Панагия сумела праздник

В Греции 15 августа отмечается день Успения Божией матери (The Falling Asleep of the Virgin) не как печальный факт, а для того, чтобы боготворить и ценить Мать Христа, которая является символом надежды и успокоения человеческой боли, матери всего жив...

В Греции 15 августа отмечается день Успения Божией матери (The Falling Asleep of the Virgin) не как печальный факт, а для того, чтобы боготворить и ценить Мать Христа, которая является символом надежды и успокоения человеческой боли, матери всего живого.

В этот день в стране национальный выходной. Многие люди постятся до 15 августа две недели. Во всех церквях и монастырях Пресвятой Богоматери проходят пышные торжества. Наиболее известные из таких мест — это Панагия тис Тину в Кикладах и монастырь Панагия Сумела в Вермионе. Места эти посещают тысячи людей, даже греки из отдаленной Австралии, Америки, Канады, для того, чтобы поклониться Богоматери.

Монастырь Панагия Сумела находится в высокогорном селе Мацука, в 42 километрах от Трапезунда.

Древний православный монастырь создан афинскими монахами Варнавой и Софроником в период с 375 до 395 года. Панагия Сумела (в переводе с понтийского «Панагия на горе Мела») является символом православия и сохранения веры греками-понтийцами, веками населяющими южное побережье Черного моря.

После малоазиатской катастрофы (1912—1922), когда тысячи греков оставили территорию Турции, спасаясь от смерти, один из греков-понтийцев, известный политик, депутат Греции Леонидас Ясонидис смог договориться с турецкими властями и перевезти в Грецию чудотворную икону Панагии.

Согласно преданию, икона эта была написана самим апостолом Лукой в Афинах, и именно она указала во сне греческим монахам, где строить монастырь. В Греции икона более тридцати лет хранилась в сокровищницах Афинского исторического музея, но в 1992 году была передана новому монастырю с именем «Панагия Сумела», построенном на средства, собранные греками-понтийцами — беженцами из Понтоса, в 1953 году в горах недалеко от города Верия. Сегодня тысячи паломников со всей страны и из-за рубежа приходят сюда поклониться ей и попросить ее о милости.

Приняв много веков назад христианскую веру, греки Малой Азии, и особенно Понта, бережно хранили ее, оставаясь верными ей на протяжении всего своего исторического пути.

Они любили свою благодатную землю, с трепетом и благоговением относились ко всему, что было создано на этой земле, и особенно, к христианским святыням, ставших символами их веры. Одна из таких святынь — знаменитый на весь христианский мир монастырь Панагия Сумела, где находилась икона Божьей Матери Панагия Сумела  («Всесвятая с горы Мела»).

Панагия Сумела является символом веры греков Понта. Первое наименование Её чудотворного образа, написанного самим евангелистом Лукой,было Панаги́я Афинио́тисса, то есть Пресвятая Богородица Афинская.
Дело в том, что апостол Лука был не только евангелистом, но и первым иконописцем. Более того, его считают святым покровителем врачей и живописцев. Как отмечает в своих трудах греческий историк Неофит Кавсокаливит, апостол Лука сначала гравировал иконы на дереве твёрдой породы, а затем уже разрисовывал их. Согласно преданию, Лука создал три  иконы Божией Матери, судьба каждой из которых сложилась по-разному: одну из них он передал храму на острове Кипр, другую — в храм на полуострове Пелопоннес, а третьей иконе пришлось пройти тернистый путь — из Греции на Понт, на гору Мела, а оттуда вновь в Грецию.
Материал об истории иконы Панагии, написанной Лукой, был опубликован в 1775 году архимандритом Парфением Метаксопулосом и историком Неофитом Кавсокаливитом. По их словам, Лука отдал написанную им икону в одну из церквей города Фивы. После его смерти его ученик по имени Ананий передал её в самый большой православный храм города Афины, откуда она и получила своё первое имя — «Панаги́я Афинио́тисса».
Дошедшие до наших дней исторические документы и имперские указы об основании в конце IV века Сумельского монастыря подтверждают факт пребывания святого апостола Луки в римской провинции Ахайя на севере полуострова Пелопоннес, его мученической кончины и погребения в соседней провинции Бетия в возрасте восьмидесяти четырех лет. Святой был похоронен в городе Фивы (ныне Фива), где и сегодня стоит его первая мраморная гробница. Мощи святого апостола Луки оставались там до середины IV века, а потом были перенесены в Константинополь.

После кончины апостола Луки об иконе позаботился его ученик, и со временем она очутилась в Афинах, в одном из храмов в честь Божией Матери, где и оставалась до прихода к власти Императора Феодосия I (379-395 гг). В период его царствования к одному из афинских священников по имени Василий явилась Богородица и сказала, что ему и его племяннику диакону Сотирихию нужно принять монашество. После пострижения с именами Варнава и Софроний они отправились поклониться чудотворной иконе Матери Божией, которая хранилась в церкви неподалеку. Преклонив колена перед иконой, они услышали голос Пресвятой Богородицы:
«Я иду на Восток. Направляюсь на гору Мела. Следуйте за мной…».  После этих слов икона осветилась и с помощью ангелов покинула храм, полетев в направлении к восточному побережью  Эвксинского  Понта  (Чёрного моря).Монахи последовали за ней, совершив длинное путешествие: от скал Мете́ора до берегов полуострова Халкидики, а затем — на небольшом суденышке — до Маронии, находящейся в Западной Фракии. Из Маронии, снова пешим ходом, Варнава и Софроний направились в сторону столицы Византии — к городу Константинополю, откуда на корабле доплыли до Трапезунда, остановившись в селе Куспиди, где остались на ночлег. Утром, во время завтрака,  хозяева дома поставили на стол жареную рыбу, белое вино и испечённый по-домашнему деревенский хлеб, при этом хозяин сказал монахам, что рыбу он поймал в реке Пикси́ти, берущей начало с горы Мела. Услышав о горе Мела, монахи обрадовались и начали расспрашивать его, как туда добраться. Воодушевлённые рассказанным, Варнава и Софроний продолжили свой путь, достигнув заветной горы, расположенной в Трапезундском районе, в 48 км от черноморского побережья.
Монахи вскарабкались по крутому горному склону, продираясь сквозь густо растущие деревья и кустарники. Неожиданно, на высоте 400 метров от подножия вертикальной скалы, из пещеры, к которой они подошли совсем близко, вылетели ласточки. Вход в пещеру загромождала крона высокой сосны. Изнутри пещеры сквозь зелень частых сосновых иголок проливался необычный свет, который, как оказалось, исходил от иконы Панагии Афиниотиссы…
Варнава и Софроний, войдя в пещеру,  преклонили колени перед иконой Пресвятой Богородицы (Панагии), со слезами на глазах возблагодарив Бога за помощь в исполнении возложенной на них миссии. С тех пор икона получила своё второе имя — Сумела́, то есть с горы Мела (сту Мела́). Внутри пещеры монахи построили   небольшую церковь Святой Варвары — первую обитель иконы Панагии Афиниотиссы на земле Понта. Именно это место предназначила для них Богородица.
Поблизости  не было никаких источников воды, и поэтому жить здесь представлялось очень трудным. Монахи молитвенно обратились к Богородице, умоляя о помощи. И произошло чудо, скала над пещерой раскололась, и из щели полилась свежая, прохладная вода. Так возник чудотворный источник  «Колодец в небо», ставший одной из главных святынь будущего монастыря, который существует и сегодня, хотя с тех пор прошло уже 1600 лет.

Благодаря милости Божией Матери, у иноков Варнавы и Софрония, в первые, самые трудные месяцы существования их обители, была и пища и вода. Вскоре люди заговорили о двух монахах-подвижниках и чудотворной иконе Богородицы, появившейся на горе Мела, и в пещеру стали приходить паломники, преодолевая долгий и трудный подъем на вершину горы. Некоторые оставались и сами принимали монашество, и к моменту кончины его основателей, умерших в один день в 412 году, монастырь процветал. Высокие и недоступные стены монастыря в суровых скалах стали на века местом паломничества христиан. Монастырь имел 4 этажа с 72-мя кельями и пятый этаж-галерею, которая несла охранительную функцию.

В VI веке на монастырь напали и разрушили его критские арабы, промышлявшие грабежом даже в причерноморском Трапезунде. Но уже в 664 году монастырь был восстановлен крестьянином по имени Христофор по предстательству Богородицы. В монастырь стали снова приходить паломники, некоторые из них принимали постриг, и к моменту своей кончины преподобный Христофор уже был духовником большой общины.

Монастырь Панагии Сумела разрастался, богател и приобретал все более широкую известность, и стал самым влиятельным и богатым в Понтийской земле.  Сами императоры Византийской империи, а затем Трапезундской, из династии Комниных, покровительствовали ему и делали богатые пожертвования. Известно, что драгоценный, искуснейшей резьбы крест с инкрустированной в него крупными  частицами Креста Распятия Господа нашего Иисуса Христа, был подарен Мануилом Комниным III. Другой император, Алексей Комнин III, в знак благодарности Панагии Сумела за чудесное спасение во время бури выделил огромные средства на обновление всех строений Монастыря и на возведение новых защитных башен. Также в монастыре находились мощи преподобных Варнавы, Софрония и Христофора.  Монастырь Панагии Сумела был самоуправляем и имел большие привилегии.

После захвата в 1461 году Трапезунда и оккупации Понта турками, дела у монастыря продолжали идти на удивление хорошо. Известна легенда о монастыре Панагия Сумела. Однажды султан Селим (1512-1520 гг.) случайно забрел сюда во время охоты. Его восхитили необычное расположение на склоне скалы и красота обители. Но религиозный фанатизм оказался сильнее, и он приказал сжечь христианскую святыню. Но отдав этот приказ, он тотчас упал с коня, забился в судорогах, на губах у него выступила пена. Слуги султана стали умолять его отменить столь жестокое решение, и как только он это сделал, мгновенно получил исцеление. С тех пор вошел в силу указ о привилегиях монастыря, которому следовало не одно поколение турецких правителей.  И действительно, на протяжении долгих лет османского владычества монастырь никто не осмеливался трогать. Более того, он не облагался налогами. Жители близлежащих греческих поселений районов Мацу́ка, Са́нта и Су́рмена снабжали монастырь необходимыми продуктами, а в случае опасности с оружием в руках вставали на защиту православного храма.

За 16 веков своего существования Монастырь Панагии Сумела приобрел известность не только религиозного, но и крупного культурно-просветительского центра. В его библиотеке хранились и переписывались редчайшие древние манускрипты. Достаточно сказать, что из 52 греческих рукописей, хранящихся в музее Анкары, 34 изъяты из библиотеки Монастыря Панагии  Сумела. Благодаря кропотливому труду переплетчиков были сохранены для истории произведения многих древних философов и писателей.

В 1922 году был совершен геноцид Православного Понтийского Эллинизма. Ослепленные религиозным фанатизмом турки вырезали Христиан. Жертвами этого ужасного геноцида стали 350 тысяч ни в чем неповинных Понтийских греков, а оставшиеся в живых были насильно выселены и развеяны по многим странам. Большая часть беженцев была принята Россией, основная же часть переселенцев оказалась в северной Греции. Многострадальные понтийские греки с нуля стали обживать новую родину, никогда не забывая о своей покровительнице Панагии Сумела.

Перед исходом с мученического Понта, монахи спрятали в часовне Святой Варвары чудотворную икону Панагия Сумела вместе с евангелием Святого Христофора и крестом императора Трапезундского Мануила Комнина.

В 1930 году премьер-министр Греции Элефтериос Венизелос обратился к посетившему Афины премьер-министру Турции, с просьбой позволить греческой делегации отправиться на Понт и привезти в Грецию символы Православия. Миссию привезти в Грецию понтийские реликвии возложили на уроженца Понта, монаха Амвросия Сумельотиса (Сумельского), который, заручившись письмом к турецким властям от посольства Турции в Греции, 14 октября отправился в Константинополь, а оттуда – на Понт. Несмотря на то, что местоположение скрытых сокровищ Православия ему было известно, отыскать их оказалось непросто. За прошедшие годы двор часовни сильно зарос  растительностью, но, как рассказал Амвросий Сумельотис, ему вновь помогла Панагия: заступ, казалось, сам нашел зарытый сундук, и сокровища в целости и сохранности вернулись в Грецию. Их поместили в Афинский Византийский музей, сокровищницу православных реликвий.

Так икона Панагии Сумела вернулась в Афины через 16 веков и хранилась в Музее Византийского искусства   города Афины  до 1952 года, когда на собранные Понтийцами пожертвования всего за год был возведен новый Храм в честь Успения Богородицы для чудотворной иконы Панагии Сумела   в деревне Кастанья́ (Верия)на склонах горы Вермион.Чудотворная икона опять собирает вокруг себя Понтийских греков со всех концов света.

Сегодня знаменитый образ Богородицы Панагия Сумела, привезенный из Турции, находится в на склоне горы Вермиос в Вермийском районе северной Греции в  двадцати километрах от Верии, в деревне Кастанья по пути в Козани. Понтийцы, обосновавшиеся в Греции, построили здесь храм в честь Успения Богородицы, и образ Панагии был торжественно перенесен в него из Верии. Формально этот храм имеет статус монастыря, но там нет насельников. Икона заключена в серебряный оклад с изображением пророков Давида, Моисея, Исайи и Аарона. Линии и краски на иконе стерлись от времени, и сейчас лики уже неразличимы. Единственное, что еще возможно увидеть — это очертания одного глаза Богородицы.

Лишенный своих святынь, сегодня монастырь Сумела – это полуразрушенные стены, внутри которых остался уникальный скальный храм. Многие образы, выведенные на стенах, еще сохраняемы, хотя время не щадит их. Развалины Сумельского монастыря причислены к национальным достояниям Турции, но турецкое правительство ничего не делает для восстановления уникального памятника христианства, посмотреть на который съезжаются туристы со всего мира. Для многих из них это всего лишь познавательная экскурсия. Для православных греков, потомков тех, кто некогда строил монастырь, веками молился в нем, для кого эта земля, эти горы когда-то были родными, побывать в Панагия Сумела, поклониться его стенам, зажечь свечи в память о предках — это поступок, который стремится сделать в своей жизни каждый понтийский грек.

В 2010 году, по разрешению министерства культуры Турции, при энергичном содействии Ивана Саввиди,  в Панагия Сумела, спустя 88 лет после искоренения греков Понта с их исторической родины, состоялась первая литургия в день Успения Пресвятой Богородицы, в честь Панагии Сумельотиссы, Госпожи Понта…

С расщелины в скале внутри монастыря, как и много веков назад падают капли воды. Сложилось поверие, если загадав желание, поймаешь своей ладонью каплю, то желание непременно сбудется. И каждый грек, побывавший у этого святого места, призывая Божию Матерь, обязательно загадывает, чтобы священная христианская обитель, построенная и намоленная предками в самом центре исторического Понта, вновь обрела былую силу и стала процветать. 15 августа по ст.с. в день Успения Пресвятой Богородицы православные христиане, и прежде всего греки, предки которых проживали на благодатных землях Понта, отмечают память иконы Божией Матери Панагия Сумела.

В Греции отмечается день Успения Божией матери не как печальный факт, а для того, чтобы боготворить и ценить Мать Христа, которая является символом надежды и успокоения человеческой боли, матери всего живого. Многие люди постятся до 15 августа. Во всех церквях и монастырях Св. Богоматери осуществляются пышные торжества. Наиболее известные из таких мест — это Панагия тис Тину в Кикладах и монастырь Панагия Сумела в Вермио. Места эти посещают тысячи людей, даже греки с отдалённой Австралии, Америки, Канады для того, чтобы поклониться Пресвятой Богородице.

ЛИТУРГИЯ В ДРЕВНЕМ МОНАСТЫРЕ ТУРЦИИ

Впервые с 1922 года состоялась православная литургия на праздник Успения Пресвятой Богородицы (15 августа по новому стилю) в древнем монастыре Панагия Сумела близ Трабзона (историческое название – Трапезунд) на территории Турецкой республики. Богослужение возглавил Вселенский Патриарх Варфоломей I, которому сослужили иерархи из Русской и Элладской Церквей. На литургии присутствовали тысячи паломников – в том числе потомки понтийских греков, выселенных из этих мест 87 лет назад.

Турецкие власти предприняли в связи с историческим богослужением повышенные меры безопасности. Примечательно, что оно стало первой за 1600-летнюю историю Сумелы патриаршей литургией.

Группу паломников из России возглавил епископ Подольский Тихон, председатель финансово-хозяйственного управления Московского патриархата, Отдел внешних церковных связей Московского патриархата представлял секретарь по межправославным отношениям священник Игорь Якимчук. Паломников Элладской Церкви возглавлял митрополит Драмский Павел.

По окончании богослужения Патриарх Варфоломей, митрополит Павел и епископ Тихон обменялись приветствиями.

Богослужение в монастыре Панагия Сумела стало возможным в результате договоренностей, заключенных с министерством культуры и туризма Турецкой республики и руководством провинции Трабзон. Важнейшую роль в переговорах сыграл видный российский политик, предприниматель и общественный деятель Иван Саввиди, глава Международной конфедерации понтийских греков.

Монастырь Панагия Сумела был основан в конце IV – начале V века на высоте 1300 метров над уровнем моря на меловой скале близ Трапезунда. Его основателем принято считать преп. Варнаву. С конца IV века в монастыре хранилась чудотворная икона Богородицы Панагия Сумела, написанная, по преданию, св. апостолом Лукой. В византийскую эпоху монастырь пользовался благосклонностью нескольких поколений императоров и стал самым влиятельным и богатым на территории Понта в эпоху Трапезундской империи (1204-1461 годы). После падения империи все привилегии монастыря были подтверждены султаном Селимом и всеми последующими османскими правителями, пишет Википедия.

Наибольшего расцвета монастырь достиг в XVIII-XIX веках. Однако после греко-турецкой войны 1919-1922 и последовавшим за ней обменом населения монашеская жизнь в Сумеле оборвалась. Святыни монастыря, в том числе чудотворная икона Панагия Сумела были сначала спасены понтийскими греками, а позже перевезены в Грецию в 1931 году, где и хранились в Афинском музее Бенаки. Икона Панагия Сумела стала храмовой в поселке Кастания, основанном переселенными в Грецию понтийцами.

После длительного перерыва организованное православное паломничество в Панагию Сумелу стало возможно только в 2007 году. 22 ноября 2009 года в Москве состоялась встреча председателя Великого национального собрания Турции Мехмета Али Шахина и Ивана Саввиди, депутата Государственной думы РФ, координатора межпарламентской депутатской группы по связям с парламентом Греции, в ходе которой также обсуждался вопрос паломничества.

8 июня 2010 года министерство культуры Турции по просьбе Вселенского Патриарха дало согласие на проведение в монастыре Панагия Сумела первой с 1922 года Божественной литургии.

2 августа в Константинопольской патриархии в Стамбуле состоялась встреча Ивана Саввиди с Патриархом Варфоломеем, в ходе которой были обсуждены детали предстоящего богослужения.

Текст: Благовест-инфо, фотографии Reuters, AP

Крестный ход с чудотворной иконой Божией Матери Панагия Сумела 

Η εικόνα της Παναγίας Παναγιά Σουμελά / Сумельская икона Божией Матери

ПАНАГИЯ СУМЕЛА 2010: КАК ЭТО БЫЛО

С 1 августа в Греции начинается подготовка православных христиан к празднованию Успения Пресвятой Богородицы, которое из года в год с большим благоговением отмечается во всех уголках страны, согласно григорианскому календарю, 15 августа.

Успение Пресвятой Богородицы представляет собой один из крупнейших религиозных праздников Греции. Не случайно его называют ещё и «Летней Пасхой», а август месяц – месяцем Панагии (Пресвятой).

С первого августовского дня верующие начинают поститься вплоть до 15 августа – до самого дня Успения Богородицы.

Десятки тысяч верующих с душой, полной надежды и веры, отправляются в многочисленные храмы, посвященные Пресвятой Богородице, чтобы принять участие в Крестовом ходе Её чудотворных икон и, засвидетельствовав свою веру в Неё, испросить Её посредничества перед Сыном Её – Иисусом Христом – о спасении души своей, потому что, согласно религиозной традиции, Божия Матерь, перед тем, как вознестись на небо, дала обещание о том, что не перестанет заботиться о мире, став его «посредницей» перед Сыном Своим во имя спасения человечества.

Помимо религиозного преклонения, Пресвятая Богородица имеет для греков и национальное значение, поскольку Её образ связан с национально-освободительной борьбой греческого народа против османского владычества: именно 25 марта 1821 года, в День Благовещения, началось восстание, в результате которого Греция освободилась от уз четырехвекового ига Османской империи.

Эта особенная любовь греческого народа к Божией Матери проявляется в многочисленных именах, данных Богородице народом, а также в огромном числе паломников, идущих преклониться перед своей заступницей в посвященных Ей храмах, которые разбросаны по всей территории Греции – как в материковой части страны, так и в островной.

Каждый год в центре праздничных торжеств находится Панагия с острова Тинос, с чудотворной иконой Божией Матери «Великое радование» (Мегалохари).

Празднование Успения Богородицы на Тиносе носит здесь ещё и национальный характер, поскольку в этот день почитают память погибших во время торпедирования итальянцами греческого военного корабля «Элли» в гавани Тиноса, которое произошло в день Успения Богородицы.

Кроме этого, Успение Богородицы масштабно отмечается и на горе Вермион в округе Имафия, где проходит празднование Панагии греков Понта, искорененных с родной земли.

Тинос – Богоматерь нации

В 1822 году монахине обители Кехровуниу, которая стоит на Тиносе более 1000 лет, в течение трех воскресных дней являлась Пресвятая Богородица и просила обрести в земле Её образ. Пелагия – так звали монахиню – рассказала о видении местному митрополиту Гавриилу. По благословению архиерея в октябре 1822 года начались раскопки, которые на первом этапе не увенчались успехом.

Монахиня Пелагия подвергалась насмешкам, многие говорили, что она «в прелести», но некоторые неутомимо продолжали поиски. 30 января 1823 года их терпение было вознаграждено: они достали из земли две части иконы Пресвятой Богородицы. Когда части соединили, оказалось, что это образ Благовещения Пресвятой Богородицы. Как предполагают, икона пролежала в земле около восьмисот лет, но краски на ней совсем не потускнели.

На основе королевского указа, в 1836 году было установлено восьмидневное празднование Пресвятой Богородицы Тиноса, которое продолжается до «девяти дней Богородицы», то есть до 23 августа, когда в атмосфере, полной трогательности и благоговения, воздается хвала и почтение Божией Матери, а также поются псалмы перед Гробом и иконой Панагии.

Многочисленная процессия паломников, тянущаяся из порта Тиноса в церковь Благовещения, где была обнаружена икона, является самым большим доказательством неподдельной веры народа в заступничество любимой им Пресвятой Богоматери.

Тиносская икона Пресвятой Богородицы

Церковь Благовещения на острове Тинос

Имафия – Панагия Сумела – Госпожа Понта

Панагия Сумела олицетворяет собой веру греков Понта, несмотря на то, что первое наименование иконы – Афиньотисса, то есть Панагия из Афин.

Икона Панагии Сумела написана самим евангелистом Лукой, после смерти которого его ученик Ананиас перенес Её в Афины – в храм, посвященный Богородице, откуда и название иконы – Афиньотисса.

Согласно преданию, в конце IV века (380-386 до Р.Х.), Панагия Афиньотисса предстала во сне перед монахами Софронием и Варнаввой, повелев им прийти в церковь.

В храме Богородицы двое братьев увидели, как икона, возносясь наверх, вылетела через окно и поднялась высоко в небо. Одновременно они услышали голос Богородицы: «Я иду на Восток, к горе Мела. Следуйте за мной…».

Монахи последовали в след за иконой на гору Мела, которая находилась на Понте. Там, где икона остановилась, был выстроен храм и монастырь. Отсюда и название иконы «Сумела» – « с горы Мела».

В 1922 году, после малоазийской катастрофы, монахи спрятали икону вместе с другими реликвиями.

Позже, на основе обмена, в 1931 году, Амвросий Сумельотис привез икону в Грецию, где она находилась до 1951 года в Афинском историческом музее, пока Общество «Панагия Сумела», с резиденцией в городе Салоники, не построило на средства беженцев с Понта, обустроившихся в селе Кастанья, недалеко от города Верия, небольшой храм на склонах горы Вермион, рядом с которым значительно позже было возведено новое здание храма, куда сегодня на празднование Успения Богородицы стекаются десятки тысяч представителей не только местного населения, но и греческой диаспоры, со всех уголков мира – там, где по сей день не переставая бьется сердце эллинизма.

Панагия Сумела, Трапезунд, Понт

Парос – храм Панагии со ста вратами

Храм Панагии Экатондапильяни («сто врат») находится в центре Парикии, на острове Парос. У храма два наименования: «Катапольяни» и «Экатондапильяни».

По преданию, у Катапольяни 99 видимых дверей, в то время как сотая дверь закрыта и не видна. Как только дверь эта откроется и станет видна, греки вернут нации город Константина – Константинополь.

Очень много преданий связано с основанием храма. Одно из них гласит, что Святая Елена, мать византийского императора Константина, в поисках Честного Креста, по дороге в Палестину прибыла на Парос, где помолилась в небольшом храме, который в то время стоял на месте Экатондапильяни. Во время молитвы она дала обет, что в случае, если ей удастся найти Честной Крест, она построит на этом месте храм. Молитва её была услышана, и Святая Елена нашла Честной Крест, после чего она исполнила своё обещание, построив на месте маленькой церквушки на Паросе величественный храм Панагии Экатондапильяни.

По другой версии, обет Святой Елены выполнил её сын – император Византии, Святой Константин.

В день празднования, вечером, проходит торжественное шествие Гроба Панагии, а в порту ночь становится днем, когда десятки лодок с горящими факелами подплывают к пристани, подавая знак для начала праздника зажжением многочисленных бенгальских огней.

Храм Панагии Экатондапильяни 

Аморгос – Панагия Хозовьотисса

На острове Аморгос на высоте 300 метров, прямо на краю обрыва господствует исторический монастырь Панагии Хозовьотиссы.

Согласно надписи, сохранившейся в монастыре, он был построен в 1088 году византийским императором Алексием IКомниным.

По поводу того, как попала икона на остров, до наших дней сохранилось два предания. Первое из них гласит, что икона была найдена в одной из лодок в том месте, где сегодня стоит монастырь. Говорят, что икону в лодку положила некая благочестивая женщина из города Хозова, находящегося в Палестине, чтобы спасти её от рук иконоборцев.

Вторая версия говорит о том, что чудотворную икону принесли на остров монахи из монастыря Ходзева, расположенного в Иерихоне в Палестине, чтобы убежать от преследований иконоборцев.

Пересекая Кипр, монахи попали в руки грабителей, которые, осквернив икону, разломали её надвое и выбросили в море. Две половинки иконы чудесным образом достигли острова Аморгос, прибившись к самому подножию скалы, где они чудным образом склеились в единое целое, без видимого следа на месте излома.

Есть и такие, кто считает, что два кусочка иконы были склеены монахами, которые, продолжив свой путь, достигли Аморгоса и построили там монастырь в указанном им Панагией месте. Свидетелем этому служит долото, которое веками была втиснуто в скалу (упало в 1952 году).

Amorgos Chosowiotissa.jpg

Монастырь Панагии Хозовиотиссы

Нисирос – Панагия Спилиани (Панагия Пещерница)

На острове Нисирос праздник Успения Богородицы длится несколько дней, куда съезжаются жители со всех островов Додеканеса.

Праздник начинается ещё с 6 августа – в день Преображения Спасителя, когда здесь отмечают Ньямеро Панагии. Обычай этот посвящен женщинам.

Главную роль в религиозном ритуале исполняют женщины, одетые в черное. Это так называемые  Энньямеритиссес – женщины, отданные на служение Богородице.

Они располагаются в монастыре Панагии Спилиани (Панагии Пещерницы), который находится в Замке Иппотон(рыцарей), преклоняются перед ней и начинают чистить помещения, а также священные сосуды.

В действительности проводятся два параллельных религиозных ритуала: официальный (церковный), совершаемый священниками, и неофициальный – со жрицами Энньямеритиссес, следующих строгому посту, которые отбивают 300 поклонов в день и поют псалмы.

15 августа, сразу по завершении литургии, священники совершают Крестовый ход с иконой Панагии – до самой деревни, чтобы благословить праздник. С другой стороны торжественной процессии, шагая впереди и открывая путь священной иконе, идут Энньямеритиссес, держа в руках подносы с кутьей.

Праздник начинается в тот момент, когда икона достигает деревни – с местного танца «купас».

Нисирос – Панагия Спилиани (Панагия Пещерница)

Скиафос – Вангелистрия тон Спорадон

Окруженный богатой растительностью общежительный монастырь Благовещения Богородицы (Монастири тис Евангелистриас или Вангелистриас, как его называют жители Скиафоса), находится под самой высокой вершиной острова Скиафоса – Карафлидзанака, в Агальяно, в начале русла потока Лехуниу, рядом с его ручьями.

15 августа сюда стекаются тысячи паломников. Накануне празднования Успения Богородицы ночью из храма, в атмосфере благочестия и в сопровождении хвалебных песен, поющихся в честь Богородицы всеми жителями Скиафоса, выносится Гроб Панагии. Это один из обычаев, который в наши дни редко где сохранился.

Праздники в честь Богородицы в монастыре проходят два раза в год: 25 марта – в День Благовещения и 15 августа – в праздник Успения Богородицы.

Монастырь Евангелистрии на острове Скиатос

Кефалонья – Панагия Фидуса (Змеевая)

На юге острова Кефалонья (Ионические острова), рядом с деревней Маркопуло, находится храм Успения Богородицы. Там со дня Преображения Спасителя, отмечаемого в Греции 6 августа, появляются внутри и вне храма небольшие змеи. Это так называемые «змеи Панагии».

Во время всенощной змеи свободно ползают среди людей — по стасидиям, аналоям, никого не пугаясь.

— Если змея залезет вам за пазуху, — предупреждают деревенские жители паломников или туристов, — вы не бойтесь! Благодатью Пресвятой Владычицы Богородицы змеи никакого вреда вам не причинят. Возьмите их в руки, и они, словно котята, будут лизать ваши пальцы.

Действительно, за службой происходят невероятные вещи: змеи, как браслеты, обвивают руки верующих людей, ползают по иконе Пресвятой Богородицы и Распятию, по приготовленным для литии хлебам. Змея может даже заползти на Евангелие, которое читают на Литургии.

Как говорит предание, на этом месте находился старый большой монастырь Панагии, славившийся своим богатством. Во время набега пиратов, монахини, дабы не попасть в руки злодеев, обратились к Панагии с просьбой обратить их в птицы или змей.

С тех пор они приходят в храм в начале августа, в день празднования Успения Богородицы, в образе маленьких змей. С каждым днем их количество увеличивается – так, что в день праздника храм буквально наводнен ими.

Согласно тому же преданию, если в какой-нибудь год в день Успения змеи не посетят храм, то это служит плохим знаком – например, как это было в 1940 и в 1953 годах, когда на острове случились сильные землетрясения.

Ежегодно накануне Успения Божией Матери на острове происходит небольшое землетрясение (3-4 балла), а в самый день праздника идет дождь, который в это время года здесь большая редкость. Но это еще не главное чудо, а его предвестие.

В день Благовещения Пресвятой Богородицы кефалоняне приносят в храм белые лилии, подобные той, с которой явился к Ней Архангел Гавриил. Эти цветы вкладываются в киот иконы Божией Матери «Панагия-Крини», где и остаются без воды вплоть до праздника Успения Богородицы. И вот тут происходит диво дивное: на сухих, растрескавшихся от жары стеблях лилий распускаются нежно-белые цветы — и это через пять месяцев после того, как они были срезаны!

115

Использованы материалы из источников:

  • https://www.grekomania.ru/greek-articles/orthodox-greece/230-uspenie-presvyatoj-bogorodicy-v-grecii
  • https://www.newsbomb.gr/ellada/ekklhsia/story/720548/dekapentaygoystos-mytilini-proskynima-stin-panagia-tis-agiasoy-kai-tis-petras
  • http://monomah.org/archives/7240
  • https://traveltimes.ru

Праздник Успения Богородицы, 15 августа – один из основных религиозных праздников греков. Пожалуй, нет – он больше, шире, глобальнее религиозного праздника, это скорее – одна из дат, непосредственно связанных с родной матерью, которые никогда не забываешь, и которые память хранит так же свято, как и даты, связанные с родными детьми. 
 

Богородица – родная мать всех греков, их столиц, городов, деревень, это защитница и покровительница, каковой в Древнем мире для афинян была Афина-Паллада: недаром Парфенон в христианские времена был преобразован в храм, посвященный Афинской Богоматери, и даже в эпоху франкского, католического завоевания назывался «Санта Мария ди Атене».

День 15 августа греки называют «второй пасхой». И потому, что ему предшествует обязательный строгий пост (пусть всего двухнедельный), и потому, что сам День Успения Богоматери празднуется пышно, обильно, с барашками на вертеле, текущим рекой вином и излишествами и салатными яствами. 
 

В этот день греческие города выглядят особенно нарядными, а церкви – особенно к Благовещению, Успению и посвященные Рождению Богородицы – украшаются как к пышной свадьбе. Можно утверждать со всем правом, что именно 15 августа, как и пасха, знаменует собой наступление нового периода, последнюю треть года, когда лето идет на убыль и надвигается очередной девятый вал с началом школьного, студенческого, рабочего года.

Как бы там ни было, а эту дату обойти мы не имели никакого морального права. Тем более, что имя Панагии греки употребляют на каждом шагу – прося, заклиная, угрожая. Ведь Панагия-Богородица многолика, как многолик и почитаемый ее греческий мир. 

Сон богопослушной Пелагии

Религиозной столицей Греции считается остров Тинос в Кикладском Архипелаге, остров Панагии с ее величественным Благовещенским собором, к которому стремятся страждущие, надеющиеся, молящие со всего света, а прибегающие к помощи Панагии, как к последней на Земле инстанции –  ползут на коленях аж от самого морского порта. 

Панагия Тиноса  (Благовещенский собор на острове Тинос).  Фото с сайта el.wikipedia.org/wiki

Панагия, можно сказать, сама избрала себе «резиденцию» на Тиносе, и случилось это ровно 190 лет назад, когда по указке Богородицы, в 1823 революционном году, была обнаружена на вспаханном и засеянном крестьянском поле ее чудотворная икона, работы, как гласит предание, самого евангелиста Луки. 
 

Богородица явилась во всей своей величественной красе монахине Пелагее, поповской дочери, в миру Лукии Негрепонти, с 15 лет посвятившей себя Господу. Пелагея родилась в 1752 году (в прошлом году Тинос отпраздновал 260-летие со дня ее рождения), но пророческий сон пришел к ней довольно поздно, когда Пелагее было 70 лет, и она уже отсчитывала «назад» отпущенные ей Господом  леты. 

Пелагея сну не поверила, решив, что усталые от молитв глаза начинают ей отказывать и не связала ночное посещение царского роста и вида женщины с событиями на материке и началом вооруженного восстания против турок. «Вставай! – приказала ей явившаяся «царица».  — Веди народ на поле Антониса Доксараса, где в земле  лежит  мой лик. Достаньте его и выстройте мне дом». 

Никакой народ Пелагия никуда, конечно, не повела, так что Богородице пришлось приходить к ней еще дважды, и только на третий раз Пелагия подчинилась приказу «свыше». 
 

Это случилось в июле 1822 года. Копали-копали всем островом на участке Антониса Доксараса, да так ничего и не нашли, и только через полгода, 30 января 1823 года заступ одного из крестьян наткнулся на дерево иконной рамы. Существует предание, согласно которому икона Благовещения была защищена стеклом, и самые первые счастливцы, которым выпал жребий это стекло разбить и прикоснуться к чудотворной иконе, навсегда излечились от всех изводящих их недугов. 
 

Слух о чудотворной иконе мгновенно облетел охваченную Революцией Грецию, и на поклон к ней явились по очереди ее вожди с изъеденными пороховой пылью лицами. Свои посвящения оставили у ее оклада адмиралы Мьяулисы и Канарис, генералы Макрияннис и Колокотронис: последний преподнес Панагии кольцо, которое и по сей день хранится в Благовещенском соборе на Тиносе. 
 

Интересно, что Благовещенский собор был построен на месте нахождения чудотворной иконы, в том самом месте, где в древности стоял театр Диониса, а затем – раннехристианский  храм Иоанна Предтечи.  Кроме того, сам остров Тинос считался священным задолго до того, как монахиня Пелагея увидела вещий сон: ведь здесь находилось один из древнейших паломнических святилищ, посвященных Посейдону и Амфитрите, могущественной морской божественной паре.

Рассказов о чудесах, свершенных Панагией острова Тиноса  – великое множество. Все это – частные истории отдельных людей, верить которым или сомневаться в них – право каждого. Но вот в очевидности одного чуда сомневаться не приходится, так как оно – самое настоящее «историческое чудо» — случилось на глазах тысяч паломников, собравшихся в тот блаженный день 15 августа 1940 года отметить День Успения Богородицы. 
 

Греция находилась в состоянии «воинствующего» мира с фашистской Италией, но диктатор Греции Иоаннис Метаксас еще не ответил громовым «ОХИ» («НЕТ») на предложение Италии о капитуляции, и до начала греко-итальянской войны оставались три с половиной месяца. Итальянская подводная лодка «Delfino», точно ждущая своего часа акула, лежала в морской толще у священного кикладского острова. К берегу Тиноса радостно плыли два празднично украшенных пассажирских корабля, «Эсперос» и «Эльза» с паломниками на борту, каждый из которых заготавливал свою речь, которую он произнесет в краткий миг свидания с чудотворной иконой. В порту острова стоял на якоре крейсер «ЭЛЛИ», с которого вот-вот должен был ступить на берег десант для сопровождения Благовещенской иконы. 

Как вдруг… случилось невероятное! Итальянцы открыли огонь по греческим «целям», выпустив сразу несколько торпед! Две торпеды полетели прямо к пассажирским судам с паломниками, где, началась паника. Однако, ни одна из торпед цели не достигла! Они врезались в окружающие порт скалы, подняв в воздух тонны воды. Поразившая же крейсер «ЭЛЛИ» торпеда унесла 10 жизней – моряков и офицеров, находившихся непосредственно в сфере удара торпеды. 

Богородица сделала в день своего праздника, что могла: без ее защиты жертв было бы несравненно больше. 

Когда откроется сотая дверь…

О посвященных Богородице греческих храмах можно рассказывать бесконечно: у нее столько же имен, сколько  и статей в словаре греческих топонимов. Но есть среди них и храмы знаменитые, собирающие в День Ее Успения десятки тысяч верующих и зрителей. Таким храмом является великая Панагия Сумела на Понте и ее филиал на севере Греции,

Панагия Сумела.  Фото с сайта — eirinika.gr

монастырский комплекс Панагия Хозовиотисса на маленьком островке Аморгос,

Панагия Хозовиотисса на маленьком островке Аморгос,

Таким храмом является Стовратная Панагия (Экатондапилиани) на соседнем с Тиносом острове Паросе, один из наиболее хорошо сохранившихся и наиболее крупных раннехристианских памятников в Греции. 

Согласно традиции, этот храм выстроил еще в IV  веке византийский император Константин Великий, исполняя просьбу своей матери, Святой Елены, которая, отправляясь на паломничество к Святым местам, потерпела крушение и спаслась от верной гибели на берегах Пароса. 

Спасшаяся императрица-мать Елена пообещала защитнице Константинополя Панагии выстроить в честь нее на Паросе Успенский храм, ничуть не уступающий в убранстве храмам столичным, царьградским. Еще два века спустя архитектор императора Юстиниана достроил храм по современным образам, и традиция гласит, что этим зодчим был лучший ученик архитектора Святой Софии, превзошедший в мастерстве своего учителя. 

Успенский собор на Паросе с XVI века получил название «Стовратного»: 99 дверей храма видны любому посетителю, а вот 100-ая дверь – невидима, она откроется и обнаружится лишь тогда, когда откроется потайная дверь в захваченной турками 560 лет назад, в 1453 году, Святой Софии Константинопольской.  
 

Что же это за такая потайная дверь? Легенда гласит, что 29 мая 1453 года, когда турки захватили Константинополь, за потайной дверью укрылся служивший в тот момент службу священник, захватив с собой чашу для причащений. Та же легенда, как и греческие народные песни, гласит, что дверь откроется  в том момент, когда Святая София вновь перейдет в греческие руки…
 

Так вот, в настоящее время константинольские (стамбульские) документалисты снимают фильм под зданием Святой Софии, в катакомбах, вьющихся под одним из старейших построек мира. Фильм выйдет на экраны в 2014 году, а пока… режиссер фильма рассказал журналистам центральной стамбульской газеты «Milliyet» о тайнах, с которыми им довелось столкнуться под священной землей, о потайных комнатах, погребениях, заполненных водой колодцах. Группе удалось пройти пока лишь 238 метров по подземным галереям и обнаружить с два десятка разветвлений, неизвестно куда ведущих. 

Так вот, один из входов в сеть переплетенных галерей, был запечатан мраморной плитой-дверью, располагающейся около мраморного источника под фундаментом храма…
 

Та ли это дверь, о которой гласит легенда?

И, если та, то, может быть, нам доведется стать свидетелями космоисторичсеких событий.


28.07.2015 21:52

Традиции, события, фестивали в каждом уголке Греции.

Самый большой религиозный праздник лета Успение Пресвятой Богородицы для православных христиан является «Пасхой лета».

Это один из самых больших праздников христианства.

Подготовка верующих начинается с 1 августа во время поста, который длится до середины августа, 

15 августа, тысячи людей с душой, полной надежд и преданности, направляются к многочисленным святыням, где находятся чудотворные иконы Богородицы, для свидетельствования своей веры перед её образом.

Богоматерь, святейший образ православия, прославляется в каждом уголке Греции.

Эпицентром празднований 15 августа являются Богородица Тину и Богородица Сумела.

Богоматерь Тину

Икона Девы Марии Тину найдена 30 января 1823 года.

panagia_thnou

Королевским указом 1836 утвердили празднование Богоматери Тину продолжительностью в восемь дней, которое длится до 23 августа, где в атмосфере эмоций, благочестия и уважения, звучат гимны и восхваления перед образом Богоматери.

150813092002_2078

Дорога, ведущая от гавани к церкви Благовещения, где была найдена икона, является величайшим доказательством неразрывных отношений между эллинизмом и православием.

Наряду с праздником Успения на острове Тинос, греки чтут память погибших во время торпедирования итальянцами судна «Элли» в порту острова в день Девы Марии.

Панагия Сумела

Панагия Сумела является символом веры Понта, хотя первое название чудотворного образа было Афиниотисса. Икону Панагии Сумелы нарисовал евангелист Лука.

После его смерти икону привёз в Афины его ученик Ананий и поместил в храме Пресвятой Богородицы. Так изначально и называлась Дева Афиниотиса.

panagia-soumela-04

В конце 4-го века (380-386 н.э.), по преданию, Дева Мария Афиниотиса явилась в видении монахам Варнаве и Софронию в Афинах, где пригласила их в церковь.

Там они увидели образ святыни, которая встала, подошла к окну и взлетела в небеса, поговаривая: «Я направляюсь на восток на гору Мела, следуйте за мной».

Монахи последовали за ней на гору Мела, в Понте, где и был построен большой храм и монастырь.

Поэтому, икона названа именем Сумела. Фраза «В Мела».(греч.- сту Мела)

panagia_soumela_pontos01

В 1922 году, после катастрофических событий в Малой Азии, монахи закопали образ, вместе с другими реликвиями.

В 1931 году святые реликвии и икона были выкопаны и привезены в Грецию Амвросием Сумелиотисем.

Икона вернулась в Афины и находилась в музее до 1951 года.

Тогда Общество «Панагия Сумела» г. Салоники предложило построить храм на склонах Вермиу в Кастанье Верии.

8920734

Панагия Сумела здесь празднуется в 1601 ый раз в этом году 15 августа. Это является продолжением национально-религиозной традиции эллинизма в Понте.

Тысячи паломников и представителей понтийских ассоциаций и федераций из Греции и за рубежом принимают участие в богослужениях и культурных мероприятий в этот день.

soumela1

soymela_verias

Другие новости

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Также Вы можете войти через:

Я согласен(на) на обработку моих персональных данных. Подробнее

Сумельская икона Пресвятой Богородицы — или по гречески Панагия Сумела («Всесвятая с горы Мела) — главная святыня понтийских греков, написанная апостолом и евангелистом Лукой и первоначально именовавшаяся Афиниотисса (Афинская).

По преданию, в IV веке Царица Небесная явилась греческим монахам Варнаве и Софронию и сказала «Я иду на восток. Направляюсь на гору Мела. Следуйте за Мной». Иноки повиновались, хоть не имели понятия о том, где находится такая гора. После долгих поисков они отыскали её в Малой Азии, в районе Трапезунда, неподалёку от черноморского побережья. В пещере на горе они обрели чудотворную икону Божией Матери, от которой исходило дивное сияние. Там они и устроили церковь, положившую начало будущему монастырю Панагия Сумела. В этом горном краю не было воды — однако по молитвам монахов к Пречистой скала выше пещеры раскололась и из неё забил чистый, многоводный источник.

Шли столетия. Монастырь Панагия Сумела стал одним из самых многолюдных и богатых в Византийской империи. Ежегодно его посещали тысячи паломников; многие императоры и вельможи делали обители щедрые пожертвования, украшая чудотворную икону Пресвятой Девы. Даже после падения Константинополя, во времена османского владычества монастырь продолжал действовать.

Однако в 1922 году в Турции начались массовые убийства понтийских греков. Братия монастыря спешно покинула святую обитель, перед уходом зарыв у одной из часовен чудотворную икону вместе с другими святынями — евангелием Святого Христофора и крестом императора Мануила Комнина. Восемь лет спустя несколько монахов вернулись на территорию разоренного монастыря Панагия Сумела, отыскали святые реликвии и вывезли их в Элладу.

Только в 2010 году в праздник Успения на территории заброшенного монастыря Панагия Сумела была отслужена первая после долгих десятилетий забвения Божественная литургия. Сумельская же икона Божией Матери ныне пребывает в построенном для неё храме Успения Богородицы в селении Кастанья на севере Греции.

Время от времени чудотворный образ привозят в разные страны, где оказались после рассеяния понтийские греки — в том числе и в Россию. Через Свою чудотворную икону Панагия Сумела Пресвятая Богородица и в наше время являет чудесную помощь тем, кто прибегает к Ней с упованием и сердечной молитвой.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Память василия блаженного праздник
  • Памятный праздник россии
  • Памятные даты государственные праздники сентябрь
  • Памятка правила пожарной безопасности во время новогодних праздников
  • Памяти павших будем достойны сценарий