Озорные буквы сценарий

В данной разработке в интересной форме проверяются знания детей по русскому языку и литературе.

Дата проведения занятия:

Тема: Озорные буквы.

Цель: формирование понятия о важности сохранения позиции каждой буквы в слове.

Оборудование:записи на доске,презентация.

Ход занятия.

     1.Организационная часть.

    Приветствие.

2.Основная часть.

Задание №1. Вспомни и назови автора.

Ехали медведи на велосипеде, а за ними кот , задом наперёд,

А за ним комарики на воздушном шарике… (К.И.Чуковский)

Добрый доктор Айболит, он под деревом сидит.

Приходи к нему лечиться и корова, и волчица.

И жучок, и червячок, и медведица… (К.И.Чуковский)

В доме 8 дробь 1 у заставы Ильича

Жил высокий гражданин по празванью Каланча.. (С.Е.Михалков)

Мы с Тамарой ходим парой, санитары мы с Тамарой… (А.Л.Барто)

Задание №2. Сложи слово. выполни действия и прочитай слово.

Сад+рок-а-д-с+ь (рожь)

Г+несу+з-су-дом – м(гнездо)

Физкультминутка.

 Наморщи лоб сильно.  Расслабься. Наморщи сильно брови. Расслабься. Наморщите лоб и расслабься. Закрой глаза и  представь что- то весёлое, приятное.

Задание№ 3.

 -Слово может изменить смысл, если мы уберём какую – нибудь букву или вставим новую. Стих а.А.А.Шибаева «Озорные буквы».

«Т» над ёлкой подшутила:
ЁЛКУ в
ТЁЛКУ превратила.

— Му-у!—сказала ёлка вдруг
И пошла гулять на луг.

* * * * *

Целый день
ТРУБА
Молчала,
По хозяину скучала…

Буква „Ч»
К трубе пришла —
Трубача труба нашла.
Заиграл ТРУБА
Ч на ней —
Сразу Стало Веселей!..

* * * * *

Вот какая смехота:
«P» свалилась на кота!
КОТ не кот теперь, а К
РОТ,
Роет он подземный ход.

* * * * *

Как-то вздумали газели
С буквой
 «T»
Затеять
ИГРЫ,

И за это чуть не съели
Их безжалостные
ТИГРЫ!

* * * * *

Воробьишка
Поскакал —
Где-то
К
РОШКИ
Отыскал.
Он одну
Сейчас же
Съел
Прямо на дорожке,
Остальные
Не успел:
Помешали
КОШКИ!

* * * * *

РЫБКИ
Плавали,
Ныряли,
В прятки
Весело играли.

Но однажды Буква «А» 
В гости
К рыбкам
Приплыла…

И сейчас же у реки
Появились РЫБ
АКИ!
Рыбкам сразу стало ясно:
С буквой
«А» дружить опасно!

* * * * *

Букву «Д» на дне пруда
Отыскали РАКИ.
С той поры у них беда:
То и дело
ДРАКИ.

* * * * *

Вот так чудо
Из чудес:
Повстречался
С буквой
«С» 
ПУТНИК —

И в космической дали
Полетел
Вокруг
Земли
СПУТНИК!

Задание№ 4 . Анаграммы.

Читай и переставляй местами слоги.

Лыжи-жилы      нора –рано                мышка-камыш    

Банка –кабан    дыра – рады               сосна-насос

3.Итог занятия.

-Чему учились?

-Что нового узнали?

-В какие игры понравилось играть больше всего?

КВН по русскому языку в 1- классах

«ОЗОРНЫЕ БУКВЫ»

— Освоить родной язык – трудное занятие. Надеюсь, что вы не боитесь трудностей на пути к знаниям. Русский язык – необыкновенный язык, и в этом сегодня мы убедимся.

Мы побываем в гостях у царицы Грамматики.

Спасибо, грамматика!

Наука прекрасная!

За буквы, слова, предложения разные.

Где трудное место в словах – ты же рядом.

И с правилом чётко подскажешь, как надо

Писать, говорить, размышлять и трудиться –

Нам в жизни, Грамматика, всё пригодится!

— Ребята, а вы знаете, что можно играть не только в спортивные, настольные игры, но и в слова? Мы проведём игры со словами. А героями нашими будут…

33 родных сестрицы, писаных красавицы.

На одной живут странице, а повсюду славятся. БУКВЫ

Наше мероприятие – соревнование называется «ОЗОРНЫЕ БУКВЫ»

ПЕРВОЕ ЗАДАНИЕ – РАЗМИНКА – общее для команд (НЕ ОЦЕНИВАЕТСЯ)

Я должна вам только буду лишь загадки загадать. 
Ну, а вы в ответ мне букву будете должны назвать. 
Буквы в слово соберутся, без которого в пути, 
Дети вряд ли обойдутся, чтоб товарища спасти. 
(Нужно выделить букву, которая повторяется в данном стихотворении.) 
Утром на траве росою эта буква заблестит, 
А под вечер на крылечке рядом громко зарычит. Дети. Буква “Р»

Эта буква на морозе, как оса, ужалить может. 
Ну а в мае на березе жук её узнать поможет. Дети. Буква “Ж”.

С этой буквой – добрым другом – долгою дорогой в дом 
День за днём назло недугам даже под дождём идём. Дети. Буква “Д»

Эту букву паровоз на свой трубе привёз, 
Губы вытяни в трубу и получишь… Дети. Букву “У”.

Буква эта знаменита – стоит в начале алфавита. Дети. Буква “А”.

Эта буква бодрым шагом в бой идёт под барабан, 
И бодает буква букву, будто баловник баран. Дети. Буква “Б”.

Вот все буквы перед нами – каждый может их назвать. 
А теперь нам надо с вами в слово буквы все собрать. ДРУЖБА
Получилось слово “дружба”

— С ней дорога не беда, 
С ней любое испытанье будет по плечу всегда.

ВТОРОЕ ЗАДАНИЕ – «БУКВА ЗАБЛУДИЛАСЬ»

Неизвестно, что случилось, только буква заблудилась.

Заскочила в чей-то дом и хозяйничает в нём.

Но едва туда вошла буква-озорница,

Очень странные дела начали твориться.

Попробуем вместе:

Забодал меня котёл, на него я очень зол. КОТЁЛ — КОЗЁЛ

— Тает снег. Течёт ручей. На ветвях полно врачей.

— Мама с бочками пошла по дороге вдоль села.

Куча по небу ползет, значит, скоро дождь польет.

ЗАДАНИЕ – «НАЙДИ ОШИБКИ»

Найдите ошибки в словах и исправьте их. Нужно заменить только одну букву в слове.

Например: КАРТИША (КАРТИНА)

Задания на листочках:

Фамолёт маразин

стакач шулавка

апфека капусла

лумка весня

ЗАДАНИЕ – «ИГРЫ В СЛОВА»

1.Исключите из слов по одной букве, чтобы образовалось новое слово.

Например: ТИГРЫ – ИГРЫ

КРОТ СКЛАД

ПЛУГ УГОЛЬ

ГРОЗА ЛАМПА

ШАРФ МРАК

  1. Добавьте к словам по одной букве, чтобы образовалось новое слово.

Например: ГОРОД – ОГОРОД

ТОЧКА ДОЧКА

ЛЕЩ ОСА

СТОЛ ВОЛ

УТКА ЛЕНЬ

  1. Замените в словах букву, обозначающую согласный звук, чтобы образовалось новое слово.

Например: ДУБОК – КУБОК

ГАЛКА КОЛЕНО

КОСА ЦВЕТ

СОМ ДОМ

ИГРА КОЛОС

ЗАДАНИЕ — «СЛОВО В СЛОВЕ»

А сейчас послушайте стихотворение Н. Кончаловской, вспомните названия овощей и фруктов, из которых садовод вырастил необыкновенные гибриды.

Показал садовод нам такой огород,

Где на грядках, засеянных густо,

ОГУРБУЗЫ росли, ПОМИДЫНИ росли,

РЕДИСВЁКЛА, ЧЕСЛУК и РЕПУСТА.

СЕЛЬДЕРЁШЕК поспел, и МОРКОФЕЛЬ дозрел,

Стал уже осыпаться СПАРЖОВНИК.

А таких БАКЛАЧКОВ, да мохнатых стручков испугался бы каждый садовник.

— Вы поняли, о чём идёт речь? Почему так легко поняли слова, которые раньше никогда не встречали?

— Попробуйте прочитать странные слова, в которых слоги перепутались, заблудились.

Из одного странного слова образуйте 2 новых, обычных, слова.

Например: РАМАКИ ( РАКИ, МАКИ)

СОРОБАКА БАКИРАН

КОРОНАВА КУЦАРИЦА

КОЗАРО НОРАГА

ШЕСТОЕ ЗАДАНИЕ – РЕБУСЫ.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.


Я говорю вам слово, обозначающее предмет в ед. числе, 
а вы мне в ответ – во множественном. Отвечайте хором. 
Нога — … День — … 
Рука — … Пень — … 
Дуга — …
Мука — … — Вот вы и ошиблись. Существительное «мука» не имеет множественного числа. Продолжаем дальше. 
Ведро — … Цыпленок — … 
Бедро — … Козленок — … 
Метро — … Бочонок — … 

— Существует очень много пословиц и поговорок на разные темы. Они учат честности и доброте, смелости, мудрости, внимательности. Они же могут высмеивать жадность, трусость, глупость. Знание пословиц и поговорок обогащает нашу речь, делает ее очень выразительной, заостряет ум и память.
— Закончите пословицу по ее началу. 
1. Не сиди сложа руки… (не будет скуки). 
2. В гостях хорошо, … (а дома лучше). 
3. Один за всех — … (все – за одного). 
4. Не имей 100 рублей, … (а имей 100 друзей).
5. Без труда не вынешь … (и рыбку из пруда). 
6. Скучен день до вечера, … (коли делать нечего). 
7. Семь раз отмерь, … (один отрежь). 
8. За двумя зайцами погонишься, … (ни одного не поймаешь) 
9. Поспешишь — … (людей насмешишь). 
10. Любишь кататься … (люби и саночки возить). 
— Раскройте смысл выражений, которые стали «крылатыми». 
1. Рукой подать. 5. Работать, засучив рукава. 
2. Через час по чайной ложке. 6. Прикусить язык. 
3. Морочить голову. 7. Ни пуха, ни пера. 
4. Во весь дух. 
Разминка для команд 
— Вы знаете, что предметы могут совершать действия. Я буду называть предмет, а вы – показывать его действие. 
Собака – лают. Ножницы – стригут. 
Волк – воют. Молоток – стучат. 
Петух – кукарекают. Бритва – «бреются». 
Пила – пилят. Самолет – «летают» 
Баян – играют. Топор – рубят и т.д. 
«Скажи поговорку правильно» 
— Иногда в русском языке одна буква меняет смысл слова, например, мел – мель, почка – дочка, или всего предложения. Так случилось с некоторыми поговорками: они стали просто смешными. А какими они были? Назовите поговорку правильно. (по очереди) 
— Аппетит проходит во время еды. (приходит) 
— Город не тетка. (голод) 
— Знает мошка, чье мясо съела. (кошка) 
— Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плавало. (плакало) 
— Машу маслом не испортишь. (кашу) 
— Лес рубят – кепки летят. (щепки) 
— Рысак рысака видит из далека. (рыбак) 
— Уменье – свет, а неуменье – тьма. (ученье) 

Урок — игра «Озорная АЗБУКА»

Провела: Конончук О.А.

Февраль 2015

Цель: развитие  графомоторных  навыков  у  учащихся.

Задачи:

-упражнять в узнавании  печатных и  письменных букв разного шрифта;

-развивать графическую память на материале занятия;

-развивать фонематический слух на материале занятия;

— воспитывать интерес к урокам письма и чтения.

Оборудование:
• название праздника «Озорная АЗБУКА» 
• алфавит; 
• названия команд: «А», «Я»
• выставка творческих работ «Моя любимая буква»; 
• оборудование для игр; 
• магнитофон, мультимедийное оборудование; 
•  сказочные герои Буратино, Незнайка. 
• призы; 
 

Учитель:

-Здравствуйте, ребята! Мы начинаем наш праздник — соревнование, который называется…(читают хором).

— Отгадайте загадку:

Буквы, значки, как бойцы на парад, 
В строгом порядке поставлены в ряд. 
Каждый в условленном месте стоит 
И называется.  (Алфавит) 

— Все буквы мы изучаем по первой книжке — Азбуке

Звучит песня «АЗБУКА» Слова: Зоя Петрова

                                             Музыка: Аркадий Островский

— Мыс вами поделились на две команды. Давайте назовём свои команды, отгадав загадки.

Буква эта — начало алфавита,

Тем она и знаменита,

А узнать её легко:

Ноги ставит широко. (А)

Вы послушайте, друзья,

Каждый знает:

Буква эта

Самая хвастливая.(Я)

Команды получают таблички с названиями: команда «А» и команда «Я»

За каждое правильно выполненное задание команды будут получать жетоны – крышечки.

Задание 1

Узнай и дорисуй букву

(выполняется на интерактивной доске)

Задание 2

Буквы заблудились

Каждой команде выдаётся плакат с многочисленными буквами, разными по величине, шрифту, цвету. Команда должна найти как можно больше указанных букв.

Задание 3

Буквенный след на спине.
Играют вдвоем. Один игрок поворачивается спиной к другому, и тот пальцем «рисует» у него на спине буквенный знак, который нужно угадать. Если буква отгадана верно, игроки меняются ролями.
В эту же игру можно играть группой. Выбираются двое водящих. Один поворачивается спиной к остальным играющим. Другой вызывает «писца»: манит пальцем кого-нибудь из группы, кому он поручает нарисовать на спине первого водящего букву.

Задание 4

Загадки-складки 

(для зрителей)

Айболиту все сперва
Говорили букву. (А)
Обруч, мяч и колесо,
Вам напомнят букву.(О)

  В старом дереве дупло
Ну совсем как буква.(О)

Давно известно детям всем:
Корова знает букву.(М)
Каждый барашек скажет тебе,
Очень уж любят они букву.(Б)
Разделять всех он мастак,
Безголосый.(твёрдый знак)
Целый час жужжит уже
На цветочке буква.(Ж)
На одной стоит ноге,
Любят гуси букву.(Г)
Для шипенья хороша
В алфавите буква.(Ш)

Узнаешь сразу ты её —
С двумя глазами буква.(Ё)
«Горячо как мне в свече!» —
Причитает буква.(Ч)

«Хи-хи-хи, ха-ха-ха!» —
Так хохочет буква.(Х)
Ходит с палочкой, увы,
По страницам буква.(Ы)
Не получится борща,
Если нет в нем буквы.(Щ)
Точит коготь на крыльце
Царапучка буква.(Ц)
Половинку от жука
Составляет буква.(К)
Безголосый он добряк,
Всё смягчает.(мягкий знак)
Я, очки на нос надев,
Стану сразу буквой.(Ф)
Я нашёл сучок в лесу,
Он похож на букву.(У)

Мы запомнили легко:
Номер первый — буква.(не О, а А)
Дальше всех, совсем в конце,
В алфавите буква.(не Ц, а Я)

адание 5

Крышечные буквы
Буквы можно писать в тетради ручкой, на земле палочкой, слепить из пластилина, выложить из спичек, шишек, камешков. А у нас с вами есть крышки жетончики. Из них то мы и сложим буквы.

Задание 6

Слова – шалунишки

Построимся по порядку так, чтобы получилась отгадка

Задание 7

В гости к Пишичитаю

Просмотр мультипликационного фильма (1-ая серия) с последующим заданием: запомните, как менялись слова с исчезновением буквы «К»

Задание 8

Творческая мастерская «Моя любимая буква»

(выполняются предварительно)

Задание 9

Домашнее задание – песня  «Тридцать три родных сестрицы»

Тридцать три родных сестрицы,

Писаных красавицы,

На одной живут странице,

А повсюду славятся!

К вам они сейчас спешат,

Славные сестрицы, —

Очень просим всех ребят

С ними подружиться!

А, Б, В, Г, Д, Е, Ж

Прикатили на еже!

3, И, К, Л, М, Н, О

Дружно вылезли в окно!

П, Р, С, Т, У, Ф, X

Оседлали петуха, —

Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я,

Вот и все они, друзья!

Тридцать три родных сестрицы,

Писаных красавицы,

На одной живут странице,

А повсюду славятся!

Познакомьтесь с ними, дети!

Вот они — стоят рядком.

Очень плохо жить на свете

Тем, кто с ними не знаком! 

Подведение итогов, выбор команды – победителя.

Просмотр содержимого документа

«Урок — игра «Озорная Азбука» »

Урок — игра «Озорная АЗБУКА»

Цель: развитие  графомоторных  навыков  у  учащихся.

Задачи:

-упражнять в узнавании  печатных и  письменных букв разного шрифта;

-развивать графическую память на материале занятия;

-развивать фонематический слух на материале занятия;

— воспитывать интерес к урокам письма и чтения.

Оборудование:
• название праздника «Озорная АЗБУКА» 
• алфавит; 
• названия команд: «А», «Я»
• выставка творческих работ «Моя любимая буква»; 
• оборудование для игр; 
• магнитофон, мультимедийное оборудование; 
• сказочные герои Буратино, Незнайка. 
• призы; 

Учитель:

-Здравствуйте, ребята! Мы начинаем наш праздник — соревнование, который называется…(читают хором).

— Отгадайте загадку:

Буквы, значки, как бойцы на парад, 
В строгом порядке поставлены в ряд. 
Каждый в условленном месте стоит 
И называется… (Алфавит) 

— Все буквы мы изучаем по первой книжке — Азбуке

Звучит песня «АЗБУКА»Слова: Зоя Петрова

Музыка: Аркадий Островский

— Мыс вами поделились на две команды. Давайте назовём свои команды, отгадав загадки.

Буква эта — начало алфавита,

Тем она и знаменита,

А узнать её легко:

Ноги ставит широко. (А)

Вы послушайте, друзья,

Каждый знает:

Буква эта

Самая хвастливая.(Я)

Команды получают таблички с названиями: команда «А» и команда «Я»

За каждое правильно выполненное задание команды будут получать жетоны – крышечки.

Задание 1

Узнай и дорисуй букву

(выполняется на интерактивной доске)

Задание 2

Буквы заблудились

Каждой команде выдаётся плакат с многочисленными буквами, разными по величине, шрифту, цвету. Команда должна найти как можно больше указанных букв.

Задание 3

Буквенный след на спине.
Играют вдвоем. Один игрок поворачивается спиной к другому, и тот пальцем «рисует» у него на спине буквенный знак, который нужно угадать. Если буква отгадана верно, игроки меняются ролями.
В эту же игру можно играть группой. Выбираются двое водящих. Один поворачивается спиной к остальным играющим. Другой вызывает «писца»: манит пальцем кого-нибудь из группы, кому он поручает нарисовать на спине первого водящего букву.

Задание 4

Загадки-складки 

(для зрителей)

Айболиту все сперва
Говорили букву … (А)
Обруч, мяч и колесо,
Вам напомнят букву …(О)

 В старом дереве дупло
Ну совсем как буква …(О)

Давно известно детям всем:
Корова знает букву …(М)
Каждый барашек скажет тебе,
Очень уж любят они букву …(Б)
Разделять всех он мастак,
Безголосый …(твёрдый знак)
Целый час жужжит уже
На цветочке буква …(Ж)
На одной стоит ноге,
Любят гуси букву …(Г)
Для шипенья хороша
В алфавите буква …(Ш)

Узнаешь сразу ты её —
С двумя глазами буква …(Ё)
«Горячо как мне в свече!» —
Причитает буква …(Ч)

«Хи-хи-хи, ха-ха-ха!» —
Так хохочет буква …(Х)
Ходит с палочкой, увы,
По страницам буква …(Ы)
Не получится борща,
Если нет в нем буквы …(Щ)
Точит коготь на крыльце
Царапучка буква …(Ц)
Половинку от жука
Составляет буква …(К)
Безголосый он добряк,
Всё смягчает …(мягкий знак)
Я, очки на нос надев,
Стану сразу буквой …(Ф)
Я нашёл сучок в лесу,
Он похож на букву …(У)

Мы запомнили легко:
Номер первый — буква …(не О, а А)
Дальше всех, совсем в конце,
В алфавите буква …(не Ц, а Я)

Задание 5

Крышечные буквы
Буквы можно писать в тетради ручкой, на земле палочкой, слепить из пластилина, выложить из спичек, шишек, камешков. А у нас с вами есть крышки жетончики. Из них то мы и сложим буквы.

Задание 6

Слова – шалунишки

Построимся по порядку так, чтобы получилась отгадка

Задание 7

В гости к Пишичитаю

Просмотр мультипликационного фильма (1-ая серия) с последующим заданием: запомните, как менялись слова с исчезновением буквы «К»

Задание 8

Творческая мастерская «Моя любимая буква»

(выполняются предварительно)

Задание 9

Домашнее задание – песня «Тридцать три родных сестрицы»

Тридцать три родных сестрицы,

Писаных красавицы,

На одной живут странице,

А повсюду славятся!

К вам они сейчас спешат,

Славные сестрицы, —

Очень просим всех ребят

С ними подружиться!

А, Б, В, Г, Д, Е, Ж

Прикатили на еже!

3, И, К, Л, М, Н, О

Дружно вылезли в окно!

П, Р, С, Т, У, Ф, X

Оседлали петуха, —

Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я,

Вот и все они, друзья!

Тридцать три родных сестрицы,

Писаных красавицы,

На одной живут странице,

А повсюду славятся!

Познакомьтесь с ними, дети!

Вот они — стоят рядком.

Очень плохо жить на свете

Тем, кто с ними не знаком!

Подведение итогов, выбор команды – победителя.

Предмет: Русский язык

Класс: 5

Автор: Зеленова Татьяна Юрьевна, учитель русского языка и литературы, МБОУ «СОШ №7», г. Усть Илимск, Иркутская

область

Озорные буквы русского языка(правописание приставок, оканчивающихся на з/с)

Урок открытия новых знаний

Форма урока, форма учебной

деятельности, методы обучения

Наблюдение над языком, создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная

Цель урока:

познакомить учащихся с орфограммой «Правописание з и с

на конце приставок»;

формировать умение определять условия выбора букв зс

на конце приставок;

обеспечить языковое развитие учащихся через рассуждение

на лингвистическую тему и анализ художественного текста

Задачи урока:

Образовательные: познакомиться с новой орфограммой,

формировать умения применять полученные знания на

практике.

Развивающие: развивать логическое мышление,

познавательный интерес, творческую активность учащихся.

Воспитательные: воспитывать любовь к родному языку, умение

работать в группах, чувство сопереживания за коллектив и

личной ответственности за общее дело.

Предметный результат:

знать изменяемые и неизменяемые приставки, звонкость

глухость согласных, правило «Буквы з–с на конце

приставок»;

находить слова с приставками на з (с), правильно их

писать, выбирая букву з или с на конце приставки,

устно и графически объяснять условия выбора орфограммы

разграничивать разные виды орфограмм в приставках.

Метапредметный результат:

умение находить, преобразовывать и передавать информацию,

использовать современные телекоммуникационные

технологии;

сформировать способность к самоорганизации, саморегуляции

и рефлексии

Педагогические технологии:

элементы игровой технологии;

ИКТ;

проблемнодиалогическая

Оборудование:

компьютеры;

проектор:

тетради; карточки схемы

1. Мотивация

(самоопределе

ние) к учебной

деятельности

Проверить готовность к уроку.

Создать условия для

возникновения внутренней

потребности включения в

деятельность («хочу»).

Вступительное слово.

Вот книжки на столе, а вот –

тетрадки,

Не хочется играть сегодня в

прятки.

И недосуг дуть на корабль

бумажный –

Сегодня у ребят урок уж очень

важный

Здравствуйте, ребята! Сегодня,

действительно, урок для вас будет

очень нужным и важным! Знания,

которые вы сегодня приобретете,

помогут вам сдать хорошо экзамен

по русскому языку в будущем!

Кто мне скажет, что такое

состязание? (учитель корректирует

и дополняет ответы учеников

Многознач. слово, обозначает

«турнир», «состязание рыцарей»,

спортивные состязания и т.д.).

Я предлагаю вам маленький

турнир! Кто больше вспомнит

неизменяемых приставок тот

победитель! Время 1 минута!

Приветствуют учителя

и выполняют

самооценку готовности

к уроку. Выбирают из

цветового спектра,

соответствующий

настроению на начало

занятия «рожицу»

Личностные УУД:

самоопределение,

смыслообразование, внутренняя

позиция школьника, учебно

познавательная мотивация,

развитие этических чувств и

регуляторов морального

поведения, учебно

познавательный интерес,

осознание ответственности за

общее дело, установка на

здоровый образ жизни,

самооценка на основе критерия

успешности.

Регулятивные УУД:

адекватно оценить свои

возможности достижения цели,

постановка учебной задачи в

сотрудничестве с учителем,

волевая саморегуляция,

познавательная инициатива,

коррекция, самостоятельный

учёт выделенных ориентиров

действия в новом учебном

материале, осуществление

самоконтроля по результату и

способу результатов действия,

самостоятельная адекватная

оценка правильности результатов

действия, внесение необходимых

корректив

Устный опрос,

фронтальная беседа

Практическая работа

Желающие вперед! К доске!

Знаток определен. Ему

предлагается интересная задача.

Запишем ее.

Потемки( от «темнота», «темь», по

приставка), потакать(от «так»,

то есть «согласие», по приставка),

потомок(от «потом», по не

приставка).

Все три слова начинаются с ПО -.

Где ПО является приставкой, а

где частью корня? Что обозначают

эти слова? Наш знаток должен

решить эту задачу! Пожелаем ему

успехов!

Пока наш Знаток думает, мы с

вами давайте придумаем одно

предложение, в котором все три

слова оказались бы рядом…

Например: Потомки изучают

потемки истории, чтобы не

потакать, а взять лучшее в

жизни предков.

Проверка выполненных заданий.

Можно ли считать приставки

загадочными элементами?

Почему? Есть ли еще загадочные

приставки в русском языке? Чтобы

ответить на этот вопрос, надо

очень внимательно послушать

Коммуникативные УУД:

планирование учебного

сотрудничества, достаточно

полное и точное выражение

своих мыслей в соответствии с

задачами и условиями

коммуникации, формулирование

и аргументация своего мнения и

позиция в коммуникации, учёт

разных мнений,координирование

в сотрудничестве разных

позиций, достижение

договорённостей и согласование

общего решения,задать вопросы,

необходимые для организации

собственной деятельности и

сотрудничества с партнёром.

Познавательные УУД:

анализ, сравнение,

классификация, поиск и

выделение необходимой

информации, построение

логической цепи рассуждения,

построение речевых

высказываний, подведение под

понятие, использование знаково

символических средств,

постановка и формулирование

проблемы, постановка

познавательной цели,

установление причинно

следственных связей,

самостоятельный учёт

установленных ориентиров

Словообразовательн

ый разбор

Творческое задание

лингвистическую сказку. Смотрим

и слушаем!

действия в новом учебном

материале, способов и условий

действия, оценка результатов

деятельности.

2. Актуализация

и

фиксирование

индивидуальн

ого

затруднения в

пробном

действии

Создает условия для

формулирования целей урока,

обеспечивает мотивацию учения.

Организует деятельность по

выполнению пробного учебного

действия и фиксирует

индивидуальные затруднения.

Актуализирует опыт учащихся,

подготавливает к изучению нового

материала.

Инсценировка лингвистической

сказки(участники: Сказочник,

королева Грамматика, ее дочери

Орфография и Орфоэпия,

пристака Раз, приставка Рас,

глагол Править, глагол Дать).

В некотором королевстве жила

королева Грамматика. Пришли

както к ней две ее дочери –

Орфография и Орфоэпия.

Орфография стала жаловаться:

Королева Грамматика, у меня так

много обязанностей: и за

приставками посмотри, и корни

постоянно проверяй, и суффиксы

за руку держи, а окончания? Их

столько! Да такие разные, и

постоянно меняются. Нет, так дело

не пойдет! Пусть Орфоэпия

возьмет себе какиенибудь

Отвечают на вопросы

учителя.

Актуализируют

способы действия,

выполняют пробное

учебное действие,

фиксируют

затруднение. Смотрят

инсценировку,

воспринимают на слух

информацию;

обдумывают ответы на

вопросы и осознают, что

знаний у них

недостаточно для полных

ответов

обязанности. Что ей делать?

Слушай да говори!

Взяла Орфоэпия себе приставки,

которые оканчивались на з и с. А

они стали озорничать, никак ее не

слушают! Присоединилась

приставка раз к глаголу править и

стала приставкой рас. Только

Орфоэпия ее нашла, как та опять

поменяла свою внешность:

присоединилась к глаголу дать и

стала приставкой раз. Устала

Орфоэпия, устали наконец от

своего озорства и приставки,

надоело им постоянно меняться.

Пошла Орфоэпия просить помощи

у сестры Орфографии. Пожалела

та ее, но поставила одно условие:

следить за приставками будем

вместе. А приставки так и остались

нарушительницами и теперь

подчиняются и орфоэпическим, и

орфографическим правилам.

Сказка – ложь, да в ней намек!

Добрым молодцам урок.

Продолжим наш урок, тема

которого… Ребята, как вы думаете,

какова тема нашего урока? О чем

говорилось в сказке?

Выслушивает варианты ответов

учащихся

3. Выявление

места и

причины

затруднения

Создает проблемную ситуацию, в

которой учащиеся обнаруживают

недостаточность своих знаний и

желание активно преодолевать

возникающие противоречия в

процессе учебной деятельности

(самостоятельно или при

незначительной помощи

учителя).Уточняет понимание

учащимися поставленных целей

урока.

1. Понаблюдаем и исследуем

(слайд).

Почему слова записаны в два

столбика?

расчертить раздать

вспомнить взлететь

От каких условий зависит

написание з и с?

Формулируют своё

затруднение в пробном

учебном действии.

Записывают тему урока

в тетрадь. Определяют

тему урока

Самостоятельно ставят

учебные задачи.

Обучающиеся

сравнивают пары,

анализируют, приходят

к пониманию, что в

одних случаях на конце

приставок пишется

буква з, в других – с.

4. Построение

проекта

выхода из

затруднения

Организует работу учащихся для

определения средств и способов

решения проблемной ситуации.

Проанализировать шаг за шагом с

опорой на знаковую запись и

проговорить вслух, что и как делали.

Работа над составлением

алгоритма.

2. Алгоритм (слайд).

Расставьте шаги алгоритма в

нужном порядке.

• Выдели в слове приставку.

Посмотри на букву согласного

звука после приставки.

Определяют способы

получения новых

знаний, необходимых

для решения проблемы.

Формулируют

собственные мысли,

высказывают и

обосновывают свою

точку зрения;

в сотрудничестве с

учителем и

одноклассниками

Диалог

Создание алгоритма

• Если оканчивается на глухой

согласный с, то… (закончи).

• Если оканчивается на звонкий

согласный з, то… (закончи).

3. Задание.

Вставьте пропущенные буквы,

графически выделите условия

написания орфограммы.

И? полнить, и?дать; бе?порядок,

бе?брежный.

Ключ на слайде.

Организует и сопровождает

деятельность учащихся,

контролирует правильность

выполнения заданий.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:

http://www.youtube.com/watch?v=

SAWr-KZhD0E

Выполняют

элементарные физические

упражнения вместе с

героем видеоролика

5. Реализация

построенного

проекта

Организует поисковую работу

учащихся. Организует

самостоятельную работу с

учебником. Организовывает

групповую работу учащихся.

Организовывает

самостоятельную деятельность

учащихся по освоению новых

знаний. Организовывает

деятельность учащихся по

открытию нового знания, к

побуждению к самостоятельной

исследовательской деятельности.

Продолжим нашу работу. На

Перерабатывают,

используют

информацию для

решения учебных

задач. Работают в

группах. Решают

проблему, обсуждая и

выдвигая гипотезы в

совместной

деятельности,

сравнивают,

анализируют,

осуществляют поиск

необходимой

Взаимный контроль

в группе

слайде вам представлены три вида

заданий. Прочитайте их

внимательно и самостоятельно

сделайте выбор: какое задание вы

будете выполнять и каким

образом: в группе или в парах.. А

может быть, ктото успеет сделать

все три задания? Не забудьте

графически обозначить

орфограмму.

6. Первичное

закрепление с

проговаривани

ем во внешней

речи

Организует работу обучающихся

по первичному закреплению

знаний учащихся. Устанавливает

правильность и осознанность

усвоения учебного материала,

выявляет пробелы, неверные

представления с целью коррекции.

1. Выпишите из текста слова с

приставкой, оканчивающейся на

буквы з–с. Обозначьте графически

орфограмму.

Друзья, мы бездумно пользуемся

бесценным богатством земли –

лесом. Вам бесконечно долго

жить на этой прекрасной земле.

Защищайте зеленого друга!

2. От данных существительных

образуйте однокоренные

прилагательные, включив их в

состав словосочетаний. Обозначьте

графически орфограмму.

Без заботы, без края, без цели.

3. Найдите в словах приставки,

оканчивающиеся на буквы з–с.

Обозначьте графически

Выполняют задание в

тетради. Использует

приобретенные знания

для решения заданий в

тестовой форме.

Выполняют задания,

используя

приобретенные знания,

в практической

деятельности

Самоконтроль,

коррекция.

Взаимный контроль

в группе

орфограмму.

Неисчерпаемый, происшествие,

водоразборный.

(Ключи к заданиям на слайдах.)

Организует и сопровождает

деятельность учащихся,

контролирует правильность

выполнения заданий

7. Самостоятель

ная работа с

самопроверко

й по эталону

Организовывает самопроверку

учащимися своих решений по

эталону.

Я надеюсь, что с орфограммой

«Правописание з–с на конце

приставок» вы подружились так

же, как и герои этого отрывка

между собой (на слайде).

1. Он сразу узнавал его шаги.

2. «Здравствуй, малыш», –

слышалось в коридоре.

3. Генка бежал открывать отцу

дверь.

4. Отец поднимался всегда не

спеша, словно раздумывал, идти

ему или нет.

5. Ему многое хотелось

рассказать…

6. Вечером Генка с нетерпением

ждал возвращения отца.

Можно ли эти предложения

назвать текстом? Почему?

У вас на столах лежат полоски

бумаги с предложениями.

Расположите предложения так,

чтобы получился текст.

Осуществляют

самоконтроль и

самопроверку своей

работы. Соотносят

свою работу с эталоном

Делают выводы

Озвучивают проблемы,

определяют пути

преодоления

затруднений.

На основе наблюдения

обучающиеся строят

схемы, показывают,

комментируют,

выбирают более

удобную, которая

поможет при выборе

буквы з и с на конце

приставки.

Самоконтроль по

образцу..

Каковы отношения отца и сына?

Найдите в тексте ключевые

слова, которые говорят о том, что

отец и сын были друзьями.

Найдите в тексте слова с

орфограммой «Правописание з–с

на конце приставок».

Вы согласны, что человеку

нужны друзья? А зачем нужны

друзья? Запишите ваши мысли по

этому поводу.

Задание группам:

Пользуясь учебником «Теория»,

составьте схему правила,

изученного на уроке.

бе глух. согл.

п, к, т,

ра С

ф, с, ш,

и

х, ц, ч, щ

в, во

б, г, д,

ни З

в, з, ж,

чре звонк. согл.

л, м, н, р

Сравните с эталоном! Кто делал

так же похвалите себя, у кого не

получилось не расстраивайтесь!

Получится в следующий раз!

систему

знаний и

повторение

закрепление ранее изученного на

уроке.

Работа в парах за компьютерами.

Предлагается выполнить

компьютерный тест по новой теме

урока.

http://learningapps.org/1099175

Индивид. работа с теми

учениками, у которых возникли

трудности с новой темой

анализируют

полученный результат

и выставляют отметку.

Самостоятельно

выполняют задания

нового типа.

Констатирующий

контроль по способу

действия, беседа

9. Рефлексия

учебной

деятельности

на уроке

Организует дискуссию, диалог,

позволяющий ученикам осмыслить

полученные результаты по

изучению темы, способы их

достижения, соотнести цели и

полученный результат, личный

вклад в коллективную работу.

Что нового узнали на уроке?

Какие трудности у вас

появлялись в процессе работы?

Как вы их преодолевали?

Оцените свою работу на уроке

(по желанию, т.к. изучался новый

материал).

По каким критериям будете

оценивать себя?

Понравилось ли вам на уроке?

Какое настроение у вас сейчас?

Дайте оценку нашей работе:

выберите одну из предложенных

на вашем столе карточек и

поднимите вверх. Урок понравился

Оценивают достижение

поставленных целей.

Анализируют свою

деятельность и

деятельность группы по

достижению цели.

Определяют

свое эмоциональное

состояние на уроке

–выбираете карточку с

солнышком, нет – карточку

с дождиком.

10. Информация о

домашнем

задании,

инструктаж по

его

выполнению

Задаёт и комментирует

дифференцированное домашнее

задание. Объявляет критерии

оценки домашнего задания.

1. Составить словарный диктант по

новой теме.

2. Упражнение по образцу.

Ученик выбирает № упр.

самостоятельно.

3. Творческая работа: сочинить

лингвистическую сказку о новых

приставках.

Подготовила
учитель младших классов
Головченко Татьяна Николаевна

Мир загадок – озорные буквы занимательная грамматика в 1 классе

Изображение слайда

1
5
Цель:  развитие   графомоторных  навыков  у  учащихся.
Задачи:
-упражнять в узнавании  печатных и  письменных букв разного шрифта;
-развивать графическую память на материале занятия;
-развивать фонематический слух на материале занятия;
— воспитывать интерес к урокам письма и чтения.
Оборудование: • алфавит;  • названия команд: «А», «Я » • оборудование для игр;  • магнитофон, мультимедийное оборудование;  • призы.

Мир загадок – озорные буквы занимательная грамматика в 1 классе

Изображение слайда

— Здравствуйте, ребята! Мы начинаем наш праздник — соревнование, который называется Мир загадок – озорные буквы.
— Отгадайте загадку:
Буквы, значки, как бойцы на парад,  В строгом порядке поставлены в ряд.  Каждый в условленном месте стоит  И называется…
— Все буквы мы изучаем по первой книжке — Азбуке
Алфавит

Мир загадок – озорные буквы занимательная грамматика в 1 классе

Изображение слайда

Звучит песня «АЗБУКА»
Слова : Зоя Петрова
Музыка : Аркадий Островский

Мир загадок – озорные буквы занимательная грамматика в 1 классе

Изображение слайда

Мы с вами поделились на две команды. Давайте назовём свои команды, отгадав загадки.
Буква эта — начало алфавита,
Тем она и знаменита,
А узнать её легко:
Ноги ставит широко.
Вы послушайте, друзья,
Каждый знает:
Буква эта
Самая хвастливая.
А
Я

Мир загадок – озорные буквы занимательная грамматика в 1 классе

Изображение слайда

6

Слайд 6: Задание 1 Буквы заблудились

Каждой команде выдаётся плакат с многочисленными буквами, разными по величине, шрифту, цвету. Команда должна найти как можно больше указанных букв.

Задание 1 Буквы заблудились

Изображение слайда

7

Слайд 7: Задание 2 Загадки-складки

Айболиту все сперва
Говорили букву
А
Обруч, мяч и колесо, Вам напомнят букву
О
В старом дереве дупло
Ну совсем как буква
О
Давно известно детям всем:
Корова знает букву
М
Каждый барашек скажет тебе,
Очень уж любят они букву
Б
Разделять всех он мастак,
Безголосый
твёрдый знак
Целый час жужжит уже
На цветочке буква
Ж
На одной стоит ноге,
Любят гуси букву
Г
Для шипенья хороша
В алфавите буква
Ш
Узнаешь сразу ты её — С двумя глазами буква
Ё
«Горячо как мне в свече!» —
Причитает буква
Ч
«Хи-хи-хи, ха-ха-ха!» -Так хохочет буква
Х
Ходит с палочкой, увы,
По страницам буква
Ы
Не получится борща,
Если нет в нем буквы
Щ
Точит коготь на крыльце
Царапучка буква
Ц

Задание 2 Загадки-складки

Изображение слайда

8

Слайд 8: Задание 3 В гости к Пишичитаю

Просмотр мультипликационного фильма с последующим заданием: запомните, как менялись слова с исчезновением буквы «К»

Задание 3 В гости к Пишичитаю

Изображение слайда

9

Последний слайд презентации: Мир загадок – озорные буквы занимательная грамматика в 1 классе

Подведение итогов, выбор команды – победителя.

Мир загадок – озорные буквы занимательная грамматика в 1 классе

Изображение слайда

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Один славянский праздник
  • Озон что подарить мальчику 11 лет
  • Один прецедент определяет несколько сценариев
  • Обычаи праздника покрова пресвятой богородицы
  • Озон вкус праздника