятие, с применением ИКТ.

2. Деятельность учащихся организуется не с целью передачи им знаний, а с целью передачи способов работы со знанием.

3. Содержание составляют деятельностные единицы, носящие универсальный характер: понятия, модели, схемы, задачи, проблемы и т.д.

4. Учитель должен хорошо знать свой предмет и его возможности.

Примеры метапредметных категорий (метатемы):

1. Определение и понятие.

2. Рисунок и схема.

3. Знание и информация.

4. Цель и задача.

5. Роль и позиция.

6. Модель и способ.

7. Содержание и форма.

8. Порядок и хаос.

9. Знание и незнание.

Рассмотрим отличие традиционного урока от метапредметного

Этапы урока

Традиционный

Метапредметный

1. Объявление темы урока

-тему сообщает учитель

-тему формируют учащиеся

2. Сообщение цели и задач урока

-сообщает учитель

-формируют учащиеся, определив границы знания и незнания

3. Планирования деятельности учащихся

-Сообщает учитель, какую работу дети должны выполнить, чтобы достичь цели

-сами планируют способы достижения цели

4.Практическая деятельность учащихся

-под руководством учителя выполняют различные задания. Применяется фронтальный метод организации деятельности

-учащиеся сами действуют по намеченному ими плану. Учитель консультирует

5. Осуществление контроля

Контроль осуществляет учитель

-Обучающиеся сами осуществляют контроль. Применяются формы взаимного контроля, самоконтроля. Учитель консультирует.

6.Осуществление коррекции

Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы осуществляет коррекцию

Учащиеся формируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно (под наблюдением учителя)

7 оценивание обучающихся

Учитель оценивает учащихся за работу на уроке

Учащиеся дают оценку деятельности по ее результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)

8 Итог урока

-учитель выясняет у обучающихся что они запомнили

Рефлексия (сами проводят рефлексию, под руководством учителя)

Домашнее задание

-Объявляет и комментирует задание одно для всех

-Обучающиеся выбирают задания из предложенных, с учетом индивидуальных возможностей:

1. Базовое

2. Повышенный уровень

3. Творческое

Материал урока в учебнике рекомендуется переорганизовать в соответствии с логикой развития какой-то конкретной организованности (знания, знака, проблемы, задачи), которая надпредметна и носит универсальный характер. Ребенок не только решает определенную задачу, но и логически объясняют ход решения, контролирует и проверяет себя (производит самооценку).

Основная задача метапредмета «Знак»: формирование у школьников способности схематизации.

Основная задача метапредмета «Знание»: формирование способности работать с понятиями.

Основная задача метапредмета «Проблема»: формирование у школьников собственной позиции относительно данного события.

Основная задача метапредмета «Задача»: решение школьниками разных задач и освоение способов их решения.

Вывод:

Школа должна обеспечить ребенку общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить умением учиться. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования.

5

Слайд 1

Метапредметный урок как средство реализации метапредметных результатов обучения Степаненко Г.В., учитель русского языка и литературы МОБУ СОШ №4 пгт Прогресс

Слайд 2

Метапредмет – нетрадиционный учебный предмет, выстраиваемый вокруг определенной мыслительной организованности ( знак , знание , задача , проблема ) Метапредметный подход – подход, основанный на положениях мыследеятельностной педагогики.

Слайд 3

Отличие метапредметного урока от интегрированного урока и урока с межпредметными связями УсМС — закрепление знаний по предмету за счёт параллельного освещения изучаемого материала с точки зрения других наук; ИУ — усвоение знаний за счет систематизации ЗУН по нескольким предметам; МПУ — личностное совершенствование учащегося через его познавательное развитие. Метапредметный урок — применение метапредметных универсальных учебных действий в связи с жизненными потребностями. Ученик учится сам и учит других, учится добывать информацию из различных источников. Учитель — не источник информации, а навигатор деятельности. На метапредметном уроке формируются универсальные действия, необходимые для процесса познания в принципе.

Слайд 4

Тема дня «Все вокруг таблицы» Класс: Тема урока (занятия): Цель: Метапредметные задачи: Межпредметные связи: Форма урока (занятия): Форма проведения: Время: Ожидаемый результат: Оформление доски:

Слайд 5

Метапредметная карта урока Этапы урока (занятия) УУД Ориентировоч-ная основа действий Деятельность учителя Деятельность учащихся

Слайд 6

Как подготовить метапредметный урок 1-й этап: определить тип урока 2-й этап: определить конкретное УУД и уровень его освоения

Слайд 7

Перечень уровней освоения УУД обучающимися по В.П.Беспалько Уровень Комментарий к деятельности обучающегося Понимание Обучающийся знает, как корректно выполнить УУД, но у него отсутствует опыт его реализации при решении учебно-познавательных проблем Узнавание Выполняет каждую операцию действия, опирается на знания, как корректно его осуществлять: описание, алгоритм, подсказка, памятка Воспроизведение Самостоятельно выполняет действие, когда решает типовые учебно-познавательные проблемы Применение Применяет действие, чтобы решить нетиповые учебно-познавательные проблемы Творчество Действует в известной ему сфере деятельности, самостоятельно применяет УУД, чтобы создать собственный образовательный продукт и решить нетиповые учебно-познавательные проблемы, творчески освоить деятельность и знания о том, как корректно осуществить деятельность

Слайд 8

3-й этап: выбрать образовательные технологии, которые помогут ученикам освоить УУД Этап Комментарий к деятельности обучающегося Мотивационный Обучающийся хочет освоить УУД: ученик ясно понимает, для чего осваивает действие, какое практическое и теоретическое значение оно имеет при решении учебно-познавательных проблем Ориентировочный Знает, как корректно пользоваться ориентировочной основой действия, то есть системой понятий, указаний, памяток, инструкций, алгоритмов и ориентиров, на основе которых корректно выполняет действие Материализованный Знает ориентировочную основу действия и выполняет действие, чтобы решить типовую учебно-познавательную проблему с помощью материальных предметов или же с моделями. Действие выполняет шаг за шагом, в соответствии с ориентировочной основой. В данном случае ориентировочная основа действий – пошаговая инструкция, как выполнить действие Громкоречевой Выполняет УУД, готов рассказать или написать, что и для чего он делает, какую операцию выполняет при решении типовой учебно-познавательной проблемы Внутриречевой Выполняет УУД, проговаривает выполняемые операции действия про себя (внутренняя речь). При этом, возможно, некоторые операции действия постепенно свертывает в более крупные Умственный Обучающийся выполняет действие умственно, во внутреннем плане, при решении нетиповой учебно-познавательной проблемы

Слайд 9

Как подготовить метапредметный урок 4-й этап: определить ориентировочную основу, которая поможет формировать или развивать УУД; 5-й этап: провести рефлексию сценария метапредметного урока

Слайд 10

Памятка «Три вопроса, которые помогут учителю подготовить качественный метапредметный урок» Метапредметный урок – это не урок по всем предметам сразу, а занятие, на котором школьники учатся, в том числе осваивают деятельностный компонент содержания метапредметного образования. Такой урок формирует и развивает знаниевую, деятельностную, творческую и ценностную составляющие владения УУД. Когда учитель планирует, как ученик будет применять знание в действии, то сначала педагог формирует знание. Поэтому метапредметный урок отвечает на три главных вопроса для ученика. И учитель каждый раз учитывает эти вопросы, когда составляет урок. Первый вопрос: «Зачем знать и уметь?» Второй вопрос: «Что надо знать?» Третий вопрос: «Как это применить?»

Слайд 11

Метапродметные уроки «Все вокруг таблицы» Класс Тема урока Предмет Ф.И.О. учителя 5а Вода и жизнь Литература Ниценко М.В. Сравнение дробей с разными знаменателями Математика Ермишко О.К. Географическая карта России География Плужникова Г.М. 5а Волейбол Физическая культура Подтынов В.А. 5б Сравнение дробей с разными знаменателями Математика Ермишко О.К. Главные и второстепенные члены предложения Русский язык Шепелева Т.А. Личность и ее роль в науке и жизни ССЛ Дуброва Е.А. 5б Волейбол Физическая культура Подтынов В.А. 6а Великие открытия Математика Смыков А.А. Окончательная отделка изделия подушка «Зигугу» Технология (девочки) Стибличенко Е.М. Технология оклейки помещения обоями Технология (мальчики) Стибличенко Е.М. Повествования художественного и разговорного стиля Русский язык Мальчушкина Л.И 6б Великие открытия Математика Ермишко О.К. Происхождение названий химических элементов История Слугина Е.Г. Подъем на научный олимп Русский язык Степаненко Г.В.

Слайд 12

Класс Тема урока Предмет Ф.И.О. учителя 7 Вес воздуха Физика Смыков А.А. Экономика и ее роль в жизни общества Обществозн Слугина Е.Г. Химия в стихах и прозе Литература Ниценко М.В. 8а Этимология слова «Кислород» Русский Ниценко М.В. Почва География Плужникова Г. 8б Обращение и знаки препинания при нем Русский Лепская А.Е. 8а, 8б Волейбол Физ-ра Ткачева О.В. 9а, 9б Особенности природы Центральной России География Плужникова Г. Угольная кислота Химия Гарина С.Д. Решение задач на составление дробных уравнений Математика Димова Л.Н. 10 Инженерная защита населения от чрезвычайных ситуаций военного и мирного времени ОБЖ Смыков А.А. Химические элементы в русской лексике Русский Шепелева Т.А. Тепловые двигатели. Охрана окружающей среды Физика Смыкова О.Д. Планенты Солнечной системы Астрономия Смыкова О.Д. Альдегиды Химия Гарина С.Д. Смешанные типы условных придаточных предложений Английский язык Димова Л.Н. 11 Алхимия в древности История Слугина Е.Г. Поэма А.Ахматовой «Реквием» Литература Мальчушкина Дефекты зрения Физика Смыкова О.Д. Секреты английского компьютера Английский Димова Л.Н.

Современный урок: метапредметный подход.

1 слайд. Уроки-путешествия, уроки решения практических задач, уроки-погружения, уроки-дебаты – по сути то, что когда-то получило определение «нестандартные уроки», было подходом, репетицией урока метапредметного.
«Я иду на урок»,- сколько раз за свою педагогическую практику произносила эту фразу… Теперь к этой фразе хочется добавить: «На какой?»

Итак, я иду на метапредметный современный  урок. Что я должна учитывать?

2 слайд. Метапредметный подход в образовании и, соответственно, метапредметные образовательные технологии были разработаны  для того, чтобы решить проблему разобщенности, расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие,  учебных предметов.

3 слайд. Метапредметный подход предполагает, что ребёнок не только овладевает системой знаний, но и осваивает универсальные способы действий, а с их помощью сможет сам добывать информацию о окружающем его мире.

4,5 слайд. Основные понятия метапредметного подхода.

«Мета «- («за», «через», «над»), всеобщее, интегрирующее: метадеятельность, метапредмет, метазнание, метаумение (метаспособ).

Метадеятельность – универсальная деятельность, которая является «надпредметной» (универсальные знания и способы или мыследеятельность)

Метазнания — знания о знании, о том, как оно устроено и структурировано; знания о получении знаний, т.е. приёмы и методы познания (когнитивные умения) и о возможностях работы с ним.

Метаспособы — методы, с помощью которых человек открывает новые способы решения задач, строит нестереотипные планы и программы, позволяющие отыскать содержательные способы решения задач.

Метаумения — присвоенные метаспособы, общеучебные, междисциплинарные (надпредметные) познавательные умения и навыки.

— навыки переработки информации

— критическое мышление

— творческое мышление

6 слайд. Метапредметность подразумевает, что существуют обобщенные системы понятий, которые используются везде, а учитель с помощью своего предмета раскрывает какие-то их грани.

7 слайд. Ученик узнает сам способ своей работы с новым понятием на разном предметном материале.

Создаются условия для того, чтобы ученик начал рефлектировать собственный процесс работы: что именно он мыслительно проделал, как он мыслительно двигался, когда восстанавливал генезис того или другого понятия.

8 слайд. Это означает, что обычно учащийся, работая с материалом физики, химии, биологии, истории и т. д., запоминает важнейшие определения понятий. Попадая же на уроки по метапредметам, ученик делает другое. Он не запоминает, но промысливает, прослеживает происхождение важнейшиих понятий, которые определяют данную предметную область знания. Он как бы заново открывает эти понятия. И через это как следствие перед ним разворачивается процесс возникновения того или другого знания, он «переоткрывает» открытие.

9-13 слайд. Виды метапредметов.

14 слайд. Нужно построить образовательный процесс так, чтобы наш “отличник” стал в жизни не “ходячей энциклопедией”, а целостной личностью, способной адаптироваться в постоянно изменяющемся мире, решать нестандартные жизненные задачи, т.е. успешно социализироваться в обществе.

Мы должны передавать учащимся не просто знания, а способы работы со знаниями.

15 слайд. В любой деятельности человек ставит перед собой вопросы и ищет на них ответы:

что я делаю? (предмет деятельности);

для чего я это делаю? (какова цель);

как я это делаю? (алгоритмы, формы, методы);

какой это дает результат?

за счет чего этот результат достигнут?

Конечно, прежде всего мы работаем на результат.

16 слайд.

Традиционный подход

Метапредметный подход

1. Знакомство с важнейшими определениями учебного предмета.

1. Промысливание (а не запоминание) важнейших понятий учебного предмета.

2. Осознание понятий и работа с ним в рамках учебного предмета.

2. Переоткрывание процесса возникновения того или другого знания одного учебного предмета.

3. Использование способа переоткрывания знания на разном учебном материале.

17 слайд. Особенности метапредметного урока.

Это интегрированный урок

Деятельность или практическая работа учащихся организуется не с целью передачи им знаний, а с целью передачи способов работы со знанием.

Содержание составляют деятельностные единицы, носящие универсальный характер:  понятия, модели, схемы, задачи, проблемы и т.д.

Системная работа со способом деятельности под постоянным контролем со стороны учителя.

Учитель должен хорошо знать свой предмет и его возможности.

18 слайд. Структурные элементы урока

Мобилизующий этап – включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность.

Целеполагание – формулирование учащимися целей урока по схеме: вспомнить – узнать – уметь.

Момент осознания учащимися  недостаточности имеющихся знаний и умений.Коммуникация.

Взаимопроверка и взаимоконтроль.

Рефлексия – осознание учеником и воспроизведение в речи того, чему научился и каким способом действовал.

19 слайд. Требования к заданиям на уроке

Повышенный уровень сложности,  проблемный и поисковый характер.

Задания должны предполагать необходимость комплексного применения знаний и умений, которыми владеет ученик, и стимулировать освоение им новых способов мыследеятельности.

20 слайд. Требование к учителю

Не говорить лишнего: не повторять задание, не озвучивать информацию, которая есть в учебнике, не повторять без необходимости ответ ученика!

Добиваться от учеников аргументированных ответов.

Не произносить слов «неправильно», «неверно» — пусть ученики сами заметят ошибку, исправят и оценят ответ товарища.

Чётко и точно формулировать задание.

Способность к импровизации.

Основная деятельность учителя не на уроке, а в процессе подготовки к нему, в подборе материала и сценировании урока.

Учитель не актёр, а режиссёр!

 21 слайд.

 «…ребёнок черпает то, что ему доступно, и теми средствами, которыми он владеет, поэтому, чем культурно богаче окружение ребёнка, тем больше он создаёт стимулов к овладению более сложными культурными средствами и позволяет ему шире использовать это окружение»

Презентация к выступлению
PPT / 3.62 Мб

Якупова Галина Михайловна,

учитель математики

высшей квалификационной категории,

руководитель методического объединения

учителей математики и информатики

МОУ ИРМО

«Марковская средняя общеобразовательная школа»

Методика планирования метапредметного урока

Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы: личностным, метапредметным, предметным.

Все результаты (цели) освоения учебно-методического курса образуют целостную систему вместе с предметными средствами. Их взаимосвязь можно увидеть на схеме 1.

Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу с постоянно меняющимся обществом. Поэтому важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться.

Великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский еще в 19 веке обращал внимание на проблему, которая стала актуальной сегодня в свете федеральных государственных стандартов: «Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет; голова, где только система без знаний, похожа на лавку, в которой на всех ящиках есть надписи, но в ящиках пусто».

Как сделать так, чтобы всё, что наполняет голову ученика, имело смысл, чёткую форму, структуру, да еще и осознавалась не как мертвое знание ради знания, а как то, что точно нужно ему для жизни!?

«Знание — сила». Этот афоризм к началу XXI века потерял свою безусловную очевидность. И сегодня все более главным оказывается вопрос: как сделать так, чтобы знания человека действительно давали ему силу и радость — в течение всей жизни?

 По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования.

Примечательно, что, двигаясь с нарастающей скоростью в будущее, мы все равно действуем с оглядкой на прошлое. Так оказалось, что реализовать новый стандарт, ориентированный на развитие личности ребенка, невозможно без метапредметного подхода, чрезвычайно популярного в 20 — е годы прошлого века.

 Метапредметное обучение было широко распространено в 1918 году. Все это отражено в «Основных положениях единой трудовой школы» и называлось тогда методом проектов. Сразу после революции пытались уйти от классической системы образования, сложившейся в России. Метапредметное обучение разделялось на ступени, так, на первой ступени — самой младшей — с детьми просто гуляли, беседовали, давали им целостное представление об окружающем мире, уходя от предметного обучения. На старших ступенях обучения с детьми проводили экскурсии, диспуты, споры. В 1930 году был введен всеобуч, а в 1932 году метод проектов жестко осудили. Советская школа вернулась к дореволюционной методике, в основе которой лежало предметное обучение.

Метапредметный подход – подход к образованию, при котором ученик не только овладевает системой знаний, но и усваивает универсальный способы действий, с помощью которых он сможет сам добывать информацию.

Определены метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования, которые должны отражать:

1)  умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8)  смысловое чтение;

9) умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;  владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Метапредметные результаты образовательной деятельности – это способы, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные учащимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов.

На практике часто очень сложно провести четкую грань между метапредметным и межпредметным подходами. «Мета» — «над», «всеобщее», «интегрирующее», а «Меж» — «близко к тому и к другому», «в смеси с чем-то». Очевидно, что в определении этих двух понятий прослеживаются различия.

Можем сделать вывод: метапредметный подход позволяет сформировать целостную личность учащегося, а так же обеспечить преемственность всех ступеней образования.

Метапредметный урок – это урок, на котором…

 — учащийся учится общим приёмам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, поверх предметов, но которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом, происходит включение ребёнка в разные виды деятельности, важные для конкретного ребёнка;

 — учащийся промысливает, прослеживает происхождения важнейших понятий, которые определяют данную предметную область знания. Он как бы заново открывает эти понятия, а затем анализирует сам способ своей работы с этим понятием;

 — обеспечивается целостность представлений ученика об окружающем мире как необходимый и закономерный результат его познания.  

Отличие метапредметного занятия и традиционного заключается в том, что традиционный урок мы планируем, а метапредметное занятие мы сценируем.  Причем в метапредметном занятии необходимо конструирование «сбоя». Залог успеха сценирования метапредметного учебного занятия заключается в следующем: педагог должен хорошо знать свой предмет, ясно представлять какая базовая способность формируется, учителю необходимо быть готовым к импровизации.

Методическое обеспечение формирования метапредметных компетенций

Одним из направлений применения таких умений в математике является усиление прикладной направленности, т.е. появление целого пласта задач практической направленности. Такого рода задачи появились в итоговых контрольно-измерительных материалах по математике (ЕГЭ, ОГЭ), это задачи на умение использовать приобретённые математические знания в повседневной жизни. Данные задания позволяют развить метапредметные компетенции, показать связь математики с жизнью, что обуславливает усиление мотивации к изучению самого предмета.

Это задачи по теме «Энергосбережение». В них нужно посчитать сумму оплаты семьи за израсходованную электроэнергию. В условиях предлагаются текущие и прошлые показания счётчика, а также стоимость одного киловатта электроэнергии. Причём в задачах ЕГЭ разграничивается тариф на дневной и ночной.

Задачи на тему покупок. В них нужно посчитать: количество объектов, при заданной сумме имеющихся денег и цене товара, количество объектов при возрастании или снижении цены на определённое количество процентов.

Задачи на нахождение количества лекарства необходимого выпить больному, когда известна ежедневная доза необходимая больному.

Задачи статистического характера о нахождение группы жителей, по известному количеству всех жителей и процентному составу различных групп.

Задачи экономического характера о банковских вкладах или кредитах с известной процентной ставкой.

Отдельно стоят задачи на умение использовать графики зависимостей в повседневной жизни (читать графики). Обычно такие графики строятся с использованием наблюдений за погодой, статистических наблюдений за продажами на фондовом рынке, зависимости пропорциональных физических величин, а также ходе химических реакций.

Так же в отдельное задание выделены задачи маркетингового характера. В них необходимо из предложенных вариантов, выбрать самый оптимальный. Это задачи связанные и с продуктовыми корзинами, и с покупкой определённых строительных товаров, и рейтингом бытовых приборов.

Прикладные задачи с физическим или экономическим смыслом. В этих задачах дана не графическая интерпретация некоторых зависимостей одной величины от другой, а показана функциональная зависимость этих величин. Например, в них нужно отыскать месячный объём производства при известных затратах и сумме прибыли, или найти время движения объекта по известному закону движения и т.д.

Формированию метапредметных компетенций на уроках математики способствует не только решение задач, но и следующие формы, методы и приёмы:

  • интерактивные технологии;

  • метод сотрудничества;

  • методики проектирования;

  • использование ИКТ;

  • деятельностный подход;

  • работа по алгоритму и др.

Метапредметные технологии.

Проектная деятельность как средство формирования метапредметных умений и навыков.

Следует остановиться на методе проектов, относящемся к личностно-ориентированным технологиям. Это такой способ организации самостоятельной работы учеников, который собирает в себе исследовательские, рефлексивные, проблемные групповые методики работы.

Метод проектов создаёт сильную мотивацию к обучению, самообразованию. Обязательное включение в этот вид деятельности презентаций способствует формированию информационных компетенций. Хорошо разрабатываются проекты, связанные с историей математики «Как формировался календарь», «Системы счисления»..

В процессе проектной деятельности формируется человек, умеющий действовать не только по образцу, но и самостоятельно получающий необходимую информацию из максимально большего числа источников, умеющий ее анализировать, выдвигать гипотезы, строить модели, экспериментировать и делать выводы, принимать решения в сложных ситуациях. Происходит развитие личности обучаемого, подготовка учащихся к свободной и комфортной жизни в условиях информационного общества.

Применение метода проектов имеет большие преимущества.

Во-первых, он способствует успешной социализации выпускников за счет создания адекватной информационной среды, в которой учащиеся учатся ориентироваться самостоятельно. Выходя за рамки учебных программ, этот метод заставляет обучающихся обращаться не только к справочной литературе, но и к Интернет-ресурсам, и к электронным источникам. А это приводит к формированию личности, обладающей информационной культурой в целом.

Во-вторых, актуальность тем исследования, возможность ярко, наглядно познакомить с результатами своих поисков широкую аудиторию позволяют организовать процесс познания, поддерживающий деятельностный подход к обучению на всех его этапах. Развиваются творческие способности обучающихся.

В-третьих, обучающиеся осваивают технологию проведения исследования.

В-четвертых, выбирая проблему исследования и решая конкретную задачу внутри группы, ученики исходят из своих интересов и степени подготовленности. Это создает возможность построения открытой системы образования, обеспечивающей каждому учащемуся собственную траекторию обучения и самообучения, а также дифференциацию и индивидуализацию образовательного процесса.

Как на уроках математики можно сформировать коммуникативную компетенцию. Этому способствует групповая и парная работа на уроках. Работа в малых группах позволяет решить практически все дидактические задачи от изучения нового материала до закрепления и обобщения пройденного. Очень важным условием при комплектовании групп является учёт межличностных отношений между её членами, а также уровень знаний всех членов группы.

Такая работа требует от учащегося собранности и учёта многих факторов. Работая в группе, нужно успевать работать в одном темпе, ясно формулировать свои мысли, учитывать свои возможности для решения всех задач, стоящих перед группой. Такая работа просто необходима для выработки умения работать в команде, формированию коммуникативных навыков, обучению рациональному поведению в конфликтах, применению конструктивного решения возникшей в ходе деятельности проблемы.

Работа в парах также эффективна для формирования коммуникативной компетенции. Эту форму работы можно применять для всех этапов урока. Следует сформировать пары с одинаковым интеллектуальным уровнем, дать индивидуальные задания, а затем устроить взаимопроверку. Для формирования пары желательно объединить более подготовленного ученика с более слабым. Такое взаимодействие развивает чувство ответственности друг за друга, а так же учит не смешивать личные отношения и деловой подход.

Интерактивная методика.

Интерактивное обучение  это обучение через опыт. Что он в себя включает?

  • Переживание участниками конкретного опыта (через игру, упражнение, изучение определенной ситуации).

  • Осмысление полученного опыта.

  • Обобщение (рефлексия).

  • Применение на практике.

Использование в практике преподавания интерактивных технологий позволяет решить как минимум две проблемы: улучшить качество усвоения материала и развить у детей навыки взаимодействия с другими людьми. Интерактивное обучение имеет ряд преимуществ, прежде всего, потому, что оно связано с групповым взаимодействием всех участников и с эмоциональной включенностью и активностью каждого в процессе работы.

Использование интерактивных методов обучения позволяет сделать учащегося, независимо от его возраста, не пассивным объектом обучения, а субъектом – соучастником обучающего процесса. На уроке создается «поле общения» для учащихся, в результате чего они учатся самостоятельно принимать решения, справляться со своей тревожностью, открыто выражать свою жизненную позицию, развивают сильные стороны своего характера.

Одним из таких методов является конференция. Здесь первостепенная роль от подготовки до проведения и подведения итогов отдаётся ученикам. Учитель же выполняет роль консультанта и организатора. Учащиеся вырабатывают навык работы с другими источниками информации помимо учебников. Это может быть научная и научно – популярная литература, а также источники, взятые из сети Интернет.

Конференции так же значительно способствуют развитию устной речи, пополнению лексикона, особенно словами в определённой предметной области. Предпочтительнее проводить ее с учащимися старших классов.

Так как проведение конференций ведёт за собой достаточно большие временные и организационные затраты, как для учителя, так и для учеников, их достаточно проводить два-три раза в год. Например, конференцию можно провести на уроках геометрии при обобщении темы «Пространственные фигуры».

Ещё одной формой активных методов обучения являются мастерские. В технологии мастерских упор делается на освоение знаний, через практическую работу. Например, мастерскую можно провести, изучая тему «Длина окружности». Даётся задание начертить окружность, измерить её длину, это можно сделать с помощью нитки, измерить диаметр. Затем находится отношение длины окружности к диаметру. Так как все чертят разные окружности, а отношения длины окружности к радиусу получается одинаковым у всех, это наводит учеников на мысль, что такое положение вещей происходит всегда.

Таким образом, вводится число π и выводится формула длины окружности. Мастерскую можно провести и на закрепление темы прямоугольный треугольник, свойства прямоугольника. Задача может быть следующей: как на местности, имея только подручные средства (например, верёвку и колышки) «разбить» дом, т.е. построить прямоугольник и проверить, является ли данная фигура прямоугольником.

Общекультурная компетенция формируется при решении текстовых задач. Учась решать текстовые задачи на математике, ребёнок может перенести это умение на другие науки – физику, химию. Здесь важным является умение составлять математическую модель процесса, формализовать задачу, выработать. В данном случае от учителя требуется систематическая работа в этом направлении для того чтобы дети получили опыт такой работы и осмысления этого опыта.

Для развития лексического запаса терминологических слов, которые способствуют развитию устной речи у детей, целесообразно проводить математические диктанты, включая в них, например, правильное написание и произношение имён числительных, а также специальных математических терминов.

Не стоит забывать о проведении внеклассных мероприятий, например, предложить детям написать фантастические рассказы и сказки. Нужно подбирать для решения текстовые задачи, в которых числовые характеристики записаны в скрытом виде, например, употреблять вместо чисел слова: неделя, сутки, век и т.д. или употреблять числительные. Полезно так же решать задачи со скрытой информативной частью. Это могут быть задачи с экологической, гигиенической, бытовой и др. подоплёками. При их решении следует обращать внимание детей на общекультурные составляющие задачи.

Познавательный интерес лежит в основе позитивного отношения к жизни вообще и к учёбе в частности. Если у человека сформирован такой интерес, то человек активно ищет ответы на вопросы, которые сам себе задаёт. При этом если ребёнок увлечён, то создаётся ситуация успеха, школьник испытывает эмоциональный подъём, радуется собственным познаниям и своей удачи от решения вопроса. Такой вид компетенции особо эффективно развивается, когда для решения предлагаются занимательные, нестандартные задачи, задачи – фокусы, задачи на перекладывание спичек, задачи исторического содержания.

Информационная компетенция формируется в процессе освоения учениками информационных технологий. Но при этом у ребят должно сформироваться устойчивое мнение, что информационные технологии используются не только на уроках информатики, но и на всех других. Целесообразно проводить интегрированные уроки математики и информатики. Тема «Диаграммы и графики» очень созвучна теме «Построение графиков и диаграмм в табличном процессоре».

Социально-трудовая компетенция формируется при решении контрольных работ, выработке навыков устного счёта.

Компетенция личностного самосовершенствования может формироваться при решении задач влияющих на самосознание детей. Например, когда требуется сделать проверку, или если стоит условие составить задачу обратную данной.

Да, все вышеперечисленные методы и средства образовательной деятельности появились не вчера, прогрессивные, прозорливые педагоги, на протяжении последних десятилетий, фрагментарно разрабатывали и включали в свою деятельность все эти педагогические технологии. Но на сегодняшний день такая система обучения должна быть не фрагментарной, а всеобъемлющей.

Итак: «Что такое метапредмет?»

Метапредметное содержание, то есть то, что предшествует учебному предмету, как бы находится над ним, существует до его конкретного проявления»

(А.В. Хуторской)

-«Метапредметы – это предметы, отличные от предметов традиционного цикла. Они соединяют в себе идею предметности и одновременности» НАДпредметности» (Ю.В. Громыко)

-«Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться» (А.Г. Асмолов)

«Метапредмет выстраивается вокруг какой-то мыследеятельностной организованности. В качестве таких мыследеятельностных организованностей могут быть знание, знак, проблема, задача, смысл, категория… Все они имеют деятельностный, а потому универсальный метапредметный характер. На их основе могут быть выстроены учебные предметы нового типа – метапредметы»

«На практике часто очень сложно провести четкую грань между метапредметным и межпредметным подходами. «Мета» — «над», «всеобщее», «интегрирующее», а «Меж» — «близко к тому и к другому», «в смеси с чем-то»

«Не мыслям следует учить, а мыслить» (И.Кант).

Учить мыслям бессмысленно, т.к. в современном мире происходит быстрое устаревание информации, а потому на первый план выходит обучение способам работы с информацией». (Годунова ЕА)

Список литературы

  1. Российская Федерация. Законы. Закон об образовании: федер. закон: [принят Гос. Думой 21 декабря 2012 г.: одобр. Советом Федерации 26 декабря 2012 г.].

  1. Российская Федерация. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: [утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 17 декабря 2010 г.].

  1. Российская Федерация. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования: [утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 г.].

  1. Д.А.Медведев 4 февраля 2010 года Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»).

  1. Селевко, Г. К. Современные педагогические технологии: учебное пособие.. М.: Народное образование, 1998 / Г.

  1. Громыко Ю.В. «Метапредмет «Проблема».- М., 1998.

  1. А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др. Формирование универсальных учебных действий в Ф79. основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя.

  1. Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные дей­ствия: от действия к мысли / Под ред. А. Г. Асмолова / А. Г. Ас­молов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская, О. А. Карабанова, С. В. Молчанов, Н. Г. Салмина. — М., 2008.

Метапредметный подход в образовании при реализации новых образовательных стандартов

Метапредметный подход в образовании при реализации новых образовательных стандартов

Метапредметный подход в образовании при реализации новых образовательных стандартов

Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 30
Клепалова Ольга Владимировна

Метапредметный подход в образовании и, соответственно, метапредметные образовательные технологии были разработаны для того, чтобы решить проблему разобщенности, расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин…

Метапредметный подход в образовании и, соответственно, метапредметные образовательные технологии были разработаны для того, чтобы решить проблему разобщенности, расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин…

Метапредметный подход в образовании и, соответственно, метапредметные образовательные технологии

были разработаны  для того,
чтобы решить проблему разобщенности, расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие,  учебных предметов.

Метапредметный подход предполагает, что ребенок не только овладевает системой знаний, но осваивает универсальные способы действий и с их помощью сможет сам добывать информацию о мире

Метапредметный подход предполагает, что ребенок не только овладевает системой знаний, но осваивает универсальные способы действий и с их помощью сможет сам добывать информацию о мире

Метапредметный подход

предполагает,
что ребенок не только овладевает системой
знаний, но осваивает универсальные
способы действий и с их
помощью сможет сам добывать
информацию о мире.

Это требования второго поколения образовательных стандартов.

Основные понятия метапредметного подхода “Мета” — “за”, “через”, “над”, то есть выход за рамки предмета, над предметом

Основные понятия метапредметного подхода “Мета” - “за”, “через”, “над”, то есть выход за рамки предмета, над предметом

Основные понятия метапредметного подхода

“Мета” — “за”, “через”, “над”, то есть выход за рамки предмета, над предметом. Метапредметная деятельность — универсальная деятельность, которая является «надпредметной». «Надпредметная» (но не межпредметная) деятельность на уроке.

Основные понятия метапредметного подхода

Основные понятия метапредметного подхода

Основные понятия метапредметного подхода

Метапредметные результаты
образовательной деятельности — это «способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов».
(ФГОС)

Основные понятия метапредметного подхода

Основные понятия метапредметного подхода

Основные понятия метапредметного подхода

Метадеятельность – универсальная деятельность, которая является «надпредметной»

(универсальные знания и способы
или мыследеятельность)

Важнейшая задача ФГОС формирование универсальных (метапредметных ) учебных действий (УУД), обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к самостоятельной работе, а, следовательно, способность к саморазвитию и самосовершенствованию

Важнейшая задача ФГОС формирование универсальных (метапредметных ) учебных действий (УУД), обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к самостоятельной работе, а, следовательно, способность к саморазвитию и самосовершенствованию

Важнейшая задача ФГОС

формирование универсальных (метапредметных) учебных действий (УУД), обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к самостоятельной работе, а, следовательно, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

Универсальность метапредметов состоит в обучении школьников общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над всеми предметами, но в то же время воспроизводятся при…

Универсальность метапредметов состоит в обучении школьников общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над всеми предметами, но в то же время воспроизводятся при…

Универсальность метапредметов состоит в обучении школьников общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над всеми предметами, но в то же время воспроизводятся при работе с любым предметом в отдельности

Отличие традиционного урока от метапредметного

Отличие традиционного урока от метапредметного

Отличие традиционного урока от метапредметного

Этапы урока

Традиционный

Метапредметный

1. Объявление темы урока

тему сообщает учитель

тему формируют
обучающиеся

2. Сообщение цели и задач урока

сообщает учитель

формируют обучающиеся, определив границы знания и незнания

3. Планирования деятельности учащихся

сообщает учитель, какую работу дети должны выполнить, что

сами планируют способы достижения цели

Этапы урока

Традиционный

Метапредметный

1. Объявление темы урока

Тему сообщает учитель

Тему формируют
обучающиеся

2. Сообщение цели и задач урока

Сообщает учитель

Формулируют обучающиеся, определив границы знания и незнания

3. Планирования деятельности учащихся

Сообщает учитель, какую работу дети должны выполнить, чтобы достичь цели

Сами планируют способы достижения цели

Заявляю, что как только ноч за полноч, приходит в мой дом всякая молодеж

Заявляю, что как только ноч за полноч, приходит в мой дом всякая молодеж

Заявляю, что как только ноч за полноч, приходит в мой дом всякая молодеж. Ноги все сплош грязные от лужь. А ты тут ходиш, моеш, вытираешь, убираеш. В общем, жить мне так невмоч. Точ-в-точ от усталости упаду навзнич, никакой врачь не сможет мне помоч. Так что прошу поставить на мой дом домофон, а то я хоть и хорошь, но уйду из дома проч.

Части речи Ь пишется Ь не пишется

Части речи Ь пишется Ь не пишется

Части речи

Ь пишется

Ь не пишется

Имя существительное

ночь
молодежь

врач
луж
 

Имя прилагательное

хорош

Глагол

ходиш
моеш
вытираеш
помочь

Наречие

Отличие традиционного урока от метапредметного

Отличие традиционного урока от метапредметного

Отличие традиционного урока от метапредметного

Этапы урока

Традиционный

Метапредметный

4.Практическая деятельность учащихся

Под руководством учителя выполняют различные задания. Применяется фронтальный метод организации деятельности

Обучающиеся сами действуют по намеченному ими плану. Учитель консультирует

5. Осуществление контроля

Контроль осуществляет учитель

Обучающиеся сами осуществляют контроль. Применяются формы взаимного контроля, самоконтроля. Учитель консультирует.

Отличие традиционного урока от метапредметного

Отличие традиционного урока от метапредметного

Отличие традиционного урока от метапредметного

Этапы урока

Традиционный

Метапредметный

6.Осуществление коррекции

Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы осуществляет коррекцию

Обучающиеся формируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно (под наблюдением учителя)

7. Оценивание обучающихся

Учитель оценивает обучающихся за работу на уроке

Обучающиеся дают оценку деятельности по ее результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)

Отличие традиционного урока от метапредметного

Отличие традиционного урока от метапредметного

Отличие традиционного урока от метапредметного

Этапы урока

Традиционный

Метапредметный

8 Итог урока

Учитель выясняет у обучающихся ,что они запомнили

Рефлексия (сами проводят рефлексию, под руководством учителя)

Домашнее задание

Объявляет и комментирует задание одно для всех

Обучающиеся выбирают задания из предложенных, с учетом индивидуальных возможностей:
1. Базовое
2. Повышенный уровень
3. Творческое

Домашнее задание 1. Написать лингвистическую сказку о правописании мягкого знака после шипящих в наречиях

Домашнее задание 1. Написать лингвистическую сказку о правописании мягкого знака после шипящих в наречиях

Домашнее задание

1. Написать лингвистическую сказку о правописании мягкого знака после шипящих в наречиях.
2. Составить алгоритм на правописание мягкого знака после шипящих во всех частях речи.
3. Упражнение 226 в ТПО

Рефлексия Х орошо И нтересно

Рефлексия Х орошо И нтересно

Рефлексия

Х орошо
И нтересно
М ешало
С собой

Исследование нового должно стать неотъемлемой частью познания

Исследование нового должно стать неотъемлемой частью познания

Исследование нового должно стать неотъемлемой частью познания

Роль педагога заключается в том, чтобы направить процесс познания в русло открытия нового, культурно обогащая окружение ребёнка. Исследование нового должно стать неотъемлемой частью познания.

Особенности метапредметного занятия: ●

Особенности метапредметного занятия: ●

Особенности метапредметного занятия:

● Это интегрированное занятие, с применением ИКТ.
● Деятельность обучающихся организуется не с целью
передачи им знаний, а с целью передачи способов
работы со знанием.
● Содержание составляют деятельностные единицы,
носящие универсальный характер: понятия, модели,
схемы, задачи, проблемы и т.д.

Мы должны передавать обучающимся не просто знания, а способы работы со знаниями

Мы должны передавать обучающимся не просто знания, а способы работы со знаниями

Мы должны передавать обучающимся не просто знания, а способы работы со знаниями

Важно!

Методическая разработка мастер-класса

«Проектирование метапредметного урока»

РАЗРАБОТЧИКИ: Емельяненко Татьяна Владимировна – учитель английского языка высшей категории ГУО «Средняя школа № 8 г. Кричева»

Сигаева Виктория Владимировна учитель английского языка высшей категории ГУО «Средняя школа № 8 г. Кричева»

Актуальность данного сценария мастер-класса обусловлена тем, что современные требования к уроку ставят перед педагогами задачу, научить школьника самостоятельно добывать знания, находить новое в различных источниках, сопоставлять, делать выводы, уметь формулировать новые вопросы и опять возвращаться на поиски ответов. Способность к творческой деятельности вызывает успех, который в свою очередь, поддерживает интерес к процессу творчества «человек, сделавший, что-нибудь значительное становится в известном случае другим человеком». Вкладывая в себя творческую деятельность, он изменяется, совершенствуется.

Метапредметный подход обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности.

Цель мастер – класса состоит в том, чтобы познакомить педагогов школы со структурой урока, ориентированного на достижение метапредметных результатов.

Задачи представляемой разработки включают:

1. Представление своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности;

2. Совместная отработка методических подходов и приемов решения

поставленной в программе мастер-класса проблемы;

3. Оказание помощи участникам мастер-класса в определении задач саморазвития и формировании индивидуальной программы самообразования и самосовершенствования;

4. Рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса.

Целевая аудитория мастер- класса. Разработка рассчитана на учителей средней школы, руководителей методических объединений и методистов.

Организационные параметры мастеркласса. Мастер-класс состоит из одной встречи, которая может быть проведена в течение года. Комплектование группы предшествует рассказ о возможностях мастер-класса. Рекомендуемое время встречи – 45 минут. Количество участников – от 8 до 16. Требование к помещению — большое помещение: должна быть возможность свободного передвижения участников, их расположение по кругу, объединения в микро группы.

Требования к материальному обеспечению мастер-класса. Оборудование: наглядный и раздаточный материал в виде карточек, бумага, ручки.

План проведения

  1. Организационный момент

  2. Презентация педагогического опыта работы.

  3. Проведение имитационной игры.

  4. Рефлексия по итогам совместной деятельности.

Ход мастер-класса

1. Организационный момент

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

У меня в руках очень сочный, вкусный мандарин. С детства со словом мандарин связан у меня самый любимый праздник – Новый год.

Я предлагаю вам тоже подержать его и поделиться впечатлениями

— Какие ассоциации, воспоминания возникают у вас?

Мы с вами фрукт увидели, потрогали, почувствовали запах. А хочется ли вам попробовать? Конечно же! Для того чтобы убедиться, что он действительно сочный, ароматный, сладкий.

Б. Паскаль писал: «Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другому»

Усвоение любого материала происходит в процессе решения практической или исследовательской задачи, познавательной проблемной ситуации.

Сегодня с вашей помощью мы постараемся продемонстрировать фрагмент урока, ориентированного на достижение метапредметных результатов, проанализируем его структуру и те приемы работы, которые мы регулярно используем в своей педагогической практике и считаем наиболее эффективными.

2. Презентация педагогического опыта.

Универсальные учебные действия (УУД) позволяют самостоятельно добыть необходимую информацию.

Метапредметность: существуют системы понятий, которые используются везде, а учитель на своём уроке раскрывает отдельные грани, ребёнок же осваивает универсальные способы действий со знаниями.

Метапредметные результаты – это освоенные УУД, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, являющимися основой умения учиться.

УУД – умение учиться, т.е. способность к самосовершенствованию.

Цель деятельности на уроке — не передача знаний, а передача способов работы со знанием.

Приём

УУД

Результаты

Корзина идей

Познавательные: развитие логической мысли, памяти

Регулятивные: волевая саморегуляция, умение настроиться на работу

Личностные: стремление запомнить, узнать больше о теме

Предметный: повторение лексики

Метапредметный: основан на применении личностного опыта, ассоциации, догадки

Личностный: расширение кругозора и эрудиции

Insert

Познавательные: работа с информацией, логические операции с ней

Регулятивные: самостоятельность, развитие критического мышления

Личностные: формирование мотивации для дальнейшего поиска

Предметный: знакомство с новой информацией по традициям

Метапредметный: анализ, ассоциации, догадки

Личностный: ситуация успеха, умение выразить своё мнение

Кластер

Познавательные: работа с учебной моделью

Регулятивные: спонтанность и управление своей деятельностью, построение логичности

Личностные: стремление обобщить знания по теме

Предметный: расширение информации по теме

Метапредметный: анализ и синтез, работа со схемой, развитие монологической речи

Личностный: ситуация успеха, умение выразить своё мнение

3. Проведение имитационной игры.

Планирование любого урока мы начинаем с целевых установок и структурных элементов. В содержании данного урока мы сможем проследить следующие элементы:

1. Мотивационно-ориентировочный блок:

Этап актуализации — обращение к индивидуальному опыту учащихся, связанному с метапредметной темой урока. На нём учащиеся активно включаются в интеллектуальную деятельность урока. И мы предлагаем вам включиться и познакомиться с одним из приемов «Корзина идей».

Прием «Корзина идей» позволяет быстро и в интерактивной форме подготовить учащихся к восприятию новой темы, помочь им увидеть взаимосвязь между темами и, применяя свой личностный опыт, научиться видеть ошибки и исправлять их самостоятельно, анализируя свою работу и обобщая выводы.

Предлагаем вам принять участие в фрагменте урока по теме «Символы Рождества в англоговорящих странах». Индивидуально, подумайте и запишите, какие ассоциации вызывает у вас тема нашего урока.

Работая в парах, а затем в группах, обменяйтесь информацией, выясняя, в чем совпали ваши мнения, а в чем возникли разногласия. Время проведения —2- 3 минуты.

Сравните свои идеи с представленными на доске символами. Все ли символы вам знакомы? Какие из них вызвали у вас интерес? Непонимание, затруднение в ассоциировании с символами Рождества?

Далее, пришло время утвердится в своём мнении или узнать, что подразумевает каждый символ, поэтому мы плавно переходим к следующей стадии.

2. Организационно — деятельностный блок:

2.1. Этап моделирования — построение идеального видения фундаментального образовательного объекта, оформление его в виде модели, отражающей его внутреннее устройство, систему внешних связей.

2.2. Этап конструирования — переход от системы теоретического мышления к системе практического мышления и создание учащимися собственных образовательных продуктов (на данном этапе — коллективных)

2.3. Этап презентации образовательных продуктов — соединение идеальных планов каждого в общий и коллективный «объем» — совместную действительность

Вы сегодня — исследователи. А с чего начинается любое исследование? (выбираем, что будем исследовать)

У вас на столе лежит конверт, в нём информация, которая вам поможет определить объект исследования, один из символов Рождества.

Я предлагаю вам их открыть, посовещаться и определить ваш объект исследования. Время работы в группе 3 минуты.

На данной стадии мы используем приём «Инсерт» (Insert) – маркировка текста, т.е. чтение текста с пометками. Значки ставятся по ходу чтения на полях текста.(Приложение 1)

Развивать умение чтения с карандашом очень полезно, так как этим приёмом заставляем учеников вдумываться, внимательно читать текст, тем самым превращая текст в увлекательное путешествие, а также развивать систематичность мышления и умения выделять новое. Предлагаем вам прочитать текст и во время чтения использовать систему маркировки, включая следующие значки

V — если это уже знали;

+ — если информация новая;

— если думали иначе и не согласны;

? – если что-то непонятно, у вас самих возникли вопросы.

(Выполняется работа – чтение текста с пометками)

После чтения текста

— Вы только что прочитали текст, посмотрим, что получилось.

— Что стало новым, что узнали? Против каких предложений вы поставили знак «+»?

— Что отметили знаком «-», т.е. о чём вы думали иначе?

— Возникли ли у вас новые вопросы. Что-то захотелось новое ещё узнать?

— Если у вас появились вопросы после прочитанного, значит, вы уже начали мыслить критически.

А теперь, мы переходим в следующую стадию – стадию размышления –рефлексии.

3. Рефлексивно – оценочный блок — выявление ценностного отношения учащихся к полученному знанию и самому процессу познания, оценка степени приращения инструментальных ресурсов личности обучающихся, а также качества созданных на уроке образовательных продуктов.

Один из приёмов данной технологии, позволяющий систематизировать новые полученные знания — это «Кластер» — рисуночная форма, суть которой заключается в том, что в середине листа записывается или зарисовывается основное слово (идея, тема), а по сторонам от нее фиксируются идеи (слова, рисунки), как-то с ним связанные.

А теперь, предлагаю вернуться к записям и критически отнестись к тем ассоциациям, которые возникли вначале. Что-то добавим? А может быть, что- то и уберём? (Заслушиваются ответы)

Если сейчас данные понятия соединим в одно единое целое, то получится несложный по структуре кластер.

4. Рефлексия по итогам совместной деятельности.

Итак, мы коротко прошли по стадиям метапредметного урока и увидели, что можно использовать различные приемы и в том числе технологию критического мышления.

На метапредметном уроке, в отличие от традиционного, меняются роли педагогов и обучающихся. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают про себя, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное. Роль учителя в основном координирующая. Данная стратегия позволяет формировать у обучающихся личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД.

На этом наш мастер-класс закончен. Мы предлагаем вам для работы раздаточные материалы, в которых содержится информация о приёмах работы, которые можно использовать в рамках метапредметного урока. В конце нам бы хотелось, чтобы вы ответили на несколько вопросов.

Вопросы:

1.Была ли полученная информация для Вас полезна? (да, нет, не совсем)

2.Возможно ли в Вашей практике проведение метапредметных уроков? (да, нет, уже провожу)

3.Хотелось бы Вам посетить открытый урок метапредметной направленности? (нет, с удовольствием, могла бы сама провести его)

Благодарим за участие. Надеемся, что мы кого-то заинтересовали метапредметными действиями, т.к. они применимы на всех ступенях обучения.

Пользуясь, случаем, поздравляем Вас с  наступающим Рождеством!

Приложение 1

РОЖДЕСТВО

Наверное, вы знаете, что в Великобритании Рождество празднуют 25 декабря. И официальное открытие Рождественского сезона – это Адвент (Advent). Адвент – предрождественский пост, он начинается за 4 недели до Рождества. Самые первые символы Рождества – Адвент-календари. Это небольшие календари на 24 дня с маленькими дверцами для каждой даты. За ними находится картинка или стихотворение, посвященное Рождеству. Каждый день разрешается открывать лишь одну дверцу, которая соответствует наступившей дате. Так дети ведут отсчет до светлого праздника Рождества.

Кто же не слышал об замечательной традиции, связанной с рождественскими чулками( Christmas stockings)? Говорят, что Санта-Клаус (Santa Claus) как-то пролетал над домом и обронил пару золотых монет. Они упали в дымоход (chimney), прямо в носок, который сушился над камином. С тех самых пор в рождественскую ночь принято развешивать носки над камином (fireplace) или кроватью, надеясь, что туда что-то упадет. Рождество – праздник для всей семьи, но больше всего его ждут дети. Они развешивают яркие чулки над камином и ждут подарков.

Зелень для украшений (greenery) — остролист (holly), плющ (ivy) и омела (mistletoe) использовались еще до Рождества в качестве украшений во время фестиваля, посвященного зимнему солнцестоянию. Остролист стал признанным символом Рождества. Согласно отдельным версиям, из этого растения был сделан венок Иисуса Христа. И после того как кровь Спасителя пролилась на остролист, его ягоды стали красными. Колючие листочки символизируют корону и шипы распятого Христа. Красные ягоды – капли крови, пролитой Иисусом. Плющ должен цепляться за что-то, чтобы найти поддержку и расти. Это напоминает нам о том, что человек должен держаться за Всевышнего в поисках поддержки и сил. История рождественской веточки омелы, висящей в доме, восходит к временам древних друидов. Она обладает мистическими свойствами, которые приносят удачу в дом и изгоняют злых духов . В древнескандинавской мифологии она использовалась как символ любви и дружбы. А сама традиция целоваться под веточкой омелы пришла из Англии! Перед каждым поцелуем с омелы срывалась ягодка, и так продолжалось до тех пор, пока ягод на веточке не оставалось совсем.

Одна из основных традиций этих недель – венки со свечами, имеющими особое значение. Венок обычно выполняется из можжевельника, в нем обязательно должно было быть четыре свечи, установленные по окружности. Три свечи фиолетового цвета и одна розовая. Зажигают свечи заранее. Самую первую из них зажигают еще за четыре недели до праздника Рождества. Каждое последующее воскресенье зажигают еще по одной свече. Фиолетовые свечи символизируют литургический цвет рождественского поста. Розовая свеча зажигается на третье воскресенье рождественского поста и символизирует радостное ожидание прихода Христа в этот мир. На Рождество в центр венка устанавливают пятую свечу. Она

может быть белой или красной. Она зажигается на Рождество и символизирует Иисуса Христа – «Свет Миру» .

Один из сладких символом Рождества – это, конечно же, карамельная трость. Это карамелька в форме трости. По традиции она белая с красными полосами со вкусом корицы и мяты, поэтому очень часто можно услышать другое ее название – мятная палочка или палочка с корицей. Сегодня это лакомство имеет разные вкусы, цвета и размеры. Карамельная трость имеет форму буквы J, символизирующей имя Иисус (Jesus). Родители дарят такие сладости своим детям на Рождество.

В основе традиции дарить друг другу и получать подарки на Рождество– напоминание о тех подарках, которые преподнесли Иисусу мудрецы: ладан, золото и мирра. Ладан был благоуханием для выражения поклонения Иисусу. Золото ассоциировалось с королями, а христиане верят, что Иисус – Царь царей. Мирра была благоуханием, которым покрывали тела умерших. Этот подарок символизировал то, что Иисус будет страдать и умрет, чтобы воскреснуть .

Еще один символ и традиция Рождества – это печенье, которое дети оставляют для Санты (cookies for Santa) на камине как символ благодарности за работу, которую он выполняет каждое Рождество.

Рождественский ужин ( Christmas dinner)-неотъемлемая часть Рождества. Традиционный рождественский ужин в Великобритании обязательно включает индейку (turkey) с картофелем и другими овощами. После ужина следует рождественский пудинг (Christmas pudding) – сладкий пудинг, состоящий из большого количества сухофруктов и часто политый горящим бренди. Другое традиционное блюдо в Великобритании – это рождественский пирог (Christmas cake). В его состав также входит большое количество сухофруктов. Сам же пирог покрывают сахарной глазурью.

Приподнятое праздничное настроение царит в Великобритании около месяца. Это поистине целый праздничный сезон. Так что наравне с традиционными пожеланиями Merry Christmas! (Веселого Рождества!) и Happy New Year! (Счастливого Нового года!) можно зачастую услышать Have a Happy Holiday Season! (Счастливых праздников!). В открытках, СМС или чатах часто используют Xmas – Merry Xmas ‘n Happy New Year!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Отличие режиссерского сценария от литературного
  • Отличие православных от христианских праздников
  • Отличие государственных праздников от национальных
  • Отменили праздник день учителя
  • Отладка сценариев это