Парад химических элементов сценарий

разработка данного мероприятия поможет вам подготовить и провести химический вечер, посвященный 150 летнему юбилею таблицы Менделеева.. Химия, Мероприятия, 10 класс, Сценарий химического вечера:"Парад химических элементов"

Разработка химического вечера

« Парад химических элементов »

Задачи мероприятия: закрепить полученные знания учащимися на уроке химии по теме химические символы, ознакомиться с историей возникновения названий химических элементов, актуализировать

знания учащихся о химических явлениях.

Оборудование: Карточки с древними символами химических элементов

распечатанные головоломки, распечатанные загадки,

лабораторная посуда для опытов, плакаты с первым, вторым

и третьим периодом периодической таблицы, периодическая

таблица химических элементов.

В настоящее время, когда особое значение приобретает выбор каждым учеником исходя из его возможностей и интересов учебного предмета для углубленного изучения, занятия во внеурочное время становится особо значение. Среди такого рода занятия большее место принадлежит химическим вечерам.

Оформление зала: На сцене – периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, портрет Д. И. Менделеева.

В зале гаснет свет, прожектор направлен на ведущего, стоящего около периодической системы х.э. Д. И. Менделеева.

Д. И. Менделеев родился 8 февраля 1834г. В г. Тобольске , где его отец Иван Павлович был директором гимназии , где в течение ряда лет преподавал философию , изящные искусства и политическую экономику. Мать великого ученого Мария Дмитриевна Корнильева происходила из семьи сибирских купцов, которая была тесно связано с декабристами.

Менделеев в юности был тяжело болен и врачи приговорили его к смерти. Они предполагали, что у него последняя степень чахотки, но оказалось ,что у него был не очень опасный порок сердечного клапана.

Д. И. Менделеев в 1850 г поступил на естественное отделение физико-математического факультета, где его преподавателями были М. В. Остроградский и другой выдающийся профессор Степан Семёнович Куторга, а также профессор Александр Обрамович Воскресенский, эти преподаватели стремились шире раздвинуть кругозор своих питомцев. Главный педагогический институт был закончен Менделеевым в 1855г с золотой медалью. В 1856 г он защитил в Петербурге магистерскую диссертацию: «Удельные объёмы». В 1857 Менделеев был утверждён доцентом Петербургского университета, в 1859- командирован за границу. В Гейдельберге, устроив в своей квартире лабораторию, Менделеев провёл ряд важных исследований в области химии. Менделеева можно приговорить к смерти, но нельзя приговорить ничегонеделанью .

Жизнь для него — это значит творить, трудись без устали. Выбирая предмет для своего исследования Менделеев достигнул того, к чему стремились. Он сразу вступил в сражения, происходившем на бранном поле химической теории. Исход этого сражения в глазах современников отнюдь ещё не был решён, что и составило его главную заманчивость для нового бойца. В своей студенческой работе Менделееву кое-что удалось добиться к тому, что для него было известно о поведении атомов в кристаллах, составленных из смеси …. веществ. Следует отметить ещё одну важную особенность этой первой научной работы Менделеева. В ней отчётливо проявилось то направление поисков, следуя которым исследователь пришёл в последствии к величайшему открытию в области химии. И именно этот великий учёный открыл периодический закон химических элементов.

Щипачев Читая Менделеева

Другого ничего в природе нет
ни здесь, ни там, в космических глубинах:
все — от песчинок малых до планет —
из элементов состоит единых.

Как формула, как график трудовой
строй Менделеевской системы строгой.
Вокруг тебя творится мир живой,
входи в него, вдыхай, руками трогай.

Есть просто газ легчайший — водород,
есть просто кислород, а вместе это —
июньский дождь от всех своих щедрот,
сентябрьские туманы на рассветах.

Кипит железо, серебро, сурьма
и темно-бурые растворы брома,
и кажется вселенная сама
одной лабораторией огромной.

Тут мало оптикой поможешь глазу,
тут мысль пытливая всего верней.
Пылинку и увидишь-то не сразу —
тайны мирозданья скрыты в ней.

Будь то вода, что поле оросила,
будь то железо, медь или гранит —
все страшную космическую силу,
закованную в атомы, хранит.

Мы не отступим, мы пробьем дорогу
туда, где замкнут мирозданья круг,—
и что приписывалось раньше богу,
все будет делом наших грешных рук!

История про таблицу Менделеева и про то, как непросто утверждаются великие открытия.

Мир сложен.
Он полон событий, сомнений,
И тайн бесконечных, 
И смелых догадок. 
Как чудо Природы,
Является гений,
И в хаосе этом,
Находит порядок…

Весь мир большой: 
Жара и стужа, 
Планет круженье, свет зари –
Всё то,
Что видим мы снаружи, 
Законом связано внутри.
Найдётся ль правило простое, 
Что целый мир объединит?
Таблицу Менделеев строит.
Природы ищет алфавит.

О том, как сон Менделеева расставил все элементы по своим местам.

(Санкт — Петербург, 1868-1869гг.) 

Случилось в Петербурге это. 
Профессор университета,
Писал учебник для студентов
Задумался невольно он:
«Как рассказать про элементы?
Нельзя ли тут найти закон?»
Искали многие решенье, 
Но проходя лишь полпути, 
Бросали. Мучило сомненье:
«А можно ли закон найти?»
Мир состоит из элементов.
(В то время знали шестьдесят).
А сколько их всего? На это
Нельзя ответить наугад.
Но не гадал, а верил он:
«Тут должен, должен быть закон!»
Упрямо он искал решенье –
Был труд, надежда и терпенье,
И вера в то, что он найдёт!
Он так работал целый год.

Университетская квартира Менделеева 17 февраля 1869г.

17 февраля 1869 г.
Но вот дела отложены, расчеты проверяются. 
С утра в поездку дальнюю ученый собирается.
Все чемоданы собраны, на козлах кучер мается:
“Поспеть бы надо к поезду, а барин все копается!”
А барин одевается и к двери направляется.
Он к двери направляется…
И вдруг! Шляпа брошена в углу. Он бросается к столу
И строчит карандашом. Наконец-то он нашел!
Он на чем попало пишет, ничего вокруг не слышит.
Наконец-то понял он, в чем разгадка, в чем закон!

В любом труде, в любом творенье необходимо вдохновенье.
И озарения момент – порой важнейший элемент!
Из кабинета не выходит: “Не упустить бы мысли той!”
Он элементы ставит в строй, но все ж таблица не выходит…
Тогда усталостью сражен, лег н То кружились, то мелькали, то водили хоровод,
То взрывались, то пылали, то шипели, то сверкали
То в покое пребывали алюминий, натрий, калий, фтор, бериллий, водород…
Перепутались все свойства, недалеко до беды.
Вдруг команда: “Войско, стройся!” — стали строиться в ряды.
Во втором ряду волненье: все бояться окисленья.
“Поглядите, — злится Литий. – Фтор — ужасный окислитель!
Я не встану в этот ряд. Пусть другие здесь горят!”
И Бериллий мрачно мыслит: “Кислород нас всех окислит!
И, простите за повтор – как несносен этот Фтор!”
Бор кивает головой, но не рвется сразу в бой.
Азот не лезет в спор, но зато взорвался Фтор:
“Ах, так мы для вас не пара! Кислород, поддай им жару!
Окисляй! За мной! Вперед!” –Стойте! – крикнул Углерод.-
Я и уголь, и алмаз. И за них я, и за вас!
Я сражаться не горю, я вас лучше помирю.
Встану я посередине. Третий ряд! Трубите сбор!”
Натрий, магний, алюминий, кремний, фосфор, сера, хлор.
По порядку, по закону элементы встали в ряд.
И выходит, что в колонну все похожие стоят.
Кремний встал под углеродом, сера схожа с кислородом.
Алюминий встал под бор – замечательный подбор!
Ряд пристраивается к ряду, а рядов-то 10 кряду.
Металлы под металлами, едкие под едкими,
Ковкие под ковкими. Идут своими клетками.
По порядку все стоит – вот Природы алфавит!

-5-

Кому то сон веселый снится

кому-то страшный снится сон

А Менделееву — таблица приснилась

Он открыл закон, а также правило простое:

«Ученый должен отдыхать, но ни во сне не знать покоя:

Тогда откроется любое вовек не сможет он проспать»

Под звуки фанфар начинается парад ведущий громовым голосом командует: «элементы Вселенной, по порядку номеров становись!»

И элементы становятся на свои места.

Каждый период имеет своего, который характеризован данный период, а затем уже, элементы, воздавали себе хвалу.

ВЕДУЩИЙ : Посмотрите в наши лица,

Поворочайте умы:

Менделеева таблицу

Представляем нынче мы:

Мы первый период

Мы простые, поймите,

У нас электроны на первой орбите

И не удивим вас

Мы истиной старой

Нам силой заполняется только лишь парой!

Один электрон может бегать свободно

А пара инертна, зато благородна

H

На свете жил один протон

Был забиякой страшной он

Поэтому дали электрон

Чтоб электрон кружился,

Тогда повесили протон

И задавать стал всюду тон

И в атом превратился

Протон туда, протон сюда-

Течет веселая вода,

А из воды родится жизнь и всякая природа!

Десятиклассник! Покажи ты нам без водорода!

И юный внук и старый дед-

Без водорода жизни нет

И много другого

И даже солнца яркий свет-

В нем водород основа!

ГЕЛИЙ.

Впервые на солнце открыт

Но и старушкой-землей не забыт!

ГЕЛИЙ.

Впервые на солнце открыт

Но и старушкой-землей не забыт!

ВЕДУЩИЙ

Во втором периоде нас восемь

Каждого называться мы попросим

Пусть нам расскажет, чем он знаменит

Каждый пусть сам о себе говорит

Li

Особенно хвастать нам нечем

Только металлов всех прочих я легче

В сплавах я ценной добавкой сияю,

Твердость я даже свинцу добавляю

Ве. Ну, кто меня не знает тут,
Вхожу я даже в изумруд,
И люди в старину нашли
В очках лишь стекла из берилла.

В. Я помогаю урожаю,
Но только лишь, когда в следах
А слишком много я мешаю
Такой я извините, ах.

С. Сверкаю в мире я алмазами,
Бьюсь газированной водой,
Я дорог и душе и разуму
Мой символ- «цэ» весьма простой,
Но простота прямая символа,
Пусть вас в ошибки не введет
Ведь это надо только вымолвить:
Четырехгранник углерод.

Моя судьба необозримая,
Доволен ею я вполне,
Ведь органическая химия
Друзья, покоится на мне.

Горю я в топках ярким пламенем
И одевало вас в лавсан
И быть мне может даже знаменем
Все это был великий сон.

N. Меня безжизненным зовут,
Но, вы, ребята извините,
Жизнь без белка хоть там, хоть тут
Хоть, где хотите, поищите
А без азота ведь пока
Не создавал никто белка.

О. Если плохо кто-то дышит,
То меня на помощь ищут
Верьте, радости нет выше
Раз тебя так жадно ждут
К элементу благосклонно
Я к любому подойду
Лишь бы дали электроны
Я в компанию войду
Я на пару с углеродом
Целый лес могу создать
И из листьев кислорода
К людям вылететь опять
Без меня нет оснований
И почти что нет кислот
С уважением названье произносится- кислород!

F-. Ну, чем же мне похвастать вам?
Вот помогаю я зубами,
И флюсом я служил когда-то
В составе Танисова шпата.

Nе. По-моему все это глупо
Вхожу я в нулевую группу
Хотя мой электрон восьмой
Заполнил мой наружный слой,
Порою это понимают
Но чаще молвят элементу
Ведь ты инертен (нуль- валентен).

Ведущий:

Бригадою дружной проходим здесь все мы

Нас восемь в природе третьем системы

Слой третий вместил бы и все 18

По — новому после восьми начинается

Зато элементы в периоде третьем

Бесспорно известны и взрослым и детям

От натрия все мы должны до аргона

В нас ядра крепки и лихи электроны

С кого перекличку мы нашу начнём ?

Пусть натрий расскажет о деле своём .

Элемент «железо» очень вам полезен,

Но и я, как натрий, нужен вам всегда

Не сварить без соли мяса и фасоли

И вообще нас много, сотня даже с лишком

Только лишь природных 92

Мы летаем в космос, пишем буквы в книгах

Вы бы без любого обошлись едва

Вносим удобренья, орошаем почву

Можем быть полезны мы всегда для вас

Будьте так любезны, изучайте нас!

Mg

Здесь очень много говорили

Я краток, важен жребий мой,

Вхожу в состав я хлорофилла

Вся зелень связана со мной.

Al

Представлюсь Вам . Я – алюминий

Я- самолёты в небе синем

А если вы домой вернулись

Я вас приветствую в кастрюле.

Si

Я самый главный в мире минералов

Повсюду атомы мои лихие

И если б в мире кремния не стало

то сразу просто не было б земли!

P

Искали яростно веками

Когда-то философский камень

И испаривши пуд

Открыли вдруг мои

Я – не философ. Но отлично

Вхожу в состав обычных спичек

И ваш на совесть не за страх

Служу в мозгу я и костях

S

Здесь все говорят с увлеченьем

О деле своём, наилучшем

И я достигла высоты

В составе серной кислоты

Но вам со мной придётся , дети

Знакомиться и в новом свете.

Cl

Период весь довольно глупо

Не говорили совсем о группах

В периодическом делении

Они периодов не менее

Важны нужны и потому

Поверьте слову моему

От групп зависят наши свойства

Период – лишь слоёв — устройство

А электроны во внешнем слое

Химические свойства строят.

Чем больше их, тем мы сильнее

И я богаче всех друзей

Недаром в группе я седьмой

Мой внешний слой – семь электронов

А кто союз идёт со мной

Невольно мне отдаст восьмой

Я химик, но собой доволен

В поваренной составе соли

Ar

Я очень благородный газ,

Я горд собой вполне законно

Закончен слой на этот раз

Даны мне восемь электронов

Я замкнут. Не люблю гостей

И все же мне прощают это

И важен должностью своей

Я в лампочках дневного света.

Ведущий

Четвёртый период готов

Нас в нём всего 18

По порядку номеров рассчитаться .

Калий №19 и т.д

Моим бы долю вне сомненья

Мы наше объяснять строенье

С нас начинаются подгруппы

Достраиваем третий слой

Но скажем мы об этом скупо

Ведь был бы разговор большой

Напомним только вам сейчас

Что есть железо среди нас.

Fe

С пустой к вам болтовнёй не лезу

Кто предо мной не трепетал?

Ведь даже коль сказать – железо

То в слове слышится металл.

Рабочий, воин и строитель –

Повсюду без меня нельзя

И только классный ваш учитель

Несправедлив ко мне, друзья

Он говорит, я не типичен

Металлов – натрий мол пример

А мне, зачем он натрий тычет

Чем натрий лучше, например?

Да, он активен, благозвучно,

Но скажет вам любой студент

Что я то, вовсе не виновен

Что я достройки элемент.

Активен он, знать, я прочен

Он – соль и сода, я – завод

И я как соль , вам нужен очень

Сталь никогда не подведёт.

Ведущий

5 период.

Ну что вам сказать о периоде пятом

Нас вновь 18 собралось, ребята

Вначале рубидий, он одновалентен

Потом все сложнее идут элементы

Но каждому здесь мы признание сразу

Инертным период кончается газом

Раз восемь снаружи сошлось электронов

Их ломом не сдвинуть и с места не стронуть

Хоть вам это может смешным показаться.

Откуда же всех нас тогда 18?

Пока мы вас спросим, пусть будет усвоено

В периоде третьем слой не достроен

В четвертом все больше и в пятом все более.

Но вы изученье не кончите школою.

И мы вам споем как в кино говорят.

Что это пока что секрет для ребят.

Чем дальше идем, тем больше пустот.

А атом все тухнет, в объеме растет.

И вот от достройки явились подгруппы.

Вообще мы устроены явно не глупо!

Над первым в периоде кружит бессменно.

Один электрон, словно он часовой

А восемь -инертным делают слой.

Но что же еще о периоде пятом ?

Еще кое-что мы расскажем ребятам.

Во-первых, рутений, он с радием рядом .

Но их пояснить вам, наверное, надо.

Уселись как будто птички на ветке

Вдруг три элемента в единственной клетке

к примеру: железо и никель и кобальт

Друг с другом должны и верны все до гроба

Похожи по свойствам они, по строению

В системе железо-не платина, дети,

А в пятом мы сходство и с платиной встретим

Группа восьмая, всего лишь одну клетку снимает

И в клетке одной поместилась триода

Рутений и родий,а так же палладий

И хоть элементов в периоде хватит

Рутений в союзе особенно значен

Рутений был назван, друзья, в честь России

Он славит Урала богатства большие.

Ведущий. 6-й период.

Период шестой, на сцену, за мной!

Нас в нем собралось 32

Пришлось нам потесниться

Всем лантаноидам едва

В клетушке уместится

Еще лика судьба триад

Их трое в команде сидит

А нас собралось братцы

В клетушечке — 15

Глубокий наш достроен слой

И потому удел такой

Что очень мы похожи

Хоть и различны тоже

И хоть называют нас редкими землями

Для нас положение такое приемлемо

Порой в зажигалках, затем в освещение

И мы сообщить вам хотели давно

Что светили мы даже при съемках в кино

Гордится период шестой обязательно

Что золото входит в него или платина

Но скажет вам папа и скажет вам мама

Что нету металла важнее вольфрама

Ведь нити вольфрама нам в лампочках светит

А свет, как ученье, любезен всем детям.

Ведущий 7-й период

Природных только шесть в седьмом

Так в чем же все же дело?

А дело в том, что радий в нем

А познакомится с ядром

Пора уже созрела

Пусть электронов внешней силой

(Валентен он же световой)

Вершит химической судьбой

Но знает каждый атом

своим он держится ядром

В ядре все тяжесть, сила в нем

Мы атомы, богаты!

И берегут свое ядро и водород и серебро

И видим ясно все мы

Как строится система

Протон дарит ядру заряд

И все сможет, могучий

Частиц первичных круга

Но наступает вдруг момент

Когда нестоек элемент

И во все стороны летит

Обломки коллектива

И про него вдруг говорят:

Он радиоактивный

Он разлетается на куски

Которые не велики, от элемента — мамы,

Они летят лугами.

Поэтому, друзья, сейчас

Так на земле немного нас

Увы, наш век не вечен

Зато вас радий лечит

Зато в запас разных стран

Как бомба он сильнее

Как топливо — важнее

Знакомы мы наверно с ним

А мы вам рассказать хотим-

В период всеми мы сочувственно

И элементов ряд искусственных

Они плоды трудов людских

И Менделевий среди них

Он элемент примерный

Под номером сто первый

Могли еще мы рассказать

Но нам порой пора кончать

Ведь мы лишь элементы

Первичные моменты

И мы всегда в движении

Во всех соединениях

Мы путешествуем всегда

Мы вместе строим города

И разрушаем скалы

И нам вселенной мало

И все галактики из нас

И мы рождаемся сейчас

И умираем тоже

И все на свете можем!

Но мы покорно просим Вас

Ребята! изучайте нас!

Далее учитель читает стихи-загадки о химических элементах.

Ну-ка, дайте мне ответ,

И узнаю я сейчас,

Знаешь химию иль нет –

Все откроется тотчас.

Заменишь букву «Й» на «Я»,

Увидишь длинные поля,

Узнаешь чудную страну,

Скажите элемент мне, ну?

(Индий)

Из химической таблицы

Элемент я свой возьму.

Вы по свойствам угадайте,

Я его – не назову.

Красноватый сам он цветом,

Ковкий, мягкий, как металл.

Из кислот же он при этом

Водород не выделял.

Но заставим мы его окислиться,

Коль нагреем в кислоте.

Правда, можно догадаться

Вам теперь уже вполне

(Медь)

А это что за элемент?

В нем изменений сложных нет.

Ты измени в нем только ударенье –

Построишь на реке сооруженье?

(Платина)

Достоин газ тот удивленья:

Его используют сейчас

Для резки металлов и сталеваренья,

И в мощных доменных печах…

Берет его летчик в небесные дали,

Подводник с собою берет

Вы, верно, уже догадались,

Что газ этот есть ……

(Кислород)

Везде в нашей жизни привычной

Металл тот сопутствует нам,

На вид он блестящий, и, в общем, обычный

Активный и мягкий металл.

Он в войнах нашел примененье,

И в сельском хозяйстве, в быту.

Металлом войны, преступленья

Я этот металл назову.

(Железо)

В воде обычно он хранится,

Свет излучает в темноте.

Искать в природе – лучше не трудиться,

Свободным нет его нигде.

Воспламениться сам он может,

К тому же – сильно ядовит.

Вам красный цвет его поможет

Так отвечайте тот, кто сможет.

(Фосфор)

Он в сплавах легчайших

Нашел примененье

Как стойкий и легкий металл.

И в деле машиностроенья

Он видное место занял.

Ослепительным пламенем ярким,

Как звездочка – чудо горит.

Металл тот белый и легкий

В двенадцатой клетке стоит. (Магний)

Поначалу был немного

Он дороже серебра,

А потом пришла пора –

Стал опять-таки намного

Он дешевле серебра.

(Алюминий)

На огне она чернеет,

В спирте снова розовеет

Мягко гнется на виток,

Хорошо проводит ток.

(Медь)

Вещество золотистого цвета,

Виноград опыляют им летом,

Можно видеть такую картину:

Каучук превращает в резину.

(Сера)

Да о нем уж каждый знает.

С цинком в ссоре он бывает,

Ведь его все время тот

Вытесняет из кислот.

(Водород)

Он для жизни, что скелет,

Им свеча дает нам свет,

Он в алмазе и графите,

Вы его нам назовите.

(Углерод)

Вот, друзья, металл чудесный,

Всем фотографам известный.

От огня – всегда бывает –

Ослепительно сгорает.

(Магний)

Он нужен всем, когда лишь «связан»,

Но «вяжется» с большим трудом.

Весь мир живых существ обязан

Ему растительным белком.

Распространен во всех трех «царствах»

Освобождается в огне.

И есть он в красках и лекарствах,

Он нужен в мире и войне.

(Азот)

Прославлен всеми именами

Металл, испытанный огнем,

Манил к себе людей веками,

Алхимик жил в мечтах о нем.

Но, как кумир, был свержен нами

И блеск его нас не манит.

Ведь хорошо мы знаем с вами,

Не все то ценно, что блестит.

(Золото)

Хранят обычно в керосине

И бегает он по воде,

В природе, в комнате обычно

Свободным нет его нигде.

В солях открыть везде возможно,

Желтеет пламя от него,

И получить из соли можно,

Как Дэви получил его.

(Натрий)

Кристалл блестящий, серебристый,

Лишь в царской водке растворим.

Со спутниками и как чистый

Для химиков не заменим.

Урал обильнейший дарами

Таит металл тот средь других,

Не назовете ли вы сами

Глава металлов он каких?

(Платина)

Я – элемент стеснительный,

В свободе затруднительно

Я чувствую себя.

Ну, а в соединении,

В химическом сцеплении

Я в мраморе и жемчуге,

На стройке, в классе я.

Подумай, посмотри вокруг

В фосфате поищи меня

(Кальций)

Везде крылатым я зовусь

И вместе с Валей в космос мчусь,

Туда, к планетам, в облака!

А ну-ка, угадай меня!

(Алюминий)

Демонстрация опыта: Проявление записи “1
марта 1869” (на листе ватмана заранее
фенолфталеином нанесена невидимая запись,
ведущие КВН с помощью флакона с распылителем
наносят раствор щелочи, проявляется запись
малинового цвета)

Учитель: Химия — это наука о веществах
и превращениях настолько необыкновенных, что для
непосвященных они кажутся чудом. Что за дата
проявилась в результате этого чуда? С какими
событиями она связана?

Учащиеся: Д. И. Менделеев 1 марта 1869 года
открыл периодический закон и на его основе
составил периодическую систему химических
элементов.

Учитель: В марте мы собрались для того, чтобы
провести увлекательное шоу КВН “Парад
элементов”. В КВНе участвуют две команды:
“Металлы” — учащиеся 9Б и 8Б классов и
“Неметаллы” — учащиеся 9А и 8А классов. Судить
наши команды будет независимое жюри — ученики 10-х
классов. Вести КВН будет учитель химии и ученики
из 10-х классов.

Команды поют песню на мотив “Песенки
мушкетеров”.

Пора-пора-порадуемся дорогим гостям —
И маленьким, и взрослым, и всем учителям.
Отбра-отбра-отбрасывая страхи и сомненья,
Все дружно говорим: «Мы рады вам!»
Опять наш КВН зажег огни.
И снова мы торопимся в дорогу.
Ты робость и тревогу прочь гони,
Отваги в каждом сердце нужно много…
Пора-пора-порадуемся радостным боям,
Противникам достойным, болельщикам, друзьям,
Пока-пока-показывая все, на что способны,
Жюри попросим быть не строгим к нам.
Пора-пора-порадуемся смелости своей,
Готовности сражаться, отстаивать друзей.
Обду-обду-обдумывая хитрые заданья,
Шепнем себе не раз: «Вперед, смелей!»

Приветствия команд:

Команда “Металлов”

— Мы “Металлы” — мы блестим,
ковки и пластичны,
тепло и электричество
проводим без проблем,
поэтому играем мы
сегодня в КВН.

Команда “Неметаллов”

— “Неметаллы” — не блестят,
не ковки, не пластичны,
тепло и электричество
запрем мы на замок.
А металлов мы сильнее,
Их заткнём за поясок.

Конкурс “Разминка” проводится следующим
образом: командам дается задание вспомнить
название элементов, которые даны им по их
свойствам, или связанны с географическими
терминами, с астрономией или в честь ученых.
Участники команд называют элементы по очереди,
ведущие за правильный ответ берут у команд
шарики (из наборов шаростержневых моделей).
Выигрывает та команда, которая набрала больше
шаров.

Конкурс “Домашний адрес химических
элементов”
— к доске приглашаются по 4
участника из каждой команды.

Вопросы команде “Металлов”:

  1. Назовите домашний адрес натрия.
  2. Какой элемент находится в 3 малом периоде, во 2
    группе главной подгруппе?
  3. Назовите соседей кальция по периоду. Какой
    сосед слабее кальция, а какой сильнее?
  4. Назовите соседей кальция по группе. Какой сосед
    слабее кальция, какой сильнее?

Вопросы команде “Неметаллов”:

  1. Назовите домашний адрес серы.
  2. Какой элемент находится в 3 малом периоде, в 5
    группе главной подгруппе?
  3. Назовите соседей фосфора по периоду. Какой
    сосед слабее фосфора, а какой сильнее?
  4. Назовите соседей фосфора по группе. Какой сосед
    слабее фосфора, какой сильнее?

Жюри оценивает правильность ответов
участников.

Конкурс “Строение атома”

Ведущая читает стих

Строение атома запомнить легко:
В центре помещается ядро,
Зарядом и массой обладает оно.
Заряд определяется числом протонов,
Масса — суммой протонов и нейтронов.
Атом нейтральным является,
Потому что электроны появляются.
По массе они маленькие очень,
Заряд у них минус один, впрочем.
Электроны, как попало, не болтаются,
На особых “орбитах” размещаются.
Число электронов и протонов легко определяется:
Оно порядковому номеру равняется.
Число нейтронов легко считается:
Из атомной массы порядковый номер вычитается.

После стиха к доске вызывается по одному
участнику из команды, которые должны произвести
запись строения атома натрия и серы. Жюри
оценивает правильность и скорость записи.

Конкурс “Найди различия в рисунках”

Ведущая читает стих

Металл от неметалла можно отличить,
Строение атома надо сравнить.
На последний уровень смотри:
Если электронов один, два, три,
Элемент металлом считается
Когда же больше трех помещается,
Уже неметаллом считается.

К доске приглашаются по одному участнику из
команд. Ставится задача: вспомнить все отличия
между атомами металлов и неметаллов по рисункам
(см. рисунок №1)

img1.jpg (8253 bytes)

Ответы участников:

  1. Атомы металлов имеют большой радиус — атомы
    неметаллов имеют малый радиус.
  2. Атомы металлов имеют мало электронов на внешнем
    уровне — атомы неметаллов имеют много электронов
    на внешнем уровне.
  3. Атомы металлов легко отдают электроны с
    внешнего уровня — атомы неметаллов легко
    принимают недостающие электроны на внешний
    уровень.
  4. Металлы — хорошие восстановители. Неметаллы —
    хорошие окислители.

Жюри оценивает правильность ответов.

Конкурс “Характеристика соединений
химических элементов”

Ведущая читает стих

Чтобы элементу химическому
По таблице периодической
Характеристику полную дать,
Надо порядковый номер знать,
Химический знак его написать,
Затем по-русски его назвать.
Потом атомную массу найдем
(Ее до целого округленной берем),
Далее период надо указать,
Группу и подгруппу назвать;
Строение атома изобразить,
Число нейтронов отразить
Металл или неметалл определить;
О валентности надо сказать,
Ее номер группы должен подсказать
(У элементов побочных подгрупп, бывает,
Этот пункт не всегда совпадает);
Формулу высшего оксида написать,
Характер гидроксида указать,
Формулу водородного соединения (если есть)
указать;
С соседями по периоду и по группе в заключение
Надо сделать еще сравнение.

К доске вызываются по одному участнику из
команд, им предлагается записать для натрия и
серы их химические соединения: высший оксид,
высший гидроксид, указать их характер, летучее
водородное соединение. Жюри оценивает
правильность и скорость записи.

Экспериментальная пауза: ведущие
демонстрируют опыты: “Дым без огня” и “Искры из
тигля”

Конкурс “Презентация элемента”домашнее
задание команды “Металлов”

Под призывный звон кольчуги
О железе, как о друге,
Каждый вспомнит и не раз.
Сколько силы в нем сокрыто:
Вилки, чайники, корыто,
И ведро, и даже таз!
Инструменты и машины,
Сталь, чугун оно дает.
Потому, не без причины,
Его очень уважает
Весь химический народ.
На земле, в морских глубинах
Жизнь дает гемоглобину,
Кислород в крови храня,
Все сидящие здесь в зале
Вряд ли бы существовали,
Если б не было железа,
Если б не было меня.

Конкурс “Презентация элемента” домашнее
задание команды “Неметаллов”

Вот не везет, зовусь я азот,
И мне обидно и досадно,
Что так называет меня народ,
С этим именем что-то неладно.
В безжизненные я попал,
Кто меня оклеветал?
Что ты, азот, что ты, азот,
Все тебя ценят, любят, знают,
Большая часть твоя воздух дает.
А соли твои ростки удобряют.
Входишь ты в состав белка,
И жизнь лишь с тобой хороша и легка!

Конкурс “Что сильнее?”

Ведущая читает стих

Атом натрия хлору отдал электрон
И теперь называется ион “катион”,
Активность свою он теряете,
Взамен “положительность” приобретает.
Атом хлора у натрия отобрал электрон
И теперь называется ион “анион”,
Ядовитость и вредность свои потерял,
Хоть теперь “отрицательным” он и стал.
Между собой связь они образуют ионную,
В кристаллы соли заключенную.

К доске вызываются по одному участнику от
команд. Им предлагается записать химические
уравнения, отражающие слабость металла и силу
неметалла.

  • 2Na0 + С12° = 2Na+1Cl-1
  • 2Са° + 02° = 2Са+20-2

Ведущая читает стих:

У атомов все, как у людей.
Один страшный такой, злодей,
Называется он окислитель,
А по-нашему, просто грабитель.
Электроны он отбирает,
Восстанавливается, расцветает.
Восстановитель — тот, наоборот,
Бедняга электроны отдает,
Но этот нисколько не стесняется,
Он, говорят, просто окисляется.

Жюри оценивает правильность и скорость записи
уравнений.

Конкурс “Что находится в ящике?”

Каждой команде дается по 2 задания, на стол
участникам команд ставится штатив с 10
пробирками, каждая подсказка стоит одной
пробирки. Выигрывает та команда, у которой
останется больше пробирок. При угадывании из
ящиков извлекаются простые вещества.

1. Этот металл легко режется ножом.

2. Он активно взаимодействует с водой с
образованием щёлочи и водорода.

3. Его соли окрашивают пламя в жёлтый цвет.

4. Соль этого металла есть у каждого дома на
кухне.

5. У его атома на внешнем уровне 1 электрон, все
электроны размещены на 3 энергетических уровнях.

Ответ: Натрий.

1. Этот неметалл имеет металлический блеск.

2. В воде растворяется, но хуже, чем его
родственники по группе.

3. Спиртовой раствор этого простого вещества
обеззараживает раны.

4. Этот элемент необходим щитовидной железе.

5. У его атома на внешнем уровне 7 электронов, все
электроны размещены на 5 энергетических уровнях.

Ответ: Йод.

1. Этот неметалл уже известен человечеству 3
тысячелетия.

2. Имеет 2 аллотропных видоизменения, цвет
одного из них подсказывает название.

3. Это вещество используется на производство
спичек и резины.

4. Это вещество можно найти у нас в ухе.

5. У его атома на внешнем уровне 6 электронов, все
электроны размещены на 3 энергетических уровнях.

Ответ: Сера.

1. Этот металл, в отличие от железа, не
подвергается коррозии (не ржавеет).

2. Он используется в электротехнике и
самолётостроении.

3. Его оксиды и гидроксиды амфотерны.

4. Среди металлов он самый распространённый на
земле, среди всех элементов он занимает третье
место после кислорода и кремния.

5. У его атома на внешнем уровне 3 электронов, все
электроны размещены на 3 энергетических уровнях.

Ответ: Алюминий.

Конкурс “Презентация группы химических
элементов” домашнее задание команды
“Металлов”

Поют на мотив песни “Замечательный сосед”.

Электрон на внешнем слое
Еле держится у нас.
Отдаём его спокойно,
Кто захочет в сей же час.
Мы с водой в соединение
Щёлочи всегда даём.
С хлором, фтором, бромом, иодом
Дружненько всегда живём.
Нас хранят с песком в коробке,
Режут нас легко ножом,
Получают из солей
Только электролизом.
Литий, натрий, калий, цезий,
И рубидий заодно,
Нас активней нету, братцы,
Это знают все давно.

Конкурс “Презентация группы химических
элементов” домашнее задание команды
“Неметаллов”

Что-то мне не по себе:
Стало трудно вдруг дышать,
Сухость в горле, резь в глазах,
Кто зашёл сейчас к нам в класс?
Ты конечно прав, прости,
Галогены на пути,
Чтоб не отравиться едким газом,
Можешь воспользоваться противогазом.
Ядовиты галогены,
Особенно зловонный бром.
Коль нюхнёшь, то непременно
Будет жаль себя потом!
Я фтор ещё немного злее,
Я свободно съем стекло,
Но признаюсь, вовсе не жалею,
В применении мне всегда везло.
Ну, а если объективно
Галогены обсудить,
Не на столько мы противны,
Нас за пользу людям можно
Очень сильно полюбить.
Йод ведь нужен щитовидке,
Фтор — скелету и зубам,
А в желудке кислота соляной называется,
Ведь это хлор в неё превращается.

Конкурс капитанов “Лучше один раз увидеть, чем
сто раз услышать”.

Капитан команды “Металлов” демонстрирует
опыт взаимодействия натрия с водой.

Капитан команды “Неметаллов” демонстрирует
опыт взаимодействия соды с раствором соляной
кислоты.

Ведущие демонстрируют опыт: “Вулкан на столе”.

Подведение итогов КВН: жюри объявляет
победителей КВН.

Заключительная песня на мотив “Вагончика”.

С утра мы в школу отправляемся
К восьми мы тронемся, а в два расстанемся
На пятом химия, опять контрольная
Листочки белые
Глаза молящие,
Портреты старые,
На нас глядящие,
Беги – спасаемся.

Учитель химии начнет выпытывать
Как Менделеевский закон испытывать
Наврем с три короба
Пусть удивляется
Кто тот закон открыл — Зр.
Нас не касается.

Сидим на химии и улыбаемся
Зачем, скажите нам, мы так стараемся
Мир удивительный открыли вы для нас
Звонок спасительный — Зр.
Звонит сейчас для нас.

Ах, дорогой вы наш учитель химии
Простите, не зовем мы вас по имени
В куплете имечко не помещается
Его мы помним все — Зр.
Оно не забывается

Парад химических элементов.

Действующие лица: королева Химия, 1-й ведущий, 2-й ведущий, Водород, Кислород, Железо, Алюминий, Медь, Оксид меди, Сульфат меди, Щелочь, Сера.

На сцене появляются ведущие с щитами в одной руке и колбами – в другой.

1-й ведущий

Только сегодня и только сейчас

Мы вам покажем все без прикрас.

2-й ведущий

Не редкое чудо и даже не клад,

А необычайный парад.

Ведущие (вместе)

Парад принимает

Ее Величество– королева Химия.

(Соприкасаются колбами, и появляется дым, т.к. в одной колбе находилась соляная кислота, в другой аммиак)

Выходит королева Химия (на платье с шлейфом нашиты знаки химических элементов, трафареты пробирок, колбы, на голове – корона с надписью «Химия»)

Королева:

Я к вам сегодня не одна,

Со мною весь мой двор.

О том, как химия важна,

Пойдет наш разговор.

Придворных много у меня,

И разный все народ.

Одних боятся, как огня,

Других – наоборот.

Я познакомить рада вас

Со многими из них.

Мы пригасили в этот раз

И сложных, и простых.

Был беспорядок среди нас,

Смущал нас очень он.

Помог нам славный ваш земляк,

Им создан был закон.

И по закону стало нам

Теперь сердиться глупо.

И по закону встали мы

В периоды и группы.

И благодарны мы ему,

Живем мы веселее.

Известен он на всей Земле,

Великий МЕНДЕЛЕЕВ.

Вбегает Водород.

Водород.

О, королева, как я рад

Прославить честь твою.

Позволь представить мой отряд,

Молекулу мою.

(две девочки исполняют танец, изображающий образование молекулы водород Н2)

В моей молекуле всегда

Два атома живут.

Бегу туда, где есть вода,

Меня там тоже ждут.

Водород убегает, появляется Кислород

Кислород:

Элемент я очень важный,

Очень смелый и отважный.

Вот вернулся водород,

Что-то он с собой несет

Появляется Водород, в руке держит бутылку с горючей смесью

Водород:

Мы с тобою, друг, вдвоем

Очень славно заживем.

Кислород подносит свечу к бутылке – происходит взрыв.

Кислород:

Что за чудо – не беда,

Получилась, друг, вода.

Уходят, появляется Железо, обвешанное железками, в руках банка с медным купоросом, в ней гвоздь.

Железо:

Я – металл давно известный,

Применяют повсеместно.

Польза от меня везде.

Нет железа – быть беде.

Повезло мне крупно в жизни:

Есть я в каждом механизме.

Я спешу везде успеть,

Вытеснять могу я медь.

Из банки с раствором Железо вынимает гвоздь, показывает налет меди.

Вбегает медь в красном платье.

Медь:

Ну и дело он нашел:

Обижает слабый пол.

Ты, красавец, обернись,

С Алюминием сразись.

С другой стороны появляется Алюминий, в руке держит кастрюлю и половник.

Алюминий:

Я – прочный, мягкий и красивый,

Кое-где почти незаменимый

Могу летать я в небесах,

Могу мешать картофель в щах.

Железо:

Ты не очень задавайся,

Вот согни-ка постарайся.

Железо подает железный прут Алюминию, который безуспешно пробует его согнуть.

Железо:(смеется)

Что ж половником гремел?

Что ж каши мало ел?

Где же сила, брат, твоя?

А теперь смотри, как я.

Железо легко сгибает в кольцо алюминиевый провод.

Алюминий:

Ты храбриться погоди –

Что-то будет впереди!

Велика моя семья:

В самолетах – это Я.

На Тобольской ТЭЦ, друзья.

Самый важный тоже Я.

Кто здесь лампочки зажег?

Я несу в проводке ток.

Я с коррозией на «ты».

Я добрался до звезды.

В космос я людей унес…

Железо:

Задирай не очень нос.

Чтобы первый тепловоз

К нам в Тобольск гостей привез,

Рельсы изготовил Я.

И заслуга здесь моя.

Дал опоры для мостов,

Дал детали для часов.

Я – корабль плывущий вдаль,

Я варю такую сталь…

Медь:

Погодите-ка, друзья,

Что-то слишком много «Я».

Вы в сторонку отойдите,

И кто прав – там рассудите.

Железо и Алюминий уходят с возгласами: «Я,Я,Я!..»

Медь:

Как я ловко их схлестнула,

Разыграла, обманула.

Про себя пока скажу:

«Я на крышах здесь сижу.

С высоты «Славянской» с крыш,

Как из космоса глядишь.

Будут славить все меня!

Эй, сюда, моя родня!»

Входит Оксид меди в черном платье.

Оксид меди:

Я черного цвета,

Я очень печальна,

Но, если нагреют меня с кислотой,

Я стану прозрачной

И чистой кристально,

Красивой жидкостью голубой.

Оксид меди показывает рукой на входящий Сульфат меди в голубом платье. В руках Сульфата меди две колбы с прозрачной голубой жидкостью.

Сульфат меди:

Я меди сульфат, и я вам признаюсь,

Что щелочи я очень, очень боюсь,

Ведь сразу по действием сильным ее

В осадок опуститься сердце мое.

Вбегает щелочь NaOH, в руках держит две колбы с прозрачной жидкостью. Из одной колбы она подливает жидкость (щелочь) в колбу с синим растворам. Показывает результат опыта. Медь и ее родственники уходят.

Щелочь:

Я очень маленького роста

И пугаюсь очень просто!

Беру стакан, а в нем вода,

Теперь кладу металл сюда.

Хлопок! И взрыв! И сноп огня!

И вы получите меня!

Хоть польза от меня огромная,

Натура я довольно скромная.

Вот индикатор влей сюда (показывает),

И я краснею от стыда.

Щелочь, смущаясь, убегает. Выходит сера в желтом платье.

Сера:

Обозначают буквой «S».

32 – атомный вес.

Синим пламенем горит,

Образует ангидрид.

Ангидрид плюс вода –

Получилась кислота!

Догадались вы, друзья,

Ну конечно, это Я.

Сера с многими дружна.

Сера очень всем нужна.

Я сейчас вас испытаю:

Вам загадки загадаю.

Мой вам дружеский совет:

Дружно всем кричать ответ.

Первая загадка:

Фиолетовым назвали,

Вы б его легко у знали,

Если б пар вам показали.

Элемент так нужен тот,

Мы зовем его…

(Йод)

Сера показывает химический знак йода.

Вторая загадка:

Тот элемент в печной трубе

Встречаешь в виде сажи.

И в простом карандаше

Его встречаешь даже.

Где б ни встречался он в природе,

Но, сгорая каждый раз,

Он образует тот же газ.

Здесь речь идет об…

(Углероде.)

Сера показывает химический знак углерода.

Третья загадка:

Название – от слова «цвет».

Бесцветных соединений нет,

И весь секрет названья в том.

Элемент тот будет…

(Хром)

Сера показывает химический элемент хрома. Появляется королева Химия, в руках – волшебная палочка.

Королева Химия:

О, мои юные друзья,

Сегодня очень рада я!

Вы знаете детей моих

(появляются все элементы),

Легко узнаете вы их.

Скажу вам на прощанье я:

«Учите ХИМИЮ, друзья!

За мной – будущего свет!

Пройдет совсем немного лет,

Прославлю этот город я»

Все:

Чудеснейшая химия!

Королева Химия:

Я вот еще вам что скажу:

«Я дружбой вашей дорожу.

Я в химию вас посвящаю,

И в этот миг повелеваю:

Теперь на суше, и в воде,

Всегда, и всюду, и везде

Мои законы почитайте!

Вливайте! Грейте! Получайте!

Вот вам мой дружеский совет:

Да будет химия и свет!»

Королева Химия подносит волшебную палочку к чашке, вспыхивает пламя.

Музыка. Все уходят.

Литература

1.Энциклопедия для детей. том 17. химия. В. Володин.- м.:аванта,2005

2.занимательные задания и эффективные опыты по химии. б.д. степин, л.ю. аликберова.- м.: дрофа,2002

3.химия. хомченко г.п. м.: Высшая школа.1988.

Здесь представлен конспект к уроку на тему «Парад химических элементов», который Вы можете бесплатно скачать на нашем сайте. Предмет конспекта: Химия Также здесь Вы можете найти дополнительные учебные материалы и презентации по данной теме, используя которые,
Вы сможете еще больше заинтересовать аудиторию и преподнести еще больше полезной информации.

Внеклассное мероприятие по химии

« Парад химических элементов»

Цель: Развитие познавательного интереса и активности учащихся, применяя нестандартные игровые формы учебной деятельности. Формирование навыков работы в коллективе и чувства ответственности. ( дети одеты в костюмы химических веществ и элементов)

Лакмус ( поет на мотив песни « Сиреневый туман».) Сегодня лучший день, сегодня славный праздник, Большой ликует дом, смеется и поет. Таблица в сборе вся, сто с лишнем элементов. Великий водород их на парад ведет!

Ведущий. Парад, посвященный празднику химии, объявляется открытым. На парад прибыли все группы системы Д. И. Менделеева. Восемь колонн демонстрантов из Периодической системы дружно держат шаг. Во главе колонны « Водород». Он как-то не может определить свое место: то ли ему встать около щелочных металлов, то ли около галогенов. Вот уже водород приближается к трибуне…

Водород. ( поет на мотив песни « Взвейтесь кострами…» ) Я самый легкий, я самый первый Я половина целой вселенной! Жизнь даю звездам, родится вода. Клич водорода — « Готов будь всегда!»

Ведущий. Мимо трибуны проходит колонна благородных газов, возглавляемая знаменитым гелием.

Благородные газы ( поют на мотив песни « Спокойной ночи , малыши» ) Говорят, что мы ленивы, вот так так. Что мы в связи не вступаем, ну никак. С кем – то если вдруг сойдемся, Тут же сразу разойдемся. Неустойчивы — все же мы. Мы инертны и пассивны: это так. Быть активными не можем мы никак. Но меж тем мы вам полезны: свет, тепло даем любезно. Благородным будь, не забудь.

Ведущий. Легко и непринужденно идет колона щелочных металлов, приветствуя зрителей своим единственным валентным электроном. Как прекрасны своим металлическим блеском на свежем разрезе «литий» , « натрий» , « калий «. Они хотят что – то сказать. Мы слушаем вас.

Щелочные металлы. ( поют на мотив песни « Пусть бегут неуклюже « ) Энергичны мы очень и легки, между прочим. И легко электрон отдаем. И при всем вот при этом, больше всех мы на свете. Кислороду всю славу поем. Припев: Кислород мы сильно любим, на контакт мы с ним идем. Но от этого явленья мы тускнеем потом.

Ведущий. Заметно выделяется на фоне первой группы подгруппа меди. Это и понятно: в ее состав входят такие благородные металлы, как золото и серебро. Они — то знают себе цену — очень высокую цену. Вы только взгляните, сколько достоинства в походке, как стройна фигура!

Золото ( поет на мотив песни из к/ф « Двенадцать стульев ) Да , я красив, всех затмеваю, все влюблены в меня, я это понимаю. Но также знает всяк и это не пустяк — любимец женщин я же как — никак. Припев: Ведь я украшеньем являюсь, Богатство я людям даю И купол церкви я украшаю, Деталью в приборах стою.

Ведущий. Стройно шагает колонна элементов второй группы, гл. подгруппы. Они выглядят весьма элегантно: одеты в серебристо – белые костюмы. Первым в этой группе марширует « бериллий»

Бериллий ( поет на мотив песни « Черный кот» ). 1. Как на свете бериллий жил- был , Он в состав минералов входил. Ну и песня конечно о том. Драгоценен бериллий притом. Припев : Изумруд, аквамарин — это чудо бериллий один. Ну и примесей чуть – чуть. Ну – ка кольца, серьги, бусы быстро в путь. 2. Ну а если я не минерал. Если я твердый, прочный металл. Тогда песенка будет о том, Как меня применяют потом. Припев : Без меня, ясно всем, труд хирурга не получится совсем. Ну а как же самолет, без меня взлетит , отправится в полет?

Ведущий. К трибуне приближается « цинк» , « кадмий» , « ртуть». Они поднимают вверх оба электрона с внешней оболочки и доброжелательно размахивают ими в знак приветствия.

Цинк, кадмий , ртуть

( поют на мотив песни « Как много девушек хороших..» )

Зло так нечаянно нагрянет, когда его совсем не ждешь, И ваш обед тогда вдруг станет совсем не так уже хорош… И ты поешь. Пар ртути очень ядовитый, легко он может отравить, Свалить он с ног любого может, И вам тогда уже не жить, увы не жить. Припев: Соли таких тяжелых элементов, Любят кого — то взять и отравить. Людям не пережить таких моментов, И нас не любят… Да и за что же нас любить?

Ведущий. В зоне видимости появились представители третьей группы « Большого дома» . Это самая многочисленная армия, в состав которой входят 14 элементов семейства актиноидов и столько же лантаноидов . Они шагают твердо , уверенно, решительно. …

Внеклассное мероприятие  можно  использовать  при  проведении  предметной  недели   химии в школе,  методической  недели. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?

Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.

Быстро и объективно проверять знания учащихся.

Сделать изучение нового материала максимально понятным.

Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.

Наладить дисциплину на своих уроках.

Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа

«Внеклассное мероприятие по химии «Парад химических элементов» для 8 класса»

МОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа»  Первомайского района Тамбовской области  Презентация к внеклассному мероприятию по химии в 8 классе «Парад химических элементов»  Подготовила учитель химии  Кинжалова Марина Юрьевна

МОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа» Первомайского района Тамбовской области

Презентация к внеклассному мероприятию по химии в 8 классе «Парад химических элементов»

Подготовила учитель химии

Кинжалова Марина Юрьевна

СЕРЕБРО Ag H Pb O 2 Si As Mg Be ПАРАД химических Cu элементов

СЕРЕБРО

Ag

H

Pb

O 2

Si

As

Mg

Be

ПАРАД

химических

Cu

элементов

Водород и гелий в звездах Водород в туманности Розетка Водород как топливо ВОДОРОД

Водород и гелий в звездах

Водород в туманности Розетка

Водород как топливо

ВОДОРОД

БЛАГОРОДНЫЕ ГАЗЫ

БЛАГОРОДНЫЕ ГАЗЫ

ГЕЛИЙ Солнечный гелий

ГЕЛИЙ

Солнечный гелий

НЕОН

НЕОН

Щелочные металлы

Щелочные металлы

Натрий Калий Литий

Натрий

Калий

Литий

Горение солей  щелочных металлов

Горение солей щелочных металлов

Подгруппа меди

Подгруппа меди

Самородное золото

Самородное золото

Золото в изделиях

Золото в изделиях

Белое золото

Белое золото

Подгруппа бериллия

Подгруппа бериллия

Металлический бериллий

Металлический бериллий

Подгруппа цинка

Подгруппа цинка

Цинк Ртуть

Цинк

Ртуть

Лантаноиды Актиноиды

Лантаноиды

Актиноиды

Оксид церия

Оксид церия

Карьер с ураном УРАН Добыча урана

Карьер с ураном

УРАН

Добыча урана

Взрыв радиоактивного урана

Взрыв радиоактивного урана

Углерод Кремний

Углерод

Кремний

Кремний Углерод

Кремний

Углерод

Азот

Азот

Молекулы азота в нижних частях ионосферы

Молекулы азота в нижних частях ионосферы

Кислород

Кислород

Жидкий кислород

Жидкий кислород

Сера

Сера

Самородная сера

Самородная сера

Галогены

Галогены

Хлор Фтор Бром

Хлор

Фтор

Бром

Жидкий бром Кристал-лический бром

Жидкий бром

Кристал-лический бром

:

:

  •   www.blogger.com womantalks.ru
  •   astro.wsu.edu vtk.com.ua
  • posobie.info http://orsk.ru
  • http://freshmp3.ru forexaw.com
  • forum.xumuk.ru www.periodictable.ru  
  • www.made-soap.com http://www.nanonewsnet.ru
  •   www.xrest.ru rcio.pnzgu.ru
  • www.chillitalks.com
  • http://www.jewelgold.ru
  • kolca-tut.ru
  • www.magicgold.ru
  • mynews-in.net
  • elementy.ru

Муниципальное бюджетное   общеобразовательное        учреждение
«Средняя общеобразовательная школа№41»
Методическая разработка
внеклассного мероприятия 
«Парад химических элементов»
                                                              Исполнил: преподаватель химии
                                                                                                   Омарова З.Г. Махачкала
2019
                    
                      ПАРАД ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ
Химия – наука непростая, ведь недаром ее начинают изучать только в 8­м
классе, когда школьники уже имеют определенные знания по математике, физике,
биологии и географии и т.д. Но и сердца школьников тоже успели завоевать другие
предметы   и   их   преподаватели.     Поэтому   учитель   химии   находится   в   такой
ситуации,   когда   нужно   влюбить   школьников   в   свою   науку   с   самого   начала   ее
изучения.   Я   предлагаю   разработку   внеклассного   мероприятия   по   химии   в   8­м
классе,   которое   должно   показать   учащимся,   что   химия   –   наука   интересная,
увлекательная,   но   в  то   же  время     требующая   серьезного   отношения,  большого
трудолюбия. 
                       Сценарий мероприятия
Действующие   лица:   королева   Химия,   1­й   ведущий,   2­й   ведущий,   Водород,
Кислород, Железо, Алюминий, Медь, Оксид меди, Сульфат меди, Щелочь, Сера,
Алхимик.
На сцене появляются ведущие с таблицей «Периодическая система химических
элементов Менделеева Д.И.» в одной руке и колбами – в другой.
1  ведущий.
           Только сегодня и только сейчас 
Мы вам покажем все без прикрас
2 ведущий.
 Не  редкое чувство  и даже не клад
А необычайный парад
Ведущие (вместе)
                           Парад принимает 
 Ее Величество­ королева Химия
(Соприкасаются колбами, и появляется дым, т.к. в одной колбе находится 
соляная  кислота, в другой ­ аммиак).
Выходит королева Химия (на платье со шлейфом нашиты знаки химических 
элементов, трафареты пробирок, колбы, на голове ­ корона с надписью 
«Химия»).
Королева.
Я к вам сегодня не одна, 
Со мною весь мой двор.
О том, как химия важна,
Пойдет наш разговор.
Придворных много у меня,
И разный все народ.
Одних ­ бояться как огня,
Других ­ наоборот.
Я познакомить рада вас
Со многими из них.
Мы пригласили в этот раз 
И «сложных, и «простых».
2 Был беспорядок среди нас,
Смущал нас очень он.
Помог нам славный ваш земляк,
И создан был закон.
И по закону стало нам
Теперь сердиться  глупо.
И по закону стали мы 
Вбегает Водород.
Водород.
О, королева, как я рад
Прославить честь твою.
В периоды и группы.
И благодарны мы ему,
Живем мы веселее.
Известен он на всей Земле,
Великий Менделеев.
Позволь представить мой отряд.
Молекулу мою.
( Две девочки исполняют танец, изображающий образование молекулы 
H2).
Бегу туда, 
Где есть вода,
 Меня всегда там ждут.
В моей молекуле всегда
Два атома живут.
Водород убегает, появляется Кислород.
Кислород
Он бесцветный, но тяжелый, 
В нем огонь всегда веселый.
Он в крови у нас живет, 
Ну конечно….
Все. 
 
 Кислород!
 Кислород важничает, зажигает свечу.
Кислород
Элемент я очень важный,
Очень смелый и отважный.
Вот вернулся Водород,
Что­то он с собой несет.
Появляется Водород, в руке держит бутылку с горючей смесью.
Водород.
Мы с тобою, друг вдвоем 
Очень славно заживем.
Кислород подносит свечу к бутылке ­ происходит взрыв.
Кислород
3 Что за чудо ­ не беда, 
Получилась, друг, вода.
Примечание. В целях безопасности этот  опыт можно также заменить танцем 
(танцуют три мальчика ­ два Водорода  и один Кислород, соединяясь, образуют 
НОН).
Уходят, появляется Железо, обвешанное железками, в руках банка с 
медным купоросом, в ней гвоздь.
ЖЕЛЕЗО
Я ­  металл давно известный,
Применяют повсеместно.
Польза от меня везде.
Нет железа ­ быть беде, 
Повезло мне  крупно в жизни:
Есть я в каждом механизме.
Я спешу везде успеть,
 Вытеснять могу я медь.
Из банки с раствором Железо вынимает гвоздь, показывает налет меди.
Вбегает Медь в красном платье.
Медь.
Ну и дело он нашел:
Обижает слабый пол.
Ты, красавец, обернись,
С Алюминием сразись.
С другой стороны появляется Алюминий, в руке держит кастрюлю и 
половник.
Алюминий
Я ­ прочный, мягкий и красивый,
Кое­где почти незаменимый,
Железо.
Ты не очень задавайся,
Вот согни­ка, постарайся.
Могу летать я в небесах, 
Могу мешать картофель в щах.
Железо подает железный прут Алюминию, который безуспешно пытается его 
согнуть.
Железо  смеется).
Что ж половником гремел?
Что ж ты каши мало ел?
Где же сила, брат, твоя?
А теперь смотри, как я.
Железо легко сгибает в кольцо алюминиевый провод.
4 Алюминий.
Ты храбриться погоди­
Что­то будет впереди!
Велика моя семья:
В самолетах ­ это Я.
На Свердловской ТЭЦ, друзья,
Самый важный тоже Я.
Железо.
Задирай не очень нос,
Чтобы первый тепловоз
К нам в Свердловск гостей привез,
Рельсы изготовил Я.
И заслуга здесь моя.
Медь
Погодите­ка, друзья,
Что­то слишком много «Я».
Кто здесь лампочки зажег?
Я несу в проводке ток.
Я с коррозией на «ты».
Я добрался до звезды.
В космос я людей унес…
Дал опоры для мостов,
Дал детали для часов.
­ корабль, плывущий вдаль, 
Я варю такую  сталь….
Вы в сторонку отойдите,
И кто прав – там рассудите.
Железо и Алюминий уходят с возгласами: «Я, Я, Я..!»
Медь
Как я  ловко их схлестнула,
Разыграла, обманула.
Про себя пока скажу:
« Я на крышах  здесь сижу.
С высоты «Славянской» с крыш,
Как из космоса глядишь.
Будут славить все меня!
Эй, сюда, моя родня!»
Входит оксид меди в черном платье. 
 Оксид меди
Я черного цвета,
Я очень печальна, 
Но, если нагреют меня с кислотой,
Оксид меди показывает рукой на входящий Сульфат меди в голубом платье. В 
руках Сульфата меди две колбы с прозрачной голубой жидкостью.
Я стану прозрачной
И чисто кристальной,
Красивой жидкостью голубой.
Сульфат меди
Я меди сульфат, и я вам признаюсь,
Что щелочи я очень, очень боюсь,
 
Вбегает щелочь NaOН , в руках держит две колбы  с прозрачной жидкостью. 
Из одной колбы она подливает жидкость (щелочь) в колбу с синим раствором. 
Показывает результат опыта. Медь и ее родственники уходят. 
Ведь сразу под действием сильным ее
В осадок опустится сердце мое.
Щелочь.
5 Я очень маленького роста
И получаюсь очень просто;
Беру стакан, а в нем вода,
Теперь кладу металл сюда.
Хлопок! И Взрыв! И снова сноп огня!
И вы получите меня!
Хоть польза от меня огромная,
Натура я довольно скромная.
Вот индикатор влей сюда 
(показывает),
И я краснею от стыда.
Щелочь, смущаясь, убегает. Выходит Сера в желтом платье.
Сера.
Обозначают буквой «S»,
32­атомный вес.
Синим пламенем горит, 
Образуется ангидрид.
Ангидрид плюс вода­ 
Получилась кислота!
Догадались, Вы, друзья,
Первая загадка.
Фиолетовым назвали,
Вы б его легко узнали,
Сера показывает химический знак иода
Вторая загадка.
Ну, конечно, это ­ Я.
Сера с многими дружна.
Сера очень всем нужна.
Я сейчас вас испытаю: 
Вам загадки загадаю.
Мой вам дружеский совет:
Дружно всем кричать в ответ.
Элемент так нужен тот,
 Мы зовем его ….    (Йод).
Где б ни встречался он в природе,
Но, сгорая каждый раз, он образует 
тот же газ.
Здесь речь идет об….
Тот элемент в печной трубе
Встречается в виде сажи.
И в простом карандаше
Его встречаешь даже.
                                                                                                              ( Углероде).
Сера показывает химический знак углерода.
Третья загадка.
Название ­ от слова «цвет».
Бесцветных соединений нет,
                                                                                                                    ( Хром)
Сера показывает химический знак хрома.
И весь секрет названья в том.
Элемент тот будет …..  
Появляется королева Химия, в руках,­ волшебная палочка.
Королева Химия.
О, мои юные друзья,
Сегодня очень рада я!
Вы знаете детей моих
6 (появляются все элементы).
Легко узнаете вы их.
Скажу вам на прощанье я:
« Учите ХИМИЮ, друзья!
Все. Чудеснейшая химия!
Королева Химия.
Я вот еще что вам скажу:
« Я дружбой вашей дорожу.
Я в химики вас посвящаю
И в этот миг повелеваю:
Теперь на суше и в воде,
За мною ­ будущего свет!
Пойдет совсем немного лет,
Прославлю этот город я».
Всегда, и всюду, и везде
Мои законы почитайте!
Вливайте! Грейте! Получайте!
Вот вам мой дружеский совет:
Да будет химия и свет!»
Королева Химия подносит волшебную палочку к чашке, вспыхивает пламя.
Музыка. Все  уходят.
Примечание. В целях техники безопасности все опасные опыты может проводить 
по приказу королевы алхимик (учитель химии, облаченный в соответствующий 
костюм). Сценарий мероприятия взят из статьи В.Аркановой, опубликованной в   
газете «Химия», издательский дом « 1 сентября» №6, 2002 год.
                                           Заключение
Игра  стала  настоящим праздником для ребят.  Как положительный момент 
можно отметить большую активность, оживленность суворовцев, создание 
положительных эмоций, а результат этого – удовлетворенность  результатами и 
учителя, и детей. Мероприятие позволило многим суворовцам, как девочкам, так и
мальчикам проявить свои  творческие артистические способности; способствовало
формированию коммуникативных умений: отношения сотрудничества и 
взаимопомощи; повысило интерес к изучению химии.
                    
   
7

Положение о проведение  конкурса – спектакля

«Таланты химических элементов»

 Цель проведения: повышение мотивации обучающихся к изучению основ химии, расширение знаний о великих русских ученых внесших вклад в  мировую науку.

Задачи.

-знакомство с биографией Д.И.Менделеева, с химическими элементами; периодической системы

-воспитание чувства гордости за нашу родину и ее сынов;

-популяризация знаний по химии.

Этапы подготовки.

  1. Классным руководителям выбрать с классом химический элемент
  2.  Подготовить сценарий-представление своего элемента.
  3. Продумать приветствие другим командам
  4.  В занимательной форме рассказать о химическом элементе, разыграв небольшой спектакль.

Ход мероприятия.

1.Организация мероприятия.

2.Разминка. (Участвуют все желающие)

-Кто создал  периодическую таблицу химических элементов Д.И. Менделеева?

-Правильно ли утверждать, что Д.И.Менделеев лауреат Нобелевской премии.

(Нет, Нобелевскую премию  Д.И.Менделеев не получил)

-Правильно ли утверждать, что в таблице химических элементов нет не одного химического элемента названного в честь ученого.                                           (Нет, есть элемент Менделевий)

— Применимо ли к некоторым химическим элементам прилагательное «Благородные». Если да, то, к каким.

 ( Благородные газы, благородные металлы)

— Какой элемент  самый «жадный»

(фтор)

3.Приветствие участников «парада химических элементов» командой участницей  спектакля.

4. Жеребьевка очередности  выступления

5. Выступление команд

6. Конкурс капитанов (капитанами назначаются классные руководители)

 Составить как можно больше слов из букв химического элемента – Резерфордий+а  в течение 3 минут

 Игра со зрителями.

-химический элемент, который всегда рад (радий, радон)

-химический элемент, у которого всегда есть единица  измерения электрического сопротивления (Ом)

— химический элемент, у которого можно найти хвойное дерево (никель)

— химический элемент, у которого есть азартная настольная игра (золото)

-химический элемент, у которого есть широколиственное дерево (дубний)

-химический элемент, у которого есть свой волшебник (магний)

-химический элемент, у которого есть свой клоун (цирконий)

-химический элемент, у которого есть вкусный наполнитель (кремний)

-химический элемент – планета (уран)

-химический элемент, названный в честь химика-сибиряка (менделевий)

7. Подведение итогов

 Химические элементы для представления. Представление не более 5 минут

Класс

Классный руководитель

Химический элемент

11

Поникаровских С.А.

Серебро

9

Ершова Ю.А.

Алюминий

8

 Хомякова Е.В.

Литий

7

Минниахметова А.А.

Золото

6

Курилова И.Ю.

Кислород

5

Наумова Л.В.

Водород

4.

Микрун Е.В.

3.

Андреева Л.В.

Углерод

1-2

Южакова Н.Г.

Ртуть

 Компетентное жюри.

 1.Челнокова Варвара Анатольевна

 2. Маматов Газиз Хасипович

 3. Курманов Руслан Ибрагимович

Номинации

-Самые артистичные                 — Самые неподражаемые

-Самые благородные                 — Самые пунктуальные

-Самые начитанные                  — Самые веселые

-Самые элегантные                   — Самые зажигательные

-Самые пластичные

Шуточная сценка про водород и всезнающий народ. (5 класс)

Звучит музыка «Я иду такая вся….»

 Идет ученица. «Ой, я сегодня такая легкая, такая водородная».

 Старушка переспрашивает. «Дородная? Да тебе бы, на усиленном питание, посидеть не мешало».

Ученица. Да не дородная говорю, а водородная.

Старушка крестится. Водородная. Бомба что ли?

 Ученица. Да не бомба, а такая  легкая, как химический элемент-водород. Он самый легкий на планете.

Старушка крестится. Это ж кого он родил на диете?

 Ученица. Да не на диете, а на планете.

Этот элемент входит в состав воды — поэтому и называют «Водород», рождающий воду.

Старушка. И я говорю –  моду. Моду, какую нынче взяли, то штаны  все в дырках, то в заплатках, не поймешь эту молодежь.

Ученица. Да не моду, а воду, воду рождает. Вода  на планете  занимает  три четверти, в школе учили.

Старушка. Это ж с кем тебя бедную разлучили.

Ученица. Да не разлучили, а учили. Учили, что водород  первый химический элемент во Вселенной   и периодической таблице. У него всего один протон.

Старушка. Да- да,  милая ешь вот батон, чтобы  в лице хоть налилась.

 Ведущий. И тут подул легкий ветерок. (Звук ветра или музыка про Мери Попинс )

Ученица. Ну, бабушка пока, что- то дует тут слегка, пойду химию учить с водородом, чтоб дружить.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Парад сказок сценарий
  • Парад ростовых кукол сценарий
  • Парад праздник святого патрика
  • Парад победы 9 мая история праздника
  • Парад победы 7 ноября сценарий